Целых 9% из всего населения России, которого насчитали почти 150 миллионов, имеют статус инвалидов, причем немалая часть являются инвалидами с детства. Государство пытается адаптировать и включить этих людей в современное общество.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
В 2008 году правительство инициировало разработку программы “Доступная среда”, которая должна выполнять инклюзивные функции по поводу инвалидов России.
Она была продлена до 2020 года, и соответственно, действует в 2019 году. Поэтому необходимо разобраться, что представляет собой государственная программа Российской Федерации “Доступная среда” в 2019 году.
Общая информация
Включение инвалидов в общество здоровых людей предполагает не только разработку плана реконструкции, но также и программы реабилитации, которые предполагают оздоровление людей с особыми потребностями .
Кроме того, также программа предполагает покупку специального оборудования для оздоровительных и образовательных учреждений, которое позволит без проблем существовать инвалиду в самых обычных и часто посещаемых общественных местах.
Программа также подразумевает создание или реконструкцию реабилитационных центров, и уже сейчас материнский капитал можно использовать для потребностей детей-инвалидов.
А вот на заключительных этапах проводится контроль результатов и их анализ.Исходя из итогов проделанной работы будет определяться дальнейшая политика касательно лиц с инвалидностью.
Правительство назначило исполнителем условий программы Министерство труда России, которое вправе координировать работу других структур, например, Пенсионного фонда , Минобразования и Соцстраха .
Что это такое (официальный сайт)
Сайт программы “Доступная среда” дает возможность людям с ограниченными возможностями и всем заинтересованным в изменениях лицам ознакомиться с международными нормативными актами по защите прав инвалидов, а также условиями инклюзивной программы.
Кроме того, если инвалид хочет найти доступный для его потребностей объект, который оснащен всеми необходимыми условиями и услугами, он может воспользоваться картой доступности объектов, которая работает в рамках всей России.
Выбрав конкретный субъект Российской Федерации, нужно определить интересующий человека тип учреждения, а если он ищет конкретное место, то может ввести его название и проверить уровень адаптации.
Фото: официальный сайт государственной программы Доступная среда
Если человека что-то не устраивает, у него есть вопросы или предложения, он может позвонить на горячую линию, где работают операторы, оперативно информирующие по любым вопросам.
Использование сайта будет комфортным для слабовидящих людей, ведь в его шапке есть кнопка, активирующая специальный режим.
Кроме того, люди, которые не имеют инвалидности, но общаются или живут с такими гражданами, могут освоить азы языка жестов, видеокурс по которому также есть на сайте. Ресурс доступен по ссылке.
На сколько частей поделен комплекс мероприятий с 2011-2020 г.г.
Программа адаптации инвалидов поделена на несколько частей, согласно годам, в каждой из них предполагается решение каких-либо проблем или проведение мероприятий, которые должны улучшить качество жизни людей с инвалидностью.
Период | Задачи |
2011-2012 | Создание законодательной базы, которая позволяет как реализовать необходимые мероприятия, предусмотренные программой, так и решить вопрос с привлечениями инвестиций в конкретные нуждающиеся в финансах объекты |
2013-2015 | Подготовка материальной базы, финансируемая из федерального бюджета. К мероприятиям можно отнести подготовку реабилитационных центров, приобретение для них технических средств, а также особого оборудования для учреждений из сферы здравоохранения и учебных заведений |
2016-2018 | В этот период должны быть реализованы основные задачи программы, а также осуществляется контроль за степенью внедрения всех заявленных целей и приоритетов. Также этот этап предполагает корректировку ведомств, ответственных за работы, а также исполнителей |
2019-2020 | Собирается информация о проделанной работе, а также подводятся промежуточные итоги и проводятся их анализы. Именно работа с информацией позволяет продумать планы по созданию условий для инвалидов на будущее |
Какие задачи должен решить проект
Проект “Доступная среда” был задуман для полной интеграции людей с инвалидностью в общество, чтобы они:
- чувствовали себя полноценными людьми;
- не ощущали отторжения и непонимания от других людей.
Среди задач можно отметить, что прежде всего планируется изменить отношение к обслуживанию в России, чтобы любыми услугами могли одинаково успешно пользоваться как здоровые люди, так и инвалиды.
К тому же, программа должна создать условия, чтобы инвалиды получали медицинское сопровождение бесплатно в полной мере, как и все остальное население.
