Домой Стоматит Перспективы развития системы менеджмента качества. Современные тенденции развития менеджмента

Перспективы развития системы менеджмента качества. Современные тенденции развития менеджмента

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные тенденции развития менеджмен та

1. Бизнес и менеджмент

Бизнес и менеджмент являются тесно и крепко связанными между собой понятиями, ведь само предпринимательство просто невозможно без определенного должного администрирования и организации четкой структуры. По сути, менеджмент представляет собой умение управлять и руководить, то есть это определенная разработка и моделирование для более эффективного и максимального управления, а также для контроля над всей системой. Понятие самого менеджмента возникло в США в 1930 году, менеджмент ориентирован на процесс бизнеса, при учете государственной и коммерческой структуры организации. Менеджмент в бизнесе представляет собой сложную производственную науку, а сама теория управления основана на методах анализа, которые необходимы при использовании методов управления для достижения определенного результата. Такие рекомендации и методы не являются абсолютными правилами и рецептами, ведь проведение бизнеса зависит от очень многих условий и обстоятельств. Одним из таких условий является достижение цели при минимальной затрате, то есть адекватность используемых методов в среде функционирования предприятия. Методы маркетинга и менеджмента при рыночной экономике должны обеспечивать запланированные результаты при определенной затрате и при должной работе сотрудников. Система заключается в умении руководителя владеть искусством самого управления в конкретной данной ситуации.

Функции управления и менеджмента:

1. Управление любым бизнесом для увеличения его эффективности

2. Управление составом менеджеров

3. Управление всеми работниками и всеми аспектами проведения этой работы.

В любом бизнесе важен системный подход, потому что каждая компания это сложная система, состоящая из многих разных частей, а каждая такая часть имеет свои цели, которые вместе составляют общую единую цель. Эффективность компании и устойчивость зависит не только от ее владельца, просто весь контроль над компанией не под силу одному человеку, а основа всей такой работы лежит на менеджерах помогающих работе руководителя. Основная работа лежит на менеджере среднего звена, то есть на мидл-менеджере (по-английски middle - это средний), это самое решающее звено, но и самое проблемное. Задача их состоит в передаче целей организации к самим продавцам и менеджерам общающимися непосредственно с покупателем, это звено еще иногда называют «сержантами» бизнеса. Они являются незаметной, но незаменимой деталью в общем процессе ведения бизнеса любого уровня. При передаче основного указания от руководителя к работнику просто необходимо промежуточное звено, а при отсутствии которого, перестали функционировать немало предприятий во всем мире. То есть связь бизнеса и менеджмента, то есть цепочка производство-реализация очень тесная, потому что оба такие понятия не могут существовать друг без друга. Просто над рядовыми менеджерами необходим постоянный контроль в виде менеджера среднего звена, который является «сержантом» необходимым для осуществления контроля. Лидер компании сможет решать такие вопросы и сам, но при крупной организации он просто не сможет охватить весь объем, поэтому в бизнесе современном важен и незаменим менеджмент. Менеджер среднего звена это можно сказать целое искусство, в принципе это и главный сотрудник и одновременно небольшой начальник, работа такая на самом деле очень сложна, поэтому текучесть кадров этого звена очень высокая.

Основные методы и принципы менеджера это не делать все самим, а возлагать все задачи на подчиненных, при этом важно использование стимулирования и мотивации подчиненных, а также контроль над их психологией. Управление организацией на каждом уровне это сложнейшая система, при которой должен осуществляться контроль над долей рынка, за требованиями клиентов, качественности продукции и за ценовой политикой в соответствии с ценами конкурентов. Также в этом необходимо соблюдение репутации самой организации, и решение других многих проблем, естественно ни один руководитель и его прямые заместители с этим не справятся. Поэтому так сложилось, что необходимы как минимум три промежуточных звена, как при реализации, так и производстве, то есть, необходимы при этом сами менеджеры. Первое звено нужно для получения конкретной задачи, а второе звено необходимо для грамотного надзора над исполнением задачи выполняемой третьим звеном. Каждый уровень должен обладать соответствующими знаниями и иметь надлежащие способности, удовлетворяющими структурно-функциональному методу позволяющему достичь максимальных целей. То есть связь любого бизнес процесса и менеджмента является очень тесной, ни один производственный процесс просто не сможет существовать без определенной организации и использования менеджеров при достижении любой цели.

2. Основные тенденции развития менеджмента

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

· политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;

· экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;

· оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

Основные этапы развития менеджмента зарождались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). Возьмем к примеру египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках датированных третьим тысячелетием до нашей эры записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций даже до исторические люди часто жили организованными группами. Однако, как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, что описаны в нашей школе. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований - относительно нова.

Рассматривая основные этапы развития менеджмента как развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

Первый этап развития менеджмента:

I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. менеджер управление профессионализм

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента. Таким образом, проанализируя события развивающиеся в древнем периоде можно охарактеризовать как зарождение менеджмента как науки. Мы рассмотрели начальный этап развития менеджмента в период его зарождения.

Второй этап развития менеджмента

II период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.

Третий этап развития менеджмента

III период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960). Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.

Четвертый этап развития менеджмента

IV период школы управления -- информационный период (1960 г. по настоящее время).

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной теории управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

В 70-е гг. появилась идея открытой системы управления. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления):

· систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия;

· систему власти;

· систему логического принятия решений.

С точки зрения экономики организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода. Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Таким образом мы охарактеризовали основные этапы развития менеджмента.

3. Качества менеджера будущего

Основа навыков современного менеджера - высокий профессионализм, знание рынка, владение информационными технологиями. Менеджер будущего должен обладать созидательным умом, свободно принимать решения, брать на себя ответственность, проявлять качества лидера

Существуют определенные навыки, которые обязательны для сегодняшнего дня и будут необходимы в предстоящие десятилетия. Их основой являются прежде всего высокий профессионализм и знание рынка в сочетании с грамотностью в области информационных технологий . В последнем случае имеются в виду не детальные знания, а понимание, как использовать эти технологии - приспосабливать, структурировать и применять для упорядочения всевозрастающего информационного потока. Ввиду постоянных изменений при катастрофической нехватке времени сообразительность менеджера в отношении регулирования информации так же важна, как и его профессиональные навыки.

На деле менеджеры будущего должны быть предпринимателями по своему образу жизни . Им следует исходить из того, что нет ни гарантии, ни перспективы занимать длительное время определенную должность на каком-либо конкретном предприятии. Корпорациям потребуются различные типы менеджеров на разных стадиях корпоративной жизни. Для некоторых менеджеров это не создаст проблем, так как они могут приспособиться к быстрой смене вверенных им дел и эффективно работать, но это редкий случай.

Такой поворот событий не надо воспринимать драматически. Это, напротив, многообещающая перспектива. Готовность и подготовленность для работы в различных условиях должна сделать жизнь более яркой, чем, например, перспектива делать одно и то же в течение 30 лет.

Для лиц, несущих ответственность за какую-либо деятельность, будь то работа корпорации или другой хозяйственной единицы, очень важно выбрать личность, которая найдет выход из любой ситуации, и вверить ей управление тем или иным подразделением компании. Такой личностью является тот, кто более приспособлен к сегодняшней действительности и обозреваемому будущему. Поэтому важны не только способности индивида , но и предвидение в отношении их со стороны ответственных лиц. Тем не менее существует определенное единодушие по поводу элемента называемого "умственная способность".

Человеку, стремящемуся играть лидирующую роль в мире бизнеса, необходимо уметь адаптироваться к быстрым изменениям рынка и личностных ситуаций, воспринимать и применять новые формы работы, противостоять новым видам давления , что требует гибкого интеллекта. Менеджер следующего десятилетия должен обладать независимым, созидательным умом, быть готовым к риску с осознанием того, насколько далеко он может зайти в рамках корпорации, на которую работает.

Менеджер будущего десятилетия должен осознавать, что если он стремится к успеху, то не может работать в изоляции, когда контактирует с третьей стороной в сфере бизнеса или сталкивается с обществом в целом. Понимание политического и культурного контекста становится чрезвычайно важным, особенно на международной арене. Менеджер завтрашнего дня должен сочетать в себе коммуникативные навыки и умение межличностного общения со знанием и восприятием культурного многообразия.

В то время, когда многое из того, что окружает нас, становится скучным единообразием ("одинаковостью"), наблюдается сильное стремление к сохранению и проявлению культурного наследия во всех тех случаях, когда некий вид уникальности может быть предложен на рынке. И такая возможность имеется скорее у малых и средних компаний, чем у крупных межнациональных предприятий.

Примером скучного униформизма служит компания Coca-Cola. Но возникает вопрос: "Этого ли хочет мир?" Хотя Coca-Cola - прекрасный образец "одинаковости", это чрезвычайно преуспевающая компания, которой восхищаются за ее умелый подход к своим рынкам. Вместе с тем ее менеджеры, несмотря на высокий профессионализм, управляют во многих случаях как роботы.

Опять встает вопрос: "Какой тип менеджера лучше иметь и как выбрать его?" На примере Coca-Cola мы сталкиваемся с очень интересной дилеммой. Хотим ли мы иметь менеджера, приверженного к работе в определенных рамках, или менеджера, который импровизирует на "заданную тему"? Кто лучше приспособлен к работе с "командой" (а также на дистанции), кто более производителен, ориентирован на результат и приносит больше пользы организации?

Я полагаю, что это менеджер, который свободно принимает решения и берет на себя ответственность, проявляет качества лидера, включая природный талант к мотивации и убеждению своего окружения, и обладает способностью справиться с нарастающим напряжением и конфликтами, когда это необходимо или неизбежно.

Список использованной литературы

1. Басовский Л.Е. Менеджмент. - М.:ИНФРА-М, 2004. - 216 с.

2. Вершигора Е.Е. Менеджмент: учебное пособие, 2-е изд. перер. и доп. - М., ИНФРА-М, 2001. - 283 с.

3. Виханский О.С. Менеджмент. 3-е изд. - М., Гардарики, 2006. - 528 с.

4. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2005. - 864 с: ил. - (Се-рия «Классика МВА»).

5. Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: российская история. - Изд. «Питер», 2002.

6. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Академический проект, 2000.

7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2006.

8. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение / Перевод с англ. Под.ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 2004. - 448 с.

9. Семенова И.И. История менеджмента. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2004.

10. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. - М., ИНФРА-М, 2004. - 248 с.

11. Управление организацией: Учебник/ Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 716 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Специфика понятий управления и менеджмента; теоретический анализ системы функций менеджмента. Соотношение управления и менеджмента в организации. Аспекты функций менеджмента. Система функций менеджмента: планирование организации, мотивация, контроль.

    контрольная работа , добавлен 18.02.2008

    Основные подходы в истории менеджмента. Понятия менеджмента и менеджера. Суть и характерные черты современного национального менеджмента. Общее и различия между российским и западным управлением. Проблемы русской школы управления, перспективы развития.

    курс лекций , добавлен 15.01.2012

    Характеристика основных этапов развития менеджмента. Изучение формирования и развития школ менеджмента: школа научного менеджмента и спортивных аналогий, тейлоризм, административно-функциональная школа, школа человеческих отношений и поведенческих наук.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2010

    Менеджмент и его методологические основы. Требования, предъявляемые к системе управления. Характерные черты и стадии управления. Профессиональная деятельность менеджера и виды моделей менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития.

    реферат , добавлен 29.01.2010

    Сущность менеджмента. Область профессиональной деятельности менеджера и требования к нему. Основные модели управления в организации, их взаимосвязь. Основные этапы формирования и развития теории менеджмента. Школа научного управления.

    шпаргалка , добавлен 22.05.2007

    Характеристика основных этапов развития менеджмента. Анализ управленческих действий Петра I. Изучение особенностей возникновения, формирования и содержания отечественных школ управления. Исследование роли М.М. Сперанского в развитии менеджмента в России.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2015

    Теоретические основы управления и становления менеджмента как наук. Понятие управления и механизма управления. Основные составляющие и функции менеджмента. Современные тенденции развития менеджмента. Сущность и роль организационной культуры фирмы.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2018

    Теоретические основы исследования механизмов развития менеджмента и необходимости управления деятельностью организации. Анализ и оценка системы менеджмента предприятия и анализ его конкурентного окружения. Рекомендации по совершенствованию менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2012

    Исследование целей и предмета информационного менеджмента. Характеристика тенденций развития информационных технологий. Анализ структуры рынка информационных продуктов и услуг, его правового регулирования. Объекты профессиональной деятельности менеджера.

    реферат , добавлен 12.06.2013

    Рассмотрение концептуальных основ менеджмента как науки и практики экономического управления. Структура и функции современного менеджмента. Системная инженерия процессов управления. Практическая деятельность менеджера и ситуации управления фирмой.

В основе современной системы управления, основанной на менеджменте качества, лежат идеи доктора Уильяма Эдвардса Деминга - “творца японского экономического чуда, приведшего к успеху и процветанию многочисленные американские и европейские компаний. В конце ХХ века они получили всеобщее признание и были реализованы в системе всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM).

Она представляет собой не просто подход к организации процессов планирования, обеспечения и контроля качества продукции фирмы. Основные положения концепции TQM можно выразить следующими тезисами.

1. Определяющая роль руководства в мероприятиях по реформированию / реструктуризации предприятий на основе принципов ТQМ. Руководство должно возглавить реорганизацию деятельности фирмы, интегрировать систему управления качеством в общую модель управления компанией.

2. Основное внимание - клиентам . Прежде всего клиенты должны быть идентифицированы , т.е. сотрудникам и в первую очередь руководителям необходимо четко знать, кто является потребителями продукции фирмы. Затем следует определить потребности своих клиентов, разработать систему показателей, определяющих степень удовлетворенности клиентов продукцией фирмы, и ввести показатели в систему мотивации сотрудников как основной индикатор успеха развития организации. Значительную роль в повышении эффективности взаимодействия с клиентами играет система коммуникации с ними. Это предполагает, что информационная система фирмы должна быть совместимой с информационными системами основных клиентов.

3. Стратегическое планирование . Большое внимание в TQM уделяется процессам планирования вообще и стратегического планирования в частности. Причем планируется достижение не только традиционных производственно-хозяйственных целей, но и таких (до последнего времени рассматриваемых как неосязаемые и неизмеримые) целей, как уровень удовлетворения потребителей, положительный деловой образ компании, престиж торговых марок и пр.

4. Вовлечение всех сотрудников . В TQM предполагается делегировать больше ответственности на нижние уровни управления. При этом не следует забывать, что сотрудники должны быть специально подготовлены для принятия этой, новой для них ответственности. При увеличении ответственности рядовых сотрудников возрастает роль обратной связи , которая становится основной составляющей информационной системы предприятия. Важную роль играют социальные и психологические факторы. Самоконтроль (должным образом подготовленный) и контроль со стороны коллег работают эффективнее, чем формальный контроль сверху.

5. Подготовка персонала . При расширении полномочий и обогащении функциональных обязанностей возникает необходимость постоянной подготовки персонала, причем не узкой подготовки по отдельным профессиональным вопросам, а более широкого образования .

6. Награды и признание . Для того чтобы новая система работала, необходимо, чтобы она была закреплена в соответствующей системе мотивации , которая бы поощряла должное поведение и ограничивала недолжное. Формальные награды и признание должны гармонировать с неформальными. Таким образом, система менеджмента качества глубоко укореняется (интегрируется) в общую систему управления, которая поддерживается системой мотивации, а она в свою очередь закрепляется в системе ценностей фирмы, т. е. в организационной культуре.

7. Удовлетворение потребностей потребителя . Разработка продукции и услуг должна быстро реагировать на постоянно меняющиеся и увеличивающиеся потребности и ожидания потребителей. Критическим значением обладают такие показатели, как улучшение качества разработки , т. е. соответствие разработок требованиям клиента, и продолжительность цикла разработка - внедрение.

8. Управление процессом . Основополагающим принципом TQM является концентрация всех усилий по совершенствованию деятельности предприятия на конкретных процессах, и в особенности на процессах, непосредственно влияющих на качество конечной продукции фирмы.

9. Качество поставщиков . Требования к качеству продукции поставщиков предъявляются практически такие же, что и к своей собственной. Для мониторинга поставщиков надо оперативно отслеживать качество их продукции и своевременно отказываться от услуг ненадежных (если это возможно).

10. Информационная система . Для нормального функционирования системы TQM необходимо разработать и внедрить поддерживающую информационную систему, позволяющую эффективно собирать, хранить и использовать данные, информацию и знания. Но прежде следует четко определить, какие данные собирать и как их обрабатывать и распространять. В современных условиях избыток информации является более опасным симптомом, нежели ее недостаток.

11. Лучший опыт . Одним из действенных инструментов по повышению качества и улучшению системы управления является определение и использование лучшего опыта других компаний (так называемый бенчмаркинг ). Обычно эта деятельность состоит из определения процессов, которые предполагается улучшать, моделирования собственных процессов, изучения лучшего опыта других компаний, анализа и формулирования выводов, а также использования полученных результатов.

12. Постоянная оценка эффективности работы системы управления качеством . Для такой оценки необходимо разработать систему критериев и порядок проведения данных оценок. Полученные и проанализированные результаты должны быть использованы для дальнейшего совершенствования деятельности предприятия.

Недопустимо решать вопросы менеджмента качества «в отрыве» от системы управления предприятием в целом. На практике это приводит к появлению психологии, разделяющей участников проекта на ответственных и безответственных, в результате чего персонал, выполнявший основные работы по проекту, практически не несет ответственности за качество. В результате становится невозможным добиться хорошего качества продукции в целом.

Система TQM предназначена для обеспечения соответствия качества продукции компании/проекта требованиям норм, заданий потребителей и действует на всех фазах проектного цикла. В менеджменте качества участвуют все организации, службы и подразделения предприятия/компании.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Развитие систем управления качеством продукции в СССР, США, Японии, Германии и Франции. Требования к системе менеджмента качества стандартов ISO серии 9000 и пути их соблюдения. Дополнения к рекомендациям ISO с учетом практики организаций стран СНГ.

    учебное пособие , добавлен 21.11.2013

    Термины, их определение и взаимосвязь согласно международным стандартам ИСО–9000. Характеристика требований к системе менеджмента качества, ее принципы в соответствии с международными и российскими стандартами, их значение в управлении качеством.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Управление качеством и суть стандартов семейства ИСО 9000. Ключевые преимущества внедрения принципов менеджмента качества. Назначение стандартов ИСО 9000, их рекомендательный характер. Терминология систем качества, требования к ним и указания по развитию.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2011

    Анализ управления качеством в строительных организациях. Разработка стандарта предприятия: основные понятия и определения; назначение, область применения; общие положения и принципы. Политика в области качества, задачи руководства по ее реализации.

    контрольная работа , добавлен 18.09.2013

    Задачи, решаемые версией международных стандартов ИСО серии 9000:2000. Принципы управления качеством. Процессный и системный подходы. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. Сертификация систем менеджмента качества.

    реферат , добавлен 04.12.2007

    Сущность и содержание менеджмента качества в общей системе менеджмента. Интеграция систем менеджмента и менеджмента качества на предприятии ОАО "Нефтекамскполимерхим". Совершенствование интегрированных систем менеджмента на основе управления качеством.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2011

    Совершенствование деятельности современной организации в области качества, согласно стандартам ISO серии 9000:2000. Процесс работы поставщиков с потребителями и другими партнерами компании. Оформление поставок и услуг. Верификация закупленной продукции.

    После изучения данной главы студенты и выпускники вузов должны:

    знать

    • – основные направления и перспективы развития и совершенствования систем менеджмента в области качества, охраны окружающей среды, охраны труда, социальной ответственности и других направлений развития управления, ориентированных на повышение качества жизни человека;
    • – основные методологические принципы международных стандартов ИСО 9000, ИСО 14000, OMSAS 18000, SA 8000;
    • – основные методы анализа внешней и внутренней среды, применяемые в стратегическом управлении, SWOT -анализ, STEP- (РЕСТ-) анализ и иные методы экспертной оценки;

    уметь

    • – пользоваться основными методологическими инструментами оценки и анализа состояния внешней и внутренней среды;
    • – применять методы оценки рисков деятельности организации в условиях неопределенности внешней среды (качество, экология, охрана труда и т.д.);

    владеть

    методикой идентификации экологических аспектов, опасностей, социальной защиты в рамках деятельности организации.

    Эволюция концепции развития менеджмента качества

    Экономика современной России в условиях глобализации характеризуется усложнением взаимосвязей между производством и потреблением, ростом качества продукции и конкурентоспособности организаций в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.

    В настоящее время качество играет важную (если не главенствующую) роль как в сфере производства, так и в сфере услуг. Для современного рынка, как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, характерна устойчивая тенденция к повышению роли неценовых форм конкуренции, особенно конкуренции качества.

    Качество становится политической, нравственной и экономической категорией. Именно качество является основным условием укрепления и развития национальной экономики развитых стран мира. Сегодня в понятие качества включены: качество труда, продукции и услуг, качество окружающей среды и многое другое.

    Работа по повышению качества, традиционно начинавшаяся на завершающих стадиях технологического процесса в виде контрольных операций, теперь производится на каждой технологической стадии, являясь неотъемлемой частью производственного процесса, и представляет собой, прежде всего, работу по повышению выхода качественной продукции, снижению ее себестоимости.

    В наиболее наукоемких направлениях (например, в электронной промышленности) работа по повышению качества становится не только важной, но и доминирующей. Именно в таких производствах наиболее ярко выражен экономический подход к качеству.

    Управление качеством в условиях рыночной экономики имеет целью достижение экономического эффекта (прибыли). От административного подхода остались лишь некоторые основополагающие принципы, прежде всего принцип, основанный на том, что потребитель должен получать бездефектную продукцию. Сегодня требованиям качества должно соответствовать не 99, а все 100% продукции, предлагаемой потребителю. В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной, экологической безопасности населения. Вопросы управления качеством наиболее подробно рассмотрены в разделах I и II.

    Чтобы понять современные системные подходы к управлению качеством в рамках интегрирования систем менеджмента, кратко остановимся на основных этапах эволюции концепции качества.

    В 50-х гг. прошлого столетия при обеспечении качества продукции главная роль в организации отводилась контролю и отбраковке дефектной продукции. Контроль и отбраковка в производственной практике, как правило, реализовывались различными на тот период времени методами, которые развивались и совершенствовались под влиянием достижений научно-технического прогресса. Организационно система контроля качества соответствовала структуре производственного процесса и отвечала его требованиям.

    В СССР при централизованной плановой экономике, использующей административно-командные методы, официальной была концепция управления качеством, направленная на достижение качества лучших мировых образцов.

    В этот период при изготовлении готовой продукции широко стали применяться приемочный контроль качества продукции перед отправкой его потребителю. В случае, если технология изготовления продукции состояла из большого числа операций, приемочный контроль сочетался с операционным. При этом значительная роль отводилась входному контролю закупаемого сырья, комплектующих изделий и деталей. Контроль качества продукции осуществлялся на соответствие нормам.

    Одновременно, с 1920-х до начала 1980-х гг., пути развития управления качеством и общего менеджмента организации разошлись. Главная проблема качества воспринималась и разрабатывалась специалистами преимущественно как инженерно-техническая проблема контроля и управления вариабельностью продукции и процессов производства, а проблема менеджмента – как проблема в основном организационного и даже социально-психологического характера.

    Существовавший в этот период времени подход к обеспечению качества лишь с позиции контроля требовал (при стопроцентном контроле параметров каждой детали или изделия) много квалифицированных контролеров. В крупных промышленных компаниях США число контролеров стало соизмеримо по численности с производственным персоналом, что соответственно приводило к серьезным потерям и неоправданно увеличивало издержки на производство продукции.

    В этот период при контроле качества продукции начали широко применятся статистические методы контроля качества – SQC (Statistical Quality Control), позволяющие с заданной вероятностью оценивать качество изделий с применением выборочного метода.

    Статистические методы контроля качества способствовали сокращению затрат времени на контрольные операции и повышению эффективности контроля. Впоследствии новые условия производства потребовали поиска адекватных и эффективных методов обеспечения качества. На совершенствование методов обеспечения качества оказали влияние исследование операций, кибернетика, системотехника и общая теория систем.

    Это способствовало появлению в 60-х гг. концепции управления качеством, основанной на управлении качеством производственных процессов.

    Такой анализ позволял не ограничиваться констатацией брака, а выявлять, анализировать причины его возникновения и разрабатывать меры по стабилизации уровня качества. Таким образом, появилась возможность управлять качеством .

    В этой концепции было уточнено место контроля в обеспечении качества, при этом контроль продолжал оставаться важной и необходимой операцией, но существовал как одно из звеньев в общей системе обеспечения качества. Главной целью этой системы на тот период было обеспечение требуемого уровня качества и поддержка его в течение всего периода изготовления продукции. Достигнуть этой цели было возможно при оптимизации по критерию качества всего процесса создания изделия. Процессы и действия в рамках процесса управления качеством имели четко обозначенные цели, критерии контроля (стандарты), каналы обратной связи, процедуры анализа и методы воздействия.

    В этот период в зарубежной практике при управлении качеством производственных процессов устанавливаются, наряду с требованиями соответствия нормам, и дополнительные соответствия установленным рыночным отношениям.

    В 1970–1980 гг. в мировой практике управления качеством получило дальнейшее развитие и совершенствование комплексное управление качеством во всех подразделениях организации – всеобщее управление качеством. В систему управления качеством были включены поставщики ресурсов и конструкторские бюро, впервые были отражены постоянные связи с потребителями продукции. В рамках системы были взаимоувязаны технические, экономические, организационные и социальные мероприятия, обеспечивающие качество на всех этапах его формирования. Эта система также позволяла анализировать состояние изделий в процессе ее эксплуатации. Новшеством систем стало введение стандартов предприятия (СТП), в которых устанавливался порядок действий и ответственность каждого исполнителя за достижение высокого уровня качества, надежности и долговечности продукции. Кроме того, в СТП уточнялись требования всех используемых нормативов к местным особенностям производства.

    Функционирование системы базировалось на научно обоснованном планировании производственной деятельности и своевременном обеспечении материально-техническими и людскими ресурсами.

    Основным недостатком рассмотренных выше методов управления, оценки и контроля качества, с точки зрения системного подхода к управлению качеством, была возможность обеспечения качества на всех уровнях и на протяжении всего процесса производства, а также своевременного проведения корректирующих и предупреждающих действий. Во всех методах были определены отдельные уровни, стадии или пределы, на которых производилась оценка качества продукции, т.е. нельзя было констатировать наличие мониторинга полного производственного процесса.

    Наряду с этим низкая эффективность систем управления, контроля и оценки качества в равной мере была обусловлена несовершенством действовавшего хозяйственного механизма и нарушениями норм, стандартов и технических условий. Нарушение технологии разработки и внедрения систем, пренебрежение системным подходом проявлялись в стремлении руководства организации охватить управлением наибольшее количество элементов без учета их взаимосвязи и взаимодействия в рамках создаваемой системы.

    В этот период в зарубежной практике начинает широко использоваться принцип соответствия стоимости изделия его качеству.

    Тогда же развитие модели управления качеством стало направлено на непрерывное формирование и улучшение качества продукции – всеобщее управление качеством – TQC (Total Quality Control). Эта модель была ориентирована также на маркетинговую концепцию производственно-коммерческой деятельности предприятия. Она предусматривала постоянное изучение спроса на рынке сбыта и эксплуатационных показателей качества продукции, что соответственно обусловливало полную ориентацию производства на требования потребителей и рынок сбыта. При этом цикл управления качеством (цикл Д. Джураиа) начинается и заканчивается обследованием рынка.

    Одновременно в Японии в этот же период Г. Тагути предложил при разработках изделий использовать функцию потерь качества, разработал методику планирования промышленных экспериментов. Все это позволило последовательно реализовывать концепцию "ноль дефектов", обеспечивая главный принцип новых ориентаций систем управления качеством – принцип удовлетворенного потребителя. В соответствии с этим принципом требовалось предоставить потребителю высокое (нужное ему) качество за приемлемую цену, которую для победы в условиях ужесточающейся конкуренции стало необходимо постоянно снижать.

    В этот период в Японии возникло новое понятие "культура качества". Культура качества и сегодня – наиболее важное комплексное понятие, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций и др.

    С внедрением новых подходов и моделей систем управления качеством противоречие между повышением качества и ростом эффективности производства в его прежних формах было преодолено, что впоследствии было озвучено в новой модели управления качеством – всеобщий менеджмент качества – TQM (Total Quality Management), который стал основой развития и совершенствования современной философии управления качеством.

    Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должна быть гармония всех составляющих профессионального влияния на качество.

    Применение модели TQM позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на производство.

    Если TQC – это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM – это управление и целями, и самими требованиями. В TQM включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, гарантирующая уверенность потребителя в качестве продукции.

    Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная философия TQM базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка – стремление к нулю дефектов, к нулю непроизводственных затрат, к поставкам – точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия сегодня имеет специальный термин – "постоянное улучшение качества" (quality improvement).

    Таким образом, современная философия управления качеством уделяет большое внимание как горизонтальным процессам управления качеством (например, процессы, проходящие по линии "маркетолог – конструктор – технолог – производственник – испытатель – торговец"), так и вертикальным процессам, для которых характерно не только направление сверху вниз, но и снизу вверх. Примерами горизонтального управления являются кросс-функциональная командная работа, статистическое управление процессами, построение организационных структур из цепочек "потребитель – поставщик", структурирование функции качества и т.п.

    Следует также отметить, что в системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей данной системы является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие всего коллектива в улучшении качества. Одновременно в TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала.

    Качество работы, как уже отмечаюсь выше, непосредственно связано с обеспечением функционирования организации. Это – качество руководства и управления (планирование, реализация, анализ, контроль). От качества планирования (разработки стратегии, системы планов и т.п.) зависят достижение поставленных руководством организации целей и качество работы.

    Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность продукции.

    Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на уровне организации важно и для экономики в целом, так как это позволяет установить новые и прогрессивные пропорции между ее отраслями и внутри отраслей, например, между металлургической промышленностью и машиностроением. Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствования технологии производства машиностроительной продукции и повышения ее экономичности. Повышение же качества продукции машиностроения имеет значение для автоматизации производственных процессов в других отраслях.

    С современных позиций качество деятельности социально-экономической системы любого иерархического уровня (государство, регион, отрасль, организация) можно охарактеризовать следующим образом.

    Национальный аспект . Связан с определенными национальными чертами, проявляющимися присущим той или иной нации образом мышления в области качества. Например, если "американский практицизм" ориентирует фирмы на управление качеством с целевой функцией максимальной прибыли, то для японских фирм характерны установки на увеличение доли рынка, даже если это будет связано с первоначальными потерями части возможной прибыли.

    Политический аспект . Политическая ориентация страны влияет на национальную систему планирования и распределения продукции и услуг. Система централизованного планирования, доминирующая при социалистической ориентации страны, и система локального планирования при преобладании частной собственности на средства производства влияют на мотивы улучшения и обеспечения качества и соответствующие рычаги управления качеством. Конкурентоспособность организации в свою очередь влияет на уровень доходов населения и безработицы, а следовательно, и на политическую ситуацию в стране, на статус государства в мировом сообществе.

    Технический аспект . Уровень развития техники и качество создаваемых человеком инновационных объектов – взаимосвязанные характеристики. С одной стороны, научно-технический прогресс, приводящий к совершенствованию техники, создает новую основу для совершенствования качества продукции. С другой стороны, более высокое качество продукции, услуг, систем информационных и транспортных коммуникаций и других компонентов качества жизнедеятельности создают лучшие предпосылки для ускорения научно-технического прогресса.

    Социальный аспект . Рассматривается, как правило, со следующих позиций. Высокое качество, повышение уровня образования, интеллектуального развития, благосостояния нации соответственно влияют на социальную среду, социальный статус государства. Одновременно социальный уровень человека влияет на качество его труда. Сегодня можно утверждать, что высококачественные продукты человеческого труда – это творение высокой культуры. Так, например, японцы считают, что высококачественный продукт, созданный трудом человека, – своего рода произведение искусства.

    Экономический аспект . Качество в процессе его эволюции всегда было связано с экономическим развитием. Практически все решения в области качества, программы повышения качества, мероприятия по управлению качеством, связанные с экономическими затратами, имеют смысл, если приводят к приемлемому для предприятия экономическому эффекту. Поэтому качество должно рассматриваться прежде всего как экономическая категория.

    Моральный аспект . Качество неразрывно связано с качеством жизнедеятельности через такие компоненты, как качество познания и развития личности, качество продуктов труда, уровень самовыражения в трудовой деятельности, степень полезности труда. Если исходить из позиции того, что некачественный труд приводит к излишним затратам ресурсов, энергии, неудовлетворенности и материальным потерям клиентов, то можно сделать вывод о том, что такой труд аморален.

    Экологический аспект . По мере повседневного ухудшения экологической обстановки на планете Земля стратегия управления качеством, основанная на попытке удовлетворить краткосрочные потребности потребителей за счет их долгосрочных интересов и благосостояния, с течением времени все в большей степени утрачивает свои позиции в экономически развитых странах мира. Потребители становятся все более требовательными, они ищут продукцию и услуги, безопасные для жизни и здоровья, адаптированные к их долгосрочным запросам, добиваются полноты информации по закупкам, стремятся к расширению потребления экологически чистых продуктов. Они оказывают давление на правительство, побуждая его к усилению контроля и к принятию мер но экологической защите потребителей.

    Сегодня в мировом сообществе появляются новые потребности, обусловливающие необходимость в получении экологически чистых продуктов. Только ориентация на высокое качество процессов, материалов, сырья, комплектующих изделий и готовой продукции позволяет в наибольшей степени удовлетворять требованиям экологической безопасности. Понятия "высококачественный продукт" и "экологически чистый продукт" потребителями во всех странах мира сегодня отождествляются.

    Рассмотренные выше аспекты качества показывают, насколько важно решать сегодня проблемы управления качеством. В то же время многоаспектность категории качества соответственно определяет сложность и неоднозначность ее философской трактовки. В процессе эволюции качества объективно сложилась два альтернативных подхода – две идеологии раскрытия понятия "качество".

    Первый подход раскрывает качество с позиции "вещь в себе", т.е. качество определяется конструктивными внутренними отличиями объекта. В организациях, ориентированных на данный подход, применяют при оценке качества продукции понятия "низшее качество" и "высшее качество". Основное направление прогресса в таких организациях связано, в первую очередь, с экономией материальных средств. Стоимость продукта здесь отождествляется со стоимостью труда. Цена при этом – в основном субъективный показатель качества.

    Второй подход раскрывает качество с позиции "вещь для нас", т.е. качество определяется внешним проявлением внутренних отличий. В этом случае в организациях применяют понятие "нужное качество", отражающее взгляд на качество продукции клиентов – потребителей данного качества. Прогресс в таких организациях направлен в первую очередь на лучшее удовлетворение постоянно меняющихся запросов потребителей. Стоимость продукта в этом случае отождествляется с потребительской стоимостью, т.е. с его полезностью для потребителя. При этом подходе цена рассматривается как мера, определяющая уравновешенность между спросом и предложением. Цена здесь в основном объективный показатель, т.е. основа ценообразования объективна, и прогнозы цен строятся на базе изучения рыночной конъюнктуры.

    Субъективная сторона ценообразования в таких организациях связана с их целями и стратегией маркетинга. Таким образом, альтернативные подходы к качеству по существу определяются теми концепциями, на которых основывается производственно-коммерческая деятельность производителя. При сбытовой концепции – это подход с позиции "вещь в себе", а при маркетинговой – "вещь для нас".

    На рис. 11.1 представлена эволюция качества в начале XXI в.

    Человек в рамках своей повседневной деятельности постоянно взаимодействует с качеством самих объектов деятельности, которые в общем виде можно охарактеризовать, как качество жизнедеятельности.

    Качество жизнедеятельности – это субъективно-объективная характеристика, раскрываемая через степень удовлетворения постоянно меняющихся потребностей человека.

    Качество жизнедеятельности – это сложная система, состоящая из различных компонентов качества.

    Качество жизнедеятельности включает такие индивидуальные черты, как образ мышления, вкусы, интересы человека, а также такие общесистемные понятия, как качество окружающей человека среды, безопасные условия жизнедеятельности, предлагаемые услуги, продукция, система образования, социальная, политическая среда и т.п.

    Человек в процессе своей жизнедеятельности потребляет и использует качество созданной государством и государственными институтами системы обучения, самообучения и интеллектуального развития личности. Качество обучения в школах, средних учебных заведениях, вузах, системе повышения квалификации, аспирантурах и т.д. во многом определяет качество жизнедеятельности человека. Качество объектов труда – продуктов, включающее в себя качество приобретаемой человеком продукции и предоставляемых ему услуг, представляет собой, хотя и важный, но только один из многих компонентов данной системы.

    Рис. 11.1.

    Сегодня нельзя рассматривать как менее значимые такие составляющие качества жизнедеятельности, как качество внешней среды, качество охраны здоровья, социальной ответственности, качество информационных и транспортных коммуникаций.

    Качество познания и развития личности, качество продуктов труда, качество внешней среды, качество охраны здоровья, качество информационных и транспортных коммуникаций стали неотъемлемой частью качества жизнедеятельности современного человека XXI в.

    Для большинства людей важно качество их трудовой деятельности. Оно в первую очередь связано со степенью удовлетворения своим трудом, что определяется как степенью самовыражения человека в процессе трудовой деятельности, так и степенью полезности производимого им груда. Важным компонентом жизнедеятельности является качество отдыха человека. Он может быть производительным, когда, например, человек занимается видами деятельности, связанными с его хобби: коллекционирует марки и монеты, выращивает для своего удовольствия цветы и т.п. Развлекательный и условно-пассивный отдых также важны для человека и определяют качество его жизнедеятельности.

    Качество условий производственной деятельности влияет на качество обучения, качество внешней среды – на качество охраны здоровья, что соответственно определяет трудности оценки рассмотренных компонентов качества жизнедеятельности. Следует отметить, что качество жизнедеятельности является не только индивидуальной характеристикой, но и обобщенной, т.е. применимой как к отдельным людям, сообществам людей, гражданам государств, так и в глобальном масштабе.

    По существу, о прогрессивных изменениях в стране, на земном шаре более объективно можно судить не по динамике отдельных компонентов качества жизнедеятельности (улучшение качества продуктов, качества коммуникаций и т.д.), а по динамике системы всех компонентов качества жизнедеятельности, т.е. учитывая динамику всего комплекса взаимно влияющих характеристик.

    Эволюция качества в XXI в., базирующаяся на общесистемных принципах всеобщего управления качеством, предусматривает функционирование в рамках системы управления качеством организации всех ее подразделений и охват данной системой всех этапов жизненного цикла продукции.

    Эта модель стала основой детальной разработки в ведущих странах систем управления и обеспечения качества продукции. Положительный опыт такой деятельности в последующем был отражен в международных стандартах ИСО серии 9000, устанавливающих требования к системам качества, разработанные Международной организацией по стандартизации ИСО.

    Главная целевая установка систем качества, построенных на основе международных стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок – просто отсутствует, отсутствует и учет рисков, связанных с качеством деятельности организации.

    Но, несмотря на то, что система TQM не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности организации, популярность системы менеджмента качества растет и сегодня она занимает ведущее место в рыночном механизме, так как расширяет наши представления о качестве продукции и способах воздействия на нее, с одной стороны, а с другой – о системе общего менеджмента организации.

    В то время как менеджмент качества включает в свою орбиту все новые и новые элементы производственной системы, накапливает и интегрирует их, общий менеджмент, напротив, распадается на ряд отраслевых, достаточно независимых дисциплин (финансы, персонал, инновации, маркетинг и т.д.), а в теоретическом плане предстает как управление по целям – MBQ (Management by Quality). Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании стратегических целей (создание дерева целей), а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.

    Начиная с 90-х гг. усиливается влияние общества на деятельность организаций, а организации все больше учитывают интересы общества. В это самое время уже сформировался мощный набор теоретических и практических средств, который получил название менеджмент на основе качества (MBQ), что привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

    Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 в XXI в. становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала. В практику деятельности организаций начинают соответственно внедряться системы управления охраной труда ILO-OHS 2001, OHSAS 18001:2007, социальной ответственности SA 8000 (ИСО 26000), специализированные отраслевые стандарты QS 9000, AS 9000 автомобилестроения и аэрокосмические, пищевой продукции ИСО 22000, информационных технологий ИСО 20000:2005, ИСО 27000 и многие другие.

    Таким образом, успешная деятельность организации на внутреннем и внешнем рынках обеспечивается выпуском продукции, которая:

    • отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению;
    • удовлетворяет требованиям потребителей;
    • соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;
    • отвечает социальным требованиям общества;
    • учитывает требования охраны окружающей среды;
    • предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
    • является экономически выгодной, т.е. приносит прибыль.

    Отличительными особенностями современного подхода к решению проблем управления качеством являются:

    • наличие четкой законодательной основы для проведения всех работ;
    • гармонизация требований международных и национальных стандартов, правил и процедур сертификации;
    • создание национальных/региональных инфраструктур, уполномоченных проводить работы по сертификации систем качества, аккредитации лабораторий, сертификации специалистов по управлению качеством.

    Как для организации, так и для потребителя сегодня имеет важное значение решение проблем, связанных с выгодами, затратами и рисками при насыщении рынка большинством видов продукции.


    Для России последнее десятилетие XX века можно с уверенностью охарактеризовать как период весьма противоречивых преобразований. Объективная потребность интеграции страны в мировое экономическое пространство, с одной стороны, обострение внутреннего противоречия в способах хозяйствования, с другой, привели к заметным, и во многих случаях неоднозначным, последствиям не только в производственной, но и в образовательной сферах.
    Наметилась тенденция увеличения отставания России от уровня передовых про- мышленно-развитых стран мира. Для выравнивания необходимы взаимодействующие усилия граждан, предпринимателей, органов государственного управления, а также комплексный и координационный подход к проблемам. Рост в промышленном секторе российской экономики одновременно обострил ряд проблем, важнейшими из которых являются:
    кадровая проблема - экономика испытывает дефицит в специалистах, владеющих теорией и практикой современного менеджмента, в особенности менеджмента качества, который является концептуальной основой современного менеджмента;
    проблема эффективности деятельности предприятий - тесно связана с первой проблемой; низкая эффективность большинства предприятий в значительной степени обусловлена устаревшей организацией труда, организационно-управленческими технологиями, слабой ориентацией на удовлетворение запросов потребителей - что объясняется незначительными знаниями или неправильным внедрением методологии и технологий современного менеджмента качества;
    проблема развития высоких технологий, прежде всего, информационных и инновационной деятельности, усугубляющая предыдущую проблему; эта проблема во многом связана с доиндустриальным характером производства в данной сфере.
    Перечисленные проблемы во многом связаны с недостаточным развитием методологии и технологий современного менеджмента качества. Фактически в настоящее время для России необходима разработка менеджмента качества, обслуживающая как промышленность, так и другие сферы экономики и обеспечивающая консультационные, инновационные, информационные образовательные услуги. Для создания системы менеджмента качества необходимы согласованные действия организаций, способных на развитие методологии и конкретных технологий менеджмента качества в промышленности и других сферах народного хозяйства. Основополагающее значение в этом процессе имеет высшая школа России, где сосредоточены основные кадры ученых и специалистов в данной сфере. Так, Министерством образования Российской Федерации разрабатываются ряд про-
    грамм в области управления и обеспечения качества товаров и услуг. В ходе реализации этих программ были созданы условия для решения проблемы настоящего периода - создания научно- методических разработок для промышленности страны.
    В настоящее время осуществляются разработки в области методологии и технологии менеджмента качества в промышленности и образовании, а объектом применения полученных результатов стали передовые промышленные предприятия, научные организации, организации и учреждения системы образования. На первом этапе формирования, так называемой, индустрии менеджмента качества необходимо создать нормативный, научно-методический задел и инфраструктуру для эффективного выполнения других отраслевых программ в области менеджмента качества, экологического менеджмента и безопасности.
    Важнейшим ресурсом любого хозяйствующего субъекта выступает человек. Основой человеческого потенциала выступает интеллектуальный уровень или уровень образования населения, который представляет основную составляющую социально-экономического развития любого государства.
    Значительную роль в формировании интеллектуального и профессионального потенциалов человека играет высшая школа.
    Качество образовательной деятельности высшего учебного заведения определяет конкурентоспо-собность образовательных услуг. Для действительного признания образовательных услуг, представляемых российскими высшими учебными заведениями, за рубежом необходимо чтобы услуги соответствовали международным стандартам (МС) ИСО 9000:2000. То есть методической основой внедрения эффективной системы менеджмента качества в вузе должны служить требования МС ИСО 9000:2000. Основой применения указанных стандартов является процессный подход к описанию деятельности организаций. Однако при внедрении системы менеджмента качества в вузе необходимо учитывать его специфику как типа организации и высшего образования, как вида услуг:
    система менеджмента качества должна создаваться не только для образовательной деятельности, но и для воспитательной, научно-исследовательской, учебно-методической, так как они находятся в тесном взаимодействии и взаимопроникновении;
    необходимо четко определить, что является конечной продукцией вуза (профессиональные знания, навыки и умения специалистов, сами специалисты или др.);
    каковы параметры качества каждого вида продукции и параметры несоответствующей продукции;
    необходимо выяснить, кто является потребителем продукции (рынок рабочей силы, работодатели, общество в целом или др.);
    система менеджмента качества должна быть составной частью государственных требований к образовательной деятельности;
    при внедрении системы менеджмента качества необходимо учитывать специфику всего множества происходящих в вузе процессов и явлений;
    система менеджмента качестве должна учитывать изменения в окружающем мире и адаптироваться к ним;
    в связи с развитием научно-технического прогресса необходимо предусматривать актуализацию содержания образования, требований к специалистам;
    система менеджмента качества должна охватывать этап распределения выпускников после окончания вуза, выделив его самостоятельным процессом, что позволит сделать подготовку выпускников более адресной, усилить сотрудничество специалистов, работодателей и вуза, повысить мотивацию студентов к обучению, привлечь дополнительные финансовые средства, реально воздействовать на экономику региона.
    Решение актуальных проблем управления качеством образовательной деятельности требует формирования концептуальных подходов к совершенствованию его оценки на всех уровнях управления системой высшего образования - государственном, региональном и муниципальном.
    На государственном уровне необходимо совершенствование системы показателей лицензирования, аттестации и аккредитации по ряду направлений:
    наряду с оценкой уровня развития ресурсного потенциала и реализации требований государственных образовательных стандартов Министерства образования РФ целесообразным является проведение оценки организации и осуществления работ по обеспечению качества образовательной деятельности в вузе;
    основой для пересмотра и обновления государственных образовательных стандартов должны служить мониторинг ожиданий и запросов потребителей образовательных услуг, анализ и прогнозирование развития рынка труда и экономики в целом, изучение современных мировых тенденций изменения высшего образования.
    Сбор, оценка и анализ информации о том, какими ресурсами обладает каждый вуз, каким образом осуществляется планирование и организация его деятельности, каковы ее результаты, какие условия предпринимаются вузом для непрерывного совершенствования своей деятельности - все это может стать действенным инструментом государственной образовательной политики, обладающим также общественной значимостью.
    На региональном уровне оценка качества образовательной деятельности заключается в определении эффективности проводимых мероприятий по поддержке высшей школы в регионе.
    На уровне вуза должна быть сформулирована система оценки качества образовательной деятельности.
    На рубеже веков качество стало единственной силой, способной привести хозяйствующие субъекты к успеху как на внутреннем, так и на международном рынках. Как было представлено в предыдущем параграфе категория "качество" имеет множество аспектов. Но все подходы к качеству нацелены на конечный продукт или товар. Когда рынки оказались насыщены, компании-производители осознали, что потребители оценивают не только качество товаров, но и прилагаемые к нему услуги. Реакция зарубежных производителей последовала незамедлительно - появилась концепция TQM (Total Quality Management - Всеобщее управление качеством).
    В последнее время внедрение TQM в компаниях набирает обороты и принимает масштабный характер. Использование TQM помогает понять компаниям, что они делают плохо и как можно сделать это лучше. Компании, поддерживающие TQM, ставят перед собой цель непрерывного совершенствования через отслеживание и непрерывное использование достижений как конкурентов, так и мировой практики бизнеса.
    TQM - система комплексного управления качеством, в основе которой лежит анализ деловых процессов.
    К основным элементам TQM можно отнести: формирование стратегии компании; определение показателей качества деятельности; приемы улучшения принятия решений; механизмы контроля качества. В качестве основных принципов TQM выделяют:
    постоянное отслеживание изменений во внешней и внутренней среде компании. Компаниям должно быть присуще умение прогнозировать изменения как во внешней, так и во внутренней ее среде;
    наличие эффективной работоспособной схемы процесса постоянного и непрерывного совершен-ствования как компании, так и ее конечной продукции, посредством непрерывного улучшения ее деятельности;
    ориентированность на клиента или потребителя. Компании зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности и стремиться превзойти их ожидания;
    лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство целей и направления деятельности компании. Они должны создавать и поддерживать среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации;
    заинтересованность всего персонала компании в реализации мероприятий по достижению поставленных целей. Работники всех уровней составляют основу компании, и их полное вовлечение дает возможность компании с выгодой использовать их способности;
    использование процессного подхода при управлении качеством. Желаемый результат будет эффективнее, если деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом;
    использование системного подхода посредством выявления, понимания и управления системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели, повышают результативность и эффективность компании;
    определение издержек, связанных с поддержанием необходимого уровня качества;
    взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и поставщики взаимозависимы. Выгодные отношения между ними способствуют расширению возможностей каждого из них создавать ценности;
    постоянная поддержка системы управления качеством.
    Можно выделить следующие характерные аспекты концепции TQM:
    во-первых, первостепенной основой качества является человек, со своими поведением и потребностями. Человек рассматривается не как необходимый ресурс, а как личность, от гармонического развития которой, от заинтересованности ее в своей деятельности и деятельности организации зависит бла-госостояние компании;
    во-вторых, управление качеством - это не ограниченная предметными рамками узкая специфическая деятельность, а управление всей компанией, всеми аспектами ее жизнедеятельности в самом глобальном, существенном для ее жизнеспособности смысле;
    в-третьих, успеха добивается та организация, которая основывается на деятельности команд;
    в-четвертых, в основе управления качеством находится устранение не самих дефектов, а их глубинных причин.
    Внедрение этих положений в практическую деятельность, безусловно, требует создания в организации особой среды и активного участия высшего руководства.
    Важным представляется разработка документации качества. Это непременное условие внедрения принципов TQM. Конечная продукция компаний должна соответствовать установленным стандартам, но процесс должна контролировать сама компания. Каждая единица продукции должна проходить через жесткую систему контроля качества. Все записи результатов тестирования качества продукции должны подлежать архивации.
    По оценке западных менеджеров, в качестве основных причин неудачной реализации системы TQM можно выделить: отсутствие обратной связи с потребителями; отсутствие у руководства компании ясных стратегических целей компании и недостаточная проработка направлений ее развития; отсутствие внимания к издержкам, связанным с поддержанием необходимого уровня качества; недостаточно уважительное отношение руководства к персоналу компании; отсутствие реальных измерителей эффективности деятельности персонала; отсутствие или непроработанность документации системы менеджмента качества.
    Подготовка к внедрению TQM предполагает, прежде всего, осознание руководством компании необходимости объединения всего персонала для достижения целей компании. Возможно проведение анонимных опросов как управленческого, так и производственного персонала компании, цель которых выявление нерешенных проблем, связанных с управлением компанией, в частности, возникающих у персонала при выполнении им своих обязанностей.
    Таким образом, рассмотренные аспекты качества товаров и услуг являются основополагающими для экономики и непрерывная ориентация на их совершенствование улучшение качества профессиональной деятельности хозяйствующих субъектов позволит России выйти на новый более перспективный уровень развития.
    Контрольные вопросы
    Как вы понимаете качество?
    Выявите взаимосвязь качества и конкурентоспособности.
    Охарактеризуйте современное состояние деятельности по управлению качеством в России.
    Почему нужно уделять особое внимание обучению персонала теоретическим основам управления качеством?
    Каково современное состояние качества образовательной деятельности в России?
    Обоснуйте необходимость перехода компаний к TQM.
    Выделите и аргументируйте принципы TQM.

Новое на сайте

>

Самое популярное