Домой Лечение зубов Биография Некрасова. Некрасов Николай Алексеевич: жизнь и творчество

Биография Некрасова. Некрасов Николай Алексеевич: жизнь и творчество

Биография Николая Алексеевича Некрасова

Талантливый русский писатель Некрасов Николай Алексеевич родился 28 ноября 1821 г. в небольшом городке Немирово Подольской губернии в многодетной семье обедневшего дворянина Алексея Сергеевича Некрасова. Отец был поручиком егерского полка в Немирове. Мать - Александра Андреевна Закревская, полюбившая его против воли своих зажиточных родителей. Брак состоялся без их благословения. Но наперекор ожиданиям жены Некрасова, семейная жизнь супругов была несчастливой. Отец поэта отличался своей деспотичностью по отношению к своей жене и тринадцати детям. Имел много пагубных пристрастий, которые привели к обеднению семьи и нужде переехать в деревню Грешнева, родовое имение отца, в 1824 г., где и проходило несчастливое детство будущего прозаика и публициста.

В десятилетнем возрасте Николай Алексеевич поступил в Ярославскую гимназию. В это период он только начинал писать свои первые произведения. Однако из-за низкой успеваемости, конфликтов с руководством гимназии, которому не нравились сатирические стихи поэта, а также из-за желания отца отдать сына в военное училище мальчик проучился всего пять лет.

По воле отца в 1838 г. Некрасов приезжает в Петербург для вступления в местный полк. Но под влиянием своего товарища по гимназии Глушицким, он идет против воли отца и подает документы на поступление в Петербургский университет. Однако из-за постоянных поисков источников заработка, Некрасов не сдает успешно вступительные экзамены. В результате он стал посещать занятия на филологическом факультете, где проучился с 1839 по 1841 г.г.

Все это время Некрасов был в поисках хоть какого-то заработка, поскольку его отец перестал выделять ему денежные средства. Начинающий поэт брался за написание мало оплачиваемых сказок в стихах, статьей для различных изданий.

В начале 40-х г. Некрасову удается писать небольшие заметки в театральный журнал "Пантеон…", стать сотрудником журнала "Отечественных Записок".

В 1843 г. Некрасов сблизился с Белинским, который высоко оценил его творчество и поспособствовал раскрытию его таланта.

В 1845-1846 годах Некрасов издает два альманаха "Петербургский сборник" и "Физиология Петербурга".

В 1847 г. благодаря дару писать превосходные произведения Некрасову удается стать редактором и издателем журнала "Современник". Будучи талантливым организатором, он сумел привлечь в журнал таких литераторов как Герцена, Тургенева , Белинского, Гончарова и др.

В это время творчество Некрасова пропитано состраданием к простому народу, большинство его произведений посвящено тяжелой трудовой жизни людей: "Крестьянские дети" , "Железная дорога" , "Мороз, Красный нос", "Поэт и гражданин" , "Коробейники" , "Размышления у парадного подъезда" и др. Анализируя творчество писателя, можно прийти к выводу, что Некрасов в своих стихах затрагивал остросоциальные проблемы. Также, значительное место в своих произведениях поэт отвел роли женщины, ее нелегкой доле.

После закрытия "Современника" в 1866 г., Некрасову удается арендовать у Краевского "Отечественные Записки", заняв не менее высокую ступень чем "Современник".

Умер поэт 8 января 1878 в Петербурге, не преодолев многолетнюю тяжелую болезнь. Свидетельством великой утраты такого талантливого человека был манифест из нескольких тысяч человек, пришедших попрощаться с Некрасовым.

Кроме биографии Некрасова, ознакомьтесь также с другими материалами:

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

На рубеже 1830-1840-х годов в русской литературе происходит смена литературных эпох: после гибели Пушкина и Лермонтова русская поэзия вступает в новую пору развития, и на первый план в ней выходит поэзия Тютчева, Некрасова, Фета и большой группы новых поэтов. Конечно, эти изменения происходят не оттого, что новые поэты попросту заняли место своих великих предшественников, — пришло иное общественно-историческое время, нуждавшееся в своей поэзии. Необходимость художественного осмысления нового положения человека в мире и обществе проявилась в философской поэзии Тютчева, личная жизнь, переживания природы и любви стали содержанием лирики Фета. Некрасов в своей лирике с самого начала творчества сосредоточивается на общественной проблематике, и идейной доминантой его поэзии становится гражданский пафос.

