Домой Пульпит Основы промышленной электроники. Методические указания к контрольной работе

Основы промышленной электроники. Методические указания к контрольной работе


Основной закон, которому подчиняется структура слога русского языка,- это закон открытого слога, сущность которого заключается в том, что звуки в слоге должны располагаться по восходящей звучности и оканчиваться наиболее звучным звуком, т. е. гласным. Наиболее полно этот закон осуществляется в начале неначального слога слова, в связи с чем наблюдаются следующие закономерности в отнесении к одному или разным слогам сочетаний согласных между гласными.
  1. Сочетания шумных между гласными относятся к следующему слогу:
[мл/ста]; [ка/скъ]; [иие/зда]; [ла/пкъ].
34114 14114 34 224 34 114
  1. Сочетания шумных с сонорными также отходят к следующему слогу:
[л/кно]; [хра/бръ]; [са/бл’ь]; [ту/фл’иф 4 134 134 234 14 23 4 14 13 4
  1. Сочетания сонорных между гласными тоже относятся к следующему слогу:
[кл/рма]; [пл/ко/рнъ); [пл/лно].
14 334 14 14 334 14 334
  1. При сочетании сонорных с шумными слогораздел проходит
между членами сочетания:
[кар/тъ]; [пол/къ]; [бан/дъ]; [клн/то/ръ]; [клр/дбн].
143 14 143 14 243 24 143 14 34 143 243
  1. При сочетании [и] с последующими шумными или сонорными слогораздел также проходит между членами сочетания ([и] оказывается.звучнее сонорного):
[саи/къ]; [мби/къ]; [тли/фун];
143 14 343" 14 143 143
[таи/нъ]; [баи/"къ]; [кли/ма].
143 34 243 14 143 34
Как видно из примеров, неконечный слог слова в русском языке оказывается в большинстве случаев открытым; закрытым он является лишь тогда, когда оканчивается на сонорный, за которым идет шумный или сонорный, отходящий к последующему слогу. Надо иметь в виду, что сочетания [рж] и [рш], в силу близости артикуляций’[р] и [ж], [ш], отходят к предшествующему слогу: [глрш/к’й].
Итак, ненача л ь и ы и слог слова в русском языке строится по принципу восходящей звучности и включает в себя сочетания: шумный + гласный ([рл/са]); шумный -г шумный + гласный
14
([дл/ска]); сонорный + гласный ([в’и/на]); сонорный +
114 34
+ сонорный + гласный ([кл/рма]).
334
Начальный слог может строиться, как и неначальный, по принципу восходящей звучности; в этом случае он образуется сочетаниями: шумный + гласный ([кл/са]); шумный + шумный +
14
+ гласный ([с’т’ие/на]); сонорный + гласный ([рл/са]) в 1144 34
и т. п. Но в то же время только начальный слог может образовываться сочетанием сонорный + шумный + гласный, которого не знает неначальный слог:
[лба]; [мха]; [ржа/выи]; [рд’ё/лъ].
324 314 324 " 32 4
4
В этом случае в начальном слоге выступает нисходяще-восходящая
звучность.
Конечный слог опять-таки может строиться, как и неначальный и начальный, по принципу восходящей звучности и включать в себя сочетания: шумный -f гласный ([кл/са]); шумный + шумный +
14
4- гласный ([ка/стъ]); сонорный + гласный ([кл/ра]), шумный -f-
. 114 34
+ сонорный + гласный ([кл/зла]). Но вместе с тем только конечный
234
слог может оканчиваться сочетанием двух шумных, двух сонорных, шумного с сонорным или двух шумных с последующим сонорным:
[пл/мост]; [горн]; [бл/л’ез’н’]; [кл/н’йстр] (от канистра).
3411 2433 3 42 3 3 4M3
В последнем случае конечный слог характеризуется нисходяще-вос- ходящей звучностью.
Особые случаи слогоделения возникают иногда на стыке морфем - приставки и корня, корня и суффикса, а также предлога со знаменательным словом. Эти особые случаи связаны с невозможностью некоторых сочетаний согласных в русском языке. Речь при этом идет о невозможности произнесения в пределах одного слога, во-первых, трех одинаковых согласных перед гласным и, во-вторых, двух одинаковых согласных перед последующим иным согласным. Иначе говоря, если возникают сочетания трех согласных [с] с гласными или двух [с] с последующим [т] + гласный, то они подвергаются упрощению в сочетании [с] + [с] + гласный или [ст] + гласный. Вместе с тем сочетание двух [с] с последующим [т] + гласный в определенных условиях (в книжной речи и большей частью на стыке приставки и корня) сохраняется, но в этом случае слогораздел проходит между двумя одинаковыми согласными: с / с + т + гласный. Упрощение чаще всего обнаруживается тогда, когда морфологический стык оказывается малоощутимым, когда морфологическое членение слова затемнено; если же слово членится на морфемы достаточно определенно, то сочетание сохраняется. В зависимости от изложенного и возникают особенности в слогоразделе. Например: без стыда - [б’ь/стыда] или [б’ьс/стыда]; бесспорно - [б’ь/спорнъ] или [б’ьс/спбрнъ]; но только: искусство - [и/ску/ствъ], русский - [ру/ск’ии].

Слова делятся на слоги. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

    Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

    Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

    Открытый слог оканчивается на гласный звук.

    Во-да, стра-на.

    Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

    Сон, лай-нер.

    Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

    Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

    В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

    Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление на части для переноса - уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .

  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .

    В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

    Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-тт ечь, да-нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пк а, ра-вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ -езд, синь -ка, мой -ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. О бо-док ; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От -течь, раз -лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-к ропить, при-к репить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-н ий, тер-р ор, ван-н а.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . Разы -скать.

СЛОГ — звук или сочетание звуков, объединенных волной сонорности, то есть степенью звучности (гласности). Это основано на специфике работы нашего речевого аппарата, согласно которой дыхание связано с работой голосовых связок, а их максимальная напряженность и есть сонорность. Как правило, слогообразующий звук — гласный, но если по каким-то причинам гласного нет в данной ритмической группировке звуков, его роль может взять на себя сонорный (р, л, м, н) и даже шумный: Ш-Ш… ТС-С-С… И наоборот, гласный может утрачивать свою «слоговость» — в дифтонгах: АУ, ОЙ (КОЙКА).

С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог — это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними — предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные — неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.

Теории слога

Существует несколько теорий слога и слогоделения.

1) Экспираторная теория («выдыхательная»): слог — сочетание звуков, произносимое одни толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория не объясняет случаев зияния гласных в слове, где на одном выдохе два слога (ау>), и, наобо-рот — случаев стыка трех и более согласных, где два и более выдохов на один слог {сплав).

2) Сонорная теория (Московская фонологическая школа, Р.И. Аванесов) рассматривает слог через акустические свойства речи — изложена в учебнике. Согласно этой теории, слог — это волна сонорности; объединение зву-ков по нарастающей вокруг опорного звука с наибольшей степенью звучности. Звукам присваивается индекс звучности: шумный глухой --1, шумный звонкий — 2, сонорный — 3, гласный — 4.

3) Т еория напряжённости : По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба, слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает. Напряжение, таким образом, выступает в качестве аналога звучности, и, действительно, оно также убывает по направлению от гласных через сонорные к звонким и глухим согласным. В данном случае слог трактуется с точки зрения единства произносительного импульса (которым, соответственно, объясняется его — слога — неделимость).

4) Динамическая теория слога: По динамической теории, слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове — слоговые, менее сильные — неслоговые.

В отечественной лингвистике не сложилось единого определения слога, хотя проблема слога и слогоделения слова давно привлекает внимание исследователей русской фонетики: одним из первых на эту тему высказался еще в 1747 году В.Г. Тредиаковский. Значительный вклад в развитие этой области был внесен такими известными отечественными лингвистами, как Л.В. Бондарко, Л.Р. Зиндер, М.В. Панов, Р.И. Аванесов, Л.В. Щерба. Было создано несколько теорий слога и слогоделения, в основе которых лежат разные подходы к слогу и, шире, к фонетике и разные аспекты изучения слога.
С точки зрения представителей экспираторной (физиологической) теории фонетический слог представляет собой звуковой поток, произносимый одним выдыхательным толчком. Проводя эксперимент с пламенем свечи, сторонники этой теории пытались наглядно доказать правомерность такого подхода. Если произнести слова том над пламенем свечи, то пламя дрогнет один раз, а в слове темный — два раза. Но эта теория не объяснит, почему в слове брызг пламя свечи колыхнется два раза.

Сторонники сонорной теории определяют слог, исходя из его акустических признаков. По этой теории слог — это волна звучности, потому в слоге группируются звуки разной степени звучности. Р.И. Аванесов, разрабатывая сонорную теорию применительно к русскому языку, присвоил всем группам звуков индексы, учитывая степень их звучности: гласные — 4, сонорные — 3, шумные звонкие — 2, глухие — 1. К примеру, слову амплитуда будет соответствовать ряд индексов 431341424. Место слогоделения совпадет с местом максимального спада звучности . Слоговым элементом является гласный звук; слоговые согласные нетипичны для русского языка, поэтому они часто развивают перед собой гласный — произносится [жызин], [тиатър]. Слоговыми иногда бывают и шумные согласные; слоговым согласным является, например, звук [с] в междометиях кс-кс-кс (когда подзывают кошку) или тс! (призыв к молчанию).

В теории мускульного напряжения (динамическая), разрабатываемой Л.В. Щербой и его последователями, понимает слог как отрезок звучания, произносимый одним толчком мускульного напряжения. В каждом слоге мускульное напряжение возрастает, достигает максимума при образовании гласных, а затем падает при образовании согласных. Обычно с волной мускульного напряжения совпадает волна сонорности. Данная теория, однако, позволяет проводить границу слога в одном и том же слове по-разному (спар-жа и спа-ржа). На место слогоделения по теории мускульного напряжения оказывает влияние место ударения: ударный звук как наиболее напряженный способен притягивать к себе рядом стоящие согласные звуки: [шап- къ], но [кА-пкан].
Согласно теории эксплозивно-имплозивной, выдвинутой Ф.-де Соссюром, звуки подразделяются на «смыкатели» (имплозивные) и «размыкатели» (эксплозивные). Например, в слове кольский слоги распределяются следующим образом: [кол-скиу]. Слогоделение проходит обычно там же, где и по теории сонорности.
По-видимому, каждая из этих теорий, как считает М.В. Панов, заклю — чает в себе только часть истины. По-видимому, следует признать, что русском языке есть случаи двоякого и в равной мере допустимого слогоделения.

Слоговые и неслоговые звуки в русском языке

Деление на слоги происходит рядом со звуком наименьшей звучности. Звучность - слышимость звука на расстоянии. Звук, имеющий наибольшую звучность - слоговый носитель слога.

Неслоговые - согласные, но слоговыми могут быть и согласные, но лишь в беглой речи: в сочетаниях сонорных с шумными, в конце и начале слов может появиться дополнительная слоговость. Ритм, рубль, театр. Звучность может обозначаться цифрами. 4 - звучный гласный, 3 - звучный сонорный, 2- звучный зв-шумн. 1 - глух-шумн.

Типы слогов

Типы слогов выделяются по месту расположения слога в слове, структуре, степени звучности, отношению к ударению.

  1. По месту расположения слога в слове различают слоги начальные, неначальные (срединные) и конечные: [р/\-бо-тъ].
  2. По структуре слоги бывают
  • неприкрытые (начинаются с гласного) и прикрытые (начинаются с неслогового): [и-гла];
  • открытые (оканчивается гласным) и закрытые (оканчивается согласным): [бир-къ ].
  • прикрытые - слог с согласным в начале, и неприкрытые
  • полные - закрытые и прикрытые [сок}
  • усечённые с начала - закрытые и неприкрытые [ум, иск]
  • усечённые с конца [мгла]
  1. По степени звучности различают слоги
  • постоянной звучности (состоят из одного гласного звука): в слове игла первый слог [и] постоянной звучности;
  • восходящей звучности (звучность возрастает от согласного к гласному): например, второй слог в слове игла [гла] имеет звучность 234;
  • нисходящей звучности (звучность падает): например, первый слог в слове арка [ар] имеет звучность 43;
  • восходящее-нисходящей звучности (звучность возрастает, а затем падает): первый слог в слове спаржа имеет сложную звучность 1143 [спар-жъ];
  • нисходяще-восходящей звучности (звучность падает, а затем возрастает): например, в первый слог в слове мшистый [.мшы-стыj] имеет звучность 314.
  1. По отношению к ударению слоги делятся на ударные и безударные, среди которых следует различать предударные и заударные.

В качестве наиболее важных традиционно рассматриваются два варианта классификации слогов: по конечному звуку и по количеству гласного.

I. По конечному звуку различают слоги:

  1. Открытые — то есть такие, которые заканчиваются непосредственно слогообразующим звуком и не имеют задней периферии;
  2. Закрытые — то есть такие, которые заканчиваются неслогообразующим звуком и, соответственно, располагают задней периферией.

В некоторых языках оба названных типа слогов используются одинаково активно, в других — закрытые слоги отсутствуют. В частности, к числу языков открытого слога на определенном этапе своего развития принадлежал праславянский язык; в настоящее время в русском языке закрытые слоги возможны, однако используются существенно реже, чем открытые — группы согласных, находящиеся в позиции между двумя гласными, при слогоделении принято относить к последующему гласному.

II. По количеству гласного различают слоги:

  1. Долгие — то есть такие, которые включают в свой состав либо долгий гласный, либо группу из нескольких согласных;
  2. Краткие — то есть такие, в составе которых имеется краткий гласный и в то же время отсутствуют группы согласных.

Учебник для неэлектротехнических специальностей вузов. — Герасимов В.Г., Князьков О.М., Краснопольский А.Е., Сухоруков В.В. — 3-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: Высшая школа, 1986. — 336 с.: ил.В книге изложены физические основы, принципы действия, конструкции и характеристики дискретных полупроводниковых приборов и интегральных микросхем, фотоэлектрических и оптоэлектронных приборов и приборов визуальной индикации; описаны типовые узлы современных электронных устройств и т.д. В 3-м издании (2-е — 1978 г.) основное внимание уделено применению интегральных микросхем, введен материал по приборам визуальной индикации, оптоэлектронике, микропроцессорам, расширены сведения о цифровой технике.Предисловие.
Введение.Полупроводниковые приборы.

Электропроводность полупроводников, образование и свойства р-n перехода.
Классификация полупроводниковых приборов.
Полупроводниковые резисторы.
Полупроводниковые диоды.
Биполярные транзисторы.
Полевые транзисторы.
Тиристоры.
Общетехнические и экономические характеристики и система обозначений полупроводниковых приборов.Интегральные микросхемы.
Общие сведения.
Технология изготовления интегральных микросхем.
Гибридные интегральные микросхемы.
Полупроводниковые интегральные микросхемы.
Параметры интегральных микросхем.
Классификация интегральных микросхем по функциональному назначению и система их обозначений.Индикаторные приборы.
Общая характеристика и классификация индикаторных приборов.
Электронно-лучевые индикаторы.
Газоразрядные индикаторы.
Полупроводниковые и жидкокристаллические индикаторы.
Вакуумно-люминесцентные и прочие виды индикаторов.
Система обозначений индикаторных приборов.Фотоэлектрические приборы.
Общие сведения.
Фоторезисторы.
Фотодиоды.
Специальные полупроводниковые фотоэлектрические приборы.
Электровакуумные фотоэлементы.
Фотоэлектронные умножители.
Оптоэлектронные приборы.
Система обозначений фотоэлектрических приборов.Усилительные каскады.
Общие сведения.
Усилительный каскад с общим эмиттером.
Температурная стабилизация усилительного каскада с общим эмиттером.
Усилительные каскады с общим коллектором и с общей базой.
Усилительные каскады на полевых транзисторах.
Режимы работы усилительных каскадов.Усилители напряжения и мощности.
Усилители напряжения с резистивно-емкостной связью.
Обратные связи в усилителях.
Усилители постоянного тока.
Операционные усилители.
Избирательные усилители.
Усилители мощности.Электронные генераторы гармонических колебаний.
Общие сведения.
Условия самовозбуждения автогенераторов.
LC-автогенераторы.
RС-автогенераторы.
Автогенераторы гармонических колебании на элементах с отрицательным сопротивлением.
Стабилизация частоты в автогенераторах.Импульсные и цифровые устройства.
Общая характеристика импульсных устройств.
Параметры импульсных сигналов.
Электронные ключи и простейшие формирователи импульсных сигналов.
Логические элементы.
Триггеры.
Цифровые счетчики импульсов.
Регистры, дешифраторы, мультиплексоры.
Компараторы и триггеры Шмитта.
Мультивибраторы и одновибраторы.
Генераторы линейно изменяющегося напряжения (ГЛИН).
Селекторы импульсов.
Цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи (ЦАП и АЦП).
Микропроцессоры и микро-ЭВМ.Источники вторичного электропитания электронных устройств.
Общие сведения.
Классификация выпрямителей.
Однофазные и трехфазные выпрямители.
Сглаживающие фильтры.
Внешние характеристики выпрямителей.
Стабилизаторы напряжения и тока.
Умножители напряжения.
Управляемые выпрямители.
Общие сведения о преобразователях постоянного напряжения в переменное.
Инверторы.
Конверторы.
Перспективы развития вторичных источников электропитания.Электронные измерительные приборы.
Общая характеристика электронных измерительных приборов.
Электронные осциллографы.
Электронные вольтметры.
Измерительные генераторы.
Электронные частотомеры, фазометры и измерители амплитудно-частотных характеристик.Применение электронных устройств в промышленности.
Области применения электронных устройств.
Электронные устройства для контроля механических величин.
Электронные устройства для контроля тепловых величин.
Электронные устройства для контроля акустических величин.
Электронные устройства для контроля оптических величии.
Электронные устройства для контроля состава и свойств веществ.
Электронные устройства для дефектоскопического контроля.
Основные принципы конструирования электронных устройств.Заключение.
Приложения.
Литература.
Предметный указатель.



Новое на сайте

>

Самое популярное