"Поспешишь - людей насмешишь!"
Жил один мальчик по имени Игорь. Он все время спешил. В школе он решал примеры быстро и неправильно: 2+2 у него получалось 5. А на уроке русского языка он написал:"У меня - самая красивая момо". Все ребята долго смеялись, а потом придумали пословицу:"Поспешишь - людей насмешишь!" /Архишина Юля/
"Не имей сто рублей, а имей сто друзей!"
Жил-был мальчик. Однажды он пошел в магазин, а там у него спросили:"Почему ты не гуляешь с друзьями?" "А мне деньги дороже друзей", - ответил мальчик.
Как-то раз он пошел купаться и начал тонуть. Прибежали дети и спасли его. И тогда он понял, что друзья дороже денег. /Маркеева Катя/
"Говори мало, слушай много, а умного - еще больше"
Жил-был один двоечник. На уроках он все время разговаривал.И учительница поставила ему двойку.Он пришел домой, а мама говорит:"Покажи дневник!Я дам тебе шоколадку." Увидела мама двойку и сказала:"Получишь шоколадку, когда двойку исправишь" И он пошел двойку исправлять. И теперь он больше не будет двоек получать... /Азманова Вика/
"Умный без денег богат"
Жил-был глупый мальчик, а у него был умный брат.Глупый захотел стать миллиардером. Он спросил у брата, что для этого надо делать? Умный ответил:
- Если бы я знал, как стать миллиардером, я бы сказал тебе.
- Я все равно добьюсь своего, - сказал глупый. Он задал свой вопрос учителю.
- Окончи школу, институт, послужи в армии.Учиться надо хорошо.А пока - иди-ка к доске. Сколько будет 60 умножить на 5?
- Два!
- Вот и получай 2!
А мама сказала:
- Надо выучить таблицу умножения. Вот твой брат получил пятерку с плюсом.
- Надо просто быть отличником, а там, глядишь, и станешь миллиардером!/Серебрянский Дима/
"Не за бороду, за ум жалуют"
Жили-были две сестры: старшая красивая, но глупая. Младшая много читала и хозяйничала по дому.
Однажды они поехали в гости к дяде, и по дороге их захватили разбойники.
- Отпустите меня, - заплакала старшая, - посмотрите: какое у меня красивое платье, туфли, сумочка!
- Уйди со своей красотой, - рассердились разбойники, - отгадайте наши три загадки - тогда отпустим.
Младшая сестра отгадала все загадки, и разбойники их отпустили."Не за бороду, за ум жалуют" /Степанова Алина/
"Не надейся, дед, на чужой обед"
Один мальчик за двойки был наказан - мама не стала готовить ему обед.Он напрсился в гости к другу и пообедал там.
- Ты где был? - спросила мама.
- В гостях!
- Если хочешь, чтобы я тебя простила, сядь и подумай.
Мальчик подумал и пошел делать работу над ошибками."Чтобы хорошие оценки иметь, надо хорошо работать" /Кондрашов Миша/
Жил-был один мужик. Решил он новый дом построить. А снег расчистить поленился. Когда снег растаял, его новый дом развалился."Без труда не вынешь и рыбку из пруда" /Бушуев Даниил/
"Без труда не вынешь и рыбку из пруда"
Одного мужчину попросили покрасить окно в коричневый цвет. Ему было лень идти за коричневой краской. Он покрасил окно в черный цвет.Пришли люди и говорят:"Как некрасиво получилось!" Мужчине стало стыдно, он купил хорошую краску и исправил свою ошибку. /Осипова Софья/
Главные герои рассказа «Детвора» — ребята, оставшиеся вечером без присмотра родителей, которые уехали в гости. Дети сидят за столом и, несмотря на поздний вечер, играют в лото на деньги. У каждого из них есть свой интерес в игре.
Гриша, ученик приготовительного класса, играет исключительно ради тех копеечек, что лежат на столе. Его сестра Аня деньгами интересуется мало. Для нее главное – выиграть. Другая его сестра, Соня, участвует в игре ради самой игры. Процесс выкрикивания чисел и раскладывания стеклышек на карты ее очень увлекает. Самый младший, Алеша, рад уже тому, что сидит вместе со всеми детьми за столом и его никто не прогоняет. В игре еще участвует сын кухарки, Андрей, которого привлекают сами числа, вокруг которых вертится игра.
Веселья игре добавляют смешные прозвища для некоторых чисел. Так, семерка – это кочерга, а одиннадцать – палочки. Число семьдесят семь дети уважительно называют Семен Семеныч.
В какой-то момент в гостиную входит Вася, ученик 5 класса. Он тоже хочет играть в лото, но у него только рубль, а ставка – одна копейка. Детвора отказывается принимать его рубль вместо копейки. Положение спасает Соня, которая ставит копейку за Васю.
Внезапно Гриша заявляет, что уронил копейку, и дети лезут под стол. Пока они занимаются поисками, Соня засыпает прямо за столом. Дети ведут ее в родительскую спальню, но сами тоже засыпают в процессе укладывания Сони. Выигранные в лото копеечки валяются на полу возле кровати. Сейчас они не имеют для ребят никакой ценности. Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа «Детвора» состоит в том, что дети видят мир по-своему, совсем не так, как взрослые. Для них важно то, чему не придают значения взрослые и наоборот, они безразличны к тем ценностям, которые признают взрослые. Когда Вася пытается поставить в игре рубль вместо копейки, никто из детей не соглашается на такую замену, хотя рубль гораздо дороже копейки. Для играющих важно, чтобы на тарелочку легла именно копеечка. И Соня, ничуть не жалея своих копеек, делает ставку за Васю. Рассказ учит с пониманием относиться к детским причудам и играм. Ведь именно через игру дети познают окружающий мир.
В рассказе мне понравилась девочка Соня, которая с увлечением играла в лото не ради выигрыша, а ради самого процесса игры. Она, нисколько не жалея, поставила свою копейку сначала за сына кухарки Андрея, а потом за гимназиста Васю. И она же первой крепко уснула, пока ребята искали под столом упавшую монетку. Следую примеру Сони, дети дружно уснули в маминой кровати, так и не дождавшись приезда родителей.
Какие пословицы подходят к рассказу «Детвора»?
Изба детьми весела.
Малые детишки, что чистые звездочки: и светят и радуют в темную ноченьку.
Рождественский рассказ «Детвора» был написан А. П. Чеховым в самом начале 1886 года. Материалом для него стали наблюдения писателя над детьми полковника Б. Маевского, командира артиллерийской батареи в Воскресенске. Чехов во время своего пребывания в Воскресенске (1883-1884 гг.) подружился с этой семьей, в которой росли дети Аня, Соня и Алеша.
В январе 1886 года рассказ «Детвора» с подзаголовком «Сценка» был впервые напечатан в «Петербургской газете» за подписью А. Чехонте. Рассказ был с одобрением встречен современниками - как критиками, так и читателями; при жизни писателя он был опубликован 19 раз. Название рассказа Чехов вынес на обложку вышедшего в 1899 году сборника произведений о детях.
Композиция рассказа
«Детвора» представляет по жанру наблюдение-зарисовку за детьми, которые остались поздним вечером дома одни и в отсутствие взрослых не ложатся спать, а играют в лото.
Рассказ с незамысловатым сюжетом приглашает читателя окунуться в мир счастливого и беззаботного детства.
Экспозиция выражена в произведении словами автора, что дети дома ждут родителей с крестин. Событие – сцена игры в лото. Дети играют очень азартно, на деньги. Малыши обмениваются репликами, совершают различные поступки (дерутся, ищут завалившуюся копейку). В этой части рассказа авторский текст скуп. Неожиданный финал произведения – засыпание детей на маминой кровати – создает комический эффект.
Система образов
В «Детворе» Чехов создает целую галерею детских портретов. Писатель не только умело, точными штрихами рисует внешность героев, но и показывает, что у каждого из детей уже есть или начинают проявляться индивидуальные особенности характера, ведь каждый ребенок – это личность.
Девятилетний Гриша завистлив и корыстолюбив, играя в лото исключительно из-за денег. Для восьмилетней Ани «счастье в игре…вопрос самолюбия» , поэтому она ревностно следит, чтобы никто не выиграл. Шестилетняя добрая и жизнерадостная Соня «играет в лото ради процесса игры» , одинаково радуясь за каждого выигравшего. «Пухлый шаровидный карапузик» Алеша в силу возраста не имеет «ни корыстолюбия, ни самолюбия» . Мечтатель по натуре, кухаркин сын Андрей безучастен к выигрышу, его жгучий интерес вызывают цифры: «сколько на этом свете цифр и как они не перепутываются!» .
Контраст беззаботной детворе являет образ пятиклассника Васи - «маленького старичка» , рассуждающего как взрослый: «Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять играть им в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно!» .
Особенности рассказа
В «Детворе» особенно отчетливо проявляется такая характерная особенность чеховского способа изображения, как сжатость. Буквально несколькими штрихами он рисует портреты детей от мала до велика. Язык рассказа очень колоритен, изобилует меткими и яркими словами – «дети играли так вкусно…» .
Ребенок видит и воспринимает окружающий его мир не так, как взрослые. В «Детворе» Чехов видит мир глазами ребенка, и в этом мире опыт взрослого бесполезен. Здесь копейка стоит дороже рубля, а ценность денег условна – «Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры» . Читатель приглашается исследовать и открывать мир вместе с ребенком, увидеть в обычном необычное и новое. С помощью точных художественных деталей писатель ярко и выразительно описывает детский мир: здесь и стеклышки, и белеющее блюдечко с пятикопеечными монетами, и недоеденное яблоко, и ножницы. Ребенок видит и интересуется тем, что находится здесь и сейчас – Чехов в рассказе учитывает эту особенность детского мировосприятия, описывая лишь обеденный стол, за которым играют дети.
В речевых характеристиках героев писатель использует «детские» номинации, передавая фразеологическую точку зрения ребенка – «…тот старенький офицер, который ездит на маленькой серой лошади» . Добрую улыбку вызывают бойкие и азартные выкрики детей, называющих цифры: «Двадцать восемь – сено косим!» .
О глубоком понимании Чеховым детской психологии свидетельствует и пожелание спокойной ночи в завершении рассказа: Чехов заодно с детьми, он вошел в их мир.
Яркий, беззаботный и светлый рассказ «Детвора» передает все обаяние детства.
- Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
Лариса Малышева
Тематическая подборка пословиц и поговорок к произведениям
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:
Их водой не разольешь.
Своя семья – самые верные друзья.
Русская народная сказка «Зимовье»
Дружно - не грузно, а врозь – хоть брось.
У страха глаза велики.
Доброму гостю хозяин рад.
Берись дружно – не будет грузно.
Русская народная сказка «Гуси – лебеди»
Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.
Гуляй да дела не забывай.
Гуляли – веселились, подсчитали – прослезились.
Великое слово: спасибо.
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Всяк человек своего счастья кузнец.
Всякий человек у дела познается.
Там счастье не диво, где трудятся не лениво.
Кто правдой живет, тот добро наживет; кто добро творит, того Бог благословит.
"Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный"
Бранись, брда на себя оглнись.
Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.
Заварил кашу – ссора до добра не доводит.
Других не суди, на себя погляди.
Правда – глаза колет.
Осень
От осени к лету поворота нету.
Лето со снопами, осень с пирогами.
В октябре ни на колесах, ни на полозьях.
В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.
Осень – запасиха, зима – прибериха.
Холоден сентябрь, да сыт.
Зима
В зимний холод всякий молод.
В феврале дороги широки.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Зиме да лету союза нету.
Весна
Матушка весна – всем красна.
В апреле земля преет.
Февраль богат снегом, апрель водой.
Весна и осень – на дню погод восемь.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»
За большим погонишься – последнее потеряешь.
И. Соколов – Микитов «Листопадничек»
В гостях хорошо, а дома лучше.
Везде хорошо – где нас нет.
Ш. Перро «Кот в сапогах»
Встречают по одежде, провожают по уму.
С. Аксаков «Аленький цветочек»
Шуба овечья, да душа человечья.
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Собирай по ягодке, соберешь кузовок.
Лесом шел, а дров не нашел.
В. Катаев «Цветик - семицветик»
Дружба дороже денег.
«Хлеб»
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Хлеб – всему голова.
Хлеб – батюшка. Водица – матушка.
Хлеб да вода – молодецкая еда.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
«Бременские музыканты»
Доброе братство лучше богатства.
У страха глаза велики, да ничего не видят.
Один за всех – все за одного.
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Доброму везде добро.
Кто любит труд, того люди чтут.
От вежливых слов язык не отсохнет.
С поклону голова не болит.
Семья
Вся семья вместе, так и душа на месте.
На свете все сыщешь, кроме отца и матери.
Лучше жить в тесноте, чем в обиде.
Праздник мам
Материнская молитва со дна моря поднимает.
Лучше матери друга не сыщешь
Нет такого дружка, как родная матушка.
При солнце тепло, а при матери добро.
Посуда
Дом как полная чаша.
Дорога ложка к обеду.
Овощи
Без заботы и репу не вырастишь.
Всякому овощу свое время.
Домашние животные
Без кота мышам раздолье.
Козла спереди бойся, коня сзади.
Кошка на порог, а мышка в уголок.
Труд – профессии
Птицу узнают в полете, а человека в работе.
Делу время, потехе час.
Поработаешь до поту – поешь в охоту.
Умелые руки не знают скуки.
Сделал дело – гуляй смело.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Терпенье и труд все перетрут.
Рыбы
Как рыба в воде.
Нем как рыба.
Биться. Как рыба об лед.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Об учении
Азбука к мудрости ступенька.
Без муки нет науки.
Без терпенья нет ученья.
Грамота – второй язык.
Грамоте учиться – вперед пригодиться.
Знание лучше богатства.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Сразу всему не научишься.
Колобок
Чем хвалимся, на том и провалимся;
На языке медок, да на сердце –ледок.
Теремок
Не бравши топор, жилья не срубишь;
Легко взято, легко и потеряно.
Репка
Из многих малых одно большое выходит;
Капля по капле и камень долбит.
Лиса и журавль
Как аукнется, так и откликнется.
Каков привет, таков и ответ.
Курочка, мышка и Тетерев
Хочешь есть калачи - не лежи на печи.
Лисичка со скалочкой
Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.
Царевна Несмеяна
Не все то золото, что блестит.
Телу – простор, душе – теснота.