Домой Запах изо рта Анализ темы первоначальные химические понятия. Игра по химии "первоначальные химические понятия"

Анализ темы первоначальные химические понятия. Игра по химии "первоначальные химические понятия"

(мероприятие проводится в рамках недели биологии и химии в школе)

Составилапо учитель химии

МБОУ «Калининская ООШ»

Лёвина Галина Николаевна

2015-2016 уч.год

Конкурс – путешествие для учащихся 8 – 9 классов

По теме: «Первоначальные химические понятия».

Оборудование : на доске изображения трёх атомоходов: «Менделеев», «Ломоносов», «Бутлеров», плакат со штурвалом, на котором указан маршрут следования, две таблицы «крестики и нолики», карточки с формулами веществ.

Подготовка к конкурсу. Подготовку к конкурсу начинаем заранее. Учащимся сообщаются основные типы заданий и указываются параграфы учебника, которые необходимо повторить. Учащиеся должны заранее нарисовать картины атомоходов, штурвал с названиями стоянок атомохода («Бухта Основных Понятий», «Канал Расчётных задач», «Канал Формул», «Река Химических Уравнений», «Море Химических Знаков»), который должен быть прикреплён к доске, и жетоны в форме компаса. Из числа учащихся один ученик назначается штурманом.

Учитель. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и я вас приглашаю совершить вместе со мной путешествие на прекрасном атомоходе: Вы – пассажиры, я – капитан, и ещё у нас будет штурман – мой помощник. Он будет работать со штурвалом и указывать маршрут нашего следования. Сегодня наши тетради будут «судовыми журналами». Пора отправляться в путь. Но вот беда, я забыла название нашего атомохода. Как узнать, на каком из них мы отправимся в плавание? Но ничего непоправимого нет. Нам нужно решить кроссворд, ключевым словом которого и является название нашего корабля. Кроссворд записан на листах раздаётся каждой команде по одному экземпляру. Надеюсь, что общими усилиями, мы узнаем, на каком атомоходе поплывём. На решение задания даётся 2 минуты. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. Команда,которая правильно и раньше другой команды, разгадавшая кроссворд получит дополнительно три дополнительных жетона.

1. C , 2.О, 3. Al , 4. N , 5. Zn , 6. J , 7. P , 8.Н, 9. Pb .

Ответы: 1.Углерод, 2. Кислород, 3.Алюминий, 4.Азот, 5.Цинк, 6.Йод, 7.Фосфор, 8.Водород, 9.Свинец. 10. (по горизонтали) ЛОМОНОСОВ.

Итак, мы отправляемся в путь на теплоходе «Ломоносов». В наших «судовых журналах» мы будем записывать весь маршрут следования. У каждой команды в «судовых журналах» имеется таблица, которую мы будем заполнять по ходу маршрута следования.

Графа «Прохождение маршрута» заполняется в том случае, когда имеется письменное задание. В последней графе команда, получившая жетон, ставит знак «+».

Штурман. Капитан! как нам выйти из бухты «Основных Понятий»?

Учитель. Сообщение принято. Отметим в своих «судовых журналах эту бухту. А чтобы выйти из бухты нам нужно правильно ответить на вопросы.

Проводится фронтальный опрос. Команды отвечают на вопросы с места, за каждый правильный ответ получают жетон. Вопросы задаются командам по очереди, на обдумывание ответа даётся10 секунд. Если команда не отвечает на вопрос, то этот вопрос переходит к другой команде.

Вопросы.

1.Что изучает химия?

2.Дайте определение физических явлений и приведите примеры.

3. Дайте определение химических явлений и приведите примеры.

4.Какие вещества называют простыми? Приведите примеры.

5.Какие вещества называют сложными? Приведите примеры.

6.Что называется химическим элементом? Почему нельзя отождествлять понятия «химический элемент» и «простое вещество»?

7.Что такое вещество?

8.Что такое однородные смеси?

9.Что такое неоднородные смеси?

10.Что такое относительная атомная масса элемента?

11.Что показывает индекс?

12.Что показывает массовая доля элемента в веществе?

13.Что такое относительная молекулярная масса вещества?

14.Содержание, какого элемента – кислорода или водорода – больше в воде по массовой доле?

Ответы:

1.Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях одних веществ, в другие и явлениях, которые сопровождают эти превращения.

2.Физическими называют явления, в результате которых не происходит превращения одних веществ, в другие, а изменяется только агрегатное состояние или форма (плавление железа, образование инея).

3.Химическими называют явления, в результате которых происходит превращение одних веществ, в другие (ржавление железа, сгорание дров).

4.Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного химического элемента (кислород, водород).

5.Сложными называют вещества, состоящие из атомов разных химических элементов (вода, хлорид натрия)

6.Химический элемент – это определённый вид атомов. Химический элемент может входить как в состав простых, так и в состав сложных веществ. А простое вещество не может входить в состав сложных веществ.

7.Вещество – вид материи, мельчайшими частицами которой являются молекулы, и то, что из неё построено.

8.Однородными называют смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить, частицы других веществ.

9.Неоднородными называют смеси, в которых невооружённым взглядом или с помощью микроскопа можно заметить частицы других веществ.

10.Относительная атомная масса элемента есть отношение массы атома данного элемента к 1/12 массы атома углерода; это безмерная величина.

11.Индексами называют числа, которые показывают, сколько атомов содержится в молекуле.

13.Относительная молекулярная масса вещества представляет собой сумму относительных атомных масс элементов, образующих данное вещество.

14.Кислорода.

Учитель. Справившись с заданием, вы получили разрешение на выход в море. Теперь можно немного отдохнуть. Команды получают таблицы для игры в «Крестики – нолики». На размышление отводится 15 секунд. За правильный ответ команды получают по два жетона.

Вы, наверное, умеете играть в «крестики – нолики». Найдите выигрышные пути на следующих таблицах, где их составляют названия либо металлов, либо неметаллов.

Хлор

Ртуть

Золото

Кремний

Азот

Кислород

Никель

Водород

Железо

Барий

Кремний

Кальций

Калий

Магний

Углерод

Фосфор

Хлор

Алюминий

При игре в «крестики – нолики» в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся общим для всех веществ, приведённых в этих клетках. Признак указывается в условии игры.

Штурман. Капитан, мы входим в «Море Химических Знаков».

От каждой команды выбирается ученик, хорошо знающий химические элементы. Каждому из них даётся листок с 10 химическими элементами, написанными на русском языке. Ученики должны рядом с этими элементами записать химические знаки этих элементов и их атомные массы. За каждые два правильные, ответа команда получает один жетон.

Учитель. Основными законами современной химии являются: закон сохранения массы вещества, открытый М.В.Ломоносовым в 1748 году, и закон постоянства состава химических соединений, сформулированный французским химиком Жозефом Луи Прустом в 1801 году. Д.Дальтон в 1803 году ввёл понятие эквивалента, предложил считать атомную массу водорода равной единице и определил атомные массы кислорода, углерода, азота, серы, фосфора. Он предложил обозначать химические элементы знаками в виде кружков. Но число открываемых элементов возрастало и кружков разного рода недоставало для обозначения всех элементов. В 1813 году шведский учёный Я.Берцелиус предложил простую систему обозначений: химические элементы стали обозначаться одной, двумя начальными буквами латинских названий. С тех пор хлор обозначают -…, магний -…, алюминий -…, кремний -…, калий -…, натрий -…, цинк -…, железо - …, медь -…, серебро -…, ртуть -…, кальций -…,барий -…, бром -…, йод -…, марганец -…, фтор -…, бор -…, водород -…, сера -….

Штурман. Внимание! Впереди «Рифы формул».

Учитель . Рифы необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше. Преодолевать формульные рифы будем так: вы в своих «судовых журналах» записываете формулы веществ, согласно их валентности. Каждой команде выдаётся листок с названиями 6 веществ. По очереди от каждой команды к доске выходят по одному учащемуся, и по порядку записываю формулы указанных веществ. Кто желает быть первым лоцманом на Рифах Формул и расправиться с формулами на доске? Начинаем преодолевать Рифы формул.

1.Сульфид серебра Ag 2 S 1. Сульфит серебра А g 2 SO 3

2.оксид углерода (IV ) СО 2 2.оксид серы ( VI ) SO 3

3.карбонат кальция СаСО 3 3.нитрат магния Mg ( NO 3 ) 2

4.хлорид алюминия AlCl 3 4.сернистая кислота

5.гидроксид кальция Са(ОН) 2 5. хлорид меди С uCl 2

6.ортофосфорная кислота Н 3 РО 4 6. гидроксид алюминия А l ( OH )

На задание отводится 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. Если команда справляется не со всеми заданиями, то команда соперник может в течении 2 минут исправит ошибки и получит за правильно исправленные ошибки дополнительные жетоны.

Штурман. Корабль держит курс на Реку Химических Уравнений (на штурвале устанавливается сектор – Река Химических Уравнений). Просьба капитанов сделать пометки в своих «судовых журналах».

Учитель. Итак, перед вами стоит задача: на карточках которые вам раздаст сейчас штурман в уравнения реакций правильно проставит коэффициенты и указать тип реакции. На работу отводится 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает один жетон.

Задания команде 8 класса

P + O 2 = P 2 O 5 4 P + 5 O 2 = 2 P 2 O 5

CuO +C = CO 2 + Cu 2CuO +C = CO 2 + 2Cu

Fe + Cl 2 = FeCl 3 2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3

AgBr = Ag + Br 2 2AgBr = 2Ag + Br 2

Задания команде 9 класса

Mg + O 2 = MgO 2 Mg + O 2 = 2 MgO

Al + O 2 = Al 2 O 3 4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3

AgJ = Ag + J 2 2AgJ = 3Ag + J 2

MnO + H 2 = Mn + H 2 O MnO + H 2 = Mn + H 2 O

Штурман. Капитан море разволновалось и нас несёт в Канал Расчётных Задач.

Учитель. Штурман! Держать штурвал крепче, и не сворачивать с этого пути. Наступил самый ответственный момент в нашем плавании: на нужно пройти Канал Расчётных Задач. Вы можете это сделать лишь в том случае, если справитесь с заданиями. Решив задачи, вы получите право войти в порт. Всё зависит от вас. Старайтесь, а иначе нам всем придётся всю жизнь болтаться в море, как «Летучему Голландцу». Эту задачу должны выполнить капитаны. Если капитан не справляется, то команда помогает ему. За правильно решённую задачу команды получат по три жетона, но если для правильного решения капитану потребуется помощь команды, то только два жетона. Идёт самостоятельная работа по решению расчётных задач.

А команды в это время немного отдохнут, отгадывая несложные загадки.

1.Что видно, когда ничего не видно? (ТУМАН.)

2.Тёмным облаком летела, опустилась птицей белой, превратилась в человека, постояла у крылечка, покатилась кувырком и запела ручейком. (ВОДА)

3.На дворе переполох – С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина – У неё теперь ангина.

(ГРАД)

4.Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле.

(ДОЖДЬ)

5.Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут.

(ОБЛАКА)

6.Не снег и не лёд, А серебром деревья уберёт.

7.Одеяло белое, не руками сделано, Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось.

(СНЕГ)

ЗАДАЧИ И ИХ РЕШЕНИЯ

1 вариант

Сколько граммов меди сгорает в кислороде, если образуется 160 грамм оксида меди?

2 вариант

Рассчитайте массу 3 моль оксида алюминия.

Подведение итогов.

МБОУ СОШ с. Кадгарон Ардонского района

РСО-Алания

Открытый урок по теме:

«Первоначальные понятия в химии»

Выполнила учитель химии МБОУ СОШ с.Кадгдрон

Урок - общественный смотр знаний по теме:

« Первоначальные понятия в химии»

Урок проводится в игровой форме.

Обучающиеся 8-х классов Кадгаронской средней общеобразовательной школы первый год изучают химию, поэтому им интересно получать знания в форме игры.

Цель урока:

Обобщить первоначальные химические понятия. Закрепить умения определять степень окисления элементов, определять типы химических реакций, рассчитывать относительную молекулярную массу, а также расставлять коэффициенты методом подбора.

Задачи урока:

    Закрепить умение ребят решать задачи на нахождение массовой доли элемента. Проводить опыты по разделению смесей, а также закрепить умения пользоваться спиртовой и химической посудой.

    Выработать умение работать самостоятельно и в группе. Научиться умению выделять главное, сравнивать, делать выводы.

    Развивать логическое мышление, сообразительность, память.

Весь класс делится на 2 команды. Каждая команда получает домашнее задание:

    Придумать название команды и девиз.

    Составить кроссворд с использованием первоначальных химических понятий (оценивается содержательность, объём работы одинаковый).

    Приготовить 1-2 сообщения из рубрики «Охрана или загрязнение окружающей среды в Ардонском районе или в РСО-А. ».

Ход урока:

    Вступление.

Учитель : Здравствуйте! Недавно у нас прошло открытое мероприятие «Посвящение в ХИМИКИ». Сегодня у нас урок- смотр знаний по теме «Первоначальные химические понятия» будет проходить в форме игры, и вы должны будете пройти несколько этапов, выполнить разные задания.

Цель нашего урока -обобщить первоначальные химические понятия, закрепить полученные умения и навыки, применяя их на практике. Оценивать ваши ответы будут члены нашего жюри (директор, завуч, учащиеся 11 профильного класса).

Начнем урок со стихов замечательного русского ученого М.В.Ломоносова

«В земное недро, ты Химия,

Проникни взора остротой

И что содержит в нем Россия

Драги сокровища открой»

Поистине, сокровищами являются те знания, которые накапливает человек в течение всей своей жизни.

Итак, мы начинаем КВН с конкурса: «Давайте знакомиться!»

2.Основная часть.

1 Конкурс «Приветствие

Учитель: Ваше задание - надо представить свою команду, ее название, девиз (класс поделен на 2 команды).

- Выступают учащиеся.

Учитель: Спасибо командам. А теперь мы приступаем к проведению второго конкурса «Разминка».

2 Конкурс «Разминка».

Учитель: Данном конкурс о химических элементах или веществах. Ваша задача – определить, о чем говорится в предложениях, если о химическом элементе, то вы ставите букву - «э», если о веществе? то букву- «в». Задание выполняем по карточкам. Работают все самостоятельно (работа индивидуальная). Задание оценивается по пятибалльной системе. Приступаем к выполнению.

      Медь входит в состав медного купороса.

      Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.

      Железо входит в состав ржавчины.

      Железо во влажном воздухе ржавеет.

      Сера смешана с железом.

      Оксид меди состоит из кислорода и меди.

Ответ: э,в,э,в,в,э.

Жюри выводит средний балл для каждой команды.

Учитель: А теперь мы приступаем к проведению третьего конкурса «Химик-эрудит».

3 Конкурс «Химик-эрудит» (индивидуально-групповая работа).

Учитель: Конкурс состоит из двух этапов. На первом этапе мы узнаем, как вы усвоили понятие « степень окисления», научились определять ее.

Сейчас каждая команда получит карточку с заданием, и в течение 2 минут вы работаете всей командой: определяете степень окисления элементов в формулах веществ.

Задание: Определите степень окисления элементов в формулах веществ.

Na 2 O, HCI, CI 2 O 7 , Fe 2 O 3 , MgO, ZnO, P 2 O 5 , CaO, AI 2 S 3 , H 2 S

Работа в группах.

Учитель: Ваше время вышло.

Ассистенты собирают работы и передают в жюри.

Учитель: А теперь переходим ко второму этапу конкурса. Давайте выясним как вы усвоили закон сохранения массы веществ, как научились расставлять коэффициенты методом подбора, а также определять тип химической реакции.

Задание выполняем по сборнику «Проверочные работы по химии» Глориозова П.А; Рысс В.Л, которые находятся у вас на столе.

1 команда: стр.13 вариант 3, задание 2

2 команда: стр. 13 вариант 4, задание 2

Это задание выполняют только 2 человека от каждой команды.

Учитель: А остальные ученики, не занятые письменной работой вместе со мной отвечают на вопросы. Отвечает представитель той команды, кто быстрей поднимет руку. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл

    Что называют степенью окисления?

    Чему равна степень окисления простого вещества?

    Что называют молекулой?

    Что называют химическим уравнением?

    Что называют химическим элементом?

    Какие вещества называют простыми?

    Какие вещества называют сложными?

    Какие явления называют физическими?

    Какие явления называют химическими?

10. Какая связь называется ионной?

11. Что называется электроотрицательностью?

Учитель: А сейчас давайте проверим, правильно ли ребята написали уравнения реакций, определили тип химических реакций.

Ассистенты собирают работы и передают в жюри.

Учитель: Ну что же, вы, вероятно, устали, вам пришлось много потрудиться, и сейчас мы отдохнем. Я приглашаю вас на конкурс «Домашнее Задание».

Конкурс- «Домашнее Задание»

Учитель: Этот конкурс представляет собой небольшие сценки на химическую тему.

Учитель: Отдохнули, а теперь - за дело. Следующий наш конкурс «К вершине знаний». Этот конкурс по решению задач. Лишь тот доберется до «вершины», кто сумеет быстро и верно решить задачу. Работать будем по карточкам (работа в группе).

      Конкурс «К вершине знаний»

Учитель: Каждая команда получает задание и три минуты работает: определяет массовую долю элементов в соединениях.

Задание: Определите массовые доли элементов в следующих соединениях.

1 команда: Li 2 O, P 2 O 5 , H 2 CO 3 ,

2 команда: K 2 O , Al 2 O 3 , H 2 SiO 3 ,

Через три минуты ассистенты собирают работы и передают в жюри. Жюри проверяет, и результаты записывают в таблицу.

Учитель: Пришло время конкурса

«Юный химик ».

      Конкурс «Юный химик»

К демонстрационному столу приглашаются по 1 человеку от каждой команды, они вытягивают карточку с заданием и выполняют его.

За правильностью работы следят ассистенты из 11 класса.

1 команда: Дана смесь серы и железа. Разделите смесь. Какая это смесь?

2 команда: Дана смесь песка и воды. Разделите смесь. Какая это смесь?

Учитель: П ока ребята выполняют эту работу, мы разгадаем кроссворд «Лабораторное дело» (в кроссворде зашифровано лабораторное оборудование, посуда). Подсказки на вопросы находятся на столе (что зашифровано в кроссворде, находится на столе: фарфоровая ступка, пестик, мерный цилиндр, асбестовая сетка, спиртовка, фильтр, штатив, воронка, делительная воронка).

Учитель: Ответив на вопросы, вы узнаете, фамилию великого русского химика, физика-экспериментатора, который разработал процесс приготовления бездымного пороха. За верный ответ вы получаете балл (работают все учащиеся, не занятые практической частью).

Учитель: Этот великий русский ученый Д.И. Менделеев. Он открыл критическую температуру кипения, выше которой вещество не может находиться в жидком состоянии. Девиз всей его деятельности был такой: «Посев научный взойдет для жатвы народной».

Учитель: Давайте вернемся к демонстрационному столу. Наши химики-экспериментаторы покажут нам результаты опытов и проанализируют проделанную работу.

Учитель оценивает работу, а ассистенты записывают результаты в таблицу.

Учитель: К сегодняшнему уроку каждая команда приготовила кроссворд. Давайте их разгадаем.

Учитель раздает кроссворды, выполненные на ватмане. Каждая команда получает кроссворд от другой команды. Учитель засекает время и через 3 минуты ассистенты забирают кроссворды. Жюри оценивает правильность ответов и их количество. Результаты заносят в таблицу.

Учитель: Ребята, сейчас мы приступаем ко второму домашнему заданию- конкурсу «Экологическому».

      Конкурс «Экологический»

Учитель: Охрана окружающей среды - одна из самых важных проблем не только в нашем районе и в области, но и на всей планете.

Планета когда-то прекрасной была

И реки струились прозрачней стекла

Был снег белоснежным и дождь, как слеза,

Сияла на солнце небес бирюза

Планету природы, искусный резец

Миньонами лет превращал в образец

Но сейчас….

Истыкали трубы просторы небес

Отравлены воды, испакощен лес

Плывут облака точно черная ночь

Дышать и животным и людям невмочь.

Учитель: Вам было дано задание- подготовить сообщения из рубрики « Охрана или загрязнение окружающей среды». Давайте послушаем сообщения. (Выступают учащиеся)

Жюри дает оценку каждой команде и записывает результаты в таблицу.

Учитель: А пока жюри подводит итог, ассистент из 11 класса покажет вам занимательные опыты (ассистент показывает опыты).

Учитель: Все явления, которые вы сейчас наблюдали, являются химическими.

Жюри подводит итог урока.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы обобщили первоначальные химические понятия. Закрепили умения решать задачи на нахождение массовой доли элементов, определять типы химических реакций и расставлять коэффициенты методом подбора, а также проводить опыты по разделению смесей. И результатом вашей работы будут оценки жюри. Выступает председатель жюри с итогами работы.

Учитель благодарит жюри и ассистентов.

Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками. Вещества. Свойства веществ.

Методы познания в химии. Правила ТБ.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения веществ (способы очистки веществ).

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав вещества.

Химические элементы. Относительная атомная масса. Атомная единица массы.

Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества.

Относительная молекулярная масса. Химические формулы.

Массовая доля химического элемента в соединении.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Расстановка коэффициентов.

Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации

1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.

2. Однородные и неоднородные смеси, способы из разделения.

3. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.

4. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.

5. Видеофильмы видеокурса для 8 класса «Мир химии», «Язык химии».

6. Компакт-диски «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы», «Химия. 8 кл.».

Лабораторные опыты

1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

2. Разделение смеси с помощью магнита.

3. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.

4. Разложение основного карбоната меди(II).

5. Реакция замещения меди железом.

Практические работы

1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи

1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

2. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

4. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

1-5,10

Тема 3. Кислород. Горение (6 ч)

Кислород как химический элемент и простое вещество. Общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе.

Озон. Аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Горение. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожара. Медленное окисление.

Демонстрации

1. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом

вытеснения воды.

2. Определение состава воздуха.

3. Получение кислорода из перманганата калия при разложении.

4. Опыты, выясняющие условия горения.

5. Видеофильм «Химия. 8 класс. 1 часть» «Кислород, водород»

Лабораторные опыты

1. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа

1. Получение и свойства кислорода.

Виды самостоятельной работы учащихся** - 1-7

Тема 4. Водород (4ч)

Водород как химический элемент и простое вещество. Общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности и его физические свойства. Химические свойства. Водород - восстановитель. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности. Меры предосторожности при работе с водородом.

Демонстрации

1. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту,

горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

2. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

3. Видеофильм «Водород»

Лабораторные опыты

1. Получение водорода и изучение его свойств.

Расчетные задачи

1. Решение различных типов задач.

Практическая работа

2. Получение и свойства водорода

Виды самостоятельной работы учащихся** - 1-7

Тема 5. Вода. Растворы (8ч)

Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. Физические и химические свойства воды. Применение воды.

Вода - растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.

Концентрация растворов. Определение массовой доли растворенного вещества в растворе.

Демонстрации

1. Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).

2. Взаимодействие воды с оксидами кальция и фосфора. Определение полученных растворов веществ индикатором.

3. Реакция нейтрализации.

4. Видеофильм «Вода»

Практическая работа

1. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи

1. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе.

2. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Виды самостоятельной работы учащихся** - 1-5,7

Тема 10 . Методика формирования первоначальных химических понятий в 8 классе

1. Значение темы "Первоначальные химические понятия"

в 8 классе

Тема "Первоначальные химические понятия – первая тема школьного курса химии. Значение ее велико, т. к. она является залогом успешного овладения учащимися последующего материала. При изучении данной темы формируются фундаментальные понятия и представления, на основе которых, в дальнейшем, строятся теоретические концепции химии. Поэтому необходимо, чтобы ученики успешно усвоили важнейшие из этих понятий, и в первую очередь такие, как "атом", "молекула", "химическое явление", "химическая формула", "химическое уравнение", "вещество", "признаки химической реакций" и др. Глубокое понимание атомно-молекулярной сущности строения вещества облегчит учащимся восприятие в дальнейшем, теории строения вещества и других теоретических вопросов предмета химии. В рамках данной темы у учащихся формируется умение выявлять главные, типичные признаки веществ и явлений, группировать их на типы, классы и т. п., что позволит увидеть в классификации важнейших классов соединений и типов реакций не нагромождение фактов, а естественное объединение на основе определенных признаков.

Немаловажное значение имеет первое знакомство школьников с химическим экспериментом. При его самостоятельном выполнении учащиеся овладевают практическими умениями и навыками обращения с веществами и лабораторным оборудованием , а осуществление таких простейших операций, как растворение, взвешивание, нагревание, отстаивание, фильтрование, повышает уровень политехнической подготовки учащихся. Использование учебного химического эксперимента убедит учащихся в том, что знание химических процессов и условий их протекания дает возможность управлять химическими явлениями и процессами.

Значение вводной темы определяются еще и тем, что здесь закладывается основы химического языка.

Следует учесть, что о некоторых понятиях, таких как, атом, молекула, вещество, учащиеся получили представление ранее, на уроках природоведения , биологии, физики. Это дает возможность продолжать формирование и развитие знаний, умений, навыков на основе межпредметных связей.

Изучение первой темы курса химии имеет большое значение для формирования научного мировоззрения учащихся. Познавая с помощью атомно-молекулярного учения строение веществ, учащиеся убеждаются в материальности мира.

И, конечно же, огромная роль изучения первоначальных химических понятий заключается в развитии интереса учащихся к химии. Известно, что еще до начала изучения химии, в младших классах, у школьников возникает интерес к химии, и с первых же уроков химии необходимо поддерживать и развивать его. Этому способствуют новизна предмета, химический эксперимент, связь с жизнью и с другими науками, и то, что вводная тема дает массу возможностей для привлечения средств наглядности и различных форм занимательности.

Образовательные задачи темы . Изучение темы "Первоначальные химические понятия" предполагает постановку и решение следующих образовательных задач.

1. Обобщение и развитие эмпирических сведений о веществах, их свойствах и изменениях, полученных в курсе природоведения, биологии и физики; наполнение их новым химическим содержанием.

2. Раскрытие содержания первоначальных химических понятий, законов химии и химического языка.

3. Закрепление в химических терминах и символике основных понятий и законов химии и химического языка.

4. Формирование и подтверждение положений атомно-молекулярного учения, использование их для объяснения химических явлений и их закономерностей.

5. Ознакомление учащихся с некоторыми методами химической науки – простейшими лабораторными приемами работы с нагревательными приборами, штативом, химической посудой, реактивами, ведением лабораторного журнала и требованиями техники безопасности при работе в химической лаборатории.

6. Ознакомление учащихся с историческими фактами зарождения и развития химической науки.

Развивающие задачи темы. При изучении темы необходимо решение следующих задач по развитию учащихся.

1. Совершенствование мыслительных приемов сравнения, анализа, синтеза.

2. Развитие умений наблюдения и высказывания причинно-следственных суждений на основе химического эксперимента.

3. Развитие воображения учащихся, умения "заглянуть" вглубь вещества, используя модели молекул, атомов, кристаллических решеток.

4. Развитие умений высказывать соответствующие суждения, используя химическую терминологию, и наоборот, умение извлекать, заключенную в химической символике информацию, что способствует развитию мышления.

5. Развитие кругозора учащихся, введение их в круг химических понятий.

6. Развитие умения находить и объяснять межпредметные связи.

Воспитывающие задачи темы. Воспитание школьников всегда являлось важнейшей функцией школы в целом и предмета химии в частности. В теме "Первоначальные химические понятия" можно решить следующие воспитательные задачи.

1. Формирование научных убеждений (является ведущей воспитывающей задачей; осознание реальности существования атомов и молекул и материального единства мира на основе этих представлений).

2. Раскрытие и обсуждение трудностей, возникающих на пути научных открытий, и роли борьбы мнений, настойчивости и трудолюбия ученых-химиков на пути их преодоления.

3. Формирование интереса к предмету при изучении вводной темы (имеет особое значение, т. к. вносит огромный вклад в развитие мотивации учащихся к изучению химии и познанию в целом).

4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, умения работать в группе, а также других нравственно-гражданских качеств личности школьника.

2. Место темы в курсе химии общеобразовательной школы

В настоящее время учебников по химии, рекомендованных и допущенных Министерством образования Российской Федерации для обучения учащихся школ, довольно велик. Авторы каждого из этих учебников предлагают свои подходы к изучению вводной темы школьного курса химии в 8 классе.

Согласно авторской программе и учебнику на изучение первоначальных химических понятий отводится 26 часов. Причем изложение понятий происходит в рамках нескольких тем: "Введение" - 3 часа; "Атомы химических элементов"- 9 часов; "Простые вещества" - 7 часов; "Изменения, происходящие с веществами" - 7 часов.

В своем учебнике на изучение первоначальных понятий отводят 16–22 ч. из них 7/9 ч. отводится на тему "Предмет химии", 4/5 – на тему "Химический элемент" и 5/9 на тему "Количественные отношения в химии". Все три темы излагаются в начале учебника и следуют одна за другой. Предусмотрено проведение 2 практических работ : "Очистка загрязненной поваренной соли" и "Признаки химических реакций".

Согласно авторской программе и учебнику и др. на изучение первоначальных химических понятий отводится 21 ч., в рамках темы "Важнейшие химические понятия. Включено проведение практических работ: приемы обращения с лабораторным оборудованием и изучение техники безопасности; прокаливание медной проволоки и взаимодействие мела с кислотой, как примеры химических явлений.

3. Основные понятия темы

Классификация первоначальных химических понятий. В теме "Первоначальные химические понятия", независимо от конкретного учебника химии изучается относительно много понятий, которые можно подразделить на группы: общенаучные понятия (масса, герметичность, диффузия , электрический ток, магнит и т. д. – около 30 понятий); химические понятия (химическое явление, реакция, количество вещества и т. д. – около 70 понятий); названия химических элементов, веществ и материалов – около 120 понятий; химические реакции – более 40; лабораторные опыты – около 20; демонстрационные опыты – около 30; расчетные задачи – около 10 типов; имена ученых – 10; несколько практических работ.

Каждая группа понятий образует соответствующую систему понятий. Распределение понятий по группам условно, они должны изучаться во взаимосвязи между собой. Некоторые понятия по данной классификации можно отнести к нескольким группам, например, атом и молекула, вещество простое и сложное и т. д. можно отнести как к первой, так и ко второй группе, понятие "относительная атомная масса химического элемента" – и ко второй и к третьей.

Абразивные материалы (абразивы) – твердые вещества или материалы, которые используются для полировки, шлифовки, заточки или иной механической обработки поверхности различных изделий и деталей. К наиболее распространенным А. м. относят алмазы, корунд, карборунд, нитриды бора, песок и др.

Авогадро Амедео () – итальянский физик и химик. В 1811 г. высказал гипотезу о двухатомности молекул азота , водорода , хлора, кислорода, на основе чего дал формулировку одного из основных газовых законов, носящего его имя. Исходя из этого, предложил новый способ определения атомных и молекулярных масс веществ. Впервые правильно установил количественный атомный состав молекул некоторых веществ (воды, водорода, кислорода, азота, оксидов азота, хлора и др.). Изучая свойства азота, фосфора, мышьяка и сурьмы, обратил внимание на их аналогию. Автор четырехтомного труда "Физика весовых тел, или трактат об общей конституции тел" (1837-41), который стал первым руководством по молекулярной физике.

Авогадро число (Авогадро постоянная) – физическая величина (NA), названная в честь Авогадро А., указывающая число атомов, ионов, молекул или иных структурных частиц вещества в порции его количеством 1 моль. Это число равно 6,022×1023 (округленно – 6,02×1023, или 6×1023). В расчетах имеет размерность – 6,022×1023 моль-1.

Атом – сложная электронейтральная наименьшая частица элемента химического, состоящая из положительно заряженного ядра (составляет основу массы А.) и вращающихся вокруг ядра отрицательно заряженных электронов (образуют электронную оболочку атома). А. сохраняют свойства химического элемента и не разрушаются в ходе химических реакций. А. могут существовать в свободном виде и в связанном состоянии друг с другом, образуя в последнем случае более сложные частицы вещества – молекулы или кристаллы немолекулярного строения. А. одного вида образуют химический элемент и обозначаются химическим символом элемента. Напр., А. водорода – Н; А. кислорода – О; А. меди – Cu и т. д.

Атомная масса – значение массы атома, выраженное в относительных атомных единицах массы. Выбор особой единицы для измерения масс атомов связан с неудобством выражать А. м. в граммах из-за чрезвычайно малых масс атомов (г). Впервые понятие А. м. ввел Д. Дальтон (1808), он же впервые определил А. м. многих элементов, взяв за относительную единицу измерения массу атома водорода. В 1818 г. предложил определять А. м., исходя из атомной массы кислорода, приняв ее равной 100. В 1906 г. за единицу А. м. была принята кислородная единица, которая составляла 1/16 часть атомной массы кислорода. С 1961 г. за единицу А. м. принята 1/12 часть массы изотопа углерода 12С, которая называется атомной единицей массы (а. е.м.). По последним данным 1 а. е.м. = 1,6605402×10-27 кг. Чаще пользуются относительной атомной массой (А r ), т. е. значением, полученным отношением массы данного атома к 1/12 массы изотопа углерода с массой 12.

А r =

Средние значения атомных масс природных изотопов химических элементов приведены в периодической системе. В атомных единицах массы измеряются также массы ионов, молекул и других частиц вещества.

4. Межпредметные связи

Усвоение столь большого числа понятий было бы невозможным без применения в ходе преподавания темы межпредметных связей, то есть определенных знаний, полученных учащимися раннее при изучении других предметов.

В курсе природоведения учащиеся изучали такие понятия, как: тело, свойства тел, агрегатные состояния, свойства металлов, кислород и его обнаружение, углекислый газ и его обнаружение, фильтрование и др.

В курсе биологии изучены следующие понятия: вещества минеральные и органические, состав и дыхание семян, соли, кислоты, щелочи, крахмал, состав воздуха, превращение крахмала в сахар, удобрения (мочевина, суперфосфат, хлорид калия), химические элементы (калий, азот, фосфор), растворы, прокаливание, выпаривание и др.

В курсе физики изучались такие понятия, как: тело, вещество и его строение, материя, физические и химические явления, эксперимент – источник познания, гипотеза, физические величины и единицы измерения, диффузия, температура, масса атома и молекулы и др.

Задача учителя химии – выяснить, по каким учебникам изучались эти предметы, и уточнить конкретно, что изучалось, и на каком уровне. При этом было бы наивно полагать, что все ученика в классе весь изученный материал запомнили на 100%%. Но, тем не менее, опираться на межпредметные связи, безусловно, необходимо.

5. Методика проведения первого урока

От того, как будет проведен первый урок химии в 8 классе, зависит многое, в первую очередь, - настрой учащихся на изучение предмета. Поэтому к первому уроку нужно тщательно подготовиться, учитывая следующее: химия – новый предмет; обучаясь в младших классах, детей "не пускали" в химкабинет; возможно учащиеся еще не знакомы с учителем химии; химия в представлении одних – наука-волшебница, а для других – отрава и загрязнение внешней среды. В любом случае, определенный первоначальный интерес у учащихся к новому предмету имеется.

Цели и задачи первого урока (записать):

Варианты хода урока для возбуждения интереса.

а) Показать целый набор красивых и занимательных опытов.

в) Провести беседу на тему "Что такое химия, ее значение для человека". Выслушать высказывания детей (здесь можно заодно выявить речевые навыки и уровень знаний учащихся); дополнить сказанное и сделать логический вывод: "Вы кое-что знаете, но необходимо ваши знания расширить, углубить, уточнить. Для этого, прежде всего, определим, что изучает химия … и т. д."

По ходу определения предмета, целей и задач химии учитель показывает несколько химических опытов, например, гашение горящей свечи углекислым газом, взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия, подчеркивая при этом и прикладное значение химических явлений и их сущность (на основе химических знаний).

Какой из вариантов, на ваш взгляд наиболее оптимален?

6. Тематический план темы "Первоначальные понятия химии"

Изучение темы "Первоначальные понятия химии" можно провести по следующему плану.

Тема урока

Введение. Химия – наука о веществах

Практическая работа "Очистка воды"

Признаки химических реакций

Вещества и их свойства

Строение вещества

Состав вещества. Химический элемент

Относительная атомная масса химического элемента

Простые вещества. Сложные вещества

Количество вещества. Моль

Относительная молекулярная масса. Молярная масса.

Массовая доля элемента в веществе.

Решение расчетных задач

Определения состава вещества и вывод химической формулы

Решение расчетных задач

Валентность

Сущность химических реакций. Закон сохранения атомов.

Уравнения химических реакций

Реакция соединения и разложения

Семинарское занятие по пройденным темам

Обобщение темы и подготовка к контрольной работе

Контрольная работа по теме "Первоначальные понятия химии"

Анализ контрольной работы

первоначальных понятий химии

1.Метод перечисления и приведения конкретных примеров. Для формирования достаточно сложных понятий, когда запас знаний у учащихся еще невелик, можно использовать методику перечисления фактов или явлений, относящихся к данному понятию, с последующим высказыванием самими учащимися соответствующего суждения.

Например, формируя и уточняя понятия вещество и тело , можно использовать следующий подход. Учитель показывает учащимся две группы предметов:

Первая группа - стеклянная трубка, медная трубка, стальная трубка, резиновая трубка, пластмассовая трубка и другие трубки из различных веществ.

Вторая группа - стеклянный стакан, стеклянная трубка, стеклянная пластинка, стеклянная колба и другие предметы из стекла.

Далее учитель просит рассмотреть и назвать каждый предмет (тело) и вещество, из которого состоит тело. Затем ученики называют перечень физических тел и химических веществ, из которых состоят данные тела, и дают развернутый ответ на вопрос: "Чем отличается понятие тело от понятия вещество ?"

2. Каковы образовательные задачи темы? Дайте характеристику понятий и терминов, наиболее важных, на ваш взгляд, изучаемых в данной теме.

3. Дайте краткий обзор терминов и понятий, изучаемых в данной теме.

4. Каковы развивающие задачи темы?

5. Каковы воспитывающие задачи темы?

6. Как используются межпредметные связи при изучении данной темы?

7. Запишите на доске основные этапы первого урока в 8 классе по химии и дайте краткий комментарий к плану.

8. Приведите примеры методических приемов формирования отдельных понятий при изучении данной темы.

9. Приведите пример лабораторного опыта, проводимого учениками при изучении данной темы.

10. Приведите пример демонстрационного опыта, проводимого при изучении данной темы.

11. Приведите пример практической работы, проводимой при изучении данной темы.

12. Составьте пример карточки для итоговой проверки знаний учащихся после изучения темы.

Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Кислород. Водород

Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях . Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности . Применение водорода . Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вода. Растворы

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.

Основные классы неорганических соединений

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.

Строение веществ. Химическая связь

Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Химические реакции

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции . Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.

Неметаллы IV – VII групп и их соединения

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.



Новое на сайте

>

Самое популярное