Домой Профилактика "Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность". Урок ОБЖ

"Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность". Урок ОБЖ

Светлана Лесниченко
НОД в подготовительной группе по ОБЖ «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме : «Я здоровье сберегу ,сам себе я помогу ».

Возрастная группа : дети 6 лет.

Образовательная область : «Безопасность» .

Интеграция с образовательными областями : «Познание» ,«Здоровье » , «Социализация» , «Коммуникация» , «Музыка» , «Физическая культура» ,«Чтение художественной литературы» .

Форма проведения : игра «Цветик-семицветик» .

Цель :формирование у дошкольников представления о здоровье как одной из главных ценностй человеческой жизни.

Задачи :

Образовательные :

Продолжать учить осознанно подходить к сохранению и укреплению своего здоровья .

Уточнить значимость соблюдения правил гигиены, питания,употребления витаминов,занятий спортом для здоровья .

Учить понимать значение пословиц и поговорок о здоровье .

Развивающие :

Развивать речь, познавательный интерес, мыслительную активность, воображение детей.

Воспитательные :

Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье , стремление вести здоровый образ жизни .

Виды детской деятельности : познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, чтение художественной литературы.

Методы : словесные, наглядные, игровые, вопросы проблемного характера.

Активизация словаря : здоровый образ жизни , предметы личной гигиены.

Ход игры:

Вос-ль : Я приветствую вас на игре «Цветик-семицветик» .

Как вы думаете,почему наша игра так называется?

Сейчас я вас познакомлю с правилами игры. На каждом лепестке написаны цифры,которые будут соответствовать числу выпавших на кубике точек. Например,если на кубике выпало 5точек,то ищем лепесток с цифрой5. Каждый лепесток-это вопросы от сказочных героев,на которые вы должны будете дать правильный и четкий ответ. По правилам игры кубик будет бросать капитан команды,которого мы веберем с помощью считалки .

Игра посвящена теме «Здоровье и здоровый образ жизни » .

Быть здоровым очень важно . Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Вот как говорится в пословице : «Здоровье дороже богатства » .Поэтому каждый должен помнить о своем здоровье ,беречь и укреплять его,вести ЗОЖ. Как вы это понимаете?

Представляю вам участников игры. Итак,начинаем нашу игру.

Вопросы от Айболита. Посвящены они строению нашего тела.

Назовите орган слуха (уши) .

-Загадка :На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются (глаза)

Назовите орган дыхания (нос) .

Самая верхняя часть тела (голова)

-Загадка :Оля весело бежит к речке по дорожке,

А для этого нужны нашей Оле (ножки) .

-Что лишнее :голова,руки,кукла,ноги (кукла)

-Загадка :Оля ягодки берет по две,по три штучки,

А для этого нужны нашей Оле (ручки)

Физминутка «Повторяй слова и выполняй движения» .

Вопросы от Красной Шапочки :

*Дорогие ребята,продолжите пословицы :

-«Солнце,воздух и вода-(наши лучшие друзья) ;

Здоровье в порядке- (спасибо зарядке) »;

-«В здоровом теле- (здоровый дух ) »;

-«Двигайся больше-(проживешь дольше) »;

-«Если хочешь быть здоров- (закаляйся) ;

-«Движенье-(это жизнь) »;

-«Кто спортом занимается-(тот силы набирается) ».

*Продолжите строки из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр» :

«Нодо,надо умываться …»

«Да здравствует мыло душистое…»

«Рано утром на рассвете.»

Точечный массаж «Неболейка» .

Вопросы от Мойдодыра.

Дорогие ребята,вы знаете,что необходимо следить за чистотой своего тела,а особенно за руками.

Зачем нужно мыть руки?

Что нужно делать,чтобы микробы не попали в наш организм (соблюдать правила гигиены)

Какие правила гигиены вы соблюдаете дома и в детском саду?

Мойдодыр прислал вам чудесный сундучок с загадками. Отгадки мы найдем в сундучке. После игры Мойдодыр спрашивает :

Как называются эти предметы (предметы личной гигиены)

Почему их так называют (ими может пользоваться только один человек)

Вопросы от Буратино.

