Домой Полость рта Зпр обусловленное грубо выраженными неправильными условиями воспитания. Определение зпр у детей: симптоматика и методика лечения

Зпр обусловленное грубо выраженными неправильными условиями воспитания. Определение зпр у детей: симптоматика и методика лечения

Иногда учащиеся трудно поддаются обучению и воспитанию, и главной причиной тому служит особое, в отличие от нормы, состояние психического развития личности, получившее название в дефектологии «задержка психического развития» (ЗПР). У каждого второго хронически неуспевающего ребёнка - ЗПР.

Сущность заболевания

В общем виде это состояние характеризуется замедленным развитием мышления, памяти, восприятия, внимания, речи, эмоционально-волевого аспекта. Из-за ограничения в психических и познавательных возможностях ребенок не способен успешно выполнить задачи и требования, предъявляемые ему обществом. Впервые эти ограничения чётко проявляются и замечаются взрослыми, когда дите приходит в школу. Он не может вести устойчивую целенаправленную деятельность, в нем преобладают игровые интересы и игровая мотивация, при этом возникают выраженные трудности при распределении и переключении внимания. Такой ребенок не способен прилагать умственные усилия и напрягаться при выполнении серьёзных заданий, что быстро приводит к школьной неуспеваемости по одному или многим предметам.

Изучение учащихся с ЗПР показало, что в основе школьных затруднений лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушенная умственная работоспособность. Это проявляется в трудностях долгого сосредоточивания на познавательных заданиях, в низкой продуктивности деятельности в период учебы, в излишней суетливости или заторможенности, в нарушениях переключения внимания. Дети с ЗПР имеют качественно иную структуру дефекта, в отличие от умственно отсталых ребят, в их нарушении нет тотальности в недоразвитии психических функций. Дети с ЗПР лучше принимают помощь взрослых и способны осуществить перенос показанных умственных приёмов на новое, подобное задание. Таким детям нужно оказывать комплексную помощь психологов и педагогов, что включает индивидуальный подход при обучении, занятия с сурдопедагогом, психологом вместе с медикаментозной терапией.

Конституциональная ЗПР

Задержка развития имеет форму, которую определяет наследственность. Для детей с этим видом ЗПР характерна гармоничная незрелость телосложения и одновременно психики, что свидетельствует о наличии гармонического психофизического инфантилизма. Настроение такого ребенка преимущественно положительное, он быстро забывает обиды. Вместе с тем из-за незрелой эмоционально-волевой сферы не получается формирования учебной мотивации. Дети быстро осваиваются в школе, но не принимают новых правил поведения: опаздывают на уроки, на уроках играют и вовлекают в игры соседей по парте, превращают буквы в тетради в цветы. Такой ребёнок не разделяет оценки на «хорошие» и «плохие», он радуется наличию их в тетради.

С самого начала учебы ребёнок превращается в стойко неуспевающего ученика, на что есть причины. В силу незрелой эмоционально-волевой сферы он выполняет лишь то, что связано с его интересами. А из-за незрелости интеллектуального развития у детей такого возраста недостаточно сформированы мыслительные операции, память, речь, они обладают малым запасом представлений о мире и знаний.

Для конституциональной ЗПР прогноз будет благоприятным при целенаправленном педагогическом воздействии в доступной игровой форме. Работа по коррекции развития и индивидуальный подход снимут вышеописанные проблемы. Если нужно оставлять детей на второй год учебы, это их не травмирует, они легко примут новый коллектив и безболезненно привыкнут к новому учителю.

Соматогенная ЗПР

Детей этого вида заболевания рожают здоровые родители. Задержка развития случается вследствие перенесённых заболеваний, которые влияют на мозговые функции: хронические инфекции, аллергия, дистрофия, стойкая астения, дизентерия. Первично интеллект ребенка не был нарушен, но из-за своей рассеянности он становится непродуктивным в процессе учебы.

В школе дети данного вида ЗПР испытывают серьезные трудности в адаптации, долго не могут освоиться в новом коллективе, скучают и часто плачут. Они пассивны, бездеятельны и безынициативны. Всегда вежливы с взрослыми, адекватно воспринимают ситуации, но если на них не оказывать руководящего воздействия, они будут не организованны и беспомощны. У таких детей в школе большие трудности с обучением, возникающие из-за пониженной мотивации достижения, отсутствует интерес к предлагаемым заданиям, есть неумение и нежелание преодолевать трудности при их выполнении. В состоянии утомления ответы ребёнка необдуманные и нелепы, часто возникает аффективное торможение: дети боятся ответить неверно и предпочитают молчать. Также при сильном утомлении нарастает головная боль, понижается аппетит, возникают боли возле сердца, что дети используют как повод для отказа от работы при возникновении трудностей.

Детям с соматогенной ЗПР нужна систематическая лечебно-педагогическая помощь. Лучше всего их помещать в школы санаторного типа или в обыкновенных классах создать медикаментозно-педагогический режим.

Психогенная ЗПР

Дети этого вида ЗПР отличаются нормальным физическим развитием, они соматически здоровы. Как стало ясно из исследований, многие дети имеют мозговую дисфункцию. Причина их психического инфантилизма - социально-психологический фактор – неблагоприятные условия воспитания: однообразные контакты и среда обитания, эмоциональная депривация (недостаток материнского тепла, эмоциональных отношений), обделённость, плохая индивидуальная мотивация. В результате у ребенка снижается интеллектуальная мотивация, наблюдается поверхностность эмоций, несамостоятельность в поведении, инфантильность в отношениях.

Данная детская аномалия часто формируется в неблагополучных семьях. В асоциально-попустительской семье за ребёнком нет должного надзора, здесь присутствует эмоциональное отторжение наряду с вседозволенностью. Из-за образа жизни родителей у малыша возникают импульсивные реакции, непроизвольность в поведении, его интеллектуальная активность гасится. Это состояние часто становится благоприятной почвой для появления устойчивых асоциальных установок, ребенок педагогически запущен. В авторитарно-конфликтной семье атмосфера ребёнка пропитана конфликтами между взрослыми. Родители воздействуют на малыша посредством подавления и наказания, систематически травмируя психику ребёнка. Он становится пассивным, несамостоятельным, забитым, чувствует повышенную тревожность.

не интересуются продуктивной деятельностью, имеют неустойчивое внимание. В их поведении проявляется необъективность, индивидуализм, агрессия или же чрезмерная покорность и приспособленность.

Учитель должен проявлять заинтересованность в таком ребенке, кроме того, необходимо наличие индивидуального подхода и интенсивного обучения. Тогда дети легко заполнят пробелы в познаниях в обычной школе-интернате.

ЗПР церебрально-органического характера

В данном случае нарушение развития личности обусловлено локальным нарушением мозговых функций. Причины отклонений в развитии мозга: патология беременности, включая тяжёлый токсикоз, вирусный грипп, перенесённый матерью, алкоголизм и наркомания родителей, родовые патологии и травмы, асфиксия, тяжёлые заболевания на 1-м году жизни, инфекционные заболевания.

У всех детей этого вида ЗПР отмечается церебральная астения, что проявляется в чрезмерной утомляемости, пониженной работоспособности, плохой концентрации внимания и памяти. Мыслительные процессы несовершенны, а показатели продуктивности таких детей приближены к показателям детей-олигофренов. Они усваивают знания фрагментарно, и те быстро забывают, поэтому в конце учебного года учащиеся превращаются в стойко неуспевающих ребят.

Отставание в развитии интеллекта сочетается у этих детей с незрелой эмоционально-волевой сферой, проявления которой глубокие и грубые. Дети долго учат правила взаимоотношений, не соотносят свои эмоциональные реакции с определенной ситуацией, нечувствительны к промахам. Их ведет игра, поэтому постоянно возникает конфликт между «хочу» и «надо».

Обучение детей этого вида ЗПР по обычной программе бесперспективно. Они нуждаются в систематической компетентной коррекционно-педагогической поддержке.

  • Причины ЗПР
  • Симптомы
  • Лечение

Задержка психического развития у детей (заболевание часто обозначается как ЗПР) - медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.

Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.

Причины ЗПР

В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:

1. Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

2. Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Виды задержки психического развития

В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные - М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.

  1. Конституциональная ЗПР определяется наследственностью.
  2. Соматогенная ЗПР приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
  3. Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  4. Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.

Симптомы ЗПР

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше. К ним могут относиться:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность;
  • в период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.

При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной. Окончательный диагноз ставится детским неврологом при целенаправленном или профилактическом осмотре.

Отличия от умственной отсталости

Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания отличаются:

  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при надлежащем подходе;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь таким деткам и их родителям.

Лечение задержки психического развития у детей

Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной. Взрослые (педагоги и родители) должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни - вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые должны быть совместно и успешно преодолены. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов, педагогов.

Она включает в себя:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • занятия с психологом и сурдопедагогом (который занимается проблемами обучения детей);
  • в отдельных случаях - медикаментозную терапию.

Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику. Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов (педагога-дефектолога, врача-психотерапевта) помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.

Диагноз задержка психического развития ставится преимущественно в дошкольном или школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с проблемами в обучении. При своевременной коррекции и медицинской помощи возможно полное преодоление проблем в развитии, но ранняя диагностика патологии довольно затруднительна.

Что такое задержка психического развития?

Задержка психического развития, сокращенно ЗПР, являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм. При ЗПР страдают отдельные когнитивные функции – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера.

Причины отставания в развитии

ЗПР может возникнуть вследствие различных причин, условно их можно разделить на биологические и социальные.

К биологическим причинам относятся:

  • поражения ЦНС в период внутриутробного развития: травмы и инфекции во время беременности, вредные привычки матери, гипоксия плода;
  • недоношенность, симптомы желтухи;
  • гидроцефалия;
  • пороки развития и новообразования головного мозга;
  • эпилепсия;
  • врожденные эндокринные патологии;
  • наследственные заболевания – фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия, синдром Дауна;
  • тяжелые инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, сепсис);
  • заболевания сердца, почек;
  • рахит;
  • нарушение сенсорных функций (зрения, слуха).

К социальным причинам можно отнести:

  • ограничение жизнедеятельности малыша;
  • неблагоприятные условия воспитания, педагогическая запущенность;
  • частые психотравмы в жизни ребенка.

Симптомы и признаки отставания в развитии

Признаки ЗПР можно заподозрить, обратив внимание на особенности психических функций:

  1. Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух.
  2. Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.
  3. Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации.
  4. Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя. Дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, подытожить информацию, сделать заключение.
  5. Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислалия, дислексия, дисграфия.

Психология детей с задержкой психического развития

  1. Межличностное общение: дети без отклонений в развитии общаются с отстающими малышами редко, не принимают их в игры. В группе сверстников ребенок с ЗПР практически не взаимодействует с окружающими. Многие детки предпочитают играть отдельно. На уроках дети с ЗПР работают в одиночестве, сотрудничество бывает редко, общение с другими ограничено. Отстающие дети в большинстве случаев общаются с детьми младше себя, которые лучше их принимают. Некоторые малыши вовсе избегают контакта с коллективом.
  2. Эмоциональная сфера: дети с ЗПР эмоционально неустойчивы, лабильны, внушаемы и несамостоятельны. Они часто пребывают в состоянии тревоги, беспокойства, аффекта. Им присущи частые смены настроения и контрастность в проявлении эмоций. Может наблюдаться неадекватная жизнерадостность и подъем настроения. Дети с ЗПР не могут охарактеризовать свое эмоциональное состояние, затрудняются при идентификации эмоций окружающих, часто бывают агрессивными. Таким детям присуща заниженная самооценка, неуверенность, привязанность к кому-то одному из сверстников.

В результате проблем в эмоциональной сфере и сфере межличностных отношений дети с ЗПР часто предпочитают одиночество, они разуверены в себе.

Согласно классификации К. С. Лебединской по этиопатогенетическому принципу ЗПР бывает следующих видов:

  1. Задержка развития конституциональной этиологии – неосложненный психофизический инфантилизм, при котором когнитивная и эмоциональная сфера находятся на раннем этапе развития.
  2. ЗПР соматогенной этиологии – возникает вследствие тяжелых заболеваний, перенесенных в период раннего детства.
  3. ЗПР психогенной этиологии – является результатом неблагоприятных условий воспитания (гиперопека, импульсивность, лабильность, авторитаризм со стороны родителей).
  4. ЗПР церебрально-органической этиологии.

Осложнения и последствия ЗПР

Последствия ЗПР больше отражаются на психологическом здоровье личности. Если проблема не корректируется, малыш продолжает отдаляться от коллектива, у него снижается самооценка. В будущем социальная адаптация таких детей затруднительна. Вместе с прогрессированием ЗПР ухудшается письмо, речь.

Диагностика ЗПР

Ранняя диагностика ЗПР затруднительна. Это обусловлено тем, что для подтверждения диагноза необходим сравнительный анализ психического развития ребенка с нормами возраста.

Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом.

Психическое развитие включает оценку следующих критериев:

  • речевое и предречевое развитие;
  • память и мышление;
  • восприятие (знание предметов и частей тела, цветов, форм, ориентация в пространстве);
  • внимание;
  • игровая и изобразительная деятельность;
  • уровень навыков самообслуживания;
  • коммуникабельность и самосознание;
  • школьные навыки.

Для обследования используют денверовский тест, шкалу Бейли, тест IQ и другие.

Дополнительно могут быть показаны следующие инструментальные исследования:

  • КТ и МРТ головного мозга.

Как вылечить ЗПР

Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогической коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-коммуникативной и когнитивной сферы. Суть ее заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом, психиатром.

Если психокоррекции недостаточно, ее подкрепляют медикаментозным лечением с ноотропными препаратами в основе.

Основные препараты для медикаментозной коррекции:

  • Пирацетам, Энцефабол, Аминалон, Фенибут, Церебролизин, Актовегин;
  • Глицин;
  • гомеопатические препараты – Церебрум композитум;
  • витамины и витаминоподобные средства – витамин В, Нейромультивит, Магне В6;
  • антиоксиданты и антигипоксанты – Мексидол, Цитофлавин;
  • общетонизирующие препараты – Когитум, Лецитин, Элькар.

Профилактика проблем с развитием

Чтобы избежать ЗПР, нужно придерживаться простых правил:

  • создать благоприятные условия течения беременности и родов;
  • создать дружественную обстановку в семье;
  • пристально следить за состоянием ребенка с первых дней жизни;
  • своевременно лечить любого рода заболевания у малыша;
  • заниматься с ребенком и развивать его с раннего возраста.

Немаловажное значение в профилактике ЗПР отводится телесно-эмоциональному контакту мамы и малыша. Объятия, поцелуи, прикосновения помогают ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, ориентироваться в новой обстановке, адекватно воспринимать окружающий мир.

Доктор обращает внимание

  1. Существует 2 опасные крайности, в которые впадают многие родители детей с ЗПР – гиперопека и безразличие. И в первом, и во втором варианте развитие личности тормозится. Гиперопека не позволяет малышу развиваться, так как все за него делают родители, относятся к школьнику как к маленькому. Безразличие со стороны взрослых отбирает у ребенка стимул и стремление развиваться и учиться чему-то новому.
  2. Существуют специальные школы для детей с ЗПР или отдельные классы в общеобразовательных школах, имеющие в основе коррекционно-развивающую модель обучения. В спецклассах созданы оптимальные условия для обучения особенных детей – малая наполняемость, индивидуальные занятия, которые позволяют не упустить психологические особенности ребенка, полезные для его развития.

Чем раньше родители обратят внимание на отставание в психическом развитии или перестанут его отрицать, тем выше вероятность полной компенсации недостатков эмоциональной и когнитивной сферы. Своевременная коррекция предотвратит будущие психологические травмы, связанные с осознанием своей несостоятельности и беспомощности в потоке общего обучения.

Видео к статье

Вы еще не лайкнули?

Время на чтение: 2 мин

Задержка психического развития у ребенка – это специфическое состояние, подразумевающее замедленный темп формирования отдельных функций психики, а именно процессов памяти и внимания, мыслительной деятельности, которые запаздывают в формировании сравнительно с установленными нормами для определенного возрастного этапа. Данный недуг чаще диагностируется у малышей на дошкольном этапе, во время проведения тестирования и проверки их на предмет умственной зрелости и готовности к учению, и проявляется ограниченностью воззрений, дефицитом знаний, неспособностью к умственной деятельности, незрелостью мышления, превалированием игровых, детских интересов. Если признаки недоразвития функций психики встречаются у ребят, находящихся на старшем школьном возрастном этапе, то рекомендуется задуматься о наличии у них . Сегодня замедленное развитие функций психики и способы коррекционного воздействия такого состояния являются актуальной психоневрологической проблемой.

Причины задержки психического развития у ребенка

Сегодня проблемы задержки психического развития во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности. Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

К факторам, связанным с протеканием беременности, обычно относят перенесенные женщинами вирусные болезни, например, краснуха, выраженные токсикозы, употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение, воздействие ядохимикатов, внутриутробное кислородное голодание плода, резус-конфликт. Ко второй группе факторов-провокаторов относят травмы, полученные младенцами во время родового процесса, асфиксию плода или его обвитие пуповиной, преждевременную отслойку плаценты. Третья группа охватывает факторы, зависящие от недостатка эмоционального внимания и дефицита психологического воздействия на младенцев со стороны взрослого окружения. Также сюда относят педагогическую запущенность и ограничение жизнедеятельности на протяжении продолжительного времени. Особенно это ощущается детьми до 3 лет. Также в раннем детстве отсутствие эталона для наследования провоцирует отставание развития детей.

Положительный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых растет и поддается воспитательному воздействию малыш, является фундаментом для его нормального физического формирования и психического развития. Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, и ведут к торможению эмоциональной сферы малыша и замедлению темпа его развития. Одновременно с этим и излишняя опека может спровоцировать замедленный темп формирования функций психики, при котором у детей затрагивается волевой компонент. Кроме этого, данному недугу часто подвержены постоянно болеющие малыши. Заторможенность развития нередко может наблюдаться у крох, которые ранее перенесли различные травмы, задевшие головной мозг. Нередко возникновение данного недуга у малышей напрямую связывают с задержкой их физического развития.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом. Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией. В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми. Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела.

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных . Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи. У таких малышей также превалирует игровой интерес. Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

Они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

Их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

Эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Лечение задержки психического развития у ребенка

Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности. Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены. Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию. Для медикаментозного лечения задержки психического развития детей применяют нейротропные препараты, гомеопатические средства, витаминотерапию и др. Выбор препарата зависит от особенностей малыша индивидуального характера и от коморбидных состояний.

Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций. Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания. Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость. У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы. Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию. Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется. Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей. При этом от родителей требуется терпение, заинтересованность в результате, понимание особенностей собственных чад, любовь и искренняя забота о детях.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о задержке психического развития у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Как реагировать родителям, если в медицинской карточке крохи появилась запись «задержка психического развития». Конечно, им достаточно страшно, но не стоит опускать руки. В случае с ЗПР, главное - выяснить причину возникшей проблемы и понять, как с ней предстоит бороться. Подробнее - в нашем сегоняшнем материале.

Как распознать?

Задержка психического развития - нарушение установленных сроков созревания эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер ребенка, замедление темпов развития психики.

Могут ли родители сами заподозрить проблему? Если у малыша в три месяца отсутствует « » , то есть он не начинает гулить и улыбаться в ответ на голос и улыбку родителей, - необходимо сходить на прием к детскому неврологу.

На что обратит внимание врач? Существуют определенные нормативные сроки, согласно которым в 1-2 месяца малыш должен следить глазами за погремушкой, в 6-7 - сидеть, в 7-8 - ползать, в 9-10 - стоять, а к годику сделать первые шаги. Если развитие ребенка не соответствует нормам - невролог может предположить проблемы. Еще один фактор беспокойства, если ребенок вдруг регрессирует, то есть вообще перестает делать то, что уже умел или делает это гораздо хуже, чем раньше.

Малыш подрос и родители заметили, что он ведет себя не так , как его сверстники, испытывает сложности с общением, проблемы с освоением речи, ему сложно сосредоточиться, он замкнут или раскоординирован? При всех подобных проявлениях доктор может констатировать задержку психического развития, а значит, пришло время разбираться, что к ней привело, и отыскать способ борьбы с недугом.

Работать придется в тесной команде: педиатр, невролог, родители, иногда в состав включается логопед и детский психиатр. Важно понять, что привело к задержке развития и найти способы, благодаря которым ребенок догонит своих сверстников.

Войновская Ирина Владимировна, детский невролог Детской клиники «Добробут» на Левом берегу рассказывает : «Причины задержки психологического развития могут быть как биологические - патологии беременности, недоношенность, травмы и асфиксия при родах, болезни матери на ранних этапах развития плода, генетическая обусловленность, так и социальные - длительное ограничение жизнедеятельности ребенка, неблагоприятные условия воспитания, психотравмирующие ситуации в жизни ребенка. Если родители заметили у ребенка нестойкие эмоции, снижение познавательной активности, проблемы в формировании речевой деятельности с ребенком следует обратиться к детскому неврологу, логопеду, психологу или психиатру. Специалисты разработают индивидуальную схему педагогической и медицинской коррекции, которая, совместно с пристальным вниманием родителей к развитию малыша, поможет частично или даже полностью преодолеть задержку психического развития».

Как проявляется

Наиболее ярким признаком ЗПР врачи называют незрелость эмоционально-волевой сферы . Ребенку с таким заболеванием достаточно сложно заставить себя выполнить что-либо.

Как следствие - нарушение внимания и снижение концентрации . Малыш часто отвлекается, его трудно заинтересовать каким-либо процессом.

Из-за проблем с ограниченным количеством знаний об окружающем мире, у детей с диагнозом ЗРП могут возникать сложности с ориентацией в пространстве , им проблематично узнать даже знакомые предметы в новом ракурсе.

Особенностью детей с задержкой психического развития является то, что они лучше запоминают то, что видят, чем то, что слышат, а также у них нередки проблемы с развитием речи разного уровня.

Отставание наблюдается и в мышлении, например, у детей с ЗПР возникают серьезные трудности во время решения задач на основе синтеза, анализа, сравнения и обобщения.

Причины и не только

В чем же причина нарушения нормального развития у ребенка?

Это и генетические факторы, и легкое органическое поражение мозга вследствие перенесенной болезни (например, тяжелая форма гриппа или ), ряд факторов, связанных с развитием ребенка в младенчестве (нерациональное применение больших доз антибиотиков), неблагоприятное течение беременности и родов (болезни, интоксикации, асфиксия при родах).

Также спровоцировать ЗПР может вакцинация малыша с неврологическими проблемами или . Например, задержку психического развития констатируют практически у всех детдомовских детей, а у тех, кто попал туда не прямо из роддома, а был какое-то время рядом с мамой, наблюдается регресс ранее приобретенных навыков.

Многие специалисты считают что причиной ЗПР являются социально-педагогические факторы: неблагополучная обстановка в семье, недостаток развития, тяжелые условия жизни.

Наша мама- Anutik рассказывает : « У нас в 3 года была ОНР, ЗРР, псевдобульбарная дизартрия. ЭЭГ показывало органические поражение мозга, без нарушений интеллекта... Немного нарушена у него координация и постановка ножек при ходьбе. Говорил слов 5 на то время, без глаголов. Где то 3,5 лет интенсивных занятий, у ребенка появились другие слова, затем простые предложения, затем рассказ. В 5,5 лет мы начали потихоньку осваивать чтение, и к 6 годам мой ребенок начал основательную подготовку для вступления в 1-й класс... Сейчас мы первоклассники, в самой обычной школе-садике, около дома, учеба дается хорошо, даже украинский осваиваем, хотя до школы рос в русскоговорящей семье... Английский - плохо пока, но я и не очень хочу его грузить 3-им, по сути, для него языком. Память хорошая, стихи учим хорошо... Ребенку коллектив нравится, нравится когда их гулять выводят всех вместе, во всякие игры на улице играть толпой, нравится на продленке оставаться и всем дружно за столом пить чай и кушать бутерброды, нравится уроки организованно на продленке делать. Осталась смазанность речи конечно, легкая дизартрия, некоторые неврологические моменты. Но пока они маленькие, 1ый класс, одноклассники не сильно понимают в чем дело, никак его по этому признаку не выделяют, к тому же все равно много обычных деток в классе, которые еще "р" не говорят, шипящих. Но за 2 года (с 3,5 до 5,5), я вам скажу, ребенок совершил ОГРОМНЫЙ прорыв в развитии речи... Мы проходили курсы лечения в речевом центе в Киеве. А там, каждый курс занятий с логопедом, массажистом и другими специалистами подкрепляется всегда медикаментозно. Как дальше все будет развиваться, сама в неведении....Посмотрим...»

Что делать?

Итак, что необходимо делать родителям, если врачи обнаружили и подтвердили у малыша диагноз «задержка психического развития»?

Если диагноз поставлен, то специалисты должны определить причину , из-за которой возникла задержка развития. Также важно понять, нет ли у ребенка каких-то смежных проблем, например, если у ребенка сложности с развитием речи, важно понимать, что у него нет проблем со слухом.

Если врач прописывает ребенку лекарства , которые будут оказывать непосредственное влияние на его психику, постарайтесь обязательно попасть на прием к другому специалисты, чтобы выслушать не одно, а два-три-пять мнений. Чаще всего специалисты придерживаются мнения, что при ЗПР достаточно правильной реабилитации компетентных специалистов.

Найдите в своем городе по работы с детьми с диагнозом ЗПР. Работая в адаптационных группах, мини-садиках или самостоятельно ребенок сможет быстрее справиться с заболеванием, а родители получат квалифицированные консультации, смогут поучаствовать в тренингах.

Специалисты центра помощи детям с задержкой психического развития разработают индивидуальную программу реабилитации малыша, которая будет направлена непосредственно на стимуляцию пострадавших психических процессов.

Занимайтесь с ребенком по разработанной программе реабилитации под контролем специалистов центра, а главное - не теряйте контакт с ребенком, верьте в его развитие.

Наша мама- ЮлияЛ рассказывает : «По-моему, самое главное - не потерять контакт с ребёнком, не дать ЕМУ отдалиться...Понимаете, у меня ещё двое обычных деток, и я долго не могла понять, что не так в отношениях с сыном... Уже думала, может, и правда какая-то холодность у меня, что ли... А потом поняла, это он всё пытался отстраниться, уйти в себя, а отпускать нельзя. Нам такой контакт очень помогает сохранить семья вообще, сестрички, домашние зверушки - хотя проблем и нестыковок очень много. Огромным счастьем было, когда после 3-х лет он впервые стал пристраиваться рядышком со мной, потом сказал «мамичка», в 5 вдруг начал обнимать... Сейчас порой приступы нежности у него просто, и рассказывает, как он рад, что именно с нами живёт и т.д. ИМХО - врачи-специалисты-педагоги советуют то, что знают, но применять всё надо с оглядкой на то, как мама чувствует. Очень важно, чтобы нам с нашими детками и им с нами было хорошо, не нарушить этого. Честное слово - у нас поездки, какие-то хорошие, тёплые события всегда давали какой-то прогресс. А при «построении» сын прогресса не даёт вообще…Вот это для меня самое простое и самое сложное, простите за излишние эмоции…»

Мы уверены, если вы своевременно начнете работу со своим малышом, у вас получится решить многие проблемы, а со временем ребенок восстановится, и ничем не будет отличаться от своих сверстников!

Особое внимание уделяется не только физическому развитию ребенка, но и его психологическому становлению. В отдельную категорию выделяются дети с ЗПР (задержкой психического развития), что имеет свое развитие и характеристики. Обучение с такими детьми вначале является интенсивным и сложным. Однако уже после некоторой работы виден прогресс.

Достаточно трудно установить, нормально ли развивается ребенок. Обычно ЗПР выявляют педагоги, которые знают, которыми должны быть дети на том или ином этапе своего развития. Родители зачастую не могут выявить задержку в психическом развитии. Это становится причиной того, что социализация ребенка замедляется. Однако данный процесс обратим.

При внимательном обращении на своего ребенка родители способны выявить ЗПР. К примеру, такой малыш начинает поздно сидеть, ходить, говорить. Если он приступает к какой-то деятельности, то не может на ней сосредоточиться, не знает, с чего начать, как достичь цели и пр. Ребенок достаточно импульсивен: прежде чем подумать, он сначала сделает.

Если была выявлена задержка психического развития, то следует обратиться к специалистам.. Для более длительной работы понадобится очная консультация.

Кто такие дети с ЗПР?

Начнем с рассмотрения понятия, кто такие дети с ЗПР. Это дети младшего школьного возраста, которые в некоторой степени отстают в своем психическом развитии. На самом деле психологи не делают большой проблемы от этого. На любом этапе может проявиться задержка. Главным остается лишь ее своевременное выявление и лечение.

Дети с ЗПР отличаются от своих сверстников тем, что кажутся не доросшими до своего возраста. Они могут играть в игры, как более младшие детки. Они не склонны к умственной интеллектуальной работе. О ЗПР приходится говорить лишь при выявлении состояния у младшего школьника. Если ЗПР была отмечена у старшего школьника, тогда речь может идти об инфантилизме или олигофрении.


ЗПР не связана с такими проявлениями, как олигофрения или умственная отсталость. При ЗПР обычно выявляются трудности в социализации ребенка и учебной деятельности. В остальном он может быть таким же ребенком, как и остальные детки.

Следует отличать задержку психического развития и умственную отсталость:

  • У детей с ЗПР есть возможность догнать уровень умственного развития по сравнению со сверстниками: мышление, анализ и синтез, сравнение и т. д.
  • У детей ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности, а у детей с умственной отсталостью – мыслительные процессы.
  • Развитие детей ЗПР происходит скачкообразно. У детей с умственной отсталостью развития может вообще не происходить.
  • Дети с ЗПР активно принимают помощь других людей, они вступают в диалоги и совместную деятельность. Дети с умственной отсталостью сторонятся незнакомцев и даже близких.
  • Дети с ЗПР более эмоциональны в игровой деятельности, нежели дети с умственной отсталостью.
  • Дети с ЗПР могут иметь творческие способности. Дети с умственной отсталостью часто застревают на уровне черчения линий и прочего, пока их чему-нибудь не обучить.

Следует отличать трудных детей от детей с задержкой психического развития. Во многом они между собой похожи: конфликтность, отклонение в поведении, лживость, запущенность, уклонение от требований. Однако трудные дети являются следствием неправильного воспитания и педагогической некомпетентности. Они занимают оппозиционную линию против тех условий, в которых они растут.

Дети с ЗПР прибегают ко лжи, отказу, конфликтности как к способу к среде и защите своей психики. У них просто нарушены адаптационные процессы к социуму.

Развитие детей с ЗПР

50% неуспевающих в учебе школьников являются детьми с ЗПР. То, как происходило их развитие, влияет на дальнейшую учебную деятельность. Обычно дети с ЗПР выявляются в первые годы после поступления в детский сад или школу. Они являются более незрелыми, их психические процессы нарушены, наблюдается расстройство когнитивной сферы. Также примечательными становятся интеллектуальная недостаточность в легкой форме и незрелость нервной системы.

Чтобы детей с ЗПР было легко развить до их уровня, открываются специализированные школы и классы. В таких группах ребенок получает такое образование, которое помогает ему догнать уровень своих «психически здоровых» сверстников, при этом скорректировать недостатки психической деятельности.


В процессе активно участвует педагог, который постепенно передает инициативу ребенку. Сначала педагог управляет процессом, затем ставит цель и создает такое настроение у ребенка, чтобы он сам решал поставленные задачи. Здесь также используются задания для работы с коллективом, где ребенок будет с другими детьми выполнять работу и ориентироваться на коллективное оценивание.

Задания являются разнообразными. Они включают больше наглядного материала, с которым ребенок будет вынужден работать. Также используются подвижные игры.

Характеристика детей с ЗПР

Детей с ЗПР обычно выявляют в первый период после поступления их в школьное учреждение. Здесь имеются свои нормы и правила, которые просто не способен усвоить и соблюдать ребенок с данным расстройством. Главной характеристикой ребенка с ЗПР является его неготовность к обучению в обычной школе.

У него недостаточно знаний и не развиты навыки, которые помогали бы ему познавать новый материал и усваивать правила, принятые в школе. Ему трудно совершать произвольную деятельность. Трудности возникают уже на первом этапе освоения письма, чтения и счета. Все это усугубляется слабой нервной системой.


Речь детей с ЗПР также отстает. Малышам трудно составить связный рассказ. Им легче составлять отдельные предложения, которые не связаны между собой. Часто наблюдается аграмматизм. Речь является вялой, артикуляционный аппарат неразвит.

Дети с ЗПР больше склонны к играм, нежели к учебной деятельности. Они с удовольствием выполняют игровые задания, однако за исключением сюжетно-ролевых. При этом у детей с ЗПР имеются сложности в построении отношений со сверстниками. Они выделяются прямотой, наивностью и несамостоятельностью.

О целенаправленной деятельности можно не говорить. Ребенок с ЗПР не понимает целей учебы и не способен организовать себя, не чувствует себя школьником. Малышу трудно понять тот материал, который исходит из уст учителя. Также затрудненно он его усваивает. Для понимания ему нужен наглядный материал и развернутые инструкции.

Сами по себе дети с ЗПР быстро утомляются и обладают низким уровнем работоспособности. Они не могут войти в тот темп, который принят в обычной школе. Со временем сам ребенок понимает свою несхожесть, что может привести к несостоятельности, неуверенности в собственном потенциале, зарождении страхов перед наказанием.

Ребенок с ЗПР нелюбознателен и обладает низким уровнем пытливости. Он не видит логических связей, часто упускает значимое и заостряет внимание на незначительном. Темы не связаны между собой при разговоре с таким ребенком. Данные характеристики приводят к поверхностному запоминанию материала. Ребенок не способен вникнуть в суть вещей, а отмечает лишь то, что первое попалось на глаза или оказалось на поверхности. Это приводит к отсутствию обобщенности и наличию стереотипности использования материала.

Наблюдаются трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми у детей с ЗПР. Они не задают вопросов, поскольку не обладают любознательностью. Трудно входят в контакты с детьми и взрослыми людьми. Все это подкрепляется эмоциональной неустойчивостью, которая проявляется в:

  1. Манерничанье.
  2. Неуверенности.
  3. Агрессивном поведении.
  4. Отсутствии самоконтроля.
  5. Изменчивости настроения.
  6. Неспособности приспособиться к коллективу.
  7. Фамильярности.

Дети с задержкой психического развития проявляются в дезадаптации к окружающему миру, что требует коррекции.

Работа с детьми с ЗПР

Коррекционная работа с детьми с ЗПР проводится специалистами, которые учитывают особенности таких малышей. Их работа направлена на исправление всех недочетов и продвижение детей до уровня их сверстников. Они обучаются тому же материалу, что и здоровые детки, при этом учитываются их особенности.

Работа ведется в двух направлениях:

  1. Обучение основному материалу, который дается в школе.
  2. Коррекция всех психических недостатков.

Учитывается возраст ребенка с ЗПР. Какими психическими характеристиками он должен обладать, такие в нем и развиваются. При этом учитывается сложность задач, которые ребенок может выполнить сам, и упражнения, которые разрешить он может с помощью взрослых.

Коррекционная работа с детьми с ЗПР включает в себя оздоровительное направление, когда формируются благоприятные условия для развития. Здесь меняется режим дня, окружение, условия и пр. Параллельно используются нейропсихологические методики, которые корректируют поведение ребенка, его обучаемость в письме и чтении. Другими направлениями коррекционной деятельности являются проработка познавательной сферы (ее стимуляция) и развитие эмоциональной части (понимание чувств других людей, контроль собственных эмоций и т. д.).

Работа с детьми с ЗПР в различных направлениях позволяет скорректировать их психическую деятельность и поднять до уровня обычных здоровых личностей их возраста.

Обучение детей с ЗПР

С детьми с ЗПР занимаются специалисты, а не обычные учителя. Это связано с тем, что обычная школьная программа с ее интенсивностью и подходами не подходит данным деткам. Их интеллектуальная сфера не так развита, чтобы спокойно получать новые знания, им трудно организовать свою деятельность, обобщать и сравнивать, анализировать и делать синтез. Однако дети с ЗПР умеют повторять, перенося действия на схожие задачи. Это помогает им в обучении и получении тех знаний, которые получают их сверстники в обычной школе.


Учителя учитывают особенности детей с ЗПР и учебные задачи, которые должны школьники усвоить. В первую очередь упор делается на развитие когнитивных способностей.

В идеале, если родители займутся коррекцией психической деятельности своих детей еще в дошкольный период. Существуют многочисленные дошкольные организации, где есть специалисты по развитию различных навыков, например, дефектологи. Это помогает быстрее компенсировать те пробелы, которые образовались.

Дети с ЗПР могут достигнуть уровня развития своих сверстников, если будут получать многообразный и разносторонний материал, который не только дает им знания, но и обучает письму, чтению, говорению (произношению) и пр.

Итог

Дети с ЗПР не являются больными, однако их коррекцией должны заниматься специалисты. Обычно задержка в развитии выявляется поздно, что связано с невнимательностью родителей к собственным детям. Однако при выявлении ЗПР можно сразу приступить к специализированной работе, которая поможет ребенку в социализации и адаптации к жизни по итогам.

Прогнозы при ЗПР даются положительные, если родители отдают своего ребенка в руки специалистов. Можно быстро и легко устранить все психические пробелы, которые были выявлены, что отличает данную группу детей от малышей с умственной отсталостью.



Новое на сайте

>

Самое популярное