Домой Запах изо рта Вязкое мышление. Расстройства мышления

Вязкое мышление. Расстройства мышления

Мышление представляет собой психический процесс отражения значительных сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей.

Классификация патологии мышления

I . Количественные расстройства (расстройства формы нарушения, формальные, ассоциативного процесса).

б) Подвижности

в) Целенаправленности

г) Грамматического и логического строя

II Качественные расстройства (расстройства содержания идеи, структуры, содержания идей)

а) навязчивые идеи

б) сверхценные идеи

в) бредовые идеи

Количественные расстройства.

Нарушения темпа мышления.

Ускорение темпа мышления (тахифрения) - ускорение образования количества ассоциаций в единицу времени. Проявляется ускорением речи (тахилалией), речь по большей части монологична. При этом, однако сохраняется целенаправленность мышления, в силу преобладания простых, поверхностных ассоциаций. Наиболее ярким проявлением ускорения темпа мышления является скачка идей (вихрь мыслей) , проявляющаяся непрерывной сменой тематики мышления, в зависимости от явлений, предметов, попавших в поле зрения. Выявляется при маниакальных синдромах.

Ментизм (мантизм) - непроизвольный, не подчиняющийся воле наплыв мыслей, воспоминаний, образов. Является проявлением ассоциативного автоматизма и входит в структуру синдрома Кандинского-Клерамбо.

Замедление темпа мышления (брадифрения) - замедление возникновения количества ассоциаций в единицу времени. Проявляется замедлением темпа речи (брадилалией). Содержания мыслей и представлений однообразно, бедно. Входит в структуру депрессивного синдрома.

Шперрунг (закупорка мыслей) - состояние блокады, обрыва мыслительного процесса. Субъективно ощущается как «пустота в голове», «обрыв мыслей».

Нарушения подвижности мышления.

Тугоподвижность мышления (торпидность, вязкость) - затрудненность последовательного течения мыслей, сопровождаемая замедлением темпа мышления. Затруднительным представляется переход от одной мысли к другой или от одной темы на другую. Проявлениями тугоподвижности по степени утяжеления симптоматики являются детализация, обстоятельность, вязкость. Встречается при эпилептической деменции, психоорганических синдромах, паранойяльном синдроме.

Нарушение целенаправленности мышления .

Соскальзвание - объективно немотивированные и не корригируемые из вне переходы с одной логически и грамматически правильной мысли на другую. Важно отметить, что при этом не происходит возврата к предыдущей мысли даже после указания на это из вне (например врачом во время беседы).

Резонерство - разглагольствования на пространные темы по несущественному поводу. Представляется в виде банальных нравоучений, истин, известных изречений.

Нарушение грамматического и логического строя .

Разорванность мышления - отсутствие связи между отдельными умозаключениями, суждениями. Разделяют два варианта разорванности - логическая разорванность - отсутствует логическая связь между отдельными компонентами мысли при сохранности ее грамматического строя и грамматическая разорванность (шизофазия, «словесная окрошка») - утрата грамматического строя речи. Необходимо ответить, что некоторые авторы (А.В. Жмуров, 1994) вкладывают в понятие шизофазии несколько иной смысл, прежде всего подразумевая монологичность разорванной речи.

Бессвязность мышления (инкогеренция) - нарушенность логического и грамматического строя речи одновременно. Внешне инкогеренция может напоминать разорванность, однако, последняя наблюдается на фоне формально ясного сознания, в отличие от бессвязности, проявляющейся на фоне помраченного сознания.

Речевые стереотипии (интерации) - непроизвольное, часто многократное, бессмысленное повторение слов, фраз, произнесенных как самим больным, так и окружающими. К ним относятся:Вербигерации - повторение («нанизывание») бессмысленных слов и звуков.

Персеверации - застревание ответов на вопросы (например, «Как тебя зовут?», «Вася», «Как твоя фамилия?», «Вася», «Где ты живешь?», «Вася» и т.д.).

Эхолалии - повторение в неизмененном виде отдельных слов, фраз, произнесенных окружающими.

Нарушения грамматического и логического строя выявляются при шизофренических синдромах, органическом слабоумии и др.

Качественные расстройства.

Навязчивые идеи - представляют собой частный вариант навязчивых явлений (обсессий). Представляют собой непроизвольно, помимо воли возникающие неотступные идеи, мысли, суждения, при этом они правильно понимаются и критически оцениваются больным и причиняют ему душевный дискомфорт.

По механизмам возникновения навязчивости разделяются на ситуационные - следствие психогений (в навязчивостях звучит психотравмирующий мотив), аутохтонные - возникают без видимой причины, оторваны от реальности.
Ситуационные и аутохтонные навязчивости являются первичными навязчивостями. Вслед за первичными образуются вторичные, которые носят защитный характер, снимая душевный дискомфорт, который вызывают первичные, они называются ритуальными навязчивостями.
Чаще всего они являются различными двигательными актами - навязчивыми действиями. Например, первичный навязчивый страх заражения (мизофобия) ведет к развитию вторичной навязчивости - мытью рук (аблютомании).

По сочетанию с патологией психических процессов навязчивости различаются на идеаторные (навязчивые сомнения, абстрактные мысли, контрастные мысли, воспоминания), фобии (нозофобии, страхи пространства, социофобии), навязчивые волевые расстройства (влечения, действия).

Клинический пример.

Пациент, 42 года.

Однажды в связи с неприятностями на работе почувствовал себя плохо, появилась одышка, боли в области сердца. С этого времени стала преследовать мысль о том, что он может в любой момент упасть и умереть. Эти мысли усиливались в душном, замкнутом помещении. Перестал ездить в общественном транспорте. Долгое время старался скрыть от окружающих свои переживания, поскольку понимал их необоснованность. В дальнейшем присоединился страх, что что-то произойдет на работе. Однажды, по дороге на работу переходил железнодорожные пути когда в голову пришла мысль: если ему удастся пройти под медленно движущимся вагоном, то на работе все будет в порядке. В последующем несколько раз с опасностью для жизни проделывал это, хотя отдавал себе отчет, что между этим действием и опасностью, что что-то случиться на работе нет никакой связи.

Навязчивости встречаются при обсессивных и фобических синдромах, ларвированной депрессии.

Сверхценные идеи - суждения, умозаключения, возникшие в результате реальных обстоятельств, но занявшие в дальнейшем преобладающее положение в сознании и обладающие большим эмоциональным зарядом.
Вследствие этого они занимают доминирующее положение в жизни человека, не подвергаются критике, определяют его деятельность, что приводит к социальной дезадаптации.

Главным дифференциальным признаком при сравнении навязчивых и сверхценных идей является критическое отношение к ним - если первые воспринимаются как нечто чуждое, то вторые являются неотъемлемой частью мировоззрения больного.
Кроме того, если навязчивые идеи являются побуждением к борьбе с ними, то сверхценные побуждают к деятельности по претворению их в жизнь.

В тоже время, основным отличительным признаком сверхценных идей от систематизированного бреда является наличие реального факта, который лежит в их основе. Выделяют следующие основные виды сверхценных идей: связанные с переоценкой биологических свойств своей личности (дисморфофобические, ипохондрические, сексуальной неполноценности, самоусовершенствования), связанные с переоценкой психологических свойств личности или ее творчества (сверхценные идеи изобретательства, реформаторства, талантливости), связанные с переоценкой социальной социальных факторов (идеи виновности, эротические, сутяжничества).

Клинический пример.

Пациент, 52 года. Жалуется на неприятные ощущения (но не боли) в затылке, иногда чувствует, будто бы в голове что-то «переливается».
Первые признаки заболевания заметил два года назад. За прошедшее после этого время обследовался у многих врачей, которые не находили у него заболеваний или обнаруживали незначительные расстройства (шейный остеохондроз).
Неоднократно был на консультации у профессоров, ездил в медицинские центры в Москву. Убежден, что у него тяжелое заболевание, возможно опухоль мозга.
Все возражения врача, ссылки на отрицательные результаты многочисленных обследований парирует, приводя выдержки из медицинских учебников и монографий с описанием картин заболеваний, «подобных» его болезни. Вспоминает многочисленные случаи, когда врачи не распознали своевременно тяжелое заболевание. Говорит во всем возбужденно, перебивает врача, приводит все новые и новые подробности, касающиеся его «болезни».

Сверхценные идеи могут встречаться в виде самостоятельных расстройств, в начальных стадиях хронических бредовых синдромов и др.

Бредовые идеи - возникающие на болезненной почве неверные, ложные мысли, не поддающиеся коррекции ни путем убеждения, ни каким-либо другим способом Совокупность бредовых идей называется бредом. Бред является формальным признаком психоза.

Признаки бреда:

    ошибочность умозаключений

    болезненная основа их возникновения

    полная охваченность сознания с соответствующим поведением

    невозможность коррекции

    непрерывное прогрессирование и расширение

    видоизменение личности.

Бредовые идеи классифицируются по структуре и содержанию.

По структуре бред делится на систематизированный и несистематизированный.

Систематизированный (интерпретатаивный, первичный) бред - характеризуется наличием логической структуры и системы доказательств. Развивается обычно медленно, поэтапно:
1. бредовое настроение,
2. бредовое восприятие,
3. бредовое толкование,
4. кристаллизация бреда,
5. систематизация бреда.

Несистематизированный бред (образный, чувственный, вторичный) - развивается наряду с другими психическими расстройствами (галлюцинациями, аффективными нарушениями и др.), отсутствуют разработанные логические построения, система доказательств. В бред «вплетается» практически все, что попадает в поле зрения бального, фабула бреда неустойчива, полиморфна.

бред с повышенной самооценкой - приписывание себе несуществующих выдающихся качеств и свойств (альтруистический бред, бред величия, богатства, знатного происхождения, изобретательства, реформаторства и пр.),

Персекуторный бред (бред преследования) - убежденность в угрозе или вреде психическому или физическому здоровью, в том, что пациент находится под наблюдением, слежкой и т.п.
архаический бред - воздействие колдовства, магии, нечистой силы;
бред воздействия - воздействие гипноза, радиации, каких-либо «лучей», лазеров и т.п.; б
ред двойников - патологическая уверенность в существовании собственных копий;
бред метаморфозы - убежденность в способности превращаться в животное, инопланетянина, другого человека и т.п.;
бред ущерба - патологическая уверенность в том, что больному причиняется материальный урон;
бред одержимости - представление о внедрении в организм животных или фантастических существ;
бред отношения (сенситивный) - отнесение на свой счет нейтральных событий, ситуаций, информации с болезненной их трактовкой и т.д.).


Смешанные формы бреда -
характеризуется сочетанием идей преследования с идеями повышенной или пониженной самооценки:
бред протекции - уверенность в проведении над больным экспериментов с целью подготовки к какой-либо особой миссии;
бред кверулянства (сутяжничества) - отстаивание своих ложных идей, умозаключений с многолетними судебными разбирательствами, тяжбам средством здесь выступают жалобы, заявления и т.п.;
бред благожелательного воздействия - убежденность в воздействии из вне с целью перевоспитания, обогащения опытом, особыми качествами и т.п.;
бред инсценировки - убежденность в специальности, подстроенности окружающих обстоятельств, событий, при этом окружающие играют определенные роли, скрывая свои истинные намерения.

По задействованности других психических процессов выделяют:
сенсорный бред - сочетается и тесно связан с различными расстройствами чувственного познания, при этом бредовые идеи черпают свою тематику из содержания расстройств ощущений, восприятия, представления, конфабуляторный бред - сочетается с конфабуляциями;
аффективный бред - сочетается и связан с эмоциональными расстройствами,
резидуальный бред -
является остаточным явлением после выхода из состояния помрачненного сознания и характеризуется некритичностью к переживаниям острого периода заболевания.

Клинический пример.

Пациент, 52 года. В течение последнего года забросил работу, целыми днями и даже по ночам что-то пишет и тщательно прячет написанное. Говорит, что изобрел аппарат «Л-2» для улавливания мыслей на расстоянии. По его мнению это изобретение должно стать основой для «технической революции» и «имеет огромное оборонное значение». Показывает массу чертежей, толстую рукопись, в которой с помощью уравнений из элементарной математики, простых законов физики пытается обосновать свою «гипотезу». Первый экземпляр рукописи возил в Москву, но по дороге чемодан был украден. Абсолютно уверен, что кража была совершена агентами иностранных разведок. Глубоко и непоколебимо уверен в своей правоте.

Для характеристики мышления также следует иметь в виду его речевое выражение, а именно - построение фразы при устной речи и предложения при письменной. Как известно, речь человека характеризуется словарным фондом и грамматическим строем. Установлено, что количество слов, которыми вообще пользуется данный человек, а главное - их абстрактный уровень в значительной степени отражают уровень его интеллекта. Точно так же и грамматический строй речи (как бы отражающий степень психического развития человечества) является важной характеристикой мышления данного человека.

У психически здоровых людей возможны два типа мышления: логически-ассоциативный и механически-ассоциативный. При логически-ассоциативном типе мышления в формировании своих суждений и умозаключений человек идет к поставленной цели «прямым», так сказать кратчайшим путем, т. е, путем смысловых нейроассоциаций. Предложение и фраза (при таком типе мышления) строится по законам ассоциаций, вскрывающих сложные, наиболее важные (в частности - причинно-следственные) связи между предметами и явлениями. Это - высший тип мышления, генетически, конечно, связанный с другим, механически-ассоциативным типом его. При механически-ассоциативном типе мышления формирующиеся суждения и умозаключения выражаются в предложениях и фразах, построенных преимущественно по законам механических ассоциаций, т. е. ассоциаций по сходству (созвучию, контрасту) и смежности в пространстве и времени.

Установлено, что у взрослого психически здорового человека логически-ассоциативный тип мышления является основным, ведущим, в то время как более низший по уровню - механически-ассоциативный тип преобладает у детей и у лиц преклонного возраста. В случаях же психических нарушений эти соотношения коренным образом меняются.

Ряд относящихся сюда симптомов выделяется в зависимости от изменения темпа и характера протекания мыслительного процесса.

Ускоренное мышление характеризуется облегченным возникновением ассоциаций и как бы увеличением числа новых ассоциаций, замыкающихся в данный промежуток времени. Последнее редко выявляется и чаще впечатление ускоренности мышления производит многословие, речевое и психомоторное возбуждение маниакальных больных.

Замедленное мышление - несомненная клиническая реальность. Оно проявляется уменьшением числа ассоциаций, образующихся в каждый данный момент, затруднением возникновения ассоциаций, связи идей. Латентный период речевых реакций при этом возрастает в 3-5 и даже 10 раз. Мышление у таких (обычно депрессивных) больных сводится к моноидеизму, а порой переживается больным как полная невозможность мыслить.

Тугоподвижность (вязкость, торпидность) мышления заключается в затруднении преемственности суждений по ходу мышления, перехода от одной идеи к другой. Речь и движения больных становятся замедленными.

Обстоятельность мышления проявляется в снижении, иногда полной потери способности отделять главное от второстепенного, важное от неважного, вследствие чего при выражении своей мысли больной застревает на ничего не значащих мелочах, ненужных деталях.

Закупорка мыслительного процесса (шперрунг немецких авторов) состоит во внезапном перерыве ассоциативного процесса, в остановке, обрыве мысли, невозможности восстановить прерванную мысль на фоне непомраченного сознания.

Гораздо большее значение в клинической практике имеет группа симптомов, образующихся при нарушении гармонии между грамматическим строем речи и ее содержанием и объединяемая понятием речевые спутанности.

При маниакальной речевой спутанности у больных на фоне речевого возбуждения, эмоционально насыщенного многословия явно преобладает образное мышление с очевидным снижением обобщающего уровня.понятий в связи с резким ослаблением логически-ассоциативного мышления. Вследствие резкого ослабления активного внимания и грубого преобладания внимания пассивного больные легко переходят от одной темы к другой, от одного предмета к другому, что находит проявление и в речи больных. В мышлении, в речи больных явно падает число логических смысловых ассоциаций при явном доминировании механических ассоциаций по сходству (созвучию, контрасту) и по смежности в пространстве и времени. Больные легко рифмуют, начинают писать стихи, но в связи с явным снижением генетического уровня ассоциаций суждения их становятся поверхностными, поступки необдуманными.

«Я в бога не верую, бога нет, царя не надо, председателем в колхоз - ты зачем, мой расхороший, в Ленинград меня привез. Я приехала, когда замуж первый раз вышла, он уехал и меня оставил».

Аментивная речевая спутанность свойственна дезориентированным, не осмысляющим окружающего растерянным больным с соответствующим синдромом. Речь таких больных состоит из рассказов об отдельных эпизодах прошлого, в которые включаются и фразы, относящиеся к настоящему, к оценке своего состояния. Хотя каждая из таких фраз, отражающая, главным образом, воспоминания прошлого, и закончена сама по себе, все они не связаны между собой каким-то общим целевым представлением, какой-то единой логической связью. Аментивную речевую спутанность называют еще инкогерентной или сноподобной. Последняя характеристика связана с тем, что эпизоды прошлого и настоящего (в виде отдельных фраз) в речи больного следуют друг за другом без всякой логической (и даже механической) связи, подобно тому, как отдельные сцены последовательно «проплывают» в сознании спящего человека в момент сновидения.

«Моя родина не Ленинград, а Псковская область. Что вы меня испытываете? Потом приехала какая-то машина и как она оказалась около дома, понятия не имею. На этой скорой помощи меня привезли сюда. Это мой дом родной, здесь со всеми общаюсь и живу. А можно ходить по этому коридору? Дальше я никогда не думаю. Я думаю, что прошло.»

Для атактической (шизофренической по В.П. Осипову, 1931) речевой спутанности характерно сочетание во фразе, едином предложении не координируемых между собой представлений, в норме не сочетающихся между собой абстрактных понятий и чувственно-образных представлений. Свое выражение она находит в грамматически правильной форме, так как, анализируя письменную речь больных шизофренией, всегда можно найти соответствующие члены предложения, а при слуховом восприятии они безошибочно определяются по произношению, дикции. И вместе в тем в этой грамматически правильной форме заключена бессмыслица. Такого рода сочетание несочетаемого называется атактическим замыканием. Не следует называть такую речь «разорванной», так как дело идет об ассоциативном (хотя и патологическом) речевом процессе. Тот факт, что больной, дав однажды ответ на вопрос атактической фразой, на такой же вопрос в другой беседе отвечает аналогичной фразой, но уже без атаксии, показывает, что в основе атактической речи больных шизофренией лежат не столько органические, сколько обратимые функциональные расстройства, и термин «разорванность» к ней не применим.

«Меня украли от бога маленьким ребенком в большом теле, маленькая в большом теле. Куда же выпускаете без нажатия живу? Что же ты, сволочь такая непонятная, держишь сердце во рту? Я ребенком в большом теле, на что мне мужиков? Я на солнце работала, я молением работаю, больше я ничего не знаю, молением работаем и все. Сделали как ее в телевизор гроб показывают мысленно».

При атактической спутанности нарушение связи «проникает» в саму фразу, обнаруживается между словами. При более грубом выявлении этого шизофренического распада мышления и речи такое нарушение связей, ассоциаций обнаруживается между слогами, т. е. проникает уже в слово, фонему, приводя к необычному словообразованию, неологизмам, когда первые два слога принадлежат одному слову, а последующие три - другому. При шизофреническом резонерстве речь теряет должную конкретность и определенность. Вместо адекватного четкого ответа на вопрос больной пускается в бесплодное пространное рассуждательство, так и не сообщая ничего существенного, т. е. в бесплодное мудрствование. При резонерстве нарушается координация, выявляется атаксия не внутри фразы, а между блоками фраз, т. е. как бы на другом, большем радиусе. Таким образом, в понятии атактического мышления, специфически шизофренического расстройства объединяются несколько конкретных форм речевой патологии: атактические замыкания, атактическая речевая спутанность, неологизмы и резонерство.

При хореатической речевой спутанности (наблюдаемой при глубоких сумеречных состояниях и тяжелых делириях типа острого бреда) речь состоит из междометий, отдельных коротких слов и даже слогов, бессмысленно нагромождаемых друг на друга и многократно повторяемых. Такая речь, лишенная смыслового содержания, в сущности уже утрачивает свое сигнальное значение.

Мышление здорового человека соответствует законам логики. Отражая сущность реальной жизни, оно позволяет полноценно общаться и познавать окружающий мир, результаты познания представляются понятными. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения, характера используемых средств, иx новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности. В этой связи выделяются следующие типы мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Логическое мышление в известной мере противоположно интуитивному и, конечно, аутистическому, связанному с уходом от действительности во внутренний мир аффективных переживаний.

Психическая патология сферы ассоциаций включает ряд таких факторов, которые существенным образом влияют на течение мыслей и мышление. В результате у душевнобольных возникают такие идеи, представления и выводы, которые выглядят сомнительными, а часто даже совершенно неприемлемыми. При этом имеют значение не только качественные, но и количественные изменения, характеризующие ассоциативный процесс, мышление - его темп, скорость, последовательность.

