Домой Пульпит Психотерапия виды и методы психотерапии. Самостоятельный метод психотерапии

Психотерапия виды и методы психотерапии. Самостоятельный метод психотерапии

Психологические методы воздействия в психотерапии включают в первую очередь языковое общение, которое, как правило, реализуется во время специально организованной встречи психотерапевта с пациентом или группой пациентов.

Большое значение уделяется и средствам невербальной коммуникации. В общем виде в психологический инструментарий психотерапии входят такие средства и формы воздействия, которые могут влиять на интеллектуальную деятельность пациента, на его эмоциональное состояние и поведение.

Классификация методов психотерапии по Александрович: 1) методы, имеющие характер техник; 2) методы, определяющие условия, которые способствуют достижению и оптимизации целей психотерапии; 3) методы в значении инструмента, которым мы пользуемся в ходе психотерапевтического процесса; 4) методы в значении терапевтических интервенций (вмешательств).

Различаются методы психотерапии, раскрывающие причины конфликтов, и методы, не раскрывающие их (имеются в виду различные позиции психотерапевтов в отношении неосознанных комплексов и конфликтов). Методы, раскрывающие причины конфликтов, в основном идентичны психоанализу или методам, ориентированным па психоанализ; они предполагают, что важную роль играет бессознательная составляющая личности.

Для практического применения тех или иных методов психотерапии имеет значение их классификация по поставленным целям. Волберг различает 3 типа психотерапии: 1) поддерживающая психотерапия, целью которой является укрепление и поддержка имеющихся у больного защитных сил и выработка новых, лучших способов поведения, позволяющих восстановить душевное равновесие; 2) переучивающая психотерапия, целью которой является изменение поведения больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрения отрицательных. Пациент должен научиться лучше использовать имеющиеся у него возможности и способности, однако при этом не ставится цель по-настоящему разрешить неосознаваемые конфликты; 3) реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов, послуживших источником личностных расстройств, и стремление достичь существенных изменений черт характера и восстановления полноценности индивидуального и социального функционирования личности.

Наиболее известными и распространенными психотерапевтическими методами являются: суггестивные (гипноз и иные формы внушения), психоаналитические (психодинамические), поведенческие, феноменологически-гуманистические (к примеру, гештальттерапия), используемые в индивидуальной, коллективной и групповой формах.

Вербальные и невербальные методы психотерапии, Это деление основано на преобладающем виде коммуникации и характере получаемого материала. Вербальные методы базируются на вербальной коммуникации и направлены преимущественно на анализ вербального материала. Невербальные методы опираются на невербальную активность, невербальную коммуникацию и концентрируются на анализе невербальной продукции.

К вербальным методам групповой психотерапии обычно относят групповую дискуссию и психодраму, к невербальным – психогимнастику, проективный рисунок, музыкотерапию, хореотерапию и др.

Формально разделение методов групповой психотерапии на вербальные и невербальные является оправданным, однако практически любое взаимодействие в группе включает как вербальный, так и невербальный компоненты.

Учет и анализ невербального поведения и взаимодействия в процессе использования вербальных методов (например, групповой дискуссии) позволяет более полно и адекватно раскрыть содержание той или иной вербальной коммуникации. В связи с развитием психотерапевтических направлений, основывающихся прежде всего на непосредственных эмоциональных переживаниях, наметилось частичное отождествление термина «вербальный» с терминами «рациональный», «познавательный», «когнитивный» и противопоставление трех последних понятиям «невербальный», «эмоциональный», «опытный» (в смысле опыта непосредственного переживания).

Разграничение методов групповой психотерапии носит в значительной степени условный характер и целесообразно лишь с точки зрения преобладающего типа исходной коммуникации.

Психотерапевтическое убеждение. Метод наиболее способствующий образованию связи с больным, создает систему их взаимоотношений, оказывающую воздействие на эмоциональную сторону деятельности, на интеллект и личность больного в целом.

Такое воздействие обеспечивает наиболее широкие связи слов, произносимых врачом, с опытом больного, с его представлениями о болезни, жизненными установками и может подготовить его к разумной переработке всего сказанного врачом, может способствовать усвоению слов врача. Пользуясь методом психотерапевтического убеждения, врач может воздействовать не только на представления и взгляды больного на болезнь, но и оказать влияние на качества личности. В этом влиянии врач может использовать критику поведения больного, его неадекватную оценку ситуации и окружающих, но эта критика не должна оскорблять и унижать больного. Он всегда должен чувствовать, что врач понимает затруднения больного, сочувствует и испытывает к нему уважение, стремление помочь.

Неправильное представление о болезни, о взаимоотношениях с окружающими, о нормах поведения формируются у человека годами и для их изменения требуется многократное разубеждение. Аргументы, приводимые врачом, должны быть понятны больному. Убеждая больного изменить сложившуюся ситуацию, необходимо учитывать его реальные возможности, жизненные установки, представление о морали и др. Беседа, проводимая с больным, должна вызывать у него эмоциональную реакцию, содержать элемент внушения, должна быть направлена на активное стимулирование, на перестройку его поведения.

Пользуясь этим методом, врач в доступной для больного форме может сообщить о причинах болезни, механизмах возникновения болезненных симптомов. Для наглядности врач может пользоваться демонстрацией рисунков, таблиц, графиков, приводить примеры из жизни и литературы, но всегда должен учитывать принцип по сильности и доступности для больного тех фактов, которые сообщаются.

Если врач использует неизвестный термин или говорит о непонятных закономерностях, то больной может не спросить, что это значит, боясь показать свою неграмотность или некультурность. Разговоры, недостаточно понятные больному, вместо пользы обычно причиняют вред, так как больной, аффективно настроенный к своей болезни, склонен оценивать непонятные слова врача не в свою пользу.

Внушение. Подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем внушения вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого. Основным средством является слово, речь суггестора (человека, производящего внушение). Неречевые факторы (жесты, мимика, действия) обычно оказывают дополнительное влияние.

Внушение, используемое в виде гетеросуггестии (внушения, производимого другим лицом) и аутосуггестии (самовнушения), направлено на снятие эмоциональных невротических симптомов, нормализацию психического состояния человека в кризисные периоды, после воздействия психических травм и как способ психопрофилактики. Эффективно применение суггестивных методов психотерапии для снятия психологических дезадаптивных типов реагирования индивида на соматическое заболевание. Используют косвенные и прямые способы внушения. При косвенном прибегают к помощи добавочного раздражителя.

Классификация внушения: внушение как самовнушение; внушение прямое или открытое, косвенное или закрытое; внушение контактное и дистантное.

В медицинской практике используются соответствующие приемы внушения в бодрствующем состоянии, в состоянии естественного, гипнотического и наркотического сна.

Внушение в состоянии бодрствования присутствует в той или иной степени выраженности в каждой беседе врача с больным, но может выступать и в качестве самостоятельного психотерапевтического воздействия. Формулы внушения обычно произносятся повелительным тоном, с учетом состояния больного и характера клинических проявлений заболевания. Они могут быть направлены как на улучшение общего самочувствия (сна, аппетита, работоспособности и др.), так и на устранение отдельных невротических симптомов. Обычно внушения наяву предшествует разъяснительная беседа о сущности лечебного В. и убеждение больного в его эффективности. Эффект внушения тем сильнее, чем выше в глазах пациента авторитет врача, производящего внушение. Степень реализации внушения определяется также особенностями личности больного, выраженностью настроя, веры в возможность влияния одних людей на других с помощью неизвестных науке средств и способов.

Внушение в бодрствующем состоянии. При этом методе психотерапевтического воздействия всегда имеется элемент убеждения, но решающая роль принадлежит именно внушению. При некоторых истерических расстройствах можно получить терапевтический эффект (однократный). Например, осуществляется внушение в виде приказа: «Откройте глаза! Вы можете все хорошо видеть!» и т. д.

Суггестивные методы. К суггестивным методам относят – разнообразные психологические воздействия с помощью прямого или косвенного внушения, т. е. вербального или невербального влияния на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям.

Внушение может сопровождаться изменением сознания пациента, создания специфического настроя к восприятию информации со стороны психотерапевта. Оказание суггестивного воздействия подразумевает наличие у человека особых качеств психической деятельности: внушаемости и гипнабельности.

Внушаемость – это способность некритично (без участия воли) воспринимать получаемую информацию и легко поддаваться убеждению в сочетании с признаки повышенной доверчивости, наивности и иных черт инфантилизма.

Гипнабелъность – это психофизиологическая способность (восприимчивость) легко и беспрепятственно входить в гипнотическое состояние, поддаваться гипнозу, т. е. изменять уровень сознания с формированием переходных между сном и бодрствованием состояний. Этим термином обозначается индивидуальная способность подвергаться гипнотическому воздействию, достигать гипнотического состояния той или иной глубины.

Гипнабельность пациента имеет значение для определения показаний к различным видам внушения. П. И. Буль (1974) отмечает зависимость гипнабельности от внушаемости пациента наяву, особенностей личности пациента, обстановки, в которой протекает сеанс гипнотерапии, опыта врача-психотерапевта, его авторитета и степени владения техникой гипнотизации, а также степени «магического настроя» пациента.

Гипноз – временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.

Французский невролог Ж. Шарко трактовал гипнотические явления, как проявление искусственного невроза, т. е. заболевания центральной нервной системы, психики. Его соотечественник Бернгейм утверждал, что гипноз – это внушенный сон.

Гипноз рассматривается как частичный сон, в основе которого лежит условнорефлекторный тормозный процесс в корковых клетках. При этом с помощью – рапорта (словесной связи врача с пациентом) можно вызывать разнообразные реакции со стороны организма человека, находящегося в состоянии гипноза. Это возможно потому, что слово благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внешними и внутренними раздражителями, приходящими в большие полушария мозга, обо всех их сигнализирует, всех их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают эти раздражения. Раскрыв физиологические механизмы сна, переходных состояний и гипноза, И. П. Павлов дал научное объяснение всем явлениям, которые веками считались таинственными и загадочными. Учение И. П. Павлова о сигнальных системах, о физиологической силе слова и внушения стало основой для научной психотерапии.

Выделяют три стадии гипноза: летаргическую, каталептическую и сомнамбулическую. При первой у человека возникает сонливость, при второй – признаки каталепсии – восковая гибкость, ступор (обездвижен-ность), мутизм, при третьей – полная отрешенность от реальности, снохождения и внушенные образы. Применение гипнотерапии является обоснованным при истерических невротических, диссоциативных (конверсионных) расстройствах и истерических личностных расстройствах.

Рациональная психотерапия это метод, в котором используется логическая способность пациента проводить сопоставление, делать выводы, доказывать их обоснованность.

В этом рациональная психотерапия противоположна суггестии, которая внедряет информацию, новые установки, предписания, минуя критичность человека.

«Рациональной психотерапией я называю ту, которая имеет своей целью действовать на мир представлений пациента непосредственно и именно путем убедительной диалектики» – так определяет рациональную психотерапию Дюбуа. Цель воздействия рациональной психотерапии это искаженная «внутренняя картина болезни», создающая дополнительный источник эмоциональных переживаний для больного. Снятие неопределенности, коррекция противоречивости, непоследовательности в представлениях пациента, прежде всего касающихся его болезни – основные звенья воздействия рациональной психотерапии.

Изменение неправильных представлений больного достигается определенными методическими приемами. Существенное качество рациональной психотерапии это построение их на логической аргументации, оно прослеживается во всех ее модификациях и отличает ее от других методов психотерапии.

Выделяются различные варианты рациональной психотерапии. При одних пациент подводится к определенному запрограммированному результату, при этом психотерапевт проявляет высокую активность в аргументации, опровергая неправильные доводы больного, побуждая его сформулировать нужные выводы. Большую роль в такой ситуации может сыграть методика сократовского диалога, при которой вопросы задаются таким образом, что предполагают только положительные ответы, на основе которых больной уже сам делает выводы. В рациональной психотрапии также идет обращение к логическому мышлению пациента, значительную роль отводят также отреагированию, поведенческому научению.

Основными формами рациональной психотерапии являются:

1) Объяснение и разъяснение, включающие истолкование сущности заболевания, причин его возникновения с учетом возможных психосоматических связей, до этого, как правило, игнорируемых больными, не включаемых во «внутреннюю картину болезни»; в результате реализации этого этапа достигается более ясная, определенная картина болезни, снимающая дополнительные источники тревоги и открывающая пациенту возможность более активно самому контролировать болезнь; 2) убеждение – коррекция не только когнитивного, но и эмоционального компонента отношения к болезни, способствующая переходу к модификации личностных установок больного; 3) переориентация – достижение более стабильных перемен в установках: больного, прежде всего в его отношении к болезни, связанное с изменениями в системе его ценностей и выводящее его за пределы болезни; 4) психагогика – переориентация более широкого плана, создающая позитивные перспективы для пациента вне болезни.

Гипнотерапия. Метод психотерапии, использующий гипнотическое состояние в лечебных целях. Широкое распространение гипнотерапии отражает ее лечебную эффективность при различных заболеваниях.

Основные осложнения при гипнозе это потеря раппорта, истерические припадки, спонтанный сомнамбулизм, переход глубокого сомнамбулического гипноза в гипно.

Успех лечения зависит от особенностей личности больного, также имеет значение повышенная внушаемость, подготовленность его к такой беседе, от авторитета врача, от веры в него самого больного.

Гипнотерапия со времен Бреда и по настоящее время для вызывания гипнотического сна пользуется методом словесного внушения и иногда фиксации взора на блестящем предмете, в последующем для большего эффекта стали применять монотонные однообразные раздражители, воздействующие на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.

Аутогенная тренировка. Активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели – пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача.

Как лечебный метод аутогенная тренировка была предложена для лечения неврозов Шульцем в 1932 г. В нашей стране ее стали применять в конце 50-х гг. Лечебное действие Аутогенной тренировки, наряду с развитием в результате релаксации трофотропной реакции, характеризующейся усилением тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и способствующей нейтрализации стрессового состояния, основано также на ослаблении активности лимбической и гипоталамической областей, что сопровождается снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций у тренирующихся (Лобзин В. С., 1974).

Выделяют две ступени аутогенной тренировки (по Шульцу): 1) низшая ступень – обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания; 2) высшая ступень – аутогенная медитация – создание трансовых состояний различного уровня.

Низшую ступень, аутогеной тренировки, составляют шесть стандартных упражнений, которые выполняются пациентами в одной из трех поз: 1) положение сидя, «поза кучера» – тренирующийся сидит на стуле со слегка опущенной вперед головой, кисти и предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги свободно расставлены; 2) положение лежа – тренирующийся лежит на спине, голова покоится на низкой подушке, руки, несколько согнутые в локтевом суставе, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз; 3) положение полулежа – тренирующийся свободно сидит в кресле, облокотившись на спинку, руки на передней поверхности бедер или на подлокотниках, ноги свободно расставлены. Во всех трех положениях достигается полная расслабленность, для лучшей сосредоточенности глаза закрыты.

Проведение занятия может быть коллективно, по 4-10 человек в группе. До начала тренинга врач проводит разъяснительную беседу, рассказывает об особенностях нервной вегетативной системы, о ее роли и проявлениях в жизни человека. В доступной для больного форме дается объяснение особенностям двигательных реакций и особенно состояния мышечного тонуса в зависимости от настроения. Приводятся примеры мышечного напряжения при различных эмоциональных состояниях. При этом, небходимо, чтобыв больной отчетливо усвоил различие между функциями вегетативной нервной системы и анимальной. Он должен понять, что может произвольно совершать движения и не может заставить двигаться желудок или кишечник. Управлять некоторыми вегетативными функциями он должен научиться в процессе аутогенной тренировки.

Тренировки больными проводятся – лежа, полулежа или сидя. В зависимости от заболевания избирается поза тренировки. Аутогенная тренировка требует длительной работы с больными, так как на отработку одного упражнения требуется две недели. Как правило врач встречается с больными два раза в неделю, чтобы проверить, как идет овладение упражнениями, разъясняет и новые. Пациент должен самостоятельно проводить по три занятия в день. После того, как больной овладеет низшей ступенью, можно переходить к направленному самовнушению против болезненных расстройств.

Обычно эффект достигается после многомесячных домашних тренировок. Высшая ступень тренировки помогает больному управлять своими душевными переживаниями.

Аутогенная тренировка может быть показана в тех случаях, в которых необходимо научить быстро истощающегося больного восстанавливать работоспособность, уменьшать или снимать душевное напряжение, функциональные расстройства внутренних органов и в тех случаях, когда надо научить больного владеть собой. Применяется при заикании, нейродермитах, сексуальных расстройствах, для обезболивания родов, устранения или смягчения предоперационных и послеоперационных эмоциональных наслоений.

Аутогенная тренировка относится к активирующей психотерапии, так как при ее использовании человек сам проявляет активность и имеет возможность убедиться в своих возможностях.

Групповая психотерапия (коллективная). Психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном исполъзования групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта, в лечебных целях.

Коллективная гипнотерапия была предложена В. М. Бехтеревым. При коллективной гипнотерапии усиливается внушаемость за счет взаимного внушения и подражания. Это необходимо учитывать при подборе группы для проведения коллективной гипнотерапии. Желательно, чтобы среди больных были высокогипнабельные и выздоравливающие, которые бы оказывали на остальных положительное влияние. Применение коллективной гипнотерапии дает возможность реализовать лечебные внушения большинству больных во время одного сеанса. Этот вид психотерапии широко используется и в амбулаторной практике.

Принципиально групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в психотерапии, а представляет собой лишь специфический метод, при использовании которого основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является только психотерапевт.

Музыкотерапия. Психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Первые попытки научного объяснения этого феномена относятся к XVII в., а широкие экспериментальные исследования – к XIX. Большое значение музыке в системе лечения психически больных придавали С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев и другие известные русские ученые.

Арттерапия – метод психотерапии, заключающийся в использование искусства как терапевтического фактора. Значение метода возрастает в связи с повышением роли искусства в жизни современного человека: более высокий уровень образования, культуры обусловливает интерес к искусству.

Вопрос о том, относится ли арттерапия к трудотерапии или психотерапии, различные авторы решают по-разному, поскольку в арттерапевтических занятиях сочетаются лечебные воздействия разного рода.

При использовании арттерапии больным предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера (резьба по дереву, чеканка, лепка, выжигание, рисование, изготовление мозаики, витражей, всевозможных поделок из меха, тканей и др.).

Библиотерапия – лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Лечение чтением входит как одно из звеньев в систему психотерапии. Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии и психотерапии – так определял В. Н. Мясищев.

Начало использования чтения книг с лечебной целью относится к позапрошлому веку термин начал употребляться в 20-е гг. прошлого столетия в США. Определение, принятое Ассоциацией больничных библиотек США, гласит, что библиотерапия – это «использование специаль-

но отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения».

Функциональная тренировка. Это вариант психотерапии в бодрствующем состоянии. При лечении больных, которые, например, боятся выходить на улицу из-за страха, что что-то случится с сердцем или они могут внезапно умереть, применяют сложную систему тренировок. Например, постепенно расширяя участок, на котором больной решается совершать прогулки, врач убеждает больного, гуляя с ним вместе или давая ему задание пройти или проехать определенный отрезок пути. При дальнейшей работе используются достигнутые успехи и на них строится усложнение заданий. Этот тренинг следует рассматривать как активирующую и стимулирующую психотерапию. Основная задача психотерапии – восстановление потерянной больным активности, восстановление его способности к полноценной активной жизни, что всегда связано с правильной оценкой человеком своих возможностей. Психотерапевтическая тренировка имеет своей задачей как «непосредственное воздействие на нервную динамику, так и перестройку отношения больного к тренируемым функциям, к себе в целом.

Игровая психотерапия – изучение детской игры путем наблюдения, интерпретации, структурирования и др. позволило осознать уникальность способа общения ребенка с окружающим его миром. Таким образом, игра была положена в основу метода лечения эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, получившего название игровой психотерапии.

Отсутствие у детей вербальных или понятийных навыков в необходимой мере не позволяет эффективно использовать по отношению к ним психотерапию, почти полностью основанную на проговаривании, как это имеет место в психотерапии взрослых. Дети не могут свободно описывать свои чувства, они способны иначе выражать свои переживания, трудности, потребности и мечты.

Термин «психотерапия» охватывает широкий спектр подходов и методов. Они варьируются от разговоров один на один, до сеансов терапии, которые используют такие приемы, как ролевая игра или танец, чтобы помочь исследовать человеческие эмоции. Некоторые терапевты работают с парами, семьями или группами, члены которых имеют схожие проблемы. Психотерапия работает с подростками, детьми, а также взрослыми. Ниже приведен список различных видов психотерапии и их преимущества.

Арт-терапия сочетает в себе терапию и творческий поиск через краски, мелки, карандаши, а иногда и лепку. Методы могут также включать в себя театральную постановку, кукольный театр. Работа с песком, например, клиенты выбирают игрушки изображающие людей, животных и здания и располагают их в контролируемое пространство театра «песочницы». Арт-терапевт обучен на психологическое понимание творческого процесса и эмоциональных атрибутов различных художественных материалов. В этом случае искусство рассматривается как внешнее выражение наших внутренних эмоций. Например, в живописи размер, форма, линии, пространство, текстура, оттенок, тон, цвет и расстояние все эти элементы выявляют воспринимаемую реальность клиента.

Арт-терапия может быть особенно эффективной для клиентов, которые испытывают трудности вербальной формы самовыражения. В таких учреждениях как художественные студии и мастерские, акцент на творческое развитие может быть полезен, особенно при работе с детьми и подростками, а также взрослыми, парами, семьями, группами.

Арт-терапия может быть полезной как для людей, которые испытали травму, так и для людей с трудностями в обучении.

Поведенческая терапия основана на теории о том, что текущее поведение - это ответ на прошлый опыт, и оно может быть разучено или переформулировано.

Людям с компульсивным и обсессивным расстройством, страхами, фобиями и зависимостями может помочь данный вид терапии. Акцент делается на оказании помощи клиенту в достижении целей и изменении поведенческих реакций на проблемы, такие как стресс или беспокойство.

Краткосрочная терапия использует различные подходы психотерапии. Она отличается от других терапевтических подходов тем, что она фокусируется на конкретной проблеме и включает в себя прямое вмешательство терапевта, который работает более активно с клиентом. Она подчёркивает использование природных ресурсов клиента, а также временно приостанавливает неверия, позволяя рассмотреть новые перспективы и множественные точки зрения.

Основная цель заключается в помощи клиенту, увидеть его нынешние обстоятельства в более широком контексте. Краткосрочная терапия рассматривается как решение текущих факторов, препятствующих изменениям, а не как поиски причин возникновения вопросов. Нет единого метода, но есть много путей, которые в отдельности или в сочетании, могут в конечном итоге быть полезными. Краткосрочная терапия, как правило, проходит заранее оговоренное количество сессий.

Когнитивно-аналитическая терапия сочетает в себе теории по изучению связи между лингвистикой и мышлением, а также исторические, культурные и социальные факторы, влияющие на то, как мы функционируем. Когнитивно-аналитическая терапия рекомендует клиентам использовать свои собственные ресурсы и развивать навыки, чтобы изменить деструктивные паттерны поведения и негативные способы мышления и действия.

Терапия краткосрочная, структурированная и директивная, например, клиента могут попросить вести дневник или использовать диаграммы прогресса. Терапевт работает в сотрудничестве с клиентом, изменения модели поведения и обучаясь альтернативным стратегиям совладения. Внимание уделяется пониманию связи между моделями поведения, закладывающимися в детстве, социальным вкладом и их влиянием на клиента, во взрослом возрасте.

Драматерапия использует театральные техники, такие как ролевые игры, театральные игры, пантомима, кукольный театр, озвучивание, мифы, ритуалы, рассказывание историй и другие импровизационные приемы, облегчающие творческий потенциал, воображение, изучение, понимание и личностный рост. Чрезвычайно многообразный подход обеспечивает выразительный вид терапии, который может быть использован в самых различных условиях, включая больницы, школы, центры психического здоровья.

Драматерапия даёт возможность для отдельных лиц или групп изучения личностных и/или социальных проблем в творческой среде, и спокойно обдумать сложившиеся убеждения, отношения и чувства, найти альтернативные способы действия в мире. Драма-терапевт поощряет самосознание, рефлексию и самовыражения чувств по отношению к себе и к другим.

Экзистенциальная психотерапия помогает клиенту обрести смысл жизни и желание встретиться с самим собой и своими проблемами. Экзистенциальная вера, что жизнь не имеет готового ответа или заранее установленной значимости и индивидуум полностью свободен и несет полную ответственность, так что смысл должен быть найден или создан. Это может вызвать чувство бессмысленности в жизни, поэтому терапия исследует опыт клиента, состояния человека и имеет целью прояснить понимание индивидуальных ценностей и убеждений, четко называя то, что ранее не было произнесено вслух. Клиент принимает ограничения и противоречия, что значит быть человеком.

Семейная терапия - это отрасль психотерапии с особым акцентом на семейные отношения. Она работает с тем, что проблема лежит в пределах семьи, а не в одном человеке. Семейную терапию также называют системная семейная терапия.

Семейная терапия способствует изменению и развитию, и как следствие разрешение семейных конфликтов и проблем. Акцент делается на том, как члены семьи взаимодействуют друг с другом, подчеркивая важность функционирования семьи для психического здоровья и благополучия. Независимо от происхождения того или иного вопроса, или проблемы, цель терапевта заключается в том, чтобы вовлечь семью в поиск выгодных и конструктивных решений для членов семьи, чтобы поддерживать друг друга через непосредственное участие. Опытный семейный психотерапевт будет иметь возможность влиять на переговоры таким образом, чтобы использовать силу и мудрость семьи в целом, учитывая более широкие экономические, социальные, культурные, политические и религиозные условия, в которых живет семья, и уважать каждого члена семьи и их разные взгляды, убеждения, мнения.

Гештальт означает целое и совокупность всех частей, и символическую конфигурацию или форму элементов, которая составляет целое.

Гештальт-терапия это психотерапевтический подход, который основывается на убеждении, что люди имеют естественное стремление в отношении здоровья, но старые модели поведения и фиксированные идеи могут создавать блоки.

Гештальт-терапия исходит из того, что происходит в данный момент, привнося осведомленность в представление индивида о себе, его реакции и взаимодействие с другими людьми. Присутствие в «здесь и сейчас» создает в клиенте потенциал для большего восхищения, энергии и смелости, чтобы немедленно жить. Гештальт-терапевт смотрит на то, как индивид сопротивляется контакту «здесь и сейчас», как человек сопротивляются переменам, и на виды поведения или симптомы, которые клиент рассматривает как неподходящие или неудовлетворительные. Гештальт-терапевт помогает клиенту прийти к осознанию не только того, что происходит и что говорится, но и языка тела и подавленных чувств.

Групповая психотерапия - это психотерапия призванная помочь людям, которые хотели бы улучшить свою способность справляться с трудностями и жизненными проблемами с помощью группы.

В групповой терапии один или несколько терапевтов работают с небольшой группой клиентов. Психологи признают положительный терапевтический эффект, который не мог быть получен в индивидуальной терапии. Например - межличностные проблемы решаются в группах.

Цель групповой психотерапии состоит в эмоциональной поддержке трудных решений и стимулирование личного развития участников группы. Сочетание прошлого опыта и переживаний за пределами терапевтической группы, взаимодействия между членами группы и терапевтом, становится материалом, посредством которого проводится терапия. Эти взаимодействия могут восприниматься не только как положительные, так как вопросы, с которыми клиент сталкивается в повседневной жизни, неизбежно отражается во взаимодействии с группой. Это обеспечивает возможность проработки проблем в терапевтической обстановке, производя опыт, который затем может быть переведён в «реальную жизнь».

Гипнотерапия использует гипноз, чтобы вызывать глубокое состояние расслабление и изменение сознания, во время которого подсознание восприимчиво к новым или альтернативным точкам зрений и идей.

В области гипнотерапии подсознание рассматривается как источник благополучия и творчества. Обращение к этой части ума с помощью гипноза открывает возможности для поддержания здорового тела.

Гипнотерапия может быть применена для изменения поведения, отношений и эмоций, а также управление болью, тревогой, стрессом, дисфункциональными привычками, способствующее личностному развитию.

Юнгианский анализ - это психотерапия, которая работает с бессознательным. Юнгианский аналитик и клиент работают вместе, чтобы расширить сознание для достижения психологического равновесия, гармонии и целостности. Юнгианский анализ исследует глубокие мотивы в психике клиента, мысли и действия, которые лежат в подсознании. Юнгианский аналитик стремится достигнуть глубинного изменения в личности. Уделяется особое внимание тому, что происходит на сессиях, а также внутреннему и внешнему опыту жизни клиента. Психотерапия направлена на согласование сознательных и бессознательных мыслей для устранения психологической боли и страданий и создания новых ценностей и целей.

Нейролингвистическая психотерапия была создана из нейролингвистического программирования. НЛП имеет широкую основу и опирается на многие направления психологии и психотерапии. Фундамент НЛП - это предпосылка, что мы создаем нашу собственную модель реальности (персонализированная карта мира) на основе нашего опыта и то, как мы представляем их изнутри. Каждый человек использует свои собственные карты, чтобы ориентироваться по жизни. Модели, которые используются, могут способствовать изменению, которое улучшает самореализацию и успех, или временами могут ограничивать и запрещать.

НЛП исследует закономерности мышления, убеждения, ценности и переживания стоящие за проблемами или целями. Это позволяет людям сделать соответствующие коррективы, чтобы преобразовать соответствующую картину мира, что помогает снизить ограничивающие убеждения и решения, преодолеть эмоциональные и поведенческие формы и создание ресурсов, путем расширения существующей базы навыков человека. Это дает человеку чувство контроля и, следовательно, большую способность создавать жизнь по своему желанию.

НЛП психотерапевты работают с широким спектром психологических проблем.

Транзактный анализ представляет собой интегративный подход в психологии и психотерапии и опирается на два понятия: во-первых, у нас есть три части или «эго-состояния» личности: ребенок, взрослый и родитель. Во-вторых, эти части общаются друг с другом «транзакциями» и, внутри каждого социального взаимодействия, преобладает одна часть. Поэтому, признав эти роли, клиент сможет регулировать своё поведение. Эта форма терапии работает с термином «внутренний ребёнок», чтобы описать неудовлетворенные потребности из детства.

Терапия базируется на принятие и в непредвзятом отношении с консультантом, предположение, что индивид ищет поддержки в разрешении проблемы и что это позволяет клиенту свободно выражать свои эмоции и чувства. Эту терапию также называют человеко-ориентированная терапия или психотерапия Роджерса.

Консультирование для клиентов, которые хотели бы решить конкретные психологические привычки и стереотипы мышления. Клиент воспринимает консультанта как лучший авторитет в его собственном опыте и поэтому способны достичь своего потенциала для роста и решения проблем. Клиент-центрированный консультант предоставляет благоприятные условия, чтобы допустить возникновение такого потенциала через безусловное принятие, положительное отношение и эмпатическое понимание, чтобы клиент мог смириться с негативными чувствами и развить внутренние ресурсы, силы и свободу, чтобы добиться перемен.

Психотерапевтические подходы и методы:

Классический психоанализ

Основатель Зигмунд Фрейд считал, что психоанализ - метод направленный на лечение невротических расстройств путем изучение особенностей структуры бессознательного. Иными словами, психоанализ - это «лечение словом», которое помогает разобраться в психических расстройствах путем осознания собственных бессознательных импульсов.

Для кого:

Как это происходит:

На психоаналитической сессии пациент, как правило, лежит на кушетке, психоаналитик располагается так, чтобы пациент его не видел. Подобная расстановка нужна для создания наилучшей атмосферы для терапевтического процесса. Основным методом психоанализа являются свободные ассоциации, которые приходят в голову пациента в данный момент.


Юнгианский анализ

Основан на теории К. Юнга, переработавшего идеи З. Фрейда. Идея Юнгианского анализа заключается в том, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков.

Для кого:

Юнгианская терапия эффективна при решении многих проблем: семейных, межличностных. Она помогает тем, кто переживает кризисную ситуацию, горе. Образность и метафоричность этого метода позволяют работать даже с очень маленькими детьми: с помощью образов и символов они легко выражают самые сильные и болезненные переживания. Юнгианские терапевты работают также с теми, кто страдает депрессиями, тревожными состояниями, неврозами, психозами.

Как это происходит:

Юнгианская психотерапия чаще всего проходит в форме беседы, лицом к лицу, продолжительность каждой встречи 45—50 минут. Терапевт предлагает клиенту говорить все, что приходит ему в голову, — в терапии не существует запретных тем, и клиент может рассказывать об эпизодах жизни, чувствах, фантазиях, в которых он никогда никому не признавался. Терапевт поощряет клиента к любой творческой деятельности: рисованию, ведению дневника, написанию стихов. Используется все, что помогает человеку выразить себя и понять, что с ним происходит. Встречи проходят один-три раза в неделю. Терапия может быть краткосрочной — сфокусированной на конкретной проблеме (10—20 встреч), и долгосрочной — до нескольких лет.

Семейная психотерапия

Основоположниками семейной психотерапии являются Мюррей Боуэн, Джей Хейли, Вирджиния Сатир, Карл Витакер, Сальвадор Минухин и другие. Человек в этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она - объект психотерапевтического воздействия. Семейная система — это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой. Семейная психотерапия ни в коем случае не ставит своей задачей менять людей, составляющих семью. Все люди, какими бы они ни были, могут жить более счастливо в своей семье. Препятствие этому не в том, что люди вокруг плохи, а в том, что сама семейная система функционирует неправильно. Вот это функционирование и можно изменить с помощью системной семейной психотерапии.

Для кого:

Семейная терапия для тех, кто не удовлетворен отношениями внутри семьи. Семейная терапия работает со свей семьей, поэтому, клиентами являются как взрослые, так и дети.

Как это происходит:

На прием к психологу приходит вся семья. В ходе беседы семейный психолог выявляет неполадки с семейной системе. При помощи специальных методик во время приема, а также, домашних заданий начинается коррекция семейной системы.


Нарративный подход

Нарративный подход в психотерапии появился в 80-х годах 20 века, основателями считаются австралиец Майкл Уайт и новозеландец Девид Эпстон.
("Повествовательная" от англ. "narrative" - история, повествование) терапия - это направление консультирования, основывающееся на идее о том, что жизни и отношения людей формируются в процессе социального взаимодействия.
Этот подход основывается на представлении о том, что мы осмысливаем и строим жизнь на основе историй, которые рассказываем друг другу и самим себе. Личные нарративы вписываются в контекст широких историй нашей культуры. Люди, приходящие на терапию, часто находятся во власти социальных стереотипов, которые создают проблемы и закрывают возможности для их решения.

Для кого:

Для людей, желающих понять и изменить существующие у них стереотипы поведения.

Как это происходит:

Вы рассказываете психологу о той проблеме, с которой Вы хотели разобраться. В ходе беседы Вам предоставляется возможность взглянуть на проблему со всех сторон и переосмыслить свои взгляды.

Гештальт-терапия

От нем. Gestalt - образ, форма, структура - форма психотерапии, разработанная Ф.Перлзом (1893 - 1970). Под «гештальтом» он понимал «процесс развертывания потребности человека». Гештальт-терапия - это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром, в том числе с окружающими людьми. С помощью гештальт-терапии можно научиться сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Человек становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций другими.

Для кого:

Гештальттерапия особенно эффективна, когда трудности вызваны взаимодействием с другими людьми. Эмоциональные проблемы (страхи, тревоги, апатия, сниженное настроение, агрессивность, волнение в значимых ситуациях) также являются предметом работы гештальттерапевтов. Метод подходит тем, кому нравится, когда с терапевтом можно обмениваться искренними эмоциональными реакциями и получать от него обратную связь. Терапевту трудно быть полезным в случае, когда внутренний мир для самого человека не представляет ценности, он не склонен к рефлексии и самопознанию. Этот метод эффективен в работе с детьми и подростками, со взрослыми людьми, семейными парами.

Как это происходит:

Работа может быть индивидуальной или групповой. На первой встрече терапевт и клиент (или участники группы) обсуждают цели работы, возможные и желаемые результаты и способы их достижения, оговаривают продолжительность встреч и их количество.


Психодрама

Одно из направлений гуманистической психологии, разработанное Я. Морено (1890-1974) и основанное на катарсисе, который достигается при помощи драматических инсценировок, ориентированных на лечение болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека. Эта методика позволяет «проиграть» различные ситуации и таким образом смоделировать и понять их. Психодрама - это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек - существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек.

Для кого:

Для людей, которые заинтересованы в неком воссоздании своей драмматической ситуации с целью ее решения, которых не смущает самораскрытие в присутствии группы.

Как это происходит:

В ходе группового обсуждения, участники предлагают темы, в которых они хотели бы разобраться. Группа выбирает 1-2 из заявленных. Затем, при помощи участников группы происходит инсценировка действия, заявленного участником, в ходе которого, он погружается вновь в драмматическую ситуацию своего прошлого в ходе которой получает поддержку от группы и психолога.


Клиент-центрированный подход

Клиент -центрированная терапия, изначально разработанная в 40-х годах Карлом Роджерсом (1902-1987), представляет собой постоянно развивающийся подход к человеческому росту и изменению. Ее центральная гипотеза заключается в том, что потенциал любого индивида к росту имеет тенденцию к раскрытию в отношениях, в которых тот, кто оказывает помощь, испытывает и выражает подлинность, реальность, заботу, глубокое и точное безоценочное понимание. Клиент-центрированный подход применим в любой сфере приложения человеческих усилий, где целью является психологический рост индивида.

Для кого:

Клиент-центрированный подход помогает тем, кто устал от одиночества и не находит понимания у других людей, кому не хватает сочувствия, участия и тепла. Поэтому он может применяться практически во всех областях, где нам необходимо взаимопонимание. Безусловное принятие другого, сопереживание ему, открытость своим чувствам способствуют и успешному ходу переговоров, и терапии неврозов, и разрешению социальных конфликтов.

Как это происходит:

Клиент-центрированный подход называют «недирективным»: он никого не направляет, ничем не руководит, ни к чему не принуждает. Здесь не употребляются понятия нормы и патологии, болезни и излечения, диагноза и симптома. Терапевт безоценочно примет все, что будет сказано клиентом. Терапия происходит в форме диалога. Клиент сам определяет, какие вопросы для него сейчас актуальны, и терапевт помогает ему в исследовании и выражении своих чувств, образов, фантазий. Слушая и отвечая, он полностью сосредоточен на клиенте: само присутствие внимательного, понимающего собеседника помогает человеку справиться со страхом и отчаянием, вселяет уверенность в своих силах. В результате терапии ее участник приходит к ощущению свободы и полноты жизни со всеми ее радостями и трудностями.

Когнитивно-бихевиоральный подход

предполагает, что проблемы человека вытекают из искажений реальности, основанных на неправильных представлениях, которые, в свою очередь, возникли в результате неправильного научения в процессе развития личности. Терапия заключается в поиске искажений в мышлении и в обучении альтернативному, более реалистичному способу восприятия своей жизни. Когнитивно-бихевиоральный подход работает, когда надо найти новые формы поведения, простроить будущее, закрепить результат. Когнитивно-бихевиоральный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на себя и свои проблемы. Отказавшись от представления о себе как о беспомощной жертве обстоятельств, человек получает возможность увидеть в себе существо, как склонное рождать ошибочные идеи, так и способное отучиться от них или исправить их, определив ошибки собственного мышления.

Для кого:

Когнитивная терапия эффективна при работе со многими личностными проблемами: тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями в установлении отношений, пищевыми нарушениями… Помогает тем, кто пережил насилие, стресс. Метод когнитивной терапии может применяться как в индивидуальной работе, так и в работе с семьями.

Как это происходит:

Клиент вместе с психотерапевтом исследуют, при каких обстоятельствах проявляется проблема: как возникают «автоматические мысли» и как они влияют на его представления, переживания и поведение. Он учится смягчать жесткие убеждения, видеть разные грани проблемной ситуации. Домашние задания — упражнения, предлагаемые психотерапевтом, позволяют клиенту закрепить новые навыки. Так постепенно он учится уже без поддержки терапевта жить в соответствии с новыми, более гибкими, взглядами.

Экзистенциальная психотерапия

одно из направлений гуманистической психологии, как направление возникла на базе экзистенциальной философии и психологии. Основной акцент делается не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми. Основоположником экзистенциализма стал Серен Кьеркегор (1813-1855), который сформулировал и обосновал понятие экзистенции (уникальной и неповторимой человеческой жизни). Он же обратил внимание на поворотные моменты в человеческой жизни, открывающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор.

Символдрама

Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919-1996). (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов или метод "сновидений наяву") - это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символдрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как "психоанализ при помощи образов".

Для кого:

Символдрама эффективна при лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

Как это происходит:

Пациент сидит расслабившись в кресле с закрытыми глазами, расслабляется с помощью специальных техник. Психотерапевтом задаются темы, которые пациент видит в своем воображении. С ними и ведется работа.

Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП)

Одно из направлений психотерапии, имеющее свою историю развития, свои школы. ТОП объединяет разнообразные теоретические и методологические подходы к воздействию на психику посредством изменений, производимых с телом. Основная идея ТОП - неотделимость тела от сознания, убеждение в том, что тело является проявлением личности и между ними имеется функциональное единство.

Телесная психотерапия обращается к глубинным взаимосвязям, представляющим собой психо-телесные процессы, уделяя при этом одинаковое внимание как телесному, так и психическому компоненту. ТОП обладает большим набором техник (от "катарсических" до "телесной гомеопатии"): методами работы с дыханием, прикосновением, мышечным тонусом, позой, движением, чувственным осознаванием, образами, языком и т. д., с помощью которых осознаются, изучаются и принимаются вытесненные аспекты опыта личности с целью его последующей интеграции.

Арт-терапия

Впервые термин «арт-терапия» стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл (Adrian Hill). Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия. Появился и комплексный метод: арт-синтезтерапия работает с помощью живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Одно из направлений гуманистической психологии, методика психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.


НЛП (нейролингвистическое программирование)

Основатели: Ричард Бандлер, США (1940), Джон Гриндер, США (1949 "нейро" - данный метод использует структуры головного мозга, "лингвистическое" - одним из важных элементов данной техники является речь, "программирование" - возможность контролировать, прогнозировать результат действия конкретной техники.
Это техника общения, направленная на изменение привычных схем взаимодействия, обретение уверенности в жизни, оптимизацию творческого потенциала.

Для кого:

Это особенно полезно для тех людей, которые по роду своей деятельности много общаются, контактируют, взаимодействуют с другими людьми. Область применения НЛП довольно широка: бизнес, образование, социальная работа, бытовые ситуации и мн. др. Также техники НЛП используются в психотерапии.

Как это происходит:

Воздействие происходит с помощью специальных техник НЛП.


Сказка-терапия

Это форма познания и лечения души. Сказкотерапия исходит из того, что бессознательное развивается и проявляет себя по определенным схемам, которые очень удобно изучать в форме сказок. В этом смысле сказкотерапия является формой глубинной психотерапии, хотя по своей доступности и универсальности она вполне применима и для более «житейских» задач.

Для кого:

Сказкотерапия применяется как для детей, так и для взрослых.

Как это происходит:

Пациент придумывает сюжет сказки или же вспоминает сказки, оказавшие сильное впечатление на него когда то. За тем, в беседе с психологом идет обсуждение и интерпретация сказочного сюжета.

Трансактный (транзактный) анализ

направление в психологии и психотерапии, созданное Э. Берном.
По аналогии с классическим психоанализом трансактный анализ ориентирован на выявление «сценариев» жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями. Этот анализ был расширен за счет «структурного анализа», при помощи которого в Я индивида, находящегося в различных коммуникативных ситуациях, выделяются три состояния: Родитель, действующий по типу отношения родителя к ребенку, Взрослый, объективно оценивающий реальность, и Ребенок, действующий по типу отношения ребенка к родителям.

Как это происходит:

Транзактный анализ - это групповая и индивидуальная работа, связанная со словом, эмоциями и чувствами. Обычно терапевты рекомендуют сочетать оба способа. С самых первых сеансов клиент заключает с терапевтом устный «контракт на изменение», в котором определяются цели работы и пути их достижения. В ходе терапии контракт может быть изменен. С помощью терапевта клиент познает структуру своей личности, учится распознавать по внешним признакам, в каких состояниях «я» он чаще всего бывает и как это сказывается на его поведении и общении. Терапия помогает клиенту измениться - вновь обрести в себе Естественного Ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах. Работа обычно длится недолго: задача транзактного аналитика - освободить клиента от проблем как можно скорее.

Эриксоновский гипноз

комплексная и высокоэффективная методика наведения транса, разработана Милтоном Эриксоном (1901 - 1980), американским психиатром и психотерапевтом, человеком, радикально изменившим представления о гипнозе и методах работы с гипнозом. Созданный им метод гипноза кардинально отличается от классического своей недирективностью: терапевт не дает клиенту инструкций и указаний, а помогает ему войти в особое состояние — транс: клиент бодрствует и может активно общаться с терапевтом. Как показал Милтон Эриксон, такая отстраненность отличается от состояния сверхвнушаемости, с которым связывают традиционный гипноз. Внушаемость может усилиться в гипнотическом трансе, но она не является специфическим и постоянным элементом данного явления.
Новый гипноз может быть использован как для создания психотерапевтической атмосферы, так и для проявления потенциальных возможностей, существующих в подсознании клиента. Он может использоваться различными способами для обретения важного опыта научения и для усиления способностей человека получать пользу от данного опыта

Для кого:

Эриксоновский гипноз помогает при самых разных проблемах - психологических и психосоматических. Метод эффективен при работе с фобиями, зависимостями, семейными и сексуальными проблемами, посттравматическими синдромами, нарушениями пищевого поведения. С помощью эриксоновского гипноза можно работать и со взрослыми, и с детьми.

Как это происходит:

Во время сеанса психотерапевт также прибегает к особому метафоричному языку. Он рассказывает истории, анекдоты, сказки, притчи, но делает это особым образом - используя метафоры, в которых «прячутся» послания для бессознательного. Слушая сказку, клиент представляет образы героев, видит сцены развития сюжета, оставаясь внутри собственного внутреннего мира, живущего по своим законам.

Процессуально -ориентированная психотерапия

Основатель А.Минделл, Э.Минделл

К методам психотерапии, ставящим во главу угла исследование духа, можно отнести такие, как психосинтез, трансперсональная психотерапия, христианская психотерапия. Напротив, психоанализ акцентирует биологическую природу человека. Таким образом, психотерапия вобрала в себя культуру духа, психологический запрос и биологическую детерминированность и, невзирая на противоречивость оснований методов, перекинула мосты внутри взаимоотношений между «логос-биос-социо-индивидуальность».

По критерию поставленных перед специалистом задач все методы психотерапии можно также подразделить на следующие типы:

  • а) релаксационные, приводящие психику человека в относительно равновесное состояние;
  • б) мишенеориентированные, направленные на снятие конкретного симптома;
  • в) личностно-ориентированные, направленные на глубинную трасформацию личности. Психотерапевтическая энциклопедия / Под редакцией Карвасарского Б.Д. - 2-ое издание, переработанное и дополненное. - Спб.: Питер, 2011. - 198 с.

Вне зависимости от ориентированности подхода каждому методу психотерапии соответствуют принципы или идеи, почерпнутые из философии. Философские идеи, являясь предпосылками возникновения школ психологии и психотерапевтических методов, определяют гуманитарную направленность психотерапии. Поэтому психотерапевт по идее должен идти от гуманитарного, а не естественно-научного образования. По духу своему он гуманитарий, с той лишь разницей, что ни одна идея здесь не остается умозрительной абстракцией, как в философии, но переходит в практику собственного осуществления, приобретает субстанциональность, оформляет и воспитывает волю. Так, если Ч. Пирс при создании своей философии основывался на идее прагматизма, то бихевиоральная психотерапия вырабатывает в человеке способность жить прагматично и в соответствии с требованиями среды.

Констатация статического состояния на данный момент не заменяет понимания динамики психической жизни. Именно это совершают тестирующий психолог и психиатр. Строго говоря, в лице психиатра мы имеем протоколиста истории, в лице психолога -- протоколиста «пунктов» тестирования. Меж тем человеку, имеющему проблему, необходим исследователь индивидуального опыта бытия-в-мире; необходимо, чтобы он почувствовал и познал его собственную идентичность и реалии жизни изнутри. В терминах М. Хайдeггера речь идет о противопоставлении «калькулирующего» и «понимающего» интеллекта.

Анализ индивидуального опыта бытия-в-мире обращен к таким событиям биографии человека, которые не могут быть зафиксированы как анамнестические данные. Это вехи становления личности, скрытый внутренний срез ее биографии, тяготеющий быть выработанным и узнанным. Здесь все совершает пациент вместе с психотерапевтом, который содействует изменению ракурса восприятия человека и ведет к прорывам на новые уровни осознания себя и мира. Цель психотерапевтической работы заключается не в регистрации чего-либо (симптома, знания, диагноза, события, лечения и пр.), а в том, чтобы личность сама могла бы приобрести способности, которые привели бы ее к познанию себя и своего жизненного пути. Поэтому анамнез в обычном смысле слова должен быть дополнен внутренним анамнезом -- фиксацией событий, относящихся к истории становления самосознания индивида.

Анамнез как познание «внешней» биографии и анамнез как познание биографии «внутренней» имеет ряд существенных различий:

  • · достичь первого просто, это дается без особенных усилий, не требует собственного совершенствования;
  • · достижение второго гораздо сложнее, требует больше времени и нового уровня сознания исследователя;
  • · первое ближе к критериям научности, второе -- к истине и жизни;
  • · первое поддается систематизации, второе не поддается;
  • · первое направлено на определение симптома и диагноза, второе -- на преобразование личности;
  • · первое тяготеет к установлению всеобщих законов психического как сочетания личностных и ситуативных факторов, второе направлено на обнаружение индивидуальных условий формирования проблемы и признаков духовно-душевных передвижек;
  • · первое основано на рассудочных категориях, второе, помимо рассудочных категорий, включает интуитивные прозрения;
  • · первое основано на естественно-научных выкладках понимания психики и приводит к границам познания, второе вскрывает глубинные корни душевной жизни. Кондрашенко В.Т. Общая психология. - М.: Высшая школа, 2009. - 176 с.

Возможность подобных противопоставлений происходит от наличия различий во всех центральных категориях исследования. Внешний анамнез фиксирует состояние человека или его составляющую как отдельное «пространственное» событие, центр изучения внутреннего анамнеза -- весь человек в динамике его становления в потоке времени. Например, прочтение книг или просмотр фильма, потрясшего психику человека в 15 лет, может считаться незначительной деталью с точки зрения биографии, однако в отношении внутреннего анамнеза этот факт может быть существенным.

Речь здесь идет не о снятии проблемы, но о развитии и приобретении способности, которая может вывести из кризисного состояния, и о том, чтобы направить энергию кризиса на развитие, утилизировать его, а не подавить.

Невзирая на различия, эти два типа анамнеза могут дополнять друг друга. Обследующий ногу хирург констатирует травму на основании жалоб больного. Но он также дополняет диагностику рентгеновским снимком. Психиатр или тестирующий психолог обходятся без «снимка», снятого с процесса личностного формирования, а зачастую и снятого с симптома. Они фиксируют картину симптомов как картину всего человека.

Психотерапевту приходится учитывать все данные «внешнего» и «внутреннего» анамнеза, все особенности построения телесного, психического и духовного организмов человека. Данные «внешнего» анамнеза должны служить для установления внутренних связей между событиями судьбы, чтобы привести человека к ощущению того, как действует его судьба. Из переживания своей судьбы и серьезного ее принятия он может получить укрепляющие и целительные воздействия на психическое здоровье. Поэтому болезнь, личность и судьба, рассматривающиеся в «плоской проекции» современного медико-психологического образования, должны дополняться перцепцией глубинного жизненного плана.

В целом психотерапия возникла при непосредственном «участии» философии, психиатрии и психологии, каждая из которых имеет свой вклад в процесс ее становления как области практического человекопознания. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. - М., 2009. - 125 с.

Существуют следующие формы психотерапии:

1. Индивидуальная психотерапия

Психотерапевтический процесс протекает в диаде: терапевт - клиент. Индивидуальная психотерапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как клиента, как и терапевта. Помимо психологической техники и условий ее реализации.

По срокам проведения индивидуальная терапия может делиться на кратковременную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий: краткосрочной считается терапия до 20 сессий. В настоящее время почти все психологические направления стремятся к краткосрочности за счет увеличения интенсивности, уменьшения материальных затрат без уменьшения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих клиентов от развития "психотерапевтического дефекта", "бегства в психотерапию" и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.

Долговременные формы индивидуальной психотерапии наиболее характерны для психоаналитической терапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте занятий 2-3 раза в неделю.

2. Групповая психотерапия

Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики. Использование любого психотерапевтического метода в группе больных не является групповой терапией. Групповой терапия становится тогда, когда терапевт использует терапевтический потенциал группы. В любой группе людей, которые общаются достаточно продолжительное время, возникают определенные групповые феномены, такие, как распределение ролей, выделение лидера и т.п. В терапевтической группе тоже наблюдаются феномены, которые называются лечебными факторами Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: издательская группа "Прогресс", 2009. - 103 с.:

  • · Сплоченность членов группы - условие, способствующее достижению терапевтического успеха. Характеризует прочность и единство межличностных взаимодействий в группе.
  • · Внушение надежды группой - вера в успешность терапевтического процесса появляется при совместной работе. Возникает от того, что разные участники группы продвигаются в разном темпе (отстающие тянутся вперед).
  • · Обобщение - до прихода в группу люди считают собственные проблемы уникальными, а в процессе групповой работы осознают, что это не так.
  • · Альтруизм - осознание тог, что каждый участник группы может быть полезным и необходимым другим.
  • · Предоставление информации - используются приемы инструктирования и от терапевта клиенту, и от клиентов друг другу.
  • · Множественный перенос - эмоциональная привязанность участников к терапевту и друг к другу, группе в целом.
  • · Межличностное общение - группа является своеобразным испытательным полигоном для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций участников и апробации новых способов поведения. Члены группы узнают, что они могут открыто просить других о помощи, поддержки.
  • · Развитие межличностных умений - участники совершенствуют свои умения общаться в группе.
  • · Имитирующее поведение - подражание ведущему, участников группы друг другу. Сначала - для получения одобрения, затем наступает активное экспериментирование. В результате расширяется поведенческий репертуар каждого участника.
  • · Катарсис - эмоциональное потрясение, очищение.
  • 3. Семейная психотерапия

Направлена на коррекцию межличностных отношений в семьею. Ее цель - устранить эмоциональные расстройства в семье, наиболее выраженные у больного члена семьи. Иными словами, это терапия клиента в семье и с помощью семьи.

Психотерапия. Учебное пособие Коллектив авторов

Классификация методов психотерапии

Многообразие психотерапевтических форм и методов базируется на трех основных теоретических направлениях – психодинамическом, поведенческом (когнитивно-поведенческом) и гуманистическом (экзистенциально-гуманистическом, феноменологическом). Перед тем как перейти к описанию основных из них, необходимо отметить составляющие, являющиеся общими для всех этих направлений (J. Frank, 1978):

1. Пациент (больной) – человек, обнаруживающий объективные признаки психического (психосоматического) расстройства.

2. Психотерапевт – врач, благодаря своему специфическому обучению и опыту воспринимающийся как способный оказать помощь конкретному больному (или их группе).

3. Теория личности, созданная основателем определенного направления и закрепленная его последователями, которая через определенный набор положений позволяет описывать функционирование психики и предсказывать протекание, направленность определенных психических процессов у отдельного человека или группы людей в норме; а также возникновение, фиксацию и развитие нарушений этих процессов при формировании патологии.

Перечисленные положения непосредственно вытекают из определенных философских, мировоззренческих и жизненных представлений автора предлагаемой теории и в той или иной степени несут отпечаток его личности. Кроме того, для многих из них характерна претензия на некую онтологическую универсальность. Логичным следствием является создание достаточно мощных институтов в виде обществ, объединений, журналов, формирующих «правильное» мировоззрение учеников, а также сертифицирующих их право официально являться представителями этого направления и вести от этого имени свою практику.

В настоящее время можно отметить определенную «эволюцию» и трансформацию теоретических подходов к личности в психотерапии. В начале развития научно обоснованной психотерапии имелась отчетливая тенденция к созданию «уникальной», с претензией на онтологическую универсальность (т. е. «единственно правильную») теории личности. Ярким примером является психоанализ Зигмунда Фрейда. В настоящее время отчетливо преобладает тенденция к созданию неких «моделей» функционирования психики с пониманием их ограниченности и относительности. Например, современным подходом, взявшим на себя смелость возвести это в ранг собственной идеологии, является нейро-лингвистическое программирование. Не менее важным представляется и то, что попытка обойтись вообще без теории личности (ранний вариант поведенческой психотерапии) оказалась исторически бесперспективной.

4. Набор методик (процедур) для решения проблем пациента, непосредственно вытекающих из теории.

При этом следует обратить внимание на очевидное изменение в соотношении «теория личности – набор методик» за время существования психотерапии как таковой. Для школ, сформировавшихся в начале развития психотерапии, была характерна предельно жесткая детерминация методик базисной теорией личности. Отклонение от «прописанных» практических методик, мягко говоря, встречало сильное неодобрение. Например, известный французский психотерапевт-психоаналитик Л. Шерток длительное время не мог стать полноправным членом психоаналитической организации, так как активно использовал в своей практике гипноз, ранее раскритикованный основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом. В настоящее время преобладает иное отношение. Практически все известные когнитивно-поведенческие и экзистенциально-гуманистические подходы не только одобряют применение широкого спектра различных психотехник, но и открыто декларируют творческий подход психотерапевта (т. е. создание новых методик в каждом конкретном случае). Даже в наиболее «консервативном» психоаналитическом подходе можно отметить подобные тенденции, например, в виде появления «гипноанализа» или включения в классический подход методик других направлений (психосинтез, нейро-лингвистическое программирование, голотропное дыхание и т. п.).

5. Специфическое социальное отношение между психотерапевтом и пациентом, которое направлено на создание особой «психотерапевтической» атмосферы, создающей благоприятную почву для оказания помощи больному во многом за счет формирования у него оптимизма по поводу возможности разрешения его проблем и возможности иного, более позитивного мировоззрения, миросуществования и сосуществования с другими людьми. С точки зрения некоторых из подходов (например, клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса) создание этих отношений считается основным лечебным фактором.

В табл. 1 приведены основные психотерапевтические направления, их особенности и уровень воздействия.

Таблица 1

Основные направления психотерапии, их особенности и уровень воздействия

Интересной, в первую очередь для дидактических целей, является классификация, выделяющая различные ориентации психотерапевтов во взгляде на главные факторы формирования патологии и, как следствие, характер взаимодействия между больным и психотерапевтом.

Нозоцентрическая ориентация – подход к лечению болезни как таковой, без учета личности пациента, социальной среды и т. д. Как следствие – авторитарность психотерапевта. Расцвет подобного подхода наблюдался с конца XIX в. до 20-х гг. XX в. На этот период приходится интенсивное развитие классического, директивного гипноза и других суггестивных методов. Психотерапевт – учитель, пациент – «объект для приказов».

Антропоцентрическая ориентация – акцент на изучении структуры личности, ее истории развития и особенностей. Развивается с 20-х гг. XX в. В этот период происходило развитие психоанализа, психодиагностики, методов аутогенной тренировки (J. Shultz), прогрессивной мышечной релаксации (E. Jacobson), методик самовнушения.

Социоцентрическая ориентация – акцент на социальных условиях, социальных связях личности и т. д. При этом подразумевается, что личность во многом определяется и формируется социумом. Следствием этого является необходимость «научить» личность адаптироваться через внешнее (социальное или поведенческое) воздействие. К данному направлению относятся: теория Курта – Левина; поведенческая психотерапия (бихевиоризм); различные теоретические и практические методики научения и т. п.

Следует подчеркнуть, что различные направления и ориентации не противоречат, а дополняют друг друга. Выбор психотерапевтического воздействия зависит, с одной стороны, от личности психотерапевта, с другой, – от особенностей личности пациента и имеющихся у него нарушений.

Перед тем как перейти к описанию трех основных направлений психотерапии, необходимо остановиться на основных механизмах (факторах) лечебного воздействия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения

Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Ожидаемые результаты воздействия психотерапии, требуемые для любых ее методов Прежде всего у пациента должны появиться и развиваться надежда на положительные изменения, повышаться устойчивость к стрессогенным воздействиям окружающей среды, улучшаться способность

Из книги Энциклопедия блефа автора

3.17.ЭЛЕМЕНТЫ МАНИПУЛЯЦИОННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДАХ ПСИХОТЕРАПИИ. МАНИПУЛЯЦИИ В ГИПНОТЕРАПИИ Известно, что в основе наиболее эффективных способов гипнотизации лежит элемент заблуждения. О привязке в гипнотерапии мы уже говорили выше. Для того, чтобы эта

Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла Спартаковна

1.2. Общая классификация методов оптимизации ФС Организация работы по борьбе со стрессом в условиях повседневной психологической практики может принимать самые разные формы. В публикациях последних лет они чаще всего представлены в виде различных программ

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

3.2. Классификация методов Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей. Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования.По целям исследования

автора

Приблизительно одинаковая эффективность различных методов психотерапии Диапазон психотерапевтических методов очень широк. Какова степень эффективности различных методов? В поисках ответа на этот важнейший вопрос мы обратимся к докладу одного из ведущих

Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур Александрович

Интеграция когнитивных методов в систему личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Патогенетическую психотерапию В. Н. Мясищева сближает с когнитивным подходом общая базальная гипотеза, согласно которой не события сами по себе вызывают эмоциональные

Из книги Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

Иллюзионизм в психотерапии или оздоровление заблуждением (манипуляции в психотерапии) "В юности я прочитал рассказ О`Генри "Последний лист" о больной, умирающей девочке, которая смотрела в окно и наблюдала за тем, как с дерева падают листья. Она загадала себе, что умрет

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ Как правило, любой из описанных в этой книге инструментов можно применить в любой ситуации, требующей нестандартного мышления. Тем не менее бывают случаи, когда для решения творческой задачи ее нужно сформулировать определенным

Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Типы методов оценки Персонологи в процессе сбора информации о людях используют множество разнообразных методов оценки. К ним относятся опросники, методы чернильных пятен, личные документы, процедуры оценки поведения, характеристики, даваемые сверстниками, рассказы о

Из книги Аутотренинг автора Александров Артур Александрович

Классификация медитативных методов Медитативные методы классифицируют в соответствии с природой объекта для сосредоточения.Медитация на мантрах. В этом случае объектом для сосредоточения является «мантра» – слово или фраза, многократно повторяемая, обычно про себя.В

автора Берн Эрик

РЕЗЮМЕ МЕТОДОВ Как уже отмечалось вначале, в этой книге речь идет только об одном типе терапевтических групп, который наиболее часто встречается в клинической практике, - о группе взрослых, которые размещаются сидя. Это исключает некоторые специальные типы лечения без

Из книги Групповое лечение [На вершине психотерапии] автора Берн Эрик

СРАВНЕНИЕ МЕТОДОВ Хорошо подготовленный терапевт должен быть знаком со всеми четырьмя распространенными подходами и менять свою методику в зависимости от обстоятельств, но в целом будет чаще придерживаться того или иного подхода. В идеале его предпочтение будет

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Галло Фред П.

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Методов много – идей маловато Обучение методикам стало потребностью общества. Придуманы сотни методик похудения, наращивания волос, поднятия жизненного тонуса, построения успешных отношений, избавления от вредных привычек, выработки стиля в одежде, понижения уровня



Новое на сайте

>

Самое популярное