Домой Полость рта Социальные проекты общества инвалидов. Социально-значимый проект "мы - разные, но мы - вместе"

Социальные проекты общества инвалидов. Социально-значимый проект "мы - разные, но мы - вместе"

Как следствие, эти дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют затруднения в самообслуживании, общении и обучении. Любой ребенок с инвалидностью, даже окруженный любовью и заботой семьи, из-за отсутствия полноценного контакта с окружающим миром своих сверстников и жизненного опыта, замененного специфическим способом существования в условиях болезни, оставаясь наедине с самим собой, начинает испытывать чувство одиночества, ощущать свою неполноценность. В нашей школе была создана волонтерская группа «Шаг навстречу», состоящая из педагогов и обучающихся. Она поставила перед собой цель — повлиять на решение данной проблемы, хотя бы для некоторых детей организовать условия для развития, а также помочь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учеными-психологами доказано, что общение с детьми, нуждающимися в помощи, благоприятно сказывается на снижении агрессивности и развитии толерантности у здоровых детей. В нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства: наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности; недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов; отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком с ОВЗ в условиях неспециализированного образовательного учреждения.

Представленный проект предлагает способ преодоления некоторых из этих противоречий.

Цели проекта:

  • Развитие коммуникативной компетенции обучающихся школы, толерантности в процессе работы в проекте.
  • Организация среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Обобщение и распространение опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ среди других образовательных учреждений города.

Задачи проекта:

В перспективе нам хотелось бы создать традиции взаимодействия детей с ОВЗ и их родителей с коллективом МБОУ СОШ 1 и в дальнейшем на базе образовательного учреждения консультативного центра для родителей и детей с ОВЗ.

Этапы работы представлены ниже:

2010-11 учебный год:

1 этап

  1. Собрать информацию о детях с ограниченными возможностями и познакомить с этой информацией обучающихся;
  2. Определить степень осведомленности о проблемах таких детей обучающихся 7-9 классов.

Инициирование проблемы: Дети заинтересовались ситуацией в семье одноклассницы, у которой сестра является инвалидом детства.

Сбор информации: исследование актуальности проблемы с детьми, имеющими отклонения в здоровье в нашей стране и в нашем городе. Анкетирование наших обучающихся о том, что им известно о проблемах таких людей. Нам хотелось также познакомить с результатами наших исследований обучающихся.

2 этап

  1. Познакомить обучающихся с проблемами детей с ОВЗ;
  2. Создать инициативную группу детей-волонтеров, готовых оказать поддержку детям с ОВЗ.

В анкетировании приняли участие 124 человека. Анкетирование показало, что 74% обучающихся имеют очень смутное представление о жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. А 57% признались, что никогда не задумывались о том, что рядом живут такие люди.

Знакомство обучающихся с проблемами детей с ОВЗ провели в форме классного часа «Дети в беде».

3 этап

  1. Знакомство с опытом оказания помощи детям с ОВЗ.
  2. Связаться с организациями, работающими в нашем городе с детьми с ОВЗ.

Мы сформировали группу волонтеров из учеников, отозвавшихся на чужую беду и желающих поддержать детей с ОВЗ (около 50 человек).

Теперь мы задумались о том, чем же можем помочь таким детям? Для этого мы решили познакомиться с опытом проведения подобных мероприятий и узнать о потребностях таких детей.

Оказалось, что оказывают поддержку таким детям различные организации, но не нашли информации о том, как школы сотрудничают с детьми-инвалидами. Мы узнали также, что администрация нашего города проводит мероприятия для таких детей, но сами дети с ОВЗ являются пассивными слушателями, но не участниками.

В нашем городе действуют «Общество слепых», «Общество глухих», «Общество инвалидов» и есть Волжское отделение Волгоградского областного общественного благотворительного фонда «Дети в беде», где состоят на учете более 130 человек с крайне тяжелыми заболеваниями; дети, которые не могут обучаться в школе, а следовательно, испытывающие проблемы с интеграцией в обществе. Большую потребность в нашем внимании испытывают именно тяжело больные дети, поэтому мы начали с ними сотрудничать.

4 этап

  1. Выявить потребности и возможности детей, состоящих на учете в Волжском отделении Волгоградского областного общественного благотворительного фонда «Дети в беде». Чтобы спланировать работу, мы решили изучить потребности этих детей. Обратились к председателю Совета Волжского отделения ВООБФ «Дети в беде» Николаевой Валентине Васильевне для консультации. В ходе беседы выяснили, что дети в первую очередь нуждаются в общении со здоровыми сверстниками. Из-за слабой моторики им требуются упражнения и занятия, способствующие ее развитию.

Так из беседы с председателем фонда мы узнали о том, что родители детей так же нуждаются в консультациях специалистов (детского психолога, представителя пенсионного фонда, социального страхования)

5 этап , акции

  1. Расширение круга общения детей-инвалидов за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе.
  2. Развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия).
  3. Вовлечение в занятия, способствующие развитию моторики через активную деятельность.
  4. Организация для родителей консультаций специалистов.

Акция «Разноцветное детство»

Педагоги нашей школы разработали сценарий мероприятия в форме «Вертушки». Были представлены работы секций:

  1. Музыкальная шкатулка (знакомство детей с различными музыкальными инструментами, возможность взять их в руки и «создать» оркестр, просмотр презентации о звучании инструментов).
  2. Город мастеров (изготовление тряпичных кукол-оберегов).
  3. Виртуальный город (создание блогов с целью общения через Интернет).
  4. Игры и игрушки (тестопластика).
  5. Встреча знатоков (отгадывание загадок, знание сказок, пословиц, поговорок).
  6. Весёлые старты (спортивные состязания).

Каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья сопровождал ученик-волонтёр, чтобы помогать переходить по секциям, работать в секциях. Пока дети были заняты, родителям, сопровождающим их, была предложена консультационная помощь главного специалиста отдела социальных выплат территориального Управления по г. Волжскому социальной защиты населения администрации Волгоградской области - Власовой Татьяны Вячеславовны, педагога-психолога Бурейниковой Полины Викторовны, МОУ ВИЭПП.

Также были приглашены депутаты Волжской городской думы от разных партий, которые подарили состоящим на учёте в фонде «Дети в беде» книги, пазлы, спортивный инвентарь.

3. Кроме этого, была организована выставка-продажа поделок, которые учащиеся школы сделали заранее специально для акции «Разноцветное детство», с целью сбора средств на лечение больного ребёнка. Но и сами дети-инвалиды сделали подарок школе: показали выставку работ общественного фонда «Дети в беде». Акция закончилась дружеским чаепитием.

  1. Развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия)

Акция «Новогоднее поздравление»
Проводилась для тяжелобольных детей, не имеющих возможности выйти из дома. Группа волонтеров-детей в новогодних костюмах под руководством педагога представляла мини-спектакль.

  1. Создание ситуации успеха для детей с ОВЗ.

Акция «Международный день защиты детей»

День защиты детей. Акция проходила в виде совместной деятельности с учениками - волонтерами школы №1 с детьми из школы для слабослышащих детей

  1. концертные номера
  2. спортивные состязания «Веселые старты»
  3. инсценировка сказки.

Во время инсценировки сказки «Репка» были привлечены к исполнению ролей дети с ОВЗ.

2011-2012 учебный год

  1. Организация среды, способствующей социализации через общение со здоровыми сверстниками.
  2. Развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия).
  3. Включение детей с ограниченными возможностями в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение их круга интересов, творческих возможностей.
  4. Расширение круга общения детей - инвалидов за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе.

Акция «Разноцветное детство»

Акция, ставшая традиционной в нашей школе. С нетерпением ее ждут и дети с ОВЗ и здоровые дети.
Совместная деятельность в виде «вертушки».

  1. Музыкальная шкатулка.
  2. Веселые художники.
  3. Мир оригами.
  4. Виртуальный город.
  1. Организация среды, способствующей социализации через общение со здоровыми сверстниками;
  2. Создание для детей-инвалидов благоприятной психологической среды, преодоление психологического дискомфорта в общении с больными и здоровыми сверстниками.

Акция "Новогодние поздравления"

Празднование Нового года. Была организована встреча детей волонтерами 7 класса и сопровождение их в зал. Волонтеры-обучающиеся МБОУ СОШ поставили спектакль «Новогодняя сказка». Затем дети с ОВЗ и обучающиеся школы, взявшись за руки, водили хороводы вокруг новогодней елки. Детей, которые не могли передвигаться сами, взяли на руки военнослужащие и носили их на руках вокруг елки в новогоднем хороводе. Каждый ребенок получил новогодний подарок. Проведение мероприятия спонсировали родители школы.

2012-2013 учебный год

Развитие нравственных качеств личности у обучающихся — волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия). «Тяжелобольных» детей поздравили на дому, показав новогодние инсценировки, у них дома детьми-волонтёрами в роли Снегурочки, Деда Мороза и Кота.

В процессе работы над проектом было организовано взаимодействие с другими организациями: Пенсионным фондом, Управлением социальной защиты г. Волжского, страховым фондом, ВШК — кафедрой психологии, воинской частью, партнерство с волжским отделением Волгоградского областного общественного благотворительного фонда (ВООБФ) «Дети в беде».

Каждая акция стала событием в жизни обучающихся школы и детей с ОВЗ; накапливается опыт общения между коллективом школы и детьми с ОВЗ и их семьями, что значительно повлияло на качество проводимых акций; ввиду того, что многие дети с ОВЗ посещают встречи традиционно, то знакомство с волонтерами перерастает в дружбу. Познакомившись поближе с интересами и потребностями детей с ОВЗ, мы к выбору средств и методов стали подходить более индивидуализировано.

После встречи с детьми с ограниченными возможностями здоровья согласно проведенному анкетированию (93 респондента) выявилось, что:
впервые задумались о необходимости оказания помощи и поддержки - 63%
испытали сочувствие и сострадание - 84%
выразили желание продолжать общение с целью поддержки - 46%
впервые задумались о необходимости беречь свое здоровье - 56%.

От имени родителей: "Нас переполняют чувства огромной благодарности за то, что нашим детям предоставили возможность общаться со сверстниками, подарили праздник, дали возможность хотя бы несколько часов побыть в «ином» мире. Мы с нетерпением будем ждать новых приглашений".

Коллектив школы получил благодарственное письмо от председателя Совета Волжского отделения ВООБФ «Дети в беде» Николаевой Валентины Васильевны.

Опыт работы творческой группы учителей с детьми с ОВЗ был рекомендован администрацией города к распространению в других образовательных учреждениях.

Царькова Татьяна Сергеевна,
Кирсанова Людмила Борисовна,
Чикризова Елена Владимировна,
учителя МБОУ СОШ № 1 им. Ф. Г. Логинова

Социальный проект «Открытый мир» разработан по инициативе Общественной организации Советского административного округа Первомайского правления г. Омска Омской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ОО ВОИ САО ПП г. Омска).
Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами, этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту. Создание досугового Центра «Открытый мир» вызвано необходимостью вовлечения всех инвалидов в полноценную жизнь наравне с другими членами общества.
Проект направлен на содействие интеграции людей с инвалидностью в общество, создание благоприятных условий для удовлетворения духовных, культурных потребностей и полноценного времяпрепровождения.
Целевая группа проекта: инвалиды, нуждающиеся в поддержке.
Исполнители проекта: члены организации ОО ВОИ САО ПП г. Омска, привлеченные специалисты (тренер, психолог, медицинский работник, технический исполнитель), социальные партнеры и волонтеры.
Для реализации проекта необходимо:
1. Разработать и реализовать мероприятия Центра по культурно-досуговой деятельности, направленные на расширение общения людей с ограниченными возможностями;
2. Создать команду проекта и добровольческую группу по реализации проекта и социальной поддержке инвалидов.
3. Оснастить помещение для занятий людей с ограниченными возможностями новым современным техническим и игровым оборудованием (телевизором, звукоусилительной системой, микрофоном, видеокамерой, настольными спортивными играми).
При общественной организации инвалидов откроется комплексный досуговый Центр «Открытый мир», включающий в себя:
1. Кинозал;
2. Творческую мастерскую;
3. Массовые мероприятия;
4. Спортивные настольные игры народов мира.
Продолжительность проекта – 6 месяцев. Для реализации проекта по организации досугового Центра «Открытый мир» запрашивается 493 000 рублей (Четыреста девяносто три тысячи рублей).

Цели

  1. Содействие интеграции людей с инвалидностью в общество, создание благоприятных условий для удовлетворения информационных, культурных потребностей и полноценного общественно-полезного времяпрепровождения, посредством организации досугового Центра «Открытый мир».

Задачи

  1. Оснастить помещение для занятий людей с ограниченными возможностями новым современным техническим и игровым оборудованием (телевизором, звукоусилительной системой, микрофоном, видеокамерой, настольными спортивными играми).
  2. Способствовать преодолению социальной изолированности людей с инвалидностью, посредством организации познавательного досуга.
  3. Создать команду проекта и добровольческую группу по социальной поддержке инвалидов и реализации проекта.
  4. Проанализировать и оценить эффективность реализованного проекта. Провести информационную компанию.

Обоснование социальной значимости

В наши дни много слов звучит о милосердии, о внимании к людям, в особенности к тем, кто нуждается в этом больше других, – это люди с ограниченными возможностями здоровья, которые, как никто другой нуждаются в понимании и защите. Они отличаются от нас с вами, но им так же, и даже больше, нужна помощь в социализации и адаптации. Люди с инвалидностью – полноценные члены нашего с вами сообщества, и в наших силах помочь им в их интеграции в общество. Создание равных возможностей для людей с инвалидностью, как направление социальной политики, связано с обеспечением доступности не только образования и работы, но и различных форм культуры, культурной и досуговой деятельности. Данная деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности людей с инвалидностью, обладающая способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. Среди административных округов города Омска Советский округ по численности населения находится на 2 месте. В нем проживает около 255 тысяч человек. Число людей с инвалидностью составляет 8 % от общей численности. В Омске, как и в России в целом, это одна из самых многочисленных, необеспеченных и плохо адаптированных групп. Люди с инвалидностью, особенно одинокие, постоянно чувствуют невостребованность, слабую социальную защищенность, оторванность от общества. Они разобщены между собой. Вовлечение их в общественную и культурную деятельность, моральная поддержка помогут преодолеть комплексность ненужности, наполнить реальным содержанием права человека на достойное существование. Поэтому назрела необходимость создания досугового Центра на базе Библиотечного центра «Дом семьи». Разработку проекта предварял социологический опрос, позволивший оценить необходимость его разработки для конкретной целевой группы. Результаты исследования показали, что люди с ограниченными возможностями в округе испытывают наибольшую потребность в общении и взаимопонимании, в помощи и поддержке, в проведении досуга. Из 128 (100 %) респондентов – 53 % хотели бы посещать концерты; 64 % – встречаться с интересными людьми; 83 % – участвовать в вечерах отдыха; 71 % – смотреть и обсуждать кинофильмы и передачи, 68 % – заниматься декоративно-прикладным творчеством. Опираясь на результаты проведенного исследования, определились основные направления деятельности Центра: творческая мастерская, посещение праздничных мероприятий и концертов, встреч с интересными людьми, кинозал, настольные игры.

Новое на сайте

>

Самое популярное