Домой Пульпит Нагрудник башкирской женщины. Куклы в башкирских национальных костюмах

Нагрудник башкирской женщины. Куклы в башкирских национальных костюмах

Башкирский традиционный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа, хотя за долгое время своего развития впитал различные стили предшественников.

В башкирской традиционной одежде выделяют семь комплексов: северо - западный, северо - восточный, юго - западный, юго - восточный, центральный, восточный и самаро - иргизский. Первый комплекс охватывал западный Ик, междуречье западного Ика и Агидели, Агидели и Уфы, смежные с Башкортостаном районы современного Татарстана и Пермской области.

В любом костюмном комплексе есть элемент, характерный только для него. Для центрального комплекса таковым была ката с войлочными голенищами, для юго-восточного - кашмау, оригинальный головной убор, покрытый серебром и т.д.

Xарактерно широкое использование домашнего сукна, войлока, кож (для обуви), овчин, меха, а также покупных кустарных тканей; в меньшей мере употреблялся крапивный и конопляный холст. С переходом к оседлости домашние ткани из раститительных волокон при изготовлении одежды, особенно нательной (рубах, штанов), приобрели первенствующее значение.
Kостюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий цвет. В старинной белой одежде красной была отделка - вышивка или аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых, употреблялись черные ткани.


Мужская одежда состояла из широкой и длинной рубахи с прямым разрезом ворота, штанов с широкими шагом, легких прямоспинных и расклешенных халатов. камзолов и тулупов. Головные уборы у мужчин - тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, шляпы. Среди башкир, как и у других мусульманских народов бытовал мужской головной убор - чалма. Она была не повседневным головным убором. Ее носили в основном пожилые мужчины при посещении мечети и служители культа - муллы.


В прошлом были и другие головные уборы. Башкирских конников, участвовавших в Отечественной войне с французами в 1812 г., Западная Европа запомнила по их конусообразным островерхим шапкам с меховой оторочкой и т.д.

Традиционной женской одеждой были: платье с оборками, передник, камзол. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет (селтэр, hакал). Весьма разнообразными были головные уборы башкирок. Головной убор замужних женщин - кашмау - представлял чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами и с длинной лопастью, пришитой сзади к кашмау. Девичьим головным убором была такыя, шлемовидная шапочка, покрытая серебряными монетами и бахромой из нитей кораллов по краю. Башкирские девочки обычно, особенно летом, ходили с непокрытой головой, взрослые девушки и женщины всегда носили ситцевые платки.

Старинным головным убором был и кушъяулык - большой двойной платок, который носили молодые женщины. Пожилые башкирки носили тастар - головной убор типа полотенца длиной примерно 250 - 280 см и шириной 35 - 40 см. Им женщина обматывала себе голову, оставляя лицо открытым; вышитые концы его лежали: один на груди, другой также украшенный на спине. Поверх него носили меховые шапки. В женский костюм некогда входил и хараус - продолговатый лоскут холста с вышивкой. Истинное его назначение уже забыто. Полагают, что когда - то он был частью свадебного набора - подарка.Головные повязки с налобниками из бисера - сарават бытовали в прошлом у южных хантов (Народы Сибири. М.- Л., 1956. С. 589)

Обувью служили кожаные сапоги, башмаки, ичиги, бахилы, кое - где и лыковые лапти. Кожаные сапоги носили как мужчины, так и женщины. Их надевали с портянками, реже с вязанными шерстяными или суконными чулками. Довольно широко были распространены также низкая обувь из кожи вроде туфель - башмаки и сарыки. У последних головка была из кожи домашней выделки, верх - голенище из сукна. Сарыки носили и мужчины и женщины, в праздники и будни. Женские сарыки отличались от мужских тем, что их задники на белых суконных голенищах украшались узором, вырезанным из красного сукна. Лыковая обувь получила распространение у северо-западных башкир, в южной части Башкортостана ее носили в основном во время полевых работ. Известный русский историк Н.Костомаров относительно русской народной одежды писал, что она одинакова по покрою как у царей, так и у крестьян, отличия определялись лишь уровнем отделки. Перефразируя это высказывание, можно сказать, что традиционный мужской и женский костюм башкир по покрою и материалу одинаков, только женская одежда отличается богатством декоративной отделки.

Для создания одежды использовались многие декоративно - художественные приемы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирные изделия, нашивки из кораллов, бисера, серебра, теснение по коже. Одежду шили из клетчатой или полосатой пестроткани. Для изготовления праздничного костюма использовали узорную (браную) домотканину. Платья, рубахи, головные уборы, верхняя одежда, иногда и обувь украшались вышивкой. При этом использовали различные приемы: тамбурный шов, косую сетку, счетную гладь. Широко применялась аппликация. Этот способ декоративного оформления наиболее ярко проявился в украшении сарыков. В декорировании народной одежды использовались кораллы, бусы, серебряные монеты, цветные стекла, полудрагоценные камни, раковины и др. По древним представлениям людей украшениям и звону серебра приписывалась сила, которая способна отгонять злых духов. Монетами, серебром одежду орнаментировали многие народы Востока. И общим для них было то, что на костюме украшались разрезы, вырезы, подол, ворот, рукава, застежки, то есть уязвимые места, через которые могли проникнуть злые духи.

Мужской костюм при этом отделывался гораздо сдержаннее, чем женский. Национальный костюм башкир, несмотря на локальные варианты, представляет единый этнокультурный комплекс, имеющий местные особенности.

Башкирские украшения


Ассортимент башкирских ювелирных изделий широк, способы их отделки разнообразны.
Женский костюм дополняло множество украшений: массивные нагрудники, нагрудные перевязи, затылочные украшения, накосники. Их изготавливали, нашивая на тканевую основу кораллы, бусы, монеты, ювелирные подвески, цепочки, бубенчики, раковины-ужовки, перламутровые пластины и пуговицы.




Традиционным украшением были серебряные ювелирные изделия. Часть украшений носили постоянно, большинство сложных украшений было предназначено для торжественных случаев, праздников. В праздничных костюмах нагрудник сочетали с перевязью, ожерельем, бусами, наспинником.

Подбор материалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону - способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Считалось, что кораллы обеспечивают плодовитость и богатство. Этот редкостный по красоте материал попадал на местные рынки с восточных базаров. По обычаю жених перед свадьбой должен был подарить невесте определенное количество кораллов для украшения еляна.
Из полудрагоценных камней наибольшее распространение получил сердолик. Его использовали в ожерельях, накосниках, вставляли в кольца и браслеты. Корни этой традиции связаны с Ближним Востоком и Средней Азией, где сердолик почитался как камень счастья.
Оберегом от дурного глаза являлись белые раковины-ужовки, или каури. Их добывали у берегов Индийского океана, а затем караванными торговыми путями доставляли в Европу и Азию.
На браслеты и серьги, перстни и кольца, различные (косные, шейные, нагрудные) подвески и застежки, пряжки и поясные накладки узоры наносились гравировкой, чеканкой, штампом, черчением. Довольно широко применялись скань, а также вставки из цветного камня, главным образом, из бирюзы и сердолика.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Особенности национального башкирского костюма

2. Головные уборы башкир

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Традиционный костюм -- яркий атрибут национальной принадлежности человека. Состав и стиль народного костюма складывались в течение веков и были обусловлены культурно-историческим прошлым народа.

Башкиры -- народ со сложной исторической судьбой. В далеком прошлом - это кочевые скотоводческие племена; однако большая часть их, расселившаяся в зоне таежных лесов и гор, довольно рано, уже с первых веков II ,тыс. н. э., начала переходить к оседлости.

Скотоводство в сочетании с земледелием и охотой характеризовали бытовой уклад многих башкирски деревень. С веками для большей части Башкирии оседлый образ жизни стал определяющим.

В условиях оседлости в северных районах из столетия в столетие совершенствовалось ткачество, в том числе декоративное. Наивысшего расцвета достигли вышивальное, вязальное искусство. В то же время в южных районах широко практиковалось изготовление войлока, домашнего сукна; укоренились декоративные традиции (тамбурная вышивка, аппликация), в корне связанные с кочевым миром.

Все более усиливалась разница между севером и югом и в составе костюма. На юге осталась от кочевников так называемая «многослойность» одежды: ношение нескольких халатов, один поверх другого; надевание верхней одежды поверх платья в будни и праздники в течение всего года.

