Домой Пульпит Особые люди с ограниченными возможностями. Известные инвалиды, которые чего-то добились

Особые люди с ограниченными возможностями. Известные инвалиды, которые чего-то добились

Инвалиды — это ЛЮДИ с ограниченными возможностями.

Люди с ограниченными возможностями, по-русски, инвалиды, есть везде. Ограничение возможностей накладывает свой отпечаток на характер таких людей. И, пожалуй, самой яркой чертой становиться желание быть нужным и полезным. В подавляющем большинстве такие люди хотят и могут работать. Мы все знаем, что трудоустроиться в России хоть как-то инвалиду более чем трудно, что и говорить о возможности найти хорошую работу по душе, силам и оплате. Поэтому мы хотим предложить вашему вниманию рассказ-зарисовку о жизни инвалидов в США. Ее автор – Светлана Букина 17 лет живет в Соединенных Штатах Америки. Ее взгляд на проблему — это просто взгляд со стороны.

Валиды

Мне потребовалось прожить в Америке несколько лет, чтобы сообразить, что слово «инвалид» — это написанное русскими буквами английское слово invalid. В словаре Мириам-Вебстер invalid определено следующим образом:

not valid: a: being without foundation or force in fact, truth, or law b: logically inconsequent — безосновательный, беззаконный, неподтверждённый фактами. Нелогичный. Инвалид – существительное. Мы можем сказать: «Вот идёт инвалид». В английском языке тоже есть подобное слово – cripple, но по степени неполиткорректности оно сравнится разве что с «негром». Это обзывалка, которую злые подростки выкрикивают вслед бедному мальчику на костылях в душещипательных романах.

Существительные определяют человека – урод, гений, идиот, герой. Американцы любят существительные-определения ничуть не меньше других народов, но вот инвалидов предпочитают называть “disabled persons”. Человек, возможности которого ограничены. Но сначала человек.

Я работаю в здании Национальной Обороны (National Guard), и инвалиды там – на каждом шагу. Речь не идёт о ветеранах войны, потерявших руки или ноги. Говорят, что их много, но я их не вижу. Сидят себе в своих «кубиках» и выполняют бумажную или компьютерную работу. Я о тех, кто был рождён с неким физическим или умственным недостатком, а чаще – и с тем, и с другим. Солдату без ноги или руки легко подыскать работу. Попробуйте подыскать работу глухонемому умственно отсталому корейцу или женщине в инвалидной коляске, у которой IQ дай Бог 75.

Кореец собирает у нас мусор из корзинок и выдаёт новые пакетики. Хороший парень, которого все любят, и выдвигают корзинки с мусором из-под столов при первых звуках его добродушного мычания. Женщина в коляске, на пару с полунемым мексиканцем, убирают наши туалеты. Как они это делают (особенно она, в коляске-то) я точно не знаю, но туалеты блестят. А в кафетерии половина сервировщиц явно не от мира сего, да ещё по-английски плохо говорят. Но проблем нет – ткнёшь пальцем, положат на тарелку. Кладут очень щедро, я вечно прошу снять немного мяса, мне столько не съесть. И всегда улыбаются. А в мини-кафешке на третьем этаже работает весёлый парень, совершенно слепой. Такие хот доги делает, что держись. За секунды. Вообще работает лучше и быстрее, чем большинство зрячих.

Эти люди не производят впечатление несчастных и убогих, да и не являются ими. У инвалидов в колясках специально оборудованные машины, или их развозит приспособленный под это дело микроавтобус. У всех – достойно оплачиваемая работа плюс очень приличные пенсии, отпуска и страховки (на государство работают, как никак). Про то, как им обустраивают квартиры, я знаю на примере собственной покойной бабушки, которой установили специальный телефон, когда она почти оглохла, а потом заменили на такой же, но с гигантскими кнопками, когда она почти ослепла. Да ещё принесли лупу, увеличивавшую каждую букву раз в сто, чтобы она могла читать. Когда ей ампутировали ногу, бабушку перевели в новую квартиру, где под раковинами было место, чтобы въезжать туда на инвалидной коляске, все прилавки были низкими, а ванная комната была оборудована вмонтированными в стену «хваталками», дабы удобно было пересаживаться с кресла на унитаз или в ванную.

Насмотревшись на этих людей, я стала без грусти наблюдать за умственно и физически отсталыми детьми. Садик, в который ходит мой младший сын, находится в отдельном крыле школы для таких детей. Каждое утро я вижу, как они выходят из автобусов или машин родителей – кто сам, кто с чьей-то помощью. Некоторые со стороны выглядят абсолютно нормально, по другим за версту видно, что с ними что-то не так. Но это обычные дети – швыряются снежками, смеются, корчат рожи, теряют варежки. Они учатся в прекрасно оборудованной школе, где преподают специалисты, которых минимум четыре года обучали тому, как с ними лучше обращаться и как лучше учить таких ребят.

Недавно мне привелось столкнуться по работе с мужчиной, назовём его Николай, приехавшим в Америку из Москвы несколько лет назад. Проговорив с ним некоторое время, я всё никак не могла взять в толк, что же толкнуло этого человека на эмиграцию. Сам – высококлассный специалист, программист, жена – тоже, и оба были хорошо устроены; старший сын заканчивал одну из лучших физматшкол в Москве. У них была прекрасная квартира, машина… К тому же люди русские, москвичи в Бог-знает-каком поколении, все родственники там остались, все друзья. Никак Николай не вписывался в образ типичного иммигранта. Тем не менее, он был именно иммигрантом: выиграл грин-карту, подал на гражданство, купил дом и возвращаться не собирался. Политика? Климат? Экология? Я терялась в догадках.

Пришлось спросить прямиком. «Так дочка у меня…» замялся мой новый знакомый. Дочку изуродовали при рождении – как-то неправильно вытащили щипцами. У девочки церебральный паралич в довольно серьёзной форме, она ходит на костылях (тех, что начинаются от локтя, подставки такие), должна носить специальную обувь и отстаёт в развитии на несколько лет.

В Москве у меня не было ни родственников, ни друзей с умственно или физически отсталыми детьми, поэтому то, что рассказал Николай, явилось откровением и вызвало лёгкий шок. Во-первых, девочку негде было учить. Дома – пожалуйста, а нормальных (читай: специальных) школ для них нет. То, что есть, лучше не упоминать. Жене пришлось бросить работу и обучать дочку дома. Да только как? Таких детей трудно учить традиционными способами, нужны специальные методы, определённый подход. Мало накопать информацию в Интернете — требуется особый талант. У жены-математика талантов было много, но вот этим конкретным Бог обделил. Женщина оставила перспективную и любимую работу и мыкалась с ребёнком-инвалидом, не зная, как с ней заниматься, и ощущая, что жизнь катится в тартарары.

Но это было только начало. Ребёнку полагались какие-то особые льготы, которые приходилось выбивать, унижаясь и проходя семь кругов бюрократического ада. Хуже всего были визиты к врачам. Девочка боялась их панически, орала, дрожала и билась в истерике. Ей каждый раз делали очень больно, со строгим видом объясняя маме, что так надо. Всё это – за очень приличные деньги, в частной клинике. Николай рассказал мне, что у дочери на много лет установилась фобия – она панически боялась всех людей в белых халатах. Потребовалось несколько месяцев здесь, в Америке, чтобы она начала отходить, и несколько лет, чтобы полностью доверять врачам.

Тем не менее, всего этого было недостаточно, чтобы толкнуть Николая на эмиграцию. Уж больно глубоко врос он в Россию корнями. Решение уехать было принято, когда дочка стала подрастать, и Николай с женой вдруг поняли, что в той стране у неё нет абсолютно никаких перспектив, нет надежды, уж простите за банальность, на светлое будущее. В Москве можно жить, если ты здоров и способен прилично зарабатывать. Человеку с серьёзной инвалидностью вкупе с умственной отсталостью там делать просто нечего. Они уехали ради дочери.

Не жалеют. Ностальгируют, конечно, любят свою Родину, ездят туда через два года на третий и российские паспорта берегут. О России Николай говорил только хорошее. Но жить предпочитает тут. Дочка в Америке расцвела, ходит в школу типа той, в которой садик моего сына, отстаёт в развитии всего на два-три года по сравнению с пятью ещё несколько лет назад, завела кучу подружек и научилась любить врачей и физиотерапевтов. Её обожает вся улица. Жена вышла на работу и воспряла духом.

Николай с семёй живёт не в мегаполисе типа Нью-Йорка или Вашингтона, а в небольшом городе в средне-американском штате. Штат называть не буду – там слишком мало русских, их легко узнают – но представьте себе Кентукки или Огайо. Подобные школы есть везде, при чём там работают не только учителя, но и психологи, и career counselors.

Кстати, о карьерах. The Americans with Disabilities Act не заставляет, как думают некоторые, принимать на работу инвалидов или гарантировать им трудоустройство. Там чётко написано, что от работника с инвалидностью ожидается ровно то же самое, что и от других. Я лично видела, и принимала участие в интервью, как на работу брали не глухого и не хромого (и не чёрного, кстати), а того, кто лучше подходил для открывшейся позиции. Решения всегда аргументировались, и проблем не возникало ни разу.

Оглохшему дирижёру, ослепшему фотографу или сломавшему спину грузчику придётся подыскать другую работу. А вот если спину сломал бухгалтер, то работодатель обязан предоставить ему доступ к рабочему месту – построить пандус для коляски, например, или поставить лифт. Парализованный бухгалтер ничуть не хуже здорового, но если его уволят или не наймут, при прочих равных, из-за того, что владельцу фирмы было лень строить пандус или жалко денег на специально оборудованную кабинку в туалете, то босса спокойно могут засудить.

Сначала многие плевались, но потом здания просто стали по-другому строить. А заодно старые модифицировать – так, на всякий случай. Бытиё определяет сознание. «Под инвалидов» сейчас оборудовано практически всё, везде. Выигрывают не только сами инвалиды, выигрывает общество. О тех, у кого только физические проблемы, даже речь не идёт – страна приобретает высококачественных специалистов в мириадах областей. В одном IBM, например, сотни парализованных, слепых, глухонемых и каких угодно ещё программистов и финансистов. Их работа оценивается ровно по тем же критериям, что и работа всех остальных. Один раз вложив деньги в инфраструктуру, компания пожинает плоды многие годы, получая квалифицированных и, главное, благодарных и верных фирме работников.

А как же быть с умственно отсталыми? Для тех, у кого всё в порядке с мобильностью, работ тоже полно. Но даже таким, как моющая наши туалеты женщина, находится работа. Удлините ей ёршик и щётку, и она отдраит туалет ничуть не хуже любой другой уборщицы. Можно укладывать еду в пакетики в супермаркетах или стричь газоны, выгуливать собак или следить за малышами. Одна из воспитательниц в садике сына – девушка с синдромом Дауна. Она, конечно, не главная воспитательница и не принимает серьёзных решений, но она очень тёплый и мягкий человек и успокаивает всех орущих малышей, никогда не раздражаясь и не повышая голос. Дети её обожают.

Давайте забудем на минутку о выгоде для общества. Конечно, благоустроенным людям не надо платить пособие по инвалидности из нашего общего кармана, да и с экономической точки зрения это хорошо, и с демографической. Но дело-то не только в этом. Отношение к старикам и инвалидам – одно из лучших определителей здоровья общества. Никакие экономические показатели, никакая военная мощь, никакой политический вес не скажут вам о стране того, что скажут кучка счастливых детишек с аутизмом, церебральным параличом, или синдромом Дауна, не говоря уж о не менее счастливой группе их родителей. Ведь Америка не только дала дочке Николая надежду на нормальную – и достойную – жизнь, она дала не меньше и её матери.

Медицина движется вперёд семимильными шагами. Всё больше больных детей доживают до взрослого возраста, а женщины рожают всё позже и позже, нравится нам это или нет. Количество детей с отклонениями вряд ли уменьшится, хотя раннее тестирование беременных позволяет пока держать его более или менее стабильным. Интересен тот факт, что всё больше и больше мам, узнав, что у их ребёнка синдром Дауна или какое-нибудь другое нарушение, предпочитают не делать аборты.

Конечно, физические проблемы и низкий IQ никуда не денутся, и на среднестатистическом уровне эти люди функционировать не будут. Но в одном можно быть уверенными: каким бы ни был их потенциал, они достигнут максимум того, на что способны. Потому что a person with disability – это не инвалид. Это человек с набором проблем. И если ему помочь, он станет валидом.

Эта статья вошла в тридцатку самых обсуждаемых статей в блогосфере. А ведь она не содержит ничего такого, на что обычно клюет массовый читатель. Просто спокойный взгляд со стороны, просто зарисовка. Автор не ставил цели гордиться, красоваться, собирать сотни комментариев. В США все привыкли видеть инвалидов такими, какие они есть. Жизнь человека с ограниченными возможностями не становится сверхусилием. Наверно, поэтому у статьи было столько откликов из России.

Читаешь статью и понимаешь, как мы еще бесконечно далеки от такого социального комфорта. Порой не получается обычную детскую коляску в лифт втолкнуть, а про коляски для инвалидов и говорить не приходиться.

Год назад мы перевели один из популярных материалов нашего сайта на английский язык Do We Need Sick Children? , статья была посвящена проблемам детей-инвалидов в России. Англоязычные читатели нас не поняли, им была совершенно непонятна проблематика статьи и обсуждаемые в ней проблемы. Вместо того, чтобы привлечь внимание к острой, как мы думали, проблеме, мы акцентировали ту тяжелейшую ситуацию, которая сложилась в Отечестве.

Однако некоторые сдвиги намечаются и у нас. О проблемах людей с ограниченными возможностями хотя бы начинают говорить. Все больше и больше пандусов, появляются большие вместительные лифты и туалеты для инвалидов. Пользоваться этими благами цивилизации инвалидам пока сложно, ведь дома, какие были такими и остались, равно как и общественный транспорт, метро и т.д.

Но, основная проблема, скорее всего, не в этом. Инвалиды так долго были изолированы от общества, что теперь встреча с ними для обычных людей подобна шоку. Человек долго с удивлением и любопытством разглядывает инвалида. Получается эдакий «зоопарк» среди людей. Но такая длительная изоляция от «иных» людей не пошла на пользу здоровому, так сказать, обществу. Мы совершенно не владеем знаниями и культурой поведения по отношению к инвалиду. Поэтому и ведем себя с ним дико и бестактно.

«...Я живу в России, мой ребенок — тяжелый инвалид. Плюс я живу в маленьком провинциальном городе, где для моего ребенка нет НИЧЕГО вообще. Ни лечения, ни обучения, ни какой-либо захудалой интеграции. Мы стараемся гулять с ребенком каждый день и каждый день и меня и ребенка осматривают прохожие с ног до головы, некоторые стараются пройти мимо 2-3 раза, если не удалось всё рассмотреть с первого раза.. Если кто-то видит, что я не могу провести коляску или застряла в сугробе, будут наблюдать, чем кончится дело, вывалю я ребенка на землю или нет, но никто не подойдет помочь… Когда у нас хватает наглости и мы заезжаем в кафе (единственное кафе в городе без ступенек, вход вровень с мостовой),то никто не сядет за наш столик, даже если свободных мест больше не будет.

И это Россия…наша страна… Родина наша.»

Что ответишь на это… Бесконечно грустно и бесконечно стыдно. Поэтому начинать решать проблемы социальной адаптации кого бы то ни было надо со здоровых людей, с себя и прямо сейчас. И, пока существуют такие ситуации, как в приведенном комментарии, никакие пандусы, подъемники, поручни и лифты не уменьшат пропасти между здоровым и больным, с обычными возможностями и ограниченными.

Что мы знаем о том, как живется людям без рук или ног? Какие сложности преодолевают каждую минуту те, кому ставят диагноз церебральный паралич или синдром Дауна? Удивительно, но именно этим людям хватает сил и мудрости мотивировать нас - здоровых, сильных и часто неблагодарных.

Обернитесь

Эта статья не о тех, кто любит себя жалеть с первыми лучами трудностей. Обвинять весь мир в несправедливости, когда уходит мужчина, и плакать в подушку, лежа на диване.

Она о Людях. Очень смелых, сильных, кого мы стараемся не замечать в повседневной жизни.

Сегодня я проснулась. Я здорова. Я жива. Я благодарна. С таких мыслей начинается наше утро? Думаю, что нет. Кофе, душ, бутерброды, спешка, бешеный водоворот планов.

Порой мы даже не замечаем тех, кто рядом с нами. Остановись на секунду! Осмотрись вокруг! На скамейке сидят мама и дочь. Дочери лет двадцать. Похоже, что у нее синдром Дауна. Мы тут же отводим глаза и делаем вид, что не замечаем эту парочку. Так поступает большинство.

Каждый день эти сильные люди начинают утро с борьбы - за жизнь, за возможность двигаться, существовать. За то, чтобы их заметили такие, как мы, и приняли в свой жестокий мир.

Предлагаем 3 истории. Удивительные, сложные, плакательные, вдохновляющие и, ура - разрушающие социальные рамки в нашей голове.

Милости просим.

История первая

Трафальгарская Венера

Как это, родиться без рук и практически без ног? Стать жертвой препарата от токсикоза, который в 60-е годы прописывали беременным. Быть брошенной матерью и подвергаться бесконечным издевательствам в приюте. И с этим “джекпотом” найти в себе смелость и силы стать талантливой художницей, удивительным человеком и счастливой матерью.

“Я просто природная аномалия”, - шутит Элисон. О, да! У этой прекрасной женщины есть силы и для шуток над собой.

Она начала рисовать с трех лет, зажимая карандаш пальцами ноги. Но после операции ноги утратили подвижность, и девочка стала держать карандаш зубами.

После выпуска из приюта она поступила на факультет живописи и, как умела, жила самостоятельно, каждый день совершая новую победу над собой. Она ненавидит слово “инвалид”, учится жить в обществе.

«Да, люди всегда смотрят на меня. Я знаю, что получу каждый раз, покидая свой дом». Элисон сама воспитывает сына и находит в себе вселенскую мудрость заботиться о мальчике так, чтобы он не чувствовал себя “другим”. «Они так смотрят на нас, потому что мы действительно великолепны».

В центре Лондона на знаменитой площади в течение двух лет стояла статуя под названием Трафальгарская Венера. Создал ее знаменитый скульптор и дизайнер Марк Куинн, который был покорен смелостью и женственностью Элисон.

Она красива и упряма, много путешествует, выступает на конференциях, пишет новые картины. У нее своя благотворительная организация “Рот и нога”. Жизнь Элисон полна ограничений из-за аномалии, но она ломает рамки и стереотипы, живет исключительно полноценной и интересной жизнью.

Элисон написала автобиографию с очень символичным названием «Моя жизнь - в моих руках».

А ваша?

История вторая

Солнечная Элли

Просыпаясь, мы не знаем, горе или радость ждет нас в течение дня.

Так ранним утром в обычной британской семье у 16-месячного солнышка с глазами цвета неба поднялась температура.

Ничего особенного для детей. Но маленькое сердце задумало что-то свое и перестало биться. Диагноз - менингит. Вопреки всем прогнозам, кроха выжила. Ей просто очень хотелось жить. Радость предательски сбежала через четыре дня: руки и ноги необходимо ампутировать - точка.

Скажите, как в этом мире жить ребенку без рук и ног? Как общаться со сверстниками, как научиться заново хотеть жить? Это вообще возможно? А эта маленькая умница не просто осмелилась - она устроила бойкот горю.

Перед вами единственный в мире маленький человечек, который освоил паралимпийские бионические лопасти. Элли стала первым ребенком, профессионально играющим в футбол за школьную команду наравне со своими физически полноценными сверстниками.

Маленькое солнце - самый преданный фанат футбола и команды Arsenal. Вместе с папой они не пропускают ни одного матча.

“Она обожает играть в футбол и чувствует себя на футбольном поле словно рыба в воде. Когда я наблюдаю за ее игрой, то совершенно забываю о том, что у нее нет ног ”, - рассказывает мама Элли.

Не все так было гладко сразу после операции. Заново учиться ходить - теперь уже на протезах. Самые первые из них причиняли сильную боль, но Элли соглашалась носить их хотя бы по 20 минут в день.

Маленький, но большой герой, упорная и смелая, мотивирующая совершено разных людей по всей планете.

И если когда-нибудь вам покажется, что вы несчастны, что мир жесток и несправедлив к вам - вспомните это крошечное чудо Элли. Как она улыбается и жадно бежит вперед своей удивительной дорогой.

История третья

Храброе сердце храброе до конца

А теперь вместо плитки вкусного шоколада отведаем немного горькой человеческой жестокости.

Однажды Лиззи включила ноутбук и обнаружила видео с собой под названием “Самая уродливая женщина в мире”. Контрольным выстрелом в висок стали комментарии ниже: «Господи, как она живет, с такой-то рожей». «Лиззи, убей себя», - советовали эти “человеки”.

Девушка плакала несколько дней, а потом начала смотреть видео снова и снова - до тошноты - и вдруг поняла, что это больше ее не беспокоит. Все это лишь декорации, а она хочет быть счастливой, стало быть, пришло время их сменить.

Лиззи родилась с неизвестной пока миру болезнью. Ее организм вообще не усваивает жиры. Чтобы не умереть, ей нужно есть каждые 15 минут. Она весит 25 кг при росте 152 см. Ах да, еще она слепа на один глаз.

В роддоме от ребенка посоветовали отказаться, ссылаясь на то, что она никогда не будет ни ходить, ни говорить. И настоятельно рекомендовали родителям больше не рожать детей, иначе на свет опять появится инвалид.

Удивительно, как люди любят раздавать советы и учить жизни, когда их совсем об этом не просишь. Семья Веласкес подарила миру еще двух детей, совершенно здоровых и прекрасных.

Лиззи выросла и не только научилась ходить и говорить, но и закончила Техасский университет, написала три книги, произнесла речь на женском фестивале TED Austin Women в родном Техасе и сняла документальный фильм о своей жизни.

Вот несколько советов удивительной и бойкой девушки.

Никогда никому не позволяйте вешать на вас ярлык. Кто бы что о вас ни говорил, только вы знаете, на что способны и что собой представляете. Ставьте высокую планку и стремитесь к ней. Собаки лают, караван идет.

Бесполезно отвечать агрессией на агрессию. Когда вас бьют, хочется ударить в ответ. Но отвечая злом на зло, вы лишь увеличиваете вокруг себя негативную энергию. Вряд ли это принесет вам счастье.

Испытания и трудности – необходимые условия роста. Без испытаний мы никогда не достигли бы вершин. Они помогают нам учиться, меняться и становиться лучше.

Любящая семья значит очень много. Родители, которые верят в своего ребенка, каким бы он ни был, делают великое дело. Они формируют в нем уверенность в своих силах, способность справляться с неудачами и идти дальше.

Мир полон жестокости, боли и страданий, детских слез, страшных катастроф. Но все начинается с тебя. Каждый день, час, минуту помни об этом.

Начиная новый день, мы не знаем точно, сколько нам отведено. Но важно твердо осознать: мы можем сделать очень многое. Главное начать. С себя.

Понять, что среди нас есть люди, немного непохожие на нас с вами. И неважно, какой у них диагноз. Самое главное, что это Человек - такой же, как и ты. Они чувствуют и горюют, смеются и плачут, хотят любить и верить.

Порой стоит улыбнуться и просто сказать: “Ты прекрасен(на)”.

Благодарите мир и Вселенную за то, что у вас есть, и еще больше за то, чего, возможно, нет.

  • пока нет
  • Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Введение

    Тема: «Людей с ограниченными возможностями не бывает, ограничены только лишь технологии»

    Цель : привлечь внимание общественности к созданию условий для приобщения детей-инвалидов к более активной жизни.

    Гипотеза: даже физические недостатки не могут помешать человеку с ограниченными возможностями жить активной и полноценной жизнью, добиваться поставленных целей, творить, быть успешным.

    Задачи:

      узнать, кто такие инвалиды;

      изучить причины появления инвалидности;

      выяснить, какие люди с ограниченными возможностями в нашей стране сумели внести огромный вклад в развитие спорта;

      оценить имеющиеся современные оснащения гимназии для улучшения жизни инвалидов-колясочников;

      провести анкетирование гимназистов по данной проблеме и сделать выводы.

    Ожидаемые результаты: совершенствование системы социальной и материально-технической поддержки детей-инвалидов.

    Актуальность темы

    Проблема потери здоровья, инвалидности на сегодняшний день одна из самых острых. Особая трагедия и боль нашего государства - это дети-инвалиды. В нашей гимназии тоже обучается такой ребёнок. Он инвалид-колясочник. Ограниченные возможности здоровья делают жизнь-инвалида чрезвычайно сложной, зачастую, негативно определяет его настоящее и будущее. И это несмотря на то, что среди инвалидов достаточно много талантливых людей. Но из-за ограниченных возможностей здоровья им часто затруднен доступ к здравоохранению и обучению, что ведет к их изоляции и дискриминации. Поэтому, в своём проекте мы хотим выяснить, каковы шансы таких людей включиться в обычную трудовую деятельность и каковы возможности гимназии для обучения детей-инвалидов.

    Методы исследования

    Был проведён комплексный подход к использованию методов исследования.

    1. Теоретические (изучение научной литературы по данному вопросу)

    2.Социологические (беседы, анкетирование гимназистов)

    3. Анализ современного оснащения гимназии для детей-инвалидов

    3.Математические (построение диаграмм)

    4. Метод фотосъёмки.

    2.Основная часть

    2.1. Кто такие инвалиды

    Инвали́д — человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

    Инвали́дность (лат. invalidus — букв. «несильный», in — «не» + validus — «силач») — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности.

    В современном обществе понятие «инвалид» принято считать более корректным термином «лицо с ограниченными возможностями». Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья», получившее повсеместное применение в России, — более широкое и общее, но при этом вклю-чающее только лиц, имеющих статус инвалида. В ми-ровой практике существуют разные, деликатные под-ходы к определению людей с ограниченными возмож-ностями здоровья. Примером такого общего понятия является термин «дети с особыми образовательными потребностями». Он используется в настоящее время в стра-нах Западной Европы и США; они не ставят крест на чело-веке в целом, этот подход по-прежнему фиксирует определен-ную изначальную ущербность, не позволяющую ста-вить таких людей в один ряд с условно здоровыми людьми. В последние годы в ми-ре и в России много сделано для того, чтобы стало возможным обучение людей, обладающих способнос-тями и достаточно высоким умственным потенциа-лом, но имеющих физические недостатки, в высших учебных заведениях. С точки зрения пе-дагогики и этики, для людей, имеющих «ограничен-ные возможности здоровья», но обладающих доста-точно высоким уровнем интеллекта, необходимо вве-дение нового, более корректного определения, не ограничивающего понимание свободы личности, не указывающего на ущербность.

    2.2. Причины инвалидности

    Официально могут быть указаны следующие причины:

      Общее заболевание - это может быть хроническая болезнь или травма.

      Профессиональные заболевания. Как правило, связаны с воздействием тех или иных профессиональных вредностей.

      Ранения, которые были получены во время участия в боевых действиях, несения военной службы.

      Инвалидность с детства. Может быть связана с врожденными аномалиями развития, последствиями заболеваний, перенесенных в детском возрасте. Такая причина устанавливается всегда, если изначально инвалидность наступила до 18-летнего возраста.

      Воздействие радиации, в том числе у людей, принимавших участие ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

    2.3. Статус инвалидности

    определяется по нескольким группам:

    К сожалению, получение инвалидности сегодня является не редким случаем, она может возникнуть вследствие несчастного случая, профессионального или врожденного заболевания.Существует три группы инвалидности:

    1-я группа - когда человек не может сам о себе позаботиться, ему постоянно требуется помощь со стороны. Установление 1 группы инвалидности включает в перечень заболеваний стойкие нарушения органов зрения, горла, носа и слуха, дефекты и деформации конечностей, некоторые нервно-психические заболевания, стойкие нарушения в работе функций внутренних органов.

    2-я группа - характеризуется средней тяжестью заболевания, когда человеку не всегда требуется помощь других людей. Для инвалидов 2-й группы доступны некоторые виды деятельности, при условии предоставления специально оборудованного рабочего места и с соблюдением определенных условий труда. Для установления инвалидности 2 группы перечень заболеваний включает в себя стойкие нарушения опорно-двигательного аппарата, функциях желудочно-кишечного тракта, некоторые нервно-психические и хирургические заболевания, анатомические дефекты, некоторые заболевания органов слуха и зрения, сердечная и почечная недостаточность.

    3-я группа - когда человек не нуждается в помощи других людей, но вместе с тем, не может осуществлять трудовую деятельность по основной специальности, ограничен в выборе места работы. Для установления 3 группы инвалидности перечень заболеваний также включает некоторые заболевания ЦНС и сердечнососудистой системы, почечная недостаточность, ряд заболеваний, ставших следствием травм, полученных в ходе профессиональной деятельности или в быту, заболевания функций опорно-двигательного аппарата, легких и ЖКТ.

    2.5. Каким образом люди с ограниченными возможностями сумели внести огромный вклад в развитие спорта

    История Олимпийских игр хорошо известна многим. К сожалению, гораздо меньше известны Параолимпийские игры — олимпиады для людей с физическими недостатками, ограниченными возможностями. А между тем уже более полувека, как они проводятся. Последние годы масштабы, роль и значение Паралимпийских игр значительно возросли. Сегодня они стали своеобразной гуманистской философией ХХI века. Моральный потенциал того факта, что Россия стала одним из лидеров мирового Паралимпийского движения оказался чрезвычайно высок. Об этом говорят результаты российских спортсменов на последних зимних Паралимпийских играх в Сочи. Эта Паралимпиада показала, что эти люди с НЕОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ!

    Для участия в соревнованиях отобрали 78 российских спортсменов. Из нынешнего состава паралимпийской сборной 13 спортсменов принимали участие в Играх-2010, причем четверо выиграли "золото" - Ирек Зарипов, Мария Иовлева, Михалина Лысова и Кирилл Михайлов. 66 спортсменов сборной впервые приняли участие в Играх. Средний возраст спортсменов паралимпийской сборной - 27 лет. Самому молодому спортсмену - 16 лет (горные лыжи), самому взрослому - 48 лет (керлинг). В паралимпийскую команду России вошли спортсмены из 17 субъектов Российской Федерации.

    В итоге Россия выиграла зимние паралимпийские игры и заняла на них первое место! В нашей копилке 80 медалей и сборная России на первом месте с ГРОМАДНЫМ отрывом по золотым медалям. Для этих людей страшный диагноз не стал преградой для завоевания медалей в спорте. Эти люди — настоящий пример, на который стоит равняться.

    Необходимость единомоментно принять в Сочи десятки тысяч людей с инвалидностью дала старт крупному проекту по формированию безбарьерной среды. Вся городская среда Сочи была приспособлена для комфортного использования людьми с разными видами инвалидности.

    3. Практическая часть

    3.1. Безбарьерная среда гимназии

    На сегодняшний день у многих инвалидов-колясочников, обучающихся на дому, возникает психологическая проблема после окончания школы. Когда речь заходит о поступлении в различные профессиональные учебные заведения, выясняется, что у них качество образования страдает, общаться они не умеют, речь у них не развита.

    Сейчас в нашем городе более 100 инвалидов, из которых есть и дети инвалиды-колясочники, которые занимаются на дому. У них почти в три раза меньше занятий, чем в обычных школах. Таким образом, страдает качество образования. Хотя большинство могут легко справиться с общей школьной программой. Но, увы, не могут справиться с лестницами и другими неудобствами в школе.

    3.1.1. Изучение оборудования для инвалидов - колясочников в МОУ «Гимназия № 10»

    Образование — неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении. Мы узнали, как обстоят дела в нашей гимназии и может ли полноценно обучаться у нас инвалид-колясочник Степан Яворский, ученик 4-го класса. Пока он занимается в классной комнате (находится на первом этаже) со своими одноклассниками. А что будет на следующий год, когда ему придётся передвигаться на инвалидной коляске по всей школе в разные кабинеты?

    Как приспособлено здание гимназии, чтобы такой ученик в ней себя чувствовал наиболее комфортно?

    Начнём с входа в гимназию . Вход в любую школу обычно начинается с лестницы, которая является серьезным или даже непреодолимым препятствием для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении инвалидную коляску. Для того чтобы эти дети смогли попасть в школу, необходимо установить пандус у её входа (см. Приложение № 1). В нашей гимназии он есть и это первый плюс . Кроме того, он соответствует всем необходимым нормам: его уклон, ширина (не менее 90 см), ограждающие бортики и поручни круглого сечения.

    Внутреннее пространство школы. Ширина дверных проёмов должна быть не менее 80-85 см, иначе человек на коляске через нее не пройдет. Изучение дверных проёмов нашей гимназии показал, что они соответствуют норме. Иэто второй плюс (см. Приложение № 2).

    Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи в школьном здании должен быть предусмотрен подъёмник. В нашей гимназии это дорогостоящее оборудование также имеется. И хотя Степан сейчас занимается в начальной школе и его классная комната находится на первом этаже, в будущем, то есть на следующий год, он сможет им воспользоваться. И это третий плюс. (см. Приложение № 3)

    В школьных туалетах должна быть предусмотрена одна специализированная туалетная кабинка для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Наши исследования подтвердили и наличие этих элементов гимназии. И это ещё один - четвёртый плюс (см. Приложение №2)

    Конечно, гимназия ещё не полностью оборудована под таких детей, но много шагов на пути к нормальному обучению детей-инвалидов уже сделаны.

    3.1.2. Исследование психологического климата в классе как одного из факторов создания комфортной и успешной образовательной среды для инвалида

    Дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Но это не в нашем варианте. Проведя беседу со Степаном, мы выяснили, что он очень любит посещать школу, любит учиться, а главное, что у него в классе много друзей. По его словам, они ему часто помогают с трудными уроками, очень доброжелательны и гордятся его успехами, как и учителя. А это очень немаловажно, это - залог успеха: Степан не только хорошо учится, много читает, он ещё и очень творческая личность. Ребёнок занимается музыкой (играет на флейте) и делает по заготовкам картины (см. Приложения № 4,5).

    3.2. Анкетирование гимназистов

    Что же думают о детях-инвалидах ученики нашей гимназии? Для того, чтобы это нам узнать мы составили анкету исследования. которая состояла из 6 вопросов. Было опрошено 40 человек. Средний возраст опрошенных составил 11 лет - 15 лет, это вполне сознательные люди, которые могут иметь личное мнение и изложить его в доступной форме. Несмотря на непростую тему, не было ни одного уклонившегося от ответа и проигнорировавшего вопроса человека.

    o Человек с ограниченными возможностями - 33 чел.

    o Просто несчастный человек - 2 чел.

    o Человек, которому требуется помощь - 5 чел.

    o Обычный человек, такой же, как и я - 0 чел.

    Таким образом одни считают инвалидов людьми с ограниченными возможностями, другие - людьми, которым требуется помощь окружающих, третьи, что это просто несчастный человек. Официально инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Каждый десятый житель России - инвалид (см. Приложение №6, вопрос 1).

      Мнением о том, как часто в повседневной жизни можно встретить инвалидов, поделились при ответах на следующий вопрос:

    o Довольно часто - 6 чел.

    o Иногда - 18 чел.

    o Редко - 16 чел.

    o Ни разу не встречал - 0 чел.

    Таким образом, каждый опрошенный хоть однажды встречал инвалида. Меньшинство ответило, что это происходит довольно часто, большинство - редко или иногда. Конечно, инвалида можно увидеть не каждый день. Но важно не только увидеть, но и не пройти мимо, если человеку требуется помощь (см. Приложение № 6, вопрос 2).

      Ваше отношение к инвалидом. Гимназисты относятся к инвалидам:

    o С жалостью, сочувствием - 27 чел.

    o С неприязнью - 0 чел.

    o Безразлично - 2 чел.

    o Доброжелательно - 9 чел.

    o Другое - 2 чел.

    Несколько человек относятся к инвалидам доброжелательно, а подавляющее большинство опрошенных читателей - с жалостью и сочувствием, что вполне понятно. С другой стороны, наверное, не нужно инвалидов считать людьми второго сорта или жалеть их. Этим людям нужно только немного общения, поддержки и внимания со стороны общества. Инвалид - такой же человек, просто он ограничен в своих возможностях. Хотя вряд ли можно сказать, что их возможности ограничены. Ведь они умеют делать то, что не под силу простым людям (см. Приложение № 6, вопрос 3).

      Интересно мнение учащихся и о том, как по их мнению сами инвалиды относятся к здоровым людям.

    o С неприязнью, с обидой - 5 чел.

    o Безразлично - 4 чел.

    o Настороженно - 3 чел.

    o Доброжелательно - 24 чел.

    o Другое - 4 чел.

    Большинство считают, что инвалиды относятся к физически здоровым людям доброжелательно, без злобы. Однако небольшая часть опрошенных нами читателей думает, что инвалиды настороженно относятся к другим людям, а часть считает, что инвалиды могут копить неприязнь и обиду (см. Приложение № 6, вопрос 4).

      Поскольку мы опрашивали школьников, то спросили, как они отнесутся к тому, что вместе с ними будут учиться инвалиды. Вот их ответы:

    o Вполне нормально, постараюсь с ними подружиться -37чел.

    o Настороженно, надо будет присмотреться - 2 чел.

    o Отрицательно, постараюсь покинуть класс - 1 чел.

    Большая часть опрошенных отнесутся к соседству с инвалидом нормально и постараются с ним сразу подружиться, возможно, стараясь взять под опеку инвалида, оградить его от каких-то внешних воздействий, проблем. Небольшая часть опрошенных отнесётся к появлению в своем классе инвалида настороженно, постарается в первое время присмотреться к новичку, его поведению и отношению с другими учениками. Один человек из опрошенных ответил, что отнесется к инвалиду отрицательно (см. Приложение № 6, вопрос 5).

      На последний вопрос «Если инвалид попросит у вас помощь на улице или в общественном транспорте, поможешь ему?», отвечали так:

    o Да, конечно -34чел.

    o Сперва подумаю - 3чел.

    o Нет- 0 чел.

    o Затрудняюсь ответить- 3 чел.

    Почти все опрошенные при первом же обращении помогли бы инвалидам, ответили на ту или иную просьбу с их стороны. С другой стороны, среди инвалидов не распространены жалобы, просьбы. Важно всегда быть готовым оказать необходимую помощь и поддержку человеку, нуждающемуся в этом. (см. Приложение № 6, вопрос 6).

    Выводы

    Большая часть опрошенных не испытывает к инвалидам неприязни и агрессии, наоборот, во многих случаях наблюдается желание помочь в той или иной ситуации. С другой стороны, некоторые учащиеся высказывали определенные опасения во взаимодействии с инвалидами, некую настороженность и опаску, которая проявляется к ним. По отношению к инвалидам опрошенные испытывают разные чувства, преобладающими среди которых являются сострадание и жалость.

      Воспринимать инвалидов как активных членов общества.

      Помогать понять инвалидам, что они могут многого добиваться, а не только наблюдать за происходящим.

      Проводить в школах классные часы на тему «Наши друзья - дети с ограниченными возможностями» и совместные мероприятия с детьми-инвалидами.

      Организовать сотрудничество гимназии со спец.интернатами и детскими домами для оказания благотворительной помощи детям-инвалидам.

    5.Заключение

    Нам хотелось бы, чтобы приспособлений в гимназии для детей-колясочников было как можно больше. Для ребенка-инвалида обучение в школе — способ вырваться из изоляции, доказать, что он такой же, как и все. А для «обычных» детей — возможность понять и изменить существующее мнение об инвалидах, научиться не жалеть и унижать их, а уважать и считать равными себе, полноценными людьми.

    При подготовке этого проекта мы убедились в том, что физические недостатки не могут помешать человеку с ограниченными возможностями жить активной и полноценной жизнью. Люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все мы. И не стоит отделять этих людей.

    Работа, которая проводилась в рамках проекта, важная и нужная для

    понимания и правильного оценивания перспектив дальнейшей жизни, толерантного отношения к различным членам общества, умения жить в многонациональном обществе.

    Список литературы

      1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психол. основы: учеб. пособие для вузов / -М.: ВЛАДОС, 2003. -364 с.

        Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. / - М., Инфра-М, 2001

        Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / - Оренбург, 1996.

        Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инва-лидности: от проблемы к задаче // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциаль-ной психологии: Материалы сообщений / — М.: Смысл, 2010.4. Луценко, Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов. / - Хабаровск. 2007. - 120 с.

    Приложение № 1. Изучение входа в гимназию. Наличие пандуса.

    Приложение № 2. Изучение внутреннего пространства школы, оборудованное для инвалидов-колясочников.

    Приложение № 3. Подъёмник.

    Приложение № 4. Беседа о психологическом комфорте в классе

    Приложение № 5. Творческие работы Степана.

    Приложение № 6. Результаты анкетирования.






    Инвалиды Инвалиды люди с травмами позвоночника, ампутацией нижних конечностей, детским церебральным параличом, рассеянным склерозом, люди с ограничением по зрению, с нарушением слуха, с психическими заболеваниями и др. Человек не виноват, что родился или стал именно таким. Он не виноват в том, что не всегда может работать и сам себя обеспечивать. Образ жизни инвалидов ежедневный приём лекарств, которые помогают поддержать жизнедеятельность организма, но не вылечивают от болезней.


    Причины инвалидности Инвалидность далеко не всегда врождённое состояние, наследственность. Чаще всего причиной становится случайность: в странах, где недавно была война, детей калечат оставшиеся в земле мины. Несоблюдение техники безопасности на производстве становится причиной травматизма. Случается, что люди падают, ломают ноги. Таким образом, повседневные действия и трудовая деятельность могут стать причиной нездоровья и даже инвалидности.


    Советуем запомнить! Инвалидность любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека. Международный день людей с ограниченными возможностями здоровья проводится ежегодно 3 декабря.


    Инвалиды Инвалиды такие же, как и все люди, хотя и со своими особенностями. А у кого их нет?! Нужно, чтобы люди с ограниченными возможностями учились и работали совместно с обычными людьми. Им нужно понимание и равноправие. С какими трудностями сталкиваются в повседневной жизни люди с ограниченными возможностями? Что помогает их преодолевать?


    Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн людей с ограниченными возможностями. Слепоглухих детей, т. е. и слепых и глухих одновременно, в России насчитывается около 12 тыс. Среди детей, обучающихся в школах для слепых, около 80% являются инвалидами по зрению от рождения, около 1% потеряли зрение в результате несчастных случаев, а остальные слабовидящие. Инвалиды


    Помощь людям с ограниченными возможностями Государство, как может, помогает инвалидам. Например, в ряде городов ходят специальные автобусы с жёлто-зелёными полосами на бортах, которые бесплатно перевозят инвалидов 1-й и 2-й групп. Государство оказывает инвалидам медицинскую помощь. Во всех регионах страны стараются обеспечить образование для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.


    В нашей стране есть немало предприятий, выпускающих высококачественную продукцию, где трудятся инвалиды. С какими проблемами сталкиваются в повседневной жизни инвалиды по зрению? Какие приспособления помогают их преодолевать? А как вы можете помочь инвалидам по зрению решать их проблемы? Помощь людям с ограниченными возможностями




    Лётчик Алексей Маресьев в годы Великой Отечественной войны годов получил тяжёлое ранение, в результате которого ему ампутировали ноги до колен. Несмотря на инвалидность, он всё равно вернулся в полк и летал с протезами. До ранения сбил четыре немецких самолёта, а после ранения ещё семь. Выдающиеся достижения








    Интересные факты В Великом Новгороде почти 30 лет существует уникальный театр «Жест», в котором объединены актёры, являющиеся инвалидами по слуху и инвалидами-колясочниками. В состав необычной труппы входят люди в возрасте от 7 лет и старше. Уникальный новгородский театр неоднократно становился лауреатом международных, всероссийских и региональных фестивалей, он был удостоен нескольких престижных премий.


    Подведём итоги Инвалидность не всегда наследственность и врождённая черта. Причиной инвалидности могут стать повседневные действия и трудовая деятельность человека. Очень важно в нашей повседневной жизни быть внимательным к проблемам людей с ограниченными возможностями.


    Проверьте свои знания Объясните значение слов «инвалид», «инвалидность». Назовите причины инвалидности. Если инвалиды это люди с ограниченными возможностями, то как они могут устанавливать олимпийские рекорды? Если бы вы были руководителями государства, какие бы предложили меры к улучшению жизни людей с ограниченными возможностями?


    Домашнее задание 1. Обойдите окрестные дома и улицы что в них приспособлено для инвалидов, а что нет. Как бы вы переделали неудобные места? Сформулируйте ваши предложения. 2. Какую помощь оказывают инвалидам в нашей стране? А в зарубежных странах? При подготовке воспользуйтесь материалами газет и журналов, Интернета.



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное