Домой Протезирование и имплантация «Толстый и тонкий» главные герои. Смысл произведения А

«Толстый и тонкий» главные герои. Смысл произведения А

Сатирический рассказ «Толстый и тонкий» создан в 1883 г., относится к раннему творчеству Чехова. Первая его публикация состоялась в юмористическом журнале «Осколки» 1 октября того же года. Поначалу сюжет рассказа был основан на анекдотическом казусе, а конфликт «толстого» и «тонкого» возникает нечаянно из-за ошибки последнего. В 1886 г. рассказ был отредактирован, в целом текст был близок к первоначальному варианту 1883 года, но, некоторые внесённые изменения довольно существенно изменили смысл повествования. Автор удалил мотив подчинённости по службе.«Тонкий» теперь лебезил перед «толстым» безо всякой практической подоплёки, чисто по привычке и выработанному рефлексу.Благодаря внесённым изменениям рассказ стал более обобщённым и сатирически острым.

Идейное содержание рассказа заключается в высмеивании чинопочитания и связанным с ним образом мышления. Автор показывает, насколько смешон и жалок человек, для которого должность и социальный статус превыше простых человеческих отношений. Главный герой маленький человек, который сам делает себя таковым, раболепствуя даже тогда, когда в этом нет никакой необходимости. В рассказе мы видим мир «тонких», мир рабской психологии, который беспощадно и правдиво разоблачает писатель. Мир, в котором человек добровольно теряет собственное достоинство и свою личность.

Анализ рассказа

Сюжет

Действие происходит на железнодорожном вокзале, где встречаются два давних школьных приятеля, один из них «толстый»,другой «тонкий». «Тонкий» выходит из прибывшего вагона в сопровождении своей худой жены и такого же подростка сына в гимназической форме, «толстый» же выходит из вокзального буфета, где он, видимо довольно плотно пообедал. Друзья радостно встречаются и начинают расспрашивать друг друга о жизни, кто чего достиг. На вопрос тонкого Порфирия, кем он теперь стал, толстый Миша без всякой задней мысли отвечает, что он теперь важный чиновник, тайный советник.

Вот тут и происходит разительная метаморфоза с Порфирием и всем его семейством, которая приводит Мишу в некоторое замешательство. Сын гимназист мгновенно застёгивается на все пуговицы и вытягивается. Длинный подбородок жены Порфирия становится ещё длиннее, а сам он начинает вести себя как на приёме у важного чиновника с прошением. Он начинает лебезить, переходит на «вы», униженно похихикивать. Миша пытается его урезонить: «перестань, мы же старые друзья». Однако Порфирий не унимается и продолжает вести себя в том же духе. Толстому Мише это становится настолько неприятно, что он старается побыстрее попрощаться с Порфирием и уйти.

Главные персонажи

Говоря о семействе Порфирия, можно говорить обо всех троих, как об одном лице, так как глава семейства, судя по их поведению, смог слепить из жены и сына своё точное подобие. Если в начале рассказа все они ведут себя как нормальные люди, радующиеся встрече со старым другом, то, после известия о должности Толстого, с ними происходит такая же метаморфоза, как и с Тонким. Можно с уверенностью сказать, что должность человека для них превыше всего. Всё это семейство живёт по принципу «я червяк в сравнении с ним, в сравнении с ним, с лицом таким…». Пресмыкаясь перед вышестоящим по должности человеком, они, видимо, будут относиться с презрением к тем, кто стоит ниже них по социальной ступени.

В сравнении с ними вызывает больше симпатий Миша, который, не смотря на высокую должность, которую он достиг, сумел, тем не менее, сохранить простые человеческие качества. Помнить дружбу, радоваться встрече со старым другом, не глядя на его социальный статус. Можно предположить, что человек он добродушный и общительный, ему чужда спесь и высокомерие. Именно поэтому, когда Порфирий стал так рьяно выражать ему своё чинопочитание и подобострастие, ему это стало настолько неприятно, что он постарался поскорее уйти. Из этого можно сделать вывод, что ему самому эти качества чужды и несвойственны.

Своим рассказам Чехов призывает людей перестать быть рабами, помнить о своём человеческом достоинстве и самоуважении.

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» датирован 1883 годом и относится к числу первых произведений автора, созданных им в начале творческого пути. Его особенностью является емкость и краткость изложения, а также отсутствие четко акцентированной авторской позиции. Читатель должен сам сделать выводы по итогам прочитанного.

Рассказ относится к жанру критического реализма. Это произведение можно считать настоящим образцом авторского почерка Чехова, поскольку рассказ вобрал в себя практически все характерные черты писательского стиля автора, в том числе: краткий, стремительный сюжет, точность и яркость изложения, внимание к наиболее важным для понимания идеи рассказа деталям.

Главная проблема, на которую обращает внимание автор, это зависимость людей от того социального положения, которое они занимают в обществе. Разум и поведение человека зациклены на стереотипах, порождаемых этим статусом.

Объектом высмеивания в данном рассказе выступает вечно пресмыкающийся перед высшими должностями мелкий чиновник. Он раболепствует даже тогда, когда это, по сути, и не требуется. Чехов ярко и правдиво демонстрирует читателю психологию «тонких» людей, их рабское мышление и рабское поведение. За ним человек теряет собственное «я» и перестает быть личностью. В этом и заключается трагедия «тонких» людей.

Начало рассказа представляет собой краткую экспозицию, уместившуюся буквально в одном предложении. Здесь же автором используется четкое противопоставление двух персонажей друг другу – есть два приятеля, один из них толстый, другой тонкий. Вступление также дает понять, что речь пойдет именно о чиновниках, а завязка всей истории – это встреча двух старых друзей.

Кульминация и развязка строятся вокруг того, как сильно меняется отношение «тонкого» к «толстому» после того, как первый узнает о высокой должностном статусе последнего. Здесь же наблюдается еще один интересный авторский прием Чехова – незаконченные предложения, которые словно показывают, как прерывается дыхание «тонкого» от внезапно вспыхнувшего приступа почтительности и подобострастия.

Особое место в произведениях Антона Павловича Чехова занимает образ человека, наделённого такими качествами, как излишнее чинопочитание, трусость и услужливость перед состоятельным человеком. Тема неравенства людей разных социальных статусов развивается в рассказе «Толстый и тонкий», где проявление подобных пороков человечества приводит к потере собственного достоинства и уважения к себе.

Ограниченное количество героев в произведении подчёркивает своеобразие данного жанра. Сюжет рассказа прост. Встреча бывших товарищей по гимназии спустя много лет на территории вокзала железной дороги, соединяющей Москву и Санкт – Петербург, приводит в восторг обоих. Однако социальное неравенство мужчин приводит к смущению одного и вызывает чувство отвращения у другого.

Для рассказа характерно скудное использование деталей в создании портретов героев, но даже такая краткость А. П. Чехова не мешает передать полное представление о них: внешнем облике, темпераменте, манерах поведения и социальном положении в обществе.

Выражая искреннюю радость от встречи с другом, худощавый с виду Порфирий (тонкий), служивший коллежским асессором, радушно приветствует Мишу (толстый). Он охотно представляет свою семью – жену и сына, которые имеют с Порфирием внешнее сходство. Не скрывая, рассказывает о низком достатке, о нехватке средств к существованию. Об этом свидетельствуют сумки и узлы, которые вынужден нести самостоятельно, а также запах недорогого обеда.

Совершенно противоположной фигурой представлен образ Михаила. А. Чехов изображает его как солидного человека полной комплекции, имеющего достаток гораздо выше, чем у давнего друга. Об этом говорит его чин, дорогой аромат духов и выход из ресторана, в отличие от Порфирия, который показался из вагона.

Для дальнейшего повествования рассказа автор продолжает применять один из ярких художественных приёмов – антитезу, ещё больше усиливая противопоставление героев, подчёркивая разницу между ними. Недлительный диалог бывших приятелей в определённый момент становится кульминацией. Не имея понятия об истинном должностном положении Михаила, Порфирий говорит уверенным тоном, однако, узнав о достижении по службе, он запинается, внешне будто становится ниже ростом. На первый план выступают испуг и заискивание, он забывает о простых человеческих качествах.

Поведение тонкого резко меняется, речь наполняется фразами из разговорной лексики («милостивое внимание»), которая плавно переходит в официально - деловую. Многократное использование автором глаголов в описании поз, мимики помогло передать внутреннее состояние героев, усилить эмоциональную окраску происходящих событий по мере развития действий и во время кульминации (Порфирий «хихикает», «окаменел», чемоданы «съёжились и поморщились»).

В рассказе «Толстый и тонкий» А. П. Чехов беспощадно высмеивает унизительное положение людей, которые по своей вине теряют человеческий облик. Отличаясь по какому - либо признаку от окружающих, они начинают чувствовать ущемление своих прав в финансовых вопросах, превращаясь в зависимых от вышестоящих, преклоняясь и выслуживаясь перед ними. Автор призывает пересмотреть подобные проявления в жизни в сторону самоуважения, подчёркивая равенство всех людей.

5, 6, 7 класс

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Гаврилы в рассказе Челкаш Горького сочинение

    Гаврила является одним из центральных героев рассказа М.А. Горького «Челкаш». В раннем творчестве писателя основное место занимают романтические настроения. Нераздельная связь между человеком и природой, особое внимание к личности

  • Сочинение Прыщ в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

    История одного города – это очень значимое произведение Салтыкова-Щедрина. Это в своём роде пародия на историю России. Салтыков-Щедрин рассказывает о городе Глупове

  • У каждого человека свое отношение к деньгам. Для одних деньги – это показатель благосостояния и получения всех жизненных благ. Для других – средство к выживанию. Но каждый зарабатывает деньги тем что умеет делать

    Моя бабушка заставляет меня кушать по утрам кашу. Она говорит, что завтрак является очень важным для организма. Благодаря завтраку у меня будет много сил и энергии на протяжении всего дне

  • Сочинение по трагедии Ромео и Джульетта Шекспира рассуждение

    «Ромео и Джульетта» повесть, в которой рассказывается о трагической любви двух юных созданий. Действие происходит в Вероне. Самое страшное и обидное то, что молодые люди, страстно полюбившие друг друга

ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»

В 6 КЛАССЕ

Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №8

Смотрова Наталия Георгиевна

А.П.Чехов считал, что короткий рассказ призван увеличивать активность читателя, способствовать тому, чтобы недосказанное автором добавлял сам читатель. Эту задачу я и ставлю перед уч-ся на уроке.

Одним из программных произведений А.П.Чехова, которое изучается в 6 классе, является рассказ «Толстый и тонкий». Чтобы шестиклассники поняли его смысл, я провожу урок-исследование. Построение урока каждый учитель продумывает, как правило, индивидуально, поэтому остановлюсь на тех языковых особенностях, которые ученики сами могут увидеть, т.е. найти ту «закваску, на которой восходят образы и идеи».

Как писатель создает смешные образы, какие языковые приемы помогают ему в этом? Е.А.Земская справедливо замечала, что «сущность комического эффекта, создаваемого средствами языка, состоит в намеренном нарушении принятого способа выражения, в создании противоречия между общепринятой системой выражения и данной («речевым приемом»)». Это противоречие может проявляться по-разному, создавая многообразие речевых приемов комического. Одним из таких приемов может являться метафоризация слов и выражений.

Анализ текста начинаем с названия, в основе которого – лексические антонимы. Прошу подобрать к ним существительные: толстый – тонкий (палка, нитка, волос и т.д.). Но в рассказе речь идёт о людях, и обычно в таких случаях говорят: толстый – худой. Какое же наполнение приобретает в контексте слово «тонкий»? Приводятся синонимы к этому прилагательному, чтобы убедится, что оно многозначно (ребята сами называют возможные значения) и несёт в себе определённую характеристику, оценку. Поэтому «толстый» и «тонкий» воспринимаются как контекстные антонимы. Далее выясняется, что к определениям «толстый» и «тонкий» мы задаем вопрос кто?, следовательно, они выступают уже в роли существительных (здесь уместно сказать и о выразительных возможностях словообразования при переходе слов из одной части речи в другую). Обращаю внимание детей на то, что авторского текста совсем мало, но как много можно из него узнать.

Противопоставление, обозначенное в названии, в первых пяти предложениях всё более усиливается, и нам становится понятно, что материальное положение, благосостояние наших героев тоже контрастно. Доказываем это эпитетом, метафорами и сравнением: у толстого «губы.., подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни »; тонкий же «был навьючен чемоданами, узлами и картонками». Усиливает впечатление и описание жены тонкого, в котором мы встречаем контекстные синонимы к слову «тонкий» - «худенькая », «длинный ».

Поскольку рассказ почти полностью диалогичен, анализируем речь толстого и тонкого, но не забываем при этом и об авторском тексте, который помогает нам лучше понять смысл происходящего.

Конечно, дети сразу же отмечают обилие восклицательных, вопросительных предложений; они преимущественно односоставные, нераспространённые; в них много междометий («батюшки», «ах ты, господи», «хо-хо», «ну, да бог с ним» ), усилительных частиц (вот, же ) и, конечно же, обращений, смешных и трогательных одновременно («голубчик», «друг детства», «милый мой», «душонок» ). Всё это характерные черты разговорного стиля речи. Друзья называют друг друга по имени, обращаются на «ты», используют чисто разговорную лексику («ну», «небось», «хорошенько», «папироска» , «отличные портсигары»), фразеологизм («Сколько зим, сколько лет! ») Мы понимаем, что благодаря этому возникает ощущение искренней радости от неожиданной встречи двух бывших одноклассников. Поэтому авторская фраза «оба были приятно ошеломлены» понимается нами в прямом смысле. Необходимо обратить внимание на повторы в речи тонкого. Почему он дважды упоминает о том, что его жена, «урождённая Ванцебах, лютеранка»? Наверное, это составляет своеобразный предмет его гордости, утверждает успешность в жизни. Но после сообщения толстого о своём чине всё резко меняется, и мы снова видим контраст, противопоставление. Исключительно выразительны здесь слова автора. В одном абзаце можно увидеть и метафоры («лицо искривилось», тонкий «окаменел», «сузился» )), и олицетворения (чемоданы, узлы, картонки «съёжились, поморщились» ), и лексический повтор («сам он съёжился», чемоданы, узлы, картонки «съёжились» ), и гиперболу («длинный подбородок жены стал ещё длиннее» ), и градацию («съёжился, сгорбился, сузился» ), и трансформацию фразеологизма («от лица и глаз его посыпались искры» . Сравнить: «из глаз искры посыпались»). Каждое слово здесь помогает создать яркий, запоминающийся образ, понять всю гамму чувств тонкого. А как меняется его речь! Начиная с почтенного обращения «ваше превосходительство» (3 раза), глаголов, употребляемых во множественном числе («вышли», «помилуйте» ), уничижительной частицы («приятно-с», «вельможи-с», «вы-с») , которая даже присутствует в жалком подобии смеха тонкого («хи-хи-с») , до большого количества вводных слов, указывающих не только на растерянность тонкого, но и на утрату способности вообще соображать (достаточно прочитать фразу «жена Луиза, лютеранка, некоторым образом ») и строить предложение с законченным смыслом («милостивое внимание вашего превосходительства…вроде как бы живительной влаги…»). Кроме того, после каждой «оборванной» фразы многоточие. Легко представить, как у тонкого перехватывает дыхание, он мучительно подыскивает подобающие изменившейся обстановке слова, чтобы как-нибудь ненароком не нарушить субординации: ведь перед ним – ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК, две звезды имеющий.

Ребята замечают на первый взгляд странное несоответствие: «на лице у тонкого было написано столько …сладости и почтительной кислоты… ». Это не что иное, как оксюморон. Он помогает нам понять, почему толстого при виде такого выражения лица тонкого «стошнило» (это тоже метафора). В конце рассказа совершенно иначе воспринимается уже знакомая нам и немного изменённая фраза «Все трое (здесь уже тонкий, его жена и сын) были приятно ошеломлены ». Слово «приятно» придаёт иронично-сатирическое звучание не только этому предложению, но и самой встрече двух бывших друзей.

Таким образом, подробный анализ языковых средств, использованных А.П.Чеховым в рассказе «Толстый и тонкий», позволил учащимся понять авторский замысел, охарактеризовать героев, выявить своеобразие чеховской сатиры и способов создания комического эффекта.

/ / / Сравнительная характеристика Толстого и Тонкого

В рассказе А.П. Чехова главные герои - два друга детства, Миша и Порфирий. Название произведения имеет двойственный характер. Автор показывает нам как внешность героев, так и их характер. Тонкий Порфирий был представителем «маленьких людей», с детства получивших воспитание о смирении и чинопочитании. Толстый Миша - человек, имеющий высокий ранг, но к другу детства относится, как к равному себе.

Объединяет этих двоих то, что они оба примерно средних лет, получили начальное образование, и у них есть много общих воспоминаний о своей детской дружбе.

Если о семейном положении тонкого из рассказа все ясно, так как он был на вокзале с женой и сыном, то есть ли семья у его друга не известно. Общее у них и то, что оба они служат чиновниками, но отличие в том, что ранг у них разный. Если тонкий Порфирий носил низкий чин коллежского асессора, то толстый Миша дослужился до тайного советника, ранг которого намного выше, чем у его друга. Количество орденов у этих друзей разное: у Порфирия один, а у Миши два.

Достаток у друзей тоже разный. Порфирий получает небольшое жалование, и ему приходиться подрабатывать, собственноручно изготавливая из дерева портсигары. И жена тонкого тоже работает, преподавая музыку. Толстый Миша как видно из рассказа имеет не маленький достаток, так как от него пахло хересом и духами. Да и от безденежья толстым не станешь.

Различие между тонким и толстым заключается в их отношении к дружбе, чинам и рангам. Тонкий Порфирий при первых моментах встречи ведет себя по отношению к толстому как друг далекого детства, а когда узнает, что у толстого чин намного выше, чем у него самого, резко меняет свое поведение. Облик и выражение лица тонкого резко изменяется, толстому показалось, что из его глаз посыпались искры, и сам он вдруг стал согнутым и маленьким. И даже его жена и сын своим видом и поведением показывали свое чинопочитание.

Перед толстым стояли люди, которые были приучены к раболепскому почитанию, не верили в себя - и в итоге перебивались, как могли. Даже когда Миша открывает им свои объятия, они не реагируют на его дружеское отношение. Обращаться Порфирий к Мише стал на «вы». Из друга стал похожим на человека, который стоит со своим прошением перед большим чиновником. Тонкий стал показывать чинопочитание к человеку, которого еще пару минут назад обнимал и называл другом детства, с которым росли и учились. Для толстого такой поворот стал неожиданным, перед ним стоял уже не друг, а маленький человечишка, который раболепствовал перед ним. Толстый пытался объяснить тонкому, что он ему друг, а не чиновник большего ранга. Мише не нравиться такое поведение друга детства, лицемерия он не выдерживает и уходит. Толстый в рассказе показан человеком считавшим, что чинопочитания в дружбе не должно быть.

Чехов в рассказе поддал критике тип людей, которые с детства приучались к чинопочитанию.

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» написан в 1883 году, году начала правления Александра III после либеральных реформ Александра II. Этот период считается эпохой великих реформ, а также временем демократического движения, машин и промышленности, поэтому неудивительны отсылки к другому, столь же богатому на изменение общественной жизни, периоду – правлению Петра I с его нововведенным табелем о рангах и показателями технического прогресса.

Красной линией через все произведения Чехова проходит идея распада культуры, поэтому текст оказывается насыщен культурными элементами, которые могут разрушить его понимание. Так, при прочтении рассказа надо знать, где находится Николаевская железная дорога (между Петербургом и Москвой, то есть в самом ключевом месте Российской империи), что такое флер-д’оранж (цветок померанцевого дерева, заимствование из французского) и лютеранство (протестантское вероисповедование, пришедшее из Саксонии). Полезно понимать систему табеля о рангах и бытия статским.

В большей частности еще может понадобиться знание о значениях имен, традициях, стоящих за ними. Например, Порфирий (тонкий) – болезненный и уступчивый, мученик, а Михаил (толстый) - равный, подобный Богу. Семья тонкого характеризуется так: Луиза по разным версиям от имени Людовик (славный воитель, знаменитое сражение), сияющая и светлая или та, которой помог бог. Нафанаил же – дар божий. То есть на уровне религиозных «переводов» имен семья тонкого представляется зависимой от воли толстого.

Жанр текста определяется как юмористический рассказ, соответственно строится произведение на неожиданных связях, написано коротко и ёмко, одним событием характеризует, по меньшей мере, эпоху и ее ключевые тенденции. Стилистически он подобен эскизу: черты изображения поверхностны, в основах изображения образов героев – метонимия, то есть дана одна характеристика как воплощение всего персонажа: «толстый» и «тонкий».

Характеристики героев хочется назвать двумя основными концептами текста, в основном понятия в произведении как раз и делятся на условно высокий стиль, важный, толстый и на низкий, тонкий. Так в первую категорию входят, например, слова херес, лосниться, масло, полно, а во вторую – навьючен, узлы, картонки, гуща, худоба, прищур, лобызания, щеголь, душонок, ябеда, искривление, побледнеть, окаменеть, съежится, сгорбиться и другие.

Интересно, что гораздо больше слов собирается вокруг концепта тонкого, реплики этого персонажа значительно длиннее, семья больше и даже имя (Порфирий) имеет за собой более высокую традицию, чем имя толстого (Миша). Так же при встрече с связи с тонким появляется понятие широкой улыбки, а широта – характеристика толстого. То есть тонкий, незначительный раздувается, пытается внешне походить на более значительного, охватить самим собой как можно большее пространство, встать в центре мира. Попытка придать себе значение проявляется и на уровне речи, в частности, тонкий начинает использовать книжные выражения (живительная влага), вводные слова для усиления формальности, а с ней и весомости произносимого.

Другой примечательный факт в том, что к двум концептам можно отнести словосочетание «друг детства», то есть им должны бы стираться границы, сводиться на нет различия, но на деле – чем подчеркивается ненормальность ситуации – это так не работает. Также героев рассказа изначально объединяет ошеломление встречей, но под конец его полностью перетягивает на себя тонкий, также лишая то, чему должно бы быть общим, функции единения.

Сопоставить героев и представляемые ими концепты позволяет их различное имение об одном и том же. Тонкий называет толстого вельможей, превосходительством (тема высокого в противопоставлении низкому), толстый говорит об этом, как о чинопочитании, то есть противопоставления по уровню чина в его сознании нет. Возможно также, что эта черта указывает на целостность толстого в противовес расколу сознания тонкого на оппозиции.

В тексте рассказывается о случайной встрече двух в прошлом одноклассников, теперь же – коллежского асессора и тайного советника. За прошедшие годы дистанция между ними значительно выросла в глазах тонкого, но не для толстого. Комический эффект в том, что один пытается установить равенство, выслужиться, но, на самом деле, равновесие подразумевается изначально.

Рассказ строится на диалоге. Пространство представлено одной точкой, герои описаны одной чертой, движения нет – здороваясь и прощаясь, герои не сходятся и не расходятся. Существует только речь и культура ведения диалога. В самом начале много крылатых выражений (сколько лет, сколько зим), речь предстает довольно приличной. Градация, снижение качества диалога отмечается тремя повторами, в которых тонкий заново представляет свою семью. В этих репликах увеличивается количество многоточий (2, 3, 6), а, соответственно, и пауз, точек разрыва в речи. Она буквально начинает распадаться на невнятные звуки – хихиканье и тошнота толстого как последние реплики. Более того, диалог замыкается в круг повтором фразы о друзьях детства, что указывает на потерю темы разговора и отсутствие разнообразия в том, что может быть сказано.

Время не разворачивается – повествование идет в прошедшем и сосредоточено на воспоминании о прошедшем, а с другой стороны фиксируется конкретными моментами в назывных предложениях. Будущего в изображаемой ситуации нет, неизбежна деградация, то есть возвращение к тем этапам, от которых пошло развитие. Закрепление во времени может отражать некую точку невозврата, после которой движение вперед невозможно.

Причастные и деепричастные обороты относятся только к характеристикам толстого, подчеркивая его статус, снижая рядом с его действиями какие-то побочные элементы. В единственный раз то же самое относится к тонкому в конце (захихикал тонкий, еще более съеживаясь), чтобы усилить передаваемое уменьшение значимости. Также в отношении тонкого возникает пассивность (переведен), которой нет в отношении толстого.

На уровне эмотивного пространства оценить текст сложно. При первом прочтении он условно делится на две части – обычная беседа и подхалимная беседа, но обе определяются ошеломлением, которое изначально охватывает половину, а потом три четвертых участников сцены. Первая часть текста характеризуется эмоциональным равновесием, ведь тогда же и противопоставленные стороны в равной степени испытывают одно и то же. Во второй стопроцентный перевес в сторону тонкого, вероятность восстановления баланса отсутствует в принципе. Но это то, что прямо называется, другие состояния прочитываются в репликах, которым, как уже было сказано, уделяется большее значение.

Сначала оба центральных героя удивлены и радостны, они в восторге от встречи, примерно одинаково воспринимают ситуацию. Первым «не выдерживает» тонкий – он пугается, закрывается, но пытается изобразить прежнее удовольствие. Это вызывает у толстого омерзение, чего тот не скрывает. Так обнаруживаем еще одну особенность – тонкому приходится маскировать свои состояния, он не позволяет себе быть честным с кем бы то ни было. К тому же он проводит в своем понимании мира условные границы, пересечение которых настоятельно требует смены состояний.

Через весь текст проходит линия восклицаний, подчеркивающих некую истеричность и напряженность описываемой ситуации. Может быть, близость к фальши, постановочности сцены или громкому звуку, переходящему в нечленораздельное подобие речи, но не речь. Меньше, но тоже немалая концентрация вопросов как зацепок для ответов, что позволяет формировать целостный диалог. С завершением вопросов завершается и встреча, они работают как движущая сила, маятник беседы и знакомства. Если в одном из героев (в данном случае – в тонком, потому что толстый спрашивает, к чему такой тон) не хватает силы духа качнуть маятник обратно, то взаимодействие прекращается. Неверие в свою собственную значимость и создание ложной взамен нее подавляет дух тонкого.

Функционально-смысловой тип речи рассказа – повествование с микроэлементами описания, которое провоцирует читателя на рассуждение над ситуацией, ведь никакого прямого вывода из ситуации в нем не озвучено. Повествование это нейтрально, автор как бы отстраняется от событий, передает главенство героям, а они, в свою очередь, берут дело в свои руки, выводя на ключевое место в тексте свой диалог (поэтому в данном тексте сложно говорить о передаче чужой речи).

Главных синтаксических актуализаторов смысла два, они дополняют друг друга. В первой половине это связность всех реплик через повторение конца предыдущей (не всегда полное) в начале следующей, то есть плавная их связь, создание целостного и единого речевого рисунка. В конце это обилие многоточий с, соответственно, противоположным смыслом. Лексическим же актуализатором становится использование суффиксов, свойственных просторечию (батюшки, душонок, хорошенько), что работает на упрощение образа тонкого, и книжной лексики, сводящей тот же образ к закостенелости и банальности. Это позволяет подчеркнуть то, что восприятие жизни тонкого очень близко многим и застыло в сознании русского человека, это приводит к стагнации или деградации.

Так рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» обращает внимание читателя на проблему русского общества. Оно даже после отмены крепостного права, в период прогресса внешнего не может скинуть с себя внутренних рабских оков и развивать личность параллельно с машинизацией. В противном случае личность начинает проигрывать технике и формальным структурам (табелю о рангах, по которому один выше другого, и это считается объективным), в частности, терять свои особенности и преимущества над машиной – анализировать ситуацию на уровне чувств, уважать личность, связно говорить и вести свободный диалог по своим правилам, а не по закону вопроса-ответа-вопроса. Важно, чтобы читатель сам задумался над ситуацией и пришел к пониманию проблемы.



Новое на сайте

>

Самое популярное