Домой Десны Высокий уровень эмпатии. Что такое эмпатия у человека

Высокий уровень эмпатии. Что такое эмпатия у человека

Одно из главных предназначений человека в жизни – быть счастливым, а полноценное счастье невозможно без сострадания. Что такое эмпатия, есть ли она у вас, и если нет, то можно ли ею обзавестись?

Эмпатия. Что это такое

Способность человека переживать эмоциональные чувства, сходные с чувствами собеседника, принято называть эмпатией.

В современной науке психологии значение этого слова трактуют, как способность понять внутреннее состояние другого человека, приобщиться к эмоциональной жизни другого, разделив его переживания.

Эмпатия — это понимание потребностей и чувств окружающих людей на бессознательном уровне.

Первым ввел в употребление это понятие американец Эдвард Титчнер.

Виды и уровни

В психологии разработано много тестов, которые определяют уровень эмпатии и диагностику ее вида.

Уровни

  • Повышенный уровень характерен ярко-выраженным сопереживанием. Человек не в состоянии отделить свои проблемы и чувства от проблем близких, а иногда и совершенно чужих людей. Психологи в данном случае говорят об аффективном уровне эмпатии. Признаки эмпатов аффективного типа: слишком сильная душевная ранимость, впечатлительность, беспричинное чувство вины.

  • Нормальный уровень присущ большинству населения. Эмоции они стараются держать под контролем и не показывают их перед посторонними.
  • Низкий уровень характеризуется неспособностью к сопереживанию и принятию других точек зрения. Поступки людей, основанные на эмоциях, антиэмпат считает бессмысленными. В результате возникают серьезные затруднения при контактах с окружающими.

Виды

В связи с развитием уровня эмпатии людей принято разделять на четыре вида:


Психология общения эмпатов

Эмпатия – очень эффективный инструмент общения между людьми. Как всякий инструментарий, его важно уметь применять в жизни. Кому-то в этом помогает интуиция, а некоторым людям для достижения жизненного успеха приходится учиться представлять себя на месте другого.

Чувственность и возраст

Некоторые эмпатические реакции есть даже у младенцев: если один малыш начинает плакать, то его хором поддерживают дети, находящиеся рядом. Маленькие дети капризничают или бывают грустными, если у кого-то из домочадцев есть проблема.

Но и условия воспитания играют роль в формировании способностей, они либо притупляют, либо благоприятствуют развитию эмпатии.

Обычно способность к эмпатии все же увеличивается при накоплении жизненного опыта. Но бывают и исключения. Особенно пугающе выглядит низкий уровень эмпатии у подростков, когда человек уже не ребенок, но еще и не взрослый, думающий о правовых последствиях своих поступков.

Факторы развития

Есть целых ряд факторов, которые позволять развить в человеке способность к эмпатии:


Как помогает в жизни

  • Люди с высоким уровнем эмпатии доброжелательные и общительные, они не винят других за неблагоприятные события, не требуют сильных наказаний за проступки. Такие люди достигают в жизни гораздо большего успеха, чем те, кто постоянно винят окружающих и склонны видеть «соринку в глазу». Люди с низким уровнем эмпатии недоброжелательны, замкнуты и более агрессивны.
  • Проявлять эмпатию в общении полезно для взаимопонимания. Это создает благоприятные отношения для диалога, совместных решений в любой, даже в конфликтной ситуации.
  • Эмпатия поможет не только в реальной жизни, но и в искусстве: актеру вжиться в роль, режиссеру или писателю – донести до зрителя или читателя свою мысль, а зрителю или читателю – понять произведение искусства и мысль автора, обогатив тем самым свою духовную сущность и жизненный опыт.

Повышенный уровень

Людей с гипертрофированным уровнем эмпатии постоянно переполняет море чувств по отношению к другим. Они не умеют контролировать свою чувственную способность, она принимает болезненные формы. Эмпаты часто «рвут свое сердце» над чужими проблемами.

Быть таким человеком – удивительно, так как можно понять другого, как самого себя. Но это и огромная ответственность для собственного здоровья. Нужно учиться контролировать это чувство.

Вот несколько правил, которые помогут не тратить жизненную энергию попусту:

  • У каждого человека свой жизненный выбор. Если человек сам не желает себя спасать, то и эмпату не нужно думать об этом.
  • Эмпат не должен быть эмоциональным лекарем. Он должен принять чувства другого человека такими, какие они есть, а не пытаться постоянно вмешиваться, особенно, если его об этом не просит сам «болящий».
  • Что бы успокоиться и наладить душевную гармонию, полезно медитировать.
  • Не пытайтесь дружить со всеми. Если человек вызывает отрицательные эмоции или депрессивное состояние – нужно просто дистанцироваться от этого человека.

Эмпат обязательно должен полюбить себя таким, каков он есть, а не принимать на себя «вину за весь мир».

Упражнения на развитие

Пониженный уровень эмпатии, пожалуй, еще худшее явление, чем повышенный. Многие психологи констатируют, что эмпатия – врожденное свойство. Но специальный тренинг поможет более точно воспринимать собеседника и настраиваться с ним на одну эмоциональную волну.

  • научиться понимать самого себя – эта первая ступень для адекватного восприятия других;
  • научиться управлять не только своими поступками, но также собственными мыслями и чувствами;
  • научится понимать чувства , а затем и мысли других людей.

Для этого психологи рекомендуют специальные упражнения в группе, где все участники копируют мимику, жесты и голос собеседника. Приводим несколько примеров таких упражнений.

Упражнение 1. Угадай чувство

Участникам раздаются задания, в которых указаны названия разных чувств. Каждый должен изобразить мимикой указанное чувство. Все остальные стараются угадать.

Упражнение 2. Зеркало и обезьяна

Участники делятся на пары, в которой один будет зеркалом, а другой – обезьяной. «Обезьяна» мимикой и пантомимой изображает все, что пожелает, а «зеркало» должно копировать все жесты.

Через 5 минут «обезьяна» и «зеркало» меняются ролями, затем наблюдатели оценивают, кто был лучшим в этой игре.

Упражнение 3. Телефон

Участник получает по секрету задание разговаривать по телефону с воображаемым собеседником (начальником, сыном или женой). Весь разговор – пантомима, все остальные пытаются угадать, с кем «говорит» главный участник.

Упражнений разработано бесчисленное множество, Можно придумать и свои вариации. Главное – такие упражнения нельзя проводить в одиночку, нужны другие участники, которые служат чем-то наподобие «тренажера для развития эмпатии».

Эмпатия не только формирует достойного, приятного в общении индивида и гуманное общество, но и сказывается на вполне конкретных достижениях человека в его социальной и личной жизни.

Видео: Эмпатия и Симпатия

Термин «эмпатия» происходит от греческого слова «вчувствование» и обозначает возможность осознавать и понимать внутренние переживания другой личности.

Если человек умеет определять эмоциональное состояние других людей , его называют эмпатом .

Впервые определения эмпатии в психологии дал Зигмунд Фрейд, говоря о необходимости для любого психоаналитика уметь поставить себя на место своего клиента.

Существует не только эмоциональная, но и эстетическая эмпатия, то есть возможность глубоко проникнуться художественным образом.

Данное понятие касается практически всех эмоциональных проявлений личности: как положительных, так и отрицательных. Если сострадание подразумевает умение сочувствовать в тяжелой ситуации, то эмпатия охватывает и другие чувства – гнев, страх, радость и т. д.

Различается и глубина проявления: некоторые люди откликаются на эмоции поверхностно, другие же полностью погружаются в мир чужих переживаний. Пока не существует каких-либо обоснованных объяснений. Нейробиологи полагают, что возникает данное явление благодаря работе так называемых зеркальных нейронов.

Без способности к эмпатии человек не может стать хорошим психоаналитиком или психологом. Это качество способствует развитию коммуникативных навыков, позволяет создать с пациентом продуктивные рабочие отношения, которые будут способствовать решению личностных проблем человека. Многие люди, далекие от науки, связывают эмпатию с наличием сверхспособностей. Однако это не так: это свойство вполне объяснимо с научной точки зрения и ничего общего с экстрасенсорикой не имеет.

Важно отметить, что эмпатия возникает без участия интеллекта. Многие исследователи считают, что это врожденное качество личности, определяемое генетически.

В процессе развития личности способность к глубокому сопереживанию может либо усиливаться, либо, напротив, ослабляться. Зависит развитость от богатства внутреннего мира индивида, тонкости его восприятия, умения слушать собеседника и ряда других факторов. При помощи различных тренингов эмпатические возможности можно развивать (лишь в том случае, если они присущи личности изначально). Такие тренинги весьма полезны людям, которые по роду деятельности должны много общаться, и хотят развить свои коммуникативные навыки.

Классификация

В настоящее время в психологии выделяется несколько основных видов эмпатии:

  • эмоциональная, базирующаяся на подражании поведенческим реакциям других людей;
  • когнитивная, в основе которой лежат процессы мышления;
  • предикативная, проявляющаяся в виде способности прогнозировать поведение и эмоциональные реакции окружающих.

Вероятно, способность к такому восприятию заложена практически в каждом человеке изначально. И это свойство нужно развивать в себе, чтобы научиться более эффективному общению. Особенно это важно для людей, которые по роду профессии часто вступают в коммуникацию, например, для психологов, руководителей и педагогов.

Уровни эмпатии

Существует классификация эмпатов, основанная на глубине осознания чувств и эмоций окружающих людей. Прежде, чем переходить к классификации, стоит сказать несколько слов о людях, полностью лишенных способности к эмпатии. Как правило, этим людям недоступны не только чувства окружающих, но и собственные эмоции.

Определить, что чувствует другой человек, не эмпаты могут лишь по косвенным проявлениям, используя интеллект и аналитические умения. Эмоции для таких личностей - несколько пугающий, неконтролируемый фактор, который только затрудняет существование. Часто полное отсутствие эмпатического восприятия демонстрируют люди с шизоидной акцентуацией характера, более склонные к абстрактным логическим построениям, нежели чем к миру чувств и эмоциональных переживаний.

Полностью лишены данной способности социопаты: именно из-за отсутствия умения сопереживать другим они нередко совершают противоправные деяния, не осознавая, что это может принести боль окружающим.

Эмпаты способны определять собственные чувства и понимать, что переживают окружающие. При этом сопереживание для эмпатов - естественный процесс, который не требует интеллектуальных усилий и осознанности.

  1. Эмпаты 1-го уровня способны определять, что чувствуют сами. При этом доступны им лишь достаточно простые оттенки чувств. Могут воспринимать эмоции окружающих и не всегда умеют дифференцировать чужие эмоции от собственных.
  2. Эмпаты 2-го уровня
    прекрасно осознают, что такое эмоциональные переживания. Они способны намерено считывать чужие переживания, посмотрев в глаза человека или присмотревшись к его моторике.
  3. Эмпаты 3-го уровня , как правило, осознают собственные возможности. Они могут четко дифференцировать собственные чувства от чужих, причем определить состояние другого они могут без непосредственного контакта, например, во время телефонного разговора или даже переписки.
  4. Эмпатам 4-го уровня доступен весь диапазон чужих эмоциональных проявлений. Они могут осознавать чувства других без необходимости в непосредственном контакте. Можно сказать, что подобные люди обладают повышенной интуицией, которую нередко путают с экстрасенсорными способностями. При этом эмпаты 4-го уровня способны понимать не только эмоции, но и то, что стало их причиной.

    Кроме того, подобным людям удается без труда осознавать эмоции сразу нескольких личностей, с которыми они находятся в непосредственном контакте. Из эмпатов 4-го уровня получаются отличные психологи, психиатры, педагоги, врачи и даже следователи. Интересно, что такие личности умеют понимать даже эмоциональное состояние животных.

  5. Эмпаты 5-го уровня способны использовать свои способности для того, чтобы управлять эмоциями окружающих .

Диагностика

Чтобы понять, является ли человек эмпатом, необходимо определить у него наличие или отсутствие эмпатических черт характера. Проводится специальное тестирование, позволяющее выявить, способен ли человек понимать чувства окружающих. Для диагностики психологом А.Меграбяном была разработана специальная шкала эмоционального отклика. Как правило, этот тест используется при приеме на должности, требующие навыков сопереживать другим и понимать их эмоциональное состояние.

Развитие эмпатии

Многие люди хотят развить в себе рассматриваемую способность. Психологи утверждают, что сделать это возможно, но придется приложить много усилий и регулярно выполнять несложные упражнения:

  1. Активное слушание . Попытайтесь научиться слушать и задавать вопросы, которые позволяют как можно более полно раскрыть обсуждаемую тему и личность человека. Развить эмпатию помогает умение делиться собственными эмоциональными реакциями на услышанное («Когда ты рассказал мне это, мне было очень больно и неприятно»).
  2. «Убежище». Чтобы выполнить это упражнение, необходимо занять комфортную позу. Попытайтесь представить себе свое личное убежище. Это может быть ваш собственный дом или придуманная хижина в лесу, домик на поляне или пещера в скале. Представьте свое убежище во всех подробностях. Это место должно вызывать чувство умиротворенности и покоя. Всякий раз, когда вы почувствуете необходимость в избавлении от тревоги, представляйте себе свое убежище: вы сразу же испытаете расслабление и снимете лишний эмоциональный «груз», что позволит лучше понимать собеседников.
  3. Научитесь говорить комплименты. Речь идет не о лести: просто не бойтесь сообщать окружающим, что вам нравится их прическа, что вы поражены их способностями и умениями в какой-либо сфере деятельности и т. д. Со временем это войдет в привычку, и вы станете гораздо более приятным собеседником. К сожалению, в нашей культуре больше распространена отрицательная обратная связь: люди с легкостью критикуют друг друга, при этом испытывая сложности с комплиментами и похвалой.
  4. Тщательно анализируйте собственное поведение. Не стоит думать, что это бессмысленное самокопание: анализируя свои поступки, вы сможете лучше понимать окружающих.

Чем старше становится человек, тем труднее ему развивать в себе эмпатию. Из-за своего опыта оценивать чувства окружающих становится непростой задачей. При этом способность к сопереживанию может редуцироваться, ведь эмпатам не всегда легко быть погруженными в чужие чувства.

Доказано, что чем выше рассматриваемая способность, тем более активно старается человек избегать споров и конфликтов. Если сделать этого не удается, эмпат постепенно ставит между собой и другими людьми невидимый барьер, что помогает ему пребывать в спокойном состоянии, одновременно уничтожая уникальную способность к вчувствованию в эмоциональный мир окружающих.

Развитие эмпатии у детей

Дети, как правило, обладают крайне выраженной эмпатией. Это помогает им изучать мир и собственную личность, выстраивать эмоциональные контакты с окружающими.

Эмпатия у ребенка зависит от того, насколько способность к сопереживанию развита у его близких. Отлично развивается эмпатия у детей, родители которых не испытывают проблем с собственными эмоциями и дарят малышу любовь и заботу. В такой семье у детей развиваются способности к альтруизму: понимая чувства других, ребенок с легкостью приходит на помощь окружающим. Воспитание эмпатии является задачей родителей ребенка.

Не стоит пытаться сделать ребенка эмпатом насильственно. В раннем возрасте малыш просто не поймет гневной родительской фразы: «Посмотри, ты довел сестру до слез!». Конечно, ребенок быстро осознает, чего от него хотят родители, и сможет изобразить наигранное раскаяние по поводу своего поступка.

Подлинным сопереживанием подобное поведение назвать нельзя. Родители должны своим примером показать, что такое эмпатия и для чего она необходима. К тому же, некоторые дети вовсе не предрасположены к такой способности: в этом случае следует одновременно с эмоциональной сферой работать над способностью понимать чужие переживания на интеллектуальном уровне.

Практическое применение

Практическое применение эмпатии возможно в следующих сферах:

  1. Руководство персоналом . Благодаря рассматриваемой способности можно понять, как сотрудники относятся к своей работе. Очень важна эмпатия для людей, которые занимаются продажами: они могут понять эмоции покупателя и разработать более эффективные стратегии продвижения товара.
  2. Психосоматика - область, лежащая на стыке психологии и медицины и изучающая связь между психикой и телом (сомой). В рамках психосоматики исследуются конфликты, приводящие к развитию различных заболеваний, типы характеров и личностей, выступающие в роли предрасположенности к тем или иным болезням и т. д.

    Считается, что психологический фактор играет немалую роль в развитии всех болезней за исключением травм. Даже инфекционные заболевания, так или иначе, связаны с психикой, ведь эмоциональный фон оказывает влияние на иммунную систему. Если врач является эмпатом, он сможет быстро определить, какие факторы вызвали болезнь, и выстроит с пациентом продуктивное общение, которое внесет огромный вклад в исцеление.

  3. Работа с мотивацией и исполнением желаний . В современном мире востребованы тренинги, направленные на выявление собственных целей и намерений. Эмпат способен прочувствовать, чего хочет другой человек на самом деле, что делает его крайне эффективным тренером.
  4. Педагогика . Педагог-эмпат способен найти индивидуальный подход к каждому ученику и выстроить психологический контакт даже с самыми трудными своими подопечными. Обычно такие педагоги не только способны донести материал любой сложности, но и оставляют неизгладимый след в душах своих учеников.

Эмпатия - весьма ценный навык, и если немного постараться, развить ее в себе может каждый. Не стоит отказываться от этого: эмпату куда проще дается повседневное общение с окружающими и он способен достичь огромных успехов в жизни, используя свои уникальные способности.

Видео на тему: Эмпатия. Чужая боль | Большой скачок

Вы воспринимаете других людей очень близко, будто собственные? Возможно, в вас пробудилась эмпатия! Узнайте, как это проверить!

Что такое эмпатия и как она возникает?

Эмпатия (сопереживание)¹ — способность тонко чувствовать эмоции другого как свои собственные. Люди, которые могут делать это, называются эмпатами. Эмпат — это тот, кто чувствует эмоции и чувства других. Иногда эмпатия сопровождается способностью .

Естественным образом люди приобретают эту способность в двух случаях:

1. Они рождаются эмпатами.

2. Этот дар самостоятельно пробуждается во время взросления и социализации.

Эмпатия — это большой подарок, если знать как правильно им пользоваться. Не все эмпаты способны управлять способностью осознанно — в большинстве случаев это происходит бессознательно.

Многие люди порой «ловят» ощущения других людей. В большинстве случаев дар эмпатии не распознается: логическим умом такие проявления объясняются как обычная психология или спонтанное НЛП².

Признаки наличия в себе сверхспособности

Если в вашей жизни происходило подобное, и вы неожиданно чувствовали несвойственные себе эмоции, вполне возможно, что это было чувство, полученное от другого человека — эмпатия так и проявляется!

До тех пор, пока вы не научитесь управлять и контролировать это, вы будете впитывать чужие эмоции и испытывать их как свои собственные.

Существует несколько признаков того, что человек является эмпатом:

1. Эмпаты чувствуют страдания в мире в крупных масштабах и желают как-то помочь миру.

2. Им трудно смотреть на чужую боль, потому что она ощущается как своя собственная.

3. Людям с такой способностью тяжело смотреть тревожные новости: они чувствуют все страдания и потом очень долго не могут прийти в себя.

Например, достаточно посмотреть новостной репортаж о бедствии или какой-то катастрофе в любой точке мира, и такой человек может ощутить боль (психологическую, а порой и физическую) от этого события.

4. Эмпатам трудно найти себя и полностью осознать свои собственные чувства.

К примеру, во время разговора с другим человеком люди с даром эмпатии ощущают его эмоции и чувства. Зачастую, они знают ответы на их жизненные вопросы, но при этом не находят ответа на свои.

5. Часто эмпатия может сделать человека застенчивым, потому что он очень хорошо знает, что чувствует другой и что он хочет.

6. Если человек не умеет управлять своей способностью, он может лишиться критического восприятия. Такие люди всегда говорят «да» на все просьбы и требования, не думая о том, нужно ли это им, хотят ли они этого на самом деле.

Эмпат настолько погружается в опыт другого человека, зная что ему нужно, что не может сказать «нет». И только потом он понимает, что не подумал о себе и своих желаниях.

7. Люди с эмпатией помогают другим за свой счет.

8. Эмпаты любят на расстоянии также, как если бы любимый человек находился рядом.

9. Они чувствуют глубокую близость с природой, животными и растениями.

Такие люди способны чувствовать не только людей, но и животных, например, встречая по улице собаку или кошку.

10. Эмпат чувствует ответственность за то, что чувствуют другие люди, пытается помочь им чувствовать себя лучше.

11. Такие люди очень чувствительны: взаимоотношения и дружба могут восприниматься слишком близко к сердцу.

12. Из-за эмпатии и неумения ей управлять, они нередко становятся отдушиной для других людей, чтобы сбрасывать на них свои эмоции.

13. Во время чтения книги или просмотра фильма эмпат очень эмоционально переживает события, практически полностью идентифицируется с персонажами.

14. Из-за постоянной нагрузки люди с этим даром забывают, что такое веселиться и радоваться жизни.

15. Эмпаты, как правило, глубоко духовные люди: дар эмпатии позволяет ощутить единство всего бытия.

Если вам близки многие из вышеперечисленных признаков, это значит, что в вас живет способность к эмпатии!

Ответьте на следующие вопросы:

  • Можете ли вы контролировать этот дар?
  • Умеете ли разделять свои и чужие переживания?
  • Способны ли управлять своим даром, «включая» его только тогда, когда вам это нужно?

Если вы ответили «да», значит, сами научились контролировать свой дар эмпатии; в ином случае вам необходимо научиться управлять эмпатией: в примечаниях к данной статье есть ссылка на полезный материал по развитию контроля над эмпатией.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания (Википедия).

    Dan 10/02/2014 15:42 Ответить

    • 10/02/2014 20:28 Ответить

      Ilona123 11/02/2014 02:51 Ответить

      Fialka777 12/02/2014 10:28 Ответить

      Sazer 28/07/2014 23:40 Ответить

      Sazer 29/07/2014 00:21 Ответить

      Anyta2311 29/01/2015 15:02 Ответить

      • 17/02/2015 12:53 Ответить

        Валентина 12/03/2017 14:13 Ответить

        Анон 05/08/2017 07:53 Ответить

        • 14/08/2017 08:27 Ответить

          Аниса 26/11/2017 19:53 Ответить

          Катя 07/12/2017 15:25

Эмпатия Способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает (Смотри также: ).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Эмпатия

(от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния , проникновение-вчувствование в переживания другого человека . Термин «Э.» введен Э. Титченером , обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса . Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (, и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как человека предсказывать аффективные реакции (см. ) другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание - субъектом тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов Э., отличающей ее от других видов понимания (идентификации , принятия ролей , децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта . Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эмпатия

Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1 ) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2 ) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3 ) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяются:

1 ) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2 ) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Эмпатия Этимология.

Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Категория.

Феномен общения.

Специфика.

Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЭМПАТИЯ

(от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование ). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций . Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации . Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая , человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. .

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Эмпатия

   ЭМПАТИЯ (с. 661) (от греч. empatheia - сопереживание) - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе, однако до сего времени в обыденной речи (а также в универсальных словарях русского языка) отсутствует. Заимствован из английского языка, где бытует сравнительно давно (англ. - empathy ). В данном случае, как и в большинстве подобных, это заимствование представляется терминологическим излишеством, наивной данью западничеству, поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом .

В большинстве отечественных публикаций, в которых вводится данное понятие, имеются ссылки на К.Роджерса, которому нередко и приписывается его авторство. В самом деле, в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль, и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 80-х, когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии (именно Роджерс и выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой). Однако термин изобретен не Роджерсом - в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось в 1912 г., когда будущий мэтр еще ходил в школу и ловил мотыльков на отцовской ферме. В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э.Титченеру, который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию (вчувствование ), имевшему еще более давнюю историю. Характерно, что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма, именно это слово родного языка немцы употребляют, говоря об эмпатии.

Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 г. немецким психологом Теодором Липпсом (1851-1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства, архитектуры и пр.). По мнению Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него. Так, при восприятии неодушевленных форм (например архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни («мрачный дом», «веселый фасад» и т.п.). Этим объясняются, в частности, некоторые геометрические иллюзии - например вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.

Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833-1911). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души», поэтому и их понимание, по Дильтею, - это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим, что эта трактовка относится к 1894 г.

Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З.Фрейдом в 1905 г. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В.М.Лейбина, а также в «Критическом словаре психоанализа» Ч.Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно, что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так, В.М.Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии».

Заметим еще раз, что труды Липпса, Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке, и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином эмпатия , который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать, а нашли более созвучный родному языку эквивалент.

В гуманистической психологии К.Роджерса эмпатия выступила основным приемом «клиент-центрированной терапии», в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью (еще один лингвистический монстр, которому у нас поленились подыскать эквивалент), эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса - тройственной совокупности условий, без которых, по мнению сторонников этого подхода, психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете - такому изменению структуры , которое делает его более гибким, творческим, открыпым позитивному опыту.

Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов (условий) своей психотерапевтической триады.

Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.

   Я подозреваю, что каждый из нас знает, что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой, отличный тип понимания: «Японимаю, что у тебя не все в порядке», «Японимаю, что заставляет тебя так поступать» или «У меня такие неприятности были, но я вел себя совершенно по-другому». Это - типы понимания, которые мы обычно получаем или предлагаем другим, это - оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате .

Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт, оставаясь самим собой, может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так, как тот ее видит и чувствует, тогда, вероятно, происходят изменения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106)*.

   *[Перевод несколько подредактирован автором этих строк; например, еще одно лингвистическое извращение - терапист - заменено на более привычное слово терапевт (хотя это вряд ли удержит терапистов от того, чтобы продолжать называть себя этим смешным и глупым словом)].

При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации - весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно - с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).

Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "эмпатия" в других словарях:

    ЭМПАТИЯ - (от. греч. empatheia вчувствование, сочувствование) способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я образов с воображаемым образом «иного»: с образом др. людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и… … Философская энциклопедия



Новое на сайте

>

Самое популярное