Домой Боль в зубе Моторная заторможенность причины. Виды заторможенности, симптомы и лечение

Моторная заторможенность причины. Виды заторможенности, симптомы и лечение

Заторможенность – это симптом многих психологических или физиологических патологий, который проявляется в виде снижения скорости реакции человека, растянутости речи, замедления мыслительных функций и двигательной активности.

Что представляет собой заторможенность

В серьезных случаях человек вовсе перестает реагировать на окружающую атмосферу и пребывает длительно в апатии или оцепенении. Выделяют несколько видов заторможенности:
  • комплексную;
  • идеаторную (мыслительную);
  • моторную (двигательную).
Заторможенность бывает речевая и мыслительная, то есть имеет психологические причины. Вялые и несвоевременные двигательные реакции вызывает моторная заторможенность. Могут проявляться , провалы в памяти. В большинстве случаев такие состояния вызваны или болезнью, хронической усталостью, или психологическими патологиями.
Двигательная и эмоциональная заторможенность – это патология, выявить причины которой могут только врачи. Они же назначают адекватное лечение.

Патологическую заторможенность мышления еще называют брадипсихия. Это не инертность мышления или апатия, а более обширное понятие. Зачастую она проявляется с возрастом у пожилых людей, но нередка и у детей, и у молодых людей.

Причины и симптомы заторможенности мышления

Поведение, мышление человека, его психологическое состояние могут нарушаться при патологиях нервной системы и головного мозга. К идеаторной заторможенности также приводят:



Угнетение двигательных и мыслительных процессов характерно проявляется после употребления спиртного, даже одноразово. Такие же симптомы порой вызывают и психотропные препараты, а также сильные успокоительные. При их отмене заторможенность проходит.

Причины и симптоматика двигательной заторможенности

Моторная, как и мыслительная заторможенность проявляется в результате психологических нарушений, а также всевозможных заболеваний. В мимике и движениях больного иногда или всегда ощущается вялость. Осанка обычно расслаблена, нередко появляется желание присесть, лечь в кровать, на что-то опереться.

Резкая моторная заторможенность появляется в результате инсульта, сердечной патологии, когда необходима срочная госпитализация. Постоянной двигательной заторможенностью страдают люди с психическими нарушениями, паркинсонизмом, эпилепсией, хроническим депрессивным состоянием. Такие патологии также требуют выявления и лечебной коррекции.


Такой симптом характерен и для детей. Он может иметь хронический характер при некоторых нейровегетативных нарушениях, например, ДЦП, или проявляется спонтанно при высокой температуре, после сильного стресса или впечатления. К заторможенности у детей зачастую приводят:

  • сосудистые патологии головного мозга;
  • эндокринные патологии;
  • менингит;
  • нарушения психологического характера;
  • эпилепсия;
  • энцефалит;
  • резкие стрессовые ситуации.



При любых видах заторможенности у ребенка: речевых, двигательных, мыслительных необходима консультация нескольких специалистов и грамотная диагностика. В большинстве случаев такое состояние у детей корректируется медикаментозно или при помощи психолога.

Диагностика заторможенности

При нарушениях психологического характера, а также физиологических патологиях, обусловленных заторможенностью мыслительной, двигательной или речевой реакции, необходима тщательная диагностика, то есть медицинское и психологическое обследование.

Проводят осмотр таких пациентов логопеды, неврологи, психиатры, психотерапевты и другие специалисты. Необходимо точно определить, есть ли нарушения работы мозга, были ли у человека травмы головы, наследственные заболевания. Для определения органической природы заболевания назначают:

  • ПЭТ и МРТ мозга;
  • анализы крови.
Проводится также диагностика письменной и устной речи. Возможно, человек страдает заиканием, дефектами звукопроизношения, которые приводят к речевой заторможенности. Изучается также интеллектуальное развитие пациента, состояние сенсорных функций, общей моторики, состояние суставов и мышц.


Лечение заторможенности

  • Активизация мыслительных процессов . Для этого читают новые книги, осваивают языки, занимаются творчеством или решают математические задачи. Такие действия тренируют мозг, активизируют мыслительную деятельность.
  • Нейропротекторы и ноотропы . Медикаментозное лечение, направленное на восстановление и укрепление нервных клеток и тканей.
  • Сосудистая терапия . Препараты помогают очистить стенки сосудов, особенно это важно для головного мозга. В результате активизируется двигательная активность, и мыслительная заторможенность постепенно отступает.
  • Психотерапия. Ею дополняют медикаментозное лечение. Современные методики психотерапии помогают справляться с последствиями стрессовых ситуаций, корректируют личностную оценку, формируют правильные модели реагирования на определенные моменты.
  • Спорт и свежий воздух. Умеренная физическая нагрузка, прогулки на улице помогают мозгу отдыхать, а нервным клеткам восстанавливаться за счет дополнительного притока кислорода.
Если заторможенность временная, вызвана сильным жаром, то следует принять таблетки или сиропы, снижающие температуру. Вызванную медикаментами и сильными успокоительными временную заторможенность купируют, отказавшись от таких препаратов. Обычно она проходит без следа, реакции организма полностью восстанавливаются.

Заторможенность эмоций и движений (видео)

Что такое заторможенность эмоций и движений. Как правильно выявить и лечить патологию, узнаем рекомендации врача из видеоролика.

Эндогенная депрессия — психическое нарушение, классическими проявлениями которого являются сниженное настроение, двигательное торможение и замедленное мышление.

Данное психическое расстройство очень тяжело переносится больными. Симптомы заболевания настолько выражены, что кардинально нарушают привычный образ жизни человека.

Эндогенная депрессия может быть как самостоятельным заболеванием, так и одной из фаз в рамках .

Причины аффективного расстройства

Данное эмоциональное расстройство относят к так называемым болезням предрасположения. В ее возникновении существенное значение имеет генетический фактор.

Наследственно передаются сниженные адаптационные возможности человека, нарушение регуляции определенных веществ в организме, таких как серотонин, норадреналин, дофамин. При эндогенной депрессии отмечается нехватка этих веществ в организме.

Причиной эндогенной депрессии является не только патология определенных генов. Даже при наличии таких генов человек, живущий в благоприятных психоэмоциональных условиях, может и не страдать депрессией. Пуском к развитию заболевания может стать внешнее воздействие — психотравмирующая ситуация, заболевания внутренних органов, прием некоторых медикаментов, неврологические патологии.

Зато в дальнейшем депрессивное расстройство, развитие которого запустил внешний фактор, может обостряться самостоятельно. Такое наблюдается, например, при осенних депрессиях, возникающих вследствие смены времен года и сопровождающихся гормональными изменениями в организме.

Симптомы

Основные симптомы депрессии, как уже упоминалось выше, — сниженное настроение, замедление мышления и двигательная заторможенность. Эти симптомы называют триадой Крепелина.

Сниженное настроение

Сниженное настроение (гипотимия) — наиболее характерный признак данного аффективного расстройства.

Близким к гипотимии симптомом является невыносимое ощущение тоски, душевной боли, которое для больных равноценно физическим страданиям. Иногда люди, страдающие депрессией, даже показывают, что тоска «сидит» у них за грудиной или в области головы, шеи. При этом больные четко отличают ощущение тоски от симптомов заболеваний внутренних органов, например, сердца. Тоска может откладывать отпечаток и на восприятие окружающего мира — все вокруг кажется серым, нереальным.

Эндогенная депрессия очень часто сопровождается суточными колебаниями состояния, при этом пик ухудшения состояния приходится на утреннее время.

Описывая симптомы эндогенной депрессии, нельзя не остановиться на — снижении или полной утрате способности получать удовольствие. Иногда она настолько выражена, что больных беспокоит тягостное ощущение отсутствия каких-либо желаний, чувств.

Замедление мышления

Замедление мышления — это не прихоть больного. Биохимические изменения, происходящие в организме, отражаются таким образом, что человек начинает очень медленно мыслить и говорить. Такие больные ни в каких условиях не способны думать или говорить быстрее (будь-то пожар или еще что-то).

Помимо этого больные уверены в собственной никчемности, виновности. Могут появляться бредовые идеи самообвинения (человеку кажется, что если у близких что-то не получается, то это все из-за него), греховности (больной считается себя огромным грешником), ипохондрические (больному депрессией кажется, что он страдает смертельным недугом, например, раком).

Могут возникать своеобразные видения, представления, в которых человек совершает какие-то ужасные действия, например, нечаянно наносит удары ножом ребенку или мужу.

Двигательная заторможенность

При эндогенной депрессией больные все действия выполняют чрезвычайно медленно. Иногда на фоне двигательной заторможенности может возникнуть возбуждения, в ходе которого человек может нанести себе повреждения, совершить суицид.

Суицидальные мысли и даже действия — последствие бредовых идей виновности. Таким образом человек хочет защитить своих близких от себя, избавить их от хлопот. Чтобы избежать таких негативных последствий, необходимо не только оказание своевременного лечения, но и .

Могут также возникать нарушения сна — сложности с засыпанием, чуткий сон, раннее пробуждение, отсутствие ощущения восстановления после сна.

Признаки эндогенного процесса по сравнению с более выраженные и длительные, самостоятельно они не проходят, требуют медикаментозного лечения. Если больной не получит необходимой помощи, то болезнь может перейти в хроническую форму, или же человек может совершить суицидальную попытку.

Данному заболеванию свойственны периодические рецидивы (обострения), которые могут возникать самостоятельно, без видимой внешней причины.

Лечение

Основа лечения эндогенной депрессии — применение медикаментов. Эндогенная депрессия — именно то расстройство, при котором без специальных препаратов не обойтись, ведь в основе расстройства лежать изменения на биохимическом уровне.

Чаще всего применяют антидепрессанты. Выбор лекарственного средства основывается на выраженности имеющихся симптомов. Наилучшим эффектом, а также минимальными побочными эффектами обладают такие современные антидепрессанты, такие как сертралин, флувоксамин, ципрамил, флуоксетин.

На фоне приема антидепрессантов происходит обратное развитие симптомов. Необходимо учитывать, что спустя 1-3 недели от начала лечения снижается двигательная заторможенность, в то же время сниженное настроение, бредовые идеи собственной виновности и даже суицидальные мысли могут еще сохранятся. Поэтому этот период считается наиболее опасным в плане совершения суицидальных попыток. Нужно тщательно следить за поведением больного в этот период. Может даже понадобится помещение в стационар.

Применять антидепрессанты необходимо длительно (в течение месяцев, а иногда и нескольких лет). Внезапное прекращение приема препаратов чревато возвратом симптомов болезни.

Психотерапия применяется только как дополнение к медикаментозному лечению. Сеансы психотерапии способствуют решению имеющихся проблем, конфликтов, но без антидепрессантов ликвидировать нарушение обмена веществ, возникающее при эндогенной депрессии, невозможно.

Профилактика и прогноз

При эндогенной депрессии наиболее значима профилактика появления новых депрессивных эпизодов. Для этого необходимо принимать небольшие дозы антидепрессантов, нормотимиков, предварительно проконсультировавшись с психиатром.

Людям, страдающим данным психическим расстройством, необходимо избегать чрезмерной нагрузки на психику, работы в ночное время, не злоупотреблять спиртными напитками, вести здоровый образ жизни.

Прогноз при эндогенной депрессии не очень благоприятный по сравнению с реактивной депрессией. Причина болезни лежит внутри организма человека, поэтому повлиять на течение болезни не так уж и просто. Однако применение профилактических доз препаратов способно предупредить развитие рецидивов болезни, снизить их количество, уменьшить выраженность симптомов.

Комментариев к статье: 19

    Марина

    20.12.2015 | 05:23

    1. лин

      24.12.2015 | 01:06

      1. Анна Зайкина

        08.01.2016 | 20:08

    2. Анна Зайкина

      06.01.2016 | 19:53

      Алина

      22.03.2016 | 14:28

      Имя

      18.01.2018 | 00:31

    Марина

    06.06.2016 | 16:32

    1. Анна Зайкина

Заторможенность - это симптом определённых заболеваний, как правило, ЦНС и головного мозга, или следствие сильного психоэмоционального потрясения. Характеризуется такое состояние человека тем, что у него наблюдается снижение скорости реакции на обращённые к нему действия или производимые им самим, ухудшение концентрации, более растянутой, с продолжительными паузами речи. В более сложных случаях может наблюдаться полное отсутствие реакции на окружающие события.

Не следует путать такое состояние человека с или хроническим депрессивным состоянием, так как последнее носит скорее психологический фактор, нежели физиологический.

Истинные причины заторможенности может установить только квалифицированный врач. Проводить лечение на своё усмотрение или игнорировать такой симптом, настоятельно не рекомендуется, так как это может привести к серьёзным осложнениям, в том числе и необратимым патологическим процессам.

Этиология

Заторможенность движений и мышления у человека может наблюдаться при таких патологических процессах:

  • травмы головы;
  • злокачественные или доброкачественные образования в головном мозге;
  • заболевания, которые поражают центральную нервную систему;
  • психические расстройства;

Кроме этого, временное состояние замедленности реакции, движений и речи может наблюдаться в следующих случаях:

  • при алкогольном или наркотическом опьянении;
  • при и постоянном недосыпании;
  • при частом нервном перенапряжении, хронических ;
  • при обстоятельствах, которые вызывают у человека ощущение страха, тревожности и паники;
  • при сильном эмоциональном потрясении.

Психомоторная заторможенность у ребёнка может быть обусловлена такими этиологическими факторами:

  • сосудистые заболевания головного мозга;
  • стрессовые ситуации;
  • нарушения психологического характера.

В зависимости от первопричинного фактора, такое состояние у ребёнка может быть временным или хроническим. Само собой разумеется, что если проявляется такой симптом у детей, следует незамедлительно обращаться к врачу, так как причина патологии может быть опасной для здоровья малыша.

Классификация

Различают следующие виды заторможенности согласно клинической картине:

  • брадипсихия - заторможенность мышления;
  • мыслительная или идеаторная заторможенность;
  • моторная или двигательная заторможенность;
  • эмоциональная заторможенность.

Установление природы данного патологического процесса лежит в компетенции только квалифицированного врача.

Симптоматика

Характер клинической картины, в этом случае, будет целиком и полностью зависеть от первопричинного фактора.

При поражении головного мозга и центральной нервной системы может присутствовать следующая клиническая картина:

  • (гиперсомния), вялость;
  • , которые по мере усугубления патологического процесса будут усиливаться. В более сложных случаях устранение болевого синдрома невозможно даже путём обезболивающих;
  • ухудшение памяти;
  • снижение качества когнитивных способностей;
  • больной не может сконцентрироваться на выполнении привычных действий. Примечательно то, что именно профессиональные навыки сохраняются;
  • резкие перепады настроения, в поведении больного появляются черты, которые ранее ему не были свойственны, чаще всего наблюдаются приступы агрессии;
  • нелогичное восприятие обращённой к нему речи или действий;
  • речь становится замедленной, больной может с трудом подбирать слова;
  • и , которая чаще всего наблюдается по утрам;
  • нестабильное артериальное давление;

У ребёнка общая клиническая картина, при такого рода патологиях, может дополняться капризностью, постоянным плачем или, напротив, постоянной сонливостью и апатией к привычным любимым занятиям.

Следует отметить, что вышеописанная симптоматика наблюдается и после . Если есть подозрение на то, что у человека случился приступ, следует вызывать неотложную медицинскую помощь и срочно его госпитализировать. Именно от срочности и слаженности первичных медицинских мероприятий после инсульта, в большей степени, зависит, выживет человек или нет.

В том случае, если причиной замедленной реакции у взрослого человека стало психическое расстройство, может присутствовать такая симптоматика:

  • или сонливость, которая сменяется апатическим состоянием;
  • необоснованные приступы агрессии;
  • резкое изменение настроения;
  • беспричинные приступы страха, паники;
  • суицидальное настроение, в некоторых случаях и действия в этом направлении;
  • состояние хронической депрессии;
  • зрительные или слуховые галлюцинации;
  • бред, нелогические суждения;
  • пренебрежение личной гигиеной, неряшливый внешний вид. При этом человек может быть твёрдо уверен в том, что у него все в порядке;
  • излишняя подозрительность, ощущение, что за ним следят;
  • ухудшение или полная потеря памяти;
  • несвязная речь, невозможность выразить свою точку зрения или конкретно ответить на простейшие вопросы;
  • потеря во временной и пространственной ориентации;
  • ощущение постоянной усталости.

Нужно понимать, что такое состояние человека может быстро прогрессировать. Даже при условии временного улучшения состояния больного нельзя говорить о том, что заболевание полностью устранено. Кроме того, подобное состояние человека крайне опасно как для него, так и для окружающих людей. Следовательно, лечение под руководством специализированного врача и в соответствующем учреждении, в некоторых случаях обязательно.

Диагностика

В первую очередь проводиться физикальный осмотр больного. В большинстве случаев это следует делать с близким для пациента человеком, так как ввиду своего состояния он вряд ли сможет корректно отвечать на вопросы врача.

В этом случае может понадобится консультация таких специалистов:

  • Если причиной такого состояния человека является или ЦНС, то проводиться операция по её иссечению с последующим медикаментозным лечением и реабилитацией. Реабилитация больному потребуется также после инсульта.

    Медикаментозная терапия может включать в себя такие препараты:

    • обезболивающие;
    • седативные;
    • антибиотики, если установлено заболевание инфекционной природы;
    • ноотропные;
    • антидепрессанты;
    • транквилизаторы;
    • препараты, которые восстанавливают уровень глюкозы;
    • витаминно-минеральный комплекс, который подбирается индивидуально.

    Кроме этого, после прохождения основного курса лечения больному может быть рекомендовано прохождение курса реабилитации в специализированном санатории.

    При условии своевременного и корректного начала терапевтических мероприятий, их полного выполнения, возможно практически полное восстановление даже после тяжёлых заболеваний - онкологии, инсульта, психиатрических недугов.

    Профилактика

    К сожалению, специфических методов профилактики нет. Следует соблюдать режим отдыха и работы, ограждать себя от нервных переживаний и стрессов, своевременно начинать лечение всех заболеваний.

Заторможенность ‒ это патологическое состояние, являющееся симптомом физиологических или психических заболеваний. Проявляется такими признаками, как: сниженная реакция человека; растянутая речь; медленное течение мыслей и движений. Иногда больной может непроизвольно игнорировать окружающий мир и долго находиться в состоянии ступора.

При нарушении мышления этот симптом называют идеаторным, а если оно проявляется в речи, тогда моторным.

Заторможенные поведенческие реакции человека, а также все психические процессы, происходящие в организме, могут быть спровоцированы различными причинами: заболеваниями разного характера; ; действием транквилизаторов, вызывающих такую реакцию; стрессовыми состояниями; и печалью.

В медицине такое состояние отмечается как брадипсихия (многие ошибочно предполагают апатию). Однако это другое заболевание с иными психическими и патофизиологическими основами. Брадипсихию часто диагностируют людям преклонного возраста. Но, она также встречается у лиц молодого возраста, и тому есть свои причины.

Этиология и классификация

На сегодняшний день причины появления изучены не полностью. Нарушение поведения, мышления и психологических состояний могут возникать при различных заболеваниях мозга. У некоторых больных это проявляется при разладах в нервной системе. Поэтому следующие болезни указывают как причины.

Заболевания кровеносных сосудов: острые либо хронические патологии кровотока мозга при атеросклерозе, гипертонии, эмболии и тромбозе сосудов головы. Такие заболевания влияют на отделы мозга, отвечающие за скорость мышления.

Специалист проводит и назначает такое обследование:

  • визуальный осмотр больного;
  • сбор анамнеза заболевания (проводится, чтобы уточнить полученные травмы головного мозга, перенесенные нейроинфекции и узнать о наличии такой патологии у ближайших родственников пациента);
  • лабораторные анализы крови и мочи;
  • выявления уровня гипофизарных гормонов;
  • церебральную ангиографию;
  • психиатрические тесты;
  • электроэнцефалографию;
  • реоэнцефалогрáфию;
  • позитронно-эмиссионную томографию;
  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • люмбальную пункцию и многие другие методы.

Диагностирование изменений речи проводится с помощью оценки строения органов голосообразования и речепроизводства.

Письмо проверяется при списывания текста, написания диктанта и чтения. Помимо этого изучается ручная моторика пациента, его сенсорные способности и интеллектуальное развитие.

Перед постановкой диагноза следует провести дифференциальную диагностику, отличие заторможенности от заикания и дизартрии.

В зависимости от причины появления такого состояния, врач будет принимать решение о способе терапии и госпитализации больного.

Лечение

Терапия данной патологии проводится с помощью консервативного лечения и радикальных мер.

К радикальному относится оперативное вмешательство, если у такого пациента обнаружено новообразование мозга или нервной системы. В ходе лечения проводится удаление с последующим назначением лекарственных препаратов. После, больной проходит реабилитацию.

В качестве медикаментозных средств ему прописывают:

  • обезболивающие;
  • седативные;
  • антибиотики при лечении инфекционного заболевания;
  • ноотропные;
  • антидепрессанты;
  • транквилизаторы;
  • средства для восстановления уровня глюкозы;
  • комплекс витаминов и минералов (подбирается в индивидуальном порядке).

Психотерапию проводят как дополнение к медикаментозному лечению. Современные методы такой терапии помогут установить истинную причину заторможенности. Врач формирует пациенту новое поведение во время стрессовых ситуаций, и также корректирует личностную оценку.

Самолечением заниматься строго запрещено, чтобы не усугубить и так непростую ситуацию. До момента посещения психотерапевта можно применить профилактические меры. Все назначения препаратов и дозировки, должен выполнять только квалифицированный специалист. Поэтому, обязательно следует обратиться к врачу за медицинской помощью.

Если пациент будет полностью выполнять все рекомендации и назначения врача, при условии, что лечение было начато своевременно и правильно подобрано, то возможно его полное выздоровление.

При необходимо принять лекарственные средства для ее понижения. Если явление появилось после принятия сильных успокоительных, то его нужно купировать, прекратив их прием. В этом случае заторможенность пройдет сама без следа и все реакции восстановятся.

Прогноз и профилактика

Прогноз данного состояния будет благоприятным, если его диагностировали на ранних этапах развития, к тому же, если вовремя была начата коррекция состояния.

В качестве профилактических мер главное предупредить поражение центральной нервной системы в период пубертатного развития. Это же касается травм головы, инфекционных заболеваний и астенического синдрома. Важно, чтобы ребенок учился правильно говорить, а для этого необходимы образцы для подражания.

Главное помнить, что работа мозга зависит от его загруженности. Неиспользованные клетки отмирают, потому что оказываются ненужными. Из-за этого, естественно, уменьшаются «запасы» психики. В течение жизни его необходимо нагружать работой. Например: изучать новый язык, осваивать науки.

Кроме того, следует придерживаться режима “работа-отдых”, избегать стрессовых ситуаций и нервных напряжений, проводить своевременное лечение заболеваний разного характера.

35 лет .

Образование: 1975-1982, 1ММИ, сан-гиг, высшая квалификация, врач-инфекционист .

Научная степень: врач высшей категории, кандидат медицинских наук.

Такой кардинальный симптом, как психомоторная за­торможенность, встречается на нашем материале у большинства больных, причем у циркулярных больных при шизофренных и реактивных депрессиях это можно показать иногда так же ярко, как и у взрослых больных. Но при эпилепсии и в некоторых случаях нециркулярной шизофрении заторможенность уступает место большой ажитированности. Эта последняя не имеет ниче­го общего с элементами маниакальности и ведет свой путь из большой внутренней тревоги, чрезвычайного напряжения, кото­рое не находит себе иного выхода, кроме двигательных разря­док и расторможения. Не проявляют большой заторможенности и больные в состоянии инфекционной и постинфекционной деп­рессии. Если вначале вследствие физической слабости прихо­дится видеть вялость, пассивность, то в дальнейшем, несмотря на общий астеническо-депрессивный фон, больные не проявля­ют заторможенности; они не чувствуют физической затруднен­ности в действии.

IV. Страхи

Страх проявляется различно и, по-видимому, имеет раз­личное происхождение при той или другой болезненной форме. Вполне понятно, что при реактивной депрессии страх обычно имеет психологический Тенез. Нередко страх связан с пережи­ванием, послужившим источником психической травмы.

Совершенно другой характер имеет страх при шизофрении или маниакально-депрессивном психозе. Это страх совершенно безотчетный, необоснованный, идущий «изнутри», не поддающий­ся никакому объяснению. Всегда получается впечатление, что такой аморфный страх возникает физиогенно, У нас не было таких ярких случаев витального страха, связанного и локализу­ющегося с определенным участком тела. Однако полная его без­отчетность и бескрасочность, появление в связи с тяжелыми со­матическими ощущениями указывают на витальность этого чув­ства. Иногда страх возникает у детей как примитивная защит­ная реакция.

V. Течение заболевания

Рассмотрение течения заболевания еще более укреп­ляет нас в мысли о различии отдельных депрессивных синдро­мов. При маниакально-депрессивном психозе и циркулярной ши­зофрении мы имеем фазное течение, а при эпилепсии часто па-роксизмальное. При инфекциях и реактивных состояниях тече­ние депрессии стоит в зависимости от патогенных причинных факторов: психических и физических (истощение).

И инфекционная дистимия имеет неодинаковое течение, что обусловливается темпом и интенсивностью основного заболева­ния, острым или хроническим.

VI. Роль личности

Ряд авторов выделяют два вида депрессии - эндоген­ную, или витальную, и реактивную. Дополнительную симптомати­ку при витальной депрессии К. Шнейдер относит за счет осо­бенностей личности. Уныло-грустный фон депрессии сообщает­ся синтонными свойствами, раздраженно-недовольный - шизо­идными компонентами.

Анализ клинической картины действительно подтверждает наличие двух депрессивных форм - эндогенной и реактивной. Однако эндогенная депрессия отнюдь не является единой, а име­ет различный патогенез. И конституциональные данные еще не могут объяснить целиком всего разнообразия депрессивных со­стояний.

Если вопрос будет идти об инфекционных состояниях, то зна­чение конституционального фактора невелико. Психопато­логическая картина в этих случаях довольно однообразная, те­чение тоже, а между тем преморбидная почва различна. Следо­вательно, роль личности невелика по сравнению со значением инфекционно-токсического момента.

При эпилепсии эти соотношения проследить значительно труднее. Эпилептические расстройства настроения трудно свя­зать с какими-либо преморбидными особенностями личности. С большим правом психопатологическую картину эпилептической депрессии и особенности ее течения, как и генез, можно отнес­ти за счет особенностей самого процесса.

Более ясные связи с преморбидными особенностями мы по­лучаем при маниакально-депрессивном психозе и циркулярной шизофрении. Конституциональные данные определяют здесь

фазное течение, отдельные маниакальные приступы. Та откры­тость и доступность, которые свойственны циркулярным деп­рессиям, зависят, возможно, также от преморбидного синтонно-го характера.

Что касается реактивной депрессии, то рассмотренный ма­териал позволяет примкнуть к тем, кто считает, что реактивные расстройства настроения могут появиться на различной консти­туциональной основе. Однако депрессивным реакциям у детей благоприятствуют элементы неустойчивости, аффективной ла­бильности, сензитивности, ранимости в личности больного.

Подытоживая наши клинические данные, мы можем с неко­торой вероятностью утверждать, что механизмы депрессии не являются одинаковыми при различных нозологических формах. Правда, наши знания в отношении патогенеза депрессивных со­стояний еще очень ограниченны. Рядом исследователей обнару­жены эндокринные и обменные нарушения при эндогенной деп­рессии. Сюда относятся сдвиги в деятельности гипофиза, наруше­нии газообмена и пр. (Омороков, Бондарев, Чалисов, Эвальд и др.}.

Те данные, которыми располагает современная наука, зас­тавляют предполагать, что изменения в эмоциональной жизни более всего связаны с нарушениями эндокринно-вегетативной сферы, что имеет преимущественную локализацию в подкорко­вой зоне (таламическая и гипоталамическая области).

В заключение заранее следует ответить на упрек, который может быть сделан по поводу того, что нельзя полностью ре­шать вопрос о патогенезе на основании одной клиники. Конеч­но, всестороннее лабораторное обследование в соответствии с возможными анатомическими находками поможет окончательному выяснению вопроса. Однако при современном уровне наших зна­ний клиническое исследование является одним из важнейших путей для разрешения этого вопроса, недостаточно разработан­ного в детской психиатрической клинике.

Переходим ко второй части заключительной главы - к осо­бенностям депрессии детского возраста.

Ключ к пониманию этих особенностей лежит в анатомо-фи-зиологическом и психическом своеобразии детей.

Тот факт, что кора головного мозга окончательно развивается во внеутробном периоде, в то время как подкорковые центры формируются к моменту рождения, не проходит бесследно. На­долго констатируются у детей относительно большая значимость деятельности подкорковой зоны и физиологическая слабость задержек. Склонность к расторможению у детей отмечена еще

старыми клиницистами (Ковалевский) и получает подтвержде­ние во всех новых работах.

К таким же физиологическим явлениям возрастного порядка можно отнести повышенное значение жизни влечений и лабиль­ность эмоций. Аффективная неустойчивость накладывает свой отпечаток на структуру синдрома и в той или другой степени сказывается на картине и течении психоза.

В результате указанных факторов личность ребенка остает­ся долгое время (до пубертатного периода) не сформированной окончательно ни в эмоционально-волевом, ни в интеллектуаль­ном отношении. Понятно, что ребенок не способен к достаточ­ной интрапсихической переработке своих восприятий, ощуще­ний, чувств. Его чувства имеют «обнаженный» характер, его пе­реживания более примитивны, чем у взрослого.

1 . Обнаженность чувств очень хорошо видна при витальной депрессии. Тоска носит совершенно аморфный, неопределенный, безотчетный характер. Она кажется поэтому не такой сильной. Из двух слагаемых - витального чувства и реактивной перера­ботки со стороны личности - у детей налицо главным образом один непосредственный «глубинный» аффект. Реактивные насло­ения сведены к минимуму. Чем младше ребенок, тем этот момент более подчеркнут. Нам приходилось уже говорить, что при ши­зофрении процессуальная инактивность и вялость заслоняют аф­фект тоски. Но и при реактивной депрессии тоскливость также не имеет большой яркости. Она не безотчетна, но в то же вре­мя однообразна и проявляется в малоинтенсивной форме.

2. Помимо простоты и обнаженности аффекта при детской депрессии необходимо также указать и на бедность психопато­логических явлений. Там, где у взрослых, особенно при цирку­лярной депрессии, наблюдаются бредовые идеи преследования, самоуничижения и т. д., у детей мы видим лишь иногда элемен­ты идей самообвинения; далее идей отношения в очень прими­тивной форме они не идут. При депрессивных реакциях выска­зывания детей также очень бедны.

3. Многие симптомы, констатируемые у взрослых, находятся у детей в рудиментарном состоянии. Дети не в состоянии пере­работать до конца отдельные представления и понятия. Более старший ребенок говорит, что он стал «чудной», чувствует себя растерянным, беспомощным и как-то осознает это. В более за­конченном виде этот феномен получил бы название деперсона­лизации.

Чрезвычайно часто при циркулярной и шизофренной деп­рессии приходится встречать у больных детей неуверенность,

нерешительность, тревожность, мнительность, пониженную ^самооценку.

Подобный психастенический синдром часто появляется у ребенка как рудимент идей самообвинения. Объясняется это

[ем, что ребенок не в состоянии интрапсихически переработать о конца те изменения самочувствия, те переживания затормо­женности, которые вызывают у него представление о своей неполноценности.

4. Очень характерным для депрессии детского возраста яв­ляется ее нестойкость и кратковременность. Дети с большей легкостью, чем взрослые, отвлекаются от тяжелых переживаний. Даже эндогенные расстройства настроения удается часто смяг­чить, переключить на другие рельсы. Тоскливый ребенок иног­да вдруг включается в школьные занятия, без труда начинает работать в мастерской. Чем младше ребенок, тем чаще его деп­рессия в течение дня переходит по нескольку раз в ровное на­строение. Вероятно, здесь имеет значение физиологическая ла­бильность аффекта. Она же оказывает, должно быть, влияние на кратковременность депрессивных фаз. Продолжительность их при маниакально-депрессивном психозе и циркулярной шизо­френии, особенно в начале заболевания, редко превышает 5- 15 дней. То же мы видим при других болезненных формах. Если депрессия затягивается, то надо искать дополнительные факторы, сопутствующие основному заболеванию (общее истощение и пр.), или сосредоточить внимание на изучении преморбидных свойств личности.

В общей части указывалось, что соматическая неустойчивость и лабильность аффективной сферы в препсихотическом состоя­нии благоприятствуют затяжному течению депрессии.

5. Такое чувство, как страх, проявляется у детей часто и в различной форме. Но именно у детей удается наблюдать безот­четный, непонятный, немотивированный страх, такое чувство страха сродни витальной тоскливости. У детей страх возникает особенно легко и как примитивная защитная реакция. Там, где ребенок не понимает- а в своих болезненных ощущениях он многого не понимает,-там он начинает бояться. На частоту стра­хов при детской депрессии указывают Эммингаус, Циген, Ко­валевский, Гомбургер, Гиляровский, Сухарева, Винокурова.

6. В картине детской депрессии также следует отметить мень­шую раздражительность, сравнительную редкость общего не­довольства и гневливости, что так часто окрашивает синдром депрессии у взрослых.

Элементы общего недовольства, раздражительности можно констатировать лишь при эпилептических расстройствах настро­ения. Объяснить указанное наблюдение нельзя одинаковым об­разом во всех случаях. При реактивных состояниях, по-видимо­му, разгадка лежит в простоте переживаний у детей, их прими­тивности, отсутствии дополнительных наслоений.

При эпилепсии агрессия, гневливость, раздражительность по-видимому, связаны с основным процессом и воздействием его на личность больного.

Вообще если общее недовольство у ребенка и существует, то оно проявляется не в злобности, а в капризности.

7. К числу интересных и важных свойств детской депрессии относится ее внешняя парадоксальность. Чем младше ребенок, тем больше оснований ее ожидать. Это и понятно, так как в младшем детском возрасте наиболее выпукло представлены ла­бильность аффекта, склонность к расторможенности; тогда же на первый план часто выступает изменение жизни влечений.

Более ясные проявления подобной парадоксальности от­мечаются при реактивной депрессии. Резкие изменения ха­рактера (шалости, грубость) после тяжелой психической трав­мы с последующим появлением тоскливости как нового непри­ятного переживания были описаны нами у одной больной. В дру­гом случае были обнаружены значительное расторможение, су­етливость, затруднившие учебу в школе 9-летнего мальчика после смерти отца, которого он очень любил и потерю которого, как выяснилось, сильно переживал; однако аффект тоски удалось обнаружить не сразу.

8. Дневные колебания самочувствия и настроения идут у де­тей в обратном порядке по сравнению со взрослыми. С утра дети чувствуют себя лучше, а вечером состояние их ухудшается.

В заключение выражаю свою большую признательность про­фессору Г. Е. Сухаревой за постоянное руководство в этой работе.

А. И. Гольбин

НАРУШЕНИЯ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И АНОМАЛИЯХ 1

НАРУШЕНИЯ СНА ПРИ НЕВРОЗАХ

Большое место нарушений сна в клинической картине неврозов не оспаривается ни в одном из основных источников.

Невроз определяется как «...психогенное заболевание, в ос­нове которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно тягостные для нее переживания» 2 . Одним из основных проявле­ний эмоциональных нарушений при неврозе является тревога. Большинство исследователей рассматривают тревогу как одно­родное состояние с единым патогенетическим механизмом. При­нято считать, что различие в объективных данных у разных групп испытуемых определяется только степенью выраженности тре­воги. Однако в последние годы высказывается предположение, что нельзя ставить знак равенства между тревогой здорового человека в объективной стрессовой ситуации и тревогой боль­ного неврозом. В. С. Ротенберг (1975), И. А. Аршавский, В. С. Ро-тенберг (1976) показали, что тревога здорового человека как эмо­ционально адекватная реакция является мобилизующей и отли­чается от невротической тревоги, возникающей вследствие неразрешенного конфликта. Последняя направлена не на поиск выхода из поведенческого конфликта, а на отказ от поиска, ког­да один из мотивов активно игнорируется. В этом состоит демо­билизующее действие невротической тревоги. Основные прояв­ления физиологической и невротической тревоги сходны - ла­бильность пульса, колебания артериального давления, усиление КГР и т. п.

Современные исследования показали, что для дифференци-ровки двух типов тревоги следует обратиться к анализу струк­туры сна. Оказалось, что парадоксальный сон (ПС), который свя­зан со сновидениями и играет важную роль в психологической адаптации, разнонаправленно меняется при этих двух типах тре­воги. Например, при умеренно выраженной тревоге здорового человека в первую ночь исследования сна ПС уменьшается по

I " Гольбин А. И. Патологический сон у детей. Л., 1970, стр. 45-69. 2 Мясищев В. И. Личность и неврозы. Л., 1960, с. 241.

сравнению с последующими ночами (удлинение латентного пе­риода его появления), что свидетельствует об уменьшении по­требности в ПС. У невротиков в половине случаев отмечается тенденция к сокращению латентного периода ПС, что свидетель­ствует о повышенной потребности в ПС. К механизмам, умень­шающим тревогу, относятся прежде всего механизмы ПС (Ро-тенбергВ. С, 1975; Аршавский И. А., Ротенберг В. С, 1976). Эти механизмы у невротиков функционально неполноценны.

Нам представляется, что недостаточность механизмов сна, в частности ПС, входит в содержание понятия биологической по­чвы неврозов и поэтому изменения сна при неврозах отличают­ся от нарушений сна при другой патологии. Этим же, на наш взгляд, можно объяснить распространение нарушений сна при неврозах.

Если полагать, что у детей все формы неврозов сводятся к трем основным формам (неврастения, истерия, обсессивный невроз), как и у взрослых, то расстройства сна описаны при каждом из них. Ведущими исследователями проблемы невроза навязчивых состояний (Озерецковский Д. С, 1950; СканавиЕ. Е., 1962; Сим-сон Т. П., 1955; Гарбузов В. И. и др., 1977) подчеркивается особое значение момента перехода от бодрствования к сну. Считается, что легкость образования условных рефлексов в дремотном состоя­нии (например, игра с волосами в момент кормления) создает «очаг» с патологической инертностью. В дремотном состоянии начинаются такие навязчивые действия, как сосание пальца и языка, выдергивание волос, навязчивые страхи. Характеризуя неврастению как отдельную форму невроза, большинство авторов считают, что основное место в клинике неврастении составляют нарушения уровня бодрствования и сна, а частыми симптомами являются бессонница, страшные сновидения, ночные испуги (Су­харева Г. Е., 1974). Считается (Гарбузов В. И. и др., 1977), что на­рушение-сна является одним из ранних и даже специфических проявлений неврастении, ее ведущим клиническим признаком. К неврастеническим нарушениям сна В. И. Гарбузов относит беспо­койство детей во сне в возрасте от полутора месяцев до 5-6 лет, когда дети мечутся в постели, раскидываясь и беспрерывно ме­няя положение, а также сноговорение, ночные страхи, сомнам­булизм, иногда ночной энурез. Описаны особенности сна при истерическом неврозе (Ротенберг В. С. и др., 1975). В. И. Гарбузов (1977) считает, что такие патологические проявления во сне, как сомнамбулизм, сноговорение, ночные страхи, бессонница, энурез и даже качания во сне, являются формой «ночной истерии». При синдроме «ночной истерии» у детей В. И. Гарбузов отмечает, что

«обращает на себя внимание манерность, вычурность поведения детей в этот период. Они, как правило, заламывают руки, из­гибаются на руках у родителей, кричат, рыдают или смеются "до истерики", стучат кулаками по постели, лицу родителей, извива­ются, визжат, закатывают глаза, в рудиментарном виде выполня­ют истерическую дугу, хватают себя за горло, будто им что-то ме­шает, щиплют себя и окружающих, т. е. демонстрируют во сне истерические симптомы». Подобное, типа «истерического сомнам­булизма», поведение В. И. Гарбузов отмечает у 10% наблюдавшихся им больных с истерическим неврозом (Гарбузов В. И. и др., 1977).

Нарушение засыпания у детей-невротиков проявляется в рез­ко выраженных длительных капризах и возбуждении у млад­ших детей, страхах и ритуалах у школьников. Отмечается бес­покойный сон с обилием движений, нередко дети даже падают с кровати. В наших исследованиях выявилась большая частота особых поз во сне, из которых прежде всего следует назвать длительное пребывание на животе и стремление опустить голо­ву вниз, так что голова свешивается с кровати, тогда как ноги лежат на подушке. Расстройство сна в форме пароксизмальных явлений у невротиков наиболее часто представлено слюноте­чением (что вовсе не связано, как иногда полагают, с глиста­ми), скрипом зубов (бруксизм), вздрагиванием. Ночные страхи и ночной энурез не так уж часты у невротиков по сравнению с другими расстройствами сна. Стереотипные движения во сне чаще всего проявляются в виде сосания пальцев и языка, по­дергивания волос, качания головой.

Нарушение бодрствования характеризуется вялостью, неус­тойчивостью внимания и активности в течение дня с возбужде­нием к вечеру. Расстройства бодрствования выражаются также в обмороках, аффективном сужении сознания при возбуждении, сонливостью до полной инверсии (т. е. бессонницей ночью и сон­ливостью днем), возникновением «парадоксальной сонливос­ти» (Эпштейн А. Л., 1928; Шпак В. М., 1968), когда дети при вы­раженной потребности спать возбуждаются.

Обилие сновидений при неврозах у детей может подтвер­дить гипотезу (Ротенберг В. С, 1975; Аршавский И. А., Ротен­берг В. С, 1976) о компенсаторном усилении сновидной актив­ности при отказе от разрешения ситуации днем, уходе от ситу­ации или неадекватном способе ее разрешения - в сновидени­ях ситуация представлена в благоприятном свете.

Нередко в сновидении детей, больных неврозами, символи­чески отражается конфликтная ситуация в семье («цыгане на­пали, искали вначале маму, ее не нашли, зато нашли меня, все

резали и резали, но никак не могли разрезать, потому что нож был тупой», «как будто наш дом взорвался», «я борюсь со змея­ми, черные змеи кусают меня в грудь, а пока я борюсь, на пне сидит большой змей в очках, который всеми руководит, затем я борюсь с ним, он меня больно кусает, и я умираю»). При нали­чии конфликтов между родителями характерны следующие сно­видения: кто-то кого-то «зарезал», «идет война», «как будто наш дом взорвался» и т.д.

В целом же для сновидений при неврозах у детей характер­но обилие ярких сценических картин, часто цветных, символич­но отражающих внутренние конфликты. Эти сновидения отли­чаются от спокойных сновидений контрольной группы детей младшего школьного возраста. Кроме того, следует обратить вни­мание на тот факт, что у больных неврозами сновидения обна­руживаются в более раннем возрасте, чем у контрольной груп­пы детей. Одна из наших пациенток в возрасте 1 года 3 меся­цев после испуга днем от прыгнувшей на нее кошки в состоя­нии сна несколько раз сказала «кыш, кыш, кыш» и сделала движения руками, как ее мать, отгоняя кошку. Обычно же пер­вые сновидения рассказываются детьми с 3-3"/ 2 лет. Наши ис­следования структуры сна при неврозах у детей подтверждают имеющиеся в литературе данные об удлинении латентного пе­риода засыпания, более частых пробуждениях, увеличении длительности легких стадий сна, уменьшении продолжительно­сти глубокого сна и увеличении ПС. В норме в возрасте 10 лет длительность ПС составляет около 30% от общей продолжитель­ности сна. ПС увеличивается от начала ночи к концу, в то вре­мя как у больных неврозами длительность ПС имеет пик в се­редине ночи, а затем уменьшается. Общее время ПС в первую половину ночи у невротиков меньше; особенно показательным является «эффект первой ночи» в лабораторных условиях - все показатели сна почти полностью меняются, а присущие патоло­гические феномены сна (энурез, снохождение и т. д.) почти все­гда, даже в самых тяжелых случаях, исчезают. С этим связана чрезвычайная трудоемкость изучения патологического сна у де­тей и необходимость последовательного многосуточного наблю­дения в процессе адаптации к лабораторным условиям. Инте­ресно, что перед наступлением первого ПС появляются кратко­временные вспышки как бы «пробного» ПС, что объясняется не недостатком «запускающего» механизма, а аффективной неус­тойчивостью {Leygonie et al., 1974). Парадоксальный сон - очень уязвимая стадия, и на ней прежде всего сказываются аффекты

дня. У детей может наблюдаться реципрокность между длитель­ностью ПС и интенсивностью невротических проявлений, в ча­стности интенсивностью невротических страхов (Leygonie et al., 1974). Таким образом, расстройства сна при неврозах весьма об­ширны и резко выражены.

Клинические наблюдения показывают, что многие формы патологического сна могут возникнуть после острой или хрони­ческой психической травмы. При описании отдельных форм па­тологического сна мы приведем случаи психогенно обусловлен­ного ночного энуреза и ночных рвот, бессонницы и кошмарных сновидений и др- Однако наш опыт убеждает, что не менее су­щественна и обратная связь невроза и расстройств сна, что не только психогенная реакция ведет к срыву нормального тече­ния биоритма, но, возможно, наоборот, патологический сон ве­дет к невротическому реагированию днем. Интересным и нео­жиданным фактом явилось большое число нарушений сна у родителей, совпадающих с типом нарушенного сна у ребенка. Н. А. Крышовой (1946) было указано на наследование некоторых особенностей сна, что может послужить еще одним доказатель­ством в пользу первичной биологической основы нарушений сна у невротиков. В этом же плане может быть рассмотрена и боль­шая частота нарушений становления биоритма сон - бодрство­вание в раннем детстве до 3-6 месяцев (67%), выражающихся или в очень беспокойном сне с безутешным беспричинным кри­ком, или инверсией сна и бодрствования, когда дети хорошо спят днем, а ночью не спят и тихо играют, или в исключительно вы­раженной сонливости, когда трудно разбудить ребенка для кор­мления (подробно рассмотрение этих вопросов представлено в разделах об инверсии сна и детской бессоннице).

Данные литературы и собственные наблюдения позволяют с небольшим преувеличением сказать, что невроз не бывает без расстройств сна, а иногда эти расстройства - единственное проявление невроза.

Таким образом, связь невротического реагирования и нару­шений сна очень сложна, и, возможно, продуктивным окажется подход, при котором некоторые психопатологические проявле­ния днем будут рассматриваться как часть общего срыва био­ритма. Интимные нейрофизиологические механизмы сна и бодрст­вования, которые, по современным представлениям, принимают непосредственное участие в эмоциональных реакциях, при за­держке созревания сна в онтогенезе могут быть биологической основой невротического реагирования.



Новое на сайте

>

Самое популярное