Домой Лечение зубов О «нечаянной радости» молитвы. Икона Нечаянная Радость – образ Богоматери Иконография образа “Нечаянная радость”

О «нечаянной радости» молитвы. Икона Нечаянная Радость – образ Богоматери Иконография образа “Нечаянная радость”

На сегодняшний день в православном мире и не только известно множество велик и чудотворных икон, которые обладают мистической силой. Все эти сверхъестественные способности не могут объяснить даже современные ученые. Много икон посвященных Богородице, которые находятся в церквях и храмах привлекают множество паломников. Они приходят к ним, чтобы помолится и попросить помочь, справиться с какими-либо трудностями в жизни. Так и 22 декабря в православном мире проводится праздник в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Эта икона является символом того, что нужно просить покаяние тем людям, которые сбились с пути и пытаются исправиться.

История иконы.

Причиной для написания иконы, стала одна повесть, написанная Русским служителем в православной церкви святителем Дмитрием, который являлся митрополитом Ростовским. Он жил в XVIII веке нашей эры и написал предание про милости Великой Богородицы. Среди всех его трудов была повесть, которая оказала великое значение для написания иконы «Нечаянная Радость».

Икона повествует об исцеление человека, который всю жизнь провел в грехах смертных. Каким бы ни был грешником этот человек, но он проводил каждое свое утро песнопениями о Великой Божией Матери. Неизвестным фактом для всех остается то, что никто так и не знает, кем на самом деле был этот человек. Он мог быть купцом, который добивался успеха нечестными сделками или же разбойником и грабить путешественников, которые заблудились на дороге. Ни одного факта о жизни этого человека не осталось.

И вот настал день очередного злого помысла. Человек пришел к иконе, стал на колени и начал просить помочь ему в его деяниях Богородицу. После молитвы, грешник поднял свой взор на икону и увидел то, что изменило его жизнь навсегда. Богородица ожила, раны сидящего у нее на руках младенца, начали кровоточить. Грешник испугался и стал молить Матушку Богородицу объяснить ему, что означают такие страшные знаки. Ответ был прост, она объяснила ему, что люда каждый день распинают Спасителя земного, ведь они каждый день проводят в грехах и злых помыслах. Таким образом, все мучения Христа передаются и ей, тем самым заставляют ее скорбеть. Выслушав объяснения Богородицы, человек понял, что своими грешными поступками его душа становилась ужасней с каждым днем.

Грешник пал духом и начал просить о помиловании у Богоматери, но его взгляд обратил внимание на то, что маленький Спаситель отворачивается от него. Грешник окутался страхом и попросил Богородицу, помолится за него перед своим сыном, он согласилась. Дважды Мать просила прощение у Христа, за грехи человека, но он так и не простил его. Прощение пришло лишь тогда, когда Богородица хотела пасть на колени вместе с грешником и молить о прощении. Христос смиловался и даровал прощение и искупление всех грехов. В знак своей милости, Спаситель позволил грешнику закрыть кровоточащие раны рукой своей. Если верить Дмитрию Ростовскому, то название иконы «Нечаянная Радость» пошла от этого великого события, ведь Иисус простил грехи человека, которому это было очень необходимо. После этого Великого события, грешник встал на путь истинный и в корни изменил свою жизнь, стал одним из благочестивых людей.

Символизм иконы.

Если рассмотреть икону, то можно понять, что композиция, которая изображена на ней, написана очень сложно, ведь там показаны все события, относящиеся к тем происшествиям. Получается, что на иконе просто нарисованы образы Богородицы и других святых. В ней старались изобразить все историю сюжета от начала до конца, который и стал поводом для написания этой иконы. На сегодняшний день не сохранилась та икона, перед которой грешник падал на колени и молил о прощении. Но вся история взывает людей, обратится к Господу, ведь только благодаря ему можно получить спасение, избавится от мук, грехов и гибели всего рода людского. С правой стороны образ Христа на иконе изображен в рваной одежде, на его теле множество ран, которые являются символом того, что он переносит все муки, причиняемые людьми, когда они совершают грешные деяния. На левой части иконы, изображен грешник, стоящий на коленях перед Спасителем и молящий о прощении. На этом произведении искусства даже написаны слова, которые грешник промолвил, прося Господа искупить все его грехи.

Что просят в молитвах перед иконой «Нечаянная Радость».

Икона может защищать человека от несчастий, к ней приходят тогда, когда помощь попросить уже не у кого. Она помогать решать все обыденные проблемы, с которыми человек сам не может справиться. Все те, у кого есть дети, приходят к этой иконе и молятся за них, прося Богоматерь помочь детям не свернуть с пути Божьего.

Часто к иконе приходят люди, которые уже сошли с пути, но поняли свои ошибки и хотят попросить наставить Богородицу их на путь истинный. Молящиеся перед этой иконой могут, надеется на то, что они получат все необходимое, чего не могли получить без молитвы раньше.

Икона также способна исцелять людей от болезней. Бывали случаи, когда у человека пропадала глухота, после молитв с просьбами о помощи. Во время военных действий, русские женщины приходили к Божией матери и просили помочь их родным вернуться с фронта.

В мире известно множество мистических и Великих икон, в их силу может верить не каждый человек. В церкви приходят молиться даже те скептики, которые уже не могут ждать помощи от кого-либо. Вера пытается направить человека на праведный путь, следовать ему или нет, человек решает сам.

Икона Нечаянная Радость – это чудотворная икона, изображающая Божью Матерь. Она особо почитаема в традиции Русской Православной Церкви. Подробнее в статье!

Икона Нечаянная Радость: история возникновения

Без скорбей нам не прожить никак, но ведь и радости переживаем. И если в скорбях, бросая самые неотложные дела, торопимся в храм – умолить, упросить, дабы миновала нас сия горькая чаша, в радости и мысли не держим, чтобы поспешить тем же путем – поблагодарить.

В Москве, совсем недалеко от метро “Кропоткинская”, есть храм Илии пророка. Многие москвичи называют его еще Обыденным. Храм Илии Обыденного. Почему? Да, сейчас слово “обыденный” по отношению к храму нас удивляет, мы уже давно и прочно вкладываем в него свой далекий от духовного значения смысл. А наши предки хорошо знали, что такое обыденный храм. Это храм, построенный в один день. Да, да, собрались всем миром еще затемно, быстро распределились, кто, где, и – строили. По кирпичику, по камушку, по дощечке. И к вечеру – Господи, благослови нас в Твоем новом доме!

Вот и храм Илии пророка тоже обыденный. И переулок, на котором стоит храм, тоже называется Обыденным. В 1592 году на этом месте был в один день поставлен деревянный храм. А уж потом, через сто лет, каменный. Господь уберег храм Илии Обыденного от большевистского разора, он не закрывался. “Мелким хулиганством” отметили его: сбросили в 1933 году колокола. На том и обошлось. Храм стал пристанищем святынь из тех церквей, которые попали под горячую руку, дурную голову и пустое сердце строителей новой жизни. Именно таким образом и оказалась в храме Илии Обыденного чудотворная икона “Нечаянная Радость”. Сначала помещалась она в Кремле в малом храме равноапостольных Константина и Елены, затем, после его разрушения, перебралась в Сокольники, в церковь Воскресения Христова, а уже с 1944 года – здесь, в Обыденном переулке.

Икону “Нечаянная Радость” очень любят. К ней несут цветы, к ней идут на поклонение даже те, кто оказывается в Москве проездом. Нечаянная Радость… Вроде бы и ясно все, и вроде бы есть какая-то недоговоренность. А история этой иконы такова. Жил один грешник, непотребными делами умножал свои дни, но, несмотря на это, всегда молился перед иконой Божией Матери. В очередной раз собрался на грех и в очередной раз подошел к иконе. “Радуйся, Благодатная…” только и успел произнести слова Архангела Гавриила. И замолчал, потрясенный увиденным. Вдруг у Богомладенца, Которого держала Дева Мария, на руках, ногах и в боку, открылись язвы, самые настоящие, стали кровоточить. Не помнящий себя от ужаса грешник пал ниц, закричал:

–Кто сделал это!

И услышал страшные слова Богородицы:

–Ты. Вы, грешники, распинаете сына Моего, вы оскорбляете Меня беззаконными делами, а потом еще смеете называть Меня Милосердной.

Горькими слезами стал обливаться грешник.

–Помилуй меня, – просил Богородицу, – прости, умоли обо мне Сына.

Богородица тут же произнесла молитву: “Прости вся дела его, елико содея”. Только молчал Предвечный Сын, а грешник в ужасе метался пред иконой:

–Помилуй меня, умоли!

Наконец, услышал он слова прощения. И услышал тогда, когда совсем было отчаялся, памятуя о тяжести своих грехов. Но милосердие Божие беспредельно. Бросился к иконе прощенный грешник, стал лобзать кровавые раны распинаемого нашими грехами Спасителя. И не чаял, и не надеялся уже… И вот она, нечаянная радость, посетила его почти дрогнувшее сердце. С тех пор, говорят, стал жить благочестиво.

Эта история и послужила поводом для написания иконы “Нечаянная Радость”. На ней изображен стоящий на коленях человек. Он простирает руки к иконе, на которой Божия Матерь держит на коленях Своего Сына. Внизу, под ликом, обычно помещают первые слова рассказывающей об этом повести: “Человек некий беззаконный…”

Человек некий, беззаконный… Уж не про нас ли? Думается, все мы, напрягши память и не напрягши, можем вспомнить, как не раз и не два, а множество раз грешили в большом и малом, при этом постоянно оправдывая себя, находя самые убедительные доводы, что иначе никак… Конечно, в глубинах души, самых потаенных, мы всегда правильно понимаем, что есть что. Но то, что понимаем сами, разве обязательно объявлять другим? Мы не знаем, на какой такой грех отправлялся человек, подошедший к иконе за благословением. Для нас это не так и важно, собственные грехи более жгучи и непростительны. Но нас не всегда смущает это, кажется, мы знаем лучше, что нам полезно, что для нас необходимо, и просим не вразумить на доброе, а дать, дать… Помню, как говорил один московский пастырь в проповеди:

– Мы не просим, мы требуем. Господи, да будет воля моя. Моя, а не Твоя, потому что я лучше знаю, что мне потребно.

Видимо, грех, особенно грех неосознанный, который для нас почти что добродетель, и способен уязвить до крови Христово Тело. Ведь и тот “человек некий беззаконный” тоже подошел к иконе благословиться на грех. Одна обиженная женщина сетовала мне недавно на… Бога:

–Знала бы ты, как я молилась! Колени стерла в поклонах, все просила: не допусти, Господи, брака моего сына, не такая ему нужна жена, не будут они жить, нутром чувствую. А он и слушать не хочет. Как молилась! Накануне свадьбы уже, они водку к столу закупают, а я все молюсь. Ну и какой толк? Расписались…

“Да будет воля моя…” Классический случай, когда жизнь без сомнений воспринимается нами как нормальная, правильная, здоровая. Нет сомнения, что я знаю лучше, какая женщина нужна моему сыну, какая профессия дочке, какая марка машины зятю. И мы просим: подкрепи, Господи, мои неопровержимые доводы, скажи всем им, что я права. А Господь не торопится. Ждет. Ждет, когда, наконец, усомнимся мы в своей надуманной, пагубной правоте, когда вдруг прозреет наше сердце. Тогда и одарит человека нечаянной радостью. Не ждали, не ведали, а вот одарены!

“Нечаянная радость” – икона, призывающая нас к труду. Труду духовному, молитвенному. Результаты того труда явятся, ох, не сразу. Их нам намывать и намывать. Не зря ведь молитвенный труд называют подвигом. “Трудись и молись”, – учили древние подвижники. Всегда трудись и всегда молись. А мы хоть раз, а если нет, то “какой толк?”

Но ведь икона-то называется “нечаянная Радость”. А раз нечаянная, значит, нежданная, негаданная, как снег на голову, как золотой целковый на дороге, как подарок. Да, радости нечаянные, нежданные, очень украшают нашу жизнь. Иногда бывает, из состояния затяжной, измотавшей депрессии нас способен вызволить даже нежданный звонок хорошего человека.

–Как я хочу тебя видеть, – скажет хороший человек, – мне так надо с тобой встретиться.

И – чудеса! Занудство наше (все не так, все не эдак) моментально окажется попранным здоровым желанием отодвинуть шторы, подойти к зеркалу… Нечаянная радость легким шагом прошлась по тяжелой душе, такая маленькая, такая нечаянная радость…

Как важно воспитать в себе обязательность по отношению к такой радости. Она в благодарении. Не забыть сказать “спасибо”. Ведь, получая подарок, даже самый невоспитанный из нас хоть тихонько да буркнет “спасибо”. А радость нечаянная – подарок духовный. Благодарение за него – в молитве. “Я не знаю ни одной молитвы, совсем не умею молиться, подойду к иконе и думаю: что дальше-то делать? Ну перекрестилась, а дальше что? ” Редакция часто получает подобные письма, и нет в том ничего удивительного. Мы знаем английский, потому что закончили курсы иностранных языков, мы умеем водить машину, потому что сдали экзамены на водительские права, мы умеем вязать, потому что наша мама нас научила, и пироги печем по бабушкиному рецепту. А молиться нас никто не учил. Мы в лучшем случае самоучки, в худшем – неучи. Но, во-первых, учиться никогда не поздно. Во-вторых, разве Господу нужны наши пространные речи? “Слава Тебе, Господи!” – самая коротенькая на свете молитва. Вот уже и выучили. Произнесенная с покаянным сердцем, она быстрее дойдет “по назначению”, чем протараторенное без чувства полное молитвенное правило из молитвослова. Но есть и особое моление иконе “Нечаянная Радость” – акафист.

Чему учит акафист перед “Нечаянной Радостью”?

Акафист – слово греческое и переводится оно как гимн, который поется стоя. Стоя перед иконой. Каждому празднику, каждому святому Русской Православной Церкви, каждой иконе сложен свой акафист. Это особое поэтическое творчество. Давайте раскроем акафист Пресвятой Богородице “ради чудотворного Ея образа Нечаянныя Радости”. Вот только несколько акафистных строк: “радуйся, Радость всему миру Родившая. Радуйся, яко пламень страстей наших угасаеши. Радуйся, благ временных Ходатаице. Радуйся, нечаянную радость верным Дарующая”. Акафист можно читать и дома. Бывают моменты, когда дарованная нам нечаянная радость таким светом зальет душу, что от избытка сердца начинают глаголать наши уста. Вот тут-то самое время встать перед образом и почитать акафист.

Если всмотреться в нашу жизнь пристальнее, мы без труда обнаружим в ней много поводов для нечаянной радости. Сын сдал физику на “четыре”, а вам казалось, что и тройка – благо, – нечаянная радость. Неделю лил дождь, а сегодня солнце во весь небосклон – нечаянная радость. Вы подобрали крошечного щенка, который вскоре стал вашим другом, мужу неожиданно выделили две (вам и ему) бесплатные путевки в санаторий, да мало ли… Жизнь соткана из маленьких радостей, половина из которых нечаянна, столько поводов к благодарению. Другое дело нет у нас навыка. Просить, умолять, плакать перед иконой мы умеем, приспичит, враз обучимся, а вот благодарить… Давайте учиться благодарить. И детей учить. Ведь детям эта наука так необходима по жизни. Неблагодарный человек, забывающий поблагодарить ближнего за милость к нему, тем более забудет и о высшем благодарении. Рецидивом его плохой памяти будет его неспособность к радости сердечной. А неспособность к радости сердечной станет причиной безрадостной, обуженной до рамок земного бытия жизни. Вот ведь какая цепная реакция, вот ведь какая прочная связь.

Икона Нечаянная Радость – это чудотворная икона, изображающая Божью Матерь. Она особо почитаема в традиции Русской Православной Церкви. Подробнее в статье!

Икона Нечаянная Радость: история возникновения

Без скорбей нам не прожить никак, но ведь и радости переживаем. И если в скорбях, бросая самые неотложные дела, торопимся в храм – умолить, упросить, дабы миновала нас сия горькая чаша, в радости и мысли не держим, чтобы поспешить тем же путем – поблагодарить.

В Москве, совсем недалеко от метро “Кропоткинская”, есть храм Илии пророка. Многие москвичи называют его еще Обыденным. Храм Илии Обыденного. Почему? Да, сейчас слово “обыденный” по отношению к храму нас удивляет, мы уже давно и прочно вкладываем в него свой далекий от духовного значения смысл. А наши предки хорошо знали, что такое обыденный храм. Это храм, построенный в один день. Да, да, собрались всем миром еще затемно, быстро распределились, кто, где, и – строили. По кирпичику, по камушку, по дощечке. И к вечеру – Господи, благослови нас в Твоем новом доме!

Вот и храм Илии пророка тоже обыденный. И переулок, на котором стоит храм, тоже называется Обыденным. В 1592 году на этом месте был в один день поставлен деревянный храм. А уж потом, через сто лет, каменный. Господь уберег храм Илии Обыденного от большевистского разора, он не закрывался. “Мелким хулиганством” отметили его: сбросили в 1933 году колокола. На том и обошлось. Храм стал пристанищем святынь из тех церквей, которые попали под горячую руку, дурную голову и пустое сердце строителей новой жизни. Именно таким образом и оказалась в храме Илии Обыденного чудотворная икона “Нечаянная Радость”. Сначала помещалась она в Кремле в малом храме равноапостольных Константина и Елены, затем, после его разрушения, перебралась в Сокольники, в церковь Воскресения Христова, а уже с 1944 года – здесь, в Обыденном переулке.

Икону “Нечаянная Радость” очень любят. К ней несут цветы, к ней идут на поклонение даже те, кто оказывается в Москве проездом. Нечаянная Радость… Вроде бы и ясно все, и вроде бы есть какая-то недоговоренность. А история этой иконы такова. Жил один грешник, непотребными делами умножал свои дни, но, несмотря на это, всегда молился перед иконой Божией Матери. В очередной раз собрался на грех и в очередной раз подошел к иконе. “Радуйся, Благодатная…” только и успел произнести слова Архангела Гавриила. И замолчал, потрясенный увиденным. Вдруг у Богомладенца, Которого держала Дева Мария, на руках, ногах и в боку, открылись язвы, самые настоящие, стали кровоточить. Не помнящий себя от ужаса грешник пал ниц, закричал:

–Кто сделал это!

И услышал страшные слова Богородицы:

–Ты. Вы, грешники, распинаете сына Моего, вы оскорбляете Меня беззаконными делами, а потом еще смеете называть Меня Милосердной.

Горькими слезами стал обливаться грешник.

–Помилуй меня, – просил Богородицу, – прости, умоли обо мне Сына.

Богородица тут же произнесла молитву: “Прости вся дела его, елико содея”. Только молчал Предвечный Сын, а грешник в ужасе метался пред иконой:

–Помилуй меня, умоли!

Наконец, услышал он слова прощения. И услышал тогда, когда совсем было отчаялся, памятуя о тяжести своих грехов. Но милосердие Божие беспредельно. Бросился к иконе прощенный грешник, стал лобзать кровавые раны распинаемого нашими грехами Спасителя. И не чаял, и не надеялся уже… И вот она, нечаянная радость, посетила его почти дрогнувшее сердце. С тех пор, говорят, стал жить благочестиво.

Эта история и послужила поводом для написания иконы “Нечаянная Радость”. На ней изображен стоящий на коленях человек. Он простирает руки к иконе, на которой Божия Матерь держит на коленях Своего Сына. Внизу, под ликом, обычно помещают первые слова рассказывающей об этом повести: “Человек некий беззаконный…”

Человек некий, беззаконный… Уж не про нас ли? Думается, все мы, напрягши память и не напрягши, можем вспомнить, как не раз и не два, а множество раз грешили в большом и малом, при этом постоянно оправдывая себя, находя самые убедительные доводы, что иначе никак… Конечно, в глубинах души, самых потаенных, мы всегда правильно понимаем, что есть что. Но то, что понимаем сами, разве обязательно объявлять другим? Мы не знаем, на какой такой грех отправлялся человек, подошедший к иконе за благословением. Для нас это не так и важно, собственные грехи более жгучи и непростительны. Но нас не всегда смущает это, кажется, мы знаем лучше, что нам полезно, что для нас необходимо, и просим не вразумить на доброе, а дать, дать… Помню, как говорил один московский пастырь в проповеди:

– Мы не просим, мы требуем. Господи, да будет воля моя. Моя, а не Твоя, потому что я лучше знаю, что мне потребно.

Видимо, грех, особенно грех неосознанный, который для нас почти что добродетель, и способен уязвить до крови Христово Тело. Ведь и тот “человек некий беззаконный” тоже подошел к иконе благословиться на грех. Одна обиженная женщина сетовала мне недавно на… Бога:

–Знала бы ты, как я молилась! Колени стерла в поклонах, все просила: не допусти, Господи, брака моего сына, не такая ему нужна жена, не будут они жить, нутром чувствую. А он и слушать не хочет. Как молилась! Накануне свадьбы уже, они водку к столу закупают, а я все молюсь. Ну и какой толк? Расписались…

“Да будет воля моя…” Классический случай, когда жизнь без сомнений воспринимается нами как нормальная, правильная, здоровая. Нет сомнения, что я знаю лучше, какая женщина нужна моему сыну, какая профессия дочке, какая марка машины зятю. И мы просим: подкрепи, Господи, мои неопровержимые доводы, скажи всем им, что я права. А Господь не торопится. Ждет. Ждет, когда, наконец, усомнимся мы в своей надуманной, пагубной правоте, когда вдруг прозреет наше сердце. Тогда и одарит человека нечаянной радостью. Не ждали, не ведали, а вот одарены!

“Нечаянная радость” – икона, призывающая нас к труду. Труду духовному, молитвенному. Результаты того труда явятся, ох, не сразу. Их нам намывать и намывать. Не зря ведь молитвенный труд называют подвигом. “Трудись и молись”, – учили древние подвижники. Всегда трудись и всегда молись. А мы хоть раз, а если нет, то “какой толк?”

Но ведь икона-то называется “нечаянная Радость”. А раз нечаянная, значит, нежданная, негаданная, как снег на голову, как золотой целковый на дороге, как подарок. Да, радости нечаянные, нежданные, очень украшают нашу жизнь. Иногда бывает, из состояния затяжной, измотавшей депрессии нас способен вызволить даже нежданный звонок хорошего человека.

–Как я хочу тебя видеть, – скажет хороший человек, – мне так надо с тобой встретиться.

И – чудеса! Занудство наше (все не так, все не эдак) моментально окажется попранным здоровым желанием отодвинуть шторы, подойти к зеркалу… Нечаянная радость легким шагом прошлась по тяжелой душе, такая маленькая, такая нечаянная радость…

Как важно воспитать в себе обязательность по отношению к такой радости. Она в благодарении. Не забыть сказать “спасибо”. Ведь, получая подарок, даже самый невоспитанный из нас хоть тихонько да буркнет “спасибо”. А радость нечаянная – подарок духовный. Благодарение за него – в молитве. “Я не знаю ни одной молитвы, совсем не умею молиться, подойду к иконе и думаю: что дальше-то делать? Ну перекрестилась, а дальше что? ” Редакция часто получает подобные письма, и нет в том ничего удивительного. Мы знаем английский, потому что закончили курсы иностранных языков, мы умеем водить машину, потому что сдали экзамены на водительские права, мы умеем вязать, потому что наша мама нас научила, и пироги печем по бабушкиному рецепту. А молиться нас никто не учил. Мы в лучшем случае самоучки, в худшем – неучи. Но, во-первых, учиться никогда не поздно. Во-вторых, разве Господу нужны наши пространные речи? “Слава Тебе, Господи!” – самая коротенькая на свете молитва. Вот уже и выучили. Произнесенная с покаянным сердцем, она быстрее дойдет “по назначению”, чем протараторенное без чувства полное молитвенное правило из молитвослова. Но есть и особое моление иконе “Нечаянная Радость” – акафист.

Чему учит акафист перед “Нечаянной Радостью”?

Акафист – слово греческое и переводится оно как гимн, который поется стоя. Стоя перед иконой. Каждому празднику, каждому святому Русской Православной Церкви, каждой иконе сложен свой акафист. Это особое поэтическое творчество. Давайте раскроем акафист Пресвятой Богородице “ради чудотворного Ея образа Нечаянныя Радости”. Вот только несколько акафистных строк: “радуйся, Радость всему миру Родившая. Радуйся, яко пламень страстей наших угасаеши. Радуйся, благ временных Ходатаице. Радуйся, нечаянную радость верным Дарующая”. Акафист можно читать и дома. Бывают моменты, когда дарованная нам нечаянная радость таким светом зальет душу, что от избытка сердца начинают глаголать наши уста. Вот тут-то самое время встать перед образом и почитать акафист.

Если всмотреться в нашу жизнь пристальнее, мы без труда обнаружим в ней много поводов для нечаянной радости. Сын сдал физику на “четыре”, а вам казалось, что и тройка – благо, – нечаянная радость. Неделю лил дождь, а сегодня солнце во весь небосклон – нечаянная радость. Вы подобрали крошечного щенка, который вскоре стал вашим другом, мужу неожиданно выделили две (вам и ему) бесплатные путевки в санаторий, да мало ли… Жизнь соткана из маленьких радостей, половина из которых нечаянна, столько поводов к благодарению. Другое дело нет у нас навыка. Просить, умолять, плакать перед иконой мы умеем, приспичит, враз обучимся, а вот благодарить… Давайте учиться благодарить. И детей учить. Ведь детям эта наука так необходима по жизни. Неблагодарный человек, забывающий поблагодарить ближнего за милость к нему, тем более забудет и о высшем благодарении. Рецидивом его плохой памяти будет его неспособность к радости сердечной. А неспособность к радости сердечной станет причиной безрадостной, обуженной до рамок земного бытия жизни. Вот ведь какая цепная реакция, вот ведь какая прочная связь.

Икона “Нечаянная Радость” учит нас благодарной жизни. Перед ликом Пресвятой Богородицы каждый из нас жалок, грешен и неприкаян. И не надо стыдиться этого, как великого позора. Надо признать это и обрадоваться нечаянно, что принят, что теперь перед тобой широкий простор и неограниченные возможности. Помните, в акафисте? “Радуйся, нечаянную радость верным Дарующая”. А не тем, кто на длинном марафоне от греха к греху вдруг делает зигзаг в сторону иконы и на всякий случай застывает перед ней в минутной паузе. Верные те, кто показал свою верность и делом, и словом, и ненавистью к греху, и молитвой. Помоги нам, “Нечаянная радость”, приблизиться к верным. Дай нам силы и вразумление.

Акафист Пресвятой Богородице перед ее иконой, именуемой “Нечаянная радость”

Кондак 1

Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, явившейся иногда к человеку беззаконну, во еже отвратити его от пути нечестия, благодарственное пение приносим Ти, Богородительнице; Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти: Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Икос 1

Ангели и праведных души удивишася, егда предстала еси пред Сыном Твоим и Богом и многим молением ходатайствовала еси о человеце, присно во гресех пребывающем; мы же, очима веры толикое Твое благоутробие зряще, со умилением взываем Ти сице: Радуйся, молитвы всех христиан приемлющая; радуйся, и самых отчаянных грешников моления не отвергающая. Радуйся, к Сыну Твоему о них предстательствующая; радуйся, нечаянную радость спасения им подающая. Радуйся, предстательством Твоим весь мир спасающая; радуйся, вся наша печали утоляющая. Радуйся, Мати всех Бога, озлобленных души утешающая; радуйся, житие наше добре устрояющая. Радуйся, избавление от грехов всем человеком принесшая; радуйся, Радость всему миру родившая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 2

Видящи Пресвятая человека, аще и беззаконна, но на всяк день с верою и упованием пред честною Ея иконою долу повергающагося и Архангельское приветствие Ей приносящаго, внят и таковаго грешника славословии., да вси, зрящее Ея Матернее милосердие, на Небеси и на земли вопиют Богу: Аллилуа.

Икос 2

Разум человеческий воистину превосходит любовь Твоя к роду христианскому, яко и тогда не престала еси от ходатайства Твоего о человеце беззаконном, егда Сын Твой показа Тебе язвы гвоздинныя, грехи человеческими Ему соделанныя. Зряще Тя толико неотступную Предстательницу за нас, грешных, со слезами вопием Ти: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго, от Бога нам дарованная; радуйся, Путеводительнице наша, к Небесному Отечеству нас возводящая. Радуйся, верных ограждение и прибежище; радуйся, помоще всех призывающих Имя Твое святое. Радуйся, всеми презренных и отверженных от рова погибели исхищающая; радуйся, тех на путь правый обращающая. Радуйся, непрестанное уныние и мрак душевный отгоняющая; радуйся, иждившим от недуга ум новый и лучший смысл подающая. Радуйся, оставленных врачами на Своя всемощные руце приемлющая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Кондак 3
Сила благодати преизобиловала тамо, идеже умножися грех; да радуются на Небеси вси Ангели о единем грешнице покаявшемся. Поющее пред Престолом Божиим: Аллилуа.

Икос 3

Имущи к роду христианскому Матернее милосердие, всем с верою и упованием прибегающим к Тебе подаеши руку помощи, Владычице, да вси единем сердцем и едиными усты славословие приносят Ти сицевое: Радуйся, яко Тобою к нам нисходит Божие благоволение; радуйся, яко Тобою и мы имамы вящшее к Богу дерзновение. Радуйся, яко во всех бедах и обстояниих наших приносиши Сыну Твоему усердныя о нас молитвы; радуйся, яко и наша молитвы приятными Богу соделоваеши. Радуйся, яко невидимых врагов от нас отгоняеши; радуйся, яко от видимых врагов нас избавляеши. Радуйся, яко сердца злых человек умягчаеши; радуйся, яко от клеветы, досаждения и укорения нас изъимаеши. Радуйся, яко Тобою вся благая желания наша исполняются; радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 4

Бурю внутрь имея греховных помышлений, человек беззаконен моляшеся пред честною иконою Твоею и, видев Кровь от язв Предвечнаго Сына Твоего потоками, якоже на Кресте, текущую, паде от страха и с рыданием тако вопияше Ти: «Помилуй мя, о Мати милосердия, да не преодолеет злоба моя неизреченныя благости и милосердия Твоего, Ты бо еси всем грешником едина Надежда и Прибежище; преклонися убо на милость, Благая Мати, и умоли о мне Сына Твоего и Творца моего, да непрестанно зову Ему: Аллилуа.

Икос 4

Слышавше небожители о чудеснем молитвами Твоими спасении их земнаго гибнущаго брата, прославиша Тя, благосердую Царицу Небесе и земли; и мы, грешнии, сведавше таковое подобнаго нам грешника заступление, аще и недоумевает язык наш восхвалити Тя по достоянию, от глубины умиленнаго сердца нашего воспеваем Ти сице: Радуйся, Споручнице спасения грешных; радуйся, Взыскание погибших. Радуйся, Нечаянная грешных Радосте; радуйся, падших возстание. Радуйся, Предстательнице к Богу, мир от бед спасающая; радуйся, яко гласа молитв Твоих беси трепещут. Радуйся, яко Ангели сему радуются; радуйся, яко и нас, земнородных, сила молитв Твоих веселия исполняет. Радуйся, яко теми от тины грехов нас изъимаеши; радуйся, яко пламень страстей наших угашаеши. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 5

Боготечную звезду – чудотворную икону Матере Твоея показал еси нам, Господи, ибо, взирающе на образ Ея телесныма очима, умом и сердцем к Первообразней возвышаемся и Ею к Тебе востекаем, поюще: Аллилуа.

Икос 5

Видевше Ангели Хранители христиан, яко Божия Матерь споспешествует им в наставлении тех, заступлении и спасении, потщашася сице возопити Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим: Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая; радуйся, Ему всегда о роде христианстем моления приносящая. Радуйся, в христианстей вере и благочестии Наставнице; радуйся, ересей и тлетворных расколов Искоренительнице. Радуйся, от растлевающих душу и тело соблазнов сохраняющая; радуйся, от опасных обстояний и внезапныя смерти, без покаяния и Святаго Причащения, избавляющая. Радуйся, уповающим на Тя живота непостыдный конец дарующая; радуйся, и по смерти за отшедщую на суд Господень душу пред Сыном Твоим неотступно ходатайствующая. Радуйся, Твоим Матерним предстательством от вечнаго мучения сию избавляющая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 6

Проповедник чуднаго Твоего милосердия, дарованнаго некоему человеку беззаконну, явися святый Димитрий Ростовский, иже, списуя великая и славная и изрядная дела Божия, в Тебе явленная, предаде письмени и сие дело милости Твоея в научение и утешение всем верным, да и тии, во гресех, бедах, скорбех и озлоблениих суще, многажды на всяк день с верою в молитве пред образом Твоим колена преклоняют и, тех избывшее, вопиют Богу: Аллилуа.

Икос 6

Возсия нам, яко пресветлая заря, чудотворная икона Твоя, Богомати, прогоняя тьму бед и скорбей от всех, с любовию вопиющих Ти сице: Радуйся, Целительнице наша в болезнех телесных; радуйся, Благая Утешительнице в печалех наших душевных. Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая; радуйся, ненадеющихся несумненною надеждою возвеселяющая. Радуйся, алчущих Питательнице; радуйся, нагих одеяние. Радуйся, вдов Утешительнице; радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице. Радуйся, неправедно гонимых и обидимых Заступнице; радуйся, гонящих и обидящих правосудная Отмстительнице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 7

Хотя Законодавец Правосудный Господь Сам быти закона Исполнитель и явити милосердия Своего бездну, преклонися на усердное моление Твое, Преблагословенная Мати Дево, о человеце беззаконне, глаголя: «Закон повелевает, да сын чтит матерь. Аз Сын Твой, Ты же Мати Моя: Аз Тя должен чтити, послушая Твоего моления; буди убо, якоже хощеши: ныне прощаются ему греси Тебе ради». Мы же, видяще таковую силу молитвы Ходатаицы нашей о прошении согрешений наших, прославим милосердие и неизреченное благоутробие Ея, зовущее: Аллилуа.

Икос 7

Новое дивное и славное знамение всем верным явися, яко не токмо Матери Твоей, но и пречистому Ея Лику, на доске изображенному, силу чудотворения даровал еси, Господи; сему таинству дивящеся, во умилении сердца вопием к Ней таковая: Радуйся, премудрости и благости Божия откровение; радуйся, веры утверждение. Радуйся, благодати явление; радуйся, душеполезных знаний дарование. Радуйся, душевредных учений низложение; радуйся, беззаконных навыков нетрудное преодоление. Радуйся, слово премудрости просящим дарующая; радуйся, несмысленныя разумныя соделовающая. Радуйся, детем, неудобь учащимся, разум подающая; радуйся, юности благая Охранительнице и Наставнице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 8

Странное и ужасное видение бысть некоему человеку беззаконну, показуя ему благость Господню, предстательством Богоматере грехи его прощающую; сего ради оттоле, исправль свое житие, поживе богоугодне. Сице и мы, славная дела и многоразличную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений и ум и сердце наше на Небеса возведем, поюще Богу: Аллилуа.

Икос 8

Вся в вышних пребывающи, и нижних никакоже отступила еси, Премилосердая Царице Небесе и земли; аще бо по Успении Твоем и взошла на Небеса с пречистою Твоею плотию, обаче и грешныя земли не оставила еси, являющися Причастница Промышления Сына Твоего о роде христианстем. Сего ради Тя по долгу ублажаем: Радуйся, сиянием пречистыя души Твоея всю землю просветившая; радуйся, чистотою телесе Твоего вся Небеса возвеселившая. Радуйся, Промышления Сына Твоего о роде христианстем Святая Служительнице; радуйся, о всем мире усердная Предстательнице. Радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая; радуйся, всегда матернюю любовь к нам являющая. Радуйся, всех даров, духовных и телесных, независтная Подательнице; радуйся, благ временных Ходатаице. Радуйся, двери Царствия Христова верным отверзающая; радуйся, и на земли чистаго веселия сердца их исполняющая. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися делу Твоего милосердия, Господи, яко даровал еси толико твердую и теплую Заступницу и Помощницу роду христианскому, нам невидимо спребывающу, слышащу же Тебе поющих: Аллилуа.

Икос 9

Ветия многовещанныя, но не богопросвещеннии суесловят, яко поклонение святому образу аки бы поклонение идолу есть; не разумеют бо, яко честь, святому образу воздаваемая, на Первообразная восходит. Мы же не токмо сия добре ведуще, но и от верных человек о многих чудотворениих от Лика Богоматере слышаще, и сами поклонением ему потребная ко временней и вечней жизни приемлюще, с веселием Богородице взываем: Радуйся, яко от священнаго Лика Твоего чудеса деются; радуйся, яко утаися премудрость и благодать сия от мудрых и разумных века сего. Радуйся, яко открыся та младенцем в вере; радуйся, яко прославляющих Тя прославляеши. Радуйся, яко отвергающих Тя пред всеми посрамляеши; радуйся, яко от потопления, огня и меча, от смертоносныя язвы и от всякаго зла прибегающих к Тебе избавляеши. Радуйся, яко вся болезни человечестии, душевныя и телесныя, милостивно врачуеши; радуйся, яко праведный гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляеши. Радуйся, яко Ты еси тихое пристанище от бурь плавающим по морю житейскому; радуйся, яко и по конце житейскаго плавания нашего надежно приводиши нас в необуреваемую страну Царствия Христова. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 10

Спасти хотя человека некоего беззаконна от заблуждения жизненнаго пути его, дивное видение от пречестныя иконы Твоея показала еси ему, Преблагословенная, да, чудо видя, покается и, из глубины греховныя милосердным промышлением Твоим воздвигнутый, вопиет Богу: Аллилуа.

Икос 10

Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе притекающим, ибо небесе и земли Творец, вселивыйся во утробу Твою и от Тебе родивыйся, яви Тя, Приснодеву, стража девства, чистоты и целомудрия и сосуд всякия добродетели, и всех возглашати Тебе научи: Радуйся, столпе и ограждение девства; радуйся, чистоты и целомудрия незримая Охранительнице. Радуйся, добрая девам Наставнице; радуйся, невест благая Украсительнице и Споручнице. Радуйся, всежеланное совершение благих супружеств; радуйся, матерей детородящих скорое разрешение. Радуйся, младенцев воспитание и благодатное охранение; радуйся, безчадных родителей плодами веры и Духа веселящая. Радуйся, матерей скорбящих утешение; радуйся, тайное веселие чистых дев и вдовиц. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносяще Ти, недостойнии, просим Тебе, Дево Богородице: не презри гласа рабов Твоих; к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, поюще: Аллилуа.

Икос 11

Светоподательную свещу, сушим во тьме греха и юдоли плача явившуюся, зрим Святую Деву; духовный бо огнь молитв Своих, наставления и утешения возжигающи, приводит к Свету Невечернему всех, воззвании почитающих ю сими: Радуйся, Луче от Солнца Правды – Христа Бога нашего; радуйся, нечистую совесть просвещающая. Радуйся, тайная и неудобь предвиденная вся добре ведущая и имже подобает сказующая; радуйся, лживых провидцев и суетная гадания посрамляющая. Радуйся, в час недоумений мысль благу на сердце полагающая; радуйся, в посте, молитве и богомыслии пребывающим присно спребывающая. Радуйся, верных пастырей Церкве ободряющая и вразумляющая; радуйся, богобоязненных иноков и инокинь присное утешение. Радуйся, кающихся пред Богом грешников непостыдная Заступнице; Радуйся, всех христиан теплая Ходатаице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри нам руку помощи, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, да не погибнем люте, без покаяния, но приими нас в вечныя кровы, Богородительнице, да радующееся поем Богу, Тобою нас спасающему: Аллилуа.

Икос 12

Поюще неизреченное Матернее Твое милосердие к человеку беззаконну, восхваляем Тя вси, яко твердую Предстательницу за нас, грешных, и покланяемся Тебе, о нас молящейся; веруем бо и уповаем, яко испросиши у Сына Твоего и Бога благая временная и вечная всем с любовию вопиющим Ти сице: Радуйся, всех наветов и искушений, от мира, плоти и диавола находящих, попрание; радуйся, нечаемое примирение ожесточенно враждующих. Радуйся, недоведомое исправление нераскаянных грешников; радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице. Радуйся, благодатию смирения и терпения нас снабдевающая; радуйся, клятвопреступлений и неправедных стяжаний всенародное обличение. Радуйся, от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию ограждающая; радуйся, от пагубных начинаний и несмысленных пожеланий нас незримо отвращающая. Радуйся, во благих намерениих наших присная Споспешнице; радуйся, в час кончины всем нам Помощнице. Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.

Кондак 13

О Всепетая Мати, невместимаго Бога во чреве вместившая и Радость всему миру родившая! Нынешнее приими пение, вся наша печали на радость преложи и от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва перед иконой Богородицы “Нечаянная Радость”

О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешнаго и заблудшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость; грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, – вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех – утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих – совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным – надежду и терпение; в радости и изобилии живущим – непрестанное Благодетелю Богу благодарение; бедствующим – милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами – нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум – ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь – память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися о всех чтущих всечестное Имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до скончания их во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе ниспосли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние, обидимым и неправедно гонимым – заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми облечи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение и всем нам – друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием. супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и детородящим скорое подаждь разрешение, младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию огради; безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи, прельщенныя же и во грехе и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи; вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл; от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на Страшнем Судищи Христове даруй; преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми житии сотвори; сконсавшимся внезапною смертию милостива бытии Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица: да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вы только что прочитали статью «». Узнать больше о других иконах Божьей Матери Вы можете из следующих статей:

«Научиться молиться у Господа», то есть молиться, как молились люди Библии и наши отцы по вере, означает не только усвоение определенных текстов, но и всех методов, форм, жестов, при помощи которых молитва обретает подобающее ей выражение. Кто хочет пребывать в общении с Отцом, может прийти к Нему только по «пути» Сына, который проложили, и сами стали его живой частью, все те отцы в вере, что «правильно шествовали до нас». Глубокий личный опыт молитвы и серьезные знания трудов святых отцов делают ценным подспорьем всем, кто встал на этот путь.

Сегодня, 22 декабря, день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная радость» . Свое название она получила в память об исцелении одного грешника через святую икону молитвами Пречистой Богородицы.

После Успения Она тысячи раз являлась христианам и совершила множество чудес. Спасла Москву от войск Тамерлана, Великий Новгород – от своих же, русских. Преподобного Серафима Саровского Божия Матерь исцелила от водянки, крестьянина Федота Обухова спасла от смерти в мороз. А безымянного пьянчужку, ползавшего на четвереньках, - от пагубной страсти к вину!

Все явления Богородицы, все сказания о Ее чудотворных иконах – это продолжение Ее жития.

История святыни

Икона Божьей Матери «Нечаянная радость» создана в 18 веке по сюжету, озвученному в произведении святителя Дмитрия Ростовского «Руно орошенное». По преданию, один человек, проводя жизнь в грехах, имел, однако, привычку преклоняться перед иконой Богоматери и приносить ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Матерь Божия не отвергала его молитвы. Она стала молить бога о помиловании грешника. И Господь даровал ему покаяние.

Собираясь вновь идти на грешное дело, тот человек как обычно встал на молитву перед образом Богородицы и вдруг увидел, что изо­бра­же­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри на иконе ожи­ло, а у Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца от­кры­лись и кро­во­то­чат яз­вы на ру­ках и но­гах, из реб­ра Его так­же тек­ла кровь, как некогда на Голгофе. На во­прос по­ра­жен­но­го ужа­сом мо­ло­до­го че­ло­ве­ка: «О, Гос­по­жа, кто это сде­лал?» Бо­го­ро­ди­ца от­ве­ти­ла: «Ты и про­чие без­за­кон­ни­ки гре­ха­ми сво­и­ми вновь рас­пи­на­е­те Сы­на Мо­е­го, как иудеи. Вы называете Меня милосердной. Зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?». Толь­ко то­гда рас­кры­лась пе­ред по­тря­сен­ным до глу­би­ны ду­ши юно­шей без­дна его гре­хо­па­де­ния, дол­го мо­лил он в сле­зах Бо­го­ро­ди­цу и Спа­си­те­ля о по­ми­ло­ва­нии.

Пре­чи­стая Де­ва, будучи главной заступницей за род людской перед Богом, молила его о прощении человека, по­ка Гос­подь Иисус Хри­стос не про­из­нес: «Ныне про­ща­ют­ся ему гре­хи Те­бе ра­ди». Мо­ло­дой че­ло­век оста­вил преж­нюю гре­хов­ную жизнь, стал жить чест­но и бла­го­че­сти­во и до кон­ца сво­их дней со сле­за­ми бла­го­да­рил За­ступ­ни­цу ро­да че­ло­ве­че­ско­го, мо­лит­ва­ми Ко­то­рой да­на бы­ла ему неча­ян­ная уже им ра­дость про­ще­ния и остав­ле­ния гре­хов. Именно эти искреннее раскаяние, внутреннее очищение и обретенная духовная радость и стали поводом для написания образа Божией Матери «Нечаянная радость» . На ней изображен стоящий на коленях человек. Он простирает руки к иконе, на которой Божия Матерь держит на коленях Своего Сына. Внизу, под ликом, обычно помещают первые слова рассказывающей об этом повести: “Человек некий беззаконный…”

Вре­мя и ме­сто про­ис­хож­де­ния пер­во­об­ра­за неиз­вест­ны. В на­сто­я­щее вре­мя ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неча­ян­ная Ра­дость» поль­зу­ет­ся боль­шим по­чи­та­ни­ем сре­ди ве­ру­ю­щих, спис­ки с об­ра­за пре­бы­ва­ют по­чти в каж­дом пра­во­слав­ном хра­ме, хо­тя рас­про­стра­не­ние свя­той ико­ны в Москве на­ча­лось с се­ре­ди­ны XIX ве­ка.


Одной из первых известных икон «Нечаянная радость» стала та, что в это время находилась в московском храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Хамовниках. В 1835 году эта икона была передана в храм по устному завещанию прихожанки Александры Куницыной. С 1837 года икона стала прославляться чудесами. Одно из таких чудес было подробно засвидетельствовано.

В 1838 году, в ночь с понедельника на вторник Светлой седмицы, в дом к одной из прихожанок церкви Неопалимой Купины Анне Тимофеевой пришла некая офицерская вдова Анисья Степанова. Эта женщина на протяжении четырех месяцев страдала глухотой. Она обращалась к врачам, но те не смогли ей ничем помочь. Переночевав у Анны Тимофеевой, утром обе женщины отправились в храм, чтобы попросить священника отслужить молебен. В храме же, в тот момент, когда стал петься тропарь «Христос воскресе из мертвых», а после – тропарь Пресвятой Богородице «К Богородице прилежно ныне притецем», Анисья Степанова внезапно обрела слух, который после этого чуда восстановился окончательно.

Стоит заметить, что до революции 1917 года икона «Нечаянная Радость» из храма Неопалимой Купины в Хамовниках была одной из самых почитаемых в народе. После революции судьба этого образа неизвестна.

Наи­бо­лее по­чи­та­е­мые ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Неча­ян­ная Ра­дость» пре­бы­ва­ют в хра­ме в честь этой ико­ны в Ма­рьи­ной Ро­ще , в церк­ви свя­то­го Фе­о­до­ра Стра­тилата близ Чи­сто­пруд­но­го буль­ва­ра . Од­ним из наи­бо­лее из­вест­ным и чти­мым спис­ком яв­ля­ет­ся об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неча­ян­ная Ра­дость», на­хо­дя­щий­ся у ле­во­го кли­ро­са в хра­ме в честь про­ро­ка Илии в Обы­ден­ном пе­ре­ул­ке .


Эта ико­на из­на­чаль­но по­ме­ща­лась в Крем­ле, в ма­лом хра­ме свя­тых рав­ноап­о­столь­ных Кон­стан­ти­на и Еле­ны, который располагался недалеко от кремлевской церкви Благовещения. К образу Богородицы, находившемуся в этом храме, до революции 1917 года постоянно приходило множество верующих. за­тем, по­сле раз­ру­ше­ния церк­ви.

Затем она бы­ла пе­ре­да­на в храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Со­коль­ни­ках . В смут­ные вре­ме­на ту­да сво­зи­ли все чу­до­твор­ные и наи­бо­лее по­чи­та­е­мые ико­ны из раз­ру­шен­ных мос­ков­ских хра­мов. В Ильин­ский храм ико­на бы­ла пе­ре­да­на в июне 1994 го­да. С тех пор к чу­до­твор­но­му об­ра­зу Бо­жи­ей Ма­те­ри в храм, ко­то­рый в на­ро­де на­зы­ва­ют хра­мом «Неча­ян­ной Ра­до­сти» при­бе­га­ют за по­мо­щью и уте­ше­ни­ем мно­го­чис­лен­ные ве­ру­ю­щие.

«Стоит икона Божией Матери на полочке на кухне. Висит на лобовом стекле в кабине автобуса. Спрятана в паспорте у народного артиста. Зажата в руке раненого солдата далеко на Кавказе. На шумном и грязном проспекте, в бескрайнем пшеничном поле незримо является Богородица тем, кто Ее призовет».

Ольга Надпорожская «Пресвятая Богородица»

Иконография образа “Нечаянная радость”

По типу иконографии представленный образ Божией Матери относится к типу «Одигитрия» (в переводе с греческого – «Путеводительница»). Этот тип икон передает идею водительства Божией Матерью людей ко Христу. Именно молитва Пречистой Богородицы наиболее сильна перед Господом, и поэтому именно Она и ведет нас к Нему. К этому образу и обращается стоящий на коленях мужчина.

Под образом Божией Матери обычно помещают один из двух текстов – либо начало повествования о чуде, рассказанное святителем Димитрием Ростовским, либо часть молитвы к иконе «Нечаянная радость». По традиции на иконе также изображают (в виде ленты) слова мужчины, обращенные к Матери Божией, и Ее ответ ему, а также слова Богомладенца.

Характерной особенностью иконы, к которой обращается мужчина, является то, что и Божия Матерь, и Младенец обращены непосредственно к нему. С одной стороны, это отличает ее от классического изображения Богородицы «Одигитрия», где Матерь Божия склоняется над Младенцем Христом. С другой стороны, в этом отображено само чудо – обращение Богородицы и Сына Божия к молящемуся человеку.

Таким образом, икона представляет собой не только образ Божией Матери и Младенца Христа, но являет собой целую иконографическую композицию.

Молитва перед иконой и знаний событий, которые связаны с появлением образа, вдохновляют человека на нравственное перерождение; а молитва за близких помогает обрести нечаянную радость отчаявшимся и дает надежду на внезапное радостное избавление от бед и скорби, если они поселились в их жизни.

У святителя Филарета (Дроздова) есть удивительная молитва:

«Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя… Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою, сердце мое отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей; порази и исцели, низложи и подыми меня!» Автор этих строк уже понимал, что конкретное чудо у Господа просить сложно. Что Господь Сам лучше знает, что нам нужно. «Научи меня молиться. Сам во мне молись…»

Нет такого греха, которого Господь не простил бы человеку, способному искренне раскаяться и вступившему на путь исправления.

Молитвы к празднику

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Нечаянная Радость»

глас 4

Днесь, вернии людие, духовно торжествуем,/ прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго,/ и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице:/ о, Премилостивая Владычице Богородице,/ подаждь нам нечаянную радость,/ обремененным грехи и скорбьми многими,/ и избави нас от всякаго зла,// молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ спасти души наша.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Нечаянная Радость»

глас 6

Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся,/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,// да не постыдимся.

22 декабря происходит празднование иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Её создание связывают с притчей о грешнике-преступнике, который каждый день усердно молился перед образом Пресвятой Богородицы, повторяя архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная!», а потом отправлялся на греховные деяния. Но однажды, стоя перед иконой на коленях, он вдруг увидел, что икона ожила. На руках и ногах Божественного Младенца, которого держала Богородица, открылись кровоточащие раны.

Страшное видение испугало и до глубин души потрясло заблудшего, из его глаз полились слезы. С глубоким состраданием он спросил у Богоматери: «Кто посмел это сделать? ». На что Она ему ответила, что это он и другие грешники своими грехами каждый раз распинают Её Сына.

Преступник осознал свою вину и начал просить прощение у Спасителя, но дважды получил отказ. Тогда за него вступилась Богородица и сказала Иисусу, что вместе с грешником будет лежать у Его ног до тех пор, пока не получит прощение. Христос простил грешника, но потребовал, чтобы тот целовал язвы на Его теле. Преступник так и сделал. После этого он пришел в себя, раскаялся и осознал свою вину. С тех пор он не грешил.

Икона «Нечаянная радость»: значение, в чем помогает

Икона «Нечаянная радость» представляет собой живописное раскрытие описанного выше сюжета. На ней изображен мужчина, стоящий перед иконой Богородицы, которая держит на руках Богомладенца. Высоконравственный смысл иконы в том, что нельзя сочетать моление и греховность, а путь к спасению всегда один – через раскаяние и осознание греха.

Празднование иконы «Нечаянная радость» происходит дважды в году: 22 декабря и 14 мая. В эти дни в храмах в честь иконы проводятся Божественные литургии. Дни памяти иконы наполнены большим смыслом. Они напоминают нам о том, что необходимо жить праведно и не грешить. Если же в прошлом вы совершали ошибки, то ещё не поздно остановиться и стать на путь истинный, раскаяться в грехах и вымолить себе прощение. Господь непременно услышит ваши молитвы и внемлет просьбам. Любой человек заслуживает прощение, важно – вовремя осознать и раскаяться.

В этот день следует подумать о плохих поступках, которые вы когда-то совершили, о тех делах, за которые вам сейчас стыдно. Можно записать на бумаге все то, что вы считаете своим личным грехом, а потом подумать о том, как можно исправить сложившуюся ситуацию. Если вы кого-то обидели, то попросите прощения, если украли, то верните вдвое больше. Помните, что добрыми делами можно исправить зло, которое вы когда-то совершили.

Также не стоит забывать о том, что жизнь человека состоит из небольших радостей, которые мы порой просто не замечаем, гонясь за призрачной мечтой. Часто мы забываем уделять должное внимание нашим близким и говорить им слова благодарности. Многие заветные мечты не исполняются по той причине, что они становятся для нас навязчивой идеей, мешающей радоваться каждому новому дню и видеть в нем что-то светлое и доброе.

Значение иконы «Нечаянная радость» несет в себе надежду на волю Господа, а также отречение от греховных помыслов и безнравственных дел. Мы должны быть признательны за каждый прожитый день, который провели рядом с близкими и родными людьми, научиться радоваться мелочам и видеть счастье в, казалось бы, обыденных вещах. Не стоит идеализировать мир и тратить драгоценное время на поиски призрачного счастья, ведь оно живет внутри нас, а нам нужно только открыть своё сердце и впустить его.

Икона «Нечаянная радость» помогает :

  • получить духовную силу и душевное равновесие;
  • добиться поставленных целей;
  • получить прощение человека, которого вы сильно обидели;
  • в лечение различных недугов, особенно глухоты;
  • отыскать без вести пропавших людей;
  • беременным выносить и родить здорового ребенка;
  • родителям, чьи дети пошли по наклонной, образумить их и наставить на путь истинный;
  • разрешить споры и уладить конфликты.

Видео: икона Божией Матери «Нечаянная радость»



Новое на сайте

>

Самое популярное