Домой Налет на языке 3 типа склонения имен существительных. Три типа склонения имен существительных

3 типа склонения имен существительных. Три типа склонения имен существительных

Многие из нас еще со школьной скамьи помнят, что называется склонением. Но воспроизвести все нюансы, связанные с ним, будет под силу далеко не каждому. А ведь знание правил, связанных со поможет не совершать нам орфографических ошибок в дальнейшем.

Что такое склонение

Практически каждая самостоятельная (за исключением наречий и деепричастий) может изменяться по своим правилам. лицам и числам, спрягаются, а именные части речи склоняются. Что же это значит? Склонение слов - это способность существительных, прилагательных, числительных и причастий изменяться по:

  1. Родам (мужской, средний, женский, кроме им. сущ.).
  2. Числам (единственное и множественное).
  3. Падежам.

Известный многим свод русских правил «Грамматика-80» по-другому объясняет, что называется склонением. Он предлагает определять его как изменение класса слов по падежам. Какой из терминов ближе и что называется склонением, каждый волен выбирать сам.

Падежи имен существительных

Исходя из определения склонения в русском языке, нам нужно вспомнить, что такое падеж. Им называют грамматическую форму, связывающую любое со словами других частей речи. Падеж показывает, как именно согласуются между собой части речи.

Долгое время падежная система была подвержена изменениям. В древнерусском языке насчитывали не шесть, как в наше время, а семь падежей. Еще один называли звательным. На сегодняшний день он уже упразднен, и теперь их осталось 6.

  • Именительный. Особенный падеж, поскольку только его называют прямым (кто?что?), остальные - косвенные. В форме им. пад. выступают подлежащие в предложениях. Еще одна его особенность: он является начальной формой для именных частей речи.
  • Родительный. Эта форма отвечает на вопросы Кого? Чего? Чтобы не спутать его с другими падежами, можно подставлять вспомогательное слово «нет»: кот - им. п, (нет) кота - род. п.
  • Дательный. Этот падеж назван так, потому что отвечает на вопросы Кому? Чему? Склонение слов будет проще, если подставить слово «дать»: коту - дат. п.
  • Винительный. Довольно спорная форма. Имеет схожий с именительным для неодушевленных предметов - Что? Правда, по отношению к живым существам задают вопрос Кого? Слово «винить», подставленное к проверяемому им. сущ., поможет вам запомнить правила склонения: (винить) кота - вин. п.
  • Творительный. Особый падеж. Отвечает на вопросы Кем? Чем? Проверочное слово для него - «творить»: котом - тв. пад.
  • Предложный. Форма, отвечающая на вопросы О ком? О чем? Для легкого запоминания подставляем слово «думать»: о коте - предл. п.

Число

Мы вспомнили падежную систему, которую изучает русский язык. Склонение же зависит еще и от категории числа. Их в нашем языке всего два - единственное и множественное. Почти все имена существительные имеют обе формы. Но, как и в любом правиле, здесь есть исключения. Некоторые слова употребляются только в одной-единственной форме. Пример тех, у которых есть только единственное число: солнце (ну, это логично, оно существует в одном экземпляре), молоко, листва, шоссе (оно иноязычное).

Но русский язык настолько разнообразен, что имеет в своем арсенале слова, употребляющиеся лишь во множественном числе. Пример: ножницы, брюки, очки, часы, люди.

Склонения в русском языке могут осуществляться в формах ед. ч и множ. ч. Например:

Ед. ч. Мн.ч.

И.п. книга, книги.

Р.п. книги, книг.

Д.п. книге, книгам.

В.п. книгу, книги.

Т.п. книгой, книгами.

П.п. о книге, о книгах.

Первое склонение

Система склонения в русском языке, как известно, состоит из трех групп. Каждая из них имеет свои особенности. Первое склонение обладает следующими особыми признаками:

  • Слова, называющие некоторых лиц мужского пола, имеющие окончания или : дядя, мужчина, папа, Ваня.
  • Имена существительные, которые также имеют окончания -а или , обозначающие людей и предметы женского рода: весна, рука, тетя, Анна.
  • Те же самые окончания (-а/-я ) с существительными общего рода (то есть обозначают одновременно лиц как мужского, так и женского пола): плакса, брюзга, соня, неряха.

Образец 1 склонения (примеры):

И.п. юноша, девушка, плакса.

Р.п. юноши, девушки, плаксы.

Д.п. юноше, девушке, плаксе.

В.п. юношу, девушку, плаксу.

Т.п. юношей, девушкой, плаксой.

П.п. о юноше, о девушке, о плаксе.

Второе склонение

Эта группа отличается от предыдущей окончаниями и категорией рода. В нее входят:

  • Имена существительные, имеющие в начальной форме нулевые окончания и относящиеся к мужскому роду: стол, пень, потолок, муж.
  • Слова муж. рода, но оканчивающиеся на -о или : домишко.
  • Им. сущ. с окончаниями -о или -е среднего рода: небо, пятно, море, ружье.

Образец 2 склонения:

И.п. стол, счастье.

Р.п. стола, счастья.

Д.п. столу, счастью.

В.п. стол, счастье.

Т.п. столом, счастьем.

П.п. о столе, счастье.

Третье склонение

Эта группа существительных самая особенная. К ней относятся лишь слова женского рода и только с нулевым окончанием: мышь, печь, жизнь, явь.

Необходимо помнить важное правило, касающееся третьего склонения: когда слово оканчивается на один из шипящих звуков, в нем обязательно пишется (дочЬ, ночЬ, печЬ). Не стоит путать их с существительными второго склонения на шипящую (луч, плащ, клещ). Они относятся к мужскому роду, а потому не требуют написания мягкого знака на конце.

Образец 3 склонения:

И.п. жизнь, вещь.

Р.п. жизни, вещи.

Д.п. жизни, вещи.

В.п. жизнь, вещь.

Т.п. жизнью, вещью.

П.п. о жизни, вещи.

Подводя итоги вышесказанного, мы смогли собрать воедино склонение существительных. Таблица демонстрирует все более наглядно. Изучите ее внимательно.

Разносклоняемые существительные

Теперь мы знаем, что называют склонением и какие слова относятся к каждому из них. Но далеко не весь лексический состав нашего языка подчиняется этим правилам. Есть такие существительные, которые вобрали в себя окончания как первого, так и второго склонения. Их называют разносклоняемыми.

Каковы особенности таких имен существительных? Во-первых, почти все они оканчиваются на -мя: время, имя, бремя, стремя и другие. И слово путь также относят к этой группе.

Во-вторых, правила склонения разносклоняемых существительных таковы, что при изменении этих слов по падежам во всех формах будет суффикс -ен (кроме И.п. и В.п.): времени, стремени, семени.

В-третьих, склоняя эти слова, мы сможем заметить, что в родительном, дательном и предложном падежах они взяли окончание -и у 3 скл., а в творительном появилось окончание -ем, как во 2 склонении.

И.п имя, путь.

Р.п. имени, пути.

Д.п. имени, пути.

В.п. имя, путь.

Т.п. именем, путем.

П.п. об имени, о пути.

Несклоняемые существительные

Наша речь стремительно пополняется новыми словами иноязычного происхождения. Они не имеют форм склонения в русском языке и потому называются несклоняемыми.

К такой группе относятся:

  • Иностранные слова, пришедшие к нам из других языков на -о, -е, -и,- у : пальто, филе, Сочи, кенгуру. Во всех падежах они будут иметь одинаковую форму, поэтому склонять их попросту нет смысла. (Идти в пальто, подойти к кенгуру, поехать в Сочи.)
  • Фамилии, оканчивающиеся на -ко, -аго, -ых : Юрченко, Живаго, Белых. (Быть в гостях у Козаренко, приехать к Красных.)
  • Слова, образованные способом аббревиации: СССР, АТС.

Личные окончания

С этой темой связано правильное написание букв и и е на конце имен существительных. Соблюдая правила склонения, мы смогли выявить, что окончание е пишут в словах:

  1. Первого склонения (исключением является род. п.): к реке (дат.п.), о маме (пр.п.), по теме (дат.п.).
  2. Второго склонения: о луче (пр.п.), о море (пр.п.)

Букву И в окончании напишем, если это слово:

  1. Третьего склонения: в степи (пр.п.), к ночи (дат.п.)
  2. Первого скл., употребленное в родит. падеже: у реки.
  3. В словах, оканчивающихся на ие, ий, ия : в планетарии, по акции, о событии.
  4. У разносклоняемых существительных также пишут и : в пути, о времени.

Заключение

Прочитав эти простые правила, вы будете знать, что называется склонением. Не стоит путать его со словоизменением других частей речи, как, например, спряжение у глаголов.

Изучать его нужно обязательно, поскольку от теоретических знаний зависит наша практическая грамотность. Из нашей статьи мы можем сделать следующие выводы:

  • Имена существительные изменяются не только по падежам, но еще и по числам.
  • Но стоит помнить, что не все слова этой части речи обладают данными категориями. Некоторые из них вообще не могут склоняться (несклоняемые) и не имеют одной из числовых форм (только множественное или единственное).
  • Каждое из склонений имеет свои особенности, поэтому стоит внимательно изучить их. Мы привели в пример склонение существительных (таблица).
  • Личные окончания, которые не имеют ударения, подчиняются своду определенных правил. В зависимости от склонения и падежа будет писаться буква либо е , либо и . Эта тема - одна из самых трудных в курсе изучения имен существительных.

Один и тот же падеж у разных существительных бывает выражен разными окончаниями. Например, винительный падеж единственного числа слова страна выражен окончанием -у {страну), слова студент - окончанием -а (студента ), слова степь - нулевым окончанием [степо). Подобные различия наблюдаются и в других падежах. Разряды существительных, имеющих одинаковые падежные окончания, называются типами склонения (или склонениям и). Например, слова страна , школа , книга, юноша относятся к одному склонению, а слова страна, студент, степь - к разным склонениям. Тип склонения - постоянный формально-грамматический признак существительного.

Наиболее последовательно разные склонения противопоставлены в единственном числе. В процессе развития русского языка формы множественного числа разных склонений унифицировались, поэтому б форме множественного числа у слов разных склонений нередко используются одинаковые падежные окончания:

Особенно последовательно унифицированы падежные окончания в формах дательного, творительного и предложного падежей множественного числа, где разные типы склонения вообще не противопоставлены одно другому:

Отсутствие четкого противопоставления разных типов склонения во множественном числе приводит к тому, что слова pluralia tantum типа сани не могут быть отнесены к какому-либо определенному типу склонения; при морфологическом разборе тип склонения таких существительных не указывается.

1. Основу системы склонений существительных составляют три продуктивных склонения, которыми охвачено большинство русских существительных; новые существительные обычно включаются в один из этих типов склонения.

К I склонению относятся существительные женского рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа единственного числа типа страна , земля , армия , немногочисленные существительные мужского рода типа дядя , юноша и слова общего рода типа егоза , задира , забияка .

В зависимости от характера основы (оканчивается на твердую или мягкую фонему) выделяются твердая (типа страна) и мягкая (типа земля, армия) разновидности I склонения. Хотя в написании окончаний твердой и мягкой разновидностей склонения наблюдаются различия, сенемный состав окончаний одинаков:

В формах дательного и предложного падежей происходит смягчение основ твердой разновидности склонения (стран-е, трав"-е - ср. земл-е). В этих же падежных формах существительные мягкой разновидности склонения типа армия (с основой на -и]) имеют окончание -и (армии, революции). Если перед -) в конце основы нет фонемы /и/ (гостья, бегунья, фея , запятая, статуя и др.), то такие существительные но общему правилу имеют окончание -е (гостье, фее).

У слов типа рука (с основами па -/к/, -/г/, -/х/) происходит смягчение основы в формах не только дательного и предложного, но и родительного падежа (рук"-и, но?"-и, гречих"-и - ср. земл"-и).

У слов типа юноша (с основами на -/ш/, -/ж/, -/ш У) характер основы при склонении не меняется, но написание окончаний соответствует образцам то твердой, то мягкой разновидности склонения. В формах именительного и винительного падежей - соответственно -а. -у {юноша, юношу - ср.: страна, страну), родительного падежа -и {юноши - ср. земли). В форме творительного падежа пишется ударное окончание -ой (душой, межой, пращой) или безударное -ей (юношей, кожей, рощей). Этому же правилу подчиняется написание окончания творительного падежа слов с основами на -/ц/ (овцой, но улицей).

У всех существительных I склонения возможны вариантные окончания формы творительного падежа: -ой/-ей и -ою/-ею. Основным окончанием является -ой/-ей, окончание же -ою/-ею воспринимается как книжное и достаточно широко используется в поэзии: Скрылась за рекою белая луна (Ес.), но в разговорной речи не употребляется.

Форма именительного падежа существительных твердой разновидности склонения (страны) имеет окончание -ы, слов мягкой разновидности склонения (земли, армии), а также с основами на -/к/, -/г/, -/х/, -/ш/, -/ж/, /ПТ"/ (руки, ноги, мухи, юноши, кожи , рощи) - окончание -и.

В форме родительного падежа обычно употребляется нулевое окончание (стран-о, армий-0, рук-о). При этом если на конце основы наблюдается сочетание согласных, то часто появляются "беглые" гласные (земли - земель", каски - касок", нитки - ниток). Ср. основы без "беглых" гласных: банды - банд ; волны - волн; парты - парт. Для слов типа статья, шалунья (основа на -у с предшествующей согласной) действует правило: если в форме именительного падежа ударение падает на окончание, то перед -у появляется "беглое" е (статья - статей, скамей ), если же ударение падает на основу, то появляется "беглое" и (шалунья - шалуний, бегуний).

У существительных с основой на сочетание согласного с /н"/ (типа песни) в форме родительного падежа перед нулевым окончанием наблюдается не только появление "беглой" гласной, но и отвердение конечного согласного основы (басен, вишен); исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь. В словах типа героиня (где нет сочетания согласных па конце основы) в форме родительного падежа множественного числа, как и в других падежных формах, конечный согласный всегда мягкий (героинь).

У некоторых существительных форма родительного падежа образуется прибавлением окончания -ей (дядей, пригоршней, распрей, саклей, тихоней, ходулей, юношей). У слов пригоршня, свеча, тихоня, ходуля по две вариантные формы родительного падежа множественного числа: пригоршней и пригоршен, свечей и (поэт.) свеч. Вариантные формы родительного падежа возможны также для слов межа, простыня и др. [ср.: меж (иейтр.) и межей (разг.); простынёй (нейтр.) и простынь (разг.)].

Форма винительного падежа множественного числа в зависимости от одушевленности/неодушевленности существительного совпадает с формой именительного падежа (вижу земли) или родительного (вижу юношей).

Ко II склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием в форме именительного падежа единственного числа типа стол-о, конь-о, гений-о (исключение: путь), а также существительные среднего и мужского рода с окончанием -о(-ё)/-е типа село, жнивьё, поле, бытиё, домишко, подмастерье.

Выделяются две разновидности склонения - твердая (стол, село) и мягкая (конь, гений, поле).

Отличия в склонении существительных мужского и среднего рода касаются лишь форм именительного и (отчасти) винительного падежей. Существительные среднего рода имеют в этих формах окончание -о(-ё)/-е (село, жнивьё, поле). Слова мужского рода имеют окончание -о/-е лишь после суффиксов субъективной оценки (домишко, домище ); ср. также подмастерье ?; во всех остальных случаях в форме именительного падежа выступает нулевое окончание (дом-о, конь-о, гений-о).

Одушевленные и неодушевленные существительные мужского рода имеют разные окончания в форме винительного падежа [вижу копя (В. = Р.), но вижу стол (В. = И.)].

Некоторые существительные мужского рода наряду с формой родительного падежа на -а/-я образуют дополнительную (партитивную) форму родительного падежа, имеющую количественное значение части целого. Партитивная форма образуется с помощью окончания -у/-ю [стакан чаю, намело снегу (ср.: вкус чая, белизна снега)]. Форму родительного падежа с окончанием -у/-ю могут иметь следующие существительные мужского рода:

  • 1) вещественные: йод, сахар, снег, творог, чай, шоколад, яд, в том числе и уменьшительные (сахарок, табачок, чаёк), у последних всегда окончание
  • 2) отвлеченные: блеск, долг, крик, мороз, порядок, убыток, юмор ;
  • 3) собирательные: народ, сброд и др.

У существительных мужского рода ряд, час, шаг, шар, след в сочетании с числительными полтора, два, оба, три, четыре используется особая (с точки зрения ударения), "счетная" форма родительного падежа [триряда, полтора часа, четыре шага (ср.: нет часа, шага)]. "Счетная" форма восходит к исчезнувшему двойственному числу.

Форма творительного падежа от названий населенных пунктов на -ын(о)/-ин(о), -ов(о)/-ев(о) образуется по общему правилу с помощью окончания -ом (городами Голицыном, Камышином, Ковровом, Белёвом). При образовании формы творительного падежа от русских фамилий на -ып/-ин, -ов/-ев используется окончание -ым , а от иностранных фамилий - окончание -ом (инженерами Голицыным, Камышиным, Ковровым , Белёвым, но учёным Дарвином, политиком Бюловом).

Существительные с основами на -ий, -иЦе) в форме предложного падежа имеют окончание -и [гений - о гении (гени]-и) бытие - о бытии (бытщ-и )]. Существительные среднего рода с основой на -](е) (без предшествующего и : житьё, раздолье) в форме предложного падежа имеют по общему правилу окончание -е (о житье, о раздолье)", исключение: забытьё, имеющее две формы предложного падежа - о забытье, но в забытьи.

У некоторых существительных мужского рода различаются две формы предложного падежа - "изъяснительная", которая образуется с окончанием береге), и "локативная" ("местная") с ударным окончанием (на берегу). К существительным, образующим указанные разновидности формы предложного падежа, относятся:

  • 1) конкретные существительные: берег, год, лес, луг , люзг, корт, сяд, след, шкаф ;
  • 2) отвлеченные существительные: боя, ш/р, строй ;
  • 3) вещественные существительные: л/ёд, чям и др.

Для образования формы именительного падежа используются окончания -ы/-и, -а/-я, -е. С помощью окончания -ы/-и образуют форму именительного падежа многие существительные мужского рода (столы, кони, гении), а также часть существительных среднего рода (яблоки, плечи, колени).

Окончание -я/-я, которое может быть ударным и безударным, присуще большинству существительных среднего рода (сёла, места). Это же окончание используется и у некоторых существительных мужского рода:

  • 1) ударное -а/-я имеют существительные бока, глаза, луга , рукава, учителя и др.; у многих таких существительных возможны вариантные окончания: редакторы и редактора, тракторы и трактора", договоры и (разг.) договора",
  • 2) ударное и безударное -а/-я имеют существительные, у которых в форме множественного числа в конце основы появляется основообразовательный суффикс братья, друзья, клинья, мужья, сучья",
  • 3) безударное имеют существительные с чередованием или усечением аффиксов в основе: гусёнок - гусята", чертёнок - чертенята", хозяин - хозяева.

Окончание используется для образования формы именительного падежа существительных мужского рода с усечением части основы в форме множественного числа: молдаванин - молдаване", крестьянин - крестьяне", боярин - бояре и др., а также у слова цыган - цыгане.

Форма родительного падежа множественного числа образуется с помощью окончаний -ов/-ев, -ей и -о.

Окончание -ов/-ев используется:

  • 1) у существительных мужского рода, относящихся к твердой разновидности склонения: столов, отцов, колодцев",
  • 2) у существительных мужского рода с основой на -j: боёв , караваев ;
  • 3) у существительных среднего рода на -к{о), -ик{о ), -ц{е): озерков , плечиков , блюдцев ;
  • 4) у слова дерево , образующего форму множественного числа с наращением -у- в основе (деревьев).

С окончанием -ем образуется форма родительного надежа:

  • 1) у существительных мужского и среднего рода мягкой разновидности склонения: коней , мячей , полей;
  • 2) у существительных мужского рода с основами па -/ж/, -/ш/: ножей , шалашей.

Пулевое окончание образует форму родительного падежа:

  • 1) у существительных среднего рода твердой разновидности склонения: озёр-о , сёл-0, слов-о
  • 2) у некоторых существительных мужского рода с усечением или чередованием суффиксов в основе форм единственного и множественного числа: молдаванин - молдаван-о ; хозяин - хозяев-о; гусёнок - гусят-о ; господин - господ-о
  • 3) у существительных мужского рода, у которых нет усечения или чередования суффиксов в основе: волос, гляз, грузин у сапог , солдат. Если на конце основы наблюдается стечение согласных, то появляется "беглая" гласная: весло - вёсел-о окно - окон- о; ребро - рёбер-о; число - чисел-о.

К III склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в форме именительного падежа единственного числа: степь {степ"-о), рожь , мышь , мать. Твердая и мягкая разновидности этого склонения почти не различаются. Расхождения в написании окончаний наблюдаются лишь в формах дательного, творительного и предложного падежей множественного числа (степям , степями , о степях , но: мышам , мышами , о мышах).

У существительных III склонения развита омонимия форм: совпадают формы именительного и винительного падежей единственного числа (степь ), родительного, дательного и предложного падежей единственного числа, а также именительного и винительного падежей множественного числа {степи).

В основах существительных мать, дочь формы косвенных падежей (кроме винительного) образуются с наращением в основе суффикса -ер - {матери, матерью ; дочери, дочерью).

У слов бровь, кровь, даль, пыль, грудь, тень, степь, горсть и др. с помощью ударения различаются две формы предложного падежа - "изъяснительная" (о крови, о степи) и "местная" {на крови, в степи).

степи

число мыши

матери

степей

мышей

матерей

степям

мышам

матерям

степи

мышей

матерей

степями

мышами

матерями

степях

мышах

матерях

Форма именительного падежа у всех существительных III склонения образуется с окончанием -и, форма родительного падежа - с окончанием -ей.

Большинство существительных III склонения образует форму творительного падежа с помощью окончания -ами/-ями {мышами, степями). Слова дверь, дочь, лошадь имеют вариантные окончания -ами/-ями и -ми {дверями и дверьми, дочерями и дочерьми, лошадями и лошадьми), при этом основным окончанием является -ми, а формы на -ами/-ями воспринимаются как разговорно-просторечные. В устойчивых выражениях бить плетьми, лечь костьми используется форма творительного падежа слов плеть, кость только с окончанием -ми.

II. Тремя продуктивными типами склонения охвачены далеко не все существительные. Имеются следующие дополнительные образцы склонения:

1. Разносклоняемые существительные (это прежде всего десять существительных среднего рода на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) при образовании форм косвенных падежей единственного числа (кроме винительного) и во всех формах множественного числа имеют наращение основообразовательного суффикса -ен-. Они называются разносклоняемыми, потому что при их словоизменении используются окончания разных склонений [бремя (ср. земля), бремени (ср. степи), бременем (ср. полем)]. Слова бремя, вымя, пламя, племя не имеют форм множественного числа. Остальные же слова этой группы образуют падежные формы множественного числа по образцу существительных среднего рода II склонения [знамёна (ср. сёла), знамён (ср. сёл), знамёнам (ср. сёлам)]. У слов семя , стремя в форме родительного падежа множественного числа основа имеет суффикс -ян {семян, стремян).

Разносклоняемым является и существительное путь (м. р.), которое в целом изменяется подобно слову степь за исключением формы творительного падежа единственного числа [путём (ср.: конём)].

Разносклоняемое существительное дитя (ср. р.) в современном русском языке активно используется лишь в формах именительного и винительного падежей: Мать и дитя отдыхали ; Медсестра успокоила дитя. Однако это слово имеет и архаичные формы других косвенных падежей (кроме винительного), где основа содержит наращение -ят- (Р. и Д. дитяти, Т. дитятею, П. о дитяти). Множественного числа в настоящее время это существительное не имеет, так как формы дети, детей, детям, детей, детьми, о детях , ранее входившие в парадигму слова дитя , теперь являются супплетивными формами другого слова - ребёнок (дети).

  • 2. Все существительные, образовавшиеся в результате субстантивации (типа часовой, мороженое, столовая, командировочные) I, склоняются по образцу прилагательных.
  • 3. Несклоняемые существительные, которые имеют полную омонимию падежных форм (ср.: новое пальто, нового пальто, новому пальто ), образуют особое, "нулевое" склонение.

Склонение – это изменение слова по падежам. Система падежных форм существительных называется парадигмой склонения существительного.

Типы склонений имен существительных в вузовском курсе русского языка отличаются от типов склонения, рассматриваемых в школьном курсе. В вузе, как и в школе, выделяются три субстантивных типа склонения. Различие заключается в порядке нумерации склонений и соответственно в их названиях.

Прежде всего выделяют три субстантивных типа склонения – первое, второе и третье.

По системе научной классификации к первому склонению относятся существительные мужского рода с твердой и мягкой основой и нулевой флексией (океан, зверь ) и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е (облако, море).

И. -ø, -о (-е) В. -ø, -о (-е) (неодуш.), -а (-я) (одуш.)

Р. -а (-я) Т. -ом (-ем)

Д. -у (-ю) П.

К второму склонению относятся существительные женского рода с окончаниями -а, -я (луна, земля) , а также небольшое количество существительных мужского рода с окончаниями -а, -я (дедушка, зайчишка, дядя).

Система окончаний данного типа:

И. -а (-я) В. -у (-ю)

Р. -ы (-и) Т. -ой (-ей)

Д. П.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевой флексией, имеющие основу на мягкий согласный или шипящий (степь, молодежь, ночь ).

Система окончаний данного типа:

И. -ø В. -ø

Р. -и Т. -(ь)ю

Д. П. -и

Научные и учебные грамматики, помимо трех субстантивных склонений, выделяют адъективное, смешанное и нулевое склонения.

Адъективное склонение – это склонение по типу прилагательных. Субстантивированные прилагательные и причастия изменяются по падежам так же, как они изменялись, будучи прилагательными и причастиями (учительская, мороженое, учащийся ).

Система окончаний данного типа:

Ед. число Мн. число

муж. и ср. род ж.р.

И. -ый/-ий, -ой, -ое, -ø -ая, -а/-я -ые/-ие, -и

Р. -ого/-его -ой/-ей -ых/-их

Д. -ому/-ему -ой -ым/-им

В. И.(неодуш.), Р. (одуш.) -ую И. (неодуш.), Р. (одуш.)

Т. -ым/-им -ой/-ей -ыми/-ими

П. -ом/-ем -ой/-ей -ых/-их

Смешанное склонение – это такое склонение, в парадигме которого встречаются (смешиваются) окончания разных склонений.

Традиционно к смешанному склонению относят 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и слова путь (м.р.). Их иначе называют разносклоняемыми существительными. При склонении эти слова в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание (как в третьем склонении), а в творительном падеже - окончание -ем (как в первом склонении).

И. врем-я путь-ø дит-я

Р. времен-и пут-и дитят-и

Д. времен-и пут-и дитят-и

В. врем-я путь-ø дит-я

Т. времен-ем пут-ём дитят-ей

П. (о) времен-и (о) пут-и (о) дитят-и

К разносклоняемым относится также существительное дитя (ср.р.). Но формы косвенных падежей ед. числа этого существительного воспринимаются как устаревшие, они заменились формами слова ребёнок.

К смешанному склонению следует отнести существительные женского рода на -ия (армия) , которые в именительном, родительном, винительном и творительном падежах склоняются по второму субстантивному склонению (типа земля ), а в дательном и предложном – по третьему субстантивному склонению (типа степь ). К смешанному склонению следует отнести и существительные мужского рода на -ий (планетарий) и среднего рода на -ие (движение), которые во всех падежах, кроме предложного, имеют окончания первого субстантивного склонения, а в предложном падеже – окончание (окончание третьего субстантивного склонения).

И. гений-ø станции-я звании-е

Р. гении-я станции-и звании-я

Д. гении-ю станции-и звании-ю

В. гении-я станции-ю звании-е

Т. гении-ем станции-ей звании-ем

П. (о)гении-и (о) станции-и (о) звании-и

Существительные – названия фамилий мужского рода с суффиксами -ин, -ов относятся к смешанному склонению, так как окончания в их парадигме совмещают признаки первого субстантивного склонения (все падежи, кроме творительного падежа), и признаки склонения притяжательных прилагательных (в творительном падеже). Существительные – фамилии женского рода нельзя отнести к смешанному склонению, т.к. парадигма их окончаний полностью совпадает с парадигмой склонения притяжательных прилагательных женского рода. Это адъективное склонение.

И. Ростов-ø (Николай) Ростов-а (Наташа)

Р. Ростов-а (Николая) Ростов-ой (Наташи)

Д. Ростов-у (Николаю) Ростов-ой (Наташе)

В. Ростов-а (Николая) Ростов-у (Наташу)

Т. Ростов-ым (Николаем) Росто-вой (Наташей)

П. (о) Ростов-е (Николае) (о) Ростов-ой (Наташе)

При употреблении таких существительных в формах множественного числа все падежи, кроме именительного, имеют окончания прилагательных:

И. Ростов-ы В. Ростов-ых

Р. Ростов-ых Т. Ростов-ыми

Д. Ростов-ым П. (о) Ростов-ых

Существительные – названия городов и сел такого же типа склоняются полностью по образцу 1-го склонения: под Ростовом , под Бородином.

Нулевое склонение как особый тип склонения выделил А.А.Зализняк и отнес к этому типу неизменяемые имена существительные. Традиционно эта группа слов определяется как слова несклоняемые. Однако поскольку неизменяемые существительные типа пальто, метро, кино могут употребляться с предлогами, т.е. образуют предложно-падежную форму, которая служит для выражения падежных значений (около метро, в пальто, о кино ), а падежные значения этих слов (купил пальто, пригласил в кино) могут быть выражены синтаксически, постольку выделение нулевого склонения представляется вполне оправданным.

В русском языке существует особая группа существительных, не имеющая показателей типа склонения. К этой группе относят существительные pluralia tantum (ворота, ножницы, духи ), которые имеют форму только множественного числа, не имеют показателей категории рода и склоняются во множественном числе. Отсутствие формы единственного числа и категории рода не даёт возможности определить и тип склонения.

В зависимости от твердости/мягкости конечных согласных основы различаются твердая и мягкая разновидности склонений: дуб, сын – конь, зверь; стена, рыба – дыня, соня; мышь – ночь (в 3-м скл. твердая и мягкая разновидности характерны лишь для существительных с основой на шипящие).

Существительные с основой на г, к, х, шипящие и ц относятся к смешанному типу склонения: нога – ноги, полк - полки, сноха – снохи, нож - ножи, ключ – ключи, пальцы – пальцев.

Типы склонения строго различаются только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе различия между типами склонения четко не выражены, а дательном, творительном и предложном падежах вообще отсутствуют.

У существительных твердого склонения в дательном и предложном падежах единственного числа конечные согласные основы смягчаются: стране, о стране.

Все типы склонений в Д., Т., П. падежах множественного числа имеют одинаковые флексии. Формы И., Р., В. падежей имеют свои особенности.

Система окончаний множественного числа:

И. -и (-ы), -а, -е В. = И.(неодуш.), Р. (одуш.)

Р. -ø, -ов (-ев), -ей Т. -ами/-ями

Д. -ам/-ям П. -ах/-ях

При склонении существительных в форме множественного числа последовательно выражается одушевленность/неодушевленность, тогда как в единственном числе одушевленность выражается только у существительных мужского рода 2-го склонения (любить книги – любить сестер, увидеть города – увидеть братьев, увидеть окна – увидеть чудовищ, увидеть степи – увидеть мышей ).

Варианты падежных окончаний

Встречаются случаи, когда одно имя существительное в одном и том же падеже имеет два окончания – основное и вариантное. Основное значение такое, которым обладает большинство слов, относящихся к данному склонению. Вариантным является окончание, которое встречается лишь в небольших разрядах слов или в отдельных словах. Вариантные формы падежей обычно отличаются от основных или семантически, или стилистически, или одновременно в обоих планах.

1. Окончания родительного падежа -а/-я - -у/-ю: сыра-сыру, чая-чаю, хода-ходу.

Основное окончание -а/-я, вариантное - -у/-ю.

2. Окончания творительного падежа единственного числа существительных женского рода 2-го склонения: -ой/-ей - -ою/-ею: стеной-стеною, душой-душою, красотой-красотою.

Окончание -ой/-ей является общеупотребительным, нейтральным, а вариантное окончание -ою/-ею употребляется обычно в книжной речи.

3. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -е - -у/-ю: на клею – на клее, в спирту – в спирте, в отпуску – в отпуске.

Основное окончание - -е.

4. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -и/-ы - -а/-я: токари- токаря, слесари – слесаря, инженеры – инженера.

Основное окончание - -и/-ы, вариантное -а/-я. Формы на -а/-я имеют разговорный оттенок, употребительны в профессиональной речи.

5. Окончания родительного падежа множественного числа существительных мужского, женского, среднего рода и pluralia tantum: -ов/-ев, -ей, - ø: апельсин-апельсинов, помидор-помидоров. свеч-свечей, будней-буден и т.д. Выбор ведущего варианта осуществляется для каждой пары отдельно.

Для существительных мужского рода 1-го склонения основным окончанием является материально выраженное -ов/-ев, вариантным – нулевое: пять килограммов, пять граммов, килограмм мандаринов, апельсинов, баклажанов, помидоров и т.д. Варианты с нулевыми окончаниями имеют разговорный или просторечный характер. Однако пара сапог, туфель, чулок; несколько грузин, партизан; килограмм яблок, где нормативными являются формы с нулевым окончанием.

6. Окончания творительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения: -ами/ -ьми. Вариантное окончание –ьми свойственно в свободном употреблении лишь словам дочь – дочерьми, дверь - дверьми, лошадь – лошадьми.

4-в классе.
Тема: Три типа склонения имен существительных.

Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения;

2. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление;

3. Воспитывать доброе отношение к близким, природе, аккуратность письма, интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, видеоролики песен «Дорога добра» и «Живет повсюду красота», толковый словарь С.И.Ожегова, раздаточный материал: карточки с заданиями, картина «Кормушка», аудиозапись песни «Про воробья», сигнальные карточки, словарик добрых качеств человека

Ход урока:

1.Организационный момент.

У.: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

2.Минутка каллиграфии.

У.: Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

- Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?

Д.: Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.

У.: Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, стремление делать добро другим».

- Ребята, откройте тетради и напишите число, классная работа.

-Сегодня мы отрабатываем высоту буквы Дд и правильное соединение буквы д с буквой о. Какое это соединение? (нижнее)

Добро, дорога, походка

Объясните орфограммы! (дорога- это словарное слово)

-Придумайте однокоренные слова к слову «добро»: Добро- доброта, задобрить, добряк.

Какие слова называются однокоренными? Д.: Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.

Итог: Я посмотрела ваши работы, за высотой букв следили…, красивая каллиграфия у …

3. Постановка темы и целей урока. А какое слово из написанных на доске лишнее? -- Задобрить – количество звуков и букв неодинаково; оно начинается не на букву д; в этом слове есть приставка; это слово – глагол, а все остальные слова – существительные.

У.: А по каким признакам вы определили, что все остальные слова – это существительные?

Д.: Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет, явления природы, чувства человека.

-Значит, какая тема сегодняшнего урока? Имя сущ-ное. А точнее: «склонение имен существительных». Какова цель нашего урока? Цель: Сегодня мы научимся правильно определять падежи имен существительных и тип их склонений, будем развивать орфографическую зоркость, внимание, нашу речь, а также расширим наш словарный запас.

Что для этого надо сделать? (повторить все признаки существительных, знать все падежи и типы склонений и уметь их определять)

-Для чего мы изучаем типы склонений? (чтобы быть грамотными)

4.Применение знаний, умений и навыков.

-А какие пословицы о доброте вы нашли и записали дома?

Д.: 1. Земля согревается солнышком, а душа – добротой.

2. Доброе слово и кошке приятно.

3. Мир не без добрых людей.

4. Нет худа без добра.

5. Доброе слово лечит, злое калечит.

6. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

7. Путём зла не доходят до добра.

У.: А как вы понимаете пословицу «Жизнь дана на добрые дела»? (ответы учащихся).

У.: Запишите пословицу к себе в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу, объясните нам. Найдите имена сущ-ные в предложении и определите их число и падеж! (Жизнь- ед.ч., Им.п., (На) дела- мн.ч., Вин.п.)

Повторим все признаки существительных, с которыми мы знакомы. Назовите постоянные признаки имен сущ-ных!

Назовите непостоянные признаки имен сущ-ных! (изменяются по падежам и числам)

Сколько падежей в русском языке? Назовите их!

Просклоняйте слово «доброта». (1 ученик устно) Сигнальные карточки!

Что изменилось у слова в каждом падеже? Как это еще называется? (склонение) Для чего мы изучаем склонения существительных?

Итог: Мы повторили признаки имен существительных! Закрепим наше умение определять падежи.

5.Наблюдение за картиной. Творческая работа учащихся. Рассмотрим картину!-Что мы видим? Какие у вас возникают чувства? Что испытывают дети? (восторг, радость, счастье) Как можно назвать картину?

У.: Ребята, а о чём говорит нам эта картина?

Д.: О том, что добрым можно быть не только по отношению к людям, но и к животным, растениям, что нужно любить не только людей, близких, но и природу. Составление рассказа по картине. Например: Наступили морозные дни. Холодно и голодно бедным птицам. Школьники сделали кормушку для пернатых друзей и повесили ее в парке. Рады дети, что помогли в лютую зиму птицам.

Запись 1-го предложения! Школьники сделали кормушку для пернатых друзей.

Определите падеж имен существительных.

Проверка. С сигнальными карт.

Итог: Ребята, чему мы научились? Что повторили?

6.Физминутка. (музыкальная на песню «Воробей»)

7.Проверка усвоения знаний. Итак, я вижу, что падежи у имен сущ-ных вы определять научились, а как вы умеете определять склонение сущ-го? Это мы сейчас проверим и закрепим. Что нужно сделать, чтоб определить склонение существительного? (таблица) Сколько типов склонения имеет существительное? Расскажите об их особенностях.

1 склонение 2 склонение 3 склонение

ж.р. -

м.р. – м.р. –

ср.р. - сущ ж.р. с ь на конце

Сейчас я буду диктовать имена существительные, а вы будете писать их антонимы и определять склонение записанных слов. Что такое антонимы?
Злость- доброта-1, грубость-вежливость-3, жадность-щедрость-3

Я диктовала «Плохие слова». Мне бы очень хотелось, чтобы для вас святыми стали такие качества как доброта, вежливость, щедрость. Мы с вами закрепили умение определять тип склонения сущ-ных. И в самостоятельной работе вы покажете, как вы с этим можете сами справиться.

8.Работа с текстом. Посмотрите на слайд. Прочитайте стихотворение.

Не прячьте доброты своей,

Откройте сердце всем наружу.

Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу! О чем?

Задание: списать текст и определить у всех имен сущ-ных тип склонения.

Проверка в парах.

Как вы определяли склонение у существительных? (сначала – в нач.форму!)

- Кому было трудно выполнять такое задание?

9.Работа у доски. Игра «Собери цветок доброты!»

Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека. Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.

1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота

2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество

3.скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, Любовь!

Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть добрым- значит быть внимательным, чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь!

(видеоролик «Живет повсюду красота»)

Итог: давайте будем беречь все живое на Земле!

10. Задание на развитие внимания!

«Кто
с нами в прятки?»
Среди данного набора букв найдите слова- имена существительные, выпишите их в тетрадь и определите тип склонения!

кнотидружбаьжоменкв

ъдцсчастьеядакуычщш

чяьтвсодтолдсмелость

Итог: Кто нашел все 3 слова? И кто определил правильно склонение?

11.Снеговики!

Веселые Снеговики предлагают вам игру: «Слова-находки». Задание: найдите в словарике имена существительные 3 склонения, которые обозначают доброе качество человека! Пусть те, у кого остановятся Снеговики, положат их в шкатулку!

Например: смелость, внимательность, чуткость…

13. Рефлексия. Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями. Я хочу отметить отличную работу на уроке … Вернемся к нашему цветку доброты. Какими же качествами должен обладать человек, про которого говорят, что он добрый?

Будьте и вы добры ко всем окружающим вас людям, животным, природе. Спешите делать добро! Для этого я вам дарю сегодня сок «Добрый»

14.Д/з- написать дома минисочинение «Для чего на свете доброта?»

15. Подведение итогов. Рефлексия.

Какое настроение у вас было на уроке? Какое задание показалось вам самым трудным? Чем вам понравился урок?

16.(Видеоролик «Дорога добра»)

Оборудование: плакат с именами существительными (из “Чепушинки”), листы бумаги, фломастеры для работы в группах, карточки для индивидуальной работы, компьютерная программа “Русский язык, 4 класс”, серия “Семейный наставник”.

Цели. Выведение учащимися обобщенного способа действия по определению типа склонения имен существительных и составление схемы-модели. Развитие умения определять склонение имен существительных с использованием составленной схемы-модели, развитие мышления, речи. Воспитание самостоятельности, чувства коллективизма, воли, уважения к предмету.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы снова проводим урок с нашим другом-компьютером. Мы продолжим работу над темой “Три типа склонения имен существительных”. Я думаю, что цель урока вы определите сами. Запишите сегодняшнее число и тему урока. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы.

Словарная работа.

Выборочный диктант.

Учитель. Из текста “Чепушинки” выберите имена существительные с непроверяемым написанием и запишите их в начальной форме, обозначив орфограммы.

По приказу капитана корабля сегодня на десерт подали сирень с облаком. Какой прогресс! На ужин были только серебряные тарелки…

Проверка работы.

Вопросы. Какие существительные выписали? Как определяли имена существительные? Как действовали, чтобы поставить их в начальную форму? Какие орфограммы обозначили?

Актуализация знаний. Создание ситуации, приводящей к постановке проблемы.

Учитель. На предыдущем уроке вы узнали о трех типах склонения имен существительных, учили правило. Попробуйте определить склонение выписанных вами существительных.

Самостоятельная работа по определению типа склонения выписанных имен существительных.

Момент контроля и самоконтроля. (Вывешивается плакат, на котором написано: капитан(2), корабль(2), десерт(2), сирень(3), облако(2), прогресс(2), ужин(2), тарелка(1) .)

Вопросы. У кого все получилось? У кого были ошибки? Почему они возникли?

(Забыл правило, так как оно очень большое. Ошибся в определении рода существительного. Не обратил внимание на окончание. Запутался, что за чем определять и т. д.)

Постановка детьми проблемы и ее фиксация.

Учитель. Вы сейчас оценили свою работу, увидели свои ошибки, попытались объяснить их возникновение. Многие сослались на то, что таким большим по объему правилом пользоваться неудобно. И это на данном этапе уже проблема. Кто ее озвучит?

(Как помочь себе быстро и правильно определить склонение существительных?)

Зафиксируем эту проблему на доске и в тетрадях.

Формулирование цели урока.

Учитель. Может быть, кто-нибудь сформулирует цель урока? (Мы должны научиться быстро и правильно определять склонение существительных, хорошо разобраться в правиле.)

Учитель. Чем же можно помочь себе? (Надо составить план. Можно вывести алгоритм своих действий, нарисовать схему. и т. д.)

Физминутка.

“Открытие” учащимися обобщенного способа действия по определению типа склонения имен существительных.

Учитель. Предлагаю поработать над решением данной проблемы в группах. Внимательно читайте правило на с. 94 и, действуя “шаг за шагом”, найдите свое решение.

Текст правила, приведенного в учебнике.

Изменение имен существительных по падежам и числам называется склонением. В русском языке три склонения имен существительных. Это означает, что все существительные делятся на три большие группы. У существительных каждой группы однотипные окончания в одинаковых падежах в единственном и множественном числе и в начальной форме.

1 склонение

женский род,

мужской род,

в начальной форме -а, -я страна, земля, Слава, дядя

2 склонение

мужской род,

в начальной форме?;

средний род,

в начальной форме –о, –е огонь, окно, поле

3 склонение

женский род,

в начальной форме?

(в основу входит ь)

печь, степь

Работа в группах.

Защита своих решений у доски.

В ходе обсуждения различных решений учащиеся делают вывод, что при определении склонения существительных удобнее действовать, используя схему-модель.

скл. сущ. ------ н. ф. ------ род, окон. ------ скл.

(Схема-модель одновременно записывается на доске и в тетрадях и озвучивается детьми.)

Возвращение к проблеме.

Учитель. Проверим, поможет ли схема-модель в практической работе.

Первичное закрепление.

Учитель. Выберите из словосочетаний имена существительные, запишите их. Используя схему- модель, определите тип склонения.



Новое на сайте

>

Самое популярное