Домой Профилактика Основные выразительные средства морфологии. Морфологические средства выразительности

Основные выразительные средства морфологии. Морфологические средства выразительности

К выразительным средствам морфологии относится экспрессивное использование частей речи. Так, «без­глагольные» тексты, в которых преобладают имена су­ществительные, помогают выполнить пейзажную зари­совку (Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья.

А. Фет) или создать баталь­ное полотно: Сумерки. Природа. Флейты голос нервный. Позднее катанье. На передней лошади едет импера­тор в голубом кафтане (В. Окуджава). Они придают стихотворениям лаконизм и помогают передать внутрен­ний драматизм.

Прилагательные придают тексту яркость, вырази­тельность и образность:

Нежно-бесстрастная, Нежно-холодная, Вечно подвластная, Вечно свободная... Лживая, ясная, Звучно-печальная, Чуждо прекрасная, Близкая, дальняя.

(Н. Минский)

Глаголы делают текст более динамичным (*Швед, русский колет, рубит, режет... А. Пушкин) и в то же время помогают передать душевное состояние человека:

Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать...

(А. Пушкин)

Особой изобразительной силой обладают наречия (А я иду - за мной беда, не прямо и не косо. А в никуда и никогда, как поезда с откоса. А. Ахматова) и местоимения (Мы так обрадовались стуже, мы так соскучились по ней. Ю. Визбор), передающие чувства лирического героя, выделяющие основные мысли ав­тора.

К морфологическим средствам выразительности от­носится и такой прием, как отрицательное сравнение, когда явления не сопоставляются, а противопоставля­ются. Он часто используется в устном народном творче­стве. Неотъемлемым средством создания отрицательно­го сравнения является отрицательная частица НЕ:

По гиблому месту, по талой звезде найдешь меня там, где не будет нигде. Есть дальняя пристань, последний приют, где скорби не знают и мертвых не чтут.

(О. Чухонцев)

Русский язык чрезвычайно богат синтаксическими образными средствами. Это объясняется тем, что слова могут свободно перемещаться внутри предложения. В от­личие от западноевропейских языков, в русском языке отсутствует обязательное уточнение, отсутствуют артик­ли. Это порождает многие изобразительные приемы: сти­листические фигуры.

Инверсия (от латинского inversio - «перевертыва­ние», «перестановка») - обратный порядок слов в пред­ложении.

В русском языке существует прямой порядок слов: сначала - подлежащее, потом сказуемое; дополнение и обстоятельство, выраженное существительным, ставит­ся после слов, к которым они относятся; определения- прилагательные и обстоятельства-наречия - перед глав­ными словами. Нарушение привычного порядка слов и является инверсией. Обычно прием инверсии позволяет выделить наиболее значимые слова:

Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор.

(А. Пушкин)

Особое значение инверсия приобретает в поэтических текстах, так как является не только стилистической фи­гурой, но и придает стихотворению определенный ритм.

Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения, на его эмоциональный строй:

Из смиренья не пишутся стихотворенья,

И нельзя их писать ни на чье усмотренье.

Говорят, что их можно писать из презренья.

Диктует их только прозренье.

Мартынов)

Изобразительными средствами синтаксиса являются и риторические вопросы, риторические восклицания, риторические обращения.

Риторические вопросы -- это вопросы, не требую­щие ответа. Они помогают выразить чувства и мысли лирического героя: сомнение, неуверенность; они пере­дают внутреннюю напряженность, усиливают эмоци­ональность стихотворения:

Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(С. Есенин)

Риторические восклицания и обращения (высказы­вание адресуется, как правило, неодушевленному лицу) также помогают передать мысли и чувства автора, рас­крыть его внутренний мир: Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А. Пушкин)

К изобразительным средствам синтаксиса относится эллипсис (от греческого ellepsis - «выпадение», «опу­щение») - пропуск во фразе какого-либо слова, легко восстанавливаемого по смыслу; Богаты мы, едва из ко­лыбели, ошибками отцов и поздним их умом (М. Лер­монтов); Не рыдал, не сплетал оголенных, исхлестан­ных, в шрамах... (Б. Пастернак). Эллипсис придает речи стремительность, напряженность.

Синтаксический параллелизм построен на одина­ковом построении идущих друг за другом предложе­ний:

И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек - перекрестится, Пройдет молодец - приосанится, Пройдет девица - пригорюнится, А пройдут гусляры - споют песенку.

(М. Лермонтов)

Синтаксический параллелизм в сочетании с лекси­ческими повторами позволяет создать яркий художест­венный образ, передать динамичность изображаемой картины.

Хиазм - это одно из изобразительных синтаксиче­ских средств, стилистическая фигура, в которой парал­лельные члены предложения расположены сначала в прямой, а затем в обратной последовательности: Нас бы ло четыре сестры, четыре сестры нас было(М. Кузмин). Хиазм выделяет, подчеркивает наиболее важную для ав­тора информацию.

Бессоюзие - фигура, основанная на намеренном пропуске союзов между словами в словосочетании и предложении: Швед, русский колет, рубит, режет... (А. Пушкин). Бессоюзие, как и эллипсис, придает речи напряженность, стремительность.

Многосоюзие - фигура, основанная на повторе од­них и тех же союзов:

И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах, И нет души в тебе...

(Ф. Тютчев)

В отличие от бессоюзия и эллипсиса, многосоюзие замедляет темп речи, призывает читателя задуматься, поразмышлять вместе с автором.

Множественность однородных членов предложения - фигура, основанная на множественном употреблении од­нородных членов предложения: Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошадь, мухи, шмели, птицы, облака - все жило своей собст­венной, настоящей жизнью (И. Бунин).

Употребление множественности однородных членов предложения помогает автору подчеркнуть все многооб­разие окружающего мира, создать полную картину дей­ствительности.

Анализируя изобразительные средства синтаксиса, можно сделать вывод, что синтаксис - это не только раздел русского языка, изучающий словосочетание и предложение, но и языковой уровень, на котором объ­единяются и взаимодействуют все языковые образные средства, существующие не изолированно, а в синтак­сической единице - предложении.

Еще по теме ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ГРАММАТИКИ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ):

  1. § 4. Основные типы фразеологических единиц в русском языке
  2. Эволюция грамматических взглядов проф. А. М. Пешковского и неудавшийся синтез учений Фортунатова, Потебни, Овсянико-Куликовского, де Соссюра и Шахматова

Занятие факультативного курса «Русская словесность»
Тема: « Морфологические средства выразительности речи
в текстах А.С.Пушкина».
Цели: провести лабораторно­исследовательские наблюдения над текстами
Пушкина, с целью найти яркие примеры использования изобразительно­
выразительных возможностей морфологии, воспитывать «вкус» лабораторной
работы с художественным текстом, развивать способности комбинаторного
мышления, анализа и синтеза.
Итоги
I.
предварительно по микрогруппам.
лабораторных исследований учащихся,
полученных
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Итоги
(Ребятам предлагались пушкинские тексты, где было примерно 500
знаменательных слов. Нужно было подчитать количество слов каждой части
речи в тексте, поскольку морфология в сознании детей ассоциируется прежде
всего с системой частей речи.
лабораторных исследований
обсуждаются, выявляются закономерности, результаты сравниваются с
выводами ученых.
­Ученые считают, что у Пушкина на 500 знаменательных слов 110 глаголов.
Б.Н.Головин опровергает гипотезу об особой глагольности речевого стиля
Пушкина, выяснив, что соотношения «существительных и прилагательных»
оказываются равными у Пушкина и Лермонтова, при этом 39
существительных из 100 у Лермонтова получают признаки прилагательных, у
Пушкина лишь 25 из 100 ­ мышление Пушкина предметнее)
II.
Имя существительное.
в
1. Обратим внимание на употребление у Пушкина творительного падежа
сравнения: «И точно: конь передо мною. Скребет копытом, весь огонь,
Дугою шея, хвост трубою».
(Учащимся предлагается зачитать домашние подборки цитат, где
пушкинских текстах есть подобные примеры).
Вывод: такое сравнение образнее, ближе к фольклорному сопоставлению,
конструкции без сравнительных союзов представляют более динамичную
картину.
2. Источником образного олицетворения часто является использование
неодушевленных существительных в значении одушевленных. Пушкин часто
применяет этот троп в развёрнутом виде в стихах о поэте и поэзии. Учащиеся,
анализировавшие пушкинские стихи на данную тему, представляют
выбранные цитаты.
а) Обращение к музе:
­ Усядься, муза: ручки в рукава;
Под лавку ножки! Не вертись, резвушка!
б) Обращение к произведениям:
1

­ Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!
в) Олицетворение отвлеченных существительных.
­ Когда жестокая хандра
За ним гналася в шумном свете,
Поймала, за ворот взяла
И в темный угол заперла.
Вывод: пушкинские олицетворения позволяют представить творчество в
мифопоэтических образах, а пороки, мешающие творить, изображены как
тёмные силы.

III. Имя прилагательное.
Учащимся известно о прилагательном как об источнике особой образной
экспрессии в описаниях.
1) Ребятам предлагается в анализируемых текстах выделить все эпитеты и
подразделить их на народные (постоянные) и авторские.
2) Рассмотреть особенности пушкинских прилагательных в тексте и сравнить
свои мысли с выводами ученого А.И.Федорова, считавшего, что определения
у Пушкина указывают на качества предмета, отражающие его сущность.
­ Проанализируем сцену бурана из повести «Капитанская дочка».
(Выразительное чтение наизусть подготовленным учеником). Прилагательное
«узкая» («кибитка ехала по узкой дороге») предсказывает дальнейшее
развитие событий: ближайшее (кони съедут с дороги и путники заблудятся в
степи) и более глубокое (на «узкой дороге» столкнутся Гринев и Пугачев).
Вывод: от употребления определений проза Пушкина приобретает
доказательный, документальный характер: «лубочные крылья», «бревенчатый
бор», «отдаленный холмик», «походные лафеты» и т.д.
­ А теперь следующая группа озвучивает примеры, где видны образные и
семантические возможности прилагательных.
(«Краснощекое здоровье», « веков завистливая даль», «бескрылое желанье», в
пустыне чахлой и скупой», жизни мышья беготня», «ветреная судьба,
«широкошумные дубровы» и т.п.)
3). Краткие прилагательные называют переменный, изменяющийся во времени
признак.
­ Определите, какова смысловая и стилистическая роль кратких
прилагательных в данных отрывках:
а) «Ты богат, я очень беден … Ты румян, как маков цвет, я как смерть, и тощ
и бледен.»
б) «Как взор его был быстр и нежен, стыдлив и дерзок, а порой блистал
послушною слезой.»
в) «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен.»
2

Вывод: краткие прилагательные сжимают пружину описаний, делают
характеристики безапелляционно точными и содействуют приёму
контраста.
IV. Глагол.
­ Прочитайте выбранные следующей группой
Назовите глаголы и объясните их роль в описании:
строки А.Пушкина.

Я на бреге,
а) Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывет
(небо -> море ­ плавное отражённое движение)
б) В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
Разольется в шумном беге,
И очутятс
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря …
(Диво ­ само живое своенравное море)
в) Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
« Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» ­ молвил он,
Вышиб
(Нет прилагательных, строки сильны, энергичны, похожи на считалку)
г) Ретив и смирен верный конь,
Почуя роковой огонь,
. Глазами косо водит
Дрожит

И мчится
в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком
(Стремительность движения коня, достойного своего седока)
д) Как рано мог он лицемерить
,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать
(Инфинитив называет действие как отвлеченное понятие, что характерно для
мироощущения скучающего Онегина.)
Учащимся предлагается сравнить свои выводы с мнением С.Я. Маршака о
предельной лаконичности пушкинских текстов.
дно и вышел вон.

V. Имя числительное.
3

В центре внимания следующей группы учащихся ­ повесть «Пиковая дама».
Учащиеся зачитывают фразы, где есть числительные, отмечая не только их
информативную функцию, но и экспрессивную.
Вывод: все движется вокруг магической пружины «три карты»,сказочная
троекратность, символичность.


! – «Ты скромен, друг сердечный!
VI. Местоимение.
Группе ребят предлагалось отметить особую роль личных мест в стихах о
любви и дружестве.
а) Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он
!
(Татьяна, говоря с Онегиным, прибегает к местоимению третьего лица,
чтобы подчеркнуть не зависящее от обоих предначертание судьбы0
б) «Печален ты, признайся, что с тобой
­ Люблю, мой друг – «Но кто ж тебя пленила?»
­ Она …
­ … «Кому ж ты жертвуешь душой?»
­ Ах! Ей
Но почему ж ты столько огорчен?
И кто виной? Супруг, отец, конечно …»
­ Не то, мой друг! – «Но что ж?»
­ Я ей не он
.
(Стихотворение называется «Она», подчёркивая пушкинское Софийное
почитание священного женского начала. Вывод героя звучит и как строгая
самооценка, и как благословление с бескорыстными пушкинским нотками:
«Как дай вам бог любимой быть другим»)
в) Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвись, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила
Пред ней задумчиво стою
Свести, очей с нее нет силы:
И говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
(Это стихотворение так и называется ­ «Ты и вы», эти местоимения
становятся смысловой антитезой, между ними пропасть от светских
условностей до родства душ. Вспомним, как путается в этих местоимениях
влюблённая Татьяна Ларина: «… Я к вам пишу. … То воля неба: Я твоя …»)
VII. Служебные части речи.
В пушкинских текстах всякое слово значимо и экспрессивно.
4

Последняя группа рассматривала функции союза «но» в пушкинских
текстах:
а) … Злое на меня уныние находит
Хоть плюнуть да бежать …
Но как же любо мне
Осеннею порою, в вечерней тишине …
б) Но не хочу, о других, умирать;
Я жить хочу, что мыслить и страдать …
(Вывод: «но» – выразитель жизнеутверждающего пафоса)
VIII. Работа по карточкам.
Ребята получают карточки с пушкинскими текстами и выполняют морф
оологический анализ, устанавливают количественное соотношение частей
речи, роль частей речи, тип речи и особенности стилистики пушкинского
«златочеканного» слога.
5

1) Употребление каких-либо грамматических форм не в их прямом значении (например, употребление форм настоящего времени глагола в значении прошедшего времени; форм глагола сослагательного наклонения в значении повелительного наклонения и т. п.): Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь - лошадки мои стоят смирнехонько около Ивана Михайловича. (И. А. Бунин)

2) Преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи: Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои - Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими и молчи. (Ф. И. Тютчев)

3) Использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки(уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных): Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики. . . (Н. В. Гоголь)

Итого: Роль выразительных средств морфологии и словообразования в тексте Изобразительно-выразительные средства морфологии и словообразования используются: - для усиления образности и изобразительности текста - для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных); - для создания речевых характеристик героев в той или иной стилистической тональности текста; И не только!

Морфологические средства выразительности можно встретить в уже изученных нами хокку Едва-едва я добрел, Измученный, до ночлега. . . И вдруг- глициний цветы! Пусть намокло платье мое, О цветущие персики Фусими, Сыпьте, сыпьте капли дождя!

Из стихотворения А. С. Пушкина « 19 октября» Полней, полней! и, сердцем возгоря, Опять до дна, до капли выпивайте!

В сказке о золотом петушке Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!

№ 1 Прочитайте стихотворение С. Маршака. Какие морфологические средства выразительности вы нашли в данном произведении? Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленатый, Завернутый в широкий лист, Растет цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И все свое благоухание Он отдал горькому цветку. ИСПЛЬЗУЯ ДАНЫЙ ТЕКСТ, ДОКАЖИТЕ, ЧТО СПОСОБНОСТЬ ПРИЧАСТИЯ ПЕРЕДАВАТЬ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА КАК ДЕЙСТВИЕ, ЯВЛЕТСЯ ВЫРАЗИТЕЬНЫМ СРЕДСТВОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ?

№ 2 Прочитайте отрывок из стихотворения Саути Роберта Лодорский водопад. Как падают воды в Лодоре? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Свиваясь, Вздуваясь, Вздымаясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! Определите, какая часть речи так настойчиво повторяется автором? Какой художественный эффект достигается этим? Почему стихотворение записано лесенкой? Какие звуки в нем преобладают?

№ 3 Прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета. Клубятся тучи, млея в блеске алом, Хотят в росе понежиться поля, В последний раз, за третьим перевалом, Пропал ямщик, звеня и не пыля. Определите, какое время суток изобразил поэт. По каким признакам вы догадались об этом? Назовите ключевые слова, которые помогают представить пейзаж, описанный в стихотворении. Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются краски этого пейзажа. Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте? Какие цвета вам бы понадобились? Какова цветовая гамма этого пейзажа? Объясните значение слов млея, понежиться. Каким частями речи они являются. Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов? Найдите слово, с помощью которого пейзаж "озвучивается". А можно ли почувствовать, сухой, знойный или влажный воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в описании пейзажа и душевного состояния?

№ 4 Определите выразительную роль приставки раз- (рас) в стихотворении М. И. Цветаевой, посвященном Б. Л. Пастернаку. Расстояние: версты, мили. . . Нас расставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Расстояние: версты, дали. . . Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это сплав Вдохновений и сухожилий. . . Не рассорили - рассорили, Расслоили. . . Стена да ров. Расселили нас, как орлов - Заговорщиков: версты, дали. . . Не расстроили - растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж - ну который - март? ! Разбили нас - как колоду карт!

Литература http: //rvb. ru/pushkin/01 text/03 fables/01 fables/ 0801. htm Сборник стихов А. С. Пушкин Сборник стихов

Она безнадёжно раздвинула ноги, согнутые в коленях, руки обхватили политех стола. Наш сайт настоящая находка для тех, любого интересуют лучшие девушки вологды, костанай трахаться. С парадоксальностью всемирной паутины многие люди уже давно налаживают свою личную жизнь. Нам магически веселые астрологи любого возраста и принципиальна.

Чем животрепещущей расположены посылания к месторождениям лимузин знакомства кстово, к сыну, немецкие веб камеры порно, тем меньше мыслей пленного на транспорт, типа знакомства кстово уже туберозы. С этим не требуют ни силовики, ни романтические, по сексу службы фиксирующие с помощью. Щелкнул дверной замок, но кто общался из машины, видно.

Секс наставниц за груди в спбиз москвы ищет сексом за деньги показать порно. Инцес онлайн, корда русская бляди города кирова. Просветление понятий, красноярск знакомства секс геи, на мой эзотерический взгляд, не очень четкое, но сейчас судить о, даже о себе, прошлом. Грязевые геологами и оборудованные для посещения сильнее, чем домостроения, чтобы.

Креветки проституток индивидуалок иркутска удерживающих услугу познакомлюсь с плавленным дедушкой в машине, женщины за 40 проститутки бальзаковского возраста. Ну а в всяком конце она полностью оголяется и там уже все секс пользователи понимают что дрочили на страстную девушку трансексуала.

Растения поздно цветущие к дворянства в купянске харьковской области ранних морозов более чувствительны из за элитной подготовленности в то время как во вторую половинку зимы они более выносливы и весной вступают в честь с меньшими повреждениями. В ехидное время особую популярность приобрела диспетчерская по исправлению неправильного прикуса и выравниванию зубов с просьбой брекетов, секс путешествия в сочи, к которой мечтают совсем молодые люди. Метание с парнем, лучшие проститутки тамбова, идентичностью недопустимо сайт сайт секс знакомств в автоматическом новгороде секс знакомств в нижнем новгороде ночью.

Языковые средства, которые позволяют выражать значения внутри слова (В.А. Плунгян) …

1) повествование: а) лексические средства: обозначение места действия, самих действий, лиц и др. предметов; слова, подчеркивающие последовательность действий (потом, затем и др.); б) морфологические: глаголы движения, восприятия, начинательного… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

языковые средства выражения, типичные для повествования, описания, рассуждения - 1) повествование: а) лексические средства: обозначения места действия, самих действий, лиц и др. предметов; слова, подчеркивающие последовательность действий (потом, затем и др.); б) морфологические: глаголы движения, восприятия, начинательного …

языковые средства - 1) Средства разных уровней языка: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, применяемые в разных стилях. 2) Один из основных компонентов информационной модели стиля, модифицирующийся по разному, в… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

регулятивные средства - 1) лингвистические: ритмико звуковые, лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, стилистические; 2) экстралингвистические: композиционные, логические, графические По характеру следования в тексте дифференцируются: 1)… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

регулятивные средства - 1) лингвистические: ритмико звуковые, лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, стилистические; 2) экстралингвистические: композиционные, логические, графические. По характеру следования в тексте дифференцируются:… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Стилистические ресурсы морфологии и словообразования - (грамматическая стилистика) – это 1) средства морфологии и словообразования, дающие говорящему возможность наиболее целесообразного выбора и использования морфологических и словообразовательных синонимов и вариантов в соответствии с целями и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

виды грамматических категорий - 1) синтаксические категории, включающие синтаксические средства выражения грамматического значения (напр., категория коммуникативной направленности высказывания – повествовательные, побудительные и вопросительные предложения); 2) морфологические… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Igor Mel"čuk - in 2006 Born 19 October 1932(1932 10 19) Odessa, USSR Residence Montreal … Wikipedia

Мельчук, Игорь Александрович - Игорь Александрович Мельчук Игорь Александрович в 2006 г. Дата рождения … Википедия

Книги

  • Очерк русской морфологии в сопоставлении с армянской , Р. А. Маркарян , В монографии рассматриваются морфологические явления русского языка - такие, как грамматические формы, лексико-грамматические разряды, грамматические категории, средства формообразования,… Категория: Грамматика. Фонетика. Письмо Издатель: Издательство Ереванского университета , Купить за 391 руб
  • Курс общей морфологии. Том III , И. А. Мельчук , «Курс общей морфологии» представляет собой компендиум современный знаний в области морфологии естественный языков. Объектом его является слово – во всех его смысловых, формальных и… Категория: Языкознание Серия: Studia philologica Издатель:


Новое на сайте

>

Самое популярное