Ускорение ассоциативного процесса - увеличение количества ассоциаций, образующихся в единицу времени в каждый данный его отрезок, облегчение их возникновения. Характеризуется непрерывностью возникновения мыслей, суждений. Умозаключения в таких случаях становятся поверхностными, они могут быть обусловлены случайными связями. В выраженных случаях ускорение мышления достигает степени скачки идей (fuga idearum), вихря мыслей и представлений. Больше всего у таких больных бросается в глаза усиливающаяся отвлекаемость, как пишет Э. Блейлер (1916), - сначала внутренняя, а потом и внешняя отвлекаемость. Больные очень часто меняют целевые представления. В тяжелых случаях при каждой новой, только намеченной мысли наблюдается «перескакивание» на совершенно другие: больной, например, рассказывает о поездке на курорт, затем переходит к описанию посторонних мелочей, перескакивает с предмета на предмет, часто не в состоянии из-за этого довести мысль до конца. Повышенная отвлекаемость извне может быть нерезкой, но чаще она достаточно ясно выражена. Всякое впечатление органов чувств, которое больной испытывает, сейчас же находит отражение в его речи: он замечает цепочку у врача и начинает говорить об этом, слышит звон монет - переходит к теме денег. Такую отвлекаемость можно трактовать и как расстройство внимания (повышенную живость). Мышление при потоке ассоциаций и скачке идей нельзя назвать мышлением без цели, она всегда имеется, но постоянно меняется. Можно наблюдать преобладание внешних и словесных ассоциаций над внутренними. В суждениях и умозаключениях таких больных обнаруживается непоследовательность. Как выбор впечатлений и идей, так и их порядок одинаково неудовлетворительны. Темы мышления часто меняются в зависимости от простого созвучия произносимых слов или предмета, случайно попавшего в поле зрения. В подобных случаях наблюдается ассоциативный ментизм - непрерывный и неуправляемый поток мыслей, воспоминаний, наплыв образов, представлений, что приближает данное состояние к психическому автоматизму.

Торможение ассоциаций характеризуется обратными возбуждению проявлениями, прежде всего уменьшением количества ассоциаций в единицу времени и в соответствии с этим замедлением самого процесса мышления.

Здесь совокупность мыслительных процессов идет медленно и субъективно с затруднением, перемена целевого представления возникает не сразу. В крайних случаях она делается вообще невозможной. Предпочтение отдается какому-то одному представлению.

Торможение процесса мышления отражает замедление возникновения ассоциаций, уменьшение их количества, образующегося в единицу времени. Мысли и представления формируются с трудом, их немного, содержание однообразно, бедно. Больные жалуются на «отсутствие мыслей в голове», утрату способности быстро соображать, «притупление мыслей», интеллектуальное оскудение.

Бессвязность (инкогеренция) мышления описана Т. Мейнертом (1881). Характеризуется растерянностью, повышенной отвлекаемостью, утратой способности к образованию ассоциативных связей, правильному, логическому соединению представлений и понятий, реальному отражению действительности во всем ее многообразии. Обнаруживается потеря способности к элементарным обобщениям, анализу и синтезу, мышление становится хаотическим, ассоциативные связи теряют смысловое содержание (бессмыслие, ). Речь больных состоит из беспорядочного набора слов с преобладанием имен существительных, утрачивается грамматическая правильность, иногда речь приобретает характер рифмованной, но совершенно бессмысленной болтовни.

Обстоятельность мышления - затруднение образования новых ассоциаций вследствие доминирования и ретенции предыдущих. У больных утрачивается способность отделять главное от второстепенного, существенное от несущественного, что снижает продуктивность мышления. При изложении каких-либо сведений пациенты привлекают большое количество ненужных деталей, старательно и подробно описывают не имеющие никакого значения мелочи.

Тугоподвижность (торпидность, вязкость) мышления - выраженная затрудненность последовательного течения мыслей с очевидной замедленностью и крайней тягучестью. Торпидными (вялыми, оцепенелыми) становятся речь больных и их действия.

Персеверация мышления характеризуется наряду с общим затруднением ассоциативного процесса длительным преобладанием одной какой-либо мысли, одного представления. Больной «топчется» на одной мысли, многократно повторяет ее, ответ на вопрос также упорно повторяется даже после того, как задается новый вопрос, совершенно другого содержания.

Задержка, закупорка мышления (Sperrung) - остановка, обрыв мыслей. Больные при этом замолкают, утрачивают нить разговора, пытаются заменить «ушедшую» мысль другой, похожей, но вновь «теряют» ее вследствие новой закупорки. Это происходит при ясном сознании, субъективно регистрируется как потеря мысли. Э. Блейлер (1920) специально подчеркивает, что надо отличать sperrung (задержку ассоциаций) от hemmung (торможения), так как последнее указывает на депрессию, а sperrung характерен для .

Паралогическое мышление - возникновение несопоставимых ассоциативных связей и понятий, положений, объединение противоречивых идей и образов с произвольной заменой одних понятий другими. При этом может наблюдаться «соскальзывание» с основной мысли на совершенно другую по ее направленности, что сопровождается утратой логической связи, делает речь малопонятной по содержанию и смыслу.

И. Ф. Случевский (1975) приводит как пример паралогического мышления письмо одного из больных.

«Уважаемые товарищи! Достойно внимания все, что может заинтересовать всех. К этому я постараюсь добавить немного из фактов, еще происходящих на наших глазах. Возможно, это вызовет с вашей снисходительностью некоторую мягкость, точнее, может быть, мягкая снисходительность будет в центре вашего настроения. Итак, самой человеческой или гуманной профессией является пока медицина. А это все бы признали, если бы поняли отчетливо тесную зависимость голоса общественности, лица общества с медициной. Не хочу навязываться, хотя всеобщее внимание на улучшение здоровья - современное, типичное явление. Конечно, я не пишу масштаба из жизни, наверное, все-таки расширить при общей целеустремленности внимания на все абсолютно полезно отрицать мелочи в нашем кругозоре. У меня дело простое… сформулировать вопрос труднее, чем решать постоянное и повседневное ознакомление с одними и теми же проблемами почти совсем не отягощает трудящихся».

Резонерское мышление характеризуется наличием пустых и бесплодных рассуждений, основанных на формальных, поверхностных аналогиях. Э. А. Евлахова (1936) отмечала у больных шизофренией различные типы резонерства. Вариант «вычурного» резонерства отличается преобладанием аутистической позиции и своеобразной личностной пропорции: тонкость, гиперэстетичность, наблюдательность при наличии эмоционального уплощения. «Манерно-резонерское» мышление характеризуется преобладанием рассуждательства, переоценкой формальной стороны предмета рассуждения, малой содержательностью и продуктивностью предмета рассуждения, банальностью, трафаретностью, склонностью к стереотипиям. «Педантичное резонерство» отличается достаточной контактностью и большей живостью интеллекта, склонностью к шуткам и плоскому остроумию при непонимании юмора, иронии, при утрате чувства такта, чрезмерной патетичностью, с которой произносятся банальные суждения. Выделенные типы резонерства автор не соотносит с особенностями течения болезни.

Психологическая сущность резонерства раскрыта в работах Т. И. Тепеницыной (1965, 1979). Она обнаружила, что резонерство не связано с каким- либо определенным видом ошибок в осуществлении собственно мыслительных операций, а обусловлено особенностями личностно-мотивационной сферы больных. Такой вариант личностной позиции больного определяется как утрированная претенциозно-оценочная позиция, аффективная неадекватность выбора предмета обсуждения, несоответствие его способам доказательств и поводу, недостаточная самокритичность, своеобразная манера речи (витиеватость, склонность к многозначительным интонациям, употребление в избытке зачастую совершенно не подходящих к предмету обсуждения понятий, многоречивость). Резонерское мышление чаще всего встречается при шизофрении, но наблюдается и при , иногда при олигофрении, органических поражениях головного мозга.

Аутистическое мышление (Э. Блейлер, 1911, 1912) определяется автором как аффективное, при котором доминирующими мотивами формирования ассоциаций являются желания, в то время как реально-рационалистические представления вытесняются. Аутистическое мышление возникает как симптом преобладания внутренней жизни (аутизм), что сопровождается активным уходом от реальной жизни. Аутистическое мышление, таким образом, может давать выражение всевозможным тенденциям и влечениям, которые скрыты в человеке, одновременно самым противоположным (амбивалентность, амбитендентность мышления). Так как логика, репродуцирующая реальные соотношения, не является для аутистического мышления руководящим началом, самые различные желания могут сосуществовать друг с другом независимо от того, находятся ли они в противоречии, отвергаются ли они сознанием или нет. При реалистическом мышлении в жизни и поступках большое число влечений и желаний игнорируется, подавляется в пользу того, что является субъективно важным; многие из этих желаний едва ли доходят до нашего сознания. В аутизме, при аутистическом мышлении все это может получить свое выражение подчас в одних и тех же аутистических мыслях, противоположных по содержанию: быть опять ребенком, чтобы простодушно наслаждаться жизнью, и быть в то же время зрелым человеком, желания которого направлены, например, на достижение власти, на высокое положение в обществе; жить бесконечно долго и заменить одновременно это жалкое существование нирваной. При этом идеи могут выражаться в самых рискованных символах, а мышление одновременно - становится символическим. Подобные особенности мышления и аутизм как особый Феномен чаще встречаются, по мнению Э. Блейлера, при шизофрении.

Психологи хорошо определяют формы расстройства мышления, степень его отклонения от «нормы».

Можно выделить группу кратковременных или незначительных нарушений, которые встречаются у вполне здоровых людей, и такую группу расстройств мышления, которые носят выраженный и болезненный характер.

Говоря о вторых, привлекают классификацию, созданную Б. В. Зейгарник и используемую в отечественной психологии:

  1. Нарушения операциональной стороны мышления:
    • снижение уровня обобщения;
    • искажение уровня обобщения.
  2. Нарушение личностного и мотивационного компонента мышления:
    • разноплановость мышления;
    • резонерство.
  3. Нарушения динамики мыслительной деятельности:
    • лабильность мышления, или «скачка идей»; инертность мышления, или «вязкость» мышления; непоследовательность суждений;
    • откликаемость.
  4. Нарушения регуляции мыслительной деятельности:
    • нарушение критичности мышления;
    • нарушение регулирующей функции мышления;
    • разорванность мышления.

Кратко поясним особенности указанных расстройств.

Нарушения операциональной стороны мышления проявляются как снижение уровня обобщения , когда трудно вычленить общие признаки предметов.

В суждениях же преобладают непосредственные представления о предметах, между которыми устанавливаются лишь конкретные связи. Классифицировать, находить ведущее свойство, выделять общее становится почти невозможным, человек не улавливает переносного смысла пословиц, не может разложить картинки в логической последовательности. Аналогичными проявлениями характеризуется умственная отсталость; при деменции (наступающем старческом слабоумии) у человека, ранее умственно полноценного, также проявляются похожие нарушения и снижается уровень обобщения. Но есть и отличие: умственно отсталые люди, пусть и очень медленно, способны формировать новые понятия и умения, поэтому они обучаемы. Дементные больные, хотя и обладают остатками прежних обобщений, не в состоянии усвоить новый материал, не могут использовать свой прежний опыт, их нельзя обучить.

Искажение процесса обобщения проявляется в том, что в своих суждениях человек отражает лишь случайную сторону явлений, а существенные отношения между предметами не принимаются во внимание. При этом такие люди могут руководствоваться чрезмерно общими признаками, опираться на неадекватные отношения между предметами. Так, больной, которому свойственны такие нарушения мышления, относит гриб, лошадь, карандаш в одну группу по «принципу связи органического с неорганическим». Или он объединяет «жука» и «лопату», объясняя: «Лопатой роют землю, и жук тоже роется в земле». Он может объединять «часы и велосипед», полагая: «Оба измеряют: часы измеряют время, а велосипедом измеряется пространство, когда едут на нем». Подобные расстройства мышления встречаются у больных шизофренией, у психопатов.

Нарушение динамики мышления проявляется по-разному.

Лабильность мышления , или «скачка идей», свойственна тому человеку, который, не успев закончить одну мысль, переходит к другой. Каждое новое впечатление меняет направление его мыслей, он беспрерывно говорит, без всякой связи смеется, его отличают хаотичный характер ассоциаций, нарушение логического хода мышления.

Инертность , или «вязкость мышления» , - это такое расстройство, когда люди не могут изменить способ своей работы, суждения, не способны переключаться с одного вида деятельности на другой. Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией и как отдаленное последствие перенесенных тяжелых травм мозга. В крайних случаях человек не может справиться даже с элементарным заданием, если оно требует переключения. Поэтому нарушение динамики мыслительной деятельности приводит к снижению уровня обобщения: человек не способен классифицировать даже на конкретном уровне, так как каждая картинка выступает для него единичным экземпляром, и он не в состоянии переключиться на другую картинку, сравнить их между собой и т. д.

Непоследовательность суждений отмечается, когда адекватный характер суждений неустойчив, т. е. правильные способы выполнения мыслительных действий чередуются с ошибочными. При утомлении и колебании настроения это встречается и у вполне здоровых людей. Подобные колебания правильных и ошибочных способов выполнения одного и того же умственного действия случаются у 80% людей с сосудистыми заболеваниями мозга, у 68% больных, перенесших травму мозга, у 66% больных с маниакальным психозом. Колебания были вызваны не сложностью материала - они проявлялись и на простейших заданиях, т. е. свидетельствовали о неустойчивости умственной деятельности.

«Откликаемость» - это неустойчивость способа выполнения действий, проявляющаяся в чрезмерной форме, когда правильные действия чередуются с нелепыми, но человек этого не замечает. Откликаемость проявляется в неожиданном реагировании на различные случайные раздражители окружающей обстановки, не адресованные человеку. В результате этого нормальный мыслительный процесс становится невозможным: любой раздражитель изменяет направление мыслей и действий, человек то реагирует правильно, то его поведение откровенно нелепо, он не понимает, где находится, сколько ему лет и т. п. Откликаемость больных - последствие снижения активности коры мозга. Она разрушает целенаправленность умственной деятельности. Такие нарушения встречаются у больных с тяжелой формой сосудистых заболеваний головного мозга, с гипертонической болезнью.

«Соскальзывание» состоит в том, что человек, рассуждая о каком-либо объекте, неожиданно сбивается с правильного хода мыслей после ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способен рассуждать правильно, не повторяя допущенной ошибки, но и не исправляя ее.

Мышление связано с потребностями, стремлениями, целями, чувствами людей, поэтому отмечаются нарушения его мотивационного и личностного компонента.

Разноплановость мышления - это расстройство, когда суждения о каком-либо явлении находятся в разных плоскостях. При этом они непоследовательны, происходят на разных уровнях обобщения, т. е. время от времени человек не может правильно рассуждать, его действия перестают быть целенаправленными, он теряет первоначальную цель и не может выполнить даже простое задание. Такие нарушения встречаются при шизофрении, когда мышление «как бы течет по различным руслам одновременно», минуя сущность рассматриваемой проблемы, не имея цели и переключаясь на эмоциональное, субъективное отношение. Именно из-за разноплановости мышления и эмоциональной насыщенности обыденные предметы начинают выступать в роли символов. Например, больной, страдающий бредом самообвинения, получив печенье, приходит к выводу, что сегодня его сожгут в печи (печенье для него выступает символом печи, где его должны сжечь). Подобные нелепые рассуждения возможны оттого, что из-за эмоциональной захваченности и разноплановости мышления человек рассматривает любые предметы в неадекватных, искаженных аспектах.

Резонерство - многоречивые, бесплодные рассуждения, появляющиеся вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления подвести любое явление под какую-то концепцию, причем интеллект и познавательные процессы у человека в этом случае не нарушены. Резонерство часто характеризуют как склонность «к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений и к формированию оценочных суждений» (Б. В. Зейгарник).

Нарушение регулирующей функции мышления проявляется достаточно часто даже у вполне здоровых людей. При сильных же эмоциях, аффектах, чувствах суждения человека становятся ошибочными и неадекватно отражают действительность либо его мысли могут остаться правильными, но перестают регулировать поведение, возникают неадекватные действия, нелепые поступки, порой он становится «невменяемым». «Чтобы чувства взяли верх над разумом, надо, чтобы разум был слаб» (П. Б. Ганнушкин). Под влиянием сильного аффекта, страсти, отчаяния либо в особо острой ситуации у здоровых людей может возникнуть состояние, близкое к «спутанному».

Нарушение критичности мышления. Это неумение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями, оставление без внимания не только частичных ошибок, но даже абсурдности своих действий и суждений. Ошибки могут исчезать, если кто-то заставит данного человека проверить свои действия, хотя тот чаще реагирует иначе: «И так сойдет». Отсутствие самоконтроля приводит к указанным нарушениям, от которых страдает сам человек, т. е. его действия не регулируются мышлением, не подчинены личностным целям. Целенаправленности лишены и действия, и мышление. Нарушение критичности обычно связано с поражением лобных долей мозга. И. П. Павлов писал:

«Сила ума гораздо больше мерится правильной оценкой действительности, чем массой школьных знаний, которых вы можете собрать сколько угодно, но это ум низшего порядка. Гораздо более точная мера ума - это правильное отношение к действительности, правильная ориентировка, когда человек понимает свои цели, предвидит результат своей деятельности, контролируя себя».

«Разорванность мышления» случается, когда человек часами может произносить монологи, хотя рядом присутствуют другие люди. При этом отсутствует связь между отдельными элементами высказываний, нет какой-либо содержательной мысли, лишь невразумительный поток слов. Речь в этом случае не является орудием мысли или средством общения, не регулирует поведение самого человека, а выступает как автоматическое проявление механизмов речи.

При эйфории, увлеченности (у некоторых людей в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наскакивает» на другую. Непрерывно возникающие суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми потоками на окружающих.

Непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей называется ментизмом . Противоположное расстройство мышления - шперрунг , т.е. обрыв мыслительного процесса. Оба этих вида встречаются почти исключительно при шизофрении.

Неоправданная «обстоятельность мышления» - это тот случай, когда оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие таким расстройством, старательно, бесконечно описывают всякие мелочи, подробности, не имеющие никакого значения детали.

Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу идеи и положения. Они допускают подмену одних понятий другими. Такое «субъективное» мышление называют паралогическим.

Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения, т. е. к тому, что в психологии называют функциональной ригидностью мышления . Эта особенность связана с чрезмерной его зависимостью от накопленного опыта, чья ограниченность и повторяемость затем приводят к стереотипам.

Ребенок или взрослый мечтает, воображая себя героем, изобретателем, великим человеком и т. п. Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутистическом мышлении. Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, теряются и слабеют контакты с ней, неактуальным становится стремление общаться с окружающими.

Крайняя степень расстройства мышления - бред , или «интеллектуальная мономания» . Бредовыми считаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей. Так, нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают выражать весьма странные с точки зрения окружающих идеи, и переубедить их невозможно. Одни, не имея медицинского образования, изобретают «новый» способ лечения, например, рака, и все силы отдают борьбе за «внедрение» своего гениального открытия («бред изобретательства»). Другие разрабатывают проекты по совершенствованию общественного устройства и готовы на все ради борьбы за счастье человечества («бред реформаторства»). Третьи поглощены житейскими проблемами: они или круглосуточно «устанавливают» факт неверности своего супруга, в котором, впрочем, и так заведомо убеждены («бред ревности»), либо, уверенные, что в них все влюблены, назойливо пристают с любовными объяснениями к окружающим («эротический бред»). Наиболее распространенным является «бред преследования»: с человеком якобы плохо обращаются на службе, подсовывают ему самую трудную работу, издеваются, угрожают, начинают преследовать.

Интеллектуальное качество и степень «убедительности» бредовых идей зависят от возможностей мышления того, кто ими «захвачен». Обнаружить их далеко не просто, да и не всегда возможно. Поэтому бредовые интерпретации и положения могут легко «заражать» окружающих, а в руках фанатичных или параноидальных личностей оказываются грозным социальным оружием.

Торпидность мышления (от англ. torpidus - вялый, неактивный, оцепенелый, бесчувственный) обозначается также терминами вязкость мышления, инертность мышления, прилипчивость мышления. Характеризуется снижением подвижности процессов мышления, замедленным переключением мышления с одного целевого представления на другое. Развивая одну какую-то тему, пациенты как бы увязают в ней, топчутся на одном месте, продвигаются вперёд очень медленно и не могут перевести внимание на другую тему, даже если вполне исчерпали предыдущую.

Нередко, отвечая на следующий вопрос, они неоднократно возвращаются к уже сказанному, по несколько раз повторяются. Попытки собеседника ускорить темп сообщений часто встречают со стороны пациента реакцию недовольства, обиды на то, что их не хотят слушать или не придают их высказываниям должного значения. Торпидность мышления обычно сочетается с , чрезмерной детализацией, громоздкими и тяжеловесными построениями фраз. Типичные проявления расстройства встречаются у пациентов с эпилепсией, паркинсонизмом, травматическими повреждениями височных отделов головного мозга.

Осциллирующее мышление. Осциллирующее мышление (от лат. oscillum - качание, колебание) есть особенность мыслительной активности, выражающаяся в неравномерности темпа мышления, в резких колебаниях скорости мышления. Темп мышления не остаётся всегда неизменным и в норме, он постоянно меняется в зависимости от разных обстоятельств. Когда эти колебания принимают болезненный характер, можно видеть, как в ходе беседы пациенты говорят то быстро, громко и много, словно куда-то спешат, то вдруг замедляют речь, ограничиваются отдельными высказываниями, говорят тихо, будто для себя, они вроде бы отключаются от беседы и думают о чём-то своём. Затем следует период нового оживления, который сменяется очередным спадом, и так далее.

Длительность периодов оживления и затухания активности мышления ограничивается несколькими минутами. Сами пациенты этого обычно не замечают и никак не объясняют столь заметных колебаний своей психической активности. Данный феномен иногда касается не только обычного, но и бредового мышления. Описан, например, осциллирующий бред - нестойкие, то появляющиеся, то исчезающие бредовые идеи. У маниакальных пациентов выявлена флуктуация внимания - неустойчивость внимания с его переходами с одного объекта на другой. К.Ясперс упоминает о флуктуации сознания - колебаниях ясности сознания, «которые иногда переходят в его полное отсутствие». Он сообщает о пациенте, у которого такие флуктуации происходили в течение одной минуты. Автор подчёркивает, что у пациентов с эпилепсией «нормальное сознание, измеряемое реакцией на едва заметные стимулы, выказывает значительно более высокую меру флуктуации, чем у здоровых людей».



Новое на сайте

>

Самое популярное