Инвалиды должны обеспечиваться рабочими местами, и для этой программы необходимо продумать вопросы их обучения, повышения квалификации, а также создания особых условий на будущем месте работы.
Кроме того, “Доступная среда” должна повысить объективность членов комиссии при прохождении инвалидом медико-социальной экспертизы.
Правовая база
Государственная программа “Доступная среда” документ которой — это распоряжение Правительства России в 2008 году, была разработана на основе конвенции о правах инвалидов, вошедшей в силу в 2006 году .
Вскоре стало понятно, что в установленные сроки проработать всю программу не получится, и чтобы сделать это возможным, а также повысить качество изменений, Правительство выпустило еще два корректирующих документа.
Это распоряжение Правительства 1365 от 2014 года, а также Постановление под номером 1297, которое заработало в конце 2015 года.
Основные аспекты государственной программы Доступная среда для инвалидов
В государственной программе есть определенные аспекты, которые оговаривают, что нужно сделать властям для адаптации инвалидов, а также на что следует опираться при определении первоочередных задач.
Так, в программе существуют следующие аспекты:
Пересмотр и дополнение законодательных норм | По поводу повышения уровня жизни и ее качества для инвалидов, например повышения субсидии |
Развитие инфраструктуры | Для людей с ограниченными возможностями |
Сбор и изучение мнений граждан | По поводу инклюзии (адаптации) инвалидов |
Увеличение количества объектов социальной сферы | Опекающихся инвалидами |
Подготовка специалистов | Для работы физически неполноценными людьми |
Поощрение инвалидов к работе с госструктурами | — |
Трудоустройство | Людей с потребностями |
Закупка для медучреждений | Специального оборудования |
Существующие подпрограммы
Государственная программа “Доступная среда” в образовании и других сферах — это достаточно емкий и сложный проект.
Поэтому ее разделили на отдельные сегменты, чтобы не только сделать поставленные задачи более конкретными, но и упростить отчетность и обсуждение.
Для этого создали три подпрограммы, которые специализируются хоть и на сходных, но немного отличных моментах:
Подпрограмма | Детали |
Усовершенствование госуслуг для инвалидов | Создание всех условий для свободного доступа к властям, повышение уровня обслуживания в госучреждениях. Также задачей является определение проблем инвалидов, которые могут быть решены как на федеральном, так и на местном уровнях |
Совершенствование адаптации инвалидов | Поощрение производства оборудования и предметов обихода, а также внедрение стимулирующих законов |
Улучшение качества медицины | Доработка и утверждение более объективных критериев оценки для процедуры медицинского подтверждения инвалидности, а также постановка на контроль качества и оперативности помощи таким людям |
Кто осуществляет финансирование
В процессе реализации программы для инвалидов используются как федеральные, так и местные бюджеты, то есть, налицо схема со финансирования, при которых средства выделяются по возможности и при этом не производится чрезмерная нагрузка на один источник.
Есть и особые правила, которые используются для выделения федеральных средств:
Порядок реализации
По статистическим данным 2017 года, в России насчитывается около 15 млн инвалидов, что составляет 10% от общей численности населения. В это сложно поверить, так как в общественных местах встретить инвалида можно нечасто. Виной тому инфраструктура российских городов, абсолютно не адаптированная под нужды людей с ограниченными возможностями. Исправить сложившуюся ситуацию Правительство РФ намерено с помощью федеральной программы «Доступная среда». Рассмотрим, в чем заключаются основные задачи и этапы данной программы, а также каких результатов удалось добиться на сегодняшний день.
Законодательство
Власти озаботились созданием комфортных условий существования для людей с ограниченными возможностями после подписания Россией в сентябре 2008 года конвенции ООН «О правах инвалидов». В этот же год правительством было принято , которое стало отправной точкой программы «Доступная среда». Позже программу еще не раз продлевали, и последним действующим в ее отношении нормативным документом является (в ред. от 09.11.2017 г.).
Сроки реализации программы
Согласно последнему постановлению, общий срок реализации программы приходится на 2011-2020 годы. Он включает в себя 4 этапа.
- Подготовка законодательной базы в период с 2011 по 2012 годы.
- Формирование материальной базы с 2013 по 2015 год. Здесь подразумевается дооборудование общественных объектов специальными устройствами для инвалидов, строительство реабилитационных центров, их техническое оснащение и т. п.
- На 2016-2018 годы приходится реализация основных задач госпрограммы, которые мы рассмотрим позже.
- С 2020 по 2020 год планируется период подведения итогов проделанной работы и выработка дальнейших направлений развития.
Органом, ответственным за поэтапную реализацию госпрограммы, было назначено Министерство труда и социального развития. Среди других участников Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, министерства образования, спорта, жилищного строительства, финансов и другие ведомства. Разумеется, также важна деятельность и инициативы региональных органов власти.
Цели и задачи программы «Доступная среда»
Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.
- Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
- Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
- Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.
На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2020 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.
Подпрограмма №1
Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.
В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.
- Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
- Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
- Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
- Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
- Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
- Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
- Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.
На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.
Подпрограмма №2
Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.
Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.
- Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
- Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
- Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
- Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
- Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.
На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.
Подпрограмма №3
Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.
- Разработка новых методик проведения экспертизы.
- Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
- Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
- Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
- Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
- Повышение квалификации сотрудников.
- Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
- Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.
На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.
Ожидаемые результаты
К моменту окончания действия программы «Доступная среда» в 2020 году планируется получить такие значения целевых показателей:
- повышение доли доступных для маломобильных граждан объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до 55%;
- формирование у 52,5% инвалидов положительной оценки по поводу отношения к ним в обществе;
- оснащение реабилитационными центрами до 44,7% регионов;
- увеличение доли граждан, прошедших курсы по реабилитации и абилитации, до 53,6% среди взрослого населения и до 69,3% среди детей;
- повышение занятости среди трудоспособных инвалидов до 40%;
- оснащение 100% главных бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
Это целевые показатели, актуальные на 2020 год. Но в программу ежегодно вводятся дополнения, которые отражаются и на ее конечных целях.
Промежуточные итоги программы
По итогам 2017 года в сфере повышения качества жизни инвалидов удалось достигнуть следующих результатов.
- С 1 января 2017 года начал функционировать федеральный реестр инвалидов. Он представляет собой информационный сервис, в котором каждый участник имеет доступ к личному кабинету с информацией по всем полагающимся ему выплатам и льготам. Система позволяет получать доступ к государственным услугам в электронной форме без посещения ведомств.
- Доля общественного транспорта, дооборудованного специализированными устройствами для инвалидов, составила 11,1%. На начало реализации программы показатель был равен 8,3%.
- В 5 раз увеличилось количество субтитрированных телевизионных передач.
- Доступность медицинских учреждений для маломобильных граждан повысилась до 50,9%.
- Доля доступных учреждений культуры достигла 41,4%.
- Среди спортивных объектов для инвалидов стали доступны 54,4%.
- В сфере образования 21,5% школ адаптировано под потребности детей-инвалидов. На начало реализации программы этот показатель составлял всего 2%.
- В 2017 году началась реализация пилотного проекта по внедрению системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Свердловской области и Пермском крае. На его реализацию за год потрачено порядка 300 млн рублей.
- На обеспечение нуждающихся граждан вспомогательными техническими средствами за год выделено 32,84 млрд рублей, что позволило охватить 1,6 млн человек.
- В ноябре 2017 года депутаты в третьем чтении приняли проект по внесению изменений в федеральный закон «О занятости населения в РФ». Его цель – привести российское трудовое законодательство в соответствие с конвенцией ООН «О правах инвалидов». Законопроект предполагает взаимодействие учреждений МСЭ с центрами занятости в плане повышения доли трудоустроенных инвалидов. На настоящий момент только 25% от трудоспособных граждан с ограниченными возможностями имеет постоянное место работы. В Европе этот показатель достигает 40%.
Масштаб реализации госпрограммы в тех или иных субъектах РФ также зависит от активности и финансовых возможностей региональных властей. Некоторые из них добились значительных результатов в улучшении качества жизни инвалидов. Так, в столице Бурятии для людей с ограниченными возможностями спроектирован целый жилой квартал. Помимо жилого фонда, он включает в себя медицинские учреждения, магазины, спортивные объекты. Адаптированные под нужды колясочников дома также активно строятся в Москве и Санкт-Петербурге.
Реализация программы «Доступная среда» осуществляется уже на протяжении 7 лет. За это время удалось добиться серьезных улучшений в качестве жизни инвалидов и их положении в российском обществе. Первые значительные результаты подтверждают правильность избранного направления, в связи с чем правительством рассматривается возможность о продлении госпрограммы до 2025 года.
Российская Федерация - демократическое государство, где власть сосредоточена в руках народа, что проявляется в правах выбирать и быть избранным. С другой стороны, реализация государственной политики осуществляется на основании потребностей населения, а формируется с целью улучшения условий жизни граждан. Особого внимания заслуживают лица с ограниченными возможностями. Учитывая бытовые сложности, с которыми сталкиваются недееспособные граждане, возникла необходимость в разработке и внедрении социальной программы «Доступная среда» для инвалидов.
Законодательное регулирование вопроса
Программа помощи всем группам инвалидов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на адаптацию лиц с ограниченными возможностями в повседневной жизни. Это касается не только таких глобальных вопросов, как обустройство и строительство новых медицинских учреждений и центров реабилитации, но и создания условий для обучения и комфортной жизнедеятельности в домашней среде (патронажные сестры, волонтерская помощь, ремонт и расширение жилых помещений).
Государственная программа «Доступная среда» для инвалидов разработана на основе международных законопроектов, ратифицированных в России. Ныне ее внедрение осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Таблица № 1 «Правовое регулирование вопроса»
Дата принятия | Наименование документа | Основные положения |
13.12.2006 № 61 | Устанавливает, что каждому инвалиду (независимо от обстоятельств получения недееспособности) должна быть гарантирована дополнительная социальная поддержка от государства. Цель Конвенции - защита прав и свобод, поощрение личностного развития | |
03.05.2012 № 46 | Зафиксировано, что проект «Доступная среда» для инвалидов предстоит реализовать на территории Российской Федерации с адаптацией мероприятий под потребности граждан государства | |
21.07.2014№ 1365 | Разработаны основоположные мероприятия и действия, направленные на формирование способов улучшения жизни лиц с ограниченными возможностями | |
01.12.2015№ 1297 | На основании накопленного опыта по внедрению этой социальной политики сформирован список недостатков и направлений, требующих внимания | |
23.02.2018 № 308 | Распоряжение Правительства «О дополнительных мерах воплощения программы» | Зафиксированы практические мероприятия, направленные на достижение поставленных целей |
Что характерно для проекта безбарьерной среды для инвалидов, мероприятия воплощаются в жизнь не равномерно, а в зависимости от потребностей и возможностей каждого отдельного региона. За основу принимается количество недееспособных лиц, проживающих в том или ином районе. По завершении действия проекта ожидается налаживание жизнедеятельности во всех уголках России.
Этапы программы
Успех мероприятия - грамотное и последовательное воплощение в жизнь поставленных целей. Таким образом удается постепенно охватить все сферы деятельности, гарантируя инвалидам комфортные и полноценные условия для развития.
Таблица № 2 «Стадии воплощения в жизнь социальной политики доступной среды»
Стадии программы | Особенности реализации |
2011-2012 | Создание безбарьерной среды для инвалидов требует формирования достаточной нормативно-правовой базы. Поэтому на первом этапе подписывались и принимались законы в разных сферах жизни, на основании которых стало возможным перейти к практической части проекта |
2013-2015 | Учитывая масштабы запланированных мероприятий, не обойтись без достаточной финансовой поддержки. Поэтому второй шаг - поиск источников инвестирования финансовых средств, а также распределение федерального бюджета таким образом, дабы часть средств была освоена в рамках «Доступной среды» |
2016-2018 | Организация взаимодействия государственных органов и локальных подразделений, а также между различными ведомственными учреждениями гарантирует одновременное влияние на все сферы жизнедеятельности. Этот период можно назвать реабилитационным, поскольку во многих областях стартовали пробные проекты |
2020-2020 | Анализ полученных промежуточных результатов, поиск недостатков проекта, формирование эффективного подхода к дальнейшей процедуре реализации проекта в других административных образованиях государства. Инвестирование финансов в локальные бюджеты |
2021-2025 | Планируется завершить до этого времени строительство центров реабилитации, закупку необходимого оборудования. На этой стадии предстоит осуществление подготовки патронажных сестер, профилирующего персонала, разработка методов эффективного сотрудничества со всеми группами инвалидов |
В этом году планируется завершение третьего этапа проекта. Как сообщают органы государственной власти, выполнение программы идет согласно целевым требованиям.
Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»
Среди лиц с ограниченными физическими возможностями львиная доля талантливых людей, у которых, к сожалению, мало шансов развиваться и заниматься любимым делом. Это связано как с психологическими проблемами, так и с отсутствием достаточной материальной базы для обучения и целевой подготовки. Безбарьерная среда для инвалидов всех групп - это шанс заниматься любимым делом и чувствовать себя полноценным членом общества.
