Домой Гигиена Системные персеверации возникают при поражении. Особенности течения персеверации во взрослом и детском возрасте

Системные персеверации возникают при поражении. Особенности течения персеверации во взрослом и детском возрасте

Речевые стереотипии, также известные как речевые итерации, словесные тики, являются рефлекторными, лишенными смысла и эмоционально индифферентными повторениями звуков, слогов, слов и целых фраз в речи больного.

Речь пациента может быть как с его собственной инициативы, либо быть спровоцированной вопросами окружающих людей.

Виды речевых стереотипий

Известно несколько видов речевых стереотипий: настойчивый повтор одного умозаключения или слова (персеверация), повторение одного и того же выражения, оборота речи (стоячие обороты), повтор слов или слогов в определенном ритме, либо в рифмованной форме (вербигерация).

Персеверация — настойчивости упорных поем мы оды

Термин персеверация происходит от латинского слова perseveratio, что означает «упорство», «настойчивость». В речи персеверация проявляется как неоднократное воспроизведение одних слогов, слов или предложений.

В сознании пациента как будто «застревает» слово или мысль, и он повторяет ее многократно и монотонно при общении с собеседником. При этом повторяемое слово или фраза не имеют отношения к теме беседы. Речь пациента имеет монотонный характер. Персеверация может проявляться как устно, так и письменно.

Персеверация является результатом ассоциационной деятельности, частью сознания и не происходит случайно. Не стоит путать ее с навязчивыми явлениями, так как последние имеют элемент навязчивости, и пациент осознает абсурдность своих действий.

Вербигерация — частый удел шизофреников

Психическое нарушение, при котором пациент повторяет, выкрикивает монотонным голосом одни и те же междометия, слова, фразы. Данные повторения имеют автоматический и бессодержательный характер, могут длиться несколько часов и даже дней.

Пациент ритмично, часто в рифму, повторяет слова, и сочетания звуков, которые не имеют смысла. Следует отличать вербигерацию от персеверации, так как при последней повторения зависят от нервно-психических состояний, и исчезают с устранением этих состояний.

Стоячие обороты

Стоячими оборотами называют обрывки фраз, выражения, слова, однотипные идеи, которые больной многократно воспроизводит во время беседы.

Вначале пациент произносит их с одной и той же интонацией, а впоследствии упрощает, редуцирует и процесс сводится к стереотипному повторению слов.

Зачастую произносимые стоячие обороты сильно искажаютсяи становится невозможно понять их изначальные смысл и звучание.

Палилалия

Под палилалией подразумевается повторение больным фразы, либо ее части, отдельного слова или слога, из произнесенного им самим фрагмента речи, два и более раз подряд.

Повторение происходит при обычной громкости голоса, постепенно громкость может понижаться, а темп речи становиться быстрее. К примеру, дав ответ на вопрос, пациент многократно и беспрерывно повторяет ответ.

Проявления палилалии относятся не только к интеллектуальным формам речи, но также и к эмоциональным (восклицаниям, окрикам). Однако она обычно не относится к произносимым машинально, оборотам автоматизированной речи. Количество повторов может достигать двух десятков и более.

Эхолалия

При пациент повторяет фразы и слова, которые были сказаны окружающими его людьми. Зачастую эхолалия присуща маленьким детям, и у них это не является патологией.

Патологией это считается, когда эхолалия становится причиной задержки умственного развития, либо развитие ее наблюдается у взрослого человека.

Речевые стереотипии и психоневрологические заболевания

Причины речевых стереотипий часто кроются в развитии неврологических и психологических заболеваний.

Причины персевераций

Причиной персеверации специалисты считают поражение нижних отделов премоторных ядер коры левого полушария у правшей, и правого полушария – у левшей.

Самой распространенной причиной возникновения персеверации считаются неврологические заболевания, возникшие из-за повреждений головного мозга физического характера. При этом возникает невозможность переключения между различной деятельностью, изменение хода мыслей и порядка действий при выполнении различных задач.

При неврологической природе заболевания причинами появления персеверации бывают:

  1. , при которых поражены боковые орбитофронтальные участки коры и ее префронтальные выпуклости.
  2. — появление нарушений в речи, сформированной на предыдущем жизненном этапе. Данные расстройства возникают вследствие физических повреждений речевых центров, как результат черепно-мозговой травмы, .
  3. Патологии, относящиеся к области лобных долей коры головного мозга .

Психиатрия и психология относят персеверацию к признакам различных фобий и тревожных синдромов. Протекание данной речевой стереотипии в психологическом и психиатрическом направлении может быть вызвано:

  • навязчивостью и селективностью отдельных интересов, что чаще всего встречается у людей с аутистическими отклонениями;
  • недостатком внимания при гиперактивности, при этом стереотипия возникает, как защитный механизм, для привлечения к себе внимания;
  • неуклонное стремление к обучению и познанию нового может приводить к зацикленности на одном умозаключении или деятельности;
  • персеверация часто является одним из симптомов .

Не стоит путать персеверацию с обсессивно-компульсивным расстройством, привычками человека, склеротическими изменениями памяти.

Персеверации чаще наблюдаются у больных слабоумием (), которое вызвано , а также при возрастных атрофических процессах в мозге. Интеллект больного нарушен, и он не может понять задаваемый вопрос и вместо логичного ответа повторяет ранее употреблявшиеся фразы.

Что провоцирует развитие вербигерации

При вербигерации нет связи с определенными нервно-психическими состояниями. Одной из особенностей вербигерации является то, что пациент произносит слова без проявлений аффекта. Как правило, словесные повторения сопровождаются активной мимикой и двигательными нарушениями.

Чаще всего данные словесные итерации встречается у пациентов с и кататонической шизофренией.

Причины стоячих оборотов, палилалии и эхолалии

Появление в речи стоячих оборотов сигнализирует о снижении интеллекта, опустошении мышления. Нередко они появляются при таком заболевании как эпилептическое слабоумие. Также одним из заболеваний, при которых характерны стоячие обороты является , а также другие атрофические заболевания мозга.

Палилалия является типичным проявлением при болезни Пика. Также нередко сопровождает такие заболевания как стриарная патология, стриопаллидарная патология (атрофическая, воспалительная, сосудистая), постэнцефалический , шизофрения.

Возникновение эхолалии зачастую связывают с поражением лобных долей головного мозга. При наличии у пациента таких симптомов, как галлюцинации, нарушение координации, забывчивость, необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Если поражение головного мозга не диагностировано, то причинами развития эхолалии могут быть , шизофрения, аутизм, синдром Туретта.

Постановка диагноза

Диагностика речевых стереотипий предполагает комплексное тестирование. Пациенту предлагается пройти специальное тестирование или ответить на простые вопросы (подразумевающие ответы «да», либо «нет»), выполнить повтор схожих по звучанию звуков или звукосочетаний.

Также больному предлагается назвать предметы, которые находятся в комнате, назвать дни недели, пояснить смысл слов, пересказать текст.

Очень важно при обследовании пациента определить понимает ли он речь, обращенную к нему. Если есть подозрения на наличие легких форм речевых нарушений, врач-дефектолог применяет другие более сложные методы диагностики.

Для диагностики речевых стереотипий используется методика, включающая в себя серию отдельных тестов. Пациенту предлагается написать слова в обычном и обратном порядке, написать слова и фразы прописными и строчными буквами, прочесть текст в прямом и обратном порядке, написать цифры в обычном и перевернутом виде, произвести умножение. При проведении тостов врач оценивает количество правильных и неправильных ответов в минуту.

Терапия и коррекция

Лечение пациентов с речевыми стереотипиями подразумевает следующие методики:

  • фармакотерапия;
  • лечебная физкультура;
  • психотерапия;
  • психологическая коррекция;
  • физиотерапия;
  • логотерапия;
  • работа с дефектологами.

Необходимо начинать терапию с лечения основного провоцирующего заболевания. Возможность восстановить речевую функцию будет зависеть от главного диагноза.

При наличии у больного афазии основной акцент делается на автоматизированную речь, затем пациента постепенно обучают осмыслению и отделению главного от второстепенного. Если основным заболеванием является слабоумие, во время терапии акцентируют внимание на смысловое значение слов. Больных с легкой формой шизофрении учат корректному построению предложений, сохраняющих смысловое содержание.

В Западных странах при лечении данных нарушений основной акцент делается на медикаментозный способ терапии. Наиболее широко применяются . Они способствуют изменениям в патологических процессах работы головного мозга.

В сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом;

Информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную память;

Происходит существенная перестройка ранее воспринятого содержания.

Воспроизведение носит избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности и актуальными переживаниями.
Различают произвольное и непроизвольное, а также непосредственное и отсроченное воспроизведения.

Инертность нервной системы

От лат.Inertia - неподвижность

Инертность нервной системы - особенность нервных процессов:

Заключающаяся в низкой подвижности протекания процессов в нервной системе;

Обусловленная трудностями в переключении условных раздражителей с положительного модуса на тормозной (и наоборот).

При патологических нарушениях инертность может выражаться в виде персеверации.

Интеллектуальная персеверация

Интеллектуальная персеверация - навязчивое воспроизведение одних и тех же (неадекватных) интеллектуальных операций, которое:

Появляется в виде серийных интеллектуальных действий: арифметический счет, установление аналогий, классификация;

Возникает при поражении коры лобных долей мозга (левого полушария), когда нарушается контроль за интеллектуальной деятельностью.

Моторная персеверация

Моторная персеверация - навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов. Различают:

Элементарную моторную персеверацию;

Системную моторную персеверацию; а также

Моторную речевую персеверацию.

Моторная речевая персеверация

Моторная речевая персеверация - моторная персеверация, которая:

Проявляется в виде многократных повторений одного и того же слога или слова в устной речи и при письме; и

Возникает как одно из проявлений эфферентной моторной афазии при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).

Сенсорная персеверация

Сенсорная персеверация - навязчивое воспроизведение одних и тех же звуковых, тактильных или зрительных образов, которое возникает при поражении корковых отделов анализаторных систем.

Системная моторная персеверация

Системная моторная персеверация - моторная персеверация, которая:

Проявляется в многократном повторении целых программ движений; и

Возникает при поражении префронтальных отделов коры мозга.

Элементарная моторная персеверация

Элементарная моторная персеверация - моторная персеверация, которая:

Проявляется в многократном повторении отдельных элементов движения; и

Возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур.

/ 49c / 13 Нарушение произвольных движений

связанных со зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, вестибулярной афферентацией. Поражение

мозжечка сопровождается разнообразными двигательными расстройствами (прежде всего расстройствами

координации двигательных актов). Их описание составляет один из хорошо разработанных разделов

Поражение пирамидных и экстрапирамидных структур спинного мозга сводится к нарушению функций

мотонейронов, вследствие чего выпадают (или нарушаются) управляемые ими движения. В зависимости от

уровня поражения спинного мозга нарушаются двигательные функции верхних или нижних конечностей (на

одной или на обеих сторонах), причем все местные двигательные рефлексы осуществляются, как правило,

нормально или даже усиливаются вследствие устранения коркового контроля. Все эти нарушения движений также подробно рассматриваются в курсе неврологии.

Клинические наблюдения за больными, у которых имеется поражение того или иного уровня пирамидной или экстрапирамидной системы,

позволили уточнить функции этих систем. Пирамидная система ответственна за регуляцию дискретных, точных движений, полностью подчиненных произвольному контролю и хорошо афферентированных «внешней» афферентацией (зрительной, слуховой). Она управляет комплексными пространственно-организованными движениями, в которых участвует все тело. Пирамидная система регулирует преимущественно фазический тип движений, т. е. движения, точно дозированные во времени и в пространстве.

Экстрапирамидная система управляет в основном непроизвольными компонентами произвольных движений; к ним кроме регуляции тонуса (того фона двигательной активности, на котором разыгрываются фазические кратковременные двигательные акты) относятся:

♦ регуляция физиологического тремора;

♦ общая согласованность двигательных актов;

Экстрапирамидная система управляет также разнообразными двигательными навыками, автоматизмами. В целом экстрапирамидная система менее кортиколизована, чем пирамидная, и регулируемые ею двигательные акты в меньшей степени произвольны, чем движения, регулируемые пирамидной системой. Следует, однако, помнить, что пирамидная и экстрапирамидная системы представляют собой единый эфферентный механизм, разные уровни которого отражают разные этапы эволюции. Пирамидная система, как эволюционно более молодая, является в известной степени «надстройкой» над более древними экстрапирамидными структурами, и ее возникновение у человека обусловлено прежде всего развитием произвольных движений и действий.

Нарушения произвольных движений и действий

Нарушения произвольных движений и действий относятся к сложным двигательным расстройствам, которые в первую очередь связаны с поражением коркового уровня двигательных функциональных систем.

Этот тип нарушений двигательных функций получил в неврологии и нейропсихологии название апраксий. Под апраксиями понимаются такие нарушения произвольных движений и действий, которые не сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами - параличами и парезами, явными нарушениями мышечного тонуса и тремора, хотя возможны сочетания сложных и элементарных двигательных расстройств.

Апраксиями обозначают прежде всего нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами.

История изучения апраксий насчитывает многие десятилетия, однако до настоящего времени эту проблему нельзя считать решенной окончательно. Сложности понимания природы апраксий нашли отражение в их классификациях. Наиболее известная классификация, предложенная в свое время Г. Липманном (H . Li ртапп, 1920) и признаваемая многими современными исследователями, выделяет три формы апраксий: идеаторную, предполагающую распад «идеи» о движении, его замысла; кинетическую, связанную с нарушением кинетических «образов» движения; идеомоторную, в основе которой лежат трудности передачи «идей» о движении в «центры исполнения движений». Первый тип апраксий Г. Липманн связывал с диффузным поражением мозга, второй - с поражением коры в нижней премоторной области, третий - с поражением коры в нижней теменной области. Другие исследователи выделяли формы апраксий в соответствии с пораженным двигательным органом (оральная апраксия, апраксия туловища, апраксия пальцев и т. п.) (Я. Несаеп, 1969 и др.) или с характером нарушенных движений и действий (апраксия выразительных движений лица, объектная апраксия, апраксия подражательных движений, апраксия походки, аграфия и т. д.) (J . М. Nielsen , 1946 и др.). До настоящего времени нет единой классификации апраксий. А. Р. Лурия разработал классификацию апраксий, исходя из общего понимания психологической структуры и мозговой организации произвольного двигательного акта. Суммируя свои наблюдения за нарушениями произвольных движений и действий, используя метод синдромного анализа, вычленяющий основной ведущий фактор в происхождении нарушений высших психических функций (включая и произвольные движения и действия), он выделил четыре формы апраксий (А. Р. Лурия, 1962, 1973 и др.). Первую он обозначил как кинестетическая апраксия. Эта форма апраксий, впервые описанная О. Ф.

Ферстером (О. Foerster , 1936) в 1936 году, а позже изучавшаяся Г. Хедом (Я. Head , 1920), Д. Денни-Брауном

(D . Denny - Brown , 1958) и другими авторами, возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры больших полушарий (т. е. задних отделов коркового ядра двигательного анализатора: 1, 2, частично 40-го полей преимущественно левого полушария). В этих случаях нет четких двигательных дефектов, сила мышц достаточная, парезов нет, однако страдает кинестетическая основа движений. Они становятся недифференцированными, плохо управляемыми (симптом «рука-лопата»). У больных нарушаются движения при письме, возможность правильного воспроизведения различных поз руки (апраксия позы); они не могут показать без предмета, как совершается то или иное действие (например, как наливают чай в стакан, как закуривают сигарету и т. п.). При сохранности внешней пространственной организации движений нарушается внутренняя проприоцептивная кинестетическая афферентация двигательного акта.

При усилении зрительного контроля движения можно в определенной степени скомпенсировать. При поражении левого полушария кинестетическая апраксия обычно носит двухсторонний характер, при поражении правого полушария - чаще проявляется только в одной левой руке.

Вторая форма апраксий, выделенная А. Р. Лурия, - пространственная апраксия, или апрактоагнозия, - возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры на границе 19-го и 39-го полей, особенно при поражении левого полушария (у правшей) или при двухсторонних очагах. Основой данной формы апраксий является расстройство зрительно-пространственных синтезов, нарушение пространственных представлений («верх-низ», «правое-левое» и т. д.). Таким образом, в этих случаях страдает зрительно-пространственная афферентация движений. Пространственная апраксия может протекать и на фоне сохранных зрительных гностических функций, но чаще она наблюдается в сочетании со зрительной оптико-пространственной агнозией. Тогда возникает комплексная картина апрактоагнозии. Во всех случаях у больных наблюдаются апраксия позы, трудности выполнения пространственно-ориентированных движений (например, больные не могут застелить постель, одеться и т. п.). Усиление зрительного контроля за движениями им не помогает. Нет четкой разницы при выполнении движений с открытыми и закрытыми глазами. К этому типу расстройств относится и конструктивная апраксия - трудности конструирования целого из отдельных элементов (кубики Кооса и т. п.). При левостороннем поражении теменно-затылочных отделов коры

нередко возникает оптико-пространственная аграфия из-за трудностей правильного написания букв, различно ориентированных в пространстве.

Третья форма апраксий - кинетическая апраксия - связана с поражением нижних отделов премоторной области коры больших полушарий (б-го, 8-го полей - передних отделов «коркового» ядра двигательного анализатора). Кинетическая апраксия входит в премоторный синдром, т. е. протекает на фоне нарушения автоматизации (временной организации) различных психических функций. Проявляется в виде распада «кинетических мелодий», т. е. нарушения последовательности движений, временной организации двигательных актов. Для этой формы апраксии характерны двигательные персеверации (элементарные персеверации - по определению А. Р. Лурия), проявляющиеся в бесконтрольном продолжении раз начавшегося движения (особенно серийно выполняемого; рис. 36, А ).

Рис. 36. Персеверации движений у больных с поражением передних отделов

А - элементарные персеверации движений при рисовании и письме у больного с массивной внутримозговой опухолью

левой лобной доли: а - рисование круга, б - написание цифры 2, в - написание цифры 5;

Б - персеверации движений при рисовании серий фигур у больного с внутримозговой опухолью левой лобной доли

Эта форма апраксии изучалась рядом авторов - К. Кляйстом (К. Kleist , 1907), О. Ферстером (О. Foerster , 1936) и др. Особенно подробно она исследовалась А. Р. Лурия (1962, 1963, 1969, 1982 и др.), установившим при данной форме апраксии общность нарушений двигательных функций руки и речевого аппарата в виде первичных трудностей автоматизации движений, выработки двигательных навыков. Кинетическая апраксия проявляется в нарушении самых различных двигательных актов: предметных действий, рисования, письма, - в трудности выполнения графических проб, особенно при серийной организации движений (динамическая апраксия ). При поражении нижне-премоторных отделов коры левого полушария (у правшей) кинетическая апраксия наблюдается, как правило, в обеих руках.

Четвертая форма апраксии - регуляторная или префронтальная апраксия - возникает при поражении конвекситальной префронтальной коры кпереди от премоторных отделов; протекает на фоне почти полной сохранности тонуса и мышечной силы. Она проявляется в виде нарушений программирования движений, отключения сознательного контроля за их выполнением, замены нужных движений моторными шаблонами и стереотипами. При грубом распаде произвольной регуляции движений у больных наблюдаются симптомы эхопраксии в виде бесконтрольных подражательных повторений движений экспериментатора. При массивных поражениях левой лобной доли (у правшей) наряду с эхопраксией возникает эхолалия - подражательные повторения услышанных слов или фраз.

Для регуляторной апраксии характерны системные персеверации (по определению А. Р. Лурия), т. е. персеверации всей двигательной программы в целом, а не ее отдельных элементов (рис. 36, Б ). Такие больные после письма под диктовку на предложение нарисовать треугольник обводят контур треугольника движениями, характерными для письма, и т. п. Наибольшие трудности у этих больных вызывает смена программ движений и действий. В основе этого дефекта лежит нарушение произвольного контроля за осуществлением движения, нарушение речевой регуляции двигательных актов. Данная форма апраксии наиболее демонстративно проявляется при поражении левой префронтальной области мозга у правшей. Классификация апраксии, созданная А. Р. Лурия, основана главным образом на анализе нарушений двигательных функций у больных с поражением левого полушария головного мозга. В меньшей степени исследованы формы нарушения произвольных движений и действий при поражении различных корковых зон правого полушария; это - одна из актуальных задач современной нейропсихологии.

Из произведений А. Р. Лурия

Легко видеть, что все эти механизмы, играющие центральную роль в построении различных по сложности видов произвольного движения, создают новое представление о произвольном движении как о сложной функциональной системе, в деятельность которой, наряду с передними центральными извилинами (являющимися лишь «выходными воротами» двигательного акта), вовлекается большой набор корковых зон, выходящих за пределы передних центральных извилин и обеспечивающих (вместе с соответствующими подкорковыми аппаратами) нужные виды афферентных синтезов. Такими разделами, принимающими интимное участие в построении двигательного акта, являются постцентральные отделы коры (обеспечивающие кинестетические синтезы), теменно-затылочные отделы коры (обеспечивающие зрительно-пространственные синтезы), премоторные отделы коры (играющие существенную роль в обеспечении синтеза последовательных импульсов в единую кинетическую мелодию) и, наконец, лобные отделы мозга, несущие важные функции в подчинении движений исходному намерению и в сличении полученного эффекта действия с исходным намерением.

