Домой Полость рта Исследовательский проект "сравнительная характеристика главных героев в произведениях л.н.толстого «детство» и одноименной повести а.м.горького". Толстой «Детство» – анализ

Исследовательский проект "сравнительная характеристика главных героев в произведениях л.н.толстого «детство» и одноименной повести а.м.горького". Толстой «Детство» – анализ

В русской классической литературе существуют два произведения с одинаковым названием - это повести «Детство», написанные Л. Толстым и, позже, М. Горьким. Оба произведения автобиографичны – в них писатели рассказывают о своем детстве, окружавших их людях, тех условиях, в которых они воспитывались.

Почему Толстой и Горький решили обратиться именно к этой поре своей жизни? Что они хотели сказать читателю? Думаю, оба писателя считали детство одним из самых важных этапов в жизни человека, когда он познает окружающий мир, учится любить и ненавидеть, решает, что лучше – добро или зло. В детстве, по мнению Толстого и Горького, закладывается характер ребенка, поэтому так важно, чтобы это время было счастливым.

Именно о счастливом детстве рассказывает нам в своей повести Толстой. Мы видим, что главного героя Николеньку окружают любящие его люди – маменька, гувернер Карл Иванович, няня, отец, братья и сестры, бабушка. Все они заботятся о мальчике, стремятся сделать все, чтобы он был счастлив.

Конечно, в жизни Николеньки случаются и огорчения, неудачи, разочарования. Однако из них он делает правильные выводы. Это и мысль о том, что не нужно обижать тех, кто тебя любит (вспомним эпизод с Карлом Ивановичем) или кто слабее тебя (эпизод с Иленькой Грапом). Это и мысль, что ценность человека измеряется его душевными качествами, а не социальным положением (эпизод с няней Натальей Савишной). Это и горькое открытие, что близкие люди не всегда будут с тобой, что они смертны (смерть горячо любимой маменьки) и так далее.

С совершенно иным детством мы сталкиваемся в повести Горького. Ее герою Алеше не так повезло, как Николеньке. После смерти отца Алеша попал в семью деда, где царили суровые нравы. Здесь никто не заботился о детях, не дарил им любовь и ласку, как в семье Николеньки. Каждый из Кашириных жил сам по себе, считая врагами даже членов своей семьи. Поэтому в доме деда часто случались скандалы, ссоры, драки.

Конечно, такая обстановка угнетала маленького героя. Жить в доме деда ему было бы совсем невыносимо, если бы не бабушка, которая стала для Алеши «лучом света». Только она дарила внуку так необходимую ему любовь, ласку, заботу. Без них, я думаю, Алеша превратился бы в озлобленного или пропащего человека, как многие вокруг него. А этот герой нашел в себе силы остаться добрым, справедливым, милосердным. И в этом он похож на Николеньку Иртеньева, который тоже всегда стремился к добру и справедливости.

Таким образом, повести «Детство», написанные Толстым и Горьким, - это не только образцы «высокой» литературы. Это еще и ценные психологические документы, которые раскрывают внутренний мир ребенка, достоверно и ярко передают его переживания, показывают, что влияет на формирование характера маленького человека.

Толстого и Горького с полной уверенностью можно назвать писателями-гуманистами, ведь они в своем произведении призывают к гуманному отношению к детям, к проявлению внимания, заботы, любви. Именно поэтому, как мне кажется, их повести «Детство» стоят в ряду лучших произведений отечественной и мировой литературы.

Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.

Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.

Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.

Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.

Карл Иванович

Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой. Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.

Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом. Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией. Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.

Мама

Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ. Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания. Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

Папа

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Соня, Катя и Сережа

Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Первая часть трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» была создана в г. Это автобиографическое произведение, в котором писатель рассказал о своих детских впечатлениях. В повести «Детство» два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство. Повествование ведётся от лица-героя рассказчика.


1.Внешние черты (портрет). Портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу. 2. Характер персонажа. Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи. 3.Наличие или отсутствие прототипа. На данном этапе работы, в этом учебном году, я постаралась выяснить, кто были прототипы героев повести Толстого, а также на основе текста нарисовала портреты персонажей этого произведения и составила их краткие характеристики.




1. Посещение музея Л.Н. Толстого на Пречистенке 2. Сбор информации о прототипах всех героев повести Л. Н.Толстого «Детство». 3. Иллюстрирование: изучение существующих иллюстраций и создание на их основе своих работ. 4. Оформление наглядногоучебного пособия «Альбом семьи Иртеньевых» для кабинета литературы.




Далее слайды презентации представляют собой отобранные мной цитаты из повести и мои комментарии к ним, а также подлинные портреты прототипов героев повести или мои иллюстрации к ней. Весь этот материал вошёл в наглядное пособие «Семейный альбом Николеньки Иртеньева»


Главному герою 10 лет. Он встречается с с настоящей несправедливостью: отец хотел уволить Карла Ивановича, который 12 лет жил в семье, выучил детей всему, что знал сам, а теперь стал не нужен. Николенька переживает горе предстоящей разлуки с матерью. Он размышляет над странными словами и поступками юродивого Гриши; кипит восторгом охоты и сгорает от стыда, спугнув зайца; испытывает «что-то – вроде первой любви» к милой Катеньке, дочери гувернантки; хвастает перед ней искусной верховой ездой и, к большому конфузу, чуть не падает с лошади.




Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок. Нежная сухая рука, которая часто ласкала Николая и которую он часто целовал. Дети называли ей МАМАN. В повести создан теплый образ матери Николеньки, от улыбки которой «кругом все как будто веселело».




Он был человеком прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как – то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении- пришептывание, и большая во всю голову лысина: вот наружность отца Николая. Он был знаток всех вещей, доставляющих удобство и наслаждение, и умел пользоваться ими.


«Этот у меня будет светский молодой человек,- говорил отец, указывая на Володю». « На лошади же он был очень хорош – точно большой. Обтянутые ляжки его лежали на седле так хорошо, что Николаю было завидно, - особенно потому, что, сколько он мог судить по тени, он далеко не имел такого прекрасного вида ».








Старая нянька воспитала не одно поколение семьи Иртеньевых. Она нянчила ещё мать Николеньки, а сейчас, будучи экономкой, свято бережёт хозяйское добро и продолжает искренне любить своих воспитанников. С тех пор как он себя помнит, помнит он и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умеет ценить их,- тогда же ему и голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка.




Карл Иванович – гувернер «выписан из – за границы» Жил в чужом доме, собственных вещей имел мало. Он всегда носил ватный халат, шапочку с кисточкой. У него слабое зрение. До того, как стал учителем, был солдатом. «Это добрый немец». Он говорил маленькому Николаю, что «неблагодарность- это тяжелый порок» Давал возможность детям, исполняя наказание, подумать, поразмышлять над своим поведением. Не очень строг, терпелив, «умел воспитывать даже молчанием»




. «...Мария Ивановна в чепце с розовыми лентами, в голубой кацавейке и с красным сердитым лицом, которое приняло ещё более суровое выражение, когда вошёл Карл Иванович»Глаза у нее были карие. Часто ее называли МИМИ. «Что за несносная особа была эта Мими! При ней всё казалось неприличным!»


Катенька дочь гувернантки МИМИ. «Светло-голубые глаза, улыбающийся взгляд, прямой носик с крепкими ноздрями и ротик с светлою улыбкой, крошечные ямочки на Розовых прозрачных щечках.» К ней Николенька испытывает нечто вроде первой любви. От нее он впервые слышит слова о бедности и богатстве.


Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет.Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не когда уже меня не будет, что старик будет, что старик говорил вам добро. (Л.Толстой) (Л.Толстой)

», представляющая собою первую часть трилогии: «Детство», «Отрочество » и «Юность ». Говорят, Толстой хотел написать в четвертую часть и назвать свое произведение: «История четырех эпох», но этой заключительной четвертой главы, в которой, очевидно, говорилось о «возмужалости» героя, не было им написано.

Главный интерес повести «Детство» сосредоточивается на личности её героя – Николеньке Иртеньеве . Автор следит, шаг за шагом, за развитием его детской души, – за каждым, даже мелким, но характерным, проявлениям её. Таким образом, произведение это, по преимуществу, «психологическое». Но, кроме того, оно, в такой» же мере, может быть названо «моральным», – так как автор судит своего героя с этической точки зрения, – старается, пользуясь психологическим анализом, определить в нем моральную сторону его богатой, развивающейся натуры.

Лев Толстой. Детство. Аудиокнига

Ни в одном другом произведении русской литературы не было сделано таких наблюдений над душой вырастающего человека. Тургенев от своего имени рассказал нам детство Лизы , юность Рудина . Гончаров изобразил один день детства Обломова . Толстой же ведет своего героя день за днем, – от его детской до университета, и все характерное постепенно определяется и выясняется в его душе.

Эпоха, с которой связано действие повести «Детство» – 1830 – 1840-е годы. Среда, в которой развертывается её содержание – богатая дворянская, помещичья, связанная с «землей». Это было время, когда в русской жизни, после событий 14 декабря 1825 года , те немногочисленные проблески общественного самосознания, которые, кое-где, мерцали в провинциальной дворянской среде в сердцах лучших русских людей того времени, за немногими исключениями, почти совсем погасли. В такое время и в такой среде не было никаких серьезных, духовных интересов, мысль спала, а потому отсутствовала всякая потребность в духовной пище. Время заполнялось строго-размеренным порядком жизни, установившимся этикетом, который возводился «чуть ли не на степень незыблемых законов», – так, даже «обед» в семье Иртеньевых был каким-то «ежедневным семейным радостным торжеством».

Жизнь в повести неизменно течет по раз заведенному воспринятому от родителей направлению, – она вся построена так, чтобы наполнять своими мелочами праздное время провинциального богатого дворянства. Крепостной строй и весь покоившийся на нем уклад жизни богатого помещика устранял от этого последнего всякий труд, не исключая и сколько-нибудь серьезных занятий хозяйством. Словом, эта была, в сущности, та же «обломовщина », только с лакеями в белых перчатках, с взысканной французской речью, с постоянными заботами о comme il faut.

В воспитании детей исключительное внимание устремлено было на внешность, на манеры; на развитие ума и сердца внимания не обращалось. О книгах никогда здесь не велось разговора, и к образованию относились несерьезно: если детей и посылали в университеты, то все по тем же побуждениям, которые заставляли Простакову учить Митрофана , Обломовых – своего Ильюшу. Полагая всю цель воспитания и подготовке ребенка к праздной, светской жизни, родители и воспитатели считала свою задачу выполненной, если забота о внешнем воспитании увенчивалась успехом. Им и в голову не приходило, что на их обязанности лежит развить в ребенке здоровое нравственное чувство, сильную волю, энергию, любовь и умение трудиться и многие другие положительные качества, необходимые для хорошей и счастливой жизни.

Много российских Обломовых явилось результатов такого воспитания. Но не таков вышел Николенька Иртеньев, благодаря своей сильной и богатой натуре, освободивший себя от влияний среды. Объясняется это, впрочем, и тем обстоятельством, что Толстой в своем Николеньке вовсе не хотел изобразить тип молодого барича, что типичность его не сословная, а вполне индивидуальная. В этом-то и заключается коренное отличие Толстого от других изобразителей детства. Своего Николеньку он понял и нарисовал вполне индивидуально и знакомит нас с малейшими подробностями его внутреннего мира, в котором очень много черт, совсем не зависящих от какой бы то ни было среды.

Л.Н. Толстой «Детство»

1. Какой факт не относится к биографии Л.Н. Толстого?
а) он родился в имении Ясная Поляна б) он родился в дворянской семье
в) он родился в семье барона

2. Как называется трилогия Л.Н. Толстого, к которой относится повесть «Детство»?
а) «Детство. Отрочество. Юность» б) «Детство. Молодость. Старость»
в) «Детство. Юность. Зрелость».
3. В чем особенность психологизма трилогии Л.Н. Толстого?
а) в осознании главным героем своей избранности и гениальности
б) в меняющемся внутреннем мире главного героя
в) в постоянной противоречивости в отношении главного героя к окружающим его людям

4. К каким произведениям относится повесть Л.Н. Толстого «Детство»?
а) к поэтическим произведениям б) к автобиографической прозе

в) к приключенческой прозе

5. Кто является главным героем повести «Детство»?

а) Николенька Иртеньев б) Карл Иванович в) Володя

6. Какого цвета были глаза у матушки мальчика, главного героя повести «Детство»?
а) карие б) черные в) зеленые

7. Как звали сестрицу мальчика, главного героя повести?

а) Мими б) Наталья в) Любочка

8. Где учились дети, герои повести?
а) в лицее б) в гимназии в) на дому с учителем

9. Кто такой Карл Иванович?
а) слуга б) учитель в) дворецкий

10.Кем по национальности был Карл Иванович?
а) немец б) француз в) англичанин

11. Какой особенностью обладал Карл Иванович?
а) был слеп б) был хромым в) был глух на одно ухо

12. Кем Володя приходился главному герою повести «Детство»?

а) братом б) отцом в) сыном

13. Как звали 12-летнюю дочь Мими?
а) Любочка б) Катенька в) Наталья

14. Кем Фока работал в доме мальчика?

а) гувернером б) дворецким в) дворником

15. Из какого села была «босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка Наташка»?
а) из села Хабаровки б) из села Бобровки в) из села Маковки

16. Какое чувство Наталья Савишна испытывала к семье мальчика?

а) жалость б) бескорыстную и нежную любовь в) злость

17. В повести есть предложение: «Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование». О ком говорит писатель?
а) о Мими б) о матушке в) о Наталье Савишне

18. В повести есть предложение: «Я изучил его походку и всегда узнаю скрип его сапогов ». Как называется подчеркнутая ошибка?
а) лексическая б) орфоэпическая в) грамматическая

В1. От чьего лица ведется повествование в повести?_____________________________________________
В2. Как на самом деле звали Мими? __________________________________________________________

В3. Кем приходилась Наталья Савишна мальчику?_______________________________________________
В4. В повести есть предложение: «Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». О чем были эти воспоминания?________________________________

С1. Кто из героев вам наиболее симпатичен и почему?



Новое на сайте

>

Самое популярное