Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Учить выделять фамилию автора и заголовок;учить правильно называть произведение (книгу);формировать нравственные понятия «добро–зло»;учить читать тексты целыми словами;учить воспринимать художественный текст на слух;отрабатывать навыки выразительного чтения;развивать специальные читательские умения: определять главную мысль произведения, делить текст на части и составлять схематический план, соотносить пословицы с содержанием произведения.
Виды деятельности
-
Делить текст на части и составлять схематический план;
читать целыми словами доступные тексты художественных произведений;
рассказывать наизусть небольшие по объёму произведения;
правильно называть произведение (книгу);
выражать своё отношение к героям.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, рассказ, К. Ушинский
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Этап 1. Выявление читательского опыта. Игра «Вспомни и назови» | – Ребята, сегодня мы начинаем новый раздел в учебнике. Но мы уже встречались с ним в учебной хрестоматии. Для того чтобы вспомнить произведения этого раздела проведём игру «Вспомни и назови». – Из каких произведений эти отрывки? Кто автор? – Кто вспомнит, как назывался раздел в учебной хрестоматии, в котором мы встречались со всеми этими произведениями? (Учимся уму–разуму.) – (Если ученики затрудняются ответить, то необходимо найти название по оглавлению учебной хрестоматии.). |
2 | Этап 2.1 Обогащение читательского опыта. Моделирование | – Сегодня мы продолжим работать с разделом «Учимся уму-разуму» в нашем учебнике. Это произведение Константина Дмитриевича Ушинского. Найдите его в учебнике. – Я его вам прочитаю, а вы следите по тексту учебника. Моделирование: – Что Вы услышали? (Рассказ.) – О ком или о чём? (О детях и для детей.) – Кто написал? (Ушинский.) – Как озаглавил? («Играющие собаки».) – Итак, с каким произведением будем сегодня работать? (Мы будем сегодня работать с рассказом Ушинского «Играющие собаки». Это рассказ о детях и для детей.). |
3 | Этап 2.2 Обогащение читательского опыта. Выполнение заданий по учебнику | – А теперь прочитайте рассказ ещё раз самостоятельно и выполните задания. – Чего ожидал Володя? Прочитайте. – Как Полкан отнёсся к маленькому Мопсу. Прочитайте. – Как вы понимаете слово благосклонно? |
4 | Этап 2.3 Обогащение читательского опыта. Словарная работа | – Обратите внимание на значение этого слова в словаре. |
5 | Этап 2.4. Словарная работа | – За что отец осуждал Володю? Прочитайте. – Какой секрет знал Полкан? Прочитайте. – Какая пословица подходит к рассказу? – Выполнение интерактивного задания. |
6 | Этап 2.5 Обогащение читательского опыта. Составление плана | – А теперь составим план нашего рассказа. Для этого прочитаем ещё раз и подумаем, на сколько эпизодов (частей) его можно разделить? (На 3.) – Как можно назвать 1–ю часть? (Наблюдения Володи.) 2–ю часть? (Полкан и Мопс.) 3–ю часть? (Отец и Володя.) – Упражнение в пересказе рассказа. |
7 | Этап 3. Обобщение изученного | – Прочитайте. Назовите фамилию автора рассказа «Играющие собаки». – Выполнение интерактивного задания. |
8 | Этап 4. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Воспользуйтесь памяткой № 2 и выучите наизусть последнее предложение рассказа. |
Митракова Ирина Давидовна
Место работы, должность:
МБОУ "Сиверсая гимназия", учитель
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
Начальное профессиональное образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Класс(ы):
Предмет(ы):
Литературное чтение
Цель урока:
Цель : познакомить и проанализировать рассказ К. Д. Ушинского «Играющие собаки»
Тип урока:
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории):
Используемые учебники и учебные пособия:
Ефросинина Л. А. Литературное чтение 1 класс
Краткое описание:
Комбинированный урок литературного чтения в 1 классе. Анализ литературного произведения.
1. Организация класса
Здравствуйте.
Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Сиянье умных ваших глаз
Настроились на работу.
2. Актуализация знаний
Какой у нас сейчас урок? (урок литературного чтения)
Чему учимся на уроках литературного чтения в 1 классе? (учимся правильно читать, знакомится с произведениями разных жанров, учимся анализировать текст, узнаём о жизни и творчестве писателей, учимся правильно отвечать на вопросы, узнаём значение новых слов, учимся определять тему, о чём говорится в тексте)
Что помогает нам в этой работе? (учебник «Литературное чтение» Любовь Александровны Ефросининой, рабочая тетрадь, уроки литературного слушания)
Какие тексты читаем? (художественные)
Какие жанры относятся к художественным текстам? (стихи, рассказы, сказки)
Что мы знаем уже о художественном тексте? (Текст - это средство общения. В художественных текстах скрывается информация, т.е. знание. И тайны, которые мы учимся разгадывать)
Художественный текст состоит из больших и маленьких тайн.
Что помогает нам открывать тайны? (зрение, слух, воображение, фантазия, личный опыт)
Художественный текст можно толковать по-разному.
Что значит толковать? (значит объяснять по-разному.
- «Толковать», значит объяснять смысл.
Это слово образовано от слова «толк». А ещё «польза», или как говорили раньше «прок».
У художественного текста не один смысл, а несколько. Художественный текст как айсберг: то, что видно, это маленькая часть ледяной глыбы, а большая прячется под водой.
Вот почему хорошие книги можно перечитывать не один раз. И всегда с пользой для себя, с удовольствием.
Поэтесса Марина Цветаева говорила о чтении: «А что есть чтение - как не разгадывание, изучение тайного…»
Чтение - это, прежде всего СОТВОРЧЕСТВО
СОБЕСЕДОВАНИЕ
СОДРУЖЕСТВО
Как вы думаете с кем? (подружиться с героями, понять их, беседовать с автором)
Это очень увлекательно стать собеседником А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина…
3. Постановка проблемы
А сейчас вспомним цепочку, которую рисовали на прошлых уроках.
Положите перед собой карточки, и восстановите в нужной последовательности.
Как понимаете схему?
В весёлом стихе и в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе -
Ты только вдумайся, только всмотрись
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой -
Ты только вдумайся, только всмотрись -
Откроется САМАЯ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.
В каждом тексте есть основная мысль, которой «подчиняется» весь текст.
Это
ИДЕЯ |
Итак, к концу урока постараемся определить идею рассказа.
4. Новый материал
Будем работать с рассказом К.Д.Ушинского «Играющие собаки»
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) родился в Туле, своё детство он провёл вблизи Новгорода, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию,
Ушинский поступил в московский университет на юридический факультет и блестяще его закончил. В 1854 году, в 30 лет Ушинскому удалось получить назначение, сначала учителем русской словесности, а затем инспектором Гатчинского сиротского института. К.Д. Ушинский выпустил две учебные книги, одна из которых азбука. Учебники предназначались для первоначального чтения, и содержали рассказы, статьи познавательного характера.
Прожил недолго: умер 47 лет, но за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».
Произведения К.Ушинского любимы юными читателями.
2) Первичное восприятие.
Откройте учебники, страница 14
Посмотрите на иллюстрацию.
Как вы думаете, о ком и о чём будет рассказ? (о собаках, о маленьком и большом псе, о том как играли собаки…)
Прочитав его, мы поймём, правы ли мы.
Слушаем…
Какими были собаки? (большая и маленькая)
Какие у них клички7 (Полкан, Мопс)
Кто из вас хочет научиться читать рассказ?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
По рассказу мы гуляли,
За сюжетом наблюдали.
На друг друга посмотрели
И опять на место сели.
3) Подготовка дыхательного аппарата.
Подготовим наш дыхательный аппарат к дальнейшей работе, к чтению.
Держим дыхание до конца фразы.
Жужжим: жжжжжжжжжж 10р., ж ж ж ж ж ж ж 7р.
Шуршим: шшшшшшшшшшш 12р., ш ш ш ш ш ш 6р.
Выпускаем воздух из проколотого мяча; сссссссссс 10р., с с с с с с с с 8р.
Молодцы!
4)Чтение текста.
Читаем текста по абзацам, управляем дыханием.
1 абзац
Чьими глазами мы будем следить за происходящим? (глазами мальчика Володи)
2 абзац
Читаем. Обращаем внимание на описание собак.
Что мы узнали о Полкане? (большая, угрюмая, огромные лапы, смотрела благосклонно)
Что значит большая, как сказать по-другому7 (взрослая)
Как понимаете слово «угрюмая»? (в плохом настроении, грустный, печальный)
Что значит «благосклонно»? (относящийся благожелательно, снисходительно, расположенный в чью-нибудь пользу)
А если маленькая, догадайтесь, какая она может быть по характеру? (игривая, шаловливая, забавная, задиристая)
Найдите и прочитайте, как Мопс вёл себя с Полканом? Что делал? Найдите слова-действия. (подбежал, стал кидаться и лаять; хватал, очень надоедал)
Играли ли собаки?
Прочитайте, что сказал Володя, наблюдая за собаками? («Погоди-ка, вот она тебе задаст! - сказал Володя. - Проучит она тебя»)
Почему Володя решил, что Полкан должен проучить Мопса? (наверно мальчик обижал маленьких, был нетерпеливым)
3 абзац
Последний абзац прочитайте про себя.
Найдите, кого мог обижать Володя? (младших братьев и сестёр
Знаете ребята, из текста, не ясно есть ли уже у Володи братья и сёстры, но мудрый отец предупреждает сына.
Найдите главные слова. Прочитайте.
(большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых)
Что это такое, как иначе сказать? (замысел автора, главная мысль, идея)
5. Итог
Вернёмся к нашей цепочке.
В жизни, ребята, обязательно пользуйтесь этим секретом.
Изучая литературные художественные произведения, мы откроем много секретов, которые в жизни нам пригодятся.
2. Прочитай текст.
Играющие собаки.
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять. Хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
– Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
– Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начинают играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
(106 слов)
(К. Ушинский)
3. Запиши, почему автор назвал рассказ “Играющие собаки”.
4. Чему научил тебя этот рассказ?
Нельзя обижать маленьких и слабых.
5. Выпиши из первого абзаца слова, состоящие из трёх слогов. Раздели слова чёрточками для переноса, поставь ударение.
Во-лó-дя, ýли-цу, (на) сóл-ныш-ке, боль-шáя, со-бá-ка.
6. Оформи обложку книги.
7. Укажи количество букв и звуков в словах.
кидаться – 8 б., 6 зв.
казалось – 8 б., 7 зв.
лаять – 5 б., 5 зв.
братья – 6 б., 6 зв.
8. Разгадай кроссворд, опираясь на содержание текста.
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
2-й класс
ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ
Володя стоял у окна и смотрел на улицу,
где грелась на солнышке большая дворовая собака
Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него
кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные
лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой
и угрюмой собаке.
– Погоди-ка, вот он тебе задаст, – сказал
Володя, – проучит он тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на
него очень благосклонно.
– Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан
добрее тебя. Когда с тобою начинают играть твои
маленькие братья и сёстры, то непременно дело
кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же
знает, что большому и сильному стыдно обижать
маленьких и слабых.
(К. Ушинский )
Прочитай текст «Играющие собаки» К. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время суток могли происходить события, описанные в тексте?
а) Утро;
б) день;
в) вечер;
г) ночь.
2. Выпиши из текста слово, определившее твой выбор времени суток. ___________________
3. Найди в тексте слово благосклонно . Отметь слово, близкое ему по смыслу:
а) доброжелательно;
б) сурово;
в) весело.
4. Восстанови с помощью цифр последовательность действий маленького Мопса:
а) хватал зубами за лапы, за морду;
б) подбежал;
в) надоедал;
г) стал кидаться и лаять.
5. Найди в тексте и запиши слово, характеризующее действия Мопса по отношению к Полкану.
6. Отметь предложение, выражающее главную мысль текста:
а) Кого уважают, того и слушают.
б) Добрый пример лучше ста слов.
в) Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
7. Подумай, к какому жанру мы отнесём этот текст:
а) сказка;
б) рассказ;
в) загадка.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
3-й класс
СОВЕСТЬ
Нина
Карнаухова не приготовила урока по алгебре и
решила не идти в школу.
Но чтобы знакомые случайно не увидели, как она во
время рабочего дня болтается с книгами по городу,
Нина украдкой пошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст,
она побежала догонять красивую бабочку и
наткнулась на малыша, который смотрел
на неё добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в
него тетрадкой, то Нина смекнула, в чём дело, и
решила над ним подшутить.
– Несчастный прогульщик! – строго сказала
она. – И это с таких юных лет уже обманываешь
родителей и школу?
– Нет! – удивлённо ответил малыш. – Я просто
шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака.
Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной
и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и
повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались
лежать под кустом, потому что поднять их перед
малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а
завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей
было украденного завтрака. Но слишком хорошо
пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело
было на её сердце, которое грызла беспощадная
совесть.
(А.П. Гайдар )
Прочитай текст А.П. Гайдара «Совесть». Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
а) Зима;
б) весна;
в) лето;
г) осень.
2. Как ты думаешь, в каком классе учится малыш?
а) В первом;
б) во втором;
в) в третьем;
г) в четвёртом;
д) _______________ (запиши свой вариант) .
3. Найди в тексте слово болтается и объясни его значение с помощью других слов:
а) ходит;
б) бродит;
в) слоняется;
г) путешествует;
д) _________________ (запиши свой вариант) .
4. Восстанови с помощью цифр последовательность действий Нины после встречи с малышом.
а) Пришлось взять и повести за руку;
б) строго сказала;
в) решила подшутить.
5. Почему Нина, провожая малыша через рощу, не подняла книги и завтрак из-под куста?
Выпиши из текста нужный ответ.
6. Запиши близкое по значению слово (слова):
стыдно – __________________________________________.
7. Подумай, какое из предложенных выражений употребляется чаще:
а) Нет у тебя ни стыда, ни совести;
б) Нет у тебя ни совести, ни стыда.
8. Почему сердце девочки грызла беспощадная совесть?
а) Стыдно перед ребёнком; б) стыдно перед собой; в) слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы.
9. Как ты понимаешь выражение жить по совести ?
10.
а) Непрошеные слёзы.
б) Шуточный розыгрыш.
в) Встреча с малышом.
г) Желание помочь ребёнку.
д) Решение Нины укрыться в роще.
11.
а) сказка;
б) басня;
в) рассказ.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
стыдно |
|||||
совестно |
|||||
4-й класс
ВОРОБЕЙ
Я возвращался с охоты и шёл по аллее
сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться,
как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с
желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал
из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и
сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва
прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как
вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый
черногрудый воробей камнем упал перед самой её
мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с
отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в
направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собой своё
детище... но всё его маленькое тело трепетало от
ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он
жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему
казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на
своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее
его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он
признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого
пса и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой,
героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется
жизнь.
(И.С. Тургенев )
Прочитай текст И.С. Тургенева «Воробей». Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста, и подчеркни их.
1. Где происходят события, описанные в тексте?
а) В лесу;
б) в саду;
в) в парке.
2. Почему молодой воробей выпал из гнезда?
а) Ветер сильно качал дерево;
б) воробышек пробовал летать;
в) другие птенцы вытолкнули его из гнезда.
3. На каком дереве было воробьиное гнездо?
а) На осине;
б) на берёзе;
в) на яблоне.
4. Почему старый черногрудый воробей камнем упал перед мордой собаки?
а) Ринулся спасать своё детище;
б) сорвался с ветки дерева;
в) хотел испугать собаку.
5. Восстанови с помощью цифр последовательность действий воробья, сорвавшегося с близкого дерева.
а) Ринулся спасать.
б) Упал.
в) Заслонил.
г) Прыгнул.
6. Как ты понимаешь выражение он жертвовал собою ?
а) Был готов отдать свою жизнь ради спасения птенца;
б) хотел умереть;
в) хотел отогнать собаку.
7. Запиши, о какой силе, сильнее воли воробья, говорит автор.
8. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста.
а) На смелого собаки лают, а трусливого кусают.
б) Счастье на стороне смелых.
в) Любовь сильнее смерти и страха смерти.
9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.
а) Отчаянный поступок старого воробья.
б) Возвращение с охоты.
в) Отступление Трезора.
г) Встреча с беспомощным воробышком.
д) Любовь сильнее смерти.
10. От чьего лица ведётся повествование?
11. Подумай, к какому жанру мы отнесём данный текст:
а) сказка;
б) басня;
в) рассказ.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Проверка навыка чтения вслух
2-й класс
ЛЕВ И МЫШЬ
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он
проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы
он пустил её; она сказала:
– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро
сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой
к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала,
перегрызла верёвку и сказала:
– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла
тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от
мыши добро.
(81 слово )
(А. Толстой )
1. Отчего проснулся лев?
2. Почему он засмеялся?
3. Как мышь доброе дело сделала?
РЯБЧОНОК
Я
давно приметил в лесу одну полянку с рыжиками.
Они там в траве рассыпаны, как жёлтенькие
пуговки. Такие маленькие, что в горлышко бутылки
пролезают. Их очень хорошо солить.
Взяли мы по корзинке – я большую, а Никита
маленькую – и отправились в лес.
И Томка с нами побежал.
Мы ещё до полянки с рыжиками не дошли, как Томка
закружился, завертелся на одном месте около ёлки
– стал принюхиваться.
И вдруг совсем близко от нас кто-то громко
захлопал крыльями. Посмотрели мы за куст, а там
ходит какая-то удивительная курочка, ходит –
на нас глядит. Пёстренькая такая, мохнатые лапки,
на голове чёрный хохолок – то подымется
колпачком, то ляжет.
– Это кто? – спросил Никита.
– Тише, – говорю я ему, – не пугай, это рябчик.
(122 слова )
(Е. Чарушин )
3. Какую удивительную курочку встретили они в лесу?
ЗОЛОТОЙ ЛУГ
(отрывок )
Мы жили в деревне, перед окном у нас был
луг, весь золотой от множества цветущих
одуванчиков. Это было очень красиво. Все
говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг
был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался
около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я
стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел.
Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что
он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас
пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав
кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце
взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои
ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых
интересных цветов, потому что спать одуванчики
ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами
вставали.
(140 слов )
(М. Пришвин )
1. Почему луг называли золотым?
2. В какое время суток луг зеленел?
3. Почему одуванчик стал для детей одним из самых интересных цветов?
Проверка уровня начитанности
4-й класс
1. Продолжи ряд (1–2 слова):
потешка, небылица, загадка, ... .
2. Определи жанр произведения.
а) Жить – Родине служить.
б) Золотое решето чёрных домиков полно.
в) Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
3. Укажи жанр произведений, часто начинающихся словами:
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.
4. Запиши название сказки:
а) о животных – ... ;
б) волшебной – ... .
5. Определи, в каком жанре встречаются персонажи Илья Муромец, Святогор:
М.М. Пришвин,
И.С. Соколов-Микитов,
Н.И. Сладков,
... .
11. Запиши 2–3 фамилии детских писателей.
12. Напиши название книги, особенно полюбившейся тебе.
Наталья Прудникова
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Играющие собаки»
Пересказ рассказа К . Ушинского
«Играющие собаки » .
Программное содержание : закреплять умение пересказывать короткие рассказы .
Задачи :
1. Обучающая.
Обучать связному, последовательному пересказу по картине .
Умение различать мягкий и твердый звуки.
2. Развивающая .
Развивать и обогащать словарный запас детей.
3. Воспитательная.
Воспитывать бережное и доброе отношение к животным, заботу о них.
4. Коррекционная.
Следим за правильной осанкой.
Предварительная работа :
Чтение рассказов К . Д. Ушинского («Ученый медведь» , «Гадюка» и др.)
Рассматривание иллюстраций к сказкам и рассказам К . Д. Ушинского .
Оборудование : игрушка собака , картинки, зеленые и синие квадратики (на каждого ребенка) для обозначения твердого и мягкого звуков, картинка из рассказа .
Ход занятия.
I.-Ребята,отгадайте загадку :
Гладишь – Ласкается,
Дразнишь – кусается (собака ) .
Почему вы так думаете? (ответы детей) .
Сегодня к нам в гости пришла собачка , она хочет послушать, что ребята знают о собаках . Расскажем ей ?
Ребята, собака это какое животное ? Почему вы так думаете?
Какие по характеру бывают собаки ? (Добрые, злые, шустрые) .
Какие бывают собаки по роду службы ? (пограничные, пожарные) .
Как называю детеныша собаки ? (щенок)
Ребята а давайте составим предложение о собаках .
Ребята, а у меня есть тоже собака и я хочу вам сказать свое предложение :
Моя собака добрая ! Меняю местами 1 и2 слово.
Играем в игру «Живые слова» .
II. -Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством К. Д. Ушинского и прочитаем рассказ «Играющие собаки » .
После первого чтения отвечаем на вопросы.
1. Кто стоял у окна и наблюдал за собаками ?
2. Какие были собаки ?
3. Что делала большая собака ?
4. Что делала маленькая собака ?
5. Что сказал Володя?
6. Что сказал папа Володе?
III.Проводим музыкальную физ. минутку.
Читаем второй раз.
А теперь ребята я прошу вас пересказать рассказ (вызываю 1 человека, пересказываем -2 раза ) . В заключении занятия играем с ребятами в игру «Назови звук» .
Ребята, а кто к нам приходил в гости (собака ) .
Я произнесу слово а вы послушайте.
А теперь давайте все вместе скажем - собака .
Какой первый звук мы слышим? -с
Как мы его произносим?- твердо.
Каким квадратиком обозначаем твердый согласный звук? – синим.
Также работаем со словом сильная.
Слова- (собака , сильная) .
IV. В конце занятия подводим итог :
Вам понравилось занятие ?
О каком животном мы с вами говорили? Какое это животное?
Что вам понравилось больше всего? Нашему Трезору очень понравилось занятие , он говорит всем спасибо!