Домой Запах изо рта Зубная формула человека схема word. Запись зубной формулы

Зубная формула человека схема word. Запись зубной формулы

Кафедра стоматологии детского возраста КрасГМА

ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра стоматологии детского возраста

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Тема: «ЗУБНЫЕ ФОРМУЛЫ (ГРАФИКО- ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА, МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ВОЗ »

Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола 211

Зав. кафедрой Стоматологии детского возраста

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.м.н., проф. Тумшевиц О.Н. ______________

Составитель:асс.СурдоЭ.С.

Красноярск

ЗАНЯТИЕ № 2 (IV семестр)

Тема занятия:

ЗУБНЫЕ ФОРМУЛЫ (ГРАФИКО- ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА, МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ВОЗ)

Форма организации учебного процесса:

Практическое занятие.

Актуальность темы:

Первым этапом работы врача стоматолога является сбор фактического материала, т. е. выявление симптомов болезненного состояния. От того насколько полученная информация будет полная и объективная зависит окончательный диагноз. Развитие науки способствует появлению новых методов диагностики состояния органов полости рта. В связи с этим, важным является формирование такого порядка осмотра пациента, при котором будут учтены и зарегистрированы все факторы, способствующие развитию заболеваний полости рта.

Цель занятия:

1 . Общая цель.

Научить проводить осмотр пациента с регистрацией всех факторов, влияющих на формирование стоматологического статуса пациента.

2 .Учебная цель.

Изучить анатомию челюстно-лицевой области и полости рта;

Научиться подбирать инструменты для осмотра полости рта;

Отработать навыки проведения профилактических осмотров.

3 . Психолого-педагогическая:

Выработать алгоритм действий требований, предъявляемых к организации стоматологического кабинета, методов дезинфекции. предстерилизационной обработки и стерилизации стоматологического инструментария.

Место проведения занятия:

Лечебные кабинеты стоматологических клиник, стоматологические кабинеты в до­школьных образовательных учреждениях и школах, учебные комнаты. Длительность занятия – 90 мин.

Оснащение занятия:

Таблицы, набор стоматологических инструментов, стоматологическая установка.

Хронокарта

Этапы практического занятия

Продолжи-­

тельность

и оснащенность

Организация занятия

Проверка посещаемости

и внешнего вида обучающихся

Формулировка темы и цели

Проводится объяснение темы, ее актуальности, цели занятия

Контроль исходного уровня знаний, умений

Тестирование, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос

Раскрытие учебно-целевых вопросов

Инструктаж обучающихся (ориентировочная основа деятельности, амбулаторные карты)

Самостоятельная работа обучающихся

(текущий контроль)

Строение твёрдых тканей зуба, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

Методы специализации стоматологического инструментария.

Антисептическая обработка рук стоматолога.

В стоматологическом кабинете детской поликлиники, школы;

Освоить запись зубной формулы с использованием различных систем записи, отработать навыки по записи зубной формулы.

Итоговый кон­троль знаний письменно.

Решение ситуационных задач.

Тесты, ситуационные задачи.

Задание на дом (на следующее занятие)

Учебно – методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания разработки

Аннотация темы:

Методы осмотра в стоматологии.

Первым этапом работы врача-стоматолога является сбор фактического материала, т. е. явление симптомов болез­ненного состояния. Развитие науки способствует появлению новых методов диагностики состояния твердых тканей зубов и тканей пародонта. В связи с этим, важным является форми­рование такого порядка осмотра пациента, при котором бу­дут учтены и зарегистрированы все факторы, способствую­щие развитию заболеваний полости рта. От того насколько полученная информация будет полная и объективная зави­сит окончательный диагноз.

Методы обследования делятся на основные (клинические) и дополнительные (инструментально-лабораторные).

При обследовании пациента существует определенный порядок. Клиническое обследование слагается из следующих этапов:

Опрос: сбор жалоб, сбор анамнеза жизни, сбор анамнеза заболевания.

Объективное исследование:

осмотр кожных покровов челюстно-лицевой области, осмотр преддверия полости рта,

осмотр собственно полости рта.

Запись зубной формулы .

Для краткости записи зубной формулы используется графико-цифровая система. Зуб обозначается порядковым номе­ром, помещенным в соответствующий квадрант:

Постоянные зубы

правая 87654321112345678 левая сторона 87654321|12345678 сторона

Временные зубы

правая V IV III II I | I II III ГУ V левая сторона V IV IIIII I | I II IIIIV V сторона

Зубы можно записывать в виде части графической число­вой зубной формулы:

6 | первый постоянный моляр верхней челюсти справа,

| IY первый временный моляр верхней челюсти слева.

Международная двузначная система ВОЗ: зуб обозначает­ся двумя цифрами. Первая цифра числа обозначает сторону конкретной челюсти, а вторая - порядковый номер зуба.

Для постоянных зубов: правая половина верхней челюсти обозначается цифрой 1, левая - 2, нижняя левая - 3, правая - 4:

1 | 2

18 17 16 15 14 13 12 11 1 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 411 31 32 33 34 35 36 37 38 Для временных зубов обозначение квадрантов: справа 5 [ 6 с лева 8 | 7 55 54 53 52 51 J 6162 63 64 65 85 848382 81 |71 72 73 74 75 Примеры: зуб 17 - 7J -постоянный второй моляр верхней челюсти справа,

зуб 23 - |3 - постоянный клык верхней челюсти слева зуб 53 - Ш| временный клык верхней челюсти справа.

Вопросы для самоконтроля:

1. Строение челюстно-лицевой области и полости рта.

2. Строение твердых тканей зуба, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

3. Методы стерилизации стоматологического инструментария.

4. Антисептическая обработка рук стоматолога.

5. Запись зубной формулы с использованием различных систем записи.

6. Методы стоматологического обследования детей различного возраста.

Тестовые задания и ситуационные задачи по теме занятия (см. приложение)

Список темы УИРС:

1. Особенности строения и развития челюстно-лицевой области у детей.

2. Новые методы диагностики стоматологических заболеваний.

3. Особенности строения СОПР у детей.

Перечень практических знаний и умений:

    Знать алгоритмы проведения осмотра полости рта ребенка.

    Уметь заполнить зубную формулу.

    Выучить алгоритмы стоматологического обследования детей различного возраста.

Домашнее задание:

1. Перечислить основные и дополнительные методы обследования полости рта.

Основная литература:

Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с.

Дополнительная литература:

    Водолацкий М.П. с соавт. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2004. – 200 с.

    Раднаев С.Н., Люлякина Е.Г., Парилов В.В. Значение эргономики в профилактике профессиональных заболеваний стоматолога. В кн.:Вузовская педагогика. Красноярск, 2002. - С.52 - 53.

    Алямовский В.В., Бахтурина Г.И., Буянкина Р.Г., Дуж А.Н. Активность кариеса зубов у дошкольников Красноярска и методы ее расчета. Методические рекомендации для сту­дентов. Красноярск, 2001. - 14 с.

    Алямовский В.В., Бриль Е.А., Нарыкова С.А. Санитарно-просветительная работа среди дошкольников в системе первичной стоматологической профилактики. Учебно-методическое пособие для студентов. Красноярск, 2001. - 25 с.

    Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний, Учебное пособие. – Минск: Беларусь, 2004. - 526 с.

    Тумшевиц О.Н. Профилактика патологии зубочелюстной системы при неблагоприятном антенатальном и постнатальном периоде развития.- Красноярск: изд-во КрасГМА, 2005. 225с.

    Царев В.Н. – Антимикробная терапия в стоматологии: Руководство / авт.текста В.Н. Царев и Р.В. Ушаков. – Москва: ООО «Мед.информ.агентство», 2006. – 144 с.

    Трезубов В.Н.- Стоматологический кабинет: Оборудование, материалы, инструменты: Учебное пособие / авт.текста В.Н. Трезубов, Л.М. Мишнев, М.М.Соловьев и О.А. Краснослободцева; Ред. В.Н. Трезубов. – 2-изд., доп. И перераб..- Санкт-Петербург: Спец.лит., 2006.- 144 с.

Для определения принадлежности зуба существует несколько схем.

Схема Zsigmondy обозначает зубы постоянного прикуса арабскими цифрами по четырем квадрантам челюстей, начиная от срединной линии лица. Таким образом, формула постоянных зубов будет иметь вид:

Американская схема предусматривает порядковую нумерацию зубов по часовой стрелке, начиная с правого верхнего зуба мудрости, и заканчивается правым нижним зубом мудрости. Таким образом, первый правый моляр будет иметь номер 3, а первый левый моляр номер 14.

Схема FDI (Международной Федерации Стоматологов) и ВОЗ. По данной схеме каждый зуб имеет двух цифровое обозначение: первая цифра обозначает номер квадранта (начиная с правой верхней стороны), а вторая номер зуба в каждом квадранте (начиная со средней линии).

Постоянные зубы

Правая сторона Левая сторона
квадрант 1 квадрант 2
18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38
квадрант 4 квадрант 3

Временные зубы

Правая сторона Левая сторона
Квадрант 1 (5) Квадрант 2(6)
55 54 53 52 51 61 62 63 64 65
85 84 83 82 81 71 72 73 74 75
квадрант 4(8) квадрант 3(7)

Нумерация зубов в каждом квадранте начинается с центрального резца и заканчивается третьим моляром. Так же каждый квадрант верхней и нижней челюсти имеет цифровое обозначение, возрастание которого происходит по часовой стрелке. Временные зубы нумеруются по квадрантам 5,6,7,8.

Результаты осмотра зубных рядов записывают в формулу начиная с последнего моляра верхней челюсти справа, и заканчивая последним моляром нижней челюсти справа, т.е. в том же направлении как проводят осмотр зубных рядов.

Для записи итогов осмотра зубных рядов и отдельного зуба, существуют обозначения:

«О » – отсутствующий зуб, «С » – кариес, «П » – пломба, «Р » – пульпит, «Pt » – периодонтит, «R » – корень, «К » – коронка, «И » – искусственный зуб, «I, II, III » – степень подвижности зуба



Контрольные вопросы:

1. Что такое перкуссия? Сравнительная перкуссия?

2. Как проводится пальпация?

3. Зубная формула по ВОЗ.

4. Правила записи осмотра в зубной формуле.

5. Что такое карта стоматологического пациента?

Литература

1. Пропедевтическая стоматология: Учебник для медицинских вузов / под редакцией Э.А. Базикяна. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 3

2. Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов / под ред. Е.Е. Боровского. – М: Медицинское информационное агентство, 2006. – С.

3. Практическая терапевтическая стоматология: Учебное пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕД пресс-информ, 2007. – С.


ТЕМА № 2

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕНТГЕНОГРАФИЯ, УЗИ, ЭОД, МИОГРАФИЯ, КТ, МРТ, ТЕПЛОВИЗИОГРАФИЯ.

Цель: изучить дополнительные методы обследования стоматологического больного: рентгенографию, термометрию, ЭОД.

Термометрия – метод основан на реакции пульпы зуба на температурные раздражители: холод и тепло. Термометрия может проводится с помощью холодной либо теплой воды, воздуха. Для определения реакции на горячее может использоваться плаггеры разогрева гуттаперчи.

Рентгенологическое обследование:

Плотные ткани поглощают рентгеновские лучи, мягкие – про-

Виды рентгенологического исследования:

· прицельные дентальные (внутриротовые) рентгенограммы (рис. 1);

Рисунок 1

· панорамные рентгенограммы;

· ортопантомограмма (рис.2);

Рисунок 2

· радиовизиоргаф (меньше доза, но меньше и разрешающая способность датчика).

Рентгенографические методы исследования позволяют определить:

· Состояние зубов: положение, состояние твердых тканей зуба, корневых каналов, корней, степень формирования

· Состояние около верхушечных тканей

· Состояние костной ткани

· Состояние височно-нижнечелюстного сустава

· Состояние пазух

· Наличие новообразований, секвестров

Большинство из нас, сидя в кабинете стоматолога, слышали странные числовые термины, используемые врачами для обозначения проблемных зубов - «шестерка», «восьмерка», «тройка» и т.д. Чем обусловлен выбор такой терминологии? Тем, что современная стоматология пользуется специальной системой нумерации зубов.

Задача системы нумерации зубов - оптимизировать диагностику полости рта пациента и максимально конкретно внести полученную информацию в его амбулаторную карту.

По каким же принципам нумеруются зубы? Прежде всего, исходя из особенностей строения челюсти человека.

Каждый человеческий зуб имеет строго индивидуальную конфигурацию, обусловленную выполняемыми им каждодневными задачами. Одни зубы предназначены для откусывания пищи, а другие - для ее пережевывания.

С целью их безошибочного обозначения, так, чтобы сразу стало понятно, о каком конкретном зубе идет речь, и была придумана система нумерации.

Нумерация начинается с середины зубного ряда по направлению влево и вправо от него.

Два передних зуба или резца, задачей которых является откусывание пищи, обозначаются номером 1, а идущие следом за ними номером 2.

Клыки, размещающиеся после передних резцов, предназначены для того чтобы откусывать и отрывать особенно твердую пищу и имеют порядковый номер 3.

Попадая в ротовую полость, откушенные кусочки пищи пережевываются идущими следом за клыками жевательными зубами. Они имеют название премоляры и обозначаются цифрами 4 и 5.

А для наиболее эффективного измельчения и пережевывания пищи существуют большие жевательные зубы или моляры, рабочая поверхность которых имеет характерные бугорки. Их порядковый номер - 6, 7 и 8, называемые зубами мудрости.

Конечно, нумерация сильно облегчает их обозначение. Но как узнать в какой части челюсти находится заданный зуб: в верхней челюсти или нижней, слева или справа? Для этого человеческую челюсть визуально поделили на четыре части или сегмента.

Отсчет зубов по сегментам производится с правой стороны верхнего ряда по часовой стрелке. Таким образом, зубы находящиеся в первом сегменте (верхний ряд справа) будут называться десятками, а во втором сегменте (верхний ряд слева) - двадцатками.

На нижнем левом ряду находятся тридцатки, а в правом - сороковые. Называя обследуемый зуб, его порядковый номер добавляют к номеру сегмента, в котором он расположен. И таким образом, получается, что у каждого зуба есть свой индивидуальный номер.

Несколько иным методом нумеруют зубы в детской стоматологии, что связанно с особенностями анатомии детской челюсти. Прорезывание молочных зубов, происходящее в возрасте от 4 до 6 месяцев, совпадает со временем начала формирования зачатков постоянных зубов.

Если ребенку пятилетнего возраста сделать рентгеновский снимок челюсти, на нем будут визуализироваться и молочные, и постоянные зубы.

А так как последние уже имеют свою нумерацию с 11 по 48, то для счета молочных используют следующие десятки.

В верхнем ряду справа будут находиться пятидесятые зубы, а слева - шестидесятые. Нижний левый ряд занимают семидесятые, а правый - восьмидесятые. Так что теперь, зная особенности счета молочных зубов, родители уже не будут так удивляться заявлению врача о требующем лечения 72-ом зубе.

Видео: зубы человека

Основные системы

На сегодняшний день существует несколько основных систем нумерации.

  • Квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера.
  • Система Хадерупа.
  • Международная двухцифровая система Виола.
  • Универсальная цифровая буквенная система.

Каждая из них по своему удобна и имеет свои особенности исчисления постоянных и молочных зубов.

Квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера

Система Зигмонди-Палмера или, как ее еще называют, квадратно-цифровая система была принята в 1876 году и до сих пор используется для обозначения зубов у детей и взрослых.

Для счета постоянных зубов используют арабские цифры от 1 до 8, а для молочных - римские от I до V. Само исчисление начинается с середины челюсти.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Зигмонди-Палмера

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Зигмонди-Палмера

Стандартная квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера чаще всего используется врачами-ортодонтами и челюстно-лицевыми хирургами.

Система Хадерупа

Система Хадерупа отличается использованием знаков «+» и «-» для обозначения верхнего и нижнего ряда зубов соответственно. А вычисление зубов по системе производится при помощи совмещения арабских чисел с данными знаками.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Хадерупа

Молочные зубы обозначают арабскими цифрами от 1 до 5 с добавлением знака «0» и, по аналогии с постоянными зубами, знаками «+» и «-».

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Хадерупа

Международная двухцифровая система Виола

Двухцифровая система Виола, принятая Международной ассоциацией стоматологов в 1971 году получила широкое распространение в стоматологической практике.

Суть данной системы заключается в делении верхней и нижней челюсти пациента на четыре сегмента (по два на каждую челюсть) по 8 зубов. Причем у взрослых нумерация сегментов исчисляется цифрами с 1 до 4, а у детей - с 5 до 8.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Виола

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Виола

При необходимости назвать тот или иной зуб его обозначают двузначным числом, где первая цифра является номером сегмента, в котором он располагается, а вторая обозначает его порядковый номер.

С чем связано широкое распространение международной двухцифровой системы Виола? Прежде всего, с отсутствием букв и сложных формул, способствующим удобству ее использования и позволяющие быстро и точно передавать информацию о пациенте по телефону, факсу, электронной почте и т. д.

Универсальная цифровая буквенная система

Принятая американской ассоциацией стоматологов (ADA), универсальная буквенно-цифровая система отличается наличием своего буквенного обозначения, которое зависит от назначения зуба (резцы, клыки, моляры), а также цифрового обозначения его последовательности в зубном ряду.

Так, буквой I обозначают резцы (по два на каждый сегмент, а всего 8), С - клыки (по одному на каждый сегмент, а всего 4), P - это премоляры, число которых составляет 8 единиц, и моляры, обозначенные буквой M, число которых при наличии зубов мудрости составляет 12 единиц.

Фото: Формула записи постоянных зубов по универсальной буквенно-цифровой системе

Фото: Формула записи молочных зубов по универсальной буквенно-цифровой системе

Также системой допускается исчисление зубов по сегментам с обозначением зубов, выполняющих одну и ту же функцию одним порядковым номером.

При этом, как и в системе Виола, используют число сегмента, в котором он находится, в результате чего каждый зуб приобретает свой двузначный порядковый номер.

Что касается молочных зубов, то, помимо использования буквенной формулы, их могут исчислять, начиная с правого верхнего зуба по часовой стрелке, используя при этом латинские буквы от A до K.

  • 5. Преддверие рта, его стенки, рельеф слизистой оболочки. Строение губ, щек, их кровоснабжение и иннервация. Жировое тело щеки.
  • Слизистая оболочка губ и щёк.
  • 6. Собственно полость рта, ее стенки, рельеф слизистой оболочки. Строение твердого и мягкого неба, их кровоснабжение и иннервация.
  • 7. Мышцы дна полости рта, их кровоснабжение и иннервация.
  • 8. Клетчаточные пространства дна полости рта, их содержимое, сообщения, практическое значение.
  • 9. Зев, его границы. Миндалины (лимфоэпителиальное кольцо), их топография, кровоснабжение, иннервация, лимфатический отток.
  • 10. Развитие временных и постоянных зубов. Аномалии развития.
  • 11. Общая анатомия зубов: части, поверхности, их деление, полость зуба, зубные ткани.
  • 12. Фиксация зубов. Строение периодонта, его связочный аппарат. Понятие о пародонте.
  • 13. Общая (групповая) характеристика постоянных зубов. Признаки принадлежности зуба к правой или левой стороне.
  • 14. Молочные зубы: строение, отличия от постоянных, сроки и порядок прорезывания.
  • 15. Смена зубов: сроки и последовательность.
  • 16. Понятие о зубной формуле. Виды зубных формул.
  • 17. Зубная система как целое: виды дуг, окклюзий и прикусов, артикуляция.
  • 18. Понятие о зубочелюстных сегментах. Зубочелюстные сегменты верхней и нижней челюсти.
  • 19. Резцы верхней и нижней челюстей, их строение, кровоснабжение, иннервация, лимфатический отток. Взаимоотношение верхних резцов с носовой полостью.
  • 20. Клыки верхней и нижней челюстей, их строение, кровоснабжение, иннервация, лимфатический отток.
  • 22. Большие коренные зубы верхней и нижней челюстей, их строение, кровоснабжение, иннервация, лимфатический отток, взаимоотношение с верхнечелюстной пазухой и нижнечелюстным каналом.
  • 23. Язык: строение, функции, кровоснабжение и иннервация.
  • 24. Околоушная слюнная железа: положение, строение, выводной проток, кровоснабжение и иннервация.
  • 25. Подъязычная слюнная железа: положение, строение, выводные протоки, кровоснабжение и иннервация.
  • 26. Поднижнечелюстная слюнная железа: положение, строение, выводной проток, кровоснабжение и иннервация.
  • 27. Малые и большие слюнные железы, их топография и строение.
  • 28. Глотка: топография, отделы, сообщения, строение стенки, кровоснабжение и иннервация. Лимфоэпителиальное кольцо.
  • 29. Наружный нос: строение, кровоснабжение, особенности венозного оттока, иннервация, лимфатический отток.
  • 31. Гортань: топография, функции. Хрящи гортани, их соединения.
  • 32. Полость гортани: отделы, рельеф слизистой оболочки. Кровоснабжение и иннервация гортани.
  • 33. Мышцы гортани, их классификация, функции.
  • 34. Общая характеристика желез внутренней секреции, их функции и классификация по развитию. Паращитовидные железы, их топография, строение, функции, кровоснабжение и иннервация.
  • 35. Щитовидная железа, ее развитие, топография, строение, функции, кровоснабжение и иннервация.
  • 36. Общая характеристика желез внутренней секреции. Гипофиз и эпифиз, их развитие, топография, строение и функции.
  • 16. Понятие о зубной формуле. Виды зубных формул.

    Порядок расположения зубов записывается в виде зубной формулы, в которой отдельные зубы или группы зубов обозначаются цифрами или буквами.

    В клинике полная формула временного прикуса записывается римскими цифрами, которые соответствуют порядковому номеру зуба каждой половины челюсти.

    В клинике полная формула зубов постоянного прикуса отмечается также как и временного, но арабскими цифрами:

    Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) предложена следующая запись формулы зубов: цифрами обозначается каждый зуб и каждая половина верхней и нижней челюсти, причем возрастание числового значения идет по часовой стрелке.

    Формула зубов постоянного прикуса (ВОЗ):

    8 7 6 5 4 3 2 1

    1 2 3 4 5 6 7 8

    8 7 6 5 4 3 2 1

    1 2 3 4 5 6 7 8

    При записи формулы зуба этим способом, не ставится значок, отмечающий ту или иную половину челюсти, а ставится соответствующая той или иной половине челюсти цифра. Так, например, чтобы записать формулу второго моляра нижней челюсти слева, ставится обозначение 37 (3 - левая половина нижней челюсти, 7 - второй моляр).

    Формула зубов временного прикуса (ВОЗ):

    17. Зубная система как целое: виды дуг, окклюзий и прикусов, артикуляция.

    Зубы, расположенные в челюстях, образуют зубные дуги . Подзубной дугой в стоматологии понимают линию, проведенную через вестибулярные края окклюзионных поверхностей и режущих краев коронок. Верхний ряд постоянных зубов образуетверхнюю зубную дугу (arcus dentalis superior) , а нижний -нижнюю зубную дугу (arcus dentalis inferior) параболической формы. Верхняя зубная дуга несколько шире нижней, вследствие чего окклюзионная поверхность верхних зубов находятся кпереди и кнаружи от соответствующих нижних.

    Кроме зубных дуг, в стоматологии выделяют альвеолярную дугу - линию, проведенную по гребню альвеолярного отростка (альвеолярной части), ибазальную дугу - линию, проведенную через верхушки корней. В норме на верхней челюсти зубная дуга шире альвеолярной, которая в свою очередь шире базальной. На нижней челюсти самой широкой является базальная дуга и самой узкой - зубная дуга. Формы дуг имеют индивидуальные различия, что н обусловливает особенности положения зубов и прикуса.

    Зубные дуги в целом образуют функциональную систему , единство и устойчивость которой обеспечиваются альвеолярными отростками, пародонтом и периодонтом, фиксирующим зубы, а также порядком расположения зубов в смысле ориентации их коронок и корней.

    Соседние зубы, как отмечалось, имеют контактные пункты (рис. 1), расположенные на выпуклых участках вблизи режущих поверхностей. Благодаря межзубным контактам давление при жевании распределяется на соседние зубы и таким образом уменьшается нагрузка на отдельные корни. По мере функционирования контактные пункты вследствие стирания эмали увеличиваются, что связано сфизиологической подвижностью зубов . При стирании контактных пунктов происходит постепенное укорочение зубной дуги.

    Коронки коренных зубов нижнего зубного ряда наклонены внутрь и вперед, а корни - кнаружи и дистально, что обеспечивает устойчивость зубного ряда и предупреждает его сдвиг назад. Устойчивость верхнего зубного ряда достигается преимущественно увеличением числа корней.

    Поверхность, образуемая окклюзионными поверхностями коренных и режущими краями передних зубов, называется окклюзионной поверхностью . В процессе функционального приспособления она приобретает дугообразное искривление с выпуклостью дуги в сторону нижней челюсти. Линия, проведенная через окклюзионную поверхность, называетсясагиттальной окклюзионной линией . Функциональное перемещение нижней челюсти жевательными мышцами обозначается терминомартикуляция .

    Положение зубных рядов в стадии их смыкания называют окклюзией . Возможны 4 основных вида окклюзии: центральная, передняя и две боковые - правая и левая.Центральная окклюзия образуется при срединном смыкании зубных рядов и физиологическом контакте зубов-антагонистов. В этом случае наблюдаются наиболее полный бугорково-фиссурный контакт зубов-антагонистов, симметричное сокращение жевательных мышц, а головка нижней челюсти находится на середине заднего ската суставного бугорка. Припередней окклюзии отмечается срединное смыкание зубных рядов, но нижний зубной ряд выдвинут.Боковая окклюзия характеризуется сдвигом нижней челюсти влево (левая окклюзия) или вправо (правая окклюзия). Анализ биомеханики артикуляции и окклюзии отражает функциональное состояние различных элементов зубочелюстной системы, что помогает в конструировании зубных протезов.

    Прикусы

    Положение зубных дуг в центральной окклюзии называется прикусом (рис. 2). Различают физиологический и патологический прикусы. Прифизиологическом прикусе жевание, речь и форма лица не нарушены, припатологическом прикусе отмечаются те или иные нарушения. Существуют 4 вида физиологического прикуса: ортогнатия, прогения, бипрогнатия и прямой прикус.

    При ортогнатии (ortos - прямой,gnatio - челюсть) имеется небольшое перекрытие резцами верхней челюсти зубов нижней челюсти.Прогения (pro - вперед,genio - подбородок) характеризуется обратными отношениями. Длябипрогнатии типичен наклон вперед верхних и нижних зубов с перекрытием нижних верхними. Впрямом прикусе режущие края верхних и нижних резцов соприкасаются друг с другом (рис. 3)

    Рис. 3. Разновидности физиологического постоянного прикуса, вид сбоку. Схематично в правом верхнем углу каждого рисунка показаны взаимоотношения зубов верхней и нижней челюстей:

    1 - ортогнатический прикус; 2 - прогенический прикус; 3 - прямой прикус; 4 - бипрогнатический прикус

    К патологическим прикусам (рис. 4) относятся значительные степени прогнатии и прогении, а также открытый, закрытый и перекрестный прикусы.

    Рис. 4. Разновидности (аномалии) постоянного прикуса, вид сбоку и спереди. Схема:

    1 - значительная степень прогнатии; 2 - значительная степень прогении; 3 - перекрестный прикус; 4 - открытый прямой прикус; 5 - открытый боковой прикус

    При открытом прикусе между верхними и нижними резцами образуется большая или небольшая щель; контакта между передними зубами нет. Призакрытом прикусе верхние резцы полностью перекрывают (закрывают) нижние. Приперекрестном прикусе смыкание передних зубов правильное, но щечные жевательные бугорки нижних коренных зубов расположены не кнутри, а кнаружи от верхних. Встречаются и другие виды прикусов (рис. 5, 6).

    Рис. 5. Схема сагиттальных аномалий прикуса (по Энглу). Вертикальными линиями показаны соотношения верхнего и нижнего первых моляров по сравнению с нейтральным прикусом, вид сбоку. Схема:

    1 - нейтральный прикус; 2 - дистальный прикус (или прогнатия) с вестибулярным отклонением верхних резцов; 3 - дистальный прикус (или прогнатия) с лингвальным отклонением верхних резцов; 4 - медиальный прикус (или прогения) с лингвальным отклонением нижних резцов

    "

    Для обозначения каждого зуба в отдельности рядом с буквенным обозначением указывают цифровой индекс, например: І 2 - второй резец, Р 1 - первый премоляр, М 3 - третий моляр. Но такая схема записи не позволяет определить принадлежность зуба к верхней или нижней челюсти, к той или иной ее половине. При такой форме записи нет возможности определить, является зуб постоянным или временным.

    Поэтому на практике для точного определения принадлежности зуба применяют различные способы записи зубной формулы при помощи комбинации символов и цифр (рис. 32).

    Общим для всех способов записи зубной формулы является то, что для обозначения порядкового номера зуба используют сквозную нумерацию зубов в мезиодистальном направлении, где цифрой обозначают порядковый номер зуба в челюсти.

    Одна из форм записи зубной формулы предполагает использование символов плюс (+) и минус (-) для определения принадлежности зубов к верхней или нижней челюсти. Знаком (+) определяют отношение зуба к верхней челюсти, а знаком (-) - к нижней. Принадлежность зубов к левой или правой половине челюсти определяется местом положения знаков плюс или минус. Например, если один из этих знаков располагается впереди цифрового обозначения зуба, то зуб относится к левой половине челюсти, если знак расположен после цифры - то к правой. Так, третий верхний левый постоянный зуб будет обозначен в виде (+3), а нижний правый постоянный моляр - в виде (6-). Для обозначения принадлежности зубов к временному прикусу используют десятичную цифровую запись порядкового номера зуба. Для обозначения верхнего левого временного клыка запись будет выглядеть как (+0,3), а для обозначения нижнего правого второго временного моляра - (0,5-).

    Рис. 32. Способы записи зубной формулы

    Наибольшее распространение получила форма записи зубной формулы, при которой весь зубной ряд разделен на четыре сегмента горизонтальной и вертикальной линиями. Таким образом, зубы верхней челюсти располагаются над горизонтальной линией, нижней челюсти - под ней. Зубы правой половины челюсти располагаются слева, а зубы левой половины челюсти - справа от вертикальной линии. Зубы временного прикуса обозначают римскими цифрами, постоянного прикуса - арабскими. Например, обозначения перечисленных ниже зубов выглядят следующим образом:




    Методика записи зубной формулы, предложенная ВОЗ, заключается в том, что каждой половине челюсти присваивается цифровое обозначение. Отсчет начинается с верхней правой половины челюсти, которой присваивается цифровое значение 1 в случае обозначения зубов постоянного прикуса или цифра 5 - для временного прикуса. Далее обозначения половин челюстей производят по часовой стрелке в таком порядке: для постоянного прикуса левая половина верхней челюсти обозначается цифрой 2, временного прикуса - цифрой 6, нижняя левая - соответственно 3 и 7, правая нижняя - соответственно 4 и 8.

    Таким образом, по методике ВОЗ обозначения имеют вид:

    верхнего правого постоянного клыка - 13;

    нижнего левого второго постоянного моляра - 37;

    правого нижнего временного клыка - 83;

    левого верхнего второго временного моляра - 65.


    В случае обнаружения при осмотре полости рта пораженных зубов их состояние отмечают в зубной формуле следующими символами: С - кариес; Р - пульпит; Рt - периодонтит; R - корень; П - пломбированный; О - отсутствующий зуб. Буквенные обозначения соответствующих заболеваний проставляют в формуле над или под пораженным зубом. Например:

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное