Домой Удаление Волноваха монастырь. Свято-васильевский мужской и свято-николаевский женский монастыри

Волноваха монастырь. Свято-васильевский мужской и свято-николаевский женский монастыри

15 лет прошло с того памятного, скорбного, по человеческому суждению, дня, когда в вечность перешел наш дорогой Отец, основатель двух монастырей: Свято-Успенского Николаевского женского монастыря и Свято-Успенского Васильевского мужского монастыря. Еще задолго до начала заупокойного богослужения, несмотря на сложную ситуацию в нашем регионе, материальные трудности, преодолевая тяжелый путь со множеством препятствий, в обитель стекались люди, движимые пламенеющей любовью в сердце к приснопоминаемому Батюшке Зосиме, чтобы молитвенно почтить день его преставления. Ехали с благодарностью в сердце, храня в памяти Батюшкину отеческую любовь, его поддержку, помощь и душеспасительные наставления. Ехали, чтобы принести молитвенные воздыхания ко Господу о упокоении души Батюшки в селении праведных, а также за утешением в нынешних скорбях и трудностях.

Поминальное богослужение началось накануне вечером с заупокойного всенощного бдения. Во время вечерней службы в обитель прибыли Высокопреосвященнейший Елисей, митрополит Изюмский и Купянский, и Высокопреосвященнейший Варнава, архиепископ Макеевский, чтобы вознести вместе с насельниками и паломниками монастыря молитвы о упокоении приснопоминаемого старца. Парастас, который служили архиерейским чином, возглавлял архиепископ Варнава. В конце парастаса в своей проповеди Владыка говорил о жизненном подвиге Батюшки Зосимы, о плоде его земной жизни - устроении женской и мужской обители с Домом милосердия: «Закваска, которую заложил отец Зосима, она действует и сейчас. Несмотря на искушения, неурядицы, этот корабль плывет - души спасаются. Эта обитель - как образ духовного корабля в пустыни мира, здесь и до сегодняшнего дня совершаются дела милосердия и возносится молитва».

К 15й годовщине со дня блаженной кончины схиархимандрита Зосимы

Основная тема нынешнего года, которая всколыхнула общественное сознание и вызвала большой интерес - столетие трагических событий, ставших, без преувеличения, поворотным моментом как в новейшей истории нашей страны, так и всей европейской истории минувшего XX века.

Русской Православной Церковью в рамках Рождественских Чтений был предложен диалог «1917 ‒ 2017: уроки столетия». Одним из основных последствий в результате событий вековой давности стало открытое гонение против Церкви: масштабное изъятие церковного имущества, закрытие монастырей, расстрелы и репрессии. В результате на протяжении дальнейших 70 лет на территории Советского Союза функционировало всего несколько монастырей, до революции же их было 800.

В связи с этим сегодня часто приходится слышать о «прерванной монашеской традиции». На одной из монашеских конференций в Москве схиархимандрит Гавриил (Бунге), богослов и монах-отшельник, который уже много лет ведет жизнь строгого затворника в горном монастыре на границе Швейцарии и Италии, на эту тему сделал интереснейший доклад. Назывался он «Наши предшественники в добре. Современное русское монашество между разрывом и неразрывностью традиции» . В результате своего глубокого и обстоятельного анализа он сделал вывод, что несмотря на то, что внешне институт монашества был практически разрушен, всегда оставались такие «иконы» - старцы, которые в своей жизни воплощали идеал истинного монаха. Опыт их жизни заслуживает такого же внимания, как и опыт святых первых веков, потому что «носители Духа», они сохраняли горящим «факел монашеской жизни» и, ведомые благодатью, приготовили в сердцах верующих удивительное возрождение Православной Церкви и монашества после падения коммунистического режима.

Заметки о православном лагере

Вот уже десять лет подряд каждое лето в Свято-Успенской Николо-Васильевской обители в селе Никольском организовывается дневной детский лагерь. И, с Божией помощью, в этом году в стенах святой обители снова прошла ещё одна «смена»! С 5-го по 24 июня 35 детей прожили особую, удивительную жизнь, занимаясь в дневном лагере при воскресной школе монастыря!

Стараниями матушки Игуменьи, братьев и сестер обители, дни в лагере в этом году были особо интересными, насыщенными и увлекательными! Помимо уроков Закона Божьего, походов, игр, занимательных квестов, спортивных эстафет, с детьми проводились занятия по актерскому мастерству, музыке, сценической речи, шахматам, а также различные мастер-классы (по декупажу, изготовлению декоративных свечей, мягкой игрушки, кукол-мотанок, искусственных цветов, квиллингу, вышивке лентами). Все были заняты одним общим делом – делом построения храма своей души! А строили мы его так: за каждое доброе дело ребёнок получал маленький кирпичик (конечно, символический). Например, можно было получить кирпичик за старание и терпение в работе, за активность в беседе или игре, за помощь старшим или одногруппникам, за проявленное милосердие, за ответственное отношение к заданию, за жертвенность и самоотдачу. Заработанные кирпичики шли на строительство храма. А проиллюстрировали мы построение этого храма с помощью совместного ежедневного собирания пазла с изображением храма Василия Блаженного.

Проповедь в вечер пасхального дня

Вот и пролетел первый день Святой Пасхи по милости Божией, пасхальное богослужение окончили мы совершением вечерни. По богослужебному уставу наступает уже второй день Пасхи – Светлый Понедельник.

В Евангелии за вечерней мы читали, как явился Господь ученикам Своим, «дверем затворенным». Две тысячи лет из года в год вспоминаются эти события, как в Сионской Горнице, двери и окна которой были затворены «страха ради иудейска», явился Христос, стал посреди учеников и говорит: «Мир вам». Первое слово по Воскресении было – «Радуйтесь», читали мы в Великую Субботу. Радость Господь всем дает. И второе слово Воскресшего – «Мир вам» – преподавание мира.

Вот этого и я вам всем желаю во дни Святой Пасхи, чтобы жили мы в мире, не ссорились, чтобы с миром мы исходили из храма. «С миром изыдем», – говорит священник в конце литургии. Чтобы с миром мы шли в мир, с миром жили во славу Божию, с миром несли тяготы семейного креста своего, с миром несли мы свой жизненный крест, и с миром, за все благодаря Бога, чтобы и уходили мы из этой жизни в вечность, в Царство Небесное. Чтобы мир Божий, мир Христов всегда сопровождал нас всех в нашей повседневной жизни. Вот вам мои добрые светлые пасхальные пожелания в сегодняшний святой вечер Пасхи. Умиротвориться, угомониться. Старцы Оптинские говорили: «Стяжать надо мир в сердце своем». Но подчеркиваю всегда – не равнодушие ко всему, отрешенность, как некоторые имеют ложное смирение. Отрешенность от всего – это греховное чувство. А мир в сердце стяжать, и радостным, светлым человеком быть – вот уже подвиг, об этом должны мы молиться, о мирном состоянии своего сердца. Чтобы мир Божий, мир Воскресшего Господа нам всегда сопутствовал в дальнейшей жизни.

Проповедь в Великую Среду вечера

Возлюбленная паства моя, по милости Божией окончилась первая половина Страстной седмицы, и мы непосредственно вступили во дни Божественных Страстей Христовых. Слышатся скорбные песнопения, оплакивающие тот момент, когда созрел Иуда-предатель и идет, чтобы предать своего Божественного Учителя. Совещается с жидовским сонмищем: «Что мне хотите дать, и я вам предам Его?» Посовещались все и оценили: «Тридцать сребреников». Как некогда братья Иосифа праведного предали за тридцать сребреников, так и Спасителя предал Иуда за тридцать этих сребреников, ибо тать был, то есть вор. Любил очень деньги, постоянно с ящиком денежным ходил везде. Но синедрион жидовский боялся народа. Ночью, тайно нужно было совершить гнусное дело – взять под стражу Спасителя и осудить Его на смерть.

Утром сего дня мы с радостью свидетельствовали о жене-грешнице, покаявшейся и прощенной Богом блуднице, вечером – скорбим о погибели Иуды. Святые отцы рассуждали, что Иуду окончательно погубило не предательство. Если бы он после Воскресения пал на колени перед Христом, попросил прощения – Господь простил бы его, видя его искреннее покаяние, ибо милосердие Божие беспредельно. Погубило его отчаяние. Осознал Иуда, что сотворил, когда увидел связанного по рукам и ногам Спасителя (как Он изображен на древнем образе) осужденного, избитого и оплеванного. Отчаялся: «Что я натворил!» Не было у него сил духовных покаяться, пасть в ноги Христу со словами: «Господи, прости!», он пошел и удавился.

Проповедь в Великий Понедельник

По милости Божией, завершением сегодняшнего богослужения мы вступили в великие святые дни спасительной Божественной Страстной седмицы. Окончилось торжественное Вербное воскресенье, и мы слышим чудные слова: «Грядет Господь на вольную страсть нашего ради спасения».

В Великий Понедельник Церковь вспоминает праведного Иосифа Прекрасного из Ветхого Завета, одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Он своими невинными страданиями, своим терпением победил врага. Он явился прообразом невинно страждущего за всех нас Христа Спасителя, почему Церковь его первым вспоминает на Страстной седмице.

Праведный ветхозаветный патриарх Иаков имел двенадцать сыновей. Сыновья занимались скотоводством, пасли стада отца. А при Иакове был младший сын, юноша Иосиф, самый любимый. Он никогда не отлучался из дома отца, будучи ему великим утешением в его глубокой старости. Патриарх Иаков очень любил своего юнейшего сына и боялся отпустить его от себя. Вместе с тем Иосиф особое предназначение Божие имел. Ему особые сны снились, которые настораживали каждого из живущих в доме: то поклонялись ему одиннадцать звезд на небе, то луна и солнце, то колосья поклонялись. Тайная зависть в братьях зрела к Иосифу. Они сказали: «Так что? Мы будем кланяться тебе – отец с матерью и братья твои?»

Проповедь в день памяти собора Киево-Печерских святых

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным великопостным воскресным днем! Сколько поста уже прошло? Неделька? Две уже недели? А я думал, что еще только неделя. Значит, уже две недели поста прошло. Уморились? Будем поститься или разговляться? Поститься? А может, разговляться? «Белой жижи» покушать, молочка, сметанки? Не будем? Будем поститься! Дети говорят: «Будем поститься. Но от конфеты шоколадной не откажемся».

По милости Божией, две седмицы уже прошли святого Великого поста, незаметно пролетели. И за это великопостное благодатное время благодарим мы Господа за то, что Господь, невзирая на наши немощи, на искушения различные, помогает нам, укрепляет нас. Мы молимся, несем подвиг ежедневного служения, мы борем немощи свои, мы преодолеваем трудности, постимся, и надеемся, что Господь примет наш подвиг и в Царствии Небесном. С этой духовной благодатной надеждой проводим мы постное время. И дай, Господи, всем нам и в дальнейшем поститься.

В эту седмицу, третью уже, Церковь будет готовить нас к встрече с Крестом Господним. Следующее воскресенье – Крестопоклонное. Торжественно будем выносить святой Крест кипарисовый, поклоняться ему и петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Поддержку духовную Церковь будет давать нам Крест святой, чтобы мы и средину – преполовение поста, под сенью Креста встретили, мирно окончили святой пост и дождались Пасхи, Светлого Христова Воскресения!

Из проповеди схиархимандрита Зосимы в Неделю мытаря и фарисея.

Подготовительные недели с сегодняшнего дня начались ко святому Великому Посту. По милости Божией, со вчерашнего вечера начали мы петь особо мудреную книгу, в которой многие песнопения составил преподобный Андрей Критский – Триодь Постную, в которой заключены все службы Божии святой Четыредесятницы, Великого Поста и подготовительных недель ко святому Посту, и службы святой Страстной Седмицы, Божественных Страстей Христовых. И, дай Господи, чтобы мы, начавши эту книгу сегодня, первый листок перевернувши ее, смогли бы, с помощью Божией, спокойно ее всю сослужить, прочесть, умиление духовное получить, исполнить все службы Божии, с радостью встретить святой грядущий Великий Пост, с радостью пройти поприще Поста святаго, победить немощи свои, страсти и все недостатки свои победить, дождаться Божественных Страстей Христовых, и поклониться Светлому Христову Воскресению!

Панихида по погибшим в авиакатастрофе в Адлере

Донецкая Епархия26.12.2016


26 декабря в храмах города Донецка по благословению Высокопреосвященнейшего Илариона , митрополита Донецкого и Мариупольского была совершена панихида по трагически погибшим 25 декабря в авиакатастрофе в районе Адлера. Заупокойные богослужения были совершены в Спасо -Преображенском кафедральном соборе, Свято-Николаевском архиерейском соборе, Свято-Троицком соборе и храме святого великомученика Георгия. Соборную молитву возглавили отцы благочинные четырех округов города Донецка.

Духовенство и миряне Донецкой епархии выражают соболезнования родным и близким безвременно почивших.

Успение 2002

Возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным днем! Высокоторжественный праздник – день Успения, день окончания земного пути Пресвятой Девы Марии, день Ее переселения от земли к небеси, как мы поем в священных песнопениях.

Господь сподобил и в этом году милостью Божией оканчивать сей святой год, ибо праздником Успения оканчивается церковный год, и с первого сентября начинается новый церковный год милости Божией, новый круг праздников церковных, первый из которых – праздник Рождества Божией Матери, и дальше идут все праздники Господские и Богородичные даже до праздника Успения. Именно не смерть, а Успение – уснувшая Дева Мария. Перед нами чудная Плащаница лежит Божией Матери, где на смертном одре символически изображена Пресвятая Дева Мария, окруженная святыми апостолами, и Сын Ея, Спаситель, Иисус Христос, сошедший с небес, взял в руце Свои душу Матери Своея, как говорится нам в акафисте Успению Божией Матери. Почти 2000 лет назад случилось это в Иерусалиме, много времени прошло с тех пор, но память об этом событии свята. Святая Гефсимания в Иерусалиме хранит место, пещеру, где была погребена Царица Небесная. Святой град Иерусалим свято хранит все те места, которые были связаны с жизнью Спасителя и Пресвятой Девы Марии. И на гробе Божией Матери стоит наша русская икона Успения, в золоте вся, чудотворная икона святой Киево-Печерской Лавры.

Проповедь схиархимандрита Зосимы в Неделю Всех святых

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую с Воскресным праздничным днем сегодняшним!

По милости Божией, провели мы Великий пост, провели мы Пасху, провели мы светлый праздник Пятидесятницы ‒ праздник Святой Троицы, вчера совершили отдание, проводы этого праздника. И сегодня, как бы итог всей истории Церкви Православной, осененной Духом Святым, ‒ Собор всех святых, от века Богу угодивших, всемирный праздник торжества. Весь мир сегодня празднует престольный день Всех святых угодников Божиих, ‒ начиная от Ангелов, Архангелов, Херувимов, Серафимов, Господств, Престолов, Начал, Властей ‒ с Небесного воинства начиная и кончая земными ангелами во плоти, которые Богу угодили и стали равными Ангелам. Здесь и великие наши праотцы Адам и Ева, прародители наши, великие праведники Ной, Енох и другие. Пророки великие, ветхозаветные патриархи, которые верою в грядущего Спасителя жили, спаслись и во Пришествии Христовом стали наследниками Царствия Небесного, стали равны Ангелам. Праведный Иов Многострадальный, праведный Иосиф Прекрасный и другие ветхозаветные праведники, Симеон Богоприимец, Иоанн Креститель, ставшие уже на границе Ветхого и Нового Заветов.

29 декабря / 11 января – память святых мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных

“Ангельская рать Господа”. Икона из Пещеры Вифлеемских младенцев. Храм Рождества Христова. Вифлеем

Кондак, глас 6

В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят,/ звездою свыше наставляеми,/ но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу,/ и рыдает себе,/ яко держава его вскоре разорится.

Ин кондак, глас 4

Звезда волхвы посла к Рождшемуся,/ и Ирод неправедное воинство посла люто,// убити мня во яслех яко Младенца лежаща.

Тропарь, глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, // Человеколюбче, молимся.

Святые мученики 14 000 младенцев убиты царем Иродом в Вифлееме. Когда пришло время совершения величайшего события – Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о Родившемся Мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа. Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона.

Синодик убиенных детей Донбасса

Скончались мученически в результате боевых действий в период с апреля 2014 года по настоящее время

2. Александра МАМЕДХАНОВА 12 лет 7 июля 2014 года, машина попала под обстрел между Добропольем и Светлогоровкой

Проповедь в неделю по Рождестве Христовом

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым воскресным днем и праздником Рождества Христова! По милости Божией, сегодня Неделя по Рождестве. Особый день, в который вспоминаем родственников по плоти Господа Иисуса Христа.

Старца Иосифа, которому обручили Деву Марию, поручили хранить Ее девство, и который стал свидетелем Рождества Христа Спасителя. Он заботился, как в акафисте сегодня читали, о плотских нуждах Христа Спасителя, в детстве и отрочестве содержал Его. Святой праведный Иосиф был свидетелем великих таин – Божественных откровений о Христе Спасителе, и все слагал в своем сердце, дивясь бывшему.

Царя Давида, ибо «из рода Давидова воссияет спасение», сказано было в Писании. «От корене Давидова» произошел Христос Спаситель. Мы в прошлое воскресенье читали в Евангелии родословную Спасителя от Давида до праведного Иосифа Обручника.

И святого апостола Иакова, брата Господня чтим, первого епископа Церкви Иерусалимской. Он был сыном Иосифа от первого брака, воспитывался, общался со Спасителем мира, Иисусом Христом.

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю святых отец

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Рождественский пост, который подходит ныне к концу, обращает наше внимание на духовный подвиг людей, живших до Христа Спасителя. Большинство праздников, посвященных ветхозаветным пророкам, приходится на время Рождественского поста. И богослужения в честь ветхозаветных пророков помогают нам понять смысл и значение того служения, которое они совершали.

Два же последних воскресенья перед Рождеством Христовым, именуемых на языке церковного Устава Неделей праотец и Неделей отец, посвящены всем ветхозаветным угодникам Божиим, которые хранили обетование о пришествии в мир Спасителя. Они были верны этому обетованию, несмотря на тяжелейшие с духовной точки зрения обстоятельства тогдашней жизни.

Проповедь митрополита Антония Сурожского 31 декабря 1967 г.

Господь дал нам прожить до конца еще один год нашей жизни, и мы вступили в этот Новый год, провозглашая нашу веру не только в Бога вообще, но и в то, что мы верим в то Царство Божие, которое должно прийти - сначала неприметным образом в души наши, а потом, через нас, и приметным, славным, победным образом - для всего мира.

Первые слова молебна, который мы только что пели, - “Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа”. Мы в этот год вступаем с верой, что он может принадлежать Царству Господню. Что это значит? Когда мы озираемся на прошлое, молитвы, которые мы только что читали, пели, слушали, говорят нам о покаянии и о благодарении. О покаянии, потому что в течение протекших лет и протекшего года мы все, каждый из нас оказался недостойным имени человека, имени христианина, Божией любви и любви людей. Нам есть в чем каяться, потому что наша жизнь в течение этого года едва ли всегда, едва ли часто содействовала тому, чтобы водворилось Царство Божие, Царство ликующей, нераздельной, чистейшей любви. Нам надо каяться, потому что из всех людей мы, христиане, призваны быть сотрудниками Божиими для того, чтобы Его пути стали бы путями людскими.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ЧУДО АВАНСОМ, ИЛИ НОВЫЙ ГОД ПО-ПРАВОСЛАВНОМУ (Наталия Климова)

Варя мечтала. Была у нее такая маленькая слабость. Но, надо отдать ей должное, - все, что она мысленно представляла, было вполне осуществимо. Она вовсе не желала роскошной жизни, дорогих нарядов, путешествий в экзотические страны. Нет, нет! Ей бы простого женского счастья: чтобы муж разделил ее веру… Жила семья Потаповых неплохо. По мирским меркам, можно даже сказать, прекрасно жила. Муж, Андрей, хорошо зарабатывает, вредных привычек не имеет, в жене души не чает. Шестилетняя дочушка Даша растет здоровенькой, умненькой и послушной. Так чего еще Варваре не хватает для полного счастья?!

Так уж вышло, что буквально год назад Варя согласилась сходить вместе с подружкой на экскурсию в монастырь, расположенный недалеко от города. И там с ней что-то случилось. Необыкновенная тишина и умиротворение вошли в сердце женщины и не желали его покидать. Теперь без храма Варвара не могла. Поначалу просто приходила раз в неделю, когда нет служб, и тихонько сидела в уголке - приходила в себя от ставшей ненавистной городской суеты. Потом купила несколько брошюрок и стала потихоньку воцерковляться...

Проповедь на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую с великим годовым праздником радости и торжества – Введением во храм Пресвятой Девы Марии! Праздник, когда престарелые родители, праведные Богоотцы Иоаким и Анна исполнили свое обещание. Ибо они, будучи бесплодными и престарелыми, не чаяли уже родить дитя, но обещали, если Бог даст им зачатие, рождение, они это дитя посвятят Богу. И свой обет свято исполнили, когда трехлетнюю отроковицу, девочку Марию, привели они ко храму Иерусалимскому. Торжество посвящения! Собрались все подружки Девы Марии, девицы окружающие собрались, все с зажженными свечами. С пением псалмов торжественное шествие пришло ко храму Иерусалимскому. И в это время служил, совершал священнодействие в храме престарелый старец, первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя. И он, подвигнутый Духом Божиим, ввел девочку Марию в самое Святое Святых, куда входил священник лишь только раз в году по обычаю церковному. И все поразились и удивились необычайному этому событию.

Осталась Дева Мария при храме Иерусалимском воспитываться. Ибо при храме были отдельные помещения, где воспитывались мальчики, посвященные Богу, готовились будущие служители храма. И девочки в другой половине воспитывались, также будущие служительницы дома Божия, храма Божия. Их учили грамоте, страх Божий воспитывали, они изучали Священное Писание Ветхого Завета, книги пророческие. Девочки учились рукоделию, пению и всему, что необходимо было для духовной жизни.

Проповедь в день памяти святого апостола и евангелиста Матфея Начало рождественского поста

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным воскресным днем сегодняшним и с началом святого Рождественского поста!

Сколько до Рождества осталось? Тридцать восемь дней, говорят умные бабы. Так что осталось совсем немножко до святой Рождественской ночи.

По милости Божией и в сегодняшний воскресный день Господь собрал нас под своды сего священного храма для общей молитвы, для нашего духовного общения и обновления духовного. И сподобил Господь священников у престола Божия соборно совершать Божественную святую литургию, а нас – тихо, мирно молиться в храме в этот святой воскресный день.

Евангелие о милосердном самарянине читал нам отец диакон за Божественной литургией: «Иди и ты твори такожде». К милосердию зовет нас всех Господь, не к словам пустым, а к делу. Не раздумывал самарянин, оказывать помощь иудею или не оказывать. Он оказал ее не раздумывая, невзирая на то, что вражда была ненавистная между самарянами и иудеями. Он перевязал все его раны, посадил его на свой скот, сам пешком рядом с осликом шел, привез его в гостиницу, служил ему всю ночь, кормил, перевязывал раны ему. Утром, уходя дальше, он дает деньги последние свои хозяину гостиницы: «Возьми же, корми его, лечи, пока он не поднимется. Если что истратишь лишнее, я, возвращаясь, отдам тебе долг мой». Вот таково сегодняшнее евангельское назидание: не выгоды ради, не славы ради человеческой творите благое, а ради славы Божией.

У нас сейчас очень модно творить благодеяния, но увы, не ради Бога, не ради Божией кротости и милосердия, а ради славы человеческой: я благодетель, я – помогаю! Потому от этой помощи одна пустота бывает.

ПРОПОВЕДЬ СХИАРХИМ. ЗОСИМЫ В ПРАЗДНИК ОЗЕРЯНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным Воскресным днем сегодняшним! По милости Божией, вновь Господь сподобил нас вместе собраться под сводами сего священного храма для совершения святой Божественной Литургии. Сподобил Господь сегодня молиться у подножия иконы Божией Матери Озерянской, покровительницы Харьковщины, покровительницы нашего южного края, Донбасса, земли нашей Русской покровительницы. Молиться, просить у Неё помощи для нас всех, заступления, поддержки, молитвы и покрова Пресвятой Девы Марии. Господь укрепил нас совершить Божественную Литургию сегодня у Престола Божия, а вас всех укрепил молиться в сегодняшний святой благодатный день Воскресения, малой Пасхи. Всегда любой Воскресный день является днем Господним, днем малой Пасхи, поём мы Воскресение Христово, славим воскресшего из мертвых Спасителя.

И в сегодняшний святой день Господь сподобил и вас всех в храме сем, за Божественной Литургией молиться о мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей, о спасении всех нас, о семьях наших. Обо всех заблудших в мире молились - «верные о оглашенных помолимся», то есть о тех, которые еще не крещённые, но придут они по нашим молитвам со временем к Богу. О них молились, да Господь помилует их, огласит их словом истины, откроет им Евангелие правды. Так мы молились о непросвещённом мире. Какая эта глубокая чудная ектения накануне Херувимской песни, и как мы должны сосредоточенно молиться в этот момент, особенно о непросвещенных. У кого есть некрещёные родственники, у кого есть ещё не пришедшие к Богу, именно в этот момент молиться нужно об обращении их, заблудших, ко Святой Православной Церкви.

14-27 сентября Всемирное Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня

Из проповеди схиархимандрита Зосимы в праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября 1999 года

Возлюбленная паства моя, приветствую вас всех с высокоторжественным праздником Воздвижения Креста Господня!

Слава Богу, что Господь собрал нас всех у подножия Креста Своего. Господь оружие на диавола дал нам всем - крест святой. Крест святой всех нас со-провождает от дня нашего святого крещения, когда батюшка, крестив нас младенцами, одевал его на нас своей рукой, говоря слова: «рече Господь: аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16:24; 10:38; Мк. 8:34; Лк. 9:23; 14:27).

И этот крест святой сопровождает нас всех во всей жизни нашей: и ночью, и днём, на суше и на водах, и в путешествии, и в горе, и в радости - всегда с нами оружие наше, святой крест. На кресте изображён Спаситель, умерший за нас всех; на обратной стороне креста выбиты святые сакраментальные слова: спаси и сохрани - от всех бед, от всех несчастий, от всех напастей, от всех завистников и ненавистников, от всех врагов, видимых и невидимых, спаси и сохрани нас, Господи. И, имея крест на себе, да не боимся мы никакой нечисти, ничего злого не боимся - Господь всё побеждает. И часто говорю вам слова: с Богом ничего не страшно. И нам дай, Господи, глубокую такую, чистую веру, чтобы ничего страшно не было нам. Крест святой на мне - ну какая может нечисть ко мне прицепиться: хоть обсыпь меня с ног до головы солью или землёй, или облей меня, и даже «аще смертное испиет человек - не повредит ему» (Мк. 16:18; Лк. 10:19). Вот какова должна быть чистая, глубокая вера. И дай, Господи, чтобы у всех нас эта вера была чистая, глубокая, и крест святой да сопровождает нас всю нашу жизнь. И прах наш, когда предадут земле, крест святой да осенит, да освятит он нас, ожидающих всеобщего воскресения из мертвых. Когда в последний раз мир весь увидит крест - знамение Сына Человеческого, - огненный крест явится на небе, возвещая о кончине мира, возвещая о грядущем Спасителе-Судие, возвещая о наступлении Царства Небесного, ему же никогда не будет конца, как поём мы в святом Символе Веры во славу Божию...

К сожалению, дальнейший текст этой проповеди Батюшки Зосимы не сохранился. Пытаясь хоть частично восполнить этот пробел, мы предлагаем вниманию читателя отрывки из других проповедей, содержащие мысли старца о святом кресте.

8/21 сентября - РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Тропарь, глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,/ и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Eва от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:/ неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Торжественно празднуем, дорогие братья и сестры, рождество Пресвятой Девы Марии от неплодных родителей, благочестивых Иоакима и Анны. С первых веков христианской веры святая Церковь установила этот праздник. Празднуемое событие – рождение Богоизбранной Отроковицы – принесло радость всему миру, ибо Богочеловек Христос Иисус, воссиявший из Нее, разрушил проклятие Божие, тяготевшее на преступном и окаянном роде человеческом и низвел на него благословение Божие, и, поправ всеродную смерть, даровал людям жизнь вечную. Так уясняет святая Церковь причину настоящей радости.

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников. И в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь воплощенному Слову.

1 (14) сентября – первый день Индикта. Церковное Новолетие

Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой,// молитвами Богородицы и спаси ны. (тропарь индикта)

Пятница 14 сентября во всех православных церковных календарях отмечена как начало индикта - Церковное Новолетие.

Вновь и вновь призывает нас Святая Церковь вступить в годичный круг священных воспоминаний, где во всей глубине и полноте хранятся Священное Писание и Священное Предание.

Начинается новый богослужебный круг главных, двунадесятых церковных праздников праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который отмечается на седьмой день после Церковного Новолетия, 21 сентября. Начинается церковный богослужебный год. Именно Пресвятая Богородица явилась той Дверью, которою Бог вошел в нашу жизнь. Праздником Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа завершился годичный круг богослужений.

Новолетие является самым незаметным православным праздником, который в церковном календаре именуется началом индикта. Мы, к сожалению, плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год и почему он так назван?

28 (15) августа - УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. ПРЕСТОЛЬНЫЙ ДЕНЬ ОБИТЕЛИ

Последняя проповедь схиархимандрита Зосимы.

Возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным днем! Высокоторжественный праздник - день Успения, день окончания земного пути Пресвятой Девы Марии, день Ее переселения от земли к Небеси, как мы поем в священных песнопениях.

Господь сподобил милостью Своей оканчивать сей святой год, ибо праздником Успения оканчивается церковный год, и с первого сентября начинается новый церковный год милости Божией, новый круг праздников церковных, первый из которых праздник Рождества Божией Матери, и дальше идут все праздники Господские и Богородичные даже до праздника Успения. Именно не смерть, а Успение - уснувшая Дева Мария. Перед нами чудная Плащаница лежит Божией Матери, где на смертном одре символически изображена Пресвятая Дева Мария, окруженная святыми Апостолами, и Сын Ея Спаситель Иисус Христос, сошедший с небес, взял в руце Свои душу Матери Своея, как говорится в акафисте Успению. Почти две тысячи лет назад случилось это в Иерусалиме, много времени прошло с тех пор, но память об этом событии свята. Святая Гефсимания в Иерусалиме хранит место, пещеру, где была погребена Царица Небесная. Святой град Иерусалим свято хранит все те места, которые были связаны с жизнью Спасителя и Пресвятой Девы Марии. И на гробе Божией Матери стоит наша Русская икона Успения, в золоте вся, чудотворная икона святой Киево-Печерской Лавры.

23 (10) августа - день памяти прп. Лаврентия Черниговского


Из проповеди схиархим. Зосимы в Воскресный день 23.08.98 г.

…Житие интересное. Уже хочу выйти на проповедь, все стою в Алтаре, слушаю. Вот какие чудные старцы нашего двадцатого века были, чистые, светлые, добрые. И сейчас братии в алтаре говорил, народ то понимал, не к этим толстопузым, да в шелковых рясах, да бриллиантах шли, а к этому хроменькому старчику шли, который служить то толком не мог по немощи своей, лишь только чудно пел и славил Господа. И этот хроменький, убогий, старец наставлял тысячи людей простотой своей, любовью своей бескорыстной. А народ всегда чувствует, народ никогда не обманешь, где любовь, а где фальшь, лицемерие, двоедушие. И Русь Святая любила Преподобного Лаврентия. Не только при его жизни стремились сотни людей к нему попасть, но особенно по смерти он стал всем дорог, ибо его мощи целебные были, и люди приходили просто на могилку поплакать, люди приходили получить утешение благодатное, и они его получали. И в наше время Господь явил чудо - преподобного старца Лаврентия прославил в лике святых угодников Божиих. Обретены в Чернигове, в подвале Собора нетленные его святые мощи благоухающие. Сколько благодатной радости, сколько чудес было от его святых мощей. Торжественно омыты мощи, облачены в новую схиму святую великую и положены в Соборе. И не только земля Черниговская, и град Чернигов, но и вся Русская земля славит дивного старца.

В наше смутное время особенно знаменательно его утешение, которым он нас утешает. Вместо того, как сейчас раскольники в сердцах наших сеют смуту: «вам конец, москали, придет, мы победим, и все прочее». А старец Лаврентий нас утешает: «Неправда! Победит Бог всегда, в любом месте, а не какая-то нечисть отступившая». И о нынешнем состоянии, об этом лжепатриархе всея Украины – Филарете бывшем старец говорил четко: «Так восстанет он на Церковь, отступит от Бога, что весь мир поразится его дерзости». И правда, весь мир поражается дерзости филаретовской. Все Патриархи восточные удивляются, да откуда ж такой взялся наглый пес смердячий, что на всю Церковь лает? И приходится терпеть. И говорил старец, утешая: «Не бойтесь! Будем стоять за единство и за веру, и отступит зло – Церковь сохранится единая Русская православная». Вот какое утешение нам дает в наши скорбные дни раскола и раздела старец Лаврентий. За это его старческое благое утешение мы ему благодарны. И когда бывает так печально на душе, вспомним, что старец Лаврентий нас утешал, говорил, что мы сохранимся в единстве, выстоим, невзирая на это зло и разделение искусственное, Церковь сохранится - единая святая православная Церковь. За эту милость и за эту любовь старца преподобного Лаврентия мы благодарим Господа!

И в сегодняшний день Литургию совершали, на престоле лежали святые мощи преподобного старца Лаврентия. И на его нетленных мощах, частичке тела его нетленного, мы и совершили в нашем храме святую Божественную Литургию. Дорог он не только граду Чернигову, но и всей земле нашей святой Русской. Чудную службу составили ему, акафист составили, и мы молимся и величаем. Еще недавно мы пели ему вечную память: «Со Святыми упокой…», а сегодня уже поем торжественно: «Ублажаем тя, преподобне отче Лаврентие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов».

Торжества сегодня великие в Чернигове, престарелый старец, митрополит Антоний совершает службу Божию, хоть он уже и немощный стал, но дух сильный у него. Также ему Господь послал викарного епископа, Амвросия - из Харьковских священников поставили ему помощника в его старческих трудах архипастырских. Земля Черниговская славится. Славится училище Черниговское, где юноши и девушки получают духовное образование, учатся служить в церкви, регентовать хором, и под водительством старца Лаврентия, великого регента, чудного знатока духовного пения, легко даётся и музыкальная наука, кто её изучает, и прекрасные регенты выходят. И наша регентша вот тоже училась под покровом преподобного старца Лаврентия в Чернигове, и сейчас пением оглашается чудным монастырский храм. Так что, слава Богу, что Господь в тяжкие времена наши являет милости, являет старцев чудных, являет новых угодников Божиих, озарённых светом Фаворской славы. Они и по смерти сияют и дают нам всем утешение. И мы все, как услышим имя преподобного Лаврентия, лбы крестим сразу. Господи, да это ж великий старец! Утешь и нас горемык в нашей земной жизни! И мы молимся перед его святым образом, чтобы он нам дал утешение, поддержку немощному нашему человеческому естеству. И чтобы мы с кротостью и любовью несли крест свой жизненный, за всё благодаря Бога, как благодарил Бога преподобный старец Лаврентий.

В сегодняшний святой воскресный день, мы собрались в нашем святом храме Божием для общей нашей христианской молитвы. Воскресение - малая Пасха, светоносный день, когда мы вспоминаем Воскресение Христово из мертвых. И поём торжественную песнь: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу!» Эта радость Воскресения каждую неделю сопровождает нас, и каждую неделю каждый воскресный день стремимся мы в храм Божий воспеть светлое Воскресение Христово, малую Пасху отпраздновать, день Господень отпраздновать, помолиться всей душой в храме Божием. И легко становится, и проблемы отходят, решаются мирно спокойно, и семьи умиротворяются, и искушения, постигающие нас, мы легко переносим, ибо с Богом всё легко в жизни. А без Бога мрак, тяжесть, отчаяние, уныние и прочее. Так что, вразуми, Господи, нас именно с Богом жить, всегда чтить день Господень Воскресный. Отлагайте всю суету! Всё равно бес нам без конца говорит: базары, магазины, суета, стирка. Давай суетись, суетись! А как же мы? Шесть дней должны суетиться: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота. Седьмой священный день кому отдать? (голоса в храме – Богу) Господу Богу! И всё успеем, если будем отдавать Богу, и мирная неделя пройдёт с Божиим благословением, и вся суета наша решится, и магазины и базары от нас никуда не денутся. С Богом мы будем. Как наши деды-прадеды чтили день Господень Воскресный. Ударил вечером колокол в церкви ко Всенощной, распрягает волов своих, умылся и почапал скорей куда? – в церковь Богу молиться. И жали вручную, и пахали, и сеяли, и прибирали, и управлялись, и детей по десятку по три плодили. И всё было хорошо и ладно, и семьи благочестивые были, и жёны нормальные были, и мужья нормальные были, потому что жили с Богом. День Господень всегда чтили свято. И нас вразуми, Господи, чтоб не поглощала эта мамона бесконечно нас, эта суета бесконечная, это болото, которое засасывает нас. Пришёл день Господень – в понедельник всё сделаем. Всё! Почтил, помолился, управился, всё будет нормально. Суета убежит куда от нас? Подождёт до понедельника, будете уже с новыми силами духовными и физическими в понедельник трудиться. И то, что вы собрались в воскресение делать, да оно и не получится, успеха не будет. А даст Бог, неделя начнётся, и всё ладно, мирно будет. Вот так. День Господень свято всегда чтим!

6 (19) августа ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

За 40 дней до того, как Он был предан позорной смерти за наши грехи, Господь открыл троим Своим ученикам славу Своего Божества. «И по прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мф. 17, 1-2). Это-то событие и имел в виду Господь, когда Он сказал: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти пока не увидят Сына человеческого грядущего в Царстве Своем» (Мф. 16, 28). Таким образом, вера учеников была укреплена и приготовлена к испытанию предстоящих страданий и смерти Спасителя; и они могли видеть в них не только человеческое страдание, а совершенно вольную страсть Сына Божия. Ученики также видели Моисея и Илию, беседующих с Господом, и тогда поняли, что Он Сам не Илия или один из пророков, а кто-то намного выше: Кто мог призвать закон и пророков быть Ему свидетелями, т.к. Он был исполнением обоих.

Проповедь схиархим. Зосимы на Преображение Господне (23.08.98 г.)

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую с великим годовым праздником Преображения Господня, славы Господней, Фаворского Света, который осиял Господа в ночной молитве на горе Фаворской! И нас Господь зовет: стремитесь к Свету. Чтобы мы уходили все от тьмы греховной, от своих страстей, от пороков уходили, и стремились ко Свету невечернему, Свету нетварному, Свету Фаворскому! Среди ночи Свет осиял Спасителя, этим самым Он показал, что и нас этот Свет должен осиять – Свет Христов просвещает всех!Гора Фавор – великая гора Палестины, на которой молился Господь в ночной молитве и на которой преобразился Он во Славе. Вчера вечером говорил я вам, что накануне Своих страданий Господь для укрепления веры апостолов явил Свою славу. Явились ему во время молитвы два пророка великих – Моисей-законодатель и Илия-ревнитель веры истинной, и второго пришествия Христова славный Предтеча. Явились они вместе, беседуя со Спасителем о Его последних днях, о том, что должно случиться в Иерусалиме, о страданиях, о смерти и о славном Его Воскресении.Торжество, радость – Христос, сияющий среди ночной тьмы, пророки, беседующие с Ним, облако, окутавшее их – апостолы в восторге и в ужасе смотрят на это чудное, неизъяснимое видение, только один восторг: «Хорошо нам здесь быть! Сотворим три кущи (палатки), чтобы жить в них всегда, в этой Славе Божьей». И вдруг голос громоподобный с Неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволю, Того послушайте».И вчера вечером говорил я Вам кратко об этом святом послушании Богу и Церкви. Что мы не являемся работниками какими-то в жизни, а святыми послушниками. Особенно в церкви Божией несем святое послушание, начиная от Апостолов. Патриарх, Епископы, священники, дьякона, миряне, уборщицы, просфорницы, дворники – все мы несем святое послушание Богу и Матери Церкви. Трудимся ради Господа, ради спасения своих душ. «Того послушайте» – слушаем Бога, священноначалие слушаем, и исполняем их волю, как Волю Божию.Гора Фавор – особенно благодатное место. Всегда она покрыта какой-то особенной благодатью Света неизъяснимого. И в сегодняшний день на Гору Фавор восходит и греческое духовенство, и русские наши паломники, и другие вероисповедования – идут все, чтобы воспеть славу Преображения, славу Фаворского Света – «Преобразился еси на горе, Христе Боже наш»!Как говорил уже я вам, какой волнующий тропарь, с детства он всем нам знаком, когда идут все Крестным ходом, и торжественно певчие поют: «Преобразился еси на горе, Христе Боже». Батюшка в белом облачении освящает яблоки, виноград, воду. Радость, торжество! Спас, по милости Божией, пришел. И эта радость торжества и в Иерусалиме граде, и на Афоне, там особенное сегодня великое торжество. Вершину Горы Афон венчает храм каменный Преображения Господня. Как туда монахи кирпичи и камни возили, это уже остается тайной, для ума непостижимой. Отвесные скалы вершины Горы Афон венчает каменный храм. Раз в году лишь только там совершается служба Божия на праздник Преображения. Со всех уголков, со всех монастырей, скитов спешат иноки по благословению старцев, чтобы там, в облаках, воспеть Славу Божию. Вершину горы Афон всегда покрывает облако, никогда не было такого момента, чтобы было ее видно, всегда сокрыта она, как в венчике. По лестничным веревкам, по отвесным скалам карабкаются туда юные послушники и умудренные сединами старцы, чтобы там помолиться в этот день. И какой духовный восторг, когда среди облаков на вершине горы Афон поют мужественным напевом «Преобразился еси на горе, Христе Боже наш». Очевидец один мне описывал свой необъяснимый восторг, действительно какая-то слава, все лики светлеют поющих и молящихся иноков, преображение происходит. Такая любовь, такая доброта появляется у всех, при жизни еще земной, от осияния славой Небесной святой горы Афон. Это великое торжество и в сегодняшний день совершается. И в сегодняшний день со всех уголков горы Афон собрались туда иноки, чтобы воспеть среди облаков, по подобию горы Фаворской, славу Преображения Господня. И молятся они, чтобы и их, и всю землю осияла слава Фаворского Света.На Руси также любили очень праздник Преображения, и в честь этого события созидали храмы Божии. Знаменитая Валаамская обитель, дивный остров Валаам, и главный собор монастырский освящен на горе в честь славы Господней, в честь праздника Преображения. Знаменитый Соловецкий монастырь Зосимы и Савватия – главный собор также освящен в честь Преображения Господня. И среди дикой природы, среди этих непогод, среди холода постоянного согреваются иноки, воспевая славу Преображения Господня. И в сегодняшний день, и Валаам, и Соловки, и другие наши обители, города и селения празднуют свой престольный день, воспевая славу Преображения Господня. У нас на Донбассе Святые Горы также увенчаны храмом Преображения Господня, Фаворской Славы. И когда сатанисты-большевики закрыли монастырь, первым долгом уничтожили они это храм. Голову срубили со Святых гор. Так и стоят Святые Горы до сего дня обезглавленные пока, но братья молятся и поют славу Фаворского Света, и Преображение Господне празднуют как Престольный день.

Из проповеди схиархимандрита Зосимы в Воскресный день 16 августа 1998 года

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую со святым праздничным сегодняшним Воскресным днем! Молились хорошо? (голоса в храме - Да!) О чем Евангелие сегодня читали? А ну-ка рассказывайте мне. (голоса неразборчиво) Подождите бабы. Сперва мужики-праведники. Попы все замолчали в алтаре, спали, позабывали. Так о чем Евангелие читалось сегодня? Вот это так мы слушаем. Так о чем же Евангелие сегодня читали? (- о бесноватом… исцелении) Да, да, да, да, об исцелении кого? Бес-но-ва-то-го. Это выяснили мы. Вот так мы молимся, в церкви стоим - на базаре побывали, пирожки попекли и борщ наварили, и называется, в церкви Богу молились. Да?! Вот это наша такая молитва, что читали, кто его знает, и не слышали и не понимаем. Так о ком, доктор, сегодня читали Евангелие? (доктор – Об исцелении бесноватого). Пра-а-авильно! Что там было, расскажи, а то Серега-кузнец забыл. (доктор – Он был бесноватым). Ну! А что ж он делал там? (доктор – Господь его исцелил, батюшка) .

По милости Божией и в сегодняшний святой Воскресный день Господь сподобил нас молиться вместе, единой духовной семьей! Нас, священников, Господь укрепил соборно, единой семьей, стоять у престола Божия и молиться обо всех вас. И вас Господь укрепил отложить всякое житейское попечение (как мы поем в Херувимской песни), и сподобил также молиться в сегодняшнее воскресение в нашем сельском храме Божием. За эту милость Божию, общей нашей молитвы в храме нашем святом, благодарим Господа. И даруй, Господи, чтобы мы, приходящие в храм, чувствовали себя здесь ни гостями, ни пришельцами, а единой духовной семьей, стремящейся к Богу, стремящейся ко спасению, стремящейся к наследию жизни вечной. Вот именно чего нам не хватает сейчас – единства. Мы все разобщенные и в жизни, и в храме, чужие какие-то, непонятные друг для друга. И нам очень тяжело бывает в жизни. И дома разобщенные, даже соседи, и те друг о друге не знают, кто как, что как. Заболеет человек, мы даже понятия не имеем, что с человеком происходит. Неделю уже покойный лежит, разложился, и никто соседей даже не знает о человеке. Вот это жуткая страшная отчужденность, разобщенность нас очень угнетает всех последнее время. Почему и стремимся мы к общему, к Храму Божьему, монастырям, обителям, чтобы вместе единой семьей себя чувствовать. Ни это жуткое одиночество, самость никому ненужная, а именно духовное единство, чтобы союзом любви, как мы поем в Великую Среду на Страстной, были связуемы мы, как некогда были связуемы Апостолы Святые. И дай, Господи, чтобы мы все чувствовали себя единой духовной семьей, монолитом, поддержкой друг другу! Как это нам необходимо, особенно в наше это время, во время нашего одиночества, уныния такого, угнетения нашего. Вразуми нас, Господи, быть единым стадом, чтобы Господь был для нас всех Единым Пастырем, во Славу Божью!

Патриарх Кирилл: Прошу всех хранить духовное единство

«Я обращаюсь отсюда ко всей Руси - к России, Украине и Беларуси, ко всем другим странам, где живет своей духовной, культурной традицией Святая Русь, – обратился Святейший Патриарх Кирилл в своем слове в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца.

«Я прошу всех хранить то духовное единство, основоположником которого был святой равноапостольный великий князь Владимир, то единство, которое оберегалось иерархами Церкви Русской, в том числе святителем Петром. Неслучайно святитель всю жизнь свою отдал для того, чтобы сохранить это единство. Он путешествовал по епархиям разоренной Руси, он примирял обезумевших феодальных князей, он пробуждал чувство любви к единому Отечеству, он старался всех примирить, чтобы Русь накопила силы и свергла иноземное иго».

«Его великий подвиг - это ответ всем тем, кто говорит, что нет ничего общего между Россией и Украиной, что история России начинается чуть ли не с XVII века, – подчеркнул Патриарх, – Это ответ всем тем, кто считает, что Церковь на Украине и в России - это две разные Церкви. Это одна единая Церковь Святой Руси, скрепленная подвигами святителя Петра, святителя Алексия, великих угодников Киево-Печерских, святого преподобного Сергия Радонежского. И верим, что это духовное единство сохранит всю историческую Русь от духовной пагубы, от соблазнов, от нового идолопоклонства, от преступления Божиих заповедей. Оно не даст нам за чечевичную похлебку продать наше духовное первородство. Мы молимся святителю Петру, чтобы он, предстоя Богу, приклонил Его милость к исторической Руси - к России, Украине и Беларуси».

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь, основателем которого был отец Зосима, известен далеко за пределами Донецкой области.

До 1959 года село Никольское, где расположен монастырь, состояло из двух деревень – Никольского и Васильевки, в каждой из которых были свои храмы: в Никольском – двуглавый храм в честь Николая Чудотворца (воздвигнут в 1911 г.), в Васильевке – храм с девятью куполами в честь Василия Великого (построен в 1912 г.). Последний был украшен уникальным фаянсовым иконостасом, стоимость которого по тем временам достигала четырех тысяч рублей золотом.

Никольская церковь до наших дней не сохранилась: после революции 1917 года она была почти полностью разрушена и долгое время использовалась как зернохранилище. В Васильевском храме, пережившем трудные времена в годы революции и гражданской войны, богослужения возобновились в 40-х годах. Вторую жизнь обе обители обрели с назначением настоятелем Васильевского прихода игумена Савватия, широко известного в народе как схимандрит Зосима.


Старожилы рассказывают, что возникновение в Никольском монастыря предрекла одна из монахинь крымского Параскевинского монастыря. Пророчество гласило, что монастырь в Никольском будет воздвигнут после прихода монаха.

Строительство развернулось в 1996 году, когда уже больной на тот момент отец Зосима решил построить в поселке два монастыря: мужской и женский. За короткое время были возведены несколько жилых корпусов, трапезный храм в честь Всех святых в земле Русской просиявших и богадельня на сто человек.

В 2001 году сестринской общине был придан статус Свято-Успенского Николаевского мо- настыря, а в 2002 году зарегистрирован Свято-Успен- ский Васильевский мужской монастырь. Монастыри стали местом паломничества тысяч сторонников православной веры. Сюда идут поклониться чудотворной иконе Матери Божией «Скоропослушница» и помолиться над усыпальницей отца Зосимы.

В обители по сей день продолжается строительство. В 2003 году были построены надвратная церковь с колокольней в честь Иверской иконы Божией Матери, часовни святителя Николая Чудотворца и святителя Василия Великого. Тогда же началось возведение Успенского собора – уменьшенной копии Успенского собора в Москве.

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь состоит из двух частей – Васильевского мужского и Николаевского женского монастырей, находящихся в одной ограде и расположенных в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского прихода в честь святителя Василия Великого. Первые упоминания о Свято-Васильевском приходе с. Васильевка (ныне с. Никольское) появляются в архивных записях с 1859 г. Здесь до 1912 г. стояла деревянная церковь. В 1912 г. на средства прихожан и благодетелей был построен теплый каменный храм и освящен в честь свт. Василия Великого. В 1934 г. храм был закрыт и сильно пострадал от безбожников, была снесена вся его верхняя часть, 9 куполов и колокольня, фаянсовый иконостас уникальной работы полностью разрушен. В 1954 году Васильевский храм был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался. В 1986 году на Свято-Васильевский приход был назначен настоятелем игумен Савватий (Сокур). Его трудами был отреставрирован храм, в 1988 построена крестилка с настоятельскими покоями и паломническая с трапезной. В 1990 г. игумен Савватий был возведен в сан архимандрита, а в 1992 пострижен в схиму с именем Зосима. Со временем количество людей, желавших послужить Богу на сем месте под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы увеличилось. В 1998 году был построен братский корпус, а в 1999 – сестринский. В 1997 г. обитель взяла в аренду у сельсовета «Дом временного проживания», расположенный на территории, прилегающей к храму, где усилиями братии и сестер устроена богадельня «Дом милосердия» на 50 человек по уходу за немощными и престарелыми. На данный момент действует новая богадельня, построенная в 2003 г. на 100 человек с храмом в честь прп. Сампсона Странноприимца. В 2001 г. сестринской общине дан статус монастыря, а в 2002 г. зарегистрирован мужской монастырь. Женской обителью управляет игуменья Анна (Морозова). Наместником мужского монастыря является схиархимандрит Алипий (Бондаренко). Священноархимандритом и настоятелем обители является митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. В обители введен общежительный устав. В монастыре совершаются ежедневные богослужения. В сестринском корпусе и в богадельне читается неусыпаемая Псалтирь. По воскресным дням и великим праздникам на богослужениях братский и сестринский хоры поют антифонно. В монастыре действует пекарня, библиотека, медицинская амбулатория для насельников, мастерские: столярная, резьбы по дереву, золотошвейная, швейная, иконописная, мастерская по изготовлению мебели. Насельники обители занимаются сельским хозяйством. Действует Воскресная школа для детей. Обитель принимает паломников. В цокольном этаже сестринского корпуса устроена паломническая на 200 мест, есть гостиничные кельи для священнослужителей.

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь - монастырь Украинской Православной Церкви. Основан в 1998 году схиархимандритом Зосимой (Сокуром) в селе Никольское Волновахского района Донецкой области . Монастырь объединяет в себе две обители - мужской Свято-Васильевский (зарегистрирован в 2002 году) и женский Свято-Николаевский (зарегистрирован в 2001 году) монастыри. Является самым большим из вновь основанных монастырей на Украине.

Никольская церковь до наших дней не сохранилась: после революции 1917 года она была почти полностью разрушена и долгое время использовалась как зернохранилище. В Васильевском храме, пережившем трудные времена в годы революции и гражданской войны, богослужения возобновились в 40-х годах. Вторую жизнь обе обители обрели с назначением настоятелем Васильевского прихода игумена Савватия, широко известного в народе как схимандрит Зосима.

Строительство развернулось в 1996 году, когда уже больной на тот момент отец Зосима решил построить в поселке два монастыря: мужской и женский. За короткое время были возведены несколько жилых корпусов, трапезный храм в честь Всех святых в земле Русской просиявших и богадельня на сто человек.Монастыри стали местом паломничества тысяч сторонников православной веры. Сюда идут поклониться чудотворной иконе Матери Божией «Скоропослушница» и помолиться над усыпальницей отца Зосимы.

В обители по сей день продолжается строительство. В 2003 году были построены надвратная церковь с колокольней в честь Иверской иконы Божией Матери, часовни святителя Николая Чудотворца и святителя Василия Великого.



Новое на сайте

>

Самое популярное