Отсюда -- особое внимание к оформлению безрукавок и халатов: украшение их цветными нашивками, галуном, серебряными накладками, кораллами, вышивкой.

Для отделки праздничной мужской и женской одежды использовали опушку из меха камчатского бобра, выдры, рыжей лисы. Применялась с начала XX в. узорная машинная строчка. Платье на юге Башкирии украшали скромно: одной-двумя цветными полосами над широкой нижней оборкой.

В северных районах и у башкирского населения Курганского и Челябинского Зауралья, где верхняя одежда в последние века выполняла роль сезонной, оформлению платьев уделяли основное внимание. Здесь шили платья из браного холста с разноцветными полосами и розетками, украшали подол вышивкой, аппликацией. Узор располагали не только на подоле, но и на грудке, рукавах.

Говоря о составе и характере башкирского национального костюма, надо прежде всего отметить, что единого общебашкирского костюма не было и не могло быть.

Этнокультурные особенности влившихся в состав башкирского народа племен обусловили многообразие национальной культуры. Значительные местные (локальные) различия обнаруживаются в народной одежде, особенно женской.

Даже такой головной убор, как каш-мау, который в настоящее время представляется общенациональным, носили не все башкиры. Его не было во многих северных районах республики. Не носили его в Челябинском и Курганском Зауралье, где было принято покрывало кушъяулык. Значительно различались по территории не только головные уборы, но и комплекты украшений, особенно наградных.

В 60-е годы прошлого века на основании собранных в этнографических экспедициях материалов было выделено 7 башкирских территориальных костюмных комплексов: юго-восточный, северо-западный, юго-западный (демский), самаро-иргизский, северо-восточный (айский), восточный (зауральский), центральный (инзерский).

1. Особенности национального башкирского костюма

Башкирский костюм в основе своей сформировался под влиянием древнего и скотоводческого мира. Из овчин шили теплую верхнюю одежду (шубы, тулупы), мужские головные уборы. Снятая шерсть употреблялась для войлока и шерстяных тканей. Из нее катали шляпы и колпаки, валяли зимнюю обувь. В юго-восточном Зауралье, по границе с Казахстаном, практиковалось утепление одежды пластами овечьей и верблюжьей шерсти. Вырабатывалось домашнее сукно (тула) естественного белого или коричневого цвета. Тонкое сукно (бустау) употреблялось для праздничной верхней одежды, грубое (мэллэ) - для повседневной.

Из сукна шили женские и мужские чекмени, теплые штаны, чулки, делали голенища обуви, мужские головные уборы. Для уплотнения сукно сваливали, поливая горячей водой и катая в рулоне. На юге Башкирии из шерсти и козьего пуха ткали женские шали и мужские шарфы.

Из выделанных коровьих и лошадиных кож местные сапожники в ХIХ веке и ранее делали башмаки, глубокие калоши, сапоги. Из тонкой козьей кожи (сафьяна, шевро) шили сапожки ситек. Нередко, изготавливая те или иные виды обуви, сочетали кожу с сукном, войлоком, реже - с домашним холстом.

При изготовлении одежды находили применение шкуры и мех диких зверей. В фольклорных и этнографических источниках встречаются упоминания о шубах и головных уборах из рысьего, лисьего меха, из заячьих и беличьих шкурок, из шкуры молодого медведя, волка. Бобром и выдрой оторачивали праздничные шубы и головные уборы.

В одежде, шитой из домашних тканей, нередко сохранялся естественный цвет. В юго-восточных горных и степных районах холщовые платья окрашивали в красный, зеленый, синий, реже в желтый цвета. Украшение подола платьев было принято у всех башкир. Орнаментовались также концы рукавов, ворот. Нередко воротник выкраивался из ткани другого цвета, в тон ему подбирались ластовицы.

В составе башкирского мужского и женского костюмов, как и у других народов Волго-Уральского региона, имелись рубаха (у женщин - платье) и штаны. В прошлом традиционный комплект дополняла распашная верхняя одежда: приталенная безрукавка или кафтан, просторный халат.

Южные башкиры нередко надевали несколько верхних одежд, каждая из последующих была длиннее и свободнее предыдущей. Ниспадающие полы халатов позволяли продемонстрировать разнообразие и нарядный вид одежд.

В будни поверх рубахи надевали камзол или казакин - кэзэкей. Нередко, выходя из дома, на эту одежду набрасывали чекмень или тканевый халат (елэн, бишмэт), а зимой - шубу или тулуп.

Многочисленность верхних одежд, особенно в праздничном костюме, была в обычае древних кочевников. Манера надевать несколько халатов, один на другой, сохранялась до недавнего времени не только у башкир, но и и у полукочевых в прошлом народов Средней Азии: каракалпаков, казахов, киргизов и др. Одевались так в любое время года, независимо от погоды.

В районах горной Башкирии, удаленных от восточных рынков, одежда была более однородна. Распространено было украшение платьев нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле.

В первые десятилетия нашего века распространившийся в северных и центральных районах фартук стал не только рабочей, но и праздничной одеждой. Его пояс стянул свободное платье. Стан перетягивали также поясом нагрудника, приталенной безрукавкой или кафтанчиком.

Верхнюю одежду, как правило, шили на подкладке. Угловатый покрой с боковинами, прямыми рукавами и ластовицами в халатах почти не применялся. В то же время распашные вещи, как и рубахи, зачастую не имели швов в плечах. Покупные ткани, более широкие, чем домашние, позволяли шить халаты из цельного полотнища, без боковин, со слегка выбранными в талии и плавно расширенными книзу боками. В других случаях два полотнища стыковались посередине спинки. Это давало возможность вместе со спинкой выкроить и верхнюю часть рукавов. По тому же признаку вырезали полочки.

Одежда из меха у башкир считалась обязательной в мужском гардеробе. Женщины имели ее не всегда, обходясь стеганым пальто или шалью и тканевым халатом. Случалось, что они надевали шубу мужа. В то же время существовали специально женские шубы, занявшие прочное место в обрядах.

Широкое использование в костюме металлических пластин и монет, кораллов - характерная особенность народной художественной культуры последнего тысячелетия. Она была свойственна в первую очередь населению Южной Башкирии, оренбургских и приволжских степей, челябинского и курганского Зауралья. Серебро и кораллы, иногда в сочетании с вышивкой, применялись не только в оформлении верхней одежды, но и головных уборов, обуви. Они использовались для создания самостоятельных украшений: нагрудников, наспинников, перевязей, ожерелий и др.

Все это в совокупности отличало башкирский костюм от одежды окружающих народов.

2. Головные уборы башкир

Являясь логическим завершением костюма, головной убор нес на себе особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и возрастном положении человека. Этническая и художественная специфика костюма наиболее выразительно проявлялась в женских головных уборах.

Чаще других в литературе упоминаются кашмау («кашбов», «кашпау») и кэлэпyш («калябаш»). В деревнях Башкирии в ХIХ в. кашмау встречался относительно часто, особенно в южных районах; о другом уборе помнили только в восточном Зауралье. С кашмау был связан целый набор головных, шейно-нагрудных и наспинных украшений.

Особо следует сказать об оформлении наспинной ленты; ее называли койрок - «хвост», реже олон, озон - букв. «нечто длинное». Эта полоса обычно доходила до края одежды; в большинстве случаев она располагалась поверх праздничного халата, дополняя его декоративное убранство.

На кумачовой основе наспинника выкладывался бисером мозаичный узор из квадратиков, ромбов, треугольников и других фигур. По краю ленты прикреплялись раковинки кортбаш, кортмош; по поверьям, они оберегали от сглаза. Заканчивался наспинник бахромой.

В начале ХХ в. на юге Башкирии женщины средних лет надевали кашмау на платок, пожилые - на полотенцеобразное покрывало тастар. Имелись кашмау лишь в состоятельных семьях.

В восточном Зауралье существовал другой убор из кораллов и серебра - с высокой тульей и широкой наспинной полостью. Именно он упоминается в некоторых дореволюционных работах под названием «калябаш». Люди старшего поколения в башкирских деревнях Челябинской области вспоминали его в 1950 - 60-е годы, называя башкейем.

Величественный башкейем (он же кэлэпуш) представляет собой возвышающуюся над головой округлую шапочку и прикрепленную к ней полость, закрывающую не только затылок и уши, но и верх спины. Башкейем, как и кашмау, был готовым убором замужних женщин.

