Домой Лечение зубов Молодой инвалид возраст. Социальная интеграция молодых людей с инвалидностью

Молодой инвалид возраст. Социальная интеграция молодых людей с инвалидностью

По реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 - 2020 годы.

В настоящее время в России реализуются разрозненные меры по профессиональной ориентации молодых инвалидов, их обучению и последующему трудоустройству. Утвержденный План позволит систематизировать работу органов исполнительной власти регионов, органов службы занятости и образовательных организаций по реализации программ сопровождения инвалидов.

«В этом году Минтруд России подготовит типовую программу сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве с целью унифицированного подхода к данному процессу, - прокомментировал Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. - В типовой программе будет прописан алгоритм сопровождения инвалида с учетом нарушенных функций организма».

«На основе типовой программы регионы должны подготовить собственные программы и начать их реализацию с 2017 года», - подчеркнул глава Минтруда России.

В соответствии с утвержденным Планом в региональных программах будет предусмотрена реализация таких мероприятий, как профессиональная ориентация детей-инвалидов, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное профессиональное образование, содействие развитию предпринимательских навыков у молодых людей с инвалидностью и другие. Предусматривается также обучение специалистов органов службы занятости особенностям организации работы с инвалидами.

В последующем работа по сопровождению молодых инвалидов, по словам Министра, будет вестись на основе информации из Федерального реестра инвалидов, в котором будут представлены в том числе данные о профессиональном потенциале инвалида.

«По результатам реализации региональных программ в 2017-2019 годах будет разработан стандарт услуги по сопровождению инвалида молодого возраста при решении вопросов трудоустройства, - сообщил Министр Максим Топилин. - Единый и обязательный для всех регионов стандарт должен быть утвержден к 2020 году».

Справочно :

По данным Минтруда России, в настоящее время около 3,9 млн инвалидов находятся в трудоспособном возрасте. При этом работает из них 948,8 тыс. человек или 24% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

Государственной программой «Доступная среда» на 2011-2020 годы предусмотрено увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста до 40% к 2020 году.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения инвалид молодого возраста - инвалид в возрасте 18-44 лет. Вместе с тем мероприятия Плана охватывают лиц с 14 лет, поскольку Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет.

Минтруд и Минобрнауки решили помочь людям с инвалидностью (в возрасте от 18 до 44 лет) при получении ими профессионального образования и содействовать в последующем трудоустройстве.

По замыслу авторов, программа рассчитана на регионы. В нее, должны быть включены основные показатели и анализ социальной ситуации с трудоустройством, а именно: состояние занятости людей, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; должна отражаться структура трудовых ресурсов, включающая информацию о трудоустройстве по специальности, не по специальности, уровне профессионального образования.

Эта программа может оформляться в виде самостоятельного документа или включаться в госпрограмму субъекта РФ. При этом субъекты могут разрабатывать и свои отдельные региональные программы.

В перечень примерных мероприятий входит: профориентация людей с ОВЗ, их сопровождение при получении профессионального образования, взаимодействие ресурсных учебно-методических центров для людей с инвалидностью с вузами, развитие инклюзивного образования, сопровождаемое содействие занятости.

Также программа предусматривает проведение конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» в каждом регионе. Победители региональных конкурсов смогут принять участие в национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс».

Эффективность программы предполагается оценивать с помощью показателей результативности. В их числе – доля нашедших работу в течение 3 и 6 месяцев после получения высшего, среднего образования; доля нашедших работу в течение 3 месяцев после освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки); учитывается и уровень оплаты труда трудоустроенных выпускников.

Между тем Министерство транспорта РФ изменило правила обслуживания маломобильных граждан при перевозках пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, сообщает РООИ «Перспектива».

Согласно поправкам, изменился стандарт доступности остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения, а также доступности самих транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по установленным маршрутам. Изменения также коснулись оценки качества транспортного обслуживания населения, его доступности.

Теперь все автовокзалы и автостанции, которые обслуживаются маршрутами регулярных перевозок, должны отвечать требованиям доступной среды. Кроме того, все транспортные средства должны быть оборудованы системами отопления и кондиционирования воздуха: температура не менее 12 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 градусов Цельсия, не более 25 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20 градусов Цельсия.

С инвалидами и необходимостью, так или иначе, решать множество проблем, которые стоят перед ними, общество сталкивается на протяжении всей своей истории. По мере социально-нравственного «взросления» человечества, существенно изменялись общественные взгляды и настроения в отношении того, кто такие инвалиды, какое место они должны занимать в социальной жизни и каким образом общество может и должно строить свою систему взаимоотношений с ними. Анализ истории общественных нравов и представлений позволяет утверждать, что эти взгляды изменялись следующим образом.

Первым представлением о том, каким может и должно быть отношение к физически ослабленным и неполноценным членам общества, со стороны здоровых и сильных была идея их физического уничтожения. Это объяснялось, прежде всего, крайне низким уровнем экономического развития общества, который не позволял содержать тех, кто не мог внести посильный вклад в обеспечение племени, рода и семьи. Впоследствии, такие представления были закреплены другими факторами, например, религиозными и политическими. Подобное отношение общества к инвалидам, тяжело больным и просто физически слабым людям продержалось довольно долго. Ещё в поздней античности можно найти отголоски этих представлений.

По мере социального и духовного развития общества изменяются и его представления о человеке и людях. Возникновение и распространение христианства приводят к тому, что изменяются представления о ценности человеческой жизни. Однако, пока ещё рано говорить о полном и безоговорочном признании за инвалидами равных прав со здоровыми людьми. Для средневекового общества характерно представление об инвалидах как о «проклятых богом», что становится основанием для формирования идей социальной изоляции инвалидов и неприязни к ним.

Следующим шагом в развитии представлений об отношении к инвалидам со стороны здоровых людей становятся идеи о необходимости привлечения их к труду, хотя бы для того, чтобы дать инвалидам возможность зарабатывать себе на жизнь и, частично, снять эту «обузу» с общества. В определённой мере, эти представления и сегодня являются достаточно распространёнными и авторитетными в общественном и массовом сознании.

Для современного этапа общественного развития характерно формирование и укоренение в общественном сознании понимания того, что инвалидность не может и не должна быть основанием для социальной изоляции и, тем более, для социальной дискриминации человека. Сегодня в обществе всё более авторитетной становится точка зрения, согласно которой, необходима постоянная и эффективная работа по социальной реинтеграции и ресоциализации лиц с ограниченными физическими возможностями. Сегодня общество рассматривает проблемы инвалидов не только как проблемы, имеющие узкогрупповую значимость, но как проблемы, которые затрагивают всё общество, как универсально, социально значимые.

Основными причинами подобного генезиса общественной мысли и общественных настроений являются:

Повышение уровня социальной зрелости общества и совершенствование и развитие его материально-технических и экономических возможностей;

Повышение интенсивности развития человеческой цивилизации и использования человеческих ресурсов, что, в свою очередь, приводит к резкому возрастанию социальной «цены» многих нарушений в жизнедеятельности человека.

Важнейшими причинами и факторами инвалидности в современном обществе являются:

Бедность;

Низкий уровень развития здравоохранения;

Вредные и опасные условия труда;

Неудачный процесс социализации;

Противоречивые нормы и ценности и другие.

Социогенный характер причин, вызывающих инвалидность, порождает и массу проблем для данной категории людей. Основной и главной среди них является проблема многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней.

Декларация ООН «О правах инвалидов», принятая в декабре 1971 г. и ратифицированная большинством стран мира, даёт следующее определение понятия «инвалид»: это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нормальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умственных возможностей. Данное определение можно рассматривать как базовое, являющееся основанием для выработки тех представлений об инвалидах и инвалидности, которые присущи конкретным государствам и обществам.

В современном российском законодательстве принято следующее определение понятия инвалид – «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду определённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизнедеятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью.

Инвалидность - это термин, объединяющий различные нарушения, ограничения активности и возможного участия в жизни общества. Нарушения - это проблемы, возникающие в функциях или структурах организма; ограничения активности - это трудности, испытываемые человеком в выполнении каких-либо заданий или действий; в то время как ограничения участия - это проблемы, испытываемые человеком при вовлечении в жизненные ситуации. Таким образом, инвалидность - это сложный феномен, отражающий взаимодействие особенностей организма человека и особенностей общества, в котором этот человек живет.

Организация системы социальной помощи, поддержки и защиты инвалидов требует учёта «внутренних» особенностей этой категории людей: возраста, возможности трудиться, способности к передвижению и т.п. Этим определяются основные виды инвалидности, ставящие перед социальными работниками, медиками, педагогами и другими специалистами достаточно специфические задачи. Виды инвалидности можно выделять и анализировать по целому ряду оснований.

По возрастным характеристикам:

Дети-инвалиды и инвалиды-взрослые.

По происхождению инвалидности:

Инвалиды детства, войны, труда, по общему заболеванию и т.п.

По способности передвигаться:

Мобильные, маломобильные и неподвижные.

По степени трудоспособности:

Трудоспособные (инвалиды 3-й группы), ограниченно трудоспособные и временно нетрудоспособные (инвалиды 2-й группы), нетрудоспособные (инвалиды 1-й группы).

В соответствии с такой внутригрупповой стратификацией инвалидов как социальной категории в обществе разрабатывается и реализуется соответствующая социальная политика, направленная на защиту интересов этой группы людей. Основной задачей социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных со всеми гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в жизнедеятельности, создание условий для нормальной и полноценной жизни. Решение данной задачи предполагает опору на определённые принципиальные основания. К основным принципам реализации социальной политики в отношении инвалидов относятся:

Социального партнёрства, совместная деятельность по социальной поддержке и защите инвалидов как государственными, так и негосударственными организациями (общественных, религиозных, политических);

Социальной солидарности, предполагающий формирование и воспитание у здоровых и трудоспособных граждан готовности помогать инвалидам и поддерживать их;

Участия, направленный на привлечение самих инвалидов к разработке соответствующих социальных и государственных программ, к решению собственных проблем;

Социальных компенсаций, создание доступной и комфортной для инвалидов среды жизнедеятельности, предоставление им определённых льгот и преимуществ по сравнению с другими членами общества;

Государственных и общественных гарантий, предполагающий, что независимо от своего экономического, социально-политического и технологического состояния, общество и государство никогда не бросят инвалидов на произвол судьбы и не откажут им в социальной поддержке и помощи.

Как уже было отмечено выше, современное общество мало приспособлено для нормальной и комфортной жизнедеятельности инвалидов. Наряду с чисто материальными и вещественными ограничениями, инвалидам во многом затруднён доступ к таким социальным возможностям и благам как получение престижного образования, высокооплачиваемой и востребованной на рынке труда работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправления или государственной власти. В результате, инвалид вынужденно замыкается в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и трудности, на преодоление которых и направлены технологии социальной работы с этой категорией населения. Основными целями их применения являются:

Преодоление у человека состояния беспомощности;

Помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности;

Формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности инвалида;

Восстановление и компенсация утраченных человеком возможностей и

Функций.

Эти цели и определяют социальные технологии, которые могут быть использованы для эффективной социальной поддержки и помощи инвалидам.

Во-первых, это технология социальной реабилитации, позволяющая восстановить утраченные функции, возможности и психологическое состояние и, по возможности, возвратить человека к нормальной, полноценной и активной жизни. Система социальной реабилитации инвалидов включает в себя такие её разновидности как медико-социальная, психологическая и педагогическая, социально-экономическая, профессиональная и бытовая реабилитация. Реализация этих видов социальной реабилитации позволяет не только вылечить человека и преодолеть, полностью или частично физическую немощь и слабость, но и сформировать у него представления о необходимости ведения активной жизни, новую систему трудовых и профессиональных навыков, адекватную бытовую и предметную среду существования и преодолеть психологические последствия травмы, ранения или заболевания.

Во-вторых, это технология социального обеспечения, представляющая собой участие государства в содержании своих граждан, в том числе и инвалидов, когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетворения необходимых потребностей количестве.

В-третьих, это технология социального обслуживания, т.е., деятельность по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах. В структуре социальной помощи можно выделить такие элементы, как систематический уход за инвалидом, содействие ему в получении необходимых социальных услуг, в профессиональной подготовке и трудоустройстве, в получении образования, помощь в организации досуга и общения и т.п. Такая социальная технология тесно связана с технологией оказания социальной помощи, представляющей собой единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций.

Социальная помощь может оказываться инвалиду как экстренная или срочная, в виде социального или социально-медицинского патронажа, в условиях стационаров, домов или Центров дневного пребывания и на дому.

В современной науке существует значительное число подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации. Термин реабилитация происходит от позднелатинского rehabilitatio (re – вновь, снова, habilitas – способность, годность) и обозначает восстановление способности, годности. Однозначного определения данного понятия не существует.

Смысловая нагрузка понятия «реабилитация» подразумевает цель и процесс, метод и итог, концепцию и систему. Так, реабилитация как процесс, включает мероприятия и шаги, направленные на достижение конкретных целей. Реабилитация как восстановление способности, годности, является одновременно целью данного процесса. Реабилитацию также можно рассматривать как метод, то есть способ достижения цели. Реабилитация выступает и итогом, который достигается в процессе восстановительной деятельности.

Исторически содержание понятий «инвалид» и «социальная реабилитация инвалидов» неоднократно менялись. Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid – действенный, полноценный, могущий) и в буквальном смысле означает «непригодный», «неполноценный». В античную эпоху инвалидом считался человек с анатомическими дефектами.

В средневековье этот признак был дополнен нарушениями психики, а в XX столетии инвалидность отождествлялась с нарушениями функции организма и утратой трудоспособности.

В настоящее время социальная реабилитация инвалидов включает комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья. Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости, быстрейшее и наиболее полное восстановление способности к социальному функционированию.

Осмысление процесса социальной реабилитации требует рассмотрения тех кардинальных, базовых процессов, которые вводят людей в общество, делают их способными к участию в социальной жизни или обрекают индивидов на дезадаптацию и одиночество. Механизм включения индивида в социальную общность, как известно, носит название социализации.

Социализацию можно рассматривать как вхождение индивида в общество, приобщение его к социальной жизни. В этом процессе реализуется неразрывность двойственной природы человека, дуализм биологического и социального. Привнесение социальных начал в биологическую основу человеческой личности включает три элемента: воспитание как целенаправленную передачу социальных ценностей, неосознанное восприятие (интернационализацию) социальной информации, формирование характера, эмоционального строя и других черт личности.

Социализация – многогранный процесс приобщения к человеческой культуре и жизни общества, усвоение его норм, правил, знаний; происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания – целенаправленного формирования личности.

Социальная адаптация – специально организованный процесс или система мероприятий, направленных на приспособление человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности посредством восстановления утраченных функций и социальных связей.

Для проведения исследования необходимо обратить внимание так же на следующие понятия и определения:

Группа инвалидности – устанавливается лицам, признанным инвалидами, в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности (установлены три группы инвалидности); лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Ограничение системы жизнедеятельности - полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью.

Люди с особыми потребностями – люди, которые из-за определенных проблем, физических и психических расстройств не могут полностью участвовать в деятельности социальных институтов и получать положенную им поддержку без вмешательства профессионалов и других помощников.

Ограничение возможностей – означает социальный ущерб для личности, полученный в результате ограниченности функций организма или инвалидности, который препятствует возможности выполнять роль, считающуюся нормальной (в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов).

Потребности социальные – предметно выраженные нужды и виды заинтересованности социальных субъектов в чем-либо, необходимом для нормальной жизнедеятельности и успешного развития.

Интеллектуальный дефект – необратимое нарушение мышления (умственная отсталость).

Отсталость умственная – нарушение общего развития, психического и интеллектуального, обусловленное недостаточностью центральной нервной системы, имеет стойкий, необратимый характер.

Социальный статус молодых людей с ограниченными возможностями в

Современной России

Переход России к принципиально новому социально-экономическому укладу жизни выдвинул потребность в формировании такой системы социальной защиты населения, которая в наибольшей мере соответствует современным задачам общественного развития. К числу таких задач относится создание молодым инвалидам, неспособным без посторонней помощи обеспечивать в полной мере или частично свои жизненные потребности, достойных условий жизни, насыщенной активной деятельностью и приносящей удовлетворение, осознание себя органической частью общества. Молодыми инвалидами являются граждане в возрасте 14-30 лет, которые имеют нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, дефектами, последствиями травм. В настоящее время молодые люди с ограниченными возможностями делятся на несколько групп: с нарушением интеллекта, с психическими заболеваниями и ранним аутизмом, с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения и с комплексным сочетанием нарушений. Инвалидность в молодом возрасте можно определить и как состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения молодого человека в адекватные возрасту воспитательные, социальные, политические и экономические процессы, в связи с этим возникает постоянная необходимость в дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.

К основным причинам, приводящим к инвалидности в молодом возрасте можно отнести:

1. Медико-биологические (низкое качество медицинского обслуживания, недостаточная медицинская активность).

2. Социально-психологические (низкий уровень образования родителей молодого инвалида, отсутствие условий для нормальной жизнедеятельности и развития и пр.).

3. Социально-экономические (низкий материальный достаток и пр.).

В последнее время, когда речь идет о положении молодых инвалидов в России, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания молодежи, обусловленное в первую очередь низким уровнем жизни. Особенно остро депривация сказывается на молодых инвалидах. Инвалидность затрудняет возможность полноценных социальных контактов человека, а отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, которая в свою очередь, ведет еще к большей изоляции и, соответственно к недостаткам развития.



За последние годы число молодых людей с ограниченными возможностями в стране постоянно увеличивается. Это означает, что рост количества молодых инвалидов становится проблемой не только отдельных людей, и даже не части населения, а всего общества в целом. Обостряется проблема социальной защиты молодых инвалидов, которая представляет собой деятельность государства и общества по ограждению этой категории граждан от социальных опасностей, недопущению ухудшения положения лиц с ограниченными возможностями.

Инвалидность молодежи значительно ограничивает их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Кроме того инвалидность, будь то врожденная либо приобретенная, ограничивает положение молодого человека в обществе. Социальный статус обычно определяется позицией индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами (некоторые ученые используют термин "социальная позиция" как синоним социального статуса). Социальный статус является также определенной совокупностью прав, привилегий и обязанностей молодого инвалида. Все социальные статусы подразделяются на два основных типа: те, которыепредписываютсяиндивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Признание лица инвалидом связано с приобретением определенного социального статуса, обеспечивающего социальные гарантии со стороны государства и в тоже время ограничивающие жизнедеятельность человека.

Социальный статус молодых людей с особыми потребностями характеризуется определенными показателями: состоянием здоровья, материальным положением, уровенем образования, спецификой занятости и особенностями организации досуговой деятельности.

Исходя из российского законодательства, инвалидом называют «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты...» (Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 15 ноября 1995г.). Большое внимание в системе социальной защиты уделяется здоровью молодых инвалидов, как показателю их социального статуса. Ограничение жизнедеятельности молодого человека, связанное с нарушением здоровья может в детстве (врожденные заболевания и родовые травмы, заболевания и травмы в детстве), а также в юности(хронические заболевания, бытовые и производственные травмы, ранения в ходе выполнения военно-служебных обязанностей и т.д.). В настоящее время данное понятие рассматривается не только как отсутствие болезни, но и как психологическое и социальное благополучие человека. Главной целью деятельности социальных служб в рамках комплексного подхода к здоровью является достижение молодым человеком с ограниченными возможностями способности к самостоятельной жизни, производительному труду и досугу. Механизмом для достижения этой цели является реабилитация, понимаемая как восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими и социальными факторами.

Медицинские трудности молодых инвалидов связаны с недостаточностью информированности о диагнозе, выбором способов, методов и учреждений для лечения, педагогической и психической коррекции молодого человека, со степенью готовности родителей и ближайшего окружения к проведению восстановительных мероприятий в домашних условиях. Кроме медицинских показателей, важно психологическое здоровье молодого инвалида. Психологические проблемы здоровья вызваны переживаниями родных и близких за исход заболевания и судьбу молодого человека, конфликтами между родителями, с отсутствием или недостатком помощи в уходе за больным со стороны членов семьи и родственников, с болезненным восприятием сочувствия окружающих.

Немаловажным показателем, определяющим социальный статус молодого инвалида, является его материальное положение. Характеризуя место молодежи с ограниченными возможностями в обществе, необходимо отметить ее низкий имущественный статус. Материальное положение молодого инвалида зависит не только от уровня заработной платы, но и от денежных выплат, гарантированных государством (пенсии, пособия, страховые выплаты, компенсации). Ежемесячной государственной денежной выплатой для молодых инвалидов является пенсия, которая предоставляется гражданам в целях компенсации невозможности получить заработок. Кроме всего, молодые инвалиды имеют право на различные льготы – преимущества в оплате тех или иных услуг, предоставляемых государством, муниципалитетом, их учреждениями или иными организациями, освобождение от выполнения обязанностей по обязательным платежам, взимаемым центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в бюджеты различного уровня.

Материальные трудности молодежи с ограниченными возможностями решаются системами социальных служб (центр социально-психологической помощи молодежи, социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи, центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи и др.), которые предпринимают дополнительные меры для улучшения качества жизни молодых инвалидов и их семей. Деятельность социальных служб включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и реабилитации молодых инвалидов. Особое внимание при этом необходимо уделяется оценке их реальных материальных потребностей и адресному характеру предоставляемой помощи.

Приоритетными, наряду с нормами о материальном обеспечении (пенсиями, пособиями, льготами), должны стать нормы, безоговорочно обеспечивающие инвалидов работой и соответствующим, в том числе профессиональным, образованием.

Деятельность государства в области образования людей с ограниченными возможностями нацелена на введение гибких механизмов для удовлетворения образовательных потребностей молодых инвалидов и создание условий для наиболее эффективного их участия в жизни общества. Молодые люди с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллектуального развития, функций опорно-двигательного аппарата; с психопатическими формами поведения нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

В нашем обществе долгое время доминировала установка на обучение и воспитание молодежи с ограниченными возможностями только в рамках государственной системы специальных школ и учреждений интернатного типа, что приводило к ограничению социального статуса молодых инвалидов:

Искусственной изоляции молодых инвалидов в особом социуме, часто не способствующей его последующей адаптации в обществе;

Жесткостью и безвариантностью форм получения образования;

Почти полным исключением семьи из процесса воспитания и образования молодого человека с особыми потребностями.

Образование молодых инвалидов играет определяющую роль в их профессиональной реабилитации, поскольку оно создает основу для реализации принципа равных возможностей людей с ограниченными возможностями. Для решения проблем образования молодых инвалидов начитнают реализовываться проекты по расширению сетей дистанционного обучения на базе интернет-классов. Такое обучение и последующее трудоустройство позволяет инвалидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечивает самостоятельный заработок, а также является экономически выгодным государству. Образование создает условия для удовлетворения многих потребностей молодых людей с ограниченными возможностями, а так же сокращает процессы маргинализации инвалидов. Однако, большинство учебных заведений все еще не готовы к встрече с инвалидами.

Выделяют следующие трудности в сфере получения образования молодыми инвалидами. Во-первых, отсутствие обустроенной среды и специальных образовательных программ в учебных заведениях. Во-вторых, неподготовленность педагогических кадров. В-третьих, зачастую предвзятое отношение к студентам-инвалидам, не гарантирующее равные возможности получения образования по сравнению со всеми учащимися. В последние годы наметились положительные тенденции в решении проблем образования молодых инвалидов. Это проявляется в появлении новых форм обучения. В целом образование молодых инвалидов – это фундаментальная ценность, определяющая их социальный статус и возможности для самореализации личности. Создание системы многоуровневого интегрированного образования невозможно без системы специальной подготовки педагогов, направленной на развитие умений и навыков обращения с инвалидами.

Социальная изоляция молодых инвалидов влечет за собой сокращение шансов для эффективного трудоустройства и низкий социально-экономический статус. Зачастую трудовая занятость не рассматривается молодыми инвалидами как достойная альтернатива жизни на пенсию. Это происходит по причине невысоких, а зачастую даже минимальных заработных плат и отсутствия достойных условий труда. Профессиональное обучение молодых инвалидов необходимо осуществлять по более широкому перечню вакансий и учитывать потребности региональных и локальных рынков труда. Для улучшения возможностей выхода молодых инвалидов на рынок труда необходимо создать институт «кураторства» инвалида от школы до момента трудоустройства.

В настоящее время молодые инвалиды мало востребованы на рынке труда, их занятость является существенной проблемой общества, хотя молодежь с ограниченными возможностями имеет определенные перспективы трудоустройства в интеллектуальной сфере, в малом предпринимательстве. Численность молодых трудоустроенных инвалидов ежегодно сокращается. Наблюдается значительное расхождение в ситуациях занятости у разных групп инвалидов. Молодые инвалиды чаще, чем здоровые сверстники, трудоустроены на рабочие специальности и гораздо реже занимают должности в управлении.

Можно выделить основные трудности в сфере занятости молодых инвалидов. Во-первых, это недоступность образовательных программ, отсутствие профориентации инвалидов, что оказывает непосредственное влияние на их трудоустройство и конкурентоспособность на рынке труда. Во-вторых, специализированные предприятия не имеют возможность принять всех желающих на работу, поскольку испытывают значительные трудности в условиях рыночной экономики. Поэтому, возможности трудовой реабилитации молодых инвалидов посредством занятости на специализированных предприятиях существенно сокращается. В-третьих, прием на работу инвалида, влечет дополнительные издержки на организацию рабочего места, что сказывается на нежелании работодателя сотрудничать с молодым инвалидом. Эти трудности решают центры занятости и молодежные биржи труда, которые не только предоставляют место работы молодому инвалиду, но и организуют семинары, тренинги и курсы по профессиональной ориентации и подготовке. Целью политики занятости в отношении молодых инвалидов выступает их интеграция в открытый рынок труда. Для этого предложены подходы, устраняющие физическую недоступность места работы: работодатель должен адаптировать рабочее место под ограничения занятых у него молодых инвалидов или сделать все рабочие места доступными для занятости на них инвалидов. При тяжелой форме инвалидности предлагается ввести «поддерживающую» («суппортивную») занятость, то есть создать специальные рабочие места на обычных предприятиях. Формой интегрированной занятости молодых инвалидов могут стать социальные предприятия (некоммерческие предприятия негосударственного сектора), управляемые самими инвалидами, хотя на практике их эффективность в этом качестве почти не подтверждается. Среди инструментов повышения занятости инвалидов можно упомянуть финансовые стимулы для работодателей, анализ применения которых показал, что только некоторые выплаты (например, дотации на обустройство рабочих мест) привели к увеличению численности инвалидов, из чего вытекает необходимость контроля и оценки эффективности таких программам поддержки.

Особенностью организации досуга молодых инвалидовявляется неразвитость инфраструктуры свободного времени. Таким образом, можно выделить трудности организации досуга молодых инвалидов. Во – первых, ограниченное число специализированного оборудования и мест для эффективного проведения свободного времени. Во – вторых, отсутствие подготовки организаторов досуга для инвалидов, без которых дальнейшее развитие этого направления невозможно.

Важную роль в решении трудностей организации досуга молодых инвалидов играют реабилитационные центры и учреждения органов по делам молодежи, которые организуют различные акции, фестивали и слеты для данной категории.

Все вышесказанное позволяет определить социальный статус молодых инвалидов как ограниченный. Поэтому, целью социальной работы с ними является интеграция данной категории в общество. Наиболее характерные трудности молодых инвалидов связаны с состоянием здоровья, материальным положением, особенностями получения образования, спецификой трудоустройства и организации досуга. Все вышеперечисленное, позволяет утверждать, что молодежь с ограниченными возможностями является особой социальной категорией, требующей поддержки со стороны государства. Работа с ней требует индивидуального подхода к каждому.

В последние годы социальное положение молодых инвалидов стало существенно меняться в лучшую сторону. Внедряются в практику инновационные технологии для расширения возможностей доступа молодых инвалидов к информации, образованию и занятости, улучшению их материального положения.

Создание доступной для молодежи с ограниченными возможностями среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики нашей страны, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни, в их социальном статусе.



Новое на сайте

>

Самое популярное