К основным задачам проекта относятся следующие:
- формирование нормативно-правовой базы, гарантирующей каждому инвалиду права и возможности, равные с физически здоровыми гражданами;
- разработка социальных программ, направленных на экономическое обеспечение таких лиц;
- строительство учреждений для образования, оздоровления и реабилитации граждан;
- подготовка специалистов в области предоставления всесторонней помощи гражданам с ограниченными возможностями;
- социальная и материальная ;
- помощь в трудоустройстве в государственных и муниципальных органах власти.
Одно из направлений проекта - анализ мнения граждан касательно важных моментов сотрудничества с инвалидами. Что, безусловно, поспособствует налаживанию совместной работы инвалидов и физически здоровых людей.
На основании указанного списка целей, перед государственными учреждениями поставлены такие задачи:
- предоставление бесплатного медицинского обслуживания;
- организация рабочих мест.
Вопросы финансирования ФЦП
Закон о доступной среде для инвалидов в 2020 году подразумевает получение денежных средств для реализации программы из нескольких источников:
- государственный бюджет;
- инвестиции;
- благотворительные взносы.
В текущем году запланировано выделение на реализацию планов до 53 миллионов рублей. Сумма должна быть разделена между разными регионами. При этом установлено, что доля государственных вложений не должна превышать 70% от всего объема затрат.
Подпрограммы «Доступной среды» и особенности их реализации
Госпрограмма воплощается в жизнь последовательно, захватывая поочередно разные сферы жизнедеятельности. Это сделано для того, чтобы гарантировать комплексный подход и эффективные результаты.
Таблица № 3 «Подпрограммы безбарьерной среды»
Наименование | Основные мероприятия |
Формирование свободного и удобного доступа к государственным услугам | Проведение строительных работ, посредством которых учреждения оснащаются пандусами. Установка в общественных местах указателей и карт населенного пункта. Организация культурных массовых мероприятий для лиц с ограниченными возможностями |
Адаптация в основных сферах жизнедеятельности | Проведение специальных занятий с населением с целью устранения предвзятого отношения к инвалидам. Стимулирование работодателей привлекать к труду таких граждан. Формирование инклюзивных классов для детей-инвалидов |
Доступность медицинского обслуживания | Обустройство зданий городских поликлиник дополнительными средствами передвижения для инвалидов, оборудованием. Обязательная подготовка специалистов в этой области |
Важно! К началу текущего года завершено строительство еще нескольких десятков специализированных учреждений для инвалидов. В итоге численность таких организаций выросла на 45% по сравнению с годами до начала реализации программы.
Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»
Несмотря на то, что практический этап плана начался всего два года назад, уже налицо существенные достижения в этом направлении. В частности, к положительным результатам можно отнести такие изменения:
- увеличение численности трудоустроенных инвалидов на государственных и частных предприятиях;
- рост численности центров, где проводится ;
- привлечение к культурно-массовым мероприятиям инвалидов;
- увеличение количества городского транспорта с инвалидными местами;
- в рамках «Доступной среды» для инвалидов по зрению установлены светофоры со специальными звуковыми сигналами;
- для людей с плохим слухом программы транслируются в сопровождении языка жестов.
Такие мероприятия организованы практически во всех больших городах, что влияет на рост безопасности инвалидов в общественных местах и на дорогах.
Что делается для детей-инвалидов
Кроме того, что организованы специализированные классы, где проводится , также осуществляется реформирование локальных школ, проявляющееся в таких мероприятиях:
- формирование удобных подъездов к школам;
- организация передвижения внутри помещения инвалидов-колясочников;
- закупка оборудования для дополнительных занятий (например плаванием).
Также успешно проводится на базе санаториев, баз отдыха и в специализированных медицинских центрах.
Региональные успехи
Поскольку воплощение в жизнь плана происходит последовательно, то в разных регионах разрабатываются свои первоочередные цели и реализуются самые насущные мероприятия.
Доказано, что инфраструктура городов России не адаптирована под нужды инвалидов, а потому встретить их на улицах можно не часто, несмотря на то, что в стране насчитывается около 15 миллионов людей с ограниченными возможностями – это 10% от общей численности населения страны. Именно поэтому властями была утверждена федеральная программа Доступная среда для инвалидов 2016-2020 годов.
В какие сроки будет реализована программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020
Ответственным за реализацию программы является Министерство труда и соц. развития, участвуют в программе ФСС, ПФР, Минфин, Минобразования, Министерства спорта и жилищного строительства.
Предполагается, что программа для адаптации инфраструктуры под нужды людей с ограниченными возможностями будет действовать с 2011 по 2020 годы. Программа будет проводиться поэтапно:
- Первым этапом станет подготовка законов (2011-2012 гг.) для регулирования проведения проекта.
- Вторым этапом будет формирование материальной базы – строительство реабилитационных центров, дооборудование общественных мест устройствами для пользования инвалидами, техническое оснащение зданий и т.д. (2013-2015 гг.).
- На третьем этапе будут реализованы базовые задачи программы (2016-2018 гг.).
- На завершающем, четвертом, этапе власти подведут итоги работы и разработают дальнейший план развития (2020-2020 гг.).
С какой целью организовывалась программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020
На реализацию программы из бюджета страны и внебюджетных фондов выделен 401 миллиард рублей.
Основной задачей проведения программы является помощь инвалидам в интеграции в социум и повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Реализовываться проект будет через достижение таких целей:
- увеличение прозрачности работы специалистов медико-социальной экспертизы, а также повышение объективности принимаемых в ходе медицинского обследования решений;
- повышение доступности для инвалидов услуг, реабилитационных и абилитационных (обучение новым навыкам), обеспечение доступа к получению образования и работы;
- создание доступной среды для инвалидов, вынужденных передвигаться на инвалидных колясках, к наиболее необходимым услугам и объектам инфраструктуры населенного пункта.
Чтобы осуществить все планы, программа была поделена на подпрограммы.
Программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020: Первая подпрограмма
Предполагается, что на первую подпрограмму будет потрачено 35 миллиардов рублей.
Согласно условиям проведения подпрограммы №1, проводятся следующие мероприятия:
- Обеспечение российских каналов ТВ сурдопереводом и субтитрами.
- Организация культурных мероприятий специально для людей с ограниченными возможностями.
- Финансирование учреждений, повышающих уровень развития паралимпийского спорта и адаптивной физической культуры.
- Оказание помощи детям с инвалидностью в получении образования. Учебные заведения оснащаются специальным оборудованием, нанимаются детские психологи.
- Городской транспорт оснащается пандусами с выдвижной системой для перемещения инвалидной коляски. Выпускаются новые автобусы с заниженным полом.
- Автобусные остановки и светофоры оборудуются приборами, обеспечивающими звуковое сопровождение.
- Модернизация здания с учетом нужд инвалидов. Проектирование новых сооружений с лифтами, пандусами, дополнительными баннерами.
Программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020: Вторая подпрограмма
Стоимость Подпрограммы №2 – 33,5 миллиарда рублей.
В рамках подпрограммы №2 будут проводиться следующие мероприятия, направленные на обеспечение доступности реабилитационных услуг:
- Оценка нужд людей с ограниченными возможностями. Создание производства, при помощи которого изготавливались бы специализированные приспособления.
- Облегчение налогового бремени руководителям предприятий, готовым нанять в штат инвалидов.
- Приглашение инвалидов на курсы профессиональной подготовки, если они утратили возможность трудиться по специальности.
- Проведение новых школьных уроков, целью которых является формирование адекватного отношения к детям с ограниченными возможностями.
- Открытие и оснащение новых медицинских клиник, деятельность которых будет направлена на протезирование и реконструктивную хирургию, а также общую реабилитацию (лекарства, санатории).
Программа “Доступная среда” для инвалидов 2016-2020: Третья подпрограмма
На последнюю подпрограмму №3 власти выделили 103 миллиарда рублей.
Правительство полагает, что повышение объективности экспертов медико-социальной экспертизы может быть достигнуто путем проведения следующих мероприятий:
- Противодействие коррупции путем оснащения учреждений видеонаблюдением, аудионаблюдением, электронными очередями.
- Организация общественных советов при главном бюро медико-социальной экспертизы, которые обсуждали бы неэтичное поведение специалистов.
- Повышение квалификации экспертов МСЭ.
- Обеспечение эффективного взаимодействия между бюро МСЭ различных уровней.
- Обеспечение работы системы независимой оценки эффективности деятельности специалистов бюро МСЭ.
- Приобретение для бюро МСЭ диагностического оборудования.
- Переосмысление критериев, по которым устанавливаются инвалидные группы.
- Разработка более современных методик проведения медицинской экспертизы.