Домой Пульпит Преподобный амвросий оптинский. Кто такой Амвросий Оптинский: житие святого старца и его наставления

Преподобный амвросий оптинский. Кто такой Амвросий Оптинский: житие святого старца и его наставления

Честные мощи преподобного Амвросия, старца Оптинского были обретены летом 1998 года вместе с мощами преподобных старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия Старшего, Варсонофия, и Анатолия Младшего.

Преподобный Амвросий Оптинский


Получив благословение Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия, 7 июля 1998 года братия Оптиной пустыни приступила к работам по обретению святых мощей старцев, погребенных на монастырском некрополе. Пространство за алтарем Никольского придела Введенского храма было вскрыто, и обнаружились кирпичные склепы, в которых были погребены старцы. Для скорейшего завершения обретения мощей работы на монастырском некрополе велись днем и ночью практически без перерыва. Объем работ был очень велик. И одновременно необходима была максимальная внимательность, чтобы не допустить ошибки при обретении мощей старцев.

К 10 июля мощи всех старцев были обретены, и их положили в особые дубовые гробы, которые приготовили для перенесения их в раки, устроенные в восстановленном храме в честь Владимирской иконы Божией Матери. Ныне мощи преподобных Льва, Макария, Иосифа, Илариона, Анатолия Старшего, Варсонофия, и Анатолия Младшего пребывают в этом храме, а мощи преподобного Амвросия – в левом приделе Введенского собора Оптиной пустыни.


Отец Амвросий, Оптинский старец

Праведники живут вовеки; награда их в Господе и попечение о них у Вышнего.


Премудр. Солом. 5 гл 15 ст.

Народы будут рассказывать об их мудрости, а Церковь будет возвещать их хвалу.

Премудр. Иис, сына Сирах. 44 гл. 14 ст.

«Священной памяти двенадцатый год» и злополучный девяносто первый год девятнадцатого века принадлежат к числу самых тяжелых для России лет за все минувшее столетие. В оба эти года Всевышний Владыка мира в неисповедимых путях Своего Промысла подвергал нашу Родину особенным жизненным испытаниям... Двенадцатый год был ознаменован Отечественной войною России с Императором Франции Наполеоном (Бонапартом) и его полчищами, а в девяносто первом году Россия страдала от голода и холеры. С этими годами неразрывно связана судьба великого печальника Русской земли, Оптинского старца, отца Амвросия, вся жизнь которого представляет непрерывное испытание и непрестанный труд. В первый из этих двух годов отец Амвросий родился на Божий свет, а во второй из них мирно почил о Господе и отошел в вечность... С уверенностью можно полагать, что Всевышнему Владыке мира угодно было чрез продолжительную и тяжелую болезнь подвергнуть о. Амвросия жизненному испытанию и очистить Своего избранника, как золото в горниле (Захар. 13 гл. 9 ст.), чтобы он явился ревностным делателем на ниве Господней и достойно проходил свое великое служение (2. Тим. 2 гл. 21 ст.).

Вся продолжительная и самоотверженная жизнь отца Амвросия, отданная на служение родному народу, снискала ему всеобщую любовь. Его светлый образ должен вечно и свято храниться в благодарной памяти потомства. Черты его жизни и деятельности глубоко назидательны и могут служить спасительным маяком для многих в жизненной борьбе и тяжелых испытаниях их жизни... Столетняя годовщина со дня рождения приснопамятного отца Амвросия нравственно обязывает нас, благодарных учеников старца, привести на память его жизнь и воспользоваться её уроками в руководство себе и другим...

Отец Амвросий, в мире Александр Михайлович Гренков, родился 23 ноября 1812 года в селе Большой Липовице Тамбовской губернии и происходил из духовного звания (сословия). Он был сыном пономаря (псаломщика) и внуком священника названного села Тамбовского уезда. Мирское имя свое отец Амвросий получил в честь Святого Великого князя Александра Невского, блаженная кончина которого Святою Церковью празднуется в день его рождения, почему он и старался воплотить в своей жизни все нравственные черты своего небесного покровителя - ангела. Древний жизнеописатель Святого Великого князя Александра Невского говорит: «От юности он возлюбил Христа и отвращался мирского суемудрия, услаждался гласом церковных песнопений и душа его жаждала поучений святых отцов. Бдения всенощные и тайные к Богу были любимым его занятием. Кроток и тих был нрав его с детства»... Этими же чертами отличался в юности и А. М. Гренков.

Первые годы жизни отца Амвросия протекли в родной семье, под благотворным влиянием глубоко-религиозных и христиански настроенных его отца, матери, деда и других родственников. Школьное образование он получил в Тамбовском духовном училище и в Тамбовской духовной семинарии. Из свидетельства об окончании училищного курса А. М Гренкова, от 18 июля 1830 года, видно, что «он обучался в училище чтению, чистописанию, Российской грамматике, латинскому и греческому языкам, пространному катихизису и священной истории - отлично, географии, арифметике, славянской грамматике, церковному уставу и нотному пению - препохвально, при способностях весьма хороших, прилежании неутомимом и поведении примерном«. Курс наук в Духовной Семинарии он окончил в 1836 году с званием студента.

Во время обучения в Тамбове А. М. Гренков жил на частной квартире вместе с своими братьями Николаем и Петром Михайловичами Гренковыми (у родителей Ал. Мих. были четыре сына и четыре дочери). Бывший ученик отца Амвросия по Липецкому духовному училищу, живший во время своего семинарского образования на той же квартире (В Пантюшинской или Приютской улице, в доме вдовы Феодосии Ефимовны Феодоровой, в котором обычно жили двенадцать учеников в двух комнатах) вместе с другими учениками, сообщает, что «хозяйка квартиры всегда вспоминала Гренковых, «три брата, все студенты, - говорила она, - набожны, уважительны, смиренны» и ставила их нам в пример (Сообщение заштатного священника Павла Марк. Преображенского, от 9 октября 1912 года).

По окончании курса в Духовной Семинарии А. М. Гренков около года состоял домашним учителем в одной помещичьей семье, а 6 марта 1838 года Епархиальным Начальством он определен был, согласно его прошению, на должность учителя в Липецком духовном училище (в первом классе). Он состоял последовательно учителем первого, второго и низшего классов этого училища и преподавал чтение, чистописание, Закон Божий (молитвы, священную историю и пространный катихизис), русский и греческий языки, арифметику и церковное (нотное) пение. В первом классе у него обучались 26 учеников, во втором классе - 39 учеников и в низшем классе сто четырнадцать (114) учеников. «Пред приходом Александра Михайловича на урок, - передает тот же ученик, обучавшийся у него в первом и втором классах училища, - в классе водворялась чрезвычайная тишина в ожидании уважаемого учителя, а когда он являлся в классе, ученики все отдавались слуху и зрению... Преподавал ли он Закон Божий, арифметику, русский язык, все умел он повысить, осветить и тем воодушевить детей. Строгий к себе, он был строг и требователен и к нам... Шуток он себе никаких не позволял, смеющимся, улыбающимся мы его не видали... Жалели, что не простились с ним; всегда с наслаждением и благоговением вспоминали его». К сожалению, не долго учительствовал Александр Михайлович в г. Липецке, всего только полтора года (до 7 октября 1839 г.). «Судьбы человеческие все в руках Божиих», говорил неоднократно сам старец Амвросий и наглядно доказал это своею жизнью. Очевидно, в путях Божественного Промысла А. М. Гренкову суждена была не мирская жизнь и не военная служба, о которой в юности он лелеял мысль, как сам признавался, а суровая, аскетическая жизнь подвижника Он покорился воле Всевышнего Мироправителя, отказался от мира по обету, данному им во время тяжкой болезни, и в иночестве с честью прошел свой жизненный путь. Не будучи мирянином, он жил для мира и показал собою пример высших христианских добродетелей, возможных для особенных избранников Божиих...

7 октября 1839 года, в субботу, после классных уроков в духовном училище, А. М. Гренков оставил Липецк и, согласно указанию Троекуровского старца Илариона, направился в Оптину Пустынь Калужской губернии (в 70 верстах от Калуги и в 3 верстах от Козельска), где и начал свое монашеское поприще, под руководством старца Макария (Иванова). Молодой, двадцатишестилетний инок-подвижник, Александр Михайлович не тяготился лишениями и трудами, встреченными им в Пустыни. Он ревностно и с любовию исполнял все, возлагаемые на него, обязанности в монастыре келейника и чтеца старцев Льва и Макария, помощника повара и главного повара в хлебне и кухне. Рабочий день отца Амвросия в монастыре обычно начинался в 4 или 5 часов утра и оканчивался в 11 или 12 часов ночи. Вся трудовая жизнь его в Оптиной Пустыни продолжалась пятьдесят два года...

29 ноября 1842 года Александр Михайлович Гренков был пострижен в мантию и наречен Амвросием, во имя святого Амвросия, епископа Медиоланского, знаменитого отца Христовой Церкви IV века (340 г. - 397 г.,), отличавшегося кротостью, снисходительностью, твердостью характера и усердною заботливостью о благе Святой Церкви. Своего духовного покровителя старец Амвросий глубоко чтил во всю жизнь и подражал. ему в его добродетелях.

2 февраля 1843 года отец Амвросий был рукоположен в иеродиакона, а 9 декабря 1845 года он посвящен в иеромонаха Калужским Преосвященным Николаем (Соколовым), лично знавшим его, как своего ученика по Тамбовской духовной семинарии, в которой он состоял пять лет ректором (1826 г. - 1831 г.).

Тот же Преосвященный Николай в августе 1846 года поручил о. Амвросию помогать старцу Макарию в его духовничестве...

Быстрое возвышение отца Амвросия по степеням иноческого священнослужения и его усовершенствование в аскетических подвигах и в развитии духовной жизни далеко не соответствовали физическому здоровью подвижника. Он жестоко и терпеливо страдал в это время от крайнего изнеможения, вследствие изнурительной лихорадки и расстройства пищеварения, от расслабления нервов, болей в груди, кашля, бессонницы и других болезней... После медицинского освидетельствования в своей тяжкой болезни, отец Амвросий, по его прошению, 29 марта 1848 года был освобождень от всяких обязанностей, исключен из штата братии Оптиной Пустыни и оставлен в ней только на монастырском призрении и содержании...

К истинному счастью для России, тяжелая болезнь отца Амвросия не имела смертного исхода и Господь сохранил жизнь его еще на многие годы.

После кончины старца Макария 7 сентября 1860 года, о. Амвросий сделался его преемником по старчеству. Старчество состоит в искреннем духовном отношении духовных детей к своему духовному отцу, или старцу. В монастыре старец не несет официально-начальнических обязанностей, но на деле он управляет братиею и вообще монастырскою жизнью. К старцу, как вдохновенному руководителю, обращаются все верующие - иноки и миряне обоего пола - в трудных обстоятельствах жизни, в скорбях, тяжелых положениях, когда не знают, что делать, и просят по вере указания...

Отец Амвросий, как старец, отличался особенною опытностью, безграничною широтою взгляда, кротостью и детским незлобием. Молва о его мудрости духовной росла и к нему стекался народ со всей России, а за народом пошли к нему великие и знатные мира.... У него были Великий князь Константин Константинович, Обер-Прокуроры Святейшего Синода, граф Александр Петрович Толстой и Владимир Карлович Саблер, митрополит Московский Иоанникий (Руднев) и епархиальные Калужские епископы. К нему приезжали Абиссинская царевна, графиня Протасова, сенатор Соломон, греки, датчане, черкесы и другие инородцы России. Посещали старца знаменитые русские писатели и ученые Лев Николаевич Толстой, Владимир Сергеевич Соловьев, Феодор Михайлович Достоевский. Константин Николаевич Леонтьев, Михаил Петрович Погодин и много других.

И всякий, приходивший к старцу, выносил от него сильное, неизгладимое впечатление. В нем было что-то, действовавшее неотразимо...

Аскетические подвиги и труды о. Амвросия подорвали его здоровье, но до последних минут жизни он никому не отказывал в совете... Десятки писем ежедневно приходили к о. Амвросию от тех, кто жаждал получить, хотя бы заочно, его совета и наставления... Переписка о. Амвросия с его духовной паствой была громадна и обширна... Только часть его писем издана Оптиною Пустынью в трех книгах большого формата, содержащих в себе более шестисот страниц... На каждый наболевший, страстный, запутанный вопрос старец давал поразительно простой, ясный, здоровый и практический совет, освещенный светом истинного Православия. Его глубокое знание человеческой природы, проницательная наблюдательность и житейская опытность были необыкновенны.

Не редко старец обнаруживал дар прозорливости и исцелений. Многочисленные случаи подтверждают это. Дар прозорливости о. Амвросия проявился, например, в его предсказаниях будущей судьбы многим лицам, в предсказании близости своей кончины и будущего развития основанной им Шамординской женской общины, а также и во многих других случаях.

Венцом всех добродетелей о. Амвросия является высокая христианская любовь, - та любовь, которая душу свою полагает за ближних своих и без которой все остальные добродетели, как медь звенящая и кимвал звучащий (1 Коринф..13 гл. 1 ст.). Все свои дарования от Господа старец Амвросий посвятил на служение нуждающимся и обремененным и на облегчение тяжелой жизни несчастных, особенно же вдов и сирот... Он отрекся от личного благополучия и явил собою пример самоотверженного, любвеобильного, бескорыстного и мирного служения на пользу Русского народа.

Изведав горьким опытом всю тяжесть материальных лишений и бедности в своем детстве и в последующей жизни и пережив глубокую скорбь от нравственной неудовлетворенности, вследствие холодности и равнодушия окружающих его лиц, старец Амвросий отличался необычайною отзывчивостью ко всякому человеческому горю и нуждам. Благотворительность старца не имела границ и не знала пределов. Все многочисленные пожертвования, поступавшие к старцу, он употреблял исключительно на дела благотворения. Для облегчения людских страданий он принимал деятельное участие в создании многих благотворительных учреждений. В г. Козельске благодетель-старец нанимал особый дом для призрения лиц женского пола, не имевших полного рассудка. Его попечением устроена женская община в Кромском уезде Орловской губернии (в 50 верстах от г. Орла и в 12 верстах от г. Кром), Много забот он употребил на устройство и обеспечение Ахтырской женской общины в Камышинском уезде Саратовской губернии. По его благословению и указаниям устроялась Николо-Тихвинская женская община в Бирюченском уезде Воронежской губернии. Больше же всего старец Амвросий потрудился над созданием и благоустроением Казанской женской общины в Шамордине Перемышльского уезда Калужской губернии (в 12 верстах от Оптиной Пустыни и в 25 верстах от г. Перемышля), где он провел свои последние дни и где мирно скончался... В этой общине старец устроил, при содействии благотворителей, кроме помещений для сестер-монахинь, больницу, богадельню для убогих, калек и слепых и приют для девочек-сирот. Все постройки в общине производились по его планам и указаниям. Строй обители, её порядки - все установил сам о. Амвросий. Эта обитель была любимым детищем старца. Ей он пророчески предсказал процветание в будущем... Это предсказание в совершенстве сбылось с поразительною быстротою и точностью.. Шамординская община, открытая при нескольких десятках сестер-монахинь 1 октября 1884 года, в последнее время представляет собою уже один из многолюднейших женских монастырей в России (в нем, по сообщению настоятельницы его, игумении Валентины, от 12 августа 1912 года, монашествовали семьсот восемнадцать сестер) и является одним из лучших культурно-просветительных и благотворительных учреждений. В этом монастыре, владеющем 1398 десятинами 1200 квадр, саженями земли, успешно ведется сельское хозяйство. Кроме того, в монастыре устроены мастерские: живописная, чеканная, золочения по дереву, металлических изделий, золотошвейная, коверная, переплетная, башмачная, швейная, фотография и типография. Все эти мастерские заведены для получения доходов на содержание монастыря. Успехи сестер в различных отраслях искусства, как нельзя более, утешают их. Отличаясь благоустройством во внешней и внутренней жизни, монастырь оказывает благотворное влияние в нравственно-воспитательном и экономическом отношениях на сестер обители и на окрестное население. В память о своем основателе монастырь получил название «Казанской Амвросиевской женской Пустыни»...

Подобно Шамординской общине развились и благоустроились Кромская, Ахтырская и Николо-Тихвинская общины, над которыми трудился старец Амвросий, и все они обращены в монастыри. Все эти монастыри хорошо обеспечены в материальном отношении, имеют значительное число сестер (в них всего около пятисот сестер) и благотворно влияют на окрестное население. При всех четырех монастырях о. Амвросия имеются церковно-приходские школы, в которых обучаются около двухсот девочек, и при двух из них устроены общежития для учащихся, бесплатные для бедных. Много труда положил и много сделал добра о. Амвросий для назидания и материального обеспечения сестер Троекуровского и Сезеновского монастырей Лебедянского уезда, родной ему, Тамбовской губернии, а также и сестрам Козельщанской обители Полтавской епархии и Белевского монастыря Тульской епархии.

После краткого воспоминания о благотворительной и просветительной деятельности о. Амвросия приведем несколько советов и наставлений его. Наставления эти крайне просты, отрывочны и иногда шутливы, но всегда глубоко назидательны и поучительны... На вопрос: как жить? - Старец говаривал: «Нужно жить не лицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно». Относительно терпения старец говаривал: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я». - «Если будешь принимать людей Бога ради», - поучал старец, - «то, поверь, все к тебе будут хороши». - О лености и унынии он говорил: «Скука - унынию внука, а лени - дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». - На заявления окружающих старца лиц, что ему не дают покоя, он отвечал; «Для нас тогда настанет покой, когда запоют над нами: «со святыми упокой!».

Самоотверженная любовь о. Амвросия ко всем людям и искренняя преданность его служению на благо человечества, естественно, сопровождались тою любовию и благоговейным почтением, какими он окружен был при жизни и какие выразились после его смерти.

Старец Амвросий скончался 10 октября 1891 года, на семьдесять девятом году своей многотрудной и многополезной жизни. Кончина его была истинно христианскою. В вечную жизнь он был напутствован причащением Святых Таин Христовых и чтением канона Божией Матери на исход души.

Отпевание старца Амвросия совершено было 28 священниками, с Калужским Преосвященным Виталием во главе. На заупокойной литургии и при погребении о. Амвросия были произнесены одно прекрасное и глубоко-назидательное слово и три глубоко-прочувствованные речи, в которых проповедники - ораторы (Преосвященный Виталий, иеромонах Григорий и иеромонах Трифон нарисовали светлый духовный образ почившего старца и указали его значение для Русского народа... У гроба о. Амвросия собралась восьмитысячная толпа его почитателей и с плачем провожала прах его на расстоянии двенадцати верст, от Шамордина в Оптину Пустынь, не смотря на сырую, ветреную и холодную погоду. Она возносила горячие молитвы об усопшем старце и проливала непрерывные сыновние слезы, выражая самую искреннюю и чистую любовь свою к отцу - благодетелю. Вся православная Русь заговорила о великом подвижнике - старце и запечалилась о кончине его...

Над могилою отца Амвросия Оптина Пустынь устроила часовню с белым мраморным надгробным памятником, как дар и знак всеобщей любви и глубокого почтения к почившему старцу. На памятнике сделана глубоко поучительная надпись на славянском языке, характеризующая личность старца Амвросия и значение его жизни: «Бых немощным яко немощен, да немощныя приобрящу: всем бых вся, да всяко некия спасу» или - в переводе на русский язык - «Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Коринф. 9 гл. 22 ст.). По стенам часовни висят святые иконы Воскресения Христова, Казанской Божией Матери и Св. Амвросия, епископа Медиоланского. Перед иконами теплятся неугасимые лампады... На могиле старца Амвросия, охотно посещаемой многочисленными его почитателями, служатся панихиды об упокоении праведной души его...

Сердечная и чистая любовь, глубокое почтение и искренняя благодарность всех сирых, убогих и несчастных людей, облагодетельствованных старцем Амвросием, а также и всего Русского народа, служат для него лучшим, нетленным памятником на вечные времена...

С полною уверенностью и справедливостью об отце Амвросии можно сказать словами знаменитого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина из его стихотворения «Памятник»:

«Он памятник себе воздвиг нерукотворный;.

К нему не зарастет народная тропа!»...

Пусть же духовный образ чудного старца, отца Амвросия, всегда неизгладимо живет в памяти Русского народа, неизменно привлекает к себе своим ь христианским светом и благотворно светит на его земную жизнь!..

Мир праху великого подвижника и незабвенного учителя веры и нравственности Русского народа! Вечная память достохвальному старцу, другу человечества, о. Амвросию, вечная ему память!..

О , великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


По изданию: ОТЕЦ АМВРОСИЙ, Оптинский старец. (1812-1912). - Тамбов, электрическая типография П.С. Москалева, 1912. Книга была издана к столетию со дня рождения преподобного Амвросия.


10 Июля 2018

Дни памяти:
10 июля — обретение мощей святого Амвросия Оптинского.
10 августа — Собор Тамбовских святых (утвержден по благословению святейшего патриарха Пимена в 1988 г.). Преподобный Амвросий утвержден в Соборе Тамбовских святых, как тамбовский уроженец.
23 сентября — Собор Липецких святых (утвержден в 2010 году для прославления святых, в земле Липецкой просиявших). Преподобный Амвросий некоторое время жил и трудился в Липецке
23 октября – день памяти преподобного Амвросия Оптинского.
24 октября — Собор преподобных Оптинских старцев

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ АМВРОСИЮ ОПТИНСКОМУ

Преподобному Амвросию Оптинскому можно молиться в самых разных случаях- в болезнях, для помощи в любых житейских нуждах, он поможет утешить в скорбях, укрепить в православной вере. Существует очень много свидетельств помощи преподобного старца в болезнях, в налаживании отношений в семье, в работе, в защите от опасности и многих, совершенно необычных случаях.

Случай, который произошел со мной… Первый раз мы приехали в Оптину Пустынь на машине на один день. Находясь в одном из храмов, моя супруга услышала разговор двух женщин, одной из которых нужно было в тот день попасть в Москву (расстояние 250 км) и предложила ей поехать с нами. По дороге, в разговоре, выяснилось, что эта женщина просила преподобного Амвросия помочь ей добраться до Москвы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Дед его был священником, отец, Михаил Фёдорович, – пономарем. Перед рождением ребёнка к деду – священнику съехалось множество гостей и родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского, и она в этой суматохе забыла число, когда он родился. Позднее, Александр Гренков, став уже старцем, шутил: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу».

В 12 лет Александр поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил первым из 148 человек. Затем учился в Тамбовской семинарии, но не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Какое-то время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а потом преподавал в Липецком духовном училище. Товарищи и сослуживцы любили доброго и остроумного Александра Михайловича, у него был живой и веселый характер. В последнем классе семинарии он перенес опасную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

Болезнь отступила, но Александр все откладывал исполнение своего обета, хотя укоры совести, со временем, становились все острее. Однажды, гуляя в лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога…»

Дома, он горячо молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Честно говоря, преподобный Амвросий не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям:

«Вы должны слушаться меня с первого слова. Я – человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу».

Александр Михайлович решился просить совета у проживавшего в той местности известного подвижника Илариона. «Иди в Оптину, – сказал ему старец, – и будешь опытен».

Оптина Пустынь

Гренков послушался и осенью 1839 года он приехал в Оптину Пустынь, где его принял старец Лев. Через некоторое время он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и позднее – во иеромонаха. Это заняло пять лет его аскетической жизни и тяжелых физических трудов.
Известно, что Александр работал в пекарне, пек хлеб, помогал повару. Видимо, эти послушания нужны были для образованного, знающего пять языков послушника, чтобы воспитать в себе смирение, терпение и умение обуздывать свою волю.
Какое-то время он был келейником и чтецом старца Льва, который любил молодого послушника Сашу. Так ласково называл его старец, но на людях делал вид строгого к нему отношения, воспитывая смирение Александра. При этом говорил про молодого послушника: «Великий будет человек».

После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария. Скоро, после своего рукоположения, он заболел тяжелой и продолжительной болезнью, которая до конца дней подорвала здоровье отца Амвросия. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях. Но, несмотря на свое физическое состояние, отец Амвросий остался по-прежнему в полном послушании у старца Макария.
Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками, был одним из его ближайших помощников.

Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него, несомненно, огромное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, возможно, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу.
Исходя из такого опыта, позже, о. Амвросий говорил:

«Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!»

Отец Амвросий и после кончины старца Макария продолжал заниматься издательской деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги.
Но не одно издательство было целью жизни о. Амвросия. Еще при жизни старца Макария, с его благословения, некоторые из братии приходили к о. Амвросию для откровения помыслов. Так старец Макарий постепенно готовил себе достойного преемника, шутя по этому поводу:

«Посмот­рите-ка, посмотрите! Амвросий-то у меня хлеб отнимает».

После преставления старца Макария, отец Амвросий постепенно занял его место. Он обладал живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость.
Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим:

  • Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем.
  • Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного.
  • Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь - сам лопнешь.
  • Отчего человек бывает плох? - Оттого, что забывает, что над ним Бог.
  • Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет.
  • Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится, — это и есть жить проще.
  • Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение.
  • Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви.

Как-то ему сказали: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».

Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.

С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами ни приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал:
«Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник – Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию, и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился как второй старец Амвросий.

Толстой после беседы с о. Амвросием радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога ».

Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев – благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли ».

Старец Амвросий часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и, когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и мудрые советы, ему очень нравилось что-то создавать.

Келия старца Амвросия

День старца в Оптинском скиту начинался часа в четыре-пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению.
С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один.
Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келию старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью, а вокруг старца было яркое сияние.

В течение более тридцати лет, ежедневно, старец Амвросий совершал свой подвиг. Невзирая на болезнь, он с утра до вечера принимал посетителей, утешая их и давая советы. Что касается исцелений, то им не было числа и эти исцеления старец старался прикрывать. Иногда он, как бы в шутку, стукнет рукой по голове, и болезнь проходит. Случилось, чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль.
Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит».

В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где, кроме монахинь, имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. В отличие от других монастырей того времени, в Казанскую Шамординскую пустынь принимали больше неимущих и больных женщин. Там не спрашивали, способен ли человек принести пользу и доставить выгоду монастырю а просто всех принимали, упокоевали. К 90-м годам XIX века число инокинь в ней достигло 500 человек.

Шамордино

Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.

Последнее лето 1891 года своей земной жизни старец Амвросий провел в Шамординской обители, где он руководил работами, да и новая настоятельница нуждалась в его указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но в связи с ухудшением здоровья и наступавшей слабости, следствием его хронической болезни, его отъезд неоднократно откладывался. Так и наступила осень.
Сам преосвященный уже собрался приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот – едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил:

«Нет, вероятно, такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах – я хочу сам совершить отпевание старца».

Было решено перевезти его в Оптину пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители – старцы Лев и Макарий.
Вскоре от тела покойного стал ощущаться тяжелый мертвенный запах, но об этом он еще при жизни говорил своему келейнику о. Иосифу. На вопрос, почему так, смиренный старец сказал:

«Это мне за то, что в жизни я принял слишком много незаслуженной чести».

Но удивительно, чем дольше стояло в церкви тело почившего, тем меньше ощущался мертвенный запах. И это несмотря на то, что в церкви была жарко от множества людей, которые несколько суток приходили ко гробу для прощания. В последний день отпевания старца от тела его уже стал ощущаться приятный запах, как бы от свежего меда.

Погребли старца 15 октября, в тот день, старец Амвросий установил праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери « », перед которой он сам много раз возносил свои горячие молитвы.

На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла:

«Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1Кор.9:22).

Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.

Мироточивая икона над ракой святого старца Амвросия

ВЕЛИЧАНИЕ

Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче Амвро́сие, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче а́нгелов.

ВИДЕО

Преподобный Амвросий и старцы Оптинские молите Бога о нас.

«Батюшка Амвросий вернулся»
Екатерина, Москва

Батюшка Амвросий помог мне этим летом, но я, по глупости и гордости, эту помощь не приняла (не поняла, что от него, не ожидала, что так сразу, да и мозгов нет, надо признаться) и до сих пор в этом раскаиваюсь.

На тот момент я только-только потеряла работу, причем, уволили меня очень некрасиво и нечестно, после того как я уже прошла испытательный срок и буквально накануне шла речь о прибавлении мне зарплаты. К радости, у меня было благословение духовника пойти в определенное место и туда устроиться, а я все тянула — считала себя «интеллектуально неготовой».

А тут начались один за другим июльские церковные праздники, в т.ч. и день памяти старца Амвросия Оптинского. Я была на службе и попросила его помочь мне с работой, учитывая, что у меня благословение, выполнить которое я не готова.

И вдруг вечером в электронной почте вижу письмо от своего научного руководителя, потом пропущенные от него вызовы в телефоне, он весь с ног сбился — меня искал. Хотя обычно он мне не звонит и не пишет — это я к нему обращаюсь. Оказалось, что в фирму, где работает его друг, срочно понадобился журналист-редактор сайта. Я скептически изучила вакансию — мне показалось, что денег предлагали очень мало, а требовали ой как много. Да еще испытательный срок два месяца при всем многообразии задач и требований, которые стояли перед потенциальным сотрудником. Кроме того, кое-чего я и не знала.

Я поморщила нос и сказала, что это какой-то «лохотрон». Хотя потом уже поняла: надо было хвататься за эту работу, чтобы хотя бы два испытательных месяца, чем бы они не закончились, перекантоваться. Научный руководитель посмеялся: «Ну, как знаете. Только вопрос, видимо, в том, что вы боитесь, что не справитесь». А я в самом деле боялась, что меня снова выгонят с работы после испытательного срока. Я боялась не выдержать еще одного подобного издевательства.

И только-только я отказалась (а время было уже позднее), как вдруг вспомнила, что утром была на службе и молилась перед иконой батюшки Амвросия, целовала мощевичок и просила его во время службы, рассказывала о своих проблемах. И что же? На следующий день икона батюшки Амвросия из нашего храма куда-то исчезла! Возможно, ее увезли на реставрацию или, может быть, временно перевезли в другой храм...

Все эти месяцы (а работу после этого я очень долго не могла найти — целых четыре месяца, и благословение тоже прошляпила, протянув), сколько бы ни просила, ни молилась, по монастырям ни ездила, сколько бы праздничных служб ни отстояла — ничего не получалось! И все эти месяцы я понимала, что та работа, не откажись я от нее, могла бы меня продержать на плаву пару месяцев, и я бы не потеряла столько денег и не влезла бы в долги и прочие трудные обстоятельства.

Все эти месяцы я, когда приходила в наш храм, обязательно прикладывалась к мощевичку с частичкой мощей батюшки Амвросия (у нас есть большой мощевик со множеством маленьких мощевичков разных святых, в том числе, Оптинских старцев), просила у него прощения и с тоской смотрела в угол, где раньше находилась его икона. Конечно, еще несколько месяцев назад знал, что со мной будет в ближайшее время, и как я себя поведу. Он помог мне, и надо было принять тот урок-испытание, если он таковым бы оказался!

В итоге, только недавно я нашла работу. Вернее, Господь мне ее послал совершенно неожиданно. Причем так получилось, что о работе я условилась с работодателем в пятницу, а в ближайшее воскресенье, как обычно, пришла на воскресную службу и вдруг, к концу службы, вижу: алтарник несет икону преподобного Амвросия и ставит ее на пустовавшую все это время деревянную тумбу-подставку (не знаю, как она правильно называется).

Я смотрю: батюшка Амвросий вернулся! Я к нему кинулась со всех ног просить прощения. Надо сказать, что за эти месяцы, что отсутствовала его икона, я как-то особенно с батюшкой сблизилась своим чувством вины, переживаниями... Он стал очень близким мне святым, и эта икона, которую я так долго ждала, стала мне очень родной. И у меня нет никаких сомнений в его скорой-скорой-скорой помощи! Батюшка Амвросий, моли Бога о нас!

«Я нашел путь в жизни и супругу — верного друга»
Алексей Гришкин

Молитвенной помощью батюшки Амвросия и всех я нашел свой путь в жизни и супругу — верного друга.

Казалось бы, что тут такого? Просто тот период в жизни кроме как словом «пустота» не назовешь. Как в старой песне: «И одиночество дороже пустоты, когда живешь и думаешь о смерти»... в относительно молодом возрасте. Все ровесники жили веселой жизнью, встречались, расставались, пили, гуляли «не заморачиваясь».

Не знаю, что стало началом моего воцерковления, сейчас сложно вспомнить. И, как на войне, вся сила преисподней ополчается на слабого начавшего спасаться человека, пуская в ход все средства, испытанные военным опытом и усовершенствованные со времени первого грехопадения праотцев.

В какой-то период жизни у меня неотступно стало возникать убеждение избрать для спасения монашеский путь. Побывав пару месяцев в одном монастыре, я понял, что там я еще быстрее погибну. Просто состояние современного монашества, за малым исключением, известно всем. Пришлось вернуться в мир. Но, оказалось, это был тупик.

Случайно (ли?), открыв книгу с житием , я наткнулся на слова, сказанные ему Троекуровским затворником Иларионом: «Иди в Оптину, ты там нужен». Для меня вдруг стало ясно, куда надо идти, чтобы понять, как жить. В Оптиной я увидел то самое исключение, то самое малое стадо, которое идет ко спасению и других воспламеняет идти.

Сначала воспламенился и я, но монашество далеко не для всех. Опять сомнения. Батюшка Илий разрешил их, благословив пожить в монастыре год. Просто пожить, ни о чем не думая, один год. Всего-то... Это был самый тяжелый год в моей жизни. Когда остаешься один на один с собой — это страшно. Не знаешь, кто победит. Каждый день я ходил к раке преподобного Амвросия и других старцев и просил, умолял, плакал. На самом деле, это тяжело.

Господь по молитвам старцев вразумил, какой путь избрать: в Оптину пришла девушка, которую сейчас я называю своей женой и матерью двух своих прекрасных дочек.

В завершение хотелось сказать, что Господь ближе, чем нам кажется, и всегда через людей и обстоятельства ведет нас по жизни молитвами преподобного и богоносного отца нашего Амвросия, старца Оптинского, и всех святых. Естественно, для тех, кто идет за Христом.

«Избавление пришло через три дня»
Валентина К., Серов

Отчаявшись избавиться от мучившего меня три года человека, я смогла это сделать только после того, как прочитала молитву преподобного Амвросия Оптинского, которую однажды нашла в его переписке с духовными чадами. Избавление пришло через три дня. Мы ходили все эти дни как по кругу и даже ни разу не столкнулись. Только молитва великого старца спасла меня от погибели.

Его же молитвами через три года я со слезами благодарности стояла у святых мощей. И сейчас, поднимаясь на клирос, прошу его благословения. Думаю, не без помощи преподобного сподобилась несколько лет трудиться в просфорне и трапезной.

Молитвами святого преподобного Амвросия Оптинского да спасет всех нас Господь!

«У знакомой была полностью разворочена печка»
Наталья В.

Об этом маленьком чуде я узнала пару часов назад. Не знаю, один ли батюшка Амвросий помог — скорее, помощь пришла от всех .

Позавчера я была у знакомой, которая собирается переезжать в дом, где полностью разворочена печка. У знакомой очень туго с финансами. Мы везде развесили объявления с просьбой о помощи, не особо на это надеясь. Уходя от нее, я зашла в церквушку в тех краях и увидела там небольшую иконочку с частичками мощей Оптинских старцев. Каких именно — я и не читала. Я попросила старцев помочь ей.

Сейчас звоню и узнаю, что на следующий же день — то есть вчера — ей позвонила женщина и предложила помощь. Она сказала: «Измерьте печку — я вам куплю все, что к ней нужно». Бедная до сих пор не может поверить в такое счастье.

Дай Бог, чтобы все получилось у бедной женщины. Моли Господа о нас, и все старцы Оптинские!

«Я много курила»
Екатерина Н.

В начале своего воцерковления я оказалась в Оптиной. До приезда в монастырь у меня была сильная никотиновая зависимость.

В монастыре причастилась и не курила весь день — очень большой для меня тогда срок. Молилась преподобному Амвросию, чтобы помог бросить курить. Через пару недель бросила совсем. Не курю уже 2 года. Считаю, что помогли молитвы преподобного.

«Мой супруг много лет курил»
Елена С.

У меня вот такая история. Мой супруг много лет курил. Это, к сожалению, традиция его семьи. Бросать не собирался, потому что полагал, что не сможет. Когда я старалась говорить с ним на эту тему, он раздражался. Тогда я попросила нашего сына-подростка, чтобы он молился преподобному Амвросию за отца об избавлении от пагубной страсти.

Через некоторое время мой супруг заболел раком кожи, а после операции сам решил бросить курить. Избавился он от страсти курения только по молитвам святого. Слава Богу за всё!

Амвросий (Гренков Александр Михайлович, 23.11.1812, с. Б. Липовица Тамбовского у. Тамбовской губ.- 10.10.1891, дер. Шамордино Перемышльского у. Калужской губ.), прп. (пам. 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, 27 июня и в Соборе Тамбовских святых) Оптинский. Род. в семье пономаря М. Ф. Гренкова. Семья, в к-рой было 8 детей, жила в доме деда, местного благочинного свящ. Феодора, служившего в Троицком храме с. Б. Липовица. Детей воспитывали в строго правосл. духе, дома Александр обучился чтению по церковнослав. букварю, Часослову и Псалтири, в храме читал и пел на клиросе. В 1824 г. А. Гренков поступил в Тамбовское ДУ на полуказенное содержание, в июле 1830 г.

как один из лучших выпускников направлен в Тамбовскую ДС. Во время учебы в семинарии тяжело заболел и дал обет Богу принять постриг, однако после выздоровления исполнять обет не спешил, поскольку имел живой и общительный характер. В июле 1836 г., успешно закончив ДС, поступил домашним учителем к богатому помещику, с 7 марта 1838 г. учитель греч. языка в Липецком ДУ, где оставил о себе память как о внимательном воспитателе.

Мысль о неисполненном обете не оставляла А. Гренкова, летом 1839 г. по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру он вместе со своим другом П. С. Покровским (впосл. оптинский иером. Платон) посетил известного троекуровского затворника Илариона, к-рый указал Александру: «Иди в Оптину, ты там нужен». 8 окт. 1839 г. А. Гренков был принят в Оптиной пуст. прп. Львом (Наголкиным), благословившим его первое время жить в гостинице и переписывать перевод сочинения греч. мон. Агапия Ланда «Грешных спасение». В янв. 1840 г. Александр перешел жить в обитель, 2 апр. 1840 г. был принят в число братии; нес послушание келейника и чтеца у прп. Льва, затем работал в хлебне. В нояб. 1840 г. переведен помощником повара в скит, где трудился в течение года. Работа отнимала бо́льшую часть дня, и послушнику мало приходилось бывать на богослужениях, тогда он приучился к непрестанной внутренней молитве.


Прп. Лев перед своей кончиной, передавая руководство послушником прп. Макарию (Иванову), сказал: «Вот, человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им, как знаешь». С осени 1841 по 2 янв. 1846 г. Александр был келейником у прп. Макария. Летом 1841 г. пострижен в рясофор, 29 нояб.1842 г.- в мантию с именем в честь свт. Амвросия Медиоланского; 4 февр. 1843 г. рукоположен во иеродиакона, 9 дек. 1845 г.- во иеромонаха. Во время поездки в Калугу для рукоположения А. сильно простудился и заболел, иногда он бывал так слаб, что во время Божественной литургии, когда причащал богомольцев, не мог держать св. потир и возвращался в алтарь отдохнуть. В марте 1848 г. А. по состоянию здоровья вышел за штат и, вероятно, тогда же был келейно пострижен в схиму с сохранением имени А.

Тяжелая и продолжительная болезнь, закрывшая для А. путь внешней деятельности, была явным проявлением воли Божией, призвавшей его к более высокому служению - старчеству. Еще при жизни прп. Макария с его благословения нек-рые из братии приходили к А. для откровения помыслов. После кончины прп. Макария 7 сент. 1860 г. А. переселился в домик вблизи скитской ограды, с правой стороны колокольни, к к-рой была сделана пристройка («хибарка») для приема женщин. Здесь он прожил 30 лет, самоотверженно служа ближним, постепенно заняв в духовной жизни Оптиной пуст. место прп. Макария. В 4 ч. утра келейники прочитывали А. келейное правило - утренние молитвы, 12 избранных псалмов и 1-й час. После непродолжительного отдыха старец стоя слушал часы и, смотря по дню, канон с акафистом Спасителю или Божией Матери. Вечернее молитвенное правило состояло из малого повечерия, канона Ангелу-хранителю и вечерних молитв. Все остальное время А. принимал посетителей, нуждавшихся в духовном утешении, разрешении житейских вопросов, отпущении грехов.

А. в особой, редкой мере обладал даром христ. любви, делавшей его снисходительным и мудрым врачевателем человеческой слабости и недостоинства. Любовь А. считал высшей добродетелью, стяжание ее - необходимым для спасения; духовным детям А. чаще всего давал советы о терпении, снисхождении к немощам и понуждении себя к добру. Опытность сердца, просвещенного любовью, мудрость ума, погруженного в сердце, умение пользоваться этой мудростью и опытом применительно к конкретным людям и обстоятельствам привлекали к А. тысячи людей - аристократов и крестьян, богатых и бедных, образованных и неграмотных,- шедших к нему со своими бедами и немощами. А. принимал горячо к сердцу нужды всех своих духовных детей. Его посещали представители высших классов, известные общественные деятели, писатели: вел. кн. Константин Константинович, обер-прокурор Синода А. П. Толстой, Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьёв, К. Н. Леонтьев, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин, Н. Н. Страхов, П. Д. Юркевич и др. А. стал связующим звеном между образованными классами, народом и Церковью в 60-80-х гг. XIX в., когда в рус. об-ве были чрезвычайно сильны антицерковные настроения.

Все свои необычайные дарования А. покрывал даром смирения, к-рый стремился передать своим духовным детям. Старец никогда не учил прямо от себя, он ссылался на Свящ. Писание или скрывал свое знание за словами «люди говорят». Дар исцеления А. скрывал, посылая больных к известным чудотворным источникам и святыням. Зачастую свои поучения старец облекал в форму рифмованных, легко запоминавшихся присказок, близких к пословицам: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо», «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».

Несмотря на множество посетителей и постоянное недомогание, А. еще при жизни прп. Макария участвовал в книгоиздательской деятельности Оптиной пуст. При прп. Макарии издавалась только святоотеческая аскетическая лит-ра, в 60-80-х гг. XIX в. под руководством А. и при деятельном участии иером. Климента (Зедергольма), архим. Леонида (Кавелина), прп. Анатолия (Зерцалова), о. Агапита (Беловидова) и др. были подготовлены и изданы церковно-исторические труды самой Оптиной пуст.: «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария» (сост. архим. Леонидом (Кавелиным). М., 1861, 18812); «Историческое описание скита при Козельской Оптиной пустыни» (сост. иером. Леонидом. М., 18622); «Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария» (1862-1863. 4 т.); «Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря» (М., 1869); «Жизнеописание настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря игумена Антония» (сост. иером. Климентом. М., 1870); «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни, с приложениями» (сост. иером. Леонидом. М., 18763); «Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (сост. иером. Климентом. М., 1876; Од., 1890); «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея» (сост. архим. Ювеналием. М., 1882). Кроме того, были выпущены в свет 20 брошюр и переиздавались ранее вышедшие произведения. Книги рассылались епархиальным архиереям, по б-кам мон-рей, академий, семинарий и раздавались богомольцам.

С именем А. связано устройство в 1884 г. Шамординского жен. мон-ря, в к-рый в отличие от др. мон-рей принимали неимущих и больных женщин. По благословению старца в 1890 г. худож. Д. М. Болотовым (впосл. иером. Даниил) для обители была создана икона Божией Матери «Спорительница хлебов». В Шамординской обители А. провел последние полтора года своей жизни. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето, трижды пытался он вернуться в Оптину, но по причине нездоровья не мог уехать и скончался в Шамордине. 15 окт. 1891 г. святые мощи А. были перенесены в Оптину пуст. и похоронены на юго-вост. стороне Введенского собора, рядом с прп. Макарием. Много раз А. после смерти являлся больным во сне с повелением отслужить молебен свт. Амвросию Медиоланскому, иногда указывал пить воду из колодца близ скита. Известны случаи исцеления от телесных болезней и беснования после служения панихиды на могиле А.

6 июня 1988 г. на Поместном Соборе РПЦ А. был причислен к лику святых с установлением ему всероссийского почитания. 16 окт. 1988 г. при раскопках в Оптиной пуст. были обретены честные останки одного из оптинских старцев, ошибочно принятые за останки А. и впосл. опознанные как останки прп. Иосифа (Литовкина). Мощи А. были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 Оптинских преподобных и в наст. время почивают в приделе во имя Амвросия Введенского собора обители. В Оптиной пуст. хранится икона Божией Матери «Спорительница хлебов» из кельи А. и принадлежавшие преподобному вещи (скуфья, палочка-посох, наградной крест, корец). К прославлению А. были написаны тропарь (проект игум. Андроника (Трубачёва)) и кондак (проект архим. Иннокентия (Просвирнина)), впосл.- Служба с акафистом (проект прот. Вадима Смирнова, впосл. игум. Никон).

Сочинения: Изречения... записанные преимущественно сестрами Шамординской общины // ДЧ. 1892. Ч. 1. С. 176-195, 383-385, 527-530; Ч. 2. С. 151-154; Ч. 3. С. 370-371; Сб. писем и статей. М., 1894. Ч. 1; 1897. Ч. 2; Избр. места из писем к семейным особам. М., 1897; Душеполезные наставления. М., 1898; Собр. писем... к мирским особам. Серг. П., 1908. Ч. 1. М., 1991р; Собр. писем... к монашествующим. Серг. П., 1908. Вып. 1; 1909. Вып. 2; То же. Козельск, 1995р; Молитвы о помощи и других житейских делах: Советы прп. Амвросия Оптинского. М., 1995; Молитвенное правило прп. Амвросия Оптинского, читаемое во время скорби и искушений. М., 1996; Собр. писем... [к монашествующим и мирянам]: В 3 ч. М., 1997р; Три неизвестных сочинения. СПб., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. речения, извлеч. из разных источников / Сост. схиархим. Иоанн (Маслов). М., 1998.

Литература: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Серг. П., 1992р; Е[раст] В[ытропский], монах. Краткое сказание о жизни оптинского старца иеросхим. отца Амвросия: С прил. избр. поучений его. Серг. П., 19083; Четвериков С., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхим. Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. Шамордино, 1912; Гаюн А. Пастырство иеросхим. Амвросия: Канд. дис. / МДА. Загорск, 1987; Акафист прп. Амвросию, оптинскому старцу и чудотворцу. М., 1991; Андроник (Трубачёв), игум. Преподобный Амвросий Оптинский: Жизнь и творения. М., 1993; Иоанн (Маслов), архим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993; Преподобные Оптинские старцы / Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1998. С. 202-223.

Мон. Екатерина (Филиппова)


Иконография, посвященная прп. Амвросию Оптинскому

Значительное число сохранившихся живописных портретов А. выполнено иером. Даниилом (Болотовым). Одним из ранних подписных является портрет 1892 г. (ЦАК МДА), созданный спустя год после смерти старца, в день его кончины: А. изображен в монашеской мантии и клобуке, с крестами наперсным и наградным в память Крымской войны, с палочкой-посохом и четками в руках. Неск. авторских повторений портрета, где старец изображен лежащим на подушках, в белой рясе, темной мантии и скуфье, с четками в руках, написаны иером. Даниилом, напр. 1892 г. (Церковно-исторический музей Свято-Данилова мон-ря); 1899 г. (происходит из Полотняного Завода; в наст. время в частном собрании),- А. вместе с О. К. Гончаровой; 1902 г. (ЦАК МДА); 2 портрета из Оптиной пуст. (без подписи художника; Пюхтицкий Успенский мон-рь). По-видимому, работой иером. Даниила являются и погрудные изображения старца кон. XIX - нач. XX в. (Оптина пуст.; МФ - из собрания архиеп. Сергия (Голубцова)). Кроме того, существует неск. портретов, созданных неизвестными художниками (2 в ГММК; в Церковно-историческом музее Свято-Данилова мон-ря; в Оптиной пуст.); на портрете кон. XIX в. (ЦАК МДА) преподобный изображен сидящим во дворике, с палочкой и четками в руках (судя по надписи на подрамнике, принадлежал М. А. Лесенковой).

В лике новопрославленных святых образ А. был помещен в 1989 г. в алтаре Покровского храма МДАиС. После канонизации появились иконы, на к-рых старец изображен благословляющим, в монашеском одеянии, в куколе или с непокрытой головой, часто с развернутым свитком в левой руке (напр., с надписью: «Потребно нам более всего иметь смирение искреннее пред Б[о]гом и пред людьми» - на иконе 1990 работы Л. Шеховцовой) или в епитрахили и скуфье, с палочкой-посохом (икона 1993 работы А. Дыдыкина). Была разработана житийная иконография А. (напр., икона 1997 работы инока Артемия (Николаева) над ракой преподобного во Введенском соборе Оптиной пуст.), создан шитый покров на раку (1990, мастерская Княжина жен. мон-ря в Болгарии), хоругви и шитые иконы (кон. 90-х гг. XX в., мастерская Оптиной пуст.).

Литература: Павлович Н. А., Толмачев А. Л. К биографии художника Болотова // Прометей. М., 1983. [Вып.] 13; Духовные светочи России. С. 235-239. Кат. 214, 215; Соловьев В. Картины Полотняного Завода // Русская галерея. 2001. № 1. С. 85-89.



Новое на сайте

>

Самое популярное