Домой Стоматит Одиночество инвалидов как социальная проблема. Одиночество инвалидов - причины и проблемы

Одиночество инвалидов как социальная проблема. Одиночество инвалидов - причины и проблемы

К условиям обеспечения достойного качества жизни инвалидов относится удовлетворение их потребностей. Эти потребности касаются различных социальных аспектов и личных сторон жизни и во многом совпадают с потребностями каждого гражданина.

С наступлением инвалидности у человека возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера при адаптации к жизненным условиям. Инвалидам во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, сфере досуга, бытовых услуг, информации и каналам коммуникации; общественный транспорт практически не приспособлен для пользования лиц с нарушениями опорно - двигательного аппарата, слуха и зрения. Все это способствует их изоляции, чувству отчуждения. Инвалид живет в более замкнутом, обособленном от остального общества пространстве. Ограниченность общения и социальной активности создает дополнительные психологические, экономические и другие проблемы и трудности для самих инвалидов и их близких. Существуют как социальные, так и экономические препятствия для сексуальных взаимоотношений и заключения брака среди людей с инвалидностью. Социально-психологическое самочувствие большинства инвалидов характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, неуравновешенностью, тревожностью. Многие чувствуют себя изгоями общества, ущербными людьми, ущемленными в своих правах.

Заострим внимание на наиболее важных проблемах в жизнедеятельности инвалидов.

Разумеется, среди проблем инвалидов главной является здоровье, ведь часто помимо инвалидизирующего заболевания человек имеет несколько «попутных» недугов. У инвалидов старшего возраста отмечаются хронические заболевания с тенденцией к постепенному прогрессированию и инвалидизации. Заболеваемость этой категории граждан характеризуется множественной патологий, нетипичными проявлениями и высокой частотой осложнений. Инвалиды сегодня остро нуждаются в качественном и бесплатном оказании медицинских услуг. У них возникают реальные трудности по приобретению протезно - ортопедических изделий, кресел-колясок, тифлосредств, сурдосредств и т. д. Отсутствие специально приспособленных мест в больницах усугубляет положение инвалидов. Инвалиды остро ощущают недостаточность бесплатных медицинских препаратов, в медицинской помощи - в амбулаторном лечении, стационарном, санаторно-курортном, в диспансерном наблюдении. Однако далеко не все нуждающиеся инвалиды получают всю необходимую помощь.

Физическая зависимость инвалидов принимает острые формы по причине одиночества. Одиночество и проблемы психологического характера свойственны подавляющему большинству инвалидов, которые чувствуют себя ненужными, всеми забытыми, что еще больше осложняет их жизнь.

Материальное положение - единственная проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Инвалиды гораздо болезненнее, чем представители других категорий населения, переносят последствия политических и экономических реформ: большинство из них вынуждены отказаться от привычного образа жизни, сложившихся стандартов потребления, снизить уровень социальных притязаний, расстаться со своими социальными ожиданиями и планами, вести пассивный образ жизни.

Постоянный рост цен на продукты питания, товары народного потребления, коммунально-бытовые и другие услуги не позволяет большинству инвалидов преодолеть «черту бедности». Ухудшение рациона питания, минимизация расходов на социально-культурные нужды повышают уязвимость инвалида и, в конечном счете, сказываются на состоянии его здоровья и продолжительности жизни. Таким образом, ухудшение здоровья населения сопровождается процессом снижения уровня жизни.

Не менее значимой проблемой инвалидов является психологическая неприспособленность к окружающему миру. Тип заболевания и отклонения в развитии, особенности течения заболевания, специфика поражения различных органов и систем, характер и выраженность дефекта определяют снижение адаптационных и интеграционных возможностей. Инвалид, имея значительные ограничения жизнедеятельности, зачастую теряет способность к самообслуживанию, самоконтролю, саморазвитию.

Самочувствие инвалидов во многом определяется и отношениями, сложившимися в семье. Трудоспособные инвалиды и инвалиды, проживающие в домах-интернатах, обычно не очень интенсивно общаются со своими родственниками, в отличие от тех инвалидов, которые нуждаются в постоянном уходе и находятся на попечении родных. К сожалению, к наиболее острым проблемам людей с ограниченными возможностями, относятся взаимоотношения с другими членами семьи.

В каждой семье, имеющей инвалида, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на инвалида - либо способствует реабилитации, либо тормозит ее. Практически все семьи с детьми-инвалидами нуждаются в различных видах помощи, в первую очередь психологической. Обычно с рождением ребенка-инвалида в семье возникает целый ряд сложных психологических проблем, которые приводят не только к психологической дезадаптации родителей, но и к распаду семьи.

Для инвалидов проблема получения образования по-прежнему занимает особое место. Социологические исследования, проведенные сотрудниками Российского государственного социального университета, показали, что 29 % опрошенных инвалидов не удовлетворены уровнем своего образования, более половины молодых инвалидов уверены, что их конституционное право на образование ущемляется. При этом из тех, кто учится или хотел бы учиться (а их около 42 %), главными причинами, мешающими им в этом, назвали нехватку средств 67,7 %, неразвитость инфраструктуры образовательных профессиональных учреждений для инвалидов -- 51,8 %, физический недуг -- 45,5 % . .

Создание условий для получения максимально доступного инвалидам образования, отвечающего их специфическим потребностям, вырастает в общегосударственную проблему. Неразвитость региональной сети профессиональных образовательных учреждений связана с необходимостью переезда с постоянного места жительства, что не всегда приемлемо для инвалида. Кроме того, следует учитывать тот факт, что 68 % инвалидов считают специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижными и не дающими перспектив для последующего трудоустройства.

Основным препятствием для развития интегрированных форм образования является неприспособленность большинства учебных заведений к таким формам работы. Физические возможности инвалидов требуют создания безбарьерной среды -- особой архитектуры помещений, специального оборудования учебных мест и технических средств обучения, специальной методики обучения, предоставления сурдопереводчиков и других услуг. Кроме того, практически отсутствуют квалифицированные педагогические кадры, профессионально подготовленные для работы со студентами-инвалидами в условиях интегрированного обучения.

В настоящее время недостаточно развита система непрерывного многоуровневого профессионального образования инвалидов. Не обеспечены условия и программы обучения, учитывающих индивидуальные возможности лиц с нарушением здоровья, и принципа «нормализации», т.е. предоставления возможностей для обучения таких категорий лиц в обычных учебных заведениях. Главная проблема человека с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками, ограничении возможностей передвижения и общения с реальным миром. Инвалид может быть талантливой личностью, но не иметь возможности реализовать свои способности и творческие наклонности. Государство и общество должны создавать такую структуру образования, такие условия жизни, чтобы инвалид не чувствовал ущербности и смог удовлетворить свои потребности. Повышение уровня профессионального образования инвалида станет фактором успешного трудоустройства, социального включения, материальной самостоятельности, психологического комфорта.

В условиях модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми, несмотря на установленное законом квотирование рабочих мест для инвалидов. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном производстве существенно сокращается. Серьезные проблемы с поиском работы возникают не только у самих инвалидов, но и у родителей, воспитывающих ребенка-инвалида: в силу необходимости ухода за ним они не могут полноценно трудиться и, следовательно, неконкурентоспособны на рынке труда.

Согласно данным социологических исследований, почти 2 / 3 инвалидов считают, что их состояние здоровья позволяет им работать. Как показывает практика, трудоустройство выступает одной из самых трудноразрешимых проблем инвалидов.

Численность работающих инвалидов неуклонно сокращается. На протяжении многих лет доля трудоустроенных инвалидов составляла примерно 2 % от среднесписочной численности работающих. Наиболее тяжелое положение складывается с занятостью инвалидов 1 и 2 групп, среди них удельный вес работающих составляет не более 8 %. Резкое снижение численности работающих инвалидов связано с переходом к рыночной экономике, массовым высвобождением работающих, в первую очередь инвалидов, конкуренцией за рабочие места. .

Международным сообществом признается недопустимость такого положения для страны, чтобы каждый десятый гражданин был экономически пассивным. Трудоустройство не только повышает уровень благосостояния инвалидов и их семей. С социально-экономической точки зрения оно выгодно и для государства, так как позволяет увеличить доходы от расширения рынка труда и облегчения социальных программ по льготному обеспечению инвалидов. Принимая во внимание увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, необходимо более внимательно и бережно относиться к трудовым ресурсам.

Важной проблемой также является доступ к объектам социальной инфраструктуры -- учреждениям здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытовых услуг (парикмахерских, прачечных и т.п.), местам работы и отдыха, многим магазинам в связи с архитектурными и строительными барьерами, неприспособленностью общественного транспорта для пользования лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата и дефектами сенсорных органов. Игнорирование потребностей инвалидов в обычной для каждого человека жизнедеятельности, недоступность социально значимых объектов снижают возможности лиц с физическими дефектами полноценно участвовать в жизни общества.

Не оснащен городской транспорт подъемными устройствами для посадки инвалидов на креслах-колясках, площадками, сиденьями, устройствами фиксации и крепежа, специальными поручнями и другим оборудованием, обеспечивающим их размещение и передвижение внутри транспортного средства. Не предусматрены специальные места для размещения инвалидов в воздушном транспорте. Удобство, комфортность и безопасность не гарантированы в полной мере инвалиду также на пассажирских морских и речных судах. При перевозке инвалидов железнодорожным транспортом в составах не используются вагоны с широким коридором, специальным туалетом и местом для инвалидных колясок. Недостаточно уделяется внимание и оборудованию вокзалов, станций, переходов и т.д. На сегодняшний день на морских и речных судах не предусмотрены удобства для перевозки инвалидов с нарушением двигательных функций. Инвалиды остро нуждаются в приспособлении квартирных условий к их психосоматическим возможностям, расширении дверных проемов инвалидов 1 гр., адаптации путей перемещения инвалидов в подъезде живого дома. Многие социально-культурные объекты не оснащены пандусами. Необходимо отметить, что проблема создания инфраструктуры, позволяющей инвалидам удовлетворять свои потребности в нормальной жизнедеятельности до сих пор практически не решена, особенно в отдаленных от центра местностях.

Не хватает государственной поддержки редакций и издательств, выпускающих специальную литературу для инвалидов.

Выпуск периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, обеспечение сурдотехникой не в полном объеме финансируется за счет средств государственных средств.

Язык жестов официально признан средством межличностного общения. На телевидении, в кино - и видеофильмах должна предусматриваться система субтитрирования или сурдоперевода, что практически не реализовывается, только некоторые телевизионные передачи сопровождаются субтитрами или синхронным переводом.

Также имеют место быть проблемы физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов. Основными причинами выступают практическое отсутствие специализированных спортивных сооружений и оборудования, недостаток профессиональных тренерских кадров, недостаточное информационно-методическое и пропагандистское обеспечение, низкая роль учреждений здравоохранения, образования, социальной зашиты населения в реабилитации инвалидов средствами физкультуры и спорта, недостаточное внимание к массовым занятиям инвалидов физкультурой и спортом за счет увлечения спортом высших достижений. Таким образом, положение инвалидов в современной России характеризуется наличием проблем, которые можно сгруппировать в материально-финансовые, психологические, медицинские, профессионально - трудовые, образовательные, социально - бытовые и социально-средовые.

В социальных отношениях общества и инвалидов доминирует практика социальных ограничений, которая определяет доступ инвалидов к ресурсам и жизненным шансам. Подобная социальная несправедливость по отношению к людям с ограниченными возможностями не должна допускаться в цивилизованном обществе, поэтому обеспечение инвалидов равными с другими людьми возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод является приоритетным направлением государства и общества в целом. Это требует всестороннего изучения проблем инвалидов, которое позволит лучше понять их потребности и определить пути устранения трудностей в соответствии с принципом адресного подхода.

- 57.22 Кб

«Одиночество как социальная проблема и пути ее решения при обслуживании пожилых инвалидов на дому»

  • Введение
  • Глава 1. Одиночество пожилых инвалидов как социальная проблема
  • Глава 2. Пути решения проблемы одиночества пожилых инвалидов при социальном обслуживании на дому
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема одиночества является серьезной проблемой современного общества. Она касается как женщин, так и мужчин и возникает независимо от возраста, образования и социального положения.

Значительное увеличение доли пожилых людей в общей структуре населения влияет на многие сферы жизнедеятельности общества. Одна из особенностей сложившейся ситуации состоит в том, что «вхождение в старость» происходит на фоне снижения уровня жизни многих людей. Это влечет за собой не только бедность и экономическую зависимость, но и ухудшение здоровья, усугубляя тем самым социальную изолированность, психическое неблагополучие и субъективное состояние одиночества.

При этом наиболее существенной проблемой для пожилых людей в целом и пожилых инвалидов в особенности становится одиночество. Не каждому человеку удается быстро приспособиться к меняющимся условиям жизни в связи с социальными изменениями, с перестройкой сознания человека, ведущей к пересмотру прежних устоявшихся отношений, к поиску иного стиля взаимодействия между людьми. Одиночество может быть постоянным или временным, добровольным или вынужденным. Нередко старые люди бывают полностью лишены человеческого общения, в том числе вследствие инвалидности, отдаленности проживания, смерти близких, острых конфликтов с семьей.

Часто наличие родственников не является гарантией от одинокого существования, многие пожилые люди проживают вместе с родными, но должной эмоциональной, материальной, социальной поддержки не имеют.

Одинокие пожилые люди нуждаются в финансовой, правовой, бытовой социальной и психологической помощи, ориентированной на устранение не только физического одиночества, но и его субъективного переживания, заключающегося в ощущении покинутости и ненужности. У пожилых людей неизбежно умирают старые друзья, взрослые дети отдаляются от родителей. С возрастом к человеку часто приходит опасение одиночества, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.

Одиночество - тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, тяжелое переживание, связанное с утратой близких людей, постоянное ощущение покинутости и ненужности. Помощь в решении проблемы одиночества является основополагающей в организации социальной работы с пожилыми людьми. Проблемы социальной работы с пожилыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых людей, многие из которых имеют инвалидность, что обостряет для них проблему одиночества и беспомощности. Вместе с тем возрастает потребность в специализированных центрах по оказанию услуг, необходимость поиска новых подходов, технологий, методик, организации комплексной помощи пожилым людям. Актуальность темы исследования подтверждается еще и теми мерами, которые принимаются на уровне государства по отношению к пожилым людям. Новый Федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. систематизирует и регламентирует сложившуюся в России практику организации социального обслуживания населения, включая пожилых инвалидов. Введение новых видов социальных услуг, профессиональных стандартов социальных работников и специалистов позволит совершенствовать пути решения проблемы одиночества пожилых инвалидов.

Объект исследования - одиночество пожилых инвалидов как социальная проблема. Предмет исследования - одиночество как социальная проблема и пути ее решения при обслуживании пожилых инвалидов на дому. Цель исследования: изучить одиночество как социальную проблему и предложить пути ее решения при обслуживании пожилых инвалидов на дому. Исходя из названной цели, были сформулированы следующие задачи:

1. Описать пожилых людей как социальную группу.

2. Рассмотреть проблему одиночества пожилых инвалидов.

3. Проанализировать организацию и методы работы Центра социального обслуживания.

4. Исследовать помощь социального работника в преодолении проблемы одиночества пожилых инвалидов (на примере отделения социально-медицинского обслуживания).

Гипотеза исследования: проблема одиночества для пожилых инвалидов является первостепенной, социальный работник может выступать помощником в решении этой проблемы.

Эмпирические методы исследования: анкетирование пожилых инвалидов, включенное наблюдение, анализ документов ГБУ ТЦСО «Алексеевский» филиал «Марьина роща» (г. Москва).

Практическая значимость исследования. Результаты исследования и выработанные на их основе практические рекомендации будут полезны социальным работникам, специалистам по социальной работе, заведующим отделениями, руководителям организаций социального обслуживания, работающим с пожилыми людьми и инвалидами.

Глава 1. Одиночество пожилых инвалидов как социальная проблема

1.1 Пожилые люди как социальная группа

Старение общества - серьезная социально-экономическая проблема. Согласно прогнозам ООН, к 2050 году 22% населения Земли будет пенсионерами, а в развитых странах на каждого работающего гражданина будет приходиться по пенсионеру. Старение общества неизбежно ждет все развитые страны, а чуть позднее и развивающиеся. Эта проблема требует комплексного подхода - социального, экономического и политического. Развитие медицины позволяет надеяться, что возраст «активной старости», то есть состояния, когда пожилой человек может вести более или менее полноценную жизнь, будет неуклонно повышаться.

Процесс увеличения количества пожилых людей является серьезной социальной проблемой современной России и требует определенной деятельности как со стороны государства, так и общества. По данным Пенсионного Фонда РФ, из общей численности населения страны 62% составляют люди пенсионного и предпенсионного возрастов. В 2011 г. число пенсионеров впервые превысило 40 миллионов человек. По данным Федеральной службы государственной статистики, по сравнению с 1989 г., количество людей старше трудоспособного возраста (60+) увеличилось почти на 10%. При этом 54% относится к возрастной группе 70 лет и старше. По мнению демографов, в период до 2015 г. количество людей в возрасте 85 лет и старше утроится.

Старение является неизбежным для человека, что обусловливает наступление старости с соответствующими проблемами. Всемирная организация здравоохранения относит к пожилым людей в возрасте от 60 до 74 лет, к старым - от 75 до 89 лет, и от 90 лет - к долгожителям. Социологи и демографы используют понятия «третий возраст» и «четвертый возраст». К «третьему возрасту» относится категория населения от 60 до 75 лет, к «четвертому» - свыше 75 лет. Пенсионный возраст несет за собой ряд проблем, основополагающими среди которых являются проблемы, связанные с адаптацией, социализацией и здоровьем.

Наиболее острой проблемой пожилого возраста является проблема социализации. Особенно важной она становится в связи с тем, что усугубляется проблемой материального обеспечения, одиночества и непонимания окружающих. Именно они существенно и в первую очередь начинают кардинальным образом изменять их привычный образ жизни. Большинству пенсионеров приходится сокращать свои расходы, отказываться от многих привычных радостей жизни. Наряду с этим приходится приспосабливаться к быстро меняющемуся окружающему миру, постоянно меняющимся социальным нормам и правилам, достижениям научно-технического прогресса и т.д.

Проблемой старческого возраста является память, которая постепенно ухудшается. Среди наиболее типичных проявлений: забывчивость, которой не было раньше, трудности при запоминании новой информации; нарастание категоричности суждений и большая окрашенность их субъективным опытом; сокращается скорость реакции и нарастает инертность при необходимости переключения, например, с одного вида деятельности на другой.

Однако подобного рода ограничения психофизиологических функций, свойственные пожилым людям, связаны не только с возрастными изменениями в системе жизнедеятельности в процессе старения, но и с характерными для людей в старости изменениями в самом образе жизни. Данные социологов и медиков свидетельствуют о том, что одну из групп риска для жизни и здоровья среди пенсионеров составляют одинокие люди, которые остро ощущают свое одиночество. Они сильнее устают, меньше верят в свое здоровье, чаще ходят к врачу и принимают больше лекарств, чем те, кто не испытывает чувства одиночества. В основе такого состояния, как правило, лежит ощущение своей ненужности и вынужденной социальной изоляции; «уход в болезнь» по-своему связывает их с другими людьми и социумом (очень редко приносит удовлетворение, чаще - усиливает чувство своей ненужности никому).

По мере возможности пожилые люди стараются самостоятельно справиться со своими новыми трудностями и найти наиболее приемлемый для каждого из них вариант жизни в новом статусе пенсионера.

Медико-социальные проблемы выражены в изменениях организма человека, связанных со старением. Пожилой возраст характеризуется обострением уже существующих заболеваний и возникновением новых.

Так, сенильная деменция - старческое слабоумие, представляющее собой нарушение высших мозговых функций, включающих память, способность к решению задач, правильное использование социальных навыков, всех аспектов речи, коммуникаций и контроль над эмоциональными реакциями при отсутствии грубого нарушения сознания. Старческое слабоумие не является неизбежным следствием возрастных изменений, а представляет собой самостоятельное тяжелое заболевание. Многие старики, особенно те, кто всю жизнь был занят интеллектуальным трудом, до конца жизни сохраняют ясность ума. Слабоумие же является следствием грубой атрофии коры головного мозга либо следствием атеросклероза сосудов мозга. Симптомы слабоумия - расстройства памяти, постепенная утрата критики к своему состоянию, нарушение ориентировки во времени, в окружающем пространстве, возможная физическая слабость. Все это часто способствует одиночеству, либо усугубляется им.

Хронические заболевания, связанные с процессами старения организма человека, ограничивают его физическую и социальную активность, в связи с чем пожилые люди остро нуждаются в поддержке близких людей, социальных служб и медицинских организаций. Особенно острую потребность в поддержке социальных структур испытывают именно одинокие пожилые инвалиды. Ограниченные финансовые возможности не позволяют им приобретать необходимый набор лекарственных препаратов для поддержания своего здоровья, получать комплексные амбулаторные и стационарные медицинские услуги. Нередко пожилые люди имеют какую-либо группу инвалидности, ограничивающую их возможности передвижения. Для некоторых поддержка социальных служб становится единственным средством связи с миром.

Социально-правовые проблемы характеризуются ограниченностью осведомленности пожилых людей относительно их льгот. В Российской Федерации, согласно законодательству, люди пожилого возраста имеют право на льготное предоставление им ряда социальных услуг. Тем не менее, многие из них не имеют возможности воспользоваться данными льготами, так как у них нет навыков их юридического оформления, о некоторых специфических услугах пожилые люди даже не осведомлены.

Таким образом, можно выделить следующие насущные проблемы пожилых людей:

Низкая пенсия и высокая стоимость жизни (тарифы ЖКХ, цены на лекарства, продукты и товары первой необходимости и т.д.);

Неудовлетворительное состояние здоровья и низкое качество медицинских услуг;

Геронтофобные стереотипы современного российского общества, низкий статус пожилого человека;

Обесценивание норм и ценностей, усвоенных сегодняшними пожилыми людьми в советское время, нарушение преемственности поколений;

Межпоколенческие конфликты, дискриминация по возрасту (особенно на рынке труда);

Одиночество, равнодушное отношение окружающих, включая близких родственников, суициды старых людей;

Жестокое обращение и насилие (в том числе психологическое);

Преступления против пенсионеров;

Потребность в посторонней помощи при самообслуживании;

и другие.

Социальные проблемы пожилых людей - специфические проблемы определенного социально-демографического слоя людей, возникающие в связи с выходом на пенсию и процессом старения.

Социальные проблемы характеризуются определенными трудностями адаптации в связи с новым статусом пенсионера. Изменение микросреды требует определенного уровня изменений в образе жизни и привычках пенсионера, что, в связи с особенностями пожилого возраста, достаточно проблематично. Процесс адаптации пожилого человека в новом социальном статусе также зачастую осложняется негативным отношением окружающих. Снижение экономического статуса, проблема избыточного досуга, поддержание приемлемого материального уровня жизни, особенно в условиях инфляции, получение качественной медицинской помощи и социальной поддержки, изменение образа жизни и адаптация к новым условиям, осознание естественности процесса старения, снижения физической активности, возможностей активного передвижения - эти и другие факторы приводят к тому, что пожилой человек проникается чувством собственной невостребованности, ненужности, заброшенности, что существенно ухудшает его социальное самочувствие, углубляет чувство одиночества.

Пожилые люди обладают многими качествами, схожими с представителями других поколений. Но у пожилых есть одно, которого нет и не может быть у других. Это - мудрость жизни, знаний, ценностей, богатейший жизненный опыт. Основная проблема пожилых людей состоит в том, что они не всегда знают, как наилучшим способом его использовать. Поэтому нужно обеспечить пожилым людям моральную, психологическую, организационную поддержку, но так, чтобы она не воспринималась как полная опека. Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. Это возможно только, если они сами принимают участие в решении касающихся их вопросов.

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Проблема одиночества является серьезной проблемой современного общества. Она касается как женщин, так и мужчин и возникает независимо от возраста, образования и социального положения.
Значительное увеличение доли пожилых людей в общей структуре населения влияет на многие сферы жизнедеятельности общества. Одна из особенностей сложившейся ситуации состоит в том, что «вхождение в старость» происходит на фоне снижения уровня жизни многих людей.

Содержание

Введение
Глава 1. Одиночество пожилых инвалидов как социальная проблема
1.1 Пожилые люди как социальная группа
1.2 Проблема одиночества пожилых инвалидов
Глава 2. Пути решения проблемы одиночества пожилых инвалидов при социальном обслуживании на дому
2.1 Организация и методы работы Центра социального обслуживания
2.2 Помощь социального работника в преодолении проблемы одиночества пожилых инвалидов (на примере отделения социально-медицинского обслуживания)
Заключение
Список использованных источников и литературы

Общество должно в корне изменить отношение к инвалидам, забота о них станет одним из приоритетов государства, заявил на днях Дмитрий Медведев. Президент особо подчеркнул, что помощь инвалидам нельзя сводить только к денежным выплатам и льготам. Главная задача - создать для этих людей комфортную среду и возможность вести полноценную жизнь. Сегодня на наши 5 вопросов отвечает председатель Амурской областной организации Всероссийского общества инвалидов Владимир Каршакевич.

1. Дмитрий Медведев поставил задачу сделать условия жизни инвалидов достойными. Что вы об этом думаете?

Президент абсолютно прав, мы уже десять лет об этом говорим. Самое главное, что Дмитрий Медведев определил приоритеты - трудоустройство инвалидов и развитие инфраструктуры. Они взаимосвязаны: если нет инфраструктуры, человек с ограниченными возможностями элементарно не доберется до места работы. Это наша вечная трагедия, когда мы беремся за множество дел сразу и ни одно из них не доводим до конца. Поставлены две стратегические задачи, и нужно их решать.

2. Сколько инвалидов в Амурской области и как складываются ваши взаимоотношения с властью?

В Приамурье проживает около 85 тысяч инвалидов - это примерно десятая часть всего населения области. В Амурской общественной организации Всероссийского общества инвалидов состоит более 8600 человек. Есть и другие организации - представители всероссийских обществ глухих, слепых и ставших инвалидами в результате боевых действий. Все мы боремся за права инвалидов.

Отношения с властью у нас нормально складываются. При губернаторе только что создан общественный совет по делам инвалидов, наши представители входят в различные комиссии и комитеты, где они защищают интересы инвалидов, подсказывают какие-то направления, чтобы было учтено то, что здоровые люди обычно упускают. Как бы здоровый человек ни относился к инвалиду, он все равно не учтет всех нюансов. Это как молодая девушка - вроде и знает все о детях, но пока сама матерью не станет, ничего знать не будет.

3. Проблема трудоустройства инвалидов для Приамурья актуальна?

Она стоит очень остро. Работодатели будут брать инвалидов, если им не мешать. Стоит только взять на работу человека из этой категории населения, и контролирующие органы сразу начинают пристрастно искать подвох - сколько окон в помещении, какой метраж, какие условия труда, и если найдут несоответствие, оштрафуют. И работодатель говорит инвалиду: знаешь, я хотел тебе помочь, но получил только головную боль, поэтому извини, но я тебя уволю. Такое сплошь и рядом. Работодатели не хотят связываться.

В результате у инвалидов воспитывается дух иждивенчества. А государство обязано научить их держать в руках удочку и ловить рыбу. Ведь оно таким образом снимет с себя целый ворох проблем - люди станут сами зарабатывать на жизнь, а не обивать пороги социальных учреждений.

Ведь в выборе работы инвалиды непривередливы, в отличие от здоровых людей. Есть случаи, когда они работают за зарплату в 1000 рублей в месяц, и счастливы, что они хоть кем-то востребованы. Покажите мне здорового человека, который на это согласится.

Я бы через вашу газету обратился к работодателям: если у вас есть вакансии, присмотритесь к инвалидам, которые стоят в очереди на трудоустройство в службе занятости!

До 2001 года, пока государство не отменило льготы, у нас были специализированные предприятия, где использовался труд инвалидов. Есть они и сейчас, но там люди с ограниченными возможностями заняты незначительно. Кстати, единственным примером может быть наше протезно-ортопедическое предприятие, где работают инвалиды и руководит им тоже инвалид. Оно лучшее на Дальнем Востоке, и это лишний раз доказывает, что инвалиды прекрасно умеют работать.

4. Вы общаетесь с коллегами других регионов или с другого берега Амура, интересно, как у них обстоят дела?

Недавно к нам приезжала китайская делегация, и мы вели переговоры, как у них решаются проблемы инвалидов. У них эта организация вмонтирована в государственную структуру, руководители общественных организаций получают зарплату от государства. Партия курирует эту работу, есть волонтеры, которые работают с этой категорией людей, а если нужно оказать материальную помощь - они объявляют сбор денег. Все, начиная от партийного руководителя района, по 3 юаня сбросились и отправили инвалида на учебу в Пекин. Но у них нет таких пенсий, нет системы соцстраха, как у нас, поэтому им был интересен и наш опыт.

5. Главная проблема амурских инвалидов?

Одиночество и осознание собственной ненужности. Инвалиды - это толковые, умные люди, которые способны приносить пользу государству и обществу и при этом зарабатывать себе на жизнь. Но без поддержки государства и целевых программ инвалидам не справиться. К сожалению, эта поддержка оказывается из имеющихся средств, и она незначительна. В связи с кризисом для нас стало проблемой проведение фестивалей и соревнований для инвалидов. Для людей с ограниченными возможностями очень важно участвовать в массовых мероприятиях, особенно для молодых. Они должны общаться, знакомиться, создавать семьи. И если для здоровых людей это просто, то для инвалидов фестиваль или спартакиада - это редкий шанс выйти из стен своей квартиры.

  • 6. Философские аспекты теории ср
  • 7. Многосубъектность ср
  • 8. Специалист по ср как субъект профессиональной деятельности. Квалификационная характеристика специалиста по ср
  • 9. Проблема профессиональных рисков в ср
  • 10. Профессионально – этические основы ср
  • 11. Прогнозирование, проектирование и моделирование в ср
  • 12. Нормативно-правовые основы ср
  • 13. Понятие эффективности в ср. Критерии эффективности
  • 14. Модели теоретического обоснования ср: психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексные
  • 15. Психосоциальная работа как теоретическая модель и практика
  • 16. Задачи и принципы организации управления в системе ср. Структура, функции и методы управления
  • 17. Система социальной защиты населения в рф: основные направления деятельности и организационно-правовые формы
  • 18. Социальная политика рф: ее цели и основные направления. Взаимосвязь социальной политики и ср
  • 19. Развитие системы социальных служб в субъектах рф
  • 20. Роль общественных организаций в развитии профессиональной ср
  • 21. Технологии ср. Понятие, цель, функции и структура технологического процесса
  • 22. Методы индивидуальной, групповой и общинной ср
  • 23. Понятие социальной реабилитации. Организация деятельности реабилитационных центров
  • 24. Методы исследований в ср
  • 25. Биографический метод в практике профессиональной социальной работы
  • 26.Девиантное и делинквентное поведение, как проблема социальной работы. Особенности социальной работы с девиантами и делинквентами
  • 27. Наркомания и токсикомания как формы проявления девиантного поведения
  • 28. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения
  • 29. Проституция как форма проявления девиантного поведения
  • 30. Инвалидность: Социальная защита и реализация прав инвалидов
  • 31. Пенсионное обеспечение населения в рф
  • 32. Социальное обслуживание населения в рф
  • 3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.
  • 33. Теория и практика соц. Страхования в России
  • 34. Молодежь как объект социальной работы. Технологии социальной работы с молодежью
  • 35. Семья как объект социальной работы. Технологии социальной работы с семьей
  • 36. Семейная политика в Российской Федерации: сущность и основные направления
  • 37. Социально-правовая защита детства. Социальная работа с детьми и подростками
  • 38. Гендерный подход в практике социальной работы
  • 39. Социальное положение женщин в России. Социальная поддержка женщин в условиях реформ
  • 40. Технологии ср по охране материнства и детства
  • 41. Особенности социальной работы с мигрантами и беженцами
  • 42. Проблемы занятости населения в современной России. Практика социальной работы с безработными
  • 43. Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях
  • 44. Бедность и нищета как социальные явления. Социальная защита малообеспеченных слоев населения
  • 45. Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями
  • 46. Основы социальной медицины
  • 47. Содержание и методика социально-медицинской работы
  • 48. Сиротство как одна из актуальных проблем современности: причины, последствия, динамика
  • 49. Одиночество как социальная проблема
  • 50. Организационно-административная работа в системе социальных служб, учреждений и организаций
  • 49. Одиночество как социальная проблема

    Одиночество – это тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, боязнь последствий одинокого образа жизни, тяжелое переживание связанное с утратой существующих жизненных ценностей или близких людей; постоянное ощущение покинутости, бесполезности и ненужности собственного существования.

    Одиночество в старости – неоднозначное понятие, имеющее социальный смысл, это прежде всего отсутствие родственников, а также отдельное проживание от молодых членов семьи, либо полное отсутствие человеческого общения. Это социальное состояние, которое отражает психофизический статус пожилого человека, затрудняющее ему завязывание новых и поддержание старых контактов и связей. Оно может быть обусловлено различными причинами как психического, так и социально-экономического характера.

    Изоляция и самоизоляция являются неприменными атрибутами старости (на шестом десятке влечение к одиночеству является нормальным и даже инстинктивным). Одиночество не связано с количеством общественных контактов, а в значительной степени является субъективным психическим состоянием.

    Классификация моделей одиночества:

      Психодинамическая модель (Зимбург), 1938.

    Согласно данной модели одиночество является отражением характерных черт личности. Согласно данному подходу одиночество является результатом ранних детских влияний на личностное развитие.

      Феноменологическая модель (Карл Роджерс), 1961.

    Данная теория сконцентрирована на терапии направленной на личность больного. Согласно Роджерсу поступки индивида, это результат сформировавшихся в обществе образцов, ограничивающих свободу человека социально-оправданными методами. В этой связи создается противоречие между истинным «я» человека и его проявлениями в отношениях с другими людьми. Роджерс считает, что одиночество результат слабой адаптации личности к социально-экономическим условиям. Он считает, что причина одиночества находится внутри индивида, в несоответствии представления индивида о собственном «я».

      Экзистенциональный подход (Мустафос), 1961.

    В основе данного подхода лежит идея об изначальном одиночестве всех людей. Одиночество – система защитных механизмов, которая отделяет человека от решения жизненных вопросов, и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми. Истинное одиночество, проистекает из конкретной реальности одинокого существования и столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями переживаемыми в одиночку.

    4. Социологический подход (Баумен) 1955, (Крисмен) 1961, (Слейтор) 1976.

    Баумен выдвинул гипотезу о трех силах ведущих к усилению одиночества:

      ослабление связей в первичной группе;

      увеличение семейной мобильности;

      увеличение социальной мобильности.

    Крисмен и Слейтор связывают свой анализ с изучением характера и анализом способностей общества удовлетворить потребности его членов. Одиночество – это нормативный общестатистический показатель характеризующий общество. В определении причин одиночества особый акцент делается на значении событий происходящих в жизни человека в зрелом возрасте и на социализацию, которая под воздействием некоторых факторов негативно воздействует на личность (СМИ).

    5. Интеракционистский подход (Бейс), 1973.

    Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.

    2 типа одиночества:

      эмоциональное (отсутствие тесной интимной привязанности);

      социальное (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности).

    Бейс рассматривает одиночество как нормальную реакцию.

    6. Когнетивный подход (Пепло), 70е годы.

    Он акцентирует роль познания как фактора, определяющего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Одиночество наступает тогда, когда индивид осознает несоответствие между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

    7. Интимный подход (Дерлега, Мареулис), 1982.

    Употребляется понятие интимность для истолкования одиночества. Одиночество наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения. В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремиться к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Данные исследователи считают, что как внутрииндивидуальные факторы, так и факторы среды способны привести к одиночеству.

    8. Системный подход (Ландерс), 1982.

    Он расценивает одиночество как потенциально потайное состояние, которое приостанавливает собой механизм обратной связи, помогающей индивиду и обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов. Ландерс считает одиночество полезным механизмом, который в результате способствует благополучию индивида и общества.

    Выделяет два мотива поведения:

      индивидуальный;

      ситуативный.

    На основе этих мотивов формируются разные степени и типы одиночества. Различия между этими типами проводятся по основаниям касающимся оценки индивида, его социального положения, типа испытанного им дефицита социальных отношений и временной перспективы связанной с одиночеством. Эмоциональные характеристики одиночества выявляют отсутствие позитивных эмоций таких, как счастье, привязанность, и наличие негативных эмоций – страх, неуверенность. Тип ущербности определяет природа недостаточных социальных отношений. Главным является сбор информации о значимых для индивида отношений.

    В древние времена, когда существование людей было сугубо общинным, коллективным, родовым, можно говорить о трех формах одиночества:

    1. Обряды, ритуалы, испытания.

    2. Наказание одиночеством, выражающееся в изгнании из рода и обрекающего наказанного почти на верную смерть.

    3. Добровольное уединение отдельных индивидов, оформившееся в отдельный институт отшельничества, который просуществовал не менее 2,5 тыс. лет.

    В философских исследованиях к проблемам одиночества существует несколько подходов:

    1. Оценочная патология (Паркерт, Цимерман).

    Типология Кельбеля, 4 типа одиночества:

      позитивный внутренний тип – гордое одиночество, переживаемое как необходимое средство раскрытия новых форм общения с другими людьми;

      негативный внутренний тип – одиночество, переживаемое как отчуждение от своего «я» и от других людей;

      позитивный внешний тип – преобладает в ситуациях физического уединения, когда ведутся поиски позитивного опыта;

      негативный внешний тип – появляется в том случае, когда внешние обстоятельства ведут к весьма негативным ощущениям.

    2. Социологический подход.

    Типология временной перспективы (Янг, Бег) 1978, три типа одиночества:

      хроническое – характерно для тех людей, которые небыли удовлетворены своими социальными связями и отношениями в течении 2х и более летподряд;

      ситуативное – наступает в результате значимых стрессовых событий в жизни. Ситуационно одинокий человек после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество;

      преходящее.

    Дирсон, Периман, 1979:

      безнадежно одинокие люди, данные люди не имеют супругов, интимных отношений. Отличительная черта: чувство неудовлетворенности связями со сверстниками;

      периодически или временно одинокие, люди связанные социальными отношениями с родственниками, но не привазаны. Отличительная черта: нет близких отношений;

      пассивно или устойчиво одинокие люди, люди смирившиеся со своим положением и считают его неизбежностью.

    Социальная работа с одинокими пожилыми людьми должна способствовать их интеграции в коммуникативную сферу.

    Во многих культурах считается, что Бог наделил инвалидов недугом -: кого за грехи, а кого для испытания в жизни, или в назидание другим, в понимание того, как зыбко существование на Земле, непостоянно и мимолетно. Все религиозные учения призывают быть милосердными, сострадательными, справедливыми (исполняющими долг) к таким людям, за это Вам дается прощение, любовь, счастье. Ну а основная роль, которая отводится больным, калекам, убогим и нищим - просить о помощи и сострадании.

    Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней. Явление инвалидности присуще в равной степени каждому обществу.

    Больные, калеки, убогие, нищие — все эти категории людей вызывают у нормального челоека сочувствие. Во многих культурах считается, что Бог наделил инвалидов недугом -: кого за грехи, а кого для испытания в жизни, или в назидание другим, в понимание того, как зыбко существование на Земле, непостоянно и мимолетно. Все религиозные учения призывают быть милосердными, сострадательными, справедливыми (исполняющими долг) к таким людям, за это Вам дается прощение, любовь, счастье. Ну а основная роль, которая отводится больным, калекам, убогим и нищим - просить о помощи и сострадании.

    Знаменитый мудрец С. Вивекананда сказал:

    «Нам дано большое благо, потому что нам дозволено творить милостыню, ибо иначе мы не могли бы расти и развиваться. Бедняк дозволяет, чтобы часть оказываемой поддержки приходилась на нашу долю. Итак, пусть даритель опустится на колени и возблагодарит, а получающий поднимется с колен и дозволит! »

    Многие люди встречаясь инвалидом теряются, чувствуют себя неловко и даже очень часто обижают его неосторожными высказываниеми или косым взглядом. Однако очень часто люди с ограниченными возможностями, находясь в общественных местах, часто нуждаются в помощи, которую, опять же по незнанию, обычные люди не могут им предоставить. В этом случае сами инвалиды могут помочь, давая советы, как правильно себя с вести в различных ситуациях. Для такой взаимопощи с сделан сайт "Доброе сердце". На нашем сайте обычные люди и люди с ограниченными возможностями общаясь оказывают неоценимую помощь друг другу.

    Основные правила общения с инвалидами необходимо знать каждому воспитанному человеку. Люди инвалиды - это важная часть общества, и мы должны сделать их непростую жизнь легче - это долг и задача каждого из нас.

    Общие правила этикета при общении с людьми, имеющими особые потребности:

    1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему
    2. Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку - правую или левую, что вполне допустимо.
    3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
    4. Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
    5. Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам - понять его.
    6. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.
    7. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

    Почему мы боимся инвалидов? Как они сами к этому относятся и как правильно относиться к ним?

    Наверное, любой здоровый человек боится потерять своё здоровье и оказаться на месте инвалида. Но больше, чем инвалида, мы боимся самих себя: люди с трудом представляют, как общаться с инвалидом, боятся сделать что-нибудь неправильно. Мы совершенно спокойно общаемся с самыми тяжело больными людьми, если не знаем, что это инвалиды. Но если вдруг нам становится известно, что у человека искусственный протез, то мы сразу пугаемся. Нам кажется, что такой человек должен очень сильно отличаться от нас, с ним надо как-то иначе обращаться. Только при этом мы не знаем как. Вот и начинаем бояться.

    Больше всего инвалидов боятся взрослые, и именно взрослые передают свой страх детям. Ребенку достаточно объяснить, что человек сильно хромает из-за того, что у него повреждены ноги. Надо доступно объяснить, что именно «болит» у инвалида с детским параличом, обширным ожогом лица или другими необычными внешними проявлениями. Как только ребенок понимает в чем дело, он перестает бояться.

    Главное -- это воспитание честности, справедливости и умения сопереживать. Разве в жизни каждого из нас не наступит момент, когда мы сами окажемся в зависимости от того, насколько честными, порядочными и справедливыми выросли наши дети? Я думаю, что это ясный ответ на вопрос, ограждать или не ограждать своих детей от общения с людьми, имеющими инвалидность.

    Причины для одиночества:

    Но в общении с инвалидами не все так гладко. Например, часто инвалиды излишне требовательны к окружающим, даже придирчивы. Особенно это заметно среди инвалидов, страдающих различными формами ДЦП. Среди инвалидов, точно так же как и среди всех остальных людей, есть умные и глупые, добрые и злые, сдержанные и деликатные, бывают -- распущенные и наглые. Здесь надо вести себя просто: не выполнять лишних требований человека только из-за того, что он инвалид. Посмотрите, справедливы ли его требования? А уже после этого решайте, удовлетворять или не удовлетворять их. Бывает вполне уместным сказать, почему вы считаете требования или претензии человека к вам неправомерными. Есть качества, с которыми очень тяжело работать, которые очень раздражают, но обусловлены они не инвалидностью как таковой, а условиями жизни инвалидов. С чем связана эта иждивенческая позиция, о которой вы говорите? Очень часто с тем, что общество поставило инвалида в такую позицию, что он все вынужден выбивать. И он на всякий случай выбивает все и из всех.

    Одна из главных проблем -- это одиночество, невозможность полноценного общения. Например, у тебя есть близкий друг, но он живет на другом конце города. Для того чтобы встретиться, кому-то из вас необходимо выйти на улицу и добраться до дома своего друга. А если вы оба плохо ходите или передвигаетесь в коляске, городской транспорт для вас обоих недоступен, вы не сможете попасть в автобус, троллейбус, трамвай или метро. Кроме того, для человека в инвалидной коляске непреодолимым препятствием является любой перекресток и переход через улицу. Простой бордюр становится препятствием для человека в коляске. Если есть телефон, люди общаются по телефону. А если нет? Кроме того, сейчас начинают подниматься цены на услуги телефонных станций. А у инвалида только грошовая пенсия. В каждом случае трудности свои, но почти всегда они не лучшим образом сказываются на характере человека. Очень трудно быть одиноким.

    Сейчас эту проблему частично удаётся решить за счёт развития высоких технологий. Дешёвый и доступный интернет открывает неограниченные возможности для общения и развлечения инвалидов. Одним из таких инструментов является наш сайт "Особое сердце" - здесь мы стремимся создать удобную среду для общения инвалидов, а также стараемся сделать удобные условия для реализации инвалидом своих творческих возможностей.

    Но есть, конечно, и специфические, характерные для того или иного заболевания психологические и тем более психические особенности. Например, больным диабетом свойственна повышенная раздражительность, сердечникам -- тревожность и страхи, люди с синдромом Дауна, как правило, добры и доверчивы. Другой вопрос -- как жизнь влияет на характер инвалидов; надо понимать, что большинство трудностей в их жизни обуславливается не столько особенностями здоровья, сколько социальными факторами: отношением государства, равнодушием чиновников, отчужденностью людей, бедностью, недоступностью транспорта и невозможностью «выйти в свет».

    Особенно остро социальная проблема стоит в нашем обществе. В течении многих лет в нашем обществе каждый человек считался трудовой единицей. Полезность и важность человека для общества определялась только тем количеством труда, которое человек мог дать. При такой меркантильной оценке человека, большинство инвалидов с рождения сразу же оказывались за бортом этого общества. Чтобы ещё больше унизить и изолировать человека с особыми потребностями государство навешивало на инвалидов и их родственников клеймо. Отсюда появились байки о том, что инвалиды рождаются только в семьях пьяниц и дебоширов. Цель такого подхода была ужасной - общество должно было выкинуть из своих рядов не только инвалидов, но также тех, кто пытался ухаживать либо помогать инвалидам. Получалось. что если ты заботишься об инвалиде - значит ты или сам пьяница или помогаешь антиобщественным элементам.

    Эти языческие предрасудки живы в народе до сих пор. В частности даже сегодня на многих сайтах можно встретить страшные рассказы о том как огромные и страшные люди с синдромом Дауна бегают по крышам от преследующих их санитаров, прыгают на женщин и сразу насилуют их. Потом из этого делается вывод что находящийся в обществе человек с синдромам Дауна представляет из себя угрозу. А социализация людей с синдромом Дауна чуть ли не приведёт к разрушению общества. Я думаю, что любому читателю понятно, что эти фантазии исходят из понимания потребительско-эксплуататорской модели общества, которая считает бесполезным и опасным любого человека не способного трудиться.

    Один священник объяснил мне, что каждый человек -- образ и подобие Божие. Почему этот образ внешне искажен, для нас не должно быть важно, потому что на это есть Божий промысел, который нашему разуму недоступен. Не поверите, но после этого у меня как-то все встало на свои места. Я запомнила его слова и со временем, с опытом убеждалась, что это действительно так. И много раз в людях, внешне изуродованных болезнью, я встречала интересных собеседников, верных друзей, неоценимых помощников.



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное