Домой Налет на языке Сатирические приёмы изображения помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Русский дух в "Мертвых душах"

Сатирические приёмы изображения помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души". Русский дух в "Мертвых душах"

Сочинения по литературе: Сатира в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Имя Н. В. Гоголя принадлежит к величайшим именам русской литературы. В своем творчестве он предстает и как лирик, и как фантаст, и как сказочник, и как язвительный сатирик. Гоголь одновременно является писателем, творящим мир своего «солнечного» идеала, и писателем, раскрывающим «пошлость пошлого человека» и «мерзости» российских порядков.

Наиболее значительным произведением, работу над которым Гоголь рассматривал как дело всей своей жизни, стала поэма «Мертвые души», где он раскрыл жизнь России со всех ее сторон. Главным стремлением автора было показать, что существующие крепостнические порядки, торговля людьми не только несут с собой бесправие, темноту, обнищание народа и разложение самого помещичьего хозяйства, они уродуют, губят, лишают человечности саму человеческую душу.

Еще большего правдоподобия картины духовного обнищания и омертвения автор достигает путем изображения губернского города и его чиновников. Здесь, в отличие от жизни в помещичьих усадьбах, кипит бурная деятельность и движение. Однако вся эта деятельность лишь внешняя, «механическая», открывающая истинную духовную пустоту. Гоголь создает яркий, гротескный образ города, «взбунтованного» толками о странных действиях Чичикова. «...Все пришло в брожение, и хоть бы кто-нибудь мог что-либо понять... Пошли толки, толки, и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичикова, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» При этом над всеми нависло тяжелое ожидание возмездия. В разгар общей суматохи почтмейстер делится с другими «остроумным» открытием, что Чичиков - капитан Копейкин, и рассказывает историю последнего.

Создавая образ постепенно деградирующей России, Гоголь не упускает ни одной мелочи и детали. Наоборот, он заостряет на них внимание читателя, так как уверен, что именно из мелочей и состоит сущность всей окружающей действительности; именно они таят в себе источник зла, потому и приобретают в поэме грозный символический смысл.

В своем произведении Н. В. Гоголь наилучшим образом достиг цели, которую формулировал следующим образом: «...Я думал, что лирическая сила, которой у меня был запас, поможет мне изобразить так... достоинства, что к ним возгорится любовью русский человек, а сила смеха, которого у меня также был запас, поможет мне так яро изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом».


Сатира - это особый способ изображения отрицательных явлений жизни, пороков и недостатков людей. Отрицательное может изображаться не только в сатирических произведениях - достаточно вспомнить, к примеру, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Деревню» А. С. Пушкина, «Думу» М. Ю. Лермонᴛᴏʙа и многие другие. Но в сатирическом произведении пороки не только изображаются и осуждаются, но и гневно, резко высмеиваются. Смех - главное оружие сатиры, оружие острое и мощное. «Смех,- писал А. В. Луначарский,- наносит болезненные удары противнику, заставляет его терять уверенность в своих силах и, во всяком случае, делает в глазах свидетелей очевидным бессилие противника. Резко осмеивая, бичуя зло, сатирик, тем самым дает почувствовать читателю свой положительный идеал, пробуждает тягу к этому идеалу. «Под сатирою,- писал В. Г. Белинский,- следует разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества».

Но в жизни есть и такие явления, которые вызывают добрую улыбку, дружеское подшучивание. Мы и смеемся, и сочувствуем тому, над кем шутим. Это юмор, незлая, добродушная улыбка. Стоит отменить, что традиционно, юмор достигается спокойным, объективным повествованием, определенным подбором факᴛᴏʙ, образных средств - эпитеᴛᴏʙ, метафор, сравнений и проч.

Ирония - один из видов юмора. Это тонкая, затаенная насмешка. Иронический смысл достигается, к примеру, преувеличенно восторженным определением таких качеств, или явлений, или действий, которые на самом деле достойны только порицания; ирония звучит и в восхвалении именно тех качеств, которых на самом деле нет у того, кого восхваляют. Один из ярких примеров иронии - авторская харатеристика дяди Онегина: «Старик, имея много дел, в иные книги не глядел» (а все дела его - « лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел да мух давил»).

Насмешка едкая, язвительная, которая содержит в себе и чувство гнева, ненависти, называется сарказмом. «Сатира,- писал Луначарский,- может быть доведена до чрезвычайной степени злобности, которая делает смех ядовитым, кусающим». Саркастический смех можно слышать, к примеру, в монологах Чацкого. Сатирическими могут быть стихотворения, рассказы, поэмы, романы, но есть и особые виды сатирических произведений - басня, пародия, эпиграмма, фельетон

В поэме много смешных положений, в которые попадают герои не по производству автора, а по свойствам своего характера.