Естественно поэтому, что поражение каждой из упомянутых областей может приводить к нарушению произвольного двигательного акта. Однако столь же естественно, что нарушение произвольного двигательного акта при поражении каждой из этих зон будет носить своеобразный, отличающийся от других нарушений характер. (А. Р. Лурия. Мозг человека и психические процессы. - М.: Педагогика, 1970. - С. 36-37. )

Рис. 37. Дифференциация коры головного мозга человека в соответствии с таламо-кортикальными проекциями.

А - конвекситальная; Б - медиальная поверхности правого полушария: 1 - центральная область коры, получающая проекции от передневентрального и латерально-вентрального ядер таламуса; 2 - центральная область коры, получающая проекции от задневентрального ядра; 3 - лобная область коры, получающая проекции от дорсомедиального ядра; 4 - теменно-височно-затылочная область коры, получающая проекции от латерально-дорсального и латерально-заднего ядер; 5 - теменно-височно-затылочная область коры, получающая проекции от подушки зрительного бугра; 6 - затылочная область коры, получающая проекции от наружного коленчатого тела; 7 - надвисочная область коры, получающая проекции от внутреннего коленчатого тела; 8 - лимбическая область коры, получающая проекции от передних ядер зрительного бугра; CF - центральная борозда (по Т . Риилю )

Апраксии – это нарушение произвольных движений и действий при поражении коры головного мозга, не сопровождающееся четкими элементарными двигательными расстройствами (парезы, параличи, нарушение тонуса и т.д.).

Лурия выделил 4 вида апраксий, которые зависят от фактора поражения:

Кинестетическая апраксия. Нижняя теменная зона. 1, 2 и частично 40 поля. Преимущественно левое полушарие. Нарушается аферентация. Человек не получает обратную связь. Страдает праксис позы (невозможность придать части тела нужного положения). Не чувствует расположение пальцев руки и т.д. «Рука-лопата». Нарушаются все предметные действия, письмо, не может правильно взять ручку. Проба: апраксия - поза (показываем позы руки, Больной должен повторить). Усиление зрительного контроля помогает. С закрытыми глазами – недоступно.

Кинетическая апраксия. Нижние отделы премоторной области (нижний лоб). Нарушено плавное переключение с одной операции на другую. Элементарные персеверации – начав движение, Больной застревает (повтор операции). Нарушение письма. Осознают свою несостоятельность. Проба: кулак – ладонь – ребро; заборчики.

Пространственная апраксия. Теменно-затылочные отделы, особенно при левых очагах. Нарушены зрительно-пространственные контакты движений. Трудность выполнения пространственных движений: одеться, приготовить еду и т.д. Бытовая жизнь сложна. ПробыХэда: повторить движение. Возникает оптико-пространственная аграфия. Элементы букв. Невозможность соотнести свое тело с окружающим миром.

Регуляторная апраксия. Префронтальные отделы мозга. Нарушение речевой регуляции. Страдает контроль за протеканием движений и действий. Больной не может справиться с двигательными заданиями. Возникают системные персеверации (повторение всего действия). Сложность усвоения программы. Теряются навыки. Есть шаблоны и стереотипы, которые остаются. Результат с замыслом не сличаются.

Особенностью структуры коры больших полушарий является расположение нервных клеток в шесть слоев, лежащих друг над другом.

первый слой - lamina zonalis, зональный (краевой) слой или молекулярный - беден нервными клетками и образован в основном сплетением нервных волокон

второй - lamina granularis externa, наружный зернистый слой - называется так из-за наличия в нем густо расположенных мелких клеток, диаметром 4-8 мк,имеющих на микроскопических препаратах форму круглых, треугольных и многоугольных зерен

третий - lamina pyramidalis, пирамидальный слой - имеет большую толщину, чем первые два слоя. В нем содержатся пирамидные клетки разной величины

четвертый - lamina dranularis interna, внутренний зернистый слой - подобно второму слою, он состоит из мелких клеток. Этот слой в некоторых участках коры больших полушарий взрослого организма может отсутствовать; так, например, его нет в моторной области коры

пятый - lamina gigantopyramidalis, слой больших пирамид (гигантские клетки Беца) - от верхней части этих клеток отходит толстый отросток - дендрит, многократно ветвящийся в поверхностных слоях коры. Другой длинный отросток - аксон - больших пирамидных меток уходит в белое вещество и направляется к подкорковым ядрам или к спинному мозгу.

шестой - lamina multiformis, полиморфный слой (мультиформный) - состоит из клеток треугольной формы и веретенообразных

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Мир Психологии

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ

Персеверация (от лат. perseveratio - упорство) - навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей. Различают моторные, сенсорные и интеллектуальные П.

Моторные Персеверация - возникают при поражении передних отделов больших полушарий головного мозга и проявляются либо в многократном повторении отдельных элементов движения (напр., при написании букв или при рисовании); такая форма П. возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур и носит название «элементарной» моторной П. (по классификации А.Р. Лурия, 1962); либо в многократном повторении целых программ движений (напр., в повторении движений, необходимых для рисования, вместо движений письма); такая форма П. наблюдается при поражении префронтальных отделов коры головного мозга и называется «системной» моторной П. Особую форму моторных П. составляют моторные речевые П., которые возникают как одно из проявлений эфферентной моторной афазии в виде многократных повторений одного и того же слога, слова в устной речи и при письме. Данная форма моторных П. возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).

Сенсорные Персеверации возникают при поражении корковых отделов анализаторов и проявляются в виде навязчивого повторения звуковых, тактильных или зрительных образов, увеличения длительности последействия соответствующих раздражителей.

Интеллектуальные Персеверация возникают при поражении коры лобных долей мозга (чаще левого полушария) и проявляются в виде повторения неадекватных стереотипных интеллектуальных операций. Интеллектуальные П., как правило, появляются при выполнении серийных интеллектуальных действий, напр. при арифметическом счете (от 100 отнимать по 7, пока ничего не останется, и т.п.), при выполнении серии задач на аналогии, классификацию объектов и т.д., и отражают нарушения контроля за интеллектуальной деятельностью, ее программирования, свойственные «лобным» больным. Интеллектуальные П. характерны и для умственно отсталых детей как проявление инертности нервных процессов в интеллектуальной сфере. См. также о персеверирующих образах в статье Представления памяти. (Е.Д. Хомская)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Персеверация (лат. persevero – упорно держаться, продолжаться)

  • термин C Neisser (1884), обозначает «устойчивое повторение или продолжение однажды начатой деятельности, например, повторение какого-либо слова в письменной или устной речи в неадекватном контексте». Обычно чаще имеется в виду персеверация мышления, когда пациент на последующие вопросы повторяет ответ на последний из предыдущих. Так, ответив на вопрос о его фамилии, пациент на другие, новые вопросы продолжает называть свою фамилии.
  1. моторные персеверации,
  2. сенсорные персеверации и
  3. эмоциональные персеверации.
  • спонтанные и многократные повторения уже сказанного, сделанного чаще обозначают термином итерации, а воспринятого или пережитого - термином эхомнезия;
  • тенденция продолжать следовать определённой модели поведения, при этом подразумевается, что эта тенденция сохраняется до тех пор, пока она не осознаётся индивидом как неадекватная.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Персеверация (лат. persevezo - упорно держаться, продолжаться) - склонность к застреванию в речи, мышлении, «устойчивое повторение или продолжение однажды начатой деятельности, например, повторение какого-либо слова в письменной или устной речи в неадекватном контексте». Помимо персеверации в мышлении различают также моторные, сенсорные и эмоциональные персеверации.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Персеверации (от лат. persevero, perseveratum – продолжаться, упорно держаться) - патологическое повторение слов или действий. Характерно для поражения премоторных зон больших полушарий.

Персеверации двигательные - нарушения двигательных навыков в связи с инертностью стереотипов и обусловленные этим трудности переключения от одного действия к другому, возникающие при поражении премоторной зоны коры больших полушарий. Особенно отчетливы П.д. в контрлатеральной патологическому очагу руке, но при поражении левой премоторной зоны они могут проявляться и в обеих руках.

Персеверации мышления - расстроенное мышление, при котором неоднократно повторяются определенные представления, мысли. При этом возникают трудности переключения с одной мысли на другую.

Персеверации речевые - проявление эфферентной моторной афазии в виде повторений в речи отдельных фонем, слогов, слов, коротких фраз. Характерно для поражения премоторной зоны лобной доли доминантного полушария мозга.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Персеверация - имеется несколько распространенных способов употребления; все они содержат представление о тенденции сохраняться, упорно продолжаться.

  1. Тенденция продолжать следовать определенной модели поведения. Часто используется с коннотацией, что такая персеверация продолжается до тех пор, пока она уже становится неадекватной. Ср. со стереотипией.
  2. Тенденция повторять, с патологическим упорством, слово или фразу.
  3. Тенденция определенных воспоминаний, или идей, или поведенческих актов повторяться без любого (явного) стимула для этого. Этот термин неизменно несет в себе отрицательный смысл. Ср. здесь с настойчивостью.

предметная область термина

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ - необоснованное многократное повторение одного и того же движения, моторного действия вопреки намерению

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ МОТОРНАЯ - навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов (например, написание букв или рисование). Различаются:

  1. персеверация моторная элементарная - проявляемая в многократном повторении отдельных элементов движения и возникающая при поражении премоторных отделов коры мозга (мозг головной: кора) и нижележащих подкорковых структур;
  2. персеверация моторная системная - проявляемая в многократном повторении целых программ движений и возникающая при поражении префронтальных отделов коры мозга;
  3. персеверация моторная речевая - проявляемая в многократном повторении одного и того же слога или слова (в речи устной и при письме), возникающая как одно из проявлений эфферентной моторной афазии при поражении нижних отделов премоторной области коры полушария левого (у правшей).

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ СЕНСОРНАЯ - навязчивое воспроизведение одних и тех же звуковых, тактильных или зрительных образов, возникающее при поражении корковых отделов анализаторных систем мозга головного.

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ - бессознательная модификация и искажение предшествующего опыта с тем, чтобы сделать его соответствующим настоящим потребностям. См. Конфабуляция, которая может содержать или не содержать коннотацию бессознательности.

персеверация

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 .

Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 .

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 .

Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 .

Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005 .

Смотреть что такое «персеверация» в других словарях:

персеверация - упорство, повторение Словарь русских синонимов. персеверация сущ., кол во синонимов: 2 повторение (73) … Словарь синонимов

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - (от лат. perseveratio упорство) стереотипное повторение у человека какого либо психического образа, действия, высказывания или состояния. Наблюдается, напр., при сильном утомлении; может быть проявлением заболевания центральной нервной системы … Большой Энциклопедический словарь

Персеверация - (от лат. регseveratio упорство) навязчивое воспроизведение одних и тех же движений, мыслей, представлений. Выделяют моторные, сенсорные и интеллектуальные персеверации … Психологический словарь

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - (от лат. perseverantia – упорство) упорство, в особенности упорное возвращение представления, находящегося в сознании, напр. постоянное вспоминание мелодии. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

Системные персеверации

Персевера́ция (лат. perseveratio - настойчивость, упорство) - устойчивое повторение какой-либо фразы, деятельности, эмоции, ощущения (в зависимости от этого выделяют персеверации мышления, моторные, эмоциональные, сенсорные персеверации). Например, упорное повторение какого-либо слова в устной или письменной речи.

Персеверация речи - «застревание» в сознании человека одной какой-нибудь мысли или одного несложного представления и неоднократное и монотонное их повторение в ответ, например, на вопросы, которые не имеют к первоначальным совсем никакого отношения.

Моторные персеверации - навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов (написание букв или рисование). Различают «элементарную» моторную персеверацию, которая проявляется в многократном повторении отдельных элементов движения и возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур; и «системную» моторную персеверацию, которая проявляется в многократном повторении целых программ движений и возникает при поражении префронтальных отделов коры мозга. Выделяют также моторную речевую персеверацию, которая проявляется в виде многократных повторений одного и того же слога или слова в устной речи и при письме и возникает как одно из проявлений эфферентной моторной афазии - при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).

Особенности течения персеверации во взрослом и детском возрасте. Лечение отклонения

Персеверация – явление психологического, психического или нейропатологического характера, характеризующееся навязчивым, частым повторением физического действия, слова либо целой фразы в письменной или устной речи, а также – определенных эмоций.

В зависимости от характера проявления различают:

  • Персеверацию мышления. Характеризуется увязыванием в сознании человека конкретной мысли или простого несложного представления, которое часто проявляется в вербальном общении. Персеверативной фразой или словом человек может отвечать на вопросы, совершенно не имеющие к ней никакого отношения, проговаривать ее вслух с самим собой и так далее. Классическим проявлением персеверации мышления служит постоянное возвращение к теме разговора, которая уже была закрыта и считается решенной,
  • Моторную персеверацию. Этиология моторной персеверации связана с физическим повреждением премоторных ядер коры головного мозга и моторных подкоркового слоя. Такой вид персеверации выражается в повторении одного физического движения многократно – элементарная моторная персеверация или целого комплекса движений с четким алгоритмом – системная моторная персеверация.

В отдельный подвид моторной персеверации можно вывести также моторную речевую персеверацию, когда человек повторяет одно и то же слово или пишет его. Для этого вида отклонения характерно поражение нижних отделов премоторных ядер коры левого полушария у правшей и правого – у левшей.

Основополагающие факторы и особенности генеза персеверативных отклонений

Неврологическая этиология персеверации является самой распространенной, она характеризуется широким кругом нетипичного поведения личности на почве физического повреждения полушарий головного мозга, что обуславливает дисфункцию в переключениях с одного вида деятельности на другой, изменению хода мысли, алгоритма действий для выполнения какой-то задачи и так далее, когда персеверативная составляющая доминирует над объективными действиями или мыслями.

К причинам возникновения персеверации, на фоне нейропатологии можно отнести:

  • черепно-мозговая травма головного мозга с преимущественным повреждением областей боковых орбитофронтальных участков коры или ее префронтальной выпуклости,
  • как следствие афазии (афазия – патологическое состояние, при котором происходят отклонения в речи человека, которая уже была сформирована ранее. Происходит по причине физического повреждения речевых центров в коре головного мозга в результате черепно-мозговых травм, опухолей, энцефалитов),
  • перенесенные локализованные патологии в области лобных долей коры головного мозга, аналогичные афазийным.

Персеверация в психологии и психиатрии отражает течение отклонения на фоне психологических дисфункций у человека и, как правило, является дополнительным признаком сложных синдромов и фобий.

Возникновение персеверации у человека, не перенесшего черепно-мозговых травм и тяжелых стрессов может служить первым признаком развития не только психологических, но психических отклонений.

Основными этиологическими факторами психологического и психопатологического направлений в развитии персеверативных проявлений, могут являться:

  • навязчивость и высокая избирательность отдельных интересов, что наиболее характерно для лиц с аутическим спектром отклонений,
  • ощущение недостатка внимания на фоне гиперактивности может стимулировать проявление персеверации как защитный компенсирующий феномен, направленный на привлечение внимания к себе или своему роду деятельности,
  • настойчивость к постоянному обучению и стремлению познать новое может привести к зацикливанию одаренных лиц на конкретном суждении или роде деятельности. Грань между упорством и персеверацией весьма размыта,
  • комплекс симптомов обсессивно-компульсивного расстройства часто включает в себя развитие персеверативных отклонений.

Обсессивно-компульсивное расстройство – одержимость идеей, которое заставляет человека проводить определенные физические действия (компульсии) по причине навязчивых мыслей (обсессий). Ярким примером обсессивно-компульсивного расстройства является частое мытье рук в страхе заразиться страшным инфекционным заболеванием или прием разных препаратов с целью профилактики возможных болезней.

Независимо от этиологических факторов, персеверацию нужно дифференцировать от обсессивно-компульсивного расстройства, обычных привычек человека, а также – от склеротических расстройств памяти, когда человек повторяет одни и те слова или действия по причине забывчивости.

Особенности персеверативных отклонений в детском возрасте

Проявление персевераций в детском возрасте является очень частым явлением в силу особенностей детской психологии, физиологии и достаточно активной сменой жизненных ценностей ребенка на разных этапах взросления. Это создает определенные сложности в отличии персеверативных симптомов от умышленных действий ребенка, а также – камуфлирует проявление признаков более серьезных психических патологий.

В целях раннего определения психических отклонений у своего ребенка, родителям стоит более внимательно относиться к проявлению персеверативных признаков, наиболее частыми из которых являются:

  • регулярное повторение одних и тех же фраз независимо от ситуации и поставленного вопроса,
  • наличие определенных действий, повторяющихся регулярно: трогание какого-то места на теле, почесывание, узконаправленная игровая деятельность и так далее,
  • рисование одних и тех же объектов, многократная запись одного и того же слова,
  • регулярно повторяющиеся просьбы, необходимость выполнения которых сомнительна в рамках конкретной ситуации.

Помощь при персеверативных отклонениях

Основу лечения персеверативных отклонений всегда составляет комплексный психологических подход с чередующимися этапами. Скорее, это – метод проб и ошибок, чем стандартизованный алгоритм лечения. При наличии неврологических патологий головного мозга, лечение сочетают с соответствующей медикаментозной терапией. Из препаратов используют группы слабых седативных средств центрального действия, с обязательным использованием ноотропов на фоне поливитаминизации.

Основные этапы психологической помощи при персеверации, которые могут, как чередоваться, так и применятся последовательно:

  1. Стратегия ожидания. Основополагающий фактор в психотерапии персеверации. Заключается в ожидании каких-либо изменений в характере отклонений вследствие использования каких-либо терапевтических мероприятий. Такая стратегия объясняется устойчивостью симптомов отклонения к исчезновению.
  2. Профилактическая стратегия. Нередко персеверация мышления порождает моторную, и эти два вида начинают существовать в совокупности, что позволяет своевременно предупредить такой переход. Суть метода заключается в ограждении человека от той физической деятельности, о которой он говорит чаще всего.
  3. Стратегия перенаправления. Физическая или эмоциональная попытка специалиста отвлечь пациента от навязчивых мыслей или действий, путем резкой смены темы разговора в момент очередного персеверативного проявления, смены характера действий.
  4. Стратегия лимитирования. Такой метод позволяет последовательно снизить персеверативную привязанность путем ограничения человека в его действиях. Лимит допускает навязчивую деятельность, но в строго определенных объемах. Классическим примером является допуск к компьютеру на строго отведенное время.
  5. Стратегия резкого прекращения. Направлена на активное исключение персеверативных привязанностей с помощью шокового состояния пациента. Примером могут служить неожиданные, громкие высказывания «Все! Этого нет! Это не существует!» или визуализация вреда от навязчивых действий или мыслей.
  6. Стратегия игнорирования. Попытка полного игнорирования персеверативных проявлений. Метод очень хорош, когда этиологическом фактором нарушения послужил недостаток внимания. Не получая желаемого эффекта, пациент попросту не видит смысла в своих действиях,
  7. Стратегия понимания. Попытка узнать истинный ход мыслей пациента в момент отклонений и при их отсутствии. Зачастую это помогает самому пациенту привести в порядок свои действия и мысли.

Эмоции, ощущения (в зависимости от этого выделяют персеверации мышления, моторные, эмоциональные, сенсорные персеверации). Например, упорное повторение какого-либо слова в устной или письменной речи .

Персеверация речи - «застревание» в сознании человека одной какой-нибудь мысли или одного несложного представления и неоднократное и монотонное их повторение в ответ, например, на вопросы, которые не имеют к первоначальным совсем никакого отношения.

Моторные персеверации - навязчивое воспроизведение - одних и тех же движений - или их элементов (написание букв или рисование). Различают «элементарную» моторную персеверацию, которая проявляется в многократном повторении отдельных элементов движения и возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур; и «системную» моторную персеверацию, которая проявляется в многократном повторении целых программ движений и возникает при поражении префронтальных отделов коры мозга. Выделяют также моторную речевую персеверацию, которая проявляется в виде многократных повторений одного и того же слога или слова в устной речи и при письме и возникает как одно из проявлений эфферентной моторной афазии - при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Персеверация" в других словарях:

    персеверация - (от лат. perseveratio упорство) циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, какого либо действия, мысли или переживания. Различают П. в двигательной, эмоциональной, сенсорно перцептивной (см … Большая психологическая энциклопедия

    Упорство, повторение Словарь русских синонимов. персеверация сущ., кол во синонимов: 2 повторение (73) … Словарь синонимов

    - (от лат. perseveratio упорство) стереотипное повторение у человека какого либо психического образа, действия, высказывания или состояния. Наблюдается, напр., при сильном утомлении; может быть проявлением заболевания центральной нервной системы … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. регseveratio упорство) навязчивое воспроизведение одних и тех же движений, мыслей, представлений. Выделяют моторные, сенсорные и интеллектуальные персеверации … Психологический словарь

    - (от лат. perseverantia – упорство) упорство, в особенности упорное возвращение представления, находящегося в сознании, напр. постоянное вспоминание мелодии. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

    - [нем. Perseveration Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. persevera tio настойчивость, упорство) англ. perseveration; нем. Perseveration. Циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, к. л. действия, мысли или переживания. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - ПЕРСЕВЕРАЦИЯ, наклонность определенных представлений, движений, действий и проч. к повторному возвращению в сознание. Каждое вошедшее в сознание представление имеет тенденцию вновь появляться в сознании (ассоциации) и тем интенсивнее, чем меньше… … Большая медицинская энциклопедия

    - (от лат. perseveratio упорство), стереотипное повторение у человека какого либо психического образа, действия, высказывания или состояния. Наблюдается, например, при сильном утомлении; может быть проявлением заболевания центральной нервной… … Энциклопедический словарь

    Персеверация - расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления. * * * (лат. persevero – упорно держаться, продолжаться) 1. термин C Neisser… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Персеверацией называют психологические, психические и нейропатологические явления, при которых наблюдается навязчивое и частое повторение действий, слов, фраз и эмоций. Причем проявляются повторения как в устной, так и письменной форме. Повторяя одни и те же слова, либо мысли, человек часто себя не контролирует, ведя вербальный способ общения. Проявляться персеверация может и при невербальном общении, основанном на жестах и телодвижениях.

Проявления

Опираясь на характер персеверации, различают следующие виды ее проявления:

  • Персеверация мышления или интеллектуальные проявления. Отличается «оседанием» в человеческом создании определенных мыслей или его представлений, проявляющихся в процессе вербального общения. Персеверативная фраза часто может использоваться человеком при ответе на вопросы, к которым она совершенно не имеет какого-либо отношения. Также такие фразы человек с персеверацией может проговаривать самому себе вслух. Характерное проявление такого вида персеверации — это постоянные попытки вернуться к теме разговора, о которой уже давно перестали говорить или же решили стоящий в ней вопрос.
  • Моторный тип персеверации. Такое проявление как двигательные персеверации имеет непосредственное отношение к физическому нарушению в премоторном ядре мозга или подкорковых моторных слоях. Это вид персеверации, проявляющийся в форме повторения физических действий неоднократно. Это может быть как простейшее движение, так и целый комплекс различных телодвижений. При этом они повторяются всегда одинаково и четко, словно по заданному алгоритму.
  • Речевая персеверация. Ее относят к отдельному подвиду описанной выше персеверации моторного типа. Данные двигательные персеверации характеризуются повторениями постоянно одних слов, либо целых фраз. Повторения могут проявляться в устной и письменной форме. Связано такое отклонение с поражениями нижнего отдела премоторного ядра коры человеческого мозга в левом или правом полушарии. Причем если человек левша, то речь идет о поражении правого полушария, а если правша, то, соответственно, левого полушария мозга.

Причины проявления персеверации

Существуют нейропатологические, психопатологические и психологические причины развития персеверации.

Повторение одной и той же фразы, вызванное развитием персеверации, может возникать на фоне нейропатологических причин. К ним наиболее часто относят:

  • Черепно-мозговые травмы, при которых повреждается боковая область орбитофронтального участка коры головного мозга. Либо же это связано с физическими видами повреждений прифронтальных выпуклостей.
  • При афазии. Персеверация не редко развивается на фоне афазии. Она представляет собой состояние, характеризующееся патологическими отклонениями ранее сформированной человеческой речи. Происходят подобные изменения в случае физического повреждения центров в коре мозга, отвечающих за речь. Вызвать их могут травмы, опухоли или другие виды воздействий.
  • Перенесенные локальные патологии в лобной доле головного мозга. Это могут быть аналогичные патологии, как в случае с афазией.

Персеверацию психиатры, а также психологи называют отклонениями психологического типа, которые протекают на фоне дисфункций, происходящих организме человека. Зачастую персеверация выступает в качестве дополнительного расстройства и является очевидным признаком формирования у человека сложной фобии или иного синдрома.

Если у человека возникают признаки формирования персеверации, но при этом он не переносил тяжелые формы стресса или черепно-мозговые травмы, это может свидетельствовать о развитии как психологических, так и психических форм отклонения.


Если говорить о психопатологических и психологических причинах развития персеверации, то здесь выделяют несколько основных:

  • Склонность к повышенной и навязчивой избирательности интересов. Чаще всего это проявляется у людей, характеризующихся аутическими отклонениями.
  • Стремление постоянно учиться и обучаться, познавать нечто новое. Встречается преимущественно у одаренных людей. Но основная проблема заключается в том, что тот человек может зацикливаться на определенных суждениях или своей деятельности. Между персеверацией и таким понятием как упорство имеющаяся грань крайне незначительная и размыта. Потому при чрезмерном стремлении развиваться и самосовершенствоваться могут развиться серьезные проблемы.
  • Чувство недостатка внимания. Проявляется у гиперактивных людей. Развитие у них персеверативных наклонностей объясняется попыткой привлечь к себе или к своей деятельности повышенное внимание.
  • Одержимость идеями. На фоне одержимости человек может постоянно повторять одни и те же физические действия, вызванные обсессией, то есть навязчивостью мыслей. Самым простым, но очень понятным примером одержимости, является стремление человека постоянно держать руки в чистоте и мыть их регулярно. Человек это объясняет тем, что боится заразиться страшными инфекциями, но такая привычка может перерасти в патологическую одержимость, которую называют персеверацией.

Важно уметь различать, когда один человек просто имеет странные привычки в виде того же постоянного мытья рук, либо же это обсессивно-компульсивное расстройство. Также не редко повторения одних и тех же действий или фраз обусловлены расстройством памяти, а не персеверацией.


Особенности лечения

Универсального рекомендованного всем алгоритма лечения персеверации не существует. Терапию проводят на основании применения целого комплекса различных подходов. Один метод, как единственный способ лечения, применять не стоит. Нужно предпринимать новые методы, если предыдущие не дали результата. Грубо говоря, лечение основано на постоянных пробах и ошибках, что в итоге позволяет отыскать оптимальный метод воздействия на человека, страдающего персеверацией.

Представленные методы психологического воздействия можно применять поочередно или последовательно:

  • Ожидание. Является основой в психотерапии людей, страдающих персеверацией. Суть состоит в том, чтобы ждать изменения в характере возникших отклонений на фоне применения различных методов воздействия. То есть стратегию ожидания применяют в паре с любым другим методом, о которых расскажем ниже. Если изменений не происходит, переходите на другие психологические способы воздействия, ожидайте результата и действуйте по обстоятельствам.
  • Профилактика. Не редко два типа персеверации (моторная и интеллектуальная) протекают совместно. Это дает возможность вовремя предупредить подобные изменения. Суть методики основана на исключении физических проявлений, о которых человек наиболее часто говорит.
  • Перенаправление. Это психологический прием, основанный на резком изменении совершаемых действий или текущих мыслей. То есть при общении с пациентом можно резко поменять тему разговора или от одних физических упражнений, движений перейти к другим.
  • Лимитирование. Метод направлен на последовательное снижение привязанности человека. Достигается это за счет ограничения повторяющихся действий. Простой, но понятный пример — ограничить время, в рамках которого человеку разрешается сидеть за компьютером.
  • Резкое прекращение. Это метод активного избавления от персеверативной привязанности. В основу данного способа ложится воздействие путем введения пациента в шоковое состояние. Это можно достичь путем резких и громких фраз, либо же визуализации того, насколько вредными могут быть навязчивые мысли или движения, действия пациента.
  • Игнорирование. Метод предполагает полное игнорирование проявления расстройства у человека. Такой подход проявляет себя наилучшим образом, если нарушения были вызваны дефицитом внимания. Если человек не будет видеть смысла в том, что он делает, поскольку эффект отсутствует, то вскоре прекратит повторять навязчивые действия или фразы.
  • Понимание. Еще одна актуальная стратегия, с помощью которой психолог узнает ходы мыслей пациента при отклонениях или при отсутствии таковых. Подобный подход не редко позволяет человеку самостоятельно разобраться в своих мыслях и действиях.

Персеверация представляет собой достаточно распространенное расстройство, которое может быть вызвано различными причинами. При персеверации важно выбрать грамотную стратегию лечения. Медикаментозное воздействие в данном случае не применяется.

Персеверация – явление психологического, психического или нейропатологического характера, характеризующееся навязчивым, частым повторением физического действия, слова либо целой фразы в письменной или устной речи, а также – определенных эмоций.

В зависимости от характера проявления различают:

  • Персеверацию мышления. Характеризуется увязыванием в сознании человека конкретной мысли или простого несложного представления, которое часто проявляется в вербальном общении. Персеверативной фразой или словом человек может отвечать на вопросы, совершенно не имеющие к ней никакого отношения, проговаривать ее вслух с самим собой и так далее. Классическим проявлением персеверации мышления служит постоянное возвращение к теме разговора, которая уже была закрыта и считается решенной,
  • Моторную персеверацию. Этиология моторной персеверации связана с физическим повреждением премоторных ядер коры головного мозга и моторных подкоркового слоя. Такой вид персеверации выражается в повторении одного физического движения многократно – элементарная моторная персеверация или целого комплекса движений с четким алгоритмом – системная моторная персеверация.

В отдельный подвид моторной персеверации можно вывести также моторную речевую персеверацию, когда человек повторяет одно и то же слово или пишет его. Для этого вида отклонения характерно поражение нижних отделов премоторных ядер коры левого полушария у правшей и правого – у левшей.

Основополагающие факторы и особенности генеза персеверативных отклонений

Неврологическая этиология персеверации является самой распространенной, она характеризуется широким кругом нетипичного поведения личности на почве физического повреждения полушарий головного мозга, что обуславливает дисфункцию в переключениях с одного вида деятельности на другой, изменению хода мысли, алгоритма действий для выполнения какой-то задачи и так далее, когда персеверативная составляющая доминирует над объективными действиями или мыслями.

К причинам возникновения персеверации, на фоне нейропатологии можно отнести:

  • черепно-мозговая травма головного мозга с преимущественным повреждением областей боковых орбитофронтальных участков коры или ее префронтальной выпуклости,
  • (афазия – патологическое состояние, при котором происходят отклонения в речи человека, которая уже была сформирована ранее. Происходит по причине физического повреждения речевых центров в коре головного мозга в результате черепно-мозговых травм, опухолей, энцефалитов),
  • перенесенные локализованные патологии в области лобных долей коры головного мозга, аналогичные афазийным.

Персеверация в психологии и психиатрии отражает течение отклонения на фоне психологических дисфункций у человека и, как правило, является дополнительным признаком сложных синдромов и фобий.

Возникновение персеверации у человека, не перенесшего черепно-мозговых травм и тяжелых стрессов может служить первым признаком развития не только психологических, но психических отклонений.

Основными этиологическими факторами психологического и психопатологического направлений в развитии персеверативных проявлений, могут являться:

  • навязчивость и высокая избирательность отдельных интересов, что наиболее характерно для лиц с аутическим спектром отклонений,
  • ощущение недостатка внимания на фоне гиперактивности может стимулировать проявление персеверации как защитный компенсирующий феномен, направленный на привлечение внимания к себе или своему роду деятельности,
  • настойчивость к постоянному обучению и стремлению познать новое может привести к зацикливанию одаренных лиц на конкретном суждении или роде деятельности. Грань между упорством и персеверацией весьма размыта,
  • комплекс симптомов обсессивно-компульсивного расстройства часто включает в себя развитие персеверативных отклонений.

Обсессивно-компульсивное расстройство – одержимость идеей, которое заставляет человека проводить определенные физические действия (компульсии) по причине навязчивых мыслей (обсессий). Ярким примером обсессивно-компульсивного расстройства является частое мытье рук в страхе заразиться страшным инфекционным заболеванием или прием разных препаратов с целью профилактики возможных болезней.

Независимо от этиологических факторов, персеверацию нужно дифференцировать от обсессивно-компульсивного расстройства, обычных привычек человека, а также – от склеротических расстройств памяти, когда человек повторяет одни и те слова или действия по причине забывчивости.

Особенности персеверативных отклонений в детском возрасте

Проявление персевераций в детском возрасте является очень частым явлением в силу особенностей детской психологии, физиологии и достаточно активной сменой жизненных ценностей ребенка на разных этапах взросления. Это создает определенные сложности в отличии персеверативных симптомов от умышленных действий ребенка, а также – камуфлирует проявление признаков более серьезных психических патологий.

В целях раннего определения психических отклонений у своего ребенка, родителям стоит более внимательно относиться к проявлению персеверативных признаков, наиболее частыми из которых являются:

  • регулярное повторение одних и тех же фраз независимо от ситуации и поставленного вопроса,
  • наличие определенных действий, повторяющихся регулярно: трогание какого-то места на теле, почесывание, узконаправленная игровая деятельность и так далее,
  • рисование одних и тех же объектов, многократная запись одного и того же слова,
  • регулярно повторяющиеся просьбы, необходимость выполнения которых сомнительна в рамках конкретной ситуации.

Помощь при персеверативных отклонениях

Основу лечения персеверативных отклонений всегда составляет комплексный психологических подход с чередующимися этапами. Скорее, это – метод проб и ошибок, чем стандартизованный алгоритм лечения. При наличии неврологических патологий головного мозга, лечение сочетают с соответствующей медикаментозной терапией. Из препаратов используют группы слабых седативных средств центрального действия, с обязательным использованием ноотропов на фоне поливитаминизации.

Основные этапы психологической помощи при персеверации, которые могут, как чередоваться, так и применятся последовательно:

  1. Стратегия ожидания. Основополагающий фактор в психотерапии персеверации. Заключается в ожидании каких-либо изменений в характере отклонений вследствие использования каких-либо терапевтических мероприятий. Такая стратегия объясняется устойчивостью симптомов отклонения к исчезновению.
  2. Профилактическая стратегия. Нередко персеверация мышления порождает моторную, и эти два вида начинают существовать в совокупности, что позволяет своевременно предупредить такой переход. Суть метода заключается в ограждении человека от той физической деятельности, о которой он говорит чаще всего.
  3. Стратегия перенаправления. Физическая или эмоциональная попытка специалиста отвлечь пациента от навязчивых мыслей или действий, путем резкой смены темы разговора в момент очередного персеверативного проявления, смены характера действий.
  4. Стратегия лимитирования. Такой метод позволяет последовательно снизить персеверативную привязанность путем ограничения человека в его действиях. Лимит допускает навязчивую деятельность, но в строго определенных объемах. Классическим примером является допуск к компьютеру на строго отведенное время.
  5. Стратегия резкого прекращения. Направлена на активное исключение персеверативных привязанностей с помощью шокового состояния пациента. Примером могут служить неожиданные, громкие высказывания «Все! Этого нет! Это не существует!» или визуализация вреда от навязчивых действий или мыслей.
  6. Стратегия игнорирования. Попытка полного игнорирования персеверативных проявлений. Метод очень хорош, когда этиологическом фактором нарушения послужил недостаток внимания. Не получая желаемого эффекта, пациент попросту не видит смысла в своих действиях,
  7. Стратегия понимания. Попытка узнать истинный ход мыслей пациента в момент отклонений и при их отсутствии. Зачастую это помогает самому пациенту привести в порядок свои действия и мысли.


Новое на сайте

>

Самое популярное