Домой Детская стоматология Графические диктанты на занятиях в детском саду: как научить ребенка не бояться школьную тетрадь? Методическая разработка "Графические диктанты по клеткам – полезно и занимательно" Графические диктанты — как работать.

Графические диктанты на занятиях в детском саду: как научить ребенка не бояться школьную тетрадь? Методическая разработка "Графические диктанты по клеткам – полезно и занимательно" Графические диктанты — как работать.

Разделы: Логопедия

В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе.

У учеников наблюдается плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх – низ», «лево – право», смешение сходных по начертанию букв, зеркальное написание элементов и букв. В результате формируется оптическая дисграфия, страдает успеваемость.

Причиной этих трудностей у детей с речевой патологией является несформированность зрительно – пространственного восприятия (анализа, синтеза, внимания), зрительно – моторной координации движений, слабо развитая мелкая моторика пальцев рук. И.Н.Садовникова, А.Н.Корнев в этой связи говорят о недостаточности пальцевогопраксиса.

Вопрос о повышении эффективности коррекционно – педагогической работы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста является актуальным, а использование в коррекционной работе графических диктантов по клеткам – один из резервов логопедического воздействия.

Для решения данной проблемы мною разработаны серии графических диктантов по клеткам двух видов:

  1. ведение линий в заданном направлении от исходной точки (Приложение 1 );
  2. построчное раскрашивание клеток (Приложение 2 ).
  • Сформировать слуховое восприятие и память;
  • Развить зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез;
  • Улучшить зрительно-моторную координацию;
  • Укрепить зрительную память;
  • Научить ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • Активизировать и укрепить мелкую мускулатуру пальцев рук;
  • Продолжить работу по закреплению речевых навыков.

В соответствии с памятками представлены образцы конспектов занятий.

Итогом выполнения графического диктанта является схематическое изображение предмета, что поможет организовать деятельность детей в занимательной форме. Этому же будет способствовать специально составленный, подобранный или адаптированный для каждой фигуры занимательный материал, предложенный в виде речевых игровых приёмов: авторских пальчиковых игр, чистоговорок, логоритмических упражнений, загадок и пр., который позволит учителю – логопеду или воспитателю продолжить отработку тех или иных навыков правильного произношения звуков и употребления форм слов за границами традиционных логопедических занятий и обеспечит вариативность коррекционно – педагогической работы.

Так как графические диктанты по клеткам являются элементом пропедевтической работы по предупреждению возникновения оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией, то выполнение предлагаемых заданий поможет повысить качественный уровень подготовки их к школьному обучению.

Памятка для проведения графического диктанта по клеткам от исходной точки

  • Активизация мышц мелкой мускулатуры посредством проведения комплекса пальчиковых упражнений (5 – 6 упражнений);
  • Определение исходной точки рисования;
  • Диктант. Указание направления движения линии и количества клеток в изображаемом отрезке;
  • Подведение итога.

Конспект подгруппового занятия – проведение графического диктанта от исходной точки

Тема: Корова.

Цели:

    • учить проводить прямые линий определённой длины в заданном направлении;
    • улучшать зрительн-моторную координацию посредством копирования фигур;
    • актуализировать знания о домашнем животном – корове;
    • автоматизировать произношение [р] во фразах и связной речи;

Оборудование: репродукция коровы, простые карандаши, стирательные резинки, тетради в клетку.

Ход занятия

I. Оргмомент.

II. Постановка целей.

– Отгадайте загадку и узнаете, кого мы будем рисовать по клеткам.

Рыжий молокозавод
День жуёт и два жуёт,
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко.

Сегодня мы научимся рисовать корову по клеточкам.

III. Беседа. Рассматривание репродукции с изображением коровы.

– Давайте вспомним, что мы знаем о корове.

– К какой группе относится корова?

– Какое это животное? Почему?

– Опишите внешний вид коровы.

– Какие действия она может совершать?

– Подберите ласковые слова, которыми можно назвать корову?

– как называется детёныш коровы? И т.д.

IV. Пальчиковая игра.

По мосту корова шла. (ладони соединить средними пальцами – мост, собрать кисть в кулак, выдвинуть указательный палец и мизинец)
Молоко она несла. (ладони чашечкой)
Воробью, синице, зайчику, лисице, (разгибать по порядку пальцы)
Котику усатому, тигру полосатому,
Белке и кунице, ёжику и львице.
Накормила всех опять. (гладить живот)
И на луг пошла гулять. (пальцы идут по столу)

Вот ладошка левая.
Вот ладошка правая.
Руки вверх мы поднимаем
И зарядку делаем.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая.
Будут пальчики у нас
Ловкие, умелые.
Вниз – вверх, вниз – вверх,
Мы рисуем лучше всех.

VI. Определение исходной точки рисования.

– Отсчитайте от полей две клеточки и на пересечении голубых линий поставьте точку. От неё начнём рисовать. (На начальных этапах обучения точку ставит логопед).

VII. Диктант. Схематическое изображение коровы.

1 клетка вверх, 5 клеток вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 9 клеток вправо, 8 клеток вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 6 клеток вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево.

VIII. Дорисовка.

– Посмотрите, получилась ли у вас корова такой, чтобы всем понравиться?

По-моему, у неё не хватает некоторых деталей. Дорисуйте глаза, нос, рога, хвост, пятна.

IX. Оценка результатов (взаимопроверка).

X. Динамическая пауза. Проговаривание чистоговорок сопряжённое с движениями.

Рова – рова – рова (хлопки) – на траве стоит корова (руки на поясе, повороты туловища).
Рову – рову – рову (хлопки) – мы смотрим на корову (руки «биноклем» поднести к глазам).
Рова – рова – рова (хлопки) – хороша корова (руки в стороны).

XI. Копирование.

– Скопируйте ниже (или справа) такую же корову.

Была у вас одна корова, а станет…(две коровы), у всех у нас будет … (много коров), целое … (стадо коров).

XII. Проверка выполнения задания.

XIII. Подведение итога занятия.

Памятка для проведения графического диктанта по строчному закрашиванию клеток

  • Определение предмета (объекта) рисования по вычленению наложенных силуэтных картинок;
  • Загадывание загадки о предмете (объекте) рисования;
  • Рассматривание натурального предмета, игрушки или репродукции;
  • Беседа о предмете (объекте) рисования (название группы, свойств, качеств);
  • Активизация мышц мелкой мускулатуры посредством проведения комплекса пальчиковых упражнений (5–6 упражнений);
  • Актуализация пространственных понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз»;
  • Актуализация понятия «цвет»;
  • Знакомство с рабочим полем, поделённым на клетки, расположенные строчками;
  • Привлечение внимания к нумерации строк;
  • Указание направления и количества раскрашиваемых клеток заданного цвета;
  • Промежуточный контроль за точностью и аккуратностью выполнения задания, своевременное исправление ошибок;
  • Дорисовывание недостающих деталей фигуры по инструкции или образцу;
  • Оценка результатов графического диктанта;
  • Динамическая пауза с проговариванием чистоговорок о предмете;
  • Самостоятельное копирование полученных схем рисунков;
  • Оценка самостоятельной работы;
  • Выставка работ, обсуждение;
  • Подведение итога.

Конспект подгруппового занятия – проведение графического диктанта по строчному закрашиванию клеток (подготовительная группа детского сада)

Тема: Жук.

Цели:

  1. формировать графомоторные навыки:
    • продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку (актуализировать пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево.);
    • учить аккуратно раскрашивать необходимое количество клеток названного цвета в заданной строке;
    • развивать зрительно-пространственное восприятие: анализ, синтез;
    • продолжать работу над развитием пальцевогопраксиса: координацией движений и силы;
    • улучшать зрительно-моторную координацию посредством копирования фигур;
  2. работать над развитием и коррекцией речи:
    • актуализировать знания о насекомом - жуке;
    • автоматизировать произношение [ж], [ч] во фразах и связной речи;
    • работать над просодической стороной речи – ритмизацией посредством чистоговорок;
    • активизировать слуховое восприятие, память.

Оборудование: наложения насекомых, репродукция жука, цветные карандаши, тетради в клетку.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дети стоят около двери кабинета.

– На своё место пройдёт только тот, кто любое насекомое назовёт.

(Дети называют слова и занимают свои места.)

II. Постановка целей.

Рассматривание наложений, узнавание, называние.

– Отгадайте загадку и узнаете, кого из этих насекомых мы будем рисовать по клеткам.

Жу – жу – жу, я на ветке сижу,
И звук [ж] я твержу.

Сегодня мы научимся рисовать жука по клеточкам.

III. Беседа.

Рассматривание репродукции с изображением жука.

– Давайте вспомним, что мы знаем о жуке.

– К какой группе относится жук?

– Опишите внешний вид жука.

– Какие действия он может совершать?

– Каких жуков вы знаете?

– Чем питаются жуки? И т.д.

IV. Пальчиковая игра.

– Приготовьте свои руки, мы немножко поиграем, пальчики поразминаем.

Жуки бежали по тропинке, (пальцы бегут по столу)
Блестели шёлковые спинки. (поглаживание тыльных сторон ладоней)
Их опрокинул ветерок. (ладони положить тыльной стороной на стол)
Кто бы тем жукам помог? (быстрые движения пальцами)

V. Актуализация пространственных представлений (в форме пальчиковой игры).

Руку вправо, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руку влево, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожмём и на бочок.
Завершается игра – (руки перед грудью – движение «моторчик»)
За дело браться нам пора. (сжимание – разжимание пальцев)

VI. Актуализация понятия цвет.

– Какого цвета вы встречали жуков? Где можно часто их увидеть?

Нам понадобится два цвета: коричневый и зелёный.

Что бывает коричневым? Что бывает зелёным?

VII. Знакомство с рабочим полем.

(Рассматривание, называние цифр, которыми пронумерованы строчки.)

VIII. Диктант. Схематическое изображение жука.

  • 1 р. – 3 клетки зелёные, 1 клетка коричневая, 2 клетки зелёные, 1 клетка коричневая, 3 клетки зелёные.
  • 2 р. – 4 клетки зелёные, 2 клетки коричневые, 4 клетки зелёные.
  • 3 р. – 1 клетка коричневая, 3 клетки зелёные, 2 клетки коричневые, 3 клетки зелёные, 1 клетка коричневая.
  • 4 р. – 1 клетка зелёная, 1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная, 4 клетки коричневые, 1 клетка зелёная, 1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная.
  • 5 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
  • 6 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
  • 7 р. – все клетки коричневые.
  • 8 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
  • 9 р. – 2 клетки зелёные, 6 коричневых клеток, 2 клетки зелёные.
  • 10 р. – 1 клетка зелёная,1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная, 4 клетки коричневые, 1 клетка зелёная, 1 клетка коричневая, 1 клетка зелёная.
  • 11 р. – 1 клетка коричневая, 8 клеток зелёных, 1 клетка коричневая.

IX. Дорисовка.

– Посмотрите, получился ли у вас жук такой, чтобы всем понравиться?

По-моему, у него не хватает некоторых деталей. Дорисуйте глаза и линию крыльев.

X. Оценка результатов выполнения графического диктанта (взаимопроверка).

XI. Динамическая пауза. Проговаривание чистоговорок сопряжённое с движениями.

Чок – чок – чок (хлопки) – на листе сидит жучок (присесть на корточки).
Чка – чка – чка (хлопки) – не боимся мы жучка (руки на пояс, повороты головы).
Чка – чка – чка (хлопки) – мы посмотрим на жука (ладонь козырьком к глазам, повороты туловища).
Чка – чка – чка (хлопки) – на ладонь возьмём жука (поочерёдно руки в стороны).
Чок – чок – чок (хлопки) – улетел с руки жучок (взмахивание руками).

XII. Выставка детских работ, выбор самой аккуратной.

XIII. Копирование .

– Скопируйте ниже (или справа) такого же жука.

Был у вас один жук, а станет…(два жука), у нас с вами будет … (много жуков).

XIV. Проверка выполнения задания.

XV. Подведение итога занятия.

Формирование графических умений необходимо для развития навыков письма, рисования, начертания цифр. Педагоги детских садов, родители используют разные упражнения и задания. Одной из самых эффективных и интересных методик являются графические диктанты.

Продиктовать несложный рисунок, инструкцию к схеме могут родители, учителя в «развивашках», а дети приходят в неописуемый восторг от полученных результатов. Поговорим об этом способе подготовки к школе подробнее.

Из этой статьи вы узнаете

Что такое графический диктант

Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Они не требуют от ребенка глубоких знаний, сильного напряжения ума. К таким методам работы относятся и графические диктанты по клеточкам.

Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам однокашников.

Если дошкольник зазевается, отвлечется, то картинка не сложится. Ребенок осознает важность настроенности на урок, бдительности и серьезности в процессе будущего обучения в школе.

Для графических диктантов используют простые картинки. Например, домик, собака, машина. Изображения должны быть знакомы малышам, не требовать длительного времени исполнения.

Польза математических диктантов

Графический диктант для дошкольников – полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. К.В. Шевелев разработал целый курс поэтапных занятий с детьми 4–5 лет, 5–6 лет, а также первоклассниками. Специальные тетради развивают следующие навыки и умения у дошколят из подготовительной группы:

  • координация движений;
  • внимание;
  • память;
  • усидчивость;
  • воображение;
  • словарный запас;
  • мелкая моторика;
  • орфографическая зоркость.

Одновременно с физическими навыками ребенок повышает самооценку. Он осознает необходимость восприятия инструкции на слух. Делает работу четко и быстро, не отвлекаясь на птичку в окошке или смех соседа по парте.

Еще одной задачей графической математики является расширение кругозора. Подбирать картинки нужно по возрасту и уровню развития малышей, но это только на первых порах. Позже рисуйте изображения, которые незнакомы дошкольникам. После начертания такой арифметической задачи на листе бумаги расскажите историю о необычном животном, познакомьте с местом обитания, покажите фотографию.

Числовые задания под диктовку хорошо адаптируют детсадовцев к школе. Учат шестилеток самостоятельности, ориентированию в новом пространстве. Это поможет в освоении программы начальной школы, при знакомстве с новым коллективом, педагогом.

Умение держать карандаш, выполнять устные инструкции, расшифровывать текст, писать – отличная база для подготовки к первому классу. Можно попросить ребенка распечатывать листы, шаблоны, помочь в интерпретации инструкции. Это помогает познакомить будущего дошкольника с офисной техникой, воспитать уважение к старшим.

Правила выполнения

Графические диктанты лучше использовать на математических уроках, например . Выполнение связано с системой координат, счетом, геометрическими фигурами. Методика проведения состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовьте для ученика лист бумаги в клеточку. У себя держите готовый вариант диктанта.
  2. Поставьте точку на ученическом листке. Это будет начало отсчета. Или попросите дошкольника сделать это самостоятельно, объяснив, сколько места нужно отступить.
  3. Нарисуйте на бумаге для ребенка, только начинающего обучение, стрелочки, которые указывают направления сторон. Так легче получить правильный результат. На последующих занятиях подсказки уже не понадобятся.
  4. Объясните, что 1 шаг – это клетка. Если делаем 2 шага, линия проходит 2 клетки.
  5. Учитель диктует условия работы поэтапно.

На готовом листе для педагога есть рисунок, координатная плоскость, состоящая из стрелок, цифр. Например, чтобы нарисовать елочку, проложите линию по горизонтали в 1 клеточку, по вертикали – 3 клеточки, наискосок – 3 клеточки и так далее. Чаще это просто стрелочки и цифры без слов.

Педагог проговаривает, какие линии, куда, на какое расстояние чертят дошкольники. Инструкции даются друг за другом, не торопясь.

  1. После выполнения письменных заданий, получения результата сделайте выводы об уроке, стараниях дошкольников. Пожурите за невнимательность, если ребенок отвлекался по пустякам, или похвалите за достижения.

Важно ! Нельзя торопиться. Если дошколенок не успевает, чаще на первых занятиях, подождите его. Пропуск даже одного шага или неверное начертание испортят готовый результат. Временные рамки устанавливайте постепенно, ускоряя процесс на пару секунд от урока к уроку.

Скачать задания

Примеры можно бесплатно скачать в Сети в формате Word, напечатать на цветном и черно-белом принтере. Так вы составите для себя целую картотеку, подходящую для любого возраста детсадовцев и школьников.

.

01. Слон.

02. Жираф.

03. Змея.

04. Ключ.

05. Кот.

06. Сердце.

07. Утка.

08. Дом с трубой.

09. Человек.

10. Елочка.

11. Кораблик.

12. Белка.

13. Верблюд.

14. Кенгуру.

15. Олень.

16. Маленькая собачка.

17. Собака.

18. Заяц.

19. Робот.

20. Поросенок.

21. Ежик.

22. Цветок.

23. Медведь.

Необходимые инструкции

Для проведения развивающего занятия с маленькими детьми и старшими дошкольниками понадобится:

  1. тетрадь в клетку для каждого ребенка. Для младших дошколят лучше выбрать крупную клетку, для старших и первоклассников – мелкую;
  2. простые и разноцветные карандаши;
  3. ластик;
  4. бланк с образцом картинки;
  5. инструкция для педагога;
  6. линейка, если черточки длинные или идут по диагонали;
  7. картотека с рисунками.

Первое занятие будет пробным. На нем нужно объяснить малышам принцип работы, цели и задачи упражнения. Постарайтесь сделать урок веселым, увлекательным, чтобы юный ученик заинтересовался.

Устную инструкцию давайте четко, внятно. Проговорите с детьми все этапы работы:

  • Давайте создадим волшебную картинку из разных черточек. Это будут заколдованные фигурки. Вам нужно их расшифровывать, делая записи на листе бумаги.
  • Если вы выполните мои указания и просьбы правильно, не перепутаете право, лево, будете внимательно считать клетки, то получите удивительный результат.
  • Я буду говорить: «Рисуем на бланке линию влево на 2 клетки, вправо – на 4 клетки». Вы проводите красивую и ровную черту, не отрывая руку от бумаги.
  • Давайте потренируемся вместе на доске. Начертим в качестве примера под диктовку совсем легкий рисунок. А потом вы сделаете другой вариант без подсказок.

После выполнения простого логического задания предлагайте дошкольникам боле сложные схемы для самостоятельной работы. Получив правильный ответ, обязательно хвалите ребят. Распечатайте похвальные грамоты, звездочки, сделайте доску личностного роста для каждого ученика.

Если у детей возникает много трудностей с подобными упражнениями, педагог должен провести анализ методики, частых ошибок. Желательно вести протокол уроков, заносить в него итоговый результат за каждое занятие. Таким образом, прослеживается динамика развития навыков, умений дошколят.

Возможно, уровень сложности картинок не подходит по возрасту, развитию умений, навыков. Используйте более простые шаблоны, увеличьте время на выполнение задания. Не нужно самостоятельно разрабатывать, составлять описание к картинкам для диктантов.

Способы выполнения

Методик проведения диктантов несколько:

  1. Слуховой .

Ребеночек чертит график, картинку под диктовку. Педагог дает устную инструкцию о том, сколько клеток и в каком направлении нужно вести линию. После окончания работы сверьте полученный результат с образцом.

Эта технология развивает внимание, концентрацию мозга при выполнении сложных заданий, сосредоточенность малыша.

  1. Рисование по образцу .

Распечатайте готовый шаблон. Положите на стол перед ребенком. Пусть копирует в свою тетрадь. Важно смотреть внимательно за направлением линии, считать клетки. Заинтересуйте малыша фигурами, схемами. Девочка с удовольствием скопирует небольшой узор, цветы; мальчик – геометрические фигуры, машины, животных. Для 4–5-летних дошкольников выбирайте простой образец с примерно одинаковыми черточками, для шестилеток более сложный, где есть диагональные линии, длинные и короткие.

Технология предполагает развитие зрительного внимания, его устойчивости, усидчивости.

  1. Рисуем симметрию .

Заготовка представляет собой неоконченный рисунок, выполненный с одной стороны. Детсадовцу нужно дорисовывать половину картинки самостоятельно, соблюдая симметрию.

Методика развивает пространственную ориентацию, мышление.

Временные рамки

Длительность урока зависит от возраста дошколят. Учитывайте их подготовленность к серьезным занятиям и уровень развития усидчивости. Если запланировать слишком продолжительные уроки с детьми, то они устанут, вы потеряете время и силы, а слишком короткие – не успеете выполнить нужный фронт работ. Педагогам, родителям лучше ориентироваться на временные рамки, установленные психологами:

  • С детсадовцами 5-летнего возраста выполняйте письменные работы не больше 15 минут.
  • С шестилетками – 15–20 минут.
  • Первоклашек удерживайте за партой не больше получаса, минимум 20 минут.

Графические упражнения кажутся незамысловатыми заданиями для дошкольников, простыми и иногда ненужными. Это ошибочное мнение. Такие уроки помогают детям вырастать уверенными в себе, с адекватной самооценкой, развитым вниманием и усидчивостью. А это пригодится для адаптации к школе.

В процессе освоения математической науки, новых понятий у малыша и мамы возникают некоторые трудности. Преодолеть их помогут советы опытных педагогов.

  • Перед началом занятий четко и понятно объясните ребенку, что вы хотите получить в итоге, зачем нужны эти уроки, какие знания получит дошкольник . Эта информация необходима будущему первокласснику для мотивирования действий, заинтересованности в процессе обучения.
  • Не спешите ругать за ошибки . Разберите их вместе, исправьте. Наладьте дружественную атмосферу.
  • Не загружайте ребенка сложными схемами с первых уроков . Должно пройти некоторое время, чтобы детсадовец прочно усвоил понятия лево – право, вверх – вниз. Подбирайте картинки с учетом индивидуальных особенностей развития интеллекта, скорости выполнения рисунков. Отдавайте предпочтение симметричным рисункам для медлительных малышей, повторяйте для них инструкцию несколько раз.
  • Сложно даются маленьким ученикам наклонные линии . Заранее объясните, что такое диагональ, как ее прокладывают, разрешите пользоваться линейкой.
  • Следите за осанкой, положением рук . Листок должен лежать на столе прямо, спинка не сгибаться в процессе письма.
  • Соблюдайте тишину , если детсадовцам сложно сосредоточиться. Детям с гиперактивностью, рассеянным внимание, ЗПР лучше проводить индивидуальные занятия, печатать схемы для дополнительных упражнений дома.
  • Радуйтесь положительному результату . Даже если итог работы средний, обязательно хвалите дошкольника за старания.
  • Делайте перемены . В промежутках между упражнениями читайте веселые стихотворения для разминки пальчиков, попрыгайте, поиграйте.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

1.11. Методика «Графический диктант». Д.Б.Эльконин.

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Область применения: определение готовности к обучению, сформированности пространственных представлений и уровня саморегуляции, разработка рекомендаций.

Описание методики. Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям. Перед собой нужно иметь текст инструкции, чтобы она была воспроизведена дословно. После того, как детям розданы карандаши и листы бумаги, где подписаны фамилия, имя ребёнка и дата обследования, психолог даёт предварительные разъяснения, после предъявления которых, переходят к рисованию тренировочного узора. Во время рисования тренировочного узора нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора даётся полторы – две минуты. Во время рисования тренировочного узора психолог ходит по рядам и исправляет ошибки, помогая детям точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается. В случае необходимости психолог одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не даёт.

Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.12. 1.13, 1.14, 1.16, 1.17. 1.20.

Предварительные разъяснения:

« Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведёте – ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (или другой реальный ориентир, находящийся в комнате). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы её проведёте к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки влево (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?»

Инструкция для рисования тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Инструкция для рисования проверочного узора.

«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, психолог говорит: «Всё, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Три клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево (слово влево выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево (слово влево опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Образцы диктуемых узоров.

Обработка и интерпретация данных.

Результаты рисования тренировочного узора не оцениваются. В каждом последующем узоре отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не снижают оценки).

Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии – 3 балла.

Воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла.

Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл.

Отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребёнок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4.

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трёх соответствующих оценок за отдельные узоры путём суммирования максимальной из них с минимальной (то есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично из трёх оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

Егорова Наталья Викторовна

Увлекательная деятельность для дошкольников –

графические диктанты.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости.

Графические диктанты помогают развить внимание, умение слушать воспитателя, ориентацию в пространстве. Они также подготовят руку ребенка к письму. Научат малыша быть более внимательным. Это отличный способ развить логику, абстрактное мышление, кропотливость. С помощью этих занятий ребёнок развивает, корректирует правильность своих движений, «набивает твёрдую руку», этот навык поможет ему в школе. Графические диктанты могут с успехом применяться с пяти лет.

Что такое графические диктанты? Графические диктанты это - рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании. Для их выполнения нам понадобятся: лист бумаги, на котором расчерчены клеточки, карандаш, ластик. В заданиях указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается – картинка. Это может быть животное, различные предметы, овощи, фрукты, деревья, транспорт и многое другое.

Рисование по клеточкам хороший способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет обучить малыша правильно считать, здесь потребуется считать клеточки, что бы рисуя линию - получить рисунок.

Я практикую графические диктанты под диктовку, как со всей группой детей, так и в индивидуальных занятиях с детьми. Детям очень нравятся такие упражнения. Также детки с большим удовольствием рисуют сами на разлинованных листах с заданиями.

Как выполнять графический диктант

(Правила рисования по клеточкам).

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Предлагая детям подобные задания воспитатель, должен соблюдать некоторые правила:

Когда воспитатель начинает диктовать, никакие другие слова он произносить не может. И уж тем более повторять одно и то же направление дважды.

Диктанты пишутся в полной тишине.

Если ребёнок сбился, то он тихо кладёт карандаш и спокойно дожидается, пока воспитатель не закончит диктовать. Только после этого можно выяснить ошибку.

Знакомство с клеткой начинаю со средней группы.

Начинаю работу с самого простого – в тетради с крупной клеткой пишу задания, ребенок должен продолжить ряд. Учимся видеть клетку и строку. Пишем палочки, клеточки, уголки, простые узоры, с каждым разом усложняя задания. Узоры сначала делим на сегменты – тренируемся, затем все частички собираются в узор.

В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.

Перед тем как начать писать графический диктант следует объяснить детям, как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с детьми, что я буду им диктовать, на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. А они будут проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получится. Настроить деток на то чтобы они старались вести линии ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный.

В первый раз можно рисовать на доске вместе с детьми, чтобы они видели, как им нужно работать, а последующие диктанты ребята смогут выполнять уже без подсказки. Перед диктантом нужно повторить, где правая и левая рука, как рисовать линию вправо и влево. Можно договориться с детьми, о каких либо метках (на доске нарисовать буквы «п» и «л», сделать метки на стенах, или оговорить что, например: правая рука указывает на окно, а левая на спальню и т. д.)

Затем переходим к рисованию под диктовку.

Для начала на листе с диктантом, в верхних уголках, нужно пометить – право и лево. Ребёнку даём тетрадный лист в клетку, карандаш и ластик.

В старших группах вверху рисунка всегда указываем, сколько клеток нужно отступить от края и верха, чтобы начать диктант. В указанном месте, например: отступить 5 клеточек от края влево, сверху отсчитать 6 клеточек. В этом месте нужно поставить точку. Детям младшего возраста лучше самостоятельно отсчитать клетки и поставить точку отсчёта (от этой точки ребёнок и будет проводить линии под диктовку).

Лучше начать с самого простого: - одну клеточку вверх (1, одну клеточку вправо (1, одну клеточку вниз (1), одну клеточку влево (1). Получился квадратик.

Диктовать нужно чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры детей, совпадают с заданными элементами. Рассмотрите образец. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком можно вытереть от точки сбоя, и продолжить. Главное поддержать ребенка, похвалить, если что-то не получается можно предложить перерисовать картинку с оригинала.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

Данная деятельность включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности.

Приложение:

Задача данной методики: выявить уровень развития произвольной сферы ребенка, а также изучить возможности в области перцептивной и моторной организации пространства.

Содержание: нарисовать линию карандашом согласно инструкции: "поставь карандаш на верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отводя карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Далее попробуйте нарисовать такой же узор самостоятельно.

На выполнение данного узора предлагается примерно две минуты. А всё время выполнения этой задачи может составлять примерно 15 минут.

Анализ полученных итогов.

Выполнение данного задания без ошибок - 4 балла. За одну или две ошибки можно поставить 3 балла. За большее количество ошибок - 2 балла. В том случае, если недочётов больше, чем верно изображённых участков, то выставляется 1 балл.

В том случае, если верно изображённых участков нет, то ставят 0 баллов. Данным способом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных результатов возможны следующие уровни выполнения:

10-12 баллов - высокий; 6-9 баллов - хороший;

3-5 баллов - средний; 0-2 балла - низкий.

Изучение сформированности предпосылок учебной деятельности дошкольников осуществлено на базе подготовительной группы №3 ДОУ

В группе девять человек: пять мальчиков и четыре девочки.

Выбранная нами диагностика позволила оценить сформированность предпосылок учебной деятельности. Получены следующие результаты.

Методика «Бусы».

Вывод: прохождение методики, предполагающей выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух, показало, что больше половины группы справляется с данным заданием на хорошем уровне, и примерно треть испытывает затруднения при его выполнении.Исследование сформированности предпосылок учебной деятельности будущих первоклассников реализовано на базе подготовительной группы №3 ДОУ №544.

Количество человек в группе -девять: из них пять мальчиков и четыре девочки.

Данная диагностика даёт возможность оценить сформированность предпосылок учебной деятельности. Получены такие результаты.

Методика «Бусы».

Таблица 1 - Результаты проведения методики «Бусы»

Вывод: проведение методики, способной определить количество условий, которые способен запомнить ученик в процессе деятельности при запоминании на слух заданий, позволило выявить, что более половины группы выполнило предложенное задание на хорошем уровне, и в среднем треть испытывает трудности при выполнении данного задания. Методика «Домик».

Таблица 2 - Результаты проведения методики «Домик»

Заключение: выявляется умение ориентироваться на образец, точно копировать его, а также определяется степень развития произвольного внимания. Формирование пространственного восприятия в достаточной степени развита у половины детей, хотя некоторым дошкольникам требуется коррекция для развития данных умений.

Методика «Узор».

Таблица 3 - Результаты проведения методики «Узор»

Заключение: 3 ученика продемонстрировали довольно высокую степень умения работать согласно правилам, то есть в своей деятельности в одно и тоже время использовали несколько правил. У 5 детей стремление работать по правилам отработано не в полном объёме, они способны ориентироваться только на одно правило. У 1 дошкольника выявили низкий уровень умения работать по определённому правилу, он неоднократно делал ошибки, путался в выполнении задания. Способность функционировать по определённому правилу на данной стадии не сформировано.

Таблица 4 - Результаты проведения методики «Графический диктант»

Заключение:устанавливая степень развития и формирования произвольной сферы ученика, а также изучая возможности в области перцептивной и моторной организации пространства, выявлено, что 4 ребёнка имеют значительную степень развития, 2 ученика - хорошую, 2 ученика - среднюю, 1 ученик - низкую.

Самой главной проблемойвобразовательных учреждений в данный период, считается создание некой системы мониторинга достижений. Прогноз промежуточных результатов усвоения школьной программы. Она обязана гарантировать грамотный подход к оцениванию итоговых и промежуточных результатов, что позволяет реализовать оценку движения достижений первоклассников. Психологический мониторинг развития это особая комплексная программа, которая призвана оценивать необходимую информацию о психологическом состоянии учащихся, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях диагностики, исправлении и корректирования в рамках данной образовательной системы.

В соответствии с новейшими федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в процессе мониторинга необходимо изучать физические, интеллектуальные и личностные качества школьника. Самое главное это, некие интегративные качества, такие как: уровень физического развития; уровень сформированности культурно-гигиенических навыков; любознательность, активность; эмоциональная отзывчивость; овладение средствами общения и эффективного взаимодействия с окружающими и так далее. Основной ключевой образующей системы мониторинга становится проблема установления уровня и индивидуальных особенностей подготовки будущего первоклассника к обучению в образовательном учреждении.Результат мониторинга готовности учащихся к обучению в школе помогает нам:выявить характерные черты психологического развития учащихся, для более полного определения индивидуального подхода к каждому ученику в процессе моделированиявоспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе; выявить детей, с низким уровнем готовности к обучению в школе, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной дезадаптации; отсрочить на один год обучение детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).Единого взгляда на то, какие диагностические методики должны входить в систему мониторинга готовности к школе, на современном этапе развития системы образования - нет, поэтому выбор остается прерогативой дошкольного учреждения.

В настоящее время существует большое количество диагностического инструментария по определению уровня готовности к школе, который можно с определенной долей условности разделить на три группы:

1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности;

2) программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью;

3) смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.

Необходимо принимать во внимание то, что одним из необходимых требованием к построению системы мониторинга является экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методик, которые позволяют получить необходимый объем информации.Анализируя взгляды различных авторов на эту проблему, можно сделать вывод о том, что готовность ребенка к обучению в школе - это комплекс физического, психического и социального развития, который необходим школьнику для усвоения им школьной программы в полном объёме. Мониторинг готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе обязательно включает: диагностику физиологической подготовки, диагностику психологической подготовки, диагностику социальной, или личностной подготовки.

Имеется огромное количество методик оценки психологической готовности. Здесь важно понимать, что от того, какими методами пользуется каждый психолог, в полной мере зависят и полученные им результаты исследования.

Одной из важных характеристик методов диагностики психологической готовности является прогностическая валидностъ, так как именно в прогнозе школьной успешности состоит одна из главных задач оценки психологической готовности. Не все из известных программ для определения психологической готовности имеют положительные психодиагностические показатели.

Несмотря на это к широкому профессиональному применению должны быть рекомендованы только те диагностические материалы, применение которых показало их диагностическую ценность. Готовность к школьному обучению имеет многокомпонентную структуру и требует от нас комплексного исследования его физического, психического и социального развития. Анализ огромного количества имеющихся в настоящее время методик оценки уровня готовности к школьному обучению,ведёт нас к выбору диагностики

«Дошкольная зрелость» Битяновой М.Р., Барчук О . Которая в настоящее время является основой комплекса диагностических методик, входящих в состав системы психолого-педагогического мониторинга готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Потому, что, в привычной для ученика игровой форме позволяет отследить уровень развития огромного количества «учебно-важных качеств», в достаточно короткие сроки. В дополнение к этой диагностике, необходимо использовать методику «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга.

В дополнение к главному минимуму, при необходимости, нужно использовать спектр вариативных диагностик, включающих в себя:

Перечень диагностических методик, направленных на исследование физиологического, личностного и интеллектуального компонентов готовности к школе;

Диагностический материал по работе с родителями детей 6-7 лет, по вопросам их «готовности к школе». При формировании системы мониторинга, необходимо обращать внимание на то, что определение готовности детей к школьному обучению обязательно требует учета «готовности» и самих родителей обучающихся. Одним из дополнительных, важных факторов, является также изучение отношений между детьми и их родителями, нарушение этих отношений является важным факторов риска школьной дезадаптации. Здесь в систему мониторинга готовности детей к обучению в школе должны быть включены:

Анкеты по вопросам готовности к школе, для родителей детей 6-7 лет; Тест - опросник родительского отношения к школе (А.Я Варга, В.В. Столин); Методика «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)».

Объект мониторинга: это физические (координация, уровень развития мелкой моторики), личностные (эмоции, коммуникативные навыки, самооценка, мотивационная сфера) и психологические (слуховое внимание, зрительное внимание, уровень притязаний, произвольность, речь, мышление, память, воображение) качества ребенка старшего дошкольного возраста.

Периодичность: октябрь, апрель.

Форма проведения: подгрупповая, примерно 5-6 человек. Содержания системы мониторинга:

Диагностика «Дошкольная зрелость»БитяновойМ.Р., Барчук О.. Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга.

Ведущие: 1 участник ведет игру, 1-2 участника выполняют работу по заполнению карты наблюдений.

Место и время проведения: зал (групповое помещение), желательно освобожденные от мебели. Проведение исследования согласно режиму дня старших дошкольников. Проводится в первой половине дня и желательно во вторник, среду или четверг.

Описание системы мониторинга:

ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ПОМОЩНИКИ ДОБРОГО

ВОЛШЕБНИКА» -- про доброго волшебника Ням-Няма, который охраняет все детские сладости. Злой же волшебник Бузяка отобрал у мороженого цвет, вкус, запах... Это мороженое также оберегал добрый волшебник Ням-Ням. Перед игроками встают различные испытания, проходя которые они спасают из беды мороженое. Выполняя различные задания, учащиеся демонстрируют наличие тех качеств и процессов, необходимых для показа рабочей модели дошкольной зрелости. Игроки совместно с ведущим совершают путешествие по карте. А наблюдатели тем временем, не вмешиваясь в процесс игры, вносят записи в карту наблюдения и иногда помогают ведущему. В ход этой игры вводится, как одно из заданий.

МЕТОДИКА «Мотивы УЧЕНИЯ» М.Р. Гинзбурга.

Обработка результатов: за правильное выполнение любого задания, участникам вручаются осколочки (которые в дальнейшем переходят в баллы). Максимальное количество баллов, которое может получить участник -- 51.

Примечание: Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга количественно не оценивается. По результатам участниковнеобходимо разделить на три группы.

Вторая группа -- ученики с высокой дошкольной зрелостью, которые получили 75-100% из возможного количества баллов: 38-51 балл. Первая группа -- ученики со средней дошкольной зрелостью, которые получили 50-75% из возможного количества баллов: 26-37 баллов. Нулевая группа -- ученики с низкой дошкольной зрелостью, которые получили 0-50% из возможного количества баллов: 0-25 баллов.

Таким образом, представленная система мониторинга готовности детей к обучению в школе позволяет:

· Посмотреть уровень сформированности каждого из основных компонентов готовности к обучению в школе детей, увидеть сильные стороны его развития, своевременно диагностировать некоторые отклонения и на этой основе указать пути индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

· Понять общую картину развития группы, с целью грамотного построения всей последующей воспитательно-образовательной работы, а также для оценки эффективности педагогического процесса в условиях данной группы.

Диагностика ведётся в форме игры, которая является самостоятельной, цельной структурой. Игровая форма перед началом проведения исследования может помочь настроить учащихся на доброжелательное отношение к участникам диагностики. В это время игровая форма проведения помогает прививать интерес участников к различной деятельности. Она помогает создать целостную картину у ученика, который в начале игры усваивает мысль о том, что его ждет «путешествие», где он может себя по-разному проявить. Эта диагностика имеет подробное описание технологии проведения обследования, процедуры первичной обработки и индивидуального анализа данных, процедур качественной и количественной оценки результатов обследования, что в свою очередь заметно облегчает работу специалиста с данной методикой. Подгрупповая форма проведения диагностики даёт возможность получить необходимый объем информации в определённые сроки.

Минусами данной диагностики является:

Эта диагностика затруднительна из-за присутствия помощников ведущего (1 или 2 человека). Это не всегда удобно. В представленной методике практически нет заданий на сформированность у детей таких обязательных составляющих готовности к обучению в школе, как: общее физическое развитие ребенка; круг знаний и представлений о некоторых предметах и явлениях окружающей среды; мотивация к обучению (с этой целью в систему мониторинга включена методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга).

Ведущей деятельностью учащихся начальных классов является учение. Известно, что успех любой деятельности, в том числе и учебной, обусловлен наличием положительных мотивов: желанием, стремлением, интересом, которые и являются составными частями потребностей этой деятельности. Формирование учебныхмотивов является одной из самых трудных задач в работе учителя. Учитель должен четко представлять всю сложность этой работы. Она требует от него глубокого знания принципов психологического влияния на учащихся. С целью развития у детей высокого уровня учебной мотивации целесообразно предложить следующие рекомендации:

1. Читайте больше психолого-педагогической литературы, которая поможет подготовить ребенка к школе.

2. Консультируйтесь у специалистов (педагогов, психологов).

3. Уделяйте больше времени, внимания своему ребенку.

4. Наблюдайте за тем, как ребенок общается со сверстниками, со взрослыми. Трудно ли вливается в новый коллектив.

Главной задачей психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста - является использование более полной информации об индивидуальных особенностях развития дошкольников. При получении этих данных, можно разработать рекомендации для воспитателей и родителей, по оптимизации процесса воспитания и развития детей.

1. По итогам мониторинга вырабатываются определённые советы для педагогов групп, в которых перечислен перечень (и способы развития) «слабых мест », именно тех качеств, которые у огромного количества детей не соответствуют возрастной норме.

2. По итогам мониторинга вырабатываются советы построения работы с воспитанниками, имеющими низкий уровень дошкольной зрелости.

3. По итогам мониторинга рекомендуется провести консультации и родительское собрание (в октябрь-ноябрь), где педагог-психолог до каждого родителя доводит результаты достижений его ребенка (конфиденциально); здесь же даются краткие рекомендации родителям как они могут организовать дома работу по оптимизации того или иного психического процесса.

4. В родительском уголке группы педагог-психолог размещает папку рекомендаций по оптимизации процесса подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе «Ступеньки к школе».

5. Педагог-психолог распространяет на группы подборки наглядной агитации (обзор методической литературы, материалы для оформления информационных стендов, буклеты, памятки) - по предшкольной тематике «В школу уверенным шагом».

6. По итогам мониторинга педагог-психолог находит детей - кандидатов в «группу риска», проводит углубленную диагностику, оказывается необходимое психолого-педагогическое сопровождение, составляется комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка.

7. По итогам повторного проведения мониторинга «Дошкольная зрелость» М. Битяновой, О. Барчук», также проводится аналогичный комплекс мер . Дети, повторно показавшие низкий уровень дошкольной зрелости, направляются на Психолого-медико-педагогическую комиссию, для определения дальнейшего образовательного маршрута.Применение данной системы мониторинга, позволяет эффективно организовывать воспитательно- образовательный процесс в подготовительных к школе группах ГБОУ СОШ 544

Об этом можно судить на основании следующих критериев:

· Анализ результатов исследования уровня дошкольной зрелости у детей 6- 7 лет (См. диаграммы № 1 и № 2).

· Анализ степени удовлетворенности родителей детей 6-7 лет, качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (См. диаграммы № 3 и

Диаграмма № 1. Анализ динамики уровня дошкольной зрелости у детей 6-7 лет за 2015 -2016 учебный год.

Диаграмма № 2. Анализ динамики уровня дошкольной зрелости у детей 6-7 летза 2014-2015учебный год.

Диаграмма №3. Степень удовлетворенности родителей качеством воспитательно - образовательного процесса (в целом) 2015-2016 учебный год

Диаграмма №4. Степень удовлетворенности родителей качеством воспитательно - образовательного процесса (в целом) 2014-2015 учебный год

Система мониторинга:

В феврале-марте 2016 года было проведено психологическое обследование детей подготовительной школы по методикам «Определение мотивов учения» - М.Р.Гинсбурга, в сентябре-октябре 2016 года - по цветовому тесту Люшера.

По результатам обследования детей в начале учебного года, по методикеМ.Р.Гинсбурга, было выявлено, что 1 (8,3 %) ребенок подготовительной «Б» группы, 1 (5%) ребенок подготовительной «А» группы, имеют 4 - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

1 (5 %) ребенок подготовительной «А» группы, имеет 5 - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

По результатам обследования детей в начале учебного года, по методике «цветовой тест Люшера», было выявлено, что 4 (19%) детей испытывают тревогу, беспокойство при мыслях о школе, у 1 (14,3%) ребенка отрицательное эмоциональное отношение к школе.

В связи с низким уровнем учебной мотивации и негативным отношением к школе, некоторых детей, с детьми запланированы следующие виды деятельности:

Проводить игры, упражнения, беседы, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, ребусов на школьную тематику;

Проводить просветительскую и консультативную работу с педагогами, родителями по развитию учебной мотивации дошкольников.

По результатам проведенной работы, в конце учебного года - май - июнь 2015, было проведено повторное диагностическое обследование детей на выявление уровня мотивационной готовности к школе и выявление эмоциональных установок по отношению к школе.

Качественный анализ результатов повторного диагностического обследования, по методике М.Р.Гинсбурга, показал, что 8 (73%) детей подготовительной «Б» группы, 10 (71%) детей подготовительной «А» группы, имеют 1 - очень высокий уровень мотивации, у этих детей преобладание учебных мотивов;

3 (27%) детей подготовительной «Б» группы, 3 (21%) детей подготовительной «А» группы, имеют 2 - высокий уровень мотивации, преобладание учебного мотива, возможно присутствие социального и позиционного мотивов;

1 (7 %) ребенок подготовительной «А» группы, имеет 3 - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов.

По результатам обследования детей в конце учебного года, по методике «цветовой тест Люшера», было выявлено, что у 1 (8,3%) ребенка чувство тревоги, страха по отношению к школе.

Результат:

Увеличилась степень учебной мотивации у дошкольников.

Изменилось отрицательное эмоциональное отношение учащихся к учёбе и к школе в целом на позитивное.

В лучшую сторону изменилась педагогическая компетентность преподавателей, и родителей по проблемам формирования учебной мотивации у будущих школьников. Картотека игр и заданий для дальнейшего развития психологической готовности к школьному обучению.Использование диагностических методик на разных этапах исследования (констатирующем на этапе адаптации и контрольном в конце учебного года) показало, что результаты среднего уровня младших школьников, улучшились. Высокий уровень так же, несомненно, повысился. У всех детей низкий уровень после развивающего этапа полностью отсутствует.

Для стабильности высокого уровня мотивации следует побуждать интерес детей к учебной деятельности.



Новое на сайте

>

Самое популярное