Домой Запах изо рта По времени регистрации данных наблюдения бывают. Статистическое наблюдение

По времени регистрации данных наблюдения бывают. Статистическое наблюдение

Н.А. ШАПИРО

Продолжение. См. 39, 43, 47/2003 и № 3, 7, 11/2004

Трудные случаи пунктуации в сложных союзных предложениях

Компакт-тема № 7

Основное правило пунктуации в сложном предложении

Все части сложного предложения отделяются друг от друга знаками препинания: при союзной связи обычно запятыми, при бессоюзной – запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Если в сложноподчиненном предложении придаточное разрывает главное, оно отделяется запятыми с обеих сторон.

Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз. (А.С. Пушкин). [ , (откуда), ].

Однако существует некоторое количество синтаксических ситуаций, в которых это основное правило уточняется или даже отменяется.

Частица или сочинительный союз перед подчинительным союзом

Если придаточное предложение следует за главным и перед подчинительным союзом или союзным словом стоит частица не или союзы и, либо, или, ни – ни и т.п., придаточное предложение не отделяется от главного.

Мы так и не узнали ни кто звонил в нашу дверь, ни что ему было нужно. Важно не когда начнется концерт, а кто будет петь.

Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоят слова особенно, в частности, то есть, например, просто и т.п., запятая после этих слов не ставится.

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. (М.Ю. Лермонтов)

Если перед подчинительным союзом стоят частицы только, как раз, лишь, исключительно и т.п., запятая ставится перед ними (хотя при произнесении таких предложений пауза перед частицей не делается).

Я приду, только чтобы лишний раз убедиться в бесполезности этого предприятия.

Сложные подчинительные союзы

Обычно запятая в сложноподчиненном предложении ставится перед подчинительным союзом независимо от того, является ли этот союз простым (что, чтобы, когда, пока и т.д.) или сложным (несмотря на то что, с тем чтобы, в то время как, с тех пор как, потому что, оттого что и т.п.).

Доказательство было разительно, и я, несмотря на то что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею. (М.Ю. Лермонтов) Он был испачкан и, прежде чем пойти на трибуну, долго мыл в конторе лицо и руки. Проект трамвая, снова поданный на рассмотрение, барахтался в высших губернских инстанциях, одобрялся, не одобрялся, переходил на рассмотрение в центр, но независимо от одобрения или неодобрения покрывался пылью, потому что ни в том, ни в другом случае денег не давали. (И.Ильф, Е.Петров). Дело в том, что по договоренности с бригадиром мы должны были собрать яблоки с одной старой яблони, с тем чтобы половину урожая отдать колхозу, а половину себе. (Ф.Искандер)

Но бывает, что первая часть сложного подчинительного союза произносится с особой интонацией и отходит к главному предложению, как будто возвращая себе значение указательного слова (иными словами, происходит расчленение сложного союза); тогда запятая ставится перед второй частью союза (а перед первой уже не ставится!).

Самым разумным было бы, конечно, кричать до тех пор, пока кто-нибудь не придет, и потом сдаться пришедшему в плен. (И.Ильф, Е.Петров)

Расчленение сложного союза обычно происходит,

    если перед ним стоит отрицательная частица не , другие частицы или вводное слово;

...И, может быть, именно потому , что она о шахматах не знала ровно ничего, шахматы не были для нее просто домашней игрой, приятным времяпрепровождением, а были таинственным искусством, равным всем признанным искусствам. (В.В. Набоков); Мне хотелось вас заставить рассказать что-нибудь, во-первых, потому, что слушать менее утомительно... (М.Ю. Лермонтов); При первом взгляде на лицо Николая она увидела, что он приехал только для того, чтобы исполнить долг учтивости... (Л.Н. Толстой);

    если первая часть включена в ряд однородных членов или параллельных конструкций;

Одновременно ему приходилось делать большие усилия как для того, чтобы не утратить руководства игрой, так и для того, чтобы не выйти из состояния игралища... (В.В. Набоков) Но от сильного волнения или , как уточняют другие, оттого, что у него были скользкие после персика руки, он никак не мог расстегнуть кобуру. (Ф.Искандер). Яшка уговаривал меня остаться на ночь, но я отказался. И потому, что спешил, и потому, что оскорбил бы этим наших, к которым не зашел. Он сказал, что снова напоминает об этом не для того, чтобы упростить подвиг Колчерукого, а для того, чтобы молодежь лишний раз убедилась в преимуществе смелых решений. Но или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов... (Л.Н. Толстой).

Если придаточное предложение предшествует главному, запятую перед второй частью союза ставить нельзя.

В то время как я был углублен в разрешение этого вопроса, в замке моей темницы повернулся ключ . (Л.Н. Толстой) С тех пор как грозный судия мне дал всеведенье пророка, в сердцах людей читаю я страницы злобы и порока. (М.Ю. Лермонтов)

Упражнения

1. На месте каких цифр нужны запятые?

Греки считали (1) что у их обожаемого Гомера (2) был соперник по имени Гесиод. Они хранили легенду (3) о том (4) как два поэта состязались в поэтическом мастерстве. Победителем вышел Гесиод – и не (5) потому (6) что Гомер был хуже (7) а (8) потому (9) что его поэмы о войне (10) а Гесиод воспевал мир.

Ответ. 1, 4, 6, 7, 9, 10.

2. В каком предложении нет пунктуационных ошибок?

1) После того, как затихла история с анонимным письмом, родственник Колчерукого снова через одного человека осторожно напомнил ему насчет телки. (Ф.Искандер)

2) Напоследок он передал, чтобы его родственник прислушивался и присматривался к окружающим, с тем, чтобы при первом же подозрении дать ему, Колчерукому, сигнал... (Ф.Искандер)

Ответ. 3.

Стык двух союзов

Если в предложении подряд следуют два союза, то запятая между ними обычно ставится; при этом придаточное, которое начинается со второго по порядку союза, можно опустить или перенести в другое место:

Мне приходит в голову, что, пока мы их ищем, они вернулись на наше место и ждут нас.

, (что, (пока), ...).

(Ср.: Мне приходит в голову, что они вернулись на наше место и ждут нас.) К этому привыкли настолько, что, когда кто-нибудь из учеников забывал выполнять обязанности дежурного, учителя под одобрительный шум класса заставляли меня стирать с доски или тащить в класс физические приборы. Скажи ему, что, если я скоро умру, можно будет ему приходить без подношенья... (Ф.Искандер)

Но если нельзя изъять придаточное, начинающееся со второго союза, без перестройки всего предложения, то запятая между союзами не ставится; обычно это бывает, если у второго подчинительного союза есть вторая часть (если... то, когда... то, хотя... но).

что если отец станет ее требовать, то надо будет отдать.

, (что _ (если), то...)

(Если изъять второе придаточное, получится Однако ж после некоторого молчания я ему сказал, что то надо будет отдать). Но помните, что если вы меня не убьете, то я не промахнусь... (М.Ю. Лермонтов) Воробьянинов оказался бездарным железнодорожным зайцем, и так как попытки его сесть в поезд оказались безуспешными, то ему пришлось выступить около «Цветника» в качестве бывшего попечителя учебного округа. (И.Ильф, Е.Петров).

Если придаточное предложение идет после присоединительного союза (в начале предложения, после точки), то запятая никогда не ставится после союза а , обычно не ставится после и, обычно ставится после союза однако и может ставиться или не ставиться после союза но .

А если к сказанному добавить, что Глав. Экс. вез в Москву большую корзину божественных персиков, нежных и желтых, как свежевылупленные цыплята, все становится еще более понятным и человечным. И хотя все, безусловно, знали, что поезд приближается именно к Москве, напоминание диктора было приятно. (Ф.Искандер) И чтобы никто не разгадал его второй и главной жизни, он вел нищенское существование, стараясь не выйти за пределы сорокашестирублевого жалованья... Но так как он обитает на третьем этаже, а служебный день уже окончился, он быстро бежит вниз и покидает учреждение... (И.Ильф, Е.Петров)

Однородные части сложных предложений

Бывают сложные предложения, части которых можно считать однородными, поскольку они соединены сочинительной связью и при этом имеют какой-либо общий элемент: общий член предложения, общее придаточное или общее главное предложение для двух или нескольких придаточных. На такие предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах, в частности, не ставится запятая между однородными частями, если они соединены одиночным союзом и, или, либо.

Примеры сложноподчиненных предложений с однородными придаточными.

Подумайте, что будет, когда турнир окончится_ и когда уедут все гости.

, (что), (когда) и (когда).

Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо.

, (что), а ().

Пока «Скрябин» готовился к дальнейшему плаванью, пока капитан переговаривался в трубку с машинным отделением и топки пылали, грея воду, духовой оркестр снова сошел на берег и, к общему удовольствию, стал играть танцы.

(пока), (пока)_ и (), .

Ипполит Матвеевич побрел к источнику только тогда, когда музыканты складывали свои пюпитры, праздничная публика расходилась_ и только влюбленные парочки усиленно дышали в тощих аллеях «Цветника». (И.Ильф, Е.Петров)

, (когда), () и ().

Примеры сложносочиненных предложений с общим для двух частей членом.

Во «Франции» заходили сонные фигуры и раздались крики барана, которого волокли за ноги на кухню. Были куплены билеты в Батум и заказаны места во втором классе парохода «Пестель». (И.Ильф, Е.Петров)

Пример сложной синтаксической конструкции (предложения с сочинительной и подчинительной связью), где у двух частей, соединенных сочинительной связью, есть общее придаточное предложение:

По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее_ и улыбка раздвигалась более и более. (Н.В. Гоголь)

(по мере того как), _ и .

Придаточное, состоящее из одного слова

Если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова – относительного местоимения или наречия, оно не отделяется запятой от главного.

Не знаю для кого , но вас я воскресил. (А.С. Грибоедов) «Я не знаю почему », – продолжала она, оправившись. Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями, сами не зная куда . (Л.Н. Толстой)

Упражнения

1. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые.

Когда прошло минут пять после звонка (1) и никто еще не входил (2) наступило такое предчувствие счастья (3) что, казалось, сердце не выдержит (4) если все-таки стеклянная дверь сейчас откроется (5) и географ, по привычке своей почти бегом, влетит в класс. (В.В. Набоков)

Ответ. 2, 3, 4.

2. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1. ...Поручик Гернет сказал, что если бы Пушкин не был психологом, то ему не поставили бы в Москве памятника. (А.П. Чехов)

2. ...Иван Иваныч идет к Петру Петровичу, и все в городе знают зачем. (И.А. Гончаров)

3. А хуже всего было то, что когда он произнес эту свою шутку богатого гуляки, я заметил, что она улыбнулась в уже пригубленный стакан... (Ф.Искандер)

4. Я успеваю сообразить, что, если она ужаснется от стыда или отвращения, когда я ее поцелую, я постараюсь объяснить это своим невменяемым состоянием. (Ф.Искандер)

5. Но судьба судила так, что, прежде чем свидеться с Эрнестом Павловичем, Остапу пришлось задержаться часа на два для подписания небольшого протокола. (И.Ильф, Е.Петров)

Ответ. 3.

3. Укажите, на месте каких цифр обязательно должны стоять запятые и где запятая возможна, но не обязательна.

Подобно тому (1) как нетерпеливый юноша (2) ждет часа свидания (3) я ждал часа ночи. Но (4) лишь кондукторша рванула веревку (5) и трамвай тронулся (6) кот поступил, как всякий (7) кого изгоняют из трамвая (8) но (9) которому все-таки ехать-то надо. (М.А. Булгаков)

Ответ. 3, 6, 7, 8; 4.

Ответьте на вопросы:

1) Можно ли поставить запятую перед второй частью сложного подчинительного союза, если придаточное предложение предшествует главному?

2) На какие сложные предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах?

Лекция: Пунктуация в простом и сложном предложениях


Пунктуация в простом предложении


Знаки препинания делят на:

    отделительные;

    разделительные;

  • выделительные.

Отделительные знаки препинания

. ставим в конце предложения, когда в нём не выражены какие-либо эмоции:
После ланча туристы поднялись к себе в номера.

? стоит в конце предложения с интонацией вопроса:
После ланча туристы поднялись к себе в номера?

! ставим в конце предложения, когда оно выражает какие-либо эмоции:
После ланча туристы поднялись к себе в номера!

ставим в конце предложения, когда мысль не закончена и пишущий хочет это показать. Также многоточие ставим в цитатах на месте пропуска слов:
Извините… Не подумайте ничего…

Разделительные знаки препинания

Запятые при однородных членах ставим :

1. Если однородные члены соединяются только интонацией без союза:
Фрукты, овощи подорожали перед праздниками. О, О.


2. Если однородные члены соединяются повторяющимися союзами (и...и, ни...ни, да...да, или...или, либо...либо, то...то, не то... не то):
Папа привёз и книги, и игрушки, и сладости. О и О, и О.
Выбирай, на ужин либо курица, либо говядина. Либо О, либо О.

3. Перед второй частью составных союзов:
Папа привёз не только игрушки, но и сладости. Не только О, но и О.

4. Перед противительными союзы а, но, да (=но), однако :
Красив кулончик, да тяжеловат. О, да (=но) О.

5. Между всеми однородными членами и тогда, когда только перед частью из них стоят повторяющиеся союзы:
Мама привезла рыбу, мясо, и овощи, и фрукты. О, О, и О, и О.

Не ставим, когда :

1. Однородные члены связаны одиночным союзами и, либо, или, да (=и) : Петя остановился, улыбнулся пришедшей мысли и громко закричал ей вслед. О, О и О.

2. Союз попарно связывает однородные члены: Ромашки и хризантемы, гортензии и гиацинты цвели в палисаднике. О и О, О и О.

3. Устойчивые сочетания с двойными союзами и…и, ни…ни, и так и сяк, ни рыба ни мясо и др. : Для всех Никола был ни рыба ни мясо.

4. Определения не однородны: Посередине стоял низкий деревянный столик. (Характеризуют предмет с разных сторон).

Запятые в сложном предложении ставим :

1. Между частями сложносочинённого предложения:Папа приготовил шашлык 1 , и семья стала ужинать в саду 2 . (ВременнЫе)
Был сильный ливень 1 , и река вышла из берегов 2 . (Причинно-следственные)
То жарко 1 , то холодно 2 . (Разделительные)
Вода ещё не нагрелась 1 , а отдыхающие уже купаются в море 2 . (Противительные)
Гид поднимался по тропинке 1 , и группа поспешила за ним 2 . (Присоединительные отношения)

NB! Между частями ССП запятые не ставят, если есть общий второстепенный член, общее придаточное предложение либо общее вводное слово.
Уже начало рассветать 1 и небо окрасилось в багровый цвет 2 , когда девушки наговорились и заснули 3 .

2. Между частями сложноподчинённого предложения:
Сергей смотрел, как маленький пушистый комочек сидит на тонкой веточке осины.
[Сергей смотрел] - главная часть, от неё задаётся вопрос (на что?) к придаточной (как маленький пушистый комочек сидит на тонкой веточке осины).

В СПП не ставим, когда :

  • Прид. предложение начинается с НЕ или союза И: Я видела не как Леонтьев писал картину, а как он её запечатывал и отправлял на выставку.
    Я видела и как Леонтьев писал картину.
  • Прид. предложение состоит из одного слова: Всё произошло так быстро, что Шамиль и не понял как.
  • Перед прид. стоят повторяющиеся союзы и, или, либо и др.: Михаил решил сдать экзамен либо когда найдёт свой талисман на удачу, либо когда хорошенько подготовится.

3. Между частями в бессоюзном сложном предложении: Утром все отправились к роднику 1 , потом мальчишки вернулись в лагерь 2 .
Вода стекала вниз 1 , кто-то набирал воду в канистры 2 , остальные купались в ручье 3 .

; ставим в БСП, если простые предложения, показывающие одновременность либо последовательность действий, осложнены (есть запятые): Вечерело 1 ; солнышко садилось за березняк, виднеющийся на горизонте 2 .

Тире пишется в сложном предложении , если :

1. Происходит быстрая смена событий либо неожиданный результат: Встал 1 – в комнате уже никого не было 2 .

2. Есть противопоставление (между частями можно использовать а, но): Наташа красива 1 – (=а) Света умна 2 .

3. В первом предложении проявлены время или условие действия (перед первым предложением можно использовать когда, если):
(Если) Любишь кататься 1 – люби и саночки возить 2 .
(Если)
Сделал дело 1 – гуляй смело 2 .

4. При сравнении (между частями можно использовать словно, будто):
Молвит слово 1 – (=будто) соловей поёт 2 .

5. Второе предложение есть следствие или вывод (между частями можно использовать следовательно, значит): Кошка лежит у печки 1 – (=значит) день будет морозный 2 .

6. Между подлежащим и сказуемым, выраженными:

  • существительным в И.п.: Дербент – древнейший город России.
  • числительным в И.п., один главный член выражен числительным или числительным с существительным, а другой член – существительным в И.п.: Шестью шесть – тридцать шесть. Семь – счастливая цифра.
  • инфинитивом: Курить – здоровью вредить. (Инфинитив часто можно заменить существительным.: курить – курение).
  • существительным и инфинитивом: Хороший пример детям – любить свою Родину. Сохранить Землю – наша первоочередная задача.
  • присутствуют это, значит, вот : Жить – значит любить. Россия – это великая держава!

Двоеточие ставим :

1. После обобщающего слова перед однородными членами: Мама занесла в комнату фрукты: бананы, яблоки и мандарины. О: О, О и О.

3. Между частями бессоюзного сложного предложения, когда:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (между ними можно использовать потому что или так как):
Берегите природу 1: (=потому что) она зависит от нашего отношения к ней 2 .
Кузнецов испугался 1: (=так как) он представил Наташу наедине с Силакцевым 2 .
  • второе предложение поясняет содержание первого (между ними можно использовать а именно):
В голове крутились новые мысли 1: (=а именно) я раздумывала о поездке, воображала примерку нового платья 2 .
  • второе предложение дополняет первое (между ними можно использовать что; и вижу, как):
Я почувствовала 1: (=что) ноги становятся ватными 2 …
Подняла голову 1: (=и вижу, как) по небу плывут облака 2 .

Выделительные знаки препинания


Запятую ставим при обращении, вводных словах либо вводных конструкциях, приложениях, обособленных определениях и обстоятельствах, уточняющих членах, если они стоят в начале или в конце предложения:
Сашка, пойдём гулять!
Таким образом, вражда между семействами после нелепых смертей Джульетты и Ромео прекратилась.

Две запятые ставим , если обращения, вводные конструкции, приложения, обособленные определения и обстоятельства, уточняющие члены находятся внутри предложения:
Доброе утро, солнышко моё, просыпайся!

Тире и два тире ставим , когда:

  • Вводное или вставное предложение выражает отношение говорящего к тому, что он говорит или замечание по его содержанию:
По представлениям приглашённых – и Наташи тоже – постановка будет увлекательной.
  • Обобщающее слово стоит после однородных членов:
Мама занесла в комнату бананы, яблоки, мандарины – фрукты. О, О, О – О.
  • Приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения:
Наступил июль – макушка школьных каникул.

Двойные скобки ставим при вставных предложениях:
Все приглашённые (их было пятеро) сидели на балконе.
Крокодил (Нина чуть не наступила, подумав, что бревно!) отплыл к другому берегу.

Двойные кавычки ставим при прямой речи и цитатах, оформленных в виде прямой речи:
Валера спросил: «Закроешь за мной дверь?» – и вышел.
«Вы закройте за мной дверь, – продолжал Валера, – а я выйду».



В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.

Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и .

Ср.: Метель не утихала , небо не прояснялось (Пушкин). - Метель не утихала, и небо не прояснялось; Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли , через минуту уже не было слышно шума (Чехов). - Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены:

Налево чернело глубокое ущелье ; / 1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари / 2 (Лермонтов).

Двоеточие в бессоюзном сложном

1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть .

Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). - Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников.

Обратите внимание!

Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.

Обычай мой такой : подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно : нельзя сидеть сложа руки (Чехов).

2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что .

Ср.: Я знал : удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). - Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт.

Обратите внимание!

Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что , а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п.

Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). - Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал , понюхал : пахнет мёдом (Чехов). - Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом.

3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что .

Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение : землетрясение было не к добру (Тынянов). - Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно : они не поют в часы зноя (Тургенев). - Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя .

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу :

Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крылов). - Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер - всё дрогнуло , ожило , засмеялось (М. Горький). - Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось.

2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но .

Ср.: Служить бы рад - прислуживаться тошно (Грибоедов). - Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость - я хозяин (Багрицкий). - Он гость, а я хозяин.

3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате .

Ср.: Я умираю - мне не к чему лгать (Тургенев). - Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл - пусть меня научат (Маяковский). - Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.

Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов).

4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если .

Ср.: Кошки грызутся - мышам приволье (пословица). - Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик - будут и грибки (Пушкин). - Если будет дождик, будут и грибки.

Примечание Если второе предложение в бессоюзном сложном предложении начинается с частицы так , то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин).

5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно .

Ср.: Молвит слово - соловей поёт (Лермонтов). - Молвит слово, будто соловей поёт.

6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков :

Приказ есть приказ - так его воспитали (Воробьёв).

Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):

План разбора бессоюзного сложного предложения

  1. Указать тип сложного предложения (бессоюзное сложное предложение).
  2. Указать, из скольких частей состоит бессоюзное сложное предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать значение (смысловые отношения) между частями бессоюзного предложения. Обосновать постановку знака препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
  4. Построить схему бессоюзного сложного предложения.

Образец разбора

Дуб держится - к земле тростиночка припала (Крылов).

Бессоюзное сложное предложение; состоит из двух простых частей: 1) дуб держится ; 2) к земле тростиночка припала ; грамматические основы: 1) дуб держится ; 2) тростиночка припала . Второе предложение содержит противопоставление (между частями можно вставить союз а : Дуб держится , а к земле тростиночка припала ). Поэтому между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире.

- .
противоп.

1. ЗАПЯТАЯ в сложноподчинённом предложении

Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного. Кто испытал наслаждения творчества , для того уже все другие наслаждения не существуют. Я сказал мальчикам, что заблудился , и подсел к ним.

Запятая между главным и придаточным предложениями не ставится , если:

В предложениях с составными союзами потому что, оттого что, благодаря тому что, из-за того что, в связи с тем что, тем более что, для того чтобы, с тех пор как, перед тем как, после того как, по мере того как, прежде чем, подобно тому как, так же как, несмотря на то что и т. п. запятая ставится один раз : перед союзом или перед его второй частью в зависимости от смысла и интонации; обычно эти союзы не расчленяются, если придаточное предложение стоит перед главным.
Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору вокруг. И собаки притихли оттого, что никто посторонний не тревожил их покоя. Казалось, его энергии хватит для того, чтобы разбудить тундру и расплавить вечную мерзлоту Заполярья. Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе. Прежде чем я остановился в этом берёзовом леску, я со своей собакой прошёл через рощу.

Не разделяются на две части союзы между тем как, тогда как, словно как, так как (в придаточных предложениях причины), так что (в предложениях со значением следствия).
Туман у Монэ был окрашен в багровый цвет, тогда как из хрестоматии было известно, что цвет тумана серый. Поэзия валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы её увидеть и поднять с земли.

В сочетаниях с глаголом хотеть (в личных формах), образующих цельные по смыслу выражения , запятая перед что не ставится . «Делайте что хотите », - отвечал им сухо Дубровский. Пусть достанет денег где хочет и как хочет .

Между двумя и более придаточными предложениями запятая ставится , если они:

а) однородны и не связаны сочинительным союзом Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод.
б) однородны и соединены повторяющимися сочинительными союзами, в том числе и ли … или (пунктуация такая же, как и при однородных членах предложения) И долго все присутствующие оставались в недоумении, не зная, действительно ли они видели эти необыкновенные глаза, или это была просто мечта.
в) связаны по способу последовательного подчинения В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы, как подмазка необходима для колёс, чтобы они ехали.

2. ТОЧКА с ЗАПЯТОЙ в сложноподчинённом предложении

Точка с запятой ставится , если придаточные предложения значительно распространены, имеют внутри себя запятые и между ними нет сочинительных союзов.
О чём же думал он? О том, что был он беден; что трудом он должен был себе доставить и независимость, и честь; что мог бы Бог ему прибавить ума и денег…

3. ТИРЕ в сложноподчинённом предложении

Тире ставится для смыслового выделения придаточных предложений, стоящих перед главным, если:

а) логическое ударение падает на придаточное предложение Как я выбрался на берег речки и оказался в избушке - не помню. Что им ни говорили, как их ни примиряли - ничего из этого не вышло.
б) в придаточном предложении с условно-временным значением есть слово стоит (стоило) , а в главном - союз и Стоит вам глубоко вдохнуть воздух - и печаль заменится иным чувством.
в) в сложном предложении два или более однородных придаточных предложения (в этом случае можно ставить запятую и тире) Если ты хочешь и если у тебя найдётся немного времени - приходи на тренировку.

Кто виноват из них, кто прав - судить не нам.

Как ни старались люди… изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю… как ни счищали всякую пробивавшуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе.

Запятая и тире ставятся перед словом, которое повторяется, чтобы связать с ним новое предложение или дальнейшую часть того же предложения Я знала очень хорошо, что это был муж мой , хороший человек, - муж мой , которого я знала, как самоё себя.

4. ДВОЕТОЧИЕ в сложноподчинённом предложении

Двоеточие ставится , если главное предложение требует разъяснения (перед союзом делается пауза и можно вставить а именно ).
Хаджи Мурат сидел рядом в комнате и… понял то, что ему нужно было понять: что они спорили о нём…

В современной практике существует следующая классификация основных видов статистического наблюдения.

По охвату единиц совокупности наблюдение бывает двух видов: сплошное и несплошное.

При сплошном наблюдении обследованию подвергаются все единицы изучаемой совокупности. При этом в силу действия ряда факторов возможен незначительный процент неохвата единиц изучаемой совокупности. Примером сплошного наблюдения может служить перепись населения 2010 г.

При несплошном наблюдении обследованию подвергается только часть единиц изучаемой совокупности. При этом охватываемая наблюдением часть определяется заранее, т.е. неудавшееся сплошное наблюдение нельзя рассматривать как наблюдение несплошное. Принято выделять следующие виды несплошного статистического наблюдения: выборочное, монографическое обследование, метод основного массива.

Выборочным называют наблюдение, основанное на принципе случайного отбора тех единиц изучаемой совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению. Выборочное наблюдение при правильной его организации и проведении дает достаточно достоверные данные для характеристики изучаемой совокупности в целом. Во многих случаях им вполне можно заменить сплошной учет. При этом обеспечивается значительная экономия средств, затрачиваемых на сбор и обработку данных.

Монографическое обследование представляет собой детальное, глубокое изучение и описание отдельных, характерных в каком-либо отношении единиц совокупности, как правило, по расширенной программе. Монографическое исследование проводится в целях выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии явления, наличия резервов, оценки результатов экономических экспериментов.

Метод основного массива заключается в том, что обследованию подвергаются наиболее крупные единицы, которые вместе взятые имеют преобладающий удельный вес в совокупности по основному для данного исследования признаку. Например, в ряде секторов экономики подавляющий объем выпуска продукции приходится на крупные и средние предприятия, поэтому результаты деятельности малых предприятий в этих отраслях практически не отражаются па обобщающих статистических показателях.

По срокам регистрации наблюдение может быть непрерывным (текущим) и прерывным.

Непрерывным (текущим) называют такое наблюдение, которое ведется постоянно, а регистрация фактов производится по мере их свершения. Например, так осуществляется регистрация рождений и смертей, заключенных браков в органах ЗАГС.

Прерывное наблюдение проводится не постоянно, время от времени. При этом прерывное наблюдение бывает двух видов: периодическое и единовременное.

Периодическое наблюдение повторяется через определенные, равные промежутки времени. В качестве примера можно выделить ежегодное предоставление отчетности в органы государственной статистики.

Единовременным называют такое наблюдение, которое проводится по мере необходимости, без соблюдения строгой периодичности или вообще проводится один раз и больше не повторяется. Таковым наблюдением была перепись.многолетних насаждений, проведенная в середине прошлого века.

По источнику сведений различают непосредственное наблюдение, документальное наблюдение и опрос.

Непосредственным называют такое наблюдение, при котором сами регистраторы путем замера, взвешивания или подсчета устанавливают значение признака и на этом основании производят запись в формуляре наблюдения. Этим способом проводится, например, инвентаризации основных средств на предприятиях.

Документальное наблюдение предполагает запись ответов на вопросы формуляра на основании соответствующих документов. Примером такого наблюдения является сбор данных об успеваемости студентов вуза на основе зачетно-экзаменационных ведомостей, заполнение форм статистической отчетности на основании данных бухгалтерского учета.

Опрос - это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра записываются со слов опрашиваемого (респондента). Этим способом проводятся переписи населения, опросы общественного мнения.

В статистике применяются следующие способы опроса:

  • экспедиционный;
  • саморегистрация;
  • анкетный;
  • корреспондентский.

Экспедиционный (устный) способ опроса заключается в том, что специально привлеченные и обученные работники посещают каждую единицу наблюдения и сами проводят опрос и заполняют формуляр наблюдения. Этим способом собираются сведения при переписях населения.

При способе саморегистрации формуляры заполняют сами опрашиваемые. Обязанность специально привлеченных для получения информации сотрудников состоит в раздаче формуляров опрашиваемым, инструктаже их, сборе заполненных формуляров и проверке правильности их заполнения.

Анкетный способ - это сбор статистических данных с помощью специальных вопросников, рассылаемых определенном}" кругу лиц или публикуемых в периодической печати или Интернете. Как правило, этим способом получения информации пользуются при проведении социологических опросов. Также многие крупные производители бытовой техники, мебели и других предметов потребления применяют анкетный способ. Анкеты вкладываются в упаковку товара с просьбой заполнить и вернуть производителю по указанному адресу или располагаются на сайте и сопровождаются приглашением их заполнить.

Сущность корреспондентского способа наблюдения заключается в том, что статистические органы договариваются с определенными лицами, которые берут на себя обязательство вести наблюдение за какими-либо явлениями, процессами и в установленные сроки сообщать результаты наблюдений статистическим органам. Таким способом изучаются бюджеты отдельных домохозяйств, цель которых - получение статистической информации о доходах и расходах населения.



Новое на сайте

>

Самое популярное