Домой Зубы мудрости Можно ли посетить мечеть христианину. О мечети и правилах поведения в ней

Можно ли посетить мечеть христианину. О мечети и правилах поведения в ней

История киргизских времен на удивление богата и насчитывает пять периодов: алтайский, тюркский, кыргызско-алтайский, новый, советский и современный. Из их названий можно отчетливо проследить те факторы, которые в то или иное время оказывали влияние на формирование киргизских имен. В алтайском периоде были распространены имена Кара (большой), Алп (богатый) и другие.

В тюркский период распространение получили имена Туран, Барс, Буга . А в кыргызско-алтайский – Бектур, Утар, Тапар . В новый период происходило активное формирование киргизского этноса. Народный эпос того времени «Манас» содержит всего 146 исконно киргизских мужских и женских имен. Самые популярные из них – Карабек, Абыке, Токтобай . В современный период под влиянием советской власти традиционные имена были вытеснены новообразованиями, так или иначе связанными с реалиями того времени.

Современный период расставил все по своим местам: навязанные искусственным образом советские имена уступили места традиционным киргизским именам.

Современные киргизские имена для мальчиков

  • Абай – «наблюдательный». От проницательного взгляда обладателя этого имени ни ускользнет ни одной детали.
  • Ариет – «честь». Носители этого имени не на словах знают, что такое настоящая мужская честь.
  • Джаркин – «светлый». Обладатели этого имени кристально честны и справедливы.
  • Жениш – «победитель». Мужчины с этим именем победители по жизни, они отлично знают чего хотят и уверенно следуют к своей цели.
  • Калмурат – «будет счастливым».
  • Мирлан – «несущий мир».
  • Ортай – «энергичный». Перед неистощимой энергией носителя этого имени не устоит даже на первый взгляд сложная и не решаемая проблема.
  • Сегиз – «восьмой».
  • Турат – «крепкий», «непреклонный». Носитель этого имени с честью справится с любыми проблемами, вставшими на пути достижения цели.

Современные киргизские имена для девочек

  • Айджи – «луноликая». Обладательницы этого имени очаровательны и таинственны.
  • Акылай – «умная луна».
  • Аяна – «обаятельная». Носительницы этого имени обладают врожденным чувством такта.
  • Бермет – «жемчуг».
  • Гулийпа – «роза». Очарование носительницы этого имени сопоставимо с очарование цветка только что распустившейся розы.
  • Джайна – «цветущая».
  • Мирим – «солнечные лучи».
  • Сылдыс – «звезда».
  • Уруса – «сражение».

Выбор имени для будущего ребенка – это очень ответственный шаг. Недаром издревле считается, что именно имя определяет характер и судьбу человека. Чтобы не ошибиться следует . Чтобы узнать его значение и происхождение вам потребуется не более нескольких минут вашего времени.

При выборе имени необходимо принять во внимание два основных критерия: имя должно быть благозвучным и нести в себе положительный смысл. Не рекомендуется использовать иностранные имена. Под запрет попадают имена кровавых диктаторов, фараонов и ангелов. Выбирая одно из не рекомендованных имен, вы можете накликать беду на своего ребенка и оказать негативное влияние на его окружение.

Islam-Today

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

В истории киргизских имен можно выделить 5 периодов развития:

  • древнейший (до V в. н.э.);
  • древний (V – X в. н.э.);
  • средний (X – XV в. н.э.);
  • новый (XVI – начало XX в. н.э.);
  • современный (начало XX – по н.в.).

Древнейшие киргизские имена

Древнейший период имеет также и другое название – алтайский. Наименование объясняется местом обитания предков сегодняшних киргизов (енисейских кыргызов) – до первых веков н.э. они проживали в верховьях Енисея на территории Южной Сибири. Доказательством этого служит историческая летопись «Ши цзи», которая указывает на наличие владения «Кыргыз». Типичным для этого периода (до V века н.э.) является наличие имен-апеллятивов, называющих предметы, явления и отдельные качества человека-носителя. Более того, подобные наименования характерны для большинства тюркских языков. Среди примеров: Айбаш (родившийся в начале месяца, дословно «голова Луны»), Алп (богатый, великий).

Древние имена киргизов

Древний период, который продлился почти 6 веков (с V по X в н.э.), также называют тюркским. В это время выделяются отличительные черты каждого тюркского языка. Информацию об именах киргизов того периода можно почерпнуть из орхоно-енисейских памятников, в том числе, из эпитафийных орхонских надписей. Здесь обнаруживаются следующие киргизские имена:

  • Буга (от тюркского «бык»),
  • Чур (от славянского «нежеланный», имя вторит наименованию бога – покровителя подземельных владений, он также охранял человека и все его имущество от нечистой силы и имел больше всего власти над злыми духами),
  • Туран (от персидского «родина»),
  • Эсин (от турецкого «вдохновение»).
Как мы видим, происхождение имен на киргизском языке в этот период различно. Это объясняется наличием на территории современной Азии Тюркского каганата (VI – VII в н.э.). Данное могущественное государство не только контролировало земли Монголии, Манчжурии, Алтая, Северного Кавказа, Казахстана, но и находились в соседстве с Персией (она располагалась на юго-западе от Каганата). В 569 году н.э. государство успело даже повоевать с персами, однако война не продлилась и года, между сторонами был заключен мирный договор.

Интересно, что смысловыми единицами в системе красивых киргизских имен в тот момент могли выступать наименования животных, растений, элементы верований тюркских народов (обожествление природы и неба), а также абстрактные понятия.

Старые киргизские имена

Период в истории киргизских имен, называемый средним, продлился с X по XV века, его также называют кыргызско-алтайский. Эти несколько столетий ознаменованы совместным проживанием в одном ареале кыргызов, алтайцев, тувинцев, шорцев, хакасов.

Наиболее популярные киргизские имена того времени отражены в письменных памятниках Махмуда Кашгарского и Юсуфа Баласагунского. Речь идет о «Благодатном знании» Баласагунского, написанного в начале второго тысячелетия. Здесь читатель не сможет почерпнуть сведений политического свойства, однако ему откроется мир философских и этико-моральных воззрений об идеальном общественном устройстве. Кашгарский в аналогичный период создает «Словарь тюркских наречий», данный труд дает представление обо всех сферах жизни тюркских народов. Именно отсюда читатель может узнать более 7000 тысяч слов, в том числе топонимов и антропонимов.

Итак, в этих двух произведениях мы находим следующие популярные и не очень популярные современные киргизские имена: Бектур (от тюркского «становящийся властителем»), Утар («умение»).

Новые имена киргизов

Четвертый период, называемый «новым», продолжался вплоть до начала XX века. Он был напрямую связан с процессом формирования кыргызского народа. XV – XVI век – время, когда кыргызы заняли территории, на которых они проживают по сегодняшний день. Также это период формирования и закрепления внешнего этнического облика представителей нации.

Основным источником, отражающим киргизские имена тех времен, является эпос «Манас», в котором содержится в 20 раз больше мужских имен, чем женских. Такое различие объясняется патриархальным устройством семей – у жены не было права голоса, и она не имела шансов на получение имущества, дети после смерти мужа передавались родственникам, а вдова могла стать женой брата умершего. Что касается происхождения и перевода киргизских имен, то мы можем привести следующие примеры: Абыке (от абхазского «духовой музыкальный инструмент» (что-то типа пастушьей флейты), Айдаркан (от тюркского «данный Луной»).

Современные киргизские имена

Современный период длится с начала XX века и по сегодняшний день. Ученые-лингвисты придумали для него наименование «советский», объясняя это появлением в антропонимике киргизского множества имяреков, относящихся к революции и процессам, происходящим на всем протяжении XX века (в т.ч. индустриализация и коллективизация). В качестве примера современных киргизских имен и фамилий можно привести Азат (от индоевропейского «азат» - свободный), Кенеш (переводится как «совет»).

Мусульманские киргизские имена

Отдельная группа киргизских имен связана с религиозными моментами. Ислам стал проникать на территорию современного Кыргызстана в X веке. Тогда он был распространен в основном среди представителей знати и правящей элиты. В XX веке позиции религии за счет этнодемографических процессов укрепились, и процент мусульман киргизов сегодня приближается к «90». Благодаря таким изменениям появилась целая группа мусульманских киргизских имен арабского происхождения. Это, например, Исхак (происходит от арабского глагола «засмеялся, засмеется», также совпадает с именем пророка), Мухаммед (в переводе обозначает «хвалимый», обычно дается в честь пророка ислама) и другие популярные мусульманские имена.

Заключение

За прошедшие столетия среди киргизских имен появилось не только великое множество тюркских имен, но также успели закрепиться заимствованные имена из славянского, персидского и арабского, которые до сих пор популярны.

Если вы еще не определились с киргизским именем для будущего сына или дочери, предлагаем вам ознакомиться со списком имен, расположенных ниже.

По имени киргиза можно узнать о половине его жизни, говорила моя учительница киргизского языка. Это действительно так. Имя для киргиза имеет сакральное значение и влияет на его судьбу. В народе бытует мнение, что имя может уберечь человека от злых духов или даже помочь родить наследника. «Фергана» разбиралась, какое влияние на киргизские имена оказали народные поверья, советская эпоха и годы независимости.

Недавно мы с коллегой сидели в одном из московских кафе, когда к нам подошла девушка-киргизка с необычным именем Акмоор. Это имя я услышала впервые и поинтересовалась, что оно означает. «Я знаю, что «ак» - это «белый», а как переводится «моор»?», - спросила я. «Моор» - это «печать». Когда я родилась, у меня на языке были белые пятнышки, поэтому меня так назвали», - объяснила девушка.

Меня заинтересовала эта история, и я начала узнавать у своих друзей и знакомых из Кыргызстана, как выбирали имена им и их родителям, а также старшему поколению их родственников - дедушкам и бабушкам. Я выяснила, какие имена имели популярность в те или иные периоды киргизской истории.

Советское влияние

Во времена СССР у киргизов наряду с национальными именами большую популярность приобрели имена Советбек, Союзбек, Мэлс (аббревиатура фамилий Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин), Октябрь, Сталбек. Среди женщин были популярными имена Роза (в честь Розы Люксембург), Октябрина, Рэма (революция, электрификация, механизация). Очень часто киргизам давали русские имена.

Мое имя Авланбек - было придумано экспромтом. Колхоз, где я родился, был интернациональным. У нас жили русские, украинцы, чеченцы, казахи, узбеки, татары, мордвины. Во время войны к нам переселили очень много карачаевцев с Кавказа. У отца было много друзей самых разных национальностей, в том числе карачаевец по имени Аслан. Вот и решили меня назвать его именем. А свидетельство о рождении в сельсовете выписывала русская женщина. Она сказала отцу, мол, зачем называть ребенка один в один, пусть будет немного по-другому, и предложила назвать меня Авланом. Ну, а там добавили приставку «бек» и получился Авланбек, - рассказал «Фергане» обладатель редкого имени Авланбек.

Мать моей знакомой Айгуль по паспорту зовут Зинаида, сестру матери - Тамара, двоюродную сестру - Мария. При этом в советские годы была распространена традиция давать ребенку второе, киргизское, имя. Особенно это касалось детей, родившихся в тяжелые военные и послевоенные годы. В то время, когда родилась Зинаида, умирало много новорожденных детей. Боясь потерять ребенка, ее родители дали ей второе имя - Олбоскан. «Олбос» означает «неумирающий, живучий». Имя ли помогло или жизнь улучшилась, но Олбоскан жива и здорова. Имена Токтобек, Токтогул с корнем «токто» («стой») также давали детям, чтобы смерть не забрала их.

Родившимся 9 мая давали имя Жениш - «победа». Или возьмем имя Майрамбек - оно могло быть дано тому, кто родился в мае, или долгожданному ребенку, появление которого стало праздником для родителей, поскольку «майрам» переводится как «праздник». Часто детей называют в честь известных людей, чтобы их качества перешли ребенку. Отсюда имена Темир - в честь Тамерлана, Искендер - в честь Александра Македонского.

Традиции и суеверия

По словам преподавателя киргизского языка Перизы Осмоновой, у киргизов всегда «говорящие» имена, по которым можно узнать о человеке многое:

Хочешь подружиться с человеком, спроси его имя и узнай, что оно означает. Имена могут быть связаны с традициями, приметами. Имя Байбол дают ребенку, чтобы он был богатым, Омурбек - чтобы у него была хорошая, стабильная жизнь, Осконбек - чтобы рос крепким. Если родители желают своему ребенку счастья, то дают ему имя Бакыт, которое переводится как «счастье». Девочек часто называют Асель - «мед, сладость». Есть категория имен, связанная с цифрами. Имя Сексенбай («сексен» по-киргизски - «восемьдесят») означает, что мальчик родился, когда его отцу было уже 80 лет. Аналогичное имя Алтымыш переводится как «шестьдесят», - объясняет Осмонова.

У моей подруги редкое имя Тынымгуль - «цветок мира». Как она объяснила, ее мать - из Нарына (северная область Киргизии), а отец - с юга страны. Так как браки людей из разных регионов страны не очень поощряются родственниками, родители назвали своего первого ребенка таким именам, чтобы оно олицетворяло согласие в семье. Родители Тынымгуль вместе уже более 40 лет.

Как и в других культурах, в киргизской семье важно, чтобы родился наследник. Если же в семье рождались одни девочки, то их называли по-особенному, чтобы после них родился мальчик. Им давали такие имена, как Кенже, Токтобубу, что означает «хватит, довольно», или Жанылкан, чтобы кровь «ошиблась», Бурутлай, чтобы кровь как-бы «перевернулась», и следующим родился сын.

Если ребенок был долгожданным, ему могли дать имя Кудайберген - от слов «Куда» (Бог) и «берген» (данный). Зарылбек означает «нужный». Есть еще интересное женское имя Анар - переводится как «гранат». Когда рождались девочки с большими родинками или родимыми пятнами, было поверье, что, если ее назвать Анар, то родинка уменьшится. Киргизы могут дать имя в честь человека, первым вошедшего в юрту после рождения ребенка. Зачастую этим человеком был молдо (мулла), отсюда имена Молдобек (мужское), Молдокан (женское). Есть известный фильм Актана Абдыкалыкова «Бешкемпир» про подброшенного мальчика. Там обряд усыновления ребенка совершали пять старух. В итоге ребенок получил имя Бешкемпир - «беш» (пять) и «кемпир» (старуха), - отмечает Периза Осмонова.

Мать одной из моих знакомых зовут еще одним редким для киргизов именем Тансык - «долгожданная». Так ее назвал отец. Дело в том, что в первом браке у него не было детей. Когда он женился второй раз, и у него родилась девочка, он назвал ее этим именем. Но слово «тансык» в киргизском языке может иметь и другое значение - «нехватка».

Нельзя переводить имя дословно, всегда нужно рассматривать его в контексте, - советует Периза Осмонова. - Например, один мой ученик смеялся над мальчиком по имени Койкелди - мол, его имя означает «баран» (кой) «пришел» (келди). Это не так. Имя Койкелди означает, что мальчик родился, когда овцы спустились с пастбища, то есть это произошло осенью. Или рассмотрим имя Таштанбек. «Ташта» переводится как «выкинь», а «таштанды» означает «подкидыш». Значит, ребенка семье подкинули. Другие значение имени Таштанбек - «сделанный из камня», то есть родители могли назвать так ребенка, желая, чтобы он был крепким, как камень. Есть еще одно интересное киргизское имя - Шайыр, оно означает «веселье». Женский вариант этого имени Гульшайыр, а мужской - Шайырбек. Если вы услышите мужское имя Кенжебек или женское Кенжегуль, то знайте, что перед вами - младший ребенок в семье.

По словам Осмоновой, -бубу и -гуль - это составные части женских имен. «Бубу» означает «ясновидящая, предсказательница», а «гуль» - «цветок». Отсюда имена Кенжебубу, Рысбубу, Зейнебубу, Сыртбубу; Жазгуль - «весенний цветок», Назгуль - «нежный цветок». Мужские имена отличает суффикс «бек».

Отказ от «русскости»

С обретением независимости киргизы в поисках своей идентичности решили изменить свои имена и отказаться от советского наследия - фамилий с «русскими» окончаниями «ов/ова». В имена были возвращены некогда составлявшие их части «уулу» (сын) или «кызы» (дочь), которые всегда следуют за именем отца. Так, например, человек с именем Бекжан Алиев (традиционно фамилии киргизам даются по имени отца) стал Бекжан Али уулу - Бекжан сын Али. Имя автора этой статьи в киргизском варианте будет звучать как Екатерина Алексей кызы - Екатерина дочь Алексея.

Вторая, менее распространенная, составляющая имен - «тегин». Раньше это был титул у киргизов и других тюркских народов, его присоединяли к именам младших мужских членов ханской семьи. В 1989 году в Киргизии предложили дать второе дыхание этому слову и включить его в один из вариантов написания фамилии. Только, если «уулу» пишется раздельно с другими частями имени (Улукбек уулу Ырысбек), то «тегин» - вместе с именем отца (Ырысбек Улукбектегин).

В марте 2015 года депутат от фракции « » Нуркамил Мадалиев даже представил законопроект о замене всех русскоязычных фамилий на киргизоязычные со словами «тегин», «кызы», «уулу», но он не был принят.

Однако в связи с трудовой миграцией и частыми поездками за границу у граждан, имеющих в своих именах «уулу», «кызы» и «тегин» стали возникать проблемы с корректным их прочтением. Тогда многие решили отказаться от национального и вернуться к русскому варианту написания имен и фамилий. Другие стали просто оставлять свое имя и имя отца, например, Мерген Турган, Турсунбек Акун , Кайрат Нуртас.

В честь политиков

После обретения независимости также стало модно называть детей именами президентов и известных политиков. В одно время популярным было имя Аскар - в честь первого президента Киргизии. Мой друг Аскарбек родился после развала СССР - в октябре 1991 года. Отец хотел назвать его Исламом или Аскаром, однако первый вариант показался ему слишком религиозным, а от второго пришлось отказаться, так как родственники, напротив, не хотели, чтобы имя сына ассоциировали с Аскаром Акаевым . В итоге мальчика назвали Аскарбек. Как он мне объяснил, в переводе с арабского имя Аскар означает «воин», «солдат», «защитник». Аналогичное значение имеет и тюркское имя Аскер.

Когда создавался политический тандем между президентом Курманбеком Бакиевым и политиком Феликсом Куловым , новорожденным мальчикам стали давать имена Курманбек и Феликс. Кроме того, киргизы не скрывали искренней симпатии к чужим президентам. Так, некоторое время назад в моде было имя Нурсултан.

Мы нашли одного Нурсултана, который рассказал «Фергане», что у киргизов имена выбираются по ближайшим событиям или ярким личностям того времени, когда рождается ребенок. Обычно имя ребенку дают уважаемые всеми члены семьи пожилого возраста.

Я родился во время праздника Орозо-Айт (Ураза-байрам, Ид аль-Фитр, Иди Рамазон - один из двух главных мусульманских праздников. - Прим. «Ферганы»), и дедушка хотел назвать меня Айтбеком, но мама, имеющая казахские корни и симпатизирующая Нурсултану Назарбаеву , назвала меня в честь него, - объясняет Нурсултан.

В Кыргызстане до сих пор помнят историю, когда в интернете в 2014 году появилась копия паспорта молодого человека по имени Биллклинтонбек Мукаев. Дело в том, что он родился в 1993-ем - в год, когда Билл Клинтон стал 42-м президентом США.

Есть еще более экзотические случаи. Своей коллекцией необычных имен и фамилий с редакцией «Ферганы» поделился сотрудник одного из киргизских паспортных столов. В его списке есть такие уникальные ФИО, как Равулькастро Федельович Самиев, Джебе Бердибаев, Бекмамат Депутатович Сансызбаев, Дикиш Авазова, Валик уулу Доян, Ысмайыл уулу Софиян, Тарзан Ысаков, Авангард Камчиев, Артистбек Абылаев.

Эпос и религия

В киргизских семьях ребенка могут наречь и по названию дня недели, в который он родился, например, Жумабек, Жумагуль (жума - пятница), Бейшенбек (четверг), Шаршен (среда). Нередко имена даются по местности, где родился ребенок - Таласбек, Нарынбек (по названию областей Кыргызстана Талас и Нарын), - или по племени, из которого он исходит - например, имя Сарбагыш. Популярно имя Орозбек - его дают мальчику, если он родился во время поста Орозо или праздника Орозо-Айт. Также популярны имена Рамазан (синоним названия поста Орозо) и Ислам, - говорит Периза Осмонова.

Мой отец журналист, и в 1989 году он написал книгу об эпосе «Манас», - рассказала «Фергане» Айжамал. - Он был так впечатлен эпосом, что свою первую дочь, мою сестру, назвал Арууке - в честь жены полководца киргизского войска Алмамбета. С тех пор это имя стало очень популярным у киргизов. Арууке была супругой отважного богатыря, и папа хотел, чтобы эта сила передалась старшему ребенку. Второго ребенка он назвал Асель, что означает «сладкая», чтобы у нее была жизнь без горестей. А меня - Айжамал, то есть «лунная красота» («ай» - «луна», «жамал» - «красота), - уточняет девушка.

Здесь можно отметить еще одну традицию, существующую в киргизских семьях - давать всем детям имена на одну и ту же букву. Однако, когда в семье Айжамал родилась четвертая девочка, эту традицию решили прервать - родители Айжамал хотели, чтобы в семье появился наследник, и четвертой девочке дали имя Уулжан (от «уулу» - сын). Правда, пятый ребенок в семье пока не появился.

А вот у моего отца два имени, - продолжает Айжамал. - Его отец (мой дедушка) был женат шесть раз, но ни одна жена не смогла родить ему наследника - все дети умирали. От седьмой жены у него родился сын, его назвали Акыбек. Чтобы он не умер, родители решили обмануть злых духов, и в первые годы жизни отдали его на воспитание семье брата дедушки, который поменял ему имя на Калидин. Когда прошел критический период, и мальчик окреп, родная семья забрала его обратно, а имя Калидин так и осталось за ним, хотя по паспорту он Акыбек, - рассказывает девушка.

Что касается имени Перизы Осмоновой, то оно тоже было выбрано неслучайно:

Мою старшую сестру зовут Нуриса. «Нур» - это «луч», Иса - имя пророка (Иисуса). Мне дали имя, созвучное с ее именем - Нуриса-Периза. «Пери» - это ангелы, феи, «зат» переводится как «существо». Получается «ангельское существо». Чтобы было созвучие, убрали букву «т». Поэтому меня часто переспрашивают, как правильно пишется мое имя, или почему меня зовут «неправильно», - объясняет Периза Осмонова.

В последние годы в Киргизии стали популярными арабские имена из Корана. Так, родители называют дочерей именами Амина (имя матери пророка Мухаммада), Фатима (его дочь), Мадина (измененное наименование города Медина). Среди мужчин популярны такие имена, как Иса (в честь пророка Иисуса), Жабраил (Гавриил), Исмаил (Измаил).

Кто нынче в тренде

Что касается трендов этого года, то, как передает 24.kg со ссылкой на Государственную регистрационную службу Кыргызстана, самыми популярными мужскими именами в республике в 2016 году стали Умар, Алинур, Нурислам, Али и Алихан, женскими - Раяна, Арууке, Айбийке, Амина и Айлин. Из них традиционно киргизскими можно назвать лишь Арууке и Айбийке, остальные имеют арабское происхождение.

Как редкие для страны были зарегистрированы такие имена, как Эрдаган, Муштарибану, Рукаййа, Ноила, Сельби Дениза, Рувэйда, Эмлис, Алиризо, Нозила, Аруунас, Бану, Эзоза, Мухаммад Солих, Левант, Еванжелина, Анельа, Джу, Мухаммад Идрис, Жозеф, Лазарь, Добрыня, Соломон, Антей, Кэнэн, Эдита, Көзмончок, Элай, Торо, Кейла, Кияра, Юнона, Филис, Мухаммадмустофахон, Упеля, Гэвин, Якутай, Пелагея, Гозалое, Аврам, Сафо, Бишкек, Керим-Джем, Цзинцзин, Миссалина, Миа-Мей, Иоанна.

Какими бы именами не называли киргизы своих детей, совершенно очевидно одно - дают их всегда с определенным посылом и глубоким смыслом.

Следите за нашими новостями на

модераторов исламских форумов и нашего исламского форума тоже…
часто спрашивают
Могу ли я — немусульманка, зайти в мечеть? если можно, то что для этого надо? и когда и как можно?я знаю, что у меня знакомая, еще до принятия Ислама, ходила в мечеть, но не знаю как и еще, я там только посмотреть смогу (если вообще можно войти) или и на мессе присутствовать тоже? вот как же я там буду, если все молятся, а я то не знаю как, да и не мусульманка я? что просто стоять? так тогда на меня все пялиться будут.

В мечеть одной первый раз идти и тем более страшно! Но знакомых девушек- мусульманок у меня нету, поэтому одна скорее всего пойду. и главное..боюсь, что плакать там начну.. вот что делать? а реветь ведь точно буду ((

Вот решила создать такую тему

В мечети мы — гости Аллаха!
Мечеть — это дом Всевышнего.

Ещё до того, как отправиться в один из домов Аллаха, по дороге в мечеть и в самой мечети, мы должны соблюдать определённые правила…

Для посещения мечети следует соответственным образом одеться. Мужчинам также полагается быть выбритыми, причесанными и опрятными. Мусульманам запрещено посещать мечеть в легкой одежде — рубашках с короткими рукавами или шортах. Женщина, проявляющая уважение к мусульманским обычаям, перед посещением мечети облачится в длинное одеяние, скрывающее руки и ноги, а на голову повяжет косынку или платок. Одежда мусульманок всегда скромна — прозрачные, обтягивающие или слишком короткие одежды совершенно неуместны, так же, как и излишек макияжа и парфюмерии.

И мужчинам, и женщинам, посещающим мечеть, полагается знать, что при входе им придется снять обувь, а в самом здании, вероятно, придется сидеть на полу.

Любая мечеть может иметь два входа — один для мужчин, другой для женщин. В мечети мужчины и женщины молятся раздельно. В зависимости от внутреннего архитектурного устройства мечети женщинам предоставляется для совершения молитвы балкон или же определенное место в глубине…

И далее: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [ и ждите], пока не станете понимать то, что говорите. [ Не творите молитвы] в состоянии осквернения, пока не совершите [предписанного] омовения, если только вы не находитесь в пути» (Коран, 4:43).

На основании этих…

Как подготовиться к походу в мечеть?

«Важно то, для чего человек приходит в мечеть, — рассказывает заместитель муфтия Татарстана Рустам Хайруллин. – Намерения человека должны быть благими».

Прежде всего, человек, собравшийся посетить храм, должен привести свой внешний вид в порядок: это касается и одежды и чистоты тела.

Заходите в мечеть только с благими намерениями. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Женщины одеваются так, чтобы были видны только кисти рук, стопы и лицо, — рассказывает Рустам Хайруллин. – При этом одежда должна быть свободной и не очень яркой. Мужчины также стараются максимально прикрыть свое тело, на голову одевают тюбетейку».

В своих изречениях порок Мухаммед говорил, что мусульмане должны быть ритуально чисты, то есть они должны совершить полное омовение.

Тахарат - малое омовение. Мно гие обряды поклонения Аллаху нельзя выполнять без ритуально го омовения. Например, не допускается совершать намаз, таваф - обход вокруг Каабы…

Православные верующие, которые видят в своих городах или во время путешествий в другие страны большое количество мусульманских храмов, задаются вопросом - можно ли православному входить в мечеть? На это есть целый свод правил, которые относятся ко всем верующим, а также и православным, которые хотят посетить мечеть. Чтобы ответить на вопрос, можно ли православному в мечеть и узнать правила, необходимо обратиться к мусульманским источникам, где подробно рассказывается о правилах поведения в мечети. На все вопросы ответил Мунир – хазрат Беюсов, который является имамом Ленинградской области.

Многие хотят посетить мечеть

По словам имама Мунира, каждый верующий или неверующий может захотеть посетить мечеть, а по мусульманской вере это одно из лучших мест для молитв. Каждый мусульманин, совершая молитву, может придти в мечеть, а пятница считается священным днем для каждого верующего мусульманина, он совершает джума – намаз каждую неделю. В каждой мечети есть свои имамы,…

При входе в мечеть произносить: «Аллахумма ифтах ли абваба рахматика»

Мечеть – дом Всевышнего Аллаха на земле, поэтому при посещении мечети должны соблюдаться определенные правила:

1. При намерении посетить мечеть надо совершить дуа, которое читал посланник Аллаха (мир…

Ислам освободил женщину от обязанности совершать коллективную молитву в мечети, однако разрешил ей приходить в мечеть.

‘Аиша рассказывает: «Когда Посланник Аллаха совершал утреннюю молитву в мечети, с ним часто молились и верующие женщины, которые заворачивались в свои плащи и возвращались домой не узнанными» [Бухари].

Посланник Аллаха сокращал молитву, услышав позади себя плач ребёнка, поскольку понимал, что, растягивая молитву, причинит неудобства его матери, стоящей в одном из рядов молящихся. Он сам сказал: «Приступая к молитве, я желаю совершать её долго, однако, услышав плач ребёнка, сокращаю её, чтобы не причинять беспокойство его матери»[Бухари; Муслим].

Всевышний оказал женщине великую милость, освободив её от обязанности совершать обязательную молитву в мечети. Даже мужчины не всегда могут прийти в мечеть, и им нередко приходится молиться на работе, дома или ещё где-нибудь. А если бы женщине, на которой лежит вся домашняя работа и забота о муже и…

Может ли женщина посещать мечеть?

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Если ваши женщины попросят у вас разрешения пойти в мечеть, не отказывайте им» (Муслим)

Если женщина соблюдает исламский этикет в одежде (покрывает аурат, не пользуется духами и благовониями) и не украшает себя так, чтобы это могло вызвать искушение и поразить людей со слабой верой, у нее нет препятствий для посещения мечети и совершения в ней молитвы. При этом сопровождение махрама (мужа или близкого родственника) не является обязательным условием.

Если женщина не покрыта и видны те части ее тела, которые запрещено показывать не махрамам, или от нее исходит запах парфюмерии, то не дозволено ей покидать дом в таком виде и тем более идти в мечеть и молиться там, так как это может привести к фитне (искушению).

Сказано в фетве Постоянного Комитета, 7/332: «Разрешено мусульманке молиться в мечети и муж не имеет права препятствовать ей, если она просит его дозволения на это, при…

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Здравствуйте, уважаемый Игорь! Мы благодарим Вас за оказанное доверие.

Необходимо заметить, что ислам поощряет толерантность и мирное сосуществование между мусульманами и немусульманами. Если немусульмане заходят в мечеть для диалога, который приведет к лучшему взаимопониманию, то это приветствуется и поощряется. Ислам – это религия конструктивного диалога, и история мусульман – наилучший этому пример.

Шейх Аттия Сакр отвечает на поставленный вопрос так:

Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Ведь многобожники [пребывают] в скверне. И пусть они начиная с этого года не входят в Запретную мечеть. Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством по щедрости Своей, если пожелает. Воистину, Аллах — знающий, мудрый» (Коран, 9:28).

Уважаемые читатели! Всем Вам, кто решил свой отдых провести в Турции – интересно не только море, солнце и пляж, но и достопримечательности. А, как Вы знаете, главным священным символом мусульманской культуры является мечеть. Из чего следует, что посещение мечети – это обязательная составляющая каждого туристического маршрута.

Итак, Вы уже начали задаваться вопросами: как правильно себя вести в мечети, что можно и что нельзя делать, когда посещаешь мечеть, что одеть? И можете ли Вы, европейцы, заходить в любую интересующую Вас мечеть, или следует ограничиться только теми храмами, которые непосредственно указаны в плане экскурсий? Ответить на Ваши вопросы попробуют редакторы www.antalyacity.ru в этой статье, а также расскажут Вам основные правила посещения мечетей в Турции

Многие туристы испытывают большое желание лучше понимать турецкий народ, а религия – это неотъемлемая составная часть многовековой турецкой культуры. Поэтому каждая мечеть является для них не только…

Гульфайруз несколько раз меняла место встречи для интервью Азаттыку, назначая ее то в автосалоне, то в малолюдном кафе. В итоге встреча с корреспондентом состоялась в одном из небольших кафе в Актобе. В ходе интервью женщина, все время поглядывая в сторону входа, начала рассказывать о пережитом ею за последние годы.

ОТ НИКАБА К ХИДЖАБУ

Жизнь Гульфайруз, которая пять лет назад торговала игрушками на рынке в Атырау, резко изменилась после встречи с актюбинцем по имени Хамза. Она забыла о своей мечте накопить деньги и поступить учиться, выходит за него замуж и переезжает в Актобе. Вначале она сопротивлялась, однако позже по просьбе мужа надела никаб и начала исповедовать «такфирское направление» ислама. Она перестала смотреть телевизор, слушать радио. Однако с каждым днем такая набожность у нее вызывала сомнения.

— Внутренне я признавала, что и мои, и религиозные знания моего мужа половинчаты. В душе я была против таких понятий, как «джихад», «харам», «ширк»….

А имеет ли кто нибудь юридическое право запретить мне зайти в церковь, мечеть, синагогу, по каким либо причинам??? ВН

Это будет рассматриваться как нарушение общественного порядка или хулиганство

Как же все запущено… да иди хоть сейчас…

В мусульманской стране пьяным в мечеть войти нельзя. Посадят.

А к кому-то в дом ты тоже заходишь свободно и с собакой? Не боишься, что там есть своя собака, которая не любит непрошеных гостей? Ну-ну…

Богу. Заходи куда хочешь. Только в мечеть без собаки и обувь при входе сними и трезвым. И не для того чтобы в углу обделаться или обмочится.

Если это общественное место, а не частная собственность, никто не имеет права.

Это зависит от того, в какой вы находитесь стране. Одет не так — пустят, но придётся выслушивать. Если одет неприлично — то и для улицы это не особо, а вы говорите о церкви и т. п. Они будут иметь право выгнать человека, если он голый или почти голый.

РПЦ наверное…

Начало моего религиозного поиска было тесно связано с вопросом – кто же я по национальности? Мой отец чеченец, а мать-русская. Они жили порознь, я воспитывалась матерью, а с отцом общаться возможности не было. Но еще с раннего детства меня привлекала восточная и исламская культура (под понятием восточной культуры я подразумеваю в совокупности культуры народов Кавказа, Азии, Ближнего Востока). О них я узнавала из книжек, сказок, фильмов и мультиков. Интерес мой был сильным и устойчивым: мне нравился колорит Востока, смелость, благородство, мужественность мужчин, месть и наказание своих врагов, красота и ум восточных женщин. Но вся информация, которую я узнавала об Исламе – была поверхностной и отрывочной. Не было рядом ни знакомых, ни родственников, кто мог бы подробно рассказать о религии Аллаhа. А Аллаh лучше знает, почему было именно так. Сейчас мне кажется, будь по-другому, я бы не стремилась так в Ислам.

Как сегодня, я помню тот день, когда первый раз зашла в мечеть. Я была…

Что испытывает человек, который пришел в ислам, уже имея опыт пребывания в другой религии? Это решили узнать корреспонденты белорусского портала Intex-press. Три истории о том, почему люди перешли из христианства в ислам, и как религия Аллаха изменила их жизнь.

«Я прошу продавцов помыть нож, прежде чем отрезать мне кусок говядины»

Эсма, домохозяйка, 26 лет, приняла ислам четыре года назад

Эсма росла в православной семье, много знала о религии, читала Библию. В то же время понимала, что имеются также и другие пути к Богу.

Православная церковь оттолкнула ее своими противоречиями, а также коммерциализацией. Например, наличием конкретной таксы на крещение, венчание, обязанностью покупать свечи.

«Меня от этого коробило. Что, если у меня этих денег нет? Не понимала, зачем нужно два-три часа стоять на утренних службах. Не понимала, как такой же человек, как я, может прощать мне грехи. Я поняла: между мной и Богом слишком много…

Мечеть в жизни мусульман играет огромную роль. У многих настоящая жизнь начинается как раз именно с посещения Дома Аллаха. Для мусульман мечеть – это что-то большее, чем просто красивая архитектурная постройка с куполами и минаретами. Каждый для себя ищет ответы на жизненноважные вопросы непосредственно в мечети, чтобы побыть наедине с собой и Господом, многие мусульмане тоже предпочитают мечеть. Мечеть – это олицетворение духовности, чистоты, и её внутреннее наполнение неизвестным образом переходит на наши сердца, мысли, намерения, поступки. Выходя из Дома Аллаха, чувствуешь себя совсем по-другому и мыслить начинаешь иначе.

Мечеть в жизни мусульман играет огромную роль. У многих настоящая жизнь начинается как раз именно с посещения Дома Аллаха. Для мусульман мечеть – это что-то большее, чем просто красивая архитектурная постройка с куполами и минаретами. Каждый для себя ищет ответы на жизненноважные вопросы непосредственно в мечети, чтобы побыть наедине с собой и Господом,…

Огромное количество мечетей в мире, как в странах с исконно мусульманским большинством, так и христианским, сегодня включены в списки культурного наследия всего человечества и представляют интересные объекты для исследователей и просто обычных туристов.

Это неудивительно, потому что архитектурное изящество мусульманских храмов порой поразительно. Естественно, что посетить их стремятся не только мусульмане. Допустимо ли посещение мечетей людьми не в Исламе? И если да, то с какой целью?

Покойный ученый из Сирии Мухаммад Рамазан аль-Бути, да смилуется над ним Аллах, пишет в своей книге «Фикху Сирра»:

Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встречал племя Сакиф в своей мечети, чтоб поговорить с ними и обучить их религии. Если это является допустимым для многобожников, то для людей писания это еще предпочтительнее. Также Пророк, да благословит его Аллах и…

Мужчины-мусульмане, как минимум, раз в неделю идут в мечеть с целью совершения обрядов поклонения. Мечети являются домами Всевышнего, а люди, которые посещают их, становятся гостями Творца.

Когда человек приходит в гости к кому-либо, то он старается соблюдать правила приличия, принятые в данном обществе. Аналогичным образом дело обстоит и с мечетями, при посещении которых верующему надлежит придерживаться ряда религиозно-этических норм.

1. В мечеть заходят с правой ноги

Отправляясь в мечеть, следует помнить о том, что первый шаг в её дверь должен быть совершён правой ногой, так как Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял, что «Сунной является заходить в мечеть с правой ноги» (Хаким).

2. Перед входом прочитать специальную мольбу (дуа) 3. Снять обувь и аккуратно её убрать

При входе в мечети, как правило, стоят сиденья для того, чтобы посетителям было удобно снять обувь, которую надлежит убрать в специально отведённое для этого место (полки, отдельный гардероб или участок пола). В одном из хадисов, который приводит Ахмад, говорится, что Пророк (с.г.в.) велел верующим очищать мечети от грязи. Кроме того, если человек оставит свою обувь прямо на проходе, то это может затруднить вход в мечеть другим людям.

4. Поприветствовать присутствующих

Мусульманин, войдя в дом Аллаха, должен поприветствовать своих братьев по вере, так как Посланник Господа (с.г.в.) говорил: «Поистине, наиболее близкими людьми к Аллаху являются приветствующие других первыми» (Абу Дауд, Тирмизи). При этом желательно при приветствии использовать полную его форму, а именно: «Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух». Используя такое обращение, верующий зарабатывает себе больше награды, нежели за обычное приветствие.

5. Совершить молитву приветствия

Перед тем как присесть, верующему желательно совершить молитву приветствия мечети, как советовал Милость миров Мухаммад (с.г.в.), согласно хадисам Бухари. Данный намаз состоит из 2 ракаатов, процедура выполнения которых ничем не отличается от , за исключением намерения (нията).

6. Не проходить перед молящимися

Если при входе в мечеть вы обнаружили, что кто-то из верующих совершает намаз, то не следует проходить перед ним в том случае, если перед ним нет никакой преграды. Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) сказал: «Если бы тот, кто проходит перед совершающим молитву, знал о тяжести данного греха, то вместо того, чтобы пройти, он предпочел бы простоять 40» (Бухари, Муслим). В данном случае неизвестно, что имел Пророк (с.г.в.) говоря о 40 – дни, месяцы, годы, ракааты или намазы.

В том случае, если уж очень срочно нужно пройти перед молящимся, то допускается поставить какую-либо преграду, в качестве которой может служить, например, куртка или сумка.

7. Не доставлять дискомфорт другим

Помните, что в мечети вы находитесь не одни, а значит следует учитывать права других мусульман. Например, если в мечети очень тесно, то не нужно сидеть в развалку, тем самым лишая пространства других верующих.

8. Не повышать голос

Находясь в мечети, мусульманам не следует громко разговаривать, тем более на отвлечённые темы, не имеющие отношения к вопросам поклонения, особенно, если в этот момент звучит азан или проповедь, а также читается Коран. Во время пребывания в мечети верующие могут быть заняты разными делами. Одни могут просто сидеть и дожидаться молитвы, другие в это время читают Коран, третьи молятся, четвёртые сидят в социальных сетях посредством гаджетов. И повышая свой голос, вы можете отвлечь молящегося или же читающего Коран единоверца.

Божий Пророк (с.г.в.) предупреждал о появлении таких людей: «Появятся перед наступлением люди, которые будут собираться в мечетях группами, и имамом и у них будет дунья (дела мирские)! Не садитесь с ними, ибо нет у Всевышнего в них нужды!» (Хаким, Табарани).

9. Не заниматься торговлей

К тому же в мечетях строго запрещается вести торговую деятельность. К сожалению, подобное явление встречается в некоторых молельных домах. Пророк (с.г.в.) говорил: «Не занимайтесь в мечетях торговлей, не спорьте и не повышайте там голоса…» (Ибн Маджа).

10. Внимательно слушать азан, чтение Корана или проповедь

Если во время вашего пребывания в мечети вы слышите азан или же чтение Корана, либо проповедь имама, то необходимо молча слушать, так как, во-первых, вы не будете мешать слушать другим, во-вторых, не станете возвышать мирские разговоры над чтением Корана, и, в-третьих, если человек станет внимательно слушать, то он вправе претендовать на награду Господа миров.

11. Совершать молитву должным образом

Очевидно, что верующему при нахождении в мечети следует молиться в установленном порядке, чтобы его намаз был принят Всевышним, и чтобы за него он обрёл награду и заслужил прощение грехов. Согласно хадису, Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если раб Аллаха правильно выполнит намаз, ангелы читают для него молитву до тех пор, пока он находится на том месте, где совершал намаз» (Муслим).

12. Совершать дуа

Правоверным, являющимся гостями своего Создателя, будучи в мечети, следует читать дуа, прося Господа о прощении грехов и даровании благ в обоих мирах.

13. Нежелательно постоянно спать в мечети без причины

Кроме того, следует помнить, что верующим нежелательно спать в «доме Аллаха», не имея для этого уважительных причин. Исключением из данного правила могут служить ситуации, когда мусульманин лишился своего дома или же когда он находится в пути и решил отдохнуть в мечети.

Достоинства посещения мечетей

– Получение большей награды – за каждый намаз в мусульманском молельном доме верующие получают награду, в разы превосходящую награду за намаз в домашних условиях. В одном из хадисов сказано, что за коллективный намаз Всевышним обещано вознаграждение, которое в 27 раз превышает баракат за индивидуальный намаз (Муслим).

– Единение уммы – посещая мечети, мы сближаемся со своими братьями по вере, что, в свою очередь, способствует единению мусульманской уммы.

– Посещающие мечети – гости Аллаха. Как уже было сказано, мечети являются , а значит те, кто их посещает, те, кто отвечает на приглашение Господа, являются Его гостями.

– Получение знаний – верующий во время проповеди или же во время исламских курсов может получить новые знания о религии.



Новое на сайте

>

Самое популярное