Комичность ситуаций, основанная на жизненной досᴛᴏʙерности,- особенность сатирического произведения.

Портрет Манилова сопровождается авторскими ироническими оценками: «он был человек видный» - но только «на взгляд»; приятные черты лица - но «чересчур передано сахару»; улыбался «заманчиво». Белокурые волосы и голубые глаза довершают впечатление приторной до отвращения сладости. Речь персонажей сатирического произведения откровенно комически выражает их характер. Белинский писал, что герои Гоголя «не его выдумка, они смешны не по его прихоти; поэт строго верен в них действительности. И ᴨᴏᴛому всякое лицо говорит и действует у него в среде своего быта, своего характера и того обстоятельства, под влиянием которого оно находится».

Смешно, когда Манилов отзывается о чиновниках города как о прекраснейших и достойнейших людях, а Собакевич называет тех же людей мошенниками и христопродавцами. Смешно, когда Чичиков, стараясь попасть в тон Собакевичу, изворачивается, желает угодить помещику, но это никак ему не удается. Смешно, когда в качестве доказательства ума и начитанности полицмейстера Чичиков неожиданно говорит: «Мы у него проиграли в вист вместе с прокурором и председателем палаты до самых поздних петухов. Очень, очень достойный человек!» И вместе с тем все органично именно для данного персонажа.

Именно в сатире гипербола (преувеличение) получила, наибольшее распростᴘẚʜᴇние. Гоголь широко использует ϶ᴛόᴛприем, чтобы отвратительные черты «хозяев жизни» предстали более ясно и выпукло.

Итак, приемы создания сатирического полотна те же, что и в несатирическом произведении: жизненная основа сюжета, портрет, описания, диалоги (речь действующих лиц); те же изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения и т. д. Но есть существенное различие - в целях использования этих приемов и средств, в ярко выраженном комизме сатирического произведения.

Выполняя работу, обратите внимание на эти особенности юмора и сатиры Гоголя. Как вы определите типичность помещиков - Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина?

Страница 1 из 1



Америка и ее люди в зеркале сатиры М. Твена. Особенности сатиры Твена (По рассказу «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»)

Особенности сатиры Твена (По рассказу «Как я редактировал сельскохозяйственную газету») Америка и ее люди в зеркале сатиры М. Твена. Особенности сатиры Твена (По рассказу «Как я редактировал сельскохозяйственную газету») 1. Комичность ситуации, описанной в рассказе. 2. Сатирическое изображение действующих лиц рассказа....


Примеры написания сочинение по поэзии «Деревня»

Стихотворение «Деревня» относится к ранним произведениям Пушкина и является примером вольнолюбивой лирики поэта. После окончания лицея молодой Пушкин послился вместе с родителями в доме на Фонтанке и с головой окунулся в суетливую столичную жизнь. Все было интересно юному поэту: балы, дружеские сборища, театр и, конечно же, поэзия. В стихах Пушкина той поры - молодость, любовь, дружба и идеи свободы. Он - автор оды «Вольность», автор обличительных эпиграмм. Уже в первые годы за Пушкиным утвердилась слава певца свободы и противника самодержавия. ...


Приемы и средства сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-щедрина

Сочинения по литературе: Приемы и средства сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-щедрина Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина служили ему тем обходным путем, с помощью которого он мог обмануть цензуру. Выражая свои идеи в аллегоричной, иносказательной форме, автор мог свободно говорить о том, что думает, не опасаясь, что его произведения сочтут крамолой. Слова в сказках завуалированы так, что любой мало-мальски грамотный читатель сумеет прочитать то, что написано между строк. А сказки как раз и предназначались для "детей изрядного возраста". Обычный ребенок просто не проникнет в смысл салтыковских сказок и вряд ли заинтересуется ими....


Что такое эпитет? Примеры эпитетов

Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Эпитет представляет собой сравнение и может быть выражен как именем прилагательным, так и cуществительным, глаголом или наречием. Эпитет - это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон....


Примеры суфийских идей

Стрела. Стрела, выпущенная из лука, может пролететь прямо, а может и Уклониться, это зависит от меткости лучника. До чего же странно, что если стрела попадет в цель, это объясняется Меткостью стрелка, но если она летит мимо цели, проклятия обрушиваются на Стрелу. Эль Газали. Нищий. Нищий постучал в дверь и попросил милостыню. Голос из-за двери ответил: "Сожалею, но дома никого нет". "А мне никого и не надо,- сказал нищий,- я прошу хлеба"....

Тип урока: формирование знаний, умений и навыков.

Цели урока: 1) определить роль иронии в поэме как элемента стиля Гоголя; 2) проанализировать главу 1.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

– Гоголь использует в поэме “Мертвые души” иронию, которая пронизывает всю поэму. Какова роль иронии в тексте автора?

III. Беседа с учащимися.

– Кто является рассказчиком в поэме “Мертвые души”?

(Писатель. Но это не просто Гоголь: перед нами обобщенный образ, в нем отражены взгляды, стремления, настроения, идеалы Гоголя и вместе с тем – черты русского писателя-патриота.)

– Где в тексте 1 главы Гоголь говорит о себе?

(В упоминании о шерстяной косынке, “какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым, наверное, не могу сказать, кто делает, бог их знает: я никогда не носил таких косынок” и т.д.)

– Но еще более важным признаком присутствия автора является тон повествования: ирония чувствуется во всем многообразии ее оттенков.

– Прочитайте описание Чичикова. Где в тексте описания встречается авторская ирония?

– Прочитайте описание трактира, найдите гиперболу.

(Половой в трактире был “живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо”. В окне “помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно было подумать, что на окне стояло два самовара, если бы один самовар не был с черною, как смоль бородою”.)

– Прочитайте сцену бала у губернатора. Отметьте сатирическое сравнение, которое использует автор поэмы.

(Уподобление гостей на балу у губернатора рою мух на сахаре. В этом сравнении два плана. Один – внешний: кавалеры в черных фраках похожи на мух, дамы в белых платьях с блестящими украшениями сверкают, как обломки сахара в солнечный день. Второй – внутренний: вся губернская аристократия подобна докучливым мухам, способным “засидеть” что угодно.)

– Гоголь использует в поэме пародию. Перечитаем описание городского сада. Гоголь здесь пародирует стиль официальных газетных статей, восхваляющих “благоденствие” России в николаевское время.

– Таковы некоторые формы гоголевского смеха в поэме. Но почему же Гоголь говорит, что ему еще долго предстоит “озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы”? О ком эти слезы?

(Вчитаемся, например, в сопоставление толстых и тонких и мы увидим обмеление человеческой души. Именно эти толстые ловко обделывают свои дела и набивают шкатулки, а тонкие, служащие “больше по особенным поручениям” и спускающие “на курьерских все отцовское добро” – все это “цвет” общества, это те, что управляют Россией)

IV. Доклады учащихся: “О чем рассказывают вещи Чичикова о своем хозяине?”, “История с афишей”, “Речевая характеристика Чичикова”.

V. Итог урока. Ясно одно, что герой наш – тертый калач, много повидал в жизни, умен, ловок и неплохо знает людей.

Россия в творчестве Гоголя показана с самых различных сторон, созданных при помощи сатирических и лирических средств. В своих произведениях писатель анализирует множество «болезней» русского общества. Одним из главных нравственных и социальных недугов, по его мнению, являлось крепостное право, так как оно опустошало человеческую душу. Показывая различные характеры, Николай Васильевич выделяет в них общее: все они - «мертвые души».
Крупным планом в поэме нарисованы образы помещиков, этих «хозяев страны», отвечающих за ее экономическое и культурное состояние, за судьбу народа. Критики и публицисты - защитники самодержавия и крепостничества - доказывали, что дворяне являются людьми высокого умственного склада, исключительного благородства, носителями высокой культуры, чести и гражданского долга, то есть являются опорой государства. Гоголь развеял этот веками складывавшийся миф. Конечно, он не отрицал заслуги передовой дворянской интеллигенции, но в своем произведении писатель изобразил не Чацкого, Онегина или Печорина, а основную массу этого класса. Он рисует тех людей, которые считают себя лучше других, являются столпами общества. Все эти лица, принадлежащие к высшему сословию, показаны Гоголем никчемными и пошлыми. Они лишены сознания гражданского долга, чести и совести. Николай Васильевич мастерски раскрывает образы всех героев своей поэмы. Слащавость и сентиментальность, выведенные в портрете Манилова, составляют сущность его праздного образа жизни. Он постоянно думает и мечтает о чем-то нереальном, считает себя образованнейшим человеком, хочет «следить какую-нибудь этакую науку», хотя у него на столе «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14-й странице, которую он читал уже два года». Манилов создает фантастические проекты, один нелепее другого, не соотнося их с реальной жизнью. Хозяйством он не занимается, «он даже никогда не ездил на поле, хозяйство шло как-то само собою».
Коробочка, захваченная жаждой наживы, торгует всем, что имеется в ее натуральном хозяйстве: салом, пенькой, птичьим пером, крепостными крестьянами. Для нее люди - одушевленный товар. Жалкое корыстолюбие Коробочки Гоголь раскрывает в сцене продажи мертвых душ. Помещица не удивляется странному предложению Чичикова, а только боится продешевить. «Они того... они больше как-нибудь стоят», - соображает она.
Нищая духом и разумом, Коробочка не видит ничего, что лежит за пределами ее имения. Нравственное уродство, умственный примитивизм помещицы писатель выразил одним метким определением: «дубинноголовая».
В характере Ноздрева Гоголь выделяет его бесцельную активность, постоянную готовность заняться чем-нибудь. Но ни одно начатое дело он не доводит до конца, так как все его начинания лишены цели и не продиктованы необходимостью. Лихач и кутила, он беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. У него нет никаких моральных принципов. В любое общество Ноздрев вносит только сумятицу, его появление всегда предвещает скандал.
Образом жизни Собакевича Гоголь открывает новую страницу летописи жизни владельцев усадеб. У этого героя кулацкая, звериная натура, которая проявляется в его поступках, в образе мыслей и накладывает отпечаток на весь быт. Каждый предмет в доме, казалось, говорил: «и я тоже Собакевич».
Собакевич знает, что в этом мире все продается и покупается. Он понял, что Чичиков в покупке мертвых душ видит выгоду, и без разговоров предложил: «Извольте, я готов продать». «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь», - заключает Чичиков.
Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвященной Плюшкину. Тоской проникнуто описание деревни и усадьбы этого «хозяина»: «Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном». Барский дом похож на огромный могильный склеп, где заживо погребен человек. Гоголь показывает постепенную деградацию человеческой личности. Когда-то Плюшкин был только бережливым хозяином, но жажда обогащения привела к тому, что он порвал отношения с друзьями и детьми, руководствуясь соображениями, что дружба и родственные связи влекут за собой материальные издержки. Помещик превратился «в какую-то прореху на человечестве».
Галерея «мертвых душ» не исчерпывается образами помещиков. Полный застой царит в губернском городе, где господствуют чиновники. Государственный аппарат превратился в выгодное средство наживы для бюрократов. Все они берут взятки. Среди них процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость». Николай Васильевич зло смеется над тем, как погрязшие в преступной деятельности трусливые бюрократы, наделенные властью, помогают мошеннику в его грязных махинациях, боясь своего разоблачения.
Все изображаемые человеческие пороки, как мы теперь видим, получили свое развитие в будущем, так как усваиваются людьми новой формации, к которым относится в произведении Чичиков. Первоначальные мелкие спекуляции Павла Ивановича сменяются крупными махинациями. Но практически все его «дела» заканчиваются крахом. Это не останавливает Чичикова. Скрыв следы преступления, он принимается за новый план с большей энергией. С виду Павел Иванович был самым благопристойным человеком, никогда не позволявшим себе в речи грубого слова. Чичиков безошибочно определяет сильные и слабые стороны людей, быстро приспосабливается к различным обстоятельствам. В отношениях с людьми он многолик: подстраивается под того, с кем ведет разговор. Чичикова оскорбляют грязные канцелярские столы, а не чиновники-взяточники. Чем больше в стране эпидемий и крестьянских могил, тем лучше для него!
Показывая агонию человеческой души, торжество сил зла, Гоголь не теряет надежды на возрождение России. Он верит в потенциальные силы и возможности русского народа. Категория движения - это положительный философский идеал писателя. Движение свойственно Чичикову и Плюшкину, хотя для последнего движение является деградацией. Не статичный, а развивающийся характер имеет шанс на возрождение. Движение и вера - средства к спасению и воскрешению России. Именно благодаря этим категориям рождается символический образ птицы-тройки: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?.. Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».

/В.Г. Белинский. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя. Москва. В университетской типографии. 1842. В 8-ю д. л. 475 стр./

Столь же важный шаг вперед со стороны таланта Гоголя видим мы и в том, что в "Мертвых душах" он совершенно отрешился от малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом во всем пространстве этого слова. При каждом слове его поэмы читатель может говорить:

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет! 8

Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в характерах действующих лиц, от Чичикова до Селифана и «подлеца чубарого» включительно, — в Петрушке, носившем с собою свой особенный воздух, и в будочнике, который при фонарном свете, впросонках, казнил на ногте зверя и снова заснул. Знаем, что чопорное чувство многих читателей оскорбится в печати тем, что так субъективно свойственно ему в жизни, и назовет сальностями выходки вроде казненного на ногте зверя; но это значит не понять поэмы, основанной на пафосе действительности, как она есть. <...>

"Мертвые души" прочтутся всеми, но понравятся, разумеется, не всем. В числе многих причин есть и та, что "Мертвые души" не соответствуют понятию толпы о романе, как о сказке, где действующие лица полюбили, разлучились, а потом женились и стали богаты и счастливы. Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому доступна мысль и художественное выполнение создания, кому важно содержание, а не «сюжет»; для восхищения всех прочих остаются только места и частности. Сверх того, как всякое глубокое создание, "Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение.

"Мертвые души" требуют изучения. К тому же еще должно повторить, что юмор доступен только глубокому и сильно развитому духу. Толпа не понимает и не любит его. У нас всякий писака так и таращится рисовать бешеные страсти и сильные характеры, списывая их, разумеется, с себя и с своих знакомых. Он считает для себя унижением снизойти до комического и ненавидит его по инстинкту, как мышь кошку. «Комическое» и «юмор» большинство понимает у нас как шутовское, как карикатуру, — и мы уверены, что многие не шутя, с лукавою и довольною улыбкою от своей проницательности, будут говорить и писать, что Гоголь в шутку назвал свой роман поэмою... Именно так! Ведь Гоголь большой остряк и шутник и что за веселый человек, боже мой! Сам беспрестанно хохочет и других смешит!.. Именно так, вы угадали, умные люди...

Что касается до нас, то, не считая себя вправе говорить печатно о личном характере живого писателя, мы скажем только, что не в шутку назвал Гоголь свой роман «поэмою» и что не комическую поэму разумеет он под нею. Это нам сказал не автор, а его книга. Мы не видим в ней ничего шуточного и смешного; ни в одном слове автора не заметили мы намерения смешить читателя: всё серьезно, спокойно, истинно и глубоко... Не забудьте, что книга эта есть только экспозиция, введение в поэму, что автор обещает еще две такие же большие книги, в которых мы снова встретимся с Чичиковым и увидим новые лица, в которых Русь выразится с другой своей стороны... Нельзя ошибочнее смотреть на "Мертвые души" и грубее понимать их, как видя в них сатиру. Но об этом и о многом другом мы поговорим в своем месте, поподробнее; а теперь пусть скажет что-нибудь сам

<...> И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чорт побери всё!», его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе — и сам летишь, и всё летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога нивесть куда в пропадающую даль — и что-то страшное заключено в сем быстром мельканьи, где не успевает означиться пропадающий предмет; только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица-тройка! кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем, с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чорт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! И вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вот уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух...

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остается назади. Остановился, пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, — и мчится вся вдохновленная богом!.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа! Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства. <...>

Грустно думать, что этот высокий лирический пафос, эти гремящие, поющие дифирамбы 9 блаженствующего в себе национального самосознания, достойные великого русского поэта, будут далеко не для всех доступны, что добродушное невежество от души станет хохотать оттого, отчего у другого волосы встанут на голове при священном трепете... А между тем это так, и иначе быть не может. Высокая, вдохновенная поэма пойдет для большинства за «преуморительную штуку». Найдутся также и патриоты, о которых Гоголь говорит на 468-й странице своей поэмы и которые, с свойственною им проницательностию, увидят в "Мертвых душах" злую сатиру, следствие холодности и нелюбви к родному, к отечественному, — они, которым так тепло в нажитых ими потихоньку домах и домиках, а может быть, и деревеньках — плодах благонамеренной и усердной службы... Пожалуй, еще закричат и о личностях... Впрочем, это и хорошо с одной стороны: это будет лучшею критическою оценкою поэмы...

Что касается до нас, мы, напротив, упрекнули бы автора скорее в излишестве непокоренного спокойно-разумному созерцанию чувства, местами слишком юношески увлекающегося, нежели в недостатке любви и горячности к родному и отечественному... Мы говорим о некоторых, к счастью, немногих, хотя, к несчастию, и резких — местах, где автор слишком легко судит о национальности чуждых племен и не слишком скромно предается мечтам о превосходстве славянского племени над ними. <...> Мы думаем, что лучше оставлять всякому свое и, сознавая собственное достоинство, уметь уважать достоинство и в других... Об этом много можно сказать, как и о многом другом, что мы и сделаем скоро в свое время и в своем месте.

Другие статьи критиков о поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" :

В.Г. Белинский. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя

  • Русский дух в "Мертвых душах". Юмор, ирония и сатира в поэме

К.С. Аксаков. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души

  • Содержание и слог поэмы "Мертвые души". Сущность русского народа
  • Гоголь — поэт из Малороссии. Малороссийский язык Гоголя

С.П. Шевырёв. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя



Новое на сайте

>

Самое популярное