Домой Стоматит Н.Ф. Добрынин

Н.Ф. Добрынин


Одним из свойств психики является ее избирательная направленность. Избирательная ориентация сознания повышает эффективность текущей деятельности благодаря торможению всех других конкурирующих процессов. Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для деятельности человека, - организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности на значимых объектах.

Направленность сознания - это отбор существенных в данный момент воздействий, а сосредоточенность - это отвлечение от побочных раздражителей.

Внимание - организация всей психической деятельности, состоящая в избирательной ее направленности и сосредоточенности на объектах деятельности.

Внимание, обеспечивая выделение значимых для данной деятельности объектов, представляет собой оперативно-ориентирующую функцию психики.

Выделение значимых объектов осуществляется как во внешней среде - внешненаправленное внимание, так и из фонда самой психики - внутринаправленное внимание.

Основным физиологическим механизмом внимания является функционирование очага оптимального возбуждения, или доминанты. Благодаря оптимальному возбуждению в определенной области коры мозга создаются условия для наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный момент, и блокируется отражение всего того, что не имеет отношения к текущей деятельности.

Физиологическим механизмом внимания является и врожденный ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга. Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение направленного, программированного действия и торможение всех реакций на побочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга.

Лобные доли коры мозга связаны со всей произвольной сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего сознания.

Виды внимания

Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.

Но основной формой организации психических процессов является произвольное (преднамеренное) внимание, характеризующееся планомерной направленностью сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации.

Способность произвольно направлять психическую деятельность - одна из основных особенностей сознания человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий.

Все виды внимания связаны с установками человека, с его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность анализаторов, уровень всех психических процессов. Так, мы скорее заметим появление определенного объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в определенное время.

Свойства внимания - направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость - связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания. Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.

В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.

Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд объектов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.

При допросе следует учитывать, что свидетель, воспринимавший событие в течение незначительного интервала времени (например, быстро убежавшего за укрытие преступника, промчавшийся на большой скорости автомобиль), не может дать показаний более чем о четырех-пяти особенностях воспринимавшихся объектов.

Объем внимания несколько меньше объема осознавания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в нашем сознании в каждый момент происходит и неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).

Распределенность внимания - направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах хранения искомых объектов. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания.

Концентрация внимания - степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность направленности сознания на этот объект. Переключаемость внимания - скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека - уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других - менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания - необходимое качество следователя. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы,

Устойчивость внимания - продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.

Различные люди склонны обращать особое внимание на определенные стороны предметов и явлений. Это необходимо учитывать при оценке и проверке свидетельских показаний. Так, внимание определенной категории свидетелей может быть преимущественно направленным на то, что связано с их личностью (эгоцентризм). Обобщая свой опыт судебного деятеля, А.Ф.Кони пишет: «Обладатель такого внимания нередко с большою подробностью и вкусом будет говорить о вздоре, действительно только его касающемся и лишь для него интересном, - будь то вопросы сна, удобства костюма, домашних привычек, Тесноты обуви, сварения желудка и т.п. - чем о событиях общественной важности или исторического значения, которых ему пришлось быть свидетелем. Из рассказа его всегда ускользнет все общее родовое, широкое в том, о чем он может свидетельствовать».

Внимание - состояние психического взаимодействия индивида со средой. Оптимальный уровень психической активности человека определяется прежде всего естественным циклом чередования сна и бодрствования. Уровень бодрствования определяется содержанием деятельности человека, его отношением к этой деятельности, его интересами, увлеченностью. Наиболее высокие уровни психической активности связаны с состоянием вдохновения, медитации, религиозного экстаза. Все эти состояния связаны с глубоким эмоциональным переживанием наиболее значимых для данной личности явлений.

Наше восприятие событий и наши действия зависят от наших личностных и ситуативных состояний. В критических состояниях у многих людей ослабляется адекватная взаимосвязь с внешним миром - личность погружается в субъективный мир «суженного сознания».

Одна из индивидуально-типологических особенностей внимания обусловлена повышенной эмоциональной впечатлительностью некоторых людей и проявляется она в значительном сокращении объема внимания при эмоциогенных воздействиях.

Наряду с типологическими особенностями существуют личностные, сугубо индивидуальные особенности направленности внимания, обусловленные интересами, культурным уровнем, профессией, жизненным опытом человека.

Организованность сознания человека выражается в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности.

Различный уровень внимательности - показатель организованности сознания. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность.

В следственной практике, оценивая поступки людей, необходимо иметь в виду различные непатологические уровни дезорганизации сознания.

Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. Здесь имеется в виду не та «профессорская» рассеянность, которая является результатом большого умственного сосредоточения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ориентировки, ослаблением внимания.

Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности. Так, у человека, пришедшего впервые в цех большого завода, может возникнуть состояние рассеянности под влиянием большого разнообразия воздействий.

Рассеянность может возникнуть и под влиянием однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей.

Причинами рассеянности могут быть неудовлетворенность своей деятельностью, сознание ее ненужности или малозначительности. Рассеянность возникает и при непонимании воспринимаемого и т.д. Уровень организации сознания зависит от содержания деятельности. Очень длительная, непрерывная работа в одном направлении приводит к переутомлению - нейрофизиологическому истощению. Переутомление сначала выражается в диффузной иррадиации процесса возбуждения, в нарушении дифференцировочного торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, различению), а затем возникает общее охранительное торможение, сонное состояние.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия - состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состояние. Апатия может возникнуть в результате нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую реакцию.

Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах.

Итак, для активного взаимодействия со средой необходимо побуждение к деятельности, оперативная ориентация в изменениях среды и регуляция деятельности.

Выше была рассмотрена исходная основа деятельности - механизмы ее побуждения - мотивация. Далее необходимо рассмотреть информационную базу регуляции поведения. Сбор и переработка информации о действительности осуществляется системой познавательных процессов: ощущением, восприятием, мышлением, памятью и воображением. Психическая активность связана с оценкой отражаемых объектов, с эмоциями и волевой регуляцией.

Последовательное рассмотрение этих процессов, к которым мы переходим, не должно создавать впечатления какой-то их очередности в самой структуре психики. Все психические процессы взаимосвязаны в едином потоке сознания человека, в его деятельности.



Внимание

Функции внимания:

1) фун­кция отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;

2) функция игнориро­вания других несущественных конкурирующих воздейст­вий;

3) функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т. е. регуля­ции и контроля деятельности.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание - непроизвольно, само со­бой возникающее внимание, вызванное действием сильно­го, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раз­дражителя.

Произвольное внимание - сознательное сосредоточе­ние на определенной информации, требует волевых уси­лий, утомляет через 20 минут.

Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целе­направленность, снимается напряжение и человек не уста­ет, хотя послепроизвольное внимание может длиться часа­ми.

Качества или свойства внимания:

концентрация - степень сосре­доточенности внимания на объекте; объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием однов­ременно;

переключение - намеренный осознанный пере­нос внимания с одного объекта на другой;

распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновре­менно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности;

устойчивость - длительность сосредоточе­ния внимания на объекте.

Закономерность циркуляции внимания - через каж­дые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что качества внима­ния зависят от свойств нервной системы человека. Обна­ружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а ссильной - даже повышают концентрацию внимания.

Однако и дефицит раздражителей, информации - фак­тор неблагоприятный. Исследования показали, что при изоляции человека от раздражителей, поступающих из окружающей среды и из собственного организма (сенсор­ная депривация, когда человека помещают в звуконепро­ницаемую камеру, одевают светонепроницаемые очки, помещают в теплую ванну для снижения кожной чувстви­тельности), то нормальный физически здоровый человек довольно быстро начинает испытывать трудности в управ­лении своими мыслями, он теряет ориентировку в про­странстве, в строении собственного тела, у него начинают­ся галлюцинации и кошмары. При обследовании людей после такой изоляции у них наблюдали нарушения вос­приятия цвета, формы, размера, пространства, времени, иногда утрачивалась константность восприятия.

Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в

отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение

которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации в обеспечении внимания на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А. Ухтомским.

Действительно, в системе психологических феноменов внимание

занимает особое положение. Оно включено во все остальные психи­ческие процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.

Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной нитью проходящих через все другие психические явления, где оно проявляется, не сводимых к моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Это - наличие в нем некоторых ди­намических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких, как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосред­ственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся.

Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, что­бы попытаться соединить и учесть обе точки зрения, т. е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятель­ное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, рядоположенный другим психи­ческий процесс не существует, но представляет собой вполне особен­ное состояние, характеризующее все эти процессы в целом. Данная позиция подтверждается известными анатомо-физиологическими данными, основные из которых следующие:

1. Механизм доминанты как физиологический коррелят внимания можно наблюдать на всей поверхности коры головного мозга, незави­симо от того, проекционные зоны каких конкретных анализаторов в них локализуются.

2. Ретикулярная формация, работа которой связывается с явления­
ми внимания, находится на пути нервных импульсов, касающихся
практически всех познавательных процессов (неспецифические пути
афферентного и эфферентного проведения сенсорной информации).

3. Нейроны внимания - клетки-детекторы новизны- можно встретить практически на всей поверхности и в некоторых внутрен­них структурах головного мозга.

4. Вместе с тем все три названных анатомо-физиологических фактора в центральной нервной системе существуют автономно и не­зависимо от отдельных сенсорных анализаторов, что говорит о том, что внимание все же является особенным феноменом, несводимым ко всем остальным.

В чем же сущность этого процесса и одновременно состояния психики человека? Рассмотрим этот вопрос сначала иллюстративно, а затем в более точном его определении.

Одной из характернейших особенностей нашей духовной жизни, писал известный американский психолог Э. Титченер, является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познаватель­ной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительно­сти, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора од­ной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирова­ния другой.

Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами :

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания(концентрация) (противоположное качество - рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Все три характеристики внимания связаны сосвойствами нервной системы человека (лабильность, возбудимость и торможение)

Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека

Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей - 5-7 единиц информации

Функции и виды ВНИМАНИЯ

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности - словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Виды внимания :

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм называется ориентировочным рефлексом связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

Произвольное обязательно включает волевую регуляцию обладает всеми этими качествами. Произвольное внимание обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.

Чувственное связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, при чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. В интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Психология. Ответы на билеты

Вопросы и ответы для подготовки к экзамену по психологии. Психологические механизмы. Волевые качества личности и волевая деятельность. Формы и методы психодиагностического изучения личности. Структура характера.

К данному материалу относятся разделы:

Структура психологической науки, ее разделы и отрасли

Отрасли психологии

Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.)

Бихевиоризм

Гештальтпсихология

Психоанализ

Когнитивная психология

Неофрейдизм

Развитие форм отражения. Возникновение психической формы отражения как результат эволюции психики. Сенсорная, перцептивная, интеллектуальная стадии в развитии психики

Сознание. Структура сознания, его основные психологические характеристики. Сознание и бессознательное

Сознание и бессознательное

Понятие о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности

Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности. Свойства, состояния и процессы личности

Свойства, состояния и процессы личности

Теории и концепции личности в отечественной и зарубежной психологии

Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Сознательная и бессознательная мотивация

Направленность личности как иерархическая система потребностей и как системообразующий фактор структуры личности. Интересы, убеждение, мировоззрение

Понятие самооценка личности. Уровни самооценки и условия их формирования

Самооценка и уровень притязаний как факторы становления и развития личности

Понятие о группах. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив

Виды межличностных отношений в группе

Руководство и лидерство в группе. Повышение эффективности групповой работы через стиль лидерства

Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы предотвращения и разрешения конфликта

Методы исследования межличностных отношений (социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство и др.)

Понятие о деятельности и ее целях. Строение человеческой деятельности. Личность как субъект деятельности

Общая характеристика деятельности. Соотношение внутренней и внешней деятельности. Интериоризация и экстериоризация деятельности

Виды человеческой деятельности, их классификация. Освоение деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности

Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаи-модействия. Функции общения. Виды общения

Речевая деятельность. Виды и свойства речи. Речь и познавательная активность

Ощущения. Классификация, свойства ощущений взаимодействие. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Компенсаторные возможности ощущений

Восприятие. Виды восприятий. Свойства восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности

Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Физиологические основы внимания. Виды внимания

Понятие о внимании. Свойства внимания. Развитие внимания и возможности управления им в учебной и профессиональной деятельности

Понятие о памяти. Процессы памяти. Виды памяти. Использование закономерностей памяти в педагогической практике

Память. Процессы и виды памяти. Индивидуальные различия. Условия продуктивности памяти, профилактика забывания

Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Функции мышления. Мыслительные операции

Мышление. Виды и логические формы мышления. Сочетание разных видов мышления в практической деятельности педагога

Мышление. Определение творческого мышления и условия его продуктивности. Индивидуальные особенности и качества мышления

Безопасность жизнедеятельности

Понятие и сущность безопасности труда. Способы предотвращения производственного травматизма. Использование систем безопасности труда на предприятии. Краткая характеристика предприятия и анализ техники безопасности труда на предприятии. Рекомендации и предложения по совершенствованию техники безопасности труда на предприятии

Розрахунок запобіжних клапанів

Дипломний проект. Частина Охорона праці і навколишнього середовища. Загальні питання охорони праці. Загальна характеристика умов експлуатації проектного об"єкта. Промислова санітарія. Вимоги безпеки до посудин, що працюють під тиском. Безпечність випробувань на герметичність.

Гражданское право. Ответы по ГОСам

Гражданское право (ГП). ГК - гражданский кодекс Российской Федерации РФ (ГК РФ). гражданское правоотношение. ЮЛ - юридические лица. Ответы на гос.экзамен.

Философия и медицина. Ответы на билеты

Философия медицинского направления. Античная философия. Философия Нового времени. Пути развития России. Русская религиозная философия. Диалектика и метафизика. Человек с точки зрения философского. Готовые ответы.

Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда

Механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени. Относительное движение — это движение точки/тела относительно подвижной системы отсчёта.

В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, – надо удержать этот выбор, сохранить его.

Другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность. Кроме того, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Однако несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие.

Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими механизмами. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всего ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого, в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.

Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует прежде всего отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Однако внимание не может быть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны.

К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо.

Н.Ф.Добрицын: внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Направленность понимается как избирательный характер активности, сосредоточенность - углубление в данную деятельность.

Л.Н.Кулешова: как и память внимание относится к сквозным психическим процессам. Поэтому его возможно представить как процесс (или стороны какого-либо процесса: например, сенсорное, перцептивное, интеллектуальное внимание), и как состояния (например, состояния сосредоточенности), и как свойства личности (например, внимательность.

В отличие от памяти регулирующая функция внимания выступает более отчетливо, что дает основание для классификации его видов в зависимости от уровней психической регуляции. Такая классификация предусматривает разделение внимания на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Если направленность и сосредоточенность непроизвольны, то говорять о непроизвольном внимании. Непроизволное внимание обусловлено как физическими характеристиками стимула (интенсивностью, контрастностью, длительностью, внезапностью и т.п.), так и значимостью стимула для человека. Если направленность и сосредоточенность внимания человека связаны с сознательно поставленной целью, то говорят о произвольном внимании. Наряду с этими двумя видами внимания различают и третий - послепроизвольный. В этом случае сознательное выполнение какой-либо задачи сопровождается, как говорит Добрицын, поглощением личности данной деятельностью и не требует волевых усилий.

К числу основных характеристик внимания относят объем / избирательность / устойчивость / концентрацию / распределение / переключение.

Объем внимания - количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени. Современные эксперименты позволили предположить, что объем внимания равен шести. Произвольная регуляция объем внимания при разрозненных стимулах ограничена. При смысловой организации стимулов она значительно выше. Ограниченность объема внимания требует постоянного выделения субъектом каких-либо объектов, находящихся в сенсорно-перцептивной зоне, а невыделенные объекты используются им как фон. Этот выбор из множества сигналов только некоторых из них носит название избирательности внимания. Количественным параметром избирательности внимания считается, например, скорость осуществления испытуемым выбора стимула из множества других, а качественным - точность, т.е. степень соответствия результатов выбора исходному стимульному материалу.

Устойчивость внимания - это способность субъекта не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания. Характеристики устойчивости внимания - временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня.

Концентрация внимания предусматривает также определение способности субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех. Оценку концентрации внимания производят по интенсивности помех.

Распределение внимания свидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно. Характеристики распределения внимания: временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими (двумя или более) задачами.

Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую. Характеристика переключения внимания - степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому. Установлено, что скорость переключения внимания зависит как от стимульного материала, так и от характера деятельности субъекта с ним. У лиц, характеризующихся подвижной нервной системой (быстрым переходом от возбуждения к торможению и обратно), переключение внимания осуществляется легче.



Новое на сайте

>

Самое популярное