Домой Профилактика Безличные глаголы в русском языке. Безличные глаголы

Безличные глаголы в русском языке. Безличные глаголы

Что называется глаголами в русском языке? Это часть речи, в начальной форме отвечающая на вопросы «Что делать?» (пить, петь, красить, ходить ) или «Что сделать?» (выпить, спеть, покрасить, сходить ). Глаголы чаще всего обозначают действие, иногда - состояние. Они могут быть личными, т.е. обозначающими действие, которое производит определенное лицо.

Примеры. Цветет черемуха. Ее аромат кружит голову. Вот кто-то с горочки спустился . В данном случае глаголы «цветет» и «спустился» называют действие, которое выполняет конкретное лицо (черемуха цветет , кто-то спустился ), поэтому они называются личными.

Безличные глаголы выражают действие, протекающее без его производителя.

Примеры. Смеркается. Холодает . Меня немного лихорадит .

Безличные глаголы можно объединить в семантические группы.

Первая группа.

В нее входят глаголы, выражающие действия, протекающие в природе. Смеркается, холодает, вьюжит, подмораживает.

Вторая группа.

Глаголы, фиксирующие состояние или ощущение. Знобит, лихорадит, нездоровится.

Третья группа.

Безличные глаголы, фиксирующие желание, необходимость, возможность или меру действия. Хватит, следует, надлежит.

Безличные глаголы и личные неразрывно связаны в языке. В частности, часто личная форма выступает в роли безличной.

Примеры. Звенит (л.гл.) звонок, каникулы настали. У меня в голове звенит (бл.гл.) от переизбытка эмоций.

В первом предложении личная форма глагола «звенит» обозначает действие, которое выполняется определенным производителем (звонок). Во втором случае действие имеет место (происходит) вне зависимости от производителя, само по себе, оно обозначает состояние, следовательно, в данном случае у него нет и не может быть производителя. (Разве кто-то может звенеть в голове?) Это безличная

Безличные глаголы застывают (употребляются) только в определенных, фиксированных формах.

Если они стоят в то могут употребляться исключительно:

  • в третьем лице единственного числа;
  • в настоящем или будущем времени;
  • в прошедшем времени, форме среднего рода

Пример. Скоро темнеть будет очень рано. (Гл. употреблен в будущем времени, единственном числе, третьем лице). Осенью темнеет рано. (Настоящее время, ед. число, лицо третье). Сегодня подморозило . род средний, ед. число).

Если глаголы стоят в то употребляются в среднем роде.

Пример. Скорее бы подморозил о.

В неопределенной форме.

Пример. Скоро начнет темнеть .

Безличные глаголы всегда бывают главным членом (сказуемым) в Значение этих предложений определяется значением безличных глаголов. Некоторые из них фиксируют состояние живой природы (Как рано смеркается осенью! ). Другие - состояние живого существа, в том числе человека. (Весной легко дышится. От испуга у него на сердце захолонуло. ) Наконец, предложения такого рода способны иметь смысловое значение долженствования или необходимости. (Он отчетливо произносил слова, как подобало хорошему учителю ).

Личных глаголов, способных выступать в безличной форме значительно больше (в нашем языке). Структуры таких предложений, их значения весьма разнообразны. Они украшают речь, придают ей образность, эмоциональность.

Пример. Небо заложило темными тучами.

Времена глагола в русском языке - важная морфологическая категория. Это непостоянный признак. Он обозначает момент совершения определенного действия по отношению к моменту речи. Этот признак изменяется в зависимости от контекста.

Примеры. Я рисую , я тебя рисую . Действие происходит в настоящий момент.

Я тебя нарисовал , только так и не узнал . Действие совершено в прошлом.

Я нарисую тебя королевой. Я буду рисовать завтра утром. Действие будет совершено в будущем.

Чтобы определить время глагола, достаточно задать вопрос.

Безличный глагол

Глагол, выражающий действие или состояние, протекающее само по себе, без их производителя; при таком глаголе употребление подлежащего невозможно. Рассветает. Смеркается. Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам, а также по родам. Они употребляются только в форме 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени и в форме среднего рода единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, в сослагательном наклонении и в инфинитиве. Смеркается, будет смеркаться, смеркалось, смеркалось бы, смеркаться.

По своему лексическому значению безличные глаголы выражают:

а) явления природы. Вечереет. Морозит;

б) физические и психические состояния человека. Лихорадит. Не верится;

в) модальное значение долженствования. Надлежит явиться. Не подобает ссориться.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "безличный глагол" в других словарях:

    БЕЗЛИЧНЫЙ, безличная, безличное; безличен, безлична, безлично. Не плюющий индивидуальности, лишенный своеобразия. ❖ Безличный глагол (грам.) употребляемый только в 3 л. ед. Безличное предложение (грам.) без подлежащего. Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

    БЕЗЛИЧНЫЙ, ая, ое. В грамматике: не допускающий употребления подлежащего. Б. глагол. Безличное предложение. | сущ. безличность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Глагол в немецком языке это часть речи, обозначающая действие во времени или состояние и играющая синтаксическую роль сказуемого и реже других членов предложения. По грамматическим функциям немецкие глаголы можно разделить на полнозначные… … Википедия

    Ая, ое; чен, чна, чно. 1. Не затрагивающий определённое лицо, конкретную личность; обезличенный. Б ая критика. Б ые указания на недостатки. 2. только полн. Лингв. Характеризующийся отсутствием отнесённости к грамматическому субъекту действия… … Энциклопедический словарь

    безличный - ая, ое; чен, чна, чно. см. тж. безлично, безличность 1) Не затрагивающий определённое лицо, конкретную личность; обезличенный. Б ая критика. Б ые указания на недостатки. 2) только полн.; лингв. Характеризующийся отсутствием отнесённости к… … Словарь многих выражений

    Довлеть. Новое слово может возникнуть на могиле, так сказать, умершего слова, посредством его переосмысления. Пример современный глагол довлеть (над чем нибудь) произошел от унаследованного русским литературным языком старославянского довлети в… … История слов

    БЕЗЛИЦЫЙ, у кого или у чего нет лица. У животных рыло безлицое. Это безлицая ткань, двулицая, лицо и ничка одинаковы. Безлицая шкура, на которой мало бухтармы, мездры; у кожевников она идет прямо под тупик. Безличный, не относящийся к лицу, к… … Толковый словарь Даля

    В лингвистике свойство глагола, заключающееся в возможности присоединять прямое дополнение. Данное понятие близко понятию валентности. Традиционно грамматика противопоставляет переходные глаголы (напр., бросать, целовать, покупать), которые … Википедия

    безличные предложения Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    безличные предложения - Разновидность глагольных односоставных предложений, общим значением которых является утверждение независимого действия не соотнесенного с деятелем. Значение Б.п. получает различное структурное выражение, однако во всех структурных вариантах… … Синтаксис: Словарь-справочник

Однажды в холодную зимнюю пору мама простудилась и заболела. «Что-то меня сегодня целый день знобит», - пожаловалась она своей маленькой дочке. Девочка страшно удивилась и спросила: «Мама, кто может тебя знобить?» «Никто, просто знобит», - улыбнулась она. «Странно, - сказала девочка, - разве так может быть?» «Может. Бывают такие действия, которые, как в сказке, делаются сами собой или по какой-то неведомой силе… Нам сие неведомо, мы не видим и не знаем того, кто действует, поэтому так и говорим: знобит, смеркается, дремлется…» «Что это за сказка такая?», - спросите вы. Ответим: «Безличные глаголы».

Определение

В русском языке существуют некоторые глаголы, которые обозначают действия сами по себе, т. е. без какого-либо действующего лица. Речь идёт о группе под названием "безличные глаголы". В чём их особенность? Если личные глаголы спрягаются, то последние не могут изменяться по лицам и числам. Применяются же исключительно в безличных предложениях. Например: «Стемнело. Вдоль аллей, над сонными прудами, бреду я наугад» (Иван Бунин), «К полуночи слегка морозит» (Куприн), «Мело, мело во всей земле, во все пределы…» (Пастернак). А теперь давайте разберемся, что обозначают эти необычные глаголы, и в каких грамматических формах они могут употребляться.

Лексические значения

Их лексическое значение довольно разнообразно. В целом оно и определяет общее значение безличного предложения. Итак, безличные глаголы могут иметь следующие значения. Первое и самое распространенное - это явления и состояния природы. Например: вечереет, светает, моросит, вьюжит и т. д.

Второе - психофизические состояния человека или живого существа (тошнит, морозит, нездоровится, дремлется, рвёт и многие другие).

Третье - действия стихийных сил (ей не повезло, всё занесло снегом).

Четвёртое - наличие или отсутствие чего-либо (недостаёт, хватает). И последнее - долженствование (надлежит, пристало, следует, подобает, явствует, должно).

Употребление

Безличные глаголы (примеры следуют далее) могут употребляться в разных грамматических формах. Во-первых, это неопределённая, или начальная форма глагола (подморозить, становиться, смеркаться). Также они могут использоваться в изъявительном и условном наклонениях. В изъявительном наклонении имеют свойство изменяться по временам. Безличная форма глагола может совпадать по форме с глаголами в 3-м лице единственном числе настоящего или будущего времени (моросит, будет моросить; знобит, зазнобит; смеркается, смеркнется), а также с глаголами среднего рода прошедшего времени (подморозило, повеяло, взгрустнулось).

Обратите внимание на то, что в целом категория лица в данных глаголах - это чистая формальность, поскольку форма третьего лица (или форма среднего рода) находится в неком «застывшем» состоянии, и другой попросту уже быть не может. В условном наклонении, признаком которого является частица «бы/б», они употребляются, соответственно, с данными частицами (оттаяло бы, потеплело бы, пригрело бы). Помним, что частица «бы/б» всегда пишется с глаголами раздельно. И, наконец, в повелительном наклонении - с оттенком желательности (пусть теплеет). Тема «Безличные глаголы: примеры употребления» на этом не заканчивается. Идём далее…

Виды

Различают несколько видов безличных глаголов. Это, собственно говоря, сами безличные глаголы, которые не соотносятся ни с одним субъектом (светает, знобит, смеркается). Далее - безличные формы глаголов, которые образованы от личных с помощью суффикса -ся (мне думается, ему слышится). Также некоторые личные глаголы могут выступать и в безличном значении. В этом случае зачастую предложение может быть построено двояко: то ли одно сказуемое, выраженное безличным глаголом, без подлежащего, то ли с подлежащим, которое называет субъект действия, и с тем же самым глаголом сказуемым, но уже употреблённым в личной форме. Рассмотрим такие предложения с безличными глаголами: "градом побило весь урожай" или "град побил весь урожай"; "мне не пишется" или "я не пишу"; "из квартиры повеяло сыростью" - "сырость повеяла из квартиры". Как видно, предложение с употреблением безличного глагола и предложение с тем же самым глаголом, но в личной форме, различаются между собой лишь экспрессивными и смысловыми оттенками.

Художественная литература

Особенно это заметно на примерах из художественной литературы, в поэзии: «Всю грудь обдало холодком, залило чувством радости, восторга» (Паустовский), «Был у меня хороший друг, - куда же лучше быть, - да все, бывало, недосуг нам с ним поговорить» (Симонов). Предложения, построенные по формуле "подлежащее плюс сказуемое, выраженное личным глаголом", передают более конкретную, однозначную картину мира, без каких бы то ни было подводных течений. А фразы с глаголами в безличном значении, описывающие те или иные действия, процессы или явления, предстают перед читателем более расплывчатыми, а оттого и более загадочными и таинственными. В этом плане безличные глаголы в руках писателя или поэта становятся настоящим орудием, способным создавать неведомые миры и дали.

Тема урока: Безличные глаголы.

Цели:

- формировать навык нахождения безличных глаголов; строить предложения с безличными глаголами;

- развивать коммуникативную компетенцию, творческие способности, развитие речи.

- воспитывать любовь к родной природе и родному языку, художественному слову.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент

Сейчас весна, апрель. Давайте посмотрим за окно и расскажем о том, что происходит в природе.
-А что мы чувствуем весной? Каково наше состояние? (Два предложения записываем на доске).
-Какая часть речи присутствует во всех ваших предложениях? (глагол).
-Давайте вспомним определение глагола ( Глагол обозначает действие предмета или лица)
-А какое же лицо действует в предложениях:
Весной рано светает. Потеплело.
-Есть здесь действующее лицо? (нет).
-Как же можно назвать глаголы без лица? – Безличные.
-Какой же будет тема урока?-
Безличные глаголы .
-Какую цель урока поставим? (узнать, какие глаголы называются безличными, их роль в предложении.)
-Зачем нам это нужно знать? (Чтобы правильно употреблять в устной и письменной речи, быть грамотными, образованными, а значит, успешными в жизни).

2. Повторение пройденного материала

Словарный диктант

Слышится далеко, стелется ковром, утром подмораживает, ему нездоровится, теплеет на улице,растаяло бы на солнце, увидит в чаще, быстро спрячься.

Определить у этих глаголов спряжение, вид, наклонение.

3. Изучение нового материала

Мы говорим, что весной все чувствуют себя бодро, приподнято, любуются пробуждающейся природой. А кто острее всех, тоньше чувствует природу и передает это остальным людям? (Поэты).

2.Прочитаем выразительно стихотворение Плещеева «Весна».

ВЕСНА
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
"Весна!"- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят - кто больше всех
Природы любит обновленье!

Понравилось оно вам? Чем?

О чём стихотворение? ( О весне, о надежде и ожидании счастья).

Какими изобразительно-выразительными средствами передаёт поэт своё радостное настроение? ( Восклицательные предложения, эпитеты: небесная; метафоры: небесная лазурь, пора метелей злых и бурь; олицетворения: бегут ручьи, лес оденется, унесла зима, злых бурь .)

Есть ли в этом стихотворении безличные глаголы? ( Повеяло) .

Почему вы так решили?

3.-Откроем учебник, посмотрим, как формулируется определение безличных глаголов.

4. Составим предложение с тремя безличными глаголами. 1-в: состояние природы, 2-в: состояние живых существ.

Сопоставить личные глаголы с безличными

Дерево темнеет вдали.

В лесу быстро темнеет.

Ребёнок не спит.

Ему не спится.

Вывод: в русском языке в значении безличных употребляются многие личные глаголы.

IV. Закрепление изученного материала

1. Игра «Фокусник».

Превратите личные глаголы в безличные.

Личные глаголы

Безличные глаголы

Ветер дует в окно.

В окно сильно дует.

Гроза зажгла дерево.

Дождь льет как из ведра.

Липы сладко пахнут.

Ветер сломал осину.

2. Лингвистическая задача.

Среди приведенных ниже глаголов найдите такие, которые не употребляются в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени.

вечереть

расти

трясти

лечь

приходить

убедить

победить

смеркаться

целовать

3. Работа с текстом.

Прочитайте текст. Посчитайте, сколько в нем безличных глаголов.

С приходом зимы дни стали короче. Поздно рассветает и рано темнеет. Да и морозит отменно. Выйдешь в лес – как будто замерло всё вокруг. Хорошо дышится морозным воздухом! Бодрит скрипящим под ногами снегом.

Какова функция глаголов в этом тексте? (5)

4. Индивидуальное исследование

Обучающиеся самостоятельно работают с карточками, в которых представлены фрагменты поэтических текстов, план-инструкция.

Карточка для самостоятельной работы №1

Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. (Л. Толстой)

В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломило одну старую сливу. (А.Чехов)

1 .Подчеркните главные члены предложения.

2. Найдите личные глаголы.

4. Укажитеформу употребления глагола (время, лицо, число, род)

Карточка для самостоятельной работы №2

А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно. (И.Тургенев)

Мы отворили дверь в церковь, оттуда вместе с запахом воска тоже пахнуло холодом. (И.Бунин

Инструкция для выполнения работы.

2. Найдите личные глаголы.

3. Найдите безличные глаголы.

4. Укажите форму употребления глагола

(время, лицо, число, род)

Карточка для самостоятельной работы №4

Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. Кажется, что ты идешь за плугом по неглубокой борозде. (В.Закруткин)

Инструкция для выполнения работы.

1. Подчеркните главные члены предложения.

2. Найдите личные глаголы.

3. Найдите безличные глаголы.

(время, лицо, число, род)

Карточка для самостоятельной работы №3

К вечеру желтое небо этих дней сильно зарумянилось, и в связи с этим потеплело. Сегодня не тает, и капли висят как живые. (М.Пришвин)

Инструкция для выполнения работы.

1. Подчеркните главные члены предложения.

2. Найдите личные глаголы.

3. Найдите безличные глаголы.

4. Укажите форму употребления глагола.

(время, лицо, число, род)

Карточка для самостоятельной работы № 5

Грезится, что где-то далеко между темными деревьями мелькает огонек. (В.Арсеньев)

Вот совсем рассвело, хотя солнце еще не показалось. (М.Зверев)

Инструкция для выполнения работы.

1. Подчеркните главные члены предложения.

2. Найдите личные глаголы.

3 .Найдите безличные глаголы.

4. Укажите форму употребления глагола.

(время, лицо, число, род)

Карточка для самостоятельной работы № 6

Как рассветет, лягу в лесу, переднюю, и ночью опять пойду. (Л.Толстой)

Уже темнело, и на небе показывались там и сям звезды. (А.Чехов)

Инструкция для выполнения работы.

1. Подчеркните главные члены предложения.

2. Найдите личные глаголы.

3. Найдите безличные глаголы.

4.Укажите форму употребления глагола.

(время, лицо, число, род)

Карточка для самостоятельной работы № 7

Обедать собрались лишь к вечеру, когда стало смеркаться. (Б.Екимов)

Вечереет. Мне не сидится дома, и я отправляюсь к речке.

Инструкция для выполнения работы.

1. Подчеркните главные члены предложения.

2. Найдите личные глаголы.

3. Найдите безличные глаголы.

4. Укажите форму употребления глагола.

(время, лицо, число, род)

Обучающиеся делают выводы (подсчитывают, сколько обнаружили личных глаголов, сколько безличных, указывают формы безличных глаголов, определяют их значение, высказывают предположение, почему именно такие глаголы используются в данном тексте).

Результаты фиксируются и представляются классу.

V. Подведение итогов работы.

Теперь мы с вами немного поиграем. Немой опрос. (Раздаются карточки: на одной стороне лицо – это личные, на другой стороне овал – это безличные).

1.Приближался рассвет. 2.Вечерело. 3.Весь день идёт дождь.4.Как быстро рассвело! 5.Мне долго не спалось. 6.Сегодня все хорошо работали! 7. В ушах зазвенело.

Задание :

расскажите, что вы узнали об особенностях безличных глаголов и их выразительных возможностях в ходе исследования

Домашнее задание

Придумать стихотворение из четырёх строк на зимнюю тему с безличными глаголами – по желанию.

С московским Открытым лицеем «Всероссийская заочная многопредметная школа» наши читатели познакомились в № 22/2001 газеты. В сегодняшней публикации представлены материалы по темам, с которыми сталкивается каждый учитель в начале учебного года. И заметьте: темы разбираются во всей их сложности, авторы не обходят острые углы. Преподаватели лицея конкретно рассказывают о своей работе с заочными учениками. И это лишь крупица их огромного каждодневного труда.

РЕЦЕНЗИЯ НА ВЫПОЛНЕННОЕ ЗАДАНИЕ

Открытый лицей

Евгения Юрьевна ШИРОКОВА

1. Приставки пре- и при-

Было дано задание выписать из орфографического словаря слов 20 с приставками при- и пре- . Вы выписали слова, которые начинаются с при- и пре- , однако не заметили, что при- и пре- не всегда являются приставками.

1. При- и пре- могут быть частью корня

а) в иноязычных словах (пре зидент, при зер, пре дикат, при ма...) ;

б) в словах, в которых приставка и корень потеряли самостоятельное значение (часто это бывают устаревшие слова, слова, «потерявшие родственников» в ходе исторического развития языка, слова со связанными корнями – короче, слова, которые без пре- или при- теряют смысл (превратить – нет слова вратить ; присяга связанный корень -сяг- ; преклонный – есть в языке корень -клон-//-клан- , однако слово преклонный потеряло смысловую (семантическую) связь с этим корнем, то же со словом призреть в значении «приютить»; слово приказ только исторически является однокоренным со словами наказ, указ, заказ и показ , а слово прикорнуть не имеет родственных слов без при- )*.

2. Пре- может быть частью приставки пред- (пред по-чтение, пред ыдущий) .

В работе учащегося:

2. Безличные глаголы

Даны следующие предложения:

Мне не спится. Легко дышится. Вечереет. Вода темнеет. Ветер дует.

На какие группы и по какому принципу можно разделить глаголы в этих предложениях?
В ответе лицеистки Елены глаголы спаться и дышаться отнесены к безличным формам личных глаголов.

Уважаемая Елена!

Вопрос о безличных глаголах и безличных формах глаголов сложен. Вы предлагаете считать слова спится, дышится безличными формами, образованными от глаголов спать, дышать , стоящих в третьем лице, образованных при помощи постфикса -ся : спит – спится и так далее... То есть слова с -ся рассматриваете как формы слова, а не как самостоятельные глаголы, имеющие собственную начальную форму (инфинитив) и свою парадигму словоизменения. Действительно, инфинитивы спаться, дышаться в нашей речи употребляются очень редко. Разве что в таких предложениях:

Тебе хорошо будет спаться на новом месте.
Тебе будет легче дышаться .

Таким образом, эти инфинитивы существуют. И они зафиксированы в Словаре русского языка С.И. Ожегова как безличные глаголы. Им посвящены отдельные словарные статьи. Об этих глаголах как о безличных говорится и в книге «Русская грамматика» (М.: Наука, 1980. Т. 1). Однако в той же грамматике сказано о постфиксе -ся (§ 1470, с. 618): «Постфикс -ся может переводить глагол в класс безличных, называющих состояние, переживаемое субъектом помимо его воли: верится, плачется, думается » (см. § 1524). «Переводит» в «класс безличных»... – изменяется форма или образуется новое слово? Мы знаем, что -ся не является формообразовательным суффиксом (изучаемое пособие, с. 56), значит, изменить форму слова не может. То есть глаголы с -ся и без -ся разные слова, а не разные формы одного и того же слова. «Русская грамматика» (т. 1, § 1387, с. 582) подтверждает: «Личные глаголы имеют формы 1-, 2-го и 3-го л., безличные же глаголы имеют лишь формы 3-го л. ед. ч.».
«Русская грамматика» (т. 1, § 1524, с. 639): «К безличным относятся следующие глаголы. <...> 2) Глаголы с постфиксом -ся , называющие: а) желание, возможность действия: вздумается, доведется, приведется, хочется ; б) состояние субъекта (обычно живого существа): (не) верится, дремлется, думается, дышится, живется, (не) лежится, нездоровится, неможется, плачется, (не) сидится, (не) спится ; в) состояние природы: смеркается, смеркнется ».
Помните, что постфикс -ся не является обязательным признаком безличности глагола! В учебном пособии М.Т. Баранова и др. «Русский язык: Справочные материалы» говорится: «Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными...». И добавляется: «Многие личные глаголы в предложении могут выступать в значении безличных». «Русская грамматика» раскрывает эту мысль подробнее: «У личных глаголов безличное употребление формы 3-го л. ед. ч. связано или с отдельным лексическим значением слова, или с его синтаксическим употреблением: не удается (поехать), случается (встретиться); придется (рассказать); остается (только уйти); не годится (так поступать); темнеет; дует (от окна); (на улице) морозит; (в голове) шумит ...». Проверить, безличный ли перед вами глагол, просто: найдите начальную форму, а от нее попытайтесь образовать все личные формы. У безличного глагола будет иметь смысл только форма 3-го л. ед. ч. в настоящем времени или форма среднего рода в прошедшем времени: знобить – (его) знобит, (его) знобило . Форму глагола 3-го л. ед. ч. настоящего времени или ср. р. прошедшего времени в лингвистике называют безличной формой глагола .

Можно предложить следующую таблицу.

Личный глагол. Начальная форма

Личное употребление в 3-м л. ед. ч.

Безличное употребление в 3-м л. ед. ч.

Безличный глагол. Начальная форма

Безличный глагол в предложении

Темнеть

Дуть

Оставаться

Теплеть

Вода темнеет.

Ветер дует.

Барсуков остается на базе.

Ветер теплеет.

На улице темнеет.

Во все щели дует.

Нам остается только уйти.

Теплеет.

Смеркаться

Дышаться

Вечереть

Спаться

Смеркается.

Легко дышится.

Вечереет.

Мне не спится.

* Другого взгляда придерживаются авторы некоторых учебников и учебных пособий. Приставки пре- и при- выделяются ими, если слово имеет и «исторически» однокоренные слова, но с другой приставкой. Ср.: присяг а – недосяг аемый; преврат ить – отврат ить . Такой диахронический подход имеет обоснование и полезен в школьной науке при изучении словообразования или в орфографическом разборе. Но на экзамене, в условиях тестирования, где возможен лишь единственный ответ, разночтения недопустимы. Видимо, это необходимо учесть и договориться о единой форме ответа. Пока же в этом вопросе нет единомыслия и проблема остается нерешенной. – Ред .



Новое на сайте

>

Самое популярное