Домой Удаление Бред преследования при психотической депрессии. Гипобулия и другие симптомы депрессии

Бред преследования при психотической депрессии. Гипобулия и другие симптомы депрессии

С психотическими особенностями - именно называется состояние человека, который одновременно сталкивается и с психозом, и с депрессией. Напомним, что психоз связан с отключением от реальности, а потому может включать в себя . В то же время основным симптомом депрессии является сниженное настроение и потеря интереса к какой бы то ни было деятельности. Если, конечно, это не .

Специалисты говорят, что с психотической депрессией имеют дело 15-19% пациентов с диагностированной депрессией. Причем, замечают они, распространенность ее растет с возрастом. Все, что нужно знать об этом, мы собрали в одном материале.

Что такое депрессия с психозом?

Классическая депрессия - одно из самых распространенных состояний психического здоровья, характеризующееся плохим настроением, снижением уровня активности, и аппетита (как в одну, так и в другую сторону). Вот еще несколько симптомов, характерных для депрессии:

  • чувство крайней печали, гнева или раздражительности;
  • потеря интереса к некогда приятной деятельности;
  • невозможность сосредоточиться;
  • повторяющиеся мысли о смерти.

Психоз же говорит о том, что человек чувствует себя отключенным от реальности. Это происходит, когда кто-то регулярно сталкивается с вещами, которых не существует - проще говоря, с галлюцинациями. Важно помнить, что психоз всегда является симптомом того или иного состояния, но не существует сам по себе. Вот специфические симптомы психоза:

  • ложные убеждения или ложные представления;
  • галлюцинации (зрительные или слуховые);
  • паранойя.

Логично предположить, что у человека с психотической депрессией проявляются симптомы каждого из состояний. Причем, это может быть как весь спектр симптомов, так и лишь некоторые из них.

Как диагностируют психотическую депрессию?

Большинство диагностических руководств классифицируют психотическую депрессию как подмножество . Однако среди специалистов в области психического здоровья продолжается дискуссия о том, является ли такое определение точным.

Международная классификация болезней (11-е издание) считает, что психотическая депрессия является самым тяжелым подтипом депрессивного расстройства. В пятом издании «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» (DSM-5) психотические особенности также характеризуются как подгруппа депрессии. Однако, как мы уже сказали, единого мнения по вопросу пока нет.

Усложняет диагностику состояния и то, что депрессия с психозом имеет схожие черты с некоторыми другими расстройствами. Среди них, например, классическая депрессия, шизоаффективное расстройство и спровоцированные внешними факторами . Впрочем, если наряду с признаками обычной депрессии врач фиксирует галлюцинации и параноидальные настроения, это, скорее всего, психотическая депрессия.

Какое лечение обычно используется?

Депрессия с психозом - заболевание, требующее немедленной медицинской помощи. Статистика показывает, что у депрессивных пациентов с психозом значительно возрастает, в сравнении с пациентами с непсихотической депрессией.

Что касается лечения психотической депрессии, то сначала врач, как правило, назначает комбинацию и антипсихотических препаратов или монотерапию (использование либо антидепрессантов, либо антипсихотиков). Дальше может использоваться электросудорожная терапия (ЭСТ) - особенно в том случае, если назначенные лекарства не помогли облегчить симптомы - которая продемонстрировала свою эффективность для лечения именно этого типа депрессии.

    Здравствуйте доктор! С 28 июля принимаю амитриптилин в дозе 1/2 таблетки на ночь, т.к. состояние не улучшалось. Сейчас стало немного полегче, но все равно в первой половине дня бывают сердцебиения и волнение. Это говорит о том, что лечение пока проблему не устраняет? Для того, чтобы начать отменять препараты должно быть длительное время хорошее самочувствие? У меня страх, что придется всю жизнь принимать таблетки...

    Здравствуйте, Мария, что означает, что вы страдаете психотической депрессией? В чем проявлялись или проявляются психотические симптомы?

    Проблема, с моей точки зрения лежит в том, что если вы страдаете депрессией, то и лечить её надо антидепрессантами, только в период присутствия бредоподобных симптомов имеет смысл подключать нейролептик и принимать его только в период психоза.
    Если судить по вашему сообщению, у вас до сих пор упор делается на респиридон, а собственно антидепрессант, и то устаревший и к тому же имеющий выраженные побочные эффекты, принимаете в мизерной дозе.

    Если кто-то Вам говорит, что без медикаментов с помощью одной психотерапии можно излечить психотическую или другую депрессию, не верьте. На первом месте стоят препараты и лишь в качестве поддерживающего лечения можно использовать психотерапию, а не наоборот.

    Я советую Вам прямо в лоб спросить у своего психиатра, чем же Вы всё-таки страдаете. Психозом? Тогда, действительно, нужен нейролептик, если всё-таки депрессией без бредоподобных наслоений, тогда только антидепрессант. Правда не амитриптилин, а современный, лучше из группы селективных серотониновых, например, ципралекс, пароксетин, циталопрам, сертралин, флюоксетин.

    Итак, вначале правильный диагноз, и только потом лечение.

    Я сказал вам в краткой форме всё, что мог. теперь дело за Вашими докторами и Вами самой. Немного больше всегда собственной ответственности за своё состояние, а не слепое упование на полубогов в белых кителях.

    В медицине всегда вначале выставляется диагноз, а затем лечение. Это аксиома.

    Спасибо за ответ. Я уже задавала 3 месяца назад вопрос о своем диагнозе, но ответа не получила. Попробую еще раз. Предполагаю, что это психоз, т.к. в январе 2008 очень сильно нервничала по поводу работы. Потом вообразила себя энергетическим вампиром, приносящим одни несчастья людям. Казалось, что все плохое происходит по моей вине, что я с самого рождения несу только вред. Муж вызвал скорую, я не хотела уезжать, казалось, что санитары пришли нас с мужем убить. Добровольно никаких документов в больнице не подписывала. Только после лечения через полторы недели пришла в себя. Потом с мая 2008 по ноябрь 2008 лечилась у психотерапевта (зав. кафедрой психиатрии, между прочим) гипно-суггестивными сеансами. Он постепенно отменял мне препараты, но в конце ноября на дозе 1 мг рисполепта и пол табл. амитриптилина у меня пропал сон, стало сильно болеть в груди. Я совсем бросила пить препараты. Бреда не было. Не могла заснуть. Проваливалась в сон где-то на час-два за ночь. Мысли были только о покойных родственниках, болезнях и разной ерунде негативного содержания. (Или это и есть бред?). Так продолжалось 3 недели. Не могла жить, думала всякие пакости. Перед Новым Годом обратилась к частному психиатру. Она назначила сразу амитриптилин и галоперидол, капельницы и уколы. Через 2 месяца перевела на рисполепт. У меня было хорошее самочувствие. Но вот сейчас я чувствую себя почти удовлетворительно. Через неделю буду у психиатра, попробую еще раз уточнить диагноз.

    И еще о психотерапии. Мне никто не говорил, что она важнее препаратов. Но сказали, что если ее не проходить, то болезнь переходит в хроническую форму и тогда препараты на всю жизнь. А мне что-то не очень хочется психотерапию проходить. Точнее я не знаю о чем говорить с психотерапевтом. Если пить только препараты, вылечиться можно? Ну чтоб не пить таблеток совсем?

    Судя по Вашему хорошему описанию, необходимо дифференцировать между психотической депрессией (бредовые идеи самообвинения, чувства вины в бедах мира, бред преследования- случай с санитарами,etc.) и чистым психозом (бредовая шизофрения?). То, что Вам хорошо помогают нейролептики говорит м в пользу психоза и в пользу психотической депрессии, тем более, что одновременно с ними Вы принимали и небольшие дозы амитриптилина.

    Зав. кафедрой психиатрии? Что-то не похоже. Гипносуггестивная терапия при бредовых переживаниях исключается, она противопоказана.

    Обязательно спросите у доктора, что же у Вас, депрессивное расстройство с бредовыми идеями или же чистый психоз. Это имеет практическое значение, в первом случае к нейролептику необходимо добавлять антидепрессант, во втором, только по показаниям. Достаточно одного нейролептика, причем длительно, не менее 1-2 лет, в поддерживающих дозах.

    Да, Мария, поинтересуйтесь у доктора- не выставляли ли Вам в стационаре диагноз шизоаффективного расстройства F20 в форме шизодепрессиного F25.1 ?

    Здравствуйте, доктор! Диагноз пока уточнить не удалось, психиатр все еще в отпуске. Но точно знаю, что это не шизоаффективное расстройство. Мужу говорили диагноз, он помнит что-то про психоз. Вы говорите, что чистый психоз лечиться только нейролептиками, но у меня на одном рисполепте начинается бессонница и вообще состояние ухудшается. Предполагаю, что это депрессивное расстройство с бредовыми идеями. Мой психиатр наблюдает меня не с самого начала болезни, а спустя 10 месяцев после острого 3-х недельного периода, когда я не принимала препараты. Она спрашивала про диагноз в ПНД, муж сказал что-то про психоз. Она назначила мне галоперидол и амитриптилин. Через 3 мес. пыталась отменить галоперидол, но возникло плохое самочувствие и она назначила мне рисполепт. Потом хотела отменить амитриптилин с августа хотя бы на время. Поэтому я уменьшила дозировку амитриптилина в июне. Все было хорошо, но на второй неделе июля появилось легкое беспокойство, волнение в первой половине дня. Все время пульс 115-120. С 28 июля я самостоятельно увеличила дозу амитриптилина до 1/2 таб. в день. Стало получше. Всю прошлую неделю было неплохо. В выходные, когда муж рядом, всегда чувствую себя прекрасно. А с этого понедельника опять ухудшение. Было волнение с часу до двух дня. По утрам просыпаюсь и чувствую себя не важно. Год назад я пила рисполепт в дозе 4 мг и амитриптилин 2 таб. И у меня было сильное чувство беспричинного страха с утра и до обеда. По выходным же все было хорошо. Я обращалась к участковому психиатру. Был назначен трифтазин в/м 10 дней. Этой терапии хватило на 3 недели. Психотерапевт, к которому я тогда ходила на сеансы гипно-суггестивной терапии (в самом деле он зав. кафедрой психиатрии, самый главный психиатр в городе) говорил, что все это в рамках моего заболевания, нормально в общем. \\\"А как вы хотели?\\\",- он меня спрашивал, -\\\"Вашу тревогу нельзя взять и отключить.\\\" Приводил график волнообразного течения заболевания. Вопрос у меня такой: 1)почему амитриптилин и рисполепт не справлялись с этим чувством страха? Что происходит со мной сейчас, почему эти волнения и как с ними бороться? Можно ли расценивать, что состояние по сравнению с прошлым годом значительно лучше, как движение вперед, прочь от заболевания. Или же наоборот, волнения говорят о том, что лечение не очень эффективно? ; 2) может так быть, что без психотерапии мое состояние становиться хроническим и я буду принимать препараты пожизненно?; 3) был перерыв в лечении на 3 недели и ухудшение состояния. Вновь начатое лечение - это возврат к началу терапии, т.е. прием таблеток в течении 10 мес. прорпал зря?

    Мария, шизоаффективное расстройство - это тоже психоз. Пожалуйста, уточните диагноз, но точный в виде шифра F
    После того, как я буду точно знать Ваш диагноз, я смогу ответь на все Ваши вопросы и дать Вам совет.

    Вообще, всегда надо серьёзно относится к любому своему заболеванию и всегда интересоваться у лечащего врача, что же у меня, почему мне назначают то или иное лечение, как оно действует.
    А то получается, что больной, главный страдалец, но ничего точно не знает о своём заболевании.
    А ситуации бывают разные, сегодня Вы живёте в этом городе, завтра переезжаете в другой. И спросить будет не у кого.

    Здравствуйте, уважаемый доктор! Я поинтересовалась диагнозом у своего психиатра. Она сказала, что это тревожно-депрессивное расстройство, а не психоз. Диагноз, который мне поставили в стационаре я не знаю. Но также предполагаю, что это не психоз. Тамошние врачи ведь не знали всего того, что я вам описывала в своем состоянии. Я просто лежала в постели, а они меня лечили не о чем не спрашивая, разве,что задавали вопрос не слышу ли я голоса (я не слышала) и не хотелось ли мне покончить с собой (да, жить в тот момент, когда только попала в больницу, не хотелось). 14 августа мне повысили амитриптилин (1/4-0-1/2) в связи с жалобами на тоску по мужу,пока он работе, и некоторое волнение в первой половине дня. Тоска прошла, но осталось сердцебиение (пульс практически все время 105-120) и небольшие волнения, которые случаются в первой половине дня по будням волнообразно. Мне 28 августа повысили рисполепт до 2.5 мг в сутки, но волнения не прошли. И сегодня мне повысили рисполепт до 3 мг. Я так поняла из других постов, что у нас в стране при депрессиях назначают нейролептики, которые в принципе не нужны. Вот я и думаю, нужен ли мне рисполепт или нет. Что со мной, депрессия или психотическая депрессия? В стационаре еще раз повторюсь, не знали ничего о моих мыслях, что я думала, что приношу всем окружающим вред, даже если общаюсь с ними по электронной почте (начальница на работе, которой я посылаю по емейлу готовую работу, сделанную на дому, сломала ногу, и я отнесла это на свой счет). А когда у меня был 3-х недельный перерыв в приеме таблеток, никаких странных мыслей не было. я просто не могла спать, только отключалась на час-два ночью. И было ощущение потери себя как личности, не возможность заниматься работой и жить с семьей (жила все эти 3 недели у свекра). Не знаю, что с рисполептом, врач просит доверять ей. А у меня от него нога практически постоянно в движении (покачивание). На дозе 4 мг ногой качала очень сильно и языком во рту постоянно совершала движения. Еще был страх, который мучал меня с утра и до обеда. Тот психотерапевт, который проводил сеансы гипно-суггестивной терапии, говорил, что рисполепт может давать тревогу в побочных эффектах. Так даже в инструкции написано. И я еще читала в интернете про экстрапирамидные побочные эффекты, там тоже упоминается про страх и тревогу. Может у меня это волнение идет как побочный эффект? Но тогда почему только в будни? По выходным муж дома и я прекрасно себя чувствую. Как вы прокоментируете повышение дозы рисполепта? Год назад, чтобы убрать страх, мне кололи трифтазин. Это помогло на 3 недели. Диагноз, выставленный в стационаре, я не знаю. Но если это имеет большое значение, я попробую съездить в диспансер и узнать. Но я там не была год, лечусь у другого психиатра. Думаю, что они тоже поставили тревожно-депрессивное расстройство. Мой психиатр считает, что у меня именно оно и нет психоза. Но лечит рисполептом. Извините за надоедливость и неточность диагноза, но мне больше не с кем посоветоваться.

    Всё-таки я думаю, что Вы страдаете, как минимум, психотической депрессией. Мысль о том, что Ваша начальница сломала ногу из-за того, что Вы послали ей, выполненную Вами на дому работу, по e-mail - бредовая мысль.

    Возможно, что Ваши доктора выставляют Вам диагноз психотического расстройства, поэтому и назначают рисперидон, но, чтобы Вас не расстраивать, не говорят Вам об этом.

    Вообще, поговорите со своим лечащим врачем, если у Вас резистентная к лечению форма депрессии, лучше бы провести Add-on- терапию: к амитриптилину или более современному антидепрессанту класса SSRI или SSNRI добавляется ААП арипипразоль в начальной дозе 5 мг, при необходимости дозу увеличивают до 10-15 мг в сутки.

    Такой комбинированной терапией Вы можете достичь двойной выгоды:

    1) если у Вас психоз с депрессивными сиптомами, то Вам в любом случае нужен антипсихотик. Арипипразоль относится к атипичным антипсихотикам с выгодным для больных профилем- нет прибавки в весе, нет экстрапирамидных осложнений, которые у Вас имеются уже сейчас на рисперидоне, нет седации, а значит торможения, положительное воздействие на бредовую симптоматику, нейтральное действие на уровень пролактина, улучшение когнитивной функции.
    Правда, с одновременным использованием АД нужно, в случае психотического расстройства, быть осторожным из-за возможности усиления позитивных симптомов, в Вашем случае - бредовых представлений. Поэтому дозы АД должны быть небольшими.

    2) если же Вы страдаете депрессивным расстройством, резистентным к терапии антидепрессантами, то проведении Add-on -терапии этим ААП с одним из антидепрессантов может привести к выраженному лечебному эффекту.
    Нужно только помнить, что в случае комбинации этого ААП с флюоксетином и пароксетином дозы арипипразоля должны быть уменьшены вдвое, а в случае его использования в комбинации с карбамазепином или зверобоем, напротив увеличены, максимум, на 50 %.

    Здравствуйте, доктор! Очень нужно Ваше мнение. Ариптпрозоль я не принимаю, т.к. он, во первых, очень дорог, а, во вторых, не продается в аптеках нашего города. Принимаю амитриптилин 1/4-0-1/2 табл. 25 мг и дженерик рисполепта рилептид 1мг-0-1мг. Чувствую себя неплохо, но бывает в будние дни, когда муж на работе (я работаю на дому) в первой половине дня пульс до 120 и легкий мандраж. Психиатр мне увеличила дозу рилептида до 3 мг. Но это не помогло, поэтому пью 2 мг. Скажите пожалуйста, если я буду просто терпеть этот не большой дискомфорт, я смогу выздороветь? Или для выздоровления обязательно надо добиваться идеального самочувствия? Год назад мне было очень плохо даже на дозе 4 мг. Был сильный страх, тревога с утра и до обеда. Психотерапевт, к которому я тогда ходила на гипно-суггестивную терапию, говорил, что тревогу выключить не возможно. Объяснял про волны, говорил, что промежутки между хорошим состоянием и плохим будут увеличиваться. (Я, правда, не замечаю волнообразности своего состояния, но такая сильная тревога не появляется с ноября). Надо ли мне идти на повышение дозы рилептида (чего я категорически не хочу, т.к. испытываю экстапирамидные побочные эффекты) или же подключение другого препарата (в прошлом году летом мне прописывали уколы трифтазина). Или же можно просто не обращать внимание на эти мелочи. И когда подойдет время отмены препаратов, если я буду испытывать этот мандраж, будет ли это значить, что еще рано прекращать прием таблеток?

    Как я уже Вам советовал, лучше с амитриптилина перейти на современный антидепрессант класса SSRI, например, ципралекс, сертралин, пароксетин или циталопрам.
    Ваша проблема в том, что доза амитриптилина в 6.25 или 12.5 мг очень маленькая для полного устанения симптомов депрессии, а при увеличении дозы А. большой риск возникновения побочных эффектов.

    Как мне кажется, комбинация одного из АД класса SSRI c рисперидоном в дозе 2 мг в сутки принесёт вам большую пользую, чем мкомбинация амитрипитилин + рисперидон в указанных Вами дозах.

    Здравствуйте доктор! В конце октября у меня случилось обострение, я перестала спать. Мучали проблемы с учебой детей и бытовые. Психиатр сначала увеличила дозу рисполепта почти до 4 мг и амитриптилина до 1/2-1/2-1/2 таблетки. И фенозипам, чтобы спать. Но это не помогало. Меня перевели на галоперидол 1/4-0-1/4 таблетки и амитриптилин не меняли дозу. Все равно было плохо, не хотелось жить. С 30 ноября я принимаю галоперидол 1/4-1/4-1/4, аметриптилин 1-1/2-1/2 и релеум 0-1/2-1. Состояние улучшилось. 2 месяца пила пантогам и циннарезин, 1 месяц панангин в связи с учащенным пульсом. Кололи целеброрезин, пила витамин В6. Сейчас чувствую себя хорошо, совсем не испытываю тревоги. Психиатр не считает, что есть необходимость менять амитриптилин на современный антидепрессант, т.к. я хорошо переношу амитриптилин. Еще она считает, что не стоит консультироваться по поводу заболевания в интернете. Я спрашивала ее, что если у меня уже 2 раза происходило обострение осенью, то мне придется пиьть таблетки пожизненно. Она сказала, что совсем не обязательно. надо бороться за свое выздоровление. И психотерапевт, который лечил меня суггестивной терапией, говорил, что надо завести себе 40 интересных дел и тогда выздоровление ускориться. Но я не могу найти для себя ни одного интересного занятия. Раньше увлекалась цветоводством, шила себе одежду. Сейчас это не увлекает. Год назад пробовала вышивать крестиком, но хватило двух картинок, чтобы это занятие стало неинтересным. Пробовала заниматься йогой, но хватило на 2 месяца. Сейчас ничего не интересует. Работаю на дому 2 часа в день за компьютером. С удовольствием работала бы больше, но нет работы. Раньше очень любила заниматься домашним хозяйством, а сейчас делаю домашние дела только самые важные с большим нежеланием. Сижу дома, подруг нет совсем. Только семья. Боюсь в на старости лет оказаться совсем одной в квартире. Отец мужа 11 лет живет один, несколько лет уже на пенсии. Но находит себе дела интересные, играет в компьютерные игры, раскладывает пасьянсы, разгадывает кроссворды, ходит на прогулки. А мне ничего не интересно. Сплю до половины 12, чтобы поменьше времени скучать. Дети не радуют, муж с утра до вечера на работе. Как Вы думаете, у меня есть шанс на избавление зависимости от таблеток? И возможен ли прием галоперидола в малых дозах в течение длительного времени?. Психиатр планирует вернуть меня на рисполепт через какое-то время. Но мне кажется, что галоперидол действует лучше. Такое может быть?

    Я не могу вмешиваться в лечение, назначенное вам вашим лечащим доктором. Свои соображения по диагнозу, лечению и прогнозу я уже неоднократно вам высказывал, но ведь вы зависите от своего лечащего врача и поэтому должны следовать его советам, если вы ему доверяете.

    Апатия и потеря интереса и радости жизни у вас остаются, но это не удивительно, ведь Вы принимаете не терапевтические дозы амитриптилина (50 мг в сутки), а для избавления от депрессии этого мало. Кроме того, для снятия тревоги вы постоянно используете антипсихотики и бензодиазепиновые транквилизаторы, которые уменьшают тревогу, но на проявления депрессии не влияют.

Взаимоотношения естественнонаучного и религиозно-нравственного взглядов на депрессию имеют давнюю историю и традиции. Уже в монастырский период развития психиатрии накапливался опыт, представляющий ценность и для нашего времени. Византийский религиозный подвижник, автор знаменитого трактата «Лествица, ведущая к небесам» Иоанн Лествичник (VI в.) описал «отчаянье» как одно из подстерегающих монаха опасностей. Говоря о двух видах отчаяния, происходящих от множества грехов и от гордости, он уже в то время различал расстройства духовного и «естественного» происхождения . В XIX в. религиозная меланхолия (melancholia religiosa) была описана W.Griesinger и включала в себя состояние душевной подавленности в сочетании с религиозным бредом тяжкого греха, страхом адских наказаний, проклятия богом . Другой формой меланхолии, связанной с религиозными переживаниями, по W.Griesinger, являлась «демономеланхолия», которая возникала на фоне углубляющегося страха и сопровождалась ощущениями присутствия бесов в различных частях тела. В последующем термины «религиозная меланхолия», «религиозное помешательство» упоминалось в руководствах С.С.Корсакова , В.П.Сербского . На имеющие пессимистический характер религиозные переживания обращали внимание не только психиатры, но и психологи. Основными характеристиками этих переживаний W.James считал то, что они вместо утешения приносят отчаяние, скрытый в них смысл представляется ужасным, а воздействующие на больного сверхъестественные силы воспринимаются как враждебные .

К.Шнайдер отметил три особенности психотических депрессий с религиозным бредом: 1) трансформацию ретроспективных припоминаний минимальных прегрешений в переживание тяжкой вины перед богом и неминуемое ожидание «заслуженного» наказания; 2) появление ранее не свойственной больным педантичной религиозной деятельности, не приводящей к минованию депрессии и успокоению; 3) утрату религиозной веры при психической анестезии (anaesthesia psychica dolorosa) .

Взаимоотношениям психопатологии и религии уделялось большое внимание в последних работах Д.Е.Мелехова . В ходе патографического исследования болезни Н.В.Гоголя, он отмечал: «В религиозных переживаниях Гоголя были, особенно в первых приступах и даже до 1848 года, элементы борьбы с болезнью, сопротивления, молитвенного призывания к помощи Божией и просьб к близким о помощи в борьбе с мятежными мыслями, суевериями, пустыми приметами и малодушными предчувствиями. В дальнейших приступах, и особенно в последнем, было уже полное господство бреда греховности, самоуничижения, потери веры в возможность прощения… При отказе от пищи и прогрессирующем истощении врачи применяли с лечебной целью пиявки, кровопускания, мушки, рвотные средства вместо укрепляющего лечения, искусственного питания их д…. Духовник советовал бросить все и идти в монастырь, а во время последнего приступа привел Гоголя в ужас угрозами загробной кары, так что Гоголь прервал его словами: «Довольно! Оставьте! Не могу больше слушать! Слишком страшно!». Болезнь и смерть Гоголя - типичный случай, когда врачи еще не умели распознавать это заболевание, которое еще не было описано в медицинской литературе, а духовник тоже не знал биологических законов этого заболевания, толковал его односторонне, духовно-мистически, а не в аспекте «широкого горизонта» человеческой личности, единства в ней биологического, психического и духовного, в их сложных взаимоотношениях».

В последние годы уделяется большое внимание психотическим депрессиям. В литературе отмечаются присущие им бред и галлюцинации , чувство вины и ажитация , опасность совершения больным суицида . Однако структура и особенности развития депрессий с бредом религиозно-мистического содержания изучены недостаточно.

Таким образом, к депрессиям с религиозной фабулой бреда относятся психотические состояния, включающие в себя основные признаки депрессивного эпизода (снижение настроения, утрата интересов и удовольствия, снижение энергичности) в сочетании с бредовыми идеями религиозно-мистического содержания, греховности, одержимости, колдовства. Наряду с указанными признаками, в структуре этих депрессий могут встречаться беспокойство, ажитация, галлюцинации.

5.1. Клинические варианты депрессий с религиозной фабулой бреда

В основу клинической типологии депрессий с религиозной фабулой бреда положен традиционный в отечественной психиатрии синдромологический принцип. По своей конструкции они относились к депрессиям 2-й группы по Ю.Л.Нуллеру или сложным депрессиям по А.С.Тиганову и характеризовались сочетанием симптомов депрессии с симптомами других психопатологических регистров. Нередко психоз начинался с тревожно-депрессивной симптоматики, а затем присоединялись галлюцинаторные, бредовые, сенестопатические, деперсонализационно-дереализационные проявления с постепенным ослаблением признаков депрессии. Эти особенности позволили рассматривать депрессии с религиозной фабулой бреда в рамках депрессивно-параноидных, меланхолико-парафренных, депрессивно-дереализационных, тревожно-депрессивных и депрессивно-ипохондрических синдромов.

Депрессивно-параноидный синдром. Характеризуется депрессивно-тревожным аффектом с бредовыми идеями греховности, осуждения, наказания. На фоне выраженных астенодепрессивных проявлений с ощущениями соматического неблагополучия возникают выраженные проявления чувственного бреда. Окружающее начинает восприниматься измененным, возникают страх, неотчетливые представления о надвигающейся катастрофе (бредовое восприятие). В кошмарных сновидениях видятся покойники, люди в черном («слуги сатаны»), смерть («силуэт в белом балахоне с косой наперевес»), гробы. Например, больной казалось, что с нее хотят сорвать нательный крест («проснулась вся в холодном поту»). Возникают навязчивые представления об умерших родственниках. Формирующаяся бредовая фабула постепенно принимает генерализованный характер: больные считают себя грешниками, падшими, опозорившими человеческий род. В церкви во взглядах прихожан, священников и даже в ликах святых на иконах они улавливают осуждающие намеки (бред особого значения). В бредовых построениях сочетаются самые современные и архаические представления: «по заданию дьявола устанавливаются жучки, видеокамеры, считывается информация с домашнего компьютера». Ложные узнавания в виде симптома отрицательного двойника имеют характер непосредственной угрозы: «дочь - дьявол в образе дракона, хочет замуровать в квартире, лишить еды и питья», «муж - дьявол, хочет убить». Предчувствия неминуемой жуткой развязки отражает бред инсценировки («все подстроено: нечистая сила вселилась в сестер, санитаров, врачей, хотят убить, задушить, покалечить, сбросить в бездну»).

Синдром Кандинского - Клерамбо представлен слуховыми, зрительными, обонятельными псевдогаллюцинациями, сочетающимися с идеями воздействия. Пациенты ощущают могильный запах, слышат голоса, как осуждающие, так и контрастные по содержанию («одни ругательные, другие божьи»). Ощущения внушения, воздействия, чтения мыслей на расстоянии интерпретируются в рамках основной фабулы. Осуждая себя за самые незначительные с точки зрения общепринятых норм проступки, больные часто и неистово, нередко по ночам, молятся, отказываются от мясной пищи, окропляют жилище святой водой, каются, исповедуются. Представления о собственной греховности усугубляет отсутствие облегчения.

Наблюдение 9.

Больная Ш., 34 года. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Отец активный, общительный, умер в 1978 г. от инфаркта миокарда. Мать - чувствительная, впечатлительная, обидчивая, умерла в 1973 г. от онкологического заболевания. Больная - вторая из шести детей. В детстве росла и развивалась без отклонений, в детстве тяжелых заболеваний не переносила. По характеру формировалась застенчивой, нерешительной, обидчивой. В школе училась хорошо, после 10 классов пыталась поступить в сельскохозяйственный институт, но не прошла по конкурсу, была принята в политехнический техникум, который закончила. В 22 года вышла замуж за военнослужащего, работала мастером в ателье. В 23 года родила дочь. В 1993 г. подруга привела ее в церковь, после чего не реже одного раза в месяц посещала храм, участвовала в богослужениях, однако активно верующей себя не считала. В 1995 г. перенесла тяжелую психическую травму, обусловленную болезнью и смертью сестры. Вернувшись из Харькова, где жила сестра, чувствовала себя обессиленной, подавленной. Появились мысли о том, что она виновата перед ней из-за того, что «плохо ухаживала». Затем, наряду с подавленностью, появилась бессонница. Особенно плохо чувствовала себя по утрам. К чувству вины присоединились идеи греха перед богом. Чем больше молилась, тем острее чувствовала себя грешницей. Однажды почувствовала, что в комнате произошли какие-то изменения, комната стала чужой, неприятной, страшной, возникли страх, тревога: вскакивала по ночам, видела очертания женщины с косой в белом одеянии (смерть пришла). Заметила, что соседи ведут себя необычно: косо смотрят, сухо и холодно здороваются, пытаются избегать ее. Их взгляды, реплики, улыбки воспринимала как осуждающие намеки, в которых усматривала подтверждение собственной греховности. Затем все разговоры соседей на кухне воспринимала как обвинительные реплики: «Называли коровой, грязнулей, падшей». Вспомнила, как несколько лет назад молодой человек необычно посмотрел на нее, а она не отвела взгляд. Ретроспективно оценила это как измену мужу, еще больше уверилась в том, что она грешница и достойна самого сурового наказания. Однажды пошла замаливать грехи в храм. Когда подошла к храму, возникло ощущение, что все вокруг подстроено, с какой-то специальной целью вокруг церкви как-то по особенному ходят люди с крестами. Услышала голос Бога о том, что она своим присутствием оскверняет храм и должна его покинуть: «Храм должен принадлежать Богу». Дома была тревожна, беспокойна: то неистово молилась, то плакала, то смеялась, то пыталась куда-то бежать. Машиной скорой помощи была доставлена в психиатрический стационар.

В стационаре. В отделении в первые дни возбуждена, тревожна, взбудоражена, совершает беспорядочные движения руками, что-то бормочет. После инъекции клопиксола стала несколько спокойнее. В беседе сообщила, что вокруг все подстроено, одна из сестер - слуга дьявола, другая Бога. Та, которая слуга дьявола, ее околдовала. Вспоминает покойную сестру, говорит, что виновата перед ней, за это господь ее наказывает. После лечения амитриптилином, клопиксолом, трифтазином состояние улучшилось. Стала лучше спать, уменьшилась тревога, стала спокойнее, но длительное время полностью отсутствовала критика к своему состоянию. В дальнейшем согласилась, что была больна, обещала принимать лекарства после выписки. На свиданиях была приветлива с мужем, беспокоилась о дочке. Выписалась под наблюдение психиатра по месту жительства.

В этом примере показано, что у больной с астеническими чертами характера после психической травмы возникают депрессивные проявления, к которым затем присоединяется острый чувственный бред с основными его компонентами: бредовыми восприятиями, болезненными идеями особого значения, инсценировки. С самого начала психоза переживания принимают выраженную религиозно-мистическую окраску, содержание которых определяют идеи греха перед богом, бред осуждения и наказания.

Меланхолико-парафренный синдром. Клиническая картина характеризуется глубокими нарушениями интеграции психических процессов, расстройством осознания собственного опыта личности, нарушением аутоидентификации .

Меланхолическая парафрения является одним из звеньев в развитии депрессивного приступа, в котором ей предшествовали неразвернутые астенический, анксиозный, деперсонализационно-дереализационный, галлюцинаторно-параноидный синдромы, которые сочетались и сменяли друг друга. Бредовая фабула содержала идеи мессианства, волшебных полномочий, перевоплощения, одержимости. Наравне с бредом воображения, в механизмы бредообразования включались интерпретативные и чувственные компоненты. Наблюдались отмеченные ранее Б.В.Соколовой лабильность аффекта и его несоответствие бредовой фабуле (бред величия при депрессии) . Например, тягостное чувство индивидуальной вины трансформировалось в комплекс мессианства: больные осознавали себя избранниками бога, святыми, призванными привести человечество к покаянию, предотвратить всемирную катастрофу.

Нигилистический вариант бред Котара с отрицанием наличия у себя ряда органов, утверждениями об их гниении и распаде усложнялся конгруэнтными бреду галлюцинаторными голосами, «исходящими из ада» и обвиняющими в грехе.

Бредовая деперсонализация содержала религиозно-мистический компонент с присоединением бреда одержимости и бреда аутометаморфозы с переживаниями деформации скелета, появления шерсти, рогов, когтей, хвоста. Бредовое поведение характеризовалось психомоторным возбуждением, суицидальными намерениями и действиями. На высоте острого эндогенного психоза отмечались отдельные онейроидно-кататонические включения в виде калейдоскопически сменяющих друг друга фантастических представлений, иллюзорных восприятий, галлюцинаций, которые объединял эсхатологический характер переживаний. Больным представлялось, что они находятся в небесных сферах, где идет война идей с преобладанием темных сил из армии сатаны.

Наблюдение 10.

Больная Я-ва, 53 года. Об отце сведений нет. Мать умерла от соматического заболевания, была доброй, спокойной. Больная родилась младшей из трех сестер. Первая умерла в младенческом возрасте от менингита, вторая лечилась в психиатрической больнице в связи с «суицидом из-за несчастной любви». Дочь импульсивна, неустойчива в поведении, несмотря на молодой возраст, трижды была замужем.

Пациентка росла и развивалась без отклонений, в детстве серьезных заболеваний не переносила. С детства бабушкой была приобщена к православной вере, последние 15 лет регулярно посещает церковь, совершает обряды. Всегда была стеничной, общительной, беспричинных колебаний настроения не отмечала. В школе училась без особого интереса. После окончания школы окончила техникум железнодорожного транспорта. Многие годы работала на железной дороге инженером по охране труда. Много зарабатывала, часто бывала в командировках. В 25 лет вышла замуж, от брака имеет взрослую дочь. В доме обстановка была неспокойной. Из-за алкогольных эксцессов мужа дома часто случались семейные скандалы. Во время одной из ссор нанесла мужу ножевое ранение в грудь. Муж был госпитализирован, выписан в удовлетворительном состоянии. Осуждена условно. К настоящему времени судимость погашена.

В сентябре 2001 г. была уволена с работы по сокращению штатов. Состоит на бирже труда. Тяжело переживала потерю работы, возникшие материальные трудности, изменение социального статуса. В этом же году после конфликта с дочерью резко снизилось настроение. Затем появилось отчаянье, тревога, чувство надвигающейся беды. Ретроспективно оценивала свою жизнь, свои поступки. Возникло убеждение о собственной греховности, решила, что бог ее наказывает за нанесение ранения мужу: «Ударила чисто интуитивно, сама не знаю, почему воспоминания о содеянном не дают покоя». Затем почувствовала изменения в теле: «что-то стреляло, било». Возникла идея, что у нее гниют внутренности, что ее плоть заменяется дьявольской плотью. Слышала «голоса из ада» о том, что за грехи ее заживо сожгут в крематории. Решила покончить жизнь самоубийством, но не нашла в себе достаточно сил. Голоса приказывали уйти из дома, «чтобы всем было хорошо». В страхе выбежала на мороз одетая по-домашнему, в тапочках. Бродила по улицам, каким-то образом попала в метро, там долго стояла на платформе в опасной зоне близко к путям. Была задержана милицией. В пикете плакала, кричала, говорила «библейским слогом», была доставлена в психиатрический стационар.

В стационаре. При поступлении на верхних и нижних конечностях следы отморожения. Беспокойна, тревожна, не указывает фамилии, имени, отчества. Мечется, кричит, пытается куда-то бежать, говорит, что за грехи превращена в дьявола. На фоне относительно небольших доз транквилизаторов и нейролептиков седативного действия к концу первой недели стала более упорядоченной. Постепенно бредовые идеи дезактуализировались, появилась частичная критика к своему состоянию. Рассказала, что всеми ее передвижениями руководили голоса. Сначала думала, что голоса принадлежат Господу, а потом поняла, что дьяволу, так как «Господь творит Добро». Не исключает, что в теле находится дьявол, часто и подолгу молится, говорит: «Каюсь в грехах, но недостаточно». Сон поверхностный. Ест мало.

Диагноз: F32.3 Депрессивный эпизод тяжелой степени с психотическими симптомами.

У больной после ряда психических травм возникла выраженная депрессия с болезненными идеями вины, греха, суицидальными тенденциями. По мере развития депрессивного приступа присоединились конгруэнтные депрессивному бреду вербальные галлюцинации, признаки нигилистического бреда Котара, бред аутометаморфозы.

Депрессивно-деперсонализационный синдром. В отличие от предыдущего, приданном клиническом варианте деперсонализационные переживания не выходят за пределы возможностей данной личности и ограничиваются утратой чувства любви к близким в сочетании с тревогой, ощущением призрачности окружающего мира [ 10]. В основе переживаний лежит интенсивное, значительно более выраженное, чем при других клинических вариантах, осознание вины за совершенные прегрешения в прошлом и настоящем («вела распутный образ жизни, ублажала свою плоть, мало чтила слово божье, надо было оставаться девой»). Невозможность чувствовать и невозможность переживать, формирующие по R.Tolle ядро меланхолии, приводили к убеждению, что бог отвернулся, не хочет слышать ни молитв, ни покаяний. Особенно тяжело переносились пустота, утрата чувства времени, исчезновение прежних чувств к близким, особенно детям («сын приходит, ая как каменная»). Фрагментарные идеи овладения, колдовства, порчи имеют характер бредовых интерпретаций. Отмечалась высокая суицидальная настроенность.

Наблюдение 11.

Больная П., 38 лет. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Мать добрая, мягкая. Отец энергичный, решительный. Младшая сестра здорова. У больной в раннем детстве отмечались признаки невропатии, ночные страхи, боялась незнакомых людей, не могла оставаться дома одна, временами отмечались колебания настроения. К психиатру за помощью не обращались. Росла и развивалась не отставая от сверстников. В школе училась неровно, отличалась мнительностью, ранимостью, из-за этого было мало подруг После окончания школы в училище получила специальность фармацевта. В 24 года вышла замуж, родила сына и дочь. Дети часто болеют простудными заболеваниями. С середины 80-х годов пристрастилась к религии, часто посещает церковь. За несколько лет до начала заболевания ухудшилась обстановка в семье, возник затяжной семейный конфликт, едва не закончившийся разводом.

В последний год чувствовала себя плохо. Перенесла оперативное вмешательство по поводу кисты яичника. В период обследования и в послеоперационном периоде возникали тревожные опасения о том, что от нее скрыли наличие онкологического заболевания. Затем появилась усталость, разбитость, потеря интереса к окружающему. С целью получить облегчение стала часто ходить в церковь. Однако состояние еще более ухудшилось. Однажды, будучи в храме, молилась за здоровье детей, поставила свечу «во здравие», а в сознании появилась тягостная мысль, что «за упокой». Через некоторое время при произнесении той же молитвы, плохая мысль «пришла снова». От страха за жизнь детей перестала ходить в церковь. Решила, что она во власти демона: «Бог отвернулся, не дает никаких шансов». Испытывала интенсивные страх, тревогу, беспокойство, плохо спала. Впоследствии состояние еще более ухудшилось. Стала замкнутой, молчаливой, к чему-то прислушивалась, ощущала пустоту в голове, жаловалась, что у нее нет никаких мыслей, окружающий мир не волнует, «нет ни чувств, ни переживаний» Говорила, что «уходит в бездну, проваливается в ад». Была госпитализирована.

В стационаре. По записи дежурного врача, в день поступления возбуждена, драчлива, не удерживается на месте, периодически громко кричит. Путается в событиях последнего времени. В беседу вступает с трудом. Просит вызвать священника, говорит, что ей срочно нужно исповедоваться, снять с души тяжесть. Во время беседы глаза становятся влажными, говорит: «Я детей не любила, мужа не любила, не уделяла им внимания. Я бога только люблю, в меня дьявол пытается вселиться, я его не пускаю, это так тяжело. В церковь не могу ходить. Как свечку во здравие поставлю, так мысли приходят, что ставлю «за упокой». Тут же снова становится возбужденной.

В отделении первые 10 дней наблюдалось выраженное психомоторное возбуждение с растерянностью, импульсивными поступками. Однажды набросилась на соседку по палате с криками: «Ты ведьма, пришла меня убить», стремилась выброситься в окно. Врачу сообщила, что опасается надвигающейся глобальной катастрофы. Заявила, что ей срочно нужно идти в церковь, молиться, поскольку силы тьмы хотят ее растерзать. Слышала издалека какой-то незнакомый голос, который бранит, приказывает. Была назначена массивная терапия нейролептиками, доза галоперидола достигла 30 мг/сут. При резком психомоторном возбуждении получала аминазин. На 10-й день лечения повысилась температура тела, диагностирована лакунарная ангина. После одномоментной отмены нейролептиков в следующие 2 суток отмечались резкая слабость, сонливость. Изменилась клиническая картина. Значительно уменьшились страх, напряженность, тревога. В то же время возникло ощущение собственной измененности. Жаловалась, что потеряла чувство времени (время течет бесконечно), исчезло чувство сна, не стало ощущения вкуса пищи. Очень тяжело переживала внутреннее опустошение, отсутствие чувства к близким, особенно к детям. Несколько месяцев проводилось лечение анафрани-лом в сочетании с клозапином и феназепамом. Состояние значительно улучшилось. Была выписана под наблюдение психиатра по месту жительства.

Диагноз: F32.3 Депрессивный эпизод тяжелой степени с психотическими симптомами.

Клиническая картина в данном наблюдении соответствует описанному Ю.Л.Нуллером стереотипу развития деперсонализационной депрессии. В возникновении болезни сыграли свою роль как эндогенная предрасположенность в виде астенического личностного склада с тревожно-мнительным характером, так и чрезмерные для данной личности соматогенные и психогенные воздействия. Диапазон расстройств достаточно широк: на фоне тревоги, подавленности, фобий с контрастными навязчивыми мыслями возникают деперсонализационные проявления, которые сначала имеют фрагментарный характер, а затем начинают играть ведущую роль в клинической картине, по-видимому, в какой-то мере осуществляя защиту от крайне интенсивных тревоги и страха. Клиническую картину усугубляет религиозно-мистическая интерпретация депрессивно-деперсонализационных проявлений в виде болезненных идей греха, овладения, глобальной катастрофы. По миновании интенсивного тревожного аффекта эти идеи дезактуализируются.

Тревожно-депрессивный синдром. Характерные для тревожных депрессий отчаянье, предчувствия катастрофы приобретают эсхатологический оттенок. Стержнем тревожных переживаний является страх смерти без покаяния. В отдельных случаях чувство надвигающейся опасности с уверенностью в том, что «расплата за грехи неотвратима», сочетается с учащенным сердцебиением, удушьем, чувством дискомфорта в грудной клетке. Больные заламывают руки, падают на колени, читают вслух молитвы, хватают окружающих за руки, мечутся, зовут бога, называют себя великими грешниками, говорят, что погубили себя, всех родственников. На высоте тревоги возникают конгруэнтные аффекту голоса, обвиняющие в предательстве, отсутствии веры. Возникала напряженная потребность в совершении суицида.

Депрессивно-ипохондрический синдром. Выражается нерезким тревожно-тоскливым аффектом. Преобладают жалобы на общее нездоровье, плохое физическое самочувствие, головокружения, головные боли. Наряду с этим отмечаются жгучие, стреляющие, пульсирующие боли в пояснице, солнечном сплетении, половых органах. Постоянные ощущения соматического неблагополучия приводят к мрачным догадкам о сверхъестественной природе заболевания, не исключая колдовство и порчу. Нередко эти догадки имеют индуцированный характер, а идеи колдовства обусловлены суеверием и являются сверхценными. Больные не обращаются в медицинские учреждения, предпочитая помощь «целителей», «экстрасенсов» и т. д. Некоторые из них отправляются к святым местам, ищут целебные источники, пьют святую воду.

Динамика, тяжесть, коморбидность депрессий с религиозной фабулой бреда определялись как гомономными, так и гетерономными (нозология, статус, течение) факторами и были различными при психических расстройствах шизофренического, аффективного и органического спектра.

Параноидная шизофрения с приступообразно-прогредиентпым течением. Преморбидный личностный склад характеризуется наличием астенических и шизоидных черт характера. В инициальном периоде заболевания отмечались стертые субдепрессии, снижение психической активности, непсихотические ипохондрические проявления. Первые приступы характеризовались полиморфизмом. Приступы, включающие в себя депрессии с бредом религиозно-мистического содержания, развивались аутохтонно, в рамках острого параноида и синдрома Кандинского - Клерамбо через 5-10 лет после первой манифестации (в среднем - четвертый приступ). В последующем психотические религиозные переживания дезактуализировались, быстро нарастала дефицитарная симптоматика с социальной дезадаптацией.

Шизоаффективное расстройство, депрессивный тип. Преобладают больные с астеническим и шизоидным преморбидным личностным складом. Длительность заболевания в среднем 7,5 лет. Депрессии с религиозным бредом чаще выявлялись на втором-пятом приступах в рамках аффектдоминантной формы шизоаффективного психоза с преобладанием как бреда восприятия, так и наглядно-образного бреда воображения. В возникновении болезни определенную роль играли перенесенные ранее заболевания или иные экзогенные вредности (хронические заболевания внутренних органов, нейроинфекции, травмы головы, онкологические заболевания), а также психогении, связанные с семейными обстоятельствами: разводом супругов, смертью близких и т. п. . Определенную роль здесь играли и чрезмерные психофизические нагрузки, связанные с отправлением религиозных культов: длительные молитвы в ночное время, изменение режима питания, а также экстрасенсорные воздействия.

Все эти вредности меняли реактивность организма, снижали его адаптационные возможности. Картина приступов, в структуре которых присутствовали депрессии с религиозной фабулой бреда, отличалась сложностью, развернутостью, последовательным включением регистров дезинтегрированной психики, начиная с астеноневротических и аффективных и заканчивая кататоно-онейроидными. В стадии ремиссии личность больных оставалась сохранной, а появляющиеся иногда легкие астенические изменения не препятствовали социальной адаптации.

Острое полиморфное психотическое расстройство без симптомов шизофрении. Возникало у пациентов с доминированием астенического и истерического психического склада непосредственно после стрессовых воздействий, связанных с неожиданной потерей источника средств к существованию, разводом, смертью близких. В поисках облегчения больные обращались к экстрасенсам, магам, эзотерической литературе, совершали медитации с визуализацией представлений, сосредоточивались на идеях кармы, переселения душ. Переход от непсихотических отрицательно окрашенных переживаний к психозу занимал не более двух недель. Клиническая картина острого периода характеризовалась эмоциональным смятением, тревогой, кратковременными бредовыми вспышками религиозного содержания, обманами восприятия. Депрессивный аффект, отражающий психотравмирующую ситуацию, не отвечал критериям депрессивных (F32.) эпизодов . Выздоровление наступало через 2-3 месяца, в течение трехлетнего катамнестического наблюдения психотической симптоматики и нарушений социальной адаптации не отмечалось.

Депрессивно-бредовое расстройство с конгруэнтным аффекту бредом. Заболевание возникало у пациентов с преобладанием в доболез-ненном периоде астенических и циклоидных черт личности, его продолжительность в среднем составляла 7 лет, а длительность фаз - 3-4 месяца. Картина манифестных фаз характеризовалась эндогенными депрессиями с доминированием деперсонализационно-дереализационных и анестетических синдромов. Депрессии с религиозной фабулой бреда чаще выявлялись на 1-2-й фазе (5 наблюдений) в рамках биполярного психоза с преобладанием депрессий. Основным их клиническим выражением являлось тяжелое переживание собственного греха перед богом с последующей неминуемой расплатой. По ослаблении депрессивной симптоматики отмечались выраженные признаки астенизации.

Органические психотические депрессивные расстройства . Протаргированные депрессивно-параноидные состояния в рамках сосудистых поражений головного мозга развивались на фоне постепенно прогрессирующего психоорганического синдрома. Астенодепрессивная и депрессивно-ипохондрическая симптоматика сочеталась с идеями ущерба, супружеской неверности, парарелигиозными представлениями о колдовстве, наведенной порче, присутствии в квартире нечистой силы. Бредовое поведение характеризовалось поисками защиты у служителей культа, окроплением жилища «святой водой». Идеи малоценности и вины, как правило, не выявлялись; вместо них возникало чувство жалости к себе, зависти к окружающим.

У больных с эпилепсией депрессивные психозы с религиозной фабулой бреда развивались после длительного, не менее 7-10 лет, отсутствия эпилептических припадков и характеризовались сменой аффективных расстройств с пониженным настроением галлюцинаторной парафренией с появлением мегаломанических идей религиозно-мистического содержания.

Итак, характерной чертой депрессий с религиозной фабулой бреда является то, что общие, постоянные, независимые от влияния эпохи и окружающей среды признаки: подавленность, сниженная самооценка, мрачное, пессимистическое видение будущего и т. д. - окрашены патологическими религиозными переживаниями. Их экстремальный характер, в свою очередь, утяжеляет течение депрессивного психоза. Так, психическая боль, подавленность, пониженная самооценка, чувство вины трансформируются в идею личного греха перед богом, а в далеко зашедших случаях - в наглядно-образные «космические» переживания конца света, «заката богов», грандиозного переворота, виновником которого является сам больной .

Полученные данные позволяют высказать некоторые общие соображения о близости депрессий с религиозной фабулой бреда к острым эндогенным психозам . Такие их структурно-динамические характеристики, как приступообразный тип течения, лабильность структуры приступов, многообразие синдромов, во многом определяют интенсивность и глубину патологических религиозных переживаний, степень актуализации бредовой фабулы на различных стадиях психоза.

Спорной и недостаточно изученной является роль этиологических факторов в возникновении депрессий с религиозным бредом. Здесь заслуживает внимания замечание Т.Ф.Пападопулоса о том, что сдвиг депрессивного бреда в сторону парафрении обусловлен не только и не столько глубиной депрессии, сколько возрастом, культурными особенностями и личностным опосредованием . Нами установлено, что развертыванию приступов шизоаффективного психоза и, особенно, острых полиморфных психотических расстройств непосредственно предшествовали психогении, реакции личности на соматические заболевания, а также чрезмерные или нетрадиционные культовые воздействия («культовая травма»). Во многих проявлениях психозы, непосредственно связанные с культовой травмой, были похожи на описанные M.Singern R.Ofshe реактивные шизоаффективно-подобные психозы.

Таким образом, депрессии с религиозной фабулой бреда, не претендуя на роль специфического симптомокомплекса и тем более отдельной нозологической единицы, являются психопатологическим образованием, требующим особого внимания и терапевтического подхода.

Литература

1. Корсаков С.С. Курс психиатрии.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1901.- Т. 1-2.- 1133 с.

2. Лествичник И. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, «Лествица», в русском переводе.- 5-е изд.- Козельской Введенской Оптиной пустыни Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898.- 380 с.

3. Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // Психиатрия и проблемы духовной жизни.- М.: Изд-во Свято-Филоретовской правосл.-христианск. школы, 1997.- С. 8-61.

4. Нуллер Ю.Л. Депрессия и деперсонализация.- Л.: Медицина, 1981.- 208 с.

5. Пападопулос Т.Ф. Острые эндогенные психозы.- М.: Медицина, 1975.- 192 с.

6. Портнов А.А., Бунтов Ю.А., Лысков БД. К синдромологии пара-френного бреда и сходных с ним состояний // Журн. невропатол. и психиатр.- 1968.- Т. 68, № 6.- С. 890-895.

7. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99) (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации) / Под общ. ред. Б.А.Казаковцева, В.Б.Голанда.- СПб.: Изд. дом СПбМАПО, 2003.- 588 с.

8. Сербский В.П. Психиатрия. Руководство к изучению душевных болезней.- М.: Мед. изд. комис. им.Н.Н.Пирогова, 1912.- 654 с.

9. Соколова Б.В. Острые парафренные состояния при шизофрении с приступообразным течением: Автореф. дисс… д-ра мед. наук.- М., 1971.- 23 с.

10. Тиганов А.С. , Аффективные расстройства и синдромообразование // Журн. невропатол. и психиатр.- 1999.- Т. 99, № 1.- С. 8-10.

11. Точилов В.А. Клиника, механизмы синдромообразования и терапия атипичных аффективных психозов: Автореф. дисс… д-ра мед. наук.- СПб., 1994.

12. Шнайдер К. К введению в религиозную психопатологию: Пер. с нем. // Независимый психиатр, журн.- 1999.- № 2.- С. 5-9.

13. Coryell М. Psychotic depression // J. Clin. Psychiatry.- 1996.- Vol. 57, Suppl. 3.- P. 27-31.

14. Griesinger W. Die Pathologie und Therapie der psychischen Krankheiten: fi,r Aerzte und Studirende.- 4 Aufl.- Braunschweig: F.Wreden, 1876.- 538 S.

15. Hori M., Shiraishi H. Delusional depression // Nippon Rinsho.- 1994.- Vol. 52, № 5.- P. 1268-1272.

16. James W. The varieties of religious experience.- 7,h impr.- London - N.Y.: Longman Green and C°, 1903 - 534 p.

17. Jaspers K. Allgemeine Psychopathologie.- 3 Auft.- Berlin: Thieme, 1923.- 420 S.

18. SchatzbergA.F., Rothschild A.J. Psychotic (delusional) major depression: should it be included as a distinct syndrome in DSM-IV? // Amer. J. Psychiatry - 1992.- Vol. 149, № 6.- P. 733-745.

19. Singer M., Ofshe R. Thought Reform programs and the production of psychiatric casualties // Psychiatric Annals.- 1990.- Vol. 20, № 4 - P. 188-193.

20. Tolle R. Depressionen: Erkennen und Behandeln.-Мьппеп: Beck, 2000.- 110 S.

Деперсонализация при депрессии – одна из наиболее распространенных форм самовосприятия, являющегося отклонением от нормы. При деперсонализации человек практически теряет контроль над своими действиями, так как появляется ощущение наблюдателя со стороны. Но депрессивная деперсонализация является тяжелым симптомом очень большого количества психологических расстройств. Наиболее распространенными из них считаются:

  • шизофрения;
  • шизотипическое расстройство;
  • биполярное расстройство;
  • паническое расстройство;
  • депрессии.

Осложнения при деперсонализации

В очень редких вариантах, если депрессии с деперсонализацией не имеют ничего общего с иными болезнями и не прекращаются на протяжении долгого времени, их классифицируют как отдельное деперсонализационное расстройство (так называемый синдромом деперсонализации-дереализации). При длительной деперсонализации нередко человек может оказаться в положении, приводящем к суицидам.

Очень остро ощущаются навязчивые влечения к перфекционизму, проявляясь в безупречном порядке как в туалете, так и во всем окружающем, требуя серьезного симметрического размещения вещей и даже выравнивания складок.

Очень часто наблюдались переходы от навязчивых влечений к импульсивным. Гомицидные и суицидальные наклонности тоже являются частью структуры остро образующейся деперсонализации (называемой колебанием в своем существовании), которые чаще всего приводят к агрессивным действиям к окружающим или по отношению к себе в виде суицида.

Вернуться к оглавлению

Фазы циклотомии

В начальных стадиях заметна потеря принадлежности и обыкновенных чувств, неконтролирование движений, мыслей, страдает чувство автоматической независимости и появляется отчуждение личностей:

  • отчуждение процессов познания, ощущение собственной измененности, резкое ухудшение интеллектуальных способностей, усложнения в общении с окружающими людьми, характеризуется ощущением утраты личности;
  • отчуждение каких-либо эмоций в форме психической анестезии.

При появлениях новых симптомов все больше ощущается чувство телесного изменения и тяжкое переживание спонтанной волевой активности, что приводит к выполнению чего-либо как бы автоматически, а впоследствии – бедность восприятия окружающего мира, потеря связи с эмоциями внешнего окружения. Анестетические переживания, которые приносит с собой депрессия, имеют все шансы существовать лишь локальными (с фиксацией лишь на потере эмоций), но могут быть и диффузно-парциальными и тотальными.

При исследованиях в клиниках было замечено, что депрессивные приступы шизофрении очень часто приводят к прогрессированию устойчивого ощущения неполноценности, незавершенности, недоделанности начатых действий, приводят к многократной проверке выполненного.

При изучении пациентов была составлена структура аллопсихической деперсонализации и поделена на подтипы:

  1. Острое ощущение изолированности, замедленная реакция на впечатления, потеря в пространстве.
  2. При этом человек как бы смотрит на все это со стороны.
  3. Мир лишается красок, а все, что окружает такого человека, становится серым, тусклым.

После всех начальных фаз циклотомии расстройство переходит к тотальным проявлениям заболевания:

  • утрата эмоций к близким;
  • полное неимение психологического восприятия художества, природы, пропадает различие оттенков цвета, контуров предмета;
  • потеря ощущения знакомости, своего прошлого;
  • полное отсутствие ощущения законченности мысли;
  • отсутствие боли, гнева, обиды;
  • утрата ощущения времени;
  • отсутствие аппетита;
  • утрата чувства сна при пробуждении;
  • понижение температуры и болевой чувствительности;
  • отсутствие желания мочеиспускания и дефекации;
  • весь мир становится далеким и воспринимается очень тусклым.

Даже с наличием вполне адекватной реакции пациента на свои страдания его эмоциональная ущербность довольно часто воспринимается полным ограничением в жизнедеятельности. Сопровождается такими чувствами:

  • воплощенная тимическая расцветка психической анестезии (чувство неимения эмоций);
  • увеличение анестезии по мере развития депрессии с возможностью витализации анестезии (ноющая боль изнутри, душевная боль);
  • болезненная психическая анестезия с ярко представленным при незначимой распространенности депрессивным аффектом и полным неимением воплощенного идеаторного торможения.

Все это очень серьезно, к этому нельзя относиться легкомысленно. Методы, которые применяются сегодня в психиатрии, способны помочь таким людям, именно поэтому при наличии каких-либо из симптомов, приведенных выше, у ваших знакомых, нужно поговорить с его близкими людьми и принять решение, отправлять его к психотерапевту или нет, хотя это крайне рекомендовано.

Психотическая депрессия — аффективное расстройство, при котором помимо типичных депрессивных симптомов наблюдаются психотические признаки, такие как галлюцинации, бредовые идеи и т. д.

Причины развития

Данная патология — одно из проявлений , имеющей наследственную природу и развивающейся вследствие нарушений биохимических процессов в организме.

Как правило, симптомы болезни появляются без наличия четкой взаимосвязи с каким-либо психотравмирующим фактором. В некоторых случаях психотравмирующий фактор может лишь способствовать возникновению первого эпизода болезни. В последующем четкая взаимосвязь не наблюдается.

Состояние таких больных имеет тенденцию к сезонным колебаниям — ухудшается в весенний и осенний период (тогда говорят об ).

Проявления

Симптомами психотической депрессии являются как сугубо депрессивные признаки (снижение настроения, усталость, неспособность длительно сосредотачиваться, выполнять прежнюю работу), так и психотические компоненты, благодаря которым и выделяют данную патологию.

К последним относятся:

  • галлюцинации;
  • бредовые идеи — ипохондрический бред (больной уверен в наличии тяжелого заболевания у себя, которого на самом деле нет), бред физических недостатков (ему кажется, что он невероятно уродлив, у него ужасной формы нос, зубы, глаза и т. д.),
  • ступор — обездвиженность;
  • ажитация — сильное эмоциональное возбуждение, сочетающееся с беспричинным чувством страха, тревоги;
  • также может быть грезоподобное помрачение сознания (онейроид), когда отмечается наплыв зрительных галлюцинаций (как правило, фантастического содержания), а самому человеку кажется, что он видит сон наяву.

Для психотической депрессии свойственна высокая интенсивность основных депрессивных симптомов. Они сохраняются длительно, их выраженность не зависит от воздействия внешних психотравмирующих факторов.

Также характерны суточные колебания настроения. Пик выраженности приходится на утренние часы, а к вечеру состояние может улучшаться.

От 10 до 15% больных депрессивными расстройствами совершают самоубийства. Особенно высок риск подобных действий у пациентов, страдающих психотической депрессией.

Психотическая депрессия и шизофрения

Стоит отграничивать психотическую депрессию от таких заболеваний, как, например, шизофрения. Трудности в разграничении этих двух психических расстройств могут появляться в начале болезни, когда еще не все признаки ярко выражены, и нет динамики заболевания.

При психотической депрессии на первый план выходят такие симптомы как подавленность настроения, двигательная заторможенность, никакие события, действия не приносят радость, удовольствие, и это тяготит больного.

Психотические компоненты хоть и присутствуют, однако являются дополнительными. Как правило, имеются только отдельные признаки — например, лишь бредовые идеи или только ажитация. Сохраняется критика к своему состоянию. Даже, если появляются галлюцинации, то человек не расценивает их как реально происходящие события, а понимает, что с ним происходит что-то не так. Характерная для депрессивных расстройств тематика бредовых идей — бред тяжелой болезни, бред самообвинения.

В большинстве случаев при шизофрении первыми признаками психического расстройства, которые обращают на себя внимание окружающих, являются психотические. Могут быть , бредовые идеи, психодвигательное возбуждение. Критика у человека к своему состоянию, а также к возникающим симптомам утрачивается. Характерная тематика бредовых идей, возникающих при шизофрении — преследование (когда человек уверен, что за ним кто-то ходит, гонится), воздействие (особенно психическое, посредством различных лучей, мыслей и т. д.), отношение (кто-то плохо относится, косо смотрит, осуждает).

Подавленность настроения не свойственна , утрачиваются побуждения к какой-либо деятельности, человек становится эмоционально холодным, однако его самого это нисколько не тяготит.

Лечение

Если у больного определяются суицидальные намерения, тогда, чтобы избежать фатальных последствий, предпочтительно лечение в условиях стационара.

Наиболее эффективными для лечения психотической депрессии препаратами являются антидепрессанты и нейролептики. Антидепрессанты помогают справиться с основными симптомами депрессии, нормализовать происходящие на биохимическом уровне изменения в организме.

Выбор антидепрессанта основывается на наличии тех или иных признаков болезни. Если имеются выраженные суицидальные тенденции, бредовые идеи самообвинения, прибегают к трициклическим антидепрессантам (амитриптиллину), атипичным антидепрессантам (сертралину, флуоксетину, ципрамилу).

Для ликвидации психотических симптомов применяют нейролептики (клопиксол, тиоридазин, хлорпротиксен).

Выбор препарата, дозы определяется лечащим врачом индивидуально для каждого отдельного пациента, в зависимость от выраженности симптомов.

К сожалению, вследствие того, что данное расстройство относится к эндогенным заболеваниям, высок риск возникновения рецидивов в дальнейшем. Во избежание их необходимо принимать препараты длительно, ни в коем случае нельзя внезапно прерывать лечение.



Новое на сайте

>

Самое популярное