Домой Протезирование и имплантация История медицины кратко. Официальная, нетрадиционная и народная медицина

История медицины кратко. Официальная, нетрадиционная и народная медицина

История медицины – это наука о развитии, совершенствовании медицинских знаний, медицинской деятельности разных народов мира на протяжении всей истории человечества, которая находится в неразрывной связи с философией, историей, естествознанием, развитием культуры. По сути, история медицины изучает закономерности развития медицины и врачевания, их историю с древнейших времен до современности. Медицинская эмблема – это условное изображение, которое символизирует медицинскую сферу, принадлежность к медицинской профессии, различные отрасли в области медицины, какие-то отдельные медицинские специальности. Существует ряд общих медицинских эмблем: 1) изображение змеи, в том числе в сочетании с чашей, с треножником Аполлона, свечой, зеркалом, посохом; 2) изображение сердца на ладони; 3) изображение горящей свечи, символизирующие какое-то определенное направление в области медицины: а) символы терапии – ландыш, флорентийский младенец, пеликан, уринарий (сосуд для сбора мочи), рука, которая прощупывает пульс; б) символы хирургии – капля крови, различные хирургические инструменты, пентаграмма; в) различные военно-медицинские эмблемы, эмблемы различных медицинских обществ. Первые надписи и изображения, которые олицетворяли медицину, появились на монетах в Древней Греции. Наряду с богами и правителями чеканилась змея. В некоторых случаях она была одна, в некоторых – с треножником Аполлона, в других – с посохом Асклепия. Рассмотрим змею как медицинскую эмблему. В первобытном обществе она была одним из главных тотемных животных. В мифологии древних цивилизаций (Вавилон, Египет, Месопотамия, Китай, Индия) достаточно часто отражалась связь между змеей и плодородием. Змея – существо двойственное, мудрое и коварное, которое способно как предать, так и помочь. Змея олицетворяла знание, мудрость, бессмертие, могущество. Если же обратиться к Вавилону, то змея была эмблемой бога врачей. Со змеей связывали омоложение, выздоровление, мудрость. В Египте змея была символом бога Тота. Этот бог был покровителем врачей. А вот Богиня здоровья и жизни (Изида) изображалась со змеями, которые олицетворяли вечную жизнь. Еще одна эмблема – жезл Гермеса (у римлян – жезл Меркурия). Надо сказать, что в эпоху Возрождения врачи считали себя торговцами, а Гермеса – соответственно своим покровителем. Рассмотрим еще одну эмблему – эмблему Всемирной организации здравоохранения: эмблема представляет собой посох, который расположен вертикально и обвит змеей. Изображается на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара (это эмблема ООН). Гуманизм медицины как науки воспитывает чувство гордости и уважения к врачебной профессии.

2. Предпосылки развития медицины в первобытной общине

Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений, теорий по этому поводу. Самая распространенная версия: медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. Если же обратимся к словам знаменитого, крупного ученого И. П. Павлова, то он писал: «Медицинская деятельность – ровесница первого человека». Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Кратко проследим основные моменты развития первобытно-родовой общины: 1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы; 2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться; 3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после – железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату. С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д. Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Следующим периодом развития было получение людьми огня. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Так, из поколения в поколение передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие из них можно употреблять в пищу, какие нет; какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.

3. Палеопатология

В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага. История медицины насчитывает всего несколько тысячелетий. Несмотря ни на что, медицина первобытных общин все-таки заслуживает серьезного внимания и изучения. Ведь именно тогда появилась и начала развиваться народная медицина. Знания людей, полученные эмпирическим методом, накапливались, навыки врачевания совершенствовались, одновременно с этим стал возникать вопрос о причинах заболеваний. Естественно, люди того времени не имели такого арсенала знаний, как сегодня, и не могли объяснить возникновение болезней с научной точки зрения, поэтому причинами болезней люди считали какие-либо магические силы, которые неведомы человеку. С другой точки зрения магическое объяснение причинам болезни люди находили позже, а первоначальные объяснения носили сугубо материалистический характер, который был связан с опытом добывания средств жизни. В период позднего матриархата, когда благополучие и жизнь становились все более зависимыми от результатов охоты, возникал культ животного – тотема. Тотемизм в переводе с индейского обозначает «мой род». Надо также отметить, что до недавнего времени, а у индейцев в Америке и до сих пор названия племен были связаны с названием какого-либо животного или птицы, охота на которых давала пищу племени – племя обезьяны, племя быка и т. д. Больше того, некоторые даже связывали свое происхождение с каким-либо животным. Такие представления называются анималистическими. Отсюда же и ношение амулетов. Кроме всего этого, люди не могли не замечать действия погодных условий на жизнь, здоровье. Существует мнение, что первобытные люди отличались крепким здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет. Теперь обратимся к такому понятию, как пале-опатология. Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

4. Зачатки народной медицины

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже – анимизм. Анимизм – одухотворение всей природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней. Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог вселиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов. Таким образом, вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное. Хотя, конечно, до сих пор существуют знахарки, которые ограничиваются обыкновенным собиранием трав, приготовлением снадобий и без «теоретических и религиозных» верований. С понятием «народная медицина» очень тесно связано понятие народной гигиены, отделение которой от медицины весьма условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и т. д. вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней. Необходимо дать определение понятию «народная медицина», которое представлено в приказах Минздра-всоцразвития РФ. Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Теперь необходимо определиться, можно ли называть народную медицину традиционной. Дело в том, что традиционная медицина развивалась, как бы выйдя из недр народной медицины. Так, с этой точки зрения будет правильным говорить о традиционной народной медицине. Таким образом, зачатки медицинской науки появились вместе с появлением человека, и с самого начала медицина была народной, так как осуществлялась знахарями, лекарями с помощью различных снадобий растительного, животного, минерального происхождения, а также с применением элементарных «медицинских инструментов» для наложения повязки при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т. д.

5. Краткие сведения из жизни Гиппократа

В истории развития медицины вряд ли можно найти еще одно имя, с которым связывалось бы чуть ли не зарождение медицины. Речь здесь пойдет о Гиппократе II Великом, вошедшем в историю, как Гиппократ. Этот великий врачеватель жил около 2500 тысяч лет назад во времена, когда эллинская культура достигла апогея своего развития. Временная периодизация относит этот период к V–IV вв. до н. э. Тогда достигла расцвета не только медицина, практически любая отрасль человеческой деятельности шла вперед семимильными шагами и имела своих представителей, вошедших в историю: выдающимся политиком того времени был Пе-рикл (444–429 гг. до н. э.), общепризнанными тогда и впоследствии философами признаны Демокрит, Анаксагор, Горгий, Сократ, Эмпедокл, в поэзии выделились Эсхил, Софокл, Аристофан, в области зодчества прославились Пракситель, Фидий, Поликпет, в истории это была эпоха Геродота и Фукидида. Великими же коллегами Гиппократа стали Эврифон, Праксагор, а последователями – Герофил, Эрасистрат. Однако как бы ни превозносили вклад Гиппократа в медицину, о самом Гиппократе до наших дней дошли очень ограниченные сведения, не позволяющие даже с точностью установить дату его рождения и смерти: одни данные свидетельствуют о том, что он умер в возрасте 104 лет, другие – о том, что он скончался в 83 года. Предполагается, что он родился в первый год XX Олимпиады. Местом его рождения был остров Кос (в дальнейшем расцвет косской врачебной школы связывают именно с именем Гиппократа). В переводе с греческого имя великого врачевателя переводится как «укротитель коней». Долгое время после его смерти не было ни одного источника, содержавшего в себе сведения о биографии Гиппократа. Лишь спустя более 600 лет после смерти Гиппократа врач Соранс о. Кос (около II в. н. э.) впервые записал биографию врачевателя, а продолжили его дело лексикограф Свида (X в.) и прозаик, филолог И. Цеце (XII в.). Поскольку провести полный анализ его деятельности и работ они не могли, их рассказы носят отпечаток легендарности и тайны, которые окружали личность Гиппократа. Из наиболее достоверных источников известно, что он являлся потомком великого Асклепия в семнадцатом колене по отцу, а по матери принадлежал к роду Гераклидов (т. е. потомков Геракла). Кроме того, ему приписывают родственные связи с властителями Фессалии и македонским двором. Учителями Гиппократа в медицинском искусстве стали его дед Гиппократ I и отец Гераклид. Когда он покинул родной дом и покончил с домашним обучением, дальнейшее познание медицинского искусства он продолжил в Книде, а позже у Геродика и философа-софиста Гор-гия. Широкое поле для применения и совершенствования своих знаний Гиппократ получил, став странствующим врачом. Слава о нем быстро распространялась по побережью Восточного Средиземноморья. После длительных странствий он уже в старости остановился в Ларисе (Фессалия), где и провел остаток жизни.

6. Создание «Гиппократова сборника»

Неоднократно имя Гиппократа упоминалось в сочинениях его современников: о нем упоминали Платон, Диокл из Каристы, Аристотель. В их работах находили сравнения Гиппократа с великими скульптурами и политиками Древней Эллады. Стезю медицины Гиппократ выбрал себе не случайно, ибо все его предшественники по роду, начиная с самого Асклепия, были врачами. Все семь Гиппократов оставили после себя работы о врачебном искусстве, ровно как и многие другие врачеватели того времени, однако истории неизвестно ни одной работы, которая совершенно точно принадлежала бы перу Гиппократа II Великого. Эта неопределенность объясняется тем, что все врачи того времени писали анонимно, ибо знания передавались изначально только внутри семейных врачебных школ, т. е. от отца к сыну и немногим желающим обучаться врачебному искусству. Таким образом, труды эти были предназначены «для домашнего пользования», их автора знали в лицо. Лишь в III в. до н. э. в Александрийском хранилище рукописей литераторы, филологи, историки и врачи того времени составили первый сборник древнегреческих медицинских сочинений. Работа была тогда проведена колоссальная, так как в Александрию свозились рукописи со всего света. Общее число папирусных свитков, подлежащих в дальнейшем переработке и переводу, вскоре превысило 700 тыс. Среди этого огромного количества произведений было найдено 72 сочинения на медицинскую тему. Все они были написаны на греческом языке, а точнее на ионийском диалекте примерно в V–IV вв. до н. э. Ни под одним из этих сочинений не было подписи автора. Выделить из них те, которые могли бы принадлежать перу Гиппократа, было практически невозможно: ни одно сочинение не совпадало по манере письма, глубине и стилю изложения, философской и медицинской позиции с остальными. Более того, были найдены открытые разногласия в обсуждении многих вопросов вплоть до прямо противоположных мнений. Это еще раз подтверждало то, что все они принадлежали разным авторам. Потеряв надежду установить авторство работ, историки объединили все эти медицинские тексты в один сборник и назвали его «Hyppokratiki sillogi», или «Гиппократов сборник» в честь великого греческого врача. Позднее название и текст сборника были переведены на латинский язык, и он стал более известен как «Corpus Hippocraticum». Чтобы этот великий труд не затерялся в изобилии других литературных достояний того времени, он неоднократно переписывался, причем не только на греческом, но и на арабском, латинском и итальянском и многих других языках мира. И только через восемнадцать столетий, в 1525 г., когда было изобретено книгопечатание, он был впервые издан в Риме на латинском языке. Издание сразу приобрело огромную популярность через год после его выпуска на греческом языке в Венеции, после чего он стал чуть ли не самым известным и читаемым произведением во всей Европе.

7. «Прогностика и учение о темпераментах»

Одно из произведение «Гиппократова сборника», которое стало основой диагностики заболеваний, – это «Прогностика» (от греч. prognosis – «начальное знание»). Это первый труд по древнегреческой терапии. В книге даются подробные описания прогноза различных заболеваний, постановки диагноза, способы осмотра, опроса больного, наблюдения за ним, а также методы «лечения у постели больного». Именно из этого сочинения вошли в века некоторые диагностические признаки, дошедшие до наших дней. Например, «лицо Гиппократа» (названо не по внешнему сходству, а в честь Гиппократа). Это классическое описание лица умирающего человека, а ныне оно применяется и в отношении людей с некоторыми определенными заболеваниями (метастазирующим раком желудочно-кишечного тракта и т. д.). «О воздухе, водах, местностях» – сочинение, имеющее, скорее, эколого-географическое название, на самом деле первый труд, посвященный вредному воздействию факторов окружающей среды на организм человека. В произведении подробно описаны различные «типы людей» в зависимости от местности, в которой они живут. Как человек, обошедший большое количество стран, он мог сделать некие обобщающие выводы по поводу возникновения определенных болезней у людей, населяющих, например, морские побережья, высокогорные районы, пустынные территории. Также он смог связать частоту появления отдельных заболеваний со временем года и даже биологическими и суточными ритмами. Таким образом, Гиппократ определил, что люди «разных типов» имеют различную предрасположенность к заболеваниям, а следовательно, искал как способы лечения, которые могли бы быть применимы ко всем людям, так и различные виды подхода к лечению одного и того же заболевания, возникшего у людей разных типов. Также он впервые сделал предположение о четырех телесных соках, по преобладанию одного из них в организме – деление людей на различные типы. Эта теория легла в основу гораздо позднее сформированного учения о четырех темпераментах. Это было уже в Средневековье. Учение гласило, что если в организме преобладает слизь (от греч. phlegma – «слизь»), то человек имеет темперамент флегматика; если преобладает кровь (от греч. sanguis – «кровь»), то человек – «сангвиник»; если преобладает желчь (от греч. chole – «желчь»), то характер человека холерический; если в организме много черной желчи (от греч. melaine chole – «желчь»), то тип темперамента будет меланхолическим. Основа этой системы ошибочно приписывается к заслугам Гиппократа, так как даже если он и пытался делить людей на типы, то не по темпераменту, а по предрасположенности к заболеваниям. Кроме того, названия темпераментов в труде «О воздухе, водах, местностях» не содержатся, потому что некоторые слова (типа sanguis) имеют латинское происхождение, а следовательно, Гиппократом они употребляться не могли. В дальнейшем от теории темпераментов сохранились лишь названия различных «типов людей». И. П. Павлов связал их с преобладанием процессов возбуждения и торможения, а также с возможными типами телосложения.

8. «Эпидемиология в семи частях»

В такой работе, как «Эпидемиология в семи частях», можно найти описание 42 различных заболеваний, которые были наиболее изучены, так как наблюдения за больными этими заболеваниями велись отдельно и все данные записывались как своеобразные истории болезни. В отличие от современных понятий под эпидемиями тогда понимались не инфекционные заболевания, а болезни, которые были наиболее широко распространены среди народонаселения. К таким болезням относились чахотки, параличи, болотные лихорадки, глазные, простудные, кожные, венерические и другие заболевания. Здесь были описаны истоки клинического подхода к лечению заболеваний. Древние греки задумывались не только о лечении, но и о причинах возникновения болезней, т. е. о возможном их предупреждении. Причины делились на общие, зависящие от качества и условий той среды, в которой обитали жители отдельно взятой местности (что-то наиболее общее, чем пользуются все, т. е. то, что попадет в организм с дыханием), и индивидуальные, которые зависели от образа жизни, условий труда, питания и проживания каждого отдельно взятого человека. Особое внимание в Древней Греции уделяли физическому воспитанию, гигиене, закаливанию. Особенно это было применимо к мужчинам, которым с пеленок прививали любовь к Родине и готовность защищать ее в любой момент. Наиболее суровые способы воспитания были в Спарте, где дети с 7 лет находились на попечении государства и получали образование в воинских отрядах. Среди медицинских текстов того времени были найдены сочинения по хирургии (от греч. cheir – «рука», ergon – «дело»). В основном внимание уделялось изучению способов лечения переломов, ран, вывихов, повреждений черепа. Тогда впервые были описаны приспособления для выравнивания вывихнутых суставов, например, «скамья Гиппократа». Много писали о повязках (от греч. desmurgia – «учение о повязках»). Виды повязок, описанные в «Гиппократовом сборнике», применяются и до сих пор, например, «шапочка Гиппократа». Древние греки изучали также заболевания зубов, десен, полости рта. Уже тогда пытались устранять дурной запах изо рта, а также применялись местные средства для лечения заболеваний полости рта: наркотические анальгетики, травяные настои и отвары, вяжущие средства и др. Представления древнегреческих врачей о внутреннем строении тела человека были довольно скудными, поскольку они не вскрывали трупы. В этой области они сильно отстали от индийских врачей, которые уже за несколько веков до Гиппократа ввели вскрытие трупов в практику с целью изучения внутренних болезней. Однако преимущество греков было в том, что они достигли больших успехов в диагностике и лечении внутренних болезней, опираясь на данные осмотра, расспроса, физикальных методов исследования. «Гиппократов сборник» содержит в себе сведения по фармакологии, в нем находят описание более чем 250 растительных лекарственных средств, а также препараты животного, минерального происхождения.

9. Основы медицинской этики

Основы современной врачебной этики и деонтологии уходят корнями также в древний период. Тогда существовало пять основных трактатов, в которых содержались сведения о том, какими моральными, физическими, духовными качествами должен обладать настоящий врач. Это были такие сочинения, как «Клятва», «О враче», «Закон», «Наставления», «О благопричинном поведении». В этих трудах в основном говорилось о необходимости воспитания врачом в себе таких качеств, как решительность, опрятность, отвращение к пороку, презрение к деньгам, изобилие мыслей, отрицание страха перед богами, ибо хороший врач сам приравнивается к богу. Истинный врачеватель должен был постигать знания не только из области медицины, но и все те, которые полезны и могут пригодиться, а также уметь все сведения, известные ему, держать в уме и применять их по необходимости. Однако излишнее применение этих знаний на практике, когда они могли причинить вред, осуждалось, ибо первым законом врачевания был закон «прежде всего не вредить». Кроме того, врач не должен был особое внимание уделять денежному вознаграждению, особенно если больной находится в тяжелом состоянии или нищ (оказание помощи неимущему было святым делом). Наряду со знанием своего дела человек, занимающийся медициной, должен был опрятно, достойно выглядеть, дабы у людей не оставалось сомнений в его профессиональных качествах. Все нормы, изложенные в «Клятве» и других работах, посвященных врачебной этике, соблюдались неукоснительно, ибо люди опасались не только гнева соотечественников и расправы со стороны правительства, но и кары богов. В современном мире в каждом государстве существует своя клятва врача, которая отражает уровень развития медицины, национальные и религиозные традиции, но все они сохраняют общие черты с древнегреческой клятвой. Таким образом, «Гиппократов сборник» содержит в себе довольно-таки мало произведений, авторство которых можно приписать Гиппократу, да и названия, упоминающиеся там, – «Клятва Гиппократа», «Скамья Гиппократа», «Гиппократова медицина» – появились не потому, что были тем, что изобрел непосредственно Гиппократ, а потому, что многие открытия того времени связывались с именем Гиппократа как с именем наиболее известного тогда врача. Эти названия прославляли одновременно и эпоху, в которую появились те или иные новшества. Поэтому Гиппократ – в большей степени легенда Древней Эллады, однако легенда прекрасная и благородная. Ни в коем случае не стоит умалять его заслуги в становлении и развитии мировой медицины.

10. «Клятва Гиппократа»

Особое место во врачебном деле Древней Греции занимала «Клятва Гиппократа», или «Клятва будущего врача», которую давал каждый, закончивший свое обучение медицинскому ремеслу поприще. «Клятва» не была придумана Гиппократом, он лишь обобщил в единый текст все ее основные черты, которые существовали задолго до его врачебной практики. Литературное же оформление она впервые получила все в той же Александрийской библиотеке в III в. до н. э. Любая клятва того времени предполагала поддержку богов, которые должны были стать первыми карателями в случае клятвопреступления. Врачебная клятва содержала в себе упоминания о богах, имевших прямое отношение к медицинскому искусству, и тех, кто им занимался. Это были Аполлон, Асклепий, Гигиея, Панакея. Имеются предположения, что свое название «Клятва Гиппократа» получила еще и потому, что в ней упоминается Асклепий, предок Гиппократа II Великого в семнадцатом колене. Давая «Клятву» в конце своего обучения, врач обеспечивал себе доверие со стороны общества и предоставлял гарантию высокого уровня профессионализма. «Клятва» в переводе с древнегреческого звучит следующим образом: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, ученые уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного замысла и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

11. Роль христианства в древней Руси

Историческая характеристика рассматриваемого периода Восточные славяне основали свое государство в начале IX в. Благодаря летописям до нас дошли сведения об этом событии, а государство стало известно как Киевская Русь. На Руси были значительные продвижения в социально-экономическом плане: стали разделяться земледелие и ремесло, общины постепенно мельчали, формировались слои населения, различавшиеся доходами, а потому получили развитие раннефеодальные отношения. Крупнейшими центрами торговцев и ремесленников были Киев, Новгород, Полоцк, Чернигов, Псков, в которых росло народонаселение, а следовательно, и спрос на товары общего пользования. Наиважнейшей исторической вехой был великий путь «из варяг в греки», который соединил Русь с Византией и Скандинавией. Объединение этих земель было проведено первым киевским князем Олегом (882–912 гг.). Это объединение и завершило формирование Киевской Руси. Все земли восточных славян были объединены и приняты в состав Киевской Руси окончательно при Владимире Красное Солнышко (978-1015 гг.). Им же для формирования единой народности было принято решение о переходе Киевской Руси к единой религии – христианству в византийском его варианте. Некоторые причины принятия христианства: 1) социальное неравенство людей требовало оправдания и объяснения; 2) единое государство требовало единой религии; 3) изоляция Руси от христианских европейских стран. Принятие единой религии стало хорошим политическим ходом для налаживания контактов с византийской культурой, да и с самой Византией. Выбор религии был не случаен, так как еще со времен правления князя Игоря (912–945 гг.) многие его приближенные, а также и жена его, княгиня Ольга, правившая Русью после смерти Игоря и приходившаяся Владимиру родной бабкой, были христианами. В Киеве уже была церковь св. Ильи, однако распространение, принятие и утверждение единой религии всем славянским народам было процессом затяжным и болезненным и длилось более века. В середине IX в. на Руси была создана славянская азбука – кириллица. Несмотря на то что до крещения на Руси были предпосылки письменного объяснения, начало славянской письменности относят именно к это-мупериоду. Заслугу эту стоит отнести на счет Константина (в монашестве Кирилла (827–869)) и брата его Ме-фодия, которые и придумали кириллицу, состоявшую изначально из 38 букв, для того чтобы доступно можно было проповедовать христианскую религию людям, не владеющим иными языками, кроме славянского. Так как в проповедничестве христианства более всего на тот момент нуждалась Моравия (посол к Кириллу и Мефодию с просьбой о создании азбуки был отправлен именно оттуда), она первая приняла кириллицу, и в болгарском государстве был учрежден День славянской письменности, который с течением времени приобрел всенародные масштабы и празднуется в странах со славянской культурой и письменностью 24 мая.

12. Знаменательные события в древнерусском государстве

С той поры в Европе официально были утверждены три монарха высшего ранга – император священной Римской империи, цесарь Византии и великий князь Киевский. Это облегчало обмен политической и культурной информацией между странами, а также дало начало такому феномену, как русская средневековая культура. Через Русь проходили античные рукописи, которые переводили монахи. Их труды, написанные на пергаменте, сохранились и до наших дней. Важнейшим событием того времени была организация в Софийском соборе, построенном в честь победы над печенегами, первой библиотеки (1037 г.). Организовал ее Ярослав Мудрый, который вообще был очень заинтересован в распространении письменности и культуры на земле русской. Позже его внучка Янка Всеволодовна организовала первую женскую школу при Андреевском монастыре (1086 г.). Судя по археологическим раскопкам, грамотность на Руси получила очень широкое распространение, так как найденные при раскопках берестяные грамоты принадлежали перу не только князей, но и простых ремесленников. Получив высокое развитие, Древнерусское государство просуществовало до 1132 г., когда после смерти Мстислава Владимировича оно стало распадаться на феодальные владения, которые положили начало периоду феодальной раздробленности. Никакого положительного значения это на тот момент не имело, так как Русь потеряла политическую независимость и подвергалась монгольскому нашествию – татарского Хана Батыя (1208–1255 гг.). Однако на Руси со временем складывались следующие предпосылки объединения. 1. Политические: 1) общее стремление к освобождению от ордынского ига; 2) единство Руси в культуре, религии, языке. 2. Экономические: 1) развитие городов; 2) заселение и освоение земель на северо-востоке; 3) расширение феодальных владений и рост феодально-зависимого населения; 4) переход к трехполью и рост урожайности; 5) подъем торговли. Важнейшие даты рассматриваемого периода 882 г. – поход князя Олега на Киев. После того как он убил Аскольда, он стал княжить в Киеве до 912 г. 988 г. – принятие христианства на Руси. 1072 г. – создание кодекса законов – «Русская Правда». Она была создана сыновьями Ярослава Мудрого. Начало XII в. – создание «Повести временных лет». 1223 г. – битва на Калке. Монголо-татары разгромили русское войско. 1237–1240 гг – нашествие Хана Батыя на Русь. Начало монгольского-татарского ига. 1240 г. – Невская битва. 5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище, где Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями. 8 сентября 1380 гг. – Куликовская битва. Дмитрий Иванович Донской разгромил войско монголо-татарского хана Мамая. 1382 г. – нападение золотоордынского хана Тохта-мыша на Москву, разорение Москвы.

Медицина – это одна из важнейших сторон социальной жизни общества. Медицина как наука существует ровно столько, сколько существует человечество. Уровень развития медицинских знаний всегда напрямую зависел от уровня социально-экономического развития.

Сведения о начальных этапах становления медицины мы можем почерпнуть из древних рисунков и древних лечебных принадлежностей, которые были найдены археологами. Также информацию о медицине прошлых времён мы узнаём из письменных источников: произведений мыслителей Древней Греции и Древнего Рима, в летописях, былинах и думах.

На первых этапах становления медицины использовались в основном методы наблюдения. Первые диагнозы ставились после осмотра внешних проявлений болезни, в отличие, например, от современных стоматологов, которые могут поставить диагноз на основании ваших ощущений, если вы знаете всё о своей улыбке.

В разных точках мира медицина развивалась обособленно. В Китае уже в 770 году до н.э. существовала книга по медицине. Не смотря на то, что все методы и советы по лечению в этой книге в основном основывались на легендах и мифах, там всё же имелась подлинная информация о человеческом здоровье. Доподлинно известно, что в 5 веке до н.э. в Китае проводились даже хирургические операции с использованием первых форм современных методов хирургии.

В 618 году до н.э. врачи Древнего Китая впервые заявили о существовании инфекционных заболеваний, а в 1000 году до н.э. Китайцы проводили даже прививки от оспы.

В другой стране Азии, Японии, медицина развивалась не так успешно. Основные знания Японцы черпали из опыта китайской медицины.

Самый настоящий прорыв в медицине произошёл в Древней Греции. Здесь появились первые школы врачей, которые сделали доступным медицинское образование светским людям.

Именно благодаря деятельности одной из таких школ Гиппократ получил все свои знания о медицине. Роль этого мыслителя в становлении медицины нелегко переоценить. В его трудах объединяются все разрозненные накопленные сведения о лечении людей. Гиппократ выделил причины болезней. Основной причиной, по его мнению, являлось изменение соотношения жидкостей в организме человека.

Выводы Гиппократа стали основой современной практической медицины, а его описание хирургии приводит в удивление даже современных врачей. Гиппократ описал методы лечения, которая широко используются даже в наше время.

Разумеется, немало известных учёных внесли свой вклад в развитие медицины и после Гиппократа. Благодаря их труду, современная медицина достигла небывалых высот. Кроме того, для подготовки врачей используются современные технологии.

МЕДИЦИНА - одна из древнейших отраслей науки, имеющая своей задачей распознавание, лечение, предупреждение болезни и укрепление здоровья людей. На протяжении веков характер и уровень развития медицины менялся в зависимости от материальных условий жизни общества. Развитие медицины тесно связано с развитием естественных наук, философии и техники.

Современная медицина - сложный комплекс научных знаний, включающий данные о строении человеческого тела (анатомия, гистология), о его жизнедеятельности в здоровом и больном состоянии (физиология, патологическая анатомия и патологическая физиология), учение о распознавании болезни ( ), учение о лечении различных заболеваний (терапия, хирургия и другие), о лекарственных средствах и их применении (фармация и фармакология), гигиену, изучающую влияние условий жизни на здоровье человека и меры, направленные на предупреждение болезни. Развитие медицины привело к выделению частных медицинских дисциплин - акушерства и гинекологии, дерматологии и венерологии, неврологии, офтальмологии, отоларингологии, педиатрии, психиатрии, эпидемиологии и другое. Специализация позволила углубить и расширить знания о строении и функциях человеческого тела и значительно улучшила возможности борьбы с болезнями.

Медицина в социалистических странах и в странах капиталистических имеет принципиальные отличия. Медицинская наука в капиталистических странах находится под сильным влиянием различных реакционных идеалистических теорий. Материально зависимая от предпринимателей, от фирм, производящих лекарственные препараты, от частнопрактикующих врачей, она вынуждена прежде всего выполнять их заказы и требования. Государство, как правило, в очень небольшой мере помогает медицинской науке и практике. Крупные достижения выдающихся ученых капиталистических стран нередко становятся предметом эксплуатации и наживы. Передовые медицинские деятели борются за то, чтобы поставить медицину на службу народу.

Медицина в социалистических странах развивается в интересах всего народа, ставит своей задачей охрану здоровья трудящихся. Забота о здоровье трудящихся стала одной из важнейших функций социалистических государств, и государственный характер медицинской помощи стал одним из ее ведущих принципов. В СССР один из первых декретов Советского правительства отменил плату за оказание медицинской помощи. В законодательном порядке обеспечены материальные гарантии, дающие возможность пользоваться этим правом (право на отдых, материальное обеспечение в случае болезни и потери трудоспособности, а также в старости, государственная охрана интересов матери и ребенка и другие, (см. ) . Философской основой медицинской науки в СССР является диалектико — материалистическое понимание природы, общества и человека. Учение И. П. Павлова - естественно — научная основа медицины в СССР; оно помогает понять явления, происходящие в организме больного и здорового человека, и выяснить связь организма и внешней среды. Медицинская наука в СССР является предметом постоянной заботы государства.

Медицина возникла в глубокой древности - у первобытных народов. Потребность оказать помощь при повреждениях, при родах позволила накопить знания о признаках болезни, о лечебных средствах сил природы, а также о лекарствах из растительного и животного мира. На протяжении веков этот первоначальный опыт собирался, обогащался, а наиболее ценная его часть впоследствии использовалась научной медициной. Беспомощность первобытного человека перед силами природы привела к тому, что наряду с рациональными данными и приемами широкое распространение получили амулеты, заговоры, заклинания и другие приемы, носящие мистический характер. Еще за много веков до нашей эры в рабовладельческих классовых обществах разделение труда и возникновение ремесел, а вместе с ними - увечья и болезни, привели к появлению профессионалов — врачевателей. Вместе с тем медицинскую помощь в значительной степени взяли в свои руки представители различных религий - возникла так называемая храмовая, жреческая медицина, которая рассматривала болезнь как наказание бога и средствами борьбы с заболеваниями считала молитвы и жертвоприношения. Однако наряду с храмовой медициной сохранилась и продолжала развиваться медицина эмпирическая. Накапливая медицинские знания, врачи-профессионалы в Египте, Ассирии и Вавилонии, Индии и Китае открыли новые средства лечения болезней. Появление письменности дало возможность закрепить их опыт в первых медицинских сочинениях.

Древнекитайская медицина уже на ранних стадиях своего развития обладала многими знаниями по охране здоровья людей и их лечению. В Древнем Китае широкое распространение имела вариоляция - прививка содержимого пузырьков натуральной оспы здоровым людям с целью предохранения их от заболевания. Разумны были советы о гигиеническом режиме, который следует соблюдать для того, чтобы быть здоровым. В Китае применялись операции с обезболиванием при помощи гашиша и опия. Разнообразны были лекарства из растительного и животного мира (например, женьшень и панты- рога молодого пятнистого оленя - используются до сих пор в качестве лекарств). Были разработаны своеобразные китайские методы лечения: прижигание - мокса - и иглоукалывание - акупунктура, а также су джок акупунктура , получившие широкое распространение и применяемые поныне; появились первые крупные врачи, например Бянъ Цио, живший в 6 веке до нашей эры и оставивший «Трактат о болезнях», в котором описывается диагностика по состоянию пульса. Позднее широкую известность получил хирург Хуа Ту (2 век) и автор 52-томной фармакопеи Ли Ши-чжэн (16 век). Влияние китайской Медицина (Медицина) распространялось на многие страны Востока.

Индийская медицина также возникла в глубокой древности и развивалась самостоятельно. Медицинские сведения нашли отражение в сводах законов Ману (2 век до нашей эры) и в «Аюрведах» (книгах жизни), в которых, так же как и в китайской медицине, большое значение придавалось гигиеническим предписаниям: рекомендовались физические упражнения, осуждалось злоупотребление наркотиками и алкоголем, рекомендовалось соблюдение чистоты, уход за телом; обоснованы были правила питания - ограничивалось употребление мяса, рекомендовались растительная пища и молоко. Отчетливо описаны были многие болезни - проказа, геморрой, психические болезни, желтуха и другие. Появились специалисты - врачи, лечившие определенные заболевания, напр. хирургические или укусы ядовитых змей. Хирургия считалась в Индии первой и лучшей из всех медицинских наук. В древнеиндийской, как и в древнекитайской, медицине большое внимание уделялось исследованиям пульса и мочи. Выдающийся врач Суш-рута (один из авторов «Аюрведы») пытался разработать общую теорию медицины, где под опыт, добытый медицинскими приемами, подводилось теоретическое обоснование, указывалось, что в человеческом теле сочетаются три начала - воздушное, слизь и желчь. Однако, если практика индийской медицины давала удовлетворительные результаты, то теория ее была построена на фантастических предположениях.

Огромную роль в развитии медицины сыграли древнегреческие врачи. Знаменитый врач, философ и естествоиспытатель Гиппократ (460-377 гг. до нашей эры) учил врачей наблюдательности и внимательному исследованию больного. Требование лечить не болезнь, а больного было главным его принципом; задачей врача он считал - способствовать тому, чтобы природные силы организма одолели болезнь. В многочисленных его сочинениях, дошедших до нас в виде «Гиппократова сборника», изложена система взглядов, помогавшая врачам на протяжении многих веков распознавать болезни и лечить их. Материалистическое представление о болезни, на которое указывал Гиппократ, борясь с теми, кто давал им религиозное объяснение, отражало накопленный на протяжении веков опыт; особое внимание обращалось на среду, в которой живет человек, на влияние климата, воды, почвы, образа жизни на происхождение болезни. Гиппократ и его последователь римский врач Гален (131-210 гг. нашей эры), анатомические и физиологические представления которого служили основой медицины вплоть до 16 века, оказали огромное влияние на развитие медицины в Европе: на протяжении многих веков [до появления Авиценны (Ибн Сины, около 980-1037 гг.)] эти два авторитета в области медицины были наивысшими.

В эпоху средневековья медицина в странах Западной Европы была в подчинении церкви и находилась под влиянием схоластики. Врачи основывали диагноз и лечение не на наблюдении больного и рациональных лечебных мерах, а на отвлеченных рассуждениях; церковь запрещала вскрытие трупов, что тормозило развитие медицины. Так как врачам было запрещено выполнение операций, всегда связанных с кровотечением, хирургия, в противоположность терапии, находилась в руках необразованных цирюльников, костоправов и тому подобное. Немногочисленные медицинские факультеты университетов готовили ничтожное количество врачей; лишь в немногих из них - в Салерно и в Падуе (Италия) - велась научная работа.

В эту эпоху во всех странах Европы врачи руководствовались идеями знаменитой книги «Канон врачебной науки», созданной выдающимся среднеазиатским врачом Авиценной (Ибн Синой). Крупный философ, естествоиспытатель и врач Авиценна систематически изложил медицинские знания своей эпохи, обогатив каждый раздел медицины. Наблюдательность Авиценны позволила ему открыть новые пути в диагностике и лечении заболеваний. Большое значение Ибн Сина придавал влиянию среды, в которой живет человек; поэтому гигиенический раздел «Канона» был разработан особенно подробно. Средневековая восточная медицина выдвинула и других замечательных врачей: ар-Рази (864-У25 гг.) в своем труде об оспе и кори дал описание этих заболеваний, Али ибн Аббас (умер в 994 году), Ибн-аль-Хайсам (965-1038 гг.) и другие внесли в медицину много ценных открытий.

Эпоха Возрождения принесла новый расцвет медицины в 16 веке анатом фламандец А. Везалий, работавший в Падуанском университете, исправил ошибки Галена в учении о строении человеческого тела и заложил основы подлинно научной анатомии. Развитие естествознания, в частности физики и химии, помогло возникновению новых принципов в медицине - сделаны были первые удачные попытки использовать законы физики и химии при лечении болезней (иатрофизика и иатрохимия, от греческого iatros- врач). Хирургию развивали врачи-практики, среди которых французский хирург Амбруаз Паре внес ряд ценных методов, в частности в обработку ран (заменил прижигание ран раскаленным железом перевязкой из чистой ткани).

Развитие в 17-18 веке промышленности и увеличение числа рабочих выдвинули задачу изучения профессиональной патологии: итальянский врач Б. Рамаццини в труде «О болезнях ремесленников» описал около 50 профессиональных заболеваний. Английский врач У. Гарвей в 1628 году опубликовал свой труд о кровообращении. Это открытие было встречено официальной наукой враждебно, и потребовались многие годы для того, чтобы учение Гарвея стало общепризнанным. Клинический принцип наблюдения больного, сопровождающийся опытной проверкой лечения, приобретал все большее распростра-нение. Профессор Лейденского университета Г. Бургав воспитал плеяду видных врачей, стоящих на новых позициях: врача-материалиста Ж. О. Ламетри во Франции, Дж. Прингла в Англии, Г. ван Свитена в Австрии, А. Галлера в Германии и многих других.

В эту эпоху продолжалась борьба в медицине между материалистическими и идеалистическими течениями: витализму, согласно которому жизненными явлениями якобы управляют особые нематериальные, сверхъестественные силы («жизненная сила», «энтелехия», «душа»), противопоставлялись материалистические взгляды, развивавшиеся в Голландии Г. Леруа (1598 году - 1679 году), во Франции Ж. Ламетри (1709-51 гг., его книга «Человек- машина») и П. Кабанисом (1757 г. - 1808 г.), деятелем французской революции.

В 19 веке капитализм, победивший в Европе как общественно-экономическая формация, принес значительное, расширение исследований в области медицины. Однако, как и в предыдущих формациях, медицина была поставлена на службу господствующим классам. Успехи естествознания, в первую очередь физики, химии и биологии, позволили обогатить медицину новыми методами. Учение о строении и деятельности человеческого тела пополнилось новой дисциплиной - патологической анатомией, основоположником которой был падуанский врач Дж. Морганьи (1682 год - 1771 год). Патологическая анатомия дала возможность сопоставлять внешние проявления заболеваний со структурными изменениями органов и тканей при том или ином заболевании. Вскрытия умерших позволили не только накопить огромный материал, разъясняющий течение болезни, но и контролировать действия врача (прозекторские - помещения, в которых вскрывались трупы умерших больных, стали обязательной составной частью больницы); появилась возможность сравнивать данные прижизненного наблюдения с данными вскрытия. Новый подход в понимании болезни был прогрессивным и дал сильный толчок для развития медицины. Однако в процессе развития он привел к созданию теорий, преувеличивающих значение местных изменений.

Учение о тканях тела, созданное французским анатомом и хирургом медицины Биша (1771 год - 1802 год), было крупным этапом в изучении человеческого тела. Биша перечислил 21 ткань, из которых каждая имеет разные функции и свойства. Решающее влияние на развитие медицины оказало создание учения о клеточном строении растений и животных немецким ученым Т. Шванном. Открытие законов превращения энергии - второе великое открытие, которое способствовало развитию биологии и медицины. На основе этого закона развитие естествознания быстро двинулось вперед, а медицина получила в свои руки научный принцип, объяснивший многие явления физиологии. Биологическая химия и другие дисциплины, вызванные к жизни этим законом, позволили обогатить медицину новыми диагностическими и лечебными возможностями.

Эволюционное учение Ч. Дарвина - третье великое открытие, имевшее огромное значение для медицины. Благодаря открытию Дарвина естествознание не только стало системой материалистического познания природы, но и позволило подойти к решению таких проблем биологии и медицины, как наследственность и ее роль в развитии болезней человека, правильное понимание законов происхождения и развития болезней. Ученые России сыграли большую роль в разработке и пропаганде дарвинизма. Ожесточенная идейная борьба, развернувшаяся вокруг учения Дарвина, разделила естествоиспытателей на две группы - тех, кто сделал правильные материалистические выводы из учения, и тех, кто пытался, сопротивляясь дарвинизму, отстаивать идеалистические позиции, а также критиковать дарвинизм с позиций религии.

Развившийся капитализм привел к росту городов и скученности населения, что усилило опасность эпидемий. В новых условиях медицина пыталась решить задачи, выдвинутые жизнью. Английский врач Э. Дженнер в 1798 году успешно сделал прививку коровьей оспы человеку, разработав, таким образом, метод борьбы с инфекционными болезнями путем прививок. Оспопрививание, при поддержке передовых врачей, быстро распространилось по всем странам. Вопросы общественного здравоохранения, его задачи и формы были разработаны немецким врачом И. П. Франком; в капитальном труде «Полная система медицинской полиции» (1779 год - 1819 год) он исходил из мысли, что здравоохранение - дело государства. Другое решение предложил современник Франка немецкий ученый X. Гуфеланд, который во главу угла ставил личную гигиену.

Успехи медицины тесно переплетались с успехами естественных наук. В первой половине 19 века физиология вступила на путь широкого эксперимента. Английский хирург и физиолог Ч. Белл экспериментально изучил распределение чувствительных и двигательных волокон в передних и задних корешках спинномозговых нервов. Установление этого факта и разработка его франц. физиологом Ф. Мажанди способствовали выявлению значения деятельности нервной системы в организме, возникновению экспериментальной физиологии как основы медицины. Еще большее значение имели многочисленные открытия немецкого ученого И. Мюллера, который изучал строение и функции органов чувств, строение желез, состав крови и лимфы. Одним из первых Мюллер стал разрабатывать физиологическою химию. Экспериментальный метод с успехом применяли и многие ученики И. Мюллера - И. Либеркюн, К. Людвиг, Э. Геккель, Р. Вирхов, Г. Гельмгольц. Широко используя физиологический эксперимент, француский ученый К. Бернар в середине 19 века поставил своей целью объединить физиологию, патологию и терапию. Знаменитый опыт К. Бернара - повреждение дна мозгового желудочка у подопытного животного, вызывающее значительное увеличение сахара в крови, было одним из звеньев в серии его опытов по изучению функций печени и ее роли в процессе усвоения пищи. Физиологию К. Бернар ставил на службу клиники. Успехи его в изучении процессов пищеварения, кровообращения и болезней этих систем позволили ему выдвинуть тезис: «врач-экспериментатор - есть врач будущего». Однако успехи физиологов Мажанди, Мюллера, Бернара в конкретных областях но избавляли их от понимания процессов жизни с позиции идеалистической философии. Лишь с появлением работ русских исследователей, в первую очередь С. П. Боткина, И. медицина Сеченова, И. П. Павлова, впервые были правильно, материалистически, раскрыты и выяснены законы деятельности центральной нервной системы и всего организма в целом. Материалистическое, научное толкование психических явлений - мышления и сознания - было дано в работе Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863 год). Русские ученые перестроили физиологию и оказали глубокое воздействие на развитие медицины.

Развитие патологии в середине 19 века привело к борьбе двух ее направлений - гуморального (от латинского humor - жидкость) и так называемого клеточного. Представитель первого - венский патолог К. Рокитанский причиной болезненных явлений считал изменения в составе соков человеческого организма. Ему возражал немецкий патолог Р. Вирхов; в своей книге «Целлюлярная патология» (1858 г.) он доказывал, что источником заболевания является ненормальная деятельность клеток («вся патология есть патология клетки»). Заслугой Вирхова было приложение учения о клетке к изучению болезней. Им были выяснены изменения в тканях и клетках органов, вызванные болезнью, что обогатило клиническую медицину и облегчило диагностику. Однако теория Вирхова, его клеточная патология, переоценивала роль клеток, сводя сущность болезни только к поражению определенных клеток и отрицая тем самым единство организма и значение центральной нервной системы. Русские ученые медицины Сеченов, И. П. Павлов, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин и другие, резко критиковали клеточную патологию Вирхова, противопоставляя ей идею единства организма и среды и ведущей роли в нем (как в здоровом, так и больном состоянии) центральной нервной системы.

Благодаря успехам естествознания клинической медицины обогатилась новыми методами диагностики и лечения. Возможности лечения расширились, в частности вследствие значительного улучшения методов клинического исследования. Врачи начали применять перкуссию (выстукивание), аускультацию (выслушивание), измерение температуры тела. Диагностическая методика в 19 веке была пополнена приборами, основанными на изучении физических и химических явлений: измерение кровяного давления, бронхоскопия, электрокардиография, микроскопическое изучение форменных элементов крови. Крупным шагом вперед было открытие в 1894 г. немецким ученым В. К. Рентгеном Х-лучей и применение их для диагностики и терапии (см. , ). Развитие химии, химической промышленности, а затем фармацевтической промышленности предоставило в распоряжение клиницистов большое число новых эффективных лекарств.

Хирургия в 19 веке пережила новый этап развития, так как хирурги осознали необходимость более глубокого изучения анатомии для успеха оперативных вмешательств. Большую роль в этом сыграл Н. И. Пирогов, разработавший новую дисциплину - топографическую анатомию - и издавший анатомо-хирургический атлас. Хирургический метод стал широко применяться во многих клинических специальностях - в лечении женских болезней, глазных и других.

Важнейшим этапом в медицине во 2-й половине 19 века, связанным с развитием , было установление французским ученым Л. Пастером роли микробов в возникновении инфекционных заболеваний. Были открыты возбудители сибирской язвы, возвратного тифа, амебной дизентерии, брюшного тифа, туберкулеза, чумы, холеры и другие. Были разработаны методы лечения и предупреждения инфекционных болезней: в 1881 г. прививки против сибирской язвы, в 1885 г. - против бешенства (Пастер, Франция), в 1890 г.-против дифтерии [Ә. Беринг (Германия), С. Китазато (Япония), Э. Ру (Франция)] и другие. Учение об иммунитете и возникшая новая отрасль науки - иммунология (одним из основоположников которой был И. И. Мечников) вооружили медицину новыми средствами борьбы с заразными болезнями - вакцинами и сыворотками (так называемая иммунотерапия). Дальнейшее развитие микробиологии в 20 веке привело к выделению в самостоятельную дисциплину учения о вирусах - вирусологии.

На основе открытий микробиологии сделала большие успехи и гигиена. Рост в 19 веке больших городов, крупных промышленных центров, их антисанитарное состояние ставили под угрозу жизнь и здоровье населения; это стимулировало развитие широких научных исследований в области гигиены и санитарии. Немецкий ученый медицины Петтенкофер применил экспериментальные методы исследования, давшие гигиене научную базу. Изучение влияния воздуха, воды и почвы на человеческий организм позволило поставить на научную почву устройство водопровода, канализации и жилищ. Ученики Петтенкофера - русские ученые Ф. Ф. Эрисман, А. П. Доброславин и другие - развили направление, созданное Петтенкофером, основав русскую школу гигиенистов, для которой характерным было изучение социальных факторов- систематического учета основных показателей статистики и динамики здоровья населения (рождаемости, смертности, заболеваемости, физического развития и тому подобное).

Широкое применение в медицине как для распознавания, так и для лечения болезней получили, помимо рентгеновых лучей, также радиоактивные вещества (см. , ). В 20 веке создано было учение о витаминах и установлена их роль в предупреждении болезней и их лечении [работы польского ученого К. Функа (1912 г.), подтвердившие выводы и опыты русских ученых Н. И. Лунина (1880 год) и В. В. Пашутина (1902 год)]. Развитие органической химии уже с начала 2-й половины 19 веке привело к возникновению химии синтетических лекарственных препаратов, а синтезирование в 1909 году немецким ученым П. Эрлихом мощного противосифилитического средства - сальварсана - положило основание современной химиотерапии. Крупнейшим достижением в области химиотерапии явилось открытие и применение с лечебной целью сульфаниламидных препаратов (немецкий ученый Г. Домагк, 1935 г.), а затем - антибиотиков.

В СССР медицина получила огромные возможности развития, предоставленные ей условиями нового социалистического общественного и государственного строя. В СССР медицинская наука развивается в соответствии с запросами охраны и укрепления здоровья населения, для выполнения которых создана широкая сеть научно-исследовательских учреждений.

Поскольку философской основой медицины в СССР является диалектический материализм, советские медики глубже и правильнее подходят к решению таких узловых вопросов медицины, как вопрос об отношении социального и биологического, о связи организма со средой, о ведущей роли нервной системы.

Профилактическая направленность медицины в СССР - наиболее характерная ее черта. Физиологическое учение И. П. Павлова, синтезирующее лучшие прогрессивные достижения мировой научной физиологии, творчески применяется во всех областях медицины. Тесная связь с практикой позволяет не только быстро откликаться на запросы жизни, но и пользоваться для научных исследований данными огромной сети медицинских учреждений.

Одним из важнейших принципов, лежащих в основе советской медицинской науки, является принцип развития, эволюции. Эволюционное направление нашло отражение особенно в крупных исследованиях А. А. Заварзина и Н. Г. Хлопина. Для морфологии характерен, кроме эволюционного направления, также принцип связи, единства формы (структуры) и функции. Наиболее яркое выражение это направление нашло в трудах В. Н. Тонкова и В. П. Воробьева, Б. И. Лаврентьева. В области топография, анатомии В. Н. Шевкуненко и его ученики разработали вопросы возрастной «типовой» анатомии, имеющей большое значение для практической хирургии. Патологическая анатомия в СССР в лице ее представителей А. И. Абрикосова, И. В. Давыдовского и других. последовательно развивает клинико-анатомическое направление.

Патофизиология в СССР непосредственно связана с клиникой. Ученик И. П. Павлова А. Д. Сперанский широко развил идею Павлова о нервной трофике и выдвинул ведущую роль нервного фактора в патогенезе различных заболеваний человека. Имеют значение труды Н. Н. Аничкова и его сотрудников по заболеваниям артерий, в частности атеросклерозу, по инфекционной патологии. Многочисленные работы А. А. Богомольца и его учеников посвящены проблемам долголетия. Большую роль играют труды И. П. Павлова в развитии отечественной фармакологии. В исследованиях Н. П. Кравкова, развивавшего идеи Павлова, следует отметить эксперименты на изолированных органах, работы по изучению внутренней секреции. С фармакологическими исследованиями связаны успехи химиотерапии в СССР и развитие химико-фармацевтической промышленности, синтез новых советских препаратов.

Социально-профилактическо е направление советского здравоохранения и медицинской науки особенно полное выражение находит в гигиенических дисциплинах (гигиена общая, коммунальная, гигиена труда, гигиена питания, школьная). Среди гигиенических дисциплин особое место заняла социальная гигиена, в развитии которой участвовали виднейшие теоретики и организаторы советского здравоохранения Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев. Большое развитие получили: коммунальная гигиена в связи с возникновением и быстрым ростом новых городов, реконструкцией страны и гигантским жилищным строительством; гигиена труда, перед которой возникли новые задачи, вызванные механизацией сельскохозяйственного производства, введением новых производственных процессов и созданием новых отраслей промышленности; гигиена питания в связи с широким развитием общественного питания.

Видное место в советской медицине заняли эпидемиология, микробиология и вирусология. Разработаны и введены в практику новые высокоэффективные : противомалярийная, противосибиреязвенная, противобруцеллезная, противогриппозная и другое. Большие научные успехи достигнуты советскими микробиологами и эпидемиологами в решении проблемы вирусных инфекций - весенне — летнего энцефалита, японского (комариного) энцефалита на Дальнем Востоке, риккеттсиозов, геморрагических лихорадок и другое, в борьбе с малярией (работы П. Г. Сергиева, В. Н. Беклемишева и другие). Е. Н. Павловский и его ученики создали новую теорию о природной очаговости трансмиссивных болезней, показавшую, что источником инфекции для различных заболеваний не всегда является больной человек, но в некоторых случаях и различные животные, находящиеся в естественных условиях природы.

Из клинических дисциплин учение И. П. Павлова в первую очередь оказало влияние на развитие клиники внутренних болезней: работы В. П. Образцова, Н. Д. Стражеско, А. И. Яроцкого, Н. И. Лепорского, относящиеся к заболеваниям органов брюшной полости, исследования Г. Ф. Ланга и А. Л. Мясникова, В. Ф. Зеленина и другие по гипертония, болезни, болезням сердца и сосудов, Е. М. Тареева - по болезням почек. Советская хирургия избежала узко практического уклона (сведения хирургии к оперативной технике) и развивается как передовая научно-практическая, клиническая дисциплина с профилактическим направлением. Вопросы хирургии брюшной полости широко представлены в работах И. И. Грекова, С. С. Юдина и другие; блестящие работы в области хирургии сердца принадлежат А. Н. Бакулеву, А. А. Вишневскому, И. И. Джанелидзе, П. А. Куприянову, Е. Н. Мешалкину, Б. В. Петровскому; в развитии нейрохирургии много сделали Н. Н. Бурденко, А. Л. Поленов и другие; в области хирургия, лечения опухолей большое место занимают работы Н. Н. Петрова, П. А. Герцена, А. Г. Савиных, А. И. Савицкого, Н. Н. Блохина и др. Не менее успешно развиваются и другие отрасли клинической медицины.

Исследования в области медицины ведутся по государственным планам. Высшим научно-медицинским органом страны, осуществляющим руководство в этой области, является Академия медицинских наук СССР, основанная в 1944 году.

Успехи медицинской науки в СССР способствовали выдающимся и имеющим принципиальное значение достижениям - резкому снижению общей и детской смертности, повышению продолжительности жизни, снижению инфекционных заболеваний, ликвидации в СССР таких болезней, как чума, холера, натуральная оспа, возвратный тиф. Близки к ликвидации малярия, сифилис и многие другие заболевания.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1960 г. «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охране здоровья населения СССР» способствовало значительному увеличению материальных возможностей развития Медицина в СССР и поставило перед ней задачи, разрешение которых позволит приблизиться к ликвидации наиболее тяжелых заболеваний (рак и другое) и на новую ступень поднять борьбу за здоровье человека и его долголетие.


История медицины - это наука о развитии медицины, ее научных направлениях, школах и проблемах, роли отдельных ученых и научных открытий, зависимости развития медицины от социально-экономических условий, развития естествознания, техники и общественной мысли.

История медицины делится на общую, изучающую развитие медицины в целом, и частную, посвященную истории отдельных медицинских дисциплин, отраслей и вопросов, связанных с этими дисциплинами.

Врачевание возникло в глубокой древности. Потребность оказать помощь при повреждениях, в родах обусловила необходимость накопления знаний о некоторых приемах лечения, о лекарствах из растительного и животного мира. Наряду с рациональным опытом лечения, которое передавалось из поколения в поколение, широкое распространение имели приемы, носящие мистический характер,- заговоры, заклинания, ношение амулетов.

Наиболее ценная часть рационального опыта впоследствии использовалась научной медициной. Профессионалы-врачеватели появились еще за много веков до нашей эры. С переходом к рабовладельческому строю медицинскую помощь в значительной степени взяли в свои руки представители различных религий - возникла так называемая храмовая, жреческая медицина, которая рассматривала болезнь как наказание бога и средствами борьбы с заболеваниями считала молитвы и жертвоприношения. Однако наряду с храмовой медициной сохранилась и продолжала развиваться медицина эмпирическая. Накапливая медицинские знания, врачи-профессионалы в Египте, Ассирии и Вавилонии, Индии и Китае открыли новые средства лечения болезней. Рождение письменности дало возможность закрепить опыт древних врачевателей: появились первые медицинские сочинения.

Огромную роль в развитии медицины сыграли древнегреческие врачи. Знаменитый врач Гиппократ (460- 377 гг. до н. э.) учил врачей наблюдательности и необходимости внимательного исследования больного, он дал классификацию людей по четырем темпераментам (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), признавал влияние на человека условий внешней среды и считал, что задача врача помогать природным силам организма преодолеть болезнь. Взгляды Гиппократа и его последователя древнеримского врача Галена (2 в. н. э.), совершившего открытия в области анатомии, физиологии, лекарствоведения (« »), проводившего клинические наблюдения, в частности над пульсом, оказывали огромное влияние на развитие медицины.

В эпоху средневековья медицина в странах Западной Европы была в подчинении церкви и находилась под влиянием схоластики. Врачи ставили диагноз и проводили лечение, основываясь не на наблюдениях за больным, а на отвлеченных рассуждениях и на ссылках на учение Галена, искаженное схоластами и церковниками. Церковь запрещала , что задерживало развитие медицины. В эту эпоху наряду с трудами Гиппократа и Галена во всех странах Европы большое влияние на врачей оказывал прогрессивный для той эпохи капитальный труд «Канон врачебной науки», созданный выдающимся ученым (уроженцем Бухары, жившим и работавшим в Хорезме) Ибн-Синой (Авиценной; 980-1037), многократно переведенный на большинство европейских языков. Крупный философ, естествоиспытатель и врач Ибн-Сина систематизировал медицинские знания своей эпохи, обогатив многие разделы медицины.

Эпоха Возрождения наряду с бурным развитием естествознания принесла новые открытия в медицине. А. Везалий (1514-1564), работавший в Падуанском университете и изучавший человеческое тело путем вскрытий, в капитальном труде «О строении человеческого тела» (1543) опроверг ряд ошибочных представлений об анатомии человека и положил начало новой, подлинно научной анатомии.

Среди ученых эпохи Возрождения, обосновавших взамен средневекового догматизма и культа авторитетов новый, опытный метод, было много медиков. Были сделаны первые удачные попытки использовать законы физики и в медицине (ятрофизика и ятрохимия, от греч. iatros - врач). Одним из выдающихся представителей этого направления являлся

Искусство врачевания прошло огромный путь для достижения высокого уровня развития. Люди болели всегда, и врачеватели, знахари, целители начали свое существование едва ли не с зарождением рода человеческого.

Доисторическая медицина

В доисторические времена существовало множество различных болезней. Первобытные люди не заботились о гигиене своего жилища и тела, не обрабатывали пищу и не стремились изолировать умерших соплеменников. Такой образ жизни – лучшая среда для роста и развития самых разных инфекций и заболеваний и древняя медицина не могла с ними справиться. Отсутствие элементарной гигиены порождало кожные болезни. Плохая обработка пищи, ее примитивность и жесткость приводили к истиранию, повреждению зубов и челюстей, заболеваниям пищеварительной системы. Во время сражений и охоты первобытные люди получали опасные травмы, отсутствие лечения которых нередко приводило к гибели.

Огромное количество болезней и травм спровоцировало зарождение примитивной медицины. Древнейшие люди считали, что любое заболевание вызывается вхождением чужой души в тело человека, и для исцеления необходимо эту душу изгнать. Первобытный врач, а по совместительству и жрец, занимался изгнанием при помощи заклинаний и различных ритуалов.

Первобытное врачевание этим не ограничивалось. Люди со временем научились подмечать и использовать лекарственные свойства растений и других плодов природы. Глина служила своего рода «гипсом» того времени – целители фиксировали ею переломы. Проводились первобытные операции, к примеру, были найдены черепа со следами успешной трепанации.

Древний Египет

Древний Египет можно считать колыбелью медицины как науки. Знания и рукописи древнеегипетских врачей послужили основой для множества более современных медицинских методов и учений. Считается самой древней из документированных систем медицины. Особенность древнеегипетской медицины состоит в том, что немалая часть открытий приписывалась богам. Таким как Тот, Исида, Озирис, Гор, Бастет. Лучшие врачеватели по совместительству были и жрецами. Все свои открытия и наблюдения они приписывали богам. В отличие от доисторических времен, египтяне предавали большое значение гигиене. Они четко прописывали, что надо принимать в пищу, когда спать, когда делать профилактические процедуры (рвотные и слабительные средства для очищения организма). Они первыми посчитали, что здоровье тела надо поддерживать специальными играми и физическими нагрузками. Египтяне первыми узнали о существовании пульса. Они не имели точного представления о сосудах, различных нервах, сухожилиях и чем они отличаются. Всю кровеносную систему они представляли, как реку Нил.

Жрецы проявляли себя как хирурги, они могли провести ампутацию конечности, хирургическим путем удалить кожные наросты, провести обрезание – как мужское, так и женское. Многие методы были неэффективны и бесполезны, но они стали первыми шагами для дальнейшего развития. Например, как лекарства на основе плесени и процессов брожения, древняя медицина в Египте была довольно развита, как для своего времени.

Древняя Индия

По индийским верованиям, богами, придумавшими медицину, были Шива и Дханвантари. Изначально, как и в Египте, врачебным делом можно было заниматься только браминам (жрецам). Далее врачевание перешло в отдельную касту. Которая, в отличие от браминов, получала награду за свои труды. Помимо награды человек, который становился врачом, должен был чисто одеваться, следить за собой, вести себя мягко, культурно, приходить по первой просьбе пациента, бесплатно лечить жрецов.

В Индии очень заботились о своей гигиене: помимо простых омываний индийцы чистили зубы. Был отдельный список продуктов, которые помогают пищеварению. Отдельно из медицины выносили хирургию, называя ее «шалия». Хирурги могли как извлечь катаракту, так и удалить камни. Очень популярны были операции по восстановлению ушей и носа.

Именно древняя медицина Индии описала полезные свойства более 760 растений и изучила влияние металлов на организм.

Особое внимание они уделяли акушерству. При враче должны были быть четыре опытных женщины для помощи. Медицина в Индии была более развитой, чем в Египте или Греции.

Древняя Азия

Основой азиатской медицины служила китайская медицина. Они строго следили за соблюдением гигиены. За основу китайской медицины взяли девять законов, категории соответствия.

Основываясь на девяти законах, они выбирали методы лечения. Но помимо этого в Китае проводились операции хирургического характера, использовались наркоз и асептика. Первые прививки от оспы были сделаны в Китае за тысячу лет до н.э.

Нельзя отдельно выделить японскую медицину, она строилась на традиционной медицине Китая. В то же время древняя медицина Тибета строилась на медицинских традициях Индии.

Древняя Греция и Рим

В медицине Греции впервые была принята практика наблюдения за пациентом. Изучая древнюю медицину Греции, тяжело не заметь влияние на нее древнеегипетской медицины. Большинство используемых лекарственных средств давно было описано в папирусах египетских врачевателей. В Древней Греции выделяли две школы – в Кирине и Родосе. Первая школа делала акцент на то, что болезнь является общей патологией. Соответственно она лечилась, делая акцент на особенности пациента, к примеру, на телосложении. Школа из Родоса работала сразу с очагом заболевания. С другой стороны медициной занимались философы, они распространяли свои знания среди публики. Именно они изучали медицину с научной точки зрения. Отдельно от всей медицины выделили гимнастику, как способ лечить вывихи и развивать свое тело.

Чем глубже проникали познания в древней медицине египтян, тем больше появлялось опытных врачей с новыми методами. Одним из таких отцов медицины стал Гиппократ. У него более глубоко разработаны хирургические практики. Он мог проводить трепанацию черепа, удаление гноя, прокол грудной клетки, брюшной полости. Единственной проблемой были операции с большим количеством крови – не умея работать с сосудами, Гиппократ отказывался от таких своих пациентов.

Вся медицина древнего Рима строилась на достижениях, ранее заимствованных у греческих врачей. Ситуация повторяется – как японская медицина была построена на основе китайской. Изначально вся медицина Рима строилась на приятных и доставляющих удовольствие методах: прогулки, ванны. Далее, основываясь на учениях Гиппократа, методическая школа, школа пневматиков пытались их усовершенствовать, но уже в научном плане. Лучшим медиком Рима был Гален. Он подробно изучил анатомию, написал о медицине более 500 трактатов. Более тщательно изучил работу мышц.



Новое на сайте

>

Самое популярное