Домой Запах изо рта Какие чувства вызвал рассказ уроки французского. Открытый урок по литературе «Воспитание чувств» в рассказе В

Какие чувства вызвал рассказ уроки французского. Открытый урок по литературе «Воспитание чувств» в рассказе В

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика

Цель урока:

  • раскрыть душевный мир героя рассказа;
  • показать автобиографический характер рассказа «Уроки французского»;
  • обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;
  • показать неординарность учительницы;
  • воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.

Оборудование: портрет и фотографии В. Распутина; выставка книг; толковый словарь под редакцией Ожегова (значение слова «нравственность»); запись песни «Куда уходит детство», компьютер, проектор.

Методические приемы: беседа по вопросам, словарная работа, сообщения учащихся, демонстрация , игровой момент, прослушивание музыки , , выразительное чтение стихотворения.

Хорошего сердца и правильной
души так не достает нам, что чем больше
наши герои и мы будем жить, тем лучше
для нас будет.
В.Г. Распутин

Читатель учится у книг не жизни, а
чувствам. Литература, на мой взгляд, -
это прежде всего воспитание чувств. И прежде
всего доброты, чистоты, благородства.
В.Г. Распутин

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством замечательного русского писателя В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского». Сегодня мы проводим итоговое занятие по изучению его рассказа. В процессе урока нам предстоит обсудить несколько аспектов данного рассказа: поговорим о душевном состоянии главного героя, затем речь пойдет о «необыкновенном человеке» - учительнице французского, а завершим разговор обсуждением основных, нравственных, проблем, поставленных автором в рассказе. А о жизни В.Г. Распутина мы узнаем из небольшой пресс-конференции, представленной журналистами, исследователями и читателями.

(прослушивание куплета песни «Куда уходит детство»)

  • Слово членам пресс-конференции (элемент ролевой игры).

В ход урока включены электронно-образовательные ресурсы , в данном случае на экране демонстирируется

Журналист: Сейчас мы прослушали отрывок из песни. Скажите, а как отразилось детство на творчестве В.Г. Распутина?

Исследователь: В. Распутин писал в 1974 году в Иркутской газете: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений и говорит с нами неповторимым, распутинским языком. Люди Иркутского края стали литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающие с ним, составляющие неотъемлемую часть его». А начала эти, применительно к В. Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири – тайги, Ангары, без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого незамутненного народного языка.

Учитель: Ребята, расскажите о детских годах В. Распутина.

Читатель: Родился В.Г.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть-Урда, расположенного на берегу Ангары. Детство частично совпало с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. «Свое знакомство с книгами я начал с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые» - вспоминал автор.

Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Необходимо было перебраться туда жить, причем одному.

Журналист: Да, детство Распутина было трудным. Не всякий, кто хорошо учится, умеет оценивать поступки свои и чужие, а вот для Валентина Григорьевича учеба стала трудом нравственным. Почему?

Исследователь: Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Распутин все делал только на совесть. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок» - вспоминал писатель. Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского (не давалось произношение). Это и была в первую очередь нравственная оценка.

Журналист: Кому был посвящен этот рассказ («Уроки французского») и какое место занимает в детстве писателя?

Исследователь: Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери его друга и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Этот рассказ автобиографичен. Лидия Михайловна названа своим именем. (Это Молокова Л.М.). Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете. Когда вышел в свет в 1973 году этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним.

  • Краткое сообщение об основных темах в творчестве В.Г. Распутина (презентация).
  • Беседа по вопросам.

Учитель: перед обсуждением проблем, поставленных писателем в рассказе, вспомним узловые его моменты. Читатели, я обращаюсь к вам. Вы можете воспользоваться цитатным планом, выполненным дома.
- Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? («Чтобы учиться дальше…. Мне пришлось снаряжаться в райцентр»).(Слайд 2,3).
- Каковы были успехи героя рассказа в школе? (слайд 4) (по всем предметам, кроме французского, держались пятерки).
- Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, горько и постыло! – хуже всякой болезни».).(слайд 5)
- Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Был болен, покупал на эти деньги на базаре баночку молока).
- Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? («Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня»). (слайд 6)
- Каково было отношение мальчика к учительнице? («Я пугался и терялся…. Она представлялась мне человеком необыкновенным»), (слайд 7)

Вывод: Итак, ребята, из ваших ответов мы поняли, что прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков. А теперь, обратившись к образу учительницы французского, проанализируем, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика.

  • Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение описания «Лидии Михайловны тогда было….»; «В лице ее не было жестокости…») (слайд 7)
  • Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить);(слайд 8)
  • Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок);(слайд 8)
  • Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньга в «пристенок»);(слайд 9)
  • Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы).(слайд 10)

Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учениками на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюженные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

Учитель:
- На доске записан эпиграф к уроку: «Читатель….». А какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброту и сострадание).

Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? (мнение детей).

Сегодня мы много говорили о нравственности. А что такое «нравственность»? Найдем значение этого в толковом словаре С. Ожегова. (Выражение записано на доске).

Слово учителя. Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.

Доброта – вот что привлекает всех читателей в героях рассказа.

А какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, учитель? На доске выделены как положительные качества, так и отрицательные. Какие же нравственные качества привлекают вас больше всего?
- понимание;
- человеколюбие;
- отзывчивость;
- гуманность;
- доброта;
- справедливость;
- честность;
- сострадание.

Вы указали все качества, присущие каждому учителю. Учителям посвящено много песен, рассказов, стихов. Одно сейчас прочитает наша ученица.
Хочу оставить я на память о себе
Вот эти строки, посвященные тебе:
Ты той товарищ, моя муза,
Мой кровный брат и даже мать
Легко шагать с тобой по жизни:
Ты научил меня писать,
Любить себя и верить в чудо,
Быть к окружающим добрей
Заботиться о лучшем друге,
Не обижаться на людей.
Все эти истины простые
Познал с тобой я наравне,
И хочу сказать: «Учитель!
Ты самый лучший на земле»

Вывод: Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я надеюсь, что доброта и сострадание играют большую в жизни человека и будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.

  • Подведение итогов. Оценка учащихся.
  • Д/з. Написать мини-сочинение на одну из тем «Учитель XXI», «Мой любимый учитель». По желанию (и возможности) учеников дается задание на подготовку обзора Интернет-ресурсов на данную тему.

Рассказ Распутина «Уроки французского» — это произведение, где автор изобразил небольшой промежуток из жизни деревенского мальчика, который родился в бедной семье, где голод и холод были привычным явлением. Ознакомившись с работой Распутина «Уроки французского» и его , мы видим, что писатель затрагивает проблему сельских жителей, которым приходится адаптироваться к городской жизни, здесь затронута и тяжелая жизнь в послевоенные годы, также автор показал взаимоотношения в коллективе, а еще, и это наверное основная мысль и идея данного произведения, автор показал тонкую грань между такими понятиями, как аморальность и нравственность.

Герои рассказа Распутина «Уроки французского»

Героями рассказа Распутина «Уроки французского» являются учительница французского языка и одиннадцатилетний мальчик. Именно вокруг этих персонажей строится сюжет всего произведения. Автор рассказывает о мальчике, которому пришлось уехать в город, чтобы продолжить свое школьное образование, так как в деревне школа была только до четвертого класса. В связи с этим ребенку пришлось рано покинуть родительское гнездо и самостоятельно выживать.

Конечно, он жил с тетей, но от этого легче не становилось. Тетя со своими детьми объедала парня. Они ели продукты, передаваемые матерью мальчика, которых и так не хватало. Из-за этого ребенок не доедал и чувство голода преследовало его постоянно, поэтому он связывается с компанией мальчиков, которые на деньги играли в игру. Чтобы заработать денег, он решается также с ними играть и начинает выигрывать, становясь лучшим игроком, за что и поплатился в один прекрасный день.

Тут приходит на помощь учительница Лидия Михайловна, которая видела, что ребенок играет из-за своего положения, играет, чтобы выжить. Учительница предлагает школьнику заниматься французским дома. Под видом подтянуть его знания по этому предмету, учительница таким образом решила кормить школьника, но мальчик отказывался от угощений, ведь он был горд. Отказался он и от посылки с макаронами, раскусив замысел учительницы. И тут учительница идет на хитрость. Женщина предлагает ученику играть в игру на деньги. И вот здесь мы видим тонкую грань между нравственным и аморальным. С одной стороны это плохо и ужасно, но с другой стороны мы видим добрый поступок, ведь цель этой игры не обогащение за счет ребенка, а помощь ему, возможность справедливо и честно заработать деньги, на которые бы мальчик купил еду.

Учительница Распутина в произведении «Уроки французского» жертвует своей репутацией и работой, всего лишь решившись на бескорыстную помощь, и в этом кульминация произведения. Потеряла работу, так как за игрой на деньги ее и школьника застал директор. Мог ли он поступит иначе? Нет, ведь он увидел аморальный поступок, не разбираясь в мелочах. Могла ли поступить иначе учительница? Нет, так как ей очень хотелось спасти ребенка от голодной смерти. Причем она не забыла о своем ученике и на своей родине, прислав оттуда ящик с яблоками, которые ребенок видел только на картинках.

Распутин «Уроки французского» краткий анализ

Прочитав работу Распутина «Уроки французского» и делая его анализ, мы понимаем, что здесь ведется речь не столько об школьных уроках по французскому, сколько автор учит нас доброте, чуткости, сопереживанию. Автор показал на примере учительницы из рассказа, каким должен быть на самом деле учитель и это не только человек, который дарит детям знания, но и который воспитывает в нас искренние, благородные чувства и действия.

Открытый урок по литературе «Воспитание чувств» по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».Нравственная стойкость героя.

Цель:
1. раскрыть душевный мир героя рассказа.

2. показать необыкновенность (т.е. непохожесть) учительницы.

3. обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе.

На экране слова-эпиграф:«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» Л.Н.Толстой.(-Как вы понимаете это высказывание?)

На доске записаны слова:Сочувствие, доброта, духовные ценности-,духовная память,
сострадание, чуткость, самоотдача, целеустремленность.(Попробуйте объяснить эти слова).(-Доброта- отзывчивость, стремление делать добро другим.
Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания).

(Распутин пишет о духовной памяти и духовном опыте человека, которые дают направление всей его жизни. Благодарная память писателя сделала добрые дела его учительницы достоянием читателей.)

Ход урока.

Учитель: Ребята, мы продолжаем знакомство с рассказом Распутина «Уроки французского». (Сообщает тему и цель урока: «Воспитание чувств; нравственная стойкость героя.») Перед обсуждением проблем, поставленных писателем в рассказе «Уроки французского», вспомним важные моменты его содержания.

Учащиеся пересказывают.Дома вы должны были подобрать пословицы,поговорки на тему "Доброта",давайте послушаем их.(Зачитывают пословицы).

А также надо было составить цитатный план рассказа. Давайте проверим, всё ли верно получилось.
Ученики прочитывают свои варианты цитатного плана.(Редактируем цитатный план).
Примерный план.

Цитатный план:

1. Описание мальчика(«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска…»)

2. Драка(«Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня»)

3 Снова избили. (« Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль - уже не на молоко, а на хлеб.»)

4.Занятия французским языком.(« Я шел туда как на пытку.»)

5. Игра в «замеряшки».(«Что ж, давайте играть по - настоящему, Лидия Михайловна, если хотите.»)

6. Лидия Михайловна уехала.(« Раньше я яблоки видел только на картинках, но догадался, что это они")

Ребята, к сегодняшнему уроку вы попытались передать своё видение событий в рассказе с помощью рисунков. Что вы можете сказать о расположении рисунков? Рисунки детей поставлены в хаотичном порядке, надо восстановить цепь событий.

Выводы: Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи. Маленький герой понимает, что он должен оправдать надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.
(фрагмент фильма)

Теперь речь пойдет о «необыкновенном человеке» - учительнице французского.

Какой вы видите учительницу французского? Прочитайте описание портрета Лидии Михайловны. Какие черты являются определяющими?

Как относится Лидия Михайловна к мальчику? (К мальчику Лидия Михайловна относилась с пониманием и сочувствием, она ценила его целеустремлённость. В связи с этим учительница начала дополнительно заниматься с героем, рассчитывая дома подкормить его).

Почему затея с посылкой ей не удалась? (учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять «посылку»)
(фрагмент фильма)
Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Предложила играть на деньги в «пристенок»).

Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку? (посылка явилась подтверждением добрых чувств Лидии Михайловны к мальчику и уверенности в своей правоте).

Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы).

Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

В.Г. Распутин как-то сказал: « читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература -, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Какие чувства воспитывает рассказ « Уроки французского»? (Доброту, сострадание)
(фрагмент фильма)
Воспитание чувств писатель проводит через образ учительницы, хотя её игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. Как можно оценить поступок Лидии Михайловны? Выскажите свое мнение. (С одной стороны, это непедагогично, с другой стороны, игра с учеником на деньги была единственной возможностью помочь мальчику).

Почему рассказ назван «Уроки французского»? (Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.)

Чему научились вы на этих уроках? (Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности.). Уточним значение этих слов с помощью толкового словаря.

Вывод. Игра на деньги учительницы с учеником, с точки зрения педагогики, - поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? - спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик от всего отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удаётся этот обман.

Доброта - вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.
И в заключении давайте сочиним синквейн. Тема"Лидия Михайловна".(Проводится общая работа.Подведение итогов после составления синквейна).

Домашнее задание: Выписать в тетрадь наиболее яркие детали, раскрывающие душевный мир главного героя (его мысли, чувства, переживания, проявление характера), озаглавить эту работу « Душевный мир главного героя».Синквейн "Володя".

Одиннадцатилетний мальчик впервые волею судьбы оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «учёным человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

Цель урока:1.Раскрыть душевный мир героя рассказа;
2.Показать неординарность учительницы;
3.Обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в
произведении.
4. Объяснить смысл названия рассказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отрытый урок по литературе.

«Воспитание чувств» в рассказе В.Распутина «Уроки французского».

Цели : 1.Раскрыть душевный мир героя рассказа;

2.Показать неординарность учительницы;

3.Обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в

Произведении.

4.Смысл названия рассказа.

Задачи: 1 . Фрагментарное воссоздание сюжета (работа с вопросами и

Цитатным планом рассказа о герое);

2.Работа с текстом произведения (ключевые слова, детали,

Художественные средства);

3.Характеристика литературных героев.

4.Составление синквейна.

Оформление доски:

Портрет

писателя

Доброта

Сострадание

Урок жизни

Тема

Сюжет

Проблема

Эпиграф к уроку:

Хорошего сердца и правильной души так недостаёт нам, что чем больше наши герои и мы будем жить, тем лучше для нас будет.

В.Г.Распутин.

Вопросы к уроку :

1.Какой запомнилась мальчику учительница французского?

2.Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?

3.Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным?

4.Какие чувства воспитывает рассказ?

Домашнее задание:

Ответить письменно на вопрос: Над чем заставляет задуматься рассказ В.Г.Распутина «Уроки французского»?

Ход урока:

I. Оргмомент.

Приветствие.

Цели и задачи урока.

II.Слово учителя:

На предыдущем уроке мы с вами, ребята, познакомились с рассказом В.Распутина « Уроки французского», анализировали эпизоды, которые помогают нам раскрывать характеры героев, понять их внутреннее состояние.

Сегодня на уроке нам предстоит обсудить 3 аспекта рассказа. В первую очередь остановимся на образе главного героя, его душевном состоянии.

III. Прежде, чем начнём разговор по теме нашего урока, давайте вспомним

Сюжет рассказа «Уроки французского» и сделаем вывод о главном герое.

На партах лежат листы, на которых даны вопросы к рассказу о герое и цитатный план. Задача ребят: правильно сопоставить (провести линии) вопросы и цитаты, а затем прокомментировать. Работа проводится в парах.

Вопросы к рассказу о герое

Цитатный план к рассказу о герое

1.Почему мальчик оказался в райцентре?

2.Каковы были успехи героя рассказа в школе?

3.Каково было душевное состояние героя?

4.Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?

5.Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?

6.Каково было отношение мальчика к учительнице?

  1. «Я пугался и терялся…она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».
  2. «Учился я и тут хорошо…по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
  3. «Получив его (рубль), …я покупал баночку молока».
  4. Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр».
  5. «Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни».
  6. «Они били меня по очереди…не было в тот день человека несчастнее меня».

Вывод о жизни и душевном состоянии мальчика:

Одиннадцатилетний мальчик впервые волею судьбы оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «учёным человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому,

чтобы не подвести земляков.

IV. Беседа с классом

  1. Какой запомнилась мальчику учительница французского? (вопрос на доске) Прочитайте описание портрета Лидии Михайловны. Что особенного отмечено в нём?

(« Лидии Михайловне тогда было,наверное, лет двадцать пять или около того…» и далее по тексту: « В лице её не было жестокости».)

  1. Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?

(Она относилась к нему с пониманием и сочувствием; Ценила его устремлённость. Решила позаниматься с мальчиком, чтобы подкормить способного ученика).

  1. Почему затея с посылкой ей не удалась?

(Учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок).

  1. Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньги в « пристенок»).
  1. Почему Лидия Михайловна прислала 2-ую посылку?

(Она бескорыстная, добрая. Это поступок подтверждает добрые чувства Лидии Михайловны).

  1. Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (вопрос на доске)

(Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к

Состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.)

Выводы, которые делают ребята по образу Лидии Михайловны.

Учительница идёт на рискованный шаг, играя с учеником на деньги. Но она поступает так из человеческого сострадания: мальчик истощён, а от помощи отказывается. Кроме того, Лидия Михайловна рассмотрела в ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь ребёнку поверить в свои силы.

V.Синквейн (пятистишие)

Первая строка - тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из нескольких слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

(справка)

Задание учащимся:

  1. Составить синквейн о Лидии Михайловне.

VI. Продолжаем работу с классом.

Учитель: В.Г.Распутин как-то сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам, Литература,на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства ».

  1. Какие чувства воспитывает рассказ « Уроки французского»?

(Доброту, сострадание)

  1. Как можно оценить поступок Лидии Михайловны, которая играла на деньги с учеником? Выскажите своё мнение.

(С одной стороны, это непедагогично,

С другой стороны, игра на деньги была

Единственной возможностью помочь

Мальчику)

  1. Почему рассказ назван «Уроки французского»?

(Общение с Лидией Михайловной

Стали для героя уроками жизни,

Воспитанием чувств.)

  1. А чему вы, ребята, научились на уроке?

VII. Обрате внимание на эпиграф к уроку. Прочитайте, сделайте

Вывод. Как эпиграф связан с темой урока?

(У Лидии Михайловны большое доброе сердце.

Несмотря на то, что её уволили, она осталась

ЧЕЛОВЕКОМ. Бескорыстие, простота,

Сострадание, душевная красота – вот те качества

Характера учительницы, которая для мальчика

Стала примером для подражания.)

VIII. Домашнее задание.(Записано на доске)

IX.Оценивание работы учащихся.

Приложение

Синквейн: образ Лидии Михайловны.

Лидия Михайловна

Добрая, мудрая

Учит, играет, сострадает

Не походила на всех остальных

Бескорыстность


«ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ» В РАССКАЗЕ «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»

Цели: раскрыть душевный мир героя рассказа; показать неординарность учительницы; обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе .

Хорошего сердца и правильной души так недостает нам,

что чем больше наши герои и мы будем жить, тем лучше для нас будет.

В. Г. Распутин

Ход урока

Беседа

Учитель. Перед обсуждением проблем, поставленных писателем в рассказе «Уроки французского», вспомним узловые моменты его содержания.

(Учащиеся фрагментарно воссоздают сюжет рассказа, пересказывая подготовленный дома эпизод произведения.)

Учитель. Сегодня на уроке нам предстоит обсудить три аспекта рассказа «Уроки французского». В первую очередь остановимся на образе главного героя, его душевном состоянии; далее речь пойдет о «необыкновенном человеке» - учительнице французского; завершим разговор о рассказе обсуждением основных его проблем.

Главный герой в рассказе

Учащиеся в качестве домашнего задания подготовили вопросы и цитатный план к рассказу о главном герое. В процессе обсуждения варианты системы вопросов и цитатного плана появляются на доске.

Вопросы к рассказу о герое

1. Почему мальчик оказался в райцентре?

2. Каковы были успехи героя рассказа в школе?

3. Каково было душевное состояние героя?

4. Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?

5. Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?

6. Каково было отношение мальчика к учительнице?

Цитатный план к рассказу о герое

2. «Учился я и тут хорошо... по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».

3. «Так мне было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни».

4. «Получив его (рубль),... я покупал на базаре баночку молока».

5. «Они били меня по очереди... не было в тот день... человека несчастнее меня».

6. «Я пугался и терялся... она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».

Выводы. Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

Лидия Михайловна- «человек необыкновенный»

Учитель. Какой запомнилась мальчику учительница французского? Прочитайте описание портрета Лидии Михайловны. Что особенно отмечено в нем?

(«Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того...» и далее по тексту: «В лице ее не было жестокости».)

Учитель. Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?

(К мальчику Лидия Михайловна относилась с пониманием и сочувствием, она пенила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его.)

Учитель. Почему затея с посылкой ей не удалась?

(Учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять «посылку».)

Учитель. Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?

(Она предложила ему играть на деньги в «пристенок».)

Учитель. Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку?

(Досылка явилась подтверждением добрых чувств Лидии Михайловны к мальчику и уверенности в своей правоте.) Учитель. Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным?

(Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.)

Выводы. Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

«Воспитание чувств» в рассказе.

Учитель. В.Г. Распутин как-то сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»?

(Доброту, сострадание.)

Учитель. Воспитание чувств писатель проводит через об-раз учительницы, хотя ее игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. Как можно оценить поступок Лидии Михайловны? Выскажите свое мнение.

(С одной стороны, это непедагогично, с другой стороны, игра с учеником на деньги была единственной возможностью помочь ему.)

Учитель. Почему рассказ назван «Уроки французского»?

(Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.)

Учитель. Чему научились вы на этих уроках?

(Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности.)

Выводы. Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, - поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? - спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик от всего отказывается. Учительница предлагает играть на деньга и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удается этот обман.

Доброта - вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Над чем меня заставил задуматься рассказ В. Г. Распутина "Уроки французского"».



Новое на сайте

>

Самое популярное