Домой Ортопедия Работа с тревогой. Повышенная тревожность: причины и способы с ней справляться

Работа с тревогой. Повышенная тревожность: причины и способы с ней справляться

Наверняка вам знакомо подобное состояние: вроде бы все хорошо, нет причин для беспокойства, но вы ощущаете невесть откуда взявшуюся тревогу. Становясь все сильнее, она напоминает панику, и вы уже не можете совладать с собой, вещи валятся из рук, мысли о работе не идут в голову, вы нервничаете и будто ждете, что вот-вот случится нечто плохое. Внезапно появившееся беспокойство превращается в страх, причем вы не можете объяснить, чего именно боитесь. Если с вами случалось подобное, не переживайте: это вполне нормально, и вас окружает великое множество людей, периодически испытывающих то же самое.

Конечно, полностью избавляться от таких эмоций, как тревога и страх, не стоит, да и не получится. Именно они призваны защищать нас от возможных угроз, благодаря им мы «не расклеиваемся» в трудной ситуации, мобилизуем все свои силы, начинаем быстрее соображать и искать пути решения проблемы. Если для тревоги есть причина, то она не ставит нас в тупик, она лишь помогает нам собрать волю в кулак и идти дальше, чего никак нельзя сказать о беспокойстве на пустом месте. Такое чувство может стать по-настоящему разрушительным. Ощутив страх , человек автоматически ищет то, что его пугает, но если не находит, начинает бояться еще сильнее. Ему кажется, что он попал в западню: тревога нарастает, но избавиться от ее причины, а значит, и от самой нервозности, не получается. Он чувствует себя беспомощным и обессиленным, не может сконцентрироваться на привычных делах. Не удивительно, что у некоторых людей случаются самые настоящие панические атаки: в такие моменты они не могут себя контролировать, у них кружится голова, потеют ладони, появляется одышка и тошнота, учащается сердцебиение. Если вы не хотите пережить подобное, то наши советы вам пригодятся. Итак, как же справиться с беспричинной тревогой?

Попытайтесь найти причину

Как бы парадоксально это ни звучало, но даже у беспричинной тревоги есть своя причина. Возможно, вы не способны моментально выдать правильный ответ, но приложите усилие, чтобы понять, в какой именно момент вы начали испытывать невесть откуда взявшееся беспокойство . Может, это произошло во время разговора с боссом, когда тот вскользь упомянул о задании, которое дал вам уже давно и которое вы никак не можете выполнить? Прислушайтесь к себе и своим ощущениям, «пробегитесь» мысленно по всем сферам своей жизни: все ли в порядке в семье, у родителей, в отношениях с друзьями и на работе? Не услышали ли вы с утра по телевизору какую-то неприятную и пугающую новость? Что бы это ни было, попытайтесь разобраться в причинах своей нервозности. Вот увидите, вам сразу станет легче.

«Пробегитесь» мысленно по всем сферам своей жизни: все ли в порядке в семье, у родителей, в отношениях с друзьями и на работе?

Озвучьте

Если в одиночку не можете понять причины тревожного состояния, то поговорите с кем-то, кто вам близок и отлично вас понимает. Это может быть мама, сестра или подруга, главное, чтобы ваш «психотерапевт» не впал в ступор от фразы: «Я чего-то боюсь и сама не знаю, чего». Если такой человек в вашем окружении есть, то смело набирайте его номер и спокойно объясняйте, что ощущаете беспричинное беспокойство. На самом деле этот метод существует не для того, чтобы кто-то «промыл» вам мозги, все гораздо проще: поговорив с человеком, который скажет вам: «Все хорошо, не переживай», а потом отвлечет от мрачных мыслей, рассказав пару интересных историй, вы и сами не заметите, как успокоитесь и забудете о своей тревоге.

Отвлекитесь

Где бы чувство беспричинного страха вас ни застало, постарайтесь сделать все, чтобы не оставаться наедине со своими мыслями: если вы находитесь дома, то включите интересный фильм, лучше всего комедию, погрузитесь в книгу, позовите в гости или на прогулку близкую подругу, а если беспокойство «накрыло» на работе, то смените книгу на важные документы, требующие предельной концентрации, или, наоборот, пригласите коллег к столу с чаем и печеньем.

Отлично справляется с беспокойством теплая расслабляющая ванна с маслом лаванды.

Выдохните

А потом вдохните, а потом еще раз выдохните. Проделайте это упражнение несколько раз, пусть каждый вдох будет глубоким, именно такая дыхательная гимнастика способна помочь в борьбе с беспричинной тревогой и страхом. Кроме того, отлично справляется с беспокойством теплая расслабляющая ванна с маслом лаванды. Это растение известно тем, что оно с легкостью успокаивает даже не в меру «разбушевавшуюся» нервную систему. А после ванны выпейте чай с мятой или теплое молоко. После этих процедур вы заснете сном младенца, а наутро от тревоги не останется и следа.

Обратитесь к специалисту

Если вы честно пытались самостоятельно справиться с беспричинной тревогой, но у вас ничего не получается, а приступы повторяются с завидным постоянством, то самое время обратиться к специалисту. Расскажите психотерапевту о своей проблеме, он поможет выяснить причины нарастающего беспокойства, а также разработает для вас персональную программу борьбы с тревогой. При необходимости врач может назначить нужные вам лекарства.

Сегодня мы поговорим о том, что такое тревожность, и как с ней справиться. Если вы часто ощущаете психологический дискомфорт, неуверенность в завтрашнем дне и своих силах, перепады настроения, беспокойство, то, вероятно, вы столкнулись с тревогой. Но без коррекции состояния она может перейти в тревожность. «В чем разница?» - спросите вы. Читайте далее.

Тревожность – устойчивое качество личности, в то время как тревога – временное состояние (эмоция). Если травмирующие ситуации повторяются часто, негативные факторы влияют постоянно, то неуверенность и беспокойство приобретают постоянный характер, что значительно ухудшает качество жизни. Тревожность поддается коррекции, ее можно измерить. Но как всегда обо всем по порядку.

Описание феномена

Специфика тревожности зависит от возраста. В основе ее возникновения лежит неудовлетворенность актуальных потребностей личности, которые также отличаются от возраста и мировоззрения человека.

Так, например, для раннего возраста ведущая потребность – общение с матерью. Для дошкольного – потребность в самостоятельности. Для младшего школьного – потребность быть значимым. Для подростков – заниматься социально значимой деятельностью и, по мнению других специалистов, межличностное общение со сверстниками. Для юношей и в дальнейшем – профессиональная и личностная самореализация.

Таким образом, объект тревоги может отличаться в зависимости от возраста. Так, например, если в раннем возрасте ребенок тяжело переносит разлуку с матерью, то в начальной школе тревожность может спровоцировать неудача в учебе, а в подростковом – непринятие классом. Однако для всех остаются актуальны потребности в еде, безопасности, сне.

В ответ на тревожность всегда включаются механизмы защиты и компенсации. Пущенная на самотек тревожность провоцирует развитие состояний паники и отчаяния. Это разрушает личность.

По традиции хочу обозначить несколько ключевых фактов, которые позволят лучше донести до вас суть феномена:

  1. Тревожность – реакция на страх (реальный или потенциальный), опасную для индивида (в его понимании) ситуацию.
  2. Тревожность – признак неблагополучия личности, внутреннего разлада.
  3. Тревожность сопровождается повышенной концентрацией внимания и избыточной моторной активностью.
  4. Тревожность бывает ситуативной (эмоция) и личностной (качество).
  5. Тревожности больше подвержены люди с психическими и соматическими расстройствами, отклонением в поведении или развитии; перенесшие психологически травмирующую ситуацию.
  6. Если испытывать иногда тревогу – это нормально, то с тревожностью нужно бороться.
  7. Если четко известен объект (темнота, одиночество), то это страх. Тревожность не имеет четких границ, хотя и тесно связана с первым определением.
  8. Проявления тревожности неоднозначны, реакции индивидуальны.
  9. Существует понятие полезной тревожности. Это ее уровень, необходимый для развития личности. Речь идет, например, о покушении на ценности индивида, без которых он не будет личностью в собственном представлении. То есть, говоря утрировано, прекратит жить и начнет существовать. Нормальная и полезная тревожность возникает в ответ на реальную угрозу, не является формой подавления внутреннего конфликта, не вызывает реакции защиты, может быть устранена произвольным изменением ситуации или своим отношением к ней.

Стоит отметить, что мотиватором тревожность может быть только в подростковом возрасте и старше. До этого она способна оказывать только разрушающий дезорганизующий эффект. Вместе с этим до подросткового возраста тревожности больше свойственен ситуативный характер (например, боязнь получить двойку за контрольную), а начиная с пубертатного периода – личностный. То есть качеством личности тревожность становится не раньше подросткового возраста. Если говорить о том, что проще корректируется, то, конечно, ситуативная тревожность.

На уровне нейронных процессов в мозгу тревожность представляет собой одновременное включение эрготропической и трофотропической систем, то есть одновременная работа симпатической и парасимпатической нервной системы. Организм получает одновременно противоположные реакции, например, учащение сердцебиения (симпатическая) и замедления (парасимпатическая). При этом симпатическая система все же несколько доминирует. От чего и возникают явления:

  • гиперреактивности;
  • беспокойства;
  • слюноотделения и так далее.

Особенности поведения высокотревожного человека

Не всегда сам человек осознает проблему, да и со стороны тревожность заметить сложно. Особенно если та маскируется, происходит компенсация или включается защитный механизм. Однако можно назвать несколько характерных отличий тревожного человека:

  1. Чрезмерно эмоциональные реакции на неудачи.
  2. Снижение работоспособности в стрессовых ситуациях или при сжатых сроках.
  3. Боязнь неудачи, преобладающая над стремлением к успеху.
  4. Ситуация успеха служит стимулом и мотивацией к деятельности, ситуация неуспеха – «убивает».
  5. Восприятие всего окружающего мира или многих объектов как опасных, хотя субъективно это не так.

Низкотревожные личности отличаются противоположными характеристиками. Так, например, ситуации неуспеха служат для них большим мотиватором, нежели успех. Однако низкая тревожность – обратная сторона медали, она также опасна для личности.

Более очевидными реакциями организма являются соматические признаки. При высоком уровне тревожности отмечаются:

  • кожные аномалии (зуд, сыпь);
  • изменение работы сердечно-сосудистой системы (гипертония, тахикардия);
  • нарушения дыхательной функции (одышка, асфиксия);
  • диспепсические расстройства (понос, изжога, метеоризм, запор, сухость во рту);
  • генитально-уринальные реакции (нарушение цикла у женщин, импотенция у мужчин, частое мочеиспускание, боли);
  • вазомоторные явления (потливость);
  • проблемы опорно-двигательного аппарата (боли, нарушение координации, скованность).

Тревожный человек склонен к профессиональному и эмоциональному выгоранию, более выраженному осознанию травмирующих факторов и опасностей (например, профессия хирурга); не удовлетворен собой, жизнью, профессией; ощущает безысходность, «загнанность в угол», «клетку»; депрессивен.

Причины тревожности

Тревожность часто берет свое начало в детстве. К возможным факторам, провоцирующим это явление, относится:

  • противоречивость позиций родителей, родителей и учителя, руководства на работе, собственных установок и действий (итог в каждом случае – внутриличностный конфликт);
  • завышенные ожидания (постановка самостоятельно слишком высокой для себя «планки» или излишняя требовательность родителей, например, популярное «учись на отлично»);
  • ситуации зависимости и принижения («Если ты расскажешь, кто разбил окно, то я прощу тебе прошлый прогул школы и ничего не скажу родителям»);
  • лишения, неудовлетворение актуальных потребностей;
  • осознание несоответствия возможностей и способностей;
  • социальная, финансовая или профессиональная нестабильность, неустойчивость.

Виды тревожности

Каждый организм по-разному реагирует на постоянное беспокойство. Основываясь на этом, можно выделить несколько типов тревожности:

  1. Осознаваемая неконтролируемая. Дезорганизует жизнь человека.
  2. Осознаваемая контролируемая и компенсируемая. Служит стимулом для выполнения деятельности. Но часто это работает только в привычных ситуациях.
  3. Осознаваемая культивируемая тревожность. Человек пользуется своим положением и ищет выгоду, часто речь идет о манипуляциях.
  4. Неосознаваемая скрытая. Игнорируется или отрицается индивидом, может проявляться отдельными моторными действиями (например, закручивание волос).
  5. Неосознаваемая компенсаторно-защитная. Человек старается убедить себя, что все прекрасно. «У меня все в порядке! Мне не нужна помощь!»
  6. Уход от ситуаций тревожности. Если тревожность носит всеохватывающий характер, то нередко таким уходом является погружение в виртуальную сеть или зависимости, субкультуры, то есть уход от реальности.

Школьная тревожность, способы борьбы с детской тревожностью

В период получения основного образования часто встречается школьная тревожность. Она может возникнуть на фоне:

  • некорректно спроектированной или оформленной образовательной среды (помещения, зоны, объекты);
  • неблагополучных отношений с одноклассниками, учителями или другими участниками образовательного процесса;
  • больших нагрузок в рамках образовательной программы, высоких требований, частых экзаменов, рейтинго-балловой системы;
  • вытекающей из предыдущего фактора нехватки сил и времени;
  • некорректного поведения родителей (разрушающий стиль воспитания, завышенные или заниженные ожидания и требования);
  • смены школы.

В подростковом возрасте (средний и старший школьный возраст) на первый план выходят неудачи в социальных взаимодействиях (сверстники, учителя, родители). У детей младшего школьного возраста – проблемы в учебной деятельности.

Коррекция тревожности (как школьной, так и ситуативной, личностной) у детей предполагает несколько направлений:

  1. Просвещение родителей. Цель работы – повышение их психолого-педагогической грамотности. Важно понять роль влияния стиля воспитания на тревожность, под чем подразумевается характер требований и ожиданий. Во-вторую очередь родителям нужно уяснить влияние их эмоционального состояния на эмоции ребенка. Третий компонент – вера родителей в ребенка.
  2. Просвещение и при необходимости коррекция поведения педагога (то же актуально для родителей при домашнем обучении). Необходимо избегать публичных наказаний, не акцентировать внимание на ошибках как на чем-то страшном (на ошибках учатся, они полезны и необходимы). Как и в первом пункте, не передавать свою тревогу, не «выливать» на ребенка мусор и проблемы. Взаимодействовать с родителями. Проводить рефлексию действий.
  3. Работа с самими детьми. Создание ситуаций успеха, проработка ошибок и ситуаций, обсуждение волнующих тем.

Диагностика тревожности

  1. Для диагностики взрослых я хочу посоветовать опросник Спилбергера. Методика максимально точно, на мой взгляд, позволяет разобраться с характером тревожности. Вы отвечаете на 40 суждений («да» или «нет», насколько это верно в отношении вас), а по итогу получаете четко измеренный уровень личностной и ситуативной тревожности. При высоком уровне рекомендуется работать по повышению уверенности в собственном успехе, при низком – над активностью и мотивацией.
  2. Определить школьную тревожность можно с помощью опросника Филлипса. Это обширная диагностика, выявляющая факторы (причины) тревожности, что очень важно для дальнейшей работы. Ребенок отвечает на утверждения методики (насколько они верны в его отношении), потом результаты интерпретируются согласно «ключу». Методика позволяет определить общую тревожность, переживание социального стресса в настоящий момент, переживания по поводу неудовлетворенной потребности в успехе, страх самовыражения, боязнь ситуаций проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкий уровень физических возможностей противостоять стрессу, проблемы во взаимоотношениях с педагогом.

Коррекция тревожности

В борьбе с тревожностью важно учитывать ее характер (дезорганизатор или мотиватор), причины и вид. Вместе с этим большую роль играют особенности личности и возможности окружающей ее среды.

Самостоятельно бороться с тревожностью сложно. Даже при работе специалиста с клиентом часто возникает стена сопротивления, психологические барьеры. Даже если клиент хочет избавиться от тревожности, все равно часто сопротивляется. Стремление помочь воспринимается как покушение на безопасность и зону комфорта, которая несмотря на название значит «привычную зону». В данном случае привычно – не значит комфортно.

Тревожность тесно связана с застенчивостью и замкнутостью. Обычно последние возникают на фоне первого феномена. Однако бывает и наоборот.

Таким образом, для снижения уровня тревожности нужно работать над уверенностью в себе, формированием адекватной самооценки, избавлением от застенчивости. Если вы, дорогой читатель, вынуждены сами бороться с тревожностью, то вот вам несколько общих советов:

  1. Не переживайте по поводу того, что не произошло.
  2. Воспитывайте в себе направленность к компромиссам, сотрудничеству, взаимопомощи.
  3. Заботьтесь о своем психофизическом состоянии. Например, возьмите за правило делать утреннюю зарядку, не задерживаться на работе, научитесь говорить «нет» или наоборот помогать.
  4. Любите себя. Не бойтесь создавать комфортные для себя условия.
  5. Повышайте коммуникативные компетенции, учитесь общению, выходам из конфликтов.
  6. Учитесь саморегуляции. Банальный пример – досчитать про себя до 10.
  7. Никогда не замыкайтесь в себе.
  8. Найдите «отдушину». У каждого человека и даже животного должно быть свое место безопасности и удовольствия. Вы должны знать, что несмотря ни на что у вас есть это место (увлечение, люди). И даже если все будет «рушиться» вокруг вас, там вы найдете покой и поддержку.
  9. Разберитесь, из чего состоит ваша тревожность. Обычно это комплекс эмоций, среди которых страх – постоянный компонент. Могут встречаться такие варианты, как «страх, стыд и вина» или «страх, вина и гнев».

Запомните, пожалуйста, главный принцип тревожности. Чем больше вы переживаете, тем больше страдает качество деятельности. От этого еще больше развивается тревожность. Да, это замкнутый круг. Его в прямом смысле нужно разрывать.

В рамках психологической коррекции тревожности важная роль отводится саморегуляции. Эффективны такие способы:

  • переключение («это будет завтра, а сегодня я не буду об этом думать и прочитаю эту книгу»);
  • отвлечение (отстранение от тревожащего фактора за счет силы воли);
  • снижение значимости («Это всего лишь отчет. Да, он имеет публичный характер, но я уверена в своих силах, могу пояснить каждую фразу и цифру. Это всего лишь рассказ о проделанной работе. Такой же, каких было уже много на бумаге»);
  • продумывание плана Б (от цели отступать нельзя, как говорится, «в алфавите 33 буквы, а значит, у вас 33 плана»);
  • наведение дополнительных справок (вам дали незнакомый адрес – найдите его на карте, просмотрите визуализацию улиц, найдите ориентиры);
  • физическая разминка (спорт снимает стресс и усталость, расслабляет мозг, повышает его активность, способствует выработке новых идей и свежих взглядов на ситуацию);
  • временная отсрочка цели с модернизацией плана ее достижения, то есть включение новых этапов (например, пройти курсы повышения мастерства);
  • проигрывание предыдущих ситуаций успеха и гордости за себя или просто позитивных приятных моментов.

Ну, и напоследок еще кое-что. Взгляните на тревожность как на бессмысленную трату времени, сил и фантазии. Хотите выдумывать – пишите, рисуйте, сочиняйте. Или придумайте себе новое занятие.

Попробуйте записать на листе тревоги, которые вы испытывали хотя бы полгода назад. Вероятно, не вспомните. Или запишите нынешние тревоги, а через месяц прочтите. Скорее всего, ничего из них не осуществится, и тогда вы поймете, что зря придумывали.

Нет смысла тревожиться, нужно решать проблемы или менять свое отношение. Болит зуб – вылечите, удалите, идет снег – наденьте теплую обувь.

Итоги

Тревожность обуславливает поведение личности. Наиболее опасное последствие – явление выученной беспомощности. То есть четкая убежденность человека в собственной несостоятельности («У меня не получится, и пытаться не стоит», «Я не смогу стать диктором, так как даже читаю плохо»). От этого страдает личная и профессиональная жизнь, человек не может полноценно войти в общество и наладить самостоятельную жизнь.

Они стремятся отдать свою жизнь в чьи-то руки и плыть по течению. Часто такие люди живут с родителями или находят кого-то для «симбиоза». Еще хуже, когда занимают роль жертвы и терпят тирана рядом с собой, например, в виде супруга. На фоне тревожности часто также развиваются неврозы.

Главное оружие в борьбе с тревожностью – самосознание, то есть Я-концепция. Это представление человека о самом себе. Таким образом, для избавления от тревожности нужно работать над собой. Я-концепция включает в себя когнитивный, оценочный и поведенческий компонент. Нужно работать над всем, что имеет элемент «само»:

  • самооценка,
  • самоуверенность,
  • самоконтроль,
  • саморегуляция,
  • саморуководство,
  • самопринятие,
  • самокритика,
  • самоценность.

Таким образом, речь идет о личностном росте и обретении смысла жизни, идентификации себя и своего места в обществе.

Неопределенный и неопределившийся человек больше подвержен тревожности. А она в свою очередь еще больше разрушает «самость». Для избавления от тревоги нужно жить, а не существовать. Быть уникальной личностью с четкими убеждениями, планами, ориентирами. Таким образом, нужно работать над мировоззрением, расписывать жизненные планы (на месяц, год, пять лет, десять). Не думать, получится или нет, что произойдет. Просто действовать, будучи уверенным в своих силах и возможностях (конечно, планы и цели должны быть реальны). Трудности будут возникать всегда, идеального момента не бывает. Но апеллируя своими сильными сторонами, все барьеры можно преодолеть.

Благодарю за внимание! Желаю удачи. Я верю в вас!

Тревога является наиболее часто предъявляемым переживанием клиента, с которым встречается психолог в консультационном процессе.

Термин «тревога» используется для описания эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями беспокойства, мрачных предчувствий, связанных с неопределенной, неизвестной опасностью. На психологическом уровне тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами (Прихожан А.М., 2009).

На физиологическом уровне тревога проявляется в изменении дыхания, в повышении артериального давления, в возрастании общей возбудимости, в специфических ощущениях в грудной клетке, в потливости, в учащенном сердцебиении. Внешними признаками тревоги являются суетливость, двигательное беспокойство, напряженная мимика.

Различают тревогу ситуативную, характеризующую состояние индивида в данный момент, и тревогу как черту личности (тревожность) - повышенную склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей (Ханин Ю.Л., 1980; Сарасон И.Г., 1972; Спилбергер Ч., 1966).

В гештальт-подходе тревога тождественна «возбуждению» и включает как физиологическое возбуждение, так и недифференцированные эмоции. Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз считает: «...формула тревоги очень проста: тревога это брешь между сейчас и тогда» (Перлз Ф., 1994). Вместе с тем, Ф. Перлз рассматривает тревожность и страх с точки зрения отношения к внешней и внутренней угрозе и рассматривает тревожность как исходно чисто физиологическую реакцию (Перлз Ф., 1995).

С точки зрения гештальт-терапии, тревога возникает при нарушении сбалансированности в системе человек-среда. Постоянное состояние тревоги свидетельствует о заблокированности чувств и желаний, которые не допускаются к осознаванию.

В гештальт-терапии тревога, прежде чем подвергаться «переделке», должна быть осознана и присвоена, а не «утешена» и тем самым изгнана из поля осознания. В реальности основной стратегией обращения с тревогой является ее «взращивание», чтобы ее осознать и вернуть в состояние возбуждения (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2004). Этому могут помочь вопросы и предложения: «Кому адресована твоя тревога?», «Что делает твоя тревога с тобой?», «Стань своей тревогой и прояви себя».

В терапевтической сессии тревога «сигнализирует» о незавершенных ситуациях. При этом она не обязательно осознается и выражается клиентом, она может скрываться за стереотипными формами поведения, способствующими избеганию осознавания. Задача терапевта – идентификация и мобилизация тревоги (Немиринский О.В., 1998).

Появление тревоги у клиента является признаком невротического прерывания контакта. Понимание тревоги как прерванного возбуждения предполагает, что именно те пласты опыта, которые вызывают тревогу, должны быть в фокусе терапевтического взаимодействия.

С точки зрения гештальт-терапии, человек может разными способами регулировать свое равновесие с окружающей средой, сталкиваясь с препятствиями на пути удовлетворения своих потребностей. Первый способ – творческое приспособление, позволяющее найти такой вариант контакта с внешним миром, который позволит удовлетворить свои потребности, а также сохранить гармонию как с внешним миром, так и с самим собой. Помимо этого гештальт-терапия выделяет следующие невротические механизмы, или виды сопротивлений (срывы цикла контакта), препятствующие достижению человеком психологического здоровья и зрелости: слияние (конфлюэнция), интроекция, проекция, ретрофлексия (Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Ф., 1951), эготизм (Гудмен П., 2001), дефлексия (Польстеры И. и М., 1997).

Конфлюэнция (слияние) есть неразличение границы между двумя явлениями: восприятием и воспринимаемым объектом, двумя людьми, т.е. нет осознавания различия между ними.

Интроекция есть процесс усвоения чуждых организму представлений или способов поведения под влиянием авторитетов, процесс принятия на веру понятий при слиянии с этими авторитетами.

Ретрофлексия поведения – это делание себе того, что первоначально человек делал другим людям или объектам, пытался или хотел делать.

Черта личности невротика или его чувство, поведение, не ощущаемое им как своё собственное, а приписываемое чему-либо или кому-либо во внешней среде, есть проекция.

Дефлексия – это способ ухода организма от прямого контакта с окружающей средой путём постоянного изменения направления движения к объекту своей потребности до момента исчезновения энергии первоначального импульса.

Тревога появляется именно там, где избегается контакт. Поэтому гештальт-терапевт по ходу сессии может идентифицировать, с какой стадией цикла контакта связано переживание тревоги (Захарова Т.А., 2008). Та фаза цикла контакта, в которой появляется тревога, свидетельствует о характерном для клиента механизме прерывания контакта.

При каждом типе невротического контактирования наблюдается тревога, но она различается по причине своего возникновения и появляется тогда, когда клиент сталкивается с переживанием, блокированным защитой. Типы невротической саморегуляции личности имеют различия по проявлению феномена тревоги. Проведенное в реабилитационном центре социальной медицины экспериментальное исследование позволило выявить ряд взаимосвязей между проявлениями феномена тревоги и невротическими способами саморегуляции личности. Для большей части невротических типов защит удалось выявить наличие взаимосвязи между отдельными видами тревоги, предъявляемым и блокируемым (неосознаваемым) переживанием. Исследование динамики тревожного переживания показало, что типы невротического регулирования различаются между собой по параметрам силы, частоты возникновения и продолжительности удержания тревоги.

Так, с конфлюэнтным типом контакта связаны немотивированная тревога и застревание в неотреагированных переживаниях. При слиянии тревогу вызывает всякое выделение фигуры потребности. Тревога возникает при встрече с собственной личностной границей. Блокируемыми переживаниями при конфлюэнции являются радость, интерес и удивление, а разрядка энергии тревоги происходит через предъявление невротических переживаний вины, презрения, отвращения и гнева.

При интроекции тревога появляется тогда, когда мир вокруг начинает изменяться. Тревога заменяет собой переживание желания, при этом не наступает следующая фаза цикла контакта – фаза мобилизации. Блокируемыми переживаниями при интроекции является гнев, вина, отвращение, стыд.

При проекции тревогу вызывает само переживание какого-либо чувства. Возникают затруднения по осознаванию, т.к. энергия тревоги сразу же разряжается агрессией. Блокируемым переживанием при проекции является презрение, а разрядка энергии тревоги происходит через гнев.

При ретрофлексии тревогу вызывает действие, адресованное другому человеку как объекту потребности (например, требование или просьба). Блокируемым переживанием является интерес, разрядка энергии тревоги происходит через стыд и отвращение.

При дефлексии человека тревожит прямой контакт с другими людьми, получение обратной связи, разделение с ними чувств. Тревога появляется при приближении к объекту, блокируемым переживанием является удивление, а разрядка энергии тревоги происходит через презрение, отвращение, гнев.

Эготист переживает как тревогу утрату контроля. При эготизме тревогу вызывает ослабление произвольности, блокируемым переживанием является радость, а разрядка энергии тревоги происходит через вину и страх.

В гештальт-терапии с ситуативной тревогой работают так, как этого требует фаза цикла контакта, где за тревогой следует срыв: фрустрируют сопротивление, мешая клиенту растрачивать возбуждение.

Тревогу можно регистрировать в любой момент смены фигуры и фона в цикле контакта. Наблюдения за признаками тревоги и их редукцией делают восприятие сопротивления более ясным. Это помогает терапевту сориентироваться в происходящем, осуществить выбор, с чем в данный момент работать (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2004).

Стратегии работы гештальт-терапевта с тревогой основаны на понимании необходимости вернуть человеку целостность, то есть помочь объединить себя самого и свою энергию.

Гештальт-терапевт проводит эксперименты, в рамках которых субъект может «соединиться» или вступить в отношения с собственной тревогой (Булюбаш И.Д., 2004). Например, клиенту может быть предложено идентифицироваться с тревогой, то есть изобразить трясущуюся фигуру, усилить тип движения, осознать, какие потребности и чувства стоят за этим движением (Петрова Е., Матков В., 2008). Человек может вступить в диалог с тревогой или символизирующей её фигурой, чтобы прояснить чувства и потребности текущего момента. Гештальт-терапевт может предложить клиенту описать свои ощущения, сконцентрировавшись на телесных переживаниях. Задача – помочь человеку понять, что больше подходит в данную минуту. Например, разозлиться на кого-то (испытать гнев) или выяснить, кого или чего клиент опасается (активизировать переживание чувства страха). В общем, все эти эксперименты направлены на увеличение внимания к себе и собственным потребностям в данный момент.

В гештальт-терапии тревога рассматривается и как феномен терапевтических отношений. Психотерапевт может обратить внимание на контекст актуальных терапевтических отношений, в которых появляется тревога.

Как личностная характеристика, тревожность является частью представления о себе. Изменение свойств характера в любом случае требует весьма длительной работы и возникает скорее непроизвольно, в контексте прочих изменений. Стратегически в гештальт-терапии предлагается экспериментировать с поведением, противоположным основной структуре защит (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2004).

Таким образом, сам факт наличия тревоги в гештальт-подходе понимается как феномен, свидетельствующий о наличии заблокированной энергии, которая может быть возвращена организму специальными методами.


В жизни каждый из нас встречается с чувством тревоги. Буквально с рождения мы испытываем дискомфорт при встрече с тем, чего не знаем, боимся или на что не можем повлиять. Однако, у кого-то это краткосрочное, быстропроходящее и не сильно выраженное состояние, с которым человек легко и самостоятельно справляется.

А для кого-то это очень тягостное переживание, отравляющее жизнь. Оно выступает постоянным фоном, мешая нормальной жизнедеятельности, или накрывает, как девятый вал, полностью блокируя способность радоваться, мечтать, чувствовать уверенность, спокойствие, гармонию и вообще что-то делать. Поэтому очень важно понимать, что это за зверь, когда и почему приходит к нам и как его можно приручить.

Понимание того, что происходит, дает нам, как минимум, возможность выбора: что с этим делать и как себя вести.

Часто тревога индуцируется и подкрепляется разного рода страхами.

Формированию повышенной тревожности способствуют различные факторы: помимо личностных особенностей человека (включая его психические особенности, физиологию и личный опыт), это также наследие семьи, негативная картина мира инегативное представление о себе.

Наследие семьи

Говоря о «наследии», стоит учитывать семейную историюи опыт переживания трудных кризисных моментов в жизни семьи, а также унаследованный способ реагирования и обращения с тревогой.

1) У каждой семьи есть своя история, свои мифы и скелеты в шкафу - истории, о которых не любят рассказывать, но о которых помнят и переживают.
Если в жизни рода были без вести пропавшие, репрессированные и расстрелянные, о которых годами не могли получить информацию и долго скрывали этот факт, боясь и за свою жизнь, если случались несчастные случаи («пошел за хлебом, попал под машину», «лег на плановую операцию и умер», «подавился и умер»), естественно предположить, что тревога там выше, как минимум, в отношении того, что стало причиной смерти или переживаний родственников.

Часто «наследников» преследует страх чего-то ужасного (внезапной смерти близкого, трагедии), который в основе своей имеет страх смерти . Бывает так, что в семье не принято говорить о смерти, и детям не объясняют, что происходит. Тем не менее ребенок чувствует атмосферу, пытается сопоставить доступные ему факты и домыслить то, о чем молчат. Часто именно в детском возрасте проживаются фантазии на тему смерти и рождается определенное отношение к ней.

Очень травматично для ребенка присутствие при суициде или смерти, когда взрослые ведут себя неадекватно, не обращают на ребенка внимания, оставляя наедине со своими фантазиями и страхами, не утешают его и не объясняют, что случилось. Ребенок может считать себя виноватым, или связать в логическую цепочку некоторые совершенно не связанные события и во взрослой жизни боятся даже намека на совпадение.

Так, например, в одной семье за небольшой промежуток времени случился ряд смертей. Ребенка боялись травмировать и вообще избегали этой темы. Для девочки из доступной ей информации сложилась следующая последовательность: заболел – вызвал врача – исчез. Заболел – вызвал врача – исчез. Стоит ли удивляться, что когда заболела мама, и в их доме появился врач, с ребенком случилась истерика, девочка отказалась ходить в школу и отпускать маму из поля зрения. На рисунках в разных видах отображался страх чего-то ужасного (как страх смерти).

2) При нежеланной беременности (мыслях мамы об аборте), ожидании ребенка другого пола, отвергающих родителях, когда ребенок не чувствовал себя любимым и нужным, когда не удовлетворялись основные потребности в безопасности и было много причин тревожиться, во взрослом возрасте возможна скрытая депрессия на фоне постоянного отравленного ощущения радости при благополучной жизни.

3) Есть семьи со сниженным порогом тревожности, так называемые, низкодифференцированные семьи. Где принято беспокоиться даже по незначительным поводам. Будь-то невозможность дозвониться с первого раза, небольшая задержка с работы или из школы, предстоящая поездка или любое небольшое изменение в жизни семьи.

Когда рисуются страшные картины случившегося или будущего, на ноги поднимается вся родня, никто не может ни успокоиться сам, ни успокоить другого; тревога каждого разрастается, объединяется и становится общей. Часто это бывает при созависимых отношениях.

Вырастая в такой семье, ребенок перенимает поведенческие навыки общения и реагирования на определенные ситуации и воспроизводит их в своей взрослой жизни. Для взрослых, вышедших из таких семей, часто характерен беспричинный страх будущего или страх непредвиденного, которые в основе своей могут иметь страх потери контроля .

Как справляться с тревогой при «отягощенной наследственности»:

1. Часто бывает полезно узнать историю своей семьи. Скелет из шкафа, который увидел свет, перестает быть скелетом.

Для этого можно расспросить старшее поколение, чего боялись они, что на это влияло, как справлялись со своей тревогой. Уверена, вы узнаете много похожих на вашу ситуаций и сможете найти тех, пример кого воодушевит вас и подарит надежду.

Кроме того, вы можете неожиданно узнать, откуда взялась ваша тревожность. И что она не является вашей, а перешла к вам по наследству от мамы или бабушки. Которые своими «напутствиями» и «заветами» («делай то-то», «никогда не веди себя так, а то хуже будет») фактически напутствовали вас бояться того, чего боялись они сами. Но то, что пугало их, не факт, что будет пугать вас. Поэтому стоит пересмотреть их тревоги, научиться различать их беспокойство и свое, и вернуть им то, что не ваше и вам не подходит.

2. Если вас мучает постоянное ощущение подавленности и ничего в этой жизни не радует, лучше пройти тест Бека, который позволяет определить наличие у вас депрессии. Если опасения подтвердились, не стоит падать духом. Важно обратиться за консультацией к психиатру, так как в его компетенции назначить медикаментозную поддерживающую терапию. Без которой, в случае депрессии, к сожалению, не обойтись. Сейчас существует много разных щадящих схем. А позже с психологом или психотерапевтом проработать причины, вызвавшие это состояние и найти ресурсы с ним справиться.

3. Если вы родом из семьи, где принято много тревожиться, стоит выписать ситуации, где тревога наиболее сильна и понаблюдать за другими людьми или семьями, чтобы увидеть как можно по-другому вести себя в этих обстоятельствах. Так можно научиться альтернативным способам обращения с тревогой и расширить запас поведенческих навыков. То есть стать более адаптивным.

Также можно завести «тревожный» дневник, в который, как только чувствуете наступление тревоги, подробно записывать свои ощущения, место, где вы находитесь, события, которые этому предшествовали, продолжительность ощущений, возможные причины, людей, которые вас окружают, а также оценить по шкале от 0 до 10 силу выраженности переживаний. Это даст понимание, как часто, как сильно и при каких обстоятельствах наступает данное состояние.

Негативная картина мира

Причин формирования негативной картины мира может быть несколько. Это ненадежный тип привязанности в детстве (тревожный, избегающий или их комбинация), отвергающие родители и определенный стиль воспитания и обращения с ребенком, когда близкие взрослые не только не обеспечивали защиты и безопасности, но и сами прибегали к физическому наказанию и другим формам насилия.

При этом мир воспринимается, как небезопасный и полный испытаний. К нему нет доверия. Часто это происходит потому, что ребенок (особенно это касается младшего возраста) привыкает сам справляться с разными ситуациями, не получая необходимой поддержки и утешения. Когда рядом нет надежного любящего эмоционально-вовлеченного взрослого (например, ребенка часто подолгу оставляют одного, или взрослый физически рядом, но эмоционально недоступен, например, при депрессии у мамы) или взрослый рядом, но неадекватно реагирует на потребности ребенка (когда малыш хочет спать, с ним играют; когда болит живот, его кормят и т.д.)·

Также тревожность отмечается у тех, кто в детстве чувствовал себя небезопасно, за кого не заступались родители. Обеспечение защиты и безопасности – в основном, папина функция. Именно поэтому строгое воспитание с жестким режимом, а также частое использование физических наказаний за малейшую провинность (особенно когда отец бьет дочь) имеет далеко идущие последствия. И дело даже не в сложных отношениях с противоположным полом.·

Как справляться с тревогой при негативной картине мира?

1. Нужно научиться фокусироваться на положительных событиях.

В терапии я называю это «перевести прожектор с привычного негатива, на позитив». Важно не только ограничить то, что тревожит и расстраивает, но и научиться видеть хорошее вокруг.

Так, важно уменьшить просмотр новостных передач (по статистике из 10 новостей 7-8, если не больше, негативные, можете проверить), ограничить общение с «токсичными» людьми (теми, которые все время жалуются, критикуют вас, сравнивают, обесценивают; после общения с которыми, вы чувствуете себя уставшими, раздраженными или опустошенными), уменьшить время соприкосновения с тем, что не нравится.

В противовес в конце дня перед сном перечислить то, что было хорошего за день пусть даже это было что-то очень маленькое и мимолетное. Сделать это привычкой.

2. Стоит проанализировать, что вас радует, а что расстраивает.

Разделить лист на две части и записать минимум 10 пунктов в оба столбца. Найти время в течение дня и выполнять хотя бы один пункт из «радующей» колонки. Подумать, как меньше встречаться с негативными событиями.

3. Для создания и укрепления спокойного внутреннего ощущения помогает аутотренинг, йога, медитация, техники релаксации и дыхательные методики.

4. Если с родителями не было надежной привязанности (вы привыкли рассчитывать только на себя) и по разным причинам она сейчас невозможна, то можно поискать уже во взрослом возрасте тех, кто мог бы оказать вам поддержку, принятие, дать утешение и понимание. Среди коллег, подруг, учителей, дальних родственников, знакомых. Надо найти человека, кому вы сможете доверять, общение с которым понятно и комфортно. В некоторых случаях таким человеком может стать психолог.

5. Стать родителем самому себе: вырастить собственного внутреннего родителя, научиться успокаивать и заботиться о своем внутреннем ребенке самостоятельно. Для этого спрашивать себя (своего ребенка): «Чего тебе хочется? Как я могу утешить тебя?» Это может быть прогулка, общение с друзьями, книга на ночь, ванна с пеной, фильм, игра, хобби (конструирование, рисование, вязание, пение, игра на инструменте, пробежка, кулинария и т.д.)

6. Научиться защищать себя. Тут помогут разные тренинги обращения с агрессией и злостью или занятия спортом (бокс, приемы самообороны, любые игры в мяч). В личной терапии важно проработать отношения с родителями, если в семье практиковалось насилие или у вас есть опыт, когда вы не смогли защитить себя с другими людьми.

По мере того, как мы учимся защищать себя и свои границы, мы становимся увереннее, и мир вокруг уже не кажется таким пугающим и вызывающим тревогу.

Негативное представление о себе

Образ Я формируется при взаимодействии со значимыми другими. Именно поэтому критикующие, сравнивающие, оценивающие, гиперопекающие, а также родители с большими ожиданиями или завышенными требованиями обрекают своего ребенка на представления о себе, как о «плохом», «не достаточно хорошем», «не справляющемся», «неудачнике», «слабаке, которому все время нужна помощь».

Что приводит к внутреннему напряжению, неуверенности, заниженной самооценке, а вместе с этим к большому количеству страхов и тревоги. Они боятся нового, боятся неудачи, боятся не справиться, боятся любых изменений от этого может рождаться страх будущего или непредвиденного (что невозможно проконтролировать).

Часто испытывают постоянное отравленное ощущение радости при благополучной жизни , так как «живут не своей жизнью», стараясь соответствовать чьим-то ожиданиям, делать то, что дОлжен, а не то, что хочется. Когда везде чувствуешь себя недостаточно хорошим или не имеющим права.

Как справляться с тревогой, вызванной негативным представлением о себе?

1. Предстоит создать положительный образ себя. Это небыстро и непросто, но возможно. Для начала, чтобы оценить масштаб бедствия, несколько дней посчитайте сколько раз мысленно и вслух вы хвалите себя, а сколько ругаете. Это можно отмечать галочками в двух колонках по мере «ругания-хваления».

2. Если ругаете вы себя чаще, чем хвалите, то нужно в конце дня перед сном вспомнить прошедший день и найти минимум 5 поводов за что себя похвалить. Для тех, от кого родители ожидали слишком много («олимпийских побед» и «нобелевских премий») важно научиться даже в небольших поступках и достижениях видеть повод для радости и гордости собой. Часто такие люди привычно обесценивают себя и все что, не «красный диплом» (а часто и он тоже) вообще не замечается. Поэтому найдите то, что вчера вы еще не умели или не пробовали, а сегодня узнали, решились, сделали. Помните, прежде чем человек научился ходить, он тысячу раз упал, но это не помешало ему встать на ноги.

3. Перестаньте сравнивать себя с другими. Вы никогда не сравнитесь с оперным певцом мирового уровня, если ваш талант в другом. Зато ранитесь до бесконечности и приобретете пожизненный повод беспокоиться. Сравнивать можно себя только с самим собой вчерашним.

4. Утром, перед тем как встать, спросите себя: «Чем я могу себя сегодня порадовать?» и постарайтесь сделать это.

5. Опросите друзей на предмет своих сильных личностных качеств, которые могут вам помочь справиться с тревогой или страхом. Попросите их назвать не менее трех.

6. Нарисуйте или подробно опишите свою тревогу или страх. Посмотрите на нее издалека. Задайте себе вопросы: «Когда она появляется? Какие планы на вашу жизнь имеет? Какие ваши качества помогают ей нападать на вас? А какие делают ее слабее?» Постарайтесь вспомнить ситуацию, когда вы справились с тревогой или страхом. Что помогло вам тогда?

Отдельно стоит сказать о детях с пограничными родителями или страдающими алкоголизмом или психическими заболеваниями. Так, при шизофрении отношения амбивалентны и часто протекают по принципу «люблю-ненавижу».

У таких людей в детстве много хаоса и двойных посланий (когда слова противоречат друг другу или смысл сказанной фразы не согласуется с невербальным сопровождением. Например, злым тоном говорится «конечно, я тебя люблю» или «ты мне так нужен, уходи!»)

Чтобы выжить, таким детям приходится самим справляться с часто возникающей тревогой и часто становиться родителем своим родителям. У них много подавленных эмоций и большие трудности в построении близких долгосрочных доверительных отношений. У них часто бывает беспричинный страх будущего и неспособность радоваться , даже если в настоящий момент все в их жизни хорошо.

Часто им кажется, что за любую радость, желание или осуществленную мечту им придется заплатить страданием. Им труднее всего учиться хвалить себя, позволять что-то делать для себя и мечтать. Внутренний голос родителя звучит ярко и сильно. В этих случаях предстоит большая работа и лучше воспользоваться помощью специалиста.

Как справляться с тревогой?

В каждой семье приняты свои способы справляться с тревогой. При этом они могут быть, как функциональными, так и дисфункциональными. К последним относится курение, алкоголь и другие виды зависимостей. Когда фактически человек избегает встречи с собой и своими чувствами, не решая проблемы.

Конфликт – это тоже дисфункциональный способ. При этом бывает так, что тревога одного партнера провоцирует возникновение тревоги другого и, сливаясь, эти две тревоги усиливают, продляют и подкрепляют друг друга. Кто-то уходит с головой в сериалы, игры, интернет, работу только, чтобы не жить реальной жизнью и не сталкиваться с тревожными переживаниями.

Наряду с дисфункциональными, есть способы, которые не только действительно помогают прожить некомфортные моменты, но и приносят пользу. Это спорт, чтение, творчество, общение, искусство и даже уборка.

  • Занимайтесь тем, что приносит радость.
  • Будьте в контакте с собой и своими чувствами.
  • Научитесь утешать своего внутреннего ребенка.
  • Представьте себя маленького, возьмите на ручки и спросите: «чего ты боишься, что я могу для тебя сделать?»
  • Выполняйте желания из детства (Одной женщине с повышенной тревожностью очень помог ее маленький ребенок, попросив совершать ежедневные прогулки перед сном и возможностью «как в детстве» забраться на сугроб и полежать на снегу; купить красивое платье или игрушку-талисманчик)
  • Учитесь выражать свои эмоции.
  • Научитесь ставить границы и защищать себя.
  • Умейте отличать свою и чужую тревогу (в созависимых отношениях часто сливаются и усиливают друг друга).

Метки: Тревожность ,


Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

Читать по теме:

"Мне 35, а я все еще не замужем! Я так и останусь одна!": как справиться с повышенной тревожностью

Тревожность - тягостное переживание, отравляющее жизнь. Оно идет постоянным фоном или накрывает, как девятый вал, полностью блокируя способность радоваться, мечтать, чувствовать уверенность, спокойствие, гармонию и вообще что-то делать.

Метки: Тревожность ,

11 признаков того, что вам не хватает эмоционального интеллекта

Первый признак – практически все в вашей жизни вызывает стресс. Когда вы подавляете ваши чувства, они быстро превращаются в неконтролируемые ощущения напряженности, стресса и тревожности. Неразрешенные и подавленные эмоции напрягают как ваш разум, так и тело.

Метки: Стресс , Тревожность , Управление эмоциями , Обида , Пассивная агрессия ,

11 вещей, которые должен услышать мужчина в депрессии

Другая ложь, которую депрессия нашёптывает вам: «Ты бесполезен, ты ничего не стоишь». Она разрушает самоуважение и искажает ваше представление о самом себе. Она наполняет ваш разум пессимистичными мыслями, которые только ухудшают ваше настроение: «Я ужасный человек. Я кошмарно выгляжу. Я недостоин любви».

Метки: Депрессия , Тревожность , Мужчины ,

Психолог Оксана Ткачук: "Избыточное реагирование, когда реакция больше, чем вызвавший её стимул, является показателем наличия травмы. Травмированный человек зачастую нейтральный стимул воспринимает как опасный. Это случается и в отношениях с людьми: безопасных людей они воспринимают как опасных, и наоборот. Таким образом, у травматиков постоянны ошибки восприятия."

Метки: Бессонница , Стресс , Тревожность , Психическая травма ,

Гипертрофия воли или путь самонасилия

Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "В терапии часто замечал у клиентов, склонных к соматизации, высокий уровень напряжения, сложности с расслаблением, повышенную волевую активность: как будто они всегда находятся в состоянии готовности к действию. Я называю этот феномен гипертрофией воли или самонасилием."

Метки: Невроз , Стресс , Тревожность , Психосоматика ,

Психолог Глеб Ефименко-Коган: "Общение с холодом: кортизол снижается через общение с холодом. Холодный душ, обливания, холодные ванны – всё это снижает его концентрацию в крови. И при систематическом следовании этой рекомендации, можно забыть о панических атаках и тревожности. А что делать, если страх застал тебя врасплох и ты уже в этом состоянии?"

Метки: Страх , Тревожность ,

Экзистенциальная тревога и становление идентичности

Врач-психотерапевт Максим Пестов: "Экзистенциальная тревога выражает одну простую идею - ни один выбор не оказывается абсолютно правильным и окончательным, ни одна позиция не дает совершенных гарантий и преференций. В состоянии этой тревоги возникает ощущение, что жизнь катится в тартарары и не за что уцепиться, чтобы прервать это неизбежное падение. Это невозможно отменить, поскольку оно оказывается предельной данностью нашего бытия."

Гештальт в работе с тревогой и тревожностью

Данная программа представляет собой серию групповых занятий по 40 минут. Групповой эффект от занятий заключается в возможности у участников группы получить поддержку и обратную связь от сверстников; увидеть, что они не одиноки в своих переживаниях, - это само по себе уже имеет терапевтический эффект. Кроме того, проблемы, вызывающие у людей тревогу, часто схожи между собой, и посредством присоединения во время индивидуальных сессий человек, не решившийся на индивидуальную работу, имеет возможность завершить свои незавершенные ситуации, оставаясь в тени.

Цель: снижение уровня личностной тревожности у учащихся основной и средней школы, склонных к тревожным реакциям.

Задачи:

Создание условий для исследования участниками группы своих личностных границ;

Обучение членов группы навыкам сосредоточения на дыхании;

Оказание участникам группы помощи в завершении незавершенных гештальтов;

Обучение членов группы навыкам эффективного взаимодействия (активного слушания, Я-заявления).

Целевая группа: учащиеся основной и средней школы, склонные к тревожным реакциям.

Теоретическое обоснование

Предметом изучения в гештальт-психологии являются отношения между организмом и средой. Это обусловлено тем, что ни один индивид не самодостаточен. Он может существовать только в среде, вместе с которой он в каждый момент составляет единое поле. Поведение индивида - функция этого поля; оно определяется природой отношений между ним и его средой. Если отношения взаимно удовлетворительны, то поведение индивида считается нормальным. Если отношения конфликтны, то поведение индивида описывается как ненормальное.

Функционирование человека в среде происходит на контактной границе между ним и его средой. Там же возникают и психологические события, которые являются предметом исследования в психологии. Под границей здесь понимается точка, в которой происходит отделение Я от не-Я. Наши мысли, действия, поведение, эмоции - это способ выражения и принятия событий, происходящих на границе. Граница в рамках гештальт-подхода представляет собой функцию поля организм/среда. Она позволяет индивиду чередовать пребывание в контакте с отделением от среды. Если граница между организмом и средой становится неясной или утрачивает свою проницаемость, то это приводит к нарушению контакта, осознавания и отделения себя от другого. Граница между организмом и средой должна поддерживаться в состоянии проницаемости, чтобы происходил обмен, и в то же время быть достаточно прочной для сохранения автономии.

Индивид вступает во взаимодействие со средой посредством двух систем: сенсорной и моторной. Сенсорная система обеспечивает ему ориентацию, а моторная - манипуляцию. Чтобы удовлетворить свои потребности, индивид должен найти в среде необходимые материалы, а затем манипулировать ими таким образом, чтобы органический баланс был восстановлен, и тогда гештальт будет завершен. Это можно представить в виде следующей схемы.

В результате выделения фигуры из фона возрастает мобилизация энергии - возникает возбуждение, необходимое для совершения манипуляции, удовлетворяющей потребности индивида. Возбуждение всегда сопровождается усиленным метаболизмом - окислением накопленных пищевых субстанций, и потому возникает насущная потребность в большом количестве кислорода. Организм реагирует на это учащением и увеличением амплитуды дыхания.

Если по каким-либо причинам (внутренним или внешним) манипуляция не может быть совершена, то организм старается заблокировать возникшее возбуждение с помощью контроля дыхания. Вместо спонтанного углубления дыхания - как вдохов, так и выдохов - человек продолжает дышать так, как он дышал перед возбуждением. Затем грудная клетка сжимается, чтобы усилить выдох и избавить легкие от углекислого газа (продукта окисления). Вместе с непроизвольным сжатием груди возникает тревога. Она возникает во всех случаях, когда организму не хватает кислорода.

Итак, тревога , с точки зрения гештальт-подхода, - это переживание трудности дыхания во время заблокированного возбуждения .

В тот момент, когда индивид старается заблокировать возникшее возбуждение посредством контроля дыхания, нарушается функция границы контакта. Она утрачивает свою проницаемость, что препятствует удовлетворению потребности и завершению гештальта.

Если индивид часто использует такой способ прерывания контакта со средой, то тревога накапливается и становится недифференцированной. Развивается такая черта личности, как тревожность. В рамках гештальт-подхода тревожность понимается как склонность индивида к тревожным реакциям.

Исходя из всего вышесказанного работа с тревожностью включает в себя три направления:

I. Обучение навыкам сосредоточения на собственном дыхании (помогает исследовать, каким образом различными структурами мышечных напряжений индивид останавливает полный выдох).

II. Исследование личностных границ (помогает восстановить способность к контакту с окружающей средой).

III. Перевод тревоги в возбуждение и нахождение таких путей удовлетворения потребностей, вызвавших это возбуждение, которые безопасны для других функций организма (помогает завершить незавершенные гештальты).

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: познакомить участников группы с целями групповой работы и друг с другом.

Материалы: бланки к упражнению «Мой личный герб» (см. Приложение 1), листы обратной связи (см. Приложение 2).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение «Снежный ком».

2. Упражнение «Пары». В парах в течение минуты рассказать о себе, а затем в кругу рассказать о своем партнере от первого лица.

3. Упражнение «Мой личный герб». Участники рисуют свой герб на заранее приготовленных бланках, затем гербы вывешиваются и участники в течение 5 минут знакомятся с ними.

4. Ведущий объясняет цели и режим работы группы.

5. Шеринг или письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель: создание в группе атмосферы безопасности.

Материалы: ватман, маркеры, газета, листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Мозговой штурм «Ожидания/Соглашения». На ватмане цветными маркерами записываются сначала ожидания, затем соглашения или правила работы группы.

3. Упражнение «Все на борт». Вся группа должна уместиться на газетном листе и простоять 5 секунд, не касаясь пола.

Или упражнение «Узелки». Участники группы встают в круг, протягивают руки в центр и берутся за руки, образуя замкнутую цепочку; далее они должны распутаться в кругу, не размыкая рук.

4. Шеринг (эмоциональный обмен).

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель: обучение навыкам сосредоточения внимания на дыхании.

Материалы: гимнастические коврики, листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Упражнение «Осознавание дыхания». Участникам предлагается лечь или сесть удобно, закрыть глаза и в течение 5–7 минут обращать внимание на свое дыхание, поочередно сосредоточиваясь на вдохе, выдохе, мышечных ощущениях, особенностях дыхания. (Подробно см.: Ф. Перлз . Практика гештальт-терапии. с.156.)

4. Индивидуальная сессия. Одному из участников группы предлагается проанализировать и осмыслить опыт, полученный во время выполнения упражнения.

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель: исследование границы контакта.

Материалы: листы формата А3, цветные карандаши, листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Упражнение «Мой мир». Участникам предлагается нарисовать на листах формата А3 мир, который существует вокруг них, оставив в центре пустое место размером с ладонь. Затем им надо нарисовать в центре себя и то, как они взаимодействуют с этим миром.

3. Шеринг (эмоциональный обмен).

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель: создание условий для приобретения участниками группы позитивного опыта контактирования.

Материалы: листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Упражнение «Волшебные ладошки». Прохлопать друг друга в парах по очереди по всей поверхности тела в течение 15 минут.

3. Шеринг (эмоциональный обмен).

4. Индивидуальная сессия (по итогам упражнения).

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 6

Материалы: ватман, маркеры, раздаточный материал по теме «Я-заявление», листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Теоретический блок «Я-заявление» (см. Приложение 3).

3. «Я-заявление» - практическая часть (см. Приложение 4).

4. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 7

Цель: обучение навыкам эффективного взаимодействия на границе контакта.

Материалы: ватман, маркеры, раздаточный материал по теме «Активное слушание», листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Теоретический блок «Активное слушание» (см. Приложение 5).

3. «Активное слушание» - практическая часть (см. Приложение 6).

4. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 8–14

Цель: создание условий для перевода участниками группы своей тревоги в возбуждение и безопасное удовлетворение потребностей, вызвавших это возбуждение (создание условий для завершения незавершенных гештальтов).

Материалы: листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Индивидуальная сессия. Одному из участников группы предлагается проработать ситуацию вызывающую у него тревогу, беспокойство.

3. Шеринг (эмоциональный обмен).

4. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 15

Цель: подведение итогов, завершение групповой работы.

Материалы: кисточки для «обнималок» или свечи и фольга по количеству участников.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Подведение итогов групповой работы: анализ ожиданий, шеринг.

3. Упражнение «Обнималки». Участникам раздаются кисточки разных цветов, они в свободном порядке подходят друг к другу, благодарят за работу, говорят теплые слова на прощание и завязывают несколько нитей из своей кисточки на нить партнеру. В конце упражнения вместо кисточек у каждого участника получается разноцветное ожерелье.

Или упражнение «Свечи». Участники зажигают свечи, в свободном порядке подходят друг к другу, прощаются и капают воск на ладошку, застеленную фольгой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мой личный герб

Имя_______________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лист обратной связи

Дата____________________ Имя _________________

очень плохое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 очень хорошее

3. Что вам сегодня на занятии понравилось?

4. Что вам сегодня на занятии не понравилось?
_________________________________________________________________

5. Что вам сегодня на занятии было полезно?
_________________________________________________________________

6. Пожелания, предложения психологу по ведению занятий
_________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Теория «Я-заявления»

«Я-заявление» - это безопасный способ высказывания другому человеку своих чувств, того, что вы ощущаете и какими вы видите ваши отношения в будущем. В «Я-заявлении» говорящий выражает свои чувства без оскорбления слушающего. «Я-заявление» строится следующим образом:

Я чувствую... когда кто-то (ты) ... потому что... . Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы... .

1. Я сержусь, когда кто-то берет мои вещи без разрешения, потому что они могут понадобиться мне самому. Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ты спрашивал меня, можно ли взять что-то из моих вещей.

2. Я чувствую себя брошенной, когда ты уходишь гулять с другими ребятами и не зовешь меня с собой, потому что считаю, что друзья должны быть всегда вместе. Поэтому в следующий раз зови меня с собой.

3. Я очень рассердился, когда узнал, что друг плохо говорил обо мне за глаза, потому что это нечестно. Поэтому в следующий раз, когда тебе что-то во мне не понравится, говори мне об этом прямо.

Правила построения «Я-заявления»

Я чувствую...

Используйте слова, которые точно описывают ваши чувства.

Не преувеличивайте чувства.

Не используйте «жертвенных» слов.

Когда кто-то...

Описывайте поведение точно (поведение - это то, что видно и слышно, а не то, что вам кажется).

Не используйте обидных слов.

Потому что (я)...

Будьте максимально конкретны.

Делайте упор на то, как это влияет на вас.

Не преувеличивайте эффекта, так как это может вызвать защитную или скептическую реакцию.

Не используйте слов, которые хорошо звучат, но не являются правдой.

В следующий раз я бы хотел...

Говорите прямо о своих желаниях.

Будьте логичны и корректны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Практика «Я-заявления»

Потренируйтесь составлять высказывания в виде «Я-заявления», используя следующие ситуации:

1. Во время перемены ты с другом играешь в мяч. Вдруг проходящий мимо парень отбирает его.

Я чувствую ____________________________________________________

Когда кто-то ___________________________________________________

Потому что ____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ___________________________
________________________________________________________________

2. Ты долго простоял в очереди в столовой, как вдруг двое мальчишек подбежали и влезли впереди тебя.


_________________________________________________________________

3. Тебе подарили новую игрушку на день рождения. Когда ты пришел домой после школы, то увидел, что твоя сестра бросила ее в канаву перед домом и теперь она вся грязная и поцарапанная.

Я чувствую _____________________________________________________

Когда кто-то ____________________________________________________

Потому что _____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________

4. Ты сидишь за партой, и вдруг проходящий мимо одноклассник обзывает тебя.

Я чувствую _____________________________________________________

Когда кто-то ____________________________________________________

Потому что _____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________

5. Ты обедаешь в столовой, и вдруг кто-то подходит и берет твое печенье.

Я чувствую _____________________________________________________

Когда кто-то ____________________________________________________

Потому что _____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Теория активного слушания

1. Мозговой штурм «Черты хорошего слушателя».
2. Мозговой штурм «Черты плохого слушателя».
3. Техника активного слушания:

Действие Цели Как это сделать Пример
Поддержка Проявить интерес
Помочь собеседнику продолжить говорить
Воздерживайтесь от выражения согласия или несогласия
Используйте нейтральные слова
Используйте спокойные
интонации
Используйте невербальное общение
«Вы не могли бы рассказать об этом больше?»
Прояснение Яснее понять, о чем идет речь
Получить больше информации
Помочь говорящему увидеть другие точки зрения
Задавайте вопросы «Когда это произошло?»
Выражение
понимания идеи
Показать, что вы слушаете то, о чем вам говорят
Показать, насколько верно вы понимаете основные мысли собеседника
Выделяйте основные идеи и факты
Перефразируйте собеседника
«Значит, ты хочешь, чтобы она тебя больше не подводила?»
Выражение
понимания чувств
Показать, что вы понимаете, что чувствует человек
Дать человеку возможность переоценить свои чувства после того, как он услышит их от другого
Выделяйте основные чувства говорящего
Перефразируйте собеседника
«Мне кажется, тебя это очень огорчает»
Обобщение Собрать воедино все главные идеи, мысли, чувства
Создать базу для дальнейшего разговора
Повторите главные идеи и чувства «По-моему, главное из того, что я услышал, это...»
Заключение Продемонстрировать уважение к собеседнику Выразите уважение к чувствам и мыслям собеседника «Я очень ценю твое желание решить этот вопрос»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Практика активного слушания

1. Разбить участников по парам.

2. Попросить одного из пары рассказать о чем-то важном для него, а второго – специально не слушать его.

3. Поменять их ролями.

4. Обсудить, как они себя чувствовали, когда их игнорировали.

5. Повторить упражнение, но попросить участников слушать своих собеседников, используя технику активного слушания.

6. Обсудить, как они себя чувствовали, когда их слушали.

7. Спросить учащихся, чему они научились и где это можно использовать в повседневной жизни.

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.

2. Перлз Ф . Практика гештальт-терапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.

3. Польстер И., Польстер М . Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

4. Йонтеф Г . Осознавание, диалог и процесс в терапии. Методическое пособие к семинарам под ред. Д. Хломова. - М.: Издание Московского гештальт-института, 2004.

5. Робин Ж.-М . Гештальт-терапия. Методическое пособие к семинарам / Под ред. Д. Хломова. - М.: Издание Московского гештальт-института, 2004.

6. 21 урок о лидерстве. - Кемерово: АЮЛ, 1996.

6. Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2005.



Новое на сайте

>

Самое популярное