Ребята!Вы знаете,что продукты бывают полезными и вредными. Буратино задает вопрос : какие продукты полезны для здоровья ,а какие –нет?

Игра «Полезные и вредные продукты» (с мячом)

Что такое витамины?

Какие витамины вы знаете?

Какую пользу приносят витамины «А» , «В» , «С» (дети читают стихи)

Где больше всего витаминов (в овощах и фруктах)

В каких овощах и фруктах содержатся витамины «А» , «В» , «С» ?Чтобы ответить на этот вопрос,поиграем в игру «Витаминные семейки» .

Все овощи и фрукты полезны. А вот насколько важны и нужны овощи,об этом ребята сейчас и расскажут.

Инсценировка стих. «Овощи» .

Вопросы от Кота в сапогах.

Дорогие ребята!Если человек будет заниматься спортом,он проживет дольше. Кто спортом занимается,с болезнями не знается.

Скажите,пожалуйста,какие виды спорта вы знаете?

Зачем нужно заниматься спортом?

Что нужно обязательно делать по утрам?

Для чего нужна зарядка?

По утрам зарядку делай

Будешь сильным,будешь смелым.

Прогоню остатки сна

Одеяло в сторону,

Мне гимнастика нужна

Помогает здорово .

Чтобы нам не болеть

И не простужаться,

Мы зарядкой с тобой

Будем заниматься.

Становитесь по порядку на веселую зарядку.

Зарядка под музыку.

Вопрос от Золушки.

Ребята!Я знаю,что вы отзывчивые,веселые и добрые дети,умеете радоваться и веселиться. От того,какое настроение у человека,зависит его здоровье . Золушка задает вопрос :

«Грубых слов не говори,только добрые дари!»

Игра «Комплименты»

Фиолетовый лепесток. Вопросы от зрителей.

Воспитатель :-На этом наша игра окончена. Что же нужно делать для того,чтобы быть здоровыми и красивыми (ответы детей) .Спасибо вам за игру.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЕФЕРАТ

Здоровье - как важнейший фактор безопасности жизнедеятельности человека

выполнил

ученик 9 "В"

Цыкин Алексей

Введение

1. Что такое здоровье

1.1 Понятие «здоровье»: его содержание и критерии

1.2 Понятие о «количестве здоровья»

2. Основные компоненты здоровья

3. Образ жизни и его влияние на здоровье. Основы здорового образа жизни

4. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности

5. Вывод: здоровый образ жизни основа безопасной, полноценной и комфортной жизнедеятельности

ВВЕДЕНИЕ

Состояние здоровья здоровье населения предопределяется многими факторами: сущностью общественно-политического строя, социальной политикой, уровнем санитарно-гигиенической культуры, спецификой обычаев и традиций различных групп населения, условиями труда и быта, уровнем благосостояния, социальным обеспечением, характером межличностных отношений, состоянием окружающей среды, развитием здравоохранения и медицины. Кроме социальных и биологических факторов здоровье населения во многом определяется субъективным отношением индивидуума к своему здоровью и здоровью окружающих людей, его образом жизни.

Здоровье отдельного человека фиксируется различными диагностическими методами и средствами и характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущением жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности, целостностью и гармоничностью развития личности.

Жизнедеятельность -- сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В широком смысле это слово означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития.

Основными видами деятельности человека являются труд, учение, игра. Другие виды деятельности -- общественно-политическая, педагогическая, военная и т.д. возникли благодаря труду, который всегда носил общественный характер.

В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой. Под этим понятием понимают все то, что нас окружает, что прямо или косвенно воздействует на нашу повседневную жизнь и деятельность. Окружающая среда оказывает постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических и биологических. Безусловно, что на человека, как социальное существо, непосредственное влияние оказывают и психогенные факторы.

В ходе длительной эволюции человек приспособился к природной окружающей среде» и любые ее изменения неблагоприятно влияют на его здоровье. Организму человека свойственно безболезненно переносить те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. В противном случае происходит повреждение организма, которое при достижении определенной степени изменений квалифицируется как несчастный случай (травма) или хроническое заболевание.

На постиндустриальном уровне развития цивилизованного общества отступили массовые эпидемии, но возникли другие опасные факторы жизнедеятельности, так или иначе связанные со здоровьем. Например, только здоровый физически и морально человек может безопасно для себя и других управлять личным автомобилем или катером, правильно определить момент перехода улицы с интенсивным движением транспорта, выдержать длительный перелет самолетом, заниматься подводным плаваньем на отдыхе и т.д.

Таким образом, жизнедеятельность, здоровье и безопасность в современных условиях очень тесно взаимосвязаны.

1. ЧТО ТАКОЕ «ЗДОРОВЬЕ»

1.1 Понятие «здоровье»: его содержание и критерии

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия - производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном - в конечном счете, определяются уровнем здоровья (табл. 1).

Таблица 1. Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья

Значение для здоровья,

примерный удельный вес,

Группы факторов риска

Образ жизни

Вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др.

Генетика, биология человека

Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням

Внешняя среда, природно-климатические условия

Загрязнения воздуха, воды и почвы канцерогенами и смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения

Здравоохранение, медицинская активность

Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Здоровье - это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Раскроем понятие здоровье более полно, как:

Отсутствие болезней;

Нормальное функционирование организма;

Динамическое равновесие организма в системе «человек-окружающая среда»;

Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

Способность к полноценному выполнению основных социальных функций (общение, образование, труд).

Таким образом, можно сказать, что Здоровье - это способность человека приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям, способность противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням и повреждениям, способность сохранять себя.

Приведенное выше определение здоровья, данное ВОЗ, носит теоретический характер.

На практике врачи оценивают состояние здоровья более конкретными показателями, которые можно зарегистрировать и измерить: уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т.д.

Если эти показатели соответствуют возрастным нормам человека и позволяют ему без помех учиться, трудиться, можно утверждать, что человек здоров. Если же человек без видимых причин начинает плохо учиться, трудиться, у него пропадает интерес к играм, занятиям, можно предположить, что он нездоров.

Здоровье - ценность, к которой необходимо стремиться. Овладевая этой ценностью, люди более полно реализуют свои ожидания, удовлетворяют свои потребности, становятся более значимы не только для близких, но и для всего общества.

Наиболее широкое распространение получил функциональный подход: в способности человека осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, т.е. выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. В связи с функциональным подходом возникло понятие «практически здоровый человек».

Поэтому качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни - имеют довольно широкий диапазон толкования. Различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др. Способность к адаптации - один из важнейших критериев здоровья.

1.2 Понятие о «количестве здоровья»

Согласно известному философу и хирургу - академику Н.М. Амосову (книга «Раздумье о здоровье»), «количество здоровья» можно определить как сумму резервных мощностей «основных функциональных систем» организма, т.е. способности организма противостоять различным отклонениям. Чем лучше работают функциональные системы, тем больше количество здоровья, и - следовательно - меньше склонность к заболеваниям.

Здоровье - плод воздействия разнообразных факторов на уникальное системное явление природы - «человека». Каждый человек должен уметь управлять своим здоровьем - с учетом риска заболеваний и особенностей психологического, физиологического факторов. Для самостоятельного управления здоровьем каждому необходимо уметь создать комфорт души и тела, что достигается определенным образом жизни, отношением к средствам оздоровления и исцеления от недугов.

2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ

Индивидуальное здоровье человека составляют три компонента:

а) социальное здоровье (благополучие);

б) духовное (нравственное) здоровье;

в) физическое здоровье.

Социальное благополучие - когда человек уверен в своем завтрашнем дне, имеет жилье, работу, возможность повышать качество образования, карьерный рост, достойную заработную плату, возможность отдыхать согласно своим желаниям и возможностям, имеет возможность поддерживать своих близких, и наконец, чувствует свою «нужность» обществу, т.е. это социальные связи и межличностные отношения, благоприятные условия труда и быта. Социальное здоровье тесно связано с духовным здоровьем человека.

Духовное здоровье - здоровье нашего разума. Духовное здоровье зависит от:

а) - системы мышления, степени познания окружающего мира и ориентации в этом мире;

б) - умения адекватно определить свое положение в окружающей среде, свое отношение к какому-либо лицу, вещи, области знаний.

Духовное здоровье достигается за счет умения:

Жить в согласии с собой, родными, друзьями и другими членами общества

Прогнозировать различные ситуации, влияющие на жизнь;

Разрабатывать и оптимально адаптировать модель своего поведения применительно к окружающей среде.

Физическое здоровье - это здоровье нашего тела. Физическое здоровье зависит от:

а) - двигательной активности человека;

б) - рационального питания;

в) - закаливания;

г) -соблюдения правил личной гигиены;

д) - безопасного поведения в повседневной жизни;

е) - оптимального сочетания умственного и физического труда;

ж) - умения отдыхать;

з) - отказа от употребления алкоголя, наркотиков, курения.

При оценке физического здоровья используют четыре основных критерия:

наличие или отсутствие хронических заболеваний;

уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;

состояние основных систем организма - дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной и т.д.;

степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.

Если человека интересует его здоровье, он должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.

3. Образ жизни и его влияние на здоровье. Основы здорового образа жизни

Образ жизни - это показатель, как человек реализует условия жизнедеятельности для своего здоровья.

Согласно приведенной выше табл. 1, здоровье человека на 60 % зависит от образа жизни, на 20 % - от окружающей среды, на 8% - от наследственности.

От рождения человек обладает определенными резервами здоровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни). Здоровье - главный дар, данный нам нашими предками и не всегда разумно и слишком расточительно расходуемый нами.

Под здоровым образом жизни понимают индивидуальную систему поведения человека, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья. Условно этот процесс можно разделить на два направления:

1. Активные действия самого человека по формированию и улучшению своего здоровья (физическая культура, закаливание, соблюдение гигиенических правил, рациональное питание, соблюдение режима дня, сексуальное воспитание и т.д.) и

2. Стремление человека избежать действия факторов, способствующих разрушению здоровья (прежде всего таких вредных привычек, как курение, наркомания, токсикомания и употребление спиртных напитков, безопасное поведение дома, на улице, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений).

Важные составляющие здорового образа жизни - личная гигиена, доброжелательные отношения в семье и нравственное поведение.

Здоровый образ жизни - не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Особенно важно, чтобы с самого раннего детства подрастающее поколение стремилось ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Заболеваемость молодежи (людей в возрасте от 16 до 29 лет) за последние 5 лет увеличилась на 26 %. Смертность от неинфекционных заболеваний постоянно возрастает и достигает сейчас 83 % (по данным ВОЗ).

Причиной всех подобных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности у молодежи в здоровом образе жизни, заботе о продолжении своего рода.

Поколениями разумных людей выработаны простые и понятные рекомендации по здоровому образу жизни:

1) познай самого себя и не ставь перед собой нереальных целей;

2) содержи свое тело в чистоте;

3) правильно и хорошо питайся;

4) трудись, соблюдая правила безопасности, режим труда и отдыха;

5) правильно выбирай друзей;

6) содержи свой внутренний мир в чистоте;

7) научись говорить «нет» соблазнам;

8) если чувствуешь себя больным, обратись к врачу; лекарства принимай по назначению врача, своевременно проходи профилактические осмотры и делай прививки.

Надо только запомнить, что главное условие здорового образа жизни - личная заинтересованность человека.

Надо понять, что ничего в жизни даром не дается. Что результат будет тем лучше, чем раньше человек начинает работать над собой, над сохранением и умножением своего здоровья.

4. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных характеристик», которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха.

В тоже время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье населения страны - наряду с другими качественными характеристиками - приобретает роль ведущего фактора экономического роста.

Уровень здоровья и физического развития - одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.

Ускорение ритма жизни и усложнение современного производства с высоким уровнем его механизации и автоматизации определяет значительные нагрузки на организм, повышается значение таких качеств личности, как быстрота реакции, скорость принятия решения, собранность, внимательность, которые в большей мере определяются всем комплексом показателей здоровья людей.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности - все это показатели общей культуры человека.

Физическая подготовленность - это результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Она характеризуется по уровню развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения навыками (высокая, средняя, низкая).

Уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья обеспечивает оптимальное приспособление человека к условиям жизни.

5. ВЫВОД: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ОСНОВА БЕЗОПАСНОЙ, ПОЛНОЦЕННОЙ И КОМФОРТНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека.

В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности.

В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, в способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности.

В функциональном проявлении можно отметить:

а) более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности;

б) снижение заболеваемости и болезненных ощущений;

в) более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после умственной и физической деятельности;

г) усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме;

д) усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста;

е) хорошую осанку и легкость походки.

Приведенное содержание критериев может быть расширено и детализировано, однако ясно, здоровье - это важнейший фактор безопасносной, полноценной и комфортной жизнедеятельности человека!

Подобные документы

    Общие понятия о здоровье. Составляющие здорового образа жизни: физическая, психологическая и поведенческая. Рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения. Мотивация здоровья.

    реферат , добавлен 26.05.2014

    Понятия валеологии. Компоненты физической культуры. Основополагающие критерии здоровья. Влияние некоторых групп факторов на заболевания человека. Негативные стороны жизни студентов. Составляющие здорового образа жизни. Способы психологической разгрузки.

    презентация , добавлен 05.02.2016

    Проблема здоровья человека - важнейшая из фундаментальных проблем. Человеческое здоровье и продолжительность жизни. Труд, как основа создания материальных и духовных ценностей. Образ жизни и ее зависимость от профессии, которую приобрел человек.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Здоровый образ жизни как основные формы и способы повседневной активности. Основные составляющие ЗОЖ, ее ценность в качестве государственной концепции. Вред алкоголя и курения, неправильного питания. Влияние режима труда и отдыха на здоровье человека.

    реферат , добавлен 23.09.2016

    Понятие здорового образа жизни. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни человека. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Характеристика здорового образа жизни как системы разумного поведения человека фундаменте нравственно-религиозных и национальных традициях. История здорового образа жизни в России и основные правила его реализации. Основные правила здорового питания.

    презентация , добавлен 25.10.2011

    Важность зарядки, занятий спортом и здорового питания. Осознанные мысли о здоровом образе жизни. Ответственность за здоровье своих будущих детей. Программа по подготовке к беременности и рождению малыша. Производственные факторы, вредные для здоровья.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2014

    Понятие и значение здорового образа жизни, а также главные факторы, влияющие на его формирование. Вредные привычки, направления и перспективы отказа от них. Значение спорта и физических нагрузок в жизни человека. Рациональный режим труда и отдыха.

    презентация , добавлен 26.11.2014

    Биологический, социальный и психологический уровень ценности здоровья. Курение, риск для здоровья. Распространение алкоголизма среди подростков. Легальные и запрещенные наркотики. Психическая и физическая зависимость, нарушения в работе организма.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2012

    Процесс формирования здорового образа жизни школьников и студентов. Основные факторы, влияющие на физическое здоровье. Педагогические условия и внеклассная воспитательная работа в создании внутреннего мотива сохранения здоровья у младших школьников.

























1 из 24

Презентация на тему: Здоровье человека

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. на главную

№ слайда 4

Описание слайда:

· Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. · Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. · Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. · Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. на главную

№ слайда 5

Описание слайда:

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. на главную

№ слайда 6

Описание слайда:

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов. на главную

№ слайда 7

Описание слайда:

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень. Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень. на главную

№ слайда 8

Описание слайда:

Немаловажное значение оказывает на здоровье состояние окружающей среды: Немаловажное значение оказывает на здоровье состояние окружающей среды: эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухолей загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни на главную

№ слайда 9

Описание слайда:

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. на главную

№ слайда 10

Описание слайда:

Важно соблюдать следующий распорядок дня: Важно соблюдать следующий распорядок дня: вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время! на главную

В результате освоения и изучения дисциплины

«Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»

студент должен:

знать:

· общие закономерности воздействия физических факторов на человека;

· основные профессиональные и региональные болезни;

· задачи и принципы гигиенического нормирования опасных и вредных факторов среды обитания.

уметь оценивать и объяснять :

· основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма, подвергающегося воздействию различных неблагоприятных факторов среды обитания;

· комбинированное действие нескольких вредных веществ;

· сочетанное действие на человека вредных веществ и физических факторов (шум, вибрация, ЭМП и т.д.);

приобрести навыки :

- использования норм вредных и травмоопасных факторов в конкретных условиях производства, быта и иных видов среды обитания для сохранения и поддержания здоровья человека.


Курс лекций по дисциплине «Медико-биологические основы

Безопасности жизнедеятельности»

Безопасность – это приемлемый риск.

БЖД – это область научных знаний, изучающая общие опасности , угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Опасность – явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека.

Опасности по своей природе вероятностны (т.е. случайны), потенциальны (т.е. скрыты), перманентны (т.е. постоянны, непрерывны) и тотальны (т.е. всеобщи).Здоровье человека – это естественное состояние организма, характеризующее его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких - либо болезненных изменений.

Здоровье – основной показатель жизнедеятельности человека.

Здоровье - относительное понятие, соответствующее оптимальному состоянию организма. ВОЗ определяет его, как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Согласно этому определению быть здоровым – это не только не болеть, но и располагать позитивным физическим, душевным и социальным благополучием, причем эти аспекты взаимосвязаны между собой.

Основными показателями интегрального здоровья населения являются:

Уровень и гармоничность физического развития

Уровень функционального состояния основных систем организма и степень напряжения регуляторных механизмов, свидетельствующих о его резервных возможностях,

Резистентность организма к различным неблагоприятным факторам.

Состояние здоровья является показателем конечного воздействия факторов ОС на людей. При этом имеются в виду как негативные, так и позитивные и защитные взаимодействия.


ВОЗ отмечает, что в совокупном влиянии на здоровье населения 50% занимает образ жизни, 20% -среда обитания, 20% наследственность, 10% -качество медико-санитарной помощи. Но по прогнозам ученых в ближайшие 30-40 лет при сохранении существующих тенденций развития индустрии на 50-70% здоровье населения России будет зависеть от качества среды обитания.

В настоящее время во внешней среде зарегистрировано 4 млн. токсических веществ, и ежегодно их число возрастает на 7 тыс., в организм человека попадает около 100 тыс ксенобиотиков, более 80% болезней обусловлено экологическим напряжением.

При проведении анализа различных аспектов влияния ОС на здоровье человека приоритетное значение придается факторам риска, непосредственно ведущим к возникновению заболеваний.

С момента рождения организм попадает в совершенно новые для себя условия и вынужден приспособить к ним деятельность всех своих органов и систем. В ходе индивидуального развития, факторы, действующие на организм, непрерывно видоизменяются, что требует постоянных функциональных перестроек. Таким образом, процесс приспособления организма к климато-географическим, производственным, социальным условиям представляет собой универсальное явление.

Подадаптацией понимают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровне. Защитно-приспособительные реакции регулируются рефлекторным и гуморальным путем, причем главная роль в этих реакциях принадлежит ВНД.

Теория функциональных систем, сформулированная П.К.Анохиным, способствовала пониманию закономерностей развития реакций целого организма на изменяющуюся окружающую среду. Системный подход позволил объяснить, каким образом организм с помощью механизмов саморегуляции обеспечивает оптимальные жизненные функции и каким образом они осуществляются в нормальных и экстремальных условиях.

Процесс саморегуляции является циклическим и осуществляется на основе «золотого правила» - всякое отклонение от жизненно важного уровня какого-либо фактора служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных функциональных систем, восстанавливающий этот жизненно важный приспособительный результат.

Такими полезными для организма полезными приспособительными результатами являются: 1/показатели внутренней среды - уровень кислорода, питательных веществ, температура кровяное давление и др.

2/ результаты поведенческой деятельности – пищевые, питьевые, половые и др.

3/результаты социальной деятельности – общественный и индивидуальный опыт, положение в обществе и др.

Биологический смысл активной адаптации состоит в установлении и поддержания постоянства внутренней среды- гомеостаза, позволяющего существовать в измененной внешней среде. Гомеостаз – относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма (терморегуляции, кровообращения, газообмена и др.), поддерживаемое механизмами саморегуляции в условиях колебаний внутренних и внешних раздражителей.

Внешние раздражители – факторы окружающей среды, контактирующие с организмом человека –физические, химические, психогенный.

Основные константы гомеостаза (температура тела, осмотическое давление жидкостей и др.) поддерживаются механизмами саморегуляции, в которых участвуют нервная, эндокринная, сенсорные системы. Диапазон колебаний параметров факторов окружающей среды, при котором механизмы саморегуляции функционируют без физиологического напряжения, невелик. При отклонении параметров от оптимальных уровней механизмы саморегуляции начинают функционировать с напряжением и для поддержания гомеостаза включаются механизмы адаптации.

Итак, адаптация - процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды, т.е. природным, производственным и социальным условиям.

Она обеспечивает работоспособность, максимальную продолжительность жизни и репродуктивность организма. Если уровни воздействия факторов выходят за пределы адаптационных возможностей организма, то включаются дополнительные защитные механизмы, противодействующие прогрессированию патологического процесса.

Компенсаторные механизмы – адаптивные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных неадекватными факторами. Компенсаторные механизмы служат составной частью резервных сил организма.

Обладая высокой эффективностью, они могут поддерживать относительно стабильный гомеостаз достаточно долго для развития устойчивых форм адаптационного процесса.

Эффективность адаптации зависит от дозы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей организма. Доза воздействия и переносимость зависят от наследственных особенностей, продолжительности и силы (интенсивности) воздействия фактора.

Стресс-синдром при чрезвычайно сильных воздействиях может трансформироваться в патогенетический и стать причиной развития болезней.

Основные понятия здоровья человека. Здоровье и благополучие человека. Определение здоровья сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое.

Физическое здоровье человека - это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек. Духовное здоровье человека - это здоровье его разума. Оно зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания. Кроме того, принято различать здоровье индивидуальное и общественное (здоровье населения). Индивидуальное здоровье - это личное здоровье человека, которое во многом зависит от него самого, от его мировоззрения, а в конечном счете от его культуры - культуры здоровья. Общественное здоровье складывается из состояния здоровья всех членов общества и зависит главным образом от политических, социально-экономических и природных факторов.

Оценка здоровья

Для оценки здоровья в медико-биологических исследованиях используют показатели физического развития. Функции организма оценивают по показателям умственной и физической работоспособности, а адаптационные резервы по показателям биохимического, гормонального и иммунного статусов. Показатель болезненности отражает распространенность заболеваний, которая определяется отношением числа заболеваний за год, умноженного на 1000 и отнесенного к средней численности населения. Данный показатель является собирательным обозначением отрицательных показателей здоровья, которые в саниторной статистике рассматриваются в качестве критериев состояния здоровья. Понятие «окружающей природной среды» нами подробно было рассмотрено ранее. Включает совокупность природных и антропогенных факторов. Антропогенные факторы, порожденные человеком и его хозяйственной деятельностью, зачастую оказывают негативные воздействия на человека, условия его жизни и состояние здоровья

На конференции ООН в 1972 г. в Стокгольме была принята декларация, в которой говорится, что человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, дающей ему физическую основу для жизни и возможность интеллектуального, морального, общественного и духовного развития. Таким образом, для человеческого благосостояния и осуществления основных прав людей, в том числе права на жизнь, важное значение имеют два аспекта - природная среда и та, которую создал человек. В этом секторе условий жизни в конце XX в. сконцентрированы наиболее опасные для человека тенденции, т.ак как исчерпание природных ресурсов и загрязнение природной среды происходят быстрее, чем люди успевают заменять их искусственными условиями. Наибольшую остроту эти тенденции приобрели в крупных промышленных регионах, городах.

На рис. 19.4 по Т.А. Акимовой, В.В. Хаскину (1994) хорошо просматривается, с какой неотвратимостью сходятся к зданию и к машине с красным крестом потоки вещества, энергии и информации, которые человек своей деятельностью наращивает в окружающей среде и пропускает через себя.

Рис. 19.4. Взаимосвязи факторов среды, образующих комплекс

стрессовых воздействий на человека (по Т. А. Акимовой, В. В. Хаскину, 1994)

Существенным слагаемым этих влияний оказываются социальный стресс, психологическое напряжение, охватившее массы людей, обусловленное ускорением темпа жизни и социальных перемен.



Новое на сайте

>

Самое популярное