Домой Зубы мудрости Массажные зонды (Новиковой Е.В.). Зондовый массаж Новиковой - коррекция звукопроизношения Массажные зонды новиковой как работать с ними

Массажные зонды (Новиковой Е.В.). Зондовый массаж Новиковой - коррекция звукопроизношения Массажные зонды новиковой как работать с ними

Эффективный метод коррекции – зондовый массаж. Предлагаемая методика не исключает традиционного подхода к постановке звуков. Основная цель метода - нормализация речевой моторики. Применяя зондовый массаж, можно целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность, вследствие чего значительно ускорится процесс исправления звукопроизношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Детский сад №12 Звёздочка» г.Ртищево Саратовской области»

Зондовый массаж

Учитель – логопед

МДОУ № 12 «Звездочка»: Андрианова Л. М.

Ртищево 2012

Тщательное обследование мышц артикуляционного аппарата показало, какие мышцы или мышечные группы поражены и в какой степени. Теперь стоит задача устранить выявленные дефекты. Эффективный метод коррекции – зондовый массаж. Предлагаемая методика не исключает традиционного подхода к постановке звуков. Основная цель метода - нормализация речевой моторики. Применяя зондовый массаж, можно целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность, вследствие чего значительно ускорится процесс исправления звукопроизношения.

Результативность метода подтверждается данными, полученными специалистами, которые работают с детьми, страдающими различными речевыми расстройствами: дислалия исправляется полностью; стертая дизартрия и послеоперационная ринолалия – на 95%; моторная алалия (при умственной полноценности - полностью. Исправление звукопроизношения у детей с церебральным параличом зависит от степени поражения двигательной сферы, сохранности интеллекта и соответствует приблизительно 40 – 80%.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

Сложность массажа зависит от степени нарушения подвижности мышц. В процессе работы совсем не обязательно использовать все его виды и приёмы. Однако при значительных расстройствах артикуляционной моторики не исключено обращение ко всему массажному комплексу. Рассматривая массаж каждой группы мышц, необходимо помнить об их взаимосвязанном участии в акте звукопроизношения и стремится к развитию четкой координированной работы всех частей артикуляционного аппарата.

Массаж мышц укладывается в определенную схему и строится с учетом постепенного увеличения нагрузки (от более простого задания к более сложному).

Для массажа созданы 8 специальных зондов, каждый из которых воздействует на определенную группу мыщц языка, скул, щек, губ, мягкого нёба.

Зонд №1 вилочковый .

Участвует в массаже мышц языка, скул, щек, губ, мягкого нёба. Он необходим для определения границы рвотного рефлекса и снятия его. Концы зонда тупые, что исключает повреждение мышц. Зонд предназначен для обкола мышц (условное обозначение * ). В результате такого воздействия мышцы активно сокращаются.

При обколах используются короткие, частые, лёгкие движения; обколы должны быть недалеко друг от друга.

Более интенсивного воздействия можно добиться, применяя приём обкол с прокачиванием: поставив зонд на определенное место, покачиваем его вправо, влево, назад в течение 4-6 секунд. Другой вариант указанного приёма: погрузив зонд в мышцы, производим вращательное движение по часовой стрелке (или против часовой стрелки). Время давления - 5 секунд. Зонд не отрываем от места нажатия (условное

обозначение).

Зонд № 2 восьмерочка.

Участвует в массаже мышц языка, скул, щек, губ.

Зонд предназначен для «перетирания» мышц: надавив петелькой на мышцы (глубокое погружение зонда), производим движение вверх- вниз 6 раз. Зонд не отрываем от места нажатия. Затем передвигаем «восьмёрочку» на небольшое расстояние и массируем следующий участок (условное обозначение) . Зонд не двигается по языку, а утапливает мышцы, покачивая их на месте и заставляя активно работать группу веерных мышц.

Зонды №3, №4, №5. Саночки большие, средние, малые.

Эти зонды точечно скользят по мышцам языка, скул, щёк, губ, мягкого нёба в разном направлении, заставляя их активизироваться.

Изгибы зондов выполнены так, чтобы можно было работать любой стороной. Если на одной стороне можно выделить две точки нажима и скольжения , то на другой – три. В массаже участвует и верхняя часть зондов, которая чаще используется при нажатии на мышцы.

«Саночки» выполняют одинаковые массажные приёмы, но захват массируемого участка и интенсивность нажима у них разная. Кроме того зондом №5 (стороной 2) выполняются вкручивающие (условное обозначение) и пружинистые возвратные движения (условное обозначение).

Зонд №6 топорик.

Активно используется при массаже языка, участвует в массаже мышц, скул, щёк, губ, мягкого нёба, охватывая большую (по сравнению с вышеописанными зондами) поверхность и интенсивность воздействия на мышечный аппарат.

Зонд предназначен для выполнения двух приемов: плотного нажатия (условное обозначение) (рубка мышц) и скольжения (условное обозначение) по мышцам (имитация процесса бритья) . Под влиянием нажатия нормализуется тонус мышц, повышается их сократительная способность, увеличивается подвижность. Степень нажима зависит от состояний мышц: чем ниже тонус, тем интенсивнее нажатие. Надавливающие движения частые, интервалы между ними – короткие, время давления 5 секунд. Скольжение улучшает эластичность и упругость мышц, снимает напряжение.

Зонд № 7 крестовина .

Участвует в массаже мышц скул, щёк, губ. Используется при массаже средней, прикорневой частей языка, позволяет воздействовать на мышцы, обеспечивающие верхний подъём языка. Нажимая на язык и отодвигая его назад, мы заставляем сокращаться, включаться в работу мышцы указанных областей языка.

«Крестовиной» можно сжимать мышцы языка, удерживая их в таком положении до 30 секунд. С её помощью выполняются:

  • надавливающие движения (нажатия). Время давления – 5 секунд. Условное обозначение.
  • пружинистые возвратные движения вперед – назад (прокачивание). Сделав 5-6 движений в одной точке, затем передвигаем зонд на небольшое расстояние и массируем следующий участок. Условное обозначение.
  • надавливающие круговые движения вправо – влево (вкручивание зонда в мышцы). Время давления – 5секунд. Условное обозначение.

Зондом удобно осуществлять постановку заднеязычных звуков К, Г, Х , а также звуков Ш, Ж, Щ, Ч, Р.

Зонд № 8 толкачик.

Участвует в массаже мышц, скул, щек, губ, мягкого нёба. Воздействует на продольные, поперечные, веерные мышцы языка, восстанавливая их подвижность, эластичность, что обеспечивает возможность принимать различные артикуляционные позиции.

На конце зонда имеется петелька. При нажиме на язык происходит активное сокращение мышц, при снятии зонда снимается напряжение, наступает фаза расслабления. Время давления – 5 секунд. Условное обозначение.

Более интенсивного воздействия можно добиться, используя прием нажатие с прокачиванием: зонд устанавливается в определенное место и прокручивается с нажимом по часовой стрелке в течение 5 секунд. Условное обозначение. Степень нажима зависит от состояния мышц.

Массаж мышц языка зондами

Перед тем как приступить к массажу, нужно подготовить ребенка к работе с зондами: дать ему их рассмотреть, потрогать, стерильные зонды - подержать во рту. Обычно дети быстро привыкают к зондовому массажу, стремятся к занятиям, так как чувствуют, что им становится легче управлять своими артикуляционными органами, радуются приобретенным навыкам: « Теперь мне легче шевелить язычком», «У меня получается!».

Постарайтесь, чтобы дети поняли необходимость и значимость занятий. Осознанное выполнение заданий поможет ускорить процесс коррекции.

При тяжелых нарушениях артикуляционной моторики в процессе массажа может возникнуть боль, иногда довольно сильная. Для предупреждения неприятных болевых ощущений заварите стаканом кипятка 1 чайную ложку чая, 2 чайные ложки сухой крапивы и предложите ребёнку перед массажем подержать очень теплый настой во рту. Следите, чтобы малыш не глотал, а сплевывал его. Такая процедура поможет снять напряжение артикуляционного аппарата.

Каждое упражнение выполняется 30 раз. Через пять раз мышечной системе необходимо давать отдых.

Массаж мышц языка зондом № 1

Учитывая принцип постепенного усложнения нагрузки, в начале коррекции используется прямой массаж языка. Ребенку отводится пассивная роль при активной работе логопеда.

Массажный комплекс начинается с массажа языка вилочковым зондом (№1). Почему именно им? Давайте вспомним строение мышц языка.

Под слизистой оболочкой поверхности языка располагается верхняя продольная мышца (парная), нижней поверхности языка – нижняя продольная мышца (парная).

Поперечная мышца (парная) начинается от срединной перегородки языка и оканчивается в слизистой боковых краев языка.

Вертикальная мышца (парная) берет начало от слизистой оболочки нижней поверхности языка и оканчивается в области спинки языка.

Глубже располагаются веерные мышцы*. «Веер» расходится по подъязычной уздечки в разные стороны. Вилочковый зонд активирует работу этих мышц, нажимая на их окончания.

Для расслабления мышц нужно удобно уложить ребенка. Предложить ему широко открыть рот и как можно дальше вытянуть язык. Удерживая кончик языка марлевой салфеткой, проводите массаж, используя два приема – обкол и обкол с прокручиванием .

Осуществляя массаж, определите границу рвотного рефлекса. Дойдя до границы, остановитесь, затем пересеките её, продвигаясь на 1 мм, Быстро уберите зонд и повторите упражнение. Когда рвотный рефлекс будет преодолен, появится возможность использовать более сложные виды массажа, воздействуя на ранее недоступные участки артикуляционных органов.

Каждое упражнение выполняется 30 раз (один раз – один проход зонда по зоне массажа), но выполнив обколы 7-10 раз, дайте отдохнуть мышечной системе.

(в частности, к подборочно-язычной мышце)

1. Упражнение

Обкол средней линии языка.

2. Упражнение

Обкол с прокачиванием средней линии языка. НМД от кончика языка к корню.

3. Упражнение

Обкол средней линии языка. НМД от кончика языка к корню и обратно

4. Упражнение

Обкол с прокачиванием средней линии языка.

5. Упражнение

Обкол боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, против часовой

Стрелки.

6. Упражнение

Обкол боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, по часовой

Стрелки.

7. Упражнение

Обкол с прокачиванием боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, против часовой стрелки.

8. Упражнение

Обкол с прокачиванием боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, по часовой стрелки.

9. Упражнение

Обкол передней части языка. НМД произвольное.

10. Упражнение

Обкол с прокачиванием передней части языка. НМД произвольное.

11. Упражнение

Обкол средней части языка. НМД произвольное.

12. Упражнение

Обкол с прокачиванием средней части языка. НМД произвольное.

13. Упражнение

Обкол задней части языка. НМД произвольное.

14. Упражнение

Обкол с прокачиванием задней части языка. НМД произвольное.

15. Упражнение

Обкол верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню, поперечное, зигзагообразное.

16. Упражнение

Обкол с прокачиванием верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню, поперечное, зигзагообразное.

17. Упражнение

Обкол верхней поверхности языка. НМД от корня языка к кончику, поперечное, зигзагообразное.

18. Упражнение

Обкол с прокачиванием верхней поверхности языка. НМД от корня языка к кончику, поперечное, зигзагообразное

19. Упражнение

Обкол верхней поверхности языка. НМД произвольное.

20. Упражнение

Обкол с прокачиванием верхней поверхности языка. НМД произвольное. 10 раз.

21. Упражнение

Обкол верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню и обратно, поперечное, прямолинейное.

22. Упражнение

Обкол с прокачиванием верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню и обратно, поперечное, прямолинейное.

23. Упражнение

Обкол правого бокового края языка. НМД от кончика языка к корню и обратно.

24. Упражнение

Обкол с прокачиванием правого бокового края языка. НМД от кончика языка к корню и обратно.

25. Упражнение

Обкол левого бокового края языка. НМД от кончика языка к корню и обратно.

26. Упражнение

Обкол с прокачиванием левого бокового края языка. НМД от кончика языка к корню и обратно.

27. Упражнение

Обкол верхней поверхности языка. НМД от левого края языка к правому, продольное, зигзагообразное.

28. Упражнение

Обкол с прокачиванием верхней поверхности языка. НМД от левого края языка к правому, продольное, зигзагообразное.

29. Упражнение

Обкол с прокачиванием верхней поверхности языка. НМД произвольное. 15 раз.

30. Упражнение. ВНИМАНИЕ.

В работу включается зонд №2., помощью которого выполняются четыре последующих упражнения. Обернув ручку зонда марлевой салфеткой, плотно прижать «восьмерочку» к языку. Установив зонд №2 вдоль средней линии языка, выполнить обкол участков верхней поверхности языка, расположенных вокруг зонда.

НМД от кончика языка к корню.

31. Упражнение

Установив зонд №2 вдоль средней линии языка, выполнить обкол с прокачиванием участков верхней поверхности языка, расположенных вокруг зонда.

НМД от кончика языка к корню.

32. Упражнение

Установив зонд №2 вдоль средней линии языка, выполнить обкол участков языка, расположенных внутри зонда.

НМД от кончика языка к корню

33. Упражнение

Установив зонд №2 вдоль средней линии языка, выполнить обкол с прокачиванием участков языка, расположенных внутри зонда.

НМД от кончика языка к корню.

Массаж мышц языка зондами № 3, №4, №5

С помощью этих зондов осуществляется прямой точечно-скользящий массаж отдельных участков и всей поверхности языка.

Каждое упражнение выполняется 30 раз, нажатие при скольжении интенсивное. Через 5 упражнений - отдых.

1. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

1а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж средней линии языка. НМД от кончика языка к корню.

1б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж средней линии языка. НМД от кончика языка к корню.

1в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж средней линии языка. НМД от кончика языка к корню.

1г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 2)

Массаж средней линии языка. НМД от кончика языка к корню.

1д. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж средней линии языка. НМД от кончика языка к корню.

2. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

2а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж средней линии языка.

2б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж средней линии языка. НМД от корня языка к кончику.

2в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж средней линии языка. НМД от корня языка к кончику.

2г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж средней линии языка. НМД от корня языка к кончику.

3. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

3а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж средней линии языка. НМД от корня языка к кончику и обратно

3б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж средней линии языка. НМД от корня языка к кончику и обратно

3в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж средней линии языка. НМД от корня языка к кончику и обратно

3г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж средней линии языка. НМД от корня языка к кончику и обратно

4. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

4а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, против часовой стрелки.

4б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, против часовой стрелки.

4в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, против часовой стрелки.

4г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, против часовой стрелки.

5. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

5а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, по часовой стрелки.

5б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, по часовой стрелки.

5в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, по часовой стрелки.

5г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, по часовой стрелки.

6. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

6а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж правого бокового края языка. НМД от корня языка к кончику и обратно.

6б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж правого бокового края языка. НМД от корня языка к кончику и обратно.

6в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж правого бокового края языка. НМД от корня языка к кончику и обратно.

6г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж правого бокового края языка. НМД от корня языка к кончику и обратно.

7. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

7а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж левого бокового края языка. НМД от корня языка к кончику и обратно.

7б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж левого бокового края языка. НМД от корня языка к кончику и обратно.

7в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

7г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж левого бокового края языка. НМД от корня языка к кончику и обратно

8. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

8а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка к кончику, поочередно по правому и левому краю.

8б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка к кончику, поочередно по правому и левому краю.

8в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка к кончику, поочередно по правому и левому краю.

8г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка к кончику, поочередно по правому и левому краю.

9. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

9а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж боковых краев языка. НМД от кончика языка к корню, поочередно по правому и левому краю.

9б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж боковых краев языка. НМД от кончика языка к корню, поочередно по правому и левому краю.

9в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж боковых краев языка. НМД от кончика языка к корню, поочередно по правому и левому краю.

9г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж боковых краев языка. НМД от кончика языка к корню, поочередно по правому и левому краю.

10. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

10а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж передней части языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

10б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж передней части языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

10в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж передней части языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

10г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж передней части языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

11. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

11а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж средней части языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

11б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж средней части языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

11в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж средней части языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

11г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж средней части языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

12. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

12а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж средней части языка. НМД от верхней границы средней части языка к нижней, поперечное, зигзагообразное.

12б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж средней части языка. НМД от верхней границы средней части языка к нижней, поперечное, зигзагообразное.

12в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж средней части языка. НМД от верхней границы средней части языка к нижней, поперечное, зигзагообразное.

12г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж средней части языка. НМД от верхней границы средней части языка к нижней, поперечное, зигзагообразное.

13. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

13а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж задней части языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

13б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж задней части языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

13в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж задней части языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

13г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж задней части языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

14. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

14а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню, поперечное, зигзагообразное.

14б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню, поперечное, зигзагообразное.

14в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню, поперечное, зигзагообразное.

14г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню, поперечное, зигзагообразное.

15. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

15а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от корня языка к кончику, поперечное, зигзагообразное.

15б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от корня языка к кончику, поперечное, зигзагообразное.

15в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от корня языка к кончику, поперечное, зигзагообразное.

15г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от корня языка к кончику, поперечное, зигзагообразное.

16. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

16а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню, поперечное, прямолинейное.

16б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню, поперечное, прямолинейное.

16в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню, поперечное, прямолинейное.

16г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню, поперечное, прямолинейное.

17. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

17а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

17б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

17в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

17г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

18. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

18а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от корня языка к кончику, продольное, прямолинейное. Используется интенсивное нажатие.

18б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от корня языка к кончику, продольное, прямолинейное. Используется интенсивное нажатие.

18в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от корня языка к кончику, продольное, прямолинейное. Используется интенсивное нажатие.

18г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от корня языка к кончику, продольное, прямолинейное. Используется интенсивное нажатие.

19. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 2)

19а. Упражнение. Зонд № 3, (сторона 3)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню, продольное, прямолинейное.

19б. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 2)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню, продольное, прямолинейное.

19в. Упражнение. Зонд № 4, (сторона 3)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню, продольное, прямолинейное.

19г. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 1)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню, продольное, прямолинейное.

19д. Упражнение. Зонд № 5, (сторона 2)

Массаж верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню, продольное, прямолинейное.

Массаж мышц языка зондом №5

Массаж осуществляется стороной 2 зонда №5. Зондом выполняются 5 пружинистых возвратных движений на одном месте, напоминающих движения мячика, с углублением в мышцы языка и продвижением вверх. Каждое упражнение повторяется 30 раз.

1. Упражнение.

2. Упражнение.

Массаж передней части языка. НМД произвольное.

3. Упражнение.

Массаж средней части языка. НМД произвольное

4. Упражнение.

Массаж задней части языка. НМД произвольное.

5. Упражнение.

6. Упражнение.

7. Упражнение.

8. Упражнение.

9. Упражнение.

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, против часовой стрелки.

10. Упражнение.

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, по часовой стрелки.

11. Упражнение.

Массаж верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню, поперечное, зигзагообразное.

12. Упражнение.

Массаж мышц языка зондом №6

В первом блоке упражнений используется прием нажатие. Под влиянием этого приема массажа нормализуется тонус мышц, повышается их способность к сокращению, увеличивается подвижность. Степень нажатия зависит от состояния мышц: при пониженном тонусе нажатие интенсивное, при повышенном - щадящее. Надавливающие движения частые, интервалы между нажимами короткие. Каждое упражнение выполняется 30 раз.

1. Упражнение.

Массаж средней линии языка. НМД от кончика языка к корню.

2. Упражнение.

Массаж средней линии языка. НМД от корня языка к кончику.

3. Упражнение.

Массаж средней линии языка. НМД от кончика языка к корню и обратно.

4. Упражнение.

Массаж правого бокового края языка. НМД от корня языка к кончику.

5. Упражнение.

Массаж левого бокового края языка. НМД от корня языка к кончику.

6. Упражнение.

Массаж области языка, расположенной между правым краем и средней линией. НМД от корня языка к кончику.

7. Упражнение.

НМД от корня языка к кончику.

8. Упражнение.

Массаж правого бокового края языка. НМД от кончика языка к корню.

9. Упражнение.

Массаж левого бокового края языка. НМД от кончика языка к корню.

10. Упражнение.

НМД от кончика языка к корню.

11. Упражнение.

Массаж области языка, расположенной между левым краем и средней линией.

НМД от кончика языка к корню.

12. Упражнение.

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, по часовой стрелке.

13. Упражнение.

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, против часовой стрелке.

14. Упражнение.

Массаж областей языка, расположенных между боковыми краями и средней линией. НМД от корня языка до корня, круговое, по часовой стрелке.

15. Упражнение.

Массаж областей языка, расположенных между боковыми краями и средней линией. НМД от корня языка до корня, круговое, против часовой стрелке.

16. Упражнение.

17. Упражнение.

18. Упражнение.

Массаж области языка, расположенной между правым краем и средней линией.

НМД от кончика языка к корню и обратно

19. Упражнение.

Массаж области языка, расположенной между левым краем и средней линией.

НМД от кончика языка к корню и обратно.

Во втором блоке упражнений используется прием скольжение (поглаживание) , улучшающий эластичность и упругость мышц, снижающий напряжение. Каждое упражнение повторяется 30 раз.

1. Упражнение.

Массаж средней линии языка. НМД от кончика языка к корню.

2. Упражнение.

Массаж средней линии языка. НМД от корня языка к кончику.

3. Упражнение.

Массаж правого бокового края языка. НМД от кончика языка к корню.

4. Упражнение.

Массаж левого бокового края языка. НМД от кончика языка к корню.

5. Упражнение.

Массаж правого бокового края языка. НМД от корня языка к кончику.

6. Упражнение.

Массаж левого бокового края языка. НМД от корня языка к кончику.

7. Упражнение.

Массаж области языка, расположенной между правым краем и средней линией.

НМД от кончика языка к корню.

8. Упражнение.

Массаж области языка, расположенной между левым краем и средней линией.

НМД от кончика языка к корню.

9. Упражнение.

Массаж области языка, расположенной между правым краем и средней линией.

НМД от корня языка к кончику.

10. Упражнение.

Массаж области языка, расположенной между левым краем и средней линией.

НМД от корня языка к кончику.

11. Упражнение.

Массаж правого бокового края языка. НМД от кончика языка к корню и обратно.

12. Упражнение.

Массаж левого бокового края языка. НМД от кончика языка к корню и обратно.

13. Упражнение.

Массаж области языка, расположенной между правым краем и средней линией.

НМД от кончика языка к корню и обратно.

14. Упражнение.

Массаж области языка, расположенной между левым краем и средней линией.

НМД от кончика языка к корню и обратно.

Массаж мышц языка зондом №7

«Крестовина» позволяет воздействовать на мышцы, обеспечивающие верхний подъём языка и расширение средней части языка. Массаж улучшает сократительную способность мышц. Каждое упражнение выполняется 30 раз.

1. Упражнение.

Сжимая мышцы «крестовиной», отодвинуть язык к глотке. Удержать в таком положении в течение 20 секунд, затем убрать зонд, позволяя мышцам самостоятельно принять исходное положение. Обратите внимание

2. Упражнение.

Сжимая мышцы «крестовиной», отодвинуть язык к глотке. Удержать в таком положении в течение 10 секунд, затем быстро убрать зонд, позволяя мышцам самостоятельно принять исходное положение. Обратите внимание : кончик языка помещается (и фиксируется) в той части «крестовины», где нет перекрещивающихся элементов.

3. Упражнение.

Сжимая мышцы «крестовиной», отодвинуть язык к глотке. Выполнять зондом пружинистые возвратные движения вперед – назад. Во время упражнения зонд изо рта не убирать, удерживая его возле языка. (Язык удерживать около глотки) Обратите внимание : кончик языка помещается (и фиксируется) в той части «крестовины», где нет перекрещивающихся элементов.

4. Упражнение.

Сжимая мышцы «крестовиной», отодвинуть язык к глотке. Выполнять зондом круговые движения по ходу часовой стрелки. Во время упражнения зонд изо рта не убирать, удерживая его возле языка. (Язык удерживать около глотки).

5. Упражнение.

Сжимая мышцы «крестовиной», отодвинуть язык к глотке. Выполнять зондом круговые движения против часовой стрелки. Во время упражнения зонд изо рта не убирать, удерживая его возле языка. (Язык удерживать около глотки).

Массаж мышц языка зондом №8

При проведении массажа используется два приема, в начале – нажатие , затем тот же блок упражнений (1 по 13) повторяется, но используется более интенсивный прием – нажатие с прокачиванием на одном месте по часовой стрелке в счете

До 5.

1. Упражнение.

Массаж средней линии языка. НМД от кончика языка к корню.

2. Упражнение.

Массаж правого бокового края языка. НМД от кончика языка к корню.

3. Упражнение.

Массаж левого бокового края языка. НМД от кончика языка к корню.

4. Упражнение.

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, против часовой стрелки.

5. Упражнение.

Массаж боковых краев языка. НМД от корня языка до корня, круговое, по часовой стрелки.

6. Упражнение.

Массаж верхней поверхности языка. НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

7. Упражнение.

Массаж передней части языка. НМД от верхней границы передней части языка к кончику.

8. Упражнение.

Массаж средней части языка. НМД от верхней границы средней части языка к нижней.

9. Упражнение.

Массаж задней части языка. НМД от корня языка к нижней границе задней части.

10. Упражнение.

Массаж верхней поверхности языка. НМД произвольное.

11. Упражнение.

Массаж верхней поверхности языка. НМД от кончика языка к корню и обратно, поперечное, прямолинейное.

12. Упражнение.

Массаж правого бокового края языка. НМД от кончика языка к корню и обратно.

13. Упражнение.

Массаж левого бокового края языка. НМД от кончика языка к корню и обратно.

Массаж мышц, обеспечивающих верхний подъём языка

Шило-язычная мышца при сокращении тянет язык вверх и назад. При нарушении работы этой мышцы (и некоторых других) страдает произношение большинства звуков. Логопедическое воздействие методом зондового массажа способствует активизации мышц, обеспечивающих верхний подъём языка, и формированию необходимых артикуляционных укладов для постановки большой группы звуков.

Перед проведением массажа ещё раз внимательно обследуйте состояние подъязычной связки, так как укороченная, приращенная уздечка языка не только ограничивает или делает невозможным движение языка вверх, но и атрофирует участки мышц, расположенных в середине спинки языка и у его корня.

При проведении массажа рот ребенка должен быть широко открыт, язык поднят вверх, кончик языка поставлен на альвеолы за верхними зубами. Каждое упражнение выполняется 30 раз.

1. Упражнение. Зонд № 7

Установив «крестовину» под кончиком языка (над уздечкой), нажать на зонд, выгибая и отодвигая в глубь рта переднюю часть языка. Удерживать положение в течение 30 секунд. Следите за положением уздечки.

2. Упражнение. Зонд № 7

Установив зонд под кончиком языка (над уздечкой), выполнять пружинистые возвратные движения вперед-назад (прокачивание).

3. Упражнение.

НМД от уздечки к кончику языка.

4. Упражнение. Зонд № 6 (выступающая часть).

Скользящие движения (как бы подтягивающие мышцы) по средней линии языка.

5. Упражнение. Зонд № 6 (выступающая часть).

Скользящие движения (как бы подтягивающие мышцы) по средней линии языка.

НМД от кончика языка к основанию.

6. Упражнение. Зонд № 6 (выступающая часть).

Плотные нажатия («рубка» мышц) на левый край языка. НМД от основания языка к кончику.

7. Упражнение. Зонд № 6 (выступающая часть).

Плотные нажатия («рубка» мышц) на правый край языка. НМД от основания языка к кончику.

8. Упражнение. Зонд № 6 (выступающая часть).

Плотные нажатия («рубка» мышц) на среднюю линию языка. НМД от основания языка к кончику.

9. Упражнение. Зонд № 5, (верхняя часть)

Вкручивающие движения (глубокое введение зонда в мышцы) поочередно справа и слева от уздечки.

10. Упражнение. Зонд № 5, (верхняя часть)

Вкручивающие движения по средней линии языка. НМД от уздечки к кончику языка.

11. Упражнение. Зонд № 5, (верхняя часть)

Вкручивающие движения по правому краю языка. НМД от основания языка к кончику.

12. Упражнение. Зонд № 5, (верхняя часть)

Вкручивающие движения по левому краю языка. НМД от основания языка к кончику.

13. Упражнение. Зонд № 5 (верхняя часть).

Скользящие движения по правому краю языка. НМД от основания языка к кончику.

14. Упражнение. Зонд № 5 (верхняя часть).

Скользящие движения по левому краю языка. НМД от основания языка к кончику.

15. Упражнение. Зонд № 5 (верхняя часть).

Скользящие движения (нажатие интенсивное) по правому краю языка. НМД от кончика языка к основанию.

16. Упражнение. Зонд № 5 (верхняя часть).

Скользящие движения (нажатие интенсивное) по левому краю языка. НМД от кончика языка к основанию.

17. Упражнение. Зонд № 5, (верхняя часть)

Вкручивающие движения на нижней поверхности языка. НМД произвольное.

18. Упражнение. Зонд № 4, (верхняя часть)

Скользящие движения по нижней поверхности языка. НМД от основания языка к кончику, поперечное, зигзагообразное.

19. Упражнение. Зонд № 4, (верхняя часть)

Скользящие движения по нижней поверхности языка (не затрагивающие уздечку). НМД от правого края языка к левому, продольное, зигзагообразное.

20. Упражнение. Зонд № 4, (верхняя часть)

Скользящие движения по краям языка. НМД от нижней части правого края языка к нижней части левого края, круговое, по часовой стрелке.

21. Упражнение. Зонд № 4, (верхняя часть)

Скользящие движения по краям языка. НМД от нижней части левого края языка к нижней части правого края, круговое, против часовой стрелки.

22. Упражнение. Зонд № 8.

Нажатия на внутреннюю поверхность языка (не затрагивающие уздечку).

НМД произвольное.

23. Упражнение. Зонд № 8.

Нажатия с прокачиванием на внутреннюю поверхность языка (не затрагивающие уздечку). НМД произвольное.

24. Упражнение. Зонд № 8.

Нажатия на правый край языка. НМД от основания языка к кончику.

25. Упражнение. Зонд № 8.

Нажатия с прокачиванием на правый край языка. НМД от основания языка к кончику.

26. Упражнение. Зонд № 8.

Нажатия на левый край языка. НМД от основания языка к кончику.

27. Упражнение. Зонд № 8.

Нажатия с прокачиванием на левый край языка. НМД от основания языка к кончику.

28. Упражнение. Зонд № 8

Нажатия на края языка. НМД от нижней части правого края языка к нижней части левого края, круговое, по часовой стрелке.

29. Упражнение. Зонд № 8

Нажатия с прокачиванием на края языка. НМД от нижней части правого края языка к нижней части левого края, круговое, по часовой стрелке.

30. Упражнение. Зонд № 8

Нажатия на края языка. НМД от нижней части левого края языка к нижней части правого края, круговое, против часовой стрелки.

31. Упражнение. Зонд № 8

Нажатия с прокачиванием на края языка. НМД от нижней части левого края языка к нижней части правого края, круговое, против часовой стрелки.

32. Упражнение. Зонд № 3 (верхняя часть).

Скользящие движения по средней линии языка. НМД от основания языка к кончику.

Массаж мышц боковой поверхности языка.

Боковое артикулирование звуков – сложный и трудно поддающийся исправлению дефект. Нарушается произношение различных звуков: свистящих, шипящих, заднеязычных, мягких (ТЬ, ДЬ ), звуков Р, РЬ. Выдыхаемая струя воздуха проходит через боковую щель, про такой артикуляции слышится характерный «хлюпающий» призвук. Часто наблюдается гиперсаливация. (Мыщцы боковых краев языка совместно со щечными мышцами посылают слюну к глотке). Предрасполагающими факторами возникновения дефекта является слабость одной стороны языка, односторонние парезы языка.

Логопедическая коррекция в таких случаях начинается с укрепления мышц боковых краев языка.

Для проведения массажа предложите ребенку широко открыть рот и высунуть язык, выполните боковой подтяг языка. Язык должен быть выгнут, а не выкручен, корень языка виден.

В работе задействован весь комплекс зондов. Каждое упражнение выполняется

30 раз.

Обратите внимание: при выполнении упражнений этого блока необходимо чередовать воздействие на мышцы правой и левой сторон языка, т.е. одно и то же упражнение выполнять вначале на пораженной стороне языка, затем на сохранной. Количество упражнений на пораженной стороне следует увеличить в два раза.

1. Упражнение. Зонд № 3 (сторона 2).

2. Упражнение. Зонд № 3 (сторона 3).

Скользящие движения по боковой поверхности языка (расслабляющий массаж).

НМД от основания языка к кончику и обратно.

3. Упражнение. Зонд № 4 (сторона 2).

Скользящие движения по боковой поверхности языка (расслабляющий массаж).

НМД от основания языка к кончику и обратно.

4. Упражнение. Зонд № 3 (сторона 3).

Скользящие движения по боковой поверхности языка (расслабляющий массаж).

НМД от основания языка к кончику и обратно.

5. Упражнение. Зонд № 3 (сторона 2).

6. Упражнение. Зонд № 3 (сторона 3).

Интенсивные скользящие движения (как бы подтягивающие мышцы) по боковой поверхности языка. НМД от основания языка к кончику.

7. Упражнение. Зонд № 4 (сторона 3).

Интенсивные скользящие движения (как бы подтягивающие мышцы) по боковой поверхности языка. НМД от основания языка к кончику.

8. Упражнение. Зонд № 4 (верхняя часть).

Интенсивные скользящие движения (как бы подтягивающие мышцы) по боковой поверхности языка. НМД от основания языка к кончику, поперечное, зигзагообразное.

9. Упражнение. Зонд № 3 (верхняя часть).

10. Упражнение. Зонд № 4 (верхняя часть).

Интенсивные

11. Упражнение. Зонд № 5 (верхняя часть).

Интенсивные нажатия на боковую поверхность языка. НМД от основания языка к кончику.

12. Упражнение. Зонд № 3 (верхняя часть).

Пружинистые возвратные движения вперед-назад (глубокое введение зонда в мышцы) на боковой поверхности языка. НМД от основания языка к кончику.

13. Упражнение. Зонд № 4 (верхняя часть).

14. Упражнение. Зонд № 5 (верхняя часть).

Интенсивные нажатия (глубокое введение зонда в мышцы) на прикорневую часть боковой поверхности языка. НМД от основания языка к кончику.

15. Упражнение. Зонд № 7.

Нажатия на боковую поверхность языка. НМД от основания языка к кончику.

16. Упражнение. Зонд № 8.

Нажатия на боковую поверхность языка. НМД от основания языка к кончику.

17. Упражнение. Зонд № 8.

Нажатия с прокачиванием на боковую поверхность языка. НМД от основания языка к кончику.

18. Упражнение. Зонд № 1.

Обкол боковой поверхности языка (без воздействия на внутреннюю поверхность). НМД от основания языка к кончику.

19. Упражнение. Зонд № 1.

Обкол с прокачиванием боковой поверхности языка (без воздействия на внутреннюю поверхность). НМД от основания языка к кончику.

20. Упражнение. Зонд № 2.

Перетирающие движения на боковой поверхности языка.

НМД от основания языка к кончику.

21. Упражнение. Зонд № 6 (выступающая часть).

Скользящие движения (поглаживание) по боковой поверхности языка.

НМД от основания языка к кончику и обратно.

22. Упражнение. Зонд № 6 (выступающая часть).

Интенсивное нажатие на мышцы у прикорневой части, затем – скользящие движения (поглаживание) по боковой поверхности языка.

НМД от основания языка к кончику и обратно.

23. Упражнение. Зонд № 6 (выступающая часть).

Плотные нажатия («рубка» мышц) на боковую поверхность языка.

НМД от основания языка к кончику.

24. Упражнение. Зонд № 6 (верхняя часть).

Интенсивные нажатия (глубокое введение зонда в мышцы) на боковую поверхность языка. НМД от основания языка к кончику.


Ребенок только начинает свою жизнь, он готовится стать полноценным членом социума. Речь – это один из важнейших способов общения.

Ребенок с хорошо развитыми навыками речи сможет без труда взаимодействовать с другими людьми, добиваться высот и успешно строить свою дальнейшую жизнь.

Родители должны поспособствовать тому, чтобы их малыш как можно раньше начал осваивать невербальные коммуникации, практиковать обмен эмоциями, изучать обозначения предметов и явлений, вступать в диалог с близкими.

Невербальное общение очень важно в нежном возрасте, когда малыш еще не умеет говорить, но уже показывает окружающему миру свои эмоции. Например, зевающий ребенок – это признак усталости, а улыбка на устах крохи говорит о его хорошем настроении и желании общаться.

Родители, правильно реагирующие на такие невербальные знаки, показывают ребенку, как он важен для них, и тем самым провоцируют его на дальнейшее общение.

Описание вслух материальных предметов или природных явлений стимулирует развитие речевой функции у подросшего ребенка. Он учится воссоздавать логические цепочки, рассуждать, применять свой еще небольшой опыт на практике. Полноценный диалог с малышом также влияет на развитие речи, а благоприятная атмосфера способствует общению.

Что дает хорошо развитая речь:

  • развитие мыслительных процессов;
  • формирование функций центральной нервной системы;
  • быстрое чтение и грамотное письмо;
  • четкое восприятие информации;
  • повышается способность к обучению и дальнейшему развитию;
  • правильное изложение собственных мыслей.

В борьбе с задержкой речевого развития

Задержка речевого развития обычно диагностируется на третьем-четвертом году жизни. Причин отставания от речевой нормы может быть множество.

В зоне риска дети, получившие родовую травму, имеющие заболевания слухового аппарата, повышенное внутричерепное давление, а также недоразвитость лицевых мускул и определенные расстройства психики.

При задержке речевого развития дает очень хороший результат. Простые манипуляции мама может производить сама в домашней обстановке.

Для развития речи очень эффективен точечный массаж. Эту процедуру осуществляет специалист. Он точечно стимулирует язык, губы, мочки ушей, щечки и кисти рук ребенка.

Терапия также включает в себя массу игровых упражнений: песни, подражания звуковые, сказки, скороговорки, гимнастические элементы для мышц лица, занятия для мелкой моторики.

Заниматься с ребенком, отстающим в речевом развитии от сверстников, нужно каждый день

Если такого малыша «запустить», то проявляются очень серьезные последствия:

  • У ребенка отмечается задержка интеллектуального, эмоционального, психического развития.
  • С течением времени это отставание выражается все ярче.
  • После поступления в школу у ребенка возникают непреодолимые трудности с освоением материала. Нередко такого ученика переводят в коррекционный класс.

Зондовый массаж, как способ коррекции звуков

Наиболее распространенное нарушение речевого развития называется дизартрией. При этом у ребенка появляются большие сложности с артикуляцией, произношением звуков. При дизартрии логопеды назначают курс зондового массажа по нетрадиционному, но весьма действенному методу известного логопеда Новиковой Елены Викторовны.

Для его проведения массажист использует восемь специальных приспособлений, которые также были разработаны автором методики. Называются они зондами.

Зонды применяются в четкой последовательности. Каждый из них воздействует только на ту зону, которая остро нуждается в коррекции. Массажист определяет сам силу нажатия и чередует ее на разных участках.

Болезненные ощущения при массаже по Новиковой исключены. Дети, страдающие гипертонусом мышц, могут почувствовать напряжение. Чтобы снизить дискомфорт, посадите ребенка в удобное кресло или уложите на кушетку.

Зондовый массаж корректирует нарушение речи, способствуя следующим улучшениям:

  • состояние голоса улучшается;
  • речевое дыхание приходит в норму;
  • улучшение психоэмоционального состояния;
  • тонус мышц нормализуется;
  • звукопроизношение исправляется;
  • нервная система успокаивается.

Показания и противопоказания

Зондовый массаж – процедура лечебная, поэтому она имеет свои показания и противопоказания.

Показан курс детям, имеющим расстройства речевой функции. При серьезных нарушениях развития речи лечебные сеансы просто необходимы. Процедура назначается малышам, у которых стоит один из диагнозов:

  • Дислалия. Недуг характеризуется искажением произношения звуков. При этом ребенок имеет нормальный слух.
  • Дизартрия. Болезнь вызывает расстройство артикуляции, сбивает речевое дыхание, угнетает интонацию и окраску произношения. В итоге вместо членораздельных звуков получается невнятная «каша».
  • Задержка психического развития. Ребенок с ЗПР отстает в интеллектуальном и эмоциональном плане от детей своего возраста. Процесс отставания обратим при регулярных занятиях.
  • Задержка речевого развития. Замедленное освоение родного языка диагностируется в возрасте до 3 лет. Недуг характеризуется отсутствием фразовой речи к двум годам и связных предложений к трем.
  • Заикание.

Противопоказаниями являются:

  • фурункулы, гнойные ранки у массажиста или малыша;
  • грибковые заболевания;
  • синяки, ранки на массируемой зоне;
  • туберкулез в активной форме;
  • заболевания крови;
  • образование тромбов в сосудах;
  • отек Квинке;
  • крапивница;
  • злокачественны образования;
  • простудные заболевания, грипп или инфекции;
  • эпилепсия, судороги, тремор подбородка;
  • возраст до 6 месяцев.

Зондовый массаж по Новиковой

Массаж по Новиковой – несложная процедура, дающая хорошие результаты. Логопед продумала свою методику таким образом, чтобы каждым зондом задействовать пораженный участок языка, губ, щек и мягкого неба. Постепенно эти области реанимируются.

Предварительно специалист осматривает лицевую мускулатуру ребенка, определяет степень ее поражения. На основе этих данных массажист может сделать вывод о том, сколько сеансов понадобится для устранения дефекта.

Техника выполнения

Требования к специалисту : наличие опыта и практики.

Требования к зондам : оригинальность, только фирменные приспособления безопасны для ребенка.

Требования к родителям : не пропускать сеансы и заниматься дома.

Курс длится от двух до трех недель. Повторяют его через 40–45 дней. Каждое упражнение делают по 30–35 раз. В некоторых случаях вполне достаточно одного курса массажа для того, чтобы исправить речевые дефекты.

Ребенка перед массажем нужно подготовить к процедуре: дать подержать зонды в руках, рассмотреть их. К массажу ребенок обычно привыкает с первого же сеанса.

Зонд 1 – вилочковый

Заостренным концом зонда обкалывают язык, щеки, губы и мягкое небо. При этом идет активное сокращение мышц. Движения аккуратные, короткие. Постепенно можно вводить покачивания.

Зонд устанавливают в точку и начинают покачивающие движения в разные стороны, затем вращают на одном месте по часовой стрелке в течение пяти секунд.

Зонд 2 – восьмерка

Приспособление работает на губах, щеках и языке. Мышцы растирают петелькой вверх и вниз. По мышцам языка зонд не перемещают, а нажимают на язык и покачивают.

Зонды 3,4 и 5 – большие, средние и малые саночки

Зонды отличаются размером, захватом массируемой зоны и силой надавливания. Этими приспособлениями стимулируют мышечные волокна языка, губ, щечек и мягкого неба.

Зонд 6 – топорик

Достаточно интенсивно работает с губами, языком, скулами. Используют элемент вдавливания мышц и скольжения по ним. Топорик восстанавливает нормальный тонус и подвижность мышц.

При гипотонусе сила нажатия больше, при гипертонусе – меньше. Давление длится не дольше пяти секунд.

Зонд 7 – крестовина

Основная область для массажа крестовиной – язык. Нажимая на него и отталкивая назад, специалист провоцирует сокращение мышц языка.

Зонд 8 – толкачик

Давление на язык этим зондом чередуется с расслаблением. Фаза нажима на язык длится пять секунд.

А теперь посмотрите видео с мастер классом зондового логопедического массажа языка для детей, а также артикуляционная гимнастика.

Заключение

Процедура логопедического массажа приносит несомненную пользу, но при условии соблюдения рекомендаций медиков. Зондовый массаж по Новиковой нельзя делать грудничкам младше полугодовалого возраста.

Логопедический массаж руками разрешен в любом возрасте, и при обнаружении проблем с речевой функцией приступить к сеансам ручного массажа нужно как можно раньше.

Все дети разные, а, следовательно, и развивается каждый из них по-своему. Например, чей-то ребенок сразу научился говорить без каких-либо проблем, другой же малыш испытывает серьезные затруднения с произношением звуков и слов, отставая в речевом развитии, ну, а третий и вовсе отказывается произносить свои первые слова. Причинами подобного явления могут быть различные физические аномалии, психологические проблемы, заболевания или родовые травмы.

В любом случае пускать ситуацию на самотек не стоит. Нарушения речи, как правило, сами не проходят. Для их устранения необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом-логопедом, который подскажет оптимальный метод лечения. На сегодняшний день одним из таких действенных способов является логопедический массаж для детей, который помогает и при рядовом заикании, и при более сложных дефектах.

Что такое логопедический массаж?

Логопедический массаж является методом коррекционно-педагогического воздействия и часто применяется при нарушениях речевого развития. Несмотря на то, что данный способ устранения дефектов произношения не является традиционным и обязательным, он уже доказал свою состоятельность и эффективность. Причем такая процедура может быть и частью комплексной реабилитации, и самостоятельным видом лечения.

Логопедический массаж бывает нескольких видов:

  • Классический массаж. Ему свойственны стандартные массажные приемы: поглаживание и растирание, разминание и вибрация;
  • Сегментарно-рефлекторный массаж. Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;
  • Точечный массаж. Как следует из названия, этот способ воздействует только на биологически активные точки. Основная масса этих точек расположена в области волосяной части головы;
  • Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных инструментов - зондов.

Кому необходим логопедический массаж?

Самое распространенное заболевание, требующее серьезной коррекции у логопеда, - это дизартрия. При этом заболевании наблюдается затрудненность произношения, которая вызвана поражениями заднелобных, а также подкорковых отделов головного мозга. Поэтому у ребенка наблюдаются серьезные проблемы с артикуляцией, которые не могут решиться без вмешательства врача. В этом случае подойдет как логопедический массаж при дизартрии по методу Новиковой, так и способы Архиповой и Дьяковой.

Другое не менее распространенное заболевание - это ДЦП, при котором тонус всех мышц повышен, что затрудняет не только передвижение, но и общение. Кроме того, нарушение развития речи может быть следствием родовой травмы или врожденного дефекта строения органов полости рта, губ, языка. И если последние лечатся чаще всего хирургическим путем, то логопедическому массажу практически всегда под силу устранить все остальные причины задержки развития речи.

Как делать логопедический массаж?

Любой логопедический массаж стоит доверять лишь квалифицированному врачу, так как в только этом случае эффективность процедуры, а также ее полная безопасность для здоровья ребенка, будут гарантированы. Для каждого нарушения развития речи есть свои специальные упражнения, направленные на то, чтобы активизировать ту или иную группу мышц. Некоторые из них подходят и для домашнего использования. Например:

  • При самостоятельном логопедическом массаже губ выполняются легкие поглаживания и пощипывания губок ребенка;
  • При самостоятельном логопедическом массаже языка следует воспользоваться электрической зубной щеткой и с ее помощью воздействовать на кончик языка и его центральную часть;
  • При самостоятельном массаже ручек ребенка следует использовать ласковые массирующие движения каждого пальчика.

Помните, что точные рекомендации по логопедическому массажу лица ребенка должен давать только квалифицированный специалист! Именно он должен подобрать верную методику и обучить ей родителей! Единственное, что вы можете выполнять без страха, что навредите своему малышу, - это нежное поглаживание и ласковое растирание каждого пальчика. Начинать в этом случае обязательно с мизинчика и заканчивать большим пальцем, который, как известно, отвечает стимуляцию работы головного мозга.

Логопедический массаж по методу Е. В. Новиковой


еще называют зондовым, так как для его проведения требуется использование специальных приспособлений, разработанных автором методики. При этом каждый зонд из комплекта уникален и выполняет свою функцию. Используя эти приспособления в определенной очередности, врач-логопед может эффективно воздействовать только на те участки и области, которые нуждаются в коррекции.

Также во время сеанса логопедического массажа при заикании или иной причине задержки речевого развития специалист варьирует силу нажатий в области языка, щек, мягкого неба, губ, мимических и жевательных мышц. Все это создает оптимальные условия для речевого развития ребенка. Метод Новиковой также помогает справиться и с более серьезными дефектами речи, которые вызваны дизартрией или ДЦП.

Стоит отметить, что зондовый массаж практически безболезненный. Только у ребенка с повышенным тонусом мышц возможен некоторый дискомфорт. Именно поэтому очень важно, чтобы малыш перед сеансом занял наиболее комфортную позу, которая позволит ему максимально расслабиться.


Профессор кафедры логопедии Елена Архипова
предложила свою методику логопедического массажа, который предназначен для коррекции серьезных речевых расстройств. Этот метод подразумевает дифференцированное воздействие на мышцы лица и полости рта в зависимости от заболевания. Такой логопедический массаж показан при дизартрии, а также детям с ДЦП.

Сеансы логопедического массажа по методу Архиповой проводят курсами от 10 до 20 ежедневных занятий. Между курсами также стараются не делать длительных перерывов, так как это может негативно отразится на полученных результатах. Процедуру должен проводить врач, поскольку к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Ведь приемы логопедического массажа при дизартрии будут значительно отличаться от способов воздействия при ДЦП или заикании.

Логопедический массаж по методу Е. А. Дьяковой - это систематизированные знания различных мировых светил в области логопедии. Именно ею был разработан учебник, по которому по сей день учатся будущие специалисты логопеды-дефектологи. А потому можно смело сказать, что метод Е. А. Дьяковой позволяет скорректировать различные речевые нарушения у ребенка, в том числе и достаточно тяжелые.

Например, такой логопедический массаж помогает улучшить артикуляцию при ДЦП, повышенном тонусе мышц, дизартрии, а также заикании. После каждой процедуры улучшается кровоснабжение мышц лица и речевых органов, что постепенно оказывает влияние на артикуляцию и мимику.

Противопоказания к проведению логопедического массажа

Рекомендованный специалистом логопедический массаж при дизартрии или других речевых нарушениях, к сожалению, может иметь ряд противопоказаний, которые необходимо учитывать. Ни в коем случае нельзя проводить процедуру, если у ребенка наблюдаются:

Именно поэтому перед началом проведения лечебного массажа необходимо заключение не только невропатолога, но и педиатра.

Итог

В заключение хотелось бы добавить, что любой из методов логопедического массажа помогает достичь существенного прогресса даже при тяжелых формах нарушения речи. Однако начинать процедуры желательно в рекомендованный педиатром и невропатологом срок. Так, к примеру, по системе Новиковой не стоит заниматься с младенцем раньше, чем он дорастет до полугода, так как ни один зонд не предназначен для новорожденных.

Если же отдавать предпочтение логопедическому массажу Архиповой или Дьяковой, то можно начинать заниматься даже с двухмесячными крошками. А потому не пугайтесь, что ваш малыш не хочет произносить свое первое «агу»! Обращайтесь к специалистам, с их помощью вам все обязательно удастся исправить!



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)


Заботясь о том, чтобы ребенок с первых дней развивался гармонично, хорошие родители обращают внимание на все, что делает малыш. Правильно ли он держит головку, спинку, как сидит или как делает свои первые шаги. Отдельным пунктом наблюдения является речь малыша – от первого гуленья до слогов, слов, предложений и, в конце концов, до чистой речи. В нашей статье речь пойдет о том, как логопедический массаж может исправить речь ребенка и что собой представляет зондовый логопедический массаж Новиковой.

Как известно, все дети растут и развиваются в своем индивидуальном темпе, и очень мало таких детей, развитие которых происходит так, как написано в «умных книгах». Но если у вашего ребенка есть задержка речевого развития , то вы ее непременно заметите. И в этом случае вам уже может понадобиться консультация логопеда.

Важность речевого развития в современной жизни

Как важно нам, людям, в XXI веке, во времена высоких технологий и развитых коммуникаций, уметь находить общий язык друг с другом. Наверняка, все согласятся, что людям, которые не страдают речевыми нарушениями, намного проще развивать отношения с клиентами, сотрудниками, друзьями, коллегами.

У таких людей намного меньше комплексов. Именно по этой причине доктора и логопеды искали и продолжают искать способы устранения недостатков в речевом развитии человека.

Детям в раннем возрасте легче найти понимание с одногодками, даже имея нарушения речевого развития, но, когда они подрастают, потребность в речи становится актуальной. Неговорящий или малоговорящий ребенок может чувствовать себя скованно, отсюда и проблемы, связанные с психическим развитием. Поэтому родители должны быть начеку, наблюдать за ребенком с рождения, консультироваться со специалистами по речевому развитию, как только заметят проблему.

Чем раньше вы эту проблему начнете решать, тем больше вероятность, что речь ребенка придет в норму .

Логопедический массаж как способ поставить речь ребенка

Одним из способов наиболее эффективно устранить недостатки речевого развития с раннего возраста является логопедический массаж , который базируется на различных упражнениях и массаже рефлекторных зон, влияющих на развитие речи. Такие зоны, в частности, находятся и на подушечках пальцев, поэтому важно делать деткам пальчиковый массаж и играть с ними постоянно в пальчиковые игры .

Среди множества способов выделяют наиболее эффективный метод логопедического массажа – это зондовый массаж по Новиковой . Этот метод внесен в реестр комплиментарной медицины. Такой нетрадиционный и достаточно эффективный способ устранения речевых нарушений разработала логопед Е.В. Новикова, которой за это присвоили ученую степень доктора педагогических наук. В основе метода зондового массажа Елены Новиковой лежит массаж мышц лица: язык, щеки, губы, скулы. Этот массаж делается с помощью специальных зондов. Комплект зондов, разработанных автором, состоит из 8 штук. Каждый зонд имеет свою функцию. С помощью этих зондов логопед влияет на пораженные участки в определенной очередности и с определенной силой нажатия. Есть упражнения для расслабления мышц, снятия спазма, а так же для их укрепления, повышения тонуса мышц лица – то есть проблема решается индивидуально, в зависимости от того, что конкретно беспокоит пациента.

Зондовый массаж не просто способствует нормализации звукопроизношения, но и оказывает благотворное влияние на нервную систему. А это, в свою очередь, дает еще больший толчок в .

Прежде всего, зондовый массаж начинается с обследования мышц всей артикуляционной системы – жевательных и мимических, мышц щек, язычка и губ, мягкого неба. Только после этого логопед может назначить курс массажа, определить его продолжительность и частоту. Несомненно, и сам массаж должен проводить специалист.

Обычно зондовый массаж проводится курсами от 12-20 дней. Самый оптимальный курс состоит из 15 сеансов, и повторить его желательно через 1,5 месяца. Количество и периодичность курсов назначает логопед. Бывают и такие случаи, что достаточно всего лишь одного курса. Все зависит от степени поражения и тяжести нарушения звукопроизношения. Зондовый массаж подходит как детям, так и взрослым. Детям его можно начинать с 6 мес. Прежде чем начать делать логопедический зондовый массаж ребенку, лучше всего дать ему возможность ознакомиться с зондами: рассмотреть, подержать их в руках, стерильные зонды дать подержать во рту. Обычно дети быстро привыкают к массажу. При серьезных нарушения артикуляционного аппарата могут возникать и болевые ощущения. Что бы снять болевые и неприятные ощущения, нужно перед массажем заварить кипятком 1 ч.л. чая и 2ч.л. сухой крапивы и дать ребенку очень теплый настой подержать во рту. Проследите, чтобы ребенок не глотал, а выплевывал. Этот настой помогает снять напряжение с мышц.

Зондовый массаж – это технология, все нужно выполнять строго по описанию, только в таком случае достигается нужный эффект.

Для работы с зондами нужно иметь желание, знания и, что немаловажно, опыт, огромные силы и терпения. Упражнения каждым зондом повторяются по 30 раз.

Очень важный момент – будьте осторожны, пользуйтесь только оригинальными зондами . Подделки опасны тем, что могут нанести вред или поранить, они не обладают гибкостью, безопасностью, пружинистостью, нужным размером и качеством проволоки.

Удачи и будьте здоровы!

Зондовый массаж – массаж, с помощью которого, воздействуя на мышцы лица и языка при помощи специальных упражнений и зондов, можно корректировать неправильное произношение звуков.

Дефекты речи маленьких детей вызывают улыбку, но с возрастом ребенок, а потом и взрослый, начинает страдать от комплексов, развивается чувство неполноценности, зажатости, что приводит к депрессивным состояниям.

Речевая моторика, неправильное произношение нормализуется при регулярном проведении зондового массажа. Техника проведения массажа подразумевает механическое воздействие на область лица: губы, щеки, скулы, а также языка и мягкого неба. Инструментом для массажа служат специальные инструменты – зонды. Зондовый массаж можно проводить для всех, независимо от возраста. Профилактика и ранее лечение способно уберечь ребенка от последующих нервно — психологических травм.

Показания к применению зондового массажа

  • дизартрия;
  • ринолалия;
  • нарушение голоса;
  • заикание;
  • моторная алалия;
  • дислалия.

Зондовый логопедический массаж

Логопедический массаж при помощи зондов поможет избежать в дальнейшем нарушения речи, недоразвития слуха, задержки формирования навыков анализа слов, обеднения словарного запаса ребенка. Логопедический массаж – уникальный метод коррекции нарушений речи, который способствует:

  • постановке правильного произношения звуков;
  • нормализации мышечного тонуса;
  • улучшению состояния голоса;
  • нормализации речевого дыхания;
  • улучшению психологического и эмоционального состояния.

Зондовый массаж языка

Массаж языка при помощи специальных зондов, каждый из которых имеет свое предназначение, лучше всего проводить по методике Е.Новиковой. Перед началом массажа, а также на ночь, следует провести гимнастику языка, которая состоит из нескольких упражнений, которые дети выполняют с удовольствием. Длительность зарядки 5 минут. Ее можно делать несколько раз в день.

«Качели» Высунутый язык двигается от одного уголка рта к другому. Рот при этом открыт.

«Часики» Рот открыт. Ребенок языком облизывает губы по часовой стрелке, затем — против нее.

«Дутье» Губы сложить в улыбку, язык положить на нижние губы и дуть с усилием.

«Лошадка» «Цокать» языком, следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

« Барабанщики» Рот в улыбки, зубы приоткрыты, язык стучит по основанию верхних зубов. Чтобы рот оставался в открытом состоянии между зубами можно вставить карандаш.


Техника выполнения массажа языка

Массаж языка проводится в положении лежа, при максимальном расслаблении. Массажист при помощи салфетки одной рукой удерживает язык в вытянутом положении. Массирующие упражнения выполняются в следующей последовательности — от кончика языка к корню, вначале боковые части, затем середина, и, как можно ближе, к корню, насколько позволяет рвотный рефлекс. Для каждого метода, такого как прокалывание, надавливание, катание, используются специальные зонды, которые можно заменить маленькой ложкой, вилкой и зубной щеткой.

Противопоказания к применению зондового массажа языка

Противопоказанием для проведения массажа языка является повышенный рвотный синдром.

Порой при проведении массажа возникает мышечный спазм, который вызывает боль. Для снятия болевого синдрома следует заварить настой черного чая с крапивой в пропорции 1:2, 1ч.л. смеси на стакан кипятка. Теплый настой держать во рту до снятия спазмов, затем выплюнуть.

Зондовый массаж языка проводится курсом 10-20 дней, который при необходимости следует повторить через 1,5-2 месяца. При желании, можно научиться делать массаж языка самостоятельно дома. Однако первые сеансы должны проходить под наблюдением логопеда.

Зондовый массаж видео



Новое на сайте

>

Самое популярное