Опять осенний блеск денницы
Дрожит обманчивым огнем,
И уговор заводят птицы
Умчаться стаей за теплом.
И болью сладостно-суровой
Так радо сердце вновь заныть,
И в ночь краснеет лист кленовый,
Что, жизнь любя, не в силах жить.
А.Фет
Осенью
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
А.Фет
***
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
А.Фет
Устало всё кругом: устал и цвет небес
,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И желтый тот листок, что наконец свалился.
Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты,
О жизни говоря незримой, но знакомой…
О ночь осенняя, как всемогуща ты
Отказом от борьбы и смертною истомой!
Сентябрьская роза
За вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза
В день быстролетный сентября!
Перед порхающей синицей
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.
Расцвесть в надежде неуклонной —
С холодной разлучась грядой,
Прильнуть последней, опьяненной
К груди хозяйки молодой!
А.Фет
Вот и летние дни убавляются.
Где же лета лучи золотые?
Только серые брови сдвигаются,
Только зыблются кудри седые.
Нынче утром, судьбиною горькою
Истомленный, вздохнул я немножко:
Рано-рано румяною зорькою
На мгновенье зарделось окошко.
Но опять это небо ненастное
Безотрадно нависло над нами, —
Знать, опять, мое солнышко красное,
Залилось ты, вставая, слезами!
А.Фет
Осенняя роза
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
А.Фет
Осень
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.
А.Фет
Тополь
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь тёплый юг.
А.Фет
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
А.Фет
Непогода — осень — куришь,
Куришь — все как будто мало.
Хоть читал бы — только чтенье
Подвигается так вяло.
Серый день ползет лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.
Сердце стынет понемногу,
И у жаркого камина
Лезет в голову больную
Все такая чертовщина!
Над дымящимся стаканом
Остывающего чаю,
Слава богу, понемногу,
Будто вечер, засыпаю…
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь - поневоле
Тяжело - хоть плачь!
Смотришь - через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
Школьный анализ стихотворения А. Фета "Ласточки пропали"
Открывая страницы сборника стихотворений русских поэтов, я всегда останавливаюсь на произведениях Афанасия Фета. Он пишет красивыми словами картины природы, которые его волнуют.
В стихотворении Афанасия Фета "Ласточки пропали" предстаёт картина увядающей природы. Произведение написано в 1884 году.
Здесь мы читаем сюжеты, которыми наполнена природа, и настроение автора.
Особенностью данного произведения является противопоставление лирического героя событиям, в которых он невольный участник. Автор с тоской принимает осень, ему неуютно в это время года.
Начинается произведение наблюдением, которое делает
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали...
В начале стихотворения Афанасий Фет пишет об утрате. Это передаётся за счёт лексики и композиции первых строф. Слово "пропали" говорит об утрате. И вместе с тем воспоминание автора о вчерашнем дне также говорит о том, что он тоскует об уходящем времени. Читателю предлагается погрузиться в эту историю и понаблюдать. Автор как будто делает жест, указывая на гору:
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
Следующая строфа представляет события, которые замечает автор холодной осенью. Он пишет о сонной, холодной и злой осени, которая вместе с тем не даёт покоя.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Осень мрачная и печальная заставляет переживать, а неугомонный ветер лишает покоя. Афанасий Фет рассказывает о том, что и журавлям неуютно осенью. Испуганная стая покидает увядающую осень.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Афанасий Фет тоже готов к переменам, он ждёт прихода зимы, но вынужден переносить тяжёлую встречу поздней осени.
Выйдешь - поневоле
Тяжело - хоть плачь!
Смотришь - через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
Завершается произведение образом перекати-поля. Это растение, как и всё живое вокруг, куда-то спешит, хочет покинуть это место. Этот образ усиливает впечатление, и можно понять, что желание всё оставить и оказаться в другом месте является главной идеей произведения об осени.
А.А.Фет «Ласточки пропали»
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь -- поневоле
Тяжело -- хоть плачь!
Смотришь -- через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.
Прочитав стихотворение, мы сразу можем сказать, что автор изображает осень здесь в позднем ее состоянии. Наиболее важной для понимания смысла и пафоса стихотворения является фраза «Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!». На первый взгляд, здесь мы имеем традиционное продолжение пейзажной темы. Однако речь здесь идет не просто об ожидании зимы, а возникает ощущение, что герой стихотворения как бы идет навстречу стихиям.
Образ стаи грачей в стихотворении не случаен, он как образ-переживание уходящего времени. Осень как переходное время между летом и зимой угнетает героя стихотворения («Лучше б снег да вьюгу..», «Выйдешь - поневоле тяжело - хоть плачь»).
Лейтмотив стихотворения А.А. Фета - одухотворённость природы, переплетающейся, связанной с человеком сложностью и неповторимостью жизненных ощущений.
Казалось бы изображение осени, сравнение стаи грачей с сетью кажется чисто изобразительным, однако в контексте стихотворения оказывается не менее важной и его словесно-выразительная сторона: слово «сеть» вызывает в нашем сознании представление о плене, неволе.
А.Некрасов «Поздняя осень»
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет...
Где же наш пахарь? чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились?
Или не дружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других -- и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»
Ветер несет им печальный ответ: --
Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге -- не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли как плети,
Что заунывную песню певал,
Как, на соху налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.
Отчаянием и безысходностью пронизан образ-пейзаж в стихотворении "Несжатая полоса". Осиротевшая земля тщетно ждет своего хозяина, который сломлен непосильным изнурительным трудом.
Н.А.Некрасов наделяет природу человеческими чувствами и переживаниями.
Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Теми же мрачными красками рисует поэт осенний пейзаж в стихотворении.
Добивается он такого ощущения использованием эпитетов («грустную думу», «печальный ответ», «сердце больное», «заунывную песню»); и олицетворений («лес обнажился», «шепчут колосья», «руки высохли в щепку»).
Шепот созревших колосьев, которые некому убирать, рассказывает печальную повесть о судьбе крестьянина, погубленного невыносимыми условиями жизни. Безнадежно больной пахарь так и не появляется в стихотворении, но кажется, что слышишь его заунывную песню, видишь, как он задумчиво шагает по полосе, налегая на соху.
Пожалуй, начнем сопоставительный анализ со стихотворений Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» и А.А.Фета «Ласточки пропали», потому что мировоззрение этих поэтов во многом совпадает.
Постараемся ответить на вопрос какова же эмоциональная оценка осени, изображенная в этих двух стихотворениях.
В творчестве Тютчева пейзажная лирика настолько тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни, что рассматривать эти основные мотивы его поэзии следует в их неразрывном единстве.
Не зря в работе Соловьева В.С. «О поэзии Тютчева» он отмечает, «что преимущество Тютчева перед многими из них состоит в том, что он вполне и сознательно верил в то, что чувствовал - ощущаемую им живую красоту принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину».
В этом стихотворении, рисующем наступление осени, Ф.И.Тютчев очень точно передает настроение светлой грусти, мысль о скоротечности и прелести жизни.
В этом проникновенном осеннем пейзаже, помимо конкретности и точности реалистических деталей, проявляется замечательная способность Тютчева -- пробуждать воображение читателя.
Не смотря на какую-то тоску и обреченность поэзия Тютчева оптимистична. Он заостряет внимание в изображении своей осени, как я уже писала, на таинственной красоте осеннего вечера.
А. Фет, как и Ф. Тютчев, достиг в пейзажной лирике блистательных художественных высот. А. К. Толстой очень тонко уловил неповторимое фетовское качество -- способность передать природные ощущения в их органическом единстве, когда «запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук».
Пейзажная лирика Фета, в данном случае изображение осени, как и у Тютчева, неотделимо от человеческой личности, его мечтаний, стремлений и порывов.
Это и образ стаи грачей, которая кружится на фоне вечерней зари, напоминая прихотливо извивающуюся, непрерывно меняющую свою форму сеть. Это и конкретные детали, передающие атмосферу поздней осени: ранние сумерки, обвальный листопад, резкий порывистый ветер. Это и образы осеннего кочевья - вереницы птиц, летящие на юг, кусты перекати-поле, несущиеся по степи.
То, что скрывается в первой части «между строк», оставаясь вне «светлого поля сознания» читателя, во второй части выводится наружу, становится более доступным для восприятия. Так, мотив неволи получает прямое выражение во фразе: «Выйдешь - поневоле Тяжело - хоть плачь».
Более глубокого понимания стихотворений мы можем достичь, обратившись к их конструкционным особенностям.
При внимательном рассмотрении мы можем убедиться, что стихотворение А. Фета, написанное трехстопным хореем, в своем ритмическом строении отчетливо делится на две равные части. В первой из них (1-2 строфы) наблюдается относительно спокойный ритм, при этом 5 стихов имеют тождественный ритмический рисунок.
Стихотворение Тютчева написано пятистопным ямбом, и мы видим насколько разные настроения они передают!
Как я уже писала, если стихотворение Тютчева проникнуто светлой грустью, при этом оно оптимистично, то стихотворение Фета, изображение осени проникнуто мрачным настроением, угнетающим.
Такое же настроение возникает и при чтении стихотворения Н.А.Некрасова.
В отличие от Тютчева, стихи Некрасова всегда сопровождаются неким конфликтом, разочарованием, безысходностью. В стихотворении "Несжатая полоса" есть фразы такого рода.
Осень у Некрасова неравнодушна к человеческим страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом о его несчастной судьбе.
Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа.
Продолжая сопоставление Некрасова с поэтами предшественниками и современниками необходимо отметить, что, к примеру, в творчестве Фета, содержание лирики замыкается на внутреннем состоянии субъекта, и нет сколько-либо видимого выхода «во внешний мир».
Некрасов занимает в этом отношении принципиально иную позицию. Его творчество не замыкается на «внешнем» или «внутреннем» аспекте. Его позицию в этом вопросе можно охарактеризовать как «среднюю». Некрасовская лирика вбирает в себя всё пространство окружающего и внутреннего мира. В его стихах тесно переплетены социальные мотивы, внутреннее состояние, мировоззрение, пейзажи и описания.
Используя такие изобразительные средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет осенний пейзаж человеческими чувствами и переживаниями.
ЗАДАНИЯ, ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ
3
Ниже приведены два стихотворения, написанных в середине XIX века. Их авторы – поэты А.Фет и Н.Некрасов. Как можно полнее ответьте, чем похожи эти стихотворения (обратите внимание и на содержание, и на форму) и в чем основные различия между ними. Определите автора каждого стихотворения и аргументируйте свой ответ.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится.
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.
Перед дождем
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…
«Ласточки пропали…» – стихотворение А.Фета, «Перед дождем» – Н.Некрасова.
Многие участники конкурса красиво и точно сформулировали, чем похожи рассматриваемые стихотворения.
Темы обоих стихотворений схожи. Неприглядная осенняя погода, дождливая, навевающая тоску, создает общее настроение и определяет их одинаковый мрачноватый колорит. Ключевые слова – ветер (у Некрасова заунывный, у Фета – злой); сухой лист, грачи, галки и вороны, журавли создают наглядную картину, графическое оформление стихотворений. Звуковой фон – стоны и шепот, стук ветра, шорох листа и крики птиц. И даже конечная безысходность и опустошенность – в одном и другом стихотворениях. Одинаково количество строф, схожи эпитеты и олицетворения, природа не только оживает, но принимает реальные зловещие черты.
Полина Богачева,
11-й класс, СУНЦ МГУ, г. Москва
Стихотворения одинаково движутся: в обоих сначала взгляд обращается в небо («А вчера зарей // Все грачи летали // Да как сеть мелькали // Вон над той горой» – «Заунывный ветер гонит // Стаю туч на край небес»); затем опускается ниже – вторая строфа в обоих стихотворениях описывает падающие листья и холодный ветер. Затем снова вверх («Журавли летят» – «С криком в воздухе кружится // Стая галок и ворон»). Последняя строфа – взгляд вперед и скорее всего вдаль: лирический герой одного стихотворения смотрит на поле, другой – на проезжую таратайку.
Мария Шапиро,
11-й класс, школа № 57, г. Москва
Иногда начинает казаться, что они видят одну и ту же картину: «Лист сухой валится» – «За листком летит листок», «На дворе темно» – «Полумрак на все ложится», «Ночью ветер злится» – «Заунывный ветер гонит». Да, образы, казалось бы, одни и те же, но герои видят их по-разному.
Павел Говоров,
10-й класс, лицей № 1, г. Брянск
Но, наверное, еще интереснее различия. Юные авторы справедливо увидели разницу прежде всего в движении настроения. Другое отмеченное многими различие – в том, что стихи Фета кажутся более субъективными, чем некрасовские.
Главное различие состоит в том, что стихотворение Некрасова более взрослое и мрачное, чем стихотворение Фета.
Фет открыто говорит нам о своих чувствах – грусти, отчаянии, душевной тяжести, – и мы соглашаемся с ним, но, созерцая его печаль, не испытываем столь же сильных чувств. Некрасов же сразу рисует унылую, холодную картину – заунывный ветер, надломленную ель, крик воронья, бессердечный голос жандарма. Сам же автор прячется, скрывается, одновременно как бы подталкивая нас к тому, что он хотел показать.
Ольга Федотова,
8-й класс, школа № 654, г. Москва
Фет: описание природы, одноминутные, мгновенные впечатления: «Смотришь – через поле…». Главная тема – человек наедине с природой, взаимоотношения личных человеческих переживаний и состояния мира в этот момент. Некрасов: язык жестче, немного грубее, резче. Описывается все та же природа, но со стороны, нет отношения автора к происходящему. Появляются другие персонажи (ямщик и жандарм), чего у Фета быть не может, т.к. пропадет личное, индивидуальное единение с природой.
Вера Байковская,
10-й класс, школа № 1199, г. Москва
У Некрасова стихотворение живое, даже если начало грустноватое, скучное, использованы слова заунывный, надломленная, стонет, глухо и темный, то ко второму четверостишию оно начинает меняться, еле заметно, но уже проглядываются слова пестрый и рябой. Это четверостишие заканчивается оксюмороном сухой струей и набором довольно «прохладных» прилагательных и существительных. Дальше стихотворение только разовьется в «прохладную», «темную» сторону. «Полумрак на все ложится», «со всех сторон» в воздухе кружатся только крикливые сороки, галки да вороны, и только в последнем четверостишии появляется слабый всплеск эмоций – это крик жандарма ямщику.
В стихотворении Фета в 1-м пятистишии идут воспоминания, автору грустно без ласточек, грачей и солнечных дней.
Екатерина Нестерова,
7-й класс, школа № 1564, г. Москва
В 3-й строфе у Фета появляется надежда: «Лучше б снег да вьюгу // Встретить грудью рад!». Но заканчивается оно антитезой к этим строкам, и от этого безысходность в нем страшнее, чем в некрасовском.
Полина Богачева
Чувство безысходности создает глагол кружится, будто бессмысленно метаться по кругу, не находя выхода. Автор первого стихотворения использует метонимию: «Лист сухой валится». Лирическому герою тяжело сознавать, что от жизнерадостной, яркой зелени деревьев остался только ворох мертвых листьев. Лирический герой второго стихотворения также видит осенние листья, но они вызывают у него ощущение не только грусти, но и красоты: «На ручей, рябой и пестрый, // За листком летит листок..». Противоречивость душевного состояния героя подчеркнута аллитерацией: повторением р и мягкого л.
Лилия Айрапетян,
11-й класс, школа № 654, г. Москва
Некрасов узнается очень легко – только у него, никак уж не у Фета, пейзаж может закончиться упоминанием жандарма с нагайкой.
Но при этом у Фета есть лирический герой, наблюдающий природу, испытывающий грусть из-за прихода осени, т.е. человек наедине с природой – и больше ничего. Почти все действие стихотворения происходит над землей: «ласточки пропали» (т.е. пропали в небе), «грачи летали // Да как сеть мелькали // вон над той горой», «Лист сухой валится» (это тоже движение сверху вниз), «Ночью ветер злится», «Журавли летят», «Перекати-поле // Прыгает как мяч». Из-за такого обилия движения возникает чувство быстрых перемен – и действительно, ведь стихотворение о приходе осени, причем сначала есть напоминание о лете («Ласточки пропали» – значит, были), а затем – желание зимы: «Лучше б снег да вьюгу // Встретить грудью рад», т.е. есть начальная и конечная точки этого движения. Лирическому герою «тяжело – хоть плачь!» – и эта грусть передается всему видимому: журавли летят «словно как с испугу», «ветер злится». Все куда-то быстро уходит: а герой как будто остается на месте и провожает, смотрит вслед – «с вечера все спится», но если даже «выйдешь» – увидишь прыгающее прочь перекати-поле (и это ведь тоже примета осени). И хочется, чтобы уже скорее кончился этот переход: «Лучше б снег да вьюгу…» – т.е. стабильное состояние, зиму.
Стихотворение Некрасова с самого начала настраивает на другое – своим названием «Перед дождем». «Перед дождем» – значит не процесс, не движение времени, но зарисовка конкретного момента. Действительно, пейзаж Некрасова более образный, заставляет нарисовать вполне определенную картинку: «Ель надломленная стонет», «На ручей, рябой и пестрый, // За листком летит листок», не просто холодает или «ветер злится» – а «струей сухой и острой набегает холодок». Нет лирического героя, оценивающего происходящее, – есть беспристрастный наблюдатель, который видит к тому же не только природу и, очевидно, интересуется не столько ею, сколько сценкой, происходящей на ее фоне: «И “пошел!”» – привстав с нагайкой, // Ямщику жандарм кричит…». Сценка поставлена в сильное место – последнее четверостишие стихотворения. В принципе пейзажи в стихотворениях Некрасова никогда не встречаются сами по себе, но всегда связаны с размышлениями о народе и каких-либо социальных проблемах.
Виктория Данилова
Некрасов вводит в стихотворение просторечные выражения («таратайкой», «перед»), сближая поэзию с простым народным языком. Некрасов таким образом пытается найти и воссоздать поэзию в непоэтичную эпоху, поэтично описать «непоэтичный» «материал» («стая галок», «ямщику жандарм кричит»).
Антон Скулачев,
В первом стихотворении гораздо больше образов и сравнений («как сеть мелькали», «словно как с испугу», «прыгает как мяч»). Скорее всего это связано с тем, что все описанное в стихотворении мы видим глазами лирического героя. Перед нами субъективная картина. Поэтому и больше эмоциональная наполненность… Это лирический герой сравнивает стаю грачей с сетью, это он видит гору, благодаря ему возникают олицетворения вроде «ветер злится»; «с вечера все спится» – тоже его ощущения, и в его окно стучит ветер. Получается, что в целом стихотворение посвящено человеку, его чувствам и ожиданиям, а природа показана через его восприятие. Это позволяет предположить, что стихотворение принадлежит Фету, в лирике которого на первом месте стоит впечатление – оно чаще всего и является предметом изображения.
В стихотворении «Перед дождем» картина в высшей степени объективна. Правда, здесь есть некоторые олицетворения (ель стонет, лес шепчет), но они, как и эпитеты (темный лес), воспринимаются как постоянные.
Мария Шапиро
Участники конкурса не ограничились передачей впечатлений, в их работах есть серьезные наблюдения и над лексикой, и над синтаксисом, и над ритмикой и строфической организацией стихотворений.
В стихотворении Фета первая и вторая строфы отличаются относительно ровной и спокойной интонацией, отсутствуют восклицательные предложения и резкие синтаксические переносы (анжабеманы). Во второй части мы сталкиваемся с резкими анжабеманами («Словно как с испугу // Раскричавшись…»; «Выйдешь – поневоле // Тяжело…»; «Перекати-поле // Прыгает как мяч»). Все это – в совокупности с использованием синтаксического параллелизма («Выйдешь…», «Смотришь…»), а также повтора, нарочитость которого подчеркнута и усилена рифмой («поле» – «перекати-поле»), делает концовку исключительно выразительной. В образе перекати-поля воплощено переживание жизни как бесконечного и бесцельного блуждания по земле. Перекати-поле, как и лист, – это мертвые подобия птиц. Свободному, стремительному полету, символом которого является слово ласточки, противопоставляется пародия полета: «Прыгает как мяч». За образами снега и вьюги встает образ погибели, смерти: жизнь кажется неволей, принуждением, освобождение от которого чается в смерти, причем смерти добровольной.
Елена Ерзунова,
11-й класс, гимназия № 2, г. Саров
Стихотворения написаны одним размером – хореем, а строфическая организация у них разная: четверостишия у Некрасова и пятистишия у Фета. У Фета само звучание более музыкально: «через поле // перекати-поле // прыгает как мяч» – аллитерация, обилие п создает ощущение прыгающего мяча.
Виктория Данилова
В основном использованы простые глагольные рифмы, однако заметно, что в первом интереснее строфика – строфа содержит 5 строк, что создает необычное звучание. Мы ожидаем перекрестной рифмы, кажется, что окончание четвертой строфы совпадет со второй, и каждый раз этого не происходит. Можно предположить, что таким образом передано напряженное ожидание зимы, которая никак не наступает («Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад…») – через создание этого напряжения у читателя. .
Мария Шапиро
Жесткий, почти маршевый некрасовский хорей, четкие, правильные строфы – и фетовский смешанный, сложный размер со спондеями и нарушениями ритма.
Вера Байковская
Художественное пространство стихотворения Некрасова, несмотря на его законченность и цельность, открыто – в сердце читателя, в огромное пространство огромной страны, в перспективу судеб жандарма и ямщика, что выражено многоточием, венчающим стихотворение.
Стихотворение Фета «заражает» читателя своим настроением – и также оставляет перспективу и, несмотря на, казалось бы, четкую и законченную обрисовку чувств лирического героя, – музыкальную перспективу в его сердце.
Антон Скулачев,
11-й класс, школа № 1514, г. Москва
Продолжение следует
Н.А. ШАПИРО,
школа № 57
г. Москва