Домой Пульпит Кнут или пряник? Почему метод кнута и пряника неэффективен.

Кнут или пряник? Почему метод кнута и пряника неэффективен.

Здесь мы поговорим про метод кнута и пряника в отношениях, и о том, что метод кнута и пряника в отношениях использует эго!

Естественно это принцип нельзя использовать вне отношений, только в отношениях между людьми, животными он и используется.

Все мы слышали про метод кнута и пряника. Практически всё наше общество и весь мир построен на этом методе. Заключается он в поощрении и наказании. Так дрессируют животных и воспитывают детей. На работе с нами поступают так же. Суть в том, чтобы похвалить человека, когда он делает то, что нам нравиться или наказать, когда человек делает то, что нами неприемлемо.

Мы все хотим, чтобы нас хвалили (вернее не мы, а наше эго, которое жаждет . От похвалы эго увеличивается в размерах и раздувается, становится важным, тяжелым и неуклюжим, а от критики сдувается и ещё обижается. Когда человек становиться собой или на пути к себе, он не расстраивается от критики, и если она несет конструктивное зерно, принимает её и совершенствуется, а если нет, просто не париться. От похвалы же человек, который наблюдает за своим эго через осознанность, не раздувается, спокойно принимает её, без каких либо потрясений.

Поэтому, не обижайтесь на критику и не теряйте себя при похвале, но при этом старайтесь меньше критиковать, а если это
необходимо, то в первую очередь похвалите человека, а потом приступайте к критике, тогда она будет лучше восприниматься людьми. К тому же при критике, обычно, эго другого человека либо защищается, оправдывая себя, либо атакует вас, пытаясь
найти недостатки в вас самих и обвинить вас в своих неудачах.

Помните, что в желании понравиться нет ничего «плохого», как и в одобрении со стороны людей, тем не менее, это вашего эго или ложное я жаждет этого. Только эго усиливает свои позиции через одобрение в глазах других людей, истинное я всегда ищет безупречности в своих собственных поступках и чувствах, и не нуждается в одобрении.

В самих отношениях между мужчиной и женщиной метод кнута и пряника используется только с одной целью, чтобы манипулировать партнёром. Это конечно эго всегда мечтает контролировать других, вечно чего-то от других, старается управлять партнёром.

Мы не рекомендуем вообще использовать этот метод, но если совсем нельзя избежать этого, то можно использовать метод кнута и пряника при похвале, и делать это искренне и от души, чтобы человеку было приятно, но если вы льстите то, это делает в вас эго, то и эго другого человека откликнется.

Помните, что только эго в вас видит эго в других.

Разумеется, это надо делать тонко и незаметно. Для этого есть безотказные инструменты, их названия хорошо известны: кнут и пряник.

Конечно, мужчина не должен знать, что вы им управляете. Механизм воздействия прост: это одобрение или неодобрение.
Если любимый сделал что-то хорошее (сходил в магазин, погулял с собакой, пропылесосил диван, отвез лекарство теще, пригласил в ресторан и т. д.), обязательно похвалите его. Улыбнитесь, обнимите, поцелуйте, и он будет рад.

Мужчина так устроен, что ему постоянно нужна женская похвала. Для этого он и живет - ради восхищения в глазах любимой. Поэтому не забывайте отмечать его положительные действия. Вовремя пришел с работы - молодец, вынес мусор - отлично, взял заказ для приработка - какой же он заботливый! Особой слащавости тут не нужно. Поблагодарите, обнимите, поцелуйте его, и он будет счастлив.

В результате ваш мужчина будет стараться повторить те действия, которые вызывают вашу похвалу. Ничего удивительного, любой человек стремится повторять то, что доставляет ему удовольствие.

Однако бывают женщины, у которых снега зимой не выпросишь, не то, что похвалы. Они думают, что если будут хвалить партнера, то он возгордится и сядет на шею. Ерунда! Он не сможет сесть на шею, потому что пряник находится в ваших руках. Хотите - одобряете, не хотите - закрываете «кран со сладким сиропом».

А как нужно пользоваться неодобрением?
Если партнер сделал что-то не так (допустим, на вечеринке уделял слишком много внимания другим женщинам, чересчур поздно вернулся домой, отказался пойти с вами в театр), то прекратите похвалу. Любимый уже привык к одобрению и захочет получить очередную порцию. А ее нет! Не заслужил.

Вместо одобрения будет холодок. Ваше молчаливое игнорирование посеет в мужской душе панику. Любимый сразу начнет думать: что случилось, почему вы от него отвернулись?

Через какое-то время он спросит: в чем дело, за что вы на него обиделись?
Некоторые женщины ничего не объясняют и продолжают молча дуться, считая, что любимый должен сам обо всем догадаться. Не повторяйте эту ошибку. Он ни о чем не догадается! Мужчины иначе устроены. Они логичны, рациональны, не выносят недомолвок. Поэтому четко и ясно скажите ему, что он сделал не так, и чего вы от него хотите.

Говорите об этом спокойно. Упаси вас бог повышать голос, кричать. Просто объясните, что именно вас не устраивает. Не клеймите его, не обвиняйте, не вешайте ярлыков, мол, он такой-сякой-разэтакий. Говорите только о себе, своих чувствах. Например, если он слишком поздно пришел домой, скажите: «Когда тебя долго не было, я очень переживала и чувствовала себя одинокой. Я не хочу больше такого испытывать, поэтому прошу тебя возвращаться домой вовремя». Когда вы обходитесь без обвинений, а говорите о себе, это звучит более убедительно.
Неодобрение действует сильнее всего. Повышенный голос здесь не нужен. Говорите спокойно, тогда ваши слова будут весомыми.

Если вы научитесь искусно пользоваться кнутом и пряником, то ваш любимый даже не догадается, что им управляют. Конечно, если быть откровенными, то это манипуляция. Но ведь она применяется для обоюдного блага, верно? Если бы вы делали это в корыстных целях, тогда, конечно, нехорошо. Но если использовать этот способ для взаимного благополучия, то почему нет? В конце концов, улыбка, хорошее настроение и счастливый взгляд любимой женщины - это главная награда для мужчины. Когда любимая счастлива, он чувствует себя сильным, нужным и состоявшимся.

Умение незримо управлять мужчиной - тонкое искусство. Здесь не должно быть перегибов в ту или другую сторону. Если вы будете умело применять этот способ и сумеете избежать крайностей, то все у вас будет хорошо!

Метод кнута. Или пряника? Мы же знаем, что кнут должен подаваться вперемешку с пряниками, в пропорциях один к одному. Или, может, нет? Давайте разберемся. Все мы знаем о знаменитом золотом сечении Да Винчи, а также о золотой середине, а также о том, как это все замечательно связано. Ведь умеренность – залог гармонии. Но умеренность только на весах получается, когда на каждую тарелку кладут по килограммовой гирьке. В жизни эти соотношения могут, ради достижения гармонии, весьма и весьма смещаться. И жизненный баланс совсем не означает, что всего должно быть поровну. И учитель, работая первый, второй и третий год в шоке, выбирает свой рецепт. Только часто бывает соли многовато. Или сахара.

Есть учителя строгие, а есть добрые. В детстве мы все любим добрых, повзрослев, начинаем ценить строгих. Радуемся, вспоминая, как они нас силком вымуштровали. Сетуем на слабохарактерных, которые кормили нас даровыми пятерками и воспитали нас лоботрясам. И ведь всегда найдется, кого сделать виноватым. А для своих детей мы хотим только идеального учителя, непременно идеального. Да только забываем, что учитель – это, в первую очередь, человек, со своим характером, порой тяжелым. И его прямая обязанность – не вершить стеклянный купол душевного равновесия над нашим чадом, а учить его. Словам, числам, реактивам, элементам, микробам, грунтам.
Некоторые учителя стоят на том, что только в строгости воспитывается настоящий человек, и ребенок, кроме наказания, никакого другого воспитания не понимает. Если хочешь, чтоб учился, нужно наказать, пригрозить, заставить. Хотя, даже строгие учителя делятся на две категории. Одни – это гроза морей. Они влетают в класс, как фурии, они активные и громкие, их луженое горло не знает отдыха, не дает спуска. Горло – главный инструмент такого учителя, ему под силу многое. Такого учителя боятся (но вряд ли уважают), поэтому покорно заучивают логарифмы. Другие – воплощение королевского величия. Заходят в класс спокойно, вещают ровным тоном, который умерщвляет все живое, даже пролетающую муху. Если учитель выразительно замолкает, то и в классе воцаряется гробовая тишина. Вот такого учителя уважают. Но, опять-таки, боятся. И снова – те же логарифмы. Это разновидности метода кнута в педагогическом арсенале. В данной статье мы рассматриваем даже не оптимальный курс воспитания, не способ морального оздоровления ребенка, а именно эффективность обучения. Какова же она при методе кнута? Не низкая, но и не очень высокая. Какая-то средняя. Да, эффект достигнут – дети читают, пишут, учат, отвечают. Даже думают! Но, увы, не по своей воли. А труд по чужой воле не бывает особо эффективным, особенно умственный. Человек не может качественно понять материал, заинтересоваться им, если изначально делает задания исключительно потому, что так надо, и только потому. Беда еще в том, что дети не так и безнадежны, и, возможно, материал сумел бы их увлечь. Но когда он уже предубежден против учителя, предмета в целом, ни о какой увлеченности речь не идет.
Теперь рассмотрим методологию пряника в педагогическом арсенале. Тут даже подвидов никаких нет. Такой учитель – добрый, веселый (или спокойный) человек, зачастую – «свой» человек. Общается с учениками или на равных, или с отеческим покровительством. Ставит баллы направо и налево, закрывает глаза на промашки, жалеет двоечников и сочиняет оды отличникам. Плюс такого подхода в том, что такой учитель, на самом деле, может заинтересовать класс, может им открыть глаза на яркие краски в тусклом учебнике, и они захотят учиться, и они станут учиться, и будут тянуть руку, перебивать друг друга, высказывать свое мнение. Это замечательно, это то, к чему стремится педагогика. Но вернемся к нашей цели – эффективности обучения. Уровень? Опять-таки, средний. Как так? Ответ на поверхности. Детям свойственно чем-то рьяно увлечься и вскоре бросить. Так сжато, как по конспекту, они проходят стадии своего развития. Создают и развенчивают кумиров. То же самое происходит и с учебным материалом. Учитель завлек, выбил искру – и они готовы говорить о новом хоть целый час. Но вот они пришли домой, переключились на другие свои дела, и интерес остыл. Такой интерес нужно поддерживать, как огонек, не давая ему угаснуть. Если нет стимула, нет указки, он угаснет сам собой, ничего тут не поделаешь. А если ученик не боится получить двойку или выговор, то он не станет учить даже любимый предмет. Такова уж детская натура. Конечно, есть заучки и зубрилы, но ведь остальная масса именно такая. Вот поэтому, нужно сочетать пряник с кнутом. Однако, это не новость, это все мы знаем и так. Вопрос, – в каких пропорциях (здесь возвращаемся к началу разговора).
Чтобы выяснить это, нужно понять – что сильнее стимулирует ребенка – страх или любопытство? Оба стимула достаточно сильны. Бывали случаи, когда единственный страх спасал человека от смерти, ведь страх – сильнейший защитный механизм. Бывали случаи, когда любопытство, напротив, убивало человека. Но, опять-таки, любопытство – сильнейший двигатель прогресса. Получается, ничья? При любом стимуле ученик выучит равное количество материала? Может, и так. Но качество учебы будет отличаться. Если под страхом палки мы именно зубрим, то под знаком конфеты мы учим. Знаний в обоих случаях хватит, чтобы отстреляться на экзамене. Но в первом случае, мы благополучно все забудем. А во втором – много запомним, и, возможно, будем возвращаться к этим страницам своей памяти снова и снова.
Подводим итог. Метод пряника должен доминировать, причем, доминировать с королевской щедростью. Метод же кнута должен присутствовать, не более. Ученик должен знать, что никто не станет его ругать, повышать на него голос, звать родителей или вести на красный ковер. Просто он не получит зачет, вот и все. Просто в дневнике будет красоваться аккуратный кол, без лишних слов и знаков восклицания. Такого кнута достаточно. Остальное будет делать человеческая совесть и жажда знаний, которая есть в каждом маленьком ребенке, и мальчишке, и девчонке.

Пряник вызывает интерес.

Соответственно, «пряник» - это организация ситуации, в которой последствия нужных нам действий видятся для человека выгодными, вкусными, привлекательными.

Дадут деньги, власть, комфорт, свежие и яркие пережива­ния, ощущение значимости, близости или переживание привлекательной личностной роли. Спросите себя, чего вам еще хочется, и продолжите список!

Кнут делать заставляет.

Соответственно, «кнут» (страх, боль и прочее давление) - это организация ситуации (в коммуникации - предъяв­ление требований, уколы, угрозы и пр.), когда ненужные нам действия повлекут за собой очевидные неприятные последствия для того, кто их совершил.

Лишат его денег, престижа, функционала, любимой, банки пива - в разное время у каждого свое больное место.

Мотивировать можно и кнутом, и пряником, но обычно

Пряник лучше ориентирует, кнут легче понимается.

Кнут (негативное подкрепление или наказание) может прекратить ненужное поведение, но не учит искать и ду­мать. Это только забор, но не дорога. Дорога всегда про­кладывается пряником (вознаграждением или позитивным подкреплением), и обычно это куда как более перспектив­ный путь.

С лентяями и хулиганами (даже если это ваши дети или сотрудники) эффективнее кнут, чем пряник, но еще умнее просто расстаться с ними.

Если это возможно.

Со всеми остальными обычно эффективнее пряник.

Кнут как форма давления используется исключительно часто, но далеко не всегда открыто. Фредерик Перлз ис­ключительно удачно основные виды давления обозна­чил двумя образами: «собака сверху» и «собака сни­зу». «Собака сверху» (громкий лай и рычание)- это давление открытое: ругань, требования и угрозы, давле­ние «снаружи». А вот «собака снизу» (жалобный ску­леж) - это гораздо интереснее: тут идет давление скры­тое, неявное (как, например, мольба), - и человека за­ставляют «изнутри».

По принципу: «Тебя же просят по-хорошему, а если не по­можешь, то всю жизнь будешь чувствовать себя последней мерзкой сволочью. Поможешь, да?».

Это уже - давление отношениями.

Эффект отношений

Дверь камеры распах­нулась. На пороге стоял Зигфрид.

Не сидеть! - крик­нул он. -Ходить кругами!

И перед тем как зах­лопнуть дверь, он не­заметно выронил на пол крохотную записку. Штирлиц поднял ее. «Если вы не будете говорить, что мой папа окучивал и подстригал ваши розы, я обещаю бить вас вполси­лы, чтобы вы могли дольше держаться. Записку прошу съесть».

Между людьми складываются отношения. И то, что чело­век не сделает просто так или для кого-то, он сделает лично для важного человека. Ради таких особенных от­ношений.

Роберт Чалдини называет это законом взаимного обмена (законом благодарности).

Соответственно, перед практиком всегда стоят три взаи­мосвязанные задачи: формирование отношений - оп­ределение, в каких мы ролях друг относительно друга и соответственно в каких отношениях,

Я предлагаю перейти нам на ты! эксплуатация отношений, педалируя их наличие,

Слушай, как стар ому другу, в порядке исключения...

подкачка ресурса отношений: восстановление нуж­ного уровня и укрепление существующих отношений для их последующей успешной эксплуатации.

Я тебе так благодарен! Я знаю очень достойный бар, есть предложение это отметить в приятной обстановке...

В данном случае отношения - это тоже кнут или пряник, но не предметный, а эмоциональный, фоновый, нечто сбо­ку основного курса. Когда возможность получить некото­рые отношения или лишиться дорогих отношений формулируется прямо и открыто, в ряду с зарплатой и путевка­ми, они перестают быть живыми отношениями, становят­ся формальными и оказываются предметом: предметом тор­говли.

Отношения всегда сбоку основного курса.

Деньги, ужин, секс - в каком-то смысле это тоже отно­шения,

Уважение к нам, забота о нас, любовь к нам.

но когда они становятся предметом торговли, они оказы­ваются отношениями опредмеченными и переходят в категорию обычного кнута или пряника.

«Ведро не вынес - полового акта не будет!» - цитирую А. П. Егидеса.

Метод кнута и пряника - самый простой способ мотивировать подчиненных, но так ли он эффективен? Разбираемся вместе с коллегами из «Системы Кадры».

Из материала вы узнаете:

  • Каково место кнута и пряника в системе мотивации;
  • Что выбрать: кнут или пряник;
  • Как не ошибиться, мотивируя кнутом и пряником.

Два стимула заставляют людей работать - и . Метод кнута и пряника успешно применялся в управлении задолго до появления теории менеджмента. Говорят, что когда первая обезьяна на заре цивилизации взяла палку, остальные обезьяны начали трудиться. К счастью, мы живем в XXI веке, и руководитель не может распорядиться всыпать подчиненному по первое число. Да и пряник давно монетизирован и выдается в конце квартала. Разберемся, насколько эффективен метод кнута и пряника для в настоящий момент.

Место кнута и пряника в системе мотивации

Что лучше всего побуждает сотрудника к действию? Откуда берется мотивация? Для начала разберемся с теорией.

Мотивацией называют желание человека действовать, чтобы достичь определенных целей или избежать неприятностей. По сути, любой сотрудник хочет получить пряник, избежав при этом кнута. Когда специалист заключает , он принимает условие об обязательности и измеримости результатов своего труда. Работодатель, в свою очередь, обязуется . Работа необходима человеку для того, чтобы удовлетворять свои личные цели. , если цели организации не противоречат целям ее сотрудников. Реализуя задачи компании, каждый член коллектива получает желаемое: высокую заработную плату, карьерный рост, уважение и высокий статус в коллективе.

Желание действовать может появиться благодаря личным устремлениям работника или под воздействием внешних факторов. На этом строится классификация мотивации персонала, ее разделение на внутреннюю и внешнюю.

К внутренней относят мотивы, принадлежащие самому работнику: стремление к достижениям, желание завершить работу, тяга к познанию, потребность в признании и уважении, желание бороться и так далее. Страх также относят к внутренней мотивации . Таким образом, метод кнута и пряника воздействует на основные стимулы поведения.

К внешней мотивации относится, в первую очередь, стремление получить вознаграждение: , .

Опытный руководитель понимает, что управлять коллективом можно только принимая во внимание оба вида мотивации. Тем более, что провести четкую границу между ними не всегда представляется возможным.

Что выбрать: кнут или пряник?

Каждый руководитель рано или поздно сталкивается с выбором: держать коллектив в ежовых рукавицах или , в котором компания процветает, прибыль растет, а зарплата на порядок выше нынешней. Проблема в том, что необходимость выбирать между кнутом и пряником - наиболее распространенное заблуждение в управленческой среде.

Метод кнута и пряника способен привести компанию к намеченной цели, а может не дать никакого результата. Его нельзя безоговорочно считать эффективным или бесполезным. Все зависит от контекста.

Метод кнута или работает только в тех случаях, когда сотрудник хочет или опасается негативных последствий своего бездействия. Например, доход подчиненного напрямую зависит от выполненного объема работы. Если работа не сделана, план не выполнен, сроки сорваны, сотруднику просто не заплатят или даже оштрафуют. Страх лишиться заработка действительно способен заставить трудиться более эффективно.

Тем не менее, некоторых людей метод кнута и пряника способен по-настоящему . В первую очередь это касается . На них негативная мотивация может действовать разрушительно, заводя их в глубины творческого кризиса и профессионального выгорания. Желанный пряник, наоборот, способен привести их к лучшим результатам. Представляя результат своей работы, ожившую мечту, перемены в окружающем мире и жизни людей, связанные непосредственно с его трудом, сотрудник такого типа сможет полностью отдаваться работе, не боясь нависшего над ним кнута.

Негативная мотивация эффективна только «здесь и сейчас». Пропадает страх наказания - пропадает и побуждающий стимул. Позитивная мотивация, наоборот, требует времени и постоянного подкрепления. Руководитель должен помнить, что даже самый приятный образ постепенно теряет свою привлекательность, если подчиненный трудится исключительно во благо будущего, не получая ничего в настоящем.

Как не ошибиться, мотивируя кнутом и пряником?

В компании, руководитель, как правило, полагается на и стимулирование персонала. В качестве материального выступает заработная плата: ее и и надбавки по результатам работы. Нематериальное подкрепление включает и поощрения без выплаты наличных денег: отдельное место на парковке, большой кабинет, и так далее.

Применяя метод кнута и пряника, необходимо соблюдать баланс и . Считается, что оптимальное соотношение похвалы и критики должно составлять 5:1. Персонал одинаково расслабляют как слишком частые наказания, так и неизменные поощрения. Кроме того, нужно учитывать ведущую мотивацию каждого сотрудника.

Одной из наиболее распространенных ошибок в применении метода кнута и пряника можно считать злоупотребление позитивной мотивацией. К сожалению, блестящие перспективы не всегда заставляют сотрудника действовать. Если его устраивает нынешнее положение, он не будет стремиться к лучшему. Как говорится, «нас и здесь неплохо кормят».

Другая крайность - твердая уверенность руководителя в том, что его подчиненные могут работать только из-под палки. Постоянное негативное подкрепление рано или поздно снизит чувствительность персонала к наказаниям. Если сотрудника постоянно штрафовать и распекать в присутствии коллег, он просто перестанет на это реагировать. Зачем стремиться работать более эффективное, если в результате получаешь неизменное недовольство начальника и постоянные вычеты из заработной платы? Рано или поздно руководитель, злоупотребляющий кнутом, просто потеряет сотрудника.



Новое на сайте

>

Самое популярное