Домой Гигиена Королевский дворец в испании. Большой королевский дворец

Королевский дворец в испании. Большой королевский дворец

Королевский дворец в Мадриде (испанское название Palacio Real de Madrid), другое название Восточный дворец (Palacio de Oriente), – официальная резиденция монархов Испании, расположенная в западной части испанской столицы. Король Хуан Карлос I, однако, не проживал во дворце и посещал его исключительно по случаям официальных церемоний. На месте нынешнего дворца в эпоху средневековья размещалась мавританская крепость эмиров и .

Со временем здесь построили Алькасар Габсбургов, разрушенный во время ужасного пожара в рождественскую ночь 1734 года. Внук Людовика XIV, Филипп V, занявший испанский трон после смерти Карла II, по окончании войны за престол (1700-1714 годы) против эрцгерцога Карла Австрийского захотел иметь в большой дворец, подобный французскому Версалю, построенному по указу его деда.

По рекомендации своей супруги и большой поклонницы искусств Изабеллы Фарнезской в 1735 году Филипп V призвал итальянского архитектора Филиппо Юварру и дал ему указание начать разработку проекта по возведению Королевского дворца. Однако после смерти Юварры другой итальянец, Джованни Баттиста Саккетти, довёл проект до логического окончания, закончив возведение дворца в стиле итальянского барокко.

Архитектор спроектировал здание прямоугольной формы с внутренним двором по центру. В процессе возведения использовался гранит с гор Сьерра-де-Гвадаррама и известняк из Кольменара. На завершающих этапах строительства руководителем проекта также выступал итальянец Франческо Сабатини. Фактическое возведение Королевского дворца в Мадриде началось в 1738 году и было полностью завершено лишь в 1764 году, во время правления Карла III, который первым и поселился в нём. Однако оформление его внутреннего убранства продолжалось ещё довольно долго.

Учитывая тот факт, что Королевский дворец возводился на холме, на берегу реки Мансанарес, в его основание заложили массивные стены и ступенчатые платформы с внутренними перегородками, которые доходят с запада до самой реки, где находится парк Кампо дель Моро с густыми зарослями деревьев, дорожками и фонтанами, такими как «Тритон» и «Ракушки».

Парк был создан в XIX столетии, где сегодня размещается Музей карет, в котором собраны экипажи, двуколки, ландо, парадные кареты и коляски, принадлежавшие королям с XVI века, а также сёдла и ковры. С северной стороны, рядом с улицей Байлен, тянутся верхние сады Сабатини, посаженные в 1933 году на месте бывших конюшен.

Главный вход находится на южном фасаде, выходящем на Оружейную площадь, где каждую первую среду месяца проводят торжественную смену караула и через который въезжают король с королевой в старинном экипаже во время приёмов, устраиваемых по случаю вручения верительных грамот новыми послами.

Интерьер Королевского дворца в Мадриде

Внутреннее оформление Королевского дворца в Мадриде выполнено из фресок работ итальянцев Коррадо Джакинто, Джованни Баттиста Тьеполо, Луки Джордано и Караваджо, немецкого мастера Антона Менгса и испанцев Диего Веласкеса, Франсиско Гойи, Франсиско Байеу, Марьяно Сальвадора Маэльи и Висенте Лопеса.

Кроме того, Королевский дворец располагает шикарными хрустальными люстрами, фламандскими гобеленами, мебелью в неоклассическом стиле, рококо и ампир, фарфор, часами, уникальным собранием скрипок Страдивари, старинным оружием, а также портретами и картинами, – превращающими дворец в один из лучших . Парадная лестница, созданная Сабатини, ведёт в залы официального пользования, среди которых особенно выделяются нижеследующие:

1). Тронный зал , выполненный в стиле рококо, потолок которого расписан в 1764 году венецианским мастером Тьеполо, с мебелью, зеркалами, часами, стенами, обитыми красным дамаском, шитым серебряной нитью, со статуями, изображающими главные добродетели, а также из серии «Семь планет». Хрустальные люстры из серебра венецианской работы – лучшие во дворце;

2). Зал Гаспарини также выполнен в стиле рококо. Непревзойдённый ансамбль, созданный Матиасом Гаспарини, оформленный шёлком, шитым серебряной нитью, лепниной на потолке и мебелью, зеркалами и мраморным полом того же рисунка, дополняют декор канделябры и стол из мозаики;

3). Фарфоровый зал украшен фарфоровыми панелями, созданными на мадридском заводе Буэн Ретиро, основанном Карлом III, по эскизам итальянского мастера Хосе Гричи и технике итальянского завода Каподимонте;

4). Парадный обеденный зал официально был открыт в 1879 году, по случаю свадьбы Альфонса XII со второй супругой Марией-Кристиной, общая вместительность которого составляет 145 человек. По большей части зал украшен фламандскими гобеленами XVI столетия, хрустальными люстрами из бронзы, а также севрским фарфором и фресками кисти Менгса и Байеу;

5). Капелла создана по проекту Вентуры Родригеса. В основании имеет форму греческого креста и украшена фресками Коррадо Джакинто;

6). Оружейный зал основан Филиппом II, в котором хранится наиболее знаковая коллекция оружия и доспехов Испании, в прошлом принадлежавшая Максимилиану Австрийскому, Филиппу Красивому, Карлу V, Боабдилу, Себастьяну Португальскому, а также испанским Габсбургам.

Вконтакте

Королевский дворец в Мадриде является одной из самых известных достопримечательностей города и его визитной карточкой. Экстерьер здания гармонично соединяет в себе различные архитектурные стили: такие, как рококо, барокко и даже восточные мотивы присутствуют на фасаде дворца. Внутри же можно насладиться произведениями Веласкеса и Гойи, Караваджо и Тьеполо, подробно рассмотреть собрание старинного оружия, изучить коллекцию скрипок знаменитого Страдивари. На территории Королевского дворца также можно прогуляться по красивейшим паркам Кампо дель Моро и Сабатини , простирающимся на всей окружающей дворец территории и тянущимся до самой реки Мансанарес.

Архитектура

Королевский дворец находится на западе Мадрида. Раньше в средневековые времена на его месте возвышалась старинная мавританская крепость, принадлежавшая правителям Кордовы. Позже династия Габсбургов построила на его месте замок для себя, но он пострадал в пожаре 1734 года.

В 1735 году правивший в то время Филипп V издал приказ построить в столице дворец по образцу Версальского . Целых три архитектора трудились над проектом нового здания, и вот, когда проект был готов, в 1738 году началось возведение на этом месте дворца, которое продолжалось вплоть до 1764 года. Строительство дворца было закончено во время царствования Карла III, поэтому именно он и стал первым жителем новой резиденции. С тех пор все правители Испании жили в замке, вплоть до Альфонсо XIII.

В наше время Королевский дворец в Мадриде ежедневно принимает туристов и закрывается лишь изредка во время официальных мероприятий короля Испании Хуана Карлоса II, но официально все также считается главной резиденцией правителей страны.

Экскурсии

Осмотрев внешний облик здания и насладившись его величием располагающимся на 135 тысячах квадратных метров, ещё больше хочется увидеть, что же тогда находится в его интерьерах. Само здание имеет форму прямоугольника, внутри которого расположен двор. На южном фасаде дворца находится его главных вход, ведущий на Оружейную площадь. А внутри Королевского дворца в Мадриде находится множество различных достопримечательностей. Интерьеры дворца украшены потолочными фресками, выполненными руками самого Коррадо Джакинто. На второй этаж дворца можно подняться по шикарной лестнице Сабатини с 70 ступеньками. Всего в Королевском дворце в Мадриде расположено больше 3 тысяч различных помещений, комнат и залов, но есть несколько из них, посещаемые туристами чаще всего.

Тронный зал: один из самых богатых залов Королевского дворца, обитый бархатом красного цвета с позолоченной отделкой, с потолком, расписанным известным в то время Тьеполо.

Оружейная палата: в этом зале представлено огромное собрание скульптур всадников, облаченных в полный комплект вооружения, а также доспехи воинов и королей, их старинное оружие, возраст которого исчисляется с XIII века.

Картинная галерея: в этом помещении располагаются шедевры таких известных художников как Веласкес, Гойя, Мадрасо, Сорольи. Здесь представлена картина «Богородица с младенцем» кисти Моралеса и «Саломея с головой Иоанна Крестителя» Караваджо, а также другое наследие страны.

Фарфоровая комната: внутреннее убранство этого зала дворца полностью выполнено из красивейшего фарфора в бело-зеленом цвете.

Зал зеркал: в этом помещении Королевского дворца находятся десятки зеркал разного размера.

Королевская библиотека: в этой комнате представлено более 300 тысяч экземпляров различных старинных книг и манускриптов.

Старинная аптека: в наше время в помещении бывшей аптеки находится Музей фармакопеи, в котором представлены старинные шкафчики, в которых хранились различные лекарственные растения, флаконы для лекарств, рецепты снадобий для лечения семьи короля.

Салон алебардщиков: здесь представлена коллекция старинных фресок, в основе которых лежат различные сюжеты из мифов.

Колонный зал: этот отдел представляет целую историю архитектурного развития страны, потолок его расписан самим Джаквинто, на стенах его расположены гобелены XVII века, среди которых установлены бюсты различных римских императоров. Здесь проходили официальные события, в том числе свадьбы монархов.

Комната Гаспарини: эта комната известна своей шикарной люстрой из хрусталя, выполненной в стиле рококо, и интерьерами, выполненными в растительном стиле из шелка с серебряными нитями.

Королевская часовня: именно в этом помещения расположена знаменитая коллекция скрипок Антонио Страдивари.

Королевская кухня: одно из самых интересных помещений Королевского дворца, до сих пор сохранившая свой первозданный исторический облик.

Парк Сабатини: с северной части здания расположены красивейшие сады размером 2,5 га. Знаменит он множеством различных видов растений, среди которых сосны, кипарисы, магнолии, лилии, подстриженные в форме идеальных геометрических фигур. Среди них располагаются прекрасные фонтаны, скульптуры и пруды, а поблизости живут фазаны и голуби.

Парк Кампо дель Моро: с западной стороны достопримечательности находятся ещё одни прекрасные мадридские сады размером 20 га в романтическом стиле. Здесь представлены десятки тысяч деревьев, из которых около 400 видов пальм, а также огромное количество цветов, в частности роз, и разных кустарников. В парке стоят качели и беседки для отдыха посетителей, а также красивейшие домики садовников с окружающими гротами и пещерами.

Часы работы дворца

Королевский дворец в Мадриде открыт ежедневно в зимнее время с октября по март с 10:00 до 18:00, в сезон с апреля по сентябрь ежедневно с 10:00 до 20:00. Касса закрывается за 1 час до закрытия дворца. Королевский дворец закрыт для посещений 1 января, 6 января, 1 мая, 24 декабря, 25 декабря с 15:00, 31 декабря. В здании и на прилегающей к дворцу территории организована доступная среда для лиц на инвалидных колясках.

Билеты и бесплатный вход

Стоимость входа в Королевский дворец составит 10€ для обычного посетителя, льготным категориям лиц цена билета будет 5€, агентская цена 8€. Дополнительно оплатить при необходимости нужно руководство ценой 4€, или аудиогид стоимостью 4€. Совмещенное посещение дворца и кухни будет стоить 14€ и 9€ для льготников, посещение только королевской кухни — 5€. Посещение Королевского дворца и Королевского театра — 15€.

Бесплатный вход в Королевский дворец возможен для граждан Европейского Союза, граждан других стран, постоянно проживающих в Европейском Союзе и имеющих разрешение на работу в нем, а также для граждан стран Латинской Америки (но необходимо предоставить документ, подтверждающий гражданство или вид на жительство и разрешение на работу). Бесплатно пройти во дворец таким категориям можно с понедельника по четверг с 16:00 до 18:00 (с октября по март) и с 18:00 до 20:00 (с апреля по сентябрь).

Как добраться до Королевского дворца в Мадриде

Здание дворца находится в самом центре города, поэтому до него не составит труда добраться как на собственном, так и на общественном транспорте. В непосредственной близости от Королевского дворца расположена станция метро Оpera линий 2 и 5. Пешая прогулка до дворца от этой станции составит не более 5 минут. Прямо около входа во дворец находится автобусная остановка Plaza De Oriente маршрутов 3, 25, 39 и 148. Также недалеко расположен железнодорожный перрон Príncipe Pío поездов C1, C7 и C10.

Доехать до Королевского дворца из центра города на автомобиле можно ориентируясь на указатели улицы Calle Mayor (около музея находится большая парковка), либо воспользоваться услугами такси в Мадриде: MyTaxi, Join Up Taxi, Tele Taxi или другими.

Королевский дворец в Мадриде на google-панорамах

Королевский дворец внутри на google-панорамах

Интерьер Королевского дворца в Мадриде

Видео Королевского дворца в Мадриде

Ali Reza Zamli / flickr.com Jorge Láscar / flickr.com Gary R. Caldwell / flickr.com Dániel Fehér / flickr.com Italian Lasagna / flickr.com Gabriel Calderón / flickr.com Elentir / flickr.com Guillén Pérez / flickr.com Paulo Valdivieso / flickr.com kerinin / flickr.com Jocelyn Kinghorn / flickr.com kerinin / flickr.com kerinin / flickr.com Jocelyn Kinghorn / flickr.com Jocelyn Kinghorn / flickr.com

У реки Мансанарес раскинулся величественный Королевский дворец в Мадриде, получивший название Паласьо Реаль. Грандиозное сооружение площадью 135 тыс. кв.м, возвышающееся над рекой, очень похоже на парижский Версаль во Франции. Архитектурный ансамбль, с фасадами, окрашенными в серо-голубые цвета, удачно дополняет, расположенный напротив храм Альмундена. С запада Королевский дворец украшают чудесные сады, носящие имя Кампо дель Моро.

Сейчас Мадридский дворец считается официальной резиденцией королевской семьи. Здесь ее представители участвуют в банкетах на государственном уровне, устраивают аудиенции, отмечают национальные праздники, принимают послов для вручения верительных грамот, а в 2004 году состоялась свадьба испанского принца, наследника престола. В эти важные дни доступ в Королевский дворец существенно ограничен для туристов, а над зданием дворца поднимается испанский флаг.

В средние XVIII века испанские короли строили свои крепостные сооружения на берегу реки Мансанарес. После пожара, который безжалостно уничтожил замок Алькасар в 1734 году, по приказу Филипа V возвели новый дворец. Своим убранством и величием он очень похож на Версаль в Париже. Первый проект Королевского дворца в Мадриде был создан итальянским архитектором Филиппо Юварро, его сменил Джованни Сакетти. Внутреннее оформление дворца, после закончившегося в 1764 году строительства, велось до середины XIX века, но осталось незавершенным.

Архитектура дворца

Величественное трехэтажное строение прямоугольной формы, с двумя цокольными этажами, с колоннами и пилястрами на фасадах, относится к позднему барокко. Огромный двор, расположенный внутри замка граничит с арочной галереей. Окружает здание по всему периметру балюстрада из камня и карниз, украшенный рельефами. Парадный вход, расположенный на фасаде с южной стороны, выводит на широкую оружейную площадь. Скульптурная композиция, Роскошный аттик над входом украшен семейным, королевским гербом, скульптурами Мартина Сармиенто, башенными часами.

Оружейная площадь

Над проектом Оружейной площади (Plaza de la Armería), сохранившемся до сегодняшнего дня, Энрике Репуллес начал работу в 1892 году. Расположена она перед главным дворцовым входом. Здесь можно наблюдать за гвардейцами, стоящими в карауле, сменяющими друг друга. Это удивительно красочное зрелище. С Плаза-де-ла-Армерия можно выйти к собору Альмундена, а на западе к Оружейной палате.

Убранства мадридского дворца европейцы считаются самыми роскошными. Над его созданием работали лучшие мастера нескольких столетий. Более двух тысяч комнат украшают сотни парадных дверей, из них около пятидесяти, открыты для просмотра. Парадную лестницу, спроектированную Сабатини в 1775 году, украсили скульптуры К. Джоквинто который также расписал и потолок в вестибюле.

Тронный зал, с бархатом на стенах, поражает своим великолепием, большим количеством скульптур. Потолочные своды расписаны венецианским художником (Тьеполо) в 1764 году. Зеркала для зала впечатляющих размеров сделаны на королевской стекольной фабрике. Роскошные люстры доставили из Венеции. Два трона с позолотой возвращают нас во времена Карла третьего.

Чудная роспись потолка в Колонном зале выполнена художником К. Джаквинто. Стены зала декорированы гобеленами XVII века. Вдоль них расположились скульптуры императоров Рима. Этот зал использовали для проведения официальных мероприятий, а для торжественного бракосочетания Альфонсо XII (1879 год), которую считали великим событием государственного значения, подготовили новый зал для обеда, декорированный фресками, севрскими вазами, фламандскими гобеленами.

Зал Госпарини считается самой яркой дворцовой комнатой. Его стены обтянуты шелком, расшитым серебряными нитями. Внушительных размеров люстра в позолоте украшает центр зала, под ней хорошо сохранившийся великолепный столик с мозаичной отделкой. Чудесные плафоны Менгаса украшают своды потолка.

Зеркала и панели, отделанные белыми с голубыми вставками, очень реалистичными деталями из фарфора, придают очарование Фарфоровой комнате.

Сокровища Мадридского дворца

Все вещи, хранящиеся в Королевском дворце, считаются историческими артефактами. Часть их украшает дворцовые залы, а большинство экспонатов, для которых планируется открыть отдельный музей, помещено в хранилища. Этот музей скоро разместится у собора Алмундена.

В комнатах Королевской аптеки, которые сейчас реконструируются, представлены интересные музейные экспозиции. Здесь хранятся старинные рецепты, по которым лечили королей придворные лекари, а на стеллажах огромное количество стеклянных и фарфоровых пузырьков.

Скрипка Страдивари (kerinin / flickr.com)

Знаменитый Вентур Родригес создал проект капеллы Королевского дворца, в которой сейчас выставлен коллекционные экземпляры уникальных музыкальных инструментов. Среди них можно увидеть знаменитый квартет Палатина Страдивари, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели.

Мадридскому дворцу принадлежит большая коллекция живописи. Во многих залах и картинной галерее представлены полотна разных жанров и эпох: произведения Караваджо, Гойи, Хосе де Риберы, Луиса Мелендеса и многих других великих мастеров. Размещенные в Обеденном зале уникальные гобелены, выполнены замечательными брюссельскими мастерами, на полотнах тканей королевской фабрики Тапестри.

Драгоценные, ювелирные украшения, принадлежавшие королевской династии периода барокко и Ренессанса, ослепляют своим великолепием. Выставлены они в казначействе дворца.

В Оружейной палате можно ознакомиться с арсеналом исторического оружия и доспехов королей с XIII столетия.

Большой Королевский дворец в Бангкоке – это, на мой взгляд, главная достопримечательность столицы Таиланда. Если вас судьба занесла в Бангкок, и вы думаете, что бы интересного здесь посмотреть, в первую очередь идите во дворец.

Правильное название дворца — Пхрабароммахарадчаванг (ну-ка попробуйте выговорить).

Большой Королевский дворец — не одно строение, а целый комплекс зданий и храмов, самый примечательный из которых .

Схема храма Изумрудного Будды

Рядом с Королевским дворцом, буквально стена к стене, находится Ват Пхо, храм Лежащего Будды , тоже очень интересный.

На противоположной стороне реки Чао Прая стоит красивый Ват Арун, храм Зари , но каков он внутри не знаю, не успел туда попасть.

Ват Арун, храм Зари

Есть ещё много храмов и музеев, но все они уступают по зрелищности Большому Королевскому дворцу.

История создания

Началось его строительство в 1782 году. Тогда король Рама 1 решил перенести столицу подальше от разорительных набегов бирманцев в небольшой посёлок на левом берегу реки Чао Прая, который ныне известен в мире как Бангкок. Поначалу это была скорее крепость за стеной, в которой стояло несколько деревянных строений и храм, где королевская семья поклонялась знаменитой святыне – Изумрудному Будде.

Постепенно дворец развивался и сейчас занимает 218 тыс. кв. м. Он состоит из многих зданий, 95 пагод и окружен стенами длиной 2 км. Значением для страны и даже обликом этот дворец напоминает наш Кремль.

Он уже не является королевской резиденцией, но охраняется королевскими гвардейцами, и иногда там проводятся официальные церемонии. Бывают там и особы королевской крови.

Правила посещения

Во дворец не пускают с большими сумками и рюкзаками, а оставить их негде. Так что позаботьтесь об отсутствии багажа заранее.

Также вход закрыт для тех, у кого обтягивающая одежда и открыты пятки, ноги и руки выше локтей. Но, во-первых, всё не так строго, и туристы ходят по дворцу в обтягивающих футболках. А, во-вторых, ежели вас всё-таки не пустят, то возле главного входа предприимчивые тайцы за небольшую плату снабдят вас требуемой одеждой.

Часы работы и стоимость билета

Большой Королевский дворец открыт ежедневно с 8.30 до 16.30, после 15.30 для новых посетителей вход на территорию закрыт. В стене, окружающей дворец, есть несколько ворот. Однако туристов пускают только через одни — Ворота к Чудесной Победе , Вичетчайси по-тайски.

Билет, как и 4 года назад, когда я был , стоит 500 бат (вот только тогда за бат давали 1,4 рубля, а нынче просят 2).

Ещё можно взять аудиогид за 200 бат.

Беру билет и в плотной толпе посетителей, в которой преобладают китайцы, отправляюсь во дворец.

Первое впечатление

После того, как контролёры проверят билет, посетитель попадает на территорию храмового комплекса.

Храмы буквально слепят блеском золота и разноцветной эмали и стекла.

Если бы мы продолжали следовать принципам европоцентризма, то сказали бы «варварская роскошь». Золото, похоже, ненастоящее. А, может, и настоящее. Всё же Таиланд – страна богатая и к тому же не был колонией европейских держав, которые, известное дело, любили чужое добро. А в Таиланде всё сохранилось. Разноцветный блеск напомнил мне оформление старых павильонов ВДНХ.

Силуэт дворца определяют три высоких строения: Пхра Сиратана Чеди, Пхра Мондоп и Пхра ПрасатТхепхидон.

Храм Изумрудного Будды, Ват Пхра Кео

Но главным, безусловно, является храм Изумрудного Будды, Ват Пхра Кео. Будда вовсе не из изумруда, а из жадеита (род нефрита).

Внутрь Вата Пра Кео, священного для буддистов место, можно входить только без обуви и фотографировать там строго-настрого запрещено. В интернете много ссылок на то, что у пойманных на фотографировании посетителей кадры уничтожались. Возможно, что в будущем здесь будет послабление, поскольку в путеводителе от 2005 года сказано, что во всём дворце фотосъёмка запрещена, а ныне все невозбранно щелкают своими камерами.

Храм ярок, зелёного цвета Будда кажется золотым, поскольку он одет в золотое платье. Специальная команда монахов (а кто-то говорит, что сам король) регулярно переодевает его в новые одежды.

Будда высотой 66 см по легенде был найден в 1436 году среди обломков пагоды, разрушенной молнией. После этого статуя странствовала по разным городам Таиланда и Лаоса, пока в 1779 году не была помещена в Бангкоке в этом храме, построенном специально для неё.

Изумрудный Будда является святыней и талисманом Таиланда. И в это, кажется, искренне верят. Во дворце висят надписи на английском: «Budda is not for decoration – respect common sense» (я бы перевёл: «Будда не для декорации – уважайте чувства верующих»).

Другие храмы королевского дворца

В сияющем золотом хранится фрагмент кости Будды. Принц Шакьямуни, который всю жизнь посвятил поиску истины, был бы, наверное, удивлён таким почитанием части своего бренного тела. Но такова, видно, судьба праведников – после смерти их обожествляют.

В хранятся тексты Трипитаки, буддийского священного писания. По сути это библиотека, но войти туда нельзя. Её стены декорированы фигурами Будды.

У северного входа располагается модель . Ну, это чудо древней кхмерской архитектуры я видел в подлиннике. Надпись гласит, что модель создана по указу короля Рамы 4 в знак восхищения настоящим Ангкором.

— это королевский пантеон, внутри которого находятся изображения королей нынешней династии Чакри. Но открывают его лишь раз в году, в октябре, когда празднуется основание династии.

Храм


Храмовая галерея

Весь храмовый комплекс окружён галереей, все стены которой, а это более 170 метров, расписаны фресками на тему эпоса «Рамайяна», «Рамакиен» по-тайски. И картинки забавные, и выполнены хорошо, но поскольку я не теме, то ничего не понял. Видимо, с Рамайяной нужно вырасти, как мы растём со сказками Андерсена и братьев Гримм.

человек нашёл что-то знакомое

Храмы по-своему красивы, хотя, как и везде в Таиланде, слишком ярки, на мой вкус. Множество различных зданий и сооружений, статуй непонятных божеств и сверхъестественных существ, необычные колонны, разноцветные узоры. Ходишь и диву даёшься. Если бы не жара и не несметные толпы китайцев, то и желать лучшего не надо.

Цветы — подношение Будде

Китайские лев и львица. Львица — со львёнком, а лев — с державой в виде шара

На осмотр храмового комплекса у меня ушло часа полтора. На выходе из него к собственно королевскому дворцу висит надпись, что если выйдешь — назад не пройдёшь. Европейская пожилая пара повернула назад. А я, пресыщенный яркими красками, вышел.

Королевский дворец

Дворцовые здания по большей части выполнены в европейском стиле с некоторыми тайскими включениями. Что там внутри, мне не ведомо, ибо внутрь не пускают. Сначала проходишь мимо личных покоев короля, .

Потом дворец Чакри Маха Прасат , где расположены аудиенц-залы, покои королевы и урны с прахом королей.

Перед этим дворцом стоят статуи слонов, под одной из которых, как полагал писатель Паустовский, похоронена «русская королева Сиама». На самом деле, русская Екатерина Десницкая была женой тайского принца, развелась, потом вышла замуж за американца и умерла в Париже.

Перед дворцом разбит очень милый садик с бонсаем.

Тронный дворец Дусит во время моего пребывания реставрировался и был задрапирован.

Дворцовые гвардейцы

Время от времени мимо туристов следовали группы гвардейцев в белой форме. Говорят, что форма эта похожа на русскую. Я такого не заметил.

Когда гвардейцы маршировали, то шедший впереди разводящий кричал: «Ноу фото, ноу фото!» Но туристы не обращали на это никакого внимания, а некоторые особо назойливые китайцы пристраивались и маршировали рядом с колонной. Также постоянно фотографировались со стоящими на посту гвардейцами, только что оружие у них в аренду не брали.

Гвардейцы мелковаты, наши куда крупнее, про одного я даже подумал, что ребенку доверили автомат. Да и маршируют не очень стройно.

Кроме живых солдат, дворец охраняют разные сверхъестественные существа, изваяния и изображения которых попадаются тут и там.

Потом я ещё полюбовался на выставку пушек, почему-то в основном английских.

Потом попил замечательного, со льдом, сока манго в прохладном, кондиционируемом кафе. Как это было приятно после изнуряющей жары!

В конце, по тому же билету, зашёл в музей буддистских реликвий и даже успел сделать несколько фотографий, пока мне не сказали, что фотографировать нельзя.

Всего на весь дворец я потратил около 2-х часов. Посмотреть его, безусловно, интересно, но особого восторга я не испытал. Что тому причина: нестерпимая жара или то, что слишком далеки наши с тайцами понятия о прекрасном, — не знаю. Одно могу сказать точно: не зря остроумные французы назвали полуостров Индокитай.

Индийское влияние, пожалуй, преобладает, но и китайское, безусловно, сильно.

Большой Королевский дворец в Бангкоке, как добраться

Расположен Королевский дворец в центре Бангкока, на острове Раттанакосин (Великая Драгоценность), который в общем-то и не остров, а район города, отделённый от него рекой Чао Прая и малозаметным каналом-клонгом.

Дворец на карте

Туда можно добраться на такси или на тук-туке. Поездка будет стоить от 200 бат и выше в зависимости от вашего желания или умения торговаться. Можно добраться на автобусе по цене 5 – 25 бат. Туда ходят автобусы №1, 25, 32, 44, 47, 53, 82, 91, 123, 201, 503, 508.

Можно доехать до станции метро Saphan Taksin, а потом на Express Boat по реке Чао Прайя доплыть до пристани рядом с Королевским дворцом. Стоить это будет 15 бат. Можно доплыть по каналам на водном такси. Ближайшая остановка водного такси Phan Fa Lilat, конечная, находится почти в двух км от дворца.

Можно доехать на метро до ближайшей к дворцу станции, Сиам или Пайя Тай, а потом пешком. Но… Бангкокское метро не очень удобно. Его линии принадлежат разным владельцам, поэтому при переходе с одной линии на другую нужно платить снова. И поезда ходят не очень часто. Да и пешком от метро идти далековато, около часа, что по жаре не очень приятно.

В общем, выбирайте на свой вкус.
и

Ж/д и автобусные билеты в Европе - и

Прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов -
Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.

Лучше всего осматривать Королевский дворец со стороны реки Чао-Прая. Дворцовый комплекс и храм Ват Пра Каэв (храм Изумрудного Будды) занимают площадь почти 10 га. Эта плоская равнина была провозглашена святым местом в XVIII веке. Комплекс окружает белая стена, контрастирующая с яркими зданиями.

Сам Королевский дворец - не резиденция правителя, а помещение, используемое лишь для торжественных церемоний. Четыре здания, составляющие комплекс, закрыты для посещения. Самое большое здание - Зал Королевского дворца - было построено британскими архитекторами в конце 1880-х годов.

Невозможно подготовиться заранее к тому впечатлению, которое производит храм Ват Пра Каэв. Цвета буддизма школы тхеравада - насыщенный красный, зеленый, оранжевый и желтый; в сочетании с обильной позолотой и сусальным золотом, орнаментами в виде бутонов лотоса и колоннами, инкрустированными блестящей мозаикой, цвета эти встречаются повсюду, и они настолько ярки, что на них почти больно смотреть. Ступы позолочены, многоярусные крыши покрыты блестящей оранжевой и зеленой черепицей. Тайская версия истории «Рамаяны» проиллюстрирована на внутренних стенах храма почти полностью.

Сам изумрудный Будда невелик, по сравнению со знаменитыми статуями Будды в Таиланде, однако он имеет громадное религиозное значение. Происхождение скульптуры окружено тайной, впервые она упоминается в «Чианг Раи», в XV веке. Лаосские захватчики увезли статую в Луанг Прабанг, оттуда - во Вьентьян, но ее удалось отыскать и вернуть в Таиланд в XVIII веке. Это сделал Рама I, основатель правящей династии Чакри.

Вход на территорию

На окруженную стеной территорию дворцового комплекса можно попасть только через ворота Висетчайси (Ворота к чудесной победе), откуда широкая улица ведет во внешний двор. По обеим сторонам улицы стоят современные здания, где находятся правительственные службы.

Если охрана найдет одежду туриста совершенно неприличной, его попросят надеть «саронг» (кусок ткани, обертываемый вокруг бедер). Саронг выдают бесплатно в обмен на залог в виде документа удостоверяющего личность.

Купив входной билет (касса находится в начале улицы, ведущей и собственно дворцовый комплекс), посетитель идет мимо неприметного здания, где расположен Музей королевских орденов и монет. На первом этаже интересны резная деревянная мебель и другие предметы интерьера.

Храмовый комплекс

Ворота, охраняемые двумя могучими фигурами демонов, ведут в храмовую часть, в центре которой стоит впечатляющий ват Пхракэу (храм Изумрудного Будды). Фигуры стражей - дар китайских купцов - кажутся инородным телом среди типично тайской архитектуры храмового комплекса. На входных воротах стенная роспись иллюстрирует начало эпоса «Рамакиан»; там же висят мраморные таблички со стихотворными надписями, составленными заново королем Чулалонгкорном (Рамой V). Если повернуть налево, сразу виден позолоченный чеди Пхра-Си-Ратана, стоящий на круглом пятиступенчатом основании. Внутри этого чеди хранится реликвия – кость или волос просветленного Будды. Шпиль чеди, напоминающий иглу, - типично таиландское развитие формы индийской (или цейлонской) пагоды.

Пхра-Монтхоп

За чеди Пхра-Си-Ратана стоит Пхра-Монтхоп, богато украшенная небольшими стеклянными мозаиками постройка, впечатляющая своей грациозной легкостью. Четыре угловые фигуры Пхра-Монтхопа относятся к стилю Борободур (XIV в.). По сравнению со своими соседями – Пантеоном (Прасат-Пхра-Тхепбидон) и чеди с реликварием (Пхра-Си-Ратана) – здание кажется невысоким. Внутри находится роскошный книжный шкаф черного лака с перламутровой инкрустацией, где хранятся книги священного писания «Трипитака» (Тройная корзина). Пол в Мондхопе - из чистого серебра.

Модель Ангкор-Ват

Рама IV установил на террасе каменную модель храмового комплекса Ангкор-Ват (находящегося сейчас на территории государства Камбоджа), в те времена бывшего в вассальной зависимости от сиамской короны. Даже без впечатляющих размеров оригинала в окружении девственного леса эта модель вызывает интерес посетителей как наглядное пособие по истории.

Возле модели храмового комплекса Ангкор Ват стоят скульптуры слонов с заметными потертстями на голове и шее. Это связано с поверьем: чтобы вернуться в ват Пхракэу, нужно погладить по голове сначала слона, потом самого себя.

В Пхра-Вихан-Йот, слева от террасы, находится древнейшая достопримечательность всего дворцового комплекса: каменный трон короля Рамы Камхенга (XIII в.), выдающегося правителя средневекового тайского государства Сукхотхай. Трон был обнаружен королем Монгкутом (Рамой IV) во время его монашеских странствий и доставлен в Бангкок.

Прасат-Пхра-Тхепбидон

Третья постройка на просторной террасе - Прасат-Пхра-Тхепбидон, называемый также Пантеоном. Внутри находятся статуи в натуральный рост первых восьми правителей династии Чакри (правящий король Пумипон - девятый представитель этого рода). Внутренние помещения храма открыты для посещения только раз в году, 6 апреля, в День династии Чакри.

Храм Изумрудного Будды

Спустившись с террасы, посетитель приближается к святая святых вата Пхракэу - храму Изумрудного (Нефритового) Будды. В храм можно попасть через один из боковых порталов - центральный предназначен только для короля. Внутри бота на высоком постаменте под девятиярусным балдахином стоит фигура Будды высотой всего 75 см. Ее изваяли из цельного куска нефрита, но одной легенде, в Паталипутре (Индия), по другой - в Бирме. Через Цейлон и Камбоджу она попала в северный Таиланд, где и обнаружилась в Чианграе, когда при перевозке с нее слетела маскировавшая ее до той поры гипсовая оболочка (1434). После многих дальнейших скитаний Изумрудный Будда попал в Бангкок, где с 1778 г. стоит в храме Пхракэу. Трижды в год проводится торжественная церемония, во время которой король собственноручно меняет одежды Будды. Красотой линий этой статуи хорошо любоваться в сезон дождей (с мая по октябрь), потому что в «холодное» время года (с ноября по февраль) она почти полностью укрыта золотой сетчатой накидкой.

Особого внимания заслуживают восхитительные стенные росписи и боте, хотя они, сильно пострадав от времени, подверглись реставрации и потому не являются подлинными. Над одним из входов представлены сцены из жизни Будды, на противоположной стене - Вселенная в представлении буддистской астрологии. Росписи над окнами и дверьми рассказывают в картинах и стихотворных строках эпизоды эпоса «Рамакиан».

Окружающая территория

Осмотрев храмы, стоит пройтись по красивой и ухоженной территории комплекса. Изящные позолоченные статуи называются киннари (девушки-птицы). Интересны и выразительные фигуры демонов, «несущих» ступенчатый чеди. Между ботом вата Пхра-кэу и крытой галереей, отделяющей его от остального пространства, стоят маленькие павильоны. Прежде они служили для приготовлений, необходимых королю перед проведением церемоний в боте. Теперь в их тени можно укрыться от солнца в жаркий день. Стенные росписи в галерее были любовно отреставрированы во всех деталях. Их сюжет - эпизоды из эпоса «Рамакиан» и истории Таиланда.

Дворец Боромпхиман

Дворец Боромпхиман - официальное название постройки, за которой простирается обширный газон; раньше здесь ежегодно проводился Королевский прием в саду. Фрески на стенах Боромпхимана изображают четырех индуистских богов: Индру, Ямуну (Сарасвати), Варуну и Агни как хранителей миро-здания. Ниже находятся таблички с санскритскими надписями, перечисляющие «десять королевских добродетелей» (разумная щедрость, правильное поведение, готовность к жертве, искренность, милосердие, скромность, трудолюбие, свобода от гнева, свобода от злых умыслов, терпение и разумная деятельность). Начиная с Рамы VI здесь выросли все наследные принцы. Сегодня здание используется лишь по особым случаям: в нем размещают прибывших с визитом глав государств или высоких иерархов буддизма.

Махамонтхиан с залом Амаринса-Винитчай

К западу от дворца Чакри находится комплекс из трех зданий, называемый Махамонтхиан (Верховная резиденция). Его передняя часть (куда допускаются посетители) состоит из единственного зала под названием Амаринса-Винитчай (Божественное решение). В нем принимал почести король Рама I, сидя на огромном широком троне. Король Пумипон (чья коронация состоялась здесь 5 мая 1950 г.) также использует этот зал для торжественных государственных приемов, но сидит при этом на новом, поставленном впереди старого, троне, на котором можно сидеть по-европейски. В годовщину своей коронации король неизменно раздает здесь медали за заслуги, причем не только высокопоставленным чиновникам и придворным, но и людям из всех слоев общества, совершившим нечто выдающееся в социальной сфере. Выйдя из этого здания, нужно обойти находящийся перед ним зал с колоннами. Здесь когда-то возвещали народу королевские судебные решения. К красному с золотом столбу привязывали королевских слонов.

Большой дворец Чакри

Посреди ухоженных зеленых насаждений стоит Большой дворец Чакри. Его западное крыло раньше служило жилищем королей Таиланда, а в восточном жили королевы (для посетителей закрыто). В наши дни король Пумипон, переселившийся в резиденцию Читралада, принимает здесь иностранных послов и делегации. Дворец был построен английским архитектором в стиле итальянского ренессанса, однако по желанию короля Рамы V был увенчан характерной тайской ступенчатой крышей с тремя декоративными чеди. В среднем из них, самом высоком, хранится урна с прахом восьми почивших правителей династии Чакри.

Все залы дворца украшены ценными картинами, в том числе портретами всех королей Таиланда. С балкона на фронтоне раньше зачитывались королевские воззвания. Медальон в середине изображает Раму V, строителя этого дворца.

Дусит-Маха-прасат

К западу от Дворца Чакри стоит изящный Дусит-Маха-Прасат, дворец, построенный в 1789 г. королем Рамой I. Здание отличают четырехступенчатые крыши из красного и зеленого обливного кирпича, которые пересекаются над украшенными орнаментом фронтонами и поднимаются к золотому островерхому чеди, вздымающемуся над ними. Опорой чеди и в то же время гармонической связью между скатами крыш служат четыре гаруды -мифические птицы, на которых летает бог Вишну. Гаруда и по сей день присутствует в гербе Таиланда.

Внутреннее пространство дворца, просторный зал для аудиенций Рамы I, открыт для посетителей. Но король принимал своих гостей не на том троне, что стоит посреди зала сегодня, а на более высоком, сегодня скрытом в нише южного флигеля. Стенные росписи относятся к более позднему времени, когда здесь уже проводились только торжественные прощания с телами умерших королей или членов королевской семьи - последний раз здесь прощались в 1995 г. с матерью короля Пумипона. Богато украшенное ложе также относится к эпохе Рамы I.

Апхон-пхимок-Прасат

Перед выходом из дворца Дусит стоит Апхон-Пхимок-Прасат, небольшой деревянный павильон, служивший королю для смены одежды между «выходом» в паланкине и аудиенцией. Когда король входил в павильон, расшитые золотом занавеси между столбами опускались.



Новое на сайте

>

Самое популярное