Домой Удаление Молодежь инвалиды. Теоретические основы социальной работы с молодыми инвалидами

Молодежь инвалиды. Теоретические основы социальной работы с молодыми инвалидами

В современной России инвалиды - одни из наиболее незащищенных людей. В СМИ много обсуждают ущемление прав сексуальных меньшинств, либо конфликты на национальной почве, а про инвалидов говорить особо не принято. Инвалидов у нас вроде бы нет. Действительно, встретить на улице человека в инвалидной коляске или слепого сложно. Дело тут не в том, что у нас мало людей с ограниченными возможностями, просто города наши не приспособлены для таких людей. У инвалида в России нет возможности нормально работать, нормального перемещаться и вести полноценный образ жизни. Сегодня я хочу рассказать вам про удивительный центр, где занимаются молодые инвалиды. К сожалению, это единственный подобный центр на всю Москву.

«Центр Досуга и Творчества Молодежи «Россия» открылся в 1990 году, а 2 года назад его реконструировали. Сейчас в здание центра ведут широкие пандусы, инвалиды могут подняться на третий этаж на специальных подъемниках. Во дворе - яркие спортивные площадки для мини-футбола, баскетбола, волейбола, которые легко преобразуются для игры инвалидов. Например, баскетбольные корзины опускаются ниже - специально для колясочников. После реконструкции "Россия" меньше всего напоминает старенький детский садик, в чьем здании находился центр.

Как рассказала директор Центра досуга и творчества молодежи Татьяна Простомолотова, инвалиды приезжают сюда со всей Москвы и даже Подмосковья. Посещать центр может любой желающий - место жительство не имеет значения, главное добраться. Здесь занимаются примерно 150-160 инвалидов и 400 обычных ребят из окрестного района Перово. Добираются - кто на метро, кто своим транспортом, но у центра есть и своя машина для доставки инвалидов из отдаленных районов. При центре действует "Служба волонтеров". Это восемь молодежных организаций, которые в любой момент готовы организовать поддержку мероприятиям с участием инвалидов.

01. Здесь работают 12 экспериментальных площадок - досуговых, спортивных и игровых. В здание установлено два лифтовых подъемника для колясочников.

02. Внутри чисто и "весело". Мне, конечно, такой дизайн не очень близок, главное, что сделано все качественно.

03. Здесь все приспособлено для людей с ограниченными возможностями. Белый кружочек - для тех, кто плохо видет, оно обозначает начало этажа. Также эти кружки дублируются яркими указателями.

04. Схема эвакуации для слепых и слабовидящих.

05. Двери все 90 сантиметров шириной, чтобы в них спокойно проезжали коляски. В коридорах есть специальные холлы для разъезда людей на колясках.

06. Специальное оборудование для людей с ограниченными возможностями. Справа - монитор Брайля. Также специальная система через наушники озвучивает все, что проиходит на мониторе.

07. Денис - руководитель первого московского интеграционнгго центра "Cпортивный бильярд для молодых инвалидов", показал класс игры на бильярде.

08. В центре два бильярдных стола. Ребят поддерживает как правительство Москвы, так и профессиональное сообщество.

09. Помимо людей с ограниченными возможностями в центр ходят обычные дети. Это помогает инвалидам быстрее адаптироваться и вести полноценную жизнь за пределами центра.

10. Музыкальный класс. Барабаны и тамбурины, синтезатор и десятки других музыкальных инструментов на любой вкус. Здесь занимаются в основном слабослышащие ребята.

11.

12.

13. Студия исторчиеского костюма и бисероплетения.

14.

15. В прошлом году икону, созданную руками воспитанников, подарили Патриарху Кириллу.

16. На один костюм уходит около года! Здесь владеют всеми бисерными техниками и даже создают новые.

17. Но особенно поразила работа школы керамики и гончарной студии. Здесь есть и печи для обжига, и гончарный круг. Здесь работают ребята с ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна...

18.

19.

20. «Наша основная миссия, – говорит Татьяна Владимировна, – через творчество приобщить молодых инвалидов к активной общественной и профессиональной жизни. В центре работают 60 сотрудников – это психологи, педагоги, специалисты по работе с молодежью, – это оказание помощи молодым инвалидам».

21. В центр приходят с 4-х лет до 32-х, молодые инвалиды. После 32-х лет люди обычно либо устраиваются и живут обычной жизнью, либо ходят в другие центры для взрослых.

22. Работы воспитанников.

23.

24. Выставка работ воспитанников. Скоро центр "Россия" планирует открыть интернет магазин и продавать некоторые работы. Еще здесь проходят дискотеки и костюмированные балы. В декабре пройдет рождественский бал 1812 года. Дискотеки проводят в осном для слабослышащих.

25.

26. Также здесь есть свой театр.

27. Режиссер сам глухой, играют здесь без слов.

28. А еще здесь есть вот такая волшебная комната отдыха.

29. Cпортивный зал, оснащенный тренажерами, специально адаптированными для колясочников.

30.

31. На улице детская площадка.

32. Это, наверное, единственная детская площадка для инвалидов в Москве.

Этот центр, открытый под эгидой городского департамента семейной и молодежной политики, уникален еще и потому, что здесь разрабатываются методики для организации досуга и творчества инвалидов в Москве. Но, безусловно, на десятимиллионный город одного центра мало. Такие центры должны быть в каждом районе Москвы и во всех крупных городах России. Инвалиды должны иметь возможность вести полноценную жизнь, работать, отдыхать, ходить в кино и встречаться с друзьями. Сейчас для людей с ограниченными возможностями любое это действие - большое испытание. Было бы хорошо, если общество и правозащитники будут уделять больше внимания проблемам инвалидов, которых сейчас как будто не существует.

Я также публикую некоторые посты на

Инвалидность -- это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. Вместе с тем, численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10%. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10% населения, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями.

В России сегодня 13 миллионов людей с ограниченными возможностями, и их число имеет тенденцию к дальнейшему росту. Одни из них - инвалиды с рождения, другие стали инвалидами вследствие заболевания, травмы, но все они являются членами общества и имеют такие же права и обязанности, как и другие граждане.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Основными факторами, детерминирующими рост инвалидности, являются степень экономического и социального развития региона, обусловливающая уровень жизни и доходов населения, заболеваемость, качество деятельности лечебно-профилактических учреждений, степень объективности освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы, состояние окружающей среды (экология), производственный и бытовой травматизм, дорожно-транспортные происшествия, техногенные и природные катастрофы, вооруженные конфликты и иные причины.

В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой, социально-средовой, психологический, общественно-идеологический, производственно-экономический, анатомо-функциональный.

Где правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих основу законодательства об инвалидах. Первое -- это наличие у инвалидов особых прав на определенные условия для получения образования, на обеспечение средствами передвижения, на специализированные жилищные условия и другие. Второе немаловажное положение -- это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Третье положение провозглашает создание специализированных государственных служб: медико-социальной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов.

Социально-средовой аспект включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.). Определенную актуальность приобретают такие виды деятельности: информированность населения о возможности более широкого пользования услугами социального работника, формирование потребностей населения в защите прав и интересов нетрудоспособных граждан, реализация морально-психологической поддержки семьи и др.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии и с пониженной двигательной активностью. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности -- во взаимодействии инвалида и общества.

Производственно-экономический аспект связан главным образом с проблемой формирования промышленной основы социальной защиты населения и рынка реабилитационных изделий и услуг. Такой подход позволяет ориентироваться на увеличение доли инвалидов, способных к частичной или полной самостоятельной профессиональной, бытовой и общественной деятельности, создание системы адресного удовлетворения их потребностей в реабилитационных средствах и услугах, а это в свою очередь будет способствовать их интеграции в общество.

Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.

Тем не менее, дискриминация, которая существует в обществе по отношению к инвалидам, а особенно - молодым людям с инвалидностью, отчетливо прослеживается по всем характеристикам.

Уровень образования молодых людей-инвалидов гораздо ниже, чем у не инвалидов. Практически все, кто имеет только начальное образование в возрастах старше 20 лет, - это инвалиды. Наоборот, доля молодых людей с высшим образованием среди инвалидов в 2 раза ниже. Даже доля, окончивших ПТУ, среди 20-летних инвалидов ниже. Вдвое меньше и денежные доходы молодых инвалидов по сравнению с их сверстниками не инвалидами.

Более низкие доходы молодых инвалидов - прямое следствие барьеров в доступе к приносящей доход деятельности, в том числе к хорошо оплачиваемой занятости. Статистика занятости по данной категории не публикуется. Вместе с тем, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, средняя продолжительность поиска работы всеми инвалидами устойчиво превышает аналогичный показатель для всех безработных.

Более низкий уровень образования молодых инвалидов отражается в профессиональной структуре их занятости: среди молодых инвалидов значительно больше, чем среди их здоровых сверстников людей, занятых на рабочих профессиях, в том числе много неквалифицированных рабочих.

Формирование брака - огромная проблема для многих молодых людей с инвалидностью. Среди них в 2-3 раза больше холостых и вдвое меньше состоящих в браке. Одиноко проживающих (отдельно от родителей или других родственников) среди них также вдвое меньше. Это говорит об их значительной несамостоятельности и зависимости от опеки родных.

Это и более низкая социальная мобильность инвалидов, которая проявляется в меньшей интенсивности отделения инвалидов от семьи своих родителей и своих родственников. Соответственно более низкая мобильность родственников инвалидов. Ввиду необходимости ухода за инвалидом, один или несколько его родственников в той или иной мере также ограничены в возможности покинуть семью. Утрируя, можно сказать, что инвалидность одного из супругов «увеличивает» в несколько раз вероятность того, что и другой супруг будет инвалидом. На самом деле, это может свидетельствовать о социальной изоляции инвалидов, в результате которой они вступают в брак преимущественно друг с другом.

Все приведенные социальные характеристики указывают на то, что молодые инвалиды в России - это совершенно специфическая группа не только в населении, но и среди взрослых инвалидов, ибо в более старших поколениях социальные различия между инвалидами и не инвалидами сглаживаются и даже исчезают. Из этого краткого анализа можно сделать следующие выводы относительно построения эффективной политики социальной интеграции молодых людей с инвалидностью:

  • 1. Признаки социальной дискриминации особенно ярко проявляются в отношении молодых людей-инвалидов. Возраст должен учитываться как одно из самых важных измерений при выработке стратегии, направленной на равные возможности инвалидов.
  • 2. Именно Центры социального обслуживания является реальной опорой для инвалидов. В то время как, они являются основным объектом ныне действующей социальной политики в отношении инвалидов, необходимо разрабатывать индивидуальный подход к определению адресной социальной поддержки инвалида с учетом его микросоциальную среды - семьи.
  • 3. Низкий образовательный и профессиональный статус таких инвалидов требует специальных программ профессиональной подготовке и переподготовки, а также по повышению их образования и квалификации.
  • 4. Значительная (свыше четверти) доля инвалидов первой, самой тяжелой, группы, а также крайне высокая среди молодых инвалидов смертность (превышающая в 3 и более раз смертность не инвалидов в этих возрастах) требует специальной медицинской программы реабилитации.

Социальная работа с молодыми инвалидами строится на основе системы социальной защиты населения, цель которой - обеспечение инвалидам возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основные задачи социальной защиты инвалидов:

  • -максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества инвалидов, побуждая их к самостоятельности и принятию личной ответственности за все;
  • -содействовать достижению взаимопонимания между инвалидом и социальной средой;
  • -проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений;
  • -способствовать распространению информации о правах и льготах инвалидов, обязанностях и возможностях социальных служб;
  • -обеспечивать консультации по юридическим правовым аспектам социальной политики.

Таким образом, инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Следует учитывать, что масштаб инвалидности зависит от множества факторов, таких как: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

Социальный статус молодых людей с ограниченными возможностями в

Современной России

Переход России к принципиально новому социально-экономическому укладу жизни выдвинул потребность в формировании такой системы социальной защиты населения, которая в наибольшей мере соответствует современным задачам общественного развития. К числу таких задач относится создание молодым инвалидам, неспособным без посторонней помощи обеспечивать в полной мере или частично свои жизненные потребности, достойных условий жизни, насыщенной активной деятельностью и приносящей удовлетворение, осознание себя органической частью общества. Молодыми инвалидами являются граждане в возрасте 14-30 лет, которые имеют нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, дефектами, последствиями травм. В настоящее время молодые люди с ограниченными возможностями делятся на несколько групп: с нарушением интеллекта, с психическими заболеваниями и ранним аутизмом, с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения и с комплексным сочетанием нарушений. Инвалидность в молодом возрасте можно определить и как состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения молодого человека в адекватные возрасту воспитательные, социальные, политические и экономические процессы, в связи с этим возникает постоянная необходимость в дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.

К основным причинам, приводящим к инвалидности в молодом возрасте можно отнести:

1. Медико-биологические (низкое качество медицинского обслуживания, недостаточная медицинская активность).

2. Социально-психологические (низкий уровень образования родителей молодого инвалида, отсутствие условий для нормальной жизнедеятельности и развития и пр.).

3. Социально-экономические (низкий материальный достаток и пр.).

В последнее время, когда речь идет о положении молодых инвалидов в России, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания молодежи, обусловленное в первую очередь низким уровнем жизни. Особенно остро депривация сказывается на молодых инвалидах. Инвалидность затрудняет возможность полноценных социальных контактов человека, а отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, которая в свою очередь, ведет еще к большей изоляции и, соответственно к недостаткам развития.



За последние годы число молодых людей с ограниченными возможностями в стране постоянно увеличивается. Это означает, что рост количества молодых инвалидов становится проблемой не только отдельных людей, и даже не части населения, а всего общества в целом. Обостряется проблема социальной защиты молодых инвалидов, которая представляет собой деятельность государства и общества по ограждению этой категории граждан от социальных опасностей, недопущению ухудшения положения лиц с ограниченными возможностями.

Инвалидность молодежи значительно ограничивает их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Кроме того инвалидность, будь то врожденная либо приобретенная, ограничивает положение молодого человека в обществе. Социальный статус обычно определяется позицией индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами (некоторые ученые используют термин "социальная позиция" как синоним социального статуса). Социальный статус является также определенной совокупностью прав, привилегий и обязанностей молодого инвалида. Все социальные статусы подразделяются на два основных типа: те, которыепредписываютсяиндивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Признание лица инвалидом связано с приобретением определенного социального статуса, обеспечивающего социальные гарантии со стороны государства и в тоже время ограничивающие жизнедеятельность человека.

Социальный статус молодых людей с особыми потребностями характеризуется определенными показателями: состоянием здоровья, материальным положением, уровенем образования, спецификой занятости и особенностями организации досуговой деятельности.

Исходя из российского законодательства, инвалидом называют «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты...» (Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 15 ноября 1995г.). Большое внимание в системе социальной защиты уделяется здоровью молодых инвалидов, как показателю их социального статуса. Ограничение жизнедеятельности молодого человека, связанное с нарушением здоровья может в детстве (врожденные заболевания и родовые травмы, заболевания и травмы в детстве), а также в юности(хронические заболевания, бытовые и производственные травмы, ранения в ходе выполнения военно-служебных обязанностей и т.д.). В настоящее время данное понятие рассматривается не только как отсутствие болезни, но и как психологическое и социальное благополучие человека. Главной целью деятельности социальных служб в рамках комплексного подхода к здоровью является достижение молодым человеком с ограниченными возможностями способности к самостоятельной жизни, производительному труду и досугу. Механизмом для достижения этой цели является реабилитация, понимаемая как восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими и социальными факторами.

Медицинские трудности молодых инвалидов связаны с недостаточностью информированности о диагнозе, выбором способов, методов и учреждений для лечения, педагогической и психической коррекции молодого человека, со степенью готовности родителей и ближайшего окружения к проведению восстановительных мероприятий в домашних условиях. Кроме медицинских показателей, важно психологическое здоровье молодого инвалида. Психологические проблемы здоровья вызваны переживаниями родных и близких за исход заболевания и судьбу молодого человека, конфликтами между родителями, с отсутствием или недостатком помощи в уходе за больным со стороны членов семьи и родственников, с болезненным восприятием сочувствия окружающих.

Немаловажным показателем, определяющим социальный статус молодого инвалида, является его материальное положение. Характеризуя место молодежи с ограниченными возможностями в обществе, необходимо отметить ее низкий имущественный статус. Материальное положение молодого инвалида зависит не только от уровня заработной платы, но и от денежных выплат, гарантированных государством (пенсии, пособия, страховые выплаты, компенсации). Ежемесячной государственной денежной выплатой для молодых инвалидов является пенсия, которая предоставляется гражданам в целях компенсации невозможности получить заработок. Кроме всего, молодые инвалиды имеют право на различные льготы – преимущества в оплате тех или иных услуг, предоставляемых государством, муниципалитетом, их учреждениями или иными организациями, освобождение от выполнения обязанностей по обязательным платежам, взимаемым центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в бюджеты различного уровня.

Материальные трудности молодежи с ограниченными возможностями решаются системами социальных служб (центр социально-психологической помощи молодежи, социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи, центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи и др.), которые предпринимают дополнительные меры для улучшения качества жизни молодых инвалидов и их семей. Деятельность социальных служб включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и реабилитации молодых инвалидов. Особое внимание при этом необходимо уделяется оценке их реальных материальных потребностей и адресному характеру предоставляемой помощи.

Приоритетными, наряду с нормами о материальном обеспечении (пенсиями, пособиями, льготами), должны стать нормы, безоговорочно обеспечивающие инвалидов работой и соответствующим, в том числе профессиональным, образованием.

Деятельность государства в области образования людей с ограниченными возможностями нацелена на введение гибких механизмов для удовлетворения образовательных потребностей молодых инвалидов и создание условий для наиболее эффективного их участия в жизни общества. Молодые люди с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллектуального развития, функций опорно-двигательного аппарата; с психопатическими формами поведения нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

В нашем обществе долгое время доминировала установка на обучение и воспитание молодежи с ограниченными возможностями только в рамках государственной системы специальных школ и учреждений интернатного типа, что приводило к ограничению социального статуса молодых инвалидов:

Искусственной изоляции молодых инвалидов в особом социуме, часто не способствующей его последующей адаптации в обществе;

Жесткостью и безвариантностью форм получения образования;

Почти полным исключением семьи из процесса воспитания и образования молодого человека с особыми потребностями.

Образование молодых инвалидов играет определяющую роль в их профессиональной реабилитации, поскольку оно создает основу для реализации принципа равных возможностей людей с ограниченными возможностями. Для решения проблем образования молодых инвалидов начитнают реализовываться проекты по расширению сетей дистанционного обучения на базе интернет-классов. Такое обучение и последующее трудоустройство позволяет инвалидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечивает самостоятельный заработок, а также является экономически выгодным государству. Образование создает условия для удовлетворения многих потребностей молодых людей с ограниченными возможностями, а так же сокращает процессы маргинализации инвалидов. Однако, большинство учебных заведений все еще не готовы к встрече с инвалидами.

Выделяют следующие трудности в сфере получения образования молодыми инвалидами. Во-первых, отсутствие обустроенной среды и специальных образовательных программ в учебных заведениях. Во-вторых, неподготовленность педагогических кадров. В-третьих, зачастую предвзятое отношение к студентам-инвалидам, не гарантирующее равные возможности получения образования по сравнению со всеми учащимися. В последние годы наметились положительные тенденции в решении проблем образования молодых инвалидов. Это проявляется в появлении новых форм обучения. В целом образование молодых инвалидов – это фундаментальная ценность, определяющая их социальный статус и возможности для самореализации личности. Создание системы многоуровневого интегрированного образования невозможно без системы специальной подготовки педагогов, направленной на развитие умений и навыков обращения с инвалидами.

Социальная изоляция молодых инвалидов влечет за собой сокращение шансов для эффективного трудоустройства и низкий социально-экономический статус. Зачастую трудовая занятость не рассматривается молодыми инвалидами как достойная альтернатива жизни на пенсию. Это происходит по причине невысоких, а зачастую даже минимальных заработных плат и отсутствия достойных условий труда. Профессиональное обучение молодых инвалидов необходимо осуществлять по более широкому перечню вакансий и учитывать потребности региональных и локальных рынков труда. Для улучшения возможностей выхода молодых инвалидов на рынок труда необходимо создать институт «кураторства» инвалида от школы до момента трудоустройства.

В настоящее время молодые инвалиды мало востребованы на рынке труда, их занятость является существенной проблемой общества, хотя молодежь с ограниченными возможностями имеет определенные перспективы трудоустройства в интеллектуальной сфере, в малом предпринимательстве. Численность молодых трудоустроенных инвалидов ежегодно сокращается. Наблюдается значительное расхождение в ситуациях занятости у разных групп инвалидов. Молодые инвалиды чаще, чем здоровые сверстники, трудоустроены на рабочие специальности и гораздо реже занимают должности в управлении.

Можно выделить основные трудности в сфере занятости молодых инвалидов. Во-первых, это недоступность образовательных программ, отсутствие профориентации инвалидов, что оказывает непосредственное влияние на их трудоустройство и конкурентоспособность на рынке труда. Во-вторых, специализированные предприятия не имеют возможность принять всех желающих на работу, поскольку испытывают значительные трудности в условиях рыночной экономики. Поэтому, возможности трудовой реабилитации молодых инвалидов посредством занятости на специализированных предприятиях существенно сокращается. В-третьих, прием на работу инвалида, влечет дополнительные издержки на организацию рабочего места, что сказывается на нежелании работодателя сотрудничать с молодым инвалидом. Эти трудности решают центры занятости и молодежные биржи труда, которые не только предоставляют место работы молодому инвалиду, но и организуют семинары, тренинги и курсы по профессиональной ориентации и подготовке. Целью политики занятости в отношении молодых инвалидов выступает их интеграция в открытый рынок труда. Для этого предложены подходы, устраняющие физическую недоступность места работы: работодатель должен адаптировать рабочее место под ограничения занятых у него молодых инвалидов или сделать все рабочие места доступными для занятости на них инвалидов. При тяжелой форме инвалидности предлагается ввести «поддерживающую» («суппортивную») занятость, то есть создать специальные рабочие места на обычных предприятиях. Формой интегрированной занятости молодых инвалидов могут стать социальные предприятия (некоммерческие предприятия негосударственного сектора), управляемые самими инвалидами, хотя на практике их эффективность в этом качестве почти не подтверждается. Среди инструментов повышения занятости инвалидов можно упомянуть финансовые стимулы для работодателей, анализ применения которых показал, что только некоторые выплаты (например, дотации на обустройство рабочих мест) привели к увеличению численности инвалидов, из чего вытекает необходимость контроля и оценки эффективности таких программам поддержки.

Особенностью организации досуга молодых инвалидовявляется неразвитость инфраструктуры свободного времени. Таким образом, можно выделить трудности организации досуга молодых инвалидов. Во – первых, ограниченное число специализированного оборудования и мест для эффективного проведения свободного времени. Во – вторых, отсутствие подготовки организаторов досуга для инвалидов, без которых дальнейшее развитие этого направления невозможно.

Важную роль в решении трудностей организации досуга молодых инвалидов играют реабилитационные центры и учреждения органов по делам молодежи, которые организуют различные акции, фестивали и слеты для данной категории.

Все вышесказанное позволяет определить социальный статус молодых инвалидов как ограниченный. Поэтому, целью социальной работы с ними является интеграция данной категории в общество. Наиболее характерные трудности молодых инвалидов связаны с состоянием здоровья, материальным положением, особенностями получения образования, спецификой трудоустройства и организации досуга. Все вышеперечисленное, позволяет утверждать, что молодежь с ограниченными возможностями является особой социальной категорией, требующей поддержки со стороны государства. Работа с ней требует индивидуального подхода к каждому.

В последние годы социальное положение молодых инвалидов стало существенно меняться в лучшую сторону. Внедряются в практику инновационные технологии для расширения возможностей доступа молодых инвалидов к информации, образованию и занятости, улучшению их материального положения.

Создание доступной для молодежи с ограниченными возможностями среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики нашей страны, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни, в их социальном статусе.

дипломная работа

1.1 Молодые инвалиды как объект социальной работы

Инвалидность -- это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. Вместе с тем, численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10%. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10% населения, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями.

В России сегодня 13 миллионов людей с ограниченными возможностями, и их число имеет тенденцию к дальнейшему росту. Одни из них - инвалиды с рождения, другие стали инвалидами вследствие заболевания, травмы, но все они являются членами общества имеют такие же права и обязанности, как и другие граждане.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

К категории «молодые инвалиды» относятся граждане в возрасте 14 - 30 лет, которые имеют нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, дефектами, последствиями травм. В настоящее время молодые люди с ограниченными возможностями делятся на несколько групп: с нарушением интеллекта, с психическими заболеваниями и ранним аутизмом, с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения и с комплексным сочетанием нарушений. Инвалидность в молодом возрасте сопровождается состоянием стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения молодого человека в адекватные возрасту воспитательные, социальные, политические и экономические процессы, в связи с этим возникает постоянная необходимость в дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.

К основным причинам, приводящим к инвалидности в молодом возрасте можно отнести:

1. Медико-биологические (низкое качество медицинского обслуживания, недостаточная медицинская активность).

2. Социально-психологические (низкий уровень образования родителей молодого инвалида, отсутствие условий для нормальной жизнедеятельности и развития и пр.).

3. Социально-экономические (низкий материальный достаток и пр.).

В настоящее время жизнь детей-инвалидов и молодых инвалидов очень сложна. Сложность проявляется в том, что у человека из-за нарушений здоровья возникают барьеры, лишающие его полноценного существования в обществе, приводящие к ухудшению качества его жизни. Отсутствие достаточно интенсивных социальных контактов может привести к необратимому угасанию интеллектуальных способностей таких лиц, а отсутствие доступной психологической, правовой и информационной помощи - к утрате или неиспользованию ими тех возможностей интеграции в общество, которыми они, очень часто не сознавая того, располагают.

Инвалидность, будь то врожденная либо приобретенная, ограничивает положение молодого человека в обществе. Социальный статус обычно определяется позицией индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами (некоторые ученые используют термин «социальная позиция» как синоним социального статуса). Социальный статус является также определенной совокупностью прав, привилегий и обязанностей молодого инвалида. Все социальные статусы подразделяются на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Признание лица инвалидом связано с приобретением определенного социального статуса, обеспечивающего социальные гарантии со стороны государства и в тоже время ограничивающие жизнедеятельность человека. Социальный статус молодых людей с особыми потребностями характеризуется определенными показателями: состоянием здоровья, материальным положением, уровнем образования, спецификой занятости и особенностями организации досуговой деятельности.

Большое внимание в системе социальной защиты уделяется здоровью молодых инвалидов, как показателю их социального статуса. Ограничение жизнедеятельности молодого человека, связанное с нарушением здоровья может быть приобретено в детстве (врожденные заболевания и родовые травмы, заболевания и травмы в детстве), а также в юности (хронические заболевания, бытовые и производственные травмы, ранения в ходе выполнения военно-служебных обязанностей и т.д.). В настоящее время данное понятие рассматривается не только как отсутствие болезни, но и как психологическое и социальное благополучие человека. Главной целью деятельности социальных служб в рамках комплексного подхода к здоровью является достижение молодым человеком с ограниченными возможностями способности к самостоятельной жизни, производительному труду и досугу.

Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития России невозможно осуществить без развития ее человеческого потенциала. В качестве одного из необходимых результатов работы по развитию человеческого потенциала России «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» указывает создание эффективной адресной системы поддержки ряда социально уязвимых категорий граждан, в том числе инвалидов. В Концепции особо оговаривается необходимость повышения уровня социальной интеграции инвалидов, в частности, создания условий для их интеграции в трудовую деятельность, создания инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе. Кроме того, из содержания Концепции, очевидно, что вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития - важнейший элемент создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, в том числе молодых инвалидов, в интересах инновационного развития страны.

В последнее время, когда речь идет о положении молодых инвалидов в России, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания молодежи, обусловленное в первую очередь низким уровнем жизни. Особенно остро депривация сказывается на молодых инвалидах.

Инвалидность затрудняет возможность полноценных социальных контактов человека, а отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, которая в свою очередь, ведет еще к большей изоляции и, соответственно к недостаткам развития. За последние годы число молодых людей с ограниченными возможностями в стране постоянно увеличивается.

Это означает, что рост количества молодых инвалидов становится проблемой не только отдельных людей, и даже не части населения, а всего общества в целом. Обостряется проблема социальной защиты молодых инвалидов, которая представляет собой деятельность государства и общества по ограждению этой категории граждан от социальных опасностей, недопущению ухудшения положения лиц с ограниченными возможностями. Инвалидность молодежи значительно ограничивает их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Кроме того инвалидность, будь то врожденная либо приобретенная, ограничивает положение молодого человека в обществе.

Основными факторами, детерминирующими рост инвалидности, являются степень экономического и социального развития региона, обусловливающая уровень жизни и доходов населения, заболеваемость, качество деятельности лечебно-профилактических учреждений, степень объективности освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы, состояние окружающей среды (экология), производственный и бытовой травматизм, дорожно-транспортные происшествия, техногенные и природные катастрофы, вооруженные конфликты и иные причины.

По отношению к инвалидам, а особенно молодым людям с инвалидностью, по всем характеристикам отчетливо прослеживается дискриминация, которая существует в обществе.

Уровень образования молодых людей-инвалидов гораздо ниже, чем у не инвалидов. Практически все, кто имеет только начальное образование в возрастах старше 20 лет, это инвалиды. Наоборот, доля молодых людей с высшим образованием среди инвалидов в 2 раза ниже. Даже доля, окончивших ПТУ, среди 20-летних инвалидов ниже. Вдвое меньше и денежные доходы молодых инвалидов по сравнению с их сверстниками не инвалидами.

Образование молодых инвалидов играет определяющую роль в их профессиональной реабилитации, поскольку оно создает основу для реализации принципа равных возможностей людей с ограниченными возможностями. Для решения проблем образования молодых инвалидов начинают реализовываться проекты по расширению сетей дистанционного обучения на базе интернет-классов. Такое обучение и последующее трудоустройство позволяет инвалидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечивает самостоятельный заработок, а также является экономически выгодным государству. Образование создает условия для удовлетворения многих потребностей молодых людей с ограниченными возможностями, а так же сокращает процессы маргинализации инвалидов.

Однако, большинство учебных заведений все еще не готовы к встрече с инвалидами. Выделяют следующие трудности в сфере получения образования молодыми инвалидами. Во-первых, отсутствие обустроенной среды и специальных образовательных программ в учебных заведениях. Во- вторых, неподготовленность педагогических кадров. В-третьих, зачастую предвзятое отношение к студентам-инвалидам, не гарантирующее равные возможности получения образования по сравнению со всеми учащимися. В последние годы наметились положительные тенденции в решении проблем образования молодых инвалидов. Это проявляется в появлении новых форм обучения. В целом образование молодых инвалидов - это фундаментальная ценность, определяющая их социальный статус и возможности для самореализации личности. Создание системы многоуровневого интегрированного образования невозможно без системы специальной подготовки педагогов, направленной на развитие умений и навыков обращения с инвалидами. Социальная изоляция молодых инвалидов влечет за собой сокращение шансов для эффективного трудоустройства и низкий социально-экономический статус.

Более низкие доходы молодых инвалидов - прямое следствие барьеров в доступе к приносящей доход деятельности, в том числе к хорошо оплачиваемой занятости. Статистика занятости по данной категории не публикуется. Вместе с тем, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, средняя продолжительность поиска работы всеми инвалидами устойчиво превышает аналогичный показатель для всех безработных.

Более низкий уровень образования молодых инвалидов отражается в профессиональной структуре их занятости: среди молодых инвалидов значительно больше, чем среди их здоровых сверстников людей, занятых на рабочих профессиях, в том числе много неквалифицированных рабочих. В настоящее время молодые инвалиды мало востребованы на рынке труда, их занятость является существенной проблемой общества, хотя молодежь с ограниченными возможностями имеет определенные перспективы трудоустройства в интеллектуальной сфере, в малом предпринимательстве. Численность молодых трудоустроенных инвалидов ежегодно сокращается. Наблюдается значительное расхождение в ситуациях занятости у разных групп инвалидов. Молодые инвалиды чаще, чем здоровые сверстники, трудоустроены на рабочие специальности и гораздо реже занимают должности в управлении. Можно выделить основные трудности в сфере занятости молодых инвалидов. Во-первых, это недоступность образовательных программ, отсутствие профориентации инвалидов, что оказывает непосредственное влияние на их трудоустройство и конкурентоспособность на рынке труда. Во-вторых, специализированные предприятия не имеют возможность принять всех желающих на работу, поскольку испытывают значительные трудности в условиях рыночной экономики. Поэтому, возможности трудовой реабилитации молодых инвалидов посредством занятости на специализированных предприятиях существенно сокращается. В-третьих, прием на работу инвалида, влечет дополнительные издержки на организацию рабочего места, что сказывается на нежелании работодателя сотрудничать с молодым инвалидом.

Формирование брака - огромная проблема для многих молодых людей с инвалидностью. Среди них в 2-3 раза больше холостых и вдвое меньше состоящих в браке. Одиноко проживающих (отдельно от родителей или других родственников) среди них также вдвое меньше. Это говорит об их значительной несамостоятельности и зависимости от опеки родных.

Это и более низкая социальная мобильность инвалидов, которая проявляется в меньшей интенсивности отделения инвалидов от семьи своих родителей и своих родственников. Соответственно более низкая мобильность родственников инвалидов, ввиду необходимости ухода за ним.

С большей долей вероятности можно сказать, что инвалидность одного из супругов «увеличивает» в несколько раз вероятность того, что и другой супруг будет инвалидом. На самом деле, это может свидетельствовать о социальной изоляции инвалидов, в результате которой они вступают в брак преимущественно друг с другом.

Все приведенные социальные характеристики указывают на то, что молодые инвалиды в России это совершенно специфическая группа не только в населении, но и среди взрослых инвалидов, ибо в более старших поколениях социальные различия между инвалидами и не инвалидами сглаживаются и даже исчезают.

Из этого краткого анализа можно сделать следующие выводы относительно построения эффективной политики социальной интеграции молодых людей с инвалидностью:

1. Признаки социальной дискриминации особенно ярко проявляются в отношении молодых людей-инвалидов. Возраст должен учитываться как одно из самых важных измерений при выработке стратегии, направленной на равные возможности инвалидов.

2. Именно Центры социального обслуживания является реальной опорой для инвалидов. В то время как, они являются основным объектом ныне действующей социальной политики в отношении инвалидов, необходимо разрабатывать индивидуальный подход к определению адресной социальной поддержки инвалида с учетом его микросоциальной среды - семьи.

3. Низкий образовательный и профессиональный статус таких инвалидов требует специальных программ профессиональной подготовке и переподготовки, а также по повышению их образования и квалификации.

4. Значительная (свыше четверти) доля инвалидов первой, самой тяжелой, группы, а также крайне высокая среди молодых инвалидов смертность (превышающая в 3 и более раз смертность не инвалидов в этих возрастах) требует специальной медицинской программы реабилитации.

Социальная работа с молодыми инвалидами строится на основе системы социальной защиты населения, цель которой - обеспечение инвалидам возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основные задачи социальной защиты инвалидов:

Максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества инвалидов, побуждая их к самостоятельности и принятию личной ответственности за все;

Содействовать достижению взаимопонимания между инвалидом и социальной средой;

Проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений;

Способствовать распространению информации о правах и льготах инвалидов, обязанностях и возможностях социальных служб;

Обеспечивать консультации по юридическим аспектам социальной политики.

Таким образом, инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Следует учитывать, что масштаб инвалидности зависит от множества факторов, таких как: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

Все вышеперечисленное, позволяет утверждать, что молодежь с ограниченными возможностями является особой социальной категорией, требующей поддержки со стороны государства. Работа с ней требует индивидуального подхода к каждому.

В последние годы социальное положение молодых инвалидов стало существенно меняться в лучшую сторону. Внедряются в практику инновационные технологии для расширения возможностей доступа молодых инвалидов к информации, образованию и занятости, улучшению их материального положения. Создание доступной для молодежи с ограниченными возможностями среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики нашей страны, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни, в их социальном статусе.

1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с молодыми инвалидами

Осуществляя серьезный комплекс мер по социальной поддержке молодых людей с ограниченными возможностями, повышению качества и доступности для них социальных услуг, характеризующих качество жизни, Россия ориентируется на международные стандарты, принятые как мировым, так и Европейским сообществами.

Именно поэтому наша страна конструктивно участвовала в разработке Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 г. Эта Конвенция занимает важное место в ряду многосторонних международных договоров в области прав человека и направлена на обеспечение полного и равного осуществления инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также на поощрение уважения достоинства инвалидов, недопущение какой-либо дискриминации по признаку инвалидности.

Необходимо отметить, что все нормы о правах инвалидов, содержащиеся в Конвенции, закреплены в имеющихся и ратифицированных Российской Федерацией международных соглашениях, таких, как Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и др. Таким образом, Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году не вводит для инвалидов новых прав, а содержит статьи, подчеркивающие особенности реализации основных прав и свобод человека применительно к специфическим условиям жизнедеятельности инвалидов. В пункте 2 статьи 4 подчеркивается, что в отношении выполнения экономических, социальных и культурных прав инвалидов каждое государство-участник «обязуется принимать меры к постепенному достижению полной реализации этих прав».

Также важным документом высокого международного стандарта, определяющим государственную политику в отношении инвалидов, являются Рекомендации, касающиеся выполнения на национальном уровне Плана действий Совета Европы по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе на 2006--2015 гг. Этот план был презентован представителям национальных правительств стран -- членов Совета Европы, неправительственным организациям и средствам массовой информации на Европейской конференции в г. Санкт-Петербурге (сентябрь 2006 г.), где был дан старт собственно началу реализации Плана.

Подавляющее большинство норм, включенных в документы международного стандарта (создание доступной для инвалидов инфраструктуры, адаптация к их нуждам градостроительных, транспортных, коммуникационных и иных стандартов; обучение инвалидов в общеобразовательных учреждениях; охрана здоровья инвалидов, их реабилитация; обеспечение благоприятных условий на рынке труда и др.), содержатся в действующем российском законодательстве. Они закреплены в различных отраслях права. В российском законодательстве права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах, как Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Закон Российской Федерации «О защите инвалидов в Российской Федерации» от 20 июля 1995 г., Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г., Указы Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» и «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г., постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 5 апреля 1993 г. и др.

Основным правовым актом, гарантирующим право инвалидов на социальное обеспечение на территории Российской Федерации является Конституция РФ.

Конституция Российской Федерации закрепляет права граждан РФ:

a) на социальное обслуживание;

б) право на охрану здоровья.

Непосредственное отношение к социальному обеспечению имеют многие положения Конституции. Так, статья 7 Конституции устанавливает, что Российская Федерация является, социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В России о6еспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты. Из положения статьи 7 Конституции вытекает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека.

В ст. 39 Основного закона РФ говорится о том, что каждому гражданину «гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Данная статья закрепляет за государством обязанность оказывать социальную поддержку гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Для осуществления своих функций в этой области государство создало систему социальной защиты населения, которая включает в себя выплату пенсий, компенсаций, оказание медицинских и других социальных услуг, руководит созданием финансовой базы и организационных структур, которые необходимы для реализации права каждого гражданина нашей страны на социальное обеспечение.

Положения Конституции, касающиеся вопросов социального обеспечения, являются юридической базой, на которой основывается все законодательство.

Основными правовыми актами по вопросам социального обеспечения молодых инвалидов являются федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

По определению, данному в законе, инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Также, в законе дается понятие о социальной защите инвалидов. Это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Закон регулирует вопросы медико-социальной экспертизы инвалидов, их реабилитации, обеспечения жизнедеятельности инвалидов, определен так же весь комплекс поддержки жизнедеятельности инвалидов - медицинский, социальный и профессиональный. Закон гарантирует гражданам с ограниченными возможностями право на достойную и полноценную жизнь, на создание такой инфраструктуры, которая снимает барьеры между инвалидами и здоровыми людьми. Целью государственной политики является «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, договорами Российской Федерации».

Реализация поставленной законом цели предполагает выделение в качестве ключевых, следующие направления в политике инвалидности:

1. Организация медицинской помощи. Политика в сфере здравоохранения направлена на оказание гражданам с ограниченными возможностями доступной и качественной медицинской помощи, создание условий способствующих улучшению состояния их здоровья. Каждому инвалиду, проживающему на территории Российской Федерации, гарантируется, неотъемлемое право на охрану здоровья и медицинскую помощь в случае его утраты. По заключению врача, гражданам не отказавшимся от пакета социальных услуг, может быть предоставлено санаторно-курортное лечение, которое может распространятся, на инвалида и лицо его сопровождающее (Закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 №165-ФЗ; закона «О государственной социальной помощи» 17.07.1999 №178-ФЗ. С сентября 2005 г. осуществляются мероприятия по реализации национального проекта «Здоровье», включающего в себя: развитие первичной медицинской помощи, профилактического направления и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

2. Обеспечение инвалидов жилой площадью. Жилищная политика является важнейшим элементом способствующим обеспечению эффективного развития государства. Без нее оказание инвалидам качественной социальной защиты не возможно. Основным нормативно-правовым актом, способствующим, реализации данного направления, является «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №188-ФЗ. В документе предусмотрена возможность обеспечения малоимущих инвалидов жилыми помещениями на условиях социального найма. В качестве дополнительных мер принято Постановление Правительства РФ «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» от 27 июля 1996 года.

3. Образование инвалидов. Государство обеспечивает непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Согласно закону РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 право на получение образования для всех категорий граждан, в том числе с ограниченными возможностями является неотъемлемым условием построения конкурентоспособной России. Государство должно обеспечить инвалидам получение общего образования, профессионального образования - начального, среднего и высшего - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Граждане с ограниченными возможностями, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке. И на получение профессионального образования на внеконкурсной основе при условии успешной сдачи экзаменов. Согласно закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 года №125-ФЗ предусмотрены и дополнительные социальные гарантии студентам имеющим инвалидность (повышение стипендии, дополнительные выплаты и др.)

4. Содействие занятости инвалидов. Обеспечение работой граждан с ограниченными возможностями является ключевым направлением социальной политики государства. В системе занятости безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о возможном характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке (индивидуальная программа реабилитации). Права инвалидов в области занятости регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 №97-ФЗ. Где закреплены особые режимы работы, времени, условий профессиональной деятельности граждан с ограниченными возможностями.

5. Содействие в организации досуга инвалида. В целях эффективной интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество необходимо особое внимание уделить включенности их в досуговую деятельность (занятие спортом, посещение музеев, библиотек, театров и др.).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» совместным Постановлением Госстроя России и Минтруда РФ №74/51 от 22.12.1999 г. был утвержден «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», регламентирующий условия и уровни взаимодействия участников инвестиционного процесса в области строительства при подготовке исходно-разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения объектов социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации с учетом потребностей людей с инвалидностью.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» создание условий доступности для инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур обеспечивается собственниками этих объектов (Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм) в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Вопросы реализации права на доступность и создания доступной для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, среды жизнедеятельности урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Для формирования условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности людей с инвалидностью утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. №2181-р «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы». Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 15 ноября 1995г. № 195 регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания, независимо от форм собственности. Закон устанавливает основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания инвалидов, их права и гарантии соблюдения прав инвалидов, а также правила организации социального обслуживания в Российской Федерации.

Кроме международных правовых актов, Конституции РФ и федеральных законов, социальное обеспечение инвалидов регулируется следующими правовыми документами: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также актами общественных организаций и локальными правовыми актами.

Примерами правовых актов данного уровня могут быть Постановления Правительства РФ «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» и др.

Таким образом, в систему правовых актов, обеспечивающих социальную защиту инвалидов, входят правовые документы различного уровня. Они взаимосвязаны между собой главными принципами, лежащими в основе организации социального обеспечения инвалидов. В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в статье о правах инвалидов сказано: «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.

Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности -- на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения».

Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении официального статуса инвалида и потому специалист должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу.

Минздравсоцразвития России разработал проект Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации. В проекте Концепции определены цели развития социального обслуживания: повышение доступности и качества предоставляемых социальных услуг; обеспечение автономной, независимой жизни в привычных социальных условиях гражданам пожилого возраста и инвалидам; профилактика семейного неблагополучия; развитие системы негосударственных социальных услуг.

Стандарты - также один из элементов защиты прав граждан как потребителей услуг. Без них говорить о создании цивилизованного рынка социальных услуг и реального повышения их качества нельзя. В настоящее время разработано 22 национальных стандарта, из них 6 действующих основополагающих стандартов: ГОСТ PS2142 - 2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения», ГОСТ PS2153-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», ГОСТ PS2495 2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», ГОСТ PS2497 2005 «Учреждения социального обслуживания. Система качества учреждений социального обслуживания», ГОСТ PS2496 2005 «Социальные услуги населению. Контроль качества. Общие положения», ГОСТ PS2498 2005 «Классификация учреждений социального обслуживания». Указанные стандарты утверждены в установленном порядке уполномоченным национальным органом по стандартизации (Госстандарт, Ростехрегулирование).

В перспективе, учитывая сложившуюся структуру системы социального обслуживания, целесообразно создание трёхуровневой системы стандартов, включающей национальные стандарты, стандарты субъектов Российской Федерации, стандарты деятельности учреждений социального обслуживания.

Минздравсоцразвития России в ближайшее время подготовит требования к разработке и утверждению Административных регламентов предоставления всех видов социальных услуг населению. В свою очередь, органы исполнительной власти регионов должны разработать Административные регламенты своей работы по предоставлению каждого вида социальных услуг.

Таким образом, молодые инвалиды в рамках более общей категории - инвалиды - в Российской Федерации обладают определенными социально-экономическими и личными правами и свободами, обеспечивающих им равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

По реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 - 2020 годы.

В настоящее время в России реализуются разрозненные меры по профессиональной ориентации молодых инвалидов, их обучению и последующему трудоустройству. Утвержденный План позволит систематизировать работу органов исполнительной власти регионов, органов службы занятости и образовательных организаций по реализации программ сопровождения инвалидов.

«В этом году Минтруд России подготовит типовую программу сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве с целью унифицированного подхода к данному процессу, - прокомментировал Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. - В типовой программе будет прописан алгоритм сопровождения инвалида с учетом нарушенных функций организма».

«На основе типовой программы регионы должны подготовить собственные программы и начать их реализацию с 2017 года», - подчеркнул глава Минтруда России.

В соответствии с утвержденным Планом в региональных программах будет предусмотрена реализация таких мероприятий, как профессиональная ориентация детей-инвалидов, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное профессиональное образование, содействие развитию предпринимательских навыков у молодых людей с инвалидностью и другие. Предусматривается также обучение специалистов органов службы занятости особенностям организации работы с инвалидами.

В последующем работа по сопровождению молодых инвалидов, по словам Министра, будет вестись на основе информации из Федерального реестра инвалидов, в котором будут представлены в том числе данные о профессиональном потенциале инвалида.

«По результатам реализации региональных программ в 2017-2019 годах будет разработан стандарт услуги по сопровождению инвалида молодого возраста при решении вопросов трудоустройства, - сообщил Министр Максим Топилин. - Единый и обязательный для всех регионов стандарт должен быть утвержден к 2020 году».

Справочно :

По данным Минтруда России, в настоящее время около 3,9 млн инвалидов находятся в трудоспособном возрасте. При этом работает из них 948,8 тыс. человек или 24% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

Государственной программой «Доступная среда» на 2011-2020 годы предусмотрено увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста до 40% к 2020 году.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения инвалид молодого возраста - инвалид в возрасте 18-44 лет. Вместе с тем мероприятия Плана охватывают лиц с 14 лет, поскольку Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет.



Новое на сайте

>

Самое популярное