Кристина Рожнова
Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы»
Конспект занятия в старшей группе по теме "Перелетные птицы "
Цель : 1. формировать представление о зимующих и перелетных птицах ; углублять представления о причинах отлета птиц ; классифицировать птиц на зимующих и перелетных .
2. Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам , желание помогать им.
Активизация словаря : стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.
Оборудование : иллюстрации с различными видами птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц , животных, рыб, насекомых,корм для птиц .
Ход занятия:
1. Вводная часть.
1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем» .
Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…
В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)
На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)
2) Привела нас тропинка в лес.
Садимся на пеньки. Тихо.
Не слышно птиц . Почему?
Улетели в теплые края.
Чем питались птицы летом ?
Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.
А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?
Не стало еды для птиц , вот улетели они на юг,
где тепло и сытно.
Сначала улетели те, кто питался насекомыми.
Это какие птицы ?
Ласточки, стрижи. (ставлю картинки) .
После ласточек и стрижей улетают те птицы ,
которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи
И последними улетают от нас утки и гуси.
Они живут у нас пока не замерзнут реки.
Ребята, как называют птиц , которые улетают на юг?
Еще каких перелетных птиц вы знаете ?
Лебеди, скворцы, кукушки.
Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)
Журавли клином (ставлю картинку клином)
Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)
Во время перелетов много птиц погибает . Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря
2. Основная часть.
А вы знаете, каким образом птицы летят к нам ? Правильно, стаей, но еще могут лететь : вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины) .
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.
Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.
Игра "У кого какое тело?"
Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий) . Значит, скворец какой? - Короткохвостый.
Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? – Длиннохвостая.
Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.
У него чёрное крыло? – Чернокрылый.
Молодцы, ребята, правильно.
Физминутка "Скворечник".
Из скворечника торчат
Клювы маленьких скворчат
Клювик раз, клювик два,
Лапки, лапки, голова.
Работа с пословицами.
Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах .
1. Всякая птичка свои песенки поет.
2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того-на зеленой ветке.
3. Невелика птичка, да коготок остер.
4. Всякая птица тепло ищет .
5. Всякая птичка сети боится.
Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (дети пословицы произносят хором)
Игра "Птицы , животные, рыбы, насекомые".
Посмотрите, у нас есть такие картинки, на них изображены животные, птицы , рыбы, насекомые. Сейчас мы их с вами перемешаем . Каждый себе должен взять по одной карточке. Я буду называть группу и те ребята , у кого есть кто- то из этой группы , должны быстро выложить их на стол.
В ходе проговариваем названия групп , животных, обсуждаем, правильная ли получилась группа . Обращаю внимание на ошибки, поощряю за правильные ответы, высказывания. Какая весенняя птица
Игра «Кто лишний»
Не все птицы улетают на юг , остаются птицы и зимовать .
Ребята, назовите птиц , которые зимуют?
Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»
Как мы их называем?
Физминутка. «Снегирек»
Отгадайте загадку.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
Ведь это – снегири!
Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят : «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли. Эта птица появляется тогда , когда снег выпавший уже не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.
Загадки :
Трактору чуть ли не на нос садится?
Бежит за плугом с криком вскачь
Весны посланец – чёрный.
(Грач) .
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном,
Из травы и глины.
(Ласточка) .
Нам в хозяйстве помогает,
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый.
(Скворец) .
3. Итог занятия .
Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы , которые живут рядом с людьми.
Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах , проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением , которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение)
Берегите птиц
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц !
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Задачи:
Образовательная область «Познание»
- Уточнять и расширять знания детей о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)
- Развивать мыслительные операции.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.
- Развивать познавательную деятельность детей.
Образовательная область «Коммуникация»
- Активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь по лексической теме.
- Учить правильно употреблять существительные во множественном числе.
- Активизировать речь детей.
- Учить образовывать прилагательные от существительных.
- Следить за правильным звукопроизношением.
Образовательная область «Социализация»
- Воспитывать бережное отношения к птицам (рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не разорять гнёзда).
- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Образовательная область «Физическая культура»
- Учить координировать движения с речью.
Образовательная область «Здоровье»
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством использования гимнастики мозга, учёта индивидуальных особенностей детей.
Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.
Словарь:
Предметный: Грач, скворец, соловей, кукушка, ласточка, журавль, аист, лебедь, клюв, крылья, перо, скворечник.
Качественный: перелётные.
Глагольный: Вить, строить (гнезда), заботиться, ухаживать, выводить (птенцов), кричать, щебетать, порхать, кружить.
Методы и приёмы: орг. момент, д/и «Один- много», «Где гнездо?», иллюстрации, беседа, вопросы, итог.
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр. «Слон».
Индивидуальная работа: активизировать мыслительную деятельность — Артём, Ваня.
Материал: иллюстрации, мяч.
Ход занятия
Организованный момент
Воспитатель: — Ребята, я буду говорить один предмет, а вы много.
Ласточка — ласточки;
Грач — грачи;
Скворец – скворцы;
Журавль – журавли;
Лебедь – лебеди;
Кукушка – кукушки.
Основная часть
Воспитатель: — Молодцы, дети. Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: — Мы будем говорить о птицах.
(На доску выставляются картинки с изображением птиц: ласточка, грач, скворец, журавль, лебедь, кукушка.)
Воспитатель: — Верно. А почему их называют птицами?
Дети: — У птиц есть клюв, крылья, тело покрыто перьями.
Воспитатель: — Верно. Дети, мы с вами знаем, что есть птицы зимующие и перелётные. Какие это птицы?
Дети: — Это перелётные птицы.
Воспитатель: — Почему их называют перелётными?
Дети: — Эти птицы прилетают к нам из далёкого края.
Воспитатель: — Молодцы. А в какое время года прилетают к нам птицы?
Дети: — Птицы прилетают весной.
Воспитатель: — Почему весной?
Дети: — Весной тает снег, водоёмы, становится тепло, просыпаются насекомые, которыми питаются птицы.
Воспитатель: — Верно. Выберите картинку с той птицей, которая прилетает весной первой.
(Ребёнок выбирает картинку)
Воспитатель: — Назовите эту птицу.
Дети: — Это грач.
Воспитатель: — Правильно. Как только на полях появляются проталины, грачи уже тут как тут! Важно ходят по полям и ищут червей.
Воспитатель: — А вслед за грачами возвращаются в родные края скворцы. Выберите картинку со скворцом.
(Ребёнок выбирает картинку)
Воспитатель: — Отгадайте, кто ещё прилетает к нам весной?
Весной в лесу далеко разносится звонкое «Ку-ку».
Дети: — Это кукушка.
Воспитатель: — Почему вы так решили?
Дети: — Кукушка произносит «Ку-ку».
Воспитатель: — Значит, кукушка что делает?
Дети: — Кукушка кукует.
Воспитатель: — Найдите картинку с кукушкой.
(Ребёнок выбирает картинку)
Воспитатель: — Ребята, отгадайте,у какой птицы такой хвостик?
(Воспитатель показывает картинку с хвостом ласточки)
Дети: — Это хвост ласточки.
Воспитатель: — Молодцы. Покажите картинку с ласточкой.
(Ребёнок показывает картинку)
Воспитатель: — Ребята, чем питаются грач, скворец, кукушка, ласточка?
Дети: — Эти птицы питаются насекомыми.
гимнастика для мозга упр. «Слон»
Согните колени, прижмите голову к плечу, вытяните руку вперёд (ту, которой пишите). Рисуйте ленивую восьмёрку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая рёбрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите это же с другой рукой.
Воспитатель: — Правильно. Дети, когда лёд на водоёмах растает, к нам прилетают и другие птицы, которые живут на озёрах. Отгадайте, по силуэту, кто прилетает весной на водоёмы?
(Воспитатель показывает силуэт лебедя)
Дети: — Это лебедь.
Воспитатель: — Молодцы. Выберите из оставшихся картинок лебедя.
(Ребёнок выбирает картинку)
Воспитатель: — А чем питается лебедь?
Дети: — Лебедь питается травами, листьями, мелкой живностью, которая живёт в воде.
Воспитатель: — Верно. А теперь назовите третий лишний.
Воробей, синица, журавль.
Дети: — Это журавль.
Воспитатель: — Почему?
Дети: — Воробей, синица — зимующие птицы, а журавль- перелётная птица.
Воспитатель: — Правильно. Ребята, журавли живут на болоте. Они питаются ягодами, которые там растут, лягушками, жучками.
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, что делают птицы, когда прилетают к нам весной?
(Воспитатель показывает картинку-подсказку: дерево с гнёздом)
Дети: — Птицы вьют гнёзда.
Воспитатель: — Верно. А для чего птицы вьют и строят гнёзда?
Дети: — Для того, чтобы выводить птенцов.
Воспитатель: — Молодцы. Перелётные птицы вьют свои гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов.
Игра «Где гнездо?»
ГРАЧ вьёт гнездо на дереве.
ЛАСТОЧКА строит гнездо под крышей дома.
ЖУРАВЛЬ строит своё гнездо на земле, среди кустов.
ЛЕБЕДЬ вьёт своё гнездо около воды, в траве.
СКВОРЕЦ вьёт своё гнездо в скворечнике.
У КУКУШКИ нет гнезда. Она откладывает свои яйца в чужие гнёзда и не высиживает птенцов.
Воспитатель: — Ребята, какие птицы прилетают к нам?
Дети:- Перелётные птицы.
Воспитатель: — Когда прилетают к нам перелётные птицы?
Дети: — Они прилетают весной.
Воспитатель: — Верно. Молодцы!
Цели:
1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/
Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/
Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.
2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/
3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/
Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Физминутка «Птицы»
/загибаются пальцы обеих рук/
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/
Упражнение «Отгадай и присядь»
Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение «Скажи одним словом»
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
Анализ занятия:
Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.
Проект «Перелётные птицы»
Старшая группа №2
Возраст детей: 5-6 лет
Тип проекта: познавательно - игровой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: с 16.10 - 27.10.2017 г.
Актуальность проекта: Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами,выбрано нами не случайно. Мы так привыкли к птицам, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране. Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Глядя на их полёт, человек всегда стремился в небо. Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали.
В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Мы глубоко убеждены, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста.
Цель проекта:
Создать условия для расширения и углубления представлений детей о разновидностях перёлётных птиц,формировать бережное отношение к ним.
Задачи:
Познавательное развитие:
Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.
Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.
Речевое развитие :
Активировать в речи названия птиц и птенцов.
Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.
Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.
Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах; запоминать небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.
Социально-коммуникативное развитие:
Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.
Развивать ролевое взаимодействие.
Художественно-эстетическое развитие:
Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц.
Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
Физическое развитие:
Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.
Этапы:
1 Подготовительный
2 Основной
3 Завершающий
Действия педагогов | Действия детей | Действия членов |
|
Подготовительный (формулировка проблемы Планирование, прогнозирование результатов,продуктов проекта) Определить актуальные знания детей о птицах. ,вызвать интерес к решению поставленной задачи. Методическое обеспечение проекта. Информационное обеспечение проекта. Обеспечение проекта наглядными материалами. Планирование предстоящей работы. | Выявить уровень знаний по данной теме с помощью бесед,опросов. Демонстрация иллюстраций по теме. Подбор художественной литературы, видеофильмов, обучающих мультфильмов, музыкальных произведений зарубежных композиторов (М. Глинка «Жаворонок», С. Майкапара «Пляска птиц»); Изготовление, подбор дидактических пособий по теме консультации. | Рассматривают иллюстрации. Обсуждают, Высказываются по данной теме. Наблюдают за птицами на прогулке и в выходные дни вместе с родителями. Под руководством педагогов принимают решение проверить правильность своих ответов. | Вместе с детьми рассматривают иллюстративный материал и наблюдают за объектом исследований -птицами. Читают предложенную художественную литературу. |
Основной (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) Задачи: Обобщить представления детей о характерных особенностях птиц. Развивать выразительность речи, моторику рук. Формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи. | Проведение занятий,бесед о перёлётных птицах; Обсуждение рассказов о птицах. Определение игрового пространства, игровой мотивации; Подбор игр; Участие в играх вместе с детьми. Организация конкурса рисунков; Подготовка и проведение конкурса чтецов. | Знакомство с птицами; Экскурсия в парк и по территории детского сада. Обсуждение иллюстраций, открыток о птицах; Чтение и заучивание наизусть стихотворений о птицах; Пение песен «Андрей-воробей» Е.Телечеевой, «Где зимуют зяблики?» М. Пляцковский, «Птичий дом». Ю.Разумовский. Сочинение рассказов,загадок детьми о птицах. Участие в игре: «Угадай, что за птица?» (теневые изображения); Участие в дидактических, развивающих, речевых, подвижных играх («Совушка», «Коршун мыши»). Конкурс чтецов: «Поэтические строки о птицах». | Участие в экскурсии; Помощь в изготовлении фигурок, теневых изображений птиц. Чтение стихов о птицах. Загадывание загадок о птицах. Участие в играх; Помощь в изготовлении пособий к играм Участие в конкурсе рисунков; Помощь в изготовлении декораций; Участие в конкурсе чтецов: «Поэтические строки о птицах. |
Завершающий (подведение итогов) Развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности. Повышать степень социализации личности. | Размещает информацию о проекте и его результатах. Организует выставку детских работ для родителей и детей. Викторина «День птиц» Организуют обсуждение новых знаний и умений. Принимают решение о перспективах проекта. | Показывают свои работы родителям. Под руководством педагога закрепляют новые знания о птицах. Участие в викторине «День птиц» | Знакомятся с продуктами детской деятельности. |
Фотоотчёт:
Составление рассказов по сюжетным картинкам
Подготовка к выставке «Птицы»
Лепка пластилином «Птицы» (снегирь и синица)
Коллективный коллаж «Птицы - наши друзья»
Подвижная игра «Коршун и мыши»
Викторина «Что я узнал интересного о птицах»
«День Синички» в нашей группе
Выставка поделок с родителями «Такие разные птицы»
Заключительный этап
- Выставка детских рисунков «Птицы наши друзья»
- Изготовление коллективного коллажа «Перелётные птицы»
- Проведение викторины «Что я узнал интересного о птицах»
Результаты проектной деятельности:
- у детей значительно увеличился активный словарь по теме «Перелётные птицы»;
- дети стали бережнее относиться к птицам, сделали выводы, что надо заботиться о них в зимний период времени;
- все родители были привлечены к воспитательному процессу.
Программное содержание:
Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах; развивать познавательную активность детей в природе; развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие.
Учить составлять описательные рассказы по картине; развивать связную речь, сообразительность.
Стимулировать любознательность и интерес детей к познанию природы описаниями ее объектов и явлений.
Воспитывать желание помогать зимующим птицам пережить зиму.
Продолжать учить детей слушать и декламировать наизусть стихотворные произведения, отвечать на вопросы.
Материал: картинки птиц, корректурные таблицы, наголовники птиц, игры-пазлы, спортивный инвентарь.
Предыдущая работа: изучение стихов, текста песни, заготовки для гостинцев и кормушек.
Ход занятия в старшей группе детского сада
Воспитатель: Дети, предлагаю Вам сегодня отправиться в лес.
(Дети с воспитателем идут по дорожке в лес)
Воспитатель: Дорогие мои, обратите внимание как в лесу хорошо! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
Дети, это же птицы леса. Но где же они?
(Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).
А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся. А для этого предлагаю осуществить привал и рассмотреть, какие птички собрались.
Привал «Знакомство с птичками»
(Детям раздаются корректурные таблицы по теме «Птицы», на которых изображены птицы нашей местности. Птицы обозначены цифрами, геометрическими фигурами и дети, ориентируясь на эти обозначения, определяют, где птица)
Воспитатель: давайте с вами вспомним стихи об этих птицах.
Ребенок
За окном щебечет птичка-
Желтобокая синичка.
Голодно зимой бедняжке:
Ни травинки, ни букашки,
Хоть бы хлебушка ей крошку
Или зёрнышек немножко.
Ребенок
Где, ворона-каркарона,
Ты была, что, ворона-
каркарона, принесла?
Я проснулась, встрепенулась
«Кар-кар!» - на вороний
Собралась я базар.
Воспитатель: вот мы с вами и познакомились с птицами, которые собрались на этом дереве и можем отправляться дальше.
Воспитатель: Прислушайтесь внимательно! Кажется, кто-то с кем-то спорит.
(Из-за дерева вылетают две птички-ребенка)
Первая птичка: Я говорю тебе, что все птички улетают на зиму в теплые страны. Потому что здесь будет холодно, снежно и нам нечего будет есть.
Вторая птичка: Нет, не все птицы будут лететь. Потому что путь далек и не все птички его выдержат поэтому им лучше оставаться здесь, у людей, которые будут их кормить.
Воспитатель: Добрый день, дорогие птички. Не надо спорить. Мы с моими друзьями поможем вам определить, какие птички перелетные, а какие зимущие. Вот послушайте.
Ребенок.
Воспитатель: Пожалуй, все вы слышали о птичьих базарах, но побывать там не повезло. Поэтому мы попробуем организовать свой птичий базар. На рисунках вам будут показаны птицы, которых вам надо назвать. Помочь вам сможет краткая информация о той или иной птице.
Привал «Птичий базар»
(Дети берут по одной карточке и рассказывают о птичке, другие должны узнать ее по описанию)
Карточка 1
Живут на деревьях. Имеют крепкий клюв, длинный язык и крепкий хвост, благодаря которому можно опереться на кору дерева. (Дятлы)
Карточка 2
Относятся к хищным. Они имеют большую голову и очень большие глаза с расширенными зрачками. У них крючкообразный клюв, острые когти на лапах. Ведут ночной образ жизни. Питаются грызунами, небольшими птицами, насекомыми. (Совы)
Карточка 3
Живут на болотах и берегах водоемов. Они имеют длинные ноги, шею и клюв. Добыча подстерегают стоя в воде. Некоторые бродят в поисках пищи. Питаются различными животными. (Цапли)
Карточка 4
Белые как снег. Относятся к водоплавающим. Они крупных размеров, с длинной и красивой шеей. В этих птиц ценный густой пух, поэтому они охраняются законом. Живут преимущественно парами. (Лебеди)
Карточка 5
Эти птицы похожи на воробьев, но они осторожны и одновременно любознательны как воробьи. Любят есть семена подсолнечника и лакомиться несоленым салом. Мы можем узнать их среди других птиц по желтенькому «фартуку» (Синицы)
Карточка 6
Прилетают к нам с Севера. У них есть черная шапочка и красная грудка. Клюв толстый и короткий. Питаются ягодами, семенами, частично насекомыми. (Снегири)
Воспитатель: Предлагаю взять наших новых друзей с собой и отправиться дальше в лес.
Физкультминутка
Мальчики и девочки!
Быстрее подравняйтесь
И в путь-дорожку
Вместе отправляйтесь.
Раз - поднять руки вверх,
Два нагнуться вниз.
Три, четыре - прямо стать.
Будем снова начинать.
И идти не забывайте.
Руки в стороны, руки так,
Руки вверх, как ветряная мельница.
Выше руки поднимите
Головою покрутите.
Наклон влево - раз, два, три
Наклон вправо - раз, два, три.
Наклонились, выпрямились.
Вокруг себя повернулись.
Воспитатель: Пока мы с вами весело путешествовали посмотрите, какая интересная поляна нам открылась. И я предлагаю сделать привал и поиграть в игру.
Дидактическая игра «Где чья часть»
(Детям предлагается игровое поле, на котором в двух колонках изображены части птиц. Детям надо их соединить между собой)
Воспитатель: Ну что же друзья мои, можем идти дальше, но смотрите на нашем пути появились препятствия. Это сильный ветер повалил деревья и сломал ветви.
Спортивная «Дорожка препятствий»
(Мостик, скакалка, дуги и т.д.)
Воспитатель: Вот наше путешествие по птичьему лесу заканчивается. Но я предлагаю позаботиться о наших новых друзьях, а именно, мы изготовим кормушки и вкусности - бублики из различных круп, чтобы с наступлением холодов нашим новым пернатым друзьям было что поесть.
Практическая работа «Подарки для птиц»
(Ребята заканчивают начатую работу по изготовлению кормушек, а девочки в бублики из теста вставляют различные зернышки).
Воспитатель: Дорогие наши птички вот наши подарки для всех птичек вашего леса. Возьмите их, пожалуйста. А нам с малышами пора отправляться обратно домой. До свидания.