Общественная направленность лирики Некрасова, острота её социальной тематики, сочувствие к русскому обездоленному человеку были предопределены самой жизнью поэта. Детство Некрасов провёл в деревне Грешнёво Ярославской губернии, в имении отца, небогатого дворянина, отставного поручика Алексея Сергеевича Некрасова. Любовь и светлые воспоминания о матери, Елене Андреевне, которые поэт пронёс через всю жизнь, отразились в его творчестве проникновенным вниманием к женской участи. Ещё с детства Некрасов узнал нужду, а поскольку отец, служивший исправником, часто брал мальчика с собой, разъезжая по делам, тот не раз оказывался свидетелем человеческих несчастий.

В семнадцатилетнем возрасте Некрасов, следуя воле отца, уехал в Петербург устраиваться на военную службу, однако вскоре ослушался и, несмотря на угрозу лишиться материальной поддержки, предпочёл литературную деятельность. Некрасов стал вольнослушателем на филологическом факультете Петербургского университета и в то же время искал способы заработать на жизнь. О той поре своей жизни Некрасов вспоминал как о самой трудной — это было время недоедания, постоянной нужды и заботы о завтрашнем дне. Некрасову во многом помогло сближение с В.Г. Белинским. Он стал постоянным членом литературного кружка Белинского, начал сотрудничать в журнале «Отечественные записки». В 1840-е годы Некрасов, будучи энергичным, предприимчивым и талантливым человеком, был уже знаком со всем литературным обществом Петербурга. В числе его друзей и хороших знакомых были И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, В.И. Даль, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.И. Панаев и многие другие литераторы. О стремительности успеха Некрасова говорит тот факт, что уже в 1846 году вместе с И.И. Панаевым он выкупил знаменитый, организованный ещё А.С. Пушкиным журнал «Современник». Под новым руководством журнал стал центром литературной жизни Петербурга. Значительную роль в развитии «Современника» сыграл также Белинский, а позже — Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

Творческая и общественная деятельность Некрасова нашла воплощение в его литературных сочинениях, журналистике и издательской работе. Велико общественное значение журналов «Современник» и «Отечественные записки», издаваемых Некрасовым в течение тридцати лет, поскольку благодаря им русское общество знакомилось с лучшими современными произведениями, узнавало о новых писателях и критиках.

Однако истинным призванием Некрасова была поэзия. В двадцать лет он написал первый сборник стихотворений — «Мечты и звуки». Стихи этого сборника ещё незрелые, подражательные, в них нет самостоятельности, собственного поэтического голоса. Некрасов до такой степени был недоволен своим сборником, что позднее даже уничтожал изданные экземпляры. В ранние годы творчества у Некрасова был период, когда он пытался писать прозу, однако эти попытки были неудачными. Некрасову предстояло найти свою тему в поэзии, чтобы его поэтический талант мог проявиться в полной мере.

Тематика поэзии Некрасова оказалась очень широкой и разносторонней. Поначалу преобладали изображение страданий человека в большом городе, любовная лирика, элегии. Позже гражданская лирика поэта охватывает более глубокие темы, она обращается к жизни народа, особенно крестьянства, актуальным общественным вопросам. Таковы стихотворения «Несжатая полоса» (1854), «Школьник» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Железная дорога» (1864). Общественная позиция поэта ярко проявилась в стихотворениях, написанных на смерть его соратников по деятельности: «Памяти Белинского» (1853), «На смерть Шевченко» (1861), «Памяти Добролюбова» (1864). Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова занимала особое место, и ярче всего она проявилась в стихотворении «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...», 1874). Глубокая нежность звучит в некрасовских стихотворениях о детях и женщинах, таких как «Песня Ерёмушке» (1859), «Крестьянские дети» (1861), «Мать» (1868). В поэмах «Саша» (1855), «Мороз, Красный нос» (1862-1864), «Русские женщины» (1871 — 1872) жизнь России показана с разных сторон, но в центре неизменно оказывается образ русской женщины: будь то женщина с высокими стремлениями, или крестьянка с трагической судьбой, или преданные жёны декабристов. В последний период творчества Некрасов работает над поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1876), в которой поэт создал грандиозную картину пореформенной России, запечатлевшую всё великое многообразие её жизни в богатой галерее образов крестьян, солдат, ремесленников, простого люда, помещиков, духовенства. Поэма впитала в себя русское народное творчество: песни, легенды, пословицы, сказочные элементы. В произведении преобладает сказовая форма повествования, русская разговорная речь. По художественной силе и идейному значению важны образы Савелия — богатыря святорусского, крестьянки Матрёны и народного заступника Гриши Добросклонова. В них воплощена главная идея творчества Некрасова, высказанная в песне, завершающей поэму «Кому на Руси жить хорошо»:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!..

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
НА ТЕМУ:
«ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Н.А. НЕКРАСОВА»

Нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова
А.В.Луначарский

1. Детские годы. Гимназия (1821-1838)

В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт-гражданин, всю свою жизнь, весь свой огромный талант отдавший служению народу. С полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему».
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, Брацлавского уезда, Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.
В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево, где и прошло детство будущего поэта. Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся со многими темными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства.
Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862) принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством. Человек суровый и своенравный, он жестоко эксплуатировал своих крестьян. 3а малейшую провинность крепостных наказывали розгами. Не гнушался отец поэта и кулачной расправой.
Вот почему много лет спустя поэт с такой горечью писал о своем детстве:
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, -
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..
(«Родина»)
Трудно сказать, что стало бы с юным Некрасовым, чье воспитание протекало в столь неприглядной обстановке.
Но Некрасова спасло то, что рядом с ним была его мать - Елена Андреевна (урожденная Закревская). Поэт не один раз говорил, что она спасла его душу от растления, что именно мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты».
Женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, Елена Андреевна была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Брак с ним был для нее подлинной трагедией, и всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела.
Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы, ей посвящал свои сокровенные мечты. В своих стихах не раз вспоминал и «печальный взор», и «тихий шаг» матери, и «бледную руку», ласкавшую его.
До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал свою мать. О ней он писал в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», в поэмах «Несчастные» и «Мать».
Много горя и страданий видел поэт в детстве. Но это не ожесточило его душу. И в немалой степени этому способствовало то, что рос он в непосредственной близости к простому народу. Отец запрещал ему водить знакомство с детьми крепостных. Однако стоило отцу куда-нибудь отлучиться, как мальчик тайком убегал в деревню, где у него было множество друзей.
Общение с крестьянскими детьми оказало самое благотворное влияние на Некрасова, и он на всю жизнь сохранил теплые чувства к друзьям детства. И, уже, будучи взрослым, приезжая в Грешнево, он с полным основанием мог говорить:
Все-то знакомый народ,
Что ни мужик, то приятель.
В 1832 году Некрасов вместе со своим братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию. Учился Некрасов неровно. И это не удивительно. Ему, как и многим другим ученикам, была глубоко антипатична система образования в гимназии, да и преподаватели не вызывали у него ни уважения к себе, ни интереса к дисциплинам, которые они вели. Товарищи любили Некрасова за живой и общительный характер, за начитанность и умение рассказывать.
Читал Некрасов действительно много, хотя и довольно беспорядочно. Книги он брал в гимназической библиотеке, иногда обращался к учителям гимназии.
Интерес к творчеству у Некрасова пробудился очень рано. Как он сам говорил, «писать стихи начал с семи лет. Но до поступления в гимназию писал стихи лишь от случая к случаю, И конечно же это были слабые, наивные попытки срифмовать несколько строк. Теперь же к поэзии он стал относиться серьезнее. Сначала Некрасов пробовал писать сатиры на своих товарищей, а потом и лирические стихотворения. «А главное,- вспоминал поэт,- что ни прочту, тому и подражаю».
Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию.
Целый год Некрасов прожил дома, в Грешневе. И все это время его неотступно преследовала мысль: что делать дальше. Отец хотел, чтобы сын поступил в Дворянский полк (так называлось военно-учебное заведение для детей дворян) и получил военное образование. Но будущего поэта военная карьера совсем не привлекала. Некрасов мечтал учиться в университете, а потом заняться литературным трудом.

2. Петербург. Начало литературной деятельности

Некрасову не было еще семнадцати лет, когда он, преисполненный самых радужных надежд, приехал в Петербург.
В университет поступить не удалось: слишком скудны, оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова было опубликовано в журналах «Сын отечества», «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду» и позже в «Библиотеке для чтения». Но начинающим авторам там платили мало. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей.
Но жизненные невзгоды не сломили Некрасова, не поколебали в нем страстного желания учиться. Он продолжал мечтать о поступлении в университет и упорно готовился к экзаменам. Однако, несмотря на помощь друзей, осуществить свою мечту ему так и не удалось. Правда, Некрасов был принят вольнослушателем и даже был освобожден от платы за слушание лекций.
По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои напечатанные и рукописные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки».
Сборник «Мечта и звуки» вышел в начале 1840 года. Свое имя Некрасов скрыл под инициалами Н. Н.
Сам поэт очень сурово судил свое раннее творчество. «Я писал из-за хлеба много дряни, - отмечал он в «Автобиографических записях»,- особенно повести мои, даже поздние, очень плохи - просто глупы...».

3. Содружество с Белинским. Начало «Современника»

В 1842 году произошло событие, которое явилось поворотным в жизни Некрасова: он познакомил и вскоре подружился с Белинским. К тому времени великий критик находился в центре литературного движения эпохи и его мировоззрение приобретало уже революционно-демократический характер. Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он угадал в Некрасове незаурядного человека и всячески способствовал развитию его таланта.
Некрасова многое роднило с великим критиком.
Позднее Некрасов так говорил о благотворном влиянии Белинского на формирование своих взглядов:
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе...
(«Медвежья охота»)
По словам Ф. М. Достоевского, Некрасов «благоговел перед Белинским и, кажется, всех больше любил его за свою жизнь».
Белинский внимательно следил за творчеством Некрасова, помогал советами, старался привлечь его к более активному сотрудничеству в журнале «Отечественные записки», где возглавлял критический отдел.
Отныне каждое стихотворение Некрасова воспринималось в кружке Белинского как событие.
Одно за другим появляются стихотворения Некрасова о крестьянской жизни: о судьбе «мужика-вахлака», который осмелился полюбить дворянскую дочь («Огородник»), о бедняке, для которого уготовлена только одна дорога - «к кабаку» («Пьяница»), о сельской красавице, которую ожидает горькая доля русской женщины («Тройка»).
В середине 1840-х годов начинается активная деятельность Некрасова как издателя. В 1844-1845 годах Некрасов выпустил два тома альманаха «Физиология Петербурга», а в 1846 году - «Петербургский сборник».
Альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» были тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой критики в лице Белинского.
Успех окрылил Некрасова, и он задумал новое литературное предприятие - издавать свой собственный журнал. С помощью друзей поэт вместе с писателем И. И. Панаевым в конце 1846 года взял в аренду журнал «Современник». Некрасов произвел полную реорганизацию журнала. Ведущими сотрудниками «Современника» стали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие передовые писатели и поэты того времени.
Первый номер обновленного «Современника» вышел из печати в январе 1847 года.

4. Творчество Некрасова в 1850-е годы

Еще в начале 1850-х годов Некрасов серьезно заболел. Болезнь с каждым годом прогрессировала: сказались годы нищеты, голода, тяжелого, изнурительного труда. Поэт был убежден, что дни его сочтены, и решил, что ему пора подвести итоги своего творческого пути. С этой целью он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения, написанные им в период с 1845 по 1856 год и наиболее полно отобразившие характерные особенности его поэтической музы.
Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» вышел весной 1856 года. Его появление стало важным общественным и литературным событием.
Открывало сборник программное стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин», где отчетливо прозвучала мысль о том, что поэзия - это важное общественное дело, что поэт не имеет права уклоняться от борьбы за прогрессивные идеалы, что его долг быть гражданином своей родины, бесстрашно идущим в бой «за честь отчизны, за убежденья, за любовь»:
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви...
Композиция сборника «Стихотворения Н. Некрасова» была глубоко продумана поэтом. В начале его Некрасов поместил произведения, рисующие жизнь представителей народа. Это такие стихотворения, как «В дороге», «Влас», «Огородник», «Забытая деревня» и др.
Второй раздел сборника составили произведения, в которых изображены те, кто эксплуатировал и порабощал народ: помещики, чиновники, буржуа-капиталисты. Это были, как правило, сатирические стихотворения: «Псовая охота», «Колыбельная песня», «Филантроп», «Современная ода», «Нравственный человек».
В третий раздел Некрасов включил поэму «Саша», в которой он одним из первых в русской литературе поставил вопрос о том, что в условиях мощного общественного подъема, наступившего в стране, необходим новый герой, что время, когда руководящая роль в общественной жизни принадлежала представителям дворянской интеллигенции, прошло, так как они оказались нестойкими в своих убеждениях и не смогли претворить слово в дело. В поэме нарисован обаятельный образ девушки Саши, стремящейся найти свое место в жизни и быть полезной людям:
Бедные все ей приятели - други:
Кормит, ласкает и лечит недуги.
Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» имел громадный успех. Все издание разошлось в несколько дней. Такого в русской литературе, по словам Тургенева, «не бывало со времени Пушкина».)
Главной, основополагающей темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа-пахаря, крестьянским демократом. О тяжелой, безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. Горькой доле деревенского трудящегося люда поэт посвятил многие свои произведения: «Несжатая полоса», «Забытая деревня» и другие.
и т.д.................

Николай Алексеевич Некрасов - русский писатель и поэт, который своими произведениями заставлял восхищаться весь мир.

Происхождение

Николай Некрасов родился в дворянской семье, которая в то время имела достаточно большое состояние. Местом рождения поэта считается город Немиров, расположенный в Подольской губернии.

Отец писателя, Алексей Сергеевич Некрасов, был военным офицером и состоятельным помещиком, который очень любил играть в азартные игры, карты.

Мать Н. Некрасова, Елена Закревская, происходила из богатой семьи, главой который был уважаемый человек. Елена отличалась широким кругозором и впечатляющей красотой, поэтому родители Закревской были против брака с Алексеем, но свадьба состоялась против воли родителей.

Николай Некрасов очень любил свою мать, что видно в произведениях «Последние песни», «Мама» и в других поэмах и стихотворениях. Именно мама является главным положительным лицом в мире писателя.

Детство и образование поэта

Своё детство писатель провёл со своими братьями и сёстрами в имении Грешнево, которое принадлежало его семье.

Юный поэт видел, как страдает простой народ под гнётом помещиков. Это и послужило идеей для будущих его произведений.

Когда мальчику стукнуло 11 лет, его отправили в гимназию, где он учился до 5 класса. Учился Некрасов слабо, но первые его стихи уже заполняли страницы тетрадей.

Серьёзный шаг. Начало творчества

Следующим шаг Н. Некрасов - это переезд в Санкт-Петербург, где он подал желание посещать лекции в университете.

Отец писателя был строгим и принципиальным человеком, который хотел, чтобы его сын стал военным. Сын пошёл против воли отца, лишая себя финансовой помощи и уважения со стороны семьи.

В новом городе, чтобы выжить, приходилось зарабатывать написанием статей. Так и произошло знакомства начинающего поэта с известным критиком Белинским. Через пару лет Некрасов становится владельцем известного литературного издания, имевшее большое влияние, «Современник», но вскоре цензура закрывает журнал.

Активная деятельность писателя. Вклад в литературу

Заработав значительную сумму денег, Некрасов принимает решение выпустить в свет свой первый сборник стихов «Мечты и звуки». Сборник не пришёлся по душе народу, поэтому это был полный провал, но поэт не стал расстраиваться и взялся за написание прозаических произведений.

Журнал «Современник», в котором Николай Некрасов редактировал и писал тексты, очень сильно повлиял на жизнь на писателя. В это же время поэт создаёт несколько сборников личных стихотворений. Впервые большую известность принесли Некрасову его творения «Крестьянские дети» и «Коробейники».

Журнал «Современник» показал миру таких талантливых людей, как и И. Гончаров, и других писателей, поэтов. Лев Толстой и Федор Достоевский стали известны всему миру благодаря Николаю Некрасову, который принял решение печатать их на страницах журнала.

В 40-х годах 19 века ещё одно издание «Отечественные записки» стало сотрудничать с Николаем Некрасовым.

Юный Некрасов видел, как приходилось тяжело приходилось простому крестьянину, поэтому это не осталось без внимания в произведениях писателя. Яркая особенность творчества Некрасова - использование разговорной речи в произведениях: стихах и рассказах.

Некрасов за десять последних лет жизни выпускает множество известных произведений о декабристах и простом народе: «Кому на Руси хорошо», «Дедушка», «Русские женщины» и другие.

Смерть писателя

В 1875-ом году у Н. Некрасова диагностировали рак кишечника. Свой последний сборник «Последние песни», созданный в страшных муках, поэт посвящает Зинаиде Николаевне - своей жене.

27 декабря 1877 года болезнь одолела Николая Некрасова. Могила писателя, который внёс огромный вклад в литературную жизнь, находится в Санкт- Петербурге.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Творчество Н.А. Некрасова актуально сейчас, как и в XIX веке. Гражданская позиция молодёжи должна быть активной, именно к этому призывал великий русский поэт. Истоки творчества Н. Некрасова помогает понять изучение его биографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Николай Алексеевич Некрасов

(1821-1878)

Очерк жизни и творчества

Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении жизни народа

Цели занятия:

Расширить знания студентов о жизни и творчестве Некрасова (условия жизни - формирование его личности и таланта);

Помочь студентам определить основные темы лирики Некрасова;

Совершенствовать технику выразительного чтения;

Воспитывать гражданственность, патриотизм.

После изучения темы студенты должны

Знать:

Биографию Н. Некрасова, условия формирования его личности и таланта:

Деятельность Некрасова как редактора журналов «Современник» и «Отечественные записки»:

Основные темы лирики Н.Некрасова.

Уметь:

Анализировать лирические произведения;

Теория литературы: народность

Оснащение:

Портрет Н. Некрасова;

И. Фогельсон «Литература учит», М., Пр., 1990 г., стр. 116;

Н. Некрасов «Стихотворения и поэмы», М., 1984 г.

Тип занятия: комбинированный

Методы работы: анализ лирического произведения

ВПС: поэзия Ф.Тютчева и А. Фета

Поэзия А. Пушкина и М. Лермонтова

Структура занятия

  1. Оргмомент
  2. Мотивация темы

Русская лирика первой половины XIX века описывала с болью и сочувствием, негодуя и протестуя, страдания народа, выражала любовь и внимание к народной жизни. Вспомните «Деревню» А. Пушкина, «Родину» Лермонтова. И это было величайшим завоевание нашей литературы. Однако, авторское «я» в таких стихотворениях выражала эти чувства как бы «со стороны» - с позиции духовного мира передового человека, но другой социологической среды - дворянина.

Лирика Некрасова сделала следующий шаг. Поэт наглядно слился с народом, с его представлениями, идеалом, что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа - городской бедняк, солдатский рекрут, крепостной мужик, женщина- крестьянка. Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова, это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти.

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слёз!

Родились вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьётесь о сердца людские,

Как волны об утёс.

(1858 г.)

Творчество Н.А. Некрасова занимает особое место в истории литературы. С одной стороны, Н. Некрасов связан с традициями А. Пушкина и М. Лермонтова, а с другой - является одним из зачинателем нового направления.

Чем отличается лирика Некрасова от лирики Тютчева и Фета, от представителей «чистого мастерства? От лирики Жуковского, Дельвига?

Давайте сравним отрывки из стихотворений поэтов-романтиков с соответст- t вующими строками из лирики Некрасова. Что нового появляется в его поэзии? (Фогельсон, стр. 122)

мы находим в лирике Некрасова новизну проблематики, композиции, жанров, своеобразие авторского видения мира, гражданственность.

Как формировался Некрасов как поэт и личность? Что знаете о его детстве?

  1. Изложение нового материала. Творчество Н.А. Некрасова.

Я лиру посвятил народу своему

I. Детство, ярославская гимназия. Первые годы жизни в Петербурге (1821- 1840). После отказа сына поступить на военную службу, отец лишил его наследства и содержания. «Петербургские мытарства» - нищета, провал на экзаменах в университет, разнос в критике сб. «Мечты и звуки» (подражательный характер).

II.Сближение с В. Белинским - переломный момент в творческой биографии Некрасова.

(ст., «Родина» (1846)

Ш.Некрасов - издатель и редактор журнала «Современник» (1847-1866) Тематическое и жанровое богатство творчества Некрасова:

  1. цикл лирических стихотворений;
  2. стихотворения о городских бедняках («На улице», «О погоде...»)
  3. стихотворения о женской доле («Свадьба», «В полном разгаре страда деревенская...»);
  4. стихотворения о тяжёлой судьбе народа («Несжатая полоса», «Арина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Железная дорога», поэмы «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, Красный нос»);
  5. гражданская лирика («Поэт и гражданин»);
  6. тема России, самосознание и общественное назначение русского человека («Саша», «Тургеневу»);
  1. Некрасов - издатель и редактор журнала «Отечественные записки» (1867-1877)
  2. Творчество Некрасова 1867-1877 гг.:
  1. поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877 гг.);
  2. поэмы о декабристах и их жёнах («Дедушка», «Русские женщины»);
  3. поэма о бюрократах, буржуазии и либеральных дельцах («Современники» - сатира);
  4. стихотворения, проникнутые элегическими настроениями («Три элегии», «Утро», «Уныние», «Элегия»);
  5. стихотворения, выражающие веру поэта в будущее России, народа («Пророк»).

Анализ лирических произведений

«Родина» (1846) - своеобразный итог идейных исканий Некрасова.

В основу стихотворений легли факты биографии поэта, но эти детали биографии перерастают в исторические закономерности судеб людей крепостной России.

Для Некрасова нет даже первоначального радостного пушкинского переживания при виде сада, дома.

«Родина» написана в форме лирического монолога. Новаторство Некрасов заключается не только в новизне проблематики, но и в том, что Некрасов, разрушая жанровые перегородки (включает элементы сатиры, элегии, пейзаж лирики), он создаёт новые по форме лирическое стихотворение, насыщенное социальным содержанием.

«Поэт и гражданин»

(стихотворение «Поэт и гражданин», видеопроект т/к «Культура»)

вопросы для обсуждения:

  • К чему призывает поэта гражданин?
  • В чём своеобразие композиции стихотворения?

(столкновение двух характеров, двух типов отношения действительности. В жанровом отношении - это философский спор в форме драматургии.

  • Каков жанр стихов?
  • Почему Некрасов выбирает форму диалога? (раздвоенность автора)

- Каков мотив стихотворения?

Мотив - основное настроение поэта, чувство, которое он испытал во время написания стихотворения

Диалог в стихотворениях мог быть воспринят как полемика между представителями «чистого искусства» и революционно-демократического.

В стихотворениях Некрасов излагает свои взгляды на роль и назначение поэта. Содержание стихотворения - разговор между условными персонажами - Поэтом и Гражданином. Перед нами не столкновение двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначение поэзии в общественной жизни. Автор высказывает следующую мысль: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений, активной борьбы за эти убеждения.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

«Элегия» (1874)

(Элегия - стихотворение, в котором выражены настроения, грустные раздумья, скорбь, философские размышления)

Какова обстановка в России; обстоятельства жизни Некрасова в годы создания «Элегии»? (первая половина 70-х годов XIX в)

Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

Стихотворение посвящено А.Н. Ермакову, другу Некрасова, инженеру путей сообщения.

Почему посвящение Ермакову включено в текст? Что это даёт читателю?

Посвящение делает это стихотворение личным документом, лирическим произведением, посвящённым двум общественным темам: положению народа и роли певца в обществе, а также призванию каждого человека, его месту в обществе.

В это время (время написания стихотворения 15 августа 1874 г.) в стране спад революционного движения. Разгромлена Парижская коммуна. Н.Некрасов много болеет, он теряет голос, жалуется на желудок, потом выясняется, что у него рак. Друзей рядом становилось всё меньше. Поэт сомневается в отношении молодёжи к себе теперешнему. Главный вопрос - что с народом, каков он и что с ним будет? Поводов для размышлений много.

Поэтому Некрасов избирает жанром своего стихотворения «Элегию», что является выражением преимущественно грустных раздумий.

Что в этом стихотворении личного?

«Я» поэта существует в трёх из четырёх строф стихотворения:

во второй Некрасов думает о сущности своей поэзии, о своей совести;

в третьей - об увиденном и услышанном в жизни;

в четвёртой - о том, как к нему приходит вдохновение .

Каков Некрасов в этом стихотворении?

Это человек, умеющий думать («Ответа я ищу не там?)

Это человек, работающий не ради славы, а ради своей совести.

В чём Некрасов видит существо своей поэзии?

Цель поэзии - служение народу. Поэт прославляет союз музы с народом («И в мире нет прочней, прекраснее союза!») и подтверждает личным примером:

Я лиру посвятил народу своему

Как он воспринял реформу 1861 года? Стало ли легче крестьянину?

Есть ли в стихах описание природы?

Природа соответствует настроение поэта: задумчива, грустна

Что в этом стихотворении общезначимого для всех эпох? для потомства?

Мы разобрали несколько стихотворений, и в каждом из них услышали неповторимо своеобразный голос поэта, ощущали особенности его стиля.

- Что же такое стиль писателя?

Стиль - это единство всех средств художественного изображения жизни в произведении писателя.

Своеобразие стиля зависит от его взглядов на жизнь и искусство, нравственных и эстетических идеалов, политических и художественных убеждений, особенностей его личности и таланта.

Некрасову свойственны важные черты:

Изображение жизни с присущими ей сложностью и противоречивостью;

Стремление к правде, постижению закономерных (типических) процессов и явлений действительности;

Критика несправедливого социального устройства;

Выражение передовых общественных идеалов;

Поэтизация мира крестьянина.

(Стр. учебника. Стиль писателя)

Основные мотивы лирики:

Назначение поэта и поэзии;

Тема народа;

Образ нового человека, героя времени;

Тема России.

IV. Закрепление

Что можно сказать о детстве и отрочестве писателя?

Как проходила его жизнь в Петербурге?

Какую роль в его жизнь сыграло знакомство с Белинским?

Что можно сказать о Некрасове-журналисте?

Чем отличалась Муза Некрасова от музы Пушкина, Лермонтова?

Каково назначение поэта в общественной жизни?

Что говорит Некрасов о судьбе русского народа и русской женщины- крестьянки?

Как раскрывается образ Родины в поэзии Некрасова?

Важно только одно -

Любишь народ, родину,

Служить им сердцем и душой.

Н. Некрасов

VI. Домашнее задание:

Написать сочинение «Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ».

Список использованной литературы:

1. Некрасов Н.А.. Собрание сочинений. Стихи. Поэмы.

2. Некрасов Н.А.. Кому на Руси жить хорошо. Серия «Классика для школы». М.: «Стрекоза-Пресс», 2005.

3. Коровин В.И. Русская поэзия ХIХ века. М., 1983.

4.Живые страницы. Н.А.Некрасов в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М., 1974;

5. Скатов Н.Н. «Н.А. Некрасов. Жизнь замечательных людей.», М.,1994





Новое на сайте

>

Самое популярное