Домой Профилактика Международная конвенция. Международная конвенция Что такое марпол 73 78

Международная конвенция. Международная конвенция Что такое марпол 73 78

МАРПОЛ 73/78 (краткий обзор)

История человечества неразрывно связана с изучением и освоением океанских просторов. Мировой океан - источник огромных богатств, которые используют люди в своих интересах. Это экологические, минеральные, энергетические ресурсы; океан формирует погоду на нашей планете, дает работу миллионам людей, занятых рыболовством, добычей полезных ископаемых, перевозкой разнообразных грузов. Можно смело сказать, что без океана жизнь на Земле погибла бы.

Многие сотни лет торговые суда под разными флагами совершают длительные морские переходы, обеспечивая экономические связи между континентами. На дне морей государства размещают части инфраструктуры, имеющей важное экологическое, социально-культурное, оборонное значение. Это трубопроводы, подводные кабели связи и др. В настоящее время около 80% всех товаров международной торговли перевозится морскими судами. Таким образом, Мировой океан занимает важное место в жизнеобеспечении человечества, занятости работой, связанной с использованием его богатств, реализацией готовой продукции. Вместе с тем активная деятельность людей по освоению и использованию природных ресурсов и возможностей океана наносит ему немалый вред: в связи с бурным развитием промышленного производства в разных странах, увеличением количества и размеров судов в мировом торговом флоте в океан попадает огромное количество нефти, нефтепродуктов, различных ядовитых и вредных веществ. Около 12% всех загрязнителей морской среды попадает в море в процессе эксплуатации морских судов: в результате аварий танкеров или различных происшествий в период выполнения судовых производственных операций. Целенаправленная многолетняя деятельность ИМО по защите морской среды от загрязнений, выразившаяся в принятии ряда международных документов и установлении строгого контроля за их применением на судах и в портах, принесла свои плоды. В последнее время количество огромных нефтяных пятен на поверхности моря, случаев слива за борт неочищенных сточных вод, других нарушений действующих природоохранных правил резко уменьшилось. Однако работа в этом направлении продолжается. Необходимо, чтобы капитаны и комсостав судов считали защиту моря от загрязнений, наряду с обеспечением безопасности, своей главной задачей и при любых обстоятельствах выполняли нормы и правила Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря и требования национального законодательства государства порта пребывания судна. Комитет по защите морской среды (МЕРС) с момента своего образования в 1974 г. провел обзор различных положений Конвенции МАРПОЛ 73/78, которые, как было признано, требуют уточнения или вызывают затруднения в применении. Цель настоящего учебно-практического пособия: дать общее представление о требованиях МАРПОЛ к морским судам и тех поправках и дополнениях, которые были внесены в Конвенцию после 1978 г., включая 52-ю сессию МЕРС (октябрь 2004 г.). Полученные при этом сведения позволят судовому персоналу и работникам судоходных компаний обратиться непосредственно к тем приложениям Конвенции, практическое применение которых входит в сферу их должностных обязанностей.

Приложение IV - Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов - состоит из 11 правил и Дополнения.

Приложение пока в силу вступило с 01.08.05г.

Правило 1 определяет “сточные воды” как стоки и прочие отходы из всех типов туалетов, медицинских помещений, камбуза, помещений, в которых содержатся живые животные, и прочие сточные воды, если они смешаны с перечисленными стоками.

Согласно Правилу 2 положения настоящего Приложения применяются:

  • - к новым судам валовой вместимостью 200 и более;
  • - к новым судам валовой вместимостью менее 200, которым разрешается перевозить более 10 человек;
  • - к новым судам, для которых валовая вместимость не замеряется и которым разрешается перевозить более 10 человек;
  • - к существующим судам валовой вместимостью 200 и более через 10 лет после вступления в силу настоящего Приложения;
  • - к существующим судам валовой вместимостью менее 200, которым разрешается перевозить более 10 человек, через 10 лет после вступления в силу настоящего Приложения;
  • - к существующим судам, для которых валовая вместимость не замеряется и которым разрешается перевозить более 10 человек, через 10 лет после вступления в силу настоящего Приложения.

Для целей настоящего Приложения:

  • 1. “Новое судно” означает судно:
    • а) контракт на постройку которого заключен, или, при отсутствии контракта на его постройку, киль которого заложен, или которое находится в подобной стадии постройки на день вступления в силу настоящего Приложения или позже; или

b) поставка которого осуществляется через три года или более после дня вступления в силу настоящего Приложения.

2. “Существующее судно” означает судно, не являющееся новым судном.

В соответствии с Правилом 3 :

  • 1. Каждое судно, от которого требуется выполнение положений настоящего Приложения и которое совершает рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией другим Сторон Конвенции, подлежит установленным ниже освидетельствованиям:
    • а) первоначальному освидетельствованию перед вводом судна в эксплуатацию или перед первичной выдачей Свидетельства, требуемого Правилом 4 настоящего Приложения, которое проводится, чтобы удостовериться, что:
      • (i) если судно оборудовано установкой для обработки сточных вод, то эта установка отвечает эксплуатационным требованиям, основанным на нормативах и методах испытаний, разработанных Организацией;
      • (ii) если судно оснащено системой для измельчения и обеззараживания сточных вод, то тип этой системы одобрен Администрацией;
      • (iii) если судно оборудовано сборным танком, то вместимость такого танка удовлетворяет Администрацию как достаточная для хранения всех сточных вод с учетом эксплуатации судна, числа лиц, находящихся на борту, и других относящихся к делу факторов и имеется способ для визуального определения количества содержимого сборного танка; и
      • (iv) судно оборудовано трубопроводом, выведенным наружу к месту, удобному для сброса сточных вод в приемное сооружение, и этот трубопровод оснащен стандартным сливным соединением в соответствии с Правилом 11 настоящего Приложения.

b) периодическому освидетельствованию через промежутки времени, установленные Администрацией, но не превышающие пяти лет, чтобы удостовериться, что оборудование, устройства, приспособления и материалы полностью удовлетворяют применимым к ним требованиям настоящего Приложения.

Правило 4 излагает, что:

  • 1. Международное Свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами (1973 г.) выдается каждому судну, совершающему рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других Сторон Конвенции, после его освидетельствования в соответствии с положениями Правила 3 настоящего Приложения.
  • 2. Такое Свидетельство выдается Администрацией либо лицом или организацией, должным образом ею уполномоченными. В каждом случае Администрация несет полную ответственность за Свидетельство.

Правило 5 предусматривает выдачу Свидетельства другим Правительством при условии, что на судне выполнены все положения настоящего Приложения, которое выдает или поручает выдать судну Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами (1973 г.) в соответствии с настоящим Приложением.

В Правиле 6 указано, что Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами (1973 г.) составляется на официальном языке выдающей стороны по форме, соответствующей образцу, приведенному в Дополнении к настоящему Приложению. Если используемый язык не является английским или французским, то текст Свидетельства должен содержать перевод на один из этих языков.

В соответствии с Правилом 7 Международное Свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами (1973 г.) выдается на срок, установленный Администрацией, но не превышающий пяти лет со дня его выдачи.

В Приложении IV особых районов для сброса сточных вод Конвенцией не предусмотрено.

Сброс сточных вод в море запрещается, за исключением случаев, когда выполняются сразу все следующие условия:

  • 1) судно постепенно сбрасывает сточные воды, измельченные и обеззараженные в судовой установке:
    • - судно находится на расстоянии более 4 морских миль от ближайшего берега и скорость не менее 4 узлов;
  • 2) судно постепенно сбрасывает не измельченные и не обеззараженные сточные воды:
    • - судно должно быть на расстоянии более 12 морских миль от ближайшего берега;
    • - судно имеет скорость не менее 4 узлов.
  • 3) судно сбрасывает обработанные сточные воды, используя установку для обработки сточных вод:
    • - методы и устройства сброса одобрены;
    • - судно имеет действующее Международное Свидетельство;
    • - сброс не должен приводить к появлению видимых плавающих твердых частиц и вызывать изменение цвета окружающей воды.

Если сточные воды смешаны с другими загрязненными водами, сброс которых подпадает под другие требования, то применяются более строгие требования.

В территориальных и внутренних водах любых государств сброс сточных вод с судов может производиться в соответствии с национальными правилами этих государств, если ими установлены менее строгие требования, чем требования МАРПОЛ-73/78.

Исключения, содержащиеся в Правиле 9 , аналогичны исключениям, содержащимся в других приложениях.

В соответствии с Правилом 10 правительства обязуются предусмотреть в портах и терминалах сооружения для приема сточных вод.

Правило 11 содержит требования к стандартным сливным соединениям.

Для обеспечения возможности присоединения труб приемных сооружений к судовому сливному трубопроводу оба трубопровода оснащаются стандартным сливным соединением в соответствии со следующей таблицей:

Для судов, имеющих теоретическую высоту борта 5 м и менее, внутренний диаметр сливного соединения может быть равным 38 мм.

  • 3.2. Территориальное море
  • 3.3. Прилежащая зона. Международно-правовой режим
  • 3.4.Правовая классификация международных проливов и каналов
  • 5.Международно-правовое обеспечение безопасности мореплавания
  • 5.1.Конвенция солас-74
  • Глава I «Общие положения» состоит из трех частей.
  • Глава IX «Управление безопасной эксплуатацией судов» (Международный кодекс управления безопасной эксплуатацией судов - мкуб).
  • Глава XII «Дополнительные меры безопасности для балкеров». Основной регламентирующий документ по судам, перевозящим навалочный груз. Содержит следующие правила:
  • 6.Международно-правовые нормы предотвращения загрязнения мирового океана с судов
  • Дополнение III
  • 6.1. Марпол 73/78. Приложение I: Правила предотвращения загрязнения нефтью с судов.
  • 6.2. Марпол 73/78. Приложение II. Правила предотвращения загрязнения с судов вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом
  • 6.3. Марпол 73/78. Приложение III. Правила предотвращения загрязнения с судов вредными веществами в упаковке.
  • 6.7. Конвенция по управлению балластными водами 2004г.
  • 6.8.Международная конвенция по утилизации судов, безопасной для окружающей среды
  • 6.9.Международная конвенция о контроле над вредными противообрастающими системами на судах 2001 г.
  • 7.Международный кодекс управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения среды
  • Примечание: следует дополнительно изучить «Методические указания по самостоятельной работе по дисциплине «Морское право».
  • 8.Базовые правовые документы для плавсостава российской федерации
  • Глава VIII. Служба добычи рыбы
  • Глава XIV. Организация сохранения человеческой жизни на море, обеспечение живучести судна
  • 8.2.Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Судно
  • Глава V. Государственный портовый контроль
  • 8.4.Дисциплинарный устав флота Российской Федерации
  • Работник морского транспорта обязан:
  • 9.Правовой статус судна. Судовые документы
  • 9.1.Национальная принадлежность судов. Регистрационные документы судна
  • 9.2.«Удобный флаг»
  • 9.3.Порядок регистрации судов в Российской Федерации
  • 9.4.Структура судоходных компаний, менеджмент судов
  • 9.5.Классификационные документы судна
  • Б) Российский Морской Регистр судоходства
  • Услуги рс:
  • 9.6.Конвенционные документы судна (на примере упс «Херсонес»)
  • 9.7.Технические документы судна (в т.Ч. Построечные)
  • 9.8.Эксплуатационные документы
  • 10.Морской порт
  • 10.1.Обслуживание груза в портах, администрация порта
  • 10.2. Договор морского агентирования
  • 10.3.Контроль над иностранным судном со стороны государства порта
  • Выдержка из Парижского mou
  • 10.4. Таможенные правила Российской Федерации
  • Таможенное оформление и таможенный контроль при отходе судов за границу
  • 11. Морская перевозка грузов
  • 11.1.Основные термины и понятия. Правовая регламентация международных морских перевозок
  • 11.3. Ограничение ответственности перевозчика
  • 12. Морская ипотека
  • 13.Затонувшее имущество
  • 14. Правовые аспекты морской буксировки
  • 15. Суд и арбитраж по морским делам
  • 17. Дата и место подписания Акта __________________________________________________________
  • При преднамеренном или аварийном сбросе капитан обязан:
  • Страхование гражданской ответственности судовладельца (p&I). Объекты страхования
  • Покрываемые риски:
  • Страхование каско судов (h&m):
  • Страхование риска потери фрахта судовладельца (fi&I):
  • 6.2. Марпол 73/78. Приложение II. Правила предотвращения загрязнения с судов вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом

    Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом (The International Pollution Prevention Certificate for Сarriage of Noxious Liquid Substances in Bulk) выдается после освидетельствования каждому судну, перевозящему вредные жидкие вещества наливом. Данное Свидетельство обязательно, если судно не имеет Свидетельства по Кодексу химических грузов (Chemical Code Certificate).

    Такое свидетельство выдается Администрацией либо лицом или организацией, должным образом ею уполномоченным. В каждом случае Администрация несет полную ответственность за свидетельство.

    Правительство Стороны Конвенции МАРПОЛ-73/78 может по просьбе Администрации принять к освидетельствованию судно и, удостоверившись, что на судне выполнены все положения, выдает или поручает выдать судну Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом в соответствии Приложением II МАРПОЛ-73/78.

    Выданное таким образом свидетельство должно содержать запись о том, что оно выдано по просьбе Администрации и имеет такую же силу и получает такое же признание. Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом не выдается судну, которое имеет право плавать под флагом государства, не являющегося Стороной Конвенции МАРПОЛ-73/78. Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом составляется на официальном языке выдающей его страны с переводом на английский, испанский или французский языки.

    Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом выдается на срок, установленный Администрацией, но не превышающий пяти лет со дня его выдачи. Свидетельство теряет силу, если на судне без санкции Администрации произведены существенные изменения в требуемых конструкции, оборудовании, системах, устройствах, приспособлениях или материалах, за исключением замены такого оборудования или устройств на такие же, а также, если не проведены промежуточные или ежегодные освидетельствования, установленные Администрацией. Выданное судну свидетельство также теряет силу при передаче судна под флаг другого государства. Новое свидетельство выдается ему только тогда, когда правительство, выдающее новое свидетельство, полностью удостоверилось, что судно полностью удостоверяет требованиям Приложения II МАРПОЛ-73/78.

    6.3. Марпол 73/78. Приложение III. Правила предотвращения загрязнения с судов вредными веществами в упаковке.

    Под данными веществами подразумеваются вещества, соответствующие Перечню опасных грузов (List of Dangerous Goods), согласно Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (IMDG Code).

    Правило 1 .Определения;

    Правило 2. Применение: а) все суда валовой вместимостью 200 рег.т и более; б) суда валовой вместимостью менее 200 рег.т для перевозки более 10 чел;

    Правило 3.

    Правило 4. Выдача Свидетельства;

    Правило 5.

    Правило 6. Форма Свидетельства;

    Правило 7.

    Правило 8. Сброс сточных вод. Запрещается за исключением:

    Используя установку для обеззараживания судно сбрасывает обработанные сточные воды на расстоянии более 4 морских миль, а необработанные свыше 12 морских миль от берега. Судно сбрасывает воды постепенно, двигаясь со скоростью не менее 4 узлов.

    Правило 9. Исключения : правило не применяется к сбросу в целях обеспечения безопасности судна или спасения человеческой жизни на море, или в результате повреждения судна;

    Правило 10. Приемные сооружения;

    Правило 11. Стандартное сливное соединение.

    Правило 1. Определения;

    Правило 2. Применение: все суда;

    Правило 3. Удаление мусора за пределами особых районов:

    а) запрещается выброс в море всех видов пластмасс, синтетических тросов, рыболовных сетей, мешков для мусора;

    Примечание: следует подчеркнуть опасность выброса за борт тросов и снастей. Они не только не разлагаются в воде, но и имеют обыкновение наматываться на гребной вал. При неправильных действиях экипажа судна (попытка смотать трос с вала способом реверса гребного вала) возникает опасность либо деформации гребного вала, либо его выдавливания из корпуса, с повреждением дейдвудного уплотнения и/или дейдвудного подшипника.

    б) разрешен сброс не ближе 12 морских миль для пищевых отходов и другого мусора в т.ч. бумагу, стекло, металл, бутылки, черепки и подобные отходы.

    в) если такой мусор измельчен до менее, чем 25 мм, выбрасывать его можно не ближе 3 морских миль от берега;

    Правило 4. Особые требования к удалению мусора (для ПБУ и платформ);

    Правило 5. Удаление мусора в особых районах: Средиземное, Балтийское, Черное, Красное моря, район заливов (между Рас-эль-Хадд и Рас-эль-Фасте), район Антарктики, Северного моря, Карибское море и Мексиканский залив;

    Правило 6 .Исключения: правило не применяется к сбросу в целях обеспечения безопасности судна или спасения человеческой жизни на море, или в результате повреждения судна; или к аварийной потере синтетических сетей, при условии принятия всех разумных мер для предотвращения;

    Правило 7. Приемные сооружения;

    Резолюцией МЕРС (Морской комитет защиты окружающей среды) 71 (38) от 10/07/1996 вводится “Руководство по разработке плана управления мусором» во исполнение правила 9(2) Приложения V к МАРПОЛ 73/78. План должен содержать процедуры по сбору, накоплению, хранению, уничтожению и обработке мусора, должно быть назначено специальное лицо, отвечающее за исполнение плана.

    Примечание : только на начало 80-х гг. ХХ века лишь в северной части Тихого океана плавало около 5 млн.пар старой резиновой обуви, 35 млн.пустых пластиковых и около 70 млн.стеклянных бутылок.

    В июле 2011 года была принята резолюция MEPC.201(62) - Revised MARPOL Annex V, требования которой действуют с 1-го января 2013 года, что повлечет за собой массу тренингов и проверок как со стороны компании, так и со стороны Port State Control, поэтому следует изучить Revised MARPOL Annex V, так как можно попасть под проверку до того, как разберетесь в изменениях.Основные нововведения: мусор разделен на 9 категорий:

    Таблица 6.2

    Пластик и другие синтетические материалы

    Пищевые отходы

    Domestic wastes (e.g., paper products, rags, glass, metal, bottles, crockery, etc.)

    Бытовые отходы (бумага, ветошь, стекло, металл, бутылки, посуда);

    Масло для приготовления пищи

    Incinerator Ashes

    Зола из инсинератора

    Operational wastes

    Эксплуатационные отходы

    Остатки груза

    Animal Carcass(es)

    Скелеты животных

    Рыболовные снасти

    Запрещено сбрасывать за борт: бумагу, стекло, пепел, ветошь, не измельченные пищевые отходы (в особых районах).

    Определение Operational wastes (Резолюции MEPC.201(62) / Regulation 1. Definitions / 12] и MEPC.219(63) / 1.7.4). Из определения следует, что вода для замывки трюмов и палубы, содержащая моющие средства, теперь относится к мусору категории F. Следовательно, замывая палубу, нельзя забывать о записях в Garbage Log Book. Но перед использованием моющего средства необходимо удостовериться, что оно «not harmful to the marine environment», очень важно иметь документ, свидетельствующий об этом. Подобное требование можно найти в резолюции МЕРС.219(63), пункт 1.7.6.

    Резолюция МЕРС.219(63) – это наставления по выполнению требований нового издания MARPOL Приложение V. Также на официальном сайте IMO можно найти еще один сопутствующий документ – резолюцию MEPC.220(63) – рекомендации по разработке Garbage Management Plan. Данная резолюция может быть полезна при составлении review of GMP, который вы найдете на борту судна. Подобные процедуры проверки практикуются во многих компаниях. В пункте 4 резолюции МЕРС.220(63) четко указаны моменты, которые должны быть описаны в обновленном Garbage Management Plan.

    МЕРС.201(62) / Appendix / пункт 4: требования к записям в Garbage Record Book при различных ситуациях (сдача на берег/судно; сжигание (incineration); сброс за борт; аварийный сброс за борт.)

    МЕРС.219(63) / пункт 2.3 / Table 1: краткое изложение требований по сбросу мусора.

    МЕРС.219(63) / пункт 2.3 / Table 2: блок-схема по обращению с мусором.

    МЕРС.219(63) / пункт 2.4.2: требования к мусорным контейнерам.

    МЕРС.219(63) / пункт 2.11: требования к сжиганию мусора.

    МЕРС.219(63) / пункт 3: что делать с остатками насыпных грузов.

    МЕРС.219(63) / пункт 4.4: требования к плакатам с требованиями MARPOL Приложения 5, а в конце документа (стр.30-32) – их примеры.

    Примерный образец Плана управления мусором (т/х «KARATREEFER» (Эстония):

    1.Преамбула.

    2.Политика компании по борьбе с мусором.

    3.Рабочий язык.

    4. Ответственное лицо попредотвращению загрязнения мусором и его обязанности.

    5.Журнал операций с мусором и ведение записей.

    6.Сбор и сортировка мусора.

    7.Хранение мусора.

    8.Переработка мусора на судне.

    9.Удаление мусора.

    10.Размещение плакатов.

    11.Программа обучений и тренировок.

    12.Информация для судового персонала.

    Приложение 2. Правила удаления мусора в море.

    Приложение 3. Емкости для сбора мусора.

    Приложение 4. Перечень и местонахождение оборудования для обработки мусора.

    Приложение 5. Схема расположения емкостей для мусора.

    Приложение 6 . Сведения о лицах, ответственных за сбор мусора.

    Приложение 7. Сведение об ознакомлении с Планом плавсостава, ответственного за операции с мусором.

    Приложение 8. Сведения о периодических пересмотрах плана.

    Приложение 9. Отметки о проверке плана ответственными лицами.

    Приложение 10. Расчет минимального необходимого количества емкостей для сбора мусора.

    Литература .

    Вопросы для самопроверки:

    1.Что такое План управления мусором на судне?

    В 1997г., руководствуясь принципами Рио-де-Жанейрской декларации ООН, Конференция сторон Конвенции МАРПОЛ 73/78 приняла Протокол об изменении упомянутой Конвенции, добавив Приложение под названием «Правила предотвращения загрязнений атмосферы с судов», открыв его для подписания всеми сторонами Конвенции. Правила Приложения не применяются к:

    а) любому выбросу, необходимому для обеспечения безопасности судна или его оборудования;

    б) любому выбросу, возникшему при повреждении судна или его оборудования при условии, что:

    в) приняты все разумные меры предосторожности после возникновения повреждения или обнаружения выброса с целью предотвращения или сведения к минимуму выброса; и

    г) за исключением случаев, когда судовладелец или капитан действовали либо с намерением причинить ущерб, либо безответственно и сознавая, что ущерб возможно будет причинен;

    Администрация флага может разрешить применение на судне устройств, материалов, приспособлений или приборов, отличных от требуемых настоящим Приложением, если они являются не менее эффективными. В этом случае она обязана известить ИМО.

    Согласно Приложения Администрация флага организует освидетельствование судов, валовой вместимостью свыше 400: первоначальное, периодическое (не менее раз в 5 лет) и промежуточное (не менее 1 раза между периодическими). Администрация может поручить освидетельствование признанным ей организациям. После освидетельствования выдается Свидетельство о предотвращении загрязнения атмосферы (International Air Pollution Prevention Certificate) с упоминанием того, что судовые двигатели соответствуют Техническому кодексу 2008г. по NO x для двигателей и оборудования. Если судно построено до 2008г., и ранее имело IAPP Certificate без такого упоминания, может быть оформлен Engine International Air Pollution Prevention (EIAPP) Certificate. Для судов вместимостью менее 400 Администрация принимает особые меры, чтобы они соответствовали Приложению.

    Стороны сотрудничают в обнаружении нарушений, используя все доступные средства наблюдения за окружающей средой, способы передачи сообщений и сбора доказательств. При предоставлении доказательств Администрация расследует дело и может возбудить преследование против нарушителя.

    Правило 1. Применение: все суда, если не предусмотрено иное в Правилах 3,5,6,13,15,18 и 19;

    Правило 2. Определения;

    Правило 3. Общие исключения: правило не применяется к выбросу в целях обеспечения безопасности судна или спасения человеческой жизни на море, или в результате повреждения судна или его оборудования, при условии принятия всех разумных мер для предотвращения или сведения к минимуму выброса и за исключением случаев, когда судовладелец или капитан действовали либо с намерением причинить ущерб, либо безответственно и сознавая, что ущерб возможно будет причинен

    Правило 4 . Эквиваленты: о применении эквивалентных устройств;Администрация Стороны может разрешить применение на судне устройств, материалов, приспособлений или приборов либо других процедур, альтернативного жидкого топлива или методов обеспечения соответствия, отличных от требуемых Приложением VI, если такие устройства, материалы, приспособления или приборы, либо другие процедуры, альтернативное жидкое топливо или методы обеспечения соответствия являються не менее эффективными с точки зрения сокращения выбросов, чем требуемые Приложением VI.

    Правило 5. Освидетельствования и проверки;

    Правило 6. Выдача Международного Свидетельства о предотвращении загрязнения атмосферы (IAPP Certificate);

    Правило 7. Выдача Свидетельства другим правительством;

    Правило 8. Форма Свидетельства;

    Правило 9. Срок действия Свидетельства – до 5 лет;

    Правило 10. Контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований;

    Правило 11. Обнаружение нарушений и обеспечение выполнений.

    Правило 12. – запрет на преднамеренные выбросы озоноразрушающих веществ (фреонов), а также перечисленных ниже (по состоянию на 2011 г):

    - Галон 1211(Halon 1211) − бромхлордифторметан (CF 2 BrCl);

    - Галон 1301(Halon 1301) − бромтрифторметан (CF 3 Br);

    - Галон 2402(Halon 2402) − 1,2 дибром-1,1,2,2-тетрафторэтан (C 2 F 4 Br 2), также известный как Галон 114В2 ( Halon 114В2) ;

    - ХФУ-11(CFC-11) − трихлорфторметан, (CFCl 3);

    - ХФУ-12 (CFC-12) − дихлордифторметан, (CF 2 Cl 2);

    - ХФУ-113 (CFC-113) − 1,1,2-трихлор- 1,2,2-трифторэтан, (C 2 F 3 Cl 3);

    - ХФУ-114 (CFC-114) − 1,2 -дихлор-1,1,2,2-тетрафторэтан, (C 2 F 4 Cl 2);

    - ХФУ-115 (CFC-115) − хлорпентафторэтан, (C 2 F 5 Cl).

    На каждом судне валовой вместимостью 400 и более, а также каждой стационарной и плавучей буровой установке и других платформах, на котором имеются перезаряжаемые системы, содержащие озоноразрушающие вещества, должен вестись Журнал озоноразрушающих веществ. Этот журнал может составлять часть существующего судового журнала или системы электронной регистрации, одобренной Регистром.

    Правило 13. – Запрет на эксплуатацию судовых дизелей (кроме исключительно аварийных) мощностью свыше 130 кВт при превышении пределов содержания в выхлопе окислов азота (NO х). Необходимость соответствия дизелей Техническому кодексу по NO х (определяется стандартами Ярус I, Ярус II и Ярус III).

    Правило 14. – Содержание серы в жидком топливе, контроль за выбросом окислов серы (SO x) (Балтийское море и другие районы, включая, портовые, которые назначены ИМО; необходимость применения системы очистки выхлопных газов в Районе Контроля (Sulphur Emission Controlled Area –SECA) при использовании топлива с повышенным содержанием серы (выше 1,5%);

    Дальнейшие ключевые мероприятия по ограничению выбросов оксидов азота и серы включают:

    Вступление в силу новой зоны контроля выбросов в районе Пуэрто-Рико и Виргинских

    островов в начале 2014 года;

    Когда суда эксплуатируются в районах контроля выбросов, содержание серы в жидком топливе, используемом на судах, не должно превышать следующих пределов:

    Соответствие двигателей судов, вступивших в строй с 2016 года, стандарту Tier III.

    Чтобы суда могли работать в зонах контроля выбросов, потребуется установка скрубберов (устройств очистки отработанных газов – ООГ), что позволит решить проблему в первое время. На судах, которые должны использовать систему очистки отработавших газов частично или полностью, должен быть одобренный План соответствия выбросов SO Х (ПСВС/ SECP) и Сертификат/Свидетельство соответствия выбросов SO Х ССВС (SECС). Должно быть также разработано Судовое руководство по мониторингу (СРМ для агрегата ООГ, охватывающее каждую часть оборудования для сжигания жидкого топлива, которая должна быть указана, и в отношении которой должно быть продемонстрировано соответствие. Далее мировой флот, видимо, ждет переход на сжиженный природный газ, а в долгосрочной перспективе, скорее всего, будут доступны альтернативные источники энергии.

    Правило 15. – контроль за парами летучих органических соединений в назначенных портах;

    Правило 16 . – сжигание на судне.3.5.3

    Запрещается сжигание на судне следующих веществ:

    .1 остатков грузов, подпадающих под действие Приложений I, II и III Конвенции МАРПОЛ, или связанных с ними загрязнённых упа-ковочных материалов;

    .2 полихлорированных бифенилов (ПХБ);

    .3 мусора, как он определён в части IV настоящих Правил, содержащего тяжелые металлы в объёме, большем, чем микропримеси;

    .4 очищенных нефтепродуктов, содержащих галогенные соединения;

    .5 нефтяных остатков (нефтесодержащих осадков), которые не образуются на судне;

    .6 остатков из систем очистки отработанных газов.

    Сжигание на судне нефтяных остатков (нефтесодержащих осадков), образующихся в ходе обычной эксплуатации судна, может также производиться в главной или вспомогательной силовой установке или котлах, но в этом случае оно не должно производиться в пределах портов и эстуариев.

    Сжигание на судне поливинилхлоридов (ПХВ) запрещается, за исключением сжигания в судовых инсинераторах, в отношении которых выданы свидетельства Организации об одобрении.

    Правило 17. – предоставление приемных сооружений на берегу для удаления с судна озоноразрушающих веществ, остатков выхлопных газов;

    Правило 18. - Качество жидкого топлива; пробы бункерного топлива по каждой накладной при бункеровке опечатать и хранить не менее 12 мес.; требования к поставщикам топлива;

    Правило 19. – требования к платформам и ПБУ

    Дополнение III : Критерии предложения о назначении Района Контроля выброса SO x (Sulphur Emission Controlled Area – раоны SECA); процедуры оценки и принятие решений о Районах Контроля, действие Районов Контроля.

    Дополнение V : информация, включаемая в накладную на поставку жидкого топлива.

    Резолюции Конференции (См.Рис.6.1)

    1.Обзор Протокола 1997г.;

    2.Технический кодекс по контролю выброса NO х. из судовых дизелей с Дополнениями и Добавлениями;

    3.Пересмотр выбросов окислов азота;

    4.Мониторинг мирового содержания серы в остаточном жидком топливе, поставляемом для использования на судах;

    5.Рассмотрение мер, касающихся выпадения серы в Северо-Западной Европе;

    6.Введение гармонизированной системы освидетельствований и выдачи свидетельств в Приложение VI;

    7.Ограничение использования перфторуглеродов на судах (фреонов в судовых системах пожаротушения – прим.автора);

    8.Выбросы СО 2 с судов.

    С 2014 г. обязательным к исполнению стал Международный кодекс по расширенной программе во время освидетельствования навалочных судов и нефтяных танкеров (International Code on the Enhanced Programme of inspections during Surveys of Bulk Carriers and Oil Tankers). Поправки включают в себя пересмотренные положения Приложения III к MARPOL, а именно «Правил предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке». Также были внесены изменения в Приложение III, совпадающие со следующим дополнением обязательного Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (International Maritime Dangerous Goods Code) , в которых определено, что вредные грузы должны транспортироваться в соответствии с установленными правилами.

    Несмотря на то, что сертификация судов и выдача Свидетельств по Приложениям I и IV производится, начиная с определенного валового регистрового тоннажа (150, 400 и 200, соответственно), данные Приложения распространяются на ВСЕ суда, что автоматически порождает правовое противоречие. В этой связи появился термин «неконвенционное судно», чей тоннаж меньше указанного в Приложениях. Таким судам, как правило, выдается объединенное Свидетельство о предотвращении загрязнения моря нефтью, сточными водами, мусором и загрязнения атмосферы – на основе национального законодательства.

    Следует также иметь в виду, что в территориальных водах любого государства любое загрязнение, даже если об этом упомянуто или нет в Конвенции МАРПОЛ, чаще всего недопустимо и, согласно национальных норм, нарушителю придется нести наказание. Подтверждением этого является обязательство закрывать и пломбировать все сливные клапана судна, кроме охлаждения дизелей и балластных, перед входом в территориальные воды любого государства с записью в журнал с указанием координат пломбирования.

    Вопросы для самопроверки:

    1.Что такое «неконвенционное судно» по отношению к Конвенции МАРПОЛ-73/78?

    2.Каким образом действуют исключения в Приложениях к Конвенции МАРПОЛ-73/78 о запрете на загрязнение морской среды?

    3.Что понимается под загрязнением морской среды? Какие вещества считаются вредными?

    4.Какие меры может принимать прибрежное государство в случаях загрязнения морской среды с судов в территориальном море и в исключительной экономической зоне (в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года)?

    5.Назовите материалы, сброс которых в море запрещен Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов 1972 года?

    6.Перечислите правила, составляющие комплекс мероприятий по предотвращению загрязнения нефтью, содержащиеся в Приложении I к Конвенции МАРПОЛ 73/78?

    7.Что представляют собой особые районы, установленные в соответствии с Приложением I к Конвенции МАРПОЛ 73/78? Какие районы объявлены особыми? При соблюдении каких условий допускается сброс в море нефтесодержащей смеси в особом районе?

    8. Каким оборудованием для предотвращения загрязнения нефтью должны быть оснащены суда?

    9. Какие суда должны быть снабжены Журналом нефтяных операций, часть 1 и 2? Выполнение каких операций должно фиксироваться в Журнале?

    10. Что понимается под сточными водами в соответствии с Приложением IV к Конвенции МАРПОЛ 73/78? При соблюдении каких условий разрешен сброс в море сточных вод?

    11.Что понимается под мусором в соответствии с Приложением V к Конвенции МАРПОЛ 73/78? Назовите правовые нормы, регламентирующие сброс в море мусора с судов.

    12. Что такое IAPP Certificate и IОPP Certificate?

    В качестве примера по Дополнению III приведена инструкция для перехода с топлива с повышенным содержанием серы на топливо с пониженным содержанием для танкера «Троя».

    Обоснование:

    General Explanations including DNV DIAGRAM and CHART SECA AREA LIMITS;

    Annex 13 Resolution MEPC.176(58).

    Процедура должна быть вывешена на мостике и в ЦПУ МО;

    Постоянно до отхода судна проверять, включен ли следующий порт захода в районы SECA;

    Проверить наличие на борту запас бункера HFO(макс.содержание серы 1.0%)

    и MDO-газойл (макс.содержание серы макс.содержание серы 0.1%).

    1.До входа в районы SECAукажите лимит времени, чтобы начать процесс перехода

    с высокосернистого на низкосернистое топливо (программа «Судовой калькулятор

    перехода LS-HFO).

    2.Крайнюю позицию судна на ходу, в которой следует начинать процедуру перехода топлива,

    отметить на карте. Отметка необходима, чтобы вахтенный помощник в данной позиции

    запросил подтверждение, начата ли процедура перехода и записал ее начало в судовой журнал.

    (ПРИМЕР: 12 часов необходимо на переход с одного топлива на другое; скорость судна13.5 узлов;

    Максимальная возможная скорость течения 4уз, далее 12ч * 17.5уз, далее отметку

    нанести на предполагаемом курсе судна на расстоянии 210 миль до входа в Район SECA: “Fuel

    Oil change over to start. Check with Engine and confirm in Deck Log Book”).

    3. Заполнить рабочую цистерну высокосернистым топливом (далее HS-HFO).

    4. Перекачать HS-HFOиз рабочей цистерны в танк хранения ПрБ или ЛБ

    (открыть клапана 15, 22, 23, 21 и 28 или 27. Клапана 16, 24, 25, 26, 29, 30 и 28 or27 должны быть

    закрыты.)

    5.Заполнить рабочую цистерну низкосернистым топливом (далее LS-HFO. Открыть клапана 24 или

    25, 21, 20. Клапана 26, 27, 28 должны быть закрыты).

    6. Израсходовав из рабочей цистерны примерно 50% , наполнить ее LS-HFOи рассчитать, сколько времени необходимо будет для перехода наLS-HFO(программа «Судовой калькулятор

    перехода LS-HFO).

    7.До входа в районы SECAзапишите в судовой журнал следующее:

      Объем LS-HFOиHS-HFOв каждом танке;

      Подтвердите начало процедуры перехода (запишите в журнал время/ позицию судна);

      Подтвердите конец процедуры перехода (запишите в журнал время/ позицию судна).

    8. Запишите в Журнал нефтяных операций следующее:

      Позицию судна на время начала и окончания перехода с одного топлива на другое;

      Характеристики LS-HFO;

      Параметры работы главного двигателя;

      Параметры работы котлов;

      До перехода с HS-HFOнаLS-HFOрабочая цистерна.

    HFO№ ___ опорожнена и заполненаLS-HFOиз танка № -.

    Содержимое танка израсходовано примерно на 50% . Рабочая цистерна заполнена

    LS-HFOиз танка № __ для входа в районSECA. Работа всех судовых устройств

    полностью в норме и соответствует Конвенции MARPOLПриложениюVI.

    9. После выхода из района SECAзаписать в судовой журнал следующее:

      Дату и время, и позицию судна, в в которых происходил переход с одного топлива на другое.

    Литература

    Соглашение TOVALOP - Tanker Owners Voluntary Agreement for Liability for Oil Pollution).

    Соглашение ТОВАЛОП - добровольное соглашение (1969г.) владельцев танкеров об ответственности за загрязнение вод нефтью (1969г.). По соглашению ТОВАЛОП владельцы танкеров взяли на себя обязательство возмещать странам, пострадавшим от загрязнения их территориальных вод, расходы по очистке этих вод от нефти, а также по предотвращению их загрязнения в пределах 100 долларов США с одной регистровой тонны валовой вместимости судна, но не более 10 млн. долларов США по каждому случаю при условии, что судовладельцы не докажут свою невиновность.

    Фактически дополняют Конвенцию MARPOL Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969г., котрая предусматривает не только возмещение самого ущерба причиненного территории или территориальному морю государства, но стоимости предупредительных или защитных мер, предпринятых для предотвращения или уменьшения этого ущерба, даже если х пришлось осуществлять в открытом море, а также Международная конвенция относительно вмешателства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью (1969г.) и Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (1990г).

    Точное название –Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973г с протоколом 1978г.

    Состоит из 6 приложений.

    I. Приложение I МАРПОЛ 73/78 – Правила предотвращения загрязнения нефтью.

    П.14. Какое водоохранное оборудование по предотвращению загрязнения нефтью должно быть на судне, не являющимся танкером?

    14.1. Для всех судов – судно должно быть оборудовано накопительным танком нефтесодержащих вод с системой трубопроводов выдачи их на оба борта с фланцами международного образца. Танки должны быть оборудованы при наполнении 80 % сигнализацией (световой, звуковой). Насос выдачи нефтесодержащих вод должен иметь дистанционное отключение с места выдачи на палубе с правого и левого борта.

    Плюс для судов менее 10000тн:

    РРт .

    2. Сигнализатор предельно содержащей нефти и автоматический клапан сбрасывания.

    Плюс для судов более 10000тн:

    1. Сепарационной установкой очистки нефтесодержащих вод до 15 РРт .

    2. Системой автоматического замера, регистрации и управления сбросом (САЗРИУС) и автоматическим клапаном сброса.

    Все операции с нефтесодержащей смесью, с нефтяным топливом записываются в ЖНО.

    1. В каком из перечисленных ниже журналов осуществляется регистрация операций с нефтяным топливом на судах, не являющихся танкерами?

    Ответ: Журнал нефтяных операций ч.1

    2. Факт сдачи льяльных вод в береговые сооружения фиксируется.

    Ответ: ЖНО ч.1

    3. Какие требования должны выполняться, чтобы произвести сброс в море нефтеводяной смеси из льял МО, оборудованного системой фильтрации?

    Ответ: 1. Судно за пределами особого района.

    2.От берега не менее 12 миль.

    3. Судно на ходу.

    4. Концентрация нефти до 15 РРт (мг/л).

    5.Используется оборудование для фильтрации.

    6.Ведется визуальный контроль.

    II. Приложение IV МАРПОЛ 73/78- Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов.

    1. Что называется сточными водами? – стоки из всех видов туалетов, унитазов, писсуаров, из медицинских помещений.

    2. Где разрешен сброс неочищенных сточных вод? - 12 миль от берега, скорость судна не менее 4 узлов.

    3. Где разрешен сброс сточных вод, очищенных в установках, работающих в паспортном режиме? - Повсеместно, но смотреть портовые правила.

    4. Какое оборудование по сточным водам необходимо иметь на судне по требованию Конвенции МАРПОЛ 73/78? -Установка для обработки сточных вод или цистерна.

    5. Что называется хозяйственно-бытовыми водами?- Стоки умывальников, бань, душевых, прачечных, камбуза.

    6. Где разрешен сброс хозяйственно-бытовых вод? - Сброс не регламентирован, но смотреть портовые правила.


    III. Приложение V МАРПОЛ 73/78- Правила предотвращения загрязнения мусором с судов.

    1. Где можно сбрасывать за борт промасленную ветошь?- нигде, она подлежит сжиганию или сдаче.

    2. Где разрешен сброс сепарационных, обшивочных и др. материалов, обладающих плавучестью?- не ближе 25 миль от берега.

    3. Где разрешен сброс пластмасс?- сброс в море всех видов пластмасс запрещен повсеместно.

    4. Сброс пищевых отходов, черепков, металла, стекла разрешен?- за пределами 12мильной зоны.

    5. Где разрешен сброс пропущенных через измельчитель пищевых отходов?- 3мили от берега.

    6. В особых районах сброс измельченных пищевых отходов не менее 12 миль от берега.

    7. Наличие каких документов на борту судна требует приложение V МАРПОЛ 73/78. Ответ: 1.журнал регистрации операций с мусором. 2.Руководство по управлению мусором.

    14.7 Специальные системы. Назначение, устройство, обслуживание .

    Примечание: прежде чем приступать к изучению данного раздела, необходимо изучить конструкцию современного нефтяного анкера, в том числе танкера, превозящего несколько сегрегаций груза.

    Правило 1 .Определения;

    Правило 2 .Применение: а) все суда; б) грузовые помещения 200 куб.м и более для перевозки нефти наливом судами, которые не являются нефтяными танкерами – частично;

    Правило3 . Эквиваленты: о применении эквивалентных устройств;

    Правило 4. Освидетельствования и проверки: каждый нефтяной танкер, валовой вместимостью 150рег.т и более и каждое иное судно, валовой вместимостью 400 рег.т и более;

    Каждый нефтяной танкер валовой вместимостью 150 и более, каждое судно валовой вместимостью 150 и более, которому выдано свидетельство на перевозку вредных жидких веществ наливом, и каждое судно, не являющееся нефтяным танкером, валовой вместимостью 400 и более, должны иметь на борту судовой План/Руководство по системам обращения с нефтесодержащими трюмными водами и нефтяными остатками (нефтесодержащиими осадками), одобренный Классификационным обществом.

    На танкере, перевозящем сырую нефть, должен быть и выполняться План управления выбросом летучих органических соединений (ЛОС), одобренный Регистром.

    Такой план подготавливается с учётом руководства, разработанного ИМО.

    План является конкретным для каждого судна и по, меньшей мере, должен:

    .2 учитывать дополнительные ЛОС, образующиеся в результате мойки сырой нефтью;

    .4 в отношении судов, совершающих международные рейсы, составляться на рабочем языке капитана и лиц командного состава и, включать перевод на английский язык.

    Правило 5 . Выдача Свидетельства (IOPP Certificate);

    Правило 6 .Выдача Свидетельства другим правительством;

    Правило 7. Форма Свидетельства;

    Правило 8. Срок действия Свидетельства – до 5 лет;

    Правило 9. Ограничение сброса нефти.

    Запрещен любой сброс в море нефти или нефтесодержащей смеси, кроме случаев, когда соблюдены следующие условия – а) с нефтяного танкера , если танкер находится вне пределов особого района; находится на расстоянии более 50 м.м. от ближайшего берега; находится в пути; мгновенная интенсивность сброса не выше 30 литров на морскую милю; общее количество груза не выше 1/30 000 общего количества груза; на танкере есть система автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти и отстойный танк;

    б) с судна валовой вместимостью 400 рег.т и более, которое не является нефтяным танкером, а также из льял МО нефтяного танкера , за исключением льял насосного отделения и если стоки машинных льял не смешаны с остатками нефтяного груза, при условиях, что судно находится в пути; находится вне пределов особого района; содержание нефти в стоке без разбавления не выше 15 частей на 1 миллион; на судне есть система автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти и оборудование для фильтрации нефти.

    Правило 10. Методы предотвращения загрязнения нефтью с судов при плавании в особых районах: Средиземное, Балтийское, Черное, Красное моря, Аденский залив, район заливов (между Рас-эль-Хадд и Рас-эль-Фасте), район Антарктики (южнее 60° ю.ш.);

    Исключения: правила 9 и 10 не применяются к сбросу в целях обеспечения безопасности судна или спасения человеческой жизни на море, или в результате повреждения судна, если приняты все разумные меры предосторожности после возникновения повреждения или обнаружения выброса с целью предотвращения или сведения к минимуму выброса;

    Правило 11. Приемные сооружения;

    Правило 12. Танки изолированного балласта, танки чистого балласта и мойка сырой нефтью;

    Правило 13. Разделение нефти и водяного балласта и перевозка нефти в форпиковых танках;

    Правило 14 .Сохранение нефти на борту;

    Правило 15. Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти и оборудование для фильтрации нефти (САЗРИУС);

    Правило 16. Танки для нефтяных остатков;

    Правило 17. Насосы, трубопроводы и устройство сброса на нефтяных танкерах;

    Правило 18. Стандартное сливное соединение;

    Правило 19 . Журнал нефтяных операций:

    а) операции в МО для всех судов:

    Прием балласта в топливные танки либо их очистка;

    Сброс грязного балласта или промывочной воды из танков;

    Удаление нефтяных остатков;

    Сброс за борт льяльных вод;

    б) балластно-грузовые операции для танкеров:

    Погрузка и выгрузка нефтяного груза;

    Перекачка нефтяного груза в пределах судна во время рейса;

    Прием балласта в грузовые и выделенные для чистого балласта танки;

    Очистка грузовых танков;

    Сброс балласта, кроме сброса из танков изолированного балласта;

    Сброс из отстойных танков;

    Закрытие клапанов после сброса;

    Удаление остатков;

    Правило 20. Особые требования к буровым установкам и иным платформам.

    Правила 21-25 относятся к особенностям конструкции танкеров.

    1.2. Требования по доведению до минимума загрязнения с танкеров при повреждении борта и днища.

    1.3. Предотвращение загрязнения в результате инцидента.

    Правило 26. Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (SOPEP – Ship Oil Pollution Emergency Plan).

    Примечание: в русскоязычных текстах можно встретить аббревиатуру План ЛАРН (ликвидации аварийных разливов нефти).

    Каждый нефтяной танкер валовой вместимостью 150 р.т и более и каждое судно, не являющееся нефтяным танкером, валовой вместимостью 400 р.т и более, должны иметь на борту Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (SOPEP), одобренный Морской администрацией государства флага. План составляется в соответствии с руководством, разработанным Организацией (IMO).

    Примерный образец Плана SOPEP (т/х «KARAT REEFER» (Эстония):

    СУДОВОЙ ПЛАН ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ МЕР ПО БОРЬБЕ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ НЕФТЬЮ 1.Преамбула. 2. Требование к сообщениям. 2.1. Случаи, когда необходимо давать сообщения. 2.2.Форма и содержание сообщения. 2.3. С кем устанавливать и держать связь. 2.4.Дополнительные сообщения. 2.5.Помощь другим судам. 2.6.Язык передачи сообщений. 3.Меры по осуществлению контроля сброса нефти. 3.1.Эксплуатационные разливы нефти. 3.2.Разливы в результате аварий. 3.3.Руководство по первоочередным действиям при аварийном разливе нефтепродуктов. 3.4.Планы судна и чертежи. 4.Координирование действий судна с национальными и местными властями. 5.Дополнительная информация, не имеющая обязательного характера. 6.Сведения о периодических пересмотрах плана. 7.Сведения об ознакомлении с планом. Приложение 1. Сводная схема последовательности действий. Приложение 2. Перечень служб и лиц в регулярно посещаемых портах, ответственных за вопросы по борьбе с загрязнением нефтью. Приложение 3 . Перечень реквизитов организаций, представляющих интересы судна. Приложение 4 . Перечень реквизитов компаний, занимающихся ликвидацией последствий разливов нефти. Приложение 5. Чертеж общего расположения судна. Приложение 6 . Схема расположения цистерн.

    Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная протоколом 1978 г. (МАРПОЛ-73/78 (MARPOL- 73/78 - Marine Pollution )) принята 2 ноября 1973 г. на Международной конференции по предотвращению загрязнения моря, созванной ММО. До 1978 г. ее ратифицировали только три государства. К этому времени в результате аварий танкеров уже были сформулированы новые требования, которые необходимо было включить в МАРПОЛ-73. В феврале 1978 г. в Лондоне состоялась Международная конференция по безопасности танкеров и предотвращению загрязнения, на которой был принят Протокол 1978 г. к МАРПОЛ-73. Протокол МАРПОЛ-78 является самостоятельным документом и включает в себя все положения МАРПОЛ-73. После этого конвенция получила название Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. В настоящее время ее участниками являются свыше 90 государств, валовый тоннаж которых составляет приблизительно 90% валового тоннажа мирового торгового флота. Текст Конвенции постоянно уточняется и дополняется в соответствии с потребностями практики и новыми организационно-техническими возможностями.

    МАРПОЛ-73/78 является главным международным документом, в котором предусмотрены меры по сокращению и предотвращению загрязнения морской среды вредными веществами, перевозимыми на судах или образующимися в процессе их эксплуатации.

    Вредное вещество означает любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам, морской фауне и флоре, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, и включает любое вещество, подпадающее под действие настоящей Конвенции.

    Сброс по отношению к вредным веществам или стокам, содержащим такие вещества, означает любой выброс с судна, какими бы причинами он ни вызывался, и включает любую утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выбрасывание или опорожнение.

    Судно означает судно любого типа, эксплуатируемое в морской среде, и включает суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, подводные лодки, плавучие средства, а также стационарные или плавучие платформы.

    Администрация означает правительство государства, под юрисдикцией которого действует судно.

    Инцидент означает событие, которое повлекло или может повлечь сброс в море вредного вещества или стоков, содержащих такое вещество.

    Организация означает Международную морскую организацию.

    Правила, охватывающие различные источники загрязнения с судов, содержатся в шести приложениях к МАРПОЛ-73/78.

    Приложение I - Правила предотвращения загрязнения нефтью (вступило в силу в 1983 г.).

    Приложение II - Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом (для танкеров-химовозов) (вступило в силу в 1987 г.).

    Приложение III - Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках, автодорожных цистернах (вступило в силу в 1992 г.).

    Приложение IV - Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов (вступило в силу в 2005 г.). Положения данного приложения применяются к судам валовой вместимостью 400 и более, а также к судам вместимостью менее 400, которые несут на борту более 15 человек.

    Приложение V - Правила предотвращения загрязнения мусором с судов (вступило в силу в 1988 г.).

    Приложение VI- Правила предотвращения загрязнения атмосферы с судов (вступило в силу в 2005 г.).

    В каждом Приложении МАРПОЛ-73/78 отражены условия сброса в море вредных веществ и перечень природоохранного оборудования, которое должно быть обязательно установлено на судах.

    Следует учитывать, что во внутренних водах, территориальном море и архипелажных водах приоритетными являются требования прибрежных государств, так как эти морские пространства являются их суверенной территорией. Поэтому если прибрежным государством установлены более строгие требования, чем требования МАРПОЛ, то сброс вредных веществ должен производиться в соответствии с национальным законодательством этого государства.

    Проверка выполнения правил Конвенции МАРПОЛ-73/78 составляет один из основных объектов инспектирования судов должностными лицами в любом порту с целью установления, не произвело ли судно сброса вредных веществ в нарушение этих правил.

    Такое инспектирование обычно ограничивается проверкой наличия на борту судна необходимых свидетельств и документов по предотвращению загрязнения моря с судов, если только нет явных оснований полагать, что состояние судна или его оборудования в значительной мере не соответствует указанным в этих документах данным. В этом случае, а также если судно не имеет необходимых документов, принимаются меры по задержке судна на время устранения возникших недостатков.

    Каждое Приложение МАРПОЛ-73/78 имеет исключения при сбросе всех вредных веществ. Так, правила приложений не применяются:

    • к сбросу в море вредных веществ в целях спасения человеческой жизни или судна;
    • к сбросу этих веществ в результате повреждения судна при условии, что после повреждения судна были приняты все меры по устранению сброса, исключая случаи, когда собственники или капитан действовали с намерением вызвать повреждение судна;
    • к сбросу в море вредных веществ, которые используются с одобрения государства в целях борьбы с особыми случаями загрязнения моря.

    Настоящая Конвенция не применяется к любым военным кораблям, военно-вспомогательным судам или иным судам, используемым только для правительственной некоммерческой службы. Однако каждое государство путем принятия соответствующих мер должно обеспечивать, чтобы эти корабли и суда действовали, насколько это целесообразно и практически возможно, в соответствии с настоящей Конвенцией.



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное