Домой Пульпит Как заваривать пустырник для купания младенца. Можно ли давать грудничку пустырник? Как правильно приготовить ванну для купания малыша с пустырником, способы заваривания лекарственной травы

Как заваривать пустырник для купания младенца. Можно ли давать грудничку пустырник? Как правильно приготовить ванну для купания малыша с пустырником, способы заваривания лекарственной травы

В самом Китае кунг-фу начали практиковать в монастыре Шаолинь, в провинции Хонань, в центральном Китае. Очевидно, в Китай искусство рукопашного боя было завезено буддийскими монахами из Индии в III или IV столетии до нашей эры. Некоторые историки считают, что в Индию оно попало с приходом солдат Александра Македонского. «Монастырский кулак», как он раньше назывался, не был широко известен а Китае до тех пор, пока, Шаолинь не был разрушен императорскими войсками в 575 году. И лишь только нескольким монахам тогда удалось спастись.

То было тяжелое время. Монахи, развившие движения кунг-фу в форму чередующихся упражнений, обучали своим методам местных жителей, дабы те смогли защищать себя от бесчинствующих феодалов или разбойников, странствующих по дорогам. Эти методы кунг-фу скорее всего относятся к «мягкому» типу; «жесткий» стиль развивался на севере Китая, возможно, в Монголии он намного агрессивнее, эта более атакующий стиль боя.

Как правило, мастера, практикующие северные стили, много внимания уделяют технике ударов и защиты ногами, стремительно атакуют и мгновенно разрывают дистанцию, применяют удары ногами в высоком прыжке, а также акробатические прыжки и сальто, В то время как мастера юга предпочитают глубокие защитные стойки с широко расставленными ногами, используют удары руками с короткой дистанции, ногами не выше пояса. Возможно, самым известным представителем северных стилей является клан «Eagle Claw» - «Коготь орла». Их техника включает различные удары по глазам, похожие на орлиные, они также очень стремительно захватывают горло и душат. Родоначальником этого стиля был якобы человек по имени Юй Фей, живший с 1103 по 1141 год, Со своими ударами, захватами и удушениями этот стиль не очень отличается от современного джиу-джитсу. Во времена правления династии Мин (1368 - 1644) Лай Чеюн соединил стиль «Коготь орла» со стилем, который он назвал «Фаан Цы». Это система эффективна своими удивительными ударами руками и ногами, которые наносятся в высоком прыжке. Всего, вместе взятых, возможно, наберется пять сотен различных стилей и систем кунг-фу. Около 400 лет тому назад это искусство проникло на Окинаву, а оттуда в Японию, где оно и стало известно в 1917 году, как каратэ и джиу-джитсу.

Бокс с применением ударов ногами известен также в Таиланде и в Европе, и все же экстраординарные по своей изысканности и утонченности приемы кунг-фу, несомненно, - привилегия Китая. По многим причинам китайцы всегда неохотно раскрывают иностранцам секреты кунг-фу. В последнее столетие немало китайцев иммигрировало в Калифорнию и другие западные штаты, где они часто становились объектом жесточайшего преследования и погромов, учиняемых, как правило, людьми, которые видели в этом дружелюбном, трудолюбивом народе предвестников надвигающейся Желтой Опасности, но, самое главное, жители Америки видели в них лишь дешевую рабочую силу. Китай сам был объектом все более нарастающей эксплуатации со стороны стран Запада, особенно Великобритании.

Начиная с 1870 года, в Китае стали возникать тайные общества, практикующие кунг-фу и другие воинские искусства в надежде, что все это поможет им выдворить иностранцев с их древней земли.

Этимология

В дословном переводе с китайского языка, «кунг» («гун», «гонг») (功 ) дает смысл «сила», «власть», а также «достижения» и «результаты» деятельности, работы, «фу» () дает значение человек. Иероглифы объединяются для описания любого приобретённого мастерства, достижений, полученных в процессе упорной работы за длительный промежуток времени, в том числе и в искусстве владения своим телом, разумом и энергией с целью получения превосходства в рукопашном бою.

Считается , что термин «кунг-фу» не применялся в Китае в смысле «китайское боевое искусство» до XX века, в этом значении термин не встречается в древних текстах. В современном значении термин впервые начал применяться на западе, после того, как о нем сообщи л французский иезуитский миссионер Жан Жозеф Мари Амио, в XVIII веке. Термин редко использовался вплоть до конца 1960-х, когда приобрел всемирную известность и популярность благодаря Гонконгским фильмам, с участием Брюса Ли, а позднее телесериалу Кунг-фу. В настоящее время термин широко применяется в смысле «китайское боевое искусство» в Китае и мире, являясь символом достижений китайской нации в области боевых искусств.

История

Считается, что основателем кунг-фу как боевого искусства является индийский монах Бодхидхарма, известный в Китае как Дамо. Согласно легенде, он был принцем из Южной Индии, но отказался от королевского титула и наследства, избрав для себя простую жизнь буддийского монаха. Он много путешествовал по Индии, проповедуя и распространяя учение буддизма. В те времена индийские монахи часто путешествовали в Китай, распространяя буддийское учение.

В 520 году н. э. Бодхидхарма покинул Индию и отправился в Китай. Там он обосновался в монастыре Шаолинь. Местные монахи показались ему физически слабыми и неспособными выдерживать аскетическую жизнь буддистов. Тогда он предложил монахам комплекс физических упражнений, чтобы укрепить здоровье и выносливость монахов. Упражнения оказались очень эффективными и монахи стали регулярно проделывать их, доводя свои умения до совершенства. Постепенно, на основе этих физических упражнений, была разработана система самообороны.

Ученикам внушалось, что те из них, кто сможет освоить кунг-фу, будут в состоянии преодолеть все на своем пути, и святая ярость охватывала сердца этих молодых парней, верящих в то, что они сильнее иностранных бомб и пуль, что они смогут победить своих врагов голыми кулаками и стремительными ногами. Некоторые инструкторы доходили порой до полнейшей бессмыслицы, убеждая своих учеников в том, что пули не смогут нанести их сильным телам никакого вреда. Все это привело к тому, что в начале столетия тысячи молодых китайцев бросили вызов развитым промышленным державам, включая Англию и Америку. Это событие получило название «Восстание боксеров». И, конечно же, все они погибли в неравных схватках.

Большинство из нас, еще с уроков физкультуры в школе, привыкло дышать полной грудью: руки вверх, набрали по­больше воздуха, выдохнули; снова вдохнули и т. д. Однако попробуйте так подышать некоторое время — голова закружится. Почему? Потому что мы совершаем насилие над нашим естественным типом дыхания; при учащенном дыхании происходит перенасыщение головного мозга кислородом. При недостатке углекислоты нарушаются обменные процессы, теряется координация и даже можно упасть, потеряв равновесие. На Дальнем Востоке принят тип дыхания «животом». Дыхательной практике уделяется очень большое внимание в боевых

искусствах, и, видимо, поэтому у старых мастеров часто можно видеть округлый животик (например, на гравюрах, изображающих самураев), но это вовсе не от полноты. Приблизительно на три пальца ниже пупка находится точка «дань-тянь», которую считают энергетическим центром организма. Достичь посредством правильного дыхания чувства тяжести, а затем теплоты, сосредоточить центр тяжести тела в этой точке во время выполнения боевых движений — непременное условие овладения мастерством в боевых искусствах.

Начнем и мы наши дыхательные упражнения с диафрагмального дыхания, т. е. дыхания нижней частью живота. Для этого нужно встать прямо, расслабиться и выдохнуть полностью воздух из легких. Затем начинаем вдох в три этапа: сначала «надувается» нижняя часть живота (брюшина), затем средняя часть (диафрагма) и только затем завершаем вдох грудью. Вдох производится медленно, через нос, в естественном ритме.



Гиганты кунг-фу

Лян И Цюань родился в 1931 году, известен как один из "Десяти лучших мастеров Китая". Начал изучать традиционное кунг-фу в раннем детстве под руководством своего отца. Получил государственную премию за выдающийся вклад в ушу. Известен как автор книг "Шаолинь цюань-фа", "Ушу цзяо цхай" и др.

Кунг-фу - это древнее китайское боевое искусство. Если вы хотите научиться этому искусству, но поблизости нет спортивной школы, или вы не можете позволить себе оплачивать занятия, или вы слишком заняты, вы можете освоить кунг-фу самостоятельно. Это будет непросто, но оно того стоит.

Шаги

Часть 1

Основы
  1. Освободите место для тренировок. Так как вы будете много прыгать и совершать удары ногами и руками, вам понадобится свободное пространство. Площадка размером 3 на 3 метра будет достаточной.

    • Если у вас нет пустой комнаты для тренировок, освободите один из углов любой комнаты (перенесите из этого угла все предметы, которые вы не хотите сломать и которые могут травмировать вас).
  2. Купите боксерскую грушу. Сначала вы можете обойтись без нее (так как будете наносить удары в воздух), но потом она вам все равно понадобится, чтобы отрабатывать удары.

    • Вы можете подвесить грушу к потолку или купить грушу, которая ставится на пол.
  3. Найдите инструкции. Конечно, занятия с тренером - это лучший способ научиться кунг-фу, но вы можете овладеть этим боевым искусством и самостоятельно (если вы упорный и целеустремленный человек). Купите DVD-диск, посмотрите онлайн-ролики или ищите инструкции по тренировкам на сайтах школ кунг-фу. На сайтах школ вы найдете короткие видеоролики, которые научат вас основным движениям.

    • Лучше всего найти инструкции из нескольких источников. Существуют различные школы кунг-фу, поэтому необходимо выбрать ту методику тренировок, которая подходит вам лучше всего. Более того, в сети есть множество «экспертов» кунг-фу, которые на самом деле таковыми не являются. Выбрав несколько источников, вы гарантируете правильность выполнения движений и ударов.
  4. Выберите то, на чем вы будете фокусироваться прежде всего. Не стоит браться сразу за все - это довольно сложная задача. После того как овладеете некоторыми стойками, решите, хотите ли вы сконцентрироваться на изучении прыжков, ударов ногами или ударов руками.

    • Рекомендуем составить план тренировок. Например, по понедельникам, средам и пятницам вы будете отрабатывать стойки и удары ногами. А по вторникам и четвергам вы будете работать над равновесием и гибкостью.

    Часть 2

    Базовая подготовка
    1. Работайте над равновесием и гибкостью. Равновесие в кунг-фу необходимо для того, чтобы правильно принимать стойки. Для контроля равновесия занимайтесь йогой. Не думайте, что это второстепенные упражнения - они помогут вам добиться успехов при изучении кунг-фу.

      • Для развития гибкости каждую тренировку начинайте с разминки и упражнений на растяжку. Разминка может включать бег, прыжки и отжимания. Затем переходите к упражнениям на растяжку мышц. Это убережет вас от травм и сделает ваше тело более гибким, что позволит вам наносить удары ногами выше, а телу лучше изгибаться.
    2. Овладейте несколькими стойками. Правильная стойка - это основа любого боевого искусства. Вы не сможете правильно двигаться, если у вас будет неверная стойка. Первые три из описанных стоек не предназначены для боя; они предназначены для занятий традиционным кунг-фу и для боя с использованием оружия.

      • Поза всадника . Согните колени примерно на 30 градусов, поставьте ноги немного шире плеч, согните руки и прижмите локти к туловищу. Кулаки держите ладонями вверх. Выпрямите спину (как будто вы сидите на лошади).
      • Передняя стойка . Согните колени и отведите левую ногу назад. Правый кулак держите перед лицом, а левый на уровне груди. Переставьте ноги так, чтобы левая нога оказалась впереди. После этого соответственно переставьте руки.
      • Поза «Обманная нога» . Поставьте правую ногу чуть назад и перенесите на нее вес тела. Поставьте левую ногу чуть вперед и касайтесь пола только пальцами левой ноги. Держите кулаки у лица (как в боксе). Если вас кто-то атакует, вы будете обороняться левой ногой.
      • Боевая стойка . Очень похожа на стойку боксера: одна нога немного впереди другой, кулаки на уровне лица, колени расслаблены.
    3. Отрабатывайте удары руками. Сила удара зависит от положения бедер. Так же, как в боксе, в кунг-фу есть джебы, апперкоты и хуки.

      • Джеб . Займите боевую стойку, левую ногу поставьте перед правой, согните колени, разверните бедро в сторону вашего противника и выбросьте левый кулак, а затем сразу правый (при этом разверните правое бедро).
      • Хук . Займите боевую стойку, левую ногу поставьте перед правой, разверните бедра назад и нанесите удар влево согнутой в локте правой рукой.
      • Апперкот . Займите боевую стойку, опустите кулак и нанесите удар снизу вверх по подбородку противника. При этом немного разворачивайте бедра.
    4. Отрабатывайте блоки. Блоки различаются в зависимости от того, какой удар вы блокируете. Любой атакующий удар блокируется в боевой стойке. В этой позе вы способны защитить лицо и снизить эффективность ударов противника.

      • Блокирование джебов, апперкотов и хуков очень похоже на таковое в боксе. Блокируйте такие удары согнутой рукой; другой рукой вы можете наносить ответные удары.
      • Для блокирования ударов локтями и ногами используйте обе руки. Держите их согнутыми на уровне лица и разворачивайте бедро в сторону удара противника. Так вы защитите свое лицо и причините боль противнику.
    5. Отрабатывайте удары ногами. Такие удары являются одним из самых увлекательных аспектов кунг-фу. Вот три основных удара ногами.

      • Удар-шаг . Станьте перед боксерской грушей. Сделайте шаг вперед левой ногой, а затем нанесите удар по правой стороне груши внутренней поверхностью стопы. Повторите прием правой ногой.
      • Удар-топание . Станьте перед боксерской грушей. Сделайте шаг вперед левой ногой, а затем поднимите (перед туловищем) правую ногу, согнутую в колене. Нанесите резкий удар по груше («топните» по ней).
      • Боковой удар . Станьте в боевую стойку, левую ногу поставьте вперед. Перенесите вес на левую ногу, а правой ногой нанесите удар по груше на уровне вашего плеча. Останьтесь в таком положении (правая нога поднята), чтобы потренироваться удерживать равновесие.
    6. Тренируйтесь наносить комбинации ударов (в воздух и по груше). Сначала научитесь правильно наносить удары в воздух, а затем переходите к нанесению ударов по груше. Если вы устали, сделайте перерыв.

      • После того, как вы хорошенько отработаете удары по груше, найдите спарринг-партнера. Не забудьте надеть защиту (если есть), или попросите партнера надеть специальные перчатки, чтобы вы могли отрабатывать на них удары (руками и ногами).

    Часть 3

    Основные движения
    1. «Дракон». Это движение служит для запугивания противника. Во время движения вы должны смотреть непосредственно на противника. Вот как это делается:

      • Станьте в позу всадника, но поставьте ноги шире и согните их больше (глубже присядьте).
      • Выбросьте запястье (как при джебе), но пальцы согните не а кулак, а в форме когтя.
      • Выйдите из приседа и нанесите боковой удар в область желудка противника.
    2. «Змея». Это движение назад с поднятием головы вверх при ударе (как делает змея).

      • Расставьте ноги, правую поставьте позади левой. Перенесите вес на заднюю ногу. Держите колени согнутыми.
      • Руки держите так, как будто вы хотите пробить противника насквозь. Выбросьте правую руку вперед.
      • Блокируйте противника, захватив его руку, и нанесите удар-топание.
    3. «Леопард». Это движение позволит вам отступить в случае необходимости.

      • Станьте в боевую стойку, но ноги поставьте шире, а вес тела перенесите на заднюю ногу.
      • Нанося удар, перенесите вес тела на переднюю ногу, а удар наносите костяшками пальцев открытой ладони (а не кулаком). Выполняйте такой удар аккуратно, или вы нанесете травму руке.
    4. «Журавль». Пассивное движение, применяемое при приближении противника к вам.

      • Станьте в позу «Обманная нога», но ноги поставьте близко друг к другу, чтобы скрыть «обманную» ногу.
      • Поднимите руки в стороны, отвлекая противника.
      • При приближении противника нанесите удар «обманной» ногой (то есть ногой, которая опирается на землю только пальцами).
    5. «Тигр». Быстрое и эффективное движение.

      • Станьте в боевую стойку, но ноги поставьте шире. По сути, вы должны как бы присесть.
      • Руки держите на уровне плеч; пальцы сложите в форме когтя (который направлен наружу).
      • Нанесите комбинированный удар джеб-джеб, а затем нанесите боковой удар ногой по шее противника.

    Часть 4

    Философия
    1. Знайте - основных школ кунг-фу две. В дни, свободные от тренировок, читайте классическую литературу по кунг-фу и боевым искусствам, например, Сунь-Цзы, Брюса Ли, Так Ва Энга, Дэвида Чоу и Лам Сай Вина. Вы получите представление о двух школах кунг-фу.

      • Шаолинь . Это старейшая школа кунг-фу. Она известна «внешними» движениями и тренировками, направленными на укрепление мышц, связок и сухожилий. Эта школа символизирует то, что большинство людей думают о кунг-фу.
      • Ву Дун . Это не такая старая школа, в которой интерпретируются оригинальные концепции кунг-фу. Она известна «внутренними» движениями и тренировками, направленными на укрепление и управление жизненной силой (чи). Эта школа фокусируется на медитации, созерцании (дзэн) и внутренней силе.
    2. Сравнивайте свои движения с движениями животных. Такое сравнение лежит в основе кунг-фу. Это также направит ваше мышление в правильное русло, и заставит вас использовать весь ваш потенциал.

      • Поговаривают, что в Новой Зеландии есть спортсмен, который однажды вырыл яму глубиной около метра и прыгал в нее и из нее. Постепенно он делал яму все глубже и глубже и шаг за шагом превратился в человека-кенгуру. Вы должны думать о животных не только во время схватки, но и во время тренировок.
    3. Медитируйте . Японские самураи использовали медитацию для улучшения боевых навыков. Они верили (и не без основания), что медитация поможет им разработать тактику будущей схватки. Медитация проясняет разум и помогает обрести душевное равновесие и силу, поэтому рекомендуется медитировать около 15 минут ежедневно.

      • Вообразите автомобильную аварию. Когда она случается, время как будто замедляется. Это и есть состояние медитации. Такое спокойное состояние очень полезно во время схватки, потому что все замедляется, и вы можете быстрее реагировать.
    4. Тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь. Это единственный способ добиться успеха в кунг-фу. Сами по себе движения могут казаться бесполезными. Но если вы будете ежедневно тренироваться, медитировать, читать литературу, это станет вашим образом жизни (потом вы будете удивляться, как вы жили без кунг-фу).

      • Тренируйте наносить удары в воздух, по груше и со спарринг-партнером.
      • Исправляйте ошибки в движениях и ударах. Смотрите инструкции, чтобы убедиться, что вы делаете все правильно. В противном случае вы научитесь чему-то другому, а не кунг-фу.

Ушу (武术) - это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. В разное время для этой же цели использовались разные термины - уи (武艺), гошу (国术) и т. п. - поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно.

Про названия

Другие названия:

  • Ву-шу, ву-ши, у-ши - неправильная транскрипция.
  • Кун-фу (на кантонском наречии), Гун-фу (на официальном китайском) - буквально «работа над собой/тренировка», так же означает результат упорных тренировок, в Гонконге применяется для обозначения у-шу, используется также вариант кунг-фу.
  • Го-шу - буквально «искусство страны/национальное искусство»; термин, использовавшийся для обозначения китайских боевых искусств во время Китайской республики , в настоящее время употребляется на Тайване.
  • У-и - буквально «боевое искусство», старый термин времён императорского Китая.
  • Цюань-фа (буквально «кулачные методы») или Цюань-шу (буквально «кулачное искусство») - один из разделов у-шу, иногда это слово используется как синоним всего у-шу. Что любопытно, те же самые иероглифы используются в слове кэмпо , являющемся японским прочтением названия цюань-фа, использующимся в сочетании кэмпо-каратэ для названия звериных стилей окинавского каратэ , происходящих от ушу.
  • Кроме того слово кэмпо стало синонимом любых боевых искусств или единоборств мира.

Кун-фу и у-шу

В русском языке сложилась традиция определять термином «кун-фу» боевое искусство , а термином «у-шу» - комплекс гимнастических упражнений; хотя они, по сути, составляют единую, целостную систему физического и духовного совершенствования. Согласно полушутливому определению, «кун-фу - это у-шу, выполняемое в быстром темпе».

Виды и стили

Спортивное ушу

  • Ушу-саньда (саньшоу)

Эти два ответвления можно отнести к спортивному ушу.

Ушу-таолу - это вид спорта, напоминающий художественную гимнастику. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).

Саньда - это спортивные спарринги. Поединки проводятся в полный контакт в защитной экипировке, включающей: шлем с защитой подбородка и висков, капа (загубник), боксерские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защита паха, возможно бинтование голени и бедер (по мед показаниям). Все участники распределяются в зависимости от весовых категорий. Оцениваемая техника : удар ногой в голову или по корпусу (2 балла), удар рукой в корпус или голову (1 балл), удар ногой в бедро (1 балл). Разрешена бросковая техника. Время в захвате не более 4 секунд. Оценивается следующим образом: бросок противника, спортсмен остается на ногах - 2 балла. Бросок с падением сверху - 1 балл. Разрешены подсечки. Борьба в партере запрещена. Схватка проводится минимум два раунда по 2 минуты. Возможен третий раунд. Если открыт счет (нокдаун) оценивается и техника (удар, бросок) и нокдаун (2 балла). Спортсмен выигрывает схватку, если: отправляет противника в нокаут, выигрывает два раунда, противник дисквалифицирован либо выбывает из-за травмы. Спортсмен выигрывает раунд, если: противник получил два нокдауна в раунде, сумма штрафных баллов у противника более 6, ввиду подавляющего технического превосходства, два выхода за пределы площадки. Запрещенные действия : удары коленом, локтем, в основание черепа (затылок), пах, позвоночник. Борьба в партере. Штрафы : замечание (1 балл противнику), предупреждение (2 балла противнику), выход за площадку (2 балла противнику). Больше двух выходов за площадку - раунд проигран. Больше двух нокдаунов в раунде - раунд проигран, больше 3 за бой - проигран бой.

  • Шуайцзяо (борьба)
  • Туйшоу
  • Дуаньбин (поединки на коротком оружии)

Традиционное ушу и цигун

  • Багуачжан (Ладонь Восьми Триграмм)
  • Баймэйцюань (Кулак Баймэя)
  • Бамэньцюань (Кулак Восьми Врат)
  • Бацзицюань (Кулак Восьми Пределов)
  • Гоуцюань (Кулак собаки)
  • Гунлицюань (Кулак внутренней и внешней наработки)
  • Дуаньдацюань (Кулак коротких ударов)
  • Ицюань , (Кулак воли) он же Дачэнцюань (Кулак Великого достижения)
  • Инчжаоцюань (Кулак орлиных когтей)
  • Люхэбафацюань (六合八法拳) Кулак шести взаимосоответствий, восьми методов
  • Люхэцюань (Кулак носящих шапочку-шестиклинку)
  • Лянъицюань (兩儀拳/两仪拳) http://www.wudangtao.net/liangyi
  • Мицзунцюань (Кулак потерянного следа), он же Яньцинцюань (Кулак Янь Цина)
  • Мэйхуачжуан (Кулак на столбах сливы мэйхуа)
  • Пигуацюань (Кулак рубок и подвешиваний)
  • Саньхуанпаочуй (Пушечные удары Трёх императоров)
  • Синъицюань (Кулак оформленной воли)
  • Синьицюань (心意拳) Кулак сердца и воли
  • Суньбиньцюань (Кулак полководца Сунь Биня)
  • Тайцзицюань (Кулак Великого предела)
  • Тайцзуцюань (Кулак императора Тай-цзу)
  • Танланцюань (Кулак богомола)
  • Таньтуй
  • Тунбицюань (Кулак выбрасывания силы сквозь руки)
  • Тунбэйцюань (Кулак сквозной подготовки)
  • Уцзуцюань (Кулак пяти предков)
  • Уцзяцюань (Кулак семьи У)
  • Фаньцзыцюань (Переворачивающийся кулак)
  • Хуацюань (Кулак Хуа Цзуна)
  • Хуацюань (Расцветающий кулак)
  • Хунцзяцюань (Кулак семьи Хун)
  • Хунцюань (Красный кулак, или Кулак Хуна)
  • Хуцюань (Кулак тигра)
  • Хэцюань (Кулак журавля)
  • Цайлифо (Кулак школ Цай, Ли, Фо)
  • Цзиньшицюань (Кулак золотого льва)
  • Чацюань (Кулак Ча-мира)
  • Чанцзяцюань (Боевое искусство семьи Чан)
  • Чоцзяоцюань (Кулак втыкающихся стоп)
  • Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь)
  • Шуайцзяо
  • Шэцзяцюань (кулак народности шэ )
  • Юнчуньцюань (Кулак Вечной Весны)

Известные мастера ушу

  • Янь Сичжай ( -)
  • Хуан Байцзя ( -?)
  • Чэнь Вантин (?-)
  • Цао Цзиу (конец XVII -начало XVIII вв.)
  • У Чжун
  • Гань Фэнчи
  • Чан Найчжоу ( -)
  • Сунь Тун
  • Ци Синь
  • Фэн Кэшань ( -)
  • Сун Майлунь ( -)
  • Ван Чжиго (ок. -?)
  • Лян Сюэсян
  • Чжао Саньдо ( -)
  • Цай Юймин ( - ; по другим данным -)
  • Мяосин (1875-1933) по прозванию Вэньхао, люди называли его «Золотым архатом». Из уезда Дэнфэн провинции Хэнань . С детства занимался боевыми искусствами, также занимался литературным трудом, изучал буддийское учение. Достигнув совершеннолетия отправился странствовать, совершенствовался в боевом искусстве. Через несколько лет пришел в монастырь Шаолинь , обрил голову и стал монахом, получал указания от настоятеля Хэнлиня, изучал методы боя шестом втыкающимся в гору, кулак архатов, методы воздействия на точки, болевые приемы связанные с воздействием на кости, циньна, цигун, стал большим мастером. Когда в 1923 году Хэнлинь ушел в нирвану, Мяосин стал новым настоятелем. Он нарушил традицию непередаванияя вовне секретных техник, стал широко обучать монахов и мирян, распространять шаолиньское ушу. В 1933 году ушел в нирвану. После него остались рукописи «Разъяснение шаолиньского кулака» и «Разъяснение шаолиньского шеста». До наших времен передаются написанные рукой Мяосина «Указания по лоханьцюань».
  • Тун Чжунъи (1879-1963) по прозванию Лянчэнь. Маньчжур. Предки его были из Шэньяна провинции Ляонин , но в шестом поколении переехали в Цанчжоу провинции Хэбэй . В семье передавалось искусство борьбы шуайцзяо и медицинские знания. Тун Чжунъи с детства изучал семейные искусства, изучил люхэцюань , был искусен в шуайцзяо и метании шариков. С 1904 года в Фэнтяне (нынешний Шэньян) начал зарабатывать на жизнь работой охранника. В 1910 году стал вторым по старшинству преподавателем ушу дворцовой стражи. С 1911 года - костоправ 1-го полка кавалерии провинции Чахар . В 1917 году - тренер ушу и шуайцзяо в провинции Аньхой . В последующие годы работал преподавателем ушу и шуайцзяо в различных армейских частях. В 1927 году победил в Шанхае японского мастера дзюдо, основал «Общество кулачного искусства Чжунъи» и «Всекитайское общество шуайцзяо», преподавал боевую технику и медицину. В 1928 году вошел в число людей, признанных лучшими на всекитайских «испытаниях по гошу». После этого работал в шанхайском Институте гошу, преподавал ушу в разных учебных заведениях, преподавал шуайцзяо в Ассоциации Цзинъу. После основания КНР Тун Чжунъи работал в различных организациях, занимавшихся развитием ушу и китайской медицины. Автор работы «Приёмы китайской борьбы шуайцзяо ».
знаменитые деятели ушу XX века
  • Чэнь Гунчжэ (1880-?) из Сяншань (нынешний уезд Чжуншань) провинции Гуандун . В шесть лет уже помогал старшей сестер торговать, в девять лет вместе с отцом переехал в Гонконг , на следующий год вернулся в родную деревню. В двадцатилетнем возрасте пришел в Атлетическое училище Цзинъу, позднее вместе с Яо Чаньбо и Лу Вэйчаном создал Ассоциацию Цзинъу. Когда в 1911 году в Учане началось восстание и Сунь Чжуншань (Сунь Ятсен) прибыл в Шанхай , Чэнь Гунчжэ приветствовал его как представитель Сяншаня. В 1915 году вместе с Яо Чаньбо основал Ассоциацию Цзинъу в Шанхае на улице Пэйкайр, вместе с Чэнь Тешэном начал издавать библиотечку по методам боя. В 1918 году основал парк Цзинъу. В ноябре 1919 года учредил Ассоциацию Цзинъу Гуандуна и Гонконга. В следующем году участвовал в поездке во Вьетнам и Сингапур, учреждал Ассоциации Цзинъу. В 1923 году вновь участвовал в поездке по странам южных морей, пошел в ученики к Чжан Тайяню. После 1935 года почти не участвовал в работе Ассоциации Цзинъу. В 1957 году был гостем на Всекитайском чемпионате по ушу, по возвращении в Гонконг написал «Историю китайского ушу», в основном посвященную 50-летней истории Ассоциаци Цзинъу.
  • Ма Лян
  • Чжан Чжицзян (1882-1966) по прозвищу Цзыцзян. Родом из провинции Хэбэй . С детства следуя деду изучал «Четверокнижие» и «Пятиканоние», занимался тайцзицюань и багуачжан . Повзрослев поступил в Университет сухопутных войск. С 1901 года - на армейской службе, служил в Северной регулярной армии Цао Куня, в кавалерийских частях возглавляемых У Пэйфу. В 1914 году вступил в войска Фэн Юйсяна. Был командиром кавалерийского дивизиона, командиром бригады, командиром корпуса, командиром войск провинции Чахар , главнокомандующим Национальной армии, генерал-губернатором Северо-западной границы, умиротворяющим генерал-губернатором провинции Цзянсу . В 1927 году он покинул военную службу и при помощи Ню Юнцзяня и Ли Цзичэня основал в Нанкине «Институт исследования гошу », в следующем году преобразованный в «Центральный институт гошу », ректором которого стал Чжан Чжицзян. Чжан Чжицзян упорно боролся с закрытостью стилей, приглашал преподавать в Институте мастеров различных направлений, ликвидировал первоначальное разделение Института на Шаолиньский и Уданский факультеты и ввел обучение по научно систематизированной программе. Чжан Чжицзян стоял за широкий охват в изучении, требовал от студентов изучения разных стилей, тренировки как комплексов так и рукопашного боя, борьбы, боя длинным и коротким оружием. На проводимых им «государственных испытаниях по гошу» были как состязания по комплексам, так и состязания по поединкам, в состязаниях по поединкам участвовали те, кто прошел отбор по выполнению установленных комплексов. Руководствуясь идеей о совместном изучении китайских и западных систем, Чжан Чжицзян в 1933 году организовал «Учреждение по специализированному изучению гошу» (позднее переименованное в «Государственное педагогическое учжреждение по специализированному изучению гошу») и стал его главой. В 1929 году Чжан Чжицзян командировал специальных людей в Японию для изучения дзюдо и кэндо, а также изучения опыта преподавания, а в 1933 и 1936 году посылал команды для демонстрации и пропаганды ушу в провинции Гуандун и Гуанси, Фуцзянь, в Гонконг, Филиппины, Сингапур, Малайзию. В годы войны с Японией Чжан Чжицзян эвакуировал коллективы Центрального института гошу и Учреждения по специализированному изучению гошу на юг. В 1948 году было объявлено о закрытии Центрального института гошу, и Чжан Чжицзян поселился в Шанхае. После образования КНР Чжан Чжицзян был избран членом НПКСК. В 1956 году был главой судейского комитета на Фестивале 12 команд по ушу. Автор работ «Впечатления о путешествии на Восток», «Национальное искусство и национальные трудности», «Гошу и спорт».
  • Ли Цзинлинь (1885-1931) по прозвищу Фанчэнь. Родом из провинции Хэбэй . В конце династии Цин получил военное образование в Баодине . В разное время служил в казармах нижнего уровня дворцовой стражи, начальником штаба у генерал-губернатора провинции Хэйлунцзян , командиром полка в действующей армии, командиром бригады и командиром дивизии в Фэнтяньской армии. В 1924 году во время 2-й Чжили-Фэнтяньской войны был командиром армии, после войны был верховным комиссаром по военным делам в провинции Чжили, главнокомандующим объединенной Чжилийско-Шаньдунской армией. В 1927 году Ли Цзинлинь удалился от военных дел и вместе с таким влиятельным в военных и политических кругах человеком как Чжан Чжицзян основал основал Институт по исследованию гошу в Нанкине, в том же году переименованный в Центральный институт гошу, Ли стал заместителем ректора. Ли Цзинлинь с детства увлекался боевыми искусствами, особенно любил меч-цзянь . Он не только с чуством исполнял комплексы, но и искусно фехтовал. Пока Ли Цзинлинь был заместителем ректора Центрального института гошу, он привлек к работе многих специалистов в области боя мечом-цзянь , и созданный ими комплекс с мечом стал известен как «Удан цзянь». Позднее Ли обучал искусству действий мечом в Нанкине, Шанхае и Цзинани. Его ученик Хуан Юаньсю написал книгу «Главные требования к уданским методам действий мечом», где описал переданные Ли техники.
  • Чжу Гофу (1891-1968) по прозвищу Бингун, родом из провинции Хэбэй . В детстве пошел в ученики к «железному архату» Чжан Чанфа и изучил шаолиньское кулачное искусство архатов. Потом учился у некоего даоса, изучал как медицину, так и методы боя без оружия и с оружием. В 12 лет пошел в ученики к Ма Юйтану и изучил синъицюань , получал указания Ли Цуньи и Чжан Чжанькуя. Поздее пошел в ученики к Сунь Лутану и Ван Юхэну, изучал багуа, тайцзи и шуайцзяо. В 1928 году попал в число лучших на «государственных испытаниях по гошу». Преподавал ушу в «отряде алебардистов» Фэн Юйсяна. Позднее был начальником Учебного отдела в Нанкинском институте гошу. Во время Второй мировой войны жил в Чунцине , преподавал в Чунцинском университете. После образования Нового Китая стал членом правления Всекитайской Ассоциации Ушу, председателем Чунцинской Ассоциации Ушу. Автор таких работ по ушу, как «Циньна», «Трактаты по синъилюхэцюань», «Синъи сисуй баоцзянь цигун», «Происхождение и история синъицюань», «Сборник гошу» (4 выпуска), «Взаимосвязь гошу и оздоровления». Под его редакцией выходили такие материалы, как «Бой на копьях», «Маньцзянхун», «Тренировка саньда и дуаньбин», «Парный комплекс ухуапао», «Парные комплексы с мечами удан и куньу». «Спортивный массаж».
  • Цзян Жунцяо ( -)
  • Тан Хао (1897-1959) по прозвищу Фаньшэн, по прозванию Лихуа, родом из уезда У провинции Цзянсу. В молодости усердно занимался самообразованием, а в перерывах любил заниматься боевым искусством. Когда приехал на заработки в Шанхай , то у Лю Чжэньнаня из Дэчжоу провинции Шаньдун изучил люхэцюань . Позднее стал директором шанхайской начальной школы Шангун, преподавал там изученное ушу делая особый упор при тренировках на цзибэньгун и акробатику. В 1927 году был арестован «по подозрению в коммунизме», но благодаря заступничеству Чжу Гофу выпущен, позднее отправился в Японию изучать право и управление, параллельно изучал дзюдо и кэндо . После возвращения на родину по приглашению Чжан Чжицзяна стал начальником редакционно-издательского отдела Центрального института гошу. В 1936 году гоминьдановской полицией были арестованы семь лидеров Всекитайской ассоциации национального спасения - Шэнь Цзюньжу, Ши Лян и другие. Обвинение в «угрозе национальным интересам» было предъявлено в том числе Тао Синчжи и Гу Люсиню. Тан Хао не испугался насилия и стал защитником Гу Люсиня. В 1941 году шанхайские адвокаты были неожиданно задержаны марионеточной полицией, и после ареста японским жандармским управлением были избиты плетьми. После этого ему пришлось оставить Шанхай, и он работал адвокатом в провинции Аньхой . После Освобождения Тан Хао вернулся в Шанхай, стал членом Исполнительного и законодательного комитета Восточного Китая, в 1955 году стал консультантом Госкомспорта, специализировался на исследовании истории китайского ушу и китайской физической культуры, издал восемь выпусков «Материалов по истории физической культуры в Китае». Из-за тяжелых условий жизни в 1959 году заболел и спончался в Пекине.

Тан Хао является основателем современного научного изучения истории китайского ушу. Еще в 1920-х годах во время работы в Центральном институте гошу он начал писать статьи, всеми силами внедряя в ушу «научность». В 1930-х Тан Хао начал усердно изучать историю ушу, издал такие работы как «Тайцзицюань и нэйцзяцюань», «Исследования по Шаолинь и Удан», «Нэйцзяцюань», «Кулачный канон Ци Цзигуана», «Исследование литературы по китайским боевым искусствам». Благодаря систематическому исследованию истории ушу Тан Хао не только развеял ряд мифов, с давних времен затемнявших ситуацию, но и поднял новые вопросы. После Освобождения Тан Хао изучил марксизм, исторический материализм и диалектический материализм, и с помощью имеющихся в них методов достиг новых успехов. До сих пор достижения, достигнутые Тан Хао в изучении истории ушу и истории физической культуры в Китае считаются высочайшими.

  • Сюй Чжэнь (1898-1967) по прозванию Чжэдун. Родом из Чанчжоу провинции Цзянсу. Занимался проблемами образования, любил боевые искусства. Был профессором Гуанхуаского университета, Центрального университета, Специализированного института образования, Уханьского университета, директором Чанчжоуской средней школы. Сюй Чжэнь стремился узнать ушу как можно больше. В 1919 году у Юй Чжэньшэна и Ма Цзиньбяо изучил чацюань и таньтуй, в 1922 году у Чжоу Сюфэна изучил тайцзицюань и синъицюань , позднее изучал тайцзицюань у Ян Шаохоу, Хао Юэжу, Ли Ясюаня, у Ду Синьу изучал техники цзыжаньмэнь, у Тянь Цзолиня изучил тунбицюань. Сюй Чжэнь проводил исследование истории ушу. Он является автором работ «Немного о национальной технике», «Подлинные записи исследования тайцзицюань», «Совместное изложение споров о ложном и критики законов в трактатах по тайцзицюань».
знаменитые киноактёры знаменитые популяризаторы ушу в бывшем Союзе
  • Станислав Леонидович Березнюк
  • Май Михайлович Богачихин
  • Алексей Александрович Маслов

Новые школы кэмпо , причисляющие себя к ушу

В 80 и 90 годы XX века, в последние годы существования СССР, появился ряд новых школ, официально относивших себя к ушу. Несмотря на то, что ряд мастеров традиционных школ называл (и называет) их самозванцами, тем не менее с Нейтральной Точки Зрения эти школы стоят упоминания. Тем более, что и в традиционном ушу существует немало самозванных школ, относящих себя к

Много тайн и загадок во всех боевых искусствах мира. В китайском Кунг-Фу их в сотни раз больше. Это одно из самых древнейших направлений восточных единоборств, которое несомненно родилось на заре цивилизаций…

Кунг-Фу – это китайское слово, которое используется для обозначения целого семейства военных искусств. Это слово берет начало от оригинального значения «гун-фу» – достижение человеком совершенства в любом деле посредством тяжелой работы и больших усилий , это может быть как каллиграфия, так и кулинария.

В смысле “боевых китайских искусств” термин кунг-фу не использовался до начала 1970-х, пока Запад не узнал о Брюсе Ли - величайшем мастере боевых искусств.

Общедоступное определение кунгфу, как боевое искусство, а ушу только как комплекс акробатических упражнений не совсем точное и объективное. Кунг-фу и ушу в прошлые времена составляли единое целое. Кунг-фу и Ушу считают ветвью Цигун.

Кунг-Фу – это классическое китайское боевое искусство , которое может изучаться и практиковаться людьми всех рас, культур и вероисповеданий. Это техники единоборств, системы диет и правильного питания, различные направления йоги, психотехники и китайская медицина.

Китайское Кунг-Фу – Философия

Десять заповедей Кунг-Фу.

  • Не пить вино
  • Не есть мясо
  • Подавлять половые влечения
  • Не отвлекаться на сторонние предметы
  • Почитать наставника и старших
  • Не допускать в отношениях с ними обмана
  • Не хвастаться своими знаниями
  • Не демонстрировать, не применять свое искусство (только для самообороны)
  • Уклоняться от драки
  • Не обучать людей недостойных

На основе 10 заповедей Цзяо Юаня выработалось понятие «Пять качеств Воина».

Качества Воина

  • Нежность - способность чувствовать противника, предвидеть его поведение, чтобы выработать оптимальную схему своих действий.
  • Прямот а - последовательное и неуклонное выполнение выбранной схемы действий, необходимых для победы, без оглядки на возможное собственное поражение.
  • Бесстрастность - сохранение душевного равновесия, обретение способности реагировать не на отдельное действие противника, а видеть его целиком, оценивая его боевые возможности в целом.
  • Грациозность - способность передвигаться и действовать в боевой обстановке с наименьшими затратами сил.
  • Комбинаторное мышление - способность выбирать оптимальные комплексы движений, легко перестраиваться с одной системы на другую, что особенно важно при ведении поединка с несколькими противниками.

Стили Кунг-Фу

Существует более чем 400 стилей Кунг-Фу с оружием и без оружия . Большинство из них передавались по наследству, а некоторые и сейчас имеют производные от фамилий “изобретателей” названия.

Все стили кунг-фу можно квалифицировать на два направления – южный стиль и северный стиль. Южный стиль – Хоп Гар и Хун Гар, похожи на то, что делает Джеки Чан в своих фильмах. Хун Гар иначе называют «пять животных», потому что движения в Хун Гар похожи на движения тигра, змеи, леопарда, аиста и дракона.

По этому направлению снят самый популярный мультфильм Кунг Фу Панда. Люди, интересующиеся кунг-фу, чаще обращаются к южному стилю, поскольку движения в нем более быстрые и сильные, чем в северном стиле.

Рассмотрим основные стили Кунг-ФУ. Видео Кунг-Фу намного лучше откроет понимание о чем идет речь , чем самое подробное описание. Рекомендуем посмотреть видео выдержки и оставить свой комментарий.

Кунг-Фу стиль Белого Журавля


Около 370 лет назад, женщина, мастер боевых искусств Ти Ниан Фанг , поняла суть движений журавля и применила эти принципы к своему искусству шаолиньского кунг фу, создав новый стиль кунг-фу . Стиль Белого Журавля. Позднее, она со своим мужем переехали в место под названием Юнчунь, где они стали преподавать стиль Белого Журавля.



Новое на сайте

>

Самое популярное