Домой Десны Организация двигательной активности во второй младшей группе. Всероссийский интерактивный образовательный портал «аксиома

Организация двигательной активности во второй младшей группе. Всероссийский интерактивный образовательный портал «аксиома

Тема : « Формирование двигательной активности через применение здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса во второй младшей группе»

ФИО педагога : Боровкова Лариса Анатольевна

Специальност ь: воспитатель

Образование : среднее профессиональное

Стаж педагогической работы : 3года

Дата начала работы над темой : 01.09.2014 год

Предполагаемая дата окончания работы : 31.05.2015 год

Цель: повышение профессиональной компетентности, создание психолого – педагогических условий для развития двигательной активности в организации образовательного процесса, внедрение и применение технологий в работе с детьми

Задачи:

    Создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

    Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение

    1. Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания дошкольников.

группы

2.1.Этапы самообразования

2.2.Работа с педагогами, семьями. Нетрадиционные формы организации

общения педагогов и родителей

2.3.Результативность программы по здоровьесбережению детей в

образовательном процессе.

2.4.Уровень физической подготовленности детей - 2014 - 2015г.

Список используемой литературы.

Приложение.

Введение:

Данная работа посвящена развитию формирования двигательной активности через применение здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса во второй младшей группе, что определяет требования ФГОС. Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной ценности, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

Работа состоит из изучения здоровьесберегающих технологий, используемых в организации образовательного процесса: дыхательные упражнения, дыхательные гимнастики, пальчиковые игры, трейнинги, психогимнастики, игровые массажи; нетрадиционных формах взаимодействия с родителями, педагогами. Выявление результативности работы по программе.

Программа предназначена для детей 2-ой младшей группы для развития формирования двигательной активности в образовательном процессе (НОД).

Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.

    1. Здоровьесберегающие технологии в организации образовательного процесса.

Охрана и укрепление здоровья детей. Формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются задачей детских садов.

Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в Концепции дошкольного воспитания, поставила перед собой три основные задачи:

    Создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

    Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного возраста.

Планомерное сохранение и развитие здоровья осуществляется по нескольким направлениям:

    Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режем, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов)

    Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)

Занятия по физической культуре направлены на освоение определенного объема двигательных навыков и мало способствуют оздоровлению и еще меньше - здоровьесбережению, в связи с этим встал вопрос о поисках путей проведения профилактики нарушений физического и психологического здоровья. Исходя из данной проблемы, мною были обозначены задачи, которые может решать любая здорвьесберегающая технология в процессе проведения физкультурных занятий:

    укрепление физического и психологического здоровья детей;

    гармоничное развитие всех частей опорно-двигательного аппарата и личности ребенка;

    формирование правильной осанки и эмоциональной стабильности;

    формирование привычки к здоровому образу жизни и оптимизация процесса воспитания и обучения.

Для реализации поставленных задач я использую комплекс специальных упражнений. Он опирается на разработки таких исследователей как Аверина Е. И., Карту шина М.Ю., Козлова С.А., Маргунова О.Н.

Движения тела и пальцев, или телесных упражнения. В содержание занятий входят также физминутки, игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, тренинги, элементы йоги, дыхательные упражнения, самомассаж, азбуку тела, восточную гимнастику, психогимнастику и т.д.

При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит обогащение и дифференциация сенсорной информации, поступающей от органов чувств, мышечных и двигательных рецепторов.

    1. Использывание здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе

Дыхательные упражнения . Они улучшают ритм функционирования функциональных систем организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивать самоконтроль над поведением.

Коммуникативные упражнения. Они бывают трех типов:

    индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контактов с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;

    парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;

    групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

Упражнения для релаксации. Они могут проводиться как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в

ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Пальчиковые игры

Что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «мы писали, мы писали, наши пальчики устали...». Так воспитатели проводили физкультминутки на занятиях в детском саду. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр. По своей сути пальчиковые игры- это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом, веселые стихи, которые помогают детям стать добрее. Для лучшего восприятия стихи надо читать наизусть. Ничто не должно мешать детям слушать.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Конечно, если действовать по всем правилам, надо учить детей нажимать на запястьях и ладонях нужные точки, но это, же так скучно. А малыши-народ подвижный. Им необходимо, чтобы любая физкультминутка проходила весело, чтобы они могли представить себя маленькой хрюшкой, греющей на солнце брюшко, или веселой серенькой мышкой, которая в воскресенье будет праздновать свой день рождения. Не стоит забывать, что все дети - фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с тем или иным органом.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития. Любые приемы- постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья- несут ребенку только здоровье.

Веселый трейнинг

Дети нуждаются в дополнительных физических нагрузках для определенных групп мышц. В предлагаемой системе на каждом занятии после основных движений выполняются игровые упражнения на ковре вместе с воспитателем в течении 2 минут. Упражнения способствуют развитию координации движений и дают нагрузку специальным группам мышц. Каждое упражнение для ребенка - это его маленькая победа в своем физическом совершенствовании. Наблюдение за выполнением упражнений дает возможность воспитателю оценить у каждого ребенка уровень физической восприимчивости тех или иных мышечных нагрузок, и, тем самым, индивидуализировать объем и количество повторений. Вместе с тем целый ряд упражнений требует физического напряжения в течение определенного времени, что может вызвать у детей ощущение рутинности физических тренировок. Поэтому все упражнения имеют названия, символизирующие на время его использования подражание каким-либо действиям различных персонажей из известных произведений и сказок, а также предметов, птиц, рыб, зверей, деревьев и т.п. Это позволяет детям лучше запоминать и качественнее выполнять упражнения. При этом выполнение упражнений и, особенно, повторений должно сопровождаться фразами и выражениями воспитателя, стимулирующими в сознании ребенка поддержание образа объекта подражания. Каждое упражнение выполняется в течение двух недель, то есть 8 раз, следуя от более легкого к сложному. Все они способствуют развитию или гибкости, или подвижности суставов, или укреплению определенных мышц шеи, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации и осанки. Весь комплекс вместе с рисунками можно оформить в виде консультации для родителей, и предложить им выполнять эти упражнения дома вместе с детьми, что, несомненно, поможет повысить интерес детей и родителей к физкультурным занятиям.

Дыхательная гимнастика

Дыхание это важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять,регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок,тем уже все дыхательные пути,а слизистая оболочка,их выстилающая,очень нежная,легко воспаляющаяся,даже под действием частиц пыли. При этом и без того узкие проходы становятся еще уже, и ребенку трудно дышать. Поэтому помещение в котором находятся дети,всегда должно быть хорошо проветрено. В чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания. Жизненная емкость легких тем меньше,чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплексе физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила :

    дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный эффект.

    Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении. Что увеличивает его положительное действие.

    Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом.

    Выполнять каждое упражнение нужно не дольше чем оно доставляет удовольствие.

Дышать надо носом.

«Психогимнастика»

Психогимнастика по методике М.И.Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, легкими задержками психического развития и другими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражению. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети.

Основные задачи, которые можно решить

с помощью психогимнастики:

    Обучение детей выразительным движениям.

    Тренаж узнавания эмоций по внешним признакам.

    Формирования у детей моральных представлений.

    Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

    Снятия эмоционального напряжения.

    6.Обучение ауторелаксации.

Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой - либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций - мышления, эмоций, подвижности, а с помощью комментариев педагога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.

Осваивать все фазы и части психогимнастики сразу очень трудно, поэтому можно начать, например, с гимнастики. Включив ее, как часть физкультурного занятия, или вместо утренней гимнастики. Отдельные этапы можно осваивать на разных видах занятий, как физкультминутки, игры - тренинги, а так же на прогулке.

На занятиях по психогимнастике все дети успешны, правильно все, что они делают, делая все по своему, как могут. В этом принципиальное отличие физических упражнений в психогимнастике от физкультуры. Занятия проводятся подгруппами по 6 - 7 человек и длятся от 26 минут до 1 часа 30 минут.

Педагогам целесообразно все упражнения и игры проигрывать на себе. Обращаем внимание на то, что все занятия строятся только на воображаемом материале, поэтому использование реальных шапочек для гномиков, например, крайне нецелесообразно, так как отвлекает внимание детей на атрибутику, превращает психогимнастику в игру, которая должна лишь лежать в ее основе.

Игровой массаж

Массаж - это один из самых удивительных способов воздействия на человеческий организм. Непродолжительное, всего несколько минут и, казалось бы, незначительное воздействие на поверхность тела влияет на работу множества органов. Конечно, массаж полезен в любом возрасте, но для детей он особенно важен. Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи, с чем улучшается ее основная функция- контроль над работой всех органов и систем. Мощный тактильный раздражитель, каким является игровой массаж, оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций.

В игровом массаже используются все приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы, некоторые приемы точечного массажа.

Различные приемы массажа оказывают различное действие на нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание - успокаивают нервную систему. Поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.

Массируя тот или иной участок тела, мы массируем точки, которые на прямую связанны с теми или иными органами. Делая игровой массаж носу, следует знать, что нос - важнейшая рефлексогенная зона лица. Он связан с желудком, тонкой и толстой кишкой, селезенкой, нервной системой. Массируют нос с целью стимуляции деятельности головного мозга. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Повышает функциональную деятельность мозга, тонизирует весь организм. Игровой массаж волшебных точек ушей основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Закаливающиц массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей всех возрастов. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Для этого используются дорожки здоровья, всевозможные раздражители по которым дети ходят босиком, скалки и т.д. Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Применяя в своей работе игровой массаж, мы растим детей здоровыми.

Азбука тела

Азбука тела - это упражнения, с помощью которых увеличивается
двигательная активность детей, осуществляется коррекция речи, развивается
гибкость. Дети на слух и зрительно воспринимают название птиц, животных и
используя мышечное чувство и мышечное давление, изображают их.
И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемого персонажа. В
данном случае соединяется абстрактное представление предмета с мышечными
ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга
укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся движения, которые
выполняются при показе той или иной птицы, животного. Эти упражнения

используются в заключительной части физкультурных занятий и утренней гимнастике.

Глава 2.Формирование навыков здорового образа жизни у детей 2-ой младшей

группы

Вопрос об обучении ребенка в детском саду сознательному отношению к своему здоровью - важная проблема. Для ее решения необходима работа со стороны взрослых по ознакомлению детей со своим телом, организмом, его возможностями и особенностями функционирования. При этом не предполагается подробное изучение с детьми курса анатомии и физиологии человека. Главная задача - поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, бережно относится к своему организму и здоровью. Важно ребенка учить любить себя, свое тело, воспитывать в нем оптимистическое само- и мироощущение, что обеспечит более легкое, безболезненное вхождение малыша в социум и, как следствие, высокую жизненную активность. Современной ситуации ребенка следует ставить в позицию субъекта, творца собственной жизни, хранителя своего здоровья.

Этапы самообразования

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Перспективный план самообразования педагога:

Проведение Дня Здоровья

Организация подвижных игр (ежедневно)

Проведение физкультурных занятий (в течение года)

Учить детей охранять и укреплять свое здоровье

Развивать эмоциональную сферу. Формировать гармоничную личность.

Формировать потребность в двигательной активности.

Формировать потребность в двигательной активности, навыки здоровьесбережения.

Фотоотчет

Фотоотчет

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями по теме « Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой»

Папка передвижка

Самореализация

Продолжение изучение программы по образовательной области «здоровье»

Октябрь

Работа с детьми

Проведение динамических пауз во время занятий (в течение года)

В качестве профилактики утомления

В качестве профилактики непропорциональной нагрузки на мышцы

В целях укрепления организма

В качестве развития моторики

Выявит уровень физического развития детей. Сбор и обработка данных

Фотоотчет, мониторинг

Проведение релаксации (в течение года)

Проведение утренней гимнастики

(каждый день)

Проведение пальчиковой гимнастики (ежедневно)

Проведение осеннего праздника

Диагностика уровня физической подготовки детей

Работа с родителями

Консультация для родителей «Берегите глазки»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

конспект

Самореализация

Работа с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»

Повышение знаний, сбор материала

Ноябрь

Работа с детьми

Проведение тематического мероприятия «День Матери»

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Праздник, совместно с родителями

Работа с родителями

Консультация для родителей «Ребенок бьет детей»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

буклет

Самореализация

Обновление физкультурного уголка

Продолжение работы с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»

Создание условий для сохранения здоровья

Повышение знаний, сбор материала

Декабрь

Работа с детьми

Проведение новогоднего утренника

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

Работа с родителями

Консультация для родителей

«Встречаем Новый год вместе с ребенком»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Папка - передвижка

Самореализация

Анализ заболеваемости в зимний период

Сбор аналитической информации

Январь

Работа с детьми

Проведение тематических дней новогодних каникул

Формировать потребность в двигательной активности, развивать умение сознательно вырабатывать полезные привычки.

Снежный городок

Работа с родителями

Консультация для родителей «Мой ребенок - левша»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

буклет

Самореализация

Продолжение изучение программы по образовательной области «Физическая культура»»

Повышение знаний, сбор материала

Февраль

Работа с детьми

Проведение утренника к Дню Защитника Отечества

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Развлечение

Работа с родителями

Консультация « Отец как воспитатель»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

конспект

Самореализация

(ж-л «Дошкольное воспитание»)

Повышение знаний, сбор материала

Март

Работа с детьми

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Праздник совместно с родителями

Работа с родителями

Консультация «Витаминка»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

буклет

Самореализация

Работа с методической литературой

(ж-л «Здоровье дошкольника»)

Выступление на педсовете «Игры с прищепками»

Повышение знаний, сбор материала

презентация

Апрель

Работа с детьми

Развлечение «День Земли»

Мониторинг

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Подведение итогов эффективности использования современных здоровьесберегающих технологий

Фотоотчет

Работа с родителями

Круглый стол «Сам себе я помогу и здоровье сберегу» - результаты проекта

Участие во Всероссийском конкурсе «Звездочка в ладошке» - совместная деятельность детей и родителей

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Презентация, выставка работ «Весенние деньки»

Самореализация

Продолжение изучения основной примерной программы « Радуга» по образовательной области «Здоровье»

Повышение знаний, сбор материала

Май

Работа с детьми

Проведение праздника «День Победы»

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

Работа с родителями

Консультация «Что такое патриотическое воспитание»

Собрание

Трудовые будни «Здравствуй, солнышко» - посадка цветов на клумбе

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Подведение итогов работы. Анализ результатов совместной деятельности

конспект

Самореализация

Продолжение изучения основной примерной программы «Радуга» по образовательной области «Физическая культура»

Сбор информации

Повышение знаний, сбор материала

Пополнение методической копилки

АНКЕТА № 1

оздоровительные занятия»

Фамилия, имя ребенка

Дата заполнения

1. Считаете ли Вы проведение работы по оздоровлению детей важнейшим компонентом в программе воспитания и образования дошкольников?

    Не ставлю на первое место

2.Согласны ли Вы с тем, что Вам не хватает опыта и знаний по вопросам оздоровления детей?

    Частично

3 .Используете ли Вы дома какие-нибудь методы оздоровления себя и вашего
ребенка? Какие?

4.3анимаетесь ли Вы дома физкультурой?

5.Какое закаливание ребенка проводилось с рождения до поступления в
детский сад: раннее плавание, влажное обтирание, обливание, сон на воздухе,
Массаж, гимнастика? (нужное подчеркните или впишите другое)

б Какую медико-педагогическую помощь Вы хотели бы получить в МДОУ

7.Хотели бы Вы, чтобы в группе были введены специальные оздоровительные занятия?

АНКЕТА № 2

Фамилия, имя ребенка

Дата заполнения

1 .Чувствуете ли Вы, что проводятся специальные занятия по оздоровлению?

2.Использовал ли ребенок полученные знания, умения, навыки в домашней обстановке?

3.повлияли ли занятия на здоровье ребенка?

    Незначительно

4.Довольны ли Вы результатом?

5.Хотите ли Вы продолжения углубленной работы по оздоровлению?

б.Ваши предложения по оздоровлению детей в МДОУ?

Итоговый лист по анкетам родителей

«Хотели бы вы, чтобы в детском саду велись дополнительные оздоровительные занятия».

Количество Ответов ДА

Количество Ответов НЕТ

Количество Ответов иногда

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ФИЗКУЛЬТУРА В ВАШЕЙ СЕМЬЕ»

ЬФ.И.О.образование, количество детей в семье.

2.Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?

З.Есть в доме спортивный снаряд? Какой?

4.Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?

5.Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)

6.Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)

7.Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику?

    Мама (да, нет)

    Папа (да, нет)

    Дети (да, нет)

    Взрослые вместе с ребенком (да, нет)

    Регулярно или не регулярно.

8.Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед
едой, после туалета, умывается, чистит зубы и т.д.)?

9.3наете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Какие?

10.Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (да, нет) -

11 .Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?

12.Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?

13.Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (да, нет,иногда). -

14.Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (да, нет, иногда).

15.Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

    Подвижные игры

    Спортивные игры

    Настольные игры

    Сюжетно-ролевые игры

    Музыкально-ритмическая деятельность

    Просмотр телевизора

    Конструирование

    Чтение книг

Результаты анкетирования родителей «Какое место занимает физическая культура в вашей семье»

Было роздано анкет - ______ штук.

Ответили на анкеты - _______ человек.

Человек (___________) занимались спортом.

У __________ человек (_________) есть дома спортивный снаряд.

Спортивную секцию хотели бы посещать, но не посещают из-за того, что нет секций раннего возраста.

У _________ человека (_______) установлен режим дня, но соблюдают его только _____ человек.

Человек (_________) делают дома утреннюю гимнастику.

Человек (__________) знают методы и приемы закаливания, ______ человек

(_____) проводят закаливающие мероприятия дома.

2.3. Результативность программы по здоровьесбережению детей.

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за свое здоровье - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей. Так же они овладели элементарными знаниями о своем теле, о пользе и вреде продуктов питания для организма

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Антонов Ю.Е.Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века /Ю.Е.Антонов. - М.: Аркти, 2011.

    Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г.Алямовская-М.,1993.

    Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. М., 1991.

    Бочкарева О. И. Система работы по формированию здорового образа жизни. Старшая группа, Волгоград: ИТД «Корифей»

    Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа дошкольного образования «От рождения до школы», М. : - СИНТЕЗ, 2010.

    Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

    Горшенинник В.В., Самошкина И.В..Черкасова Н.П. Система работы в детском саду по вопросам семейного воспитания./Горшенинник В.В. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2007.

    Давыдова, М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет: М.: Вако, 2007.

    Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, М. : Педагогическое общество России, 2006.

    Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников, М. : Центр педагогического образования, 2012.

    Деркунская В. А. Игры- эксперименты с дошкольниками, М. : Центр педагогического образования, 2012.

    Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб., 2009.

    Казин,Э.М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты [ Текст ]: монография/ Э.М. Казин.- Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО,2010.-214с.- ISBN 978-5-7148-0338-3.

    Климова,Т.В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно- образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ

    Козлова А.В., Денеулина Р..П. Работа ДОУ с семьей: Диагнгостика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг./А.В Козлова, Р..П. Денеулина- М.:ТЦ Сфера,2004.

    Новикова,Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников, М.: 1999.

    Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (6-е издание, испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 года)

    Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений./Л.Свирская. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2007.

    Семейная академия: Вопросы и ответы./ Овчарова Р.В.- М.: Просвещение: Учеб., лит.,1996.

    Федорцева, М.Б. Здоровье сберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие/М.Б. Федорцева, Т.В. Шелкунова.-Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2009.-116с. –(Образование и здоровье). ISBN 978-5-7291-0456-7.

    Чубарова, С.Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

    Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.: 2007.

Программные задачи:

  • Совершенствовать у детей бег в колонне по одному, на носках, ходьбу широким шагом, в полуприсяде.
  • Закреплять умения детей в прыжках из обруча в обруч, приземляясь на носочки; в подлезании под дугу.
  • Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции.
  • Вызвать интерес и желание заниматься физкультурой.
  • Воспитывать доброту, отзывчивость, желание помогать другим.

Материал и оборудование : гимнастические палки для прыжков - 3шт., ребристая доска, мячи на каждого ребёнка, дуга для подлезания, дорожки для профилактики плоскостопия, «волшебный пенек» с сюрпризом. Игрушки: заяц, волк, медведь, лиса.

1. Вводная часть. (Дети входят в зал).

Воспитатель: Ребята, я знаю интересную сказку. Вы хотите в ней побывать? Тогда отправляемся в путь.

По дорожке побежали и нисколько не устали.

Мы шагаем друг за другом.

Ну-ка веселее, вот как мы умеем.

Здесь по камешкам пройдем

Прямо в сказку попадем.

Воспитатель: Вот мы и в сказке.

Жила баба и жил дед.

Было им помногу лет.

Просит дед старушку:

«Кушать хочется чуток

Испеки мне колобок».

Так и сделала бабуля,

По сусекам помела,

Да и в печь поставила.

Колобочки спекла

Всем ребятам дала (Возьмите !)

(Массажные мячики лежат в кругу в розетках, а в центре большой колобок)

2. О.Р.У.

Как колобок поднимался в печи? (мяч вверх – вниз)

А какой румяный стал колобок? (мяч катают по щекам).

Как бабушка из печи доставала колобка? (мяч класть на пол)

А в сметане как обваляла? (катание мяча в ладошках)

Положила на окошко, чтобы он остыл немножко (на ладошке мяч, дети дуют на него)

Воспитатель:

Колобочек полежал

И в окошко убежал.

За ворота укатился

В путь дороженьку пустился.

И мы пойдем за колобком.

И за речкой на пригорке

Зайца встретил возле норки.

Заяц: .

Колобок: Не ешь меня, зайка, я такой же ловкий, как и ты, и могу прыгать высоко, высоко. Посмотри как.

1. Прыжки на двух ногах через гимнастические палки, приземляясь на носочки

(Ходьба по дорожке для профилактики плоскостопия)

Воспитатель: Не стал заяц есть колобка. Отпустил он его и покатился наш колобок дальше.

Далеко ли путь лежит,

Колобочек все бежит.

И в овраге встретил волка..

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем»

Колобок: Не ешь меня, волк. Я очень быстрый и укачусь от тебя далеко, и ты меня не догонишь.

2. Подлезание под дугой.

3. Ходьба по дорожке для профилактики плоскостопия

Воспитатель: Вот так и убежал колобок от волка.

Далеко ли путь лежит,

Колобочек все бежит.

Вот навстречу по дороге

Брел медведь к своей берлоге.

(Ходьба по массажной дорожке – следы медведя).

Медведь: Колобок, колобок, я тебя съем»

Колобок: Мишка, не ешь меня, мишка. Давай поиграем!

Подвижная игра «Мишка»

«Мишка косолапый манит деток лапой

Приглашает всех гулять

В догонялки поиграть»

Воспитатель:

Колобок быстрее покатился

Чтобы мишка в бок не впился.

На опушке в лесу

Встретил рыжую лису.

Лиса: «Колобок, колобок, я тебя съем»

Колобок: Нет, не ешь меня, лисонька. Давай с тобой играть!

Заключительная часть.

Игра малой подвижности «Поймай колобка». (Дети стоят на полу по кругу, держат мяч в вытянутой руке. Лиса ходит по кругу и хочет поймать колобка, дети прячут мяч за спину).

Лиса: Какие вы ловкие

Воспитатель: Ребята, а давайтепокажем лисееще какие мы ловкие (катание мяча ногой).

Лиса: Хорошо мы с вами поиграли, подружились. А для друзей у меня есть волшебный пенек, в котором всегда есть подарки (на колесиках выкатывается пенек, а в нем конфеты).

Воспитатель: Скажем лисоньке спасибо и до свидания. Ребятки, вам понравилось путешествие в сказку? А в какой сказке мы были? Но нам пора домой.

Зашагали наши ножки, топ – топ – топ.

Прямо по дорожке, топ – топ – топ.

«Отчет по двигательной активности в младшей группе»

Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к детям, для которых процессы роста и развития являются основными.

Дети различаются по уровню двигательной активности: одни - очень подвижные, другие - спокойные. В целом, дети с высокой двигательной активностью значительно лучше развиты. В процессе активной двигательной деятельности дети познают себя, свое тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственно-временной среде

Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделить большое внимание планированию.

Я стараюсь так организовать физическое воспитание детей в своей группе, чтобы максимально удовлетворить потребность в активных движениях, необходимых для здорового физического состояния ребёнка.

Физическое развитие детей я осуществляю не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движений, подвижные игры с элементами развития речи, конструирования и прочее.

На протяжении всего года в моей группе велась оздоровительная и лечебно-профилактическая работа, проводились закаливающие мероприятия. Ежедневно в группе проводились и проводятся: утренняя зарядка, оздоровительная гимнастика после сна, воздушные процедуры, дыхательные упражнения.

В течение дня я обязательно предусматриваю время для разнообразных подвижных игр, предоставляю возможность детям самостоятельно объединяться играть или упражняться.

В перерыве между занятиями я провожу двигательные разминки. Они позволяют детям активно отдохнуть, снять эмоциональное напряжение после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Я предлагаю детям упражнения типа «Кольцебросс», «Узнай по голосу», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Сбей кеглю», а также произвольные движения детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Также я уделяю большое внимание организации двигательной активности детей на прогулке. Стараюсь организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. На участке мы используем разнообразный выносной материал для повышения двигательной активности детей. Это - игрушки и мелкие физкультурные пособия (ведерки, песочницы, мячи).

На прогулке с детьми я провожу игры с элементами спортивных игр. Эти игры подготавливают детей к ознакомлению с правилами этих игр и занятию спортом.
Для стимулирования двигательной активности детей на участке я предлагаю им ролевые игры ("К дереву беги", "Спортивные состязания" и т.д.) тем самым создаю условия, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, подняться по пожарной лестнице).

Так же я уделяю внимание самостоятельной двигательной деятельности детей в течение дня. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Большое место в самостоятельной деятельности детей у нас в группе занимают подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, сближают детей.

Вся многообразная двигательная деятельность детей в течение дня проходит в нашей группе под руководством воспитателя. От этого зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка.

Я стараюсь, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а, уходя домой, имели интересную перспективу на завтра - поиграть в обещанную интересную игру.
Активно и плодотворно ведется работа с родителями. Для родителей были предоставлены консультации

Картотека

подвижных игр и игровых упражнений на прогулке

во второй младшей группе

Сентябрь

Ведущее место на прогулке отводится подвижным играм. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Данный материал представляет собой картотеку подвижных игр и игровых упражнений на прогулке для детей второй младшей группы на сентябрь месяц.

Форма картотеки удобна для использования и отражает все необходимые структурные компоненты двигательной деятельности детей на прогулке: подвижные игры, игровые упражнения, индивидуальная работа по развитию основных видов движения.

Картотека составлена из игр разной подвижности : игры малой, средней и большой подвижности; сюжетные и бессюжетные игры. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям.

Первая неделя


Понедельник

1.Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Задачи: друга, приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя.

2.Хороводная игра «Мы в лесу гуляли»

Задачи: закреплять умение детей ходить по кругу, подражать повадкам известных животных.

3.Игровое упражнение «Прокати мяч»

4. Индивидуальная работа « Мышки, цыплята»

Подлезание под шнур (высота шнура 40-50 см).

Вторник

Физкультурное занятие .

На прогулке.

1.Подвижная игра «Бегите ко мне»

2. Игровое упражнение «Пронеси не урони»

В руках у каждого ребенка по одному предмету (кубик, мяч и др). По сигналу воспитателя все одновременно идут к корзинам на другую сторону площадки кладут в них свои предметы и возвращаются назад.После некоторой паузы дети бегут за своими предметами.

3. Индивидуальная работа «Попрыгаем, как зайчики»

Среда

1. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Задачи: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

2. Подвижная игра «Попади в круг»

Задачи: бросать предметы в определенном направлении двумя руками,

3.Игровое упражнение «Пойдем по мостику»

Задачи: упражнять в равновесии.

(ходьба и бег между двумя линиями, расстояние между шнурами 20 см).

4. Индивидуальная работа «Докати мяч до флажка»

Четверг

Физкультурное занятие.

На прогулке

1.Подвижная игра с бегом «Солнышко и дождик»

Задачи: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

2. Игровое упражнение «Через ручеек»

Высоко поднимая колени, переступать через разложенные на земле в хаотичном порядке шнуры (расстояние между «ручейками» - 50-60 см, ширина «ручейков» - 10-15 см).

3. Индивидуальная работа «Озорной мячик»

Ребенок бросает мяч вперед, приносит его и отдает товарищу.

Пятница

1. Подвижная игра «Береги предмет»

Задачи: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в про странстве, развивать ловкость.

2. Бег стайкой на расстояние до 10 м.

3. Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»

Задачи: развивать у детей умение прыгать ритмично, в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в подпрыгивании на 2 ногах.

4. Индивидуальная работа «Пройди в воротики»

Сентябрь Вторая неделя

Понедельник

1. Подвижная игра «Поезд»

Задачи: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

2. Подвижная игра «Шире шагай»

Задачи: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, упражнять в перешагивании из обруча в обруч.

3. Игровое упражнение «Поймай комара»

Задачи: развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).

4. Индивидуальная работа

Катание мячей друг другу в положении стоя (расстояние 1,5 м).

Вторник

Физкультурное занятие

На прогулке

1. Подвижная игра «Найди свой домик»

Задачи :

2. Игровое упражнение «Жуки»

Ползание по бревну.

3.Индивидуальная работа с мячом «Докати до кегли»

Среда

1. Подвижная игра « Беги ко мне»

Задачи: учить детей действовать по сигналу, упражнять в ходьбе и беге в прямом направлении.

2. Подвижная игра «Пузырь»

Задачи: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично, упражнять в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.

3.Игровое упражнение «Бери мяч»

ку.

4. Индивидуальная работа «По мостику»

Ходьба и бег между двумя шнурами (ширина 20см) чередуются. Темп выполнения упражнений средний.

Четверг

Физкультурное занятие

На прогулке

1. Подвижная игра: «Догони мяч»

Задачи: развивать зрительно-двигательную координацию, быстроту реакции, упражнять детей в беге, вызывать радость у ребенка, поощрять самостоятельность.

2.Игровое упражнение «Пружинка»

Дети стоят полукругом, воспитатель напротив. Под счет (хлопки) педагога они ритмично приседают и выпрямляются, поднимаются на носки, подпрыгивают.

3 . Индивидуальная работа « Кто бросит дальше?»

Пятница

1. Подвижная игра «Найди свой домик »

Задачи : развивать у детей ориентировку в пространстве, внимательность, быстроту реакции; умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге.

2. Подвижная игра «Через болото»

Задачи: развивать ловкость, координацию движению, упражнять в равновесии.

3.Игровое упражнение

Катание мячей друг другу (расстояние 1,5 м).

4. Индивидуальная работа «Прокати и догони»

Ребенок прокатывает мяч вперед, а затем догоняет его и поднимает над головой.

Вторая младшая группа Сентябрь

Третья неделя


Понедельник

1. Подвижная игра «Медведь и дети»

Задачи: у чить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого, вызывать удовольствие от совместных действий, поощрять самостоятельность детей.

2. Подвижная игра «Заинька»

Задачи: приучать детей слушать пение, понимать содержание песни и выполнять движения в соответствии с ее текстом, вызывать подражание взрослому .

3.Игровое упражнение с мячом «Скати с горки»

На кубе лежит доска, дети (по 5 человек) с мячами или шариками в руках подходят к доске, скатывают их и, догнав, возвращаются на место.

4. Индивидуальная работа «Перепрыгнем канавку»

Прыжки через шнур, положенный на землю.

Вторник

Физкультурное занятие

На прогулке

1. Подвижная игра «Воробышки»

Задачи:

2. Игровое упражнение «Передай мяч»

Дети стоят в кругу, воспитатель берет мяч (диаметр 12-15 см) и предлагает передавать его двумя руками в правую (левую) сторону рядом стоящему ребен ку.

3. Индивидуальная работа

Катание мяча (шарика) друг другу (расстояние 2м).

Среда

1. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

2. Подвижная игра «Попади в круг»

Задачи: совершенствовать умение действовать с разными предметами, развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движений, ловкость.

3. Игровое упражнение с мячом «Скати с горки»

На кубе лежит доска, дети (по 5 человек) с мячами или шари ками в руках подходят к доске, скаты вают их и, догнав, возвращаются на место.

4. Тренирующая дорожка №1

Полоса препятствия (пеньки, бум, шины).

Четверг

Физкультурное занятие

На прогулке

1.Подвижная игра «Тучка и солнышко»

Задачи: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, у пражнять в ходьбе и беге.

2.Бег по кругу, держась за веревку

3. Игровое упражнение «Прокати и сбей»

Сбить кегли с расстояния 2 м.

4. Индивидуальная работа«Я тебе, ты мне»

Игра с воспитателем в мяч.

Пятница

1.Подвижная игра с бегом «Догони мяч»

Задачи: с овершенствовать бег в разном направлении; вызывать оживление, радость у ребенка; поощрять самостоятельность.

2.Подвижная игра « Воробушки и кот»

Задачи: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего.
3 . Игровое упражнение «Пойдем по мостику»

Ходьба по буму (ширина 25 см).

4.Индивидуальная работа «Девочки и мальчики прыгают как зайчики»

Вторая младшая группа Сентябрь

Четвертая неделя


Понедельник

1.Подвижная игра «Воронята»

Задачи: упражнять в беге, развивать внимание, умение подражать; учить действовать в соответствии с текстом; вызывать чувство радости от совместных действий.

2.Подвижная игра « «С кочки на кочку»

Задачи: продолжать учить подпрыгивать на двух ногах; спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания.

3. Игровое упражнение «Попади в воротики»

Прокатывание мяча в ворота (ширина 60-50 см) с расстояния 1,5 м,

4.Индивидуальная работа «брось дальше»

Бросание мешочка (мяча) вдаль.

Вторник

Физкультурное занятие

На прогулке

1.Подвижная игра с бегом «Беги ко мне »

Задачи: учить детей действовать по сигналу, упражнять в ходьбе и беге в прямом направлении.

2. Игровое упражнение «Полоса препятствий »

(пеньки, бум, шины).

3. Индивидуальная работа «Я тебе ты мне»

Игра в мяч с воспитателем.

Среда

1.Подвижная игра с бегом «Птичка и птенчики»

Задачи: развивать у детей выполнение движений по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях не задевая друг друга.

2.Подвижная игра «С кочки на кочку»

Задачи: учить детей прыгать из кружка в кружок.

3.Игровое упражнение «Пойдем по мостику»

Ходьба по дорожке (ширина 25 см).

4.Индивидуальная работа «Жуки»

Ползание на четвереньках по буму.

Четверг

Физкультурное занятие

На прогулке

1.Подвижная игра «Автомобили»

Задачи: р азвивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу, упражнять детей в беге, ходьбе.

2.Игровое упражнение «Поймай- прокати»

Дети выстраиваются полукругом, воспитатель, стоящий напротив, бросает мяч. Поймав мяч, ребенок приседает и катит его обратно воспитателю (если не поймал, то бежит за мячом).

3.Индивидуальная работа «Кто бросит дальше?»

Бросание правой и левой рукой мешочка или мяча вдаль.

Пятница

1.Подвижная игра с бегом «Найди свой домик»

Задачи : развивать у детей ориентировку в пространстве, внимательность, быстроту реакции; умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге.

2.Подвижная игра «Береги предмет»

Задачи: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость.

3.Игровое упражнение «Доползи до кубика»

Ползание начетвереньках с опорой на ладони и колени по бревну.

4.Индивидуальная работа «Полоса препятствий»

( шины пеньки, бревно).

Инна Гончарова

Задачи : Обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения его в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависит развитие двигательных навыков , памяти, восприятия, эмоций, мышления.

Двигаясь , дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём. Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка . Кроме того в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников : ребёнок оценивает своё "Я" по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели.

Неподвижность для маленьких детей утомительна , она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию.

Другим показателем является продолжительность двигательной активности дошкольников . Дети должны двигаться не менее 45-50% всего периода бодрствования, что позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребёнка в движении.

В зависимости от степени подвижности детей можно распределить их на три основных подгруппы (высокая, средняя, низкая подвижность) .

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения обычно уверенные, чёткие, целенаправленные.

Дети высокой подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается «малая степень её осознанности» . Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами движений.

Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик . Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков .

Создание условий на прогулке исходят из особенностей возраста и индивидуальных особенностей детей нашей группы .

Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.) . 3-4 года – также благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости) .

Организуя прогулку мы учитываем , какие занятия предшествовали ей. Если они носили подвижный характер (физкультура, музыка, то прогулку начинаем с наблюдения или самостоятельной деятельности детей . Если же дети на занятиях были ограничены в движениях, то прогулку начинаем с проведения подвижной игры, игровых или спортивных упражнений.

Зимой открывалась возможность создать новые условия для двигательной активности детей . Поэтому мы обустраивали наш участок снежными постройками. Около них хорошо играли в прятки или просто перебегали,от одной постройки к другой. Радость у детей вызывали выполненные из снега лабиринты, крепости, корабль. Елочка вокруг которой в Новогодние праздники дети охотно водили хоровод.

В своей работе широко используем п\игры. Игры развивают не только физически, в процессе овладевания различными движениями у детей формируется способность проявлять решительность,ловкость (Мыши и кот,внимание (Найди свой цвет,воображение(\Поймай снежинку,уверенно действовать в коллективе (Раз,два,три – беги) .

Логоритмические упражнения (на согласование речи и движения) н

: «Зайка серый умывается» , «Мы топаем ногами» , «Пузырь» .

Уделяем внимание ориентировке в пространстве через упражнения «Бегите ко мне» , «Найди свое место» .

Во время прогулок проводим индивидуальную работу с детьми, все упражнения проводятся в игровой форме.

Например : прыжки на двух ногах на месте, проводятся упражнения «С кочки на кочку» , «Через ручеек» , и др.

Основная индивидуальная работа проводиться с детьми с низким уровнем развития (Тимофей, Саша,Толя, Азиз) по всем направлениям.

Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей , в которой закрепляются знания, полученные на занятии. Предусматривается развитие взаимоотношений между детьми : объединение их для совместных игр, воспитание бережного отношения к игрушкам, приучение к порядку в игровом пространстве.

Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельности. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.

Мы работаем 9 месяцев сначала учебного года, уже прослеживается динамика. Например : Дети, которые раньше отказывались от физических занятий стали проявлять интерес и с большим энтузиазмом вместе с остальными ребятами играют в подвижные игры (Толя, Азизбек, Тимофей) .

Таким образом, каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе - это совершенно необходимо для его здоровья.

Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может создавать условия для активной деятельности детей , использовать нестандартное оборудование, природные условия, выносное оборудование, которое способствует развитию физических качеств организма. Кроме развивающего и воспитательного значения, правильно организованная и интересная прогулка вносит неоценимый вклад в здоровье наших воспитанников.

Литература :

1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей . [Текст]:Пособие для воспитателей д/сада /Е. Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1986.- 128с.

2. Змановский Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях //Дошкольное воспитание. - № 9.- 1993.- с. 23-25.

3. Иващенко О. Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке . //Дошкольное воспитание. - № 11.- 2007.- с. 56-59

4. Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности . //Дошкольное воспитание. - № 6.- 2000.- с. 30-37.

5. Теплюк С. Работа с детьми на прогулке //Дошкольное воспитание. - №1.- 1990.- с. 34-42.









Новое на сайте

>

Самое популярное