Домой Запах изо рта Окр мир 3 кл дыхание и кровообращение. Изменения в процессе дыхания

Окр мир 3 кл дыхание и кровообращение. Изменения в процессе дыхания

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дыхание и кровообращение Умарова А.Е. 3 класс УМК «Школа России»

О дыхании Дыхательная система обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ.

Для того чтобы жить людям ежесекундно требуется кислород. Он содержится в воздухе и поступает в организм через дыхательную систему человека – нос или рот, трахею и лёгкие. Из лёгких кислород при вдохе поступает в кровь, а образующийся в процессе дыхания углекислый газ из крови переходит обратно в лёгкие и удаляется при выдохе.

Работа дыхательной системы

Как работает дыхательная система человека Когда мы вдыхаем, то воздух поступает в лёгкие через трахею, которая непосредственно перед лёгкими разделяется на две трубки – бронхи. В самих лёгких бронхи делятся на ещё более мелкие трубочки, называемые бронхиолами. На кончиках бронхиол располагаются наполненные воздухом пузырьки, их ещё называют лёгочными. Именно через тонкие стенки этих пузырьков кислород из лёгких поступает в текущую по кровеносным сосудам кровь. Всего в лёгких взрослого человека находится около 300 миллионов лёгочных пузырьков и если все их раскрыть, то суммарная площадь их поверхности равнялась бы половине площади теннисного корта.

О движении крови Работа кровеносной системы – обеспечивать движение крови

Что такое кровь? Кровь – удивительная жидкость. Ещё в древности люди считали кровь носительницей жизни. Она разносит по всему телу питательные вещества без которых мы не могли бы жить, и собирает в нашем организме вещества, которые мешают ему жить. Прежде всего, каждую клеточку нашего организма кровь насыщает кислородом, а забирает углекислый газ. Кровь разносит по всему нашему телу питательные вещества, которые она получает из пищи в органах пищеварения. Вредные вещества кровь несёт к тем органам, которые их либо обезвредят, либо выбросят из тела. Кровь разносит по всему телу воду и тепло. Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека около 5 л крови. У детей её немного меньше

Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные сосуды». Наше тело пронизано густой сетью кровеносных сосудов. Они расположены по всему организму. Одни сосуды широкие плотные. Другие очень узкие, что через них не пропустить и волоса. Так вот по этим сосудам по телу всё время пробегает кровь. Бежит она необычайно быстро. За 26 секунд кровь успевает обежать весь организм.

Что заставляет кровь двигаться? Прижмите ладонь к левой части своей груди, вы почувствуете равномерные удары. Это работает сердце – главный двигатель крови в нашем организме. Это плотный мышечный мешочек. Его сравнивают с насосом. Оно с силой выталкивает кровь в сосуды.

Считаем пульс Вывод: при физической нагрузке начинают работать многие мышцы, им нужно больше питания и воздуха - и сердце начинает подавать их больше с кровью.

Сердце разделено сплошной перегородкой на левую и правую половины. Левая половина получает отработанную кровь, которая возвращается из путешествия по всему телу. Справа находится кровь обогащённая кислородом. Движется только в одном направлении, т.к. путь назад закрывает клапан.

К каждому органу подходят два кровеносных сосуда: артерия и вена. По артерии кровь проходит от сердца, принося клетке кислород и все необходимые вещества. Артерии ветвятся, словно ветви дерева. Самые маленькие кровеносные сосуды называются капиллярами. Пройдя через капилляры, кровь попадает в более толстые сосуды - вены. По вене кровь движется обратно к сердцу, унося отходы.

Источники: http://www.vseznayem.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Направления работы, дидактические игры и задания).

В статье даны направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлению указаны дидактические игры и задания, позволяющие педагогам и родителям оказать ко...

А как же влияет на венозный возврат способ уменьшения глубины дыхания по Бутейко, спросите вы? Ведь в способе Бутейко дыхательный объём (объём вдыхаемого воздуха, глубина дыхания) уменьшается, дыхание становится почти незаметным, и присасывающий эффект грудной полости при вдохе практически исчезает.

Каким же образом лимфа и венозная кровь возвращается к сердцу?

Да, вопрос вполне правомерный. Кроме присасывающего действия грудной клетки при вдохе перемещению крови по венам способствуют вазомоции (ритмические сокращения стенок вен), но в бóльшей мере возврату крови к сердцу способствует сокращение скелетных мышц.

В Древней Индии нашли способ, позволявший помочь возврату венозной крови и лимфы к сердцу, а также помогающий растянуть и вернуть диафрагму – грудобрюшную перегородку – в нормальное положение.

Во время этого действия возникает ощущение, что диафрагма и желудок поднимаются, буквально «взлетают».

Итак, стоя, ноги на ширине плеч, слегка наклонитесь вперед, немного согнув колени, положите ладони пальцами внутрь на середину бёдер. Наклоните голову вперед так, чтобы подбородок опустился в ямку между ключицами.

Полностью, с усилием, выдохните из легких воздух (вес туловища должен покоиться на руках). Затем перекройте движение воздуха смыканием голосовой щели. Задержите дыхание, сымитируйте вдох расширением грудной клетки (как бы вдохните, но не впускайте воздух в лёгкие). Тем самым поднимется и растянется диафрагма – грудобрюшная перегородка. То есть, мы как бы вдыхаем грудной клеткой, но голосовую щель удерживаем сомкнутой, чтобы воздух в лёгкие не поступал. Живот при этом втянется и органы брюшной полости подтянутся вверх, под купол диафрагмы. Пока живот втянут, кишечник отходит назад и вверх, к позвоночнику. В это время как раз и происходит отсос крови и лимфы в основном из брюшной полости и таза. Удерживайте такое положение столько, сколько сможете (до появления ощущения недостатка воздуха). Не переусердствуйте. Нужно втягивать живот до первых признаков боли и удерживать паузу в дыхании только до появления желания сделать вдох, до появления ощущения недостатка воздуха. Затем расслабьте межрёберные мышцы, откройте голосовую щель и медленно впустите воздух в легкие. Сделайте глотательное движение.

Восстановите дыхание, подышав тихо и спокойно, расслабленно и неглубоко. Затем повторите весь цикл. Начинать следует с 2-3 циклов. Не рекомендуется повторять этот цикл более 10 раз подряд.

Лучше всего выполнять это упражнение натощак и в позе «молящегося» – стоя на полу на коленях и положив голову на пол (попой кверху, в земном поклоне). При восстановлении дыхания после очередного втягивания живота постоять «на четвереньках» (на выпрямленных руках и на коленях).

На санскритском языке это упражнение называется «уддияна бандха ».«Уддияна» - означает «взлёт», «бандха» - «замок, удержание».

«Кто ежедневно выполняет уддияну, становится снова молодым. Она убивает смерть», – так говорят йоги.

ПОМОЩЬ ВЕНОЗНОМУ И ЛИМФАТИЧЕСКОМУ ВОЗВРАТУ

Как мы с вами разобрались, наше тело так устроено, что для достижения 100%-й циркуляции крови требуется обязательная помощь в работе нашему сердцу и сосудам. Помогают обеспечить венозный и лимфатический возврат:

  • Разнообразные движения конечностями, при которых мышечные сокращения-расслабления с помощью тысяч клапанов продвигают венозную кровь и лимфу к сердцу;
  • Постепенное уменьшение глубины дыхания расслаблением дыхательных мышц (по Бутейко), которое способствует расслаблению гладких мышц кровеносных и лимфатических сосудов (ведь чтобы стенкам сосудов сжаться для проталкивания крови и лимфы, им необходимо сначала расслабиться);
  • Частые втягивания живота на протяжении дня после максимального выдоха. При этом купол диафрагмы устремляется к горлу и мы задерживаем дыхание до появления ощущения недостатка воздуха. Это способствует подсосу лимфы и венозной крови к сердцу, что облегчает его работу;
  • Частые изменения положения тела (встать, потянуться, походить, краткий отдых лёжа с поворотами с боку на бок и со встряхиваниями поднятых вверх конечностей); наклоняться почаще («завязываем шнурки»);
  • Умеренный физический труд и физические упражнения (подключение мышечного насоса для перемещения крови и лимфы);
  • Сон на твёрдой, жёсткой, неудобной постели (чтобы почаще во сне ворочаться с боку на бок);
  • Растирание и разминание тела, похлопывания и поколачивания по мягким тканям и по костям.
  • Сохранение работоспособных кровяных депо – частое их опорожнение;
  • Беспрепятственное прохождение пульсовой волны (убрать тугие пояса, утяжки, корсеты, грации, резинки, тугие воротники, галстуки, туфли на высоком (более2,5 см) каблуке…);
  • Периодическая востребованность всех органов, всех тканей, всех желез внутренней секреции.
  • Температурные воздействия (воздушные ванны, контрастный душ, растирания снегом, обливания ледяной водой, умеренный прогрев в бане…);
  • Эмоциональные всплески (острый стресс);
  • Потери крови (кровопускание, пиявки, донорство, месячные);
  • Смех, хохот, крик, пение, чихание;
  • Гидравлические удары (джакузи, циркулярный душ, душ Шарко…).

«Часы старения-смерти » (так Д.И. Финько и И.И. Голованов назвали начало местного «загущения» крови, повышение её вязкости) включаются каждый раз после завершения последнего движения, последней смены положения тела, то есть замены крови в данном участке тела.

Что же, скажете вы, не есть, не спать, не учиться и не работать, а только следить за дыханием и положением тела и двигаться? – Успокойтесь. Исходя из теории системного кровообращения, допустимо нарушение кровообращения на протяжении около 2-3 часов, когда процесс ещё легко обратим .

Здесь уместно вспомнить об остановке кровотечения наложением жгута на конечность. При этом обязательно нужно вложить под жгут записку с точным временем наложения жгута. Не позднее 2-х часов жгут нужно снять, иначе конечность ампутируют как омертвевшую.

С головным мозгом всё происходит гораздо быстрее. Прекращение поступления кислорода в мозг более чем на 5 минут приводит к гибели клеток мозга. Особенно страдает неокортекс - кора головного мозга, которая отвечает за разумность.

В этом ключе нужно пересмотреть увлечение перевернутыми асанами йоги - сарвангасана, халасана, випарита-карани, ширшасана. Длительное (более 5 минут) нахождение в этих позах приводит к кислородному голоданию мозга со всеми вытекающими... Все эти позы травмоопасны. А три первых ещё и перерастягивают межостистые связки шеи и верхнегрудного отдела позвоночника. Это приводит к нарушению осанки и появлению мышечного напряжения в основании черепа. А это одна из причин головных болей, раздражительности, вспыльчивости. В связи с проникновением в фитнесклубы восточной экзотики число "ёгнутых" возросло...

Добиться полноценного кровообращения практически возможно двумя путями: либо интенсивными тренировками, либо комплексом целенаправленных упражнений. Но каждого занятия комплексом «хватает» для полноценного кровообращения лишь на 2-3 часа. Именно поэтому мы говорим, что выполнение 10-тиминутного комплекса равнозначно 2-х часовой пробежке или 2-х часовым занятиям на тренажерах . В равной степени по их окончании «часы старения-смерти» включаются (начнутся процессы разрушения).

Поэтому лучше двигать всеми частями тела меньше да почаще, чем нагружать себя 2-х часовыми изнуряющими тренировками три раза в неделю.

Повторим ещё раз: «часы старения-смерти» включаются каждый раз после завершения последнего упражнения , после последнего движения , после последнего напряжения мышцы , после растирания и разминания . Почему? Потому что клапанный аппарат в венах и в лимфатических сосудах – главный движитель венозной крови и лимфы . Необходимо всегда помнить об этом и как можно чаще прибегать к разнообразным мышечным нагрузкам, пусть самым незначительным, и даже в течение сна приучать себя менять положение тела. «Будьте как дети», которые постоянно находятся в движении.

Мудрая природа и это предусмотрела. Предусмотрела, как помочь нашему организму во сне. Во время сна через каждые 90-100 минут дыхание у спящего углубляется и учащается. Тем самым происходит гипервентиляция альвеол лёгких и организм теряет углекислый газ. Дефицит углекислого газа приводит к возбуждению нервных клеток и рецепторов. Тем самым внешний сигнал малой мощности (звук, холод, давление ложа на кожу, мышцы и кости) достигает центральной нервной системы. Начинаются быстрые движения глаз, возникают сновидения, спящий в это время ворочается во сне. Проходит 10-20 минут и опять наступает фаза медленного глубокого сна. Вот почему спать нужно в минимально комфортных условиях: голодным и на жёстком ложе, прохладный воздух (как в английских и японских неотапливаемых спальнях), под ухо – тугой валик, чтобы были негромкие звуки. То есть, почти всё делать наоборот тому, что делаете (сытно, удобно, комфортно, тепло, мягко, тихо). Это к вопросу об изменении мировоззрения и образа жизни.

И ещё один совет: перед засыпанием слушайте, слушайте и ещё раз слушайте своё дыхание. Настраивайте свой слух на дыхание. Чтобы вы регулярно просыпались от шума своего шумного углубившегося во сне дыхания. А проснувшись - сладко потянитесь, перевернитесь на другой бок и снова слушайте, слушайте, слушайте своё дыхание…

Учитывая законы движения крови и лимфы, мы приходим к заключению, что для обеспечения венозного возврата и возврата лимфы недостаточно длительной однотипной физической «работы». Так как при беге и ходьбе работает лишь около 50% мышц, то очень важны различные, разнообразные гимнастические упражнения (задействующие максимально возможное количество мышц), смена положений тела относительно предсердий, разминания и растирания тела.

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ?

Для обретения и поддержания здоровья и активного долголетия необходимо выполнять и поддерживать всего лишь четыре условия:

1) нормальное дыхание в покое и при физической нагрузке;

2) своевременная и в достаточных количествах доставка крови ко всем клеткам организма посредством сердца и артериальной системы;

3) своевременный и эффективный отвод продуктов обмена веществ от каждой клетки в кровь и из организма посредством сердца, скелетных мышц, венозной, лимфатической систем, печени, кишечника, почек и кожи;

4) поддержание нормального качества и количества крови в организме, контроль и своевременная коррекция крови в случае необходимости за счёт нормального видового питания, физических нагрузок и здорового образа жизни.

Полное или частичное нарушение каждого из указанных условий приводит к заболеванию и старению. Выполнение первых трёх условий обеспечивает полноценное кровообращение. По-настоящему эффективно только регулярное соблюдение всех четырёх условий.

Сложный и дорогостоящий путь определения содержания всех составляющих крови и их корректировки за счёт лекарств и питания – малоэффективен .

Почему? Да потому что качество крови может контролироваться анализами и корректироваться питанием и препаратами, а вот кровообращение и дыхание – ничем в медицине не контролируется. Нарушения кровообращения и дыхания до поры до времени бессимптомны. Именно поэтому болеют и преждевременно умирают и физкультурники, и люди физического труда, и некурящие и непьющие. Трагическая развязка наступает как гром среди ясного неба.

В современном обществе мы видим опасную тенденцию широкого распространения болезней, протекающих без симптомов. Причины этого лежат не только в медицине комфорта, старающейся всячески убрать симптомы болезни у больного, но и в том числе:

Из-за нежелания либо из-за боязни признать себя больным (дабы не показаться слабым и не упасть в глазах окружающих либо конкурентов);

Из-за невежественных рекомендаций психологов истолковывать состояние здоровья в пользу призрачного «настроя на позитив», что понимается обычно как вульгарная необходимость просто-напросто отмахиваться от плохого самочувствия, от явных симптомов болезней, и, в сущности, толкает людей на неискренность перед самими собой;

Из-за пристрастия к широко распространённому ошибочному мнению принимать хорошее самочувствие за здоровье ;

Из-за незнания понятия «здоровья», либо из-за ориентации в определении этого понятия на эмпирическую, неконкретную формулировку Всемирной организации здравоохранения («здоровье – это телесное, психическое и социальное благополучие человека»);

Из-за отношения к здоровью «по остаточному принципу», как к чему-то не заслуживающему первоочередной траты времени и средств;

Из-за отсутствия в сознании профилактической направленности на предотвращение болезней;

Из-за незнания, непризнания или неустранения глубокого дыхания как определяющей, наиболее важной, наиболее распространённой причины хронических заболеваний.

ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?

Вроде бы всё понятно: здоровый человек – это тот, у которого ничего не болит. Это – благополучный, радостный человек.

Но как измерить здоровье, как измерить благополучие? Где проходит черта между здоровьем и болезнью?

Ведь болезнь может таиться в человеке, быть до поры до времени незаметной (например: склероз, рак, цирроз), а потом ему вдруг становится плохо. Иногда очень резко и неожиданно.

Константин Павлович Бутейко изучил и доказал, что у всех людей, которые болеют, обязательно нарушено дыхание. В этом и состоит открытая им главная тайна здоровья – она заключается в том, чтобы дышать как можно меньше . Больные люди , как открыл Константин Павлович, просто не знают, что дышат ненормально глубоко . Вместо того чтобы дышать только за себя, каждый из них дышит за несколько человек. Именно из-за этого «переедания» воздухом люди и болеют чаще всего.

А как же определить, за сколько человек ты дышишь ?

Эту сложнейшую задачу тоже решил доктор Бутейко. Он провёл в своей научной лаборатории большие и точные исследования по дыханию.

Вот как он учил измерять дыхание и здоровье, не используя дорогостоящего оборудования.

Нужно сесть удобно, выпрямить спину, поднять глаза вверх, расслабить плечи, грудь и живот (не сгибая спину), чтобы произошёл обычный выдох и после этого пальцами слегка прижать крылья носа, чтобы не только Ваш рот, но и нос был закрыт.

В таком положении, не дыша, нужно постараться побыть некоторое время.

Сколько времени не дышать?

Сколько получится, особо терпеть не надо. Длительность паузы в дыхании - до первой трудности в дыхании, то есть, до первого напряжения мышц, участвующих во вдохе.

Это измерение объективно , так как не зависит от воли человека. После остановки дыхания практически всегда наблюдается момент непроизвольного сокращения дыхательных мышц (диафрагмы, грудной клетки, горла, шеи). Так вот, пауза длится до первого напряжения в мышцах, которые совершают вдох. Измерение паузы после выдоха должно быть таким, чтобы не сорваться после паузы на глубокие вдохи-выдохи. С помощью секундной стрелки часов необходимо определить то время, сколько Вы не дышали. Вот это время и покажет, насколько Вы дышите глубоко, и насколько Вы здоровы. Ещё раз подчеркнём: перед измерением и после него не следует делать глубокие вдохи-выдохи!!!

Если это время «недышания» после обычного спокойного выдоха , а оно называется «контрольной паузой Бутейко», меньше одной минуты, то это означает, что Вы не являетесь здоровым, хотя, может быть, Вы и не чувствуете в себе никакой болезни.

Это значит, что Вы дышите уже больше чем за одного человека. А это очень вредно и очень опасно.

Так за сколько человек Вы дышите?

За столько, во сколько раз Ваша контрольная пауза меньше 60-ти секунд.

Например, Вы можете не дышать после обычного спокойного выдоха только 15 секунд. Тогда 60 делим на 15. Получим четыре. Это значит, что Вы дышите за четырёх человек. То есть, за себя и ещё за троих. Каждый Ваш вдох больше нормы в 4 раза. А таких вдохов в сутках – больше 20 тысяч. Вот что разрушает в первую очередь здоровье . Разрушает при каждом вдохе. Именно при каждом (!!!) вдохе.

Уровень здоровья – это величина обратная глубине дыхания. То есть, в нашем случае уровень здоровья равен ¼. Вы на четверть здоровы. Если контрольная пауза 30 секунд, то человек наполовину здоров.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ДЛЯ ИЗЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ?

Вы уже, наверное, хорошо поняли: раз причина болезни (это открыл доктор Бутейко) заключается в глубоком дыхании, то становится ясно, что для излечения нужно учиться исправлять глубину своего дыхания, уменьшать её. Именно уменьшать глубину дыхания, то есть уменьшать объём вдыхаемого воздуха, чтобы перестать дышать за нескольких человек.

Учиться до тех пор, пока Ваше дыхание не снизится до нормы, а норма означает дыхание только за себя одного.

Но этого мало. Чтобы болезнь не вернулась, необходимо и дальше не допускать углубления дыхания.

Значит, для здоровья нужно дышать не так, как Вы привыкли, - ведь Вы привыкли дышать глубоко и даже не замечаете этого. Да и никто не замечает, не Вы один такой.

Болезни выдают Вам правду, они прямо говорят своим появлением о наличии у Вас глубокого дыхания. Поэтому потребуется приучить себя дышать как можно меньше. Приучить себя к нормальному дыханию, которого, если Вы не двигаетесь, должно быть не видно и не слышно.

А для обеспечения этого, в условиях городской цивилизации, реальны для исполнения принципы

  • разумного самоограничения (принцип «меньше»: меньше есть, меньше спать, меньше отдыхать, меньше лежать, меньше пить жидкости, меньше кутаться, меньше потреблять, то есть, нужно добровольно ограничивать себя в наслаждениях) и
  • нравственности (альтруизм, чувство единения, жертвенность, труд на общее благо…)

Думается, с дыханием более или менее стало ясно.

А вот для предотвращения опасного загущения крови в любом месте своего организма необходимо ежедневно осуществлять принудительную «промывку» всех сосудов, кровяных депо и капилляров. Не допускать длительного застоя крови во всём организме, отмирания капилляров и сосудов, чтобы исключить образование безсосудистых зон. Лишь длительный бег в значительной степени может справиться с поставленными задачами. Однако всё равно не будет уверенности, что все участки тела обновили кровь, получили достаточный импульс замены крови. Конечно, последующий контрастный душ с растиранием жестким полотенцем довершат полезное дело.

Но, во-первых, бегать надо каждый день.

Во-вторых, ни в коем случае нельзя бросать начатое дело даже на один день (никакое недомогание, занятость, непогода – не принимаются в оправдание). Напротив, организм будет постоянно требовать увеличения нагрузок.

В третьих, при вынужденном «простое» последствия могут быть куда более серьезнее, чем если бы человек не бегал вовсе.

Примерно та же самая картина и с пешими прогулками. Если их совершать в очень медленном темпе, не отягощая прогулки упражнениями на ходу, то эффективность их будет незначительна (времени потратил много, а результату – пшик). В любом случае, часовая пешая прогулка – это 1 цикл принудительной 100% циркуляции крови, а требуется не менее четырёх циклов ежедневно .

Опираясь на концепцию системного кровообращения, предлагается совершенно оригинальный комплекс физической активности для обеспечения 100% циркуляции крови. Обязательно необходимо энергичное растирание всего тела ладонями, пальцами, костяшками пальцев. Они прекрасно стимулируют приток крови (эритроцитов) к периферийным участкам кровеносной системы и тем самым увеличивают кровеобмен количественно и качественно. Эти упражнения предотвращают застой крови в кровяных депо, препятствуют отмиранию капилляров, стимулируют их прорастание в периферические области тела (наиболее удаленные от насоса-сердца).

Ежедневная повсеместная замена (с помощью разминания, растирания и физической активности) эритроцитов в капиллярах на фоне неглубокого дыхания – это основная предпосылка оздоровления, омоложения и долголетия человека.

Можно интенсифицировать циркуляцию крови локально – «прорабатывая» каждое «слабое» место (где болит). Но этот процесс длительный. Гораздо эффективнее и надёжнее предотвращать, то есть не допускать опасного загущения крови, нарушения кровообращения. Комплекс упражнений и растираний приносит наслаждение, занимает минимальное время – 10 - 15 минут. Основное назначение комплекса – разнообразием движений добиться «пробуждения» максимального количества мышц и суставов.

Комплекс абсолютно безвреден, так как в нём нет ничего такого, что превышало бы нагрузку от обычной утренней гимнастики и растирания тела полотенцем.

Цели урока:

  • ознакомление со строением и жизнедеятельностью органов дыхания и кровообращения;
  • раскрытие значение для организма их согласованной и слаженной работы;
  • закрепление практических навыков по уходу за собой; воспитание здорового образа жизни.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Садитесь, ребята. Проверим посадку.

Положение ног проверяем. Они должны опираться под столом о пол.

Поставь руку локтем на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснись виска.

Между краем стола и грудью должен проходить кулачок.

II. Повторение пройденного

.

У. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Д. Наше питание, уход за зубами.

У. Сейчас повторим, как же нужно ухаживать за зубами. Учитель диктует утверждения, а учащиеся в тетрадях записывают “да” или “нет”.

Всегда прочищаю зубы иголкой.
Полощу рот после еды.
Почистив зубы вечером, не ем сладостей.
Никогда не чищу зубы.
Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.
Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.

У. Обменяйтесь тетрадями. Проверяем. Учитель читает утверждение, на доске открывается правильный ответ. Учащиеся проверяют.

У. Так скажите, как нужно питаться правильно, чтобы расти и развиваться и вместе с этим сохранить здоровые зубы?

Д. Питаться разнообразной пищей.

Меньше ешь сладостей, они не только разрушают зубы, но еще способствуют накоплению избытка жира под кожей.

Полезно есть овощи и фрукты.

Желательно есть в одно и тоже время, а ужинать надо за два часа до сна.

III. Сообщение темы и целей урока.

У. Ребята, а как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи, не причинив вреда собственному здоровью?

Заслушиваются ответы детей.

У. Под наблюдением врача в больницах пациенты проходят курс лечебного голодания от 2 недель до 1 месяца.

А как вы думаете, сколько времени человек может прожить без воды? Ответы детей.

У. Как правило, без вреда для здоровья человек может прожить без воды не более 2-3 дней.

У. А сколько времени человек может обойтись без воздуха? Ответы детей.

У. 1, 2 минуты, а ловцы за жемчугом до 5 минут.

Воздух дороже золота, бриллиантов, всех сокровищ мира вместе взятых. Без сокровищ прожить можно, без воздуха – нельзя.

Сегодня на уроке мы узнаем, как же дышит человек, как кислород благодаря движению крови попадает ко всем органам нашего тела.

IV. Работа по теме урока.

У. Как же воздух попадает в организм? Ответы детей: через нос и рот в легкие .

Давайте вместе с воздухом слетаем в легкие! Внимание! Влетаем в нос! Этот тоннель очень короткий, такой же как и само слово. Но устроен он интереснее самых длинных тоннелей. Складки носа и волоски в ноздрях задерживают пыль, микробы, а очищенный воздух попадает в легкие.

Открывается рисунок 1.

И вот мы с вами около порта Легкие. Этот порт состоит из множества пузырьков, в стенках которых постоянно течет кровь. По нашей кровяной речке движется великое множество корабликов.

Открывается рисунок 2.

Как только свежий воздух попадает в пузырьки легких, кровяные кораблики берут из воздуха кислород и несут его по кровяной речке ко всем органам, а забирают углекислый газ, который затем мы выдыхаем.

Почему же кровь попадает ко всем органам? Да дело в том, что наше тело пронизано густым переплетением кровеносных сосудов: толстых и тонких. Поэтому, где бы мы не поранились, везде появляется кровь. Кричать и плакать не следует, надо лишь обработать ранку.

Кровь отсутствует там, где имеются неживые части нашего тела, состоящие из рогового вещества – ногти, волосы, мозоли. И это хорошо, иначе каждая гигиеническая процедура (стрижка, обрезание ногтей) вызывала бы у нас болезненное состояние.

Кровь с кислородом никуда бы не пошла, если бы в порту не работал мощный мотор – Сердце, который всего величиной с кулак, но такой трудяга, что не останавливается ни на секунду и работает всю жизнь человека.

Сожмите кисть в кулак и посмотрите, какие размеры у вашего сердца.

И вот в порту Сердце скопились кораблики, порт выпускает множество корабликов в плавание. Мы с вами можем ощутить каждый выброс корабликов. При этом мы ощущаем удар по грудной клетке или как мы говорим “бьется сердце”. Такое колебание называется пульсом. Каждый удар пульса соответствует удару сердца.

Открывается рисунок 3.

Из порта Сердце кораблики отправились вниз по кровяной реке “Артерия” до крошечных пристаней “Мизинец левый” и “Мизинец правый”. Кораблики доставляют по артериям кислород. Целый караван кораблей: красные – торговые, которые отдают в пути кислород, питательные вещества, а забирают углекислый газ, отходы, яды, становятся темными и не очень нарядными. Но они довольны своим обменом.

А что же делают в это время белые кораблики? Их гораздо меньше, чем красных. Но они для нас чрезвычайно важны. Эти белые кораблики борются с инфекцией, различными болезнями: убивают микробов, проникших в организм. Без них справиться с инфекцией было бы невозможно или, по крайней мере – трудно. Ну что, что они называются военные, на них нет ни пушек и ружей. Они бьются совсем иначе. Белый корабль вплотную подходит к орде микробов. Втягивает их в себя и ест? Недаром ученые эти корабли называют фагоцитами – пожирающими. Через ранку наружу выходит кровь, в неравной схватке гибнут наши защитники, но даже погибая, они выделяют особое вещество, которое тоже убивает захватчиков. Миллионы погибших белых кораблей скапливаются по краям твоей ранки и постепенно закрывают её собой, белая защитная стена из мертвых воинов, сквозь которую не пролезет ни один микроб, называется гноем.

И совсем маленькие – ремонтные лодочки. Без них кровь так бы и продолжала бы течь из пореза или царапины. Они создают корочку на ранке.

Как вы думаете, что произойдет с количеством “защитников”, если в организм попадет инфекция? (увеличится) Оказывается, как только начали гибнуть наши отважные корабли, на фабрику крови полетел приказ – шлите подкрепление. И фабрика тут же выполняет приказ. Она и в мирное время работает без выходных, а здесь... Здесь она ставит рекорды. Вместо одного погибшего корабля несколько новых делает и точно знает, каких сейчас надо больше – военных или ремонтных.

Вот поэтому врач, отправляя заболевших пациентов на анализ крови, может по данным анализа судить, как протекает борьба организма с инфекцией. Иногда анализ крови позволяет выявить заболевание, о котором больной и не знал.

Не случайно современная медицина придает исследованиям крови очень большое значение. Кровь называется “зеркалом здоровья”.

Иногда у человека бывает такая страшная рана и такая потеря крови, что сколько фабрика бы не работала, она не в состоянии справиться с бедой. Ведь если человек потеряет даже половину своей крови, он умрет. Спасти его может врач и чужая кровь. Кровь берут у какого-нибудь другого человека. Этих людей называют донорами, что в переводе “даритель” дарит жизнь. Крови обычно берут у доноров такое количество, которое не сказывается на здоровье людей, а через некоторое время обычный объем крови у донора восстанавливается.

А как вы думаете, может ли заменить человеческую кровь кровь животного?

В старину не знали, что переливать кровь человеку можно только человеческую, да и то не всякую, а определенной группы. Пробовали использовать для этого собак, ягнят и др. животных, но все больные после переливания умирали. Потом выяснилось, что красные кораблики животных сразу погибали в чужой реке и отравляли ее.

Пока мы с вами беседовали, кораблики, отдав кислород и загрузившись углекислым газом и получив отходы, по реке с красивым названием “Вена”, отправились в обратную сторону: от мизинцев до сердца, т.е. вверх. У простых рек такого не бывает, а вот у человека имеется такая тайна. Это одно из многих человеческих чудес. Подойдя к сердцу, кораблики подходят к правым воротам, а оттуда опять в легкие, чтобы загрузиться кислородом. Вот такое бесконечное путешествие.

Известно ли вам еще такое же бесконечное путешествие в природе? (круговорот воды в
природе).

V. Обобщение материала.

У. Где находится кровь в нашем теле?

Какую роль играет кровь?

Почему кровь, которая течет по реке “Артерия” ярко- красного цвета, а после обмена
становится темно-красного цвета?

Каков состав крови?

Чтобы органы правильно работали, а это в первую очередь- сердце и легкие – о них мы должны заботиться. Как?

Если есть какое-то нарушение, то мы обращаемся к врачу. Разыгрывается сценка “У врача”

  • Здравствуйте!
  • Здравствуй!
  • На что жалуетесь?
  • Доктор, я плохо ем, задыхаюсь, кашляю, и вдобавок стал плохо спать.
  • Давайте проверим вас. Зарядку делаешь? На воздухе бываешь? Ничего не понимаю. А может, ты куришь?
  • Семиклассник Мишка в старом заброшенном сарае угощал нас. Я сначала отказывался. А он
    сказал: “Эх ты, маленький, боишься мама ремня задаст. Кури, никто не узнает”
  • Курение вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы. Но
    особенно вреден табак для растущего организма. Для детей табак вреднее в 2-3 раза, чем для
    взрослых. У курящих слабеет память, нарушается зрение. Курильщикам тяжело заниматься
    физкультурой и спортом.
  • VI. Подведение итогов урока

    .

    У.Что интересного вы узнали сегодня на уроке о нашем организме?

    У.Что показалось вам трудным?

    У.Что особенно запомнилось?

    VII. Домашнее задание.

    Список литературы.

    1. “ Мир вокруг нас”. Учебник для 3 класса начальной школы. А. А. Плешаков. Москва. “Просвещение”, 2006 год.
    2. “ Валеология – основы безопасности жизни ребенка”. Л. Г. Татарникова, Н. Б. Захаревич, Т. О. Калинина. Санкт- Петербург, “ Петроградский и К 0 ”, 1995 год.

    Тип урока: комбинированный

    Цель

    — формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

    Проблема: дыхательная, кровеносная системы

    Задачи: познакомить с дыхательной и кровеносной системами человека

    Предметные результаты

    Научатся объяснять строение и принципы работы

    дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли крови в организме, научатся измерять пульс.

    Универсально учебные действия (УУД)

    Регулятивные: планировать необходимые действия, действовать по плану

    Познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения и выводы

    Коммуникативные: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета

    Личностные результаты

    Формулировать выводы, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке

    Основные понятия и определения

    Дыхательная система, кровеносная система.

    Изучение нового материала

    О ДЫХАНИИ

    С помощью рисунков изучи, как устроены дыхательная и кровеносная системы человека. Подумай, как они связаны между собой.

    Всю свою жизнь человек дышит — вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух через носо-вую полость, трахею и бронхи поступает в лёг-кие. Все эти органы составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислоро-дом и помогает удалять из организма углекислый газ. Как же это происходит?

    Трахея и бронхи представляют собой трубки. Лёгкие состоят из множества маленьких пузырь-ков. В стенках этих пузырьков постоянно дви-жется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берёт из воздуха частицы кисло рода, а отдаёт частицы углекислого газа. (Угле-кислый газ образуется при работе всех органов тела.) Затем кровь несёт кислород к каждому органу, а оставшийся в лёгких воздух, в кото-ром стало мало кислорода и много углекислого газа, мы выдыхаем.

    О ДВИЖЕНИИ КРОВИ

    Огромную роль в организме играет кровь! Она приносит ко всем органам питательные вещест-ва и кислород, а уносит от них углекислый газ.

    Кровь движется по кровеносным сосудам, ко-торые проникают во все органы. Двигаться её заставляет сердце. Оно имеет толстые мышеч-ные стенки. Сердце можно сравнить с насосом. Оно с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Обежав всё тело, кровь возвращается в сердце, которое посылает её в лёгкие, а затем вновь заставляет путешествовать по всему телу.

    Сердце и кровеносные сосуды — органы кро-вообращения. Они образуют кровеносную сис-тему. Её работа — обеспечивать движение крови.

    Осмысление и понимание полученных знаний

    Практическая работа

    Рассмотрите фотографию. Прощупайте у себя на левой руке пульс. Каждый удар пульса соот-ветствует удару сердца. Посчитайте уда-ры пульса в течение минуты. Измерьте пульс друг у друга. Сделайте по пять приседаний и снова измерьте пульс. Что изменилось? Почему?

    Самостоятельное применение знаний

    Проверь себя

    1.Как устроена и работает дыхательная систе-ма? 2. Какова роль крови в организме? 3. Как устроена и работает кровеносная система?

    Вывод

    Дыхательная система снабжает организм кис-лородом. Кровеносная система обеспечивает движение крови, которая переносит внутри организма различные вещества.

    Задания для домашней работы

    1.Запиши в словарик: дыхательная система, кровеносная система.

    2.Измерь пульс у членов своей семьи. Дан-ные запиши в рабочую тетрадь.

    Дыхание человека - энциклопедия для детей

    Легкие. Строение легких - развивающий мультфильм для детей

    Горло. Строение горла - развивающий мультфильм для детей



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное