Домой Лечение зубов Почему знаки препинания как и слова говорят. Материал для подготовки к сочинению на лингвистическую тему о пунктуации и орфографии

Почему знаки препинания как и слова говорят. Материал для подготовки к сочинению на лингвистическую тему о пунктуации и орфографии

Знаки препинания могут оказать огромную помощь оратору при подготовке текста. Знаки препинания выделяют ударные слова, и оратор понимает, где надо повысить или понизить голос. Повышения и понижения речи, а также паузы (о которых мы будем говорить чуть позже), выстраивают верную интонацию и придают речи выразительность и разнообразие. Каждый знак препинания, как говорил К. С. Станиславский, имеет свою характерную «голосовую фигуру».

Всего в нашем языке десять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, многоточие. Рассмотрим их подробнее.

Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения. Интонация на точке связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем знаку, – «голос положить на дно». На «завершающей» точке пауза сравнительно длительная, как правило, это разделительная логическая пауза. Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается.

Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе наточке, соединяя в единое целое части одного описания. Например: «Его речь была краткой, I связной, I неумолимо логичной; I он никогда не говорил лишних слов; I каждая фраза… I – необходимое звено в цепи доводов». 11 Точка с запятой в данном примере говорит, с одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с другой – обращает наше внимание на каждую часть в отдельности.

Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу. К. С. Станиславский заметил, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмете нижней полки на более высокую… Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы». Иногда запятая «не читается», то есть логическая пауза отсутствует.

Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте.

Скобки . В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного замечания. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок. «В природе I (поскольку мы оставляем в стороне обратное действие на нее человека) I действуют одна на другую лишь слепые, I бессознательные силы, I во взаимодействии которых и проявляются общие законы». I I Слова в скобках читаются на одной ноте.

Кавычки . Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т. д.

Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху. Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его.

Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения.

Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз.

Многоточие . К. С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе». В устной речи голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается; многоточие обозначает что‑либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое или прерванную мысль.

Тире в звучащей речи требует некоторого повышения голоса на предшествующем знакуударном слове и означает соединительную паузу. Этот знак ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому или подвести итог.

Константин Сергеевич Станиславский советовал брать почаще книгу и отмечать в ней ударения. «В жизни, – пишет он, – когда мы говорим свои слова, ударения ложатся сами собой более или менее верно. Интуиция грамотнее нас. Она и без законов иногда говорит почти правильно. Но когда мы пользуемся не своими собственными, а чужими словами, приходится следить за ударениями, потому что в чужом тексте мы безграмотны. Надо набить себе сначала сознательную, а потом и бессознательную привычку к правильным ударениям. Когда ухо привыкнет к ним, вы будете гарантированы на сцене от обычных там ошибок при выделении слов логическими ударениями». Выделяя ударения в текстах, помните, что задача ударения – не уродовать, а прояснять внутренний смысл фразы. Правильное ударение делается без физической потуги и насилия. Стоит лишь слегка повысить звук на ударяемом слоге или отделить его едва заметными паузочками. Старайтесь, по возможности, делать как можно меньше, и только самые необходимые ударения.

Упражнение 179. «Акцент на ударные слова» С помощью карандаша выделите ударения в тексте, а затем прочитайте его, акцентируя ударные слова и фразы:

Декабрьское утро было очень тихо, очень снежно. Зимний свет сквозь низкие, но бледные облака лился неяркий, и кругом все казалось кротким. Бесшумно взрывая не успевшие промерзнуть белые, глубокие снега, мелькали санки вдоль Царицына луга. По сторонам расчищенной аллеи возвышались сугробы, закрывая высоко стволы черных деревьев. С веток, отягченных белым покровом, порою мягко и бесшумно падали снеговые хлопья, когда серая, голодная ворона задевала сук своим крылом. Порою и с небес, с особенно низко проходящего облака вдруг начинали медленно опускаться мягкие, точно ничего не весящие, пухлые хлопки снега. Серовато‑белая даль на Неве, за Невой была туманна и тиха.

(3. Н. Гиппиус. Златоцвет)

Упражнение 180. «Играем с ударениями»

Задание то же, что и в предыдущем упражнении. Но на этот раз попробуйте поиграть с ударениями. Поменяйте ударные слова и послушайте, как будет меняться окраска текста в зависимости от смены ударения.

Те, кто бегают за мной, скоро мне надоедают. Знатность не для меня. Богатство я ценю, да не очень. Все мое удовольствие в том, чтобы мне угождали, чтобы за мной ухаживали, чтобы меня обожали. Это моя слабость, да это и слабость всех женщин. Выходить замуж я не думаю, мне никто не нужен, живу я честно и наслаждаюсь своей свободой. Со всеми я хороша и ни в кого не влюблена. Над этими чучелами‑воздыхателями, падающими в обморок, я намерена издеваться. И уж пущу в ход все свое искусство, чтобы победить, раздавить, сокрушить гордецов с каменными сердцами, которые нас ненавидят – нас, то лучшее, что произвела на свет прекрасная мать‑природа!

(К. Гольдони)

Упражнение 181. «Прячем второстепенное»

Отметьте в тексте второстепенные слова и затушуйте их, сняв ударения. Не старайтесь выделить главное ударное слово, ваше внимание должно быть направлено на снятие ударения с невыделяемых членов предложения.

«Слушай, ты, вавилонская лихорадка, – сказал он ему, – веди меня окольными дорогами не слишком близко к большой дороге и недалеко забираясь в сторону. Если же ты задумаешь бежать или, чего боже сохрани, завести меня в западню, то я впущу тебе в брюхо такую ягоду, что она не сварится в нем до Страшного суда, хотя бы желудок твой был крепче, нежели у страуса. Зарубаев! отдай ему вожжи и держи за кушак, и чуть он покривит душой или зашевелит усами, спусти гончую собаку. Понимаешь?»

(А. А. Бестужев‑Марлинский)

Упражнение 182. «Выделяем главное»

С помощью карандаша выделите ударения в тексте, затем прочитайте, акцентируя ударные слова и фразы:

Ах, ты не знаешь сердца настоящего мужа, Нора. Мужу невыразимо сладко и приятно сознавать, что он простил свою жену… простил от всего сердца. Она от этого становится как будто вдвойне его собственной – его неотъемлемым сокровищем. Он как будто дает ей жизнь вторично. Она становится, так сказать, и женой его и ребенком. И ты теперь будешь для меня и тем и другим, мое беспомощное, растерянное созданьице. Не бойся ничего, Нора, будь только чистосердечна со мной, и я буду и твоей волей и твоей совестью… Что это? Ты не ложишься? Переоделась?

(Генрик Ибсен. Кукольный дом)

Сочинение-рассуждение (задание 15.1) на лингвистическую тему по цитате Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят» по тексту В.А. Каверина

Я полностью согласен с мнением Г.Г. Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят». Каждый знак препинания имеет свою собственную смысловую нагрузку, поэтому необходим читателю для полного понимания написанного. Более того, запятые, восклицательные и вопросительные знаки, многоточия и другие символы помогают понять не только суть, но и настроение, переданное автором в тексте, его чувства и эмоции. Чтобы аргументировать свою точку зрения, приведу примеры из отрывка рассказа Каверина «Летчик».

В предложении под номером 17 автор не напрасно ставит восклицательный знак: «Ох, что это была за мука!». Этот символ отражает то феноменальное напряжение воли, которое испытал герой, добиваясь своей цели. Он выразил, как тяжело ему было осваивать техническую науку одному, без посторонней помощи.

В предложении 33 запятой обрамлено вводное слово «итак». Этот символ показывает читателю логику повествования мальчика, цель его логических рассуждений, что привела его к осознанию своей жизненной цели.

Таким образом, истинность утверждения Г.Г.Граник не вызывает сомнений: каждый знак препинания передает читателю информацию, иногда даже более важную, чем слова.

Исходный текст (вариант 1 из сборника под ред. И.П.Цыбулько):

(1)Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (2)Вот она: на самолёте Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3)С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне! (4)Он шёл два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. (5)А на самолёте он долетел бы до Южного полюса за сутки. (6)У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.
(7)Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. (8)Я вырезал из газет заметки о первых полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу. (9)На первой странице этой книги было записано: «»Вперёд» - так называется его корабль.» (10)»Вперёд», - говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен об Амундсене». (12)Это было моим девизом. (13)Я мысленно пролетел, а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. (14)По всем маршрутам. (15)А раз в моём распоряжении находился самолёт, нужно было заняться его устройством.
(16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено - исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.
(19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.
(25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли.
(32) Итак, я скрыл свою тайну ото всех.
(34) Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36) А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров. (39)Но здоровье бывает разное - ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)За последний год я вырос всего на полтора сантиметра.
-(45)Примут, - решительно отвечал я.

(По В.А. Каверину)

*ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Знакам препинания отведена роль музыки языка: с их помощью мы произносим фразы с необходимой интонацией и делаем паузы в правильном месте. Однако это еще не все их достоинства. Во многих случаях благодаря пунктуации, человек приходит к пониманию смысла конкретной фразы, или текста в целом. Многоточие, к примеру, принуждает читателя к остановке и размышлению, а посредством тире мысль приобретает динамичность. Особая роль в понимании текста отводится знакам, стоящим в конце предложения.

Знаки препинания способствуют передаче множества

оттенков смысла. Каждому из пунктуационных знаков, расположенных в предложении, свойственно иметь собственное значение.

Например, текст Каверина содержит предложении 17, в конце которого находится восклицательный знак. Данному предложению характерна высокая степень экспрессивности, эмоциональности, а благодаря наличию знака, читатель приходит к выводу, что мальчик с большим трудом разобрался в научной книге. Предложение 33 содержит запятую, предназначенную здесь для обособления вводного слова “итак”. Посредством знака препинания выделяется слово, акцентирующее внимание на логическом выводе, к которому

пришел мальчик во время своих размышлений.

Большое значение придается кавычкам, выступающим тоже в качестве знака препинания. Их применение способствует выделению фразы как чужой, то есть, возможно, повествователь не согласен с ней. Такой функцией кавычки наделены в предложении 27, где герой романа выражает свое несогласие с мнением, что авиация – его очередное несерьезное “новое увлечение”, так как согласно твердому убеждению парня – это дело всей его жизни. Важность пунктуации заключается в том, что из-за ее отсутствия невозможно будет понять смысл текста.


Другие работы по этой теме:

  1. Я согласен с высказыванием современного лингвиста С. И. Львовой о том, что “Пунктуационные знаки препинания имеют свое определенное значение в письменной речи. Как и каждая...
  2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: “Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак...
  3. Слово является одной из главных единиц языка. Словом называют определенные предметы, процессы, действия, описывают их состояние. Все явления и предметы имеют в языке свои наименования....
  4. Термин “синтаксис” используется в качестве названия раздела науки о языке, предназначенного для изучения построения предложений и словосочетаний. Их применяют люди с целью общения между собой....

Устное рассуждение о роли знаков препинания (3)

Знаки препинания на письме … . Они не только помогают _____ смысл написанного, но и расставляют _____ в предложениях, передают ______ чувства. Знаки препинания выполняют разные функции: ____. Например, в предложении № __ присутствует уточняющий член предложения, который необходим для ____. В конце предложения как знак его завершения ставится______ . Это разделительный, одиночный знак препинания. Точка ___ в тексте одно предложение от другого.

Мы очень часто говорим о том, что всякие правила о постановке запятых (двоеточия, тире, и т. д.) не очень-то нам и нужны, мы вполне могли бы обойтись и без них. Когда-то книги писались не то что без знаков препинания, но и вообще без пробелов, и ничего, как-то ведь их понимали. Но я думаю, что правила постановки знаков препинания (двоеточия, тире, и т. д.) нужно знать каждому, потому что они помогают организовать нашу речь, выделить в том, о чём мы пишем что-то самое главное, даже передать наши чувства.

Из курса грамматики мы знаем, что есть знаки препинания завершения, выделения, разделения. (Расскажи о функциях того знака препинания, о котором ты пишешь сочинение-рассуждение).

Без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.

ВОТ ПОДСКАЗКА:

Знаки завершения: ТОЧКА, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ, МНОГОТОЧИЕ.

Знаки выделения и разделения: ЗАПЯТЫЕ, ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ, ДВОЕТОЧИЕ, ТИРЕ, скобки.

ИХ РАЗГРАНИЧИВАЮТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФУНКЦИЙ:

При обращениях, вводных словах, обособленных членах предложения, междометиях, придаточных предложениях в сложноподчинённом эти знаки помогают выделить нужные слова и выражения, а однородные члены предложения, простые предложения в составе сложносочиненных и в сложных бессоюзных эти же знаки служат для разделения.

!!! А теперь найди соответствующие задаче сочинения примеры из анализируемого текста, выпиши их и объясни, для чего они служат.

Оформи это примерно такими фразами:

В тексте NN запятые (тире, двоеточие и т.д,)

Также играют значительную роль. Например, в предложении: «………………» запятая разделяет однородные члены. А в другом предложении: «…….» этот знак препинания выделяет вводные слова.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО СДЕЛАЙ ВЫВОД!

Мы ещё раз убедились в том, что знаки препинания, правила их постановки нужны грамотному человеку, его письменная речь при правильном выборе нужного знака

будет понятнее, доступнее.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

1.Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними; помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

2 . Знаки препинания «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Г.Паустовский)

3. Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.

4. А иногда мы читаем их даже… вместо слов! Известен факт такой «бессловесной» переписки. Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»

Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.

5. При помощи знаков можно выразить и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Если вы пишете о ком-нибудь, что он «умница», сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.

Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла . Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую».

Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ – РАССУЖДЕНИЙ С 2.1.

1 образец

Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении () знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении () запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.

Таким образом, знаки препинания на письме необходимы. Потому что они не только расставляют эмоциональные акценты. Но и помогают верно передать смысл предложения.

(121 слово)

Вступление.

Знаки, которые ставятся в письменной речи между словами или группами слов, называются знаками препинания. Они помогают понять смысловые взаимоотношения между частями и членами предложения. Без них нельзя читать текст правильно, внятно и с верным выражением мыслей и чувств автора.

Основная часть

Запятые

(1)Например, в предложении №… запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения.

Точка

Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи.

(1)Например, в предложении №… точка обозначает конец предложения, не заключающего в себе ни прямого вопроса. Ни эмоционального оттенка.

(2)Например, в предложении №… точка обозначает конец предложения, в котором заключается описание (сообщение, рассуждение о чём-либо).

Многоточие

(2)….указывает на неожиданный переход от одной мысли к другой.

(3)…указывает на то, что приводимое перечисление может быть продолжено.

(4)…ставится при перечислении слов с нераскрытым содержанием.

Вопросительный знак

Очень экспрессивный вопросительный знак.

(1)Например, в предложении №… вопросительный знак заставляет задуматься о проблеме, поднимаемой автором.

(2)…в предложении №… вопросительный знак обозначает риторический вопрос, который не требует никакого ответа.

Восклицательный знак.

Очень экспрессивный восклицательный знак.

(1)Например, в предложении №… восклицательный знак передаёт восхищение (восторг) автора и придаёт предложению однозначный смысл. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте.

Тире

(1) Например, в предложении №… тире служит для сжатого, резкого и контрастного выражения мыслей.

(3)…в предложении №… тире подчёркивает (уточняет0 смысловые отношения между членами предложения или предложениями.

Заключение.

Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

2 образец

Текст для чтения

1) Отправляя письма в большой южный город Ростов, на конверте обязательно пишут: «Ростов-на-Дону», смутно догадываясь, что есть ещё где-то какой-то Ростов. 2) И не всем известно, что огромный южный Ростов – дитя в сравнении с незаметным, маленьким Ростовом северным.

3) Ростову на севере было двести лет, когда в устье Дона рубили первую избу. 4) Москва была деревенькой, когда Ростов называли не иначе как Ростовом Великим. 5) Город имел в своё время такую же славу, как Киев и Новгород. 6) Первый раз Ростов летописцами упомянут в 862 году – тысяча сто двадцать три года назад. 7) Представим эту глыбищу времени и, попытавшись, отмеряем тысячу с лишним лет не назад, а вперёд.8) Каждый год теперь рождаются новые города. 9) Вообразим: нынешняя Дубна, Комсомольск-на-Амуре, Ангарск простояли тысячу сто с лишним лет. 10) На Земле 3090 год… 11) Какой фантаст решится предсказать, что будет и чего не будет на Земле в то далёкое время? 12) Вот что такое тысяча лет. 13) Ростов преодолел эту толщу времени. 14) И мы с любопытством и восхищением разглядываем его как некий корабль, приплывший из страны с названием Древняя Русь.

15) Дорога из Москвы в Ростов такая же древняя, как её конечный пункт и как все маленькие городки, деревушки, монастыри и церкви, посаженные на ней, как драгоценный жемчуг на прочной нитке. 16) Как хороша ты (тут уж не задремлешь), старинная дорога в Ростов! 17) Маячат перелески в красках вечернего облака; ещё одна колоколенка скрылась за поворотом.

(По В.Пескову)

Образец сочинения-рассуждения

Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания.

Есть ещё интонационная функция. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!».

В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16). Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста.

В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4), однородных членов предложения (9) и др..

Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.

3 образец

Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, счи­таю, что без знаков препинания обойтись невозможно.

Во-первых, знаки препинания помогают определить границы синтаксических единиц. Так, в первом абзаце стоит пять знаков за­вершения (точек), которые отмечают такие синтаксические единицы, как предложения. В предложении 6 четыре раза встречаются запятые в простом предложении. Две из них отмечают обособленное обстоятельство, вы­раженное сравнительным оборотом (как у мальчишки), две другие стоят между одно­родными составными именными сказуемыми (была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными волосами).

Во-вторых, знаки препинания передают интонацию. Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утверди­тельного высказывания (Люди слушали вни­мательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек); а в предло­жении 25 многоточие указывает на интона­цию незавершенности.

В-третьих, знаки препинания помогают точно выразить мысли. Так, самая короткая и лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал издателю письмо, где стоял только «?», и получил ответ: «!». Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.

Вот и в тексте В. Крапивина знаки препи­нания помогают передать смысл. В предло­жении 22 (Хотя... посмел бы он?) многото­чие передает неуверенность, а вопросительный знак требует немедленного ответа. И в следующем предложении (23) герой начина­ет сам себе отвечать, разбираться в своих чувствах и мыслях.

Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.

4 образец

Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте.

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.

Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.

Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.

5 Образец

Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.

Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.

Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.

6 Образец

Зачем нужны запятые?

В школе изучают 10 знаков препинания, и запятые среди них занимают достойное место.

Во-первых, запятые помогают увидеть стро­ение предложения, выделить такие интонаци­онно-смысловые отрезки, как простые пред­ложения в составе сложного (например, пред­ложения 1, 5, 6); однородные члены предло­жения (предложения 4, 5); обращения (пред­ложение 8); обособленные члены предложе­ния (предложения 16, 17); вводные словосо­четания (предложения 20, 22, 23, 28).

Во-вторых, запятые помогают верно пере­дать смысл предложения. К примеру, в пред­ложении 3 («Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается») за­пятые, выделяющие вводное слово, подска­зывают, что этот отрезок не имеет отношения к информации, содержащейся в предложе­нии; а запятая перед союзом но помогает ус­тановить отношения сопоставления между частями сложносочиненного предложения.

В-третьих, запятые служат для обозначе­ния фразовой интонации. В том же третьем предложении запятые, выделяющие вводное слово, подсказывают, что этот интонацион­но-смысловой отрезок должен произноситься особо: с понижением голоса и более быстро по сравнению с остальной частью предложе­ния, а запятая перед союзом но по подготовке учащихся 9 классов к выполнению заданий части 1 и 3 Государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме Ижевск...

  • «Пути повышения эффективности работы педагога при подготовке учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»

    Документ

    Возникающие при подготовке учащихся 9-х классов к ГИА по русскому языку в новой форме 1.1. Организационные... по ГИА в новой форме  Педагогу необходима помощь городской методической службы в плане проведения курсов ... по вопросам подготовки к экзаменам со...

  • Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2013-2014 учебном году Автор-составитель

    Методические рекомендации
  • Актуальные аспекты подготовки учащихся к сдаче егэ по русскому языку

    Документ

    Освоению разнообразной информации. Новая форма аттестации – ГИА по русскому языку за курс основной школы, ещё недавно... такой работы с текстом. Именно подготовка к экзамену по русскому языку в тестовой форме (задания типа «С») даёт шанс...

  • Окт 07 2010

    1.Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними; помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

    2. Знаки препинания «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Г.Паустовский)
    3. Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.

    4. А иногда мы читаем их даже… вместо слов! Известен факт такой «бессловесной» переписки. Виктор , закончив «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»

    Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.
    5. При помощи знаков можно выразить и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Если вы пишете о ком-нибудь, что он «умница», сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.

    Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую».
    Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

    ЗНАЧЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

    Их значения складывались в течение столетий
    Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.
    Вопросительный з н а к требует ответа. В устной речи ему соответствует особого рода интонация и вопросительные слова.

    Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».
    Ставя восклицательный знак пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.
    Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора фрагменты предложения.

    Значение точки с запятой можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил еще не все, читайте дальше».
    Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».

    Т и р е ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или хотят указать, что в диалоге сменился реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.

    К А В Ы Ч К И нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.В помощь пишущему сочинение «Зачем нужна пунктуация»
    Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.

    В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении () знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении () запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Восклицательный знак очень экспрессивен. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.
    Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Материал для подготовки к сочинению на лингвистическую тему о пунктуации и орфографии . Литературные сочинения!

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное