Домой Лечение зубов Почему воспалился подчелюстной. Воспаление подчелюстных лимфоузлов: причины, симптомы, методы терапии

Почему воспалился подчелюстной. Воспаление подчелюстных лимфоузлов: причины, симптомы, методы терапии

Религ. филос. учение, возникшее в древней Индии в 6 5 вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трёх, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Основатель Б. инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший… … Философская энциклопедия

БУДДИЗМ - религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и… … Энциклопедия Кольера

Буддизм - Во второй половине VI первой четверти V в. до н. э. возникло еще одно религиозно философское учение, вступившее в открытое противоборство с ведийским религиозно мифологическим мышлением и так ярко проявившееся в ведах и эпосе. Оно связано … Энциклопедия мифологии

БУДДИЗМ - (от Будда). Религиозное учение, основанное Буддой; исповедание этого учения и поклонение Будде, как божеству. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУДДИЗМ [ Словарь иностранных слов русского языка

Буддизм - – ежелгі Үндістанда б.з.д. VI Vғ.ғ. пайда болған діни философиялық ілім. Негізін қалаушы Сиддхартха Гаутама (Готама), кейін ол Будда деп аталған (мағынасы – көзі ашылған, оянған, нұрланған). Ол өз уағыздарында брахманизмді байлық пен сән… … Философиялық терминдердің сөздігі

буддизм - а, м. bouddhisme m. Одна из мировых религий, возникшая в 6 в. до н. э. в Индии и названная так по имени своего легендарного основателя Гаутами, получившего впоследствии имя Будда (просветленный); буддизм получил большое распространение в Китае,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Буддизм - Буддизм теперь расколот на две различные Церкви: Южную и Северную. Говорят, что первая является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время … Религиозные термины

буддизм - См … Словарь синонимов

Буддизм - одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI V вв. до н.э.в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутамы, получившего впоследствии имя Будда (просвещенный). Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Буддизм… … Энциклопедия культурологии

БУДДИЗМ - теперь расколот на две различные Церкви: Южную и Северную. Говорят, что первая является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время как… … Теософский словарь

БУДДИЗМ - БУДДИЗМ, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Б. возник в древней Индии в 6 5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно философских школ. Основателем Б. считается индийский принц Сиддхартха… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Буддизм , Рис-Дэвидс. Книга профессора Риса-Дэвидса представляет собой сборник из шести лекций, прочитанных им зимой 1894-1895 г в разных городах Америки по приглашению "Американского комитета чтений по истории…

    Чтотакое религия?

    Когдаи где возникбуддизм?

    Первоисточники

    Вопрособ историческойдостоверностиличности Будды

    Егобиография ипроисхождение

    Перваяпроповедь ипервые ученики

    ДеятельностьБудды

  1. ОтшествиеБудды в Нирвану

10.УчениеБудды

11.Истина о четырехотделах

12.Интеллектуализмбуддийскойэтики

13.Любовь в буддизме

14.Отрицательныйхарактер егозаповедей

15.Нирвана

16.Буддийскаяобщина

17.Образ жизнимонахов

18.Зародыши культа

19.Распространениебуддизма

20.Оценка буддизма.Положительныеи отрицательныестороны

21.Переход кхристианству

22.Значение мировыхрелигий


1.Что такое религия?

Религияявляется однойиз древнейшихи основных(наряду с нау-кой,образованием,культурой) формдуховной культуры.В совре-меннойнауке популярноопределениерелигии, исходящееиз приз-нанияее основой верыв Бога (“религияесть вера вБога”). Нарядус ним, широкоераспространениеимеют другиеподходы к понима-ниюсущности религии:религия естьсистема взглядов,в основе ко-торыхлежит понятиесвященного,святого, религияесть одна изсвойственныхкультуре формприспособлениячеловека кокружаю-щемумиру, удовлетворенияего духовныхпотребностей.

Ядромрелигии являетсявера, именнов ней обнаруживаютсяваж-нейшиеособенности,определяющиеместо религиив отношенияхчеловека имира. Религиознаявера складываетсяиз:

    собственноверы, т.е. убежденияв истинностиоснов религи-озногоучения;

    знаниянаиболеесущественныхположенийвероучения;

    признанияи следованиянормам нравственности,содержа-щимсяв религиозныхтребованияхк человеку;

    соблюдениянорм и требований,представляемыхк повседнев-нойжизни человека;

Существуютразличные типырелигий: монотеистические,поли-тистические;ритуальныеи религии спасения,национальныеи ми-ровые.

Главныемировые религиив современноммире – христианство,ислам, буддизм

Крупнейшиерелигии сегодня:

Христианство– 1024 млн. человек

Ислам– 529 млн. человек

Индуизм– 478 млн. человек

Конфуцианство– 305 млн. человек

Буддизм– 268 млн. человек

Синтоизм– 60 млн. человек

Даосизм– 52 млн. человек

Иудаизм– 14 млн. человек

2.Когда и гдевозник буддизм

Буддизмвозник на территорииИндостана вVIвеке до нашейэры являясь,таким образом,первой по временисвоего возникновениямировой религией.В это время вИндии уже сложилоськлассовоеобщество, существовалряд государств,экономическойосновой ко-торыхбыла эксплуатациячленов земледельческихобщин. Остротаклассовыхантагонизмовусугубляласьсуществованиемоастовой системы.

Представителивысшей оасты– брахманыиграли важнуюроль в общественно-политическойжизни. Религиябрахмаизмаосвещала существующееоастовое деление.

3.Первоисточники.

Возникновениебуддизма связываетсяс жизнью ипроповедничес-койдеятельностьюСиддхартхыГаутамы Будды.Некоторыебуддо- логипрошлого векаотрицали историчностьБудды. Большинствоисследователейполагают, чтонет основанийподвергатьсомнениюдействительноесуществованиеоснователябуддизма.

Согласнолегендам, Буддародился в 560 годудо нашей эры. Местом рождениясчитаетсясеверо-востокИндии. Он былсыном главыиммени шаньев.В 29 лет, пораженныйфактом обилияпере-живаемыхлюдьми страданий,Гаутама рассталсясо всеми благамии соблазнамироскошной жизни, оставил женус малолетнимсы-ном и отправилсястранствовать.Наконец, в некиймомент, Гау-тама, сидя под деревом, внезапно узрелистину, и именнос этого моментастал Буддой,то есть просветленным,озаренным,умудрен-ным.Умер в 480 годудо нашей эры,положив основаниемноголюд-нойцерковнойорганизации-сангхе.Эта легендане может претен-доватьна точностьво всех деталях.

Возникновениебуддизма былосвязано с появлениемряда произ-ведений, вошедших всостав классическогосвода буддизма-типи-такаэто слово обозначаетна языке кали”три сосуда”.Типитака былакодифицированаоколо IIIвека. В качествеисточника подревнему буддизмуявляются эпическиепоэмы Мивагхаим,относя-щиесяко IIвеку. Большоезначение имеетизобразительныймате-риал,содержащийсяна стелах идругих сооружениях.

4.Вопрос обисторическойдостоверностиличности Будды

Вистории изучениябуддизма былипопытки доказатьмистич-ностьобраза Буддыи этим сделатьнеобъяснимымсам факт образо-ванияэтой мировойрелигии. Попыткиэти связываютс именамиголландскогоисследователяКерна и французскогоиндолога Сена-ра.Сенар с подавляющейученостью иэрудициейпытался изло-житьбиографиюБудды, как солнечногогероя, объясняявсе под-робностиего жизнимифологическимописаниемфактов метеоро-логическихи космических.

5.Его биография.Происхождение

Буддапроисходилиз рода Сакиев,владевшихнебольшимгосу-дарствому Петальскихгор. Его рождениебыло ознаменованоне-обычайнымизнамениями;брахманы предсказалиотцу, что сынего будет великимцарем, еслиостанется вмиру, и сделаетсяБуддой, освободителемвселенной, еслиуйдет от мира.Аскет Девалапри-шел взглянутьна божественногомладенца и,предсказавему вели-коебудущее, возблагодарилбогов, удостоившихего дожить допоявленияБудды.

В16 лет он женилсяна прекраснойЯсодхар, победивсвоих со-перниковв стрельбе излука и другихсостязаниях.Жизнь его про-ходиласчастливо,среди всякогоизобилия ибогатства. Отецнароч-но окружалего всевозможнойроскошью ирадостями,чтобы убе-речьего от монашескогопути. Но однажды,во время первоговыез-да из дворцаСиддарта, онвпервые увиделстарика, больного,мерт-веца имонара. Этозрелище взволновалоцаревича инатолкнулаего на мысльо страдании.Ему представиласьнеобходимостьнайти ис-тенноеблаженстводля того, чтобыспасти и себя,и свою милуюЯсодхару, и всестрадающеечеловечество.Однажды ночью,после вещегосна, он принялрешение уйтиот своей прежнейжизни, от почетаи славы, роскошии богатства,от родителейи любимой же-ны.Незаметно онвыходит заворота дворца,надевает желтыйплащ нищегомонаха и сливаетсяс бесконечнойтолпой, котораябродит по пыльным,белым дорогамИндии. В этовремя царевичубыло 26 лет. Прошлосемь лет, покаон нашел себя,почувствовалсебя и скупленнымБуддой и искупителемчеловечества.

Сначалаон обратилсяк мудрецам-монахами вверил в себяих ру-ководству,но не получилот них ничего.От них он пошелбродить постране Магадхаи пришед в Урувелу.Шесть лет провелГаутала в этомлесу, усиленнопостясь, ожидаянебесногопросвещения.Ви-дя его аскетическиеподвиги, пятьего товарищейждут от негочу-дес и хотятстать его учениками.Тело его обезобразилосьот поста и истязаний,а он чувствовалсебя далекоот цели. Тогдаон оставил этотпуть и сталпринимать пищу.

Ивот однажды,сидя под деревом,он понял всюистину. Двадцатьвосемь днейБудда провелпод деревом,размышляя надтем, что от-крылосьему в интуиции.По прошествииэтого срока,приступил кнему искусительзлой Мара ипытается отвратитьБудду от деласо-вершениячеловеческогоспасения. Зная,что Будда непобедимзем-ными желаниями,Мара избираетдругой путь.Он советуетсвятому отойтив Нирвану,удовлетворитьсяспасением длясебя. Но Буддапобеждает этотвеличайшийсоблазн всехсвятых и аскетови твердо отвечаетМаре, что войдетв Нирвану толькотогда, когдаего святойзакон процветет,увеличитсяи распространитсяпо земле и будетвозвещен всемлюдям черезего ученикам,монахов и монахинь.

6.Первая проповедьи первые ученики

Утвердившисьв своем намерениипроповедьюспасти людей,Будда направилсяв Бенарес. Онхотел, преждевсего, просветитьтех пятерыхмонахов, которыеспасалисьвместе с нимв лесу Уру-вела.

Пятьмонахов с радостьювыслушали егои приняли отнего пос-вящение.Скоро к этимученикамприсоединилисьеще новые, и,когда их числовозросло дошестидесятиБудда послалих на пропо-ведь.Сам учительотправилсяв Урувелу, гдеобратил на путьспа-сения многихбрахманов исветских людей.

7.ДеятельностьБудды

Всяпоследующаяжизнь Буддыбыла наполненапутешествиямии проповедью.Три месяца вгоду (дождливыйпериод) Буддаи его ученикиотдыхали вкакой-нибудьиз убежищ, отведенныхим бога-тымипокровителями.Сюда собиралисьсо всей ИндиипочитателиБудды, спешившиеуслышать проповедьспасения отсамого учите-ляи пожить околонего. Из такихмест Буддаособенно любилог-ромный паркДжетавану,подарок одногокупца, прославленныйво многихпроизведенияхбуддийскойлитературы.О нем говорилодин буддийскийпоэт:

Джетаванапрелестныйсад, . Гдеходили толпымудрецов,

Гдежил царь истины–

Место,где было радостномоему сердцу.


Остальноевремя Буддаи его ученикибродили поИндии, глав-нымобразом, в районевосточныхгосударствИндостана.Слава егораспространяласьпо всей Индиии встречи с нимискали не толькомонахи, но ицари, принцы,царские сановникии богатые купцы.

Результатомэтих беседобычно былоприглашениеБудды со всемиучениками наобед. Послеобеда, во времякоторого прислуживаетсам хозяин сосвоим семейством,Будда произноситкакое-нибудьпоучение

Когдатаких приглашенийне было, Буддапо древнемумонашес-комуобычаю отправлялсяв соседнююдеревню замилостыней.Он делал этовместе с ученикамипосле обычнойутренней беседыс ни-ми и духовных упражнений.После обеданаступало времяотдыха и сна,пока не спадалжар и не наступалвечер, когдапосле “свя-щенногомолчания”,опять начиналисьшумные посещениядрузей и поклонников.

8.Община

Надополагать, чтообщина учениковБудды еще прижизни учи-телябыла тесносплоченныморденом, имевшимсвои правилаи ор-ганизацию.

Делов том, что техникамонашескогообщежития былавыработа-нав Индии задолгодо Будды, и повнешнему своемувиду Будда сосвоими ученикамимало отличалсяот многочисленныхмонашескихобщин тогдашнейИндии.

Внешнимипризнакамиучеников Буддыбыло желтоеплатье и бритаяголова; ученикиотрекалисьот семейныхсвязей, отсобст-венностии соблюдалистрогое целомудрие.

Вобщине не былоразличий касти монашескоеплатье сглажива-лоразличия междурабом и господином,отверженнымиСудрой и Брахманом.

Господствующеенастроениеобщины первыхлет было состояниеспокойнойуравновешенности,переходящейв тихую, сосредото-ченнуюрадость.

Состоянияэкстатическойвосхищенностибыли единичнымислу-чаями иобщей жизнибуддийскихмонахов нехарактеризовали.Все они отличалисьполной чистотой,душевным мироми преданнос-тьюБудде.

Мынапрасно сталибы искать вбуддийскихисточникаххаракте-ристикутого или иногоученика: всеони на однолицо, все говорятодним языком,отличаютсяодними добродетелямии занимаютсяодинаковойдеятельностью.История, правда,называет именаболее близкихучеников Будды,но это не делаетих личностями:они оста-ютсятипами буддийскихсвятых, убившихвсе свои индивидуаль-ныесвойства заодно со всемистрастями,желаниями,симпатиями.

Рядомс монахами,вступившимив общину и давшимиобеты, сто-ялисветские люди,принимавшиеего учение, нооставшиесяв миру не порвавшиес семьей, собственностью.Они служилиобщине по мересвоих сил своимидарами. Средитаких верующихмирян былицари, князья,брахманы.

Кромемужчин, в орденпринималисьи женщины. Каковоже бы-ло их положениесреди монашествующих?

Вотнесколькобуддийскихтекстов, рисующихотношение Буддык женщине:

    Какнам, Господи,- спрашиваетближайшийученик БуддыАнанда, - вестисебя с женщинами?

    Избегайтеее вида, Ананда,- отвечал Будда.

    Ноесли мы ее увидим,что нам делать?

    Неразговаривайтес ней

    Ноесли мы ужезаговорилис ней?

    Тогдабудьте осторожны

Ивсе-таки Буддадолжен былуступить настояниямженщин и при-нятьих в общину, ноположение ихвсегда былоунизительно-под-чиненное;их только терпели,несмотря наих чрезвычайнуюпре-данностьобщине и неустаннуюработу на пользубратии. Вотпросьба однойиз его страстныхпоследовательниц,некой Висакхи:

    Яжелала бы, Господи,всю свою жизньдавать общинедождевые платья,давать пищучужим проезжающиммонахам, кормитьстран-ствующихмонахов, кормитьбольных братьев,ухаживать заболь-ными, даватьим лекарства,раздаватьежедневно риси подаритьобщине монахинькупальныекостюмы.

Будда,который сначалазаявляет Висакхи,сто “совершенныеслишком возвышены,чтобы соглашатьсяна всякое желание”,дает свое разрешениена эту благотворительнуюдеятельность.

9.Отшествие Буддыв Нирвану

Сорокчетыре годапроповедовалБудда своеучение и постепенноприблизилсяк пределу своейжизни. Ему было80 лет, когда онсильно заболели был близокк смерти, ноодна мысльпривязывалаего к этомумиру: “не годитсямне войти вНирвану, преждечем я не поговорюс теми, которыезаботилисьобо мне, с общиноймоих учеников.Преодолею этуболезнь силойсвоей и удержусвою жизнь”.

ИВозвышенныйпреодолел своюболезнь. Онвстал со своеголо-жа и сел втени дома, чтобыизложить ученикампоследнюю своюволю:

“Будьтесвоими собственнымисветочами, -говорил онсвоим соб-ственнымприбежищем.Другого неищите. Изучайтепознание,пре-обретенноемною и возвращенноевам, живитесогласно с нимтак, чтобы вашасвятая жизньдолго длиласьна радостьлюдям. Истин-ноговорю вам, всеземное подверженогибели. Молитесьнепрес-танно.Через три месяцавойдет Совершенныйв Нирвану”.

Посленесколькихбесед, когдаучитель передалсвоим ученикамвсе, что имелон угасил всебе волю,поддерживающуюв нем жизнь истал ждатьсмерти.

Послемесяца странствийон пришел сучениками вКузинару. Тамв лесу, ученикиуложили своегоутомленногои больногоучителя назамлю, головойк северу. Времяцветения деревьевеще не наступи-ло,но два дерева,под которымилежал учитель,были сверхудо низу покрытыцветами, которыецелым дождемпадали наотходя-щего;и птицы громкопели в воздухе.

Видишь, Ананда,- сказал Совершенный,- еще не насталовремя цветения,а цветы падаютна тело Совершенногои небесныемуд-рецы поютв воздухе, чтобыпочтить Совершенного.

Носовершенномунужна инаяслава

Ученикии ученицы, которыеживут по правдеи закону – вотистинная славаСовершенного.

Любимыйученик Анандаотошел в сторонуи горько плакалоб умирающемучителе, ноСовершенныйвелел подозватьего к себе иуьешал егословами, полнымиглубокого,скрытого отчаянияи тра-гизма:

“Ненадо так, Ананда,не жалуйся ине печалься.Разве я не гово-рилтебе раньшеоб этом? Этонеизбежно –расставатьсясо всеми, чтодорого, со всемикого любишь.Все, что рождено,что создано,что сделано– обречено насмерть. Но тыдолго чтилСовершенногомыслями, словами,делом своим,из любви, подоброте, с радостью,без лжи. Ты хорошоделал Ананда.Стремись, и тытоже скороочи-стишся”.

Последнимиего словами,с которыми онобратился кученикам, были:

“Истинноговорю вам,ученики мои,все созданное– скоропрехо-дяще.Боритесьнепрестанно”.

Иподнялся духего от одногоэкстаза к другомупо всем степенямвосхищенияи вошел в Нирвану.

Навосходе солнцаблагородныежители Кузинарысожгли, передгородскимиворотами телоБудды со всемипочестями,какие оказы-валисьусопшим царям.

10.Учение Будды

ПроповедьБудды, по выражениюМензиса – “нетеория, а путьспасения”.Поэтому мынапрасно сталибы искать всвященныхкнигах буддистовсистематическойкосмологии,теологии илипси-хологии.Сам Буддаформулировалсвое учениев четырех словах:страдания, цепьпричинностей,уничтожениестрадания ипуть к нему.

Ивсе-таки, хотяв буддизме нетсистематическогоучения о миребогах и человеческойдуше, все жеБудда не могобойтись безтого чтобы своипрактическиерассужденияне строить наскрыто предполагаемойметафизике.

Проповедуяотречение отмира, он долженбыл говорить,что та-кое мир,проповедуяоб освобожденииот влечений,он неизбежноучил о человеческойдуше и т.д. Поэтомуизложению “путиспасе-ния” мыпредпочитаемкраткую характеристикутого мировоззре-ния,которое предполагаетсябуддийскойпроповедью.

Буддийскаяфилософия,отличаетсясильным субъективнымха-рактером,больше всегозанимаетсячеловеком. Ночто такое чело-век?Он есть не более,чем связка,агрегат психическихсостояний. Какповозка естьтолько агрегатколес, гвоздей,досок, и не имеетничего одинакового,кроме пустогослова “повозка”,так и человексоставляетсумму своихсвойств и состоянийи ничего больше.Лич-ность естьнечто призрачноеи уничтожаемое.Не умираюттолько те душевныесостояния,которыми мыжили. Они идутза нами из однойжизни в другую,они не даютчеловеку уйтииз жизни и отцепи возрождения.

ТеориюпереселенияБудда вездепредполагаетразумеющейсяса-ма собой.

Вбуддийскихпамятникахиногда упоминаютсябоги, но они неиграют никакойроли в ученииБудды. Он нигдене отрицаетих, но и нигдене ставит людейв связь с ними.

Вбуддийскойрелигии естьодно божество– сам Будда. Излюбви к людям,он согласилсявоплотитьсяи войти в цепьчеловеческихстраданий,чтобы проповедоватьлюдям избавление.Но вместе стем, он не являетсяисточникомбожественныхсил, благодатив прямом смыслеслова; людейспасает, побуддийскомувоззрению, неличность Будды,не его сверхъестественнаясила, а то познание,которое открываетсяв его учении.

Всвоем предсмертномслове Буддатак и говорило тождествесе-бя с законом,им провозвещенным.Перейдем теперьк этому зако-ну.

  1. Истинао четырех отделах

Планбуддийскогокатехизисаустановленсамим учителем.Он состоит изчетырех отделов:учение о страдании,учение о проис-хождениистрадания,учение об уничтожениистрадания,практи-ческийпуть к уничтожениюстрадания. Это– основа всегозакона, символверы буддистов.

Каквы думаете,-спросил Буддасвоих учеников,что больше,вода четырехморей или проливаемыевами слезы,когда вы стран-ствуетепо этому миру,и грустите иплачете о том, что вам даетсято, что вы ищете?

Страданиемпроникнутовсе существующееи это страданиенеизменносвязано с самимфактом существования,потому что ниодин блаженный, ни брахман,ни боги не могутсделать так,чтобы не старилосьто, что подлежитстарости, чтобыне болело то,что подверженоболезни, чтобыне умирало то,что подверженосмерти, чтобыне падало то, что подверженопадению, чтобыне погибалото, что подверженогибели.

Страданиеи бытие мнонимы.И куда бы необращался взорчеловека- впрошлом илив будущем онвидит бесконечное,неис-черпаемоеморе слез ибесконечноесуществованиепод разнымивидами страдания.

Этопредставлениео страданиитесно сведенов буддизме спред-ставлением, что “нет неизменнойсущности в этомбывании”, чтовсе течет, всеизменяется,пожирая самосебя и не насыщаясь.Душу буддистатомила такая“дурная бесконечность”;сама она- этонепрерывное,не имеющееконца и смысла,колесо жизни,причиняло емуметофизическуюболь, независимоот частых горес-тейи мук сансары(житейское море).

“Всепребывает впламени. Глазаи все чувстванаходятся впламени, зажженномогнем любви,огнем ненависти,огнем соблаз-на;он зажигаетсярождением,старостью исмертью, скорбьюс воплями печали,заботой, страданиеми отчаянием.Весь мир окутандымом, весь мирпожрется огнем“.

Вчем же корниэтого страдания?Здесь мы переходимко второмуотделу буддийскойдоктрины, крассмотрениюпричины страданий.

“Cвятаяистина о происхождениистраданиятакова: ;жаждак бытию и наслаждениюи к желанию,находящемусвое наслаж-дениена земле, жаждак наслаждению,жажда к созиданию,жажда властиведут от возрожденияк возрождению.”

Другимисловами, страданияпорождаютсянашей волей,нашими желаниями.Откудаже сами желания?Желания происходятиз восприятиямира, восприятияпроисходятот соприкосновения,со-прикосновениес миром происходитиз органовчувств, органычувств из нашейтелесности,но сама телесностьесть призраки видимость, порождениенеправильноговосприятия,результат не-ведения. Поэтомуцарство страданияуничтожаетсяс приобрете-ниемистинногознания, с умираниемвсех желаний.

Монахдолжен понять, что объектего желаний,телесность,есть одна видимость.- Считая теломыльным пузырем,- говорил Будда,-считайего подобнымпризраку, разломайувитыми цветамистрелы искусителяи тогда идитуда, где тебяне увидит царьсмерти.

Всетаким образом– обман, призраки иллюзия. Нетничего. Нораспространяетсяли это отрицаниеи на людскиедуши?

Многиебуддийскиетексты отвечаютна этот вопросотрицатель-но.Есть одно место,которое выразительнорезюмируетиллюзио-нистическиевзгляды буддизма.

“Учительтолько тогдапокрыт броней,когда уму егопредставит-сяследующаямысль: я долженвести к совершеннойНирване бес-численноемножествосуществ, - я долженвести их; и, однако,ни их ведомых,ни меня – ведущегоне существует.Они не существуютна самом деле,потому чтонебытие естьсобственныйхарактер всего,что признаетсясуществующим.Это, как еслибы искусныйволшебникзаставил появитьсяна распутьечетырех большихдорог огромнуютолпу призрачныхлюдей, которыедрались бымежду собой,убивали другдруга и потомвсе исчезли,а на самом делене было нипоявившихся,ни убивавших,ни исчезнувших“

Также точно буддыведут к совершеннойНирване бесчисленноемножествосуществ, а насамом деле нетни ведущих, ниведомых.

Какиемогут бытьжелания и страстиу монаха, которыйпроникся такиммировоззрением?

12. Интеллектуализмбуддийскойэтики

Четвертаячасть буддийскогосимвола – вера,составляетего этику встрогом смыслеэтого слова.Кратко онаформулируетсятак:

Путьк уничтожениюстрадания естьвсемирный путь:правая речьправое решение,правая вера,правое дело,праведнаяжизнь, пра-ведноестремление,праведнаяпамять, правоеразмышление.Раз-витие этойформулы составляетсодержаниемногочисленныхбесед и поучений.

Преждевсего, в буддийскойэтике поражаетее интеллектуалисти-ческийхарактер. Вотнесколькотипичных примеровиз Сутта – Ни-паты:

“Великоенаучение ипознание, верноеразумениезакона, благоеслово – вотвеличайшееблаженство”

“Истина– сладчайшеев этом мире ита жизнь назоветсялучшей, котораяпрожита в понимании”

Синтеллектуальнымхарактеромбуддийскойэтики связаноее второе свойство– отрицательныйхарактер большинстваее запо-ведей.Буддизм гораздоохотнее говорито том, чего надоизбегать, чемуказывает, чтонадо делать.Главные егозаповеди: неубивай, не укради,не прелюбодействуй,не лги, не пьянствуй– сплошь отрицательногохарактера,подобно большинствузаповедейМои-сея.

Иначеэто и не моглобыть в буддизме:проповедуяотречение,отказ от мира,буддизм проповедовалвоздержаниеот жизни вооб-ще,от душевныхдвижений, дажеесли он этическогопорядка.

  1. Любовьв буддизме

“Не стремиськ радостям низемным, ни небесным”,будь невоз-мутим,ничему не удивляйся,ничем не восхищайся,ни к чему нестремись, ничегоне жалей. Чувстволюбви к личностямсовершен-нонесовместимос буддизмом;монах долженвырвать у себя“ вся-кое влечениек виду и имени”,т.е. к индивидуальному;для него должностать глубокобезразличным:стоит ли околонего брат илисовершенночужой человек,которого онвидит впервые– потому, чтовсякая привязанность– боль, потомучто личность– иллюзия.

Но этоне исключаетвозможностисамой интенсивнойлюбви ко всемувообще, к общемустрадающемумировому целомупотому, чтотакая любовьне приноситстрадания.

Существуетодно место, вкотором этамировая любовьвыражена снеобычайнойсилой.

“Да будутсчастливы всесущества, даживут все онив радости идовольстве!”

  1. Отрицательныйхарактер егозаповедей.

Мы наглядноизобразимбуддийскуюэтику, еслиотметим двеха-рактерныечерты (интеллектуализми отрицательныйхарактер за-поведей)

Монах,прежде всего,понимает безобразие,тяготу и обманэтого мира. Онсмотрит на мир,“как на пустоту”,тлень и разрушение.Он победил всебе все влеченияк миру и всестрасти. Он негневается, онтерпит оскорбления,несчастья,неудачи безраздраженияи ропо-та. Онне привязанк жизненнымудобствам ине ищет обильноймилостыни,одежды и крова.

Святойотрешился отсемейныхпривязанностей,его не влечетк себе женскоетело, слепленноеиз мяса, наполненноекровью, жел-чью,слизью.

    Дажевидя прекрасныхдочерей Мары,я не чувствовалв себе нечистыхвлечений, - говорилБудда, - что жемне в теле твоейдочери, наполненномводой и выделениями?Я не попру егодаже своейногой.

Святойвырвал с корнемвсе свои желания,он равнодушенк настоящему,как равнодушенк прошлому ибудущему, и этодает ему особенныеположительныедобродетели- свободу, мудростьи могущество.

Он свободенот всех привязанностей,даже друзейнет у него, онодинок, ни счем не связан,ни от чего независим,ни от людей, ниот погоды, ниот счастья, ниот несчастья.Поэтому нетв нем и страха,и сам Мара-Искусительне страшен ему.

Святойобладает мудростью.Это не мудростьэтого мира. Онне похож налюдей, которые“то хватаютсяза науку, тобросают ее длядругого учения,как обезьяныперебрасываютсяс сучка на сучок”;он чужд спорови словопрений;познавшийВечную Истину,он не разбрасываетсямыслями; светла,глубока и молчаливаего муд-рость,как безбрежное,безмолвноеморе; шумнобегут горныеру-чьи, но вечнобезмолвны водыв глубинахморей.

И вместесо свободой,силой и мудростьюсвятой приобретаетблаговолениеко всему живому.Он не вредитчеловеку, онне дела-ет вредаживотным, птицам,насекомым; ондаже не тревожитмалейшегорастения, еслик этому непредставляетсяособой надоб-ности;его любовь ковсему сродниего самопожертвованию.Он должен бытьготов отдатьвсе свое, еслиу него этоготребуют, отдатьдаже самогосебя, как этосделал Будда,который в одноиз своих превращений,будучи зайцем,накормил своиммясом голод-ного.

Само собойразумеется,что окончательнымидеалом длябуддис-та являетсясам Будда. Поэтомуего образ –пример дляподражанияа его конец,Нирвана, естьцель стремленийвсякого монаха.Тяже-лым и длиннымпутем идут людик этой цели.

Милосердиеи деятельностьна пользу нужнылюдям толькона первых стадияхпути. Для приближающихсяк концу, нужнотолько сосредоточениесознания,самоуглубление:“Когда на небегремит гром,и дождевыепотоки наполняютвсе воздушныепути, тогдамонах в горнойпещере предаетсясамоуглубелению,и нет для неговысшей радости,пока он не достигнетокончательногоуспокоения- Нирваны”.

  1. Нирвана

Что жетакое Нирвана?Чистое ли онауничтожениеили какой-ни-будьособый родсуществования?

Нирвана– значит угасаниеи большинствотекстов рисуютее, как небытиеили описываютее в отрицательныхтерминах, какуничто-жениестрастей, уничтожениежеланий, движений,даже познания.Но значит лиэто, что Нирвана– небытие? Какмы знаем, Буддаупорно уклонялсяот ответа навопросы о посмертномсуществова-ниии его ученики,когда их спрашивалио подобныхвещах, неиз-менноотвечали, что“Возвышенныйэтого не открыл”.Уже это од-нонамекает наиное решение,отличное отрешения вопросав от-рицательномсмысле.

На одиниз подобныхвопросов (опосмертномсуществованииБудды) монахиняКхема ответилатак:

“СущностьСовершенногоне может бытьопределенав катего-рияхэтого мира. Онаглубока и бездонна,как великийокеан. Не-льзясказать, чтоСовершенныйсуществуетпосле смерти,но также нельзясказать, чтоон не существует”.

В другомдиалоге энергичноопровергаетсяеретическоемнение Ямаки“что монах,освобожденныйот грехов, когдараспадаетсяего тело, подлежитуничтожению,что он не существуетпосле смерти”

На третьемсборе буддистоввопрос о Нирванебыл решен в томсмысле, чтоНирвана непостижимадля тех, кто недостиг ее.

Такимобразом, Нирвана– это посмертноесостояние,определя-етсякак нечтотрансцендентное,как то, о чеммы не можемгово-рить нашимипонятиями исловами, нечтонепостижимое,о чем мы дажене можем сказатьнашего человеческогослова – “оносущест-вует”.

  1. Буддийскаяобщина

РассмотревБудду и Дамму(личность основателяи Закон), мыпе-рейдемп ктретьему элементубуддизм, к Самге– общине.

Хотя вбуддийскомсимволе верыговорится обобщине, как очем-то едином,но при своемвнутреннемединстве, онане предс-тавляетчего-то целогопо своей организации.

Буддийскиемонахи группируютсяв общины, которыене связа-ныодна с другойи не имеют надсобой общегоруководителя;тако-вым былтолько Закон.Принятие вобщину совершалосьочень просто.В присутствиидесяти монаховпосвящаемомузадают не-скольковопросов ипосле удовлетворительныхответов на нихкан-дидат зачисляетсяв общину. Непринимаютсятолько заведомыепреступникии неправоспособныелица. Выход изобщины такжелегок.

17. Образжизни монахов.

Одеждамонаха желтогоцвета и оченьпроста. С собойон обычно имеетбритву, иглу,чашу, сито ичетки. При сборахмилостыни онне смеет приниматьденьги, но ипищу он не долженвыпрашивать,а только молчаожидать.

Первоначальноеправило запрещаломонаху житьв домах, но этоправило скоропересталоисполняться.

Никакоготруда, кромеежедневногосбора милостынии духовныхупражнений, у монахов небыло. В составдуховных упражненийвходили занятиянауками и перепискакниг. Два разав месяц в общинепроисходилисобрания, которыеназывалисьпокаянными.На них монахикаялись в своихгрехах и обсуждалидела общины.

18.Зародыши культа.

Первоначальнобуддизм не имелникакого служениябогам и вообщекульта, но послесмерти Буддыкульт сталобразовываться.

По примерудругих сект,в буддизмесоздалисьпраздничныедни, паломничествок святым местам-на место родиныБудды, его первойпроповеди, егосмерти. Останкиучителя тожестали пред-метомпочитания. Придальнейшемсвоем распространениии буддизм усвоилсебе все элементыобычного культа, молитвы, изображения,храмы, жрецов.

19.Распространениебуддизма.

Внастоящее времябуддизм существуетв Неаполе, наЦейлоне, в Бирме,Сиаме, Тибете,Китае, Япониии на островахЯва и Суматра.

Вовсех этих странахбуддизм болееили менее уклонилсяот своегопервобытного, чистого видаи даже принялв себя совершенночуждые элементы.Так, например,в Тибете (гдебуддизм называ-етсяламоизмом)населениемонгольскогоплемени, оченьслабо культурноеи совершенносвоеобразное,по-своему понялои пе-реработалобуддизм.

Вламоизме существуетобширная иерархиясвященных лиц,обладающихбожественнымдостоинством.В ламоизмеполучил сильноеразвитие культ.Путешественникив Яхассу говорятоб огромномколичествемонастырей,о церковныхколоколах,изображениях,реликвиях,постах, богослужении,множествеоб-рядов.

ВКитае буддизмтоже принялв себя богаторазвитый культ,ровно как и вЯпонии.

Втаком извращенноми приспособленномк пониманиюмало-культурныхмасс виде буддизмимеет множествопоследователейи по числу их(свыше 300 млн.)считаетсяпервой религиейв мире.

Внаше время былисделаны попыткивозродитьбуддизм в куль-турныхклассах европейскогообщества. Этипопытки имеличастичный успех, и под именемнеобуддизмаи сейчас существуетрелигиозно-философскоетечение, имеющеесвоих последователейи на континенте,и в Англии, и вАмерике.

Номирового значенияэто течениене может иметь.Буддизм изжилвсе свои главныепринципы, ичеловечество,в лице своихвождей и пророков, видит уже дальше,чем смотрелбуддизм.

20.Оценка буддизма.Положительныеи отрицательныестороны.

Развитиеми доказательствомэтой мыслипослужилаоценка идейбуддизма, которуюмы сейчас исделаем.

Буддизмотносится кчислу немногихуниверсальных,мировых религий,которые тесносвязаны с языкоми национальнойкульту-рой, ине выходят запределы этойкультуры.

Буддизм,как мы видим,распространилсяпо всей Азиии завоевалсамые разнообразныеплемена отдиких сибирскихнародов довы-сококультурныхплемен Индии.В то время, какидеи национальныхрелигий теряливсякую силу,идеи буддизмаразвивалисьи произво-диливокруг себяэнергичноедвижение. Этастойкость иуниверса-лизмбуддизма объясняютсяего особымиположительнымисвойст-вами.

Буддизм,прежде всего,является религией,выдвинувшейна пер-вый плансубъекта религии,человека, и,принявшей резкоэтичес-кийхарактер. Буддизмне интересуетсясферой божественного,все его вниманиеустремлено на положениечеловека, онзанят прин-ципамии нормами поведения.Благодаря такойспециальностисво-его внимания,он достигает,впервые вовсемирнойистории, гро-мадныхрезультатов.Этика у буддистовтонко и глубокоразработа-на.

УчениеБудды – о жалости,милосердии,любви ко всякойтвари. Оно согретонастолькоживыми и подлиннымичувствами, чтоможет вдохновлятьи волноватьдаже теперь.

Вечноценным в буддизмеявилось осуждениеэгоизма, страстей,разрушающихличность.

Второйположительныймомент буддизма– его сотериология– учение о спасении.О нем учили имистерии. Нобуддизм идетдаль-ше. Он нехочет такогоспасения, котороепредлагалимистерии. Онне верит природномумиру, чтобызвать к слияниюс ним, а перс-пективабесконечныхумирании ивоскресенийподвергаетего в ужас.

Онищет освобождениеот природы идурной бесконечности,он жаждет конца,завершения,исполнения.

Третимэлементом,который надоотметить вбуддизме, впослед-ствии,только в христианстверазвилось видею церкви.Это мысль отом, чтобы спасатьсявместе, то естьобразованиеобщины.

Кромеположительныхсторон, у буддизмасуществуюти отрица-тельные:его ограниченностьэмпирическаяи философская.

Эмпирическаяограниченностьбуддизма состоитв том, что оннесет проповедьспасения далеконе всем “Этоучение дляразум-ного, ане для глупого”.По своей конструкции,со своим сложнымучением о причинахстраданий,буддизм требовалбольшогоинтел-лектуальногоуровня длясвоего усвоения.

Итак,буддизм несспасение далеконе всем. Людинеученые, простые,занятые физическимтрудом и неимеющие временидля размышлений,и наконец, женщины,остаются встороне отсферы действияпроповедиБудды. Но этосвойство буддизмане случайнои оно стоит всвязи с другойограниченностьюбуддизма, окоторой мысейчас поговорим.


ЦарьМилинда в беседес ученикомБудды, великимсвятым Нага-сеной,сказал ему:

    Если,достопочтенныйНагасена, субъектанет, то кто даетвам все то, вчем вы нуждаетесь:платье, пищу,жилье и лекарстводля больных?Кто пользуетсявсеми этимивещами? Ктоидет по путисвятости? КтодостигаетНирваны? Ктосовершает пятьсмертных грехов?

Ведь,так значит нетни добра, низла, нет ни добрых,ни злых дел, идаже, если быкто-нибудьубил, достопочтенногоНага-сену, тои тот не совершилбы греха? В этомочень ядовитомвопросе содержитсястрашная,разрушительнаякритика, накоторую буддизмунечего ответить.Буддизм в своемотрица-нии миразашел слишкомдалеко, дальше,чем позволялиего посылки.Его историческаяроль была –отрицание, ион, про-делавогромной важностиработу, указавбессмысленность,тленность имуку мира, небыл в силахпойти дальше,и повис, таксказать, в пустоте,остановилсяв неустойчивомравнове-сии,на острие, заключивв себе, благодаряэтому, противоре-чия,неизбежныепри всякомабсолютномотрицании.

21.Переход кхристианству

Такимобразом, положительныеточки опорынеизбежнодава-лись буддизмув понятии Нирваны,но Будда, какмы видели, упор-ноуклонялся отанализа этихпонятий. Ихтеоретическоераскрытие ипрактическаяжизнь совершиласьпять вековспустя, в христиан-стве.

Язакончу этоповествованиестихотворениемА. Толстого,кото-рое нагляднорисует тотпереворот ввосприятиимира, в мироощу-щениии пониманиимировой истории,которое принеслос собой христианство,наполняя тупустоту и темныеместа, которыетак болезненносияли в буддизме:

Ипросветлелмой темный взор

Истал мне видеммир незримый

Ислышит ухо сэтих пор,

Чтодля другихнеуловимо.

Ис горной высия сошел,

Проникнутвесь ее лучами,

Ина волнующийсядол

Взираяновыми очами.

Ислышу я, какразговор.

Везденемолчныйраздается,

Каксердце каменноегор.

Слюбовью в темныхнедрах бьется;

Слюбовью в твердиголубой

Клубятсямедленные тучи

Инад древесноюкорой

Слюбовью в листьясон живой

Струейподниметсяпевучей.

Ивещим сердцемпонял я,

Чтовсе, рожденноеот Слова,

Лучилюбви кругомлия,

Кнему вернутьсяжаждет снова

Ижизни каждаяструя,

Любвипокорная закону,

Стремитсясилой бытия

Неудержимок божью Лону

Ивсюду звук, ивсюду свет,

Ивсем мирам одноначало,

Иничего в природенет,

Чтобы любовью недышало.


22.Значение мировыхрелигий

Мировыерелигии в настоящеевремя имеютогромное значение.О роли мировыхрелигий говорятследующиеданные:

1– Огромноебольшинстволюдей, живущихна Земле, являютсяприверженцамиодной из существующихмировых религий.

2– Во многихстранах мирарелигиозныеобъединенияотделены отгосударств.Тем не менеевлияние религиина политическуюжизнь современногообщества остаетсязначительным.Ряд государствпризнает однуиз религийгосударственнойи обязательной.

3– Религия, какформа культуры,является однимиз важнейшихисточниковнравственныхценностей инорм, регулируетповсед-невнуюжизнь людей,хранит принципы общечеловеческойморали Рольрелигии в возрождениии приумножениикультурногонасле-дия, приобщенияк нему людейнеоценима.

4– К сожалению,религиозныепротиворечияпродолжаютбыть источникоми питательнойсредой кровавыхконфликтов,терро-ризма,силой разъединенияи противоборства.Религиозныйфана-тизм губителен,он противостоиткультуре,общечеловеческим,духовным ценностям,интересамчеловека.


Списокиспользуемойлитературы

    Л.Н.Боголюбов

    А.ВКлименко

    Сутта-Нипата“Буддийскаяканоническаякнига”

    Герасимова“Путь к истине”

    Ольденберг“Будда, егожизнь, учение,община”

    Рис-Дэвидс“Буддизм”

    Барт“Религии Индии”

    А.Хрисанф “Религиидревнего мира”

    А.Ельчаников“История религии”

РЕФЕРАТ

пообществознанию


натему: “Буддизм”


Работаученицы

11класса “ Б

ГОУСОШ№ 9

ГордиенкоНатальи

Мало кто знает, какие функции лимфатических узлов головы. Прежде всего, это естественная защита организма от вредоносных частиц и микробов. Нормальный размер подчелюстных лимфоузлов - до 5 миллиметров. Их увеличение говорит о нарушении нормальной работы нашего тела. Примером могут быть заболевания ротовой полости, лор-органов или воспалительные процессы шейной области. Поэтому необходимо владеть знаниями о нормальном состоянии данной системы организма.

Анатомия подчелюстных лимфоузлов

Лимфатическая система нашего организма состоит из лимфоузлов, капилляров, сосудов и проток. Все лимфатические узлы, в зависимости от их локализации, разделяют на регионарные группы:

  • затылочные;
  • сосцевидные;
  • околоушные;
  • подбородочные;
  • подчелюстные.

Часто люди думают, что подбородочные и подчелюстные лимфатические узлы - это одно и то же. На самом деле, это разные группы узлов, которые имеют некоторые различия. Подбородочные лимфоузлы имеют такие характеристики:

  • их количество от 1 до 8;
  • размещаются в подкожной клетчатке подбородочной области;
  • чаще всего, не пальпируются;
  • собирают лимфу от кожи и других тканей подбородка и нижней губы;
  • лимфоотток происходит в боковые шейные лимфоузлы.

Что касается лимфоузлов под челюстью, то они:

  • насчитываются в количестве от 6 до 8;
  • локализуются в клетчатке подчелюстного треугольника спереди, за поднижнечелюстной слюнной железой;
  • их часто можно нащупать;
  • принимают лимфу от верхней и нижней губы, носа, языка, щек, неба, небных миндалин, слюнных желез;
  • лимфа оттекает в боковые шейные лимфоузлы.

Как можно заметить, данные лимфоузлы собирают лимфу, как с кожи лица, так и с более глубоких участков. Лимфокапиляры соединяются в сосуды, которые образуют узлы. С узлов лимфа оттекает в протоки. После этого лимфа фильтруется в селезенке, щитовидной железе и возвращается назад. Такой процесс обеспечивает постоянное очищение организма.

Функции лимфатических узлов

Лимфоузлы принадлежат к иммунной системе нашего тела. Лимфа - это прозрачная жидкость, за своим составом напоминающая плазму крови. Она не имеет красных кровяных телец - то есть эритроцитов и тромбоцитов. Но в ней есть множество лимфоцитов и макрофагов. Эти клетки обеспечивают химическое поглощение и уничтожение чужеродных микроорганизмов. В нашем организме циркулирует примерно 1,5-2 литра лимфы.

Что касается лимфатических узлов, то они исполняют множество функций. Примером могут быть следующие:

  • обеспечивают отток лимфы от тканей к периферическим венам;
  • исполняют роль так называемого биологического фильтра;
  • обеспечивают своевременность иммунного ответа на антигены;
  • отвечают за зрелость белых кровяных клеток;
  • задерживают в своей ткани раковые клетки (метастазы);
  • транспортируют белки и электролиты с окружающих тканей в кровь;
  • выводят микроорганизмы из тела;
  • способствуют выделению продуктов обмена.

Они являются своеобразным барьером на пути патогенной микрофлоры. Первыми реагируют на любые изменения нормального функционирования организма. Если человек болеет ангиной или фарингитом, имеет место моментальное увеличение подчелюстных лимфоузлов, они начинают прощупываться.

Какого размера подчелюстные лимфоузлы в норме

Подчелюстные лимфоузлы прощупывают в количестве от 6 до 8. В норме данная группа узлов не приносит никакого дискомфорта, человек их не ощущает. Так же их можно описать следующим способом:

  • нормальный размер подчелюстных лимфоузлов - до 5 мм;
  • безболезненные;
  • мягко-эластической консистенции, однородные;
  • прощупывается четкий контур;
  • не спаянные с подкожной клетчаткой;
  • при пальпации узлов не возникает неприятных ощущений;
  • кожа под челюстью не изменена, бледно-розового цвета;
  • местная температура не отличается от температуры тела.

Если имеет место изменение хотя бы одной из вышеуказанных характеристик - мы можем заподозрить наличие патологического процесса в организме. Взрослому легче прощупать лимфатические узлы, нежели ребенку. Это можно объяснить тем, что маленькие дети чаще всего не имели контакт с бактериями. Поэтому их лимфатическая система не изменена. Чем чаще человек болеет инфекционными заболеваниями, тем больше его лимфатическая система поддается атаке. Даже когда человек полностью выздоровел - его узлы становятся более плотной консистенции. Следовательно, у часто болеющих людей легче пропальпировать лимфоузлы, нежели у людей с крепким иммунитетом.

Причины увеличения подчелюстных лимфоузлов

Увеличение подчелюстных узлов имеет место в том случае, когда организм самостоятельно не может справиться с патологической клеткой или микробным агентом. В этом случае, бактерии или измененные клетки начинают атаковать узел и накапливаться в нем. Возникает воспалительный процесс. Этот момент может помочь в диагностике, ведь часто увеличиваются регионарные лимфатические узлы. Так при каких состояниях это происходит? Прежде всего, это:

Это далеко не весь перечень причин увеличения лимфоузлов. Следует также отметить, что увеличение узлов бывает нескольких видов.

Важно! Лимфаденопатия - это не самостоятельное заболевание, а симптом других недугов

Лимфаденопатией называют увеличение лимфатического узла, без присоединения воспалительного компонента. Это частый симптом, который сопровождает другие заболевания. При этом состоянии узел:

  • безболезненный;
  • увеличен в размерах;
  • не спаян с клетчаткой;
  • кожа не изменена.

Лимфаденитом называют увеличение лимфоузла воспалительного генеза. Его причиной являются бактериальные токсины. Лимфаденит может сопровождаться явлениями общей интоксикации. При этом состоянии:

  • узел болезненный;
  • спаянный с ближними тканями;
  • болезненный;
  • плотной консистенции;
  • имеет место образование конгломератов;
  • кожа над узлом красная;
  • температура повышена.

Именно увеличенный лимфоузел является индикатором заболевания. По его локализации можно выявить первичный очаг воспаления и ликвидировать его. Ведь боль в лимфоузле - это вторичный симптом. Потому нужно знать, должны ли увеличиваться лимфоидные узлы. Ведь гораздо важнее обнаружить причину, вызвавшую данное состояние.

Должны ли лечить лимфаденопатию

Каждый врач обязан знать то, какого размера должны быть основные группы лимфоузлов. Так, как лимфаденопатия является симптомом заболевания, а не самостоятельной нозологией, необходимо лечить первичную причину данного состояния.

Этим могут заниматься следующие специалисты:

Стоматолог лечит не лимфаденит, а состояния, которые являются его причиной. Это кариозные зубы, альвеолиты, сиалоадениты. Он санирует ротовую полость, индивидуально подбирает антибактериальную терапию. Уничтожив первичный очаг воспаления, постепенно состояние лимфоузлов приходит в прежнюю форму.

Важно! Тактика лечения зависит от причины лимфаденопатии и подбирается строго индивидуально

Отоларинголог также уничтожает очаг первичной инфекции, к примеру - хронический тонзиллит. В этом случае может применяться медикаментозное лечение или же оперативное вмешательство. Если речь идет об острых процессах - тогда важно сразу же начинать лечение. Нельзя допускать переход заболевания в хроническую форму.

Инфекционист детально опрашивает и осматривает пациента. По клинике и дополнительным методам исследования выставляет точный диагноз. Который может звучать как корь, ветряная оспа или паротит. Исследуется чувствительность патогенного микроба к антибиотикам. После этого - индивидуально подбирается препарат, который будет действовать наиболее эффективно. Лечение производят в инфекционном отделении, чтобы избежать заражения других людей.

Гематолог лечит онкологические процессы кровеносной системы. Он использует такие методы исследования, как клинический анализ крови и стернальная пункция. Если лабораторные показатели изменены - тогда подбирается терапия в зависимости от тяжести состояния. Это может быть как медикаментозное лечение, химиотерапия, пересадка костного мозга.

К помощи хирурга прибегают при осложненной форме лимфаденита, а именно - гнойной. Он решает, есть ли показания к операции, которая проходит в такой последовательности:

  1. Хирург делает разрез кожи и удаляет гнойное содержимое.
  2. Рану дренируют и заполняют мазью Левомеколь.
  3. Накладывает асептическую повязку.

В послеоперационном периоде показаны препараты, снимающие боль. Например, Нимид (по 1 пакетику раз в сутки после еды).

Врач-онколог оперирует раковые опухоли и ликвидирует их последствия. Он, исходя из своего опыта, выбирает консервативный или оперативный метод терапии. Если доказана злокачественность процесса, тогда лечение комбинированное. Оно включает облучение, химиотерапию и операцию.

Очень часто на приеме у врача пациенты, слыша диагноз, пугаются непонятных терминов, потому что не знают, чем может грозить такая болезнь, особенно если они не сталкивались с ней раньше. За пугающим словом «лимфаденит» на самом деле кроется обычное воспаление узлов лимфатической системы. Такое заболевание – это не приговор, однако в любом случае его нельзя пускать на самотек, так как несвоевременное лечение лимфаденита может привести к неприятным последствиям . Но перед тем как приступать к лечению, необходимо разобраться, почему возникает лимфаденит, в чем проявляются его симптомы и в какой форме это заболевание может протекать.

Что такое лимфаденит?

Лимфаденит – это воспалительный процесс, который происходит в узлах лимфатической системы, то есть, в лимфоузлах. Эти узлы представляют собой периферические органы, в составе которых присутствуют очень важные клетки, отвечающие за защиту организма. Эти клетки имеют тесную взаимсвязь с кровеносной системой. Можно представить лимфатические узлы как своеобразные фильтры, которые не пропускают в организм вредные вещества и не дают им распространяться.

Воспаляются лимфоузлы чаще всего по причине инфекции, т.е. заражения организма микроорганизмами, вызывающими болезнь. Бактерии разносятся по телу кровью и лимфой, и оседают в лимфоузлах, провоцируя их воспаление. В зависимости от вида инфекции воспалиться могут лимфатические узлы в различных частях тела. Таким образом лимфаденит в большинстве случаев – это следствие какого-то инфекционного процесса, протекающего в организме.

На ваш вопрос ответит один из ведущих .

Лимфоузлы в организме человека выполняют обязанности некоего сторожа, который препятствует попаданию в кровь и органы человека инфекций и вирусов. В спокойном состоянии лимфатические узлы незаметны и неощутимы. Но в современном ритме жизни практически каждый человек подвержен переутомлению, в результате чего стойкость организма к вирусам и бактериям снижается, лимфоузлам приходится выполнять свою роль более активно. Именно поэтому воспаление лимфоузлов, которое провоцирует их увеличение и болезненность сейчас достаточно частое явление.

Увеличение лимфоузлов и их болезненное состояние носит название «лимфаденит» и провоцируется, как правило, инфекциями. Частенько такие инфекции сопровождаются нагноениями, поэтому необходимо установить причину такого заболевания и устранить ее.

Кроме того, увеличение лимфатических узлов может быть связано с рядом серьезных и опасных для жизни человека заболеваний, именно поэтому нельзя пускать болезнь на самотек.

Когда подчелюстные лимфоузлы воспалены и болят, увеличены (фото), причины такой болезненности могут быть самые разные.

Довольно часто причиной возникновения подчелюстного лимфаденита становится банальный кариес, особенно, если процесс заболевания запущенный и длительный.

Воспаление подчелюстных лимфоузлов

Воспалительный процесс в подчелюстных лимфатических узлах могут вызвать также хронические инфекционные заболевания верхней части дыхательных путей, либо же ушных раковин.

В обоих случаях воспаление и увеличение лимфоузлов в подчелюстной зоне возникает не сразу, а носит скорее постепенный, нарастающий характер, который усугубляется по мере запущенности основного заболевания, ставшего первопричиной.

На начальном этапе заболевания нижняя челюсть не вызывает болезненных ощущений при движении, нет покраснения кожи, да и сами лимфоузлы могут сначала не прощупываться. Именно поэтому пациенты не спешат обращаться к врачу за помощью. И зря, ведь причины увеличения могут быть достаточно серьезными.

Среди них можно выделить следующие:

  • ранее упомянутый кариес либо инфекции верхних дыхательных путей;
  • наличие в организме токсоплазмоза, инфекции , которая передается человеку от кошек. Такая инфекция особенно большую опасность представляет для беременных женщин. И сложность ее диагностики в том, что она может никак не проявляться кроме как увеличением лимфоузлов;
  • стоматологические заболевания полости рта : парадонтоз, гингивит, периостит и другие;
  • тонзиллит или ангина , в том числе и в хронической форме;
  • так называемые детские инфекции: ветрянка, корь, свинка . Все они причиняют вред лимфатической системе организма;
  • опухоли , которые могут быть как доброкачественными, так и злокачественными, вот почему не следует пренебрегать увеличением лимфоузлов и обязательно обращаться к специалисту.

В практике лимфаденит может встречаться и в качестве самостоятельного заболевания. В таком случае причиной, как правило, становится инфекционный процесс, возникший в лимфоузле в следствие травмы.

Основные симптомы подчелюстного лимфаденита

При воспалении подчелюстных лимфоузлов (увеличение на фото) лечение во многом зависит от причины воспаления.

Увеличенные в размерах лимфатические узлы в подчелюстной области вызывают боль при пальпировании. При этом в самом начале заболевания узлы достаточно мягкие на ощупь, а по мере распространения инфекции в них, твердеют. Кроме того, кожа вокруг них становится красной, а боль может отдавать в ушную часть, имитируя «прострелы».

Увеличенные в размерах лимфатические узлы в подчелюстной области вызывают боль при пальпировании

Воспаление может вызывать неприятные ощущения, и даже боль при поворотах шеи. Если воспаление продолжает нарастать может появиться озноб, повышается температура тела и ухудшается общее самочувствие.

Если пренебречь лечением на ранней стадии воспаления, воспаление распространится, и любое движение челюстью будет вызывать боль и неприятные ощущение. Кроме того, сами лимфоузлы могут увеличиваться до достаточно крупных размеров.

К основным симптомам воспаления можно отнести:

  • ограничение движений нижней части челюсти;
  • появление покраснений в области расположения лимфоузлов;
  • боль при пальпации;
  • повышение температуры тела и ухудшение общего физического состояния.

Что делать при подчелюстном лимфодените

Если причиной воспаления являются инфекционные заболевания близлежащих органов и систем, прежде всего, внимание необходимо уделить устранению причины возникновения лимфаденита.

Часто возникают случаи, когда воспалился и болит подчелюстной лимфоузел с одной стороны, справа. Что делать в таком случае?

При любом увеличении или болезненных ощущениях в области расположения лимфатических узлов, необходимо, конечно же, обратиться к врачу, поскольку установить истинную причину воспаления может только профильный специалист.

Если же нет возможности обратиться незамедлительно к специалисту, а боль снять нужно сейчас, можно использовать тепловые компрессы. Для этого следует взять небольшой кусок ткани и смочить теплой водой. При этом не следует забывать о том, что ткань и вода должны быть чистыми, чтобы предотвратить попадание дополнительной инфекции.

Также при повышении температуры тела следует воспользоваться обычными жаропонижающими средствами, которые можно приобрести в любой аптеке без рецепта.

При воспаление подчелюстных лимфоузлов следует немедленно обратится к врачу

В большинстве случаев специалисты назначают антибактериальные препараты для лечения подчелюстного лимфаденита. При этом путем посева определяют возбудителя и уже потом подбирают действующие препараты.

Если же воспаление не имеет сильновыраженного характера и находится на начальной стадии, лимфаденит пройдет самостоятельно при устранении первопричины заболевания.

Лечение воспаления подчелюстного лимфоузла с одной стороны ничем не отличается от общей практики в лечении подобных заболеваний. Если, например, причиной появления воспаления в лимфатических узлах является запущенный кариес, необходимо сначала вылечить зубы и сразу исчезнет фактор, провоцирующий заболевание. Если воспаление не запущенное, тогда и лечения особенного не потребуется, можно будет обойтись компрессами. Но в некоторых случаях врач назначает физиопроцедуры, например, прогревания с применением соллюкса.

В особо запущенных случаях при наличии нагноения в воспаленных лимфоузлах, возможно потребуется вмешательство хирурга, для удаления гноя. В этом случае пациенту понадобится немного больше времени для восстановления после болезни.

Профилактические меры

Как и любое заболевание, лимфаденит легче предотвратить, нежели лечить. Именно поэтому необходимо вовремя устранять любые стоматологические инфекции и не запускать заболевания, которые могут вызвать воспаление лимфатических узлов.

Для профилактики лимфаденита следует вовремя устранять любые стоматологические инфекции

Будет намного лучше, если обращаться за помощью к стоматологу вовремя, также не откладывать на потом лечение хронических инфекций верхних дыхательных путей.

В большинстве случаев возникновение воспаления подчелюстных лимфоузлов можно предотвратить своевременным устранением причины его возникновения.

А при появлении первых же симптомов лимфаденита следует обратиться к специалисту, чтобы не усложнить процесс и вовремя начать правильное лечение.



Новое на сайте

>

Самое популярное