Девушки в башкирских деревнях до вступления в брачный возраст, лет до 10 - 11, ходили с непокрытой головой. Позже на манер взрослых женщин закрывали волосы платком или надевали шапочку вроде тюбетейки, украшенную галуном.

Широко принятым убором в северной Башкирии были так называемые «колпачки». Их носили взрослые девушки и молодые женщины, покрывая небольшим платком.

Характерным убором молодых невесток в северо-восточных и зауральских восточных районах были сдвоенные платки кушъяулык. Кушъяулык - это большой платок-покрывало, размером 227х114 см. Его украшением служат позумент и мелкие монеты, пришитые по краю около лица. Он был приобретен вместе с головной повязкой баш бэйзэмес - маленьким ситцевым платком, который складывался косынкой и повязывался под кушъяулык на лоб, а концы завязывались на затылке.

К разряду головных уборов-покрывал, хотя и несколько другого рода, относился у башкир тастар. В конце ХIХ в. покрывало тастар описано М. Баишевым в составе костюма пожилых женщин Орского уезда: "Вместо платка употребляют для головы тастар - ситец аршина в 3 или 4 длины. Им старухи обматывают голову, оставляя открытым лишь одно лицо. Сверх этого вне дома накидывают на голову халаты".

Меховые шапки - головной убор, характерный для скотоводческого быта, башкирские женщины носили не везде. В ряде деревень южного Кугарчинского района меховые шапки считались девичьим убором. На большой территории - в горах и в степях юго-восточной Башкирии - меховые шапки в женском костюме не были приняты.

Помимо меховых на северо-востоке Башкирии были приняты стеганые ватные шапки без отворота - тупый. Их надевали пожилые женщины под платок, как говорят, для тепла. В некоторых случаях спереди надо лбом на них нашивали монетки. Украшением тупый могла быть и позументная налобная повязка с бахромой - каш ука.

Распространенные в башкирских аулах в ХIХ - начале ХХ века мужские головные уборы были не так многочисленны, как женские. Согласно мусульманским обычаям, мужчина, особенно если он был немолодым, не показывался на людях с непокрытой головой. Роль повседневного головного убора принадлежала тюбетейке - небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке. Ее называли тубэтэй; кое-где нарядные тюбетейки обозначали словом такыя. Тюбетейка была первым головным убором в жизни мальчиков: ее начинали носить в раннем детстве.

Преобладал покрой тюбетеек с круглым слегка выпуклым верхом из четырех клиньев и невысоким, 6 - 7 см, расширенным книзу околышем.

Тюбетейки пожилых были черными, молодых - цветными: из красного, зеленого, синего бархата. Праздничные тюбетейки молодых мужчин украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами.

В башкирских сказаниях «унизанная марьяном (кораллами) тюбетейка» называется убором знатных батыров.

Не менее необходимым убором до последнего времени оставались меховые шапки (бурек, кэпэс). Особенностью мужских шапок была характерная вытянутая форма.

У южных и восточных башкир характерным головным убором являлись «малахаи», имевшие полость для прикрытия шеи и верхней части туловища от ветра.

Другой распространенный в Средней Азии и на Среднем Востоке мужской убор - чалма - в костюме башкир стал атрибутом, главным образом, служителей мусульманского культа. Его носили, совершая молитвы, также некоторые пожилые мужчины.

3. Обувь

Сведения о башкирской обуви в литературных источниках отрывочны. Авторы конца ХVIII и ХIХ веков свидетельствуют о выделке в хозяйствах, занимавшихся скотоводством, лошадиных кож для сапог; сообщается, что шили их размягченными коровьими или конскими «жилами».

В старину делали сапоги из обработанной копчением кожи. Кроме сапог на твердой подошве, принятых и у других скотоводов, существовали различные варианты низкой кожаной обуви: башмаки и глубокие галоши.

При выделке обуви на местах, помимо кожи, использовали сукно, войлок, мех, шкуры, а также материалы растительного происхождения: лыко, бересту. Нередко обувь была комбинированной.

Как отмечали очевидцы, держать ноги в тепле в любое время года - было неукоснительным правилом, поддерживавшимся и мусульманским запретом обнажать тело. На ноги надевали чулки, «сделанные из холста или сукна, а чаще шерстяные». Носили также суконные или холщовые портянки.

Кожаные сапоги на твердой подошве итек - обувь преимущественно молодых мужчин и женщин - носили с шерстяными вязаными или суконными чулками, но чаще с портянками сылгау.

Праздничные сапоги шили из черной или подкрашенной кожи, с мягкими голенищами. На низ шла воловья или коневая кожа, верх могли делать из козлиной или телячьей.

Для башкирских сапог были характерны широкий носок, относительно прямое по всей длине, слегка приподнятое уступом на колене голенище. Шов располагался сзади. Обувь шили по одной колодке, одинаковую для обеих ног. Высота сапога доходила до колена. Носок сапога кроился отдельно, иногда он заходил на голенище спереди мыском. Задник в некоторых случаях вырезался вместе с голенищем.

Праздничные сапоги, особенно женские, могли быть на высоком каблуке. Нередко каблук отсутствовал, но пятка укреплялась несколькими слоями кожи и на это утолщение заходила подошва.

На праздничные сапоги было принято набивать шпунты, подковки. На заднике дратвой или конским волосом обозначался несложный контурный узор; иногда его выкладывали тонкой крученой проволочкой.

Зафиксировали на мужчинах сапоги и несколько иной формы: узкие в щиколотке, с острыми носами. В прошлом в Башкирии, как и в Средней Азии, они имели некоторое распространение в знатных слоях общества; вместе с шелками, драгоценными камнями, ковровыми поясами и другими предметами роскоши, их привозили с Востока.

Низкая кожаная обувь в виде туфель - башмаки (башмак, ката, кун калуш); для нее были характерны прикрывающий подъем глубокий носок, низкий задник, каблук. В северных районах Башкирии, в Челябинской и Курганской областях башмаки носили женщины и мужчины, причем надевали их не только на вязаный или суконный чулок, но и на сапожки ситек. Особых украшений на обуви не было, тем не менее она считалась праздничной, входила в состав свадебного костюма.

На значительной территории, включая южные и центральные районы, туфли-ката являлись женской праздничной обувью. Их принято было надевать на белые суконные чулки. Обувь отличала устойчивая форма, невысокий, около 3 см, каблук.

В северо-западных районах, по соседству с Татарией, башмаки с глубокими головками, почти без задников, служили уличной обувью мужчин. Они приземисты, со слегка удлиненным носком, низкими задниками; спереди они прикрывают подъем ступни.

Особенностью, присущей башкирам и татарам, как и тюркам Средней Азии (узбекам, уйгурам, туркменам и др.), было ношение мелких кожаных калош с сапожками - ичигами. У пожилых людей (в первую очередь, мужчин) такая обувь хранилась и использовалась в торжественных случаях: в ней шли в мечеть, в гости. При этом, заходя в помещение, калоши оставляли у порога. Позже вместо кожаных распространились резиновые калоши.

Почти по всей Башкирии и за ее пределами использовалась глубокая, до щиколоток, обувь на небольшом каблуке, с широкими носами. Она напоминала сапоги с урезанными голенищами. В конце ХIХ - начале ХХ века такая обувь часто фигурировала под названием куныслы калуш - «калоши с голенищами». Она являлась уличной обувью мужчин и женщин, в первую очередь - пожилых.

В некоторых северных районах, а также у отдельных групп центральной Башкирии и в Зауралье глубокие кожаные калоши (ката) служили рабочей мужской обувью. Напротив, на юго-западе, в бассейне р. Демы, украшенные подковками, цветной строчкой, тиснением, металлическими накладками, обшитые по краю красным сукном глубокие башмаки, как и мелкие являлись праздничной обувью женщин.

Праздничные фабричные «коты» украшались цветным сукном, сафьяном, декоративными блестками, бусинами, бубенчиками. Возможностью приобрести нарядную женскую обувь фабричного изготовления объясняется ее широкое распространение в ХIХ в. у башкир, особенно в приуральских районах.

Мягкие сапожки ситек были известны во многих башкирских аулах. Эта обувь несла в себе элемент престижности: ее носили пожилые люди (чаще мужчины) из зажиточных семей. Сами шили ее редко, предпочитая покупать на ярмарках изделия казанских, оренбургских, среднеазиатских мастеров. Привозили ичиги также из Дагестана и Закавказья.

Мужские сапожки обычно были черными, женские - цветными: красными, зелеными, коричневыми. Встречались нарядные женские ичиги, украшенные кожаной мозаикой, цветной строчкой, контурной вышивкой. Иногда узор покрывал всю поверхность сапога.

В ряду кочевничьей обуви ичиги представляются кожаными чулками. Не случайно повсюду их носили с обувью на твердой подошве - кожаными калошами или башмаками. Очевидно, и в далеком прошлом в быту скотоводов они считались роскошью.

Обувь с суконными голенищами представлена у башкир несколькими видами.

Наиболее самобытны сарыки (сарык) с головками из грубой, домашней выделки, кожи и длинным суконным верхом, закреплявшимся под коленками плетеными шерстяными шнурками. В конце ХIХ века их носили по восточным склонам Уральских гор и в зауральских степях - в Челябинской и Курганской областях. Надевали их на суконные чулки или портянки. У женщин они входили в состав свадебного и праздничного костюма, белые голенища украшали цветной аппликацией. В горных районах сарыки применялись в качестве мужской рабочей обуви.

На мужских, а также на рабочих женских сарыках на голенище на месте мыска и по бокам нашивались язычки кожи, над ними помещался узор из треугольников-амулетов (бетеу).

В основе рисунка на заднике обуви была арочная композиция. Она подчеркивалась полукругом из треугольников, двусторонних завитков, «гребенки» и других элементов, соединенных в линию. Внутри арки и вокруг нее помещался тонко разработанный орнамент.

Иногда внутреннее поле имело дополнительный цветной фон. Элементами орнамента являлись линии с завитками на концах, составлявшие при пересечении ромбическую сетку, турбулентную розетку и другие комбинации.

Основным украшением детских сарыков стали полосы аппликации у их верхнего края. Использованы зубчатые линии и мотив «бегущей волны»; край нашивок обведен тамбурным швом. В нижней части голенищ нашиты кожаные язычки, ромбы и треугольники-амулеты.

Одновременно с сарыками в ряде районов существовала другая обувь с суконным верхом - бышым или ишем ката («башмаки с голенищами»), ката. Ее особенностью был кожаный низ на твердой подметке и с каблуком. В зависимости от высоты суконного, реже холщового голенища можно выделить несколько разновидностей этой обуви.

Праздничные женские ката восточного Зауралья с длинными белыми голенищами, закрепляемыми под коленками плетеной тесьмой, по форме голенищ и их орнаментации идентичны женским сарыкам этой территории. Такие сапоги являлись обувью молодых женщин и девушек; они имелись только в состоятельных семьях. Кожаный низ украшался цветной строчкой, тиснением, бисером, монетками, металлическими накладками, шерстяными кистями - теми же средствами и приемами, что и женские туфли.

Сапоги с кожаным низом на твердой подошве и высокими суконными голенищами, украшенными четырьмя полуовалами кожи, служили самой распространенной обувью мужчин.

Преимущественно мужскими были башмаки с небольшим холщовым или суконным верхом на вздержке; использовалась не только светлая, но и темная ткань. Эта обувь встречалась на северо-востоке Башкирии и в центральных районах, на юг и восток от Уфы. Она выполняла роль сезонной в период распутья или рабочей: надевалась на лесоразработки, в сенокос.

К обуви, вошедшей в быт башкир в Приуралье, относятся лапти (сабата). Областью распространения обуви из размягченных полос древесной коры издавна являлась зона произрастания лиственных лесов, прежде всего липы.

Вместе с лаптями некоторыми северо-западными башкирами от волжско-камского населения были заимствованы холщовые онучи ыштыр. Носили лапти также с вязаными или суконными чулками.

В заключение вкратце можно остановиться на особенностях башкирских чулок. Существовало несколько их разновидностей: войлочные (кейез ойок, байпак), суконные (тула ойок), холщовые (киндер ойок), шерстяные вязаные (бэйлэм ойок). У мужчин, кроме того, были портянки. Позже распространились шерстяные вязаные носки. Сравнительно редким видом чулок являлись войлочные.

Как видно, с кочевым бытом были связаны и чулки, сшитые из сукна, хотя появление последних предполагало овладение навыками ткацкого производства и искусством сложного кроя. Как и войлочные, их носили мужчины, реже женщины в южной и восточной Башкирии.

В горной Башкирии и в восточном Зауралье существовали праздничные белые чулки с красной обшивкой и полосой аппликационного узора из завитков - «кускаров» (каршы кускар) по верхнему краю; иногда вверху пришивалась полоса ткани, вышитая счетной гладью, тамбуром.

На севере, в северо-восточных районах республики и в пограничных районах Челябинской и Свердловской областей в 50 - 60-е годы двадцатого века были модными белые чулки с рельефным узором на паголенках.

Вывязывались линии зигзагов, ромбическая решетка, сдвоенные и строенные горизонтальные полосы и другие геометрические узоры.

Носили такие чулки с резиновыми галошами, собирая на щиколотке «гармошкой». Узорные чулки были хорошо видны, поскольку подол платья подтыкали на боках за пояс.

Заключение

Территория, на которой в последние века обитали башкиры, была обширной. Аулы и кочевья простирались от Волги до Тобола, от Камы до Илека. Такая растянутость способствовала разобщенности населения, длительному сохранению этнических (племенных, родовых, локальных) различий в культуре.

В различных природных зонах сложились свои хозяйственные комплексы с преобладанием скотоводства или земледелия. В северных лесах переход к оседлости начался рано, уже с первых веков II тысячелетия. Это стимулировало развитие «оседлых» ремесел, внесло изменения в быт и материальную культуру. На остальной территории оседание кочевников растянулось на столетия.

В условиях оседлости в северной Башкирии население накопило большой опыт по изготовлению тонкой пряжи из растительных волокон: конопли, позже льна; здесь получило развитие узорное ткачество.

Население южных районов, сохраняя навыки скотоводческого хозяйства, продолжало изготавливать грубое и тонкое сукно, катать обувь, валять головные уборы.

Башкирский национальный костюм складывался в ходе многовековой истории, в нем воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей.

При всем стилевом единстве костюма, одинаковости покроя и декоративных средств у башкир, как и у всякого народа, обнаруживается немало территориальных различий, т. к. было хорошо развито индивидуальное творчество.

Список литературы

1. Асфандияров А.З. Семья и брак у башкир в XVII - первой половины вв. - Уфа.: БГУ,- 1989.

2. Народы Поволжья и Приуралья XIX - нач. XX вв.- Л.: Муз этнограф. народ. СССР,- 1981.

3. Традиции башкирского народного искусства в современной одежде.- Уфа,- 1988.

4. Хозяйство и культура башкир в XIX - нач. - XX в.- М.: Наука,- 1972.

5. Шитова С.Н. Башкирская национальная одежда. - Уфа,- 1995.

Подобные документы

    Древний стиль чувашской одежды. Языческие представления коренных чувашей в орнаменте одежды и утвари. Состав старинного праздничного женского костюма. Головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. Головные уборы хушпу.

    реферат , добавлен 30.07.2007

    Описание составных частей традиционного украинского костюма. Отличительная особенность национальной женской рубахи и юбки. Верхняя одежда украинцев. Мужские и женские головные уборы. Методика ознакомления дошкольников с украинским народным костюмом.

    реферат , добавлен 16.12.2014

    Обожествление сил и явлений природы – характерные черты древних верований башкир. Религиозно-мифические представления башкир в начале ХХ в. Особенности духовной культуры башкирского народа. Зависимость жизни этнического общества от состояния природы.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Этнические и локальные особенности народной одежды различных групп населения Воронежского края: символическое значение цвета, покроя, элементов одежды, характера украшений, манеры ношения костюма, материалов. Поневный комплекс, мужские головные уборы.

    реферат , добавлен 18.05.2013

    Исторические традиции резьбы по дереву у башкир. Предметы декоративно-прикладного искусства башкир. Декор на дереве рассматривается как органическая часть материальной и духовной культуры башкирского народа. Посуда из дерева. Веретенные изделия.

    реферат , добавлен 09.12.2008

    Истоки появления национального костюма донских казаков, влияние на него русских и тюркских народностей. Специфика платья-кубелька с точки зрения бытового использования и эстетической ценности. Роль народного костюма в изучении традиционной культуры.

    реферат , добавлен 25.04.2011

    Комплекс мужского белорусского национального костюма: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь. Женская сорочка, виды воротника, типы понев. Безрукавка как составная часть женского комплекса одежды в XIX–начале XX вв. Аксессуары, украшения, вышивка.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2012

    Вариации традиционного башкирского наряда в зависимости от региона. Использование сукна домашней выделки, тканей из растительных волокон, кожи, овчины, мехов при изготовлении одежды. Традиционные геометрические и растительные узоры башкирского орнамента.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Cемейные обычаи и обряды как неотъемлемая часть культуры и быта этноса. Особенности башкирского свадебного обряда: подготовка калыма, приданого, помолвка, сватовство. Рождение ребенка, праздник колыбели. Погребально-поминальные традиции; влияние ислама.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Традиционная одежда казанских татар, основные элементы костюма, покрой. Верхняя одежда женщин, головные уборы, формы, размеры, способы ношения, инкрустация. Мужская и женская обувь, особенности декоративного оформления. Шейно-нагрудные украшения татарок.

Национальный костюм башкир был обычно многослойный: нижняя одежда несколькими слоями покрывалась верхней: два, три и больше толстых халата и, наконец, расшитый елян - разновидность длиннополого пальто из сукна, кожи, войлока, меха, овчины. Чем больше одежды - тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей. И это совсем не зависело от погоды, одевались по сезону. Для шитья нижней одежды использовали самодельный холст из конопли или крапивы, обычно богато вышитый. Обувь была чаще всего кожаная.

Елян

Шили это пальто обязательно на подкладе, мужчинам - с прямой спиной, а женщинам - приталенный и довольно сильно расклешённый. Мужской елян для лета кроили из тёмных хлопчатых тканей, праздничный - из бархата, белого атласа, шёлка. Но и будничную верхнюю одежду прихотливо отделывали даже мужчинам: делали нашивки кантом из красного сукна по рукавам, подолу, полам, украшали позументом, вышивкой, аппликацией. Национальный костюм башкир исключительно наряден, даже будничный.

Женщины шили себе елян из шёлка, сатина, цветного бархата; нашивки на рукавах, полах и подоле были не только красные, но и синие, и зелёные, ещё и чередовались с позументами. Украшали не только вышивками и аппликациями, но и монетками, кораллами. И обязательны были треугольники, нашитые на плечах (яурынса). Женский национальный костюм башкир требовал от швеи большого умения, терпения и усидчивости.

Казакин

Очень распространённый вид башкирской верхней одежды - казакин. До начала двадцатого века эта мужская и женская верхняя одежда по крою мало отличалась друг от друга: одинаково приталенный национальный костюм башкир с рукавами, глухой застёжкой и на пуговицах. По бокам обязательно прорезались карманы.

Зато по отделке казакин мужской легко отличить от женского. Мужской в отделке почти прост, не зря же он всегда был форменной одеждой для военных полков. Женский же расшивался так же богато, как елян: с вышивками и аппликациями, с позументами и блестящей бижутерией.

Особенности женской одежды

Женщины под казакин надевали платья, короткие безрукавые камзолы, а на праздник - обязательно бархатные или Зимой поверх могли надеть тулуп или шубу. Также шились зимние чекмени из сукна. Впрочем, халаты и шубы были обязательным атрибутом праздника, и это тоже не зависело от погоды и времени года.

Халаты были предельно нарядными: расшивались сердоликами, кораллами, перламутром, монетами, ювелирными бляхами. Домашнюю праздничную одежду кроили из самодельной ткани, расшитой узорами. Женский национальный костюм башкир показывает, насколько близко той или иной женщине рукоделие.

Женская обувь

Обувь у башкирских щеголих была разнообразная: туфли, башмаки, самодельные из кожи калоши. Кожаные сапоги носили все - и мужчины, и женщины, и дети. Женская обувь тоже была с богатой отделкой, не просто строчкой, но и с разноцветными кисточками. Были в обиходе и лёгкие лапти, которые каждая женщина старалась украсить лучше всех.

Трудолюбивый народ - башкиры, национальный костюм у них не просто индивидуален, но часто это просто произведение искусства. Даже чулки у них были не просто войлок, сукно или холст, на них была обшивка с аппликационным узором. Вязаные чулки из шерсти тоже обшивались цветным сукном. Если рассматривать башкиры в этом ряду не потеряются, поскольку очень большое значение они придают красоте своей одежды.

Головные уборы

Головной убор башкиров - своего рода паспорт. Глядя на такыи и буреки, можно было достоверно и безо всяких расспросов определить, что за человек их носит: сколько ему лет, замужем ли эта женщина, какому роду эти люди принадлежат. Всё расскажет крой и в особенности узоры. Головные уборы обычно были ещё ярче остальной одежды украшены камнями, кораллами, монетами. Таким образом украшают головные уборы многие народности Урала и Сибири, например буряты. И башкиры национальные костюмы готовят тщательно, соблюдая все традиции.

Также использовался мех куницы, выдры, бобра и других животных. Женщины надевали бурек на тастар или платок, который тоже был на диво узорчат. Замужние женщины носили кашмау - шапочку с отверстием на макушке, откуда спускалась длинная нарядная лента. Тастар - это чисто белый ситцевый или полотняный платок, который под другую шапку надевали пожилые женщины. Также часто носили большие шали и платки из Особенности национального костюма башкир - в предельно развитом рукоделии среди женской половины этого народа.

Мужская одежда

Мужчины в Башкирии одевались не только нарядно. но и удобно. Неширокие штаны, камзол, не стесняющий движений, или кафтан. Рубахи без воротников, с цветным шнурочком на шейном вырезе. Зимой незаменима была овчина - шубы, тулупы. Праздничные рубахи вышиты традиционными узорами, в которые обязательно вкладывался глубокий смысл - память, оберег, что очень часто несут в себе национальные костюмы народов. Башкиры не исключение.

Исключительно мужская деталь - кэмэр, традиционный широкий и очень длинный пояс, для изготовления которого шли сукно, шёлк, бархат. Пояс украшался позументом, вышивкой, золотыми и серебряными ювелирными изделиями со вставками из жемчуга, сердолика, агата, бирюзы. Пояс надевался на елян или камзол. Длинные края спускались по бокам, демонстрируя богатство отделки.

Мужские головные уборы

Тубэтэй - по-русски это звучит и значит "тюбетейка" - будничный головной убор бурятских мужчин. Пожилые предпочитали тёмный цвет, а молодые - яркий синий, зелёный, красный. И снова вышивка... Как выглядит национальный костюм? Башкиры ответят, что он с вышивкой. Это главная отличительная деталь. Помимо вышивки, для тюбетеек использовались бисер, кораллы, позумент. Летом, однако, башкиры очень часто надевают и меховые шапки - это зависит целиком и полностью от торжественности момента.

Мужчины предпочитали более "суровый" мех: волчий, рысий, лисий, медвежий. Но края парадной меховой шапки всё равно окаймлялись из меха дорогого - и соболя, и куницы. Степняки любили носить малахай - кэлэпэрэ. У этих шапок высокая тулья и есть полость, прикрывающая плечи и спину. Вероятно, эта шапка башкирами позаимствована у монголов. Малахаи были подбиты мехом, а верх сделан из сукна или войлока. Более зажиточные башкиры любили надевать фески (фэс), украшенные кисточкой. Как у всех мусульман, служители культа носили и носят чалму.

Мужская обувь

На ногах башкиры обычно имели обувь лёгкую: мелкие кожаные калоши и сапожки (ичиги). В торжественных случаях надевали и то, и другое: в гостях или в мечети калоши снимались у порога, а нарядные ичиги оставались на ногах. Также у мужчин под ичигами были либо чулки, либо портянки.

Много труда вкладывали в свой национальный костюм башкиры. Окружающий мир в начальных классах школы предлагает тему национального костюма. Башкирский в двух словах не описать. Ведь что такое национальный костюм башкир? Описание может занять столько времени и усилий, сколько потребуется для написания научной диссертации. Однако, глядя на эти великолепные вышивки и украшения, можно увидеть глубинную гармонию с миром, понимание красоты народных традиций, пришедших из древности. И мужской, и женский национальный костюм башкир красочен и - главное - неповторим.

Лён

Башкиры издавна владели всем комплексом навыков и умений в возделывании льна. Льняное полотно гораздо более совершенное, тонкое, если сравнивать с конопляным, из которого получаются хорошие верёвки и канаты по причине длины волокна. башкирские женщины умели изготавливать нескольких сортов.

Более грубые шли на верхнюю одежду и мужские штаны, а более тонкие - на полотенца и праздничные рубахи. Холст у башкирских мастериц мог получаться не только гладким и белым, но и клетчатым, и полосатым, так называемая пестрядь. Такие ткани башкиры использовали для одежды и традиционных домашних занавесей.

Окрашивание

Когда бытовало окрашивание белого льна натуральными красителями (корой ольхи, травами), цветовая гамма получалась тёплой, неинтенсивной - от светло-жёлтого до тёмного-коричневого. Но когда появились красители фабричные, национальный костюм башкир засиял яркими, насыщенными, даже изощрёнными цветами. Но даже и в двадцатом веке старинные способы окрашивания не забыты.

В пятидесятые годы удалось запечатлеть, как башкирские девушки, собираясь на традиционные гуляния, окрашивали свои платки листьями подорожника. Сначала делалась яркая зелёная полоска по затем листья заворачивали в платок послойно и прикусывали зубами в разных направлениях, формируя узор.

Получались расходящиеся дугообразные линии яркого зелёного цвета, образующие кайму. Этой техникой девушки владели виртуозно, узоры получались прихотливыми и неповторимыми. И на весенних и летних гуляниях каждая девушка щеголяла в платке, который сделала самостоятельно.

Ткачество

Домотканая одежда составляет почти полностью национальный костюм башкир. Это абсолютно женское занятие, к которому девочки приучались ещё до десятилетнего возраста, потому что к замужеству, то есть к пятнадцати годам, каждая должна была приготовить себе приданое. А это очень и очень много работы. Полностью женский национальный костюм башкир для себя, одежду для будущего мужа, а также и для свекрови и свёкра, все тканые предметы интерьера.

Домашний у башкир был традиционной рамной конструкции и очень похож на те станки, которыми пользовались русские. Башкирки умели выполнять различные ткаческие техники: закладную, выборную, браную и многоремизную. Закладное ткачество - когда уток не один, а несколько, и все с разноцветными нитями.

Башкиры национальный костюм украшают обычно основным мотивом орнамента - это ступенчатый переход цвета. Бранное ткачество даёт вертикальный узор, вытянутый в длину, без прошв. Этой техникой украшались полотенца для обрядов и занавеси (чаршау). Все народы, живущие рядом с башкирами, предпочитали красно-белые узоры, башкиры же значительно расширили цветовые и орнаментальные границы в полотенечных узорах, орнамент более похож на тюркский, а цветной узор выполнялся на красном, жёлтом или коричневом поле.

Фартуки для жениха и невесты

Традиционная и очень значимая часть одежды - фартук. Он входил в невестино приданое и ещё один - в подарок жениху. Это в целом одежда будничная, фартуки носили всегда и все - и женщины, и мужчины, но поскольку этот атрибут в числе свадебных подарков, орнаментированы оба были наиболее изощрённо. Это как бы визитная карточка всех умений невесты. Мужской фартук был пёстрый, выборного ткачества, с узкой грудью, с прямоугольным полотнищем, обшитым крючком чёрной орнаментальной каймой в технике тамбурного шва.

Женский фартук был тоже выборного ткачества, туникообразный, с нарядно расшитыми полотнищами, понизу шла широкая оборка. Очень нарядный элемент. Когда появилось много фабричных тканей, перед стали кроить с отрезным поясом и складками. Появились воланы и дополнительные оборки. Иногда к полотнищу фартука пришивались две лямки с широкими воланами, богато декорированными и со сборкой. Растительный орнамент вышивки выполнялся очень плотно, иногда не было видно ткани.

Принципы композиции

Основным принципом композиции одежды башкир является нанизывание, многослойность декоративных деталей и элементов, что особенно видно на примере женского костюма. Он состоял обычно из длиннополой рубахи с несколькими оборками на подоле, широких штанов, нагрудной повязки, штаны заправлялись в чулки. Далее шёл передник, короткая безрукавка или приталенный кафтан и обувь. А напоследок - в зависимости от возраста и семейного положения - головной убор.

Основа женского наряда - рубаха: закрытой формы, с длинными рукавами, глухим воротом, широким и длинным - до щиколоток - подолом. По шесть и даже восемь метров ткани уходило на каждую такую рубаху. Выше талии обычно пришивалась оборка, закрывающая стык льняного полотнища. Помимо рубахи, также важна была в женском костюме и юбка - широкая и длинная.


Обыденная одежда у башкир та же, что и у татар. Одежда мужчин довольно проста. На голове носят тюбетейку, остроконечную коническую шапку из войлока, отороченную мехом с загнутыми ушами кверху, или же повязывают ее разными шалями и платками.

Сверх рубашки и широких шаровар носят летом белого сукна кафтан татарского покроя или халат бухарской работы, зимой же - овчинный тулуп; богатые также носят суконные синие чекмени, род кафтана, воротник и полы которого обложены позументами.

На поясе висит с правого бока колта, или сумка, с левого же два длинных мешочка, в один из которых вставляется ножик.

На ногах носят сапоги, сшитые иногда из цветного сафьяна, или сорыки, похожие на чулки, сделанные из сукна, но пятка и вся ступня обиты кожей и легкой подошвой; надевают также и лапти, или пошки, сделанные из бересты и отличающиеся изяществом от лаптя русского мужика; плетутся же эти лапти совершенно своеобразно: их можно надевать по произволу на ту или другую ногу, но они непрочны.

Волосы на голове мужчины бреют, а женщины заплетают в косы со шнурком, в конце которого прикреплены серебряные мелкие монеты.

Аристократки чернят брови и зубы, красят ногти, употребляют белила и румяна. Замужние женщины на голове носят кажбов, род капора или чепца, состоящий весь из мелких кораллов и бисера, нанизанных на нитки и скрепленных вместе; кроме того, кажбов украшается мелкой звонкой монетой или металлическими бляхами.

Щегольским же убором считается калябаш, шлемообразная чешуйчатая шапочка с длинным и широким хвостом, сплошь унизанным серебряными монетами. Ценность его доходила до 1000 рублей ассигнациями, и носили его только очень богатые башкирки.

В ушах женщины носят большие серьги, а на ногах - ичиги из цветной кожи или сафьяна и туфли на высоких каблуках без задников, а у бедных лапти, как и у мужчин.

Поверх длинной холщовой или бязевой рубахи и штанов надевается зюлень, род кафтана, длинное шелковое или нанковое платье, летом без рукавов, зимой с рукавами; вокруг груди и воротника зюлень оторачивается цветными лоскутками и обвешивается мелкой монетой и металлическими бляхами (салтярь, или нагрудник). Зажиточные носили красные суконные халаты, полы которых, впрочем, у самых богатых обкладываются золотыми или серебряными позументами.

Молодые женщины носили яркие головные покрывала.

Украшения: различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.

Одежда башкир википедия
Поиск по сайту:

Башкирские народные национальные костюмы

Башкирский народ издавна славился своими мастерами, чьи изделия являлись памятниками народного творчества.

Народный костюм и является памятником народного творчества.


Традиционный башкирский костюм – яркий определитель национальной принадлежности человека.

Стиль башкирского костюма длительное время определяли особенности типичные для общества кочевников – скотоводов. Домашней выделки сукно, ткани из различных волокон, кожа овчины, меха – были основными материалами для изготовления одежды.
Цвета используемые в изготовлении одежды были яркие – красный, зелёный, синий, черный.
Женский башкирский костюм – это народная книга.

Башкирский национальный костюм

По костюму можно было понять откуда женщина, какое положение она занимает в обществе, кто ее предки: были ли они потомственными торговцами или воинами. Женщина могла рассказать своим видом целую историю.
Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Под платьем носили шаровары традиционного тюркского покроя.

На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами.
Основным приемом украшения одежды, была вышивка. Вышивка выполнялась в характерной для башкир цветовой гамме: красные, зеленые, желтые теплых оттенков узоры эффектно выглядели на черном бархатном или лощенном сатиновом халате – елян и бешметы (бишмэт).
Одним из значимых элементов костюма женщин были нагрудники, прикрывающие разрез платья.

Форма нагрудников в разных местностях не одинакова: от треугольника до округлого, от короткого до длинного, доходящего до бёдер.
Его главным убранством являлись художественно расположенные узоры, полудрагоценные камни в серебрянной оправе.

Головной убор замужних женщин – кашмау.

Девичьим головным убором была такыя,. Башкирские девочки обычно, особенно летом, ходили с непокрытой головой, взрослые девушки и женщины всегда носили ситцевые платки.
Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун), тулупы (толоп).
Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивали цветным узором, украшали монетами и ювелирными изделиями. Праздничную одежду (платье и фартук) шили из домашней ткани вышитой узорами.
Обувь (сапоги, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливали из кожи.

В скотоводческих районах кожаные сапоги носило почти все взрослое население.
Мужская одежда. Башкирские мужчины носили не широкие штаны и рубахи. Верхняя одежда — камзол или кафтан.. Зимой мужчины носили шубы из овчины и тулупы (билле тун, тире тун).

Исключительно мужской деталью одежды были пояса. Повседневной для мужчин была шапочка — тюбетейка (тубэтэй), у пожилых темная, у молодых -зеленая, красная, синяя.

Современный костюм в башкирском национальном стиле

Многие современные модельеры Башкортостана, создавая свои коллекции опираются на народные традиции, используют традиционные материалы (кожа, бархат, шёлк, ценные меха), характерные предметы башкирского народа.
Эти наряды создаются для артистов театра и эстрады, для музеев, а также для современных модниц.

Башкирский костюм

Башкирский костюм в основе своей сформировался под влиянием древнего и скотоводческого мира. Из овчин шили теплую верхнюю одежду (шубы, тулупы), мужские головные уборы. Снятая шерсть употреблялась для войлока и шерстяных тканей. Из нее катали шляпы и колпаки, валяли зимнюю обувь. В юго-восточном Зауралье, по границе с Казахстаном, практиковалось утепление одежды пластами овечьей и верблюжьей шерсти. Вырабатывалось домашнее сукно (тула) естественного белого или коричневого цвета.

Тонкое сукно (бустау) употреблялось для праздничной верхней одежды, грубое (мэллэ) — для повседневной. Из сукна шили женские и мужские чекмени, теплые штаны, чулки, делали голенища обуви, мужские головные уборы.

На юге Башкирии из шерсти и козьего пуха ткали женские шали и мужские шарфы. Из выделанных коровьих и лошадиных кож местные сапожники в Х1Х веке и ранее делали башмаки, глубокие калоши, сапоги. Из тонкой козьей кожи (сафьяна, шевро) шили сапожки ситек.

Одежда башкир

Нередко, изготавливая те или иные виды обуви, сочетали кожу с сукном, войлоком, реже – с домашним холстом. При изготовлении одежды находили применение шкуры и мех диких зверей. В фольклорных и этнографических источниках встречаются упоминания о шубах и головных уборах из рысьего, лисьего меха, из заячьих и беличьих шкурок, из шкуры молодого медведя, волка. Бобром и выдрой оторачивали праздничные шубы и головные уборы. Одновременно в башкирском быту существовали традиции изготовления пряжи из растительных волокон.


Башкирские национальные костюмы сшитые в нашем ателье

В качестве главного материала, как и у народов Южной Сибири, Средней Азии и Восточной Европы, использовалась конопля – киндер.

Домашнее производство конопляных нитей существовало у башкир еще в прошлом веке. В ХVIII веке зафиксированы нередкие в ту пору случаи употребления и крапивы.

В одежде, шитой из домашних тканей, нередко сохранялся естественный цвет. В юго-восточных горных и степных районах холщовые платья окрашивали в красный, зеленый, синий, реже в желтый цвета. На подол наносили минеральной краской полосы или нашивали две-три узкие цветные ленты. У южных башкирок такие полоски служили зачастую единственным украшением платья.

У челябинских и курганских (зауральских) башкирок подол окаймляла вышивка, использовалась и аппликация. Украшение подола платьев было принято у всех башкир. Орнаментовались также концы рукавов, ворот. Нередко воротник выкраивался из ткани другого цвета, в тон ему подбирались ластовицы. Шелка и полушелка в сочетании с сукном и другими домоткаными материалами определяли стиль одежды кочевничьей знати еще в древнетюркском обществе.

В последние века, после присоединения Башкирии к Русскому государству, активизировалось поступление на южный Урал продукции западноевропейских и русских фабрик. Богатые башкиры получили возможность покупать фламандские, голландские, английские сукна. С середины ХVIII века в быт башкир все активнее проникала продукция русской промышленности: московские и владимирские ситцы, кинешемские коломенки и нанки, казанские кумачи.

По-прежнему доходили персидские, хивинские, бухарские бязи, выбойки, а также тонкие шерстяные ткани, парча, атлас, бархат и др. Одежда из покупных тканей считалась более престижной, чем из местных материалов, в том числе и из меха. Покупные, особенно шелковые и суконные, ткани использовались преимущественно для верхней одежды: бешметов, елянов, сапанов, чекменей, камзолов и др.; в семьях, имевших возможность покупать достаточное количество готовых тканей, из них шили и рубахи.

Домашние же холсты шли, главным образом, на «нижнюю» одежду: штаны, рубахи, платья. Верхнюю одежду из них шили только бедняки. Лишь халаты сыба у северных башкир, как правило, были холщовыми; для них изготавливали специальный полосатый холст, в расцветке которого прослеживалось влияние среднеазиатского текстиля.

В составе башкирского мужского и женского костюмов, как и у других народов Волго-Уральского региона, имелись рубаха (у женщин – платье) и штаны. В прошлом традиционный комплект дополняла распашная верхняя одежда: приталенная безрукавка или кафтан, просторный халат.

Женский башкирский костюм

Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия.

Сохранившиеся в музеях старинные платья, находящиеся выполнены из беленого холста, украшены тканым узором и вышивкой. Они имеют целый стаи, боковые клинья, широкие проймы, большие квадратные ластовицы. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы браного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Способ сшивания деталей говорит о том, что платье изготовлено не менее полутора веков назад.

Туникообразный покрой одежды — самый распространенный в национальном костюме народов края. Самобытность каждого отдельного костюма складывается по мере развития этноса.

Об этом свидетельствует и эволюция башкирского женского платья. В процессе его формирования к XVIII в. чуть ниже талии пришивается присборенный ситцевый или сатиновый подол, т. к. узкий домотканый холст не всегда позволял выполнить платье необходимой длины. Полная замена покупными тканями домашнего холста внесла новые коррективы в покрой. Линия шва, соединяющая юбку и верхнюю часть платья, перемещается на талию, а оборка сохраняется и развивается лишь как декор. Под платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя.

На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В северной части территории современного Башкортостана распространились расшитые фартуки (алъяпкыч). Своим появлением алъяпкыч обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды.

Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка. Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом.

На более поздних образцах появляются «эполеты». Елэн и бишмэт имеют общие особенности покроя и относятся к тюркским традиционным прямоспинным покроям. Елэн более расклешен по подолу и удлинен почти до щиколоток.

Головной убор женщин прежде всего подчеркивал её социальный статус, семейное положение.

Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки: шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили: высокие шапки из ценных мехов (камсат бурек).

Убором молодых женщин служили яркие покрывала (кушъяулык), белые вышитые (тастар). Самобытно выглядят шлемовидные шапочки с затылочной лопастью (кашмау). Их украшали по шлему коралловой сеткой и подвесками, лопасть расшивалась бисером и раковинами-каури. Одним из значимых элементов костюма женщин были нагрудники (селтэр, яра), прикрывающие разрез платья.

Форма нагрудника в разных местностях не одинакова: от треугольного до округлого, от короткого до длинного, доходящего до бедер. Однако все они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов. Украшения женщин (различного рода серьги, браслеты перстни, косники, застежки) изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, монет.

Мужской башкирский костюм

Мужской башкирский национальный костюм менее разнообразен. Это туникообразная рубаха, неширокие штаны, поверх которых надевали камзолы и легкие халаты. Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имеет воротника, по разрезу, расположенному по косой от шейного выреза, скрепляется шнурком и представляет собой наиболее распространенный тип тюркской рубахи.

В северной части края покрой предусматривает отложной воротник и разрез по переду. Верхней демисезонной одеждой: служили суконные чекмени, расклешенные кафтаны (кэзэки) с глухой застежкой и стоячим воротником. Чекмени и обычно темного цвета халаты отделывались позументом, но гораздо сдержаннее, чем у женщин. Малообеспеченные семьи изготовляли для своих мужчин халаты из домотканых тканей.

Зимой одевали овчинные шубы и тулупы (билле тун, тире тун).

Распространенные в башкирских аулах в ХIХ – начале ХХ века мужские головные уборы были не так многочисленны, как женские. В путевых заметках и этнографических исследованиях упоминаются колпаки и войлочные шляпы, суконные и меховые шапки. Согласно мусульманским обычаям, мужчина, особенно если он был немолодым, не показывался на людях с непокрытой головой.

Роль повседневного головного убора принадлежала тюбетейке – небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке. Ее называли тубэтэй; кое-где нарядные тюбетейки обозначали словом такыя.

На юге-востоке Башкирии (Бурзянский, Баймакский и др. районы) термин такыя относился и к скромным тюбетейкам пожилых мужчин. В районах со скотоводческими традициями (на юге Башкирии, в Зауралье) тюбетейка у пожилых мужчин служила преимущественно домашним убором; при выходе из дома поверх нее надевали меховую шапку. В северных деревнях в тюбетейках ходили не только в своей усадьбе, но и на улице. Тюбетейка была первым головным убором в жизни мальчиков: ее начинали носить в раннем детстве.

Преобладал покрой тюбетеек с круглым слегка выпуклым верхом из четырех клиньев и невысоким, 6-7 см, расширенным книзу околышем. Тюбетейки пожилых были черными, молодых – цветными: из красного, зеленого, синего бархата. Праздничные тюбетейки молодых мужчин украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами.

В башкирских сказаниях «унизанная марьяном (кораллами) тюбетейка» называется убором знатных батыров. Не менее необходимым убором до последнего времени оставались меховые шапки (бурек, кэпэс). Особенностью мужских шапок была характерная вытянутая форма.

Наиболее распространенным являлся покрой из четырех округленных по бокам, сведенных на конус клинышков. На тулье мех обращался ворсом внутрь. Сверху шапки покрывались бархатом, сукном или иной плотной тканью. С внешней стороны имелась выпушка или околыш.

Нередко шапки из овчины обшивали по краю полосой дорогого меха. Иногда на тулью нашивали позумент. У южных и восточных башкир характерным головным убором являлись «малахаи», имевшие полость для прикрытия шеи и верхней части туловища от ветра. В разговорной речи за меховыми уборами, крытыми тканью, закрепилось название колаксын.

Колаксын из меха красной лисицы, головной убор взрослых парней, упоминается в песенном фольклоре юго-восточных башкир. Шили их также из овчин и волчьих шкур, отделывали мехом выдры. Малахаи из войлока, валяного сукна, без меха, называли кейез колаксын или колэпэрэ.

Своим происхождением колаксын связан со скотоводами степной полосы Азии и Европы. Высокие уборы с наушниками и угловатым наспинником можно увидеть на древнетюркских изваяниях Сибири и Монголии. Изображены они и на всадниках в наскальной живописи этого времени. Как видно, уже в древности появились многочисленные варианты этого убора, различающиеся высотой тульи, формой и размерами пришивных деталей.

Другой распространенный в Средней Азии и на Среднем Востоке мужской убор – чалма – в костюме башкир стал атрибутом, главным образом, служителей мусульманского культа. Его носили, совершая молитвы, также некоторые пожилые мужчины.

На севере Башкирии и в Пермской, Свердловской областях в 60-е годы ХХ века сохранялись воспоминания о белых покрывалах кыйыкса – уборе почитаемых старших женщин. Судя по способу ношения («один конец ложится на голову, а другой перебрасывался спереди через плечо и спускался низко, почти до щиколоток»), это покрывало было одного рода с вышеописанным тастаром.

По мере отмирания старых обычаев уходили из быта и атрибуты, их сопровождавшие, в том числе и из состава одежды. Исчезновение и обеднение головных уборов было обусловлено и снижением материального достатка башкирских семей.







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • Познакомить учащихся с особенностями башкирского костюма.
  • Научить создать художественный образ в декоративной композиции.
  • Воспитывать эстетическое чувство, творческого воображения.

Материал для учителя: методические таблицы, фотографии, иллюстрации по народному костюму, детские работы, бумажная кукла.

Для учеников: цветная бумага, ножницы, клей, бусины, пуговицы, тесьма, бумажные куклы для обводки силуэта.

Зрительный ряд: слайд "Национальные костюмы"

Ход урока

I. Организация класса.

II. Вводная беседа.

Учитель:

Как называется наша республика. (Башкортостан)

Какие народы живут в республике?(башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, мордва, удмурты, украинцы и т.д.).

Ребята, скажите, указом Президента республики каким годом объявлен 2011 год в нашей республике?

Дети: 2001 год объявлен Годом укрепления межнационального согласия.

Учитель: Правильно, ребята. В Башкортостане 2011 год Указом президента республики Рустэмом Закиевичом Хамитовом объявлен Годом Укрепления межнационального согласия.

Наша республика является одним из примеров доброжелательного отношения людей разных национальностей друг к другу.

На территории нашей республике проживают представители 150 национальностей. Башкиры представляют собой коренное население республики. Они как отдельная народность формировалась на земле IХ-Х веке.

Сегодня мы с вами будем сделать из картона куклу-башкирку, куклу-башкира и комплект национальной одежды. На следующих уроках будем сделать куклы из картона и комплект национальной одежды русских, татарских, чувашских, марийских, удмуртских, украинских народов. В течении четверти будем организовать выставку "Национальные костюмы народов живущих в Башкортостане"

III. Новая тема (в форме лекции).

Башкирская народная одежда поражает своим разнообразием и неисчерпаемой фантазией мастериц. Стиль народного костюма складывался веками. Покрой одежды, форма головных уборов и обуви,их яркое убранство вторили пышной звучной природе многоцветию башкирской земли. Каждая деталь башкирского национального костюма напоминает о красоте родного края. Даже будничная одежда башкир выглядела нарядно. длинные вышитые рубахи с очень широкими рукавами платья, обшитые на груди и подоле несколькими рядами разноцветных лент.

Длинные халаты еляны и камзолы. Женская одежда богато украшалась бисером, серебряными монетами. Платья, фартуки покрывались растительном орнаментом. Самое яркое украшение женского костюма нагрудник. Он был очень тяжелым из-за большого количества нашивок:

монет, кораллов, граненного стекла, медальонов, цепочек и т.д. Они распологались горизонтальными рядами, кругами или столбцами. Часто можно увидеть на нагруднике сетку из кораллов или бисера, коралловую бохраму.

Некоторые украшения из бирюзы, сердолика, янтаря и других камней. Выполняли роль оберега, то есть оберегали людей от злых духов и неприятностей.

Особым разнообразием отличались головные уборы башкир: у мужчин - тюбетейки, войлочные шляпы, меховые шапки, у женщин - накидки, небольшие колпачки, необычные яркие шапочки - кашмау. По украшению головного убора можно было узнать о семейном положении человека и его возрасте.

На ногах башкиры носили туфли, башмаки, мягкие сапожки(ситек), сапоги с скунным верхом(сарык). Обувь тоже декорировалась с большой любовью и незаурядном художественном вкусом.

В изготовлении одежды башкирские мастерицы вкладывали всю свою душу и талант. Костюм был отражением всей Природы, всего мира. На черном фоне праздничных камзолов и елянов, на белом фоне накидок с особой силой звучали цвета неба, солнца, земли, воды. Трав и цветов. Распространенными мотивами в вышивки на платьях и фартуках были растения, на елянах - солнце и звезды.

Просмотр слайда.

IV. Практическая работа.

1). Задание.

Выполнить из картона куклу-башкирку, куклу-башкира и комплект национальной одежды:

Для куклы башкирки - платье, камзол, фартук, нагрудное украшение, калпачок с платком, сарык).

Для куклы башкира - платье (рубаха), брюки, камзол, зилян, сарык, тюбетейка.

Детали костюма можно раскрасить яркими гуашевыми краскам. Для украшения можно использовать бисер, бусинки, кусочки фольги.

2). Повторение ПТБ во время работы с ножницами и с клеем.

3). Выполнение практической работы

Самостоятельная работа учащихся.

Во время практической работы педагог делает целевые обходы:

1). Контроль организации рабочего места.

2). Контроль правильности выполнения приемов и соблюдение правил безопасной работы.

3). Оказание помощи испытывающим затруднения.

4). Контроль объема и качества работы.

V. Итог урока.

1). Выставка работ учащихся.

Показ лучших работ.

Как вы оцениваете свою работу?

Какие затруднения вы испытывали при работе?

Куда можно было идти в таком костюме?

VI. Уборка рабочего места.



Новое на сайте

>

Самое популярное