Домой Лечение зубов Национальная библиография зарубежных стран. Узловые проблемы текущей национальной библиографии: трактовка их решений на Международном конгрессе по национальной библиографии(1977)

Национальная библиография зарубежных стран. Узловые проблемы текущей национальной библиографии: трактовка их решений на Международном конгрессе по национальной библиографии(1977)

высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Журналистика»

Издание 3-е, исправленное

Айрис Пресс Рольф Москва 2001

ББК 81.2-5 Г62

Рецензенты:

доктор философских наук проф. МГУ Н. Н. Кохтев; проф. М. А. Теленкова.

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любой форме и любыми средствами,

электронными или механическими, включая фотокопирование, звукозапись, любые запоминающие устройства и системы

поиска информации без письменного разрешения Правообладателя.

ГолубИ.Б.

Г62 Стилистика русского языка. - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. - 448 с.

ISBN 5-7836-0360-0

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Журналистика», а также для филологов широкого профиля, учителей русского языка и литературы, для работников печати.

Пособие написано в соответствии с программой по стилистике и охватывает все разделы курса «Стилистика русского языка» - Лексическая стилистика; Фоника; Стилистика словообразования; Стилистика частей речи; Синтаксическая стилистика. Изложение теоретического материала дополняется примерами стилистической правки текстов и подробным анализом речевых ошибок на всех уровнях языка.

Предисловие

Книга написана в соответствии с программой курса «Практическая стилистика русского языка», изучаемого в университетах, пединститутах, а также в Московском государственном университете печати. Изложение теоретического материала подчинено цели научить будущих журналистов и редакторов, словесников, бакалавров филологических наук стилистическому подходу к использованию речевых средств; выработать у начинающих филологов лингвистическое чутье, любовь к хорошей, правильной русской речи и нетерпимость к порче языка, пристрастию к штампам, ложному пафосу, неоправданному снижению стиля.

В книге показаны яркие примеры искусного использования языковых средств писателями, публицистами и речевые ошибки, возникающие из-за авторской небрежности или незнания литературной нормы. Анализ примеров авторедактирования писателей-классиков, а также стилистической правки рукописей опытными редакторами позволяет проникнуть в творческую лабораторию мастеров слова, у которых следует учиться, овладевая основами литературного редактирования.

Автор книги последовательно решает поставленную в ней задачу - дать типологию речевых ошибок при изучении лексической, морфологической, синтаксической стилистики, а также фоники; научить будущих редакторов и журналистов стилистическому анализу языка рукописей; наглядно показать, как используются языковые ресурсы при литературном редактировании произведений; привить навыки стилистической правки текста, основанной на четком определении характера речевых ошибок и умелом их устранении; выработать профессиональную нетерпимость к стилистическим недочетам в словоупотреблении, звуковой организации текста, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических конструкций.

Данная «Стилистика современного русского языка» представляет объединенные автором в одной книге материалы учебников, выходивших в разные годы в издательстве «Высшая школа» (Стилистика современного русского языка. Лексика. Фоника. - М., 1976; Указ. соч. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1986; Грамматическая стилистика современного русского языка. - М., 1989), а также учебных пособий, изданных в МГУП (Стилистическая правка рукопи- си.-М., 1988; Проблемы синтаксиса простого предложения при редактировании рукописи. М., 1990).

Теоретический курс стилистики создавался и дополнялся автором в процессе многолетней работы со студентами МГУП и слушателями курсов повышения квалификации редакторов при Московском полиграфическом институте.

Автор пользуется возможностью выразить благодарность своим слушателям и коллегам, проявлявшим живой интерес к проблемам стилистики и собиравшим забавные примеры речевых ошибок и стилистической правки текстов.

ЛЕКСИЧЕСКАЯСТИЛИСТИКА

Введение

В системе языковых средств слово играет важнейшую роль. Русские писатели, восхищаясь красотой, силой, богатством русского языка, прежде всего отмечали разнообразие его лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности для передачисамыхразличныхзначений. С. Я. Маршакписал: «Человекнашел словадлявсего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякоедействие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий»1 .

Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Л е к с и ч е с - кая с т и л и с т и к а изучает соотносительные лексические средства языка, давая оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.

Используя достижения современной семасиологии, лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, многозначных слов, паронимов, служащих средством наиболее точной передачи информации. В то же время стилистика обращает внимание на такие явления, как омонимия и парономазия, порой мешающие правильному восприятию речи. В центре внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.

Стилистический аспект изучения лексики требует вдумчивой оценки слова с точки зрения мотивированности его в контексте. Стилистика выступает как против употребления лишних слов, так и против неоправданного пропуска слов, рассматривая различные проявления речевой избыточности и речевой недостаточности.

1 Маршак С. Я. Собр. соч.: В 8 т. - М, 1971. -Т. 7. - С. 254.

Слово изучается в стилистике не только в номинативной, но и в эстетической функции. Предметом специального интереса лексической стилистики являются лексические образные средства языка - тропы.

Проблемы лексической стилистики тесно соприкасаются с проблемами культуры речи. Характеризуя использование в речи тех или иных лексических средств языка, стилистика стоит на страже правильного словоупотребления. Норматив- но-стилистический подход к изучению лексики предусматривает анализ часто допускаемых речевых ошибок: употребления слова без учета его семантики; нарушения лексической сочетаемости; неправильного выбора синонимов; неверного употребления антонимов, многозначных слов, омонимов; смешения паронимов; немотивированного объединения стилистически несовместимых лексических средств и т. д. Устранение лексико-стилистических ошибок в речи, выбор оптимального варианта выражения мысли приобретают важнейшее значение при литературном редактировании текстов.

Смысловая точность речи. Выбор слова

СЛОВО - ОСНОВА ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА

Работа над стилем произведения - это прежде всего работа над его лексикой, так как слово - основа для понимания речи. Неясность речи есть неизменный признак неясности мысли, утверждал Л. Н. Толстой; шутя, писатель заметил: «Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог»1 .

Стилистический подход к изучению лексики выдвигает в качестве важнейшей проблему выбора слова для наиболее точного выражения мысли. Правильное употребление слов автором представляет собой не только достоинство стиля, но и необходимое условие информативной ценности произведения, действенности его содержания. Неправильный выбор слова искажает смысл высказывания, порождая не только лексические, но и логические ошибки в речи.

Слова следует употреблять в строгом соответствии с их с е м а н т и к о й, т. е. значением. Каждое знаменательное слово имеет лексическое значение, называя явления и предметы действительности, которым в нашем сознании соответствую!- определенные понятия. При четком изложении мысли используемые авторами слова полностью соответствуют своему предметно-логическому значению. В. Г. Белинский писал: «Каждое слово в поэтическом произведении должно

"ТолстойЛ. И. Полн.собр.соч.:В90т.-М.,1963.-Т.62.-С.438.

до того исчерпывать все значение требуемого мыслию целого произведения, чтоб видно было, что нет в языке другого слова, которое тут могло бы заменить его»1 .

ПОИСК НУЖНОГО СЛОВА

Поиск единственно необходимого в тексте слова требует от писателя напряжениятворческих сил и неустанного труда. Этот труд порой отражен в рукописях, позволяющих нам ознакомиться с лексическими заменами, которые сделал автор, шлифуя стиль произведения. Например, в черновике повести А. С. Пушкина «Дубровский» находим такую правку: Члены (суда) встретили его (Троекурова) с изъявлениями глубокого уважения [глубокой преданности; глубокого подобострастия] - последнее слово наиболее выразительно охарактеризовало поведение подкупленных Троекуровым чиновников, и писатель оставил его в тексте.

Очень много работали над своими рукописями Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и другие русские писатели. Поиск нужного слова отражает их авторедактирование. Интересно сравнить первоначальный и окончательный варианты некоторых текстов наших классиков. Приведем примеры из повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".2

Первоначальный вариант

1. Поднявшийся

ветерок давал

1. Сорвавшийся ветерок давал

знать, что уже немного оставалось

времени до рассвета.

времени до рассвета.

2. Зашумели запорожцы и разом

2. Зашумели запорожцы и разом

почувствовали свои силы.

почуяли свои силы.

3.... Посмеялись над православною

3. Поглумились над православною

4. - «Добре!»- повторилось вря-

4. «Доброе слово сказал и кошевой»-

дах запорожцев.

отозвалось в рядах запорожцев.

5. «Ну, ну, рассказывай, что та-

6. Эти слова проникнули молнией.

6. Эти слова пролетели молнией.

Стремление найтиточные слова побуждаетписателей по многураз правитьтекст, сопоставляя возможные варианты выражения мысли. У Н. А. Некрасова находим такую стилистическую правку в описании сцены «у парадного подъезда», которая так поразила поэта, сочинившего впоследствии известное стихотворение:

«Делать нечего, [пошли, айда, направились, потянулись] завернули в кабак». Как видим, автору не так легко было подобрать глагол движения, передавший настроение обиженных крестьян.

"БелинскийВ. Г. Полн.собр. соч.: В 13 т.-М., 1954.-Т. 4.- С. 545. 2 Варианты и черновики 1835 г.

Стилистическая правка писателей в рукописи отражает последний этап работы над текстом, а какой труд предшествовал этому, сколько черновиков было написано и потом уничтожено, сколько раз автор произносил «про себя» ту или иную фразу, прежде чем записать ее на бумаге, - об этом можно только догадываться.

А. П. Чехов так отзывался о своей работе: «...Я занят, занят по горло: пишу

и зачеркиваю, пишу и зачеркиваю» 1 . Брату он советовал: «Надо люто марать», - замечая: «...Я не хочу признавать рассказов без помарок»2 . Упрекая одного из молодых писателей в небрежности, А. П. Чехов напоминал: «Рукописи всех настоящих мастеров испачканы, перечеркнуты вдоль и поперек, потерты и покрыты латками, в свою очередь перечеркнутыми и изгаженными». И рекомендовал работать так: «Надо рассказ писать 5-6 дней и думать о нем все время... Надо, чтобы каждая фраза, прежде чем лечь на бумагу, пролежала в мозгу дня два...»3 . Этот огромный труд писателя над словом скрыт от нас, потому что мы видим уже готовое произведение. Исследователь же, сравнивая черновики и беловой вариант, сопоставляя различные редакции произведений, отчасти проникает в творческую лабораторию писателя и по лексическим заменам может судить о том, как он трудился над словом.

Много лексических замен сделал А. И. Куприн, работая над статьей «Памяти Чехова». Вот примеры более точного выбора слов в процессе стилистической правки рукописи самим писателем4 :

Варианты

1. А ведь никто не знает, что са-

1. А ведь никто не догадывается,

мое главное в этом человеке.

что самое характерное в этом чело-

2. Он мог быть добрым и щедрым,

нелюбя,ласковыминежным...нерас-

не любя, ласковым и участливым... не

считываяна признательность.

рассчитывая на благодарность.

3. ...Приезжал,кажется,сглавной

3. ...Приезжал, кажется, с исклю-

целью показать больному тогда А. П.-чу чителъной целью...

постановку его пьесы.

Интересна правка М. Горького в романе «Мать»:

В а р и а н т ы (редакция 1907г.)

О к о н ч а т е л ь н ы й т е к с т

1. Ей вдруг показалось, что сын

I. Ей вдруг подумалось...

преувеличил опасность собрания.

2. Мать знала, что весь этот шум

2. Мать понимала, что этот шум

поднят работой ее сына.

поднят работой ее сына.

3. Он поднял плечи и опустил.

3 .Он пожал плечами.

Чехов А. П. Письмо к Е. М. Шавровой //Полн. собр. соч.: В 20 т. - Т. 17. - С. 7.

Чехов А. П. Письмо к Ал.П. Чехову // Полн. собр. соч.: В 20 т. - Т. 16. - С. 62.

Чехов А. П. Письмо к А. С. Лазареву-Грузинскому // Поли. собр. соч.: В 20 т. - Т. 15.

См.: Айдарова В. Н. Работа Куприна над текстом статьи «Памяти Чехова» // Русская

речь. - 1974. - № 3 .

Обычно писатели в процессе редактирования сами устраняют лексические ошибки. Стилистическую правку рукописи может выполнять и редактор. Авторы, для которых литературный труд - занятие непривычное, нуждаются в помощи редактора, хотя литературное редактирование текста и не является обязательным условием его публикации.

РЕЧЕВЫЕОШИБКИ,ВЫЗВАННЫЕНЕПРАВИЛЬНЫМ ВЫБОРОМСЛОВА

Б процессе литературного редактирования рукописи редактору часто приходится отмечать ошибки в словоупотреблении. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания: Погода сопутствовала хорошему отдыху (вместо благоприятствовала); У куниц скоро появится наследство (имеется в виду потомство)", Я хочу продолжить семейную династию и потомурешил стать офицером (вместо традицию) 1 . В таких случаях говорят об и с п о л ь з о в а н и и с л о в а без у ч е т а его с е м а н т ки. Подобные лексические ошибки возникают в результате стилистической небрежности автора, невнимательного отношения к слову или плохого знания языка. Так, в газетной статье читаем: Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах. Слово «возникнуть» означает «появиться, начаться, образоваться, зародиться», оно не подходит для наименования действия, которое требует значительных усилий. Возникнуть могут подозрение, тревога, сомнение (состояниясамопроизвольные),возникаюттрудности,препятствия...

Железные дороги не могут возникнуть, их прокладывают люди.

Употребление слов без учета их семантики меняет значение высказывания:

Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий - метелями,резким понижением температуры. Автор имел в виду, конечно, погодные условия (плохую погоду), климат не мог измениться за один год.

При чтении рукописи редактору приходится взвешивать каждое слово, устраняя подобные ошибки. Стилистическая правка в таких случаях часто сводится

противления работают в сложных тивления применяются в сложных усусловиях, ловиях.

3. Мы обращаем главное внимание 3. Мы заботимся об улучшении кана развитие качества продукции. чества продукции.

Однако иногда, добиваясь точности и ясности, приходится прибегать к более сложным видам правки, обновляя лексический состав предложения, изменяя формулировки, перестраивая конструкцию. Рассмотрим примеры такой стилистической правки:

1. После звонкалюдям трудно про-

1. Послезвонкалюди толпятся воз-

братъся в зал, приходится долго сто-

ле узкой двери и долго не могут вой-

ять в очереди из-за узкой двери.

2. Сферой формирования обще-

2. На формирование общественно-

ственного сознания человека, его нрав-

го сознания человека, его нравствен-

ственных качеств, духовной жизни яв-

ных принципов, на его духовную жизнь

ляется художественная литература,

огромное влияние оказывает художе-

ственная литература.

Употребление слов без учета их семантики может стать причиной нелогичности и даже абсурдности высказывания.

В одном очерке было написано: «...Истоят наши дальневосточные березки

в своем подвенечном саване» (автор перепутал саван и фату).

Подобные ошибки возникают под влиянием ложных ассоциаций. На вступительном экзамене в Академию печати юноша написал в сочинении: «Язнаю, что еще живы предки А. С. Пушкина» (конечно, он имел в виду потомков поэта). Абсурдность высказывания в подобных случаях придает фразе комическое звучание.

Неточность словоупотребления объясняется не только низкой речевой культурой автора; иногда сознательно не хотят употребить то или иное слово, чтобы завуалировать отрицательный смысл высказывания. Пишут: фантазирует вместо врет, принимал подарки вместо брал взятки и т. д. Вспомним эпизод из рассказа А. И. Куприна «Дознание»: «Спроси его, взял он у Есипаки голенища?»

Подпоручикопятьубедился всвоейнеопытностиималодушии,потомучто из какого-то стыдливого и деликатного чувства не мог выговорить настоящее слово «украл». Слова и выражения, смягчающие грубый смысл речи, называются э в ф е м и з м а м и (от гр. еи - хорошо, pkemi - говорю). Эвфемистичность речи нередко объясняется стремлением автора притупить критическую остроту высказывания при описании негативных явлений нашей жизни. Например, в местной газете корреспондент сообщал: Правление колхоза уделяло мало внимания охране общественной собственности, в то время как следовало бы признать, что правление колхоза безответственно отнеслось к охране общественнойсобственности(илизакрывалоглазанарасхищениеобщественнойсобственности). Неточность речи в подобных случаях уводит читателя от истины, искажает смысл.

Неправильный выбор слова может стать причиной различных речевых ошибок. Так, из-за неточного словоупотребления может возникнуть а н а х р о н и з м (нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой): В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги (слово «митинг» появилось значительно позднее, причем в Англии); В ХУШ веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий

(название города на Неве, которое употребил автор, было неизвестно в XVIII веке,следовалонаписать:вПетербурге).

Неправильное словоупотребление нередко приводит и к логическим ошибкам.Вчислеихназовем а л о г и з м -сопоставлениенесопоставимыхпонятий, например: Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. Получается, что синтаксис сравнивается с научными статьями. Устраняя алогизм, можно написать: Синтаксис энциклопедическихстатей отличается от синтаксиса других научных статей или: Синтаксис энциклопедических статей имеет ряд особенностей, несвойственных синтаксису других научных статей. Часто выявление алогизма не вызывает затруднений, стилистическаяправкавэтихслучаяхпроста:

1. Клюв лесного рябчика по цвету 1. Клюв лесного рябчика по цвене отличается от обыкновенного ту не отличается от клюва обыкно-

Однако иногда алогизмы не столь очевидны, и, чтобы устранить их, приходится значительно изменять авторский текст. Например: Наши знания о богатствах недр земли являются лишь незначительной частью скрытых, еще больших богатств. Можнопредложитьтакиевариантыстилистическойправкиэтойфразы: Мы еще мак мало знаем о богатейших залежах полезных ископаемых, тайну которых хранят недра земли; В недрах земли скрыты огромные богатства, о которых мы еще так мало знаем; Наши знания о полезных ископаемых еще так неполны!Мы знаем лишь о незначительной части богатств, скрытых в недрах земли.

Причиной нелогичности высказывания может стать п о д м е н а п о н я т и я, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления; Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Конечно,демонстрируетсяфильм,анеегоназвание.Можнобылонаписать: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тотжефильм. Подобныеошибкивречивозникаютивследствиенедостаточно четкойдифференциациипонятий,например:Приближениядняпремьерыколлектив театра ждет с особым волнением (ждут не приближения премьеры, а когда состоится премьера).

Вслучаеподменыпонятиястилистическаяправкаможетбытьразличной: иногдадостаточно заменить неудачно употребленное слово, в других случаях лексическая замена сочетается с использованием новых, уточняющих слов, наконец, порой необходимо переделать предложение, чтобы верно передать авторскую мысль.

М.: 2010. - 448 с.

Пособие написано в соответствии с программой по стилистике и охватывает все разделы курса "Стилистика русского языка": Лексическая стилистика; Фоника; Стилистика словообразования; Стилистика частей речи; Синтаксическая стилистика. Изложение теоретического материала дополняется примерами стилистической правки текстов и подробным анализом речевых ошибок на всех уровнях языка. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Журналистика", а также для филологов широкого профиля, учителей русского языка и литературы, для работников печати.

Формат: doc

Размер: 2 ,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

1. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

1.1. Введение

1.2. Смысловая точность речи. Выбор слова

1.2.1. Слово - основа для понимания текста

1.2.2. Поиск нужного слова

1.2.3. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова

1.2.4. Лексическая сочетаемость

1.2.5. Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием

1.2.6. Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка

1.2.7. Речевая недостаточность

1.2.8. Речевая избыточность

1.2.9. Повторение слов

1.3. Стилистическое использование в речи синонимов

1.3.1. Лексическая синонимия

1.3.2. Типы лексических синонимов

1.3.3. Стилистические функции синонимов

1.3.4. Стилистически не оправданное употребление синонимов

1.4. Стилистическое использование в речи антонимов

1.4.1. Лексическая антонимия

1.4.2. Стилистические функции антонимов

1.4.3. Стилистически не оправданное употребление антонимов

1.5. Стилистическое использование в речи многозначных слов и омонимов

1.5.1. Полисемия

1.5.2. Омонимия и смежные с ней явления

1.5.3. Стилистические функции многозначных слов и омонимов

1.5.5. Стилистически не оправданное употребление многозначных слов и слов, имеющих омонимы

1.6. Паронимия и парономазия

1.6.1. Паронимы

1.6.2. Отношение паронимов к омонимам, синонимам, антонимам

1.6.3. Парономазия

1.6.4. Стилистические функции паронимов и сходных по звучанию разнокоренных слов

1.6.5. Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов

1.7. Стилистическая окраска слов

1.7.1. Функционально-стилевое расслоение лексики

1.7.2. Эмоционально-экспрессивная окраска слов

1.7.3. Использование в речи стилистически окрашенной лексики

1.7.4. Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Смешение стилей

1.7.5. Канцеляризмы и речевые штампы

1.8. Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения

1.8.1. Диалектная лексика. Проникновение диалектной лексики в литературный язык

1.8.2. Диалектизмы в художественной речи

1.8.3. Стилистически не оправданное употребление диалектизмов

1.8.4. Профессиональная лексика

1.8.5. Использование профессиональной лексики в литературном языке

1.8.6. Стилистически не оправданное употребление профессионализмов

1.8.7. Жаргонная лексика

1.8.8. Использование жаргонной лексики в литературном языке

1.8.9. Стилистически не оправданное употребление жаргонизмов

1.9. Устаревшие слова

1.9.1. Процесс архаизации лексики

1.9.2. Состав устаревших слов

1.9.3. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи

1.9.4. Ошибки, вызванные употреблением устаревших слов

1.10. Новые слова

1.10.1. Пополнение лексики новыми словами

1.10.2. Типы неологизмов

1.10.3. Индивидуально-стилистические неологизмы в художественной и публицистической речи

1.10.4. Ошибки, вызванные употреблением неологизмов

1.11. Стилистическая оценка заимствованных слов

1.11.1. Приток иноязычной лексики в русский язык в 80-90-е годы

1.11.2. Стилистическая классификация заимствованных слов

1.11.3. Заимствованные слова в художественной и публицистической речи

1.11.4. Стилистически не оправданное употребление заимствованных слов

2. Фразеологическая стилистика

2.1. [Понятие фразеологической стилистики]

2.1.1. Особенности употребления фразеологизмов в речи

2.1.2. Стилистическая окраска фразеологизмов

2.1.3. Синонимия фразеологизмов

2.1.4. Антонимия фразеологизмов

2.1.5. Многозначность фразеологизмов

2.1.6. Омонимия фразеологизмов

2.1.7. Стилистическое использование фразеологизмов в публицистической и художественной речи

2.1.8. Фразеологическое новаторство писателей

2.1.8.1. Разрушение образного значения фразеологизмов

2.1.8.2. Изменение количества компонентов фразеологизма

2.1.8.3. Преобразование состава фразеологизма

2.1.9. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

2.1.10. Стилистически не оправданное изменение состава фразеологизма

2.1.11. Искажение образного значения фразеологизма

2.1.12. Контаминация различных фразеологизмов

2.2. Лексические образные средства

2.2.1. Понятие образности речи

2.2.2. Определение тропа

2.2.3. Границы использования тропов в речи

2.2.4. Характеристика основных тропов

2.2.4.1. Метафора

2.2.4.2. Олицетворение

2.2.4.3. Аллегория

2.2.4.4. Метонимия

2.2.4.5. Антономасия

2.2.4.6. Синекдоха

2.2.4.7. Эпитет

2.2.4.8. Сравнение

2.2.4.9. Гипербола и литота

2.2.4.10. Перифраза

2.2.5. Стилистически не оправданное употребление тропов

3. ФОНИКА

3.1. Понятие фоники

3.1.1. Значение звуковой организации речи

3.1.2. Фонетические средства языка, имеющие стилистическое значение

3.2. Благозвучие речи

3.2.1. Понятие благозвучия

3.2.2. Сочетаемость звуков в русском языке

3.2.3. Эстетическая оценка звуков русского языка

3.2.4. Частота повторения звуков в речи

3.2.5. Длина слова

3.2.6. Значение благозвучия

3.2.7. Нарушение благозвучия при создании аббревиатур

3.2.8. Устранение неблагозвучия речи при стилистической правке текста

3.3. Звукопись в художественной речи

3.3.1. Стилистические приемы усиления звуковой выразительности речи

3.3.1.1. Звуковые повторы

3.3.1.2. Исключение из текста слов определенного звучания

3.3.1.3. Использование неблагозвучия речи

3.3.1.4. Отклонение от средней длины слова

3.3.2. Стилистические функции звукописи в художественной речи

3.3.2.1. Звукоподражание

3.3.2.2. Выразительно-изобразительная функция звукописи

3.3.2.3. Эмоционально-экспресивная функция звукописи

3.3.2.4. Смысловая функция звукописи

3.3.2.5. Композиционная функция звукописи

3.3.2.6. Понятие звукообраза

3.4. Стилистические недочеты в звуковой организации прозаической речи

3.4.1. Роль фоники в различных стилях речи

3.4.2. Случайные звуковые повторы в прозаическом тексте

3.4.3. Устранение случайных звуковых повторов при стилистической правке текста

3.4.4. Неуместная рифма. Неоправданная ритмизация прозы

4. СТИЛИСТИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

4.1. Создание оценочных значений средствами словообразования

4.1.1. Экспрессивное словообразование в художественной и публицистической речи

4.1.2. Стилистическое переосмысление форм субъективной оценки в современном русском языке

4.1.3. Функционально-стилевая закрепленность словообразовательных средств русского языка

4.1.4. Стилистическое использование книжных и разговорно-просторечных словообразовательных средств писателями

4.2. Словообразовательные архаизмы

4.2.1. Окказиональное словообразование

4.2.2. Устранение недочетов и ошибок в словообразовании при стилистической правке текста

5. СТИЛИСТИКА ЧАСТЕЙ РЕЧИ

5.1. Стилистика имени существительного

5.1.1. Место имени существительного в разных стилях речи

5.1.2. Стилистическое использование имен существительных в художественной речи

5.1.3. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного

5.1.3.1. Стилистическая характеристика категории рода

5.1.3.2. Стилистическая характеристика категории числа

5.1.3.3. Стилистическая характеристика вариантов падежных форм

5.1.4. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен существительных

5.2. Стилистика имени прилагательного

5.2.1. Место имени прилагательного в разных стилях речи

5.2.2. Стилистическое использование имен прилагательных в художественной речи

5.2.3. Стилистическая оценка разрядов имен прилагательных

5.2.4. Стилистическое использование грамматических форм имен прилагательных

5.2.5. Стилистическая оценка кратких прилагательных

5.2.6. Стилистическая характеристика вариантных форм прилагательных

5.2.7. Синонимия прилагательных и существительных в косвенных падежах

5.2.8. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен прилагательных

5.3. Стилистика имени числительного

5.3.1. Место имени числительного в разных стилях речи

5.3.2. Стилистическое использование имен числительных в художественной речи

5.3.3. Синонимия количественно-именных сочетаний

5.3.4. Стилистическая характеристика вариантных форм имени числительного

5.3.5. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен числительных

5.4. Стилистика местоимения

5.4.1. Употребление местоимений в разных стилях речи

5.4.2. Стилистическая оценка устаревших местоимений

5.4.3. Стилистическое использование местоимений в художественной речи

5.4.4. Стилистическая характеристика вариантных форм местоимений

5.4.5. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений

5.5. Стилистика глагола

5.5.1. Место глагола в разных стилях речи

5.5.2. Стилистическое использование глаголов в художественной речи

5.5.3. Стилистическое использование грамматических категорий глагола

5.5.3.1. Стилистическая характеристика категории времени

5.5.3.2. Стилистическая характеристика категории вида

5.5.3.3. Стилистическая характеристика категории наклонения

5.5.3.4. Стилистическая характеристика категорий лица и числа

5.5.3.5. Стилистическая характеристика категории залога

5.5.4. Стилистическая характеристика вариантных форм глагола

5.5.5. Стилистическое использование неспрягаемых форм глагола

5.5.5.1. Инфинитив

5.5.5.2. Причастие

5.5.5.3. Деепричастие

5.5.6. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении глагола

5.6. Стилистика наречия

5.6.1. Стилистический аспект в изучении наречия

5.6.2. Стилистическая оценка разрядов наречий

5.6.3. Стилистическое использование наречий в художественной речи

5.6.4. Стилистическая оценка степеней сравнения и степеней качества наречий

5.6.5. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении наречий

6. Синтаксическая стилистика

6.1. Стилистическое использование различных типов простого предложения

6.2. Стилистическое использование порядка слов

6.3. Устранение речевых ошибок в строе простого предложения

6.4. Стилистическая оценка главных членов предложения

6.4.1. Выражение подлежащего и сказуемого

6.4.2. Варианты грамматической координации форм подлежащего и сказуемого

6.5. Устранение ошибок в грамматической координации главных членов предложения

6.6. Стилистическая оценка вариантов согласования определений и приложений

6.7. Устранение ошибок в согласовании определений и приложений

6.8. Стилистическая оценка вариантов управления

6.9. Устранение ошибок в выборе форм управления

6.10. Стилистическое использование однородных членов предложения

6.11. Устранение речевых ошибок при употреблении однородных членов предложения

6.12. Стилистическое использование обращений

6.13. Стилистическое использование вводных и вставных конструкций

6.14. Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи

6.14.1. Стилистическое использование различных типов сложного предложения

6.15. Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений

6.16. Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций

6.17. Устранение речевых ошибок с помощью параллельных синтаксических конструкций

6.18. Синтаксические средства экспрессивной речи

Предисловие
Книга написана в соответствии с программой курса «Практическая стилистика русского языка», изучаемого в университетах, пединститутах, а также в Московском государственном университете печати. Изложение теоретического материала подчинено цели научить будущих журналистов и редакторов, словесников, бакалавров филологических наук стилистическому подходу к использованию речевых средств; выработать у начинающих филологов лингвистическое чутье, любовь к хорошей, правильной русской речи и нетерпимость к порче языка, пристрастию к штампам, ложному пафосу, неоправданному снижению стиля.
В книге показаны яркие примеры искусного использования языковых средств писателями, публицистами и речевые ошибки, возникающие из-за авторской небрежности или незнания литературной нормы. Анализ примеров авторедактирования писателей-классиков, а также стилистической правки рукописей опытными редакторами позволяет проникнуть в творческую лабораторию мастеров слова, у которых следует учиться, овладевая основами литературного редактирования.
Автор книги последовательно решает поставленную в ней задачу - дать типологию речевых ошибок при изучении лексической, морфологической, синтаксической стилистики, а также фоники; научить будущих редакторов и журналистов стилистическому анализу языка рукописей; наглядно показать, как используются языковые ресурсы при литературном редактировании произведений; привить навыки стилистической правки текста, основанной на четком определении характера речевых ошибок и умелом их устранении; выработать профессиональную нетерпимость к стилистическим недочетам в словоупотреблении, звуковой организации текста, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических конструкций.
Данная «Стилистика современного русского языка» представляет объединенные автором в одной книге материалы учебников, выходивших в разные годы в издательстве «Высшая школа» (Стилистика современного русского языка. Лексика. Фоника. М., 1976; Указ. соч. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1986; Грамматическая стилистика современного русского языка. М., 1989), а также учебных пособий, изданных в МГАП (Стилистическая правка рукописи. М., 1988; Проблемы синтаксиса простого предложения при редактировании рукописи. М., 1990.).
Теоретический курс стилистики создавался и дополнялся автором в процессе многолетней работы со студентами МГАП и слушателями курсов повышения квалификации редакторов при Московском полиграфическом институте.
Автор несет ответственность за правильность цитируемых текстов.



Новое на сайте

>

Самое популярное