Домой Запах изо рта Публикация педагога на тему К.Ушинский "Играющие собаки". Знакомство и анализ художественного произведения К.Д.Ушинского "Играющие собаки" Объяснение почему автор назвал рассказ играющие собаки

Публикация педагога на тему К.Ушинский "Играющие собаки". Знакомство и анализ художественного произведения К.Д.Ушинского "Играющие собаки" Объяснение почему автор назвал рассказ играющие собаки

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

    Учить выделять фамилию автора и заголовок;учить правильно называть произведение (книгу);формировать нравственные понятия «добро–зло»;учить читать тексты целыми словами;учить воспринимать художественный текст на слух;отрабатывать навыки выразительного чтения;развивать специальные читательские умения: определять главную мысль произведения, делить текст на части и составлять схематический план, соотносить пословицы с содержанием произведения.

Виды деятельности

    Делить текст на части и составлять схематический план; читать целыми словами доступные тексты художественных произведений; рассказывать наизусть небольшие по объёму произведения; правильно называть произведение (книгу); выражать своё отношение к героям.

Ключевые понятия

    Жанр, тема, рассказ, К. Ушинский
Название этапа Методический комментарий
1 Этап 1. Выявление читательского опыта. Игра «Вспомни и назови» – Ребята, сегодня мы начинаем новый раздел в учебнике. Но мы уже встречались с ним в учебной хрестоматии. Для того чтобы вспомнить произведения этого раздела проведём игру «Вспомни и назови». – Из каких произведений эти отрывки? Кто автор? – Кто вспомнит, как назывался раздел в учебной хрестоматии, в котором мы встречались со всеми этими произведениями? (Учимся уму–разуму.) – (Если ученики затрудняются ответить, то необходимо найти название по оглавлению учебной хрестоматии.).
2 Этап 2.1 Обогащение читательского опыта. Моделирование – Сегодня мы продолжим работать с разделом «Учимся уму-разуму» в нашем учебнике. Это произведение Константина Дмитриевича Ушинского. Найдите его в учебнике. – Я его вам прочитаю, а вы следите по тексту учебника. Моделирование: – Что Вы услышали? (Рассказ.) – О ком или о чём? (О детях и для детей.) – Кто написал? (Ушинский.) – Как озаглавил? («Играющие собаки».) – Итак, с каким произведением будем сегодня работать? (Мы будем сегодня работать с рассказом Ушинского «Играющие собаки». Это рассказ о детях и для детей.).
3 Этап 2.2 Обогащение читательского опыта. Выполнение заданий по учебнику – А теперь прочитайте рассказ ещё раз самостоятельно и выполните задания. – Чего ожидал Володя? Прочитайте. – Как Полкан отнёсся к маленькому Мопсу. Прочитайте. – Как вы понимаете слово благосклонно?
4 Этап 2.3 Обогащение читательского опыта. Словарная работа – Обратите внимание на значение этого слова в словаре.
5 Этап 2.4. Словарная работа – За что отец осуждал Володю? Прочитайте. – Какой секрет знал Полкан? Прочитайте. – Какая пословица подходит к рассказу? – Выполнение интерактивного задания.
6 Этап 2.5 Обогащение читательского опыта. Составление плана – А теперь составим план нашего рассказа. Для этого прочитаем ещё раз и подумаем, на сколько эпизодов (частей) его можно разделить? (На 3.) – Как можно назвать 1–ю часть? (Наблюдения Володи.) 2–ю часть? (Полкан и Мопс.) 3–ю часть? (Отец и Володя.) – Упражнение в пересказе рассказа.
7 Этап 3. Обобщение изученного – Прочитайте. Назовите фамилию автора рассказа «Играющие собаки». – Выполнение интерактивного задания.
8 Этап 4. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) – Воспользуйтесь памяткой № 2 и выучите наизусть последнее предложение рассказа.
Данные об авторе

Митракова Ирина Давидовна

Место работы, должность:

МБОУ "Сиверсая гимназия", учитель

Ленинградская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное профессиональное образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литературное чтение

Цель урока:

Цель : познакомить и проанализировать рассказ К. Д. Ушинского «Играющие собаки»

Тип урока:

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

Ефросинина Л. А. Литературное чтение 1 класс

Краткое описание:

Комбинированный урок литературного чтения в 1 классе. Анализ литературного произведения.

1. Организация класса

Здравствуйте.

Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Сиянье умных ваших глаз

Настроились на работу.

2. Актуализация знаний

Какой у нас сейчас урок? (урок литературного чтения)

Чему учимся на уроках литературного чтения в 1 классе? (учимся правильно читать, знакомится с произведениями разных жанров, учимся анализировать текст, узнаём о жизни и творчестве писателей, учимся правильно отвечать на вопросы, узнаём значение новых слов, учимся определять тему, о чём говорится в тексте)

Что помогает нам в этой работе? (учебник «Литературное чтение» Любовь Александровны Ефросининой, рабочая тетрадь, уроки литературного слушания)

Какие тексты читаем? (художественные)

Какие жанры относятся к художественным текстам? (стихи, рассказы, сказки)

Что мы знаем уже о художественном тексте? (Текст - это средство общения. В художественных текстах скрывается информация, т.е. знание. И тайны, которые мы учимся разгадывать)

Художественный текст состоит из больших и маленьких тайн.

Что помогает нам открывать тайны? (зрение, слух, воображение, фантазия, личный опыт)

Художественный текст можно толковать по-разному.

Что значит толковать? (значит объяснять по-разному.

- «Толковать», значит объяснять смысл.

Это слово образовано от слова «толк». А ещё «польза», или как говорили раньше «прок».

У художественного текста не один смысл, а несколько. Художественный текст как айсберг: то, что видно, это маленькая часть ледяной глыбы, а большая прячется под водой.

Вот почему хорошие книги можно перечитывать не один раз. И всегда с пользой для себя, с удовольствием.

Поэтесса Марина Цветаева говорила о чтении: «А что есть чтение - как не разгадывание, изучение тайного…»

Чтение - это, прежде всего СОТВОРЧЕСТВО

СОБЕСЕДОВАНИЕ

СОДРУЖЕСТВО

Как вы думаете с кем? (подружиться с героями, понять их, беседовать с автором)

Это очень увлекательно стать собеседником А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина…

3. Постановка проблемы

А сейчас вспомним цепочку, которую рисовали на прошлых уроках.

Положите перед собой карточки, и восстановите в нужной последовательности.

Как понимаете схему?

В весёлом стихе и в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе -

Ты только вдумайся, только всмотрись

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой -

Ты только вдумайся, только всмотрись -

Откроется САМАЯ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.

В каждом тексте есть основная мысль, которой «подчиняется» весь текст.

Это

ИДЕЯ

Итак, к концу урока постараемся определить идею рассказа.

4. Новый материал

Будем работать с рассказом К.Д.Ушинского «Играющие собаки»

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) родился в Туле, своё детство он провёл вблизи Новгорода, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию,
Ушинский поступил в московский университет на юридический факультет и блестяще его закончил. В 1854 году, в 30 лет Ушинскому удалось получить назначение, сначала учителем русской словесности, а затем инспектором Гатчинского сиротского института. К.Д. Ушинский выпустил две учебные книги, одна из которых азбука. Учебники предназначались для первоначального чтения, и содержали рассказы, статьи познавательного характера.

Прожил недолго: умер 47 лет, но за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

Произведения К.Ушинского любимы юными читателями.

2) Первичное восприятие.

Откройте учебники, страница 14

Посмотрите на иллюстрацию.

Как вы думаете, о ком и о чём будет рассказ? (о собаках, о маленьком и большом псе, о том как играли собаки…)

Прочитав его, мы поймём, правы ли мы.

Слушаем…

Какими были собаки? (большая и маленькая)

Какие у них клички7 (Полкан, Мопс)

Кто из вас хочет научиться читать рассказ?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

По рассказу мы гуляли,

За сюжетом наблюдали.

На друг друга посмотрели

И опять на место сели.

3) Подготовка дыхательного аппарата.

Подготовим наш дыхательный аппарат к дальнейшей работе, к чтению.

Держим дыхание до конца фразы.

Жужжим: жжжжжжжжжж 10р., ж ж ж ж ж ж ж 7р.

Шуршим: шшшшшшшшшшш 12р., ш ш ш ш ш ш 6р.

Выпускаем воздух из проколотого мяча; сссссссссс 10р., с с с с с с с с 8р.

Молодцы!

4)Чтение текста.

Читаем текста по абзацам, управляем дыханием.

1 абзац

Чьими глазами мы будем следить за происходящим? (глазами мальчика Володи)

2 абзац

Читаем. Обращаем внимание на описание собак.

Что мы узнали о Полкане? (большая, угрюмая, огромные лапы, смотрела благосклонно)

Что значит большая, как сказать по-другому7 (взрослая)

Как понимаете слово «угрюмая»? (в плохом настроении, грустный, печальный)

Что значит «благосклонно»? (относящийся благожелательно, снисходительно, расположенный в чью-нибудь пользу)

А если маленькая, догадайтесь, какая она может быть по характеру? (игривая, шаловливая, забавная, задиристая)

Найдите и прочитайте, как Мопс вёл себя с Полканом? Что делал? Найдите слова-действия. (подбежал, стал кидаться и лаять; хватал, очень надоедал)

Играли ли собаки?

Прочитайте, что сказал Володя, наблюдая за собаками? («Погоди-ка, вот она тебе задаст! - сказал Володя. - Проучит она тебя»)

Почему Володя решил, что Полкан должен проучить Мопса? (наверно мальчик обижал маленьких, был нетерпеливым)

3 абзац

Последний абзац прочитайте про себя.

Найдите, кого мог обижать Володя? (младших братьев и сестёр

Знаете ребята, из текста, не ясно есть ли уже у Володи братья и сёстры, но мудрый отец предупреждает сына.

Найдите главные слова. Прочитайте.

(большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых)

Что это такое, как иначе сказать? (замысел автора, главная мысль, идея)

5. Итог

Вернёмся к нашей цепочке.

В жизни, ребята, обязательно пользуйтесь этим секретом.

Изучая литературные художественные произведения, мы откроем много секретов, которые в жизни нам пригодятся.

2. Прочитай текст.

Играющие собаки.

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять. Хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
– Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
– Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начинают играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

(106 слов)
(К. Ушинский)

3. Запиши, почему автор назвал рассказ “Играющие собаки”.

4. Чему научил тебя этот рассказ?

Нельзя обижать маленьких и слабых.

5. Выпиши из первого абзаца слова, состоящие из трёх слогов. Раздели слова чёрточками для переноса, поставь ударение.

Во-лó-дя, ýли-цу, (на) сóл-ныш-ке, боль-шáя, со-бá-ка.

6. Оформи обложку книги.

7. Укажи количество букв и звуков в словах.

кидаться – 8 б., 6 зв.
казалось – 8 б., 7 зв.
лаять – 5 б., 5 зв.
братья – 6 б., 6 зв.

8. Разгадай кроссворд, опираясь на содержание текста.

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

2-й класс

ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая дворовая собака Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
– Погоди-ка, вот он тебе задаст, – сказал Володя, – проучит он тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
– Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начинают играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

(К. Ушинский )

Прочитай текст «Играющие собаки» К. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время суток могли происходить события, описанные в тексте?

а) Утро;
б) день;
в) вечер;
г) ночь.

2. Выпиши из текста слово, определившее твой выбор времени суток. ___________________

3. Найди в тексте слово благосклонно . Отметь слово, близкое ему по смыслу:

а) доброжелательно;
б) сурово;
в) весело.

4. Восстанови с помощью цифр последовательность действий маленького Мопса:

а) хватал зубами за лапы, за морду;
б) подбежал;
в) надоедал;
г) стал кидаться и лаять.

5. Найди в тексте и запиши слово, характеризующее действия Мопса по отношению к Полкану.

6. Отметь предложение, выражающее главную мысль текста:

а) Кого уважают, того и слушают.
б) Добрый пример лучше ста слов.
в) Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

7. Подумай, к какому жанру мы отнесём этот текст:

а) сказка;
б) рассказ;
в) загадка.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

3-й класс

СОВЕСТЬ

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой пошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел
на неё добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чём дело, и решила над ним подшутить.
– Несчастный прогульщик! – строго сказала она. – И это с таких юных лет уже обманываешь родителей и школу?
– Нет! – удивлённо ответил малыш. – Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

(А.П. Гайдар )

Прочитай текст А.П. Гайдара «Совесть». Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

а) Зима;
б) весна;
в) лето;
г) осень.

2. Как ты думаешь, в каком классе учится малыш?

а) В первом;
б) во втором;
в) в третьем;
г) в четвёртом;
д) _______________ (запиши свой вариант) .

3. Найди в тексте слово болтается и объясни его значение с помощью других слов:

а) ходит;
б) бродит;
в) слоняется;
г) путешествует;
д) _________________ (запиши свой вариант) .

4. Восстанови с помощью цифр последовательность действий Нины после встречи с малышом.

а) Пришлось взять и повести за руку;
б) строго сказала;
в) решила подшутить.

5. Почему Нина, провожая малыша через рощу, не подняла книги и завтрак из-под куста?

Выпиши из текста нужный ответ.

6. Запиши близкое по значению слово (слова):

стыдно – __________________________________________.

7. Подумай, какое из предложенных выражений употребляется чаще:

а) Нет у тебя ни стыда, ни совести;
б) Нет у тебя ни совести, ни стыда.

8. Почему сердце девочки грызла беспощадная совесть?

а) Стыдно перед ребёнком; б) стыдно перед собой; в) слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы.

9. Как ты понимаешь выражение жить по совести ?

10.

а) Непрошеные слёзы.
б) Шуточный розыгрыш.
в) Встреча с малышом.
г) Желание помочь ребёнку.
д) Решение Нины укрыться в роще.

11.

а) сказка;
б) басня;
в) рассказ.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

стыдно

совестно

4-й класс

ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собой своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(И.С. Тургенев )

Прочитай текст И.С. Тургенева «Воробей». Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста, и подчеркни их.

1. Где происходят события, описанные в тексте?

а) В лесу;
б) в саду;
в) в парке.

2. Почему молодой воробей выпал из гнезда?

а) Ветер сильно качал дерево;
б) воробышек пробовал летать;
в) другие птенцы вытолкнули его из гнезда.

3. На каком дереве было воробьиное гнездо?

а) На осине;
б) на берёзе;
в) на яблоне.

4. Почему старый черногрудый воробей камнем упал перед мордой собаки?

а) Ринулся спасать своё детище;
б) сорвался с ветки дерева;
в) хотел испугать собаку.

5. Восстанови с помощью цифр последовательность действий воробья, сорвавшегося с близкого дерева.

а) Ринулся спасать.
б) Упал.
в) Заслонил.
г) Прыгнул.

6. Как ты понимаешь выражение он жертвовал собою ?

а) Был готов отдать свою жизнь ради спасения птенца;
б) хотел умереть;
в) хотел отогнать собаку.

7. Запиши, о какой силе, сильнее воли воробья, говорит автор.

8. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста.

а) На смелого собаки лают, а трусливого кусают.
б) Счастье на стороне смелых.
в) Любовь сильнее смерти и страха смерти.

9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

а) Отчаянный поступок старого воробья.
б) Возвращение с охоты.
в) Отступление Трезора.
г) Встреча с беспомощным воробышком.
д) Любовь сильнее смерти.

10. От чьего лица ведётся повествование?

11. Подумай, к какому жанру мы отнесём данный текст:

а) сказка;
б) басня;
в) рассказ.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

Проверка навыка чтения вслух

2-й класс

ЛЕВ И МЫШЬ

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

(81 слово )

(А. Толстой )

1. Отчего проснулся лев?

2. Почему он засмеялся?

3. Как мышь доброе дело сделала?

РЯБЧОНОК

Я давно приметил в лесу одну полянку с рыжиками. Они там в траве рассыпаны, как жёлтенькие пуговки. Такие маленькие, что в горлышко бутылки пролезают. Их очень хорошо солить.
Взяли мы по корзинке – я большую, а Никита маленькую – и отправились в лес.
И Томка с нами побежал.
Мы ещё до полянки с рыжиками не дошли, как Томка закружился, завертелся на одном месте около ёлки – стал принюхиваться.
И вдруг совсем близко от нас кто-то громко захлопал крыльями. Посмотрели мы за куст, а там ходит какая-то удивительная курочка, ходит – на нас глядит. Пёстренькая такая, мохнатые лапки, на голове чёрный хохолок – то подымется колпачком, то ляжет.
– Это кто? – спросил Никита.
– Тише, – говорю я ему, – не пугай, это рябчик.

(122 слова )

(Е. Чарушин )

3. Какую удивительную курочку встретили они в лесу?

ЗОЛОТОЙ ЛУГ

(отрывок )

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

(140 слов )

(М. Пришвин )

1. Почему луг называли золотым?

2. В какое время суток луг зеленел?

3. Почему одуванчик стал для детей одним из самых интересных цветов?

Проверка уровня начитанности

4-й класс

1. Продолжи ряд (1–2 слова):

потешка, небылица, загадка, ... .

2. Определи жанр произведения.

а) Жить – Родине служить.

б) Золотое решето чёрных домиков полно.

в) Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

3. Укажи жанр произведений, часто начинающихся словами:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.

4. Запиши название сказки:

а) о животных – ... ;
б) волшебной – ... .

5. Определи, в каком жанре встречаются персонажи Илья Муромец, Святогор:

М.М. Пришвин,
И.С. Соколов-Микитов,
Н.И. Сладков,
... .

11. Запиши 2–3 фамилии детских писателей.

12. Напиши название книги, особенно полюбившейся тебе.

Наталья Прудникова
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Играющие собаки»

Пересказ рассказа К . Ушинского

«Играющие собаки » .

Программное содержание : закреплять умение пересказывать короткие рассказы .

Задачи :

1. Обучающая.

Обучать связному, последовательному пересказу по картине .

Умение различать мягкий и твердый звуки.

2. Развивающая .

Развивать и обогащать словарный запас детей.

3. Воспитательная.

Воспитывать бережное и доброе отношение к животным, заботу о них.

4. Коррекционная.

Следим за правильной осанкой.

Предварительная работа :

Чтение рассказов К . Д. Ушинского («Ученый медведь» , «Гадюка» и др.)

Рассматривание иллюстраций к сказкам и рассказам К . Д. Ушинского .

Оборудование : игрушка собака , картинки, зеленые и синие квадратики (на каждого ребенка) для обозначения твердого и мягкого звуков, картинка из рассказа .

Ход занятия.

I.-Ребята,отгадайте загадку :

Гладишь – Ласкается,

Дразнишь – кусается (собака ) .

Почему вы так думаете? (ответы детей) .

Сегодня к нам в гости пришла собачка , она хочет послушать, что ребята знают о собаках . Расскажем ей ?

Ребята, собака это какое животное ? Почему вы так думаете?

Какие по характеру бывают собаки ? (Добрые, злые, шустрые) .

Какие бывают собаки по роду службы ? (пограничные, пожарные) .

Как называю детеныша собаки ? (щенок)

Ребята а давайте составим предложение о собаках .

Ребята, а у меня есть тоже собака и я хочу вам сказать свое предложение :

Моя собака добрая ! Меняю местами 1 и2 слово.

Играем в игру «Живые слова» .

II. -Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством К. Д. Ушинского и прочитаем рассказ «Играющие собаки » .

После первого чтения отвечаем на вопросы.

1. Кто стоял у окна и наблюдал за собаками ?

2. Какие были собаки ?

3. Что делала большая собака ?

4. Что делала маленькая собака ?

5. Что сказал Володя?

6. Что сказал папа Володе?

III.Проводим музыкальную физ. минутку.

Читаем второй раз.

А теперь ребята я прошу вас пересказать рассказ (вызываю 1 человека, пересказываем -2 раза ) . В заключении занятия играем с ребятами в игру «Назови звук» .

Ребята, а кто к нам приходил в гости (собака ) .

Я произнесу слово а вы послушайте.

А теперь давайте все вместе скажем - собака .

Какой первый звук мы слышим? -с

Как мы его произносим?- твердо.

Каким квадратиком обозначаем твердый согласный звук? – синим.

Также работаем со словом сильная.

Слова- (собака , сильная) .

IV. В конце занятия подводим итог :

Вам понравилось занятие ?

О каком животном мы с вами говорили? Какое это животное?

Что вам понравилось больше всего? Нашему Трезору очень понравилось занятие , он говорит всем спасибо!



Новое на сайте

